Введение
Глава 1. Теоретические аспекты местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2 Анализ нормативно-правовой базы по направлению исследования
Глава 2. Характеристика международных правовых стандартов
2.1 Понятие и виды международных правовых стандартов
2.2 Основные положения Европейской хартии местного самоуправления
Глава 3. Механизм совершенствования местного самоуправления в России
3.1 Актуальность вопроса совершенствования местного самоуправления в Рос сии
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления в России
Заключение
Список использ ованных источников
Введение
Местное самоуправление является сегодня одним из важнейших институтов современного общества, с помощью которого граждане имеют возможность решить значительную часть проблем, возникающих на местном уровне. Как институт публичной власти, наиболее приближенный к гражданам, местное самоуправление предоставляет возможность наиболее полно удовлетворить интересы и обеспечить защиту прав граждан, совместно проживающих на определенной территории.
Международные и европейские стандарты в сфере местного самоуправления играют очень важную роль в развитии местной демократии, трансграничного экономического и социального сотрудничества территориальных общин и местных властей.
Эти стан дарты закреплены в соответ ствующих международно-правовых акт ах, среди кото рых, прежде все го, нужно выде лить Европейскую хар тию местного самоупр авления (Страсбург, 15 окт ября 1985) , Всем ирную декларацию мест ного самоуправления (Рио-де- Жанейро, 23 — 26 сент ября 1985), Европейскую рамо чную конвенцию о пригра ничном сотрудничестве террито риальных сообществ и вла стей (Мадрид, 21 мая 19 80) и дру гие.
Актуальность те мы исследования заклю чается в то м, что разв итие местной демок ратии является од ной из осно вных проблем, сто ящих перед Росси йской Федерацией.
Сложность и масшта бность задач, сто ящих перед мес тным самоуправлением, проб лемы реализации ФЗ № 131 необхо димость совершенствования муници пальной нормативной ба зы – всё это тре бует дальнейшего разв ития взаимодействия орг анов местного самоупр авления с орга нами государственной вла сти субъектов РФ, инсти тутами гражданского обще ства.
В проц ессе организации и деятел ьности местных влас тей, а та кже в проц ессе развития лока льной демократии, предла гается руководствоваться принц ипами, изложенными в Европ ейской Хартии мест ного самоуправления, кот орые в рав ной степени призн аются практически вс еми европейскими стра нами, и с уче том положений ин ых международных согла шений, ратифицированных Росси йской Федерацией.
Цель исслед ования – раск рыть положения Европ ейской Хартии мест ного самоуправления в реш ении вопросов мест ного самоуправления.
Для дости жения поставленной це ли необходимо реш ить ряд зад ач:
-изучить теорет ические основы мест ного самоуправления;
-изучить меха низмы общественного уча стия в реш ении вопросов мест ного самоуправления;
— рассм отреть положения Европ ейской Хартии мест ного самоуправления;
-разработать ме ры по совершен ствованию механизмов общест венного участия в реш ении вопросов мест ного самоуправления.
Объектом исслед ования является Европ ейская Хартия мест ного самоуправления.
Предмет исслед ования – пробл емные аспекты механ измов общественного уча стия местного самоупр авления.
Теоретической осн овой при напи сании работы посл ужили учебники, уче бные пособия, нау чные статьи по дан ной теме.
Методы исслед ования – ана лиз, синтез, обобщ ение, сравнение.
Глава 1. Теорет ические аспекты мест ного самоуправления
1.1 Пон ятие местного самоупр авления
Рассмотрим под ходы к пон ятию местного самоупр авления в нормативн о-правовых и литера турных источниках.
Понятие «самоупр авление» часто счи тают синонимом мест ного самоуправления по при чине того, что сам на род или орг аны, избираемые им самосто ятельно и сто ящие во гл аве территориальной един ицы, осуществляют разли чного рода деятел ьность в какой -либо общественно-территориальной еди нице или террито риальной общности .
Следует отме тить, что пр аво осуществлять реал ьную местную вла сть имеют ли шь те террито риальные сообщества, кот орые имеют конституцио нно-правовой статус. Мес тное сообщество явля ется не тол ько объектом, но и субъ ектом благодаря возмо жности выбирать и контрол ировать власть.
Согласно Ста тье 3 Конст итуции Российской Феде рации народ осущес твляет свою вла сть:
-непосредственно, то ес ть через выб оры, референдумы;
-через орг аны государственной вла сти;
-через орг аны местного самоупр авления .
Одной из ос нов конституционного ст роя и фо рм народовластия явля ется местное самоупр авление, которое зани мает значительное ме сто в проц ессе демократических реф орм современной Рос сии.
Понятие мес тное самоуправление не им еет законченного, еди ного обоснования и толко вания в нау ке. Если в пои сках определения дан ного понятия обрат иться к разл ичным источникам, то пол учим трактовки разл ичных авторов и выде ржки из нормативн о-правовых актов.
Под мес тным самоуправлением рус ский государствовед Н. Лазаревский пон имал «децентрализованное государ ственное управление, где самостоя тельность местных орг анов обеспечена сист емой такого ро да юридических гара нтий, которые, созд авая действительность децентра лизации, вместе с тем обеспе чивают и тек ущую связь орг анов местного государс твенного управления с дан ною местностью и ее населе нием».
Другой рус ский юрист М. И. Свеш ников понимал «самоуп равление как но вую форму админис трации, заключающуюся в своб одном участии нар ода в завед ывании делами, ввер енным местным админист ративным органом, т. е. своб одное участие нар ода в мес тной администрации».
А. Д. Градовский опре делял самоуправление как од ин из ви дов распределения вла сти: «самоуправление ес ть результат разноо бразных интересов, кот орые не мо гут быть удовле творены деятельностью центра льного правительства».
Англичанин И. Редлих счи тал, что «мес тное самоуправление — это осущес твление местными жите лями или их избра нными представителями тех обязан ностей и полно мочий, которые им предос тавлены законодательной вла стью или кот орые принадлежат им по общ ему праву» .
Русский уче ный Л. Вел ихов дал опред еление местного самоупр авления с маркси стских позиций, на осн ове учета особен ностей его функцион ирования в Сове тской России сере дины 20-х гг. XX ве ка: «местное самоупр авление — это государ ственное управление каким -либо кругом дел на мес тах, образуемое посре дством избрания уполном оченных на то лиц от господс твующего класса мест ного населения».
Однако, сущес твует определение мест ного самоуправления, кот орое принято Сов етом Европы. Дан ное определение зафикс ировано в Европ ейской Хартии мест ного самоуправления, прин ятой 15 окт ября 1985 г. в Страс бурге и ратифици рованной Российской Федер ацией 11.04.1998 го да.
В соотве тствии с п. 1 Хар тии ст. 3 под мес тным самоуправлением поним ается «право и реал ьная способность орг анов Местного самоупр авления регламентировать значит ельную часть государ ственных дел и упра влять ею, дейс твуя в рам ках закона, под св ою ответственность и в инте ресах местного насел ения» .
Трактовка пон ятия местного самоупр авление характеризует его как фо рму народовластия. Она содер жится в федер альном законе «Об об щих принципах орган изации местного самоупр авления в Росси йской Федерации» от 6 окт ября 2003 го да. Статья 1 дан ного нормативно-правового ак та гласит: «Мес тное самоуправление в Росси йской Федерации
-это призна ваемая и гарант ируемая Конституцией Росси йской Федерации самосто ятельная и под св ою ответственность деятел ьность населения по реш ению непосредственно или че рез органы мест ного самоуправления вопр осов местного знач ения, исходя из инте ресов населения, его истори ческих и ин ых местных тради ций».
Местное самоупр авление как выра жение власти нар ода составляет од ну из ос нов конституционного ст роя Российской Федер ации. В наст оящее время пон ятие местного самоупр авления можно бо лее детально раск рыть в след ующих аспектах:
-местное самоупр авление — явл ение демократии, од на из фо рм народовластия, кот орую необходимо рассма тривать в сис теме демократии с поз иции обеспечения принадл ежности власти нар оду;
-местное самоупр авление представлено не кой границей ме жду народом и госуда рством, которое объе динят их ме жду собой;
-местное самоупр авление является управле нческим явлением, кот орое направляет, организ овывает и регул ирует жизнь обще ства;
-местное самоупр авление — это спо соб инициации, практи ческого осуществления самодеят ельности, ответственности нар ода;
-местное самоупр авление представляет со бой форму реали зации прав чело века и гражд анина;
-местное самоупр авление является цело стной системой общественных отнош ений, которые свя заны с террито риальной самоорганизацией насел ения, которое самосто ятельно решает воп росы местного знач ения .
Объектом мест ного самоуправления мо жно определить ча сть общественных дел мест ного значения, име ющих локальный и террито риальный характер. Они возн икают на муници пальном уровне в проц ессе осуществления насел ением своей деятел ьности.
Субъектом мест ного самоуправления выст упает непосредственно сам нар од, который прож ивает на терри тории соответствующего муницип ального образования и кот орый реализует св ое право осущес твлять местное самоупр авление.
Исходя из это го, местное самоупр авление можно охаракте ризовать как компле ксную, правовую и нау чную систему, в кот орой определяется цело стное представление о многостр уктурной деятельности насе ления по реш ению вопросов мест ного значения.
На осн ове вышесказанного мо жно определить неко торые особенности мест ного самоуправления:
-правовая осн ова;
-действие мес тной власти в инте ресах населения;
-решение вопр осов местного знач ения;
-местное самоупр авление является сво его рода стабили затором между госуда рством и общес твом;
-наличие собст венных ресурсов;
-право прин имать решения самосто ятельно по улуч шению уровня жи зни населения;
-развитие у насе ления чувства целос тности с од ним сообществом;
-участие гра ждан в реш ении вопросов мест ного уровня, сли яние субъекта и объ екта управления;
-преобразование мест ного населения из участ ников управления в его перв ичный субъект .
Несмотря на сущест венные отличия от дру гих институтов народов ластия, местное самоупр авление имеет с ни ми массу схо жих черт.
Можно сказ ать, что мес тное самоуправление — это ча сть некой демокра тической организации соврем енного общества, еди ной структуры орган изации власти и управ ления в стр ане в цел ом.
В Ста тье 3 Конст итуции Российской Феде рации говорится, что носи телем суверенитета и единст венным источников вла сти в Росси йской Федерации явля ется ее многонац иональный народ, кот орый осуществляет св ою власть непосре дственно и че рез органы мест ного значения .
В на шей стране яд ром общественной жиз ни, которая базир уется на вла сти, является нар од. Гражданин Росси йской Федерации вопл ощает в жи знь власть, кот орая идет на бл аго обществу и госуда рству. В гл аве 8 Конст итуции Российской Феде рации статье 13 0, которая гла сит, что «мес тное самоуправление в Росси йской Федерации обеспе чивает самостоятельное реш ение населением вопр осов местного знач ения, владение, польз ование и распор яжение муниципальной собстве нностью .
Местное самоупр авление осуществляется гражд анами путем рефере ндума, выборов, дру гих форм пря мого волеизъявления, че рез выборные и дру гие органы мест ного самоуправления».
Таким обра зом. Конституция Росси йской Федерации юриди чески закрепляет пон ятие местного самоупр авления как од ной из фо рм народовластия. Орг аны местного самоупр авления не вхо дят в сис тему органов государ ственной власти и не явля ются частью сис темы государственного аппа рата. Местная вла сть решает воп росы населения, кот орые касаются уро вня жизнедеятельности граж дан. Она заним ается решением вопр осов, которые явля ются мелкими звен ьями в цеп очке государственной вла сти, но жизн енно важными для мест ного населения.
1.2 Ана лиз нормативно-правовой ба зы по напра влению исследования
1. Конст итуция РФ.
В ста тье 3 Конст итуции РФ предп исано, что носи телем суверенитета и единст венным источником вла сти в Рос сии является ее многонац иональный народ, кот орый осуществляет св ою власть непосред ственно, а та кже через орг аны государственной вла сти и орг аны местного самоупр авления (МСУ).
Конституционная ид ея народовластия подчер кивает устремление госуд арства к демокра тическим преобразованиям, солида рность и согл асие с принц ипами народовластия, излож енными в Междун ародном пакте о гражд анских и полити ческих правах граж дан. Так, в ста тье 25 эт ого международного доку мента установлено, что каж дый гражданин дол жен иметь пр аво и возмо жность принимать уча стие в вед ении дел, как непосред ственно, так и че рез избранных предста вителей, голосовать и бы ть избранным, им еть равный дос туп к государ ственной службе.
Участие гра ждан в управ лении является многог ранным процессом: во-пе рвых, оно положи тельно влияет на каче ство принимаемых реше ний; во-вторых, повы шает уровень сознате льности и общест венной активности граж дан; в-третьих, вли яет на морально- этические качества личн ости людей.
Гражданская актив ность населения, в св ою очередь, позв оляет выявить соци ально значимые общест венные оценки деятел ьности органов разл ичных уровней вла сти. В наст оящее время общественноемн ениестановится разновидностью непосред ственной демократии и дол жно приобретать все бол ьшее значение в опред елении направлений движ ения и разв ития общества.
2. Федер альный закон от 06.10 .2003 N 131 -ФЗ (ред. от 24.04 .2020) «Об об щих принципах орган изации местного самоупр авления в Росси йской Федерации».
Одной из фо рм участия насе ления в управ лении является террито риальное общественное самоупр авление – ТО С. Федеральное законода тельство рассматривает террито риальное общественное самоупр авление в каче стве самоорганизации гра ждан для самостоя тельного и под св ою ответственность осущес твления собственных иниц иатив в вопр осах местного знач ения по ме сту жительства (микро район, квартал, ули ца, двор, дом и т.п .).
Необходимость созд ания ТОС в Рос сии обусловлена следу ющими провозглашенными принц ипами местного самоупр авления: самостоятельности, демокра тичности (народовластия), закон ности, гласности, соче тания МСУ и ТО С. Безусловно, соблю дение всех перечи сленных принципов явля ется условием полноц енного местного самоупр авления на терри тории всей стр аны.
Глава 2. Характе ристика международных прав овых стандартов
2.1 Пон ятие и ви ды международных прав овых стандартов
Международные прав овые стандарты — относи тельно новое прав овое явление, кот орое является следс твием процессов глобал изации, охватывает национ альные правовые сист емы. В проц ессе правовой глобал изации происходит унифи кация подходов к регули рованию различных сф ер общественных отнош ений, иногда назы вают созданием «еди ного правового пол я». По мне нию Е. Танчева, к устано влению международных станд артов можно подх одить в конт ексте глобального конституц ионализма, постепенно формир уется; по мне нию исследователя, «международ но-правовые стандарты в эт ом контексте связ ующим звеном ме жду национальным и глоба льным конституционализмом» . Благ одаря процессам прав овой глобализации междун ародные правовые стан дарты охватывают не тол ько области междуна родного права, но и сфе ры, которые тради ционно регулируются национ альным правом.
Международные прав овые стандарты напра влены на регули рование определенных сф ер правоотношений; та кие стандарты формул ируются в рам ках международного пра ва, однако затра гивают основы регули рования в ря де «внутренних» прав овых сфер. Та кие стандарты явля ются минимальными прав овыми требованиями, сформули рованным достаточно обобщ енно, то ес ть выступают как прин ципы правового регули рования соответствующих сф ер общественной жиз ни.
Образцом и источ ником формирования и распрос транения международных прав овых стандартов в разл ичных сферах ст али международные стан дарты в обл асти прав чело века. Однако та кие стандарты сег одня не огранич иваются сферой пр ав человека: они каса ются различных отра слей права или прав овых институтов, кот орые принадлежат к национ альным системам пра ва, — избират ельного права, инст итута политических пар тий, судопроизводства и процесс уального права и дру гих отраслей, в том чис ле, конечно, мест ного самоуправления (муници пального права) .
Изучение междун ародных правовых станд артов в опреде ленной сфере тре бует не тол ько определения их содер жания, но и исслед ования их источ ников (актов междуна родного права) и их прав овой природы, а та кже классификации эт их стандартов.
Наиболее очев идным является разде ление массива междун ародных стандартов на универсальные (глоба льные, адресованные вс ем государствам ми ра) и регион альные (направленные к госуда рствам определенного географ ического региона). В частн ости, европейские междун ародные правовые стан дарты наиболее адаптир ованные к национ альным системам пр ава государств Евр опы.
Правовая при рода и ро ль международных станд артов, их вли яние на регули рование соответствующих правоот ношений существенно зав исят от ти па международно-правовых акт ов, которыми они устано влены. Такие стан дарты содержатся как в междун ародных (многосторонних) догов орах, так и в ак тах (резолюциях, рекомен дациях, декларациях, коммен тариях) международных межправите льственных организаций, реше ниях (правовых пози циях) международных суде бных учреждений .
В завис имости от прав овой природы источ ников существуют две кате гории правовых станд артов — обязател ьственные и рекоменд ательные («авторитетные»). Обязател ьственные международно-правовые стан дарты закреплены многост оронними международными догов орами и явля ются обязательными для соблю дения государствами — участ никами соответствующего дого вора. Однако нар яду с междуна родными договорами сущес твует ряд междун ародных документов, содер жащих определенные прав овые стандарты, одн ако формально не им еют обязательственного харак тера, присущего догов орам. Это в осно вном акты междун ародных межправительственных органи заций, формально, с то чки зрения междуна родного права, явля ются рекомендательными или им еют политический хара ктер. Положения, устано вленные такими акт ами, сегодня при нято относить к так назыв аемому «мягкому пра ву». Благодаря высо кому авторитету соответ ствующих международных орган изаций вокруг та ких актов форми руется атмосфера «побуж дения» к их соблю дению государствами — участ никами этих органи заций. Порой они приоб ретают форму одност оронних обязательств государс тв-членов в резул ьтате требований уст авов этих междун ародных организаций.
2.2 Осно вные положения Европ ейской хартии мест ного самоуправления
Ученые прив одят разные международ но-правовые акты, кот орые играют ро ль источников междун ародных или европ ейских стандартов мест ного самоуправления. Одн ако основным международ но-правовым актом в эт ой сфере явля ется Европейская хар тия местного самоупр авления 1985 (вм есте с Дополни тельным протоколом 20 09 года).
Европейская хар тия местного самоупр авления содержит об щее изложение станд артов местного самоупр авления для госуд арств — чле нов Совета Евр опы; положения Хар тии разъясняются как по содер жанию этих станд артов, так и по рекоме ндациям «надлежащей прак тики» Пояснительной запи ской, принятой Конгр ессом местных и регион альных властей Сов ета Европы, то ес ть актом мяг кого права.
Здесь мы рассм отрим основные стан дарты местного самоупр авления, сформулированы как прин ципы права, регули рующие соответствующую сф еру правоотношений, содерж ащиеся в эт ом основополагающем докум енте.
Статья 2 Хар тии провозглашает «при нцип местного самоупра вления». Однако счи таем такую формул ировку неудачным. Мес тное самоуправление явля ется одной из фо рм осуществления вла сти народом (общи ной), формой мес тной демократии, а, следова тельно, объектом прав ового регулирования. Поп утно заметим, что Хар тия предусматривает осущес твление местного самоупр авления, прежде все го, через его орг аны. Различие в опред елении субъекта мест ного самоуправления ме жду английским ( local authorities) и франц узским ( collectivitйs locales) ориги налами Хартии, на кот орое время ссыла ются, полностью нивели руется частью вто рой настоящей ста тьи, в об оих вариантах предусм атривает осуществление мест ного самоуправления «сов етами или собра ниями» (соответственно councils or assemblies и conseils ou assemblйes) .
Стандарты-принципы, регули рующие осуществление мест ного самоуправления, содерж ащиеся в дру гих статьях Хар тии; время они отно сятся к т. н. «нея вных» принципов, кот орые формулируются че рез обобщение обы чных норм пра ва. Так, из содер жания статьи 3 Хар тии вытекают два важ ных стандарты-принципы.
Во-первых, требо вание, чтобы мес тное самоуправление осущес твляло «управление сущест венной долей публ ичных дел под св ою ответственность и в инте ресах местного насел ения» выражает при нцип административной авто номии местного самоупр авления, то ес ть его админист ративную независимость от орг анов исполнительной вла сти государства и дру гих органов мест ного самоуправления. Содер жание этого прин ципа включает три класси ческие автономии мест ного самоуправления — компетенционные, что предпо лагает полноту и исключит ельность полномочий мест ного самоуправления (ст атья 4), организацион но-кадровую, которая озна чает самостоятельное опред еление структуры орг анов управления и под бор кадров (ст атья 6) и финан совую, то ес ть наличие собст венных адекватных финан совых ресурсов (ст атья 9).
Во-вторых, ста тья 3 Хар тии предусматривает функцион ирование местного самоупр авления «в рам ках закона», что озна чает применимость к мест ному самоуправлению общ его для админист ративной сферы прин ципа законности. Исх одя из то го, что при нцип законности явля ется составным требо ванием фундаментального прин ципа верховенства пр ава и прин имая во вним ание то, что верхов енство права (на ряду с демок ратией и пра вами человека) отно сится к «оп оре» Совета Евр опы, можно утвер ждать, что при нцип верховенства пр ава является од ним из станд артов — Прин ципом местного самоупр авления .
Статья 4 Хар тии требует, чт обы публичные полно мочия осуществлялись «преимущ ественно теми орга нами публичной вла сти, которые наиб олее близкие к гражд анам», что явля ется изложением общ его содержания еще одн ого стандарта — прин ципа местного самоупр авления — прин ципа субсидиарности. Поясни тельная записка объя сняет смысл эт ого принципа как требо вание децентрализации выпол нения государственных обязан ностей », наск олько это соотве тствует способности мес тных органов.
Статья 5 Хар тии, по су ти, предусматривает террито риальный принцип осущес твления местного самоупр авления. Суть его свод ится к то му, что юрисд икция органов мест ного самоуправления им еет территориальное огран ичение (а не распрост раняется на жит елей соответствующей общ ины безотносительно к ме сту их пребыв ания), то ес ть, связано с админис тративно территориальным устро йством государства. Согл асно этому прин ципу, изменения та ких границ дол жны осуществляться по сле «выяснения мне ния населения соответ ствующих территорий» (а не тол ько органов самоупра вления), хотя, как ука зано в Поясни тельной записке, «нереал истично ожидать, что мес тные сообщества им еют право ве то на та кие изменения».
Статья 8 Хар тии, определяя допуст имость, условия и пре делы осуществления админист ративного надзора госуд арства за деятел ьностью местного самоупр авления, определяет при нцип пропорциональности как требо вание осуществления так ого надзора. Как ука зано в Поясни тельной записке, эт от принцип предпо лагает, что контрол ирующий орган обя зан «использовать мет од, который ме нее всего вли яет на мес тную автономию и одновр еменно позволяет дос тичь желаемого резул ьтата» .
Таким обра зом, Европейская хар тия местного самоупр авления закрепляет в каче стве международных станд артов местного самоупр авления принцип админист ративной автономии, закон ности (в рам ках принципа верхов енства права), при нцип субсидиарности, при нцип территориальности, при нцип пропорциональности (относ ительно административного надз ора), а та кже классические прин ципы избирательного пра ва.
Глава 3. Меха низм совершенствования мест ного самоуправления в Рос сии
3.1 Актуал ьность вопроса совершен ствования местного самоупр авления в Рос сии
Вопросы совершен ствования местного самоупр авления являются доста точно актуальными на дан ный момент. Поско льку, по ме ре развития гражда нского общества в Рос сии актуальным стано вится участие насе ления в вопр осах управления общес твом, а та кже согласование инте ресов социальных сообщ еств. Все бол ьшую значимость приоб ретают технологии, обеспеч ивающие диалог гра ждан с влас тью. Рассматривая уро вень местного самоупр авления, важно отме тить, что осо бую важность приоб ретает возможность оптим изации управленческих проц ессов на уро вне муниципального сообщ ества.
В усло виях российского демократ ического государства осн овой гражданского обще ства и социа льным ресурсом, на кот орый опираются демокра тические институты, явля ются именно мес тные сообщества.
Термин «мес тное сообщество» не им еет законодательного обосно вания; чаще приме няется такое пон ятие как «муници пальное образование», кот орое характеризует при нцип расселения гра ждан без уч ета того, наск олько оно сформи ровано как суб ъект управления и как эле мент гражданского обще ства. Вместе с те м, именно посл едние две особе нности наиболее то чно отражают сущн ость явления «мес тное сообщество» .
Несмотря на то, что законод ательная база пост оянно развивается и проис ходит накопление боль шого практического опы та, местное самоупр авление остается бо лее близко к мест ному административному управ лению, нежели к инст итуту народовластия, низ овой демократии. Име ются нормативно-правовые ак ты, местная вла сть, муниципальная собств енность и мес тный бюджет, но, тем не мен ее, институциональная ба за местного самоупр авления еще доста точно слаба и амор фна. Без дейст вующих и сформир ованных структур и механ измов, которые пост роены на общест венной активной поз иции жителей, мес тное самоуправление нел ьзя назвать полноц енным. В пол ьзу этого свидете льствует то, что ча сты случаи, ко гда интересы муници пальной власти расхо дятся с интер есами местных сообщ еств, в резул ьтате чего возн икают конфликты. Исх одя из эт ого необходимо изуч ение местного сообщ ества в раз ных аспектах его сущест вования и взаимод ействия с муници пальной властью.
Для бо лее глубокого изуч ения понятия «мес тное сообщество» ст оит рассмотреть его с разл ичных аспектов, напр имер, с социоло гической точки зре ния, а та кже с поз иции системного подх ода.
Так, российско-а мериканский социолог пер вой половины 20 ве ка Питирим Сор окин в св оих трудах рассма тривает местное сообщ ество как субъе ктную социальную сист ему, организующую социально- культурное пространство, а та кже он анали зирует его структурно-ф ункциональное взаимодействие, кот орое приводит к образ ованию коллективного един ства совокупности взаимоде йствующих людей .
Другой америк анский социолог-теоретик Толкотт Парсонс счит ает, что мес тное сообщество – это объед инение нескольких дейст вующих лиц, облад ающих определенным террито риальным пространством как осн овой для осущес твления большей ча сти их повсед невной деятельности.
С то чки зрения систе много подхода мес тное сообщество явля ется сложной сист емой, которая сос тоит из элем ентов и подси стем, связанных ме жду собой. Росси йский социолог, док тор социологических на ук К.А. Анти пьев отмечает, что чем бо лее устойчивы отно шения внутри сист емы, тем бо лее организованной явля ется система, кот орая образована эт ими отношениями.
На осн ове анализа приве денных выше опред елений можно сде лать вывод о то м, что мес тное сообщество сос тоит из инди видов и социа льных групп, кот орые объединены экономи ческими, социальными, духо вными и полити ческими отношениями. Мес тное сообщество интегр ировано в мес тную экономику, а та кже взаимодействует с мес тной властью и изби рает ее, зача стую имеет баз овые или фрагме нтарные представления об истори ческом прошлом терри тории, на кот орой оно прож ивает и т. д.
С поз иций системного под хода местное сообщ ество в горо дском масштабе рассмат ривается как сло жно организованная сист ема, которая предст авляет собой не кое целое, не рав ное простому слож ению всех горо жан, пронизывающее многоо бразные социальные и ин ые процессы. При эт ом , ст оит отметить, что каж дая из подс истем обладает не кой самостоятельностью и обособле нностью, внутренней струк турой и т. д.
В социально-п олитическом дискурсе мес тное сообщество рассматр ивается, во-первых, как суб ъект социального управ ления муниципальным простра нством, а во-вт орых, как фо рма гражданского обще ства, являющаяся осн овой для террито риальной самоорганизации и самоупр авления граждан. При эт ом , с од ной стороны, мес тная власть регул ирует деятельность мест ного сообщества, а с дру гой стороны, мес тное сообщество форм ирует местную вла сть или же учас твует в ее формир овании.
Отсюда сле дует вывод, что мес тное сообщество — это объеди ненная территорией преимуще ственного или посто янного проживания откр ытая социальная сист ема, которая спос обна как суб ъект управления к самосох ранению и разв итию, а та кже улучшению каче ства жизни чело века как перви чного звена сист емы.
Степень уча стия граждан в реш ении различных вопр осов местного управ ления можно рассма тривать как показ атель зрелости мест ного сообщества. Актив ность местных сооб ществ определяется взаимод ействием местного насе ления и орг анов территориального общест венного управления как субъ ектов управления, кот орые напрямую реш ают вопросы повы шения уровня каче ства жизни. Росси йская практика гов орит о то м, что как пра вило население в це лом равнодушно к полити ческим процессам и деятел ьности местной вла сти. Примером эт ому могут слу жить статистические дан ные о яв ках граждан на выб оры. При эт ом , для росси йских избирателей выб оры разных уро вней очевидно обла дают неэквивалентной значим остью. Как прав ило, самая выс окая явка наблю дается на презид ентских выборах, в то вр емя как са мый низкий про цент явки демонс трируют муниципальные выб оры. Так, офици альные данные o яв ке 18 ма рта 2018 го да на презид ентские выборы гла сят, что яв ка на выб орах составила 65 %. Что каса ется выборов на по ст главы гор ода Томска, то яв ка избирателей сост авила более 18 проц ентов .
Согласно исслед ованиям социологического цен тра «Общественное мнен ие», весомыми прич инами низкой яв ки на выб оры респонденты отме чают непрозрачность вла сти, а та кже отсутствие реал ьной ответственности и поп ыток диалога с насел ением у ее предста вителей. На наш взг ляд, сложно объя снить низкий про цент явки гра ждан на муници пальные выборы тол ько тем, что на род устал от голосо ваний. Вполне возм ожно, что муници пальная власть в Росси йской Федерации не восприн имается большинством гра ждан как вла сть, которая прин имает принципиальные и знач имые для мно гих граждан реше ния, поэтому ценн ость таких выб оров для избир ателей является невыс окой.
По мне нию Российского соци олога Здравомыслова А. Г. основными прич инами рассогласования инте ресов местных сооб ществ и орг анов власти назыв аются такие явл ения как бал анс интересов и отсут ствие доверия.
Баланс инте ресов — это та кое состояние сис темы взаимодействующих участ ников, при кот ором вложения в нее оказы ваются оправданными с то чки зрения дости жения желаемого резул ьтата для каж дой из сто рон. Существует, однако проб лема оценки вкл адов участников: при их оце нке должны учиты ваться их ро ли и ме ста в сист еме, т.е. в завис имости от специф ичности предоставляемого ресу рса.
Доверие к орг анам государственной вла сти складывается из тр ех основных слага емых: 1) нравств енного, 2) социально-пси хологического, 3) рацион ального .
В рам ках анализа взаимод ействия органов муници пальной власти и мес тных сообществ ва жно также учит ывать социокультурную спец ифику постсоветской реаль ности, в кот орой исторически бы ли сформированы отно шения гражданской пасси вности и ориен тации на государ ственное вмешательство в разл ичные аспекты жизнедея тельности общества.
В каче стве важного фак тора формирования мес тных сообществ, кот орый влияет на ро ст или сниж ение субъектности мест ного сообщества муници пальных образований, наз овем качество жиз ни. Пясе цкая Е.Н. гов орит о то м, что в сложи вшейся политико- эконом ической ср еде органы мест ного самоуправления не им еют реальных возмож ностей оказывать дол жное влияние на каче ство жизни граж дан. Эффективная сто рона их деятел ьности скорее свя зана с совершенс твованием распределительных фун кций местного бюдж ета. Слабое вним ание к сотрудн ичеству и к диа логу с мес тным сообществом, недоо ценка властью социа льной основы мест ного самоуправления сущест венным образом сни жают процент эффект ивности местного самоупр авления, сводят его к мест ному управлению или к мест ному исполнению.
На формир ование местных сооб ществ также вли яет качество испол нения властных фун кций чиновников и предста вителей администрации. Осо бую роль зд есь играет патер нализм представителей вла сти по отно шению к насел ению, дистанцирование от не го и закры тость деятельности, чт о, как прав ило, вызывает зерка льную реакцию со сто роны населения. Опир аясь на резул ьтаты исследования Всеросс ийского Совета мест ного самоуправления, в стра нах, относящихся к эконом ически наиболее благополучным, фо рмы и ви ды социальной актив ности развиты в наибо льшей степени. Та кже важным факт ором повышения актив ности граждан и разв ития местного сообщ ества является повы шение уровня вовлеч енности населения в предприни мательскую деятельность.
В совре менной российской действит ельности развитие гражд анской активности на уро вне местного самоупр авления характеризуется доста точно противоречивыми тенден циями. С од ной стороны, им еет место прояв ление пассивности гра ждан по отно шению к мес тным событиям, пробл емам, политике. С дру гой стороны, проис ходит мощная актив изация части насе ления в отно шении проблем, кот орые непосредственно касаются их жиз ни, уровня и привы чного уклада. Парал лельно этому, наблю дается рост конфл иктных ситуаций ме жду местными сообще ствами, их акти вной частью, и муници пальной властью.
Заметим так же, что в хо де исследований Всеросс ийского Совета мест ного самоуправления, провед енного в ви де массового опр оса (2000 респон дентов в вос ьми субъектах РФ ), экспертного опр оса 100 актив истов местного самоупр авления и 15 фо ку с- гр упп в пя ти регионах, выяс нено, что разв итию муниципальных сооб ществ могут препятс твовать пассивность орг анов местного самоупр авления, сдерживание эт ими органами иниц иатив граждан в напра влении решения мес тных проблем, культ ивация иждивенчества, ожид ание решений от федер альной и регион альной власти .
В наст оящее время росси йское государство не мо жет разрешить все социа льно- экономические противоречия и выну ждено отказываться от ря да социальных обязат ельств. Именно поэ тому население выну ждено наращивать солида рность и самоорг анизацию с це лью ответственного реш ения наиболее актуа льных жизненных проб лем. Но для эт ого требуется не тол ько факт осоз нания социальной солида рности, но та кже должно проис ходить формирование мес тных сообществ как акти вных субъектов мест ного самоуправления. Да же при вс ей значимости прав овых основ абсо лютно никакие норма тивные акты или вол евые административные реш ения не спос обны сформировать из жит елей местное сообщ ество, а вме сте с ним и мес тное самоуправление, без явн ого желания са мих граждан.
Таким обра зом, можно сде лать вывод о то м, что формир ование местного сообщ ества — это доста точно длительный и сло жный процесс. При идеа льном развитии соб ытий данный про цесс должен ид ти изнутри мест ного сообщества. Одн ако это та кже не искл ючает воздействия изв не, а име нно со сто роны государства, ин ых заинтересованных субъ ектов или мес тных органов управ ления. Здесь ст оит согласиться с утверж дением, которое содер жится в ежег одном докладе Общест венной палаты РФ за 20 12 год: «Мн огие формы уча стия граждан в реш ении вопросов мест ного значения практ ически не исполь зуются, реальное обсуж дение проблем и наро дное волеизъявление подме няются их имита цией». Иными слов ами, местное сообщ ество не игр ает важной ро ли в формир овании власти, оно ско рее становится объе ктом предвыборных манипу ляций. Далее, низ кий процент яв ки граждан на муници пальные выборы дел ает актуальным воп рос о легити мности избранных орг анов и вход ящих туда должн остных лиц. Не позв оляет получить шир окую поддержку насе ления и об раз власти в гла зах местного сообщ ества. Власть сталки вается с заве домым скептицизмом гра ждан по отно шению к лю бым своим начин аниям. Граждане ср азу же начи нают искать в лю бом законопроекте скр ытые механизмы ее обога щения, а та кже скрытые негат ивные действия и мот ивы.
3.2 Напра вления совершенствования мест ного самоуправления в Рос сии
Анализ нау чной литературы и совре менной практики показ ывает, что для формир ования действующего, эффект ивного местного сообщ ества требуется следу ющее:
1.У гра ждан должны склады ваться и поддерж иваться общие инте ресы по наиб олее актуальным мес тным вопросам и пробл емам.
2.Эти инте ресы должны бы ть подкреплены готов ностью к уча стию в их реали зации.
3.Методы и фо рмы их реали зации должны бы ть максимально реаль ными.
4.Должна присутс твовать коллективная во ля к ответст венному и самостоя тельному решению проб лем, которые мо гут возникнуть пе ред сообществом.
5.Экономическая и юриди ческая зависимость др уг от др уга должна позв олять людям прин имать решения самосто ятельно и своб одно.
6.Специфика формир ования местного сообщ ества и фак торы воздействия дол жны определять разв итие и сущест вование местного сообщ ества.
7.Местное сообщ ество выступает в каче стве самоуправляемой сис темы посредством разл ичных технологий уча стия в прин ятии управленческих реш ений на муници пальном уровне и че рез представительные орг аны местного самоупр авления.
8.Управленческая деятел ьность местных сооб ществ должна формир оваться как под воздей ствием государственных стру ктур, так и самосто ятельно для реш ения местных проб лем, а та кже обеспечения перспек тивного развития мес тных сообществ .
Остановимся подр обнее на ро ли местных сооб ществ в разв итии городской сре ды. Города с дав них времен явля ются центрами произв одств, интеллектуальной деятел ьности, культуры; они выст упают как то чки социального и экономи ческого роста. Несм отря на эт о, ввиду разл ичных видов деятел ьности внутри город ского округа зача стую происходит ухуд шение качества горо дской среды. Как прав ило, проблемы горо дской среды сосред оточены в тр ех сферах: технич еской, экологической и социа льной. К экологическим сле дует отнести загря знение воздуха, во ды, увеличение колич ества бытовых отх одов и выс окий уровень шумо вого дискомфорта. К техническим — трансп ортные вопросы, информа ционные проблемы и проб лемы внешнего обл ика и сост ояния инфраструктуры. Социа льные проблемы – это воп росы формирования и разв ития местных сообщ еств, их включе нность в реш ение городских проб лем.
В св язи с актуал изацией данных про блем в совре менных обществах ценн ость местных сооб ществ возрастает, так как име нно в них начи нают появляться приз наки гражданского обще ства, происходит формир ование понимания при роды социальных отно шений и спосо бности саморазвития личн ости. Местное сообщ ество способствует формир ованию у лю дей таких кач еств как солида рность и взаи мное доверие, появ лению у чле нов сообществ об щих целей и интер есов.
Образование социа льных связей ме жду гражданами, прожив ающими на од ной территории, и повы шение качества горо дской среды непосре дственно связаны с уро внем наращивания социа льного потенциала. Социа льный потенциал мо жно определить, как уро вень социальной связ ности людей, кот орые объединены об щим местом прожи вания. Уровень же социа льного потенциала зав исит от сте пени развития разл ичных социальных сет ей, в кот орые вовлечено насел ение, или, ин аче говоря, от сте пени развития горизон тальных связей и отно шений доверия ме жду людьми.
Способность мес тных сообществ удовле творять индивидуальные потре бности его чле нов и обще ства в це лом на осн ове взаимопомощи опреде ляется исследователями как «соци альная ответственность».
По выра жению профессора МГУ Мих аила Андреевича Иль ина, социальная ответст венность — это ме ра свободы. С од ной стороны, она предпо лагает свободу и основы вается на не й, а с дру гой — ограни чивает ее, побу ждая или прин уждая субъекта дейст вовать в рам ках предоставленной своб оды. «Сознание — сво бода — выб ор, эта локковская три ада является совок упным описанием ситу ации разумного (ответст венного) существования челов ека». Полной или абсол ютной свободы не сущес твует. Свобода без ответст венности превращается в прои звол и ха ос. «Свобода поро ждает ответственность, ответст венность направляет своб оду».
Как ответст венность личности, так и ответст венность общества и госуд арства имеют социа льную природу. Она предопр еделена общественным харак тером отношений, особен ностями личности, ее мес том в сис теме общественных отнош ений, особенностями сам ого общества. Как уже указыв алось, коренные преобра зования, происходящие в на шем обществе, расши ряющие объем сво боды субъекта, предъ являют к не му и нов ые, более выс окие требования.
Существует та кже понятие «соци альные инициативы». Социа льными инициативами назы вают различные фо рмы активности мест ного сообщества, кот орые направлены на улуч шение качества жи зни его чле нов. Данные иници ативы являются важн ейшей формой взаимод ействия субъектов вла сти с насел ением в сис теме местного самоупр авления.
Исследователи выде ляют несколько ти пов местных иниц иатив социального харак тера:
1.Спонтанные фо рмы повседневной актив ности населения, кот орые являются гара нтией стабилизации микросоциального кли мата в сообщ естве, именуемом «мес тная жизнь».
2.Спонтанно зарожд ающиеся социальные иници ативы граждан, кот орые имеют бо лее организованный хара ктер, нежели преды дущий вариант. Иници атива в дан ном случае наце лена на реш ение некоторых социа льных проблем мес тных сообществ, реш ение которых способ ствует групповой сплоче нности.
3.Социальные иници ативы, которые напра влены на разв итие местного сообщ ества и актив изацию разных сто рон жизни граж дан, приобретающие фо рму социальных прое ктов и прог рамм, которые предпо лагают кропотливую организ ационную работу, а та кже привлечение специа листов и ресу рсов извне.
4.Формализованные иници ативы, обозначаемые как мес тная политика, кот орые включают в се бя совокупность разл ичных социальных прог рамм, направленных на дости жение социально знач имых целей. Для реали зации таких долгос рочных программ необх одимо наличие специ альных формализованных стру ктур, иначе гов оря, «местные служ бы», которые и заним аются организацией и управ лением такими вид ами деятельности .
Таким обра зом, можно сде лать вывод, что мес тное сообщество явля ется социальной констр укцией, которая вопл ощает представление об опреде ленном образе совме стной жизни граж дан, связанных др уг с дру гом. В сообщ ествах люди чувс твуют особую взаим освязь с дру гими его участн иками. Именно это и явля ется основой формиру ющегося в сообщ естве потенциала социа льной активности, кот орый обладает способ ностью противостоять тенде нциям отчуждения ме жду жителями гор ода и обезли чивания городской сре ды. Таким обра зом, стабильное разв итие местных сообщ еств, а та кже их вовле чение в про цесс принятия горо дских решений, вле чет за со бой улучшение каче ства городской ср еды и каче ства жизни.
Заключение
Важной состав ляющей успешного стано вления демократического госуд арства на совре менном этапе разв ития общества явля ется эффективно дейст вующая система мест ного самоуправления. Согл асно Европейской хар тии, под мес тным самоуправлением поним ается право и реал ьная способность орг анов местного самоупр авления регламентировать значит ельную часть государ ственных дел и упра влять ею, дейст вовать в рам ках закона, под св ою ответственность и в инте ресах местного насе ления (ст.3).
Конституция Росси йской Федерации поло жила начало формир ованию нового инст итута народовластия в Рос сии — мест ному самоуправлению, отн еся его к осн овам конституционного стр оя. Так, ст. 130 Конст итуции Российской Феде рации определяет мес тное самоуправление как «самосто ятельное решение насел ением вопросов мест ного значения, влад ение, использование и распор яжение муниципальной собствен ностью». Из эт ого определения след ует, что субъ ектом управления террито риальной единицей выст упает само насе ление или избр анные им орг аны, в каче стве объекта — воп росы местного знач ения (вопросы непосред ственного обеспечения жизнедея тельности населения территор иального образования).
Однако сле дует отметить, что в росси йском обществе еще не сл ож и- ло сь чёткое пони мание сущности и ро ли местного самоупр авления в сис теме государственно-общественных отнош ений. Подтверждением эт ого можно счит ать, что в нау чных кругах продол жаются дискуссии по фор мам и мет одам организации мест ного самоуправления, по формир ованию эффективной сис темы управления в реш ении насущных про блем жизнедеятельности насе ления на мес тах. Результаты социоло гических опросов показ ывают, что зача стую население не осоз нает в пол ной мере се бя субъектом управ ления, имеющего пр аво и ответст венность решать воп росы на мес тах.
В Федер альном законе №1 31 «местное самоупр авление представляет со бой форму осущес твления народом св оей власти, обеспеч ивающую в пред елах, установленных Консти туцией Российской Федер ации, федеральными зако нами, а в случ аях, установленных федера льными законами, зако нами субъектов Росси йской Федерации, самосто ятельное и под св ою ответственность реш ение населением непосре дственно и (и ли) через орг аны местного самоупр авления вопросов мест ного значения исх одя из инте ресов населения с уче том исторических и ин ых местных трад иций ». Та ким образом, зак он, с од ной стороны, приб лизил органы мест ного самоуправления к насел ению, с дру гой — сде лал их ответст венными не тол ько перед госуда рством, но и пе ред самими соб ой.
Исходя из дан ных определений, мо жно сделать выв од, что мес тное самоуправление в Рос сии, по су ти, не явля ется ни инсти тутом гражданского обще ства в чис том виде, ни орг аном государственной вла сти. Можно счит ать, что в опреде ленной мере оно олицет воряет собой погра ничное и связ ующее звено ме жду государством и общес твом. В то же вр емя местное самоупр авление отражает уро вень связанности госуд арства и обще ства, объём и ме ру подключения гра ждан к вед ению и реш ению государственных вопр осов. Местное самоуправление наделено государстве нно-обществе н- ной прир одой. С од ной стороны, оно тесно свя зано с жителями местности, их самоорга низацией, самоуправлением для решения насущных проблем жизнедеятельности. Местному самоуправлению передано обши рное поле юрисд икции: его орг аны не только принимают реше ния, обязательные для мес тных жителей, но и совершают государственные ак ты, имеющие общегосударственное знач ение и действие. Кроме то го, местное самоуправление — это од на из фо рм реализации прав и сво бод человека и гражд анина, например, «право участ вовать в управ лении делами государства как непосред ственно, так и че рез своих представителей». По су ти, государство признает мес тное самоуправление самосто ятельным уровнем осущес твления народом принад лежащей ему вла сти, что предполагает опреде ленную организационную обособленность органов мест ного самоуправления от государственной вла сти.
С дру гой стороны, органы местного самоупр авления являются одним из уровней вла сти, специфическим уровнем вла сти, которая учитывает и волю госуда рства, и инте ресы населения. В осуществлении св оей деятельности орг аны местного самоупр авления наделяются отдел ьными государственными полном очиями, реализация кот орых подконтрольна госуда рству. Кроме того, деятел ьность органов мест ного самоуправления всецело осущест вляется в рам ках существующего в Рос сии законодательства: Конституция, федер альные законы, зак оны субъектов и т. д. В эт ой связи для сохранения необходимого баланса важно развивать ин ституты непосред ственной демократии, т. е. формы непосредственного уча сти я населения в обсуждении, прин ятии решений по вопросам мест ного значения, контроль за реализацией прин ятых решений (соб рания граждан, отчеты выбо рных лиц и др.).
Список использ ованных источников
1. Европейская хар тия местного самоупр авления. М. Страс бург, 15 окт ября 1985 го да. [Официальный пере вод]. URL: https://zakon.r ada.gov.ua/laws/ show / 994_ 036.
2. Конституция РФ от 12 дек абря 1993 г.
3. Закон РФ «О мес тном самоуправлении в РФ» № 155 0-1 от 06. 07. 1991 г.
4. Федеральный за кон «Об об щих принципах орган изации местного самоупр авления в РФ» №13 1-ФЗ от 06. 10. 2003 г.
5. Закон Санкт-Пе тербурга от 23 сент ября 2009 г. № 420 -79 «Об орган изации местного самоупр авления в Санкт-Пе тербурге»
6. Афанасьева, Ю. А. Констит уционное право РФ: Уче бник для академи ческого бакалавриата / Ю. А. Афана сьева — 3-е из д., перераб. и до п. — М.: Издате льство Юрайт, 20 20. — 380 с.
7. Бабичев, И. В. Местное самоупр авление в совре менной России: стано вление и разв итие. Историко-правовые аспе кты: Монография / И. В. Бабичев, Б. В. Смирнов. — М.: Нор ма, 2016. — 41 c.
8. Бабун, Р. В. Организация мест ного самоуправления: Уче бное пособие / Р. В. Бабун. – 4-е из д., перераб. и до п. — М: КНО РУС, 2019 – 274 с.
9. Бурлаков, В. В. Особенности проекти рования организационных стру ктур органов исполни тельной власти на регион альном и муници пальном уровнях / В. В. Бурлаков, В. Г. Садков, Е. А. Власенкова //Изв естия Московского государс твенного технического универ ситета МАМИ. – 20 21. — № 1. – Т. 5. – С. 6- 9.
10. Бондарь, Н. С. Местное самоупр авление и констит уционное правосудие: конституционализация муници пальной демократии в Рос сии / Н. С. Бондарь .-М.: Нор ма, 2018.-176 с.
11. Бондарь, Н. С. Муниципальное пр аво Российской Феде рации в 2 ч. Ча сть 1: Уче бник для бакалавриата и магист ратуры / Н. С. Бон дарь — 5-е из д., перераб. и до п. — М.: Юрайт, 20 19. — 356 с.
12. Борисов, А. Н. Комме нтарий к Федера льному закону «Об об щих принципах орган изации местного самоупр авления в Росси йской Федерации» (постат ейный):/ А.Н. Бори сов. — М.: Дел овой двор, 20 16. — 784 c.
13. Васильев, В. И. Мес тное самоуправление. Уче бное и на учн о- практи ческое пособие / В. И. Васильев. — М.: Изд ание Тихомирова М. Ю., ЮРИНФОР МЦЕНТР, 2017- 464 c.
14. Гаджиева, З. Р. Констит уционное право чело века и гражд анина на инфор мацию о деятел ьности органов государ ственной власти и орг анов местного самоупр авления / З. Р. Гаджиева. — М.: Прос пект, 2020. — 120 c.
15. Глазунова, И. В. Состояние и прак тика реализации законода тельства об ответст венности органов мес тной администрации / И. В. Глазунова, Т. А. Фролова // Вес тник Омского универ ситета. Серия: Пра во. – 20 20. – № 3. – С. 49- 55.
16. Гончаров, В. И. Институци онализация системы мест ного самоуправления в Росси йской Федерации. Консти туционн о- прав овое исследование / В. И. Гончаров. — М.: Прос пект, 2020. — 272 c.
17. Елькина, А. В. Ответственность мес тной администрации как эле мент ее конституцион но-правового статуса / А. В. Елькина // Проб лемы обеспечения, реали зации, защиты констит уционных прав и сво бод человека. – 20 20. — № 4. – С. 98- 107.
18. Кара сев, А.Т. Теорет ические аспекты характе ристики правового ста туса местной админи страции в Росси йской Федерации / А. Т. Карасев, Е. В. Елфимова, А. В. Елькина // Проб лемы права. – 20 20. — № 2. – С. 30- 37.
19. Монахова, Н. С. Местная админи страция как ор ган муниципального образ ования / Н. С. Монахова, Ю. М. Морозова // Актуа льные проблемы взаимод ействия общественности с орга нами власти и орга нами местного самоупр авления. Сборник матер иалов II Всерос сийской научно-практической конфер енции. – Сара нск, 2017. – С. 159- 162.
20. Олейникова О. И. Организационная стру ктура органов мест ного самоуправления: прав овой, организационный и управле нческий аспекты / О. И. Олейникова // Юриди ческий факт. 20 18. № 24. С. 14- 22.
21. Осейчук, В. И. Правовое обесп ечение государственного и муницип ального управления: уче бник и прак тикум для бакалавриата и магист ратуры / В. И. Осейчук. — М.: Юрайт, 201 9.- 269 с.
22. Панфилов, А. Н. Культура и мес тное самоуправление: Моног рафия /А.Н. Панф илов. — М.: Инфр а-М, 2018. — 208 c.
23. Попов Г. А. Местное самоупр авление и национ альный вопрос в Рос сии / Г. А. Попов // Сине ргия Наук. 20 17. № 12. С. 494- 499.
24. Прудников, А. С. Местное самоупр авление и муници пальное управление / Под ре д. А.С. Прудн икова, М.С. Трофи мова. — М.: Юнити, 20 16. — 553 c.
25. Сергеев, Д. Б. Структура муницип ального образования: Моног рафия / Д. Б. Сергеев. – Аба кан: Бригантина, 20 21. – 168 с.
26. Солонченко, А. А. Исполнительная вла сть в сис теме государственной вла сти России / А. А. Солонченко // Сбо рник материалов междун ародной научно-практической конфе ренции молодых уче ных. – Ростов- на-Дону, 2016. – С. 329- 335.
27. Тере хова Т. Г. Ответст венность должностных лиц и орг анов местного самоупр авления // Мол одой ученый. — 20 21. — №9. — С. 37 8- 382.
28. Тихалева, Е. Ю. Правовой ста тус органов мес тной администрации / Е. Ю. Тихалева // Государ ственное и муници пальное управление в XXI ве ке: теория, методо логия, практика. – 20 16. — № 18. – С. 10 8- 111.
29. Уваров, А. А. Местное самоупр авление как фо рма публичной вла сти народа в РФ: Уче бное пособие / А. А. Уваров. — М.: Нор ма, 2018. — 560 c.
30. Фомин, Э. В. Общий сист емный подход и социально-э кономические системы (от управ ления к самоорга низации): ЖКХ и мес тное самоуправление / Э. В. Фомин, Ю. А. Фомина. — М.: Ленанд, 20 21. — 168 c.
31. Чаннов, С. Е. Муниципальное пра во: Учебник и прак тикум для бакалавриата и специалитета/ С.Е.Чаннов. -3 -е изд., перераб. и до п.- М.: Юрайт, 2019 .-302 с.
32. Черкасов, А. И. Местное самоупр авление в СШ А: организация и тенд енции развития: Моног рафия / А. И. Черкасов. — М.: Нор ма, 2018. — 479 c.
33. Чихладзе, Л. Т. Местное самоупр авление в реше ниях Конституционного Су да РФ: Уче бное пособие / Л. Т. Чихладзе, А. А. Галушкин. — М.: Юнити, 20 18. — 184 c.
34. Чихладзе Л. Т. Новые тенд енции формирования орг анов местного самоупр авления в РФ / Л. Т. Чихладзе // Юриди ческая наука. -20 17.- № 1.- С. 42- 51.
35. Шатковская, Т. В. История отечест венного государства и пра ва: учебник/ Т. В. Шатковская. — Ростов -н-Д.: Феникс, 2020 .-364 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф