Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ЦЕЛИ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 теоретические аспекты формирования и функционирования суверенных фондов
1.1 Экономическое содержание, роль, функции и типы суверенных фондов
1.2 Организационно-правовые основы функционирования суверенных фондов
1.3 Зарубежный опыт формирования и использования средств суверенных фондов
Глава 2. анализ российского опыта управления суверенными фондами
2.1 Источники формирования средств Фонда национального благосостояния РФ
2.2 Основные направления использования средств Фонда национального благосостояния РФ
2.3 Оценка эффективности использования средств Фонда национального благосостояния РФ
Глава 3. совершенствование механизма управления средствами фонда национального благосостояния РФ
3.1 Основные проблемы в области управления средствами Фонда национального благосостояния РФ
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию механизма управления средствами Фонда национального благосостояния РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях усиливающейся в последние десятилетия макроэкономической нестабильности, а также колебания цен на сырьевые товары вынудило большинство стран с развивающейся экономикой и формирующимися рынками (в том числе и РФ) создавать национальные (государственные, суверенные) фонда для обеспечения так называемой «подушки безопасности» в случае экономического кризиса, падения цен на нефть, энергоносители, иные сырьевые товары. Также создание суверенных фондов позволит государствам сократить зависимость государственной экономики от мировых цен на сырье, чем обеспечить стабильное экономическое развитие страны.

Фонды национального благосостояния создаются государствами для сохранения финансовой стабильности в период кризиса (как например, кризис в связи с пандемией коронавируса) и как инструмент глобального инвестирования. Формирование большинства таких фондов напрямую связано с доходами от экспорта углеводородов. Стоит отметить, что в период мирового финансового кризиса многие государства вынуждены пересматривать стратегию управления суверенными фондами (далее – СФ).

Изучению особенностей функционирования суверенных фондов были посвящены как фундаментальные исследования Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и др., а также научные труды таких зарубежных и отечественных исследователей, как: М. Г. Бароновская, Е. А. Васин, А. В. Навой, Л. И. Шалунова, А. В. Левченко, И. А. Леонов, А. К. Моисеев, Г. С. Панова, К. А. Савинская, К. Балдинг, A. Q. Curzio, V. Miceli, Edwin M. Truman, J. Andrelini, David G. Fernandez, B. Eschweiler, Zhao Feng, и др.

Однако несмотря на то, что на сегодняшний день существует немало исследований, посвященных функционированию суверенных фондов государств в целом, и ФНБ РФ, в частности, до сих пор отсутствует единая точка зрения относительно оценки их деятельности.

Целью данной курсовой работы является анализ основных проблем и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма управления средствами ФНБ РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть экономическое содержание, роль, функции и типы СФ;

– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность СФ;

– рассмотреть иностранный опыт создания, деятельности и регулирования СФ;

– проанализировать, откуда берутся средств для ФНБ РФ;

– выявить, куда направляются, и как используются средства ФНБ РФ;

– оценить степень эффективности при использовании средств ФНБ РФ;

– определить существующие проблемы при управлении средствами ФНБ РФ;

– сформулировать рекомендации для совершенствования механизмов управления средствами ФНБ РФ.

Объектом данной курсовой работы является ФНБ РФ.

Предметом данной курсовой работы является процесс формирования и использования средств ФНБ РФ.

При написании данной курсовой работы автором были применены следующие методы:

– анализ научной литературы, посвященной теме исследования;

– анализ отчетов Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI), Министерства финансов РФ, и др.;

– такие общенаучные методы, как: сравнение, синтез, дедукция, и др.

Основной базой исследования послужили:

– научные труды отечественных и зарубежных исследователей;

– материалы статистики, отчеты Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI), Министерства финансов РФ, и др.;

– нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ФНБ РФ;

– доступные источники из сети Интернет.

Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что автором структурированы различные точки зрения относительно формирования и деятельности суверенных фондов, проанализированы тенденции и проблемы их развития.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что автором даны практические предложения и рекомендации по совершенствованию механизма управления средствами Фонда национального благосостояния РФ.

Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключения, списка литературы и заключения.

Период исследования – с начала образования Фонда национального благосостояния (2008г.), по текущее время.

Глава 1 теоретические аспекты формирования и функционирования суверенных фондов

1.1 Экономическое содержание, роль, функции и типы суверенных фондов

 

На данный момент в экономической науке относительно фондов национального благосостояния используется такой термин, как «Sovereign Wealth Fund» (SWF), который переводится с английского как «суверенный фонд благосостояния». В данном контексте под термином «суверенный» понимается «государственный».

Однако стоит отметить, что до сих пор в научных исследованиях ученые не пришли к единому мнению как относительно трактовки самого термина «суверенный фонд благосостояния», так и к единому понимания назначения, видов, целей создания и задач, классификации таких фондов.

Исследователем М.Г. Бароновской применяется следующее определение суверенных фондов: – это «обособленная совокупность денежных средств, которая используется отдельными государствами с целью поддержки основных конституционных прав граждан, для реализации наукоемких, социально значимых, а также экономически эффективных инвестиционных проектов и финансирования бюджетного дефицита»[1]

По мнению Кристофера Балдинга, суверенным фондом является «капитал, полученный в процессе чистого накопления богатства, который контролируется и управляется на государственном уровне, инвестируемый в различные активы, с целью получения прибыли, превышающей безрисковой нормы доходности». По мнению исследователя, таким образом «суверенный фонд принимает на себя такие риски, на которые не идут государственные органы в своей обычной деятельности»[2].

Е.А. Васин предлагает следующее определение суверенных фондов: «… это обособленный фонд, который финансово, юридически, и организационно создан центральным, либо региональным органом власти… «…средства СФ могут быть сформированы из: сверхплановых доходов бюджета от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, профицита бюджета, части золотовалютных резервов и (или) прочих поступлений, который управляется на государственном уровне и используется в целях обеспечения стабильности и развития экономики страны»[3]

К основным особенностям СФ, которые обособляют их от других государственных активов относятся[4]:

– сформирован на государственном уровне, и является собственностью государства;

– отделен, и имеет суверенитет от бюджета публично-правового образования;

– функционирование СФ регулируется определенными нормативно-правовыми актами (НПА);

– функционирование СФ происходит на инвестиционной основе, согласно разработанным инвестиционным стратегиям.

Также, в зависимости от их формирования, СФ классифицируют по 2-м типам[5]:

– сырьевые, которые сформированы благодаря избытку прибыли от экспорта природных ресурсов (сырья, в основном – нефти, газа);

– несырьевые, которые сформированы благодаря пополнению капитала за счет положительных сальдо госбюджета, первоначально выраженных как крупные валютные резервы.

В трудах Е.А. Васина выделены следующие цели создания СФ[6]:

– стабилизационная – для поддержки государственной экономики во время кризиса;

– доходного инвестирования, когда предполагается, что при создании СФ можно получить более высокую доходность, чем от международных резервов, так как в первом случае можно использовать больше различных финансовых инструментов;

– развития, когда предполагается, что средства СФ будут использованы для поддержки внутренних отраслей экономики за счет доходов от экспорта сырья.

Однако А.В. Навой и Л.И. Шалунова считают, что можно выделить еще две цели создания СФ[7]:

– компенсационная, когда при помощи средств СФ можно компенсировать нестабильность бюджетных доходов от экопорта, которая может быть связана с тем, что в последнее время наблюдается нестабильность в мировой экономике;

– перераспределительная, которая подразумевает под собой перераспределение поступающих в текущий момент средств от экспорта сырья на нужды будущих поколений.

Однако здесь также стоит отметить, что в основу стратегии развития СФ должны быть поставлены такие цели и задачи, которые будут соответствовать макроэкономическим целям развития государства.

В свою очередь, А.В. Левченко выделяет следующие виды СФ, в зависимости от выполняемых ими функций и характера деятельности[8] (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Виды СФ в зависимости от выполняемых ими функций и характера деятельности (по А. В. Левченко)

  Вид Цели Особенности
1 Стабилизационные фонды Защиты бюджета в период кризиса;

Обеспечение баланса расходов бюджета.

Средства инвестируются в краткосрочные государственные облигации
2 Пенсионные резервные фонды Финансирование государственных пенсионных обязательств Средства размещаются на большие сроки в акции и корпоративные облигации
3 Сберегательные фонды Для распределения благосостояния между поколениями. Инвестиции обладают повышенным уровнем риска.
4 Фонды развития Инвестирование в развитие приоритетных отраслей экономики. Средства инвестируются внутри государства в социально-экономические проекты

 

Однако в основном СФ имеют смешанное назначение, и нацелены на решение различных задач.

Кроме того, СФ могут быть классифицированы и по другим признакам (см. Приложение 1)[9].

Основным объектами, куда инвестируются средства СФ, являются: облигации, некоторые виды акций, валюта, золото, недвижимость, и др.

 

1.2 Организационно-правовые основы функционирования суверенных фондов

 

В основе функционирования ФНБ РФ лежат положения Бюджетного кодекса РФ, а также иные нормативно-правовые акты, такие как Федеральные законы (ФЗ), Постановления Правительства РФ, Приказы Минфина, и др.

Полностью список нормативно-правовых актов (НПА), которыми регламентируется деятельность ФНБ РФ представлена на сайте Минфина в подразделе «Фонд национального благосостояния», «Управление».

В целом, управление средствами ФНБ РФ возложено на Минфин РФ, иногда его может осуществлять ЦБ РФ, или привлеченные для осуществления отдельных полномочий в порядке, установленном Правительством РФ, организации[10].

Закреплено на законодательном уровне приобретение на средства ФНБ валюты (долларов США, Евро, Фунтов-стерлингов) с дальнейшим размещением на счетах ФНБ в ЦБ РФ (под проценты в установленных в договоре о размещении рамках).

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ФНБ РФ являются следующие[11]:

– Бюджетный кодекс РФ, гл. 13.2, ст. 96.11, п. 1, п. 2, п. 4.

– ФЗ 13 октября 2008 г. №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ».

– Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 8 «О порядке управления средствами ФНБ» (в ред. постановления Правительства РФ от 15 октября 2008 г. №766, от 22 июля 2009 г. №597).

– Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 26 (в ред. от 8 декабря 2010г. №563)[12].

– Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 г. и период 2021 и 2022 гг.;

– ФЗ от 15.10.2020 № 327ФЗ «О внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ бюджетов бюджетной системы РФ в 2021г».

В БК РФ говорится, что целями инвестирования средств ФНБ РФ является то, чтобы они были в сохранности, и с них получать прибыль для увеличения средств фонда. Однако если ликвидная часть будет выше 7% ВВП, то Правительство РФ может вложить средства в иные активы.

В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, рассматриваются пять сценариев размещения средств ФНБ, превышающих 7 % ВВП. При этом наилучшим признается расширение круга валютных инструментов.

Однако стоит отметить, что в НПА и методических рекомендациях на 2020–2022 гг. нет как таковых прописанных принципов управления средствами ФНБ, если они выше 7 % от прогнозируемого объема ВВП.

 

1.3 Зарубежный опыт формирования и использования средств суверенных фондов

 

Подобие суверенного фонда впервые было создано в 1953 г. в Кувейте – когда с целью регулирования управления ресурсами, которые поступали в бюджет страны от экспорта нефтяных запасов, начал функционировать предшественник действующего по настоящий момент Кувейтского инвестиционного фонда.

Основной причиной для создания таких фондов стало то, что природные ресурсы являются исчерпаемыми, поэтому необходимо откладывать полученные от их реализации средства в виде фондовых накоплений, а не расходовать их. Также была очевидна необходимость регулирования таких средств на государственном уровне, с целью их сбережения, приумножения, а также сохранения и передачи последующим поколениям.

В то же время формирование, особенности и закономерности функционирования и регулирования СФ вызывало интерес многих ученых, финансистов, а также государственных деятелей, поэтому в 2007 г. был создан Институт исследования суверенных фондов (Sovereign Wealth Funds Institute, SWFI), для дальнейшего изучения и анализа деятельности СФ в мире[13].

По оценке Института, сейчас действует 81 СФ в 51 стране (31 — «нефтяные»). Наиболее крупными на сегодняшний день СФ являются созданные в Абу-Даби, Саудовской Аравии, Кувейте, Китае, Норвегии, Сингапуре, а такжеи Катаре фонды.

Позднее (в 2009г.) также был учрежден Международный форум СФ благосостояния (International Forum of Sovereign Wealth Funds (IFSWF), который стала местом проведения важнейших дискуссий на мировом уровне по проблемам функционирования, развития и регулирования СФ в мире, для обмена опытом топ-менеджеров СФ.

Наибольшую долю среди всех суверенных фондов мира занимают ресурсные фонды (61% всех мировых активов СФ). Среди не ресурсных СФ особо выделяются китайские, управляющие 22% мировых активов СФ, и которые имеют 72% всех активов не ресурсных фондов.

Активы СФ благосостояния занимают около 75% мировых активов –более $5,8 трлн, причем по объему активов значительно лидирует СФ Норвегии[14]. Активы самых крупных СФ благосостояния на начало 2020г., $ трлн. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Активы крупнейших СФ благосостояния, 2020г. года, $ трлн[15]

Суверенный фонд Сумма активов
ГПФ, Норвегия 1 099
Китайская ИК 941
Управление инвестиций в Абу-Даби 697
Орган по инвестициям в Кувейт 592
Денежный орган Гонконга 509
GIC Private Ltd, Сингапур 440
НЦФ соцзащиты Китая 438
AFE ICompany, Китай 418
TH, Сингапур 375
Катарский инвестиционный орган 328
Всего 5837

 

Значительным прорывом в развития СФ стало принятие ими принципов Сантьяго в 2008 г., и создание Международного форума суверенных фондов богатства. Также стоит отметить, что в декабре 2017г., при участии шести крупнейших СФ, имеющих в активе около $3 трлн., была создана рабочая группа под названием «Единый фонд благосостояния планеты».

Где впервые было высказано то, что из-за пандемии новой коронавирусной инфекции может окончиться «золотая эра» государственных резервных фондов, так как мировые правительства теперь вынуждены тратить накопленные средства для того, чтобы компенсировать возникшие «дыры в бюджете» и поддержать экономику. Также по мнению исследователей, даже после завершения ограничений, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции, политика суверенных фондов существенно изменится.

Также последствия пандемии существенно повлияли на рынок природных ресурсов, в особенности – нефти, так как они вызвали снижение цены на нефть и падение доходов от продажи углеводородов. По оценке исследователей, СФ могут потерять в 2021 г. году из-за пандемии порядка $800 млрд[16].

Также стоит здесь отметить недавнее происшествие в Суэцком канале с блокировкой судоходства контейнеровозом Ever Given. По словам руководителя блока инвестиционных продуктов биржевой компании, финансового эксперта Антона Шабанова, «Россия через Суэцкий канал очень много поставляет нефти, сжиженного природного газа, зерна и так далее. То есть это только нефть, без зерна и без газа, и при этом это только у одной России. А учитывая, что там весь мир, можно говорить о том, что сутки простоя Суэцкого канала всему миру стоят сотни миллионов долларов».

Суверенные фонды различных стран мира, с одной стороны, имеют общие черты, а с другой, и значительные отличия (рис. 1).

Отличительной особенностью формирования средств СФ Китая и Сингапура заключаются в том, что они накопились благодаря многолетним положительным сальдо госбюджета и счета текущих операций, (они созданы за счет несырьевых источников). Активы крупнейшего не сырьевого СФ – Китайской инвестиционной корпорации, которая была создана 2007 г., в настоящее время составляют $1045,75 млрд.

Рисунок 1 – Особенности формирования суверенных фондов в ряде стран мира[17]

 

На сегодняшний день, по заявлению Reuters, крупнейшим в мире суверенным фондом является ФНБ Норвегии, чей объем составляет около $1 трлн, и который получил по итогам 2020 г. $122,7 млрд прибыли.

Здесь стоит отметить, что на 1 декабря 2020г. Российский ФНБ занимает 14-е место среди мировых суверенных фондов, и его активы составляют $177 млрд[18].

Структура суверенных фондов ряда стран мира представлена в Приложении 2.

Выводы по 1-й главе:

СФ создаются по инициативе органов власти, государства, а также им и финансируются, причем сами финансовые ресурсы СФ могут быть встроены в бюджетную систему государства.

Владеют и управляют СФ органы центральной власти страны. Распоряжаться средствами СФ возможно только в случаях, регламентированных законодательством. Также регламентированы НПА и объекты инвестирования средств СФ.

Основными целями формирования, развития и регулирования СФ является сбережение, приумножение и передача последующим поколениям средств СФ, либо их передача средств с целью компенсации бюджетных потерь из-за экономического кризиса, для поддержки существенно важных отраслей экономики, решения критически важных для государства проблем.

На сегодняшний день крупнейшим в мире суверенным фондом является ФНБ Норвегии, чей объем составляет около $1 трлн, и который получил по итогам 2020г. $122,7 млрд прибыли.

На 1 декабря 2020г. Российский ФНБ занимает 14-е место среди мировых суверенных фондов, и его активы составляют $177 млрд.

 

Глава 2. анализ российского опыта управления суверенными фондами

2.1 Источники формирования средств Фонда национального благосостояния РФ

 

Фонд национального благосостояния РФ начал свое существование в 2008 г., в результате ликвидации Стабилизационного фонда, вместо которого создали Резервный фонд и ФНБ. Средства ФНБ РФ формируются из прибыли от экспорта нефти и газа, из налогов, акцизов на нефть и др.

При сущствовании Резервного фонда средства ФНБ формировались следующим образом: часть доходов, которые были указаны выше, каждый год направлялась на финансирование расходов федерального бюджета в виде трансферта, величина которого была утверждена ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также плановый период. Абсолютный размер равнялся 3,7% прогнозируемого объема ВВП.

После этого часть доходов от реализации углеводородов формировали Резервный фонд, сумма отчислений в который тоже определялась в абсолютной величине (10% от прогнозного объема ВВП на год).

После распределения нефтегазовых доходов в качестве трансферта федеральному бюджету и Резервному фонду их оставшаяся часть направлялась в Фонд национального благосостояния РФ.

После того, как средства Резервного фонда были израсходованы в 2015 – 2017 гг., а Резервный фонд ликвидирован, ФНБ РФ стал формироваться за счет указанных выше налогов и таможенных пошлин на углеводороды при цене на нефть выше базовой. Так, с 2017 г. базовая цена на нефть составляет 40 долларов США за баррель, при этом она должна ежегодно индексироваться на 2%, т.е. достигнуть к 2023 г. 45 долларов США за баррель. При цене на нефть выше базовой дополнительный доходы от налогов и таможенных пошлин на углеводороды зачисляются в ФНБ. Так, например, после ликвидации Резервного фонда в начале 2018 г. в бюджет ФНБ в июле 2019 г. было зачислено 4 122 млрд. руб. дополнительных нефтегазовых доходов за 2018 г., в марте 2020 г. было зачислено 3 349 млрд. руб. таких доходов за 2019 г.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния могут быть доходы от управления собственно средствами ФНБ, т.е. доходы от их использования (размещения). Средства размещаются таким образом, чтобы получить положительный эффект от их вложения в долгосрочной перспективе. При этом может быть допущен кратковременный отрицательный финансовый результат при размещении средств ФНБ[19].

Управление средствами ФНБ осуществляет Минфин РФ по правилам, которые установлены Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению ФНБ также может осуществлять ЦБ РФ.

Управление средствами ФНБ может осуществляться в двух направлениях:

1) Покупки иностранной валюты на средства ФНБ (доллары США, евро, фунты стерлингов) и ее размещения на счетах, открытых в Банке России, с выплатой процентов по остатку на счетах;

2) Покупки долговых ценных бумаг (облигаций), номинированных в рублях или иностранной валюте.

Инвестирование в финансовые активы осуществляется по правилам, установленным Правительством РФ, которые регламентируют разрешенные финансовые активы для размещения средств ФНБ и их предельные доли. Минфин РФ вправе также утверждать нормативные доли отдельных финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ в пределах нормативов, утвержденных Правительством РФ.

Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности.

Согласно информации Минфина РФ в 2020 г. объем доходов, поступивших в ФНБ РФ от размещения средств составил 345, 3 млрд. рублей (в том числе проценты по валютным счетам в Банке России – 81,2 млрд. руб., доходы от вложений в иные финансовые активы – 264 млрд. рублей, в том числе дивиденды по обыкновенным акциям ПАО Сбербанк в сумме 211, 2 млрд. руб.). Здесь стоит упомянуть о сделке Правительства с ЦБРФ о покупке акций Сбербанка за счет средств ФНБ (оттуда и дивиденды)

За последнее десятилетие объем ФНБ РФ вырос с 88, 44 млрд. долл. США по состоянию на 1.01.2011 г. до 182,06 млрд. руб. по состоянию на 1.01.2021 г. Темп роста, таким образом, составил 205,86% (рис. 2).

При этом в период с 1.05.2019 г. по 01.01.2021 г. размер ФНБ увеличился на 123,1 млрд. долларов США), темп роста составил 308, 78%. Такой рост произошел из-за того, что после ликвидации Резервного фонда, ФНБ стал формироваться по новым правилам, согласно которым и в июле 2019 г. и марте 2020 г. в ФНБ РФ было зачислено 7 471 млрд. руб.

 

Рисунок 2 – Динамика ФНБ РФ, млрд. долл. США Источник: составлено автором по данным Минфина РФ[20]

 

 

В средствах ФНБ преобладают денежные средства на счетах Центрального Банка России в разных валютах (см. рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Структура средств ФНБ по состоянию на 01.01.2021 г., %[21]

 

Такое размещение средств связано с тем, что этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда, в то время как финансовые активы являются менее ликвидными инструментами, ими нельзя так быстро распорядиться.

В феврале 2021 года Минфин РФ впервые расширило список иностранных валют, которые составляют ФНБ РФ: туда были добавлены китайские юани и японские иены. Объем долларов США и евро был снижен, объем фунтов стерлингов не изменился.

 

 

 

2.2 Основные направления использования средств Фонда национального благосостояния РФ

 

Изначально ФНБ планировался как фонд будущих поколений и его основным предназначением было софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, а также покрытие дефицита Пенсионного фонда. После ликвидации Резервного фонда, ФНБ, в том числе, разрешено было тратить на покрытие дефицита федерального бюджета.

Кроме того, средства ФНБ могут быть вложены в реализацию крупных самоокупаемых инвестиционных проектов (например, модернизация БАМ и Транссиба для РЖД или строительство ЦКАД в Московской области). Технически ФНБ в данном случае покупает акции или облигации компаний, реализующих проект.

С одной стороны, такие проекты развивают экономику, с другой, ФНБ может получить от этих проектов инвестиционный доход.

Средства ФНБ могут быть размещены и на депозитах ВЭБ, который, в свою очередь, может использовать эти средства на выдачу субординированных кредитов (долгосрочные кредиты на выгодных условиям) коммерческим банкам для кредитования ими субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что вложение средств в крупные инвестиционные проекты и размещение средств на депозитах ВЭБ не является изъятием средств из ФНБ, а рассматривается именно как размещение средств ФНБ.

При этом размещать средства в крупные инвестиционные проекты и финансовые активы можно, только если средства ФНБ составляют более 7% ВВП. До достижения этого показателя средства ФНБ могут инвестироваться только в уже начатые инвестпроекты, также их можно размещать в паи паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляется в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».

Рисунок 4 демонстрирует динамику роста ФНБ РФ по отношению к ВВП.

 

Рисунок 4 – Динамика роста ФНБ РФ, % к ВВП. Источник: составлено автором на основании данных Минфина РФ

 

Как видно из рисунка 2.2 динамика роста ФНБ в % к ВВП фактически повторяет динамику роста его объема в абсолютном выражении в млрд. долл. США.

Начиная с 2018 г. основными статьями изъятия средств ФНБ являются финансирование дефицита федерального бюджета, финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда, софинансирование формирования пенсионных накоплений.

По данным Счетной палаты РФ, в 2018-2019 гг. на софинансирование пенсионных накоплений было потрачено 9,6 млрд руб. (в 2020 г. – 3,7 млрд. руб.), в 2018 г. также было потрачено 1 108,2 млрд. руб. средств ФНБ на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, в 2020 г. на финансирование дефицита федерального бюджета потрачено 289,8 млрд. руб. средств ФНБ.

Динамика изъятий средств из ФНБ в 2018, 2019 и 2020 гг. по приведена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Изъятие средств из ФНБ в 2018 – 2020 гг., млрд. руб. Источник: составлено автором по данным Минфина РФ

 

Следует отметить, что на покрытие дефицита федерального бюджета, кроме средств уже зачисленных в ФНБ, используются и доходы от размещения средств ФНБ. Пополнение ФНБ на суммы этих доходов приостановлено до 1 февраля 2024 г. Как было указано выше в п. 2.1 сумма таких доходов составила 345,3 млрд. рублей и они были полностью использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Таким образом, всего за счет средств ФНБ, включая доходы от их размещения, в 2020 г. был профинансирован бюджетный дефицит на общую сумму 635 млрд. руб.

Использование средств ФНБ на покрытие дефицита бюджета в 2020 г. произошло впервые с 2017 г[22].

 

2.3 Оценка эффективности использования средств Фонда национального благосостояния РФ

 

Общую оценку эффективности размещения средств ФНБ можно проиллюстрировать с помощью данных, которая приводит Счетная палата РФ в своем отчете по результатам экспертно-аналитического мероприятия от «16» сентября 2020 г. № ОМ-73/05-02 «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств ФНБ, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов, в 2018 – 2019 гг.» (см. табл. 3).

 

Таблица 3 – Доходность размещения средств Фонда национального благосостояния в финансовые активы в 2018 — 2019 годах Источник: Счетная палата РФ, Минфин РФ

Наименование финансового актива 2018 2019 2020
Счета в иностранной валюте в Банке России (в корзине разрешенных иностранных валют) 0,63 1,34 1,02
— счет в долл. США 1,76 3,16 2,29
— счет в евро -0,47 -0,43 -0,34
— счет в фунтах стерлингов 0,47 1,11 1,39
Депозиты в ВЭБ.РФ 4,23 4,23 4,04
Ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов      
— привилегированные акции 0,75 0,76 2,61
— облигации, номинированные в руб. 4,34 4,65 4,79
— облигации, номинированные в долл. США 4,13 4,14 3,71
Депозиты в кредитных организациях в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов 5,53 5,21 4,36
Привилегированные акции кредитных организаций 4,25 3,23 н/д
Обыкновенные акции ПАО «Сбербанк» н/д н/д 9,87

 

Учитывая то, что в 2018, 2019 и 2020 гг. инфляция в РФ составила 4,3%, 3,04% и 4,9% соответственно, вложения средств ФНБ в рублевые активы далеко не всегда перекрывают даже уровень инфляции в стране.

Доходность счетов в евро в Банке России в 2018 -2020 гг. вообще была отрицательной.

В то же время у норвежского суверенного фонда доходы формируются в размере 50% от нефтяных доходов и 50% от инвестиционной деятельности. В активах норвежского фонда по состоянию на декабрь 2020 г. числятся ценные бумаги 9000 компаний, а его доля составляет 1,5% от всего мирового фондового рынка.

Структура активов ФНБ РФ, норвежского суверенного фонда и азербайджанского фонда приведена в таблице 4.

 

Таблица 4 – Структура ФНБ РФ, норвежского и азербайджанского фондов Источник: Счетная палата РФ

Наименование фонда Структура активов суверенного фонда в 2017-2019 гг., в % к объему фонда
Акции Инструменты с постоянным доходом Недвижимость Золото
2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019
ФНБ 10,3 10,1 5,5 89,7 89,9 94,5
Норвежский фонд 66,6 66,0 70,8 30,8 31,0 26,5 2,6 3,0 2,7 0,0 0,0 0,0
Азербайджанский фонд 14,9 12,8 14,1 76,3 76,5 68,7 5,3 5,3 5,8 3,5 5,4 11,4

 

Как видно, из приведенных данных, структура активов ФНБ очень консервативна, требования к структуре активов не менялись с момента его создания в 2008 г. (по информации Счетной палаты РФ), поэтому, неудивительно, что ФНБ показывает такую низкую доходность от размещения своих средств.

В то же время норвежский фонд инвестирует большую часть своих средств в акции, как правило, известных высокотехнологичных компаний (Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet). Доля вложений в данные акции составляет до 52% всех активов фонда.

В таблице 5 приведены данные о сравнительной доходности норвежского и азербайджанского фондов.

Как видно, несмотря на то, что в 2018 г. норвежский фонд показал отрицательную доходность, поскольку котировки акций более волатильны и сильнее зависят от состояния мировой экономики и фондового рынка, доходность норвежского фонда за период 2017 – 2019 гг. была выше доходности азербайджанского, и выше доходности ФНБ.

 

Таблица 5 – Доходность норвежского и азербайджанского суверенных фондов в 2017 – 2019 гг.

Наименование фонда Совокупная Акции Инструменты с постоянным доходом Недвижимость
2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019
Норвежский фонд 13,66 -6,12 19,95 19,44 -9,49 26,02 3,31 0,56 7,56 7,52 7,53 6,84
Азербайджанский фонд 1,88 0,35 5,29 7,82 -6,57 2,67 0,82 0,89 2,21 4,72 9,9 0,41

 

С учетом того, что средства ФНБ не вкладываются в акции иностранных эмитентов, Счетной палатой РФ был проведен сравнительный анализ объемов и доходности инструментов с постоянным доходом, которые входят в состав активов ФНБ и норвежского фонда (см. табл. 6).

 

Таблица 6 – Сравнительный анализ доходности инструментов с постоянным доходом норвежского фонда и ФНБ РФ

Наименование фонда Доходность портфеля инструментов с постоянным доходом по валютной структуре, %
Долл. США Евро Фунты стерлингов
2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г.
ФНБ 1,76 3,16 -0,47 -0,43 0,47 1,11
Норвежский фонд -0,2 9,6 0,8 5,3 -0,3 7,6

 

Несмотря на то, что вложения ФНБ менее волатильны, при этом, их доходность в 2019 г. была ниже в 3 раза по инструментам, номинированным в долларах США, в 7 раз ниже по инструментам, номинированным в евро, в 6,5 раз ниже по инструментам, номинированным в фунтах стерлингах.

Что касается эффективности направления средств на финансирование инфраструктурных проектов, то ФНБ РФ разместил в банках ВТБ и Газпромбанк субординированных депозитов на общую сумму 138 млрд. руб. При этом только 71% от указанных средств было инвестировано в облигации организаций, реализующих инвестиционные проекты (ОАО «РЖД» и ГК «Росавтодор»), а все вложения были осуществлены в 2015-2017 гг. В 2018 – 2019 гг. средства, оставшиеся на депозитах не направлялись на финансирование самоокупаемых инвестпроектов.

Что касается второго способа финансирования инвестпроектов путем прямой покупки акций и облигаций компаний, осуществляющих такие проекты, согласно перечню таких проектов (Перечень № 2044-р, утв. Правительством РФ), то в настоящее время в данном перечне поименовано 12 проектов, 5 из которых составляют проекты РЖД. Таким образом, налицо приоритет интересов только одной компании.

На данные 12 проектов ФНБ мог потратить 972 млрд руб. В то же время, по состоянию на 1 января 2020 года фактически направлено инициаторам проектов всего 573, 8 млрд. рублей, или 59 % утвержденного (предельного) объема средств ФНБ.

Выводы по 2-й главе:

Из изложенных выше фактов в целом можно сделать вывод о невысокой эффективности управления ФНБ в целом. Это касается как доходности от размещения средств ФНБ, так и финансирования инвестпроектов, а также направлений изъятия средств из ФНБ, которые используются почти полностью на покрытие текущих обязательств (финансирование дефицита федерального бюджета и пенсионного фонда).

Низкая доходность при размещении средств ФНБ, кроме того, не позволяет финансировать текущие расходы только за счет дохода от размещения средств и делает необходимым производить трату непосредственно средств самого ФНБ. В результате ФНБ фактически не преследует своей изначальной социальной цели – обеспечение благосостояния будущих поколений.

 

Глава 3. совершенствование механизма управления средствами фонда национального благосостояния РФ

3.1 Основные проблемы в области управления средствами Фонда национального благосостояния РФ

 

На сегодняшний день политика управления средствами ФНБ предполагает то, что доходы ФНБ невысоки, так как в активах фонда находятся высоколиквидные активы с низким уровнем рисков, что обеспечивает сохранность средств фонда.

Однако в условиях мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, и общей нестабильной мировой экономической ситуации возможны дополнительные риски, исходящие от того, что ожидается естественное сокращение финансовых объемов ФНБ из-за использования его резервов для покрытия дефицита бюджета, а также оказания поддержки реальному сектору экономики. Соответственно, в таких условиях невозможно ожидать того, что ФНБ РФ удастся достичь уровня норвежского фонда.

Также необходимо учесть, что рецессии в мировой экономике происходят циклично, и после восстановления после одного кризиса, вполне ожидаемо, что если инвестирование средств планируется проводить в период, когда средства ФНБ достигают наиболее высокой капитализации, данные инвестиции становятся нецелесообразными по параметрам «максимальный риск – ожидаемая доходность».

Поэтому при инвестировании в рисковые активы необходимо учитывать цикличность мировой экономики, а не планировать объемы ФНБ основываясь на благоприятных тенденциях на финансовых рынках.

Кроме того, можно выделить следующие основные проблемы при управлении средствами ФНБ РФ.

Во-первых, для ФНБ не прописана четкая стратегия вложения вложений дополнительных доходов, когда уровень ФНБ превышает 7% от объема ВВП. Вполне очевидно, что после ликвидации резервного фонда в начале 2018 г., 7% ВВП – это тот уровень ФНБ, который может быть использован именно как резерв для покрытия дефицита федерального бюджета и пенсионного фонда в период кризиса. То, что выше, очевидно, должно инвестироваться в активы, которые могут приносить приемлемый уровень дохода и вместе с тем быть достаточно надежными.

А.Л. Кудрин, например, предлагает не финансировать инфраструктурные проекты, поскольку их доходность невысока, при этом риски большие. Для этих целей было бы целесообразно создать отдельный фонд.

Во-вторых, определенной проблемой является низкая доходность вложений средств ФНБ. Например, у норвежского фонда она гораздо выше. По данным Счетной палаты РФ, на 01.01.2020 г. 79% всех средств ФНБ находится на счетах Банка России в трех валютах – долларе США, евро и фунте стерлинге. Доходность по этим счетам крайне невысокая и соответствует доходности наиболее надежных облигаций развитых стран. Счета в евро с учетом в ЕС сейчас можно наблюдать и отрицательную ключевую ставку центральных банков вообще приносят отрицательную доходность на протяжении 3-х лет. Хотя в феврале 2021 года средства ФНБ были размещены, как отмечалось выше, также в китайский юань и японскую иену, а объем средств на счетах Банка России снизился с 79% до 65,3%, ФНБ не имеет права инвестировать средства в зарубежные акции, хотя здесь также существует надежные эмитенты способные к тому же предложить более высокую доходность, а также в недвижимость и золото.

В-третьих, можно отметить низкий уровень кредитования малого бизнеса через размещения средств ФНБ на депозитах в ВЭБ. Коммерческие банки, которым ВЭБ предоставляет субординированные кредиты предъявляют достаточно жесткие требования к потенциальным заемщикам, вследствие чего деньги ФНБ не доходят до малого бизнеса.

В-четвертых, отчетность ФНБ, размещенная на сайте Минфина РФ очень не прозрачна. Из нее невозможно понять какова доля того или иного финансового актива, какую он приносит доходность, на что тратятся средства, изъятые из ФНБ, сколько ФНБ профинансировало инфраструктурных проектов и каких.

Наконец, ФНБ в целом ушел от своей первоначальной цели создания, которой является обеспечение благосостояния людей. В настоящее время средства траться, как правило, на покрытие текущих обязательств государства путем финансирования дефицитов федерального бюджета и пенсионного фонда.

 

3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию механизма управления средствами Фонда национального благосостояния РФ

 

Возможные рекомендации с повышением эффективности управления средствами ФНБ вытекают из выявленных в п. 3.1 проблем, они могут включать в себя следующие мероприятия.

  1. Анализ текущей доходности средств ФНБ и определение оптимальной структуры портфеля финансовых активов ФНБ с целью повышения его доходности.
  2. Разработка принципов и правил управления средствами ФНБ в той части, в которой они превышают размер 7% ВВП.
  3. Выработать методические рекомендации по оценке инвестиций ФНБ, в том числе в акции, золото и недвижимость с позиции доходности, сохранения стоимости и периодической оценки активов на основе результатов опыта ведущих суверенных фондов мира.
  4. Сделать отчетность ФНБ более прозрачной и информативной, позволяющей широкому кругу заинтересованных лиц оценивать эффективность управления средствами фонда.
  5. Актуализировать перечень инфраструктурных проектов, рассмотреть вопрос о создании отдельного фонда для их финансирования.
  6. С учетом увеличения доходности инвестиционной деятельности ФНБ рассмотреть вопрос о финансировании дефицита бюджета только за счет доходов от инвестиционной деятельности ФНБ, не изымая средства из фонда. Использовать для финансирования дефицита бюджета долговые обязательства Правительства РФ (облигации федерального займа и др.).

Кроме того, для совершенствования управления средствами ФНБ необходимо учитывать цикличность мировой экономики, и возможность наступлений очередных кризисов, благодаря чему проводить контрциклическую политику инвестиций.

Для этого необходимо:

–увеличить объемы вложений в рисковые активы на 5% в год после наступления очередного кризиса;

– сокращать объемы вложений в рисковые активы на 5 – 10 % через 6 – 7 лет после очередного экономического кризиса

– плавно нарастить вложения средств ФНБ, а также новых поступлений в высокодивидентные акции зарубежных эмитентов;

– проводить инвестирование средств фонда в разные виды активов, исходя из стадии экономического цикла.

На рисунке 6 можно увидеть схему, представляющую 6-ти летнюю инвестиционную стратегию ФНЮ с учетом цикличности экономики, где каждая из 6-и стадий стратегии направлено на соответствующие цикличности сегменты (валютный, рынок облигаций, рынок акций, рынок сырья):

1-я стадия предусматривает сокращение экономики, методы монетарного стимулирования (на данной стадии рекомендована покупка облигаций, как средство защиты от влияния инфляции);

Рисунок 6 – Концептуальный подход к финансовой стратегии ФНБ на различных стадиях бизнес цикла

 

2-я стадия предусматривает период экономического спада, в условиях которого с помощью мер денежно-кредитного и финансового стимулирования ситуация начинает изменяться, акции и облигации начинают расти;

3-я стадия – выход из рецессии. В данный период целесообразно инвестировать в сырьевую экономику;

4-я стадия – уверенный рост экономики, нормализация государственной финансовой политики. В этот период процентные ставки поднимаются достаточно высоко, и приостанавливают рост на рынке облигаций;

5-я стадия – остановка и разворот фондового рынка;

6-я стадия – к снижению на фондовом рынке добавляется снижение на сырьевом рынке.

Исходя из вышесказанного, на первом этапе при управлении средствами ФНБ необходимо удерживать консервативный портфель, который состоит из иностранной валюты и облигаций.

Второй этап предполагает вложения в акции с дивидендной доходностью выше среднего.

Третий этап предполагает наращивание доли акций при сокращении объема средств, которые были инвестированы в облигации, и тем более объем иностранной валюты.

На 4-м этапе необходимо существенно сократить долю облигаций, при активизации инвестирования в сырьевую экономику страны, а также инфраструктурные проекты, также в этот период целесообразна покупка драгоценных металлов, и иных сырьевых активов.

5-й этап предполагает значительное сокращение доли акций и сырьевых активов, при том, что доля зарубежной валюты, краткосрочных облигаций в валюте, должны увеличиваться.

На шестой фазе предполагается то, что в этот период начнется очередной финансовый кризис, поэтому необходимо держать активы в валюте, а также использовать накопления для поддержки государственной экономики.

Выводы по 3-й главе:

Недостатками управления средствами ФНБ являются: не прописанная четкая стратегия вложения вложений дополнительных доходов, когда уровень ФНБ превышает 7% от объема ВВП, низкая доходность вложений средств ФНБ, низкий уровень кредитования малого бизнеса через размещения средств ФНБ на депозитах в ВЭБ, непрозрачность отчетности ФНБ, использование средств ФНБ преимущественно на покрытие текущих обязательств государства, а не для обеспечения благосостояния населения в будущем.

Среди возможных рекомендаций по увеличению эффективности функционирования ФНБ можно отметить: определение оптимальной структуры портфеля финансовых активов ФНБ с целью повышения его доходности, разработку принципов и правил управления средствами ФНБ в той части, в которой они превышают размер 7% ВВП, повышение прозрачности и информативности отчетов о деятельности ФНБ, актуализация перечня инфраструктурных проектов, рассмотрение вопрос о создании отдельного фонда для их финансирования, ограничение финансирования текущих обязательств государства доходами от инвестирования средств ФНБ.

Также необходимо учесть, что рецессии в мировой экономике происходят циклично, и после восстановления после одного кризиса, вполне ожидаемо, что если инвестирование средств планируется проводить в период, когда средства ФНБ достигают наиболее высокой капитализации, данные инвестиции становятся нецелесообразными по параметрам «максимальный риск – ожидаемая доходность».

Поэтому при инвестировании в рисковые активы необходимо учитывать цикличность мировой экономики, а не планировать объемы ФНБ основываясь на благоприятных тенденциях на финансовых рынках.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СФ создаются по инициативе органов власти, государства, а также им и финансируются, причем сами финансовые ресурсы СФ могут быть встроены в бюджетную систему государства.

Владеют и управляют СФ органы центральной власти страны. Распоряжаться средствами СФ возможно только в случаях, регламентированных законодательством. Также регламентированы НПА и объекты инвестирования средств СФ.

Основными целями формирования, развития и регулирования СФ является сбережение, приумножение и передача последующим поколениям средств СФ, либо их передача средств с целью компенсации бюджетных потерь из-за экономического кризиса, для поддержки существенно важных отраслей экономики, решения критически важных для государства проблем.

На сегодняшний день крупнейшим в мире суверенным фондом является ФНБ Норвегии, чей объем составляет около $1 трлн, и который получил по итогам 2020г. $122,7 млрд прибыли.

На 1 декабря 2020 г. Российский ФНБ занимает 14-е место среди мировых суверенных фондов, и его активы составляют $177 млрд.

Управления средствами ФНБ в целом неэффективно. Это касается как доходности от размещения средств ФНБ, так и финансирования инвестпроектов, а также направлений изъятия средств из ФНБ, которые используются почти полностью на покрытие текущих обязательств (финансирование дефицита федерального бюджета и пенсионного фонда).

Низкая доходность при размещении средств ФНБ кроме того не позволяет финансировать текущие расходы только за счет дохода от размещения средств и делает необходимым производить трату непосредственно средств самого ФНБ. В результате ФНБ фактически не преследует своей изначальной социальной цели – обеспечение благосостояния будущих поколений.

Недостатками управления средствами ФНБ являются не прописанная четкая стратегия вложения вложений дополнительных доходов, когда уровень ФНБ превышает 7% от объема ВВП, низкая доходность вложений средств ФНБ, низкий уровень кредитования малого бизнеса через размещения средств ФНБ на депозитах в ВЭБ, непрозрачность отчетности ФНБ, использование средств ФНБ преимущественно на покрытие текущих обязательств государства, а не для обеспечения благосостояния населения в будущем.

Среди возможных рекомендаций по увеличению эффективности функционирования ФНБ можно отметить определение оптимальной структуры портфеля финансовых активов ФНБ с целью повышения его доходности, разработку принципов и правил управления средствами ФНБ в той части, в которой они превышают размер 7% ВВП, повышение прозрачности и информативности отчетов о деятельности ФНБ, актуализация перечня инфраструктурных проектов, рассмотрение вопрос о создании отдельного фонда для их финансирования, ограничение финансирования текущих обязательств государства доходами от инвестирования средств ФНБ.

Также необходимо учесть, что рецессии в мировой экономике происходят циклично, и после восстановления после одного кризиса, вполне ожидаемо, что если инвестирование средств планируется проводить в период, когда средства ФНБ достигают наиболее высокой капитализации, данные инвестиции становятся нецелесообразными по параметрам «максимальный риск – ожидаемая доходность».

Поэтому при инвестировании в рисковые активы необходимо учитывать цикличность мировой экономики, а не планировать объемы ФНБ основываясь на благоприятных тенденциях на финансовых рынках.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. БК РФ, гл. 13.2, ст. 96.11, п. 1, п. 2, п. 4 (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения: 01.04.2021)
  2. ФЗ от 13 октября 2008г. №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://rg.ru/2008/10/14/poddergka-dok.html (Дата обращения: 01.04.2021)
  3. ФЗ от 15.10.2020 № 327ФЗ «О внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ бюджетов бюджетной системы РФ в 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365125/ (Дата обращения: 01.04.2021)
  4. Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 8 «О порядке управления средствами ФНБ» (в ред. от 15 октября 2008г. №766, от 22 июля 2009г. №597). [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56640687/ (Дата обращения: 01.04.2021)
  5. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. N 1008 «О порядке осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанных проектов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 13 февраля, 5 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://base.garant.ru/71754400/ (Дата обращения: 01.04.2021)
  6. Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 26 (в редакции приказа Минфина России от 8 декабря 2010г. №563). [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=5829-prikaz_minfina_rossii_ot_24_yanvarya_2008_g.__26 (Дата обращения: 01.04.2021)
  7. Алекторская М. М., Пахомов А. В., Пахомова Е. А. Суверенный фонд в экономике знаний // Сборник научных трудов SWorld. 2018. Вып. 2.Т. 30. С. 63–65.
  8. Бароновская М. Г. Суверенные фонды благосостояния: институциональная организация и роль на мировом финансовом рынке / М.Г. Бароновская // Вестник экономической интеграции. — 2015. — No 8. — С. 143-148.
  9. Балдинг К. СФБ
и новая эра богатства БРИК / ИИБР СКОЛКОВО. 2016. — 34 с.
  10. Васин Е. А. Повышение эффективности управления СФ в РФ: дис… канд. эк. наук: 08.00.10 / Васин Евгений Александрович. — М., 2015. — 191 с.
  11. Даниленко Е. И. Теоретические основы суверенных фондов / Научный электронный журнал «Меридиан» Выпуск №2(55)’2021
  12. Дорофеев М. Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения // Научные ведомости / Экономика. 2019. Том 46, № 4
  13. Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006 № С. 28—45.
  14. Навой А. В., Шалунова Л. И. РФ и ФНБ России в международной системе СФ / А. В. Навой, Л. И. Шалунова // Деньги и кредит. – 2017. — №2. С.26-33.
  15. Левченко, А. В. СИФ как стабилизаторы национальных экономик / А. В. Левченко // Вестник Финансового университета. — 2017. — № 1. — С. 67-75.
  16. Сангинова Л. Д. Инвестирование средств Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты: возможности и риски // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9–2. С. 45–57.
  17. Сангинова Л. Д. Роль фонда национального благосостояния в реализации инфраструктурных проектов: опыт и перспективы // Экономика и управление 2016. № 1
  18. Сахаров А. А. Суверенные фонды благосостояния. Опыт России // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2008. № 6.
  19. Тимощенко М. А. Пути повышения эффективности использования средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и резервных фондов Субъектов Российской Федерации. Международный научный журнал «Символ науки». 2015 № 10. С. 92–93.
  20. Цвирко С. Э. Суверенные фонды как источник ресурсов для инвестирования в экономику России. Экономика. Налоги. Право. № 5. 2013 С. 63–66.
  21. Чалова О. В. Анализ международной практики функционирования суверенных фондов благосостояния. Молодой ученый. № 3. 2015 С. 590–594.
  22. Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. Использование фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против. Финансовая аналитика: проблемы и решения 2015. № 4 (238). С. 36–45.
  23. Элякова И.Д. Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014 Т. 20. С. 4501–4505.
  24. Ячевская С. В. Правовые аспекты деятельности финансового института по управлению суверенными фондами // Закон. 2012. № 12.
  25. Официальный сайт Минфина РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.minfin.ru/
  26. ФНБ / Минфин РФ / Управление — Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/management/
  27. Официальный сайт Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/fund-rankings /
  28. «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств ФНБ в 2018–2019 годах»
  29. Top 95 Largest Sovereign Wealth Fund Rankings by Total Assets [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.swfinstitute.org/fund-rankings/sovereign-wealth-fund (Дата обращения: 01.04.2021)
  30. Суверенные фонды большой двадцатки / Международный дискуссионный клуб Валдай [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/suverennye-fondy-stran-bolshoy-dvadtsatki/ (Дата обращения: 01.04.2021)
  31. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов, в 2018–2019 годах» Счетная палата Российской Федерации, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://ach.gov.ru/upload/iblock/437/437783d8dad23e062012fd6e5934f233.pdf (Дата обращения: 01.04.2021)
  32. Приложение № 1 к отчету по результатам экспертно-аналитического мероприятия от «16» сентября 2020 г. № ОМ-73/05-02 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://ach.gov.ru/upload/iblock/437/437783d8dad23e062012fd6e5934f233.pdf (Дата обращения: 01.04.2021)
  33. Казакевич П. А. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Дайджест-финансы. 2009. N URL:https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-deyatelnosti-suverennyh-fondov-blagosostoyaniya-1 (дата обращения 05.04.2021)
  34. Крупнейший в мире суверенный фонд заработал более $120 миллиардов / Reuters [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.com.ua/2021/01/28/59225678/ (Дата обращения: 01.04.2021)

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф