Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Финансовый механизм системы обязательного медицинского страхования в РФ и проблемы его реализации»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Финансовый механизм системы ОМС
1.1Система фондов обязательного медицинского страхования в реализации программ оказания медицинской помощи
1.2Характеристика финансового механизма системы ОМС
1.3Источники и направления использования финансовых ресурсов фондов ОМС
Глава 2. Анализ финансирования обязательного медицинского страхования в России
2.1 Анализ бюджета Федерального фонда ОМС за 2013-2018 гг.
2.2. Анализ бюджетов территориальных фондов ОМС за 2013 -2018 гг.
2.3 Оценка сбалансированности бюджетов фондов ОМС за 2013-2018 гг.
Глава 3. Проблемы финансового механизма обязательного медицинского страхования и направления их решения
3.1 Основные проблемы функционирования системы ОМС
3.2 Направления совершенствования финансового механизма системы ОМС
Заключение
Список использованной литературы

 

Введение

 

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи — предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Обязательное медицинское страхование — составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что обязательное медицинское страхование является важной социальной составляющей.

Целью исследования является изучение проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

Объектами исследования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС.

Предметом исследования являются финансовые основы обязательного медицинского страхования.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть финансовый механизм системы ОМС;

— проанализировать финансирование обязательного медицинского страхования в России

— выделить проблемы финансового механизма обязательного медицинского страхования и предложить направления их решения

Данная курсовая работа базируется на теории, изложенной в трудах российских и зарубежных ученых по вопросам обязательного медицинского страхования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут, использованы в практической деятельности страховых медицинских компаний при проведении анализа спроса населения на страховые услуги.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Финансовый механизм системы ОМС

 

Система фондов обязательного медицинского страхования в реализации программ оказания медицинской помощи

 

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации. [1]

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон).

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования. [6]

В 2017 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 11 641,0 рублей, что на 556,4 рубля  (5,02 %) больше, чем в 2016 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на ОМС 17 741,6 рубля, что на 1 369,0 рублей (8,36 %) больше, чем в 2016 году, на 1 неработающего  — 7 256,8 рублей, снижение по сравнению с предыдущим годом составило 5,5 рубля или 0,08 %.

Доходы бюджетов ТФОМС в 2017 году сформированы в объеме 1 726,8 млрд. рублей, что на 89,1 млрд. рублей или 5,4 % больше, чем в 2016 году. Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых составил 1 537,2 млрд. рублей, являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 104,7 млрд. рублей (6,1%).

В 2017 году медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9142 медицинских организаций, 43 страховые медицинские организации (СМО) и их 209 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконур.

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в 2017 году поступило 1 494,5 млрд. рублей (что на 5,5% больше чем в 2016 году) или 94,8 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела  СМО поступило 15,5 млрд. рублей (1,0 %). [2]

В общей структуре расходования средств обязательного медицинского страхования СМО в 2017 году 98,5 % (1 545,8 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств СМО в сфере обязательного медицинского страхования было направлено 17,6 млрд. рублей, или (1,1%).

В 2017 году в медицинские организации поступило 1 619,8 млрд. рублей, что на 6,5% больше чем в 2016 году. Расходование средств ОМС медицинскими организациями в 2017 году составило 1 611,4 млрд. рублей, что на 4,9% больше чем в 2016 году. В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила – 68,8%, на приобретение медикаментов и перевязочных средств – 10,5%, продуктов питания – 1,4%, мягкого инвентаря — 0,1%, иные расходы 19,2%.

Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2016 года составила 146,5 млн. человек; в том числе 61,3 млн. работающих и 85,2 млн. неработающих граждан.

 

Характеристика финансового механизма системы ОМС

 

ОМС осуществляется на основе двух видов программ — базовой программы и территориальных (по субъектам РФ) программ ОМС. Базовая программа разрабатывается Минздравом РФ, согласовывается с Минфином РФ, профсоюзными органами и утверждается Правительством РФ. Базовой программой ОМС гарантируются:

— первичная медико-санитарная помощь, включающая скорую медицинскую помощь, диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая неотложную и доврачебную помощь), консультации специалистов, прививки, периодические медицинские осмотры установленных контингентов, дородовой или послеродовой патронаж, прерывание беременности;

— первичная медико-социальная помощь (включая доврачебную помощь и помощь на дому больным, инвалидам и престарелым);

— восстановительное лечение, реабилитация и динамическое наблюдение детей, подростков, инвалидов;

— стационарная медицинская помощь больным с острыми заболеваниями и обострениями, хроническими заболеваниями, при травмах, отравлениях, ожогах, инфекционных заболеваниях, лицам, подлежащим изоляции в стационаре, плановой госпитализации для диагностических исследований и лечения. [20]

На основе базовой программы органами управления субъектов РФ разрабатываются и утверждаются территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинских услуг, предусмотренные Типовыми положениями (ТП) ОМС, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Источники и направления использования финансовых ресурсов фондов ОМС

 

С целью реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС и ТФОМС). Они аккумулируют поступающие от страхователей финансовые средства, разрабатывают правила обязательного медицинского страхования граждан, а также выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач.

Объем и условия лекарственной помощи определяются ТП ОМС. Оплата медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой помощи осуществляется за счет территориального фонда ОМС (ТФ ОМС), а при амбулаторно-поликлинической помощи и лечении — за счет личных средств граждан. [19]

Организации и предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, до 01.01.2010 года являлись плательщиками единого социального налога. В настоящее время ЕСН упразднен, порядок отчислений страховых взносов определяется Федеральным Законом от 24.06.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно указанному закону все зарегистрированные в территориальных Фондах ОМС в качестве страхователей плательщики осуществляют выплаты в соответствии со следующими тарифами:

В 2012 году:

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1%;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования -2%.

В течение 2013- 2015 гг.:

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1%;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования -1,2%.

В течение 2016 — 2017гг.:

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -1,6%;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования -2,1%.

В качестве базы для начисления взносов выступает сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ФЗ №212, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в данном законе.

Кроме поступлений от страхователей в виде страховых взносов на ОМС финансовые средства Федерального и территориальных фондов ОМС образуются за счет:

— поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц;

— доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;

— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.

Все формы контроля в отношении исчисления и своевременности уплаты взносов осуществляют Территориальные фонды ОМС путем проведения сверки плательщиков страховых взносов на основании имеющихся у них данных об их учете в качестве страхователей по ОМС в порядке определяемом ФФОМС. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Начисленные суммы взносов в части обязательного медицинского страхования налогоплательщики перечисляют отдельными платежными поручениями в ФФОМС и ТФОМС.

Финансирование системы ОМС осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам. ТФОМС из полученных за месяц страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан формирует нормированный страховой запас и рассчитывает среднедушевой норматив финансирования территориальной программы ОМС, после чего в течение 10 дней доводит до сведения СМО дифференцированные подушевые нормативы. При недостатке у СМО средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС она обращается в ТФОМС за субвенциями в порядке, установленном ТФОМС.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования обязан полностью и своевременно в соответствии с договором со страховой медицинской организацией финансировать ее. [12]

Для обеспечения выполнения принятых обязательств по оплате медицинской помощи в объеме территориальной программы страховая медицинская организация образует из полученных от ТФОМС средств необходимые для предстоящих выплат резервы оплаты медицинских услуг и запасной резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий по ОМС. ТФОМС устанавливает для страховых компаний единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. При этом сумма средств в запасном резерве не должна превышать одномесячного, а в резерве финансирования предупредительных мероприятий — двухнедельного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы.

ТФОМС также устанавливает порядок использования страховыми организациями финансовых резервов и фондов.

В случае прекращения договора ТФОМС со страховой организацией, предназначенные для оплаты медицинских услуг средства (в том числе средства сформированных резервов оплаты медицинских услуг и запасного) в течение 10 дней возвращаются в ТФОМС, за исключением тех случаев, когда договор пролонгируется или заключается новый договор.

ТФОМС осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями.

Медицинское учреждение использует поступившие средства, в соответствии с договорами заключенными со страховыми медицинскими организациями, на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта федерации. Средства, поступившие от территориального фонда на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями в рамках утвержденных целевых программ.

Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе ОМС, определяются в соответствии с действующими нормативными документами решением согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят заинтересованные стороны, а именно: представители территориального фонда ОМС и его филиалов, органов государственного управления, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций (при отсутствии последних интересы медицинских учреждений могут представлять профсоюзы медицинских работников). [4]

По окончании каждого календарного месяца лечебное учреждение направляет реестр медицинских услуг, оказанных застрахованному конкретной страховой медицинской организацией контингенту и счет на оплату оказанных медицинских услуг. Расчеты между страховыми организациями и медицинским учреждением производятся путем оплаты страховой компанией счетов медицинского учреждения. При оказании медицинской помощи на территории другого субъекта оплата услуг производится путем взаиморасчетов между ТФОМС этих регионов. В данном случае медицинская организация направляет счет на оплату оказанной застрахованным страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность на территории иного субъекта федерации, в ТФОМС вместе с реестром оказанных услуг. ТФОМС организует межтерриториальные расчеты.

За счет средств ОМС финансируется территориальная программа ОМС, в рамках которой гражданам предоставляется амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая медицинская помощь в объеме и на условиях, определенных ТП ОМС. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в ТП ОМС, является составной частью ТПГГ. Кроме того, в большинстве регионов России в структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС включатся не все, а только пять статей затрат. Иными словами, тариф — фактически, цена услуги, оплачиваемой за счет средств ОМС не покрывает всех затрат, которые несет учреждение при ее оказании. Другие статьи расходов медицинских учреждений при оказании медицинской помощи в объеме ТП ОМС отнесены на бюджеты, т.е. дополнительное бюджетное финансирование, согласно принятым программам. [9]

Основными каналами поступлений средств ОМС в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) являются либо страховые медицинские организации, либо территориальные фонды ОМС и их филиалы, либо имеет место смешанная форма поступлений. Часть средств может поступать через органы управления здравоохранением. Так, например, оплата за медицинскую помощь в объеме территориальной программы ОМС поступает из СМО или филиалов фондов, а финансовая помощь на выполнение целевых программ или отдельных мероприятий поступает напрямую из ТФОМС или через местные органы управления здравоохранением.

Кроме того, практически все лечебные учреждения независимо от степени их интеграции в систему ОМС, финансируются из бюджетов здравоохранения всех уровней по определенным статьям сметы (коммунальные, хозяйственные расходы, капитальное строительство и др.).

 

 

Глава 2. Анализ финансирования обязательного медицинского страхования в России

 

2.1 Анализ бюджета Федерального фонда ОМС за 2013-2018 гг.

 

Обеспечение обязательств государства в сфере здравоохранения, в том числе, реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики», являются одними из основных социальных приоритетов бюджетной политики в 2015 — 2017 годах. [12]

В 2015-2017 годах в сфере здравоохранении предстоит решить ряд ключевых проблем:

  • — переход с 2015 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования;
  • — оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи;
  • — внедрение единого норматива субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • — переход на единый размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2015 году осуществляется переход на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования по полному тарифу. В связи с этим расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2015 году уменьшаются по отношению к уровню 2014 года на 8,7% с дальнейшим уменьшением в 2016 и 2017 годах.

Доля расходов на здравоохранение в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 9,8% в 2014 году до 9,5% в 2017 году. К 2017 году доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП останется на уровне 2013 года — 3,5%. [13]

Одновременно из бюджета ФОМС в 2015 году предусматривается направить 985,4 млрд. рублей на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения, прежде всего на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. В 2016 году на эти цели предполагается направить 1154,5 млрд. рублей, в 2017 году — 1 406, 4 млрд. рублей.

Прогнозируемый объем доходов ФОМС на 2015 год увеличивается по отношению к 2014 году на 18,8 %, объем доходов ФОМС в плановом периоде 2016 и 2017 годов увеличивается ежегодно на 14,1 % и 19,3 % соответственно.

Данные о соответствии внесенных изменений основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», представлены в следующей таблице:

Таблица 1

Доходы и расходы фонда обязательного медицинского страхования за 2015-2017 гг

Наименование 2015 2016 Исполнение бюджета ФОМС за 2016 год, на 1 сентября 2016 года, % 2017 год
ВСЕГО ДОХОДОВ 1065,2 1 240,1 67,1% 1 632,3
из них:
Трансферты из федерального бюджета 24,52 28,55 66,5% 23,9
ВСЕГО РАСХОДОВ 1078,3 1 240,1 68,2% 1 675,3
из них:
Субвенция на выполнение территориальной программы ОМС 1010,7 1 174,3 66,7% 1 414,2
Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в рамках иных мероприятий по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Межбюджетные трансферты) 140,0
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи 82,1
Средства, передаваемые бюджету ФСС РФ (родовой сертификат) 19,03 19,03 54,7% 19,03
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда 0,542 0,644 42,7% 0,742
Дефицит (-), профицит (+) 0,0 -43,0

Несмотря на ежегодное наращивание объемов средств обязательного медицинского страхования в 2015 — 2017 годах, вопрос о достаточности средств ОМС, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения, остается. [5]

Значительная нагрузка ложится также на бюджеты субъектов Российской Федерации: в части участия в финансировании региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, страхования неработающего населения, софинансирования единовременных выплат молодым врачам, приехавшим на работу в села и рабочие поселки, которые в 2018 году должны осуществляться, в том числе, за счет средств региональных бюджетов.

 

2.2. Анализ бюджетов территориальных фондов ОМС за 2013 -2018 гг.

 

Рассмотрим особенности использования ОМС в субъектах РФ на примере Удмуртской Республики.

Удмуртский Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования создан Постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 16 июня 1993 года № 489 –XII.

В 1994 году образованы межрайонные филиалы в городах Ижевске, Воткинске, Глазове, Можге, В поселках Игра и Ува. Также с 1994 года лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинскую помощь по территориальной программе обязательного медицинского страхования. В 1995 году началась деятельность страховых медицинских организаций в системе Обязательного Медицинского Страхования Удмуртской Республики.

В настоящее время в инфраструктуре системы ОМС включают Фонд его межрайонных филиалов, 9 СМО, 165 Лечебно Профилактических Учреждений (ЛПУ) (90 юр. лиц), страхователей 88,5 тыс. По состоянию на 01.01.2008 года, застраховано 491,3 тыс. человек – это 96,6% численности населения Удмуртии, обеспечено полисами ОМС 1489,4 тыс. человек, или 99,9% от количества застрахованных граждан. [7]

Всего за 15 лет его деятельности финансовые ресурсы в системе ОМС составили 17,2 млрд. руб. (рис. 1) Страховые взносы на ОМС не работающего населения поступают с 1997 года. В 2010 году, в расчете на одного неработающего гражданина, поступало 2 руб., в 2017 году – 1797 раз больше (359,4 руб.). За 7 лет на ОМС неработающих граждан поступило на 5,5 млрд. руб.

Рисунок 1. Доходы системы ОМС на территории Удмуртской Республики за 2010–2017гг. (руб.)

Обеспеченность средствами ОМС в расчете на 1 жителя республики при оплате медицинской помощи по территориальной программе ОМС увеличилась в 196 раз (с 14 руб. 2014 году до 2738 руб. в 2007 г) и достигла уровня показателя по РФ. (рис. 2.).

Рисунок 2 Обеспеченность средствами ОМС на одного жителя Удмуртской Республики (в рублях)

Объем финансовых средств, направленных на оплату территориальной программы ОМС увеличилась с 21,9 млн. руб. В 2014 году до 4056,2 млн. руб. в 2017 году. С 2016 года оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам включающих 5 статей: заработная плата с начислениями, медикаменты и расходные материалы, питание, мягкий инвентарь и обмундирование. Фондом принимались меры по выравниванию условий оказания медицинской помощи по Территориальной программе ОМС, улучшению ее качества и демографической ситуации в УР, укреплению первичного звена здравоохранения.

На финансирование целевых программ Фондом направлено 612,2 млн. руб., в том числе:

– по республиканской целевой программе «Здоровье матери и ребенка» на 2012-2014гг., подпрограмме «Здоровый ребенок» республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» на 2014-2018гг. направлено 83,0 млн. руб., на приобретение аппаратов ИВЛ для 12 ЛПУ, мониторов для 11 ЛПУ, вычислительной техники для 15 ЛПУ, аппаратов для лечения гипотермии у новорожденных для 13 ЛПУ и другого медицинского оборудования, тест систем для обследования беременных женщин на выявление внутриутробной патологии и для скрининга новорожденных для 2 ЛПУ.

– по республиканской целевой программе «Онкология» направлено 50,3 млн. руб. на противоопухолевые препараты для 3 ЛПУ, медицинского оборудования для РКОД;

– по другим целевым программам, финансируемым в системе ОМС, направлено 427,6 млн.руб. для приобретения оборудования ЛПУ, из них на модернизацию и дооснащение 225 стоматологических установок в стоматологических кабинетах школ и поликлиник в городах и районах УР, термоконтейнеры 750 штук для 57 ЛПУ, на закупку рентгеновского компьютерного томографа для РКДЦ, ГКБ № 7, маммологических комплексов для 3 ЛПУ, санитарных автомобилей для27 ЛПУ, на развитие эндоскопических (46 ЛПУ) и ультразвуковых (21 ЛПУ) методов диагностики и лечения, обеспечение ФАПов для оказания первичной медицинской помощи сельскому населению, на медицинскую технику для совершенствования неотложной помощи новорожденным в ЛПУ, на приобретение вычислительной техники для всех ЛПУ, работающих в системе ОМС и другого оборудования для улучшения материально-технической базы ЛПУ и развития высокотехнологической медицинской помощи в УР. [10]

Сформирована инфраструктура обеспечения защиты застрахованных, включающая лечебно профилактические учреждения, СМО, Фонд. В системе ОМС осуществляется реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» За 2016-2017 годы в рамках национального проекта «Здоровье» УТФОМС перечислено в ЛПУ 487,1 млн.руб., израсходовано в ЛПУ 468,0 млн. руб.

 

2.3 Оценка сбалансированности бюджетов фондов ОМС за 2013-2018 гг.

Согласно данным в 2015 году общий объем доходов бюджета ФФОМС был равен 101 843 605,4 тыс. руб., а общий объем расходов бюджета — 109 123 972,7 тыс. руб. Следовательно, в 2015 бюджет ФФОМС был исполнен с дефицитом, причем объем дефицита составил 7 280 367,3 тыс. руб. Финансирование дефицита бюджета ФФОМС было осуществлено за счет остатков средств бюджета ФФОМС в сумме 7 280 367,3 тыс. руб. [12]

В 2016 году общий объем доходов бюджета ФФОМС составил 348 437 079,3 тыс. руб., а общий объем расходов бюджета ФФОМС — 310 428 047,6 тыс. руб. Таким образом, в 2016 году бюджет ФФОМС был исполнен уже с профицитом в общей сумме 38 009 031,7 тыс. руб., который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов и резервирования средств в целях финансового обеспечения расходов на реализацию программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Следует отметить, что статья 26 пункт 3 ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” устанавливает, что в составе бюджета ФФОМС формируется нормированный страховой запас, размер и цели использования его средств устанавливаются федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и на плановый период, а порядок использования средств устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в составе бюджета ТФОМС также формируется нормированный страховой запас, статья 26 пункт 6).

Так в 2016 году в связи с тем, что бюджет ФФОМС был исполнен с профицитом, был сформирован нормированный страховой запас ФФОМС, размер которого составил 6 641 900 тыс. руб. [21]

В 2017 году общий объем доходов бюджета ФФОМС составил 966 542 187, 3 тыс. руб., а общий объем расходов бюджета ФФОМС — 932 157 813, 6 тыс. руб. То есть, в 2017 году бюджет ФФОМС был исполнен снова с профицитом в общей сумме 34 384 373,7 тыс. руб., который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов.

Следует отметить, что в связи с тем, что бюджет ФФОМС в 2017 году был исполнен с профицитом, был сформирован нормированный страховой запас ФФОМС, размер которого составил 19 400 000 тыс. руб.

 

 

Глава 3. Проблемы финансового механизма обязательного медицинского страхования и направления их решения

 

3.1 Основные проблемы функционирования системы ОМС

 

Основные проблемы функционирования современной системы ОМС могут быть условно разделены на финансовые и организационные.

К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:

Острейшая нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли.

Доказано, что недостаточные объемы государственного финансирования здравоохранения приводят к ухудшению показателей здоровья населения, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, приводит к обнищанию самых незащищенных слоев населения и резко снижает удовлетворенность населения медицинской помощью. Так, по результатам аудита Счетной палаты РФ выявлена зависимость между уровнем финансирования медицинской помощи и основными демографическими показателями (смертность трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность).

По показателю расходов на медицинскую помощь на душу населения мы существенно отстаем не только от западных стран, но и от большинства стран Центральной и Восточной Европы, которые «стартовали» примерно в равных с нами условиях. [16]

Объем государственных расходов в России на здравоохранение в 2014 году составлял 2,9% в доле ВВП, в 2006 — 3,8%. Примерно на таком уровне приоритетности здравоохранения находятся развивающие страны со средним уровнем дохода (Бразилия — 3,4%, Парагвай — 3,0%, Перу — 2,8%). Но в отличие от России, за эти деньги государство гарантирует там самый минимум — первичную медико-санитарную помощь и меры по обеспечению медико-санитарного благополучия (борьба с инфекционными заболеваниями, санитарные мероприятия и проч.). Хотя бы эти простейшие услуги там более или менее обеспечены средствами. А мы, финансируя здравоохранение, как в Латинской Америке, обещаем за эти деньги западноевропейский набор услуг. В результате человеку без денег фактически не гарантировано ничего.

  1. Низкий тариф страховых взносов в ПФР в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения, поскольку величина этих отчислений не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
  2. Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:

— отсутствие законодательной основы по размеру страхового взноса на неработающее население;

— неисполнение закона о медицинском страховании администрациями субъектов РФ в части страховых взносов на неработающее население;

— непогашение сформировавшейся значительной финансовой задолженности по страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.

Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС. Данная причина связана с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую (а, соответственно и в территориальные) программу обязательного медицинского страхования, ежегодно утверждаемую Правительством РФ. Программа основана на минимальном подушевом нормативе.

Согласно комплексной экспертной оценке уровня реализации территориальных программ в 2015 году все субъекты РФ были разделены на 4 группы: 1 группа (соответствие показателей нормативам составляло 70-100%) — 9 субъектов РФ; 2 группа (соответствие — 50-69%) — 20 субъектов РФ; 3 группа (соответствие — 40-49%) — 34 субъекта РФ; 4 группа (соответствие менее 40%) — 24 субъекта РФ. Таким образом, доля субъектов Российской Федерации, в которых соответствие показателей реализации программ государственных гарантий в 2017 году было ниже 50% составляла 66,7% (68 субъектов из 87).

Многоканальность финансирования медицинских организаций.

Многоканальность финансирования (ОМС, добровольное (дополнительное) медицинское страхование (ДМС), бюджет, платные медицинские услуги и т.д.) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в ЛПУ и создает предпосылки для сговора. В такой ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в ОМС и ДМС одновременно, — над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения. В результате граждане остаются абсолютно бесправными перед лечебным учреждением и одинаково заинтересованными в получении «живых» денег. Данные нарушения чрезвычайно распространены. [20]

Многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи на сегодня, оказываемой как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы здравоохранения.

Сохраняющиеся затратные способы оплаты и оплата медицинской помощи по смете являются недопустимыми на сегодняшний день. Многовариантность способов оплаты служит значительным препятствием при проведении межтерриториальных взаиморасчетов между ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам за пределами территории их страхования.

Низкие тарифы оплаты медицинских услуг.

Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.

Отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания.

Так, в 2013 и 2014 годах структура расходов (в %) по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь — 5,5 и 7,2; амбулаторно-поликлиническая — 29,0 и 31,5; стационарная — 64,0 и 58,6; дневные стационары — 1,5 — 2,7 (соответственно) .

Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. Данная проблема порождает, в значительной степени, одну из важнейших негативных особенностей российского здравоохранения на сегодня — низкое качество оказания медицинской помощи в российском здравоохранении на сегодня. Прежде всего, это очень низкая заработная плата врачей и медсестер. Врачи в этой ситуации вынуждены набирать себе больше ставок, дежурств, работая на износ (коэффициент совместительства составляет в среднем 1,7). Им некогда думать о качестве услуг и удовлетворенности пациента. Хирург идет на операцию после суточного дежурства — это стало нормой, никто этого не запрещает.

Поступления от платных услуг в ЛПУ часто распределяются не на основе ясных схем материального поощрения, а в зависимости от личных пристрастий главврачей. Врач оказывается в полной зависимости от администратора. Иногда он должен с ним делиться своими теневыми гонорарами. Ясно, что это ограничивает мотивацию к оказанию качественной медицинской помощи, даже за плату.

Современные методы экономической мотивации врачей, провозглашенные реформой обязательного медицинского страхования оказались больше ожиданиями, чем реальностью. [23]

Не получили распространения и современные системы обеспечения качества, которые основаны на сотрудничестве страховщиков с врачами в достижении поставленных результатов клинической работы (например, как обеспечить снижение частоты обострения астмы, диабета, как улучшить показатели исхода хирургических вмешательств). Именно так строятся отношения страховщиков с врачами в западных странах с системами ОМС. Не пассивный и слабо ощутимый контроль, а обеспечение качества медицинской помощи.

Основные организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем.

  1. Структурный полиморфизм территориальных систем ОМС, затрудняющий управление обязательным медицинским страхованием, не позволяющий оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы ОМС на территории Российской Федерации.
  2. Отсутствие законодательного решения ряда проблем деятельности системы ОМС:

— определение и законодательное закрепление направлений модернизации системы ОМС на современном этапе;

— отсутствие законодательного закрепления государственных гарантий медицинской помощи населению и определения публичных обязательств в сфере здравоохранения;

— пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС;

-правовое обеспечение деятельности по защите прав застрахованных.

Наряду с указанными проблемами, требуют отдельного законодательного решения такие вопросы как:

— отдельное законодательство о добровольном медицинском страховании и платных медицинских услугах;

— обязательное страхование профессиональной ответственности медицинских работников.

Так, выбор страховщика по ОМС зачастую реализуется путем проведения так называемых конкурсов на страхование неработающего населения, что сопровождается разрывом предыдущих договоров страхования и финансирования, массовой заменой полисов ОМС. При этом нарушаются как права потребителей на свободный выбор субъекта страховых услуг, так и права самих СМО на свободное осуществление деятельности. В результате подмена рыночных механизмов конкуренции административными процедурами создает все условия для коррупции и насаждения социального иждивенчества. [8]

Проводимая в настоящий период времени интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем здравоохраненческой отрасли, включая систему обязательного медицинского страхования. Одним из семи направлений Концепции является внесение серьезных изменений в Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении и, конечно, в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании».

 

3.2 Направления совершенствования финансового механизма  системы ОМС

 

Финансирование ОМС в РФ основано на одноканальной системе. Программа госгарантий включает в себя список заболеваний и состояний, при которых застрахованному лицу гарантируется оказание бесплатной медпомощи. Оплачиваются услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, на основе стандартов медицинской сферы, подушевому нормативу и тарифу за оказание квалифицированной медпомощи.

Одно из главных направлений совершенствования в сфере ОМС это процесс интеграции потребителя медицинских услуг в систему ОМС для единения ее участников. Учитывая это, в процессе организации медпомощи СМО необходимо введение и развитие системы информационного обеспечения для граждан, которая бы позволила делать выбор в пользу МО для оказания бесплатной специализированной медпомощи.

Все предложения по совершенствованию финансирования медстрахования ориентированы на:

—   расширение принципов страхования в финансировании в области здравоохранения;

—        наращение эффективности при использовании финансовых ресурсов на частном и государственном уровне;

—     увеличение возможности участия населения при субсидировании медицинского страхования помимо утвержденных государственных гарантий.

В целях совершенствования финансирования медицинского страхования, а также качества управления денежными средствами ОМС следует проводить профессиональную и более тщательную проверку деятельности финансового менеджмента. Основными критериями качества менеджмента в области движения денежных средств являются: точность финансового планирования, эффективность управления кредиторской и дебиторской задолженностью, полное и своевременное исполнение бюджетных обязательств, финансовая грамотность.

Постоянное недофинансирование является большой проблемой ОМС, в результате чего происходит сокращение возможности по улучшению качества медицинского обслуживания граждан. Это связано с платежами органов власти за неработающее население. По данным Счетной палаты в 2017 году на ОМС неработающего населения приходилось чуть больше 600 млрд.р., что составляет около 7% всех расходов РФ. По сравнению с 2016 годом это показатель вырос в 2,2 раза [2].

Необходимо найти новый источник средств для финансирования медпомощи неработающему населению. К примеру – ведение накопительных счетов. Если медицинские полисы будут обеспечены денежными ресурсами с накопительных индивидуальных счетов, люди будут заинтересованы отчислять денежные средства на свое здоровье, смогут лично распоряжаться и самостоятельно контролировать свои финансовые средства. Или как один из вариантов – это семейные полисы ОМС. Лица, которые находятся на иждивении, застрахованы по полису работающего члена семьи. Неработающая часть населения застрахована за счет средств федерального бюджета, а пенсионеры за счет средств пенсионного фонда.

Обеспечить расходную часть бюджета источниками ее финансирования – это цель и условие эффективного функционирования системы бюджетов ОМС.

На рисунке 1 показана динамика субвенции на финансовое обеспечение ОМС [2].

Рисунок 1 – Динамика субвенций на финансовое обеспечение ОМС

Главным источником для формирования субвенций являются страховые взносы на ОМС работающего и неработающего населения. В 2016 году страховые взносы на ОМС работающего и неработающего населения составили 1 006 422 425,7 тыс.р. и 617 754 248,2 тыс.р. соответственно [2].

На рисунке 2 представлена динамика численности застрахованного населения в НСО [2].

Рисунок 2 – Численность застрахованного населения в НСО, чел

Согласно федеральному закону №354-ФЗ тариф страхового взноса на ОМС неработающего населения составляет 18 864,6 р. Для НСО установлено значение коэффициента дифференциации в размере 0,4000. В 2017 году размер субвенции бюджету ТФОМС Новосибирской области для обеспечения финансированием деятельности ОМС было направлено 27 816,1 млн.р., с темпом прироста к 2013 году 49,01%, в т.ч. объем страховых взносов на неработающее население в 2017 году вырос на 5 127,6 млн.р. по сравнению с 2013 годом, что частично связано с увеличением численности неработающего населения на 77 348 человек за анализируемый период [16].

Актуальным на сегодняшний день является вопрос о совершенствовании финансирования здравоохранения. Повышение эффективности финансирования можно достичь путем развития экономических механизмов, внедрение которых будет обеспечивать принципы обязательного медицинского страхования. Эти мероприятия направлены на дальнейшее улучшение в части планирования объемов помощи, оказываемых медицинскими учреждениями и пациентопотоков, уменьшение безосновательных потребностей в медицинской помощи, оказываемой в стационаре, введение совершенно новых систем для оплаты медпомощи. Чтобы произвести сокращение в субсидировании объемов неэффективных затрат и ресурсов можно предложить следующую реализацию мер:

—        компьютеризация системы учета лекарственных средств и расходных материалов – количественный расход каждого материального ресурса на пациента с последующей выдачей персонифицированной накладной, в которой расписывается полный спектр услуг, оказанных участнику системы медицинского страхования, что сведет хищение средств к минимуму и прозрачности использования денежных средств;

—    развитие системы оценки сравнительной экономико-клинической эффективности технологий в здравоохранении (в т.ч. высокотехнологичной помощи), открытие центров для оценивания экономико- социальных последствий применения медтехнологий, установление оценочных критериев для сравнения медикаментов, закупающихся за счет средств соответствующего бюджета. Обновление системы оценки за продуктивностью применяемых технологий приведет к повышению уровня профессиональных знаний специалистов в вопросе использования средств и оказания высокотехнологичной помощи;

—   обновление системы ДМС как дополнительной формы к бесплатному медицинскому страхованию для населения. Софинансирование через ДМС выгоднее, чем прямая оплата. Это способствует расширять источники для финансирования сферы здравоохранения и открыть новые каналы для стабильного поступления дополнительных финансовых ресурсов;

—     усиленный контроль за развитием медицинских услуг, предоставляемых на платной основе. Дорогостоящее обследование в платных учреждениях становятся малодоступными или вовсе недоступными для части населения;

—   изменение порядка взимания страховых взносов, который бы учитывал размер заработной платы и иные доходы (в т.ч. дивиденды, доходы по ценным бумагам или иная деятельность, приносящая доход) для граждан отдельной категории;

—   цель на сокращение затрат, которые не связаны с оказанием медпомощи, такие как инвентаризация всех имеющихся участков земли, снижение налогооблагаемой базы и услуг на коммунальное хозяйство, приобретение хозинвентаря для декора медучреждения;

—      направлять средства в государственные медучреждения за услуги, предоставленные ими населению, а не за количество людей, находящихся на участке поликлиники. Это сводится к затруднению получения необходимого направления в специализированные бесплатные клиники, что позволяет направлять средства ОМС на содержание поликлиники, и как результат – перегруженные учреждения;

—    введение личных счетов для граждан с ресурсами, пополняемые из средств ОМС для удобства выбора клиники по времени приема и расположения, чем меньше посредников, которые могут воспользоваться денежным средствами, тем меньше вероятности коррупции [4];

—       введение сбора для финансирования расходов на государственном уровне в области здравоохранения для граждан трудоспособных, но официально неработающих. Примерно 40% неработающих граждан составляют лица трудоспособного возраста, часть из которых имеют свое хозяйство и поэтому не состоят на учете в центрах занятости. Если такая часть населения будет уплачивать сбор в размере 500 рублей, в целях предупреждения социального иждивенчества, то это может в значительной мере снизить нагрузку на бюджеты регионов, что позволит профинансировать нуждающиеся области здравоохранения за счет свободных денежных средств [3].

Финансирование здравоохранения в РФ нуждается в поиске путей стимулирования инвестирования в медицинское страхование со стороны государства; объединения усилий всех отраслей, которые совместно взаимодействуют в управлении здравоохранением; разработке предложений создания благоприятного климата для инвестирования и вовлечения частного капитала в отрасль. СМО следует расширять свои филиальные сети. Чтобы обхватить не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. В сельских клиниках и медучреждениях в отдаленных районах перейдут на оплату помощи по душевому нормативу. В 2018 году этот показатель превысит 1 тысячу рублей, что на 21% больше, чем в 2017 году [7].

Для решения проблем можно предложить направления совершенствования [5]:

—   повышение роли государственного финансирования здравоохранения через систему ОМС;

—   введение механизмов планирования оплаты медицинской помощи, которое будет стимулировать рост эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения;

—      разработка стабильной финансовой основы для предоставления населению бесплатной и квалифицированной медицинской помощи в рамках ОМС.

В настоящее время, становится насущной потребность во введении системы разделения финансовых рисков между ТФОМС и страховыми организациями, которая призвана мотивировать страховщиков к эффективному управлению затратами на оказание медицинской помощи застрахованным лицам.

На основании изложенного материала следует сделать вывод, что совершенствование финансирования медицинского страхования заключается в увеличении роли государственного финансирования в совокупности с привлеченными частными источниками при условии, что объемы финансирования зависят и от качества услуг, предлагаемых медицинскими учреждениями.

 

Заключение

 

Теоретическое исследование финансовой системы обязательного медицинского страхования позволяет сделать следующие выводы :

  1. Основные аспекты ОМС в Российской Федерации, такие как: его сущность и основные элементы- ОМС в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник — это ассигнования из государственного бюджета. Вторым источником являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников. ОМС осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования;
  2. Особенности ОМС в нашей стране: рассматривая итоги развития системы обязательного медицинского страхования за последние 2015 и 2016 , необходимо отметить выраженную положительную динамику по всем основным направлениям ее деятельности. Особенно возрос финансовый потенциал фондов ОМС. При этом нужно вспомнить, что система ОМС вошла в 2012 — 2013 годах с большим грузом проблем, связанных с деятельностью ряда должностных лиц Федерального фонда ОМС и огромным дефицитом средств, необходимых на реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения.
  3. В бюджетах ФФОМС на 2014 — 2015 года установлен общий объем средств Фонда, направляемых в 2014 — 2015 годах в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 446290 млн. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 151235 млн. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 138235 млн. рублей

В 2016 году по динамике роста сбора финансовых средств система ОМС вышла на первое место среди всех видов социального страхования в стране. Уровень поступлений единого социального налога в территориальные фонды ОМС вырос на 25,9% и составил сумму в размере 125,1 млрд. рублей (в 2010 году — 99,3 млрд. рублей). Федеральный фонд ОМС наращивает объемы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС. В 2015 году на эти цели с учетом дополнительных доходов ФОМС будет направлено более 80 млрд. рублей, из них 7,5 млрд. рублей — за счет экономии средств, не использованных при завершении расчетов по программе ДЛО 2014 г., достигнутой в результате укрепления финансовой дисциплины в системе льготного лекарственного обеспечения. Средства нормированного страхового запаса ФОМС составили около 30 млрд. рублей. 10 % из них будут направлены субъектам РФ в качестве поддержки на развитие здравоохранения.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
  2. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 29.12.2006)»О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, N 27, ст.920.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 (ред. от 30.04.2008)»О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» // Собрание законодательства РФ, 21.05.2007, N 21, ст.2509.
  4. Ананьева Е.А. Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2017, N 8.
  5. С. Бихари-Аксельссон // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения: обзор российской и зарубежной печати. — 2017. — N 2. — с. 11-18.
  6. Бурикова И.С. Человеческий капитал как интегральный показатель состояния государства // Материалы IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», 1-3 апреля 2008. — Гос. ун-т — Высшая школа экономики: http://d1.hse.ru/org/hse/conf-april_ru/prog2014
  7. Возможные пути развития законодательства в сфере медицинского страхования // Юридическая и правовая работа в страховании, 2015, N 4.
  8. Гришин, В. В. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира : Аналитический обзор по данным зарубежной печати / В. В. Гришин, А. А. Киселев, В. Л. Кардашев и соавт. М., 2015. — с. 62.
  9. Джабазян Е. «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 9.
  10. Евгений Ясин, Лев Якобсон, Сергей Шишкин, Владимир Шевский, Игорь Шейман, Ярослав Кузьминов, Анатолий Вишневский. // Отечественные записки», № 2 (29), 2016 г.
  11. Катанова Е.Г.Основные этапы развития системы финансирования здравоохранения в России // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 2. — С. 5-8.
  12. Кучеренко В.З., Данишевский К.Д. Наиболее известные системы здравоохранения развитых стран.// Экономика здравоохранения, 2015, № 7/46, с. 5-12.
  13. Мохов А.А., Мелихов А.В. Деятельность по оказанию медицинских услуг // Медицинское право, 2016, N 2.
  14. А.С. Немченко, А.Л. Панфилова, журнал «Провизор», №12, с. 201.
  15. Самошкин А.А. Взаимное страхование — условие доступности медицинских услуг высокого качества. // По материалам сайта: http://www.zdravo2020.ru
  16. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, 2015, N 1.
  17. Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения // Финансы, 2015, N 10.
  18. Шаданова Е.А. Инновации в системе финансирования сферы здравоохранения // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 11 — с. 172-181
  19. Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. — М.: ВЛАДОС, 2016.
  20. Официальный сайт World Health Organization / Data and statistics, 2011. // http://www.who.int/
  21. Официальный сайт Минздравсоцразвития, 2018.// http://www.minzdravsoc.ru/health/insurance
  22. Официальный сайт Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, 2018. // http://www.ffoms.ru.
  23. Россия и страны мира: Статистический сборник. // Госкомстат России. — М., 2016.
  24. Abel-Smith B. et al. Choices in Health Policy: an Agenda for the European Union. — Luxembourg-Aldershot: Office for Official Publications of the European Communities and Dartmouth Publishing Company, 2015.
  25. Esping-Andersen, G. (1996) `Welfare States without Work: the Impasse of Labour Shedding and Familialism in Continental European Social Policy’, in G . Esping-Andersen (ed.) Welfare States in Transition, pp. 66-87. London: Sage // Journal of European Social Policy, 2012.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф