Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Экономические особенности деятельности торговых организаций различных типов»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности различных типов организаций розничной торговли
1.1 Понятие и характеристика торговли и торговой деятельности
1.2 Типы торговых организаций и их характеристика
1.3 Особенности эффективности деятельности на рынке различных типов организаций
Глава 2. Анализ предприятия торговли (на примере «ЗАО «Смарт Велью Ритейл»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2 Исследование особенностей деятельности с учетом типа предприятия
2.3. Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности с учетом типа предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы, представляет собой потребительский рынок один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, в котором решаются социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами. Степень его развития значительно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

В современных экономических условиях в торговле Российской Федерации произошли значительные преобразования. Существенно изменился архитектурный облик предприятий торговли, улучшился их интерьер, значительно расширился товарный ассортимент. Появились и получили широкое распространение новые форматы торговли, такие как торговые центры и многофункциональные комплексы. Они сочетают в себе сразу несколько функций — торговля, развлечение, спорт и другие. Наиболее популярными многофункциональными комплексами являются торгово-развлекательные и торгово-офисные центры.

Уровень развития торговли по регионам и городам Российской Федерации очень неоднороден, что выражается в дифференциации уровня цен, степени обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов и товарным ассортиментом и т.д. Степень межрегиональных и внутрирегиональных различий еще больше усилил мировой финансовоэкономический кризис, который оказал влияние на все сектора российской экономики, в том числе и на розничную торговлю.

Актуальность рынка розничной торговли неоспорима. По мере изменения экономической ситуации, рынок торговли все больше растет и развивается. Подстраиваясь под вкусы потребителей, создаются все новые формы розничной торговли (такие как, онлайн — ритейл). С каждым днем влияние уже укрепившихся на своих позициях крупных ритейлеров возрастает и вход на рынок становится все труднее.

Удовлетворение самых различных потребностей покупателей, является главной целью розничной торговли.

Торговец — связующее звено между производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы вовремя отследить спрос на определенный товар, закупить его у поставщиков и сбыть по выгодной для себя цене. В современных условиях, появилась необходимость внимательно отслеживать перемены на рынке и быть готовым полностью изменить свою стратегию.

Цель данной работы – провести оценку экономических особенностей деятельности торговых оргназаций различных типов.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

— Теоретически рассмотреть основы деятельности различных типов организаций розничной торговли;

— Изучить понятие и характеристику торговли и торговой деятельности;

— Охарактеризовать типы торговых организаций;

— Вявить ососбенности эффективности деятельности на рынке различных типов организаций;

— Провести анализ экономической деятельности торговых организаций;

— Разработать пути совершенствования деятельности торговых организаций;

Объектом исследования является «ЗАО «Смарт Велью Ритейл».

Предметом исследования в данной работе является специфика экономических ососбенностей деятельности торговых организаций.

Теоретические и практические аспекты организации коммерческой деятельности торговых организаций рассматривались в трудах ученых: Балабанов И. А., Бейли, Дж., Белолипецкий В. И., Боди З., Ефимова О. А., Колб Р., Крейнина М. А., Крейнина М. А., Сайфулин Р. Л., Уткина Э. Н. и др.

Структура работы  включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы деятельности различных типов организаций розничной торговли

 1.1 Понятие и характеристика торговли и торговой деятельности

Торговая деятельность (торговля) определена как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров [8].

«Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли–продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций,направленн  направленных на обслуживание процесса обмена» [12].

Торговля представляет собой вид торговли товарами (услугами), предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Данное определение предполагает организацию широчайшего доступа к товарам и услугам, продажу их огромному количеству потребителей с разными требованиями мелкими партиями, что коренным образом отличает ее от оптовой торговли [14, с.58].

Торговля является завершающей частью цепочки поставок любого товара. Процесс товарного обращения, который имеет место при доведении товаров от производства до конечного потребителя, завершается в розничной торговле.

В процессе оптовой и розничной  продажи товар из сферы обращения переходит в сферу личного потребления, компенсируются затраты на их производство, товародвижение, продажу.

С точки зрение А.М. Фридмана эффективность торговой отрасли можно рассмотреть как единое целое экономической и социальной составляющих, а структуру эффективности торговли можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 3 — Аспекты эффективности торгового предприятия

Современная торговля решает следующие задачи [16, с.37]:

— приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

— формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;

— демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);

— осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);

— организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;

— организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;

— организует уличную торговлю — торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;

— осуществляет мелочную торговлю — торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.

Рисунок 5 – Показатели ресурсов торгового предприятия

1.2 Типы торговых организаций и их характеристика

Специалистами описано множество форм и видов торговли. При этом классификация представлена по различным критериям, основаниям [12].

По форме собственности выделяются государственная и частная форма торговли. Государственная торговля основана на государственной собственности. Все средства торговых предприятий при этом являются собственностью государства. На базе государственной собственности активно формируется форма муниципальной собственности. Органы муниципальной власти на сегодняшний день на правах акционеров владеют 50–60% акций государственных торговых предприятий. Это дает возможность муниципалитетам поддерживать их торговые предприятия на современном уровне [19].

Частная торговля основывается на частной форме собственности. Существование данной формы торговли стало возможно при рыночной экономике. В нашей стране частная собственность может быть представлена как индивидуальная и коллективная (партнерская, акционерная).

С развитием рыночной экономики растет удельный вес частной торговли. Так, в 2019 году доля частной торговли в структуре розничного товарооборота составил – 69,5%, доля государственной – 8,9%.

С учетом объема реализации и цели приобретения и использования товаров в последующем различают две формы торговли: оптовая и розничная.

Согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП (ОК 004–93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17)» понятие оптовая торговля – это «деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам». [1]

Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

Кроме оптовой и розничной торговли встречаются такие виды торговли как мелкооптовая и мелкорозничная. Мелкооптовой считают продажу товаров партиями до 1 тонны для осуществления розничной торговли, а также для личного некоммерческого потребления. Мелкорозничная торговля — продажа товар через небольшие стационарные (павильоны, киоски, палатки, ларьки) или передвижные торговые сети (автомагазины и автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и др.).

В России, как и во всех странах с рыночной экономикой, осуществление деятельности любой обозначенной формы торговли в разной степени регулируется законом. На сегодняшний день это – «ГОСТ Р 51303– 2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582–ст., ред. от 29.03.2016), Федеральный закон от 28.12.2009 N 381–ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [2]

Рассмотрим особенности функционирования предприятия розничной торговли.

Рассмотрим некоторые, уже плотно вошедшие в обиход нашей жизни виды (рисунок 1):

Рисунок 1 — Виды розничных торговых предприятий

Розничная торговля является конечным звеном процесса продвижения продукта, товара от изготовителя к потребителю. При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и становится собственностью потребителя. Потребителем при этом могут выступать население, организации, предприятия, различные учреждения и т.д. Через розничную торговлю происходит продажа товаров для нужд как личных, так и коллективных, хозяйственных и др.

Виды розничной торговли достаточно разнообразны. Обусловлено это как огромным разнообразием товаров, так и другими факторами: наличием спроса. способами доставки товаров потребителям, особенностями географического положения, особенностями экономического характера, существующей конъюнктурой, организационно–правовой формой компании–продавца и др. факторами. Виды розничной торговли описаны в государственном стандарте «Торговля. Термины и определения».

По признаку использования или неиспользования торговых объектов можно выделить такие виды розничной торговли: стационарная, посылочная и передвижная.

Наиболее распространенным видом розничной торговли как способа реализации товара потребителю, является стационарная торговая сеть. Данный вид розничной торговли – это реализация товаров через стационарные торговые точки: крупные супермаркеты, небольшие магазины, ларьки, торговые палатки, магазины–склады. В зависимости от размера торговой точки и ее технического оснащения обслуживание покупателей в них происходит либо по системе самообслуживания, либо через прилавок.

Меньшую долю объема розничной торговли занимают передвижная (разносная, развозная) и посылочная. Данные виды позволяют осуществлять продажи без наличия стационарных торговых точек. Так, при осуществлении развозной торговли возможно использование специального мобильного оборудования или автотранспортного средства. Разносная торговля предполагает непосредственный контакт продавца и покупателя, например, на улице, в транспорте, каком–либо учреждении или посещении на дому. Посылочный вид розничной торговли непосредственного контакта не требует, так как товар продавец отправляет покупателю почтовой посылкой. При этом, покупатель делает заказ по печатному каталогу или через Интернет–магазин. В последнее время Интерне–магазины приобретают все большую популярность и становятся обычной повседневной практикой.

В розничной торговле существует также разделение на виды с учетом товарно–ассортиментного признака. Товары объединяют в группы по соответствующему признаку. Таким образом в розничной торговле выделяются следующие виды магазинов:

  • специализированные магазины продают товары одной конкретной группы, их должно быть более половины всего ассортимента (например, хлебобулочные изделия);
  • узкоспециализированные магазины предлагают товары, которые составляют часть товарной группы (например, спецодежда);
  • универсальные магазины реализуют товары многих товарных групп, располагая их по секциям;
  • смешанные магазины предлагают товары разных товарных групп (продовольственных и непродовольственных) без образования отдельных секций;
  • комбинированные магазины продают товары нескольких товарных групп, при этом предлагаемые товары отражают общность интересов и удовлетворяют спрос соответствующего круга потребителей (например, все для дома)

Магазины розничной торговли определенного вида, в свою очередь, классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и форм обслуживания:

  • универсальные магазины – гипермаркеты, универмаги, магазины– склады, универсамы, супермаркеты, гастрономы и т.п.;
  • специализированные продовольственные магазины – Рыба, Деревенское мясо, Вино и т.п.;
  • специализированные непродовольственные магазины – Мебель, Ткани, Электроинструмент и т.п.;
  • магазины прочей товарной специализации – Семена, Корм животным, Книги и т.п.;
  • неспециализированные продовольственные магазины – Продукты и т.п.;
  • неспециализированные непродовольственные магазины – Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и т.п.

Формы обслуживания в розничных магазинах: самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок, по образцам, по каталогам.

Характерные признаки розничных магазинов (вид, тип, торговая площадь, ассортимент, формы торгового обслуживания) определены документом ГОСТ Р 51773–2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Розничная торговля. Классификация предприятий (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. № 259–ст).

Следует отметить, что в настоящее время розничная торговля переживает существенные изменения, это касается типов магазинов, методов продаж и форм обслуживания. Из этого следует, что существующие классификации уже не полной мере отражают современные тенденции развития розничной торговли и нуждаются в доработке.

На наш взгляд, целесообразно при классификации учитывать не только форму торгового обслуживания и ассортимент, но и разделять по расположению, атмосфере, продвижению и цене. Данные признаки заимствованы из классификации Бермана, их вполне можно адаптировать под специфику российской розницы, что и делают сегодня многие «продвинутые» отечественные предприниматели.

Существующие на сегодняшний день отечественные классификации не всегда позволяют четко представить на какие целевые группы потребителей ориентировано данное предприятие. Поэтому полезным явилось бы введение критерия – целевая группа. Этот критерий структурирует виды розничных предприятий в более целостные категории – форматы. Таким образом, критерии, определяющие тип предприятия, приобретают двойное содержание. И критерии – цена, атмосфера, расположение, продвижение – характеризуют не только сам формата, но и ту целевую группу, на которую данный формат ориентирован. «Необходимость принимать во внимание целевые группы объясняется еще и развитием рыночных отношений, созданием эффективной конкурентной среды. Возникновение новых форматов сопровождается возрастающей степенью специализации и нацеленностью форматов на соответствующие потребительские группы.» [16, с.56]

Розничный магазин, правильно выбравший формат, обеспечивает себе развитие в конкурентной среде и твердые позиции на рынке. Конкуренция такого характера ориентирует розничный рынок на более полное удовлетворение запросов потребителей, каждое отдельное предприятие работает в своей нише, практически не пересекаясь с другими.

При выборе формата розничного торгового предприятия важное значение также имеет изучение и учет таких факторов, как: демографические тенденции в регионе, социальные группы населения, доходы населения, экономическое положение региона и т.д. Формат розничного предприятия должен соответствовать, отвечать потребностям людей, живущих в данном городе, районе [14, с.58].

1.3 Особенности эффективности деятельности на рынке различных типов организаций

 

Исходя из уже имеющихся точек зрения по вопросам эффективности, мы можем предложить классификацию видов показателей эффективности деятельности торгового предприятия, представленную ниже (табл. 1).

Таблица 1.- Виды показателей эффективности деятельности предприятия

Признак классификации Группы показателей
1. По степень обобщения и полноте

оценки эффективности

Обобщающие

Частные

2. В зависимости от подхода к

оценке ресурсов

Эффективности примененных ресурсов

Эффективности потребленных ресурсов

3. По экономическому содержанию Стоимостные

Натуральные

4. В зависимости от состава

показателя

Одноэлементные

Многоэлементные

5. В зависимости от степени

математической формализации

Количественные

Качественные

6. По отношению к предприятию Внутренние

Внешние

7. В зависимости от вида ресурсов Эффективности использования основных фондов Эффективности использования оборотных средств Эффективности использования трудовых ресурсов

Эффективности        использованияфинансовых ресурсов

8. В зависимости от вида деятельности Эффективности хозяйственной деятельность

Эффективности экономической деятельности Эффективности финансовой деятельности

9. По периоду расчета Плановые Ожидаемые

Фактические

10. По размеру Максимальные Минимальные

Оптимальные

11. По методике расчета Показатели эффективности структуры показателя

Показатели эффективности результатов

 

В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.

Состояние товарного ассортимента торговой организации характеризуют несколько свойств: глубина, широта, обновляемость, устойчивость, рациональность.

Таблица 2 − Свойства и расчет показателей ассортимента [17]

Эффективность закупочной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента.

Вторым направлением анализа эффективности является эффективность сбытовой деятельности, которая рассчитывается в результате проведения следующих анализов:

— анализ и оценка динамики развития общей суммы товарооборота, его структуры; выполнение плана по товарообороту:

— анализ динамики суммы валового дохода, его уровня в товарообороте;

— анализ динамики суммы издержек обращения, структуры затрат в общей сумме; уровня издержек обращения в товарообороте и т.д.;

— затраты на закупку товаров;

— анализ всех видов прибыли по сумме и уровню в товарообороте;

— анализ дебиторской задолженности является важным в работе предприятия, так как рост дебиторской задолженности покупателей перед оптовым предприятиям ведет к снижению платежеспособности и образованию долгов перед поставщиками (росту кредиторской задолженности) или предприятие для погашения кредиторской задолженности вынуждено обращаться за кредитами в банки.

Важнейшим показателем эффективности коммерческой деятельности предприятия является прибыль, прибыль от продажи товаров (операционная прибыль), балансовую прибыль или прибыль до налогообложения (с учетом реализационных доходов и расходов) и чистую прибыль (т.е. прибыль за минусом налога на прибыль и прочих выплат из чистой прибыли: штрафы, пени и т.д.).

Расчет прибыли от продаж рассчитывают по формуле (1) [40]:

П = ВД -ИО (1)

где П – прибыль от продаж;

ВД – валовой доход;

ИО – издержки обращения

Для характеристики экономической эффективности предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту (2) [40]: Rпр. = П/Т (2)

где Rпр. – рентабельность продаж;

П – прибыль (от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль);

Т – оптовый товарооборот.

Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота.

В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения, затратами на оплату труда) (3) [40]: Rи.о. = (П / ИО) х 100 %, (3)

где Rи.о. – рентабельность затрат (издержек обращения), %.

Важным условием эффективности коммерческой деятельности предприятия является товарооборачиваемость или скорость обращения товаров, выраженная (в днях или оборотах).

Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки коммерческой работы, так как это означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по формуле (4) [40]: Обдн = (ТЗ × Д) / Т, (4)

где Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

ТЗ – средний товарный запас за исследуемый период (руб.);

Д – число дней в этом периоде;

Т – объем товарооборота за указанный период (руб.).

Товарооборачиваемость в оборотах, рассчитывается по формуле (5) [4]: Обр = Д / Обдн, (5)

где Обр – товарооборачиваемость в числе оборотов;

Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Д – число дней в указанном периоде.

Таблица 4 − Система показателей анализа состояния процессов закупки и реализации товаров в коммерческой деятельности оптовой торговой организации [9]

Для оценки эффективности сбытовой деятельности чаще всего применяются следующие относительные показатели: рентабельность продаж; рентабельность затрат на реализацию, скорость обращения товаров.

Полученная информация поможет организации оптимизировать торговый ассортимент, разработать мероприятия по стимулированию продаж данных товаров или исключить их из ассортимента.

 

Глава 2. Анализ предприятия торговли (на примере  «ЗАО «Смарт Велью Ритейл»)

 

2.1. Краткая характеристика предприятия

«ЗАО «Смарт Велью Ритейл» осуществляет свою коммерческую деятельность под брендом «Оливье» и является классическим представителем российского рынка розничной торговли.

Рассмотрим структуру управления предприятием (рис. 2.1).

Рисунок 2 —  Структура управления «ЗАО «Смарт Велью Ритейл»

В 2019 году рынок товаров повседневного спроса (FMCG-ритейла)  изменился: ускорилась ротация игроков, усилилось госрегулирование, на первый план вышли проблемы информационной безопасности, обусловленные информатизацией розничной торговли, а потребительский спрос оставался довольно слабым. Результатом стало замедление темпов прироста суммарной выручки торговых сетей повседневного спроса с 16% в 2016 г. до 12% в 2019 году, а также замедление  показателей эффективности торговли (выручка, трафик, средний чек) у большинства крупных ритейлеров.

Рассмотрим структуру и динамику финансовых результатов «ЗАО «Смарт Велью Ритейл» (табл. 1). Как видно из таблицы, выручка от продаж увеличилась в 2019 году на 26.7% по сравнению с 2018 годом, также и себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг увеличилась на 25% по сравнению с 2018 годом.

Далее рассмотрим структурный (вертикальный) анализ финансовых результатов «ЗАО «Смарт Велью Ритейл» (табл. 1).

Таблица 1

Анализ динамики показателей финансовых результатов

«ЗАО «Смарт Велью Ритейл»

Наименование показателя 2018 2019 Откло-нения

(+,-)

Темп изменения (%)
1. Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (без НДС), тыс. руб. 1633927 2071715 437788 126,793608
2.Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), тыс. руб. -959965 -1206214 -246249 125,651873
3. Валовая прибыль, тыс. руб. 673962 865501 191539 128,419852
4. Расходы на реализацию (коммерческие расходы), тыс. руб. -274791 -325890 -51099 118,595587
5. Управленческие расходы, тыс. руб. -99767 -132811 -33044 0
6. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. 299404 406800 107396 135,869928
7. Прочие доходы, тыс. руб. 3255 13306 10051 408,786482
8. Прочие расходы, тыс. руб. -36992 -52715 -15723 142,503785
9. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 265684 373634 107950 140,630975
10.Текущий налог на прибыль, тыс. руб. -62422 -81471 -19049 130,516485
11. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 208214 292347 84133 140,406985

 

Таблица 2.

Структурный (вертикальный) анализ финансовых результатов «ЗАО «Смарт Велью Ритейл»

Наименование показателя 2018 2019 Отклоне-ния

(+,-)

Темп изменения (%)
1. Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (без НДС), тыс. руб. 100 100 0  
2.Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), тыс. руб. 58,75 58,22 -0,52904 99,09953
3. Валовая прибыль, тыс. руб. 41,24 41,77 0,529043 101,2826
4. Расходы на реализацию (коммерческие расходы), тыс. руб. 16,81 15,73 -1,08738 93,53436
5. Управленческие расходы, тыс. руб. 6,105 6,41 0,304715 104,9904
6. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. 18,32 19,63 1,311709 107,1583
7. Прочие доходы, тыс. руб. 0,199 0,64 0,443057 322,4031
8. Прочие расходы, тыс. руб. 2,26 2,54 0,280517 112,3904
9. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 16,26 18,03 1,774552 110,9133
10.Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 3,82 3,93 0,112172 102,9362
11. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 12,74 14,11 1,368188 110,7366

Таблица 3.

Анализ доходов «ЗАО «Смарт Велью Ритейл».

Виды доходов организации Годы Изменения
2018 2019 Отклонения

(+,-)

Темп изменения (%)
Динамика доходов организации
Доходы от основных видов деятельности, тыс. руб. 1633927 2071715 437788 126,794
Прочие доходы, тыс. руб. 3255 13306 10051 408,786
Итого доходов 1637182 2085021 447839  
Структура доходов организации
Доходы от основных видов деятельности, тыс. руб. 100 99
Прочие доходы, тыс. руб. 0 1

По данным таблицы. 2.3 видно, что доходы 2019 г., по сравнению с 2018 годом, увеличились на 437788  тыс. руб., что составляет 126,79% , т.е. доходы организации возросли на 26,7%. Наибольший удельный вес в доходах организации занимают доходы от обычных видов деятельности: в 2019 году они составляли 99% всех доходов.

Рассмотрим анализ расходов в анализируемом хозяйствующем субъекте (таб. 4).

Таблица 4

Анализ расходов «ЗАО «Смарт Велью Ритейл»

Виды доходов организации Годы Изменения
2018 2019 Откло-нения

(+,-)

Темп изменения (%)
Расходы по обычным видам деятельность 959965 1206214 246249 125,65
Расходы на реализацию (коммерческие расходы), тыс. руб. 274791 325890 51099 118,60
Управленческие расходы, тыс. руб. 99767 132811 33044 0
Прочие расходы, тыс. руб. 36992 52715 15723 142,50
Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 62422 81471 19049 130,51
Итого расходов 1433937 1799101 +365164 125,46

Как видно из табл. 4, расходы организации в 2019 году также увеличились по сравнению с 2018 годом на +365164тыс. руб., что составляет 125,65% т.е. расходы организации возросли на 25,56%.

Таблица 5

Показатели соотношения доходов и расходов организации

 

Показатель

Годы Отклонения

(+,-)

2018 2019
Коэффициент соотношения доходов и расходов 1,141739142 1,158923818 0,017185
Коэффициент соотношения расходов и доходов 0,875856808 0,862869487 -0,01299

В целом доходы организации превышают ее расходы. Таким образом, коэффициент соотношения доходов и расходов по всем годам больше 1 и даже идет на увеличение. В итоге, следует обратить внимание на то, что вся структура доходов и расходов изменилась незначительно, с ростом расходов увеличивается рост и доходной части, что говорит о стабильности работы организации.

2.2 Исследование особенностей деятельности с учетом типа предприятия

 

Ассортимент супермаркета ЗАО «Смарт Велью Ритейл» составляют товары для дома, офисные товары, техника, продукты питания, экзотические фрукты, вина, сигареты и многое другое.

Все товары представлены в широком выборе производителей. Ассортимент товаров пополняется ежедневно.

Продукция, представленная в торговых центрах «ЗАО «Смарт Велью Ритейл» во всех регионах РФ, отличается не только широким ассортиментом, который насчитывает более 5 000 наименований, но и высоким качеством. В частности, проводятся регулярные лабораторные испытания продаваемой продукции. В ведущих российских лабораториях строгому контролю подвергаются:

  • выпускаемые в магазинах полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, изготавливаемые блюда;
  • вода и санитарное состояние магазина
  • мясные продукты, рыбная продукция, молочные продукты, колбасные изделия, и т.д.
  • реализуемая продукция под собственными торговыми марками «ЗАО «Смарт Велью Ритейл».

Этап 1. В рамках данного анализа объектом исследования выступают различные категории.

После этого необходимо рассчитать долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина (табл.5.).

Этап 2. Необходимо отсортировать товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.

Этап 3. Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С (табл. 6.).

Таблица 5.

Товарооборот товарных групп

Название товарной группы Доля товарной группы, %
Молочная продукция 22,8
Хлебобулочные изделия 17,8
Кондитерские изделия 11,9
Алкогольная продукция 13,9
Фрукты и овощи 7,9
Мясо и колбасы 15,8
Соки, воды 9,9
Итого 100

Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в магазине. XYZ-анализ также предполагает разделение ассортимента магазина на группы X, Y и Z, при этом критерием данного анализа может быть рентабельность товаров или стабильность их продаж.

Таблица 6.

ABC-анализ ассортимента «ЗАО «Смарт Велью Ритейл»

Название товарной группы Доля в товарообороте в порядке убывания, % Доля в товарообороте накопительным итогом, % Группа
Молочная продукция 22,8 22,8 А
Алкогольная продукция 17,8 40,6 А
Кондитерские изделия 15,8 56,4 А
Хлебобулочные изделия 13,9 70,3 В
Фрукты и овощи 11,9 82,2 В
Мясо и колбасы 9,9 92,1 С
Соки, воды 7,9 100 С

Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа на примере «ЗАО «Смарт Велью Ритейл». В качестве объекта исследования выступают вышеперечисленные товарные группы.

Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены во 2 табл.

Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в  табл.

Этап 3. Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-). Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в табл. 7.

Таблица 7.

XYZ-анализ

Товарная группа Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % Группа
Мясо и колбасы 27,5 27,5 X
Алкогольная продукция 22,5 50,0 X
Молочная продукция 14,2 64,2 Y
Хлебобулочные изделия 11,0 75,2 Y
Соки, воды 9,8 85,0 Y
Фрукты и овощи 7,6 92,6 Z
Кондитерские изделия 7,4 100 Z

Таблица 8.

ABC- и XYZ-анализ

AX AY AZ
Алкогольная продукция Молочная продукция Кондитерские изделия
BX BY BZ
Хлебобулочные изделия Фрукты и овощи  
CX CY CZ
Мясо и колбасы Соки, воды  

Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY — группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина.

2.3. Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности с учетом типа предприятия

 

Проведенный анализ ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  показал, что предприятие находится в устойчивом  финансовом положении, что является следствием следующих обстоятельств:

  • рост общей величины имущества предприятия;
  • рост выручки;
  • снижение доли собственного капитала в общем капитале предприятия.

Условия формирования высоких конечных результатов деятельности предприятия ЗАО «Смарт Велью Ритейл» в значительной степени зависят от оптимальности структуры капитала ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  с позиций эффективного его функционирования. Это комбинация долга и собственного капитала, которая всякий раз должна уравновешиваться с активами предприятия ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  .

В структуре пассивов ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  за анализируемый период выросла доля долгосрочных и краткосрочных обязательств, снизилась задолженность по налогам и сборам, доходы будущих периодов.

У предприятия ЗАО «Смарт Велью Ритейл»   отмечается стабильный рост заемных средств и снижение доли собственных. Исходя из этого предприятию ЗАО «Смарт Велью Ритейл»   следует разработать политику управления заемным капиталом, которая ограничивала бы использование заемных средств.

Поэтому рекомендуем рассмотреть его построение по этапам с конкретным рассмотрением целей данного этапа и содержания выполняемых мероприятий, которые мы предлагаем использовать предприятию ЗАО «Смарт Велью Ритейл».

Несмотря на зависимость предприятия ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  от внешнего финансирования, в целом анализ показателей финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия в 2018-2019 гг. демонстрирует положительную динамику этих показателей и эффекта финансового левериджа. Однако в дальнейшей работе необходимо определить пути оптимизации структуры капитала ЗАО «Смарт Велью Ритейл» и совершенствования его использования с учетом отмеченных тенденций и показателей, используемых для оптимизации структуры капитала ЗАО «Смарт Велью Ритейл»   в управлении структурой капитала.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации. Предприятию ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  стоит использовать результаты проведенного анализа в качестве оценки целесообразности использования заемных средств в тех объемах и формах, которые сложились на предприятии в предшествующем периоде.

Кроме того, ЗАО «Смарт Велью Ритейл»  рекомендуется сформировать эффективные условия привлечения кредитов:

а) по срокам предоставления кредита;

б) по ставке процента за кредит;

в) по условиям выплаты суммы процента; г) по условиям выплаты основной суммы долга;

д) по прочим условия, связанным с получением кредита.

Чтобы избежать влияния инфляции, выбирают фиксированную или плавающую процентную ставку с высоким процентным периодом (когда ставка не меняется).

Также в интересах предприятия рекомендуется обеспечивать своевременные расчеты по полученным кредитам.

Проанализируем формирование и использование доходов организации. Финансовые результаты деятельности «ЗАО «Смарт Велью Ритейл» за 2018 – 2019 гг. представлены в таблице 2.9.

Выручка от реализации продукции в 2018 году была 1633927     тыс. руб., а в 2019 году выросла до 2071715 тыс. руб. , то есть увеличилась на 437788 тыс. руб. (+26,79%)

Таблица 9.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Наименование показателя 2018 2019 Откло-нения

(+,-)

Темп изменения (%)
1. Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (без НДС), тыс. руб. 1633927 2071715 437788 126,79
2.Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), тыс. руб. -959965 -1206214 -246249 125,65
3. Валовая прибыль, тыс. руб. 673962 865501 191539 128,41
4. Расходы на реализацию (коммерческие расходы), тыс. руб. -274791 -325890 -51099 118,59
5. Управленческие расходы, тыс. руб. -99767 -132811 -33044 0
  6. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. 299404 406800 107396 135,86  
  7. Прочие доходы, тыс. руб. 3255 13306 10051 408,78  
  8. Прочие расходы, тыс. руб. -36992 -52715 -15723 142,50  
  9. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 265684 373634 107950 140,63  
  10.Текущий налог на прибыль, тыс. руб. -62422 -81471 -19049 130,516485  
  11. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 208214 292347 84133 140,40  
  12. Рентабельность (убыточность) по чистой прибыли, % 0,127431642 0,141113522 0,01368 110,73  
  13. Рентабельность продаж, % 0,183241969 0,196359055 0,01312 107,15  
  14. Рентабельность затрат, % -0,276764257 -0,309757638 -0,033 111,92  
  15. Среднесписочная численность работников, чел. 198 200 2 101,010101  
  16. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 51084 54240 3156 106,18  
  17. Производительность труда, тыс. руб. /чел 8252,156566 10358,575 2106,42 125,52  
 

Себестоимость реализованной продукции увеличилась с  959965 тыс. руб.    в 2018 году до 1206214 тыс. руб. в 2019 году, рост себестоимости составил  246249 тыс. руб., то есть 25,65%

Валовая прибыль  выросла с 673962 тыс. руб.  до 865501  тыс. руб. в 2019 году на 28,42%.

Расходы на реализацию  и управленческие расходы выросли.

Прибыль (убыток) от реализации  увеличилась с 299404 тыс. руб. в 2018 году до          406800 тыс. руб. в 2019 году, рост составил      107396 тыс. руб.  или 35,87%. Чистая прибыль увеличилась с 208214 тыс. руб.        в 2018 году до 292347 тыс. руб.         в 2019 году, рост показателя составил 84133 тыс. руб. и +40,41%.

Рентабельность (убыточность) по чистой прибыли выросла на 10,73%.  Рентабельность продаж выросла на 7,16%. Производительность труда увеличилась на 25,52%. Таким образом, деятельность предприятия показывает положительную динамику основных технико-экономических показателей.

В таблице 10  нами приведены коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия.

Таблица 10

Коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия

№ п/п Коэффициенты ликвидности Нормальное ограничение На начало года На конец года Отклонение
1 Общий показатель ликвидности (к-т общей ликвидности) Кл об > 1 3,658765736 3,44689888 -0,21186686
2 К-т абсолютной ликвидности К > 0,2 – 0,7 3,658765736 3,44689888 -0,21186686
3 Промежуточный к-т ликвидности К ≥ 0,7, желат. = 1 3,621812447 3,41888749 -0,20292495
4 К-т текущей ликвидности К = 1, оптим. = 1,5 – 3. 4,871973985 3,96921427 -0,90275972
5 К-т маневренности функционирующего капитала Уменьшение показателя –положит факт 0,745775478 0,81390451 0,068129031

 

6 Доля оборотных средств в активах Д > 0,5 0,80146416 0,8603544 0,058890238
7 К-т обеспеченности собственными средствами К не менее 0,1 0,726683786 0,70988415 -0,01679964

Таким образом, общий показатель ликвидности находится в пределах нормативных значений и составляет 3,44689888.

Коэффициент  абсолютной ликвидности составляет  3,45 при норме от 0,2 – 0,7         . Промежуточный коэффициент ликвидности   равен 3,4.

Коэффициент текущей ликвидности равен 3,9.

Коэффициент  маневренности функционирующего капитала показывает увеличение по сравнению с 2018 годом, что является отрицательным показателем.

Доля оборотных средств в активах  находится в пределах нормы, коэффициент обеспеченности собственными средствами       так же находится в пределах нормы. Для оценки деловой активности предприятия необходимо рассчитать значения характеризующих её показателей (табл. 11).

Продолжительность финансового цикла  показывает длительность периода движения денежных средств на предприятии от оплаты покупной стоимости товаров поставщикам до реализации товаров покупателям по продажным ценам.

Другими словами, продолжительность финансового цикла характеризует количество дней между погашением кредиторской и дебиторской задолженностью.

Данный показатель у предприятия составляет 25,79 дней. Чем больше финансовый цикл, тем больше временной период «изъятия» денежных средств. Тенденция изменения финансового цикла напрямую влияет на финансовую устойчивость организации.

Анализируемое предприятие характеризуется коротким финансовым циклом по сравнению с операционным циклом, что является позитивным моментом. В целом показатели деловой активности можно оценить позитивно.

Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны отразить состояние основных фондов и конкурентоспособность реализуемых товаров.

Таблица 11

Показатели деловой активности предприятия

Наименование

показателя

Формула расчета Порядок расчета

показателя

Числовое значение
Производительность труда ΔПт=((Тотч — Тбаз)/Тотч)*100% Выручка на одного работника 10358,575
Ресурсоотдача Kр =Выручка от продаж/

Средняя стоимость активов

Объем продаж, приходящийся на 1 руб. вложенных средств 1,684282797
Фондоотдача

 

Фондоотдача = Выручка / Основные средства Объем продаж, приходящийся на единицу стоимости ОФ 50,63089594
К-т оборачиваемости собственного капитала Выручка за анализируемый период / среднегодовая стоимость капитала. Объем продаж, приходящийся на 1 руб. собственного капитала  
К-т оборачиваемости мобильных средств Комс= Выручка от реализации/Средняя величина оборотных средств

 

Объем продаж, приходящийся на 1 руб. оборотных средств 2,244520644
К-т оборачиваемости материальных оборотных средств (МОС) Оборачиваемость оборотных средств = Выручка / Оборотные активы. Объем продаж, приходящийся на 1 руб. запасов 1,957661633
Оборачиваемость запасов в днях   365 : К-т обор. МОС 5,015749004
К-т оборачиваемости готовой продукции Оборачиваемость готовой продукции = Выручка нетто от продаж / Готовая продукция Объем продаж, приходящийся на 1 руб. готовой продукции 72,77078652
 

К-т оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

К-т оборачиваемости =

Деб (кред) задолженность  / Готовая продукция

 

Объем продаж, приходящийся на 1 руб. дебиторской и кредиторской задолженности

 

7,15934852

7,770378483

Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности в днях 365 : К-т обор.  

 

50,98229245

46,97325887

 

 

Продолжитель-ность операционного цикла

Сумма среднего оборота запасов в днях и среднего оборота дебиторской задолженности в днях 72,77078652
Продолжительность финансового цикла Операционный цикл минус средний оборот кредиторской задолженности  в днях 25,79752765

 

Проведем экспертный анализ экономической эффективности предлагаемых мер. По нашему мнению, предлагаемые мероприятия позволят осуществить рост выручки на 20 %.

Таблица 12

Прогноз основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Наименование показателя 2019 год Проект на 2020 год Откло-нения

(+,-)

Темп изменения (%)
1. Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (без НДС), тыс. руб. 2071715 2486058 414343 1,2
2.Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), тыс. руб. -1206214 -1411270,38 -205056 1,17
3. Прибыль от продажи  тыс. руб. 865501 3897328,38 3031827 4,50297

 

Проектные мероприятия позволят реализовать рост выручки на 20%. Это обеспечить рост прибыли от продажи на 4%.

Таким образом, предприятие показывает положительную динамику основных технико-экономических показателей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изученного материала, можно сделать ряд обощпающих выводов:

Розничная торговля играет важную роль в экономике страны. Являясь источником поступления денежных средств в бюджеты различных уровней, торговля формирует основы стабильности государства и вносит значительный вклад в развитие отдельных районов страны.

Предприятия торговли, также имеют свою классификацию. Товарный ассортимент один из параметров разделения магазинов на типы.

Основными типами являются:

— специализированный магазин. Предоставляет узкий ассортимент значительной насыщенности;

— универмаг. Предлагают несколько ассортиментных групп товаров;

— универсам. Крупное предприятие, рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя;

— магазин с товарами повседневного спроса. Небольшой «магазин у дома», предлагающий товары повседневного спроса и имеющие высокую оборачиваемость;

— комбинированный универсам. Разновидность универсама, ассортимент которого расширен, за счет продажи лекарственных средств.

Начиная с 2017 года, отрасль торговли выйдет на путь восстановительного роста, однако в среднесрочной перспективе восстановление утраченных позиций в краткий срок маловероятно. Сохранение положительного тренда находится в тесной зависимости от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.

Наряду с положительными тенденциями развития предприятий торговли, проблемы остаются.

— развитие федеральных торговых сетей.

— нехватка собственных финансовых средств для открытия бизнеса, трудности с получением банковского кредита;

— проблемы со сбытом товаров и услуг.

В практической части нами проведенго исследование, в ходе которого выявлено, что выручка от реализации продукции в иследуемой организации в 2018 году была 1633927 тыс. руб., а в 2019 году выросла до 2071715 тыс. руб., то есть увеличилась на 437788 тыс. руб. (+26,79%).

Себестоимость реализованной продукции увеличилась с  959965 тыс. руб.    в 2018 году до 1206214 тыс. руб. в 2019 году, рост себестоимости составил  246249 тыс. руб., то есть 25,65%. Чистая прибыль увеличилась с 208214 тыс. руб.  в 2018 году до 292347 тыс. руб. в 2019 году, рост показателя составил 84133 тыс. руб. и +40,41%. Рентабельность по чистой прибыли выросла на 10,73%.  Рентабельность продаж выросла на 7,16%. Производительность труда увеличилась на 25,52%.

Таким образом, предприятие показывает положительную динамику основных технико-экономических показателей. Показатели ликвидности находятся в пределах нормативных значении. Доля оборотных средств в активах  находится в пределах нормы,  коэффициент обеспеченности собственными средствами   так же находится в пределах нормы.

В целом показатели деловой активности можно оценить позитивно.

К основным направлениям по совершенствованию поддержки и развитию торговых предприятий можно отнести:

— стимулирование спроса на продукцию местных торговых предприятий;

— обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий торговли (стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования предприятий торговли, развитие микрофинансирования предпринимательства, развитие долгосрочного финансирования, разработка программы субсидирования затрат субъектов торговых предприятий).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 03 августа 1998, № 31, стр. 7152-7219; СЗ РФ 07 августа 2000, № 32, стр. 6421-6527
  2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. от 29 июля 2018 г. N 281-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. № 43 ст. 4190
  3. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16208/

Литература

  1. Артамонов В. С. Микроэкономика: учеб. пособ. / В. С. Артамонов, А. И. Попов, С. А. Иванов, Н. И. Уткин, Е. Б. Алексеев. – СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
  2. Аскеров П.Ф. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности организации. Учебное пособие / П.Ф. Аскеров, И.А. Цветков, Х.Г. Кибиров. – М.: Инфра-М, 2015. – 176с.
  3. Барковский А.Н., Алабян С.С., Морозенкова О.В. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 9. С. 3-7.
  4. Деркач С.Н., Левина Е.В. Влияние санкций на эффективность отрасли // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. — № 11. — С. 783-784.
  5. Захарова Е.В., Майер М.В. Анализ влияния экономического кризиса на розничную торговлю // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4.
  6. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учеб. пособие // гриф УМО. – М.: Кнорус, 2016. – 304 с.
  7. Платонов, В. Н. Организация торговли : учебное пособие для вузов / В. Н. Платонов . — Минск : Белорус. гос. экон. ун-т , 2016. — 287 с.
  8. Раицкий, К. А. Экономика и управление в организациях торговли: учебное пособие для вузов / К. А. Раицкий . — М. : Аспект-Пресс , 2017. — 192 с.
  9. Романова А. И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения // Современная конкуренция. 2019. № 5.
  10. Синяева, И. М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: учебник для вузов / И. М. Синяева . — 3-е изд., перераб. и доп . — М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2016. — 368 с.
  11. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 481 с.
  12. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман . — 3-е изд . — М. : Дашков и К’ , 2017. — 625 с.
  13. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / ред. А. Н. Соломатин. — СПб. [и др.]: Питер, 2015. — 553 с.
  14. Экономический анализ в торговле: учебное пособие / М. И. Баканов, [и др.], ред. М. И. Баканов. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 397 с.
  15. Экономика торговли: учебное пособие / М.И.Платонов, [и др.],. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 397 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф