Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Экономические теории инвестиций и определения их роли в развитии экономики»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические основы инвестиций и их роли в развитии экономики
1.1 Сущность инвестиций и их классификация
1.2 Теоретические аспекты роли инвестиций в развитии рыночной экономики
1.3 Нормативно-правовые аспекты активизации инвестиционных процессов
2. Анализ тенденций развития инвестиций в мировой и отечественной практике
2.1 Анализ уровня инвестиционной активности в развитых странах
2.2 Анализ и оценка роли инвестиционной политики в странах юго-Восточной Азии
2.3 Оценка инвестиционной привлекательности России
3. Направления повышения инвестиционной активности в целях обеспечения национальной экономической безопасности России
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России
3.2 Методы повышения инвестиционной привлекательности регионов России для повышения их роли в отечественной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

 

Введение

 

Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях сниженной промышленной активности, оптимизации потребления и сокращения импорта, а также с учетом достаточно жесткой денежно-кредитной политики и препятствий, которые действующие санкции создают многим крупнейшим компаниям на пути к недорогому заемному капиталу из-за рубежа, краеугольным камнем роста национальной экономики является привлечение инвестиций, как со стороны локальных инвесторов, включая государство, так и из-за рубежа.

Россия — богатейшая страна мира, как по территории, так и по природно-ресурсным запасам. На сегодняшний день наша страна имеет достаточный производственный, технический и научный потенциал. Но, несмотря на эти положительные факторы, у России есть существенные проблемы с инвестиционной привлекательностью для иностранных инвесторов.

Изучению теорий инвестиций были посвящены труды таких ученых, как: Андрианов В.Д., Басовский, Л.Е., Беляков А.А., Туруев И.Б., Борисова О.В., Васильев В.Л., Зубрилин Е.В., Касьяненко, Т.Г., Ковалёва, Т.М., Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П., И.В. Липсиц, В.В. Коссов, Логинова, Н.А., Мельников, Р.М., Москвитина Е.И., Дорошина И.П., Бутова Т.В., А.М. Плотникова, М.В. Слаутина, Теплова Т.В., Турманидзе, Т.У., Шапкин, А.С., и др.

Предметом данной курсовой работы является теория инвестиций.

Объектом — инвестиционный климат в России.

Целью данной работы является изучение экономических теорий инвестиций и определение их роли в развитии экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-раскрыть сущность инвестиций и их классификацию;

-изучить теоретические аспекты роли инвестиций в развитии рыночной экономики;

-привести нормативно-правовые аспекты активизации инвестиционных процессов;

-провести анализ уровня инвестиционной активности в развитых странах;

-провести анализ и оценку роли инвестиционной политики в странах юго-Восточной Азии;

-дать оценку инвестиционной привлекательности России;

-указать пути улучшения инвестиционного климата в России;

-рассмотреть методы повышения инвестиционной привлекательности регионов России для повышения их роли в отечественной экономике;

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы инвестиций и их роли в развитии экономики

 

1.1 Сущность инвестиций и их классификация

 

На текущий момент существует большое множество понятий и определений инвестиций, начиная от строго академических и заканчивая узкоспециализированными отраслевыми дефинициями. Тем не менее, главным фактором, на котором базируется вся методология, раскрывающая сущность категории «понятие и классификация инвестиций», — это получение прибыли от вложенных материальных или интеллектуальных активов через определенный период времени в будущем. Однако здесь необходимо сделать одно небольшое уточнение, которое поможет понять сущность, классификацию, структуру и значение инвестиций[15].

Первое, что надо иметь в виду, это то, что не всякое вложение активов является инвестицией. Например, покупка квартиры или приобретение яхты не могут являться инвестицией до тех пор, пока они не станут источником дохода (квартира сдается в аренду, яхта используется для совершения туристических круизов).

Второй момент касается времени или периода, на который вкладываются средства для извлечения прибыли. Например, покупка пакета акций компании для того, чтобы получать дивидендные доходы, считается инвестицией, а использование его для получения краткосрочной прибыли путем перепродажи на следующий день — нет. Также определенной трудностью в определении инвестиций является и срок работы вложенного капитала[12].

Например, покупка авто — трейлера для кратковременного использования в сфере контейнерных перевозок формально является инвестиционным активом, но поскольку этот приобретенный актив используется для обеспечения краткосрочного бизнес-процесса, то по своему экономическому содержанию — это будет просто вложение денег в текущий производственный процесс.

Рассмотрев основные моменты, касающиеся раскрытия понятия экономическая сущность инвестиций, и классификация которых имеет определенные особенности, можно перейти непосредственно к перечню основных инвестиционных категорий.

Экономическая сущность, цели и значение инвестирования четко прослеживается в следующей классификации инвестиций, представленной на рисунке 1.1[17].

Рисунок 1.1 Экономическая сущность значение и цели инвестирования

 

В дополнение к выше упомянутой классификации можно также добавить еще ряд форм, представленных на рисунке 1.2[17].

 

Рисунок 1.2 Экономическая сущность состава инвестиций

Инвестиции, их сущность и современная классификация во многом определены спецификой самого бизнеса, правовой и суверенной юрисдикции, сложившейся деловой практики. Поэтому говорить о существовании какой-либо универсальной методологии, способной охватить все нюансы и тонкости инвестиционных активов и стратегий, вряд ли приходится[16].

Тем не менее, приведенной ниже классификации вполне достаточно для того, чтобы сориентировать начинающего инвестора или предпринимателя в том информационном многообразии, которое включает в себя понятие инвестиция:

1) По типам и сферам использования:

-Реальные (см. Реальные инвестиции: куда можно направить) – капитальные инвестиции в средства производства;

-Финансовые – в любые виды активов, имеющих статус ликвидных финансовых инструментов;

-Нематериальные — знания, социальные блага и гуманитарные миссии.

2) По своей натуральной форме:

-денежные средства и их эквиваленты (банковские депозиты, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах, ценные бумаги и их производные, долговые активы и т.п.);

-земля как первоисточник всех активов, в том числе и права на нее (например, концессионные соглашения);

-здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

-имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом («ноу хау», лицензии, товарные марки, сертификаты, авторские права и франшизы)[14].

3) По объекту инвестирования:

-капитальные активы, имущество, физические авуары, в том числе в драгоценные металлы;

-в денежные активы (финансовые инвестиции);

-в нематериальные активы (нематериальные инвестиции).

4) По воспроизводственной направленности, характеру использования капитала:

-нетто-инвестиции (начальные инвестиции, первичные инвестиции);

-инвестиции, предназначенные для реновации основных фондов (повышение капитальной отдачи);

-чистые инвестиции (реинвестиции), в том числе, например, и выкуп собственных акций компании с рынка;

-валовые инвестиции (брутто-инвестиции);

5) По характеру решения поставленных целей и задач:

-инвестиции в повышение эффективности производства;

-инвестиции в расширение производства и рынков сбыта;

-инвестиции в создание новых производств, инновационные или венчурные инвестиции в том числе;

-инвестиции с целью удовлетворения требований государственных органов управления. Например, обеспечение экологической защиты путем вложения средств в очистительные сооружения, возведения объектов социальной инфраструктуры, постройка мостов, дорожной коммуникации и т.п[18].

6) По источнику и /или форме собственности:

-государственные (суверенные), региональные и муниципальные;

-частные или принадлежащие объединению социальных групп (например, фонды коллективных инвестиций, благотворительные фонды);

-иностранные или имеющие основной источник вне суверенной юрисдикции (например, инвестиционный капитал компании, реинвестированный через офшорную фирму, по своей сути и правовому статусу будет считаться иностранным);

-смешанные или имеющие форму, например, так называемого государственного — частного партнерства.

7) По правовому статусу (титулу) собственности:

-собственные, принадлежащие как самой компании, так и ее дочерним или аффилированным структурам и подразделениям;

-заемные или полученные с условием обременения. Например, заемные средства с обязанностью выполнения некоторой услуги, не имеющей формы денежных обязательств;

-привлеченные;

-денежные средства объединений, например, отношения в рамках треста или синдиката (синдицированное страхование через привлечение сторонних участников – пула перестраховочных компаний);

-целевое финансирование из бюджета и внебюджетных фондов, например, государственный заказ, кредитные гарантии со стороны правительства, льготные государственные режимы налогообложения или таможенных процедур[7].

8) По степени участия самого инвестора экономическая сущность инвестиций и их классификация может быть представлена в виде:

-прямые – капиталы, направленные непосредственно для осуществления конкретных производственных задач;

-косвенные — или опосредованное участие в инвестиционном проекте через, например, обладание долей пакета акций и компании, через кредитное финансирование или поставку важной управленческой информации, технологии и т.п.;

-портфельные — финансовые инвестиции, осуществляемые путем вложения активов в финансовые инструменты фондового рынка, акций облигации и их производных[13].

9) По степени влияния и контроля бизнеса со стороны инвестора:

-обеспечивающие полный контроль владельцем своего бизнеса — инвестор не имеет никаких инструментов воздействия на политику компании;

-не позволяющие установить полный контроль в бизнесе, но оказывающие существенное влияние на него – например, обладание инвестором блокирующего пакета акций (более 25%), зависимость инвестируемого бизнеса от условий кредитования или воздействия различных групп интересов как внутри самой компании, так и вне ее (протекционизм, лоббирование через теневые структуры в государственных органах власти);

-не позволяющие установить полный контроль инвестору и оказывающие существенное влияние на всю деятельность компании. Например, скупка контрольного пакета, обеспечение большинства в совете директоров или зависимость компании от условий главного кредитора[14].

Экономическая сущность инвестиций, классификация инвестиций была бы не полностью раскрыта без такой характеристики как степень рискованности вложений капитала, которая напрямую влияет на всю стратегию инвестора.

В этой связи все инвестиции можно разделить на:

-рискованные инвестиции (но в то же самое время, и высокодоходные);

-со средней степенью риска;

-мало рискованные или консервативные стратегии инвестирования.

Также в этом параграфе стоит рассмотреть понятие «инвестиционная привлекательность». Итак, под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность различных объективных и субъективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [15].

Для характеристики привлекательности чаще всего используют весьма сложное и многомерное понятие инвестиционный климат. Под которым, понимается учет следующих условий, определяющих эффективность и целесообразность вложений различного рода (инвестирования) в экономику страны (региона)[12]:

1) Экономических условий – состояния микро — и макро – экономической среды, динамика ВВП и НД, оборота промышленной продукции, инновационного развития, инфляции, количеством рабочей силы и её квалификацией;

2) Государственной инвестиционной политики – уровня государственной поддержки иностранных инвестиций, участия в международных договорах, доверия и эффективности государственной деятельности;

3) Нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности- простоты восприятия системы налогообложения, регистрации деятельности, валютного и таможенного режима, урегулирование споров;

4) Информационного, статистического материала о положении различных факторов определяющих инвестиционный климат[11].

 

1.2 Теоретические аспекты роли инвестиций в развитии рыночной экономики

 

Трудно переоценить роль инвестиций в современной экономике. Благодаря инвестированию, субъекты экономической деятельности получают возможность не только бесперебойного функционирования, но и увеличения объемов производства. Кроме этого, финансовые вложения играют немаловажную роль в совершенствовании технологических и производственных процессов деятельности современных предприятий. Все это служит базой для стабилизации экономики любого государства, а также средством пополнения бюджета страны в конечном итоге[16].

Если основной целью частных инвесторов и инвестиционных организаций является получение дохода, то государство осуществляет капиталовложение с целью улучшения положения в экономике страны. По этой причине роль инвестиций в экономику со стороны государства имеет огромное значение.

Капиталовложения в экономику оказывают положительное влияние на значение совокупного спроса, что, в свою очередь, сказывается на занятости населения, а также на его уровни жизни. Увеличение объема инвестиций позволяет эффективно решать целый ряд задач, среди которых:

1) Повышение производительности труда;

2) Повышение конкурентоспособности отечественной продукции по отношению к зарубежной;

3) Увеличение доли отечественной продукции на международном рынке.

Уменьшение инвестиций в экономику вызывает падение экспорта товаров, что, в свою очередь, вызывает банкротство некоторых предприятий и увеличение размера безработицы. Более сильное негативное воздействие вызывает уменьшение инвестиций в экономику государств, производство которых ориентировано на международный рынок. Экономическая ситуация в подобных государствах очень сильно зависит от предпочтений инвесторов.

Роль инвестиций в экономике напрямую зависит от типа капиталовложений. В настоящее время принято различать три основных типа капиталовложений[15]:

1) Прямые инвестиции;

2) Портфельные инвестиции;

3) Интеллектуальные инвестиции.

Прямые инвестиции предполагают капиталовложения в разнообразные отрасли народного хозяйства, а также различные социальные сферы. Этот тип капиталовложений предполагает вложение средств в те сферы народного хозяйства, рост которых позволяет увеличить производственный потенциал государства.

Портфельные инвестиции представляют собой вложение имеющегося капитала в акции/облигации. Этот тип капиталовложений дает возможность инвесторам рассчитывать на получение довольно существенно дохода. Портфельные инвестиции позволяют компаниям получить деньги для дальнейшего развития, что, в свою очередь, благотворно воздействует на общее состояние экономики государства[13].

Интеллектуальные инвестиции предполагают применение имеющегося капитала для приобретения разнообразных патентов и лицензий. Грамотное осуществление интеллектуальных инвестиций позволяет также увеличить производственный потенциал экономики, благодаря развитию разнообразных наукоемких отраслей. Освоение новых технологий, благодаря новых разработок позволяют производить более востребованную на мировом рынке продукцию.

При помощи соотношения инвестиций в экономику и амортизации можно с необходимым уровнем точности выявить, на какой именно стадии находится экономика государства. Если полученное значение выше нуля, то можно констатировать, что экономика страны находится на стадии роста[9].

В ситуации, когда описанное выше соотношение равняется нулю, то экономика государства является статичной. Если же данное соотношение меньше нуля, то в экономике страны наблюдается деинвестирование. Подобное положения вызывает разнообразные негативные последствия, такие как рост безработицы, а также падение уровня благосостояния населения.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что роль инвестиций в экономику заключается в установлении макроэкономического равновесия. Приток инвестиций является благоприятным для экономики, так как он приводит к снижению безработицы, благодаря созданию новых рабочих мест. При этом, слишком высокая активность инвесторов может вызвать и негативные последствия в виде инфляции. Это связано с тем, что низкий уровень безработицы в государстве вызывает падение курса национальной валюты[8].

Также объем инвестиций в экономику оказывает существенное воздействия на ВНП государства. Высокая активность инвесторов приводит к серьезному росту значения ВНП, что оказывает благоприятное воздействие на благосостояние государства.

Итак, роль инвестиций в экономике государства достаточно трудно переоценить. Любое современное государство не только осуществляет капиталовложение в разнообразные отрасли народного государства, но и всеми доступными способами пытается привлечь крупных международных инвесторов[6].

 

1.3 Нормативно-правовые аспекты активизации инвестиционных процессов

 

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

-Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[1];

-Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[2];

-Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[3] и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие[7]:

-инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;

-инвестиционные операции, осуществляемые резидентами.

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

-инвестирования в капитальное строительство;

-покупки ценных бумаг;

создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны[8].

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях  стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют[9]:

-порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;

-движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;

-порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;

-нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

-регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;

-регулирование объектов инвестирования;

-экспертизу инвестиционных проектов;

-государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;

-контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;

-регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;

-оценку законности амортизационной политики;

-систему льготного кредитования;

-налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;

-контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;

-предоставление необходимой финансовой помощи[8].

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

-формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;

-разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;

-обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;

-стимулирование лизинговых операций;

-создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий[9].

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но также и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны[10].

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

-вкладывать финансовые средства в новое строительство;

-осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;

-приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;

-проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР[11].

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективе увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования[20].

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

 

2. Анализ тенденций развития инвестиций в мировой и отечественной практике

 

2.1 Анализ уровня инвестиционной активности в развитых странах

 

В 2017г. общемировой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сократился на 23%, составив 1,43 трлн долл. США против 1,87 трлн долл. США в 2016г. (см. рис. 2.1)[24].

 

Рисунок 2.1 Общемировой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ)[24]

 

Данное снижение совершенно не вписывается в динамику других макроэкономических показателей, таких как ВВП и объем торговли, которые в 2017г. существенно возросли.

Падение было отчасти обусловлено снижением чистого стоимостного объема трансграничных слияний и поглощений на 22%. Но даже без учета крупных разовых сделок и реструктуризации корпораций, благодаря которым резко возросли объемы ПИИ в 2016г., снижение в 2017г. остается весьма значительным.

Объем объявленных инвестиций в новые проекты – а это один из показателей будущих тенденций – также снизился на 14% до 720 млрд долл. США.

Сократился приток ПИИ в развитые страны и страны с переходной экономикой, в то время как в развивающиеся страны ПИИ поступали по-прежнему стабильно. Приток инвестиций в развитые страны упал более чем на треть – до 712 млрд долл. США (см. рис. 2.2)[24].

 

Рисунок 2.2 Приток ПИИ в разбивке по регионам, 2016–2017гг. (в млрд долл. США и %)[24]

 

В значительной мере падение объясняется снижением с высокого уровня предыдущего года, который был достигнут в результате трансграничных слияний и поглощений и реструктуризации корпораций. Значительное снижение стоимостных объемов таких операций привели к сокращению притока ПИИ на 40% в Соединенных Штатах до 275 млрд долл. США и на 92% в Соединенном Королевстве до 15 млрд долл. США.

Реинвестированные доходы выросли на 26% благодаря действиям МНП Соединенных Штатов в ожидании налоговых льгот по репатриации средств.

Приток ПИИ в развивающиеся страны оставался примерно на уровне 2016 г. (671 млрд долл. США) без каких-либо признаков восстановления после снижения на 10% в 2016 г. Приток ПИИ в Африку продолжал сокращаться, в развивающихся странах Азии он оставался на стабильном уровне, а в странах Латинской Америки и Карибского бассейна несколько возрос.

Приток ПИИ в страны с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в 2017 г. снизился на 27% до 47 млрд долл. США – более низкий уровень за период с 2005 г. отмечался только один раз.

В десятке крупнейших получателей ПИИ половину составляют развивающиеся страны (см. рис. 2.3)[24].

 

Рисунок 2.3 Приток ПИИ в первую «двадцатку» принимающих стран в 2016 и 2017 гг. (в млрд долл. США)[24]

Крупнейшим получателем ПИИ оставались Соединенные Штаты, привлекшие 275 млрд долл. США, за которыми следовал Китай, который достиг рекордного уровня 136 млрд долл. США, несмотря на снижение темпов, вначале отмечавшееся в первой половине 2017 г. Значительно поправили свои позиции в рейтинге Франция, Германия и Индонезия.

В числе крупнейших экспортеров инвестиций по-прежнему преобладают развитые страны (см. рис. 2.4)[24].

 

Рисунок 2.4 Вывоз ПИИ из первой «двадцатки» стран базирования, 2016 и 2017 гг. (в млрд долл. США)[24]

 

Зарубежная инвестиционная активность МНП этих стран снизилась лишь незначительно. Вывоз ПИИ из развитых стран уменьшился в 2017 г. на 3% до 1 трлн долл. США. Их доля в глобальном вывозе ПИИ по-прежнему составляет 71%.

Потоки ПИИ из развивающихся стран сократились на 6% до 381 млрд долл. США., главным образом из-за снижения – впервые за 15 лет (на 36% до 125 млрд долл. США) – ПИИ из Китая в результате проведения ограничительной политики в ответ на значительный отток капитала в 2015–2016 гг. Вывоз ПИИ из стран с переходной экономикой возрос на 59% и составил 40 млрд долл. США.

Негативные тенденции в динамике ПИИ объясняются несколькими факторами. Не требующие крупных активов модели международного производства порождают структурные сдвиги в ПИИ. Еще одним серьезным фактором является значительное снижение показателей доходности ПИИ за последние пять лет.

В 2017 г. глобальная доходность ПИИ, размещаемых в принимающих странах, снизилась до 6,7% (таблица 2.1)[24].

 

Таблица 2.1 Доходность ввозимых ПИИ, 2012 – 2017гг. (%)

Хотя показатели доходности в среднем по-прежнему выше в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, большинство регионов не избежали понижательной тенденции. В Африке, например, доходность инвестиций упала с 12,3% в 2012 году до 6,3% в 2017 году.

Поскольку особенно выраженный характер снижение носит в регионах, которые зависят от ПИИ в сырьевой сектор, происходящее можно частично объяснить падением цен на сырьевые товары в этот период. Однако широкие масштабы падения дают основание говорить о влиянии и структурных факторов, главным образом ограниченных возможностей фискального арбитража и арбитража на разнице в стоимости рабочей силы при осуществлении международных операций[24].

2.2 Анализ и оценка роли инвестиционной политики в странах юго-Восточной Азии

 

Рост в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, а также в Китае и Индии по прогнозам будет оставаться устойчивым до 2022 г. Ожидается, что уровень ВВП в развивающихся странах Азии вырастет на 6,4% в 2019 г. и будет расти в среднем на 6,3% ежегодно за период 2018-2022 гг., по подсчетам Центра развития среднесрочных подсчетов ОЭСР (MPF-2018)[26].

Рост Индонезии составит 5,4% за счет улучшения инвестиционного климата и фискальной политики. Средний рост в Малайзии составит 4,9% в связи с притоком иностранных инвестиций в горнодобывающую, производственную и финансовую сферы. На Филиппинах средний показатель достигнет 6,4%, главным образом за счет притока капитала из-за рубежа, реализации крупных инфраструктурных проектов и аутсорсинга.

Во Вьетнаме, который является одним из главных партнеров ЕАЭС, средний прирост составит 6,2% за счет международной торговли. Средний рост Камбоджи, Лаосской Народно-Демократической Республики и Мьянмы составит 7,2% за счет развития экспорта, туризма, улучшения инвестиционного климата.

Один из основных торговых партнеров России — Китай — будет расти медленнее — на 6,2% в год, в связи с уязвимостью финансового рынка. Ожидается увеличение экспорта в связи с появлением новых зон свободной торговли. А вот рост другого партнера России – Индии — составит примерно 7,3% в период между 2018 — 2022 гг.

Наблюдается тенденция роста инфляции в странах Азии, что отразилось на стоимости продуктов и транспорта. Рост индекса потребительских цен в Китае происходит из-за увеличения расходов на жилье и здравоохранение, в Индии — из-за изменения цен на топливо, одежду и жилье.

На данный момент проходят переговоры по Соглашению о свободной торговле Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Соглашение еще не включает главы о государственных предприятиях (SOE), например, вопросы принципов поведения государственных предприятий на рынке[26].

Отсутствует глава по государственным закупкам, а также положения об инвестициях и урегулированию споров, которые затрагивают вопрос поддержки со стороны правительств в случае споров по международным инвестициям. Имеет смысл также включить главу по правам рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных, в части определения уровня заработной платы, условий труда и расширения полномочий профсоюзов. Отсутствует также глава по экологии.

В 2017 г. члены АСЕАН приняли сводный стратегический план действий до 2025 г., направленный на развитие региональной интеграции, за счет расширения торговли и инвестиций, интеграции микро, малых и средних предприятий в цифровую экономику, развития инноваций.

АСЕАН продвинулась в торговле товарами и услугами с Камбоджей, Лаосской Народно-Демократической Республикой, Мьянмой и Вьетнамом, которые дополнительно сократили тарифы на товары в начале 2017 г. Кроме того, цифровая экономика будет стимулировать свободный поток товаров и услуг в рамках АСЕАН через единое окно — ASEAN Single Window (ASW). Рамочное соглашение ASEAN по услугам (AFAS) и механизмы взаимного признания (MRA) в нескольких секторах способствовали либерализации услуг[25].

АСЕАН работает над дальнейшим снижением тарифов. Так, Бруней-Даруссалам, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд сняли все импортные пошлины к 2010 г., за исключением пунктов, содержащихся в разделе по «Чувствительным и высокочувствительным спискам товаров». В 2015 г. страны-члены АСЕАН подписали девятый пакет, который стал результатом переговоров между странами АСЕАН о мерах по либерализации торговли услугами[25].

Индекс ограничения торговли услугами ОЭСР (STRI) помогает участвующим странам сравнивать свою позицию с позицией своих торговых партнеров. Не все страны Азии с развивающейся экономикой включены в базу данных, однако открытость в секторах услуг может быть сопоставлена между странами или между различными регионами. Индекс принимает значения от нуля (полная открытость) до одного (полное закрытие для иностранных поставщиков услуг). В соответствии с Индексом STRI Китай, Индия и Индонезия являются более закрытыми в торговле в большинстве секторов услуг.

 

2.3 Оценка инвестиционной привлекательности России

 

На сегодняшний день Россия не входит в состав стран по инвестиционной привлекательности. Более того, после кризиса 2014 г. зарубежные инвесторы высказывают большее недоверие по отношению к РФ. В последние годы развитие экономики России происходит достаточно быстрыми темпами, однако не в полной мере реализованный потенциал, приводит к медленному росту иностранных инвестиций.

Специалисты компании Bloomberg составили рейтинг наиболее привлекательных для инвестиций развивающихся стран в 2018 году (табл. 2.2). [25]

 

Таблица 2.2 — Наиболее привлекательные для инвестиций развивающиеся страны 2018 г.[25]

место страна место страна
1 Мексика 11 Чили
2 Турция 12 Тайвань
3 Чехия 13 ЮАР
4 Польша 14 Бразилия
5 Малайзия 15 Россия
6 Корея 16 Таиланд
7 Венгрия 17 Филиппины
8 Колумбия 18 Индонезия
9 Перу 19 Китай

 

Где Россия заняла всего лишь 15 место, в основном из-за относительно низких показателей по сальдо текущих счетов, оценки активов и суверенного кредитного рейтинга.

В свою очередь методика Всемирного экономического форума заключается в оценке конкурентоспособности стран в таких секторах, как:

-экономика, движимая факторами производства;

-экономика, движимая эффективностью;

-экономика, движимая инновациями.

Исследуя итоги оценки конкурентоспособности, Российская Федерация показывает положительные тенденции [4]. Она улучшила свои позиции, по сравнению с 2016 г. на 2 позиции, поднявшись с 45 на 43 место. А если провести аналогию с 2014-2015 гг., то она и вовсе подняла свою позицию к 2017 г. на 10 пунктов (53-е место)[25].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время реализуются несколько международных проектов, позволяющих оценить тот или иной аспект инвестиционной привлекательности страны.

Инвестиционная привлекательность страны в основном определяется макроэкономическими факторами развитости страны, которые зависят от уровня развития производств, технологий, количества трудоспособного населения и других показателей позволяющих составить целостную картину инвестиционной привлекательности той или иной страны.

Макроэкономические показатели (ВВП) и данные об инвестициях в основной капитал представлены на рисунке 2.5.[25]

 

Рисунок 2.5 Объемы и прирост ВВП и инвестиций в основной капитал в реальном выражении в 2005–2018 гг.[25]

 

По данным Росстата, в январе-марте 2018 г. прирост инвестиций в основной капитал по полному кругу компаний и с учетом неформальной деятельности составил 3,6% относительно того же периода прошлого года (после падения на 0,2% в 2016 г. и роста на 4,4% в 2017 г., в том числе в четвертом квартале – на 6,4%). В целом эта статистика Росстата говорит о замедлении роста инвестиционной активности в начале 2018 г.

Это стало следствием ряда чисто конъюнктурных факторов (например, окончания периода подготовки к чемпионату мира по футболу и завершения ряда проектов в Крыму), являвшихся двигателями парадоксального инвестиционного оживления в прошлом году (тогда прирост инвестиций почти в три раза превысил прирост ВВП, что нетипично для российской экономики). При этом в 2017 г. прирост инвестиций в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений составил 34% г/г, обеспечив около 0,6 п.п. общего прироста инвестиций, а в первом квартале 2018 г. в этом секторе наблюдался спад на 15,7%. Из суммарных капитальных вложений на подготовку к чемпионату мира по футболу (далее ЧМ-2018) в размере около 678 млрд руб., на 2018 г. приходится лишь 44 млрд руб. Кроме выявляется как сам по себе экономический рост, так и влияние предыдущих периодов в объемах инвестиций[25].

Заметим, что в первом квартале 2018 г. досчет Росстатом объемов инвестиций по сравнению с прямой отчетностью компаний крупного и среднего бизнеса до полного круга компаний (с учетом малого бизнеса и ненаблюдаемой прямыми статистическими методами инвестиционной активности) очень велик.

При снижении первых на 1,3% и росте вторых на 3,6%, темпы прироста ненаблюдаемой напрямую инвестиционной активности составили более 20% (при том, что инвестиционные вложения в малый бизнес и ненаблюдаемые прямыми статистическими методами составили около 20,8% всех инвестиций). Поэтому в ходе дальнейших уточнений темпы прироста инвестиций в первом квартале по полному кругу компаний могут быть понижены[25].

Это подтверждает оценку инвестиционного всплеска 2017 г. как достаточно хрупкого в связи с высоким уровнем неопределенности и рисков и высокой сегментацией кредитного рынка. Так можно сказать даже несмотря на то, что объемы балансовой прибыли экономики в январе-апреле 2018 г. выросли относительно того же периода прошлого года на 10% в номинальном выражении, а наращивание поддержки инвестиционного процесса со стороны банков продолжается (чистый приток кредитов реальному сектору в январе-апреле 2018 г. вырос до более чем 1600 млрд руб. против примерно 800 млрд руб. в четвертом квартале 2017 г.).

Если ориентироваться на прямую отчетность крупных и средних компаний по динамике инвестиций, можно отметить, что многие виды деятельности вносят отрицательный вклад в прирост; в отношении некоторых из них можно говорить об эффекте высокой базы в 2017 г. В первую очередь, это спорт и индустрия развлечений.

Спад инвестиций в них можно объяснить тем, что основные мероприятия по подготовке к чемпионату мира уже проведены. Также в минусе строительство: многие объекты инфраструктуры были завершены к 2018 г. Что касается транспорта, железнодорожный транспорт оказался в плюсе (рост год к году на 32,4%), а вот трубопроводный транспорт – некогда одно из основных направлений инвестирования – сейчас переживает инвестиционный кризис: объемы инвестиций в первом квартале здесь снизились на 18,3% г/г.[25]

При этом инвестиции в собственно добычу нефти и газа выросли на 7,7% г/г и внесли наибольший положительный вклад в совокупный прирост первого квартала (1,5 п.п.); здесь инвестиционный процесс был подстегнут ростом цен на нефть, вызванным сокращением добычи. Следует отметить, что очень неплохие темпы прироста инвестиций (21%) наблюдаются в административной деятельности, включающей в себя, в том числе, организацию туризма (прирост на 8,1%). Туристический бум всегда сопутствует крупным спортивным мероприятиям.

Скажем несколько слов и о промышленности. Если на диаграмме рассеяния отложить прирост инвестиций в первом квартале 2018 г. к соответствующему периоду прошлого года по горизонтальной оси, а прирост производства – по вертикальной (см. рис. 2.6), в первый квадрант (справа вверху) попадут отрасли, в которых рост инвестиций сопровождается ростом производства.

 

Условные обозначения. Авто – автомобили, Др – древесина, Меб – мебель, Лек – лекарства, ПрГот – прочие готовые изделия, Тек – текстиль, ПрПИ – прочие полезные ископаемые, Стр – стройматериалы, Кож – изделия из кожи, Рез – резиновые изделия, Хим – химические вещества, Энерг – электроэнергетика, Вод – водоснабжение, МетИ – металлические изделия, Прмаш – прочие машины и оборудование, Эл-об – электрооборудование, Уг – уголь, Бум – бумага, Од – одежда, НГ – нефть и газ, Кокс – кокс и нефтепродукты, Пищ – пищевые продукты, Нап – напитки, Мет – металлургия, ЭлО – электроника и оптика, МРд – металлические руды, Пол – полиграфия, Тра – транспорт, Табак – табачные изделия

Рисунок 2.6 Рост инвестиций в основной капитал и выпуска в первом квартале 2018 г. в секторах промышленности, в % г/г[25]

 

Во втором квадранте (слева вверху) рост выпуска идет на фоне снижения инвестиций (это либо производства со сложившимся запасом неиспользуемых производственных мощностей, не требующие пока больших вложений, либо недоинвестированные отрасли с большим потенциалом). В третьем квадранте (слева внизу) – непривлекательные для инвесторов отрасли, уходящие в минус без притока инвестиций. В четвёртом квадранте (справа внизу) – либо перспективные отрасли, находящиеся на стадии перестройки (инвестиции растут, несмотря на снижение выпуска), либо отрасли, в принципе неспособные давать большой рост.

По сравнению с 2017 г. распределение ВЭД стало несколько более равномерным (см. рис. 2.7).[25]

Условные обозначения. Авто – автомобили, Др – древесина, Меб – мебель, Лек – лекарства, ПрГот – прочие готовые изделия, Тек – текстиль, ПрПИ – прочие полезные ископаемые, Стр – стройматериалы, Кож – изделия из кожи, Рез – резиновые изделия, Хим – химические вещества, Энерг – электроэнергетика, Вод – водоснабжение, МетИ – металлические изделия, Прмаш – прочие машины и оборудование, Эл-об – электрооборудование, Уг – уголь, Бум – бумага, Од – одежда, НГ – нефть и газ, Кокс – кокс и нефтепродукты, Пищ – пищевые продукты, Нап – напитки, Мет – металлургия, ЭлО – электроника и оптика, МРд – металлические руды, Пол – полиграфия, Тра – транспорт, Табак – табачные изделия

Рисунок 2.7 Рост инвестиций в основной капитал и выпуска в 2017 г. в секторах промышленности, % г/г[25]

 

Сразу несколько отраслей попали в третий квадрант: обработка древесины, водоснабжение и водоотведение, производство прочих машин и оборудования и производство изделий из кожи и меха. Верхнюю границу (первый квадрант) образуют полиграфия, производство бумаги и автотранспортных средств (первые два ВЭД – в силу капиталоёмкости, третий – в силу господдержки).

Добывающие отрасли расположились либо на границе первого и четвертого квадрантов (нефтегазовая отрасль и добыча угля), либо в первом квадранте (металлические руды, добыча прочих полезных ископаемых). Это говорит о сохранении гипертрофии добывающего сектора при недоинвестировании обрабатывающих отраслей производственного сектора.

Важно отметить, что для выхода к 2025 г. на темпы роста выше среднемировых (положим, это 3,8% прироста ВВП в 2025 г.) каждый год необходимо ускорение экономического роста в России примерно на 0,257 п.п. (если исходить из 2% прироста ВВП в 2018 г.). Тогда к 2025 г. ВВП России вырастет в реальном выражении на 25,1%, а инвестиции при росте ежегодно на 5,2% достигнут 25% ВВП (рис. 2.8)[25].

 

Рисунок 2.8 Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал в соответствии с Указом Президента России[25]

 

При этом, на наш взгляд, сам по себе ЧМ-2018 смог помочь выполнению этих задач, но лишь опосредованно, прежде всего, как важный элемент комплексной программы по расширению экспорта.

3. Направления повышения инвестиционной активности в целях обеспечения национальной экономической безопасности России

 

3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России

 

Для того чтобы определить какие шаги нужно предпринять России для увеличения своей инвестиционной привлекательности необходимо выделить сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности РФ (табл. 3).

 

Таблица 3. — Сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности России

Сильные стороны Слабые стороны
1. Макроэкономическая среда;

2. Размер рынка;

3. Выгодное экономико-географическое положение;

4. Наличие природных ресурсов;

5. Наличие квалифицированных специалистов.

1. Финансовая система;

2. Уровень коррупции в стране;

3. Защита инвесторов;

4. Налогообложение;

5. Сложность ведения бизнеса;

6. Инфраструктура;

7. Экология;

8. Недостаточно развитое инновационное производство.

 

Из приведенных данных следует, что политическим и экономическим силам нашего государства важно обратить пристальное внимание на слабые стороны в сфере инвестиций, и постепенно сужать их круг. Это возможно при правильной разработке политики по решению вышеизложенных проблем, государственной поддержке инвестиций. Одним из таких решений может стать, к примеру, приоритетное направление инвестиций в отрасли, где больше всего ощущается недостаток собственных средств для модернизации производственных мощностей предприятий, нуждающихся во внешних источниках инвестиций.

Подводя итоги исследования можно сделать вывод: Российская экономика и её инвестиционная привлекательность на 2018 год показывает положительные тенденции развития. Тяжелая мировая политическая ситуация (санкции, давление с запада и т.д.) с одной стороны снижает темпы роста экономики, а с другой стороны подводит к поиску новых источников финансирования, новых производственных и торговых партнеров, в частности идет поворот России от запада к восточным странам. Всё это позволяет расширять круг потенциальных инвесторов. Не смотря на это, инвестиционная привлекательность РФ, всё же находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими мировыми державами.

Так что же не устраивает зарубежных участников рынка и предпринимателей в отечественной экономике? Популярной является точка зрения о первостепенном значении геополитической напряженности и репутационных рисков, приверженцем ее является в первую очередь председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

Однако, по мнению представителей зарубежного бизнеса и структур, отвечающих за международное экономическое взаимодействие, геополитика для большинства потенциальных участников рынка стоите не на первом и даже не на втором месте — куда важнее для представителей бизнеса наличие возможностей для развития бизнеса в стране, комфортных условий для сотрудников, развитой инфраструктуры, поддержка местных органов власти и прозрачность и диверсифицированность экономики в целом.

Именно отсутствие многих из этих факторов и сдерживает зачастую бизнесменов, которые потенциально могли бы вложиться в создание и развитие совместных предприятий в России. Чаще всего упоминаются в качестве причин для осторожности структурные проблемы в российской экономике и высокий уровень коррупции[26].

Среди тех, кто все же включился в участие в проектах локализации производства — к примеру, представителей фармацевтической, химической и медицинской промышленности — звучат высказывания немного в ином ключе. Главными проблемами представители иностранных предприятий называют непрозрачность законодательно установленного для зарубежных компаний списка льгот, а также определенные сложности со стимулированием производства в виде отсутствия полномасштабного рынка сбыта, что выливается в неполную загрузку производственных мощностей.

Представители же пищевой промышленности часто заявляют о проблемах с поиском на российском рынке достаточно качественного сырья и надежных поставщиков в связи с неразвитостью агропромышленности в стране в целом. Также одним из недостатков, по мнению некоторых резидентов особых экономических зон, является недостаточная эластичность и подготовленность инфраструктуры индустриальных парков.

Последней проблеме, если российские власти действительно хотят вернуть полноценное доверие инвесторов со всего мира, придется уделить на данном этапе основное внимание, поскольку подавляющее большинство планов по привлечению зарубежного капитала и инноваций зиждется сейчас именно на привлечении иностранных партнеров в ОЭЗ и на так называемые территории опережающего развития (ТОР)[26].

Последние играют наибольшую роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока, которое сейчас является едва ли не наиболее приоритетным направлением в масштабах страны. Сейчас на этих территориях действует преференциальный налоговый режим — налог на прибыль организаций заморожен на десять лет, вчетверо снижены социальные платежи и обнулен налог на имущество организаций.

Привлечению иностранных партнеров должен способствовать и облегченный визовый и таможенный режим, также для создания комфортной рабочей атмосферы создаются системы инфраструктурной и административной поддержки[26].

Количество ТОР в регионе на данный момент составляет 12, к концу года их будет 15, в целом эта модель была разработана принципиально для российского Дальнего Востока, и прошлый год показал, что она работает — в регион в общей сложности привлечено уже полтора триллиона рублей инвестиций, 970 млрд из них частные. Основными государствами-партнерами являются Япония, Китай, Сингапур и Корея.

С Китаем реализуется масштабный проект в рамках агропромышленного комплекса, корейские и сингапурские инвесторы заинтересовались проектом Свободного порта Владивостока, строительства новых портов и создания транспортно-логистических коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» в рамках интеграции России в Азиатско-тихоокеанский регион. Предполагается также, что в рамках сотрудничества инвесторы обеспечат российскую промышленность не только финансированием, но и опытом и инновациями.

Помимо стран Тихоокеанского региона интерес к перспективам инвестиционного сотрудничества с Россией проявляют Арабские Эмираты, причем сразу по нескольким направлениям[26].

Во-первых, объектом интересов арабских партнеров является сельское хозяйство — представители Дубая, к примеру, видят в российской агропромышленности большой нереализованный потенциал и хотят принять участие в капитализации этой отрасли сейчас, чтобы обеспечить собственную продовольственную безопасность в будущем и развить тесные партнерские отношения, пока момент для сближения не упущен.

Во-вторых, фонд Mubadala из Абу-Даби имеет все шансы стать миноритарным партнером в проекте по разработке двух крупных месторождений нефти в Западной Сибири — Эргинского и Назымского. Фонд готов вложить в проект более 7 миллиардов долларов, при этом также предоставив не только средства, но и профессиональные компетенции, необходимые для работ с трудноизвлекаемыми запасами[26].

При этом уже несколько лет действует соглашение о создании консорциума с фондом и о стратегическом партнерстве, согласно которому добытую нефть арабы будут перерабатывать на российских НПЗ. Также обнадеживающим для российских компаний станет тот факт, что доля фонда составит не более 49 процентов, что позволит ей участвовать в проекте и получать дивиденды, но не даст права распоряжаться активами, оставляя контроль за российской стороной.

В совокупности все эти меры и соглашения призваны не только привлечь необходимые для восстановления, развития и диверсификации российской экономики средства, но и показать, что несмотря на санкции, страна открыта для инвестиций и может предложить интересные и рентабельные проекты своим партнерам.

Как только прогресс в ходе реализации этих проектов станет достаточно заметным, это может стать хорошей демонстрацией привлекательности и перспективности российского рынка в долгосрочной перспективе и не только вернуть отношения с иностранными инвесторами на докризисный уровень, но и обеспечить им потенциал их дальнейшего укрепления.

 

3.2 Методы повышения инвестиционной привлекательности регионов России для повышения их роли в отечественной экономике

 

Прежде чем указать методы повышения инвестиционной привлекательности регионов России, проведем анализ результатов рейтинга инвестиционной привлекательности, проведенного в середине 2018г.

В шестой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России НРА 2018 г. были включены все 85 субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с методикой рейтинга были разделены на три укрупненных рейтинговых категорий («высокая», «средняя» и «умеренная» инвестиционная привлекательность), внутри каждой из которых выделяется три уровня (первый, второй и третий).

В 2018 г. из 85 регионов России[27]:

-64 региона сохранили свои позиции на прежнем уровне,

-5 регионов улучшили за год свои позиции в рейтинге,

-16 регионов ухудшили свои позиции.

В рейтинге 2018 г. 24 региона формируют категорию «высокая инвестиционная привлекательность» (группы IC1, IC2, IC3), наибольшее количество регионов (34) входит в категорию «средняя инвестиционная привлекательность» (группы IC4, IC5, IC6), а инвестиционная привлекательность 27 регионов оценивается как «умеренная» (см. рис. 3.1)[27].

 

Рисунок 3.1 Распределение регионов по уровням рейтинга в 2018 году (см. Приложение)[27]

 

Распределение регионов по укрупненным рейтинговым категориям (высокая / средняя / умеренная инвестиционная привлекательность) в 2018 г. практически полностью повторяет прошлогоднюю картину, за исключением пяти случаев:

1) Амурская область переместилась из категории регионов с «высокой инвестиционной привлекательностью» (группа IC3) в категорию регионов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC4).

На протяжении первого полугодия 2018 года в Амурской области фиксировалось устойчивое снижение объемов промышленного производства (минус 3% за январь-июнь 2018, что является одним из самых слабых результатов как в Дальневосточном федеральном округе, так и среди регионов России). Несмотря на то, что по некоторым другим показателя (например, по объему инвестиций в основной капитал, выросшему в первом полугодии на 2,6%) Амурской области удалось показать более позитивную динамику, этого оказалось недостаточно для сохранения позиций региона среди лидеров рейтинга.

2) Омская область и Республика Адыгея с «умеренной инвестиционной привлекательностью» (группа IC7) в категорию регионов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6). Драйверы роста экономик этих двух регионов различаются: если Омская область традиционно делается ставку на обрабатывающую промышленность, то Адыгея активно использует свое благоприятное географическое положение в центре Кубани для привлечения инвестиций в торговлю и сельское хозяйство. По итогам 2017 года как Омской области, так и Адыгее удалось добиться увеличения инвестиционной активности на уровне выше среднего по России (плюс 4,6% и плюс 7,4% соответственно). Однако в первом полугодии 2018 года инвестиционная активность в обоих регионах начала снижаться, что может свидетельствовать о неустойчивости достигнутых рейтинговых позиций регионов и возможности их снижения в будущем[27].

3) Брянская и Костромская область переместилась из категории регионов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6) в категорию регионов с «умеренной инвестиционной привлекательностью» (группа IC7). Эти два региона являются в настоящее время инвестиционными «аутсайдерами» европейской части России. По данным за первое полугодие 2018 года объем инвестиций в основной капитал в Брянской области сократился на 24%, а в Костромской области – на 23% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Данные результаты нельзя рассматривать как случайные колебания: по итогам 2017 года инвестиционная активность в этих двух регионов также существенно сократилась (на 22% в каждом из регионов)[27].

Изменения рейтинговых позиций остальных регионов в 2018 году не являются настолько существенными, поскольку представляют собой перемещения внутри укрупненных рейтинговых категорий. В трех случаях такие перемещения внутри категорий были связаны с перемещением на ступень выше, а в тринадцати – на ступень ниже.

На одну ступень (с IC3 до IC2) был повышен рейтинг Тюменской области. Принципиально важным является то, что с 2017 года Тюменская область оценивается в рейтинге НРА без учета входящих в ее состав автономных округов, и как следствие – усиление позиций региона связано прежде всего с развитием промышленности и улучшением инвестиционного климата «южной» части региона, а не с нефтегазовыми ресурсами ХМАО и ЯНАО. По итогам первого полугодия 2018 года Тюменская область показала хорошую динамику по ключевым показателям, в том числе по инвестициям в основной капитал (плюс 43,8%) и промышленному производству (плюс 8,3%). Кроме того, в 2017 году Тюменская область показала один из лучших результатов по привлечению прямых иностранных инвестиций и заняла первое место в рейтинге «Агентства стратегических инициатив», оценивающем качество инвестиционного климата и успешность внедрения «Регионального инвестиционного стандарта»[27].

На одну ступень (с IC9 до IC8) были повышены рейтинги Республики Крым и Севастополь. Эти два региона впервые были включены в рейтинг НРА в 2017 году, в котором они оказались в числе аутсайдеров. За минувший год регионам, расположенным на Крымском полуострове, удалось улучшить значения ряда ключевых показателей, связанных с инвестиционной активностью и инфраструктурным развитием. Вместе с тем развитие этих регионов по-прежнему определяется политикой федерального центра и его готовностью инвестировать средства в развитие региона (большая часть инвестиций в регионах относится к реализации проектов с бюджетным финансированием или с участием госкомпаний). В силу рисков, связанных с непризнанным статусом регионов и международными санкциями, привлекательность регионов для частных инвесторов остается недостаточно высокой, что подтверждается близким к нулю притоком прямых иностранных инвестиций в 2017-2018 гг.

Снижение рейтинговых позиций регионов объясняется двумя причинами: во-первых, негативной краткосрочной динамикой ключевых макроэкономических и инвестиционных показателей, а во-вторых – более динамичным развитием регионов-конкурентов (при расчете рейтинга учитываются минимальные, максимальные и средние значения каждого из показателей среди всех регионов страны, что приводит к возможности ухудшения позиций региона даже в условиях умеренного роста отдельных показателей его развития)[27].

В восьми из шестнадцати регионов, чей рейтинг в 2018 году был понижен, в первом полугодии 2018 года зафиксировано существенное снижение инвестиций в основной капитал (на фоне трехпроцентного прироста по России). В остальных регионах рейтинг был понижен на фоне положительной динамики инвестиций, однако в ряде случаев эта динамика ниже среднероссийского уровня, а в остальных случаях является результатом «эффекта низкой базы», то есть фактические представляет собой не прорывной рост, а лишь восстановление инвестиционной активности после сильных провалов прошлых лет.

В частности, в Хакасии двукратный рост инвестиционной активности в первом полугодии 2018 года последовал за устойчивым и существенным сжатием инвестиций в 2016-2017 гг. (см. табл. 3.2).

 

Таблица 3.2 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2018 года[27]

Регион Изменение рейтинга в 2018 году Индекс инвестиций в основной капитал (1 полугодие 2018)
По всем регионам России 103,2%
Амурская область Понижен 102,6%
Мурманская область Понижен 93,3%
Курская область Понижен 115,5%
Астраханская область Понижен 95,6%
Саратовская область Понижен 121,2%
Республика Коми Понижен 94,7%
Ставропольский край Понижен 105,7%
Новгородская область Понижен 101,1%
Брянская область Понижен 76,1%
Костромская область Понижен 77,1%
Тверская область Понижен 82,0%
Республика Хакасия Понижен 200,8%
Республика Бурятия Понижен 68,9%
Республика Дагестан Понижен 96,1%
Республика Марий Эл Понижен 125,4%
Курганская область Понижен 121,2%

 

Результаты рейтинга 2018 г. хорошо согласуются со статистикой по внутрироссийскому распределению инвестиций в основной капитал. На долю 24 регионов, инвестиционная привлекательность которых оценивается в рейтинге НРА как «высокая» приходится около 62,3% от суммарного объема инвестиций в основной капитал. В то же самое время на долю 27 регионов с «умеренной» инвестиционной привлекательностью приходится лишь 10% этого объема (см. рис. 3.2)[27].

 

Рисунок 3.2 Распределение инвестиций в основной капитал по рейтинговым категориям регионов (данные за первое полугодие 2017 г.)

 

Итак, как можно увидеть из анализа рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, слабая государственная поддержка региональных инвестиций определяет перенос центра тяжести многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Отсутствие возможностей региональных бюджетов диктует регионам необходимость создания приемлемых условий для работы инвесторов в качестве метода восстановления инвестиционного климата.

Для повышения инвестиционной привлекательности каждому региону необходимо сформировать устойчивый инвестиционный имидж путем составления каталогов предприятий, инвестиционных проектов и устойчивую инвестиционную инфраструктуру (залоговые центры, страховые компании, бизнесцентры предоставляющие гарантии инвесторам). Всецело определенные механизмы в области нормативноправового регулирования хозяйственной деятельности отечественных и иностранных инвесторов и эффективная рыночная инфраструктура региона создадут положительную динамику инвестиционного климата региона[27].

Также, основным, безальтернативным и относящимся ко многим регионам драйвером повышения показателя привлекаемых инвестиций регионов является создание проектных офисов, осуществляющих внедрение механизмов проектного управления – функционирование комиссий по рассмотрению проектов; офисов, контролирующих соблюдение методологии проектного управления.

По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), выявлена прямо пропорциональная зависимость между качеством работы проектного офиса и инвестиционной привлекательностью региона. На данный момент проектное управление внедряется умеренными темпами, главной причиной противодействия является персонализация ответственности руководителя проекта и участников проектных команд.

 

Заключение

 

На сегодняшний день Россия не входит в состав стран по инвестиционной привлекательности. Более того, после кризиса 2014 г. зарубежные инвесторы высказывают большее недоверие по отношению к РФ. В последние годы развитие экономики России происходит достаточно быстрыми темпами, однако не в полной мере реализованный потенциал, приводит к медленному росту иностранных инвестиций.

Поэтому Россия должна улучшать условия инвестиционной привлекательности изнутри, и предпринять следующие шаги:

  1. Сокращение административных барьеров путём увеличения эффективности национального законодательства и снижения высокого уровня бюрократии, а также за счет прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности;
  2. Развитие НИОКР в сфере инноваций между зарубежными и российскими компаниями;
  3. Обеспечение сбалансированного развития регионов России для повышения их инвестиционной привлекательности;
  4. Совершенствование бизнес — образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей [4];
  5. Упрощение и прозрачность экономики для привлечения новых инвесторов;
  6. Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержки стартапов;
  7. Важно снижать сырьевую ориентацию и диверсифицировать экономику, направить инвестиции в обрабатывающий сектор и инновационные отрасли;
  8. Комплексная реализация мероприятий для эффективного маркетингового продвижения роли инвестиций в развитии экономики страны.

России важно определить факторы, сдерживающие рост компаний не только на региональном уровне, но и на мировом, и принять меры по устранению таких препятствий. Развитие инвестиционной культуры на основе организации встреч и конференций помогло бы зарубежным компаниям получать информацию о возможностях России, а увеличение инвестиций приводит к развитию экономики к улучшению жизни населения и положительно влияют на положение страны в мире [5].

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в действующей редакции);
  2. -Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  3. -Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.
  4. Андрианов В.Д. Причины, динамика и масштабы оттока капитала из экономики России // Деньги и кредит. — 2015. — № 2. — С. 61 — 65.;
  5. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 241 c.;
  6. Беляков А.А., Туруев И.Б. Государство и инвестиции // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 7. — С. 2 — 8.;
  7. Борисова О.В. Инвестиционный климат в России: состояние и оценка // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 1. — С. 288 — 295.;
  8. Васильев В.Л. Управление инвестициями в предпринимательстве и экономике страны // Страховое дело. — 2014. — № 10/11. — С. 3 — 8.;
  9. Зубрилин Е.В. Результативность отношений государственно-частного партнерства // Вопросы экономики и права. — 2014. — № 8. — С. 75 — 79.;
  10. Касьяненко, Т.Г. Экономическая оценка инвестиций: Учебник и практикум / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 559 c.;
  11. Красильников С. Альтернативные инвестиции в условиях холдинга // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 4. — С. 35 — 43.;
  12. Ковалёва, Т.М. Коммерческая оценка инвестиций / Т.М. Ковалёва. — М.: КноРус, 2012. — 704 c.;
  13. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Инвестиции. — М.: Юрайт, 2014. — 456 с.;
  14. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 320 c.;
  15. Логинова, Н.А. Экономическая оценка инвестиций на транспорте: Учебное пособие / Н.А. Логинова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 252 c.;
  16. Мельников, Р.М. Экономическая оценка инвестиций. Уч.пос / Р.М. Мельников. — М.: Проспект, 2014. — 264 c.;
  17. Москвитина Е.И., Дорошина И.П., Бутова Т.В. Необходимость модернизации государственного регулирования инвестиционной деятельности в России в условиях глобальной конкуренции // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 6. — С. 113 — 115.;
  18. Остапкович Г. Инвестиционная активность крупных и средних российских промышленных производств в 2014 году // Инвестиции в России. — 2015. — № 4. — С. 3 — 10.;
  19. Плотникова, А.М. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. — М.: КноРус, 2013. — 304 c.;
  20. Теплова Т.В. Инвестиции. Теория и практика. — М.: Юрайт, 2014. — 782 с.;
  21. Турманидзе, Т.У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник. / Т.У. Турманидзе. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 247 c.;
  22. Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. — М.: Дашков и К, 2016. — 544 c.;
  23. Шулус А., Шулус В. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью и индикативное его регулирование // Инвестиции в России. — 2013. — № 5. — С. 15 – 20;
  24. Россия сегодня – [Электронный ресурс] – http://russia-now.com;
  25. Официальная страница агентства Блумберг – [Электронный ресурс] – https://www.bloomberg.com/europe;
  26. Всемирный экономический форум. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://gtmarket.ru/news/;
  27. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.gks.ru.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф