Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Формирование активной социальной политики в Российской Федерации»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Научные подходы к формированию социальной политики государства
1.1 Сущность социальной политики, ее принципы и функции
1.2 Механизмы формирования и реализации социальной политики государства
1.3 Социальная защита населения: сущность, принципы и функции
Глава 2. Особенности социальной политики в Российской Федерации
2.1 Проблемы формирования социальной политики в России
2.2 Особенности реализации социальной политики в РФ в современных условиях
2.3 Механизм финансирования социальной сферы в РФ
Глава 3. Формирование активной социальной политики в РФ
3.1 Основные элементы активной социальной политики в РФ
3.2 Разработка механизма формирования активной социальной политики в РФ
Заключение
Список использованной литературы

 

Введение

 

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Актуальность заключается в том, что все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое  соответствующее положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы.

Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию «регулятора труда и потребления». Впоследствии к указанной функции были добавлены «функция повышения благосостояния народа» и «функция оказания социальных услуг населению». В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:

— изучение основных аспектов и функций социальной политики;
— анализ современной социальной политики России;
— ознакомление с основными задачами, направленными на   совершенствование социальной политики государства.
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.

Глава 1. Научные подходы к формированию социальной политики государства

 

1.1    Сущность социальной политики, ее принципы и функции

 

Любое современное общество представляет собой систему, состоящую из экономически слабых и сильных индивидов, что неизбежно влечет за собой социальное неравенство. Социальное неравенство, в свою очередь, является первоисточником многих острых социальных проблем, таких, как социальная нестабильность, бедность, преступность и т.д. С целью сглаживания негативных последствий такого неравенства, а также для обеспечения достойного уровня жизни и создания условий для самореализации, правительства большинства развитых стран реализуют социальную политику.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, следовательно, социальная политика является одним из приоритетных направлений государственного управления.

Понятие «социальная политика» имеет довольно широкий спектр значений. Об этом, в частности, свидетельствует значительное количество разнообразных трактовок данного термина, которые можно найти в научно-исследовательской литературе[1].

Профессор Санкт-Петербургского университета экономики и управления А.Я. Маргулян понимает социальную политику, как «совокупность практических действий, направленных на управление общественным развитием, улучшение всех составляющих социальной сферы общества, реализацию и балансирование личностных и групповых социальных потребностей»[2].

Зарубежные исследователи трактуют социальную политику, как «набор руководящих принципов и мер по изменению, поддержанию и созданию таких условий жизни, которые способствуют благополучию человека».

Более детализированное определение предложил американский ученый Спикер: «социальная политика представляет собой государственное администрирование социальных услуг населению, в том числе политики в области здравоохранения, образования, поддержки семей, обеспечения жильем и поддержания доходов; выявление и мониторинг потребностей и проблем, влияющих на пользователей услуг, в том числе бедность, старость, здоровье и инвалидность; способствование улучшению благосостояния населения».

Дальнейший анализ научной литературы, посвященной проблематике социальной политики государства, позволил выявить несколько различных подходов к определению данного понятия:

  • Рассмотрение социальной политики, как выражения общественных действий для решения проблем, которые затрагивают общество в целом (в данном случае предназначение социальной политики – способствование достижению целей всего общества),
  • Социальная политика понимается, как деятельность, которая направлена на защиту интересов населения, занятого в общественном производстве, путем оптимизации законодательства в сфере социальной защиты, труда и занятости, а также развития системы социального страхования;
  • Фактическое приравнивание социальной политики к деятельности по поддержке отдельных слоев общества, таких как бедные, инвалиды, нетрудоспособные и т.д.
  • Определение социальной политики, как средства сглаживания так называемых провалов рынка (в данном случае, ее основная роль – перераспределение доходов).
  • Рассмотрение социальной политики, как деятельности государственных органов по регулированию уровня общественного благосостояния (населения в целом, социальных групп и слоев).

В рамках настоящего работы в качестве базового будет рассматриваться следующее определение:

Социальная политика представляет собой систему решений, которые принимаются органами государственного управления и различными общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики), учитывают общественное мнение и направлены на создание единой государственной социальной стратегии, основными целями которой являются развитие общества, формирование благоприятных условий для самореализации и удовлетворения потребностей всех членов общества (т.е. объектов социальной политики), улучшения их благосостояния и общего уровня жизни, а также практических действий по реализации данных решений.[3]

В содержательном плане, социальную политику возможно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле социальная политика:

  • Представляет собой одно из ключевых направлений государственной политики;
  • Содержательно определяется в соответствии с государственной структурой и общими государственными целями;
  • Является неотъемлемой частью концепции или доктрины долгосрочного развития страны;
  • Создается при учете социальной структуры каждого отдельного общества;
  • Находится во взаимосвязи с реализуемой в стране экономической политикой (так как именно экономика производит ресурсы, которые необходимы для проведения конкретных мероприятий социальной политики, а уровень жизни и социальной стабильности, в свою очередь, оказывают значительной влияние на общий уровень экономического развития);
  • Содержит в себе систему механизмов, обеспечивающих распределение ресурсов в целях удовлетворения общественных интересов;
  • Подразделяется на декларируемую и реальную части. Декларируемая социальная политика провозглашает своей целью поддержку слабозащищенных слоев общества, в то время как реальная является отражением интересов правящей элиты.

В качестве декларируемых целей социальной политики, вне зависимости от государства, обычно упоминаются: поддержание общественной стабильности, обеспечение благоприятных условий для жизни и развития личностного потенциала всех членов общества, реализацию их потребностей и возможностей, гарантирование определенного уровня дохода, образования, медицинского обслуживания, содействие социальной справедливости[4].

Всевозможные модели социальной политики, реализуемые в различных странах мира, в целом, соответствуют двум основным подходам: государственный патернализм и либеральный подход.

При необходимости, государство также принимает меры по обеспечению граждан жильем и распределению земельных участков.

Ключевым достоинством данной модели является высокий уровень социальной стабильности в обществе. Практически отсутствует безработица, как явление, размер оплаты труда, объемы государственной социальной помощи, государственные гарантии в сферах образования и здравоохранения, цены на товары и услуги первой необходимости жестко зафиксированы. Обеспечиваются благоприятные условия для развития человеческого капитала страны, проводятся мероприятия по защите прав граждан в области социально-трудовых отношений, однако это нередко приводит к значительному снижению экономической эффективности.

Основой либеральной модели социальной политики является разделение всех членов общества на экономически сильных и слабых индивидов. Следовательно, ключевой задачей государства, в данном случае, становится оказание различного рода социальной помощи нуждающимся и обеспечение необходимых условий для развития личностного потенциала и способностей сильных членов общества[5].

Основными аспектами практического проведения государственной социальной политики являются формирование социальной стратегии, уточнение возможных ограничений и выбор механизмов для ее реализации.

Правительства практически всех стран, вне зависимости от их формы общественно-политического устройства, разрабатывают социальные стратегии, которые в качестве одной из основных целей предусматривают повышение качества и уровня жизни населения. Формально социальную стратегию возможно считать неким видением представителей различных властных структур относительно перспектив развития общества.

Таким образом, социальная стратегия представляет собой систему долгосрочных и среднесрочных целей в сфере общественного развития и улучшения качества жизни населения, а также конкретных направлений деятельности по их достижению.

 

1.2    Механизмы формирования и реализации социальной политики государства

 

Социальная стратегия, как правило, является следствием общественного согласия. Гражданское общество и его представители, так или иначе, принимают участие в ее разработке, однако уровень такой активности в значительной степени зависит от этапа социально-экономического развития, существенно повышаясь в периоды экономических кризисов и социальных потрясений и стремясь к нулю при стабилизации ситуации.

Ответственность за практическую реализацию социальной стратегии принимает на себя государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. На данном этапе происходит конкретизация целей социальной политики и их согласование с общими направлениями развития государства, обеспечивается принятие необходимых нормативных и правовых актов, выделение финансирования и других необходимых ресурсов.

Реализация ключевой цели социальной стратегии обеспечивается за счет достижения ряда частных, более специализированных, целей, вклад которых может быть оценен через систему количественных показателей.

Итоги разработки социальной стратегии находят отражение в нормативных документах, которые, как правило, представляют собой среднесрочные и долгосрочные концепции социально-экономического развития. На этом этапе происходит разложение социальной стратегии на отдельные составляющие и направления, что позволяет упростить подбор конкретных мероприятий и механизмов, а также формирование ресурсного обеспечения для практической ее реализации.

Важным этапом проведения социальной политики государства является уточнение возможных ограничений.

В теории возможно допустить такую ситуацию, при которой федеральная власть, преследующая цель по повышению благосостояния населения, распределяет все получаемые государством доходы поровну между всеми жителями. С одной стороны, это чисто социальное решение, однако впоследствии объекты социальной инфраструктуры (в том числе объекты образования и здравоохранения), не получающие финансирования, придут в негодность, а отсутствие возможности закупок необходимых для ведения деятельности ресурсов приведет к практически полному разрушению государственной социальной системы. В целях предотвращения подобных ситуаций и необходимо учитывать вероятные ограничения.

Всю совокупность имеющихся в социальной политике ограничений можно разделить на две группы: бюджетные (финансовые) и политические (общественные).

Наличие бюджетных ограничений означает, что увеличение финансового обеспечения отдельных мероприятий социальной политики возможно только в двух случаях: реструктуризация расходов бюджета с последующим выделением дополнительных средств, при урезании финансирования других программ (в том числе социальных) или увеличение доходной части бюджета, связанное с ростом обязательных социальных отчислений и налогов. Все указанные варианты могут привести к непредвиденным негативным последствиям, как с точки зрения ухудшения условий для ведения бизнеса, так и снижения уровня социальной защищенности населения.

Существование группы политических (общественных) ограничений объясняется тем, что в определенных ситуациях основная (или наиболее влиятельная) часть общества оказывается не в состоянии принять предлагаемые изменения. Устранение данных ограничений возможно двумя путями: сверху (принятие необходимой нормативной базы) и снизу (стимулирование политической активности гражданского общества).

Непосредственная реализация государственной социальной политики связана с использованием системы механизмов, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • Применяемые в каждом конкретном случае механизмы не должны противоречить друг другу;
  • Данные механизмы, с одной стороны, не должны сдерживать самостоятельное развитие общества, а, с другой стороны, должны стимулировать появление новых специфических форм социальных отношений.

В качестве ключевых механизмов социальной политики целесообразно выделить: нормативную и правовую базу, финансовый механизм, систему налоговых льгот и стимулов, административные решения, а также политические методы.

Нормативная база (специализированные законы, государственные программы) формируется органами законодательной власти и определяет общие цели, принципы и направления государственной социальной политики, особенно в области социальной поддержки населения и социального страхования граждан.

Финансовый механизм разрабатывается, как правило, в органах исполнительной власти и конкретизирует ключевые способы формирования и порядок использования финансовых ресурсов для реализации конкретных мероприятий социальной политики и обеспечения деятельности всех государственных структур, которые выполняют социальные функции.

Система налоговых льгот и стимулов применяется в социальной политике, с одной стороны, для привлечения работодателей к решению социальных проблем своих сотрудников, а, с другой, – для увеличения уровня благосостояния и экономической самостоятельности отдельных граждан и домашних хозяйств.

Административные решения применяются практически всеми органами, составляющими систему государственного управления, с целью увеличения уровня социальной защищенности граждан помимо того, что предусмотрено действующим законодательством при условии сохранения текущего уровня расходов бюджета. К указанной группе инструментов относятся решения, которые изменяют правила и порядок оказания социальной помощи отдельным категориям населения без увеличения объемов финансирования, а также решения о запрещении строительства или эксплуатации различных объектов, наносящих существенный вред окружающей среде и, следовательно, ухудшающих жизненные условия местного населения.

Сущность политических методов заключается в организации различных общественных движений и стимулировании гражданских инициатив, участники которых формируют предложения по улучшению социально-экономической обстановки, а также лоббировании определенных решений, связанных с реализацией социальной политики.

Таким образом, социальная политика является одним из приоритетных направлений государственного управления, практическая реализация которой способна оказать значительное воздействие не только на уровень социальной стабильности и защищенности граждан, но и на общее экономическое развитие страны.

 

1.3    Социальная защита населения: сущность, принципы и функции

 

Социальная защита как важный механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, предоставленные каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который нужен для нормального существования, развития личности и воспроизводства[6].

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством Российской Федерации. Так в Конституции Российской Федерации Россия трактуется как социальное государство, «политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб».

Также основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальная защита наименее обеспеченных слоев населения осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенности, агрессивности.

Социальная защита населения является одним из значительных компонентов социальной политики государства и социально-трудовых отношений. Ее предметное поле охватывает базовые условия жизнедеятельности людей материальное обеспечение населения и организацию социальной и медицинской помощи нетрудоспособным членам общества.

В системе социальной защиты люди занимают особое место, поэтому именно они являются главным объектом её защиты. Во-вторых, объектами защиты являются отдельные слои населения и отдельные группы, например, работники образования, военнослужащие, работники здравоохранения и другие. К третьей группе объектов относятся самые уязвимые слои населения — дети, многодетные семьи, пенсионеры, безработные и другие.

Основными целями социальной защиты населения являются:

  • содействие обеспечению одинаковых возможностей для членов общества в целях укрепления социального единства и не позволение социальной изоляции;
  • возможность вести хорошую, безопасную и творческую жизнь, в полном объёме участвуя при этом в делах общества;
  • оказание помощи гражданам в преодолении тяжёлых жизненных ситуаций, которые не в состоянии они решить с помощью собственных средств и возможностей;
  • прогнозирование и профилактика возникновения тяжёлых жизненных ситуаций;
  • активизация собственных усилий людей и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Автор А.Н. Савинов считает, что значение социальной защиты проявляется в ее общих функциях, таких как:

  • экономическая функция проявляется в оказании финансовой поддержки гражданами в тяжёлой жизненной ситуации, в поддержании развитию общественного производства в целом и отдельных областей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
  • политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь каждому гражданину. Эта функция призвана стабилизировать общественные отношения.
  • демографическая функция способствует стимулированию роста населения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
  • социально — реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей пожилых и неработоспособных граждан. Она выражается в создании условий, которые благоприятствуют сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Глава 2. Особенности социальной политики в Российской Федерации

2.1 Проблемы формирования социальной политики в России

 

История развития экономических систем подтверждает положение о том, что устойчивость всей экономике придает социально устойчивое положение всех членов общества, их социальная стабильность. Во всех странах, незави­симо от уровня развития, социальный фактор экономического развития явля­ется условием экономического прогресса, а также внутренним моментом устойчивого экономического роста. Содержание социальной политики заклю­чается в поддержании бесконфликтных отношений между социальными груп­пами и внутри них, обеспечении минимально необходимого уровня благосо­стояния и обеспечении заинтересованности работников в повышении эффек­тивности их экономической деятельности.

Социальная устойчивость предполагает:

  • формирование надежной и эффективной системы социальной защиты и помощи для всех членов общества;
  • создание равных начальных возможностей для молодых поколений в сфере образования, здравоохранения, а также других условий формирования человеческого потенциала;
  • обеспечение всеобщей доступности населения к основным предметам потребления и услуг, которые определяют достойный уровень жизни;
  • предотвращение недопустимой чрезмерной дифференциации доходов населения.

Таким образом, задача социальной политики — дать шанс максимальному количеству людей повысить свое благосостояние и социальный статус.

При увеличении роли государства в разрешении социальных проблем мо­жет возникнуть, с одной стороны, чрезмерная опека граждан, с другой сторо­ны, при увеличении роли отдельных групп населения может возникнуть ситу­ация усиления неравенства в доступе к самим социальным благам различных групп населения, а также будет подорван принцип «равных стартовых воз­можностей».

Государственная социальная политика в Российской Федерации — это един­ственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реа­лизации их потребностей и интересов. Анализируя опыт и теоретические ас­пекты функционирования моделей социального государства зарубежных стран, можно предположить, что уход от единовременного контроля государ­ством социальной сферы и акцент на реализацию механизмов государственно — ­частного партнерства, совершенствование законодательства, а также развитие таких институтов, как микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере и социальное предпринимательство, может стать оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в со­временных условиях и началом реализации именно российской модели соци­ального государства.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса правительства всех государств, предпринимают комплекс соответствующих мер по снижению его последствий, стабилизации экономики, обеспечению посткризисного раз­вития.

Глобальный экономический кризис, особо остро проявившийся в 2008 г., поставил Россию перед серьезными проблемами: падение ВВП, рост безрабо­тицы, снижение доходов населения, увеличение численности населения, жи­вущего за чертой бедности. Особое место при этом занимают проблемы градо­образующих предприятий монопрофильных городов[7]. Проявления кризиса национальной экономики в 2008-2010 гг. были более чем значительны. Это связано с деформациями структуры российской экономики: очень высокой за­висимостью от экспорта природных ресурсов, недостаточностью развития ряда рыночных институтов, финансовой системы и т.д. Давно уже всем очевид­но, что рыночные механизмы не в состоянии самостоятельно отрегулировать кризисные процессы и в конечном итоге преодолеть кризис. Это объективно обусловливает возрастание роли государства в экономике страны[8].

Кроме того, экономическое развитие Российской Федерации с 2014 г. было значительно затруднено введением санкций. В этих условиях правительство РФ активизировало все инструменты экономической и социальной политики, чтобы не допустить необратимых разрушительных процессов, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны.

Ежегодные программы антикризисных мер правительства РФ (с 2009 г. по настоящее время) затрагивают все сферы социально-экономической жизни общества, но в первую очередь социальную поддержку населения. Данные программы ориентированы на проведение структурной перестройки экономи­ки, осуществление перехода от «нефтяной» модели экономического развития к инновационной. Важное место уделяется обеспечению роста внутреннего спроса, что позволяет снижать зависимость от внешних факторов, задейство­вать как государственные, так и частные внутренние ресурсы. Особое значе­ние придается нормализации банковской системы, фондового рынка и в целом функционированию всего финансового сектора. Денежная политика преду­сматривает поддержание равновесного курса рубля, повышение ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Большую роль отводят решению проблемы снижения административного давления на бизнес, созданию благоприятных условий для малого предпринимательства, учитывая при этом прежние ошибки и просчеты, например, при создании особых эконо­мических зон[9].

Кроме того, программой предполагаются целевые финансовые вложения, меры налогового стимулирования, субсидирование, осуществление мероприя­тий по доступности финансовых ресурсов, развитие целевого кредитования, реструктуризация задолженности предприятий, совершенствование бюджет­ного процесса. В законодательной сфере инициированы изменения в целях поддержки предпринимательства, финансовой, инвестиционной сферы, соци­альной системы. Также предусмотрены правовые изменения в области осво­бождения экономики от неэффективных производств. Важными элементами программ являются организационные меры по развитию консультационной сферы, образования, науки.

Предполагается, что реализация ежегодных антикризисных программ, направленных на активизацию структурных изменений в российской экономи­ке, стабилизацию рынка труда, снижение инфляции, смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов позволит не только не допустить социального взрыва в обществе, но и создать условия и стимулы для формирования качественно иной модели эко­номического развития, при которой было бы невозможно повторение кризиса 2008 г. в аналогичных масштабах. В федеральном бюджете на 2017 г. преду­смотрено, что расходы на социальную политику в 2017 г. составят 5,08 трлн. рублей. В 2016 г. на эти цели было выделено 4,63 трлн. рублей.

Безусловно, социальные проблемы в России накапливались и углублялись не только в период кризиса, но даже и в более ранние благополучные годы. В то же время проводимая государством социальная политика во многом велась бессистемно, в надежде на то, что решение социальных задач будет обеспече­но по мере экономического роста.

Утверждение, что социальное развитие об­щества, повышение народного благосостояния — это главная цель обществен­ного производства и основа государственной политики, многие годы было лишь теоретическим постулатом, в значительной степени оторванным от ре­альной жизни. Подтверждением тому может служить низкий жизненный уро­вень некоторых категорий населения по сравнению даже с развивающимися странами, сопровождающийся потерей смысла жизни[10].

Сегодня все уровни вла­сти убеждены в том, что социальная политика, для того чтобы стать эффек­тивной и действенной, должна проводиться системно.

Специалисты отмечают, что при разработке различных программ выхода российской экономики из кризиса, снижения его последствий, необходимо глубокое теоретическое изучение механизмов, управляющих процессами раз­вития в прошлом, а также серьезные междисциплинарные исследования буду­щего[11].

 

2.2 Особенности реализации социальной политики в РФ  в современных условиях

 

Приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; политика распределения доходов общества; проблема охраны и защиты окру­жающей среды; социально-демографическая политика; проблема занятости и социальной защиты населения.

Одним из важных проявлений социальной политики являются все виды со­циального обеспечения, т.е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов и источников существования либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Так, пенсионное обес­печение является одним из распространенных видов социального обеспечения.

В России численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионно­го фонда Российской Федерации на 1 января 2016 г., составляла 42 729 тыс. человек при численности населения страны на этот период в 146,5 млн. человек (по оценке Росстата). Большинство из них пенсионеры по возрасту: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст наступает раньше[12].

Каждому пенсионеру в РФ гарантирована выплата пенсии не ниже уста­новленного законодательством уровня — минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы.

Кроме пенсий, из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительны­ми и временными, возможно предоставление разовой социальной помощи.

Все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют не только материальные потребности, но также духовные и социальные потребности людей. Однако непосредственно к от­раслям социального профиля относится[13]:

  • жилищно-коммунальное хозяйство, которое поддерживает в рабочем со­стоянии дома, лифты, энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, ка­нализацию и т.д. Кроме того, сюда же относится бытовое обслуживание насе­ления: ремонтные мастерские, пункты проката, такси, ломбарды, прачечные, парикмахерские, бани, учреждения информационных и ритуальных услуг и др.;
  • охрана, восстановление и очистка окружающей среды;
  • культура, образование, здравоохранение, т.е. отрасли, которые призваны удовлетворять самые чувствительные и тонкие запросы и вкусы людей. К от­раслям здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той мере, в которой они решают задачи укрепления здоровья и утверждение здо­рового образа жизни. Социальная значимость данных отраслей исключительно велика;
  • наука, на достижения которой опираются все отрасли народного хозяй­ства;
  • отрасль социального обеспечения населения.

Среди приоритетов социальной политики особое место занимает забота об охране и восстановлении окружающей среды2. Жизнеспособность и качество жизни людей находится в непосредственной зависимости от состояния окру­жающей среды и сложившейся экологической ситуации. Ученые отмечают, что экология и жизнь связаны между собой: человек, стремясь к лучшей жиз­ни, настолько безжалостно эксплуатировал и глубоко трансформировал при­роду, что жизнь становится хуже, опаснее и короче. Общая экологическая си­туация в мире продолжает ухудшаться. Уменьшение биоразнообразия и за­грязнение окружающей среды непосредственно отражаются на здоровье. Только в России от экологического неблагополучия ежегодно умирает, по са­мым скромным подсчетам, от 250 до 300 тысяч человек. Успехи развитых стран Запада в охране собственной среды обитания пока, увы, обеспечиваются за счет массового выноса вредных промышленных производств в другие реги­оны Земли.

Нарастающая нестабильность и непредсказуемость масштабных природ­ных процессов — фундаментальный признак того, что наша экономическая де­ятельность носит иррационально-разрушительный характер. Если в 1960-е гг. от чрезвычайных природных ситуаций в мире страдал 1 человек из 62, то в 1990-е гг.- уже 1 из 29. Каждый год число пострадавших от чрезвычайных си­туаций людей возрастает на 8,6%, материальные потери — на 10,4%. Только землетрясение на Гаити в 2010 г. унесло свыше 220 тысяч жизней.

Оторвать экологию от экономики невозможно. Поэтому первый из эконо­мических законов XXI в. сформулирован как «Закон о гармоничном единстве и взаимодействии трех основных сфер человеческой деятельности: глобальной экологии, социальной и экономической».

Социальная задача состоит в соразмерности того, что мы берем от природы и что мы ей даем, как охраняем, защищаем и восстанавливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Причем последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляются не сразу. Поэтому осознание значимости экологии должно проявляться в по­стоянном увеличении средств, выделяемых на охрану окружающей среды и пристальному вниманию к экологическим проблемам. Не случайно 2017 г. был объявлен в России Годом экологии.

Следующая важная проблема — справедливое распределение доходов — также занимает особое место в государственном регулировании экономики[14].

В последние годы, к сожалению, даже в некоторых развитых странах наблюдается углубление неравенства в распределении дохода. С этой пробле­мой тесно связан вопрос о бедности. Дело в том, что от роста доходов населе­ния и их эффективного распределения зависят: повышение уровня и улучше­ние качества жизни; расширенное воспроизводство квалифицированной рабо­чей силы; увеличение сбережений как источника инвестиций для экономиче­ского подъема; реализация принципа социальной справедливости. В связи с этим в экономике всех стран доходы, их динамика, распределение и перерас­пределение занимают одно из главных мест.

На фоне общего роста среднемировых показателей доходов, по некоторым данным статистики, наблюдается значительное неравенство как внутри госу­дарств, так и между ними. Так, по оценкам Всемирного банка, в конце XX в. пятая часть человечества имела более 4/5 мирового дохода. В основном это жи­тели стран, богатых сырьевыми ресурсами. Нарастающее неравенство в рас­пределении доходов становится одной из острых проблем современности. Рос­сия также столкнулась с этой проблемой.

Беспристрастный рыночный механизм формирования и распределения до­ходов никому не гарантирует уровня благосостояния. Поэтому в реальной жизни доходы распределяются, с одной стороны, с помощью рыночного меха­низма, а с другой — на основе государственного регулирования различных по­токов доходов путем их перераспределения. Исследователи выделяют два подхода к проблеме доходов.

В рамках первого подхода, который получил название рыночный, госу­дарство должно создавать благоприятные условия для получения и увеличения доходов за счет собственной экономической деятельности.

В соответствии со вторым подходом, который называется социальным, государство должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволя­ющие ему опуститься ниже черты бедности. Поэтому государство перераспре­деляет доходы через механизм бюджета путем дифференцированного налого­обложения различных групп получателей дохода и социальных выплат насе­лению.

Таким образом, уменьшение социального неравенства — это результат ак­тивной государственной политики, направленной на устойчивый рост доходов всех категорий населения, особенно малообеспеченных слоев, снижение ин­фляции, сокращение безработицы до ее естественного уровня и в целом про­грессивного развития экономики.

Равенство доходов, как известно, недостижимо в обществе из-за различий в физических и умственных способностях людей, в их профессиональной подго­товке, образовании; различий в составе семьи; собственности (наличии зе­мельного участка, недвижимости, ценных бумаг, капитальных активов и пр.). Безусловно, уравниловка в доходах противоречит принципу социальной спра­ведливости. Однако этому принципу противоречат и ничем не оправданные разрывы в уровнях доходов граждан. Государственная политика доходов должна быть направлена на преодоление подобных разрывов, она не должна ущемлять интересы тех, кто добивается высоких результатов в трудовой и предпринимательской деятельности.

Правительства многих стран для перераспределения доходов используют такие регуляторы, как прогрессивное налогообложение; регулирование цен на социально значимую продукцию; индексация фиксированных доходов при определенном уровне инфляции; социальные трансферты; установление про­житочного минимума; определение МРОТ как обязательной базы оплаты тру­да во всех отраслях экономики. Они позволяют несколько ослабить негатив­ные проявления стихийных рыночных процессов и согласовать противоречия в распределении доходов[15].

Следующим приоритетным направлением является социально­демографическая политика, центральное место в которой занимает воспроиз­водство населения. Воспроизводство определяется главным образом через рождаемость и смертность, т.е. за счет естественной смены поколений. Однако численность населения отдельных регионов изменяется вследствие его мигра­ции[16].

Меры социальной защиты реализуются с помощью социального законода­тельства, организационных механизмов (органов управления социальной сфе­рой) и финансовых средств (государственного бюджета и фондов социального страхования)[17]. Основными инструментами социальной защиты, как показыва­ет мировая практика, являются страхование, социальное обеспечение и соци­альная помощь. Страховые взносы в отличие от налогов имеют возмездный характер2.

В нашей стране все три компонента социальной защиты не имеют четких границ с точки зрения организации, механизмов, технологии и источников финансирования. Страховые взносы преобразованы в социальный налог, по­этому возмездность исчезает.

Социальное страхование выполняет «государственно-публичные» функции социальной защиты и воспитания самостоятельного и ответственного челове­ка, способного эффективно действовать в рыночных условиях. Оно позволяет приблизить институт социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, обеспечить рыночный характер регулирова­ния. Активное участие персонала и работодателей в управлении социальным страхованием выступает важным фактором стабилизации общества.

Огромная роль социального страхования определяется тем, что на его долю в развитых странах приходится, как правило, 60-70% всех затрат на цели соци­альной защиты и примерно 15-20% ВВП. В странах СНГ потенциал социаль­ного страхования значительно меньше. На его долю приходится 35-40% всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5% ВВП.

За счет социального страхования содержится основная масса пенсионеров.

В соответствии с пенсионной реформой расчет пенсий производится по но­вой системе с учетом страховой и накопительной частей пенсий. Каждый ра­ботник определяет, кому он доверяет свои пенсионные накопления — Пенси­онному фонду или негосударственной управляющей компании. Забота о стар­ших поколениях — показатель цивилизованности общества, его нравственного здоровья.

Важнейшими проблемами и крупными цивилизационными вызовами для пенсионной системы являются:

  1. Феномен старения населения, включивший в орбиту своего влияния большинство экономически развитых стран.
  2. Новый тип социально-трудовых отношений, разрушающий базу соци­ального пенсионного страхования, который является вторым по значимости вызовом для пенсионных систем большинства стран мирового сообщества.
  3. Разбалансированная структура доходов населения, выступающая типич­ной проблемой для всех стран с транзитной экономикой, что в России отяго­щается значительным удельным весом теневого рынка труда. Раскрытие со­держательного значения этих вызовов позволит увидеть реальные масштабные угрозы не только пенсионной системе, но и всей жизнедеятельности населения[18].

Важной формой социальной защиты является обязательное медицинское страхование. Его цель — гарантировать гражданам при возникновении страхо­вого случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование юридически распространяется на всех граждан страны. Оно охва­тывает 96,7% населения России. Кроме того, часть людей решают проблемы своего здоровья через систему добровольного медицинского страхования.

В целом главные акценты в демографической политике должны быть сде­ланы в отношении обеспечения здорового потомства, увеличения продолжи­тельности активной жизни, сохранения здоровья и других качественных ха­рактеристик развития населения.

 

2.3 Механизм финансирования социальной сферы в РФ

 

В настоящее время и власть, и общество приходят к пониманию того, что не столько отвлеченные показатели экономического и технического развития государства, сколько здоровое духовно-нравственное, социаль­ное и физическое состояние личности должно выступать целью и критерием пра­вильности всех принимаемых решений. Более того, в ходе активной дискуссии о направлениях и способах модернизации страны стало очевидным, что в первую очередь именно в трудовом и творческом потенциале человека, а не в количествен­ном росте масштабов хозяйства кроются и главные возможности преобразования к лучшему всего общества.

Финансирование социальной сферы можно рассматривать как важный инди­катор, своеобразную «лакмусовую бумажку» внутренней силы и здоровья общества. В известном смысле оно характеризует отно­шение не только власти, но и большинства жителей страны к своей истории, своему настоящему и своему будущему.

Мировая экономическая история знает немало различных моделей финансирова­ния социальных расходов, почти все они известны и в России. В дореволюцион­ное время — ориентация на самостоятель­ность, взаимовыручку и меценатство при малом объеме централизованного финан­сирования. Затем — построение советского «государства благоденствия» с макси­мально возможным обеспечением потреб­ностей граждан за счет государственного бюджета. В годы рыночных реформ конца XX в. — резкое сокращение социальных программ в связи с экономическим спа­дом и пересмотром идеологических уста­новок при сохранении социальной ста­бильности преимущественно по инерции, на имеющихся традициях и энтузиазме работников. Однако к рубежу третьего тысячелетия негативные последствия пре­небрежения социальной сферой достигли критического уровня, поэтому начиная с 2000 г. стало происходить постепенное воз­вращение к приемлемым нормам социаль­ного обеспечения, а сегодня, как уже было отмечено, в связи с широким обсуждением стратегии развития страны поиск путей оздоровления общества вошел в число первостепенных задач.

Всё вышесказанное обусловливает необходимость изучения состояния и основных тенденций финансирования социальной сферы России на современном этапе развития, а также прогнозирования возможных направлений его совершен­ствования.

Источники финансирования социальной сферы. Источники финансирования соци­альной сферы подразделяются на центра­лизованные и децентрализованные (рис. 1).

 

Рисунок 1. Основные источники финансирования социальной сферы

Под централизованными понимаются фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и органов мест­ного самоуправления, функционирующие по общеобязательным для всей территории страны и всех экономических субъектов правилам и формируемые в основном за счет налоговых поступлений и страховых взносов. К их числу относятся федераль­ный бюджет, бюджеты регионов, местные бюджеты и государственные внебюджет­ные фонды — пенсионный, социального страхования и обязательного медицин­ского страхования. Централизованные источники играют ведущую роль в финан­сировании социальных расходов, обеспе­чивая более 80% их общего объема.

Основной элемент децентрализованных источников, на который приходится около 2/3 их общей величины, — это расходы граждан на платные услуги в сфере образо­вания, здравоохранения, культуры. В част­ном финансировании социальной сферы также участвуют предприятия и учрежде­ния в форме прямой оплаты за обучение, лечение, добровольное медицинское стра­хование, досуг и отдых своих сотрудников и членов их семей, софинансирования посо­бий по временной нетрудоспособности и материальной помощи в трудных жизнен­ных ситуациях.

Некоммерческие организации (как оте­чественные, так и зарубежные) к которым относятся благотворительные фонды, общественные и религиозные объеди­нения, профессиональные союзы и т.д., финансово поддерживают социальную сферу в виде безвозмездных выплат. Част­ные пенсионные фонды и страховые ком­пании предоставляют гражданам воз­можность добровольного страхования на случай неизбежных или непредвиденных трудных жизненных ситуаций. К сожале­нию, информация о децентрализованных источниках, кроме средств населения, при­ведена в открытой статистике не в полном объёме и поэтому не включена в анализ.

Очевидно, что помимо регистрируемых статистикой денежных потоков в действи­тельности имеют место неформальные пла­тежи за услуги и немалые трансферты между группами людей разного возраста и разного достатка, являющиеся своеобраз­ным механизмом социального выравнива­ния. Предпринимаются попытки оценить эти неофициальные денежные потоки кос­венными методами, например с помощью социологических опросов, однако эти све­дения фрагментарны и поэтому не изуча­лись нами.

Минувшее десятилетие характеризовалось существенным увеличе­нием финансирования социальных расходов изо всех источников. Основной характе­ристикой финансирования социальной сферы является его удельный вес в вало­вом внутреннем продукте, иначе говоря — доля в суммарном экономическом достатке народа, которая позволяет оценить сте­пень внимания последнего к тем или иным секторам, сравнить их значимость между собой, а также произвести международные сопоставления.

Глава 3. Формирование активной социальной политики в РФ

 

3.1 Основные элементы активной социальной политики в РФ

 

Рыночная экономика не может гарантировать трудящимся право на труд, образование, социальную защиту инвалидов, малоимущих и пенсионеров, государство осуществляет значительную деятельность, связанную с решением социальных проблем в условиях рыночной экономики. Основной целью вмешательства государства в экономику является перераспределение доходов путем проведения социальной политики.[19]

Социальная политика включает в себя множество задач, начиная от политики, направленной на обеспечение нормальной жизнедеятельности самых слабых членов общества и заканчивая обеспечения функционирования и развития общества в целом. Каждое направление социальной политики требует огромных финансовых вложений и чем серьезней цели, которые ставит перед собой государство, тем больше будут эти затраты, но не смотря на это инвестирование социальной политики — самый продуктивный вариант использования общественного богатства.[20]

В отношении социальной политики в Российской Федерации существует несколько приоритетных направлений: Улучшения жилищных условий. Регулирования пенсионного обеспечения. Здравоохранения. Регулирования уровня безработицы и занятости. Регулирования доходов населения.

В настоящее время основная программа развития России – Стратегия 2020, социальная политика в ней занимает главенствующее место. Концепция Стратегии 2020 принималась в период обострения кризисных явлений, утверждена была после начала кризиса. Периодом реализации программы стал период от начала 2014 года и до конца 2020 года. Бюджетные ассигнования на реализацию Стратегии 2020 за этот период должны составить 29 928 481 331,2 тыс. руб. [4]

По итогам завершения программы планировалось:

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни на 2,5 года;

Увеличить ВВП на 37—38 %;

Увеличить производительность труда на 40—41 %;

Снизить энергоемкость ВВП на 17-19 %;

Увеличить реально располагаемые доходы населения — на 53-54 %;

Увеличить инвестиции в основной капитал на 80—85 % и т. д.

Одними из важных показателей политики в области регулирования уровня безработицы и занятости является сам уровень безработицы.

Рис.2. Динамика уровня безработицы в России

Изучение динамики уровня безработицы в России показало, что он находится примерно на одном уровне и если в период с 2014 по 2015 годы был резкий подъем, то сейчас уровень безработицы медленно идет на спад.

Обратимся к показателям занятости населения России.

Рис.2. Динамика уровня занятости

Опираясь на данные динамики уровня занятости можно сказать что, не смотря на снижения уровня безработных, уровень занятых так же начал снижаться. Политику в области регулирования пенсионного обеспечения продуктивнее всего рассмотреть в статистику по назначенным пенсиям [3].

Таблица 1. Статистика по назначенным пенсиям по округам РФ

  Средний размер назначенных пенсий, руб. Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к

предыдущему году

2015 2016 2017 2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7
Российская Федерация 10029,7 10888,7 12080,9 103,3 97,5 101,1
Центральный Федеральный Округ 10095,3 10961,5 12177,6 103,1 97,0 100,4
Северо — Западный Федеральный Округ 11331,1 12288,3 13623,6 103,0 96,4 101,1
Южный Федеральный Округ 9216,3 9964,3 11041,1 102,9 96,6 101,5
Северо — Кавказский округ 8482,2 9238,3 10216,3 104,5 99,4 100,3
Приволжский Федеральный Округ 9496,9 10303,5 11452,4 103,5 97,8 102,5
Уральский Федеральный Округ 10793,7 11750,8 13090,3 104,0 99,1 101,2
Сибирский Федеральный Округ 9942,1 10808,0 11985,7 103,7 98,1 101,9
Дальневосточный Федеральный Округ 11829,6 12874,8 14302,2 103,2 98,3 101,5

 

Пенсионное обеспечение не увеличивается малыми долями, а если не абстрагироваться от экономики, рассматривая этот фактор при прочих равных, то можно сказать, что рост цен полностью компенсирует рост пенсий. Состояние  социальной   сферы   государства   все   еще   нельзя   назвать   удовлетворительным   и не   в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. Актуальной проблемой в условиях развития социальной политики является низкий уровень реальных доходов населения, их дифференциация. Качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к его повышению является одной из стратегических задач современного общества, связанной с проводимыми в последние годы в России государственными реформами, направленными на улучшение качества и уровня жизни населения.

3.2 Разработка механизма формирования активной социальной политики в РФ

 

Социальная политика должна обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования, жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам, демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.

Показателем доступности здравоохранения может выступать количество человек на больничную койку, количество больниц. Качество проводимых реформ здравоохранения также можно оценить и по показателю заболеваемости на 1000 человек.

Количество больниц после реформы здравоохранения в среднем по России сократилось с 2005 года на 37,8%. Реформа была направлена на оптимизацию здравоохранения, при этом население уверяли, что увеличения количества человек на койку в больнице не будет – просто больницы объединяют для лучшего управления ими. Напрашивается вывод, что реформа здравоохранения направлена на удобства управленцев в этой системе, а не на интересы населения. Сокращение количества больниц, несмотря на эти заверения, стало причиной увеличения численности населения на одну больничную койку, что снижает качество обслуживания. Следует сказать об уменьшении численности врачей общей практики, что также связано с реформой здравоохранения: во-первых, количество больниц существенно сократилось за счет участковых больниц, а во-вторых, к врачам общей практики применяются такие требования, когда врач не может оказать качественную помощь, так как не имеет возможности качественно провести необходимую диагностику.

Реформа здравоохранения направлена на решение проблемы очередей в поликлиниках, но это решение и вызвало отток врачей общей практики.

Вместо строительства новых больниц, улучшения условий труда врача и увеличения заработной платы, привлечения молодых специалистов и улучшения качества образования в медицинских ВУЗах, ввели временные нормы осмотра пациентов.

Например, врач-педиатр должен осматривать пациента за 9 минут, врач-терапевт за 12 минут. Это прямо влияет на качество медицинской помощи и диагностики, за которые отвечает конкретный врач, что ставит под удар в первую очередь самого врача общей практики. В результате растет заболеваемость населения, что не может положительно сказаться на условиях жизни россиян.

Доступность и косвенно качество образования можно оценить по количеству детей на школу, количеству учеников на учителя, проценту окончивших ВУЗы от количества поступивших.

Количество детей на одну школу продолжает расти. Это связано с тем, что в России количество школ сократилось на 34,5% по сравнению с 2005 годом, однако количество учащихся в общеобразовательных учреждений медленно выросло.

Растет количество поступивших, но не окончивших ВУЗы. Это связано с тремя причинами:

  1. Поступившие не видят смысла в продолжении обучения, не нацелены на получение образования, так как нет ценностного отношения к знанию. Существует только прагматическое отношение к получению образования. Нежелание продолжать обучение связано ещё и с тем, что возрастает количество малоимущих с высшим образованием, одновременно падает количество малоимущих со средним полным образованием. Создаются условия, при которых наука и высшее образование не являются приоритетом, теряют свою привлекательность: зачем учиться пять лет, если нет достаточно высокооплачиваемой работы?
  2. Студенты, имея достаточный уровень знаний для поступления, не умеют учиться. У них сформировано потребительское отношение к процессу получения образования. Это объясняется тем, что у большинства бывших школьников отсутствует умение самостоятельного освоения и получения знания, что является основным отличием высшей школы от средней. По существу, будущие студенты привыкли к тотальному контролю, который вынуждена осуществлять средняя школа, так как нет воспитательной работы в школе, не формируется чувство социальной ответственности за свою работу, а главной целью учителя являются результаты школьника. Образуется своеобразный перекос и перенос ответственности за результаты обучения с учащегося полностью на учителя. Аксиома: процесс обучения — двусторонний процесс, и попытка пренебречь этим приводит к проблемам уже в высшей школе, в дальнейшем и в социальной жизни человека.
  3. Растет плата за обучение, что создает финансовые трудности. Это связано с экономической ситуацией в стране. Государство переложило полностью на плечи населения оплату и получение высшего образования. Не каждая семья обладает таким уровнем доходов, который позволяет закончить образование.

О благосостоянии и развитии общества говорит благосостояние семьи, домохозяйства с ребенком.

Это говорит о том, что создаются условия, при которых люди не готовы иметь детей, а в некоторых случаях не могут себе позволить иметь детей, то есть социальная политика не оказывает должной поддержки семьям с детьми. В результате дети становятся роскошью.

Увеличивается и разрыв населения по доходам. Децильный коэффициент фондов рос вплоть до 2007 года, после чего незначительно уменьшился и остался практически неизменным. В целом, разрыв по доходам с 1995 года только вырос, что сказалось на благополучии россиян и возможности обеспечивать детей. О доступности жилья можно судить по средней цене за квадратный метр жилого помещения. В среднем по России этот показатель по сравнению с 2000 годом на первичном рынке жилься вырос в 5,5 раз, на вторичном рынке жилья цена за квадратный метр выросла в 8,5 раз. За семь лет с 2015 по 2017 год цена за квадратный метр жилья на первичном рынке выросла в 2,5 раза, на вторичном – почти в два раза.

При этом каждая пятая семья в 2015 году с детьми до 18 лет собиралась улучшить свои жилищные условия.

Жилищные условия россиян улучшаются медленно. Постепенно уменьшается количество жилых помещений с износом более 31 до 65%, однако в 2016 году таких жилых домов всё ещё было больше половины. Медленно растет и количество жилья с износом выше 66%. Эти показатели свидетельствуют о том, что государство предпринимает какие-то попытки изменить ситуацию в лучшую сторону, но они явно не достаточны и ситуация требует быстрого и активного реагирования, больших вложений и внимания. Увеличивающийся разрыв между людьми с низким уровнем достатка и людьми с высоким уровнем достатка, трудности в получении образования, услуг здравоохранения, жилья стали одной из причин ухудшения психологического состояния людей, регулярных стрессов, которые «вошли в норму». В России одни из самых высоких показателей смертности — 13,3 человека на 1000 человек населения, смертности от самоубийств , употребления наркотиков что является показателем неблагоприятных условий для жизни. Ещё одним свидетельством является эмиграция.

С 2015 года количество эмигрантов растет, но особенно резкий скачок наблюдался в 2016 году: количество эмигрантов увеличилось в три раза по сравнению с 2014 годом. В 2017 году количество выбывших из страны превысило аналогичный показатель 2016 года. Это говорит о неблагоприятных условиях жизни для россиян.

 

Заключение

 

Социальная политика – одна из важнейших общегосударственных политик, присущая любому государству всегда. Мировоззренческие основы социальной политики были заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и человека – проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения жильём. Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов государства как такового – на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного государства.

Существует множество определений социальной политики.  Часто можно встретить отождествление социальной политики исключительно с социальной защитой населения.  Но социальная защита населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как социальная политика охватывает намного больший круг проблем.

Без ясного представления о социальной политике как системы, без ценностного подхода к планированию и постановке целей невозможно осуществить социальную политику. А без нее невозможен рост и развитие технологий, что создает препятствие для построения инновационной экономики. Это, в свою очередь, делает страну слабой по сравнению с теми, кто развивается более успешно, и ставит её в зависимость, то есть страна перестает быть суверенной. Растущее неравенство по доходам, недостаточная поддержка семьи как социального института, ухудшение условий жизни способны привести к социальному взрыву либо вымиранию коренного населения и обезлюживанию территории. Неэффективная социальная политика способна привести к исчезновению государства, делает страну нежизнеспособной.

Сейчас социальная политика России не успешна.  Об этом свидетельствуют статистические данные.

В России расходная статья бюджета «социальная политика» не включает в себя такие важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.

Размывание социальной политики в России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае, когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие, декларативностью поставленных целей — это может повлечь за собой дальнейшую деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.

Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. // СПС Консультант Плюс.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html.
  3. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/P /Gref2000000.htm.

 

Литература и электронные ресурсы:

 

  1. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. М.: ИНФРА-М, 2014.
  2. Бакалдина Е.С. Социальная политика. Орел: АПЛИТ, 2014.
  3. Гузаиров В.Ш. Социальная политика современной России. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013.
  4. Канаевой О.А. Социальная политика государства и бизнеса. Под ред. О.А. Канаевой. М.: Юрайт, 2015.
  5. Маргулян Я.А. Социальная политика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2016.
  6. Николаева. И. П, Экономическая теория: Учебник для вузов, Москва: ЮНИТИ-ДАНА,
  7. Поподко Г.И. Социальная устойчивость региональной экономической системы: условия и принципы формирования. Саратов: Изд. «КУБиК», 2014.
  8. Проблемы демографии и статистики населения. Материалы конференции 17 октября 2012 г., приуроченной к рождению пятимиллионного жителя Санкт-Петербурга. СПб.: Нестор-История, 2017.
  9. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2014.
  10. Тарент И.Г., Юдников С.А. Социальная политика государства. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2014.
  11. Фалилеев В.В. Социальная политика. Сост. В. В. Фалилеев. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012.
  12. Холостовой Е.И. Социальная политика. Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Юрайт, 2015.
  13. Шарков Ф.И. Основы социального государства. М.: Дашков и К°, 2014.
  14. Шопенко Д.В. Основные направления развития региональной социально-экономической политики. Под ред. Д.В. Шопенко. СПб.: СПбГИЭУ, 2015.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф