Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Эмоциональная сфера и ее влияние на профессиональное становление личности»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫЛИЧНОСТИВ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Проблема изучения эмоциональной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов
1.2.Взаимосвязь эмоциональной сферы и профессионального становления личности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)
2.1.Описание хода исследования влияния особенностей эмоциональной сферы на профессиональное становление личности
2.2.Анализ результатов исследования влияния особенностей эмоциональной сферы на профессиональное становление личности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение эмоциональной сферы личности в настоящее время является одной из актуальных проблем психологической науки. Это обусловлено тем, что благодаря эмоциональным процессам устанавливается связь между восприятием хода событий и осуществляемой деятельностью, с одной стороны, и реагированием внутренних органических процессов на внешние события с другой. Эмоции играют важную роль в жизни человека и существенным образом влияют на его профессиональную деятельность.
Актуальность исследования определяется также тем, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности и её образа жизни. Именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворить всю гамму потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достичь определённого социального статуса. В процессе личностного и профессионального становления происходит изменение жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личности в целом.
Многочисленные исследования, посвящённые становлению профессионала, обуславливают множественность представлений о данном процессе. Главный путь получения обобщённого представления о влиянии эмоциональной сферы на профессиональное становление личности заключается в рассмотрении множества феноменов данного процесса.
Необходимо отметить, что, несмотря на наличие множества научных трудов как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященных изучению эмоциональной сферы человека, до сих пор в психологии ощущается недостаток исследований, в которых предметом изучения являлась взаимосвязь эмоциональной сферы и профессиональной деятельности личности.
Авторы дали психологический анализ эмоциональной сфере, классифицировали и описали эмоции, однако специальных комплексных исследований по этой проблеме проводилось не достаточно. Поэтому мной избрана данная тема курсовой работы.
Степень разработанности проблемы.Изучению эмоциональной сферы личности посвящены работы отечественных и зарубежных психологов: Дж. Келли, Б.Ф. Скиннера, Дж. Пейпеца,Э. Клапареда,Д. Роттера, И.Ф. Гербарта, Ч. Дарвина, Л. Фестингера, В. Вундта, К.Д. Ушинского, Н.Я. Грота,П.В. Симонова, П.К. Анохина, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьеваи других. Изучению профессионального становления личности посвящены работы: У. Джеймса, Р. Лазаруса,М.Зиднера, Дж. Метьюза,Р.Д. Робортса, Г.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейна,Е.И. Егорова и др.
Объект исследования– эмоциональная сфера и ее влияние на профессиональное становление личности.
Предметом исследованияявляются психологические особенности эмоциональной сферы иих влияние на профессиональное становление личности курсантов Академии ФСИН России.
Цель исследования –изучить теоретические аспекты эмоциональной сферы личности в психологии и провести эмпирическое исследование влияния эмоциональной сферы личности на профессиональное становление.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. проанализировать основные проблемы изучения эмоциональной сферы в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. провести теоретический анализ взаимосвязи эмоциональной сферы ипрофессионального становления личности;
3. описать ход исследования влияния особенностей эмоциональной сферы на профессиональное становление личности;
4. проанализировать особенности влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности.
Гипотеза: особенности эмоциональной сферы, а именно эмоциональные состояния курсантов юношей и девушек различны и влияют на статус профессиональной идентичности курсантов.
Организация и методика исследования. Курсовая работа проводилась в два этапа.
В рамках первого этапа проводился сравнительный анализ зарубежной и отечественной литературы по изучаемой проблеме.
Второй этап был направлен на диагностику психологических особенностей эмоциональной сферы во взаимодействии с профессиональным становлением курсантов Академии ФСИН России.
Для реализации целей и задач исследования применялся следующий диагностическийинструментарий: методика «Самооценкаэмоционального состояния» А. Уэссмана и Д. Риксака, методика«Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А.Азбель иА.Г.Грецов. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики, позволяющие обосновать статистические закономерности в изученных феноменах.
С помощью указанных методик было обследовано 30 курсантов Академии ФСИН России, имеющих среднее профессиональное, среднее специальное и незаконченное высшее образование.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет52 страницы машинописного текста. Работа включает в себя таблицы. Библиография состоит из наименований работ отечественных авторов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Проблема изучения эмоциональной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов

Эмоциональная сфера — это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий.
Эмоциональная сфера взаимосвязана со всеми познавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами, физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением между людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многим другим. Из курса общей психологии мы знаем, что самым тесным образом эмоциональная сфера связана с мотивами и волевыми процессами. Составляющие эмоциональной сферы образуют сложную взаимосвязанную систему (см. рис. 1).

Рис. 1. Компоненты эмоциональной сферы личности

Раскроем более детально данные составляющие. В рамках психологии понятия «эмоции» и «чувства» зачастую используются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Первые — простое, непосредственное переживание в данный момент. Вторые — более сложное, систематическое, устоявшееся эмоциональное отношение человека.
Чувства – это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении сложных, социально обусловленных (высших) потребностей.
Чувства выражаются в эмоциях, но всегда предметны, то есть мы испытываем чувства к чему-то или же кому-то. Они характерны только человеку: чувства долга, собственного достоинства, стыда, гордости.
Эмоции — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.
Эмоции человека отличаются большим разнообразием свойств и оттенков. Классифицировать их можно следующим образом (см. рис. 2).

Рис. 2. Виды эмоций

Поиск различий между чувствами и эмоциями имеет свою историю. По мнению швейцарского психолога Э. Клапареда, эмоции, развивающиеся в условиях, затрудняющих приспособление, следует отличать от чувств, выражающих приспособительные установки индивида: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются». Человек, лишенный чувств, не сможет определить ценность вещей, к которым он должен приспособиться, ему не удается понять, что для него хорошо, а что вредно. Э. Клапаред обращает внимание на то, насколько эмоциональные явления бывают неадаптивными: «Человек, имеющий возможность убежать, не испытывает эмоций страха». Оказавшись во власти эмоций, мы можем совершить нежелательные действия. Такое объяснение функционального значения эмоций может показаться утрированным, но автор вносит существенное уточнение в свою позицию, указывая на то, что при объективной не адаптивности эмоция может быть субъективно полезной.
Любая эмоция характеризуется изменяющейся пропорцией адаптивных и неадаптивных реакций. Чем ближе эмоция к форме шока, взрыва, тем меньше в ней доля адаптивности. Установки и реакции, способные полезно ориентировать поведение, а также осознание субъектом их наличия Э. Клапаред называет чувствами.
Радикальный бихевиорист Б.Ф.Скиннер отстаивал описательный подход к изучению чувств. Он предложил наблюдать связанное с ними поведение. «Мы определяем эмоции — до тех пор, пока мы хотим этого,- как слабость или силу той или иной реакции…К сожалению, ссылки на чувства или состояния ума имеют эмоциональную окраску, которой бихевиористы в своих объяснениях стараются избегать» .
Тем не менее, по мнению Б.Ф. Скиннера, главным средством формирования нужного поведения выступает подкрепление, которое может быть положительным, либо отрицательным. Необходимо добавить, что подкрепления могут быть не только материальными, но и такими, которые непосредственно связаны с чувствами человека: похвала, порицание, неудача, удовлетворение от полученного результата, страх перед наказанием. Об этом неоднозначно говорит Д. Роттер в своей теории социального научения. «На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека, разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию» .
Чувства и эмоции выполняют в жизни человека различные функции:
— оценивающую — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.);
— регулятивную — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно;
— побуждающую — чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому.
Чувства оказывают различное воздействие на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать. При равнодушии, безразличии ко всему человек не способен ставить и решать жизненно важные задачи.
Главное различие эмоций и чувств заключается в следующем. Первые, как правило, несут начальную информацию о недостатке или избытке чего-либо, в большей степени связаны с биологическими процессами и областью бессознательного. Вторые, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны, связаны с социальной сферой и максимально представлены в нашем сознании.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и чувств, но и в виде эмоциональных состояний.
Эмоциональное состояние – понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения и желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, — все это эмоциональные состояния.
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определённого периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.
Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояния здоровья. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккумуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.
В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением.
Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующий большого напряжения. Стресс, как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание, но в отличие от аффекта стресс возникает только при наличии экстремальной ситуации.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.
Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.
Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.
Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние. Захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного рода вещи, предметы, явления, люди. Которыми личность стремиться обладать во что бы то ни стало.
Вопрос о природе эмоциональной сферы в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая возникновение различных, иной раз противоположных точек зрения.В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями . Этих взглядов придерживался и В. Вундт, утверждая, что эмоции – это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций.
После опубликования Ч. Дарвином в 1872 году книги «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он утверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только на биологическом, но и психическом, поведенческом уровне, появилась эволюционная теория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась как важный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среде .
Человек понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее обучающееся существо, запрограммированное на конкретные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать необходимое поведение, в том числе и эмоциональные реакции .
Теория американского невропатолога Дж. Пейпеца классический пример нейропсихологического подхода к исследованию эмоций. Исследуя эмоциональные расстройства у больных, Дж. Пейпец выявил гипотезу о существовании единой системы, которая объединяет ряд систем мозга и образует мозговой комплекс для эмоций. Данная система представляет замкнутую цепь и содержит: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она стала именоваться кругом Дж. Пейпеца. Позже, в 1952 году, система названая кругом Дж. Пейпеца была названа Полом Мак-Линомлимбической системой. По гипотезе Дж. Пейпеца, поясная извилина считается комплексом осознанных эмоциональных переживаний. В результате, субъективные переживания, которые возникли на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций.
Соматическая концепция эмоций выдвинула независимо друг от друга американским психологом У. Джеймсом и датским медиком К.Г. Ланге в 1880-1890 годах. Основанием для теории являлся анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. По данной концепции, эмоциональное ощущение- это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение образует рефлекторные смены в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознании проецируются различные ощущения, из которых и слагается переживания эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций смены в организме и лишь после, как их следствие, образуется сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». По сравнению с рудиментарной теорией эмоций, которая исследуется в элементарных программах поведения, теория К.Г. Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как сбор вегетативных реакций, которые обеспечивают осуществление плана действий. Необходимо обратить внимание, что в концепциях эмоций исследуются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что несколько процессов нашего сознания лишены эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.
Представители когнитивной теориипонимают человека, прежде всего, как «думающего, понимающего, анализирующего», поскольку всю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с помощью когнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных теорий рассматривают эмоции, в основном, как реакцию, обусловленную познавательными процессами. Американский психолог А. Бек говорил, что «то, как люди думают, определяет, что они чувствуют и как действуют» . По мнениюпредставителей когнитивной теории, разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. В последние десятилетия стало заметным распространение когнитивных подходов и приемов в психотерапии с цель видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь и благополучие человека. Патологическое эмоциональное состояние и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации» .
Очень популярной является и на сегодняшний день теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Основные понятия этой теории: диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает психологически противоречивой информацией об объекте; консонанс – позитивное эмоциональное состояние, возникающее, когда ожидания человека подтверждаются. Чтобы избавиться от состояния когнитивного диссонанса, человек может занизить уровень ожиданий, попытаться получить новую информацию, которая бы отвечала прежним ожиданиям, либо изменить содержание ожидания.
Не менее известная теория личностных конструктов Дж.Келли является подходом к пониманию внутреннего мира людей путем выяснения конструктов – системы дихотомичных понятий, с помощью которых человек познает мир и устанавливает межличностные отношения. Конструкт – это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей и себя.
Рассмотрим более подробно эмоциональную сферу в трудах отечественных психологов. Большим вкладом в понимании эмоциональной сферы личности являются научные разработки русскогопсихофизиолога, психолога П.В. Симонова и академика П.К.Анохина. Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоциональная сфера в процессе эволюции возникла и закрепились как приспособительный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни как отдельной особи, так и всего вида. Положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает прогнозируемый результат, и наоборот, если реальный результат хуже ожидаемого – возникают отрицательные эмоции. При неоднократном удовлетворении потребности, сопровождающейся положительной эмоцией, происходит обучение и закрепление соответствующей деятельности, а неоднократные неудачи, вызывающие отрицательные эмоции, ведут к торможению неэффективной деятельности и способствуют поиску новых способов действий.
П.В. Симонов пытался объединить потребностно-мотивационный и информационный факторы генеза эмоциональной сферы, утверждая в своей теории, что эмоции – отражение мозгом качества и величины актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Правила возникновения эмоции П.В. Симонов представил в виде формулы Э=П(ИН-ИС), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (ИН-ИС) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; ИН – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; ИС – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Кроме перечисленных переменных, на качество, длительность и знак эмоций влияют: индивидуально-типологические особенности человека; фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения; качественные особенности самой потребности. В связи с этим эмоции, порождаемые духовными или социальными потребностями, принято называть чувствами . Согласно формуле эмоций, отрицательные эмоции возникают при низкой вероятности удовлетворения потребности. При возрастании вероятности достижения цели и избытке сведений, необходимых для удовлетворения потребности, — рождаются положительные эмоции. Также из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности; нет потребности – нет и эмоции, что собственно является предметом оспаривания верности теории П.В. Симонова. По убеждению автора, отрицательные эмоции при недостатке сведений способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), что приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Поэтому при решении проблемы могут быть использованы случайные или маловероятные ассоциации, которые в безмятежном состоянии не рассматривались бы. Благодаря этому увеличиваются шансы достижения цели . Необходимо добавить, что в результате выполненных П.В.Симоновым и его сотрудниками многочисленных психофизиологических исследований были выявлены многие функции определенных структур мозга (передних отделов неокортекса, миндалины, гиппокампа, гипоталамуса), существенных для понимания нейрофизиологических механизмов эмоциональных процессов. В своей теории П.В. Симонов также обосновал и описал отражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную (замещающую) функции эмоций.
Безусловно, оригинальная теория П.В. Симонова вызвала много споров и нареканий. Наибольшей критики она подверглась со стороны Б.И.Додонова и Е.П. Ильина, которые предложили научному сообществу свое видение эмоциональных процессов. Б.И. Додонов рассматривал в своих работах проблему эмоциональной сферы с точки зрения ценностей. Он выдвинул и обосновал положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях. При этом Б.И. Додонов в своих исследованиях показал, что человек как личность проявляется в активной, мировоззренческой и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональный процесс, по мнению автора – это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов .
Е.П. Ильин разработал дифференциально-психологическую концепцию структуры эмоциональной сферы человека. Согласно Е.П. Ильину, эмоциональная сфера человека – это многогранное образование, включающее в себя: эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности (при их акцентуации – эмоциональные типы личности), эмоциональные устойчивые отношения (чувства), где каждое из них имеет отчетливые дифференцирующие признаки. Характеристики эмоционального реагирования, согласно автору, следующие: имеют знак (положительные или отрицательные переживания), влияют на поведение и деятельность (тормозят или стимулируют), интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительность протекания (длительные или кратковременные), предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом). Эмоциональное реагирование Е.П. Ильин подразделяет на эмоциональные реакции (эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка, эмоциональный взрыв или аффект) и эмоциональные состояния (составляющая психических состояний, которая близка к настроению – эмоциональному тонусу). Обязательными компонентами эмоционального реагирования являются: импрессивный, физиологический, экспрессивный (речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства и внимание к своей внешности).
Видный представитель психологической теории деятельности А.Н. Леонтьев считал, что эмоциональная сфера, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, также непосредственно отражает отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. А.Н. Леонтьев дифференцировал эмоциональные явления на следующие подклассы: аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, которые, по его мнению, отличаются друг от друга функционально и генетически, а также разной связью со структурой деятельности, которую они регулируют . Кроме этого, эмоции релевантны именно деятельности, а не отдельным актам и действиям, эмоции могут обобщаться, образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению А.Н. Леонтьева, эмоциональная сфера – это широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности, играющий роль ориентирующих субъективных сигналов .
Эмоции и чувства связаны с разным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его конкретных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал: «это эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований». Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа устанавливается комплексом нервных структур, которые входят в лимбическую структуру мозга. В данную структуру входят наиболее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга. Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией.
Импульсы от внешних действий переходят в головной мозг двумя потоками. Первый из них направляется в конкретные зоны коры головного мозга, в котором смысли значение этих импульсов «осознаются» и расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Второй поток приходит в подкорковые образования, в котором фиксируется прямое отношение данных воздействий. Сердце не случайно является символом чувств. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделений, угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Изредка физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные только тренированным спортсменам.
Таким образом, эмоциональная сфера взаимосвязана со всеми познавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами, физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением между людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многим другим.
Эмоциональная сфера включает в себя: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.
Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать, даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.
Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции — постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.
Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Своеобразие эмоций, чувств и эмоциональных состояний определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Эмоции — важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов.

1.2. Взаимосвязь эмоциональной сферы и профессионального становления личности

Известно, что любая деятельность человека, в том числе и профессиональная, сопровождается эмоциональными реакциями. В данном контексте Е.И. Егоров отмечал, что профессиональная деятельность является значимой для личности сферой интересов, так как в этой деятельности проявляются все возможности личности . Кроме того, уровень значимости для человека профессиональной деятельности находит проявление именно в эмоциональных реакциях и переживаниях, которые связанны с анализом личностью своих действий, поступков, поведения, мотивации и самой деятельности. Многочисленные авторы, исследовавшие роль эмоциональной сферы в профессиональной сфере, отмечают эффективность положительно-эмоциональных переживаний в достижении успехов. Также учеными отмечается то, что эмоции и чувства являются побудителями познавательного интереса, что повышает умственную работу человека и положительно сказывается на его профессиональном, личностном росте, самоактуализации.
В разные периоды жизненного пути человек реализует свои способности в определенной профессиональной деятельности. Степень его успешности взаимосвязана с эмоциональной составляющей его личности. Эмоции дают возможность человеку не только оформить личностное отношение к осуществляемой деятельности, окружающей его действительности, пройти профессиональное становление,но и сформировать отношение к самому себе. Здесь следует обратиться к идеям Я.Рейковского, который подчеркивал, что эмоциональный процесс возникает в качестве реакции человека на жизненно значимые воздействия и вызывает (в зависимости от своих особенностей и силы) различные изменения в протекании других психических процессов и в деятельности личности в целом. Именно поэтому особенности эмоциональной сферы человека обязательно находят проявление в его профессиональной деятельности и профессиональном становлении.
При рассмотрении природы эмоциональной сферы особое внимание уделяется психическим механизмам мышления, и с этой целью остановимся на когнитивных теориях эмоциональной сферы. Так, например, в когнитивной концепции Р. Лазаруса центральное место занимает идея познавательной детерминации эмоций. Автор считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием проявления эмоциональной сферы человека. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и информационной теории эмоций П.В. Симонова особый акцент делается на взаимосвязи эмоциональной сферы и профессиональной деятельности, их взаимовлияния и профессионального становления личности. По мнению Л.Фестингера, любая, в том числе и профессиональная, деятельность человека обусловлена совершением определенных действий и поступков, которые способствуют возникновению эмоций. С точки зрения последователей этой теории, совершаемые в ходе выполнения профессиональной деятельности поступки и действия будут вызывать у человека определенные эмоции, которые могут нести как положительные (при отсутствии препятствий на пути реализации плана действий), так и отрицательные (в случаях несовпадения ожидаемого и конечного результата) эмоции. Таким образом, возникающий диссонанс между ожидаемыми и реальными результатами профессиональной деятельности в качестве ответной реакции вызывает определенные эмоции, напрямую связанные с эффективностью когнитивной деятельности, перспе6ктивностью дальнейших планов и личностной активности, направленной на их реализацию.
Исходя из теории П.В. Симонова, эмоции, возникающие при наличии потребности, являются отражением качественных и количественных характеристик актуализированных потребностей в соответствующих центрах мозга при выполнении профессиональной деятельности . В рамках нашего исследования мы рассматривали влияние эмоциональной сферы на профессиональное становление личности, на профессиональную деятельность, с одной стороны, и отражение качественных и количественных характеристик при выполнении профессиональной деятельности- с другой. Действия и поступки совершаемые в ходе выполнения профессиональной деятельности, ведут к возникновению эмоций, и наоборот, актуализированные потребности побуждают различные стороны эмоциональной сферы в профессиональной деятельности.
Профессиональное становление личности представляет собой достаточно сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. Таким образом, можно полагать, что связь познавательных процессов с эмоциональной сферы определяет успешность личности в профессиональной деятельностипри определенных условиях, поскольку профессиональное мышление является важной стороной процесса профессионализации человека и предпосылкой его успешности.
Согласно концепции С.Л.Рубинштейна, особенности эмоциональной сферы личности и ее эмоциональные состояния оказывают существенное влияние на все сферы жизни человека, особенно значимое влияние эмоциональная сфера оказывает на профессиональное становление в процессе деятельности. В процессе выполнения человеком профессиональной деятельности у него в зависимости от успеха или неудачи возникают либо позитивные, либо негативные эмоциональные реакции, которые определяются соотношением между целью и результатом деятельности. Кроме этого, эмоции выполняют особую роль в процессе формирования осознанной индивидом цели своей профессиональной деятельности, а эмоциональное отражение действительности ориентирует его в отношении с окружающим миром. Именно эмоциональная сфера личности принимает активное участие в определении человеком целей своей деятельности и предполагаемых ее результатов.
Рассматривая проблему влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности современные зарубежные ученые М. Зиднер, Дж. Мэттьюз и Р.Д. Робортс, отмечали наличие связи эмоциональной сферы человека с успешностью и продуктивностью профессиональной деятельности, объясняя это наличием ее влияния на способность личности соответствовать требованиям и успешно преодолевать давление окружающих. Авторами подчеркивается, что эмоционально умные люди более успешны в межличностных контактах с трудовым коллективом. Это в результате обеспечивает создание благоприятных условий для их профессиональной деятельности и повышает уровень удовлетворенности своей профессией, должностью и работой в целом.
Таким образом, на основе проанализированных теорий, можно сказать, что профессиональная деятельность и эмоциональная сфера личности являются взаимозависимыми друг от друга явлениями. Это обуславливается следующим: с одной стороны, профессиональная деятельность человека обеспечивает его субъективное благополучие, самооценку, материальную стабильность, социальный статус и является главным источником как позитивных, так и негативных эмоций, а с другой-эмоции представляют собой важные аспекты поведения и профессиональных достижений личности, оказывая влияние на продуктивность деятельности, благополучие человека, социально-психологический климат трудового коллектива и т.д.

Выводы по первой главе

Эмоциональная сфера — это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий.
Эмоциональная сфера взаимосвязана со всеми познавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами, физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением между людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многим другим.
Эмоциональная сфера включает в себя: эмоции; чувства; эмоциональные состояния.
Эмоции — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Чувства – это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении сложных, социально обусловленных (высших) потребностей.
Эмоциональное состояние – понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения и желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, — все это эмоциональные состояния.
Своеобразие эмоций, чувств и эмоциональных состояний определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Эмоции — важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых показывает, что профессиональная деятельность и эмоциональная сфера личности являются взаимозависимыми друг от друга явлениями. Это обуславливается следующим: с одной стороны, профессиональная деятельность человека обеспечивает его субъективное благополучие, самооценку, материальную стабильность, социальный статус и является главным источником как позитивных, так и негативных эмоций, а с другой-эмоции представляют собой важные аспекты поведения и профессиональных достижений личности, оказывая влияние на продуктивность деятельности, благополучие человека, социально-психологический климат трудового коллектива и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера личности оказывает существенное влияние на профессиональное становление личности, на когнитивные мотивационные процессы профессиональной деятельности человека, что, в свою очередь, находит отражение в ее эффективности.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ (НАПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)

2.1. Описание хода исследования влияния особенностей эмоциональной сферы на профессиональное становление личности

Обследование было проведено на базе Академии ФСИН России в 2018 году.
В организационном аспекте исследование включало в себя три этапа: 1) организационный; 2) эмпирический; 3) обобщающий.
В рамках первого этапа был проведен анализ зарубежных и отечественных научных публикаций, литературы с целью определения степени разработанности проблемы влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности. Определена цель исследования- провести эмпирическое исследование влияния эмоциональной сферы личности на профессиональное становление.
Задачи эмпирического исследования:
• определить, с помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссмана и Д. Рикса) изменения эмоционального состояния курсантов психологического факультета на протяжении определенного периода времени;
• определить, с помощью методики «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбеля, А.Г. Грецова) в каком состоянии профессиональной идентичности находятся курсанты психологического факультета;
• установить степень влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности курсантов.
На втором этапе были определены респонденты и методики исследования: методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссамана и Д.Рикса для выявления эмоционального состояния курсантов на протяжении определенного периода времени иметодика«Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбеля и А.Г. Грецова для изучения статусов профессиональной идентичности курсантов.
В ходе эмпирического исследования было обследовано 30 курсантов психологического факультета, из них 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 17 до 20 лет.
Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссамана и Д. Рикса. Опросник представляет собой четыре блока утверждений (шкал). Каждая шкала включает 10 утверждений. Утверждения шкал расположены по убывающей, от полюса позитивного эмоционального состояния (10 баллов) до полюса негативного эмоционального состояния (1 балл). Испытуемого просят оценить свое эмоциональное состояние, выбрав соответствующее утверждение. Порядковый номер утверждения соответствует количеству баллов, набранных по шкале. Опросник включает в себя следующие шкалы: «Спокойствие — тревожность», «Энергичность -усталость», «Приподнятость — подавленность», «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности».
Методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбеля и А.Г. Грецова. Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: а, b, с, d. Обработка результатов каждого варианта ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал. Шкалы опросника: «Неопределенное состояние профессиональной идентичности», «Навязанная профессиональная идентичность», «Мораторий» (кризис выбора), «Сформированная профессиональная идентичность».
На третьем этапе сравнивались результаты, полученные на втором этапе исследования, то есть устанавливалась взаимосвязь влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности курсантов, с помощью критерия Спирмена определена теснота и направление корреляционной связи между двумя исследуемыми признаками.

2.2. Анализ результатов исследования влияния особенностей эмоциональной сферы на профессиональное становление личности

Исследование особенностей эмоциональной сферы курсантов Академии ФСИН России осуществлялось нами с помощью теста «Методика самооценки эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса результаты представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования по методике «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса

Исходя из полученных результатов, были даны следующие выводы по самооценке эмоциональных состояний юношей и девушек.
Сравнивая показатели самооценки эмоционального состояния юношей и девушек, можно сказать, что были выявлены значимые различия (р ≤ 0,01) по двум шкалам: «Спокойствие/Тревожность» и «Энергичность/Усталость». Юноши обладают выдержанностью, сдержанностью, терпеливостью, благоразумностью, уравновешенностью, невозмутимостью и терпимостью, у девушек же, эмоциональное состояние говорит о том, что они задерганы, запуганы, закомплексованы, нерешительны. КАК ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ???? Или чем? Это объясняется тем, что юноши быстрее проходят процесс адаптации к новому коллективу и новым условиям, чем девушки. Девушкам

Общими для юношей и девушек являются шкалы: «Приподнятость/Подавленность» и «Уверенность/Беспомощность», что характеризует их как застенчивых, нерешительных, запуганных, стеснительных, подавленных, слабохарактерных.
Суммарная оценка показателей шкал по методике эмоциональных состояний позволяет сделать вывод, что для курсантов юношей характерен ………Высокий уровень юношей и средний уровень эмоциональной устойчивости (высоко оценвают свою эмоциональное состояние)….девушек характерен для данной профессии и образовательных организаций, потому что служба требует уравновешенности, терпимости, невозмутимости.
Результаты исследования курсантов Академии ФСИН России по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбеля и А.Г. Грецова представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбеля и А.Г. Грецова

Исследование курсантов Академии ФСИН России показало, что большинство юношей и девушек имеют выраженность выше среднего уровня по статусу неопределенного состояния профессиональной идентичности, что говорит о том, что курсанты не имеют прочных профессиональных целей и планов, еще не до конца уверены в своей профессии, так как выбор жизненного пути не сделан, а четкие представления о дальнейшей службе отсутствуют. На это в большей степени может влиять их возраст, а также эмоциональное состояние, так как исследование проводилось на курсантах первых, вторых курсов, которые только изучают и познают всю суть и выбор своей будущей профессии.
По результатам видно, что есть курсанты, как юноши, так и девушки, уже определившиеся с профессией, но их крайне мало, они относятся к сформированному статусу профессиональной идентичности. По шкале навязанная профессиональная идентичность и имея тенденцию к средней степени выраженности, можно сказать о том, что эти девушки и юноши характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже совершили его. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения. Этим статусом обладают те, кто самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что они знают чего хотят.
Таким образом, профессиональная идентичность — это сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Исследование показало, что для большинства курсантов характерно отсутствие прочных профессиональных планов и целей, выбор дальнейшего пути еще не сделан, четкие представления о карьере или о профессиональной жизни отсутствуют, но юноши и девушки пытаются сформировать их, выстроить варианты собственного профессионального развития.
Далее с помощью критерия Спирмена нами была определена тесноту и направление корреляционной связи между двумя исследуемыми признаками. Критические значения (rкр) коэффициента корреляции рангов Спирмена (по таблице для N=30 испытуемых): для p≤0,05 rкр=0,32; Для p≤0,01 rкр=0,41.
Анализ статистических данных позволил говорить о наличии корреляции между показателями самооценок эмоциональных состояний и статусами профессиональной идентичности, так как rэмп=0,98; rкр<rэмп находится в зоне значимых различий.
Таким образом, особенности эмоциональной сферы, а именно эмоциональные состояния личности связаны с профессиональным становлением личности, то есть с осознанием и пониманием своей профессиональной принадлежности в обществе.
Эмоциональные состояния курсантов юношей и девушек различны так для юношей характерна выдержанность, сдержанность, терпеливость, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость и терпимость, а для девушек задерганность, запуганность, закомплексованность и нерешительность. Выявленные особенности эмоциональной сферы влияют на уровень неопределенного статуса профессиональной идентичности курсантов.
Рекомендации курсантам Академии ФСИН России:
-совершенствовать свои профессиональные навыки с помощью самообразования;
— повысить эффективность снятия физического и психического напряжения с помощью упражнений аутогенной тренировки;
— не забывать о процессе релаксации для восстановления общих ресурсов организма, необходимо расслабляться, отвлекаясь от любых тем, используя формулы-внушения, отслеживать свои эмоции;
— усваивать и совершенствовать процесс самопознания и саморазвития, с помощью ознакомления с новыми методиками и упражнениями;
— разнообразить свободное время необычными для себя занятиями;
— определить основные практические шаги к успеху;
-регулярно подбирать литературу в помощь выбору профессии и профориентационной работе.

Вывод по второй главе

Полученные выводы соотносятся с результатами отечественных и зарубежных исследований, проведенных на других выборках. Так, подтверждается роль влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности. Эмоциональная сфера связана с профессиональным становлением личности, то есть с осознанием и пониманием своей профессиональной принадлежности в обществе. Курсанты с выраженным статусом профессиональной идентичности более положительно оценивают свое эмоциональное состояние. Эмоциональная сфера влияет на характер управления своим эмоциональным состоянием – на эмоциональную отходчивость, эмоциональную гибкость, волевые усилия и терпимость.
Наличие связи эмоциональной сферы человека с успешностью и продуктивностью профессиональной деятельности, объясняя это наличием ее влияния на способность личности соответствовать требованиям и успешно преодолевать давление окружающих. Эмоциональное состояние курсантов психологического факультета в основном находится на среднем и высоком уровне. Для большинства курсантов характерно отсутствие прочных профессиональных планов и целей, но юноши и девушки пытаются сформировать их, выстроить варианты собственного профессионального развития. Но есть курсанты, как юноши, так и девушки, уже определившиеся с профессией, их крайне мало, они относятся к сформированному статусу профессиональной идентичности, и имеют тенденцию к среднему уровню выраженности. Эмоционально стойкие курсанты более успешны в межличностных контактах с трудовым коллективом. Это в результате обеспечивает создание благоприятных условий для их профессиональной деятельности и повышает уровень удовлетворенности, способствует профессиональному становлению личности и самореализации в профессиональной деятельности.

Заключение

Эмоциональная сфера — это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий.
Эмоциональная сфера взаимосвязана со всеми познавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами, физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением между людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многим другим.
Эмоциональная сфера включает в себя: эмоции; чувства; эмоциональные состояния.
Эмоции — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Чувства – это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении сложных, социально обусловленных (высших) потребностей.
Эмоциональное состояние – понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения и желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, — все это эмоциональные состояния.
Своеобразие эмоций, чувств и эмоциональных состояний определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Эмоции — важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов.
В рамках исследования необходимо еще раз почеркнуть, что профессиональная деятельность и эмоциональная сфера личности являются взаимозависимыми друг от друга явлениями. Это обуславливается следующим: с одной стороны, профессиональная деятельность человека обеспечивает его субъективное благополучие, самооценку, материальную стабильность, социальный статус и является главным источником как позитивных, так и негативных эмоций, а с другой-эмоции представляют собой важные аспекты поведения и профессиональных достижений личности, оказывая влияние на продуктивность деятельности, благополучие человека, социально-психологический климат трудового коллектива и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера личности оказывает существенное влияние на профессиональное становление личности, на когнитивные мотивационные процессы профессиональной деятельности человека, что, в свою очередь, находит отражение в ее эффективности.
Полученные выводы соотносятся с результатами отечественных и зарубежных исследований, проведенных на других выборках. Так, подтверждается роль влияния эмоциональной сферы на профессиональное становление личности. Эмоциональная сфера связана с профессиональным становлением личности, то есть с осознанием и пониманием своей профессиональной принадлежности в обществе. Курсанты с выраженным статусом профессиональной идентичности более положительно оценивают свое эмоциональное состояние. Эмоциональная сфера влияет на характер управления своим эмоциональным состоянием – на эмоциональную отходчивость, эмоциональную гибкость, волевые усилия и терпимость.
Наличие связи эмоциональной сферы человека с успешностью и продуктивностью профессиональной деятельности, объясняя это наличием ее влияния на способность личности соответствовать требованиям и успешно преодолевать давление окружающих. Эмоциональное состояние курсантов психологического факультета в основном находится на среднем и высоком уровне. Для большинства курсантов характерно отсутствие прочных профессиональных планов и целей, но юноши и девушки пытаются сформировать их, выстроить варианты собственного профессионального развития. Но есть курсанты, как юноши, так и девушки, уже определившиеся с профессией, их крайне мало, они относятся к сформированному статусу профессиональной идентичности, и имеют тенденцию к среднему уровню выраженности. Эмоционально стойкие курсанты более успешны в межличностных контактах с трудовым коллективом. Это в результате обеспечивает создание благоприятных условий для их профессиональной деятельности и повышает уровень удовлетворенности, способствует профессиональному становлению личности и самореализации в профессиональной деятельности.

Список используемой литературы

1. Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин,- 2004. С. 191.
2. Анохин П.К. Эмоции// Психология эмоций. Тексты. – М., 2006. С. 128.
3. Бабиянц К.А. Современные и традиционные методы изучения эмоциональных состояний (с учетом объективного психологического анализа и тестирования: эгоскопия, БОС): учеб. пособие: в 2ч./ — Ростов. 2009.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений, 1976.
5. Грачев А.А. Влияние эмоционального общения на выбор цели. -М.1981.
6. Грот Н.Я. Психология чувствований. – Тексты под редакцией Вилюнаса В.К., Гиппенрейтера Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. С. 278.
7. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014, №41. С. 125.
8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. С. 79.
9. Дружинина В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов/ под ред. – СПб: Питер, 2007. С. 656.
10. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности, 2003, №1, с.20-27.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008. С. 243.
12. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
13. Изард К. Эмоции человека/ Изард К.- Москва: Директ- Медиа, 2008. С. 954.
14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2006. С. 528.
15. Инаев К.Э. Эмоции человека. — СПб: Издательство «Питер», 2009. С. 464.
16. Карпова А.В. Общая психология// Под общ. ред. Доктора психологических наук, профессора Карпова А.В. 2005. С. 258.
17. Климов Е.А. Психолоrияпрофессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / М.: Издательский центр «Академия», 2004.
18. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии 2014. С.85.
19. Корниенко Н.А. Эмоции и чувства как психологические механизмы формирования личности//Личность в системе деятельности. Тезисы докладов. Н-ск,1993. С.192.
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — Тексты под редакцией Вилюнаса В.К., Гиппенрейтера Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. С. 278.
21. Литвинова О.В. Эмоциональная регуляция поведения личности: монография. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009. С. 161.
22. Мак-Дугалл У. Различение эмоции и чувства [Текст]/ Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.
23. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб: Питер, 2007.С. 583.
24. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 2006.
25. Первин Л.А. Психология личности: Теория и исследования/ Л.А. Первин, — М.: Аспект Пресс – 2006. С. 607.
26. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002.
27. Психология эмоций. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтера Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. С. 278.
28. Ремакович Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 2011. С. 480 .
29. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. — М.,2012. С. 161.
30. Сайт «Российское психологическое общество» -http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – изд. 18-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. С. 671.
32. ФальковскаяЛ.П.Типологические особенности мотивационной сферы личности психологов образования: дис, канд.психол.наук. Новосибирск, 2008. С. 119.
33. Чижова К.И. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности. 2014. №1. С. 166.
34. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека/ Шадриков В.Д. — М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 464.
35. Шмырева О.И. Развитие эмоциональной сферы личности // Вестник Тамбовского университета им. Г. Р. Державина. Сер: Гуманитарные науки. 2006. №4(44). С. 129.
36. Экман П., Психология эмоций/Экман П.; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Ильин Е. П. — СПб: Питер, 2013. С. 240.
37. Якобсон Я.М. Психология чувств / Я.М. Якобсон, — М.: — 1958. С. 228.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф