Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Федеральный бюджет понятия ,функции и задачи»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
I. Теоретические основы формирования федерального бюджета Российской Федерации
1.1. Основные характеристики федерального бюджета: понятие, функции и задачи
1.2. Нормативно-правовое регулирование федерального бюджета РФ
1.3. Место и роль федерального бюджета в экономическом развитии стран
II. Анализ основных параметров федерального бюджета страны (в проекте 2019-2020 годов)
2.1. Структура федерального бюджета Российской Федерации
2.2. Оценка основных параметров федерального бюджета на 2019 и плановый-2020 года
2.3. Пути совершенствования федерального бюджета в финансовой системе страны
Заключение
Список литературы

Введение

Главенствующую роль в бюджетном процессе в Российской Федерации
занимает федеральный бюджет. Основные функции управления
государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения
ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных
мероприятий формируется централизованный финансовый фонд —
федеральный бюджет. В статье 71 Конституции Российской Федерации
зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды
регионального развития.
Федеральный бюджет является финансовым планом государства,
который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного
национального дохода страны между регионами, отраслями народного
хозяйства и социальными слоями населения. На федеральный бюджет
возложено финансирование общегосударственных органов власти и
управления, мероприятий, связанных с подготовкой
высококвалифицированных специалистов для Российской Федерации,
развитием науки, обеспечением обороноспособности государства.
В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.
Объект исследования: федеральный бюджет РФ.
Предмет исследования: анализ основных параметров федерального бюджета страны.
Целью исследования работы являются источники и методы
формирования федерального бюджета.
Задачи исследования:
— рассмотреть основные характеристики федерального бюджета: понятие, функции и задачи
— изучить нормативно-правовое регулирование федерального бюджета РФ;
— охарактеризовать место и роль федерального бюджета в экономическом развитии стран;
— рассмотреть структуру федерального бюджета Российской Федерации;
— произвести оценку основных параметров федерального бюджета на 2019 и плановый-2020 года;
— изучить пути совершенствования федерального бюджета в финансовой системе страны .
Методологической основой исследования являются методы сравнения,
анализа, дедукции и прогнозирования.
Теоретической базой исследования послужили научные труды
отечественных ученых — М.Ершов. А. ‘Ганасова. В.Татузов, а также
нормативно-правовые акты, периодические издания, статистическая
отчетность.
Структура исследования обусловлена поставленными в исследовании
задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой
литературы и приложений.

I. Теоретические основы формирования федерального бюджета Российской Федерации

1.1. Основные характеристики федерального бюджета: понятие, функции и задачи

Бюджет представляет собой форму образования и расходования
денежных средств для обеспечения функций органов государственной
власти.
Федеральный бюджет в России является одним из основных элементов
бюджетной системы. Он отражает ведущие направления структурной
политики Правительства Российской Федерации. Федеральный бюджет
играет заметную роль в перераспределении доходов и укреплении и развитии
принципов федерализма.
Россия располагает огромным богатством, которое требует не только
организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного
его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженною
управления и контроля.
Федеральная казначейская система активно способствует процессу
укрепления экономического могущества страны, его развитию во всех
областях. Организация исполнения федерального бюджета в Российской
Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным
доведением до учреждений и организаций, предусмотренных бюджетом
платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального
бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы
федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный
бюджет России.
Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:
— доходная часть — формируется на основе плана поступления налогов,
платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц,
являющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации, в
соответствии с налоговым законодательством;
— расходная часть — формируется, исходя, из планируемых объемов
поступлений доходов и должна обеспечивать потребности государства в
содержании и развитии всех сфер экономики.
Исполнение федерального бюджета по доходам включает:
— перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на
единый счет федерального казначейства;
— распределение в соответствии с утверждением федеральным
бюджетом федеральных регулирующих налогов;
— возврат излишек уплаченных сумм доходов;
— учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах
федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнением доходной части бюджета занимаются отделы фондов,
созданные в органах казначейства.
В общем виде исполнение бюджета по расходам означает обеспечение
финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий
детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов
утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной
классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распределителей и
получателей бюджетных средств и направляется в органы представительной
власти и контрольно-счетные органы.
При значительном объеме работ по обслуживанию счетов
федерального бюджета органы казначейства могут осуществлять исполнение
территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между
органами федерального казначейства и территориальными органами власти.
Порядок заключения соглашения регулируется Правилами кассового
обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
территориальными органами федерального казначейства, утвержденным
приказом Министерства финансов от 19.04.2000 г.
Таким образом, органы федерального казначейства являются, одновременно, активными участниками бюджетного процесса и важным
техническим инструментом регулирования и контроля бюджетных средств
бюджетной системы страны в руках государства. [19, 703с.] Проведение социально-экономических преобразований, интеграция
России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в
налоговое законодательство. В среднесрочной перспективе Минфин России
ставит следующие цели налоговой политики:
— отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии
поддержания сбалансированности бюджетной системы;
— повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.
Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти разных уровней должно базироваться на
следующих принципах:
— стабильность разделения доходов между уровнями бюджетной
системы на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего
заинтересованность органов власти субъектов и местного самоуправления в
формировании благоприятных условий для экономического развития и
наращивания налогового потенциала соответствующих территорий;
— собственные доходы бюджетов каждого уровня должны быть
основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними
расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов и муниципальных образований;
— налоговые полномочия органов власти субъектов и местного
самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей
силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в
другие регионы и муниципальные образования;
— разграничение налоговых полномочий и доходных источников
должно в основном ориентироваться на вертикальное (между уровнями
бюджетной системы), а горизонтальные (между регионами и муниципаль-
ными образованиями) бюджетное выравнивание;
— каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован
минимальный норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального
образования) отчислений от налогов, поступления от которых подлежат в
соответствии с федеральным законодательством разделению между
региональными и местными бюджетами соответствующего уровня.
При разделении конкретных видов налогов и доходных источников
между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие
критерии:
1. Стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен был» уровень бюджетной
системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по
его регулирован и ю;
2. Экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;
3. Территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
4. Равномерность размещения налоговой база: чем выше не равномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
5. Социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный харакгер. должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;
6. Бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги [11, 777с.].

1.2. Нормативно-правовое регулирование федерального бюджета РФ

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
— счетная палата Российской Федерации;
— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
— контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления;
Участниками бюджетного процесса являются:
— президент Российской Федерации;
— органы законодательной власти;
— органы исполнительной власти;
— органы денежно-кредитного регулирования;
— органы государственного и муниципального финансового контроля;
— государственные внебюджетные фонды;
Порядок и сроки составления проектов бюджетов:
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительством Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней со дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Изменение параметров планового периода бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, изменение параметров планового периода местного бюджета осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Комитет по бюджету и определяет комитеты — соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении, обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

1.3. Место и роль федерального бюджета в экономическом развитии стран

На сегодняшний день Федеральный Бюджет и его роль в социально – экономическом развитии страны — это одна из актуальных и важных проблем для России. Он повышение благосостояния страны и влияет на экономический рост, благодаря которому идут такие положительные процессы как снижение валютного курса, уровня инфляции и уровня процентных ставок.
В любой финансовой системе бюджет занимает центральное место. Существуют различные подходы понятия «бюджет», обусловлено это тем, что бюджет как социально-экономическое явление очень многогранен.
Бюджет государства как экономическая категория представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта.
Как финансовый план бюджет – это роспись (смета) государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. как главный финансовый план страны бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, согласовывает и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других инвестиционных программ и финансовых планов осуществляется согласование. Следовательно, фиксируются размеры платежей в бюджет в финансовых планах предприятий; средства, которые выделяются по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета
Бюджет имеет силу закона как юридически оформленный документ, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
Государство имеет возможность координировать финансовые ресурсы именно с помощью бюджета на важнейших участках социального и экономического развития, также перераспределяется с помощью бюджета национальный доход между отраслями, территориями и сферами общественной деятельности. Ни одно другое из звеньев финансов не выполняет такого многоуровневого и многовидового перераспределения средств, как бюджет. Наряду с этим, бюджет дает четкое представление того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывая экономические процессы, которые протекают в структурных звеньях экономики, также отображает, соответствие размера централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Отсюда следует, что бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, при правильном подходе, он может реально влиять на рост социальной сферы и экономики в целом, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства
Во всех странах мира бюджет является основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
Главными задачами федерального бюджета является регулирование и формирование основных средств федерального бюджета, а так же целевое распределение доходов.
Первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации является Федеральный бюджет — главный финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием. Также Федеральный бюджет представляет собой основное орудие перераспределения ВВП и национального дохода, через него привлекают финансовые ресурсы, которые нужны для экономического развития стран и регулирования социально-экономической политики. Федеральный бюджет формируется с учетом необходимости осуществления выбранной социально-экономической стратегии.
Бюджет обладает рядом функций:
— перераспределение национального дохода и ВВП;
— государственное регулирование и стимулирование экономики;
— необходимое финансовое обеспечение социальной политики;
— контроль за образованием и целевым использованием денежных средств.
Бюджет состоит из доходной и расходной части.
Когда доходы и расходы бюджета на одном уровне, бюджет считается сбалансированным. Если доходы бюджета, превышают расходы- наблюдается профицит бюджета, а превышении расходов бюджета над его доходами есть дефицит бюджета.
Ожидается, что доходы казны составят 13,58 триллиона рублей, расходы — 15,76 триллиона. Дефицит обозначен на уровне 2,8 процента ВВП (2,18 триллиона). Часть расходов предполагает покрытие за счет очередной заморозки пенсионных накоплений (342 миллиарда рублей).
В доходной базе бюджета 2018 года роль приватизации останется минимальной. В 2018 году минфин закладывает поступления от приватизации в размере 33,2 миллиарда рублей, хотя это намного больше, чем в 2017-м (пока всего 5 миллиардов рублей). Кроме того, впервые за несколько лет минфин поменял в бюджете верхнюю планку внешних заимствований, установив ее на уровне 3 миллиардов долларов против традиционных 7 миллиардов.
Предусмотрено формирование двух фондов в новом бюджете. Один из них -предназначен для поддержки отраслей экономики — на 150 миллиардов рублей — , второй — на 342,2 миллиарда рублей, сэкономленных за счет продления заморозки пенсионных накоплений, — для реализации отдельных решений президента и кабинета министров. Антон Силуанов рассказал, что из первого фонда 75 миллиардов будет направлено на поддержку АПК — чтобы не сокращать объемы расходов на отрасль по сравнению с уровнем, достигнутым в текущем году.
В 2018 году по промышленному производству прогнозируется умеренный рост на уровне 0,6%, а в целом за 2018-2020 годы прогнозируется рост на 4,1%. По блоку обрабатывающих производств ожидаются более быстрые темпы роста — примерно 5,5% за три года, среди которых особенно выделяются отрасли транспортного машиностроения — более 7% за три года и машиностроения в области производства электрооборудования — 6,4%.
По словам первого замминистра финансов Татьяна Нестеренко ведомство не сможет сбалансировать бюджет даже к концу 2020-го. Решить эту задачу не удастся и в случае принятия мер экономии — снижения уровня индексации пенсий, повышения пенсионного возраста для военных и госслужащих, подчеркнула она
Президент России Владимир Путин поручил правительству держать дефицит бюджета 2018 года на уровне трех процентов ВВП.
Таким образом, дефицит составит около 2,8 процента ВВП. Последний в проекте бюджета оценен в 78,673 триллиона рублей.
Государству необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета, для того чтобы избежать всех дефицит бюджета. Она должна быть, как правило, следствием осуществления эффективной социально-экономической политики.
Дефицит бюджета влечет за собой государственный долг.
Государственный долг — текущая и накопленная задолженность государства, которая связана с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.
На 1 января 2020 года Резервный фонд должен составить 5,507 триллиона рублей, а верхний предел государственного внутреннего долга установлен в 9 триллионов рублей. Внешний долг не должен превысить 55 миллиардов долларов.
В 2019 году Общий объем программы внутренних заимствований может составить 1,2 триллиона рублей. При этом на внутреннем рынке чистое привлечение средств планируется в объеме полутриллиона рублей.5
Предполагается несколько вариантов балансировки бюджета. По одному из них, дополнительные средства предлагается изъять у нефтяников (300 миллиардов рублей) за счет сохранения размера экспортной пошлины. Другой предусматривает изменения в пенсионной системе, включающие постепенное увеличение возраста выхода на пенсию.
К проблеме сбалансированности бюджета Существует много концепций. Государственный долг был обусловлен наличием у государств больших долгов, как считали Адам Смитт, Давид Рикардо, нуждающейся в необходимости выработки и осуществлении эффективной политики в этой области, государственный долг они рассматривали как временное явление, который должен быть непременно погашен.
Как часть эффективной экономической политики страны государственный долг рассматривался Дж.Кейнсом, которая направлена на поддержание высокого уровня совокупного спроса, являющаяся следствием повышения уровня производства и занятости.
Федеральный бюджет России выполняет экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, контроль за образованием и использованием денежных средств финансовое обеспечение социальной политики, , образование и использование бюджетного фонда.
Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета — оптимальное и сбалансированное использование бюджета. Развитие экономики и социальной сферы существенно зависит от правильной оптимизация расходов федерального бюджета. А так же в количественном равновесии бюджетных расходов и источников их финансирования.
Для этого необходимо грамотное следование поставленным приоритетам, выработанных Правительством Российской Федерации в области бюджетных расходов.

 

II. Анализ основных параметров федерального бюджета страны (в проекте 2019-2020 годов)

2.1. Структура федерального бюджета Российской Федерации

Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная и расходная части.
Федеральный бюджет на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. разработан на крайне ответственный и очень трудный период функционирования российской экономики. Именно в это трехлетие должны быть сформированы основы для устойчивого и долговременного экономического роста на протяжении всего предстоящего шестилетия, для выполнения задач, поставленных в послании Президента Федеральному Собранию в 2018 г. и в майском Указе № 204 [1], а именно:
• повышение ожидаемой продолжительности жизни граждан России до 78 лет;
• выход на темпы роста ВВП выше среднемировых;
• включение России в пятерку стран, имеющих наибольший объем ВВП;
• обеспечение устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения;
• снижение в два раза уровня бедности;
• обеспечение улучшения жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;
• увеличение объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;
• увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;
• обеспечение инфляции на уровне, не превышающем 4%;
• создание в базовых отраслях промышленности, прежде всего в обрабатывающей промышленности, экспортно ориентированного сектора.

2.2. Оценка основных параметров федерального бюджета на 2019 и плановый-2020 года

Рассмотрим основные параметры федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. (см. табл. 1).
Таблица 1 Параметры федерального бюджета Российской Федерации на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.

Обращает на себя внимание крайне медленный рост как доходов, так и расходов федерального бюджета. И это номинальный рост. В реальном же исчислении (с учетом прогнозируемой Минэкономразвития инфляции) рост практически не наблюдается (см. табл. 1), а по нефтегазовым доходам — происходит снижение. Очевидно, что политика консервации финансовых ресурсов и сдерживания бюджетных расходов не может обеспечить нужные темпы экономического роста.
Следует также обратить внимание на то, что возобновленное действие бюджетного правила должно обеспечивать изъятие доходов, полученных в результате превышения фактической мировой цены нефти над расчетной величиной в суверенный фонд. До 2019 г. Фонд национального благосостояния (ФНБ) пополнится весьма скупо. В последующие годы средства ФНБ использовать не предполагается, зато резко возрастает его пополнение. В результате к концу планового периода объем ФНБ составит 14,3 трлн руб., что сопоставимо со всем объемом доходов федерального бюджета (21 трлн руб.), а его отношение к ВВП составит 12,1%. Зачем нужно столь резкое наращивание средств Фонда? Очевидно, что это истощает финансовое обеспечение экономического роста, создавая иллюзию финансового благополучия.
Существует и еще один резерв, в котором накапливаются избыточные финансовые активы — официальные валютные резервы. В международной практике оптимальным признается ситуация, когда их размер соответствует объему трехмесячного импорта. В бюджете на следующее трехлетие прогнозируются такие объемы импорта (в млрд долл. США): 2019 г. — 271,7 млрд долл., 2020 г. — 289,3 млрд долл., 2021 г. — 308,7 млрд долл. [4]. Если принять в расчет импорт за последний год трехлетия, то его трехмесячный объем составит около 80 млрд долл. Однако уже к середине 2018 г. объем официальных международных резервов составлял около 457 млрд долл. США и имел тенденцию к дальнейшему росту. Часть этих средств также со всей очевидностью могла бы послужить задачам финансового обеспечения экономического роста.
Доходы федерального бюджета на 2019-2021 гг.:
Существенный интерес представляет сопоставление структуры доходов федерального бюджета 2019-2021 гг. (см. табл. 3) с предыдущим трехлетним бюджетом 2018-2020 гг. (см. табл. 2).

В рамках сценария предыдущего трехлетнего бюджета (2018-2020 гг.) просматривается сокращение доли доходов в ВВП с 16,0% в 2017 г. — до 14,8% в 2020 г. Основной причиной сокращения доли доходов бюджета в ВВП в данном периоде является снижение объемов нефтегазового сектора экономики относительно к ВВП на 1,4%, или на 740,6 млрд руб. Параллельно было запланировано последовательное увеличение ненефтегазовых доходов в 2018 и 2019 гг. — 10,0% ВВП, и 9,8% в 2020 г., при общем увеличении этих доходов в 2019-2020 гг. на 1923,9 млрд руб.
Во вновь принятом бюджете при расчете прогнозируемого объема доходов на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. учтены изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, вводимые и планируемые к введению в действие с 1 января 2019 г. Рост ненефтегазовых доходов в рамках этого периода в значительной мере будет связан с повышением НДС, как на продукцию внутрироссийского производства, так и на импорт.
Обращает на себя внимание существенный рост доходов в прогнозируемом периоде 2019-2021 гг. Так, только за 2019 г. их поступления превысят прогнозировавшийся в рамках того же периода рост в предыдущем трехлетнем бюджете на 4414,7 млрд руб. (19 969,3 млрд руб. -15 554,6 млрд руб.). Вместе с тем обращает на себя внимание и следующий факт: показатель общего объема доходов увеличивается с прогнозируемых в 2019 г. 19 969,3 млрд руб. до 20 978,0 млрд руб., прогнозируемых на 2021 г., то есть на 2230,5 млрд руб. При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета, в соответствии с последними данными, с 2018 г. по 2021 г. сократятся на (-) 696,1 млрд руб. (соответственно с 8714,3 до 8018,2 млрд руб.). Для сравнения, снижение нефтегазовых доходов в рамках аналогичного предшествующего трехлетнего периода 2017 г. (оценка) — 2020 г. (прогноз) планировалось в объеме (-) 354,8 млрд руб. По отношению к нефтегазовым доходам ненефтегазовые доходы увеличиваются и составляют в среднем по прогнозируемым годам во вновь принятом бюджете — 11,0% ВВП. При этом основной рост ненефтегазовых доходов связан прежде всего с увеличением ставки НДС.
Вместе с тем следует понимать, что в принятом бюджете не отражены прогнозируемые показатели снижения темпов роста товарооборота и соответствующего снижения покупательского спроса населения за счет неизбежного роста цен в результате повышения ставки НДС.
Оценка соответствия структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2019-2021 гг. задачам экономического развития
Ожидающие Российскую Федерацию в среднесрочной перспективе внешние и внутренние трудности требуют роста государственной активности и, соответственно, финансирования социально-экономического развития страны. Поэтому разработчики Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов» заложили в него более высокие, чем в предыдущем плановом периоде, темпы роста расходов федерального бюджета и, соответственно, выросло их отношение к ВВП (см. рис.).
Безусловный приоритет в расходах федерального бюджета в 20192021 гг. отдан охране окружающей среды, здравоохранению, обслуживанию государственного долга, образованию, ЖКХ и национальной экономике (см. табл. 4).
Источник: данные Пояснительных записок к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Рис. Отношение расходов федерального бюджета (с учетом условно утвержденных) к ВВП в 2017-2021 гг., %
Таблица 4 Динамика расходов федерального бюджета в 2019-2021 гг. (функциональная классификация расходов)*

Выбранные приоритеты в области здравоохранения, науки, образования, ЖКХ и национальной экономики отчетливо видны в запланированных расходах федерального бюджета 2019-2021 гг. на реализацию национальных проектов (см. табл. 5).
Обращает на себя внимание сокращение расходов федерального бюджета на финансирование национального проекта « Производительность труда и поддержка занятости», на средства массовой информации (и это в условиях все обостряющейся информационной борьбы), а также крайне низкие темпы роста расходов по разделу «Социальная политика» — 102,5% в реальном исчислении (см. табл. 4).
Далее рассмотрим особенности прогнозируемой реализации приоритетных национальных проектов.
Таблица 5 Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2019-2021 гг.

Расходы социальной направленности: национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование»
Реализации блока национальных проектов (НП): «Демография», «Здравоохранение», «Образование» среди всех национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, придается особое значение. На их финансирование выделено около 46,3% ассигнований на все национальные проекты за три года (в 2019 г. — 46%, в 2020 г. 50,4% и в 2021 г. — 42,9%) [4].
Осуществление всех национальных проектов начинается с 2019 г., что вносит существенные изменения в процесс финансирования государственных программ не только с точки зрения значительного увеличения финансовых ресурсов на направления, выделенные в качестве приоритетных, но и в отношении перераспределения, перегруппировки этих финансовых ресурсов. В основном это осуществляется путем выделения в рамках национальных проектов ряда федеральных проектов и включения их в уже осуществляющиеся государственные программы, что в итоге усложняет анализ обоснованности и эффективности соответствующих расходов и их перераспределения.
НП «Демография» является приоритетным в блоке национальных проектов и включает в себя пять федеральных проектов. Задача реализации данного НП состоит в том, чтобы переломить негативные тенденции в данной области. Так, по данным Росстата, 2017 г. стал худшим по количеству рожденных в стране детей за последние 10 лет. Спад рождаемости составил 10,7% по сравнению с предыдущим годом, смертность превысила рождаемость на 134,4 тыс. человек [4].
НП «Демография» включает в себя пять весьма разноплановых федеральных проектов. Так, в этот НП перераспределены финансовые ресурсы, которые принято считать социальными выплатами. Например, около четверти всех затрат на НП «Демография» составляют расходы на федеральный проект (ФП) «Поддержка семей при рождении детей» (23,5% из запланированных расходов на данный ФП за весь плановый период). По данному ФП предусматриваются субвенции и субсидии субъектам РФ для осуществления социальных выплат семьям, межбюджетные трансферты Пенсионному фонду России для выплаты материнского капитала и т. п. Подобные же социальные расходы предусмотрены ФП «Содействие занятости женщин — создание условий для дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и «Старшее поколение», входящими в НП «Демография».
С другой стороны, ФП «Старшее поколение» (2,6% затрат по НП «Демография» за три года), «Укрепление общественного здоровья» (0,12%) и «Спорт — норма жизни» (3,5%) из данного НП предусматривают расходы на мероприятия по укреплению здоровья и продолжительности здоровой жизни различными средствами. Они невелики, что особенно непонятно в отношении ФП «Старшее поколение», поскольку за счет отведенных ей 2,6% всех расходов по НП нужно и увеличить количество и качество социальных услуг, и обеспечить оздоровление пожилых людей. Есть и вещи, с которыми трудно согласиться. Например, в ФП «Спорт — норма жизни», включенной в НП «Демография» и превышающей по объему финансирования ФП «Старшее поколение», предусматривается «финансирование развития служебно-при-кладных видов спорта, совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности» и «подготовку спортивного резерва для сборных команд РФ».
Таким образом, НП «Демография», занимая центральное место в расходах на национальные проекты, реализует очень широкий диапазон функций, зачастую лишь косвенно относящихся к демографии, и это небесспорно.
НП «Здравоохранение» входит в государственную программу «Развитие здравоохранения» и ассигнования на него составляют: в 2019 г. -31,7% ассигнований на данную программу; в 2020 г. — 39,2% и в 2021 г. -34,4%. Этот НП включает в себя восемь федеральных проектов и концентрирует 12,8% всех расходов на национальные проекты за три года. И эта доля также меняется по годам: в 2019 г. она составляет 9,5% всех соответствующих расходов, в 2020 г. увеличивается до 16,6%, а в 2021 г. снижается до 11,5% [4].
Наибольший удельный вес ассигнований по НП «Здравоохранение» составляют расходы по федеральному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» — 67,5%. Это является обоснованным, так как государство берет на себя важные финансовые обязательства по обновлению высокотехнологичного оборудования лечебных учреждений. Однако остается неясным, какие средства направляются на то, чтобы снять с пациентов финансовое бремя оплаты дорогостоящих и эффективных лекарственных препаратов. В проект включена самая крупная статья, предусматривающая «оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения», — в размере 70 млрд руб. в 2019 г., 120 млрд руб. в 2020 г. и 140 млрд руб. в 2021 г. [4], но прямо об оказании помощи в предоставлении бесплатных лекарственных препаратов не говорится.
Второе место по значимости занимают расходы по ФП «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» -соответственно 10,4% в 2019 г. и 15,1% — в 2020 г. Они превышают даже расходы на такой важный федеральный проект, как «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», — 5,0%, что выглядит необоснованным.
Вызывает удивление то, что на ФП «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» выделено лишь 1,9% всех затрат на НП «Здравоохранение» (по годам: 3,5% — в 2019 г., 1,5% — в 2020 г., 1,5% — в 2021 г.). Это не соответствует запланированному по данному НП выполнению задач по обновлению материально-технической базы здравоохранения, улучшению качества услуг по детскому здравоохранению и т. п. Все эти задачи по всему фронту работ должен выполнять медицинский персонал с намного более высокой квалификацией, обладающий более широким набором компетенций. Кроме того, в НП «Здравоохранение», предполагающем строгий контроль за его реализацией и строгую ответственность, ничего не говорится о выделении различным категориям больных бесплатных лекарств — проблеме, которая в последние годы заметно обострилась. Это выглядит как несоблюдение принципов усиленной социальной направленности национальных проектов.
НП «Образование» входит в государственную программу «Развитие образования», принимая на себя большую часть расходов по этой программе. Необходимо отметить, что расходы на государственную программу в целом сократились по сравнению с проектировками предыдущего закона о федеральном бюджете (Законом № 362-ФЗ2). Так, в 2019 г. из сокращенных почти на 63% расходов на эту программу (по сравнению с предшествующими проектировками на 2019 г.) 52% приходится на данный национальный проект, в 2020 г. из сокращенных на 64% по данной госпрограмме на этот НП приходится 63,9%, в 2021 г. из возросших на 6,7% расходов на госпрограмму на НП приходится 65,0%. Необходимо отметить, что в то же время расходы в федеральном бюджете по разделу «Образование» по сравнению с Законом № 362-ФЗ в целом растут на 23,8% в 2019 г.; на 23,4% в 2020 г. и на 4% в 2021 г. [4]. Таким образом, речь не идет о снижении финансирования образовательной деятельности, просто в отличие от здравоохранения оно в большей степени осуществляется по другим каналам, вне государственных программ и национальных проектов.
НП «Образование» включает в себя 10 федеральных проектов и концентрирует чуть более 6% всех расходов на национальные проекты. Наибольший удельный вес расходов приходится на ФП «Современная школа» — 39,4% за весь период, причем в 2019 г. эта цифра составляет 46,5%. Вторым по значимости является ФП «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», на которую приходится в среднем 21,4% (в 2019 г. — 26,3%). Третье место в рейтинге федеральных проектов данного НП принадлежит ФП «Экспорт образования», который аккумулирует 12,9% расходов по проекту, причем в 2021 г. его доля составляет 16,4%. Далее идут ФП «Успех каждого ребенка» — 10,6% и «Цифровая образовательная среда» — 10,5%. Наименьший удельный вес в расходах на данный НП выпал на долю ФП «Социальные лифты для каждого» (0,6% в среднем) и ФП «Поддержка семей, имеющих детей» (в среднем 0,7%) [4]. Среди недофинансируемых федеральных проектов следует выделить ФП «Учитель будущего», на который выделено средств намного меньше, чем, например, на ФП «Экспорт образования» (1,7% всех расходов на НП против 12,9%). Опять проявляется невнимание к совершенствованию подготовки кадров, как и в сфере здравоохранения.
2 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЭ.
Очевидно, что для реализации национальных проектов, призванных создать условия для прорыва в развитии человеческого потенциала в России, требуется разработка эффективного механизма контроля за их продвижением и реализацией, иначе они рискуют превратиться в очередной структурный элемент государственного программирования, который не будет иметь никакого другого эффекта кроме краткосрочного мобилизационного, причем только для органов федеральной исполнительной власти.
Риски финансового обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в бюджетной концепции 2019-2021 гг.
Указанные выше риски хорошо заметны при анализе условий реализации национальных проектов, связанных с развитием науки. Характерно, что расходы на гражданскую (фундаментальную и прикладную) науку в Федеральном бюджете на 2019-2021 гг. уже давно потеряли статус самостоятельного раздела. Отсутствие раздела «Наука» не позволяет ответить на вопрос о том, будет ли в 2019 г. и в последующие годы переломлена тенденция сокращения абсолютного объема расходов бюджета на науку, которая наблюдается начиная с 2015 г. А с 2013 г. сокращается их доля в федеральном бюджете и относительно ВВП. Напомним, что доля расходов на финансирование гражданской науки в федеральном бюджете в период с 2013 по 2017 г. сократилась с 3,19% до 2,30%; отношение расходов на гражданскую науку в федеральном бюджете к ВВП -снизилось за тот же период с 0,58% до 0,41%. По сравнению с 2015 г. на науке федеральный бюджет в 2016-2017 гг. уже сэкономил 98,2 млрд руб., или % общей суммы ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование НП «Наука» в 2019-2021 гг. Данные об исполнении расходов федерального бюджета на финансирование гражданской науки в 2015-2017 гг. представлены в табл. 6.
Финансирование научных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ за счет федерального бюджета осуществляется в рамках целого ряда программ, имеющих различный статус (национальных, федеральных, государственных проектов), а также расходов на оборону, образование, здравоохранение и других разделов. Глобальные цели развития науки четко и однозначно сформулировать невозможно, а конкретные цели быстро меняются, в т. ч. в результате развития самих научных знаний. По этим причинам невозможно избежать дублирования и корректировок целей различных программ и проектов. Все это создает значительные трудности при оценке как общих результатов расходов бюджета на науку, так и отдачи от отдельных программ и проектов. Часто используемый для оценки результативности научной деятельности критерий числа публикаций в журналах, индексируемых в базах данных WEB of Science, едва ли можно считать универсальным. Такое положение объективно усиливает риски неэффективного использования бюджетных ассигнований даже в тех случаях, когда казначейское сопровождение и контроль Счетной палаты обеспечивают строго целевое расходование средств распорядителями бюджетных средств.
Таблица 6 Расходы федерального бюджета на финансирование гражданской науки в 2015-2017 гг., млрд руб.

Кроме того, составители программ, по-видимому, не информированы, что публикация в журналах, индексируемых в базах данных WEB of Science, Scopus и в других, официально требует компенсации расходов издания на перевод, рецензирование, печать издания. Кроме того, платной является и актуальная информация из этих изданий. Участие в современном научном обмене — вещь дорогая, но результаты, полученные в отрыве от этого обмена, как правило, имеют малую ценность. Однако ни одна из программ, финансируемых из федерального бюджета, не предусматривает компенсацию таких совершенно законных и имеющих документальное подтверждение затрат исследователям.
Финансирование пенсионной реформы в системе межбюджетных отношений
В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предусмотрена реализация мер, направленных на обеспечение достойного уровня пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. При этом предусматривается: обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера, а именно — 8 846,0 руб. [5]. То есть средний размер трудовой пенсии по старости должен составлять 22 115 руб. — 26 538 руб.
С 2019 г. пенсия неработающих пенсионеров должна начать расти устойчиво, опережая инфляцию, чтобы ее размер в течение ближайшего десятилетия приблизился к 40% от уровня заработной платы (сейчас он составляет немногим более 30%). Именно такая задача стоит перед Правительством в связи с необходимостью выполнения Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. При этом, по данным Росстата, в настоящее время средняя пенсия по старости составляет 12,0 тыс. руб.3
Таким образом, по подсчетам специалистов, для выполнения поставленных задач в бюджете требуется предусмотреть увеличение выплат для каждого пенсионера как минимум на 10,0 тыс. руб. Кроме того, заложенный в бюджет рост выплат в рамках пенсионного обеспечения — 1000 руб. в год, явно недостаточен для реального роста дохода этой категории граждан в связи с прогнозируемым увеличением роста цен и при увеличении ставки НДС.
По заключению Счетной палаты России на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов» соотношение между среднегодовым размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой составит: в 2018 г. — 33,1%, в 2019 г. — 32,2%, в 2020 г. -31,5%4. Необходимо также учитывать, что бюджетные ассигнования по направлению «Развитие пенсионной системы» в течение предстоящего трехлетия постепенно будут сокращаться: в 2019 г. они составят 3 105 595,3 млн руб., в 2020 г. — 3 081 236,3 млн руб. (уменьшение на 1% по сравнению с 2019 г.) и в 2021 г. — 2 867 429,9 млн руб. (сокращение на 8% по сравнению с 2019 г. и на 7% по сравнению с 2020 г.) [3]. Это не способствует выполнению масштабных задач пенсионной реформы.
Данные сопоставления неизбежно приводят нас к выводу, что поставленная цель увеличения трудовой пенсии по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в настоящем бюджете пока не может быть реализована в связи с очевидным недофинансированием.

2.3. Пути совершенствования федерального бюджета в финансовой системе страны

Современному периоду, в рамках которого должны быть решены эти жизненно важные для страны задачи, предшествовали непростые годы развития отечественной экономики. Опыт этих лет обязательно должен быть учтен. Это, прежде всего, период 2010-2012 гг., характеризовавшийся рядом позитивных тенденций в экономическом развитии нашей страны — ростом ВВП выше среднемирового; повышением реальных располагаемых денежных доходов населения в 2011-2012 гг., опередившим рост ВВП; снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 13,2% в 2009 г. до 10,7% в 2012 г. — самого низкого показателя в новой российской истории [2, с. 38, 39].
При этом в указанный период темпы экономического роста последовательно снижались, что не характерно для развивающихся экономик. Вызывали серьезные опасения высокий дефицит консолидированного бюджета 2009 г. (6,3% к ВВП) и инфляция (8,8%). Именно на решение этих проблем были направлены регулятивные механизмы федерального бюджета в 2010-2012 гг. И действительно, к 2012 г. бюджет стал исполняться с профицитом, а инфляция снизилась до 6,6%. Однако итогом этого трехлетия стало сокращение ресурсов финансового обеспечения экономического роста на 2,3 трлн руб. [2, с. 117].
Проводившаяся в 2010-2012 гг. финансовая политика, нацеленная, прежде всего, на улучшение финансовых показателей бюджета, дала в следующем трехлетии негативные результаты. Уже в 2013 г. снова образовался дефицит бюджета в 1,2% ВВП, который увеличился к концу трехлетия (2013-2015 гг.) до 3,5% ВВП. Быстро росла инфляция, достигшая к концу данного периода 12,9% [2, с. 445].
В результате в 2013 г., когда мировая цена на нефть была выше 100 долл/барр и никаких антироссийских санкций еще не существовало, начался период рецессии и потребовалось перейти к бюджетной политике, нацеленной на финансовое обеспечение экономического роста. Но делалось это крайне скупо. Доходы консолидированного бюджета выросли с 23,5 трлн руб. в 2012 г. до 26,9 трлн руб. в 2015 г., т. е. на 3,4 трлн руб., а расходы — с 23,2 трлн руб. до 27,9 трлн руб., т. е. на 4,7 трлн руб.
Этот дополнительный объем финансовых вложений в развитие экономики (более 1 трлн руб.), конечно, не мог обеспечить выход из рецессии, а смог поддержать только крайне низкий экономический рост ценой увеличения дефицита бюджета и инфляции. В итоге в 2015 г. закончился цикл борьбы с рецессией и начался новый цикл борьбы с дефицитом и инфляцией в рамках новой бюджетной политики 2016-2018 гг. Эта политика продолжается и в настоящее время уже в контексте запланированного профицита федерального бюджета на 2019-2021 гг. [3, с. 33, 34].
Итак, период 2019-2021 гг. должен стать периодом устойчивого и долгосрочного экономического роста, обеспечить прорывное экономическое развитие. При этом ни в Послании Президента Федеральному собранию 01.03.2018 г., ни в майском Указе №204 не ставится задача обеспечения профицита федерального бюджета. Тем не менее именно задача обеспечения профицита бюджета доминирует в рамках действующего основного финансового документа страны.

Заключение

Приходится признать, что в целом федеральный бюджет на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. подготовлен в русле осторожного финансового планирования и экономии средств, что серьезно ограничивает его возможности в качестве инструмента стимулирования экономического роста и социального развития.
В этой связи представляется целесообразным и необходимым внесение в Федеральный бюджет в процессе его исполнения серьезных корректировок с учетом стратегических целей, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию РФ 2018 г. и майском Указе № 204.
Обязательные изменения должны коснуться увеличения расходов, направленных на борьбу с бедностью, на обеспечение роста производительности труда, повышение качества образования, на здравоохранение, науку.
Очевидно требуют пересмотра и параметры перераспределения доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации с учетом принятых на федеральном уровне решений.
Итак, период 2019-2021 гг. должен стать периодом устойчивого и долгосрочного экономического роста, обеспечить прорывное экономическое развитие. При этом ни в Послании Президента Федеральному собранию 01.03.2018 г., ни в майском Указе №204 не ставится задача обеспечения профицита федерального бюджета. Тем не менее именно задача обеспечения профицита бюджета доминирует в рамках действующего основного финансового документа страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года N 146-ФЗ «Федеральные налоги и сборы» (ред. от 29.12.2015).
5. Федеральный закон от 01.12.2017 N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О
федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов»/ Российская газета — Федеральный выпуск №6842 от 30.11.2017.
6. Федеральный закон от 03.11.2018 г. N 301-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год»/
Российская газета — Федеральный выпуск №6856 от 05.11.2018.
7. Федеральный закон от 29.12.2015 N 406-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»/ Российская
газета — Федеральный выпуск №6869 от 30.12.2015.
8. Федеральный закон от 14.12.2018 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2019 год»/ Российская газета — Федеральный выпуск №6857 от 17.12.2018.
9. Алёшин, В.А. Финансы: учебник / Зотова А.И. — Ростов н/Д: Феникс,
2015.-253 с.
10. Андросова, Л.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / Поляк Г.Б. — М.: Проспект, 2015. — 440 с.
11. Афанасьев. П.Д. Бюджет и бюджетная система: учебник / Афанасьев
П.Д., Бсенчук А.А., Кривогов И.В. — 2 изд., — М.: Юрайт, 2015. — 777 с.
12. Берзон. Н.И. Финансы: учебник / Берзон Н.И. — М.: Юрайт, 2013. —
592 с.
13. Воронцов. В.Н. Государственный бюджет: учебник / Воронцов В.Н., — М.: Книга по требованию, 2016 — 94 с.
14. Грицюк, Т.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник /
Грицюк Т.С., — М.: Финансы и статистика, 2015. — 560 с.
15. Крохина, Ю.Б. Бюджетное право России: учебник / Крохина Ю.Б., —
М.: Юрайт, 2017.-320 с.
16. Кузнецова, Ж.С. Повышение эффективности бюджетных доходов:
учебник / Кузнецова Ж.С., — М.: Финансовое право, 2018. — 420 с.
17. Курчснко, Л.К. Бюджетная система Российской Федерации: учебное
пособие / Курченко Л.К. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 252 с.
18. Носова. С.С. Современные макроэкономические проблемы России:
учебное пособие / Носова С.С., — М.: КноРус, 2016. — 494 с.
19. Поляк. Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов /
Г.Б.Поляка. — 3-е изд., псрсраб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. —
703 с.
20. Разнодежина, Э.Н. Экономическая теория: электронный учебник,
2015.-70 с.
21. Свищева, В.Б. Бюджетная система России: учебное пособие /Свищева В.П., — М.: Окей — книга, 2016. — 176 с.
22. Сулакшин, С.С. Погорелко М.Х. Бюджет и налог в экономической
политике России: цифровая книга, — М.: Центр проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования, 2017. — 513 с.
23. Сухарев, О.Б. Экономика России. Сегодня и завтра: книга / Сухарева
О.Б., — М.: Ленанд, 2015. — 160 с.
24. Ершов, М.Г. Тарасова А.Е., Татузов В.В.. Журнал «Экономист» №2.
Статья «О некоторых особенностях федерального бюджета на 2019-2020гг., 2018. -71 с.
25. Ершов, М.Г. Танасова А.Е., Татузов В.В., Журнал «Экономист» №6.
Статья «Об изменениях в федеральном бюджете на 2019-2020»,
2018.-82 с.
26. Романов. С.В. «Финансовый журнал» №6. Решетникова Д.С. / Назаров B.C., 2015.-59 с.
27. Консультант Плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
28. Министерство финансов Российской Федерации: Структура и
динамика доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] 29. Министерство финансов Российской Федерации: Динамика доходов
федерального бюджета [Электронный ресурс] http: 7info.minfin.ru/fbisp.php
30. СтатБюро: Уровень инфляции в Российской Федерации в 2018году
[Электронный ресурс] https://www.statbureau.org/ru/russiayinnation
31. Федеральная служба государстве иной статистики [Электронный
ресурс] http://www.uks.ru/
32. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года. Информация официального сайта Министерства
финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф