Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОГИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения тревоги у детей подросткового возраста
1.1 Понятие тревоги в психологии.
1.2 Особенности проявления тревоги у детей в подростковом возрасте.
2.1 Организация и методы исследования тревоги у детей подросткового возраста.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования тревоги у детей подросткового возраста
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Сводные результаты исследования по методике Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л.Ханина …
Приложение Б Сводные результаты исследования по методике Д. Тейлора..
Приложение В Примеры рисунков (методика «Несуществующее животное»

Введение

Актуальность темы обусловлена возрастным кризисом детей, находящихся в подростковом возрасте. Уровень тревоги в данном случае занимает наиболее важное место в современной психологии. Осознание себя, становление личности, взаимодействие со сверстниками, учебная деятельность и внутренние переживания – всё это и многое другое способствует появлению чувства тревоги у детей подросткового возраста.
Данная возрастная категория более склонна к конфликтным ситуациям и, следовательно, к переживанию стресса. Подростничество – один из важных этапов становления личности ребенка. И, зная его особенности поведения, можно предотвратить многие возникающие сложности в данном возрастном этапе.
Проблемой изучения тревоги у детей-подростков занимались многие психологи. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли А.М. Прихожан, А.М. Прихожанин, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни. Но, в связи с масштабностью проблемы, она остается всё ещё недостаточно освещённой в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования: каковы особенности проявления тревоги у детей в подростковом возрасте?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить причины проявления тревоги у детей подросткового возраста.
Объект исследования: эмоциональное состояние личности.
Предмет исследования: особенности тревоги у детей подросткового возраста.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения тревоги у детей подросткового возраста;
2) подобрать методы диагностики тревоги у детей подросткового возраста;
3) выявить уровень тревоги у детей подросткового возраста;
4) проанализировать результаты исследования, касаемые тревоги у детей подросткового возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме тревоги);
– эмпирические (методика диагностики на выявление личностной и ситуативной тревожности, предложенная Ч. Спилбергером и Ю.Л. Ханиным, методика диагностики уровня тревоги у детей подросткового возраста, предложенная);
– методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Гипотеза исследования: дети среднего подросткового возраста характеризуются повышенным уровнем тревоги.
Теоретическая основа исследования:
– исследования, посвященные изучению типам тревожности (З. Фрейд);
– исследования, посвященные изучению стадий тревоги (Ф.Б. Березин);
– исследования, посвященные изучению уровня ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб на диагностическом этапе консультаций, в психокоррекционной работе, а также составлении индивидуальных планов, направленных на оптимизацию эмоционального состояния детей подросткового возраста, испытывающих чувство тревоги.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение среднего образования «Школа № 14» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 27 учеников средних классов. Возраст детей – 15-16 лет.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (15 источников), 3 приложения. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 4 рисунками.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения тревоги у детей подросткового возраста

1.1 Общее понятие тревоги в психологии

В психологической литературе существует множество понятий, которые объясняют смысл слова «тревога». Прежде всего, данное понятие носит фрагментарный характер проявления внутренних беспокойств и волнений личности.
Тревога – это эмоциональное состояние индивида, возникающее в неопределенные периоды и представляющие собой конкретную опасность либо угрозу.
Однако не стоит путать тревогу с тревожностью. Второе, в свою очередь, выполняет личностную функцию. Тревожность является особенностью характера. Люди, имеющие в себе данную особенность, часто сталкиваются с проблемами – низкая эмоциональная устойчивость, боязнь в своих действиях, неуверенность в себе.
А.М. Прихожан писала, что «тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [9, с. 3].
Её исследования, посвященные формам тревожности, привели к разделению ее на два вида: на открытую и скрытую тревожность.
Открытая тревожность характеризуется сознательным переживанием в виде состояния тревоги. Может выступать, как стимул для реализации какой-либо деятельности (регулируемая и компенсируемая), так и наоборот – ее нарушением и неспособностью к организации (острая и нерегулируемая), а также быть связующим звеном с поиском второстепенных выгод (культивируемая тревожность). Последняя чаще всего проявляется у детей, находящихся в подростковом возрасте.
И стоит признать, что подобное состояние особенно тяжело переживают дети. В такие моменты им, как никогда иначе, нужна помощь и поддержка со стороны близких людей.
Рассматривая взаимосвязь тревожности и деятельности, важно отметить, что «повышенная тревожность может дезорга¬низовать любую деятельность (особенно значимую)» [10, с. 109].
Американский психоаналитик Карен Хорни также занималась изучением тревожности. По её мнению, зачатки тревожных чувств зарождаются еще при взаимодействии ребенка с родителями. Однако если проявления внимания и любви со стороны родителей ребенку не хватает, это может быть чревато следующими причинами. Отношения могут в корне измениться не только с ними, но и в будущем со своими сверстниками. Виной тому – конфликтные отношения.
Но и на этом труд К. Хорни не заканчивается. Ее трудам принадлежит построение концепции «базальной тревоги», что является предпосылкой для развития неврозов у взрослого человека. [2] Изначально понятие о тревоге в психологии было впервые введено и обосновано Зигмундом Фрейдом. Он считал, что тревога является одной из составляющих функций «Эго», и цель этого «Эго» трактуется, как способность уведомлять индивида и указывать ему на определенную угрозу. Также Зигмунд выделил три типа тревожности [15]:
1. Реальный страх – тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
2. Невротическая тревожность – тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью
3. Моральная тревожность – так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.
Комплекс неполноценности, открытый венским психологом А. Адлером, также включает в себя стрессовое состояние, волнение и чувство тревоги. В ситуациях, когда человеку необходимо сделать непростой выбор, принять серьёзное решение и просто верить в себя, возможно формирование данного комплекса. Он негативно влияет на взаимодействие индивида с социумом. Альфред считал, что одним из характерных признаков комплекса неполноценности является постоянное состояние тревоги и необъяснимого страха.
А.И. Захаров считал, что зарождение тревоги берет свое начало с раннего детского возраста и представляет собой «…тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, а затем – другие взрослые и сверстники)» [4, с.22], т.к. именно в детском периоде происходит становление личности.
Понятие тревоги трактуется психологами в различных формах. Однако, исходя из множества понятий, можно сказать, что тревога тесно связана с социальным объектом по отношению к личности.
Во многих научных работах одной из причин возникновения тревоги у детей считаются неблагоприятные отношения ребенка с родителями. Особенно ярко это выраженно с матерью. «Отвержение, неприятие матерью ребен¬ка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворе¬ния потребности в любви, в ласке и защите» [12, с.12].
Ч. Спилбергер совместно с Ю.Л. Ханиным разработал методику, исследовавшую такой психологический феномен, как тревога. В ней он выделял два вида [5]:
1. Личностная тревожность;
2. Ситуативная тревожность.
Первая характеризуется бессознательным страхом, на фоне которого возникает ощущение угрозы. Имеет непосредственное отношение к состоянию личности человека. Способна проявляться как в конкретных, так и во второстепенных жизненных ситуациях, не имеющие непосредственного расположения.
Ситуативная же тревожность наоборот, обусловлена наличием ситуации, которая может выступить еще до наступления возможных трудностей. С другой стороны, она даже может дать человеку толчок для совершения ответственного шага или поступков. Считается нормой проявления состояния тревоги личности. Однако снижение уровня данной тревоги чревато безответственностью и легкомысленностью поступков.
Чувство тревоги способно занимать сразу несколько уровней человеческой организации:
1. Физиологический уровень – повышенная возбудимость, учащение пульса и артериального давления, дыхания, слабость, жажда и т.д.;
2. Эмоционально-когнитивный уровень – сложности в принятии решений, растерянность, беззащитность, двойственность переживаний;
3. Поведенческий уровень – грызение ногтей, хождение из стороны в сторону, стук пальцами по столу и др.
С физиологической точки зрения, страх и тревога в организме регулируются отделом промежуточного мозга – гипоталамусом. Следовательно, в зависимости от уровня его стимуляции возникают стадии тревоги, описанные Ф.Б. Березиным [13]:
1. Ощущение внутренней напряжённости;
2. Гиперстезические реакции – повышение чувствительности, раздражительности, возникновение неадекватного состояния;
3. Собственно тревога – ощущение непонятной опасности, угрозы;
4. Страх – конкретизация ранее описанной опасности, преобразование тревоги в страх;
5. Ощущение неотвратимости катастрофы – стремительный рост тревоги, несвязанный с сюжетом страха;
6. Тревожно-боязливое возбуждение – паника, поиск помощи, необходимость в двигательной разрядке. Расстройство поведения на данной стадии достигает своего максимума.
Личностные переживания, проявляющиеся в форме тревоги, принято считать негативно воздействующими не только на деятельность человека, но и на его поведение.
Наукой было доказано, что тревога имеет свойство изменяться во времени, как функция стресса. Интенсивность тревоги также играет важную роль. При наименьшей интенсивности человек испытывает некое волнение, напряжение, различные переживания и т.д., а при наиболее динамичной – приобретает стрессовое возбуждение, что в корне меняет поведение человека.
Также существуют определенные особенности тревожных людей. Специфика их личности базируется на неудовлетворении запрашиваемых потребностей. Люди, относящиеся к данной категории, более подвержены вспыльчивости и раздражимости, замыкаются в себе и напряженно реагируют на окружающий мир. Для них, велика вероятность, заработать нервный срыв в ответ на простые замечания и советы в их адрес. Они очень вспыльчивы, конфликтны и эмоциональны. Поэтому к таким людям следует искать более индивидуальный подход и не завышать требования в каких-либо ситуациях.
Одна из основных проблем людей, обладающих высоким уровнем тревоги – это боязнь неудачи. И, к сожалению, именно эта боязнь становится доминирующим препятствием для человека, в борьбе за достижением поставленной задачи или цели.
Хотя также не стоит забывать, что каждый человек индивидуален. Несмотря на множество классификаций, для каждого характерен свой оптимальный уровень тревожности. Другими словами, это полезная тревожность. Она выступает необходимым условием развития личности.
За последнее десятилетие происходит значительное увеличение количества исследований на предмет проявления тревоги и её природы. И так как в современном мире большинство людей сопровождаются депрессивным и апатичным состоянием, возникает интерес к профилактике данной проблемы.
Однако особое внимание уделяется детям и их переживаниям. Рональд М. Рапи писал, что «по сравнению с исследованиями у взрослых, для которых характерно чётко разделение расстройств, в группе детей и подростков наиболее часто наблюдается тенденция рассматривать тревогу относительно широко и во многих случаях оценивать интернализирующие расстройства как единое целое».

 

1.2 Особенности проявления тревоги в подростковом возрасте

Первой ступенью в образовании ребенка является школа. Она представляет собой важный период в становлении личности ребенка и его воспитании в социальной среде. И именно смена окружающей среды и социума формирует некие трудности.
В данном возрасте у детей начинает развиваться самостоятельность. Но она невозможна без эмоционального беспокойства и тревожного состояния. Причиной тому может выступать чувство неизвестности, то есть ребенок испытывает реальную тревогу, которая способна проявиться самопроизвольно.
На основе данного примера можно выделить две основные группы проявления тревоги:
– физиологические особенности – (выдвигаются на первый план) высокая чувствительность, низкая стрессоустойчивость, эмоциональность и др.;
– психические (индивидуальные) особенности – взаимодействие с социумом, учебная деятельность, познание себя и др.
Данные особенности могут проявляться как отдельно, так и совместно друг с другом. Однако они способны вызвать у ребенка не только тревогу, но и такие эмоции как страх, тоска, взвинченность и даже порывы ярости.
В учебной деятельности тревога может спровоцировать сомнения у ребенка в своих силах и способностях, нарушить поведение и ход воспитания.
В психологии существует понятие «тревожно-невротическое расстройство», которое сопровождается у людей постоянным чувством тревоги, волнения, боязни чего-либо, в том числе у детей.
При смене социума и знакомстве с новыми людьми, ребенка охватывает чувство тревоги, которое может представлять собой серьезное препятствие. Несмотря на это, у него в любом случае приобретается опыт в общении с окружающими, преодолении тревожности и себя. Однако изначальная тревожность является отрицательным признаком неуспешной личности.
Именно поэтому, чтобы предотвратить развитие данного расстройства, необходимо давать ребенку поддержку, чтобы впоследствии он смог побороть внутренний страх, взволнованность и другие переживания.
Также для каждого возрастного периода существуют определенные источники тревоги. Для ребенка–подростка основной проблемой и поводом для беспокойства выступает социальная среда и боязнь быть ей отвергнутым.
В. М. Астапов писал: «Подростки и взрослые, реже дети, нуждаются в осознании, что их страх чрезмерен и не обоснован». Он считал, что при избегании стимула и столкновении человека с ним, вызывает ответную реакцию тревоги [1].
Существует мнение о чрезмерном воздействии матери на ребенка. Речь пойдет о попытке уберечь своё дитя от реальных сложностей жизни. Ребенок быстро привыкает к таким взаимоотношениям и в момент наступления каких-либо неприятностей начинает переживать страх и беспокойство. В таком случае, прогресса в его самостоятельной деятельности не наблюдается.
Научно доказано, что существуют гендерные особенности в выражении тревоги у детей. Б.И. Кочубей и В.И. Новикова выяснили, что тревога у девочек выражается совсем иначе, чем у мальчиков: «Тревога девочек чаще бывает связана с другими детьми, их беспокоят отношение окружающих, возможность ссоры и разлуки с ними» [6].
Однако тревога мальчиков совсем неидентична с предыдущими факторами. Для мальчиков характерна «боязнь физических травм, несчастных случаев, наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы» [6], другими словами – насилие. Именно они более подвержены к такому нарушению речи, как заикание.
По мнению А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой, тревожность у дошкольников и младших школьников «представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми» [7].
Также в их книге описано, что тревожность старшеклассников «дифференцируется, локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка» [7].
Следовательно, исходя из этих положений, можно сделать вывод о том, что уровень конкретизации и реалистичности беспокойства тревоги зависит от возраста ребенка. Если для маленьких детей причиной для страха может стать собака больших размеров с громким и резким лаем, то дети подросткового возраста озадачены тревожными проблемами, носящие скорее общественный характер. Это может быть заинтересованность во мнении окружающих (что они подумают, если я сделаю…?), непринятие в общении со стороны сверстников, проблемы насилия.
К. Хорни, внёсшая в психологию понятие «базальной тревоги», считала, что ребёнок, постоянно пребывающий в стрессовом состоянии, не способен испытать такого чувства, как уверенность в себе.
Для предотвращения чувства базальной тревоги, она выделяет три основные способности, необходимые для формирования здоровых отношений [2]:
1. Способность к привязанности.
2. Способность к борьбе.
3. Способность к одиночеству.
Внутренние конфликты ребенка также играют значительную роль в постановке проблемы тревоги и оказывают на него немаловажное влияние. Мотивами данной проблемы могут являться неразрешенные конфликтные ситуации, поиск себя, неравнозначность предъявляемых требований, недооценённость в учебной сфере, неудовлетворенность собственных потребностей и др.
А. М. Прихожан считала, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-ми месячном возрасте, при неблагоприятном сте¬чении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте стано¬вится тревожностью – то есть устойчивым свойством личнос¬ти [11].
Большинство детей, в том числе и подростки, часто отвлекаются от поступающей к ним информации и проводят некоторое время в своем воображении. В собственной фантазии они мечтательны, способны размышлять о будущем, строить планы и думать о разрешении различных вопросов.
Однако встревоженным детям далеко не до фантазий. А если конкретнее, их фантазии полностью отчуждены от реальности. Как правило, такие дети замкнуты в себе и имеют наглядные комплексы по ряду причин. Например: я не сдам экзамены – в мечтах я вижу себя успешным студентом престижного университета. И то, что их мысли могут быть материальны, для подростков не восприимчиво. Проще говоря, реальное и фактическое меняется местами.
Однако данный уход от проблем недолговечен. Через какое-то время в идиллию подростка вклиниваются более серьезные проблемы, и ему приходится искать наиболее оборонительный вариант для защиты от тревоги.
Л. С. Выготский считал, что «у разных детей критиче¬ские периоды проходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной си¬туации детей существует гораздо больше вариаций, чем в ста¬бильные периоды» [3, с. 12].
Подростки, часто пребывающие в состоянии тревоги, достаточно эмоционально реагируют на собственные неудачи и критику со стороны. В том случае, когда какой-то вид деятельности вызывает у них трудности, они, чаще всего, бросают подобное занятие.
Если сопоставить их поведение в учебном процессе и за его пределами, мы увидим колоссальную разницу. На уроках подросток встревожен и даже испытывает чувство страха. Его состояние может сопровождаться тремором рук, неуверенностью в голосе и заиканием. Но если мы посмотрим на него после урока, то перед нами может предстать абсолютно другой человек: раскрепощенный, общительный, лишенный страха и комплексов.
Говоря об образовании, также следует отметить, что тревожность подростка возрастает с боязнью не выполнить задание так, как следовало или не уложиться в сроки их исполнения. Жёсткие требования могут побудить ребёнка к отступлению и невыполнению этих задач.
Рамки, вводимые преподавателем, способны спровоцировать перенапряжение, и взывать накопление эмоций у подростка. Но и в этом случае педагог может ограничить импульсивность ребенка, что приведёт к ухудшению ситуации, так как его эмоции необходимо компенсировать.
С. Ю. Тарасова считает, что в подростковой группе риска дезадаптивный перфекционизм может стать причиной тревоги. «Переживание несоответствия и невозможность ответить собственным установленным для себя высоким стандартам рождает тревогу» [14].
Многие подростки в своем возрасте уже сталкивались с ответственностью. Некоторые открывают в себе лидерские качества и не готовы терпеть конкурентоспособность, а некоторые наоборот – уклоняются от ответственности в связи со страхом разочарования в нем взрослых людей.
Таким образом, можно согласиться с мнением А.М. Прихожан. Она писала, что тревожность у детей подросткового возраста «является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу, и устойчивые формы реализации…характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты…является производной широкого круга семейных нарушений» [1, с. 224] Происхождение природы тревожности, в понимании различных мнений авторов, можно условно разделить на два подхода: тревожность, как первоначально принадлежащее человеку особенность и понимание тревожности, как отрицательную реакцию на окружающий мир.

Глава 2 Экспериментальное исследование тревоги у детей подросткового возраста

2.1 Организация и методы исследования тревоги у детей подросткового возраста

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить уровень тревоги у детей подросткового возраста.
Для реализации цели исследования применялись следующие методы диагностики:
1. Определение объема личностной и ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
2. Определение определения тревоги Д. Тейлора.
3. Методика «Несуществующее животное» [11].
База исследований: муниципальное бюджетное учреждение среднего образования «Школа № 14» г. Тольятти. Выборка исследования включала 27 школьников, возраст испытуемых 15-16 лет.
1. Методика на определение уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Тест состоит из 40 высказываний, первые 20 из которых определяют уровень ситуативной тревожности (состояние тревожности), а вторые 20 – уровень личностной тревожности (свойство личностной особенности).
На выполнение теста отводится примерно 10-15 минут. Испытуемый внимательно читает высказывание и выбирает цифру (от 1 до 4), в зависимости от того, как он себя обычно чувствует. Долго думать над вопросами нельзя, правильных и неправильных ответов нет. Примеры высказываний:
«Меня волнуют возможные неудачи»;
«Я бываю раздражителен»;
«Мне не хватает уверенности в себе» и др.
Оценка баллов производится с помощью специальной формулы, где каждое высказывание оценивается в количество баллов, выбираемое ранее испытуемым. По сумме баллов определяем, к какому уровню тревожности относится ребёнок:
1-30 – низкий уровень тревожности;
31-45 – средний (умеренный) уровень тревожности;
46 и выше – высокий уровень тревожности.
2. Методика Д. Тейлора. Оценка шкалы проявления тревоги и уровень лжи.
Тест состоит из 60 высказываний. Ответом на высказывание служит короткий ответ – либо «ДА», либо «НЕТ». На выполнение теста отводится 15-30 минут. Испытуемому запрещено делать исправления в записях, поскольку первый пришедший в голову ответ считается наиболее верным. Примеры высказываний:
«Ожидание меня нервирует»;
«Мой желудок сильно беспокоит меня»;
«Меня беспокоят возможные неудачи» и др.
Прежде чем подсчитывать результаты, вначале обрабатываются 11 высказываний на уровень лжи. Данная шкала диагностирует склонность человека давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
В соответствии со специальным ключом производится оценка самого уровня тревоги:
0-5 – низкий уровень тревоги;
6-15 – средний уровень тревоги (с тенденцией к низкому уровню);
16-25 – средний уровень тревоги (с тенденцией к высокому уровню);
26-40 – высокий уровень тревоги;
41 и выше – очень высокий уровень тревоги.
3. Методика «Несуществующее животное» [11].
Испытуемому предлагается придумать и изобразить несуществующее в природе животное и дать ему несуществующее имя. Используемый материал – лист бумаги и карандаши (простые или цветные). После того, как ребенок закончил рисовать, он должен рассказать о своём рисунке, описать животное и его образ жизни.
Однако в нашем случае, следует обратить внимание на следующие детали рисунка. Тревожность испытуемого в рисунке определяется по штриховке, наличию больших ушей у животного, зачерченному рту округлой формы. Страх выражается в больших, ярко выраженных, заштрихованных глазах с резкой прорисовкой радужки. Также о тревожном состоянии ребёнка часто говорит гигантский размер нарисованного животного [11].
Боязнь агрессии и защитная агрессия проявляются в рисунке в виде дополнительной физической защиты животного: панцирь, чешуя, броня, толстая кожа, а также изображение рядом с животным запасов пищи или помещение животного в аквариум загон или клетку (стремление к изоляции от окружающего мира) [11].
Также ярко выраженный контур, тщательная темная штриховка, выражение в описании животного страхов, неблагоприятное место его обитания – свидетельствуют о невротической агрессии ребёнка [11].

 

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования тревоги у детей подросткового возраста

Результаты исследования на определение уровня тревоги по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханину представлены в таблице (Приложение А).
Анализ результатов, которые показаны в таблице 1, отражает уровень тревожности, который проявляется в виде интенсивных переживаний по отношению к каким-либо событиям (СТ) или как установка, готовность человека к переживанию страха и волнения по поводу ряда значимых явлений (ЛТ).
Результаты исследования по данной методике представлены в рисунках 1-2.
Также на диаграммах мы можем наблюдать, что разница в ситуативной и личностной тревожности несколько разнится (рисунок 1).


Рисунок 1 – Ситуативная тревожность

Анализ результатов, указанных в рисунке 1, показывает, что среди опрошенных испытуемых низкий уровень ситуативной тревожности имеют 14,8% детей, средний уровень – 40,7%, а высокий – остальные 44,4%.

Рисунок 2 – Личностная тревожность

Анализ результатов, указанных в рисунке 2, показывает, что высокий уровень личностной тревожности преобладает и составляет 55,6%, средний уровень составляет 32,2%, а низкий уровень – также имеется у 14,8%.
По сравнению с ситуативной тревожностью, в личностной тревожности высокий уровень возрастает и превосходит более половины опрошенных детей-подростков. Следовательно, большинство из них характеризуются высоким уровнем тревожности и способностью часто переживать стресс, что является отклонением от нормы.
Результаты исследования на определение объёма и уровня лжи и тревоги по Д. Тейлору представлены в таблице (Приложение Б).
Анализ результатов, представленных в таблице 2, показывает следующее:
Среди 27 опрошенных подростков была выявлена, так называемая «неискренность», социальная желательность (рисунок 3).

Рисунок 3 – Уровень лжи

Анализ результатов, указанных в рисунке 3, показывает, что честные ответы подростков преобладают над ложными (77,8%). «Неискренность» проявилась у 6 обследуемых и составила 22.2%.
Результаты исследования самого уровня тревоги представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Уровень тревоги

Анализ результатов, которые показаны на рисунке 4, показывает, что уровень тревоги развит у всех по-разному.
Низкого уровня тревоги не имеет ни один из опрошенных, средний с тенденцией к низкому уровню –у 11% подростков, а средний с тенденцией к высокому – 22%. Высокий уровень присутствует у большинства подростков (63%), а очень высокий – у 4%.
Примеры рисунков по методике «Несуществующее животное» (Приложение В). На 18 из 27 рисунков были выявлены признаки тревоги, что составляет 67% от общего числа испытуемых.
Представим подробный анализ рисунков «Несуществующее животное» некоторых из обследуемых.
1. Обследуемый №3 – Р.С., 16 лет.
Рисунок достаточно крупный, расположен посередине, что свидетельствует о тревожном состоянии. Широко расставленные руки и пустые глаза символизируют высокую неудовлетворённость в общении. Наличие на кистях когтей свидетельствуют о степени защиты и агрессии. Штриховка выполнена сильным нажимом, что говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряжённости ребёнка. Острые и большие уши относят к признакам повышенной агрессии, а также к заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. Зачерченный рот символизирует боязливость и тревожность.
2. Обследуемый №8 – Ю.А., 15 лет.
Рисунок крупный, расположен левее обычного, что связано с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Руки также расставлены широко, на кистях имеются когти – символ защиты и агрессии. Абсолютно всё животное выполнено очень сильным нажатием и штриховкой, что говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряжённости ребенка. Наличие острых рогов и зубов обуславливает защиту и агрессию. Рот с зубами означает вербальную и, скорее, защитную агрессию (ребенок может огрызаться, задираться, грубить и т.д.). Резко прорисованные глаза с радужкой свидетельствуют о способности к переживанию страха.
3. Обследуемый №22 – Д.В., 16 лет.
Рисунок крупный, расположен посередине, что свидетельствует о тревожном состоянии. Всё тело животного усеяно всяческими средствами защиты – когтями, шипами, острыми зубами. Это означает, что у ребенка присутствует защитная агрессия и ее боязнь. Также весь контур животного выполнен усиленным нажатием и штриховкой, что говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряжённости. Острые зубы с приоткрытым ртом также символизируют вербальную защитную агрессию. Несколько приоткрытый рот – это признак готовности испугаться. Однако острые зубы в сочетании с высунутым языком символизируют склонность человека к началу скандала и сплетням. Глаз прорисован вместе с радужкой, что свидетельствует о боязни страха и способности ребёнка к его переживанию.

Заключение

В данной работе изучался и анализировался уровень тревоги у детей подросткового возраста. Анализ психологической литературы позволил выяснить психологические особенности тревоги и её характеристики, на которые должны обращать внимание не только родители, но и педагоги.
Тревога имеет свойство плавно переходить в состояние страха, повышенного беспокойства и даже паники. Наиболее распространенную классификацию тревожности дал Ч.Д. Спилбергер:
– Ситуативная тревожность;
– Личностная тревожность.
Изучаемое понятие тревоги трактуется в психологии различными видами понятий. Но, несмотря на это, многие психологи рассматривают его по мере проявления – в зависимости от определенной ситуации и как свойство личности.
Причины возникновения и проявления тревоги многообразны. Они могут располагаться в любой сфере жизнедеятельности человека.
Ф.Б. Березин выделял стадии развития тревоги, начиная от внутренней напряженности и заканчивая расстройством поведения, паникой.
Если рассматривать особенности поведения детей-подростков, испытывающие чувство тревоги, можно сделать следующий вывод. В этом возрасте дети подвержены жесткой самокритике. Чувство неосознанного страха приводит к тому, что они боятся проявить инициативу и взять на себя ответственность.
В ходе исследования было выявлено, что более половины подростков имеют высокий уровень тревоги. Средним уровнем обладает примерно треть опрошенных, а низким уровнем обладают лишь единицы.
Диагностика и учет подростковой тревоги требует особого внимания не только со стороны родителей и психологов, но и педагогов и учителей. Ведь если своевременно не помочь ребёнку найти и изучить причины воздействия, обстоятельства могут негативно повлиять на формирование его личности.
В контакте с тревожными детьми следует проявлять особую чуткость, так как на подростковый период приходится становление личности. Неадекватное поведение, взаимодействие с социумом, нарушение сна, отсутствие аппетита, низкая самооценка – за этим и многим другим скрывается подростковая тревога.
Гипотеза исследования о том, что дети среднего подросткового возраста характеризуются повышенным уровнем тревоги, подтверждена.

 

Список используемой литературы

Пример оформления

1. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М. : ГИТИС, 2006. 251 с.
2. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Астрель ; Тверь : ACT, 2006. 319 с. (Высшая школа).
3. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования : сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования ; под ред. А. Е. Марона. М. : ИОВ, 2007. 118 с.
4. Ефимова Т. Н., Кусакин А. В. Охрана и рациональное использование болот в Республике Марий Эл // Проблемы региональной экологии. 2007. № 1. С. 80–86.
5. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.07.2008 № 123 (ред. от 29.07.2017). URL: http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-22.07.2008-N-123-FZ/ (дата обращения: 19.09.2017).
6. Максимова Н. А. Структура региональных образовательных порталов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11. С. 16–20. URL: https://e-koncept.ru/2014/14300.htm (дата обращения: 12.12.2017).
7. СССР. Госстрой. Госкомтруд. Секретариат ВЦСПС. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Общая часть : утв. постановлением № 43/512/29-50 от 05.12.1986 // Консультант плюс: справочно-правовая система.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф