Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Формирование экологической культуры младших школьников в начальной школе»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников в начальной школе
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» младших школьников
1.2 Формы и методы формирования экологической культуры у младших школьников
1.3 Содержание и организация внеурочной деятельности с младшими школьниками
1.4 Организация и методика проведения экологических внеурочных мероприятий в начальной школе
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-эксперементальная работа по формированию экологической культуры у младших школьников через внеурочную деятельность
2.1 Выявление уровней экологической культуры и экологических знаний учащихся 2 «А» класса
2.2 Организация и методика проведения внеурочных занятий с экологической направленностью с учащимися 2 «А» класса
2.3 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы
Вывода по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

 

Введение

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предъявляет требование к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», которое называется «освоение основ экологической грамотности» [28; 284].
Актуальность темы обусловлена тем, что история человечества находится в неразрывной связи с окружающим миром. Вопросы традиционного человеческого взаимодействия с природой стали глобальной экологической проблемой. Если люди не научатся основам сбережения природных богатств в ближайшем будущем, то экологические катастрофы станут неизбежны, в результате которых может наступить гибель всего человечества. Для понимания важности заботы об экологии необходимо формировать экологическую грамотность и ответственное отношение к природе у детей уже с младшего школьного возраста, потому что на этом этапе полученные знания впоследствии могут быть преобразованы в сильные жизненные убеждения. Можно утверждать, что экологическое образование – одно из самых важных в наши дни.
Человек — это одно из главных звеньев живых существ на земле: его жизнь вне природы недостижима, он не способен идти против законов, по которым существует окружающий его мир. Современное общество сталкивается с такой задачей, как научится взаимодействовать с природой, жить с ней в полной гармонии. Если людям удастся это сделать, то у них появится шанс сохранить для будущих поколений жизнь на планете Земля.
На сегодняшний день, можно смело говорить о том, что вопрос экологической катастрофы является актуальным. Это можно объяснить тем, что люди не заботятся о своей природе, они оставляют мусор в местах отдыха, водоёмы всё чаще загрязнены бытовыми отходами, из-за мусора, который попадает в почву, она становится менее плодородной. Всё это, в будущем, обернётся для людей с не лучшей стороны, поэтому очень важно воспитывать в людях экологическую культуру, и надо делать это уже с раннего возраста.
В младшем школьном возрасте, ребёнок уже осознанно может сказать, что плохо для природы, а что хорошо. Поэтому очень важно в начальной школе уделить внимание экологическому воспитанию детей. Проблемам, которые происходят в экологии, нужно посвятить не только урок «Окружающий мир», но также и внеурочные занятия.
На сегодняшний день, нельзя сказать, что экологическое образование в школах осуществляется в полной мере. Учащимся начальной школы предоставляются лишь общие знания о природе и о том, какими методами её защитить. Дальнейшее же экологическое воспитание младших школьников будет зависеть напрямую от того, насколько глубоко он ценит природу и от того, какое нравственное воспитание он получил по отношению к природе и объектам природы.
Со стороны образовательных учреждений внимание формированию экологической культуре должно уделяться с первых лет обучения и продолжаться на всём протяжении обучения школьников.
Актуальность данной темы определяется тем, что обучающийся в начальной школе восприимчив в понимании окружающей его природы. У него укрепляются представления об бережном отношении к окружающему его миру, он приобретает навыки правильного поведения в природе.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования базы экологической культуры, в это время учащиеся заинтересованы в изучении окружающего мира и наиболее эмоциональны.
В.А. Сухомлинский призывал учитывать влияние природы на духовно- нравственное развитие учеников.
Такие психологи, как Л.С. Выготский [11], А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина [29], В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие отмечают, что начало познавательного интереса в изучении природы у школьников закладывается с первых шагов обучения.
Такие авторы как А.Н. Захлебный [19], И.Д. Зверев [21], Б.Т. Лихачев [29], Л.П. Салеева [40], И.Т. Суравегина [44], А.А. Плешаков [33] раскрывают цели, задачи, принципы, условия и формы формирования экологической культуры младшего школьника.
Экологическая культура – это уровень восприятия детьми природы, окружающего мира, своего положения во вселенной, это важная часть обучения в начальной школе. Ученики, получившие правильное понятие об экологической культуре, будут бережно относится к окружающей его природе.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как учебной, так и внеучебной деятельности.
Эффективность формирования экологической культуры младших школьников во внеурочное время обусловлена возможностью сочетания различных видов работы и творческого применения полученных знаний об окружающем мире. Во внеурочной практике сочетаются познавательная, игровая, трудовая, исследовательская, проектная деятельность. Используются индивидуальные, групповые, массовые формы работы. Индивидуальные занятия часто включают наблюдения детей за природными явлениями, видами растений и животных, проведение различных опытов. Групповая работа может быть организована в рамках кружков экологической направленности, позволяющих собрать заинтересованных ребят, стремящихся глубже погрузиться в вопросы охраны окружающей среды.
Исходя из вышесказанного была определена тема исследования «Формирование экологической культуры у обучающихся 2-го класса средствами внеурочной деятельности».
Была сформулирована проблема исследования: как влияет внеурочная деятельность на формирование экологической культуры младших школьников?
Цель исследования: изучение форм и методов формирования экологической культуры у младших школьников в процессе внеурочной работы.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования – организация и методика проведения внеурочных занятий с целью формирования экологической культуры у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы считаем, что процесс формирования экологической культуры младших школьников во время внеурочной деятельности будет эффективен, если учителем будут:
— использованы современные технологии воспитания экологической культуры младших школьников (проектная деятельность, экскурсии, дидактические игры, внеклассные занятия и д.р.);
— реализован личнстно-ориентированный подход к формированию экологической культуры младших школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников.
2. Изучить формы и методы формирования экологической культуры младших школьников.
3. Выявить особенности организации процесса формирования экологической культуры во внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе.
4. Разработать и реализовать конкретные конспекты внеурочных занятий по формированию экологической культуры младших школьников.
Методы исследования:
— изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
— наблюдение за деятельностью обучающихся на внеурочных мероприятиях;
— анкетирование и тестирование обучающихся;
— опытно-экспериментальная работа;
— обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Экспериментальной базой являлась ГБОУ «Школа» №… города Москвы, во 2-м классе.

Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников в начальной школе

1.1 Сущность понятия «экологическая культура» младших школьников

 

О проблемах экологии и окружающей среды сейчас говорится много и часто. Изменения климата, загрязнение воды и воздуха – эти вопросы регулярно поднимаются в средствах массовой информации. Однако подавляющая часть населения предпочитает дистанцироваться от проблем такого рода. И причина тому – отсутствие не столько знаний в области экологии, сколько осознания причастности к окружающему миру, основы которого закладываются в раннем возрасте. Поэтому такое внимание сегодня уделяется формированию экологической культуры младших школьников.
Эта задача выходит за рамки классической педагогики и становится общественной. Само понятие «экологическая культура» довольно многогранное, поэтому можно встретить большое количество определений. Речь здесь идет о гармоничном слиянии потребностей человека и принципов существования окружающей среды.
По мнению Е.П. Богдановой, обладать экологической культурой – значит уметь действовать, соотносясь с требованиями рационального природопользования, не допускать загрязнения и разрушения окружающей среды. Для этого необходимы не только знания в сфере биологии, географии, химии, экологии, но и ценностные ориентиры, осознание важности подобной линии поведения. И закладываются такие ориентиры в раннем детстве [8, c. 71].
Итак, экологическое образование является одним из важнейших направлений воспитания детей младшего школьного возраста, которое предусматривает формирование у них сознательного восприятия окружающей их природы, веры в необходимость бережного отношения к ней и разумного использования ее богатства.
И.Д. Зверев в своей работе говорит о том, что правильно организованное экологическое образование способствует развитию познавательных процессов у детей, а также формированию целостной картины мира и бережного отношения к природе и природной среде [21, c. 69]. В настоящее время все большее значение приобретает процесс экологического образования в начальной школе. К нему уже не так формально подходят, как это было всего несколько лет назад. Это объясняется тем, что в современной образовательной парадигме формирование экологической культуры и экологических компетенций у младших школьников является приоритетным направлением.
А.А. Плешаков отмечает, что экологическое образование детей младшего школьного возраста предполагает приобретение детьми следующих знаний и навыков:
1) иметь комплекс определенных знаний о природе, явлениях природы, а также о некоторых связанных с ней фактах;
2) уметь прослеживать цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями природы;
3) знать вообще все многообразие живой и неживой природы;
4) понимать роль природы в жизни каждого человека и всего человечества;
5) осознавать ее значение для сохранения природы [33, c. 4].
По мнению Э.В. Садельниковой, экологическое образование детей младшего школьного возраста основывается на ряде целей, которые включают в себя следующее:
1) формирование целостного представления о природе и ее значении в социальной жизни человека, его работе и отдыхе;
2) развитие у каждого ребенка способности воспринимать мир таким, каким он создан, и понимать его красоту и неповторимость;
3) осваивать навыки самых маленьких школьников понимать окружающий мир;
4) организация всестороннего нравственно-эстетического отношения к природе и природной среде [42, c.26].
Таким образом, экологическое воспитание детей младшего школьного возраста является одним из важнейших компонентов общего образования детей в начальной школе.
Г.М. Шипицына отмечает, что младший школьный возраст – это тот возраст, когда у ребёнка идёт наиболее эффективное формирование экологической культуры, так как именно в этом возрасте дети способны как эмоционально, так и чувственно познать окружающий мир. В начальной школе ребёнок способен сознательно открыть для себя картину миру, осознанно сформировать для себя то, как он относится к природной и социальной среде, а также то, как он относится к самому себе [52, c.14].
То, насколько правильно выстроен урок в начальной школе, насколько учитель сумел качественно обеспечить эмоциональную реакцию обучающихся, в результате определяет глубину впечатлений, которые получают ученики на уроке [11, с. 6].
В 1866 году немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель ввел понятие «экология», выдающееся. Он считал, что связь между живыми существами и окружающей их средой является предметом экологического исследования [15, c. 60].
Экологическая культура как дисциплина зародилась в контексте культурологии. Усиление экологических проблем привело к необходимости создания этой дисциплины и важности переосмысления смысла природы в жизни человека. На фоне экологических проблем экология как наука начала развиваться. Первоначальной темой экологических исследований был поиск знаний о живых растениях и организмах.
Впоследствии биосфера стала объектом исследований в 70-е годы ХХ века, направлением социальной экологии, где объектом исследований становятся взаимоотношения человека и природы, то есть главной проблемой формирования экологической культуры становится центральный объект — понятие экологической культуры, ее структура и методы развития. В целом понятие экологической культуры включает в себя уровень восприятия природы человека и окружающего его мира, их отношения к этим двум понятиям и их место в мире.
Авторы также подчеркивают следующие ценности: Экологическая культура — это способ координации природного и социального развития, гарантирующий сохранение природной среды через игру. [5, с. 115].
И.В. Цветкова в своих трудах говорит о том, что экологическая культура — это способ соединения людей с природой, основанный на их более глубоких знаниях и понимании [50, c. 89]. Экокультура — это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и отдельных людей к природе.
В конце 20-го века внимание к экологической культуре возросло. В настоящее время экология, биология, философия и педагогика принимают непосредственное участие в развитии экологической культуры. Методологический аппарат науки разрабатывает системы, обеспечивающие экологические знания, ценные ориентиры как фактор воспитания экологической культуры, формы и методы экологического образования [7, c. 92].
Поиск стратегий и технологий экологического образования остается актуальным, изучаются проблемы формирования экологического сознания человека, разрабатывается структура экологического образования, его цели, задачи и методы. Важна проблема воспитания экологически культурной личности, обладающей знаниями об окружающем мире, уважающей ценность природы и интересующейся ею, человеческими чувствами: доброта, любовь, сострадание [14, c, 86].
Сегодня признаком экологической культуры, основанной на определении этого понятия, является степень социального и природного единства человека. Благодаря этому единству мы, человечество, добились стабильности природы и общества, сформировав социально-природную систему, в которой природа является сущностью человеческой природы и, следовательно, средством ее сохранения. [1, с.140] Элементами экологической культуры младших школьников, по мнению А.А. Плешакова, являются:
 бережное отношение к окружающей среде;
 устойчивое знание окружающего мира и взаимосвязей всех живых существ;
 правильное понимание моральных установок «здорового образа жизни» (ЗОЖ) и понимание экологических ценностей;
 эмоциональная восприимчивость к природе и ее явлениям;
 положительные чувства и ощущения от общения с окружающей средой;
 желание познавать и узнавать окружающий мир [34, c. 64].
Основной целью экологического образования в школе, как отмечает С.П. Николаева, является формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций [32, c. 77].
По мнению Т.В. Кучера, экологическое образование школьников направлено на передачу экологического опыта старшему поколению. Однако этого не всегда достаточно для того, чтобы экологическое образование было полным и эффективным. Автор отмечает, что для достижения этой цели школьник должен быть активным участником образовательного процесса и оказывать влияние на старшеклассников и сверстников [28, c. 91].
Следует отметить, что экологические цели школьного образования различаются в зависимости от возраста детей. Целями экологического воспитания детей в начальной школе, по мнению А.С. Дмитриевой, являются:
1) воспитание бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
2) воспитание устойчивого стремления к соблюдению моральных принципов в процессе взаимоотношений с природой и использования природных ресурсов;
3) содействие достижению экологических целей, активная деятельность по изучению правил обращения с природой и способов ее охраны [16, c. 17].
Как отмечает Н.Ф. Виноградова, цели экологического воспитания детей начальной школы аналогичны целям воспитания детей в дошкольных учреждениях. Однако помимо воспитательных, образовательных и развивающих видов задач существует ряд специфических задач, основанных на возрастных особенностях и потребностях детей младшего школьного возраста [12, c. 22].
О.М. Барковская выделяет следующие задачи экологического воспитания в начальной школе:
1) образовательные и воспитательные задачи: углубление и расширение существующих знаний об окружающей среде;
2) поведенческие задачи: развитие начальных экологических навыков и умений;
3) познавательные задачи: развитие познавательной, творческой и социальной активности детей в процессе деятельности по охране окружающей среды;
4) образовательные задачи: направлены на воспитание чувства уважения к природе [5, c. 33].
Работа по экологическому просвещению проводится как в классе, так и вне школы. На начальном этапе обучения детей, в первую очередь, знания о мире человека и о мире природы даются как непосредственная среда обитания учащегося, и это очень важно, потому что эти базовые знания должны обеспечивать учащемуся естественные, социальные и познавательные потребности. Через внешний мир ребенок должен знать многообразие форм, цветов, различных проявлений, состояний природы, фауны, флоры, сезонных изменений, свое важное и значимое место в этом мире [10, c. 54].
Следует отметить, что каждый академический предмет вносит свой вклад в задачи, связанные с экологическим воспитанием ребенка, но для любого предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются самыми важными. «…Образование может породить некоторые личностные качества, но оно не будет воспитываться, если мы не организуем его таким образом, чтобы достичь желаемого образовательного эффекта», — говорит я. Лернер в своей работе.
И хотя в учебном плане нет предмета «Окружающая среда», учебный план начального образования предполагает определенную систему работы в окружающем нас мире, которая показывает хорошие результаты. Работа по экологическому воспитанию детей нашла свое отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также в участии детей в городских экологических конкурсах.
Все мероприятия по экологическому воспитанию поддерживаются и переплетаются с задачами, определенными на других уроках — литературы, музыки, русского языка, математики и всего мира. Здесь все зависит от навыков учителя, который определяет воспитательные задачи, уточняет и «плетет» уроки на экране, привлекает детей к творческой деятельности и прочно закрепляет полученные ранее знания об окружающей среде. Главным и неотъемлемым компонентом экологического образования и воспитания учеников начальной школы является специально разработанная система уроков.
В целом, работа по экологическому образованию позволяет реализовать потенциал образовательных, воспитательных и развивающих функций, тем самым обеспечивая более надежную основу для экологической ответственности младших школьников.
Вышеизложенное фактически характеризует функции экологического образования младших школьников, которые можно обобщить в следующей форме [9]:
Образовательное — формирование различных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентация в доступных научных, социальных, научных, исторических и экологических понятиях.
Развитие — осознание индивидуальных отношений, существующих в мире природы и общества, умственное и личностное развитие учащегося.
Воспитание — социализация ребенка, принятие законов существования в окружающей среде, развитие эмоционального мировоззрения, формирование этически-эстетических чувств в единстве, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально жить и действовать в соответствии со знаниями своего организма и гармоничного взаимодействия с природой, организация, обеспечение начального воспитания ребенка, его культурного фонда.
Подводя итог данному параграфу, можно сделать вывод о том, что критериями эффективного экологического образования могут быть как система знаний на глобальном, региональном и местном уровнях, так и реальное улучшение состояния окружающей среды благодаря усилиям младших школьников.

 

1.2 Формы и методы формирования экологической культуры у младших школьников

 

Говоря о формировании основ экологической культуры младших школьников, педагоги-исследователи отмечают, что в это понятие входит: интерес к проблемам охраны природы; знания об окружающей среде, принципах ее развития; эмоциональное восприятие природы; экологическая грамотность; личные мотивы, определяющие отношение к окружающей среде. Это становится комплексной задачей для всего школьного коллектива.
Начальные классы — это важный период в развитии мировоззрения ребенка, время интенсивного накопления представлений об окружающем мире. В этот период экологическое образование становится приоритетной педагогической задачей. И ее решение невозможно без перестройки образовательного процесса.
В рамках ФГОС большое внимание уделяется формированию экологической культуры у младших школьников. Планируется включить экологический компонент не только во все предметы школьной программы, но и в практику внешкольной деятельности. Определены цели формирования экологической культуры у младших школьников [46]:
1) развитие познавательного интереса, готовности к изучению и пониманию окружающего мира, практических навыков осознанного взаимодействия с ним;
2) создание целостного представления о природной и социальной среде;
3) воспитание готовности следовать нравственным нормам в отношении окружающей среды.
Таким образом, в основу экологического образования заложено несколько основных компонентов: ценностный, познавательный, деятельностный.
Как отмечает Г.Н. Тютерева, экологическое образование — это процесс непрерывного развития и воспитания, направленный на формирование знаний, идей и навыков ответственного отношения к окружающей среде [45]. Эти составляющие экологической культуры учитываются при выборе методов и приемов, используемых в экологическом воспитании младших школьников.
Такие учёные, как: Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванов, Е.М. Клемяшова и другие отмечают, что образовательный процесс основан на следующих принципах:
1) комплексный подход (экологические концепции излагаются на различных уроках и во внешкольной практике);
2) учителя, родители и представители общины участвуют в экологическом воспитании детей;
3) разнообразие используемых технологий;
4) эмоциональная вовлеченность детей [15, c. 52].
Л.И. Бурова в своих трудах отмечает, что эффективные методы экологического образования включают:
1) обсуждение проблем и вопросов;
2) выполнение творческих задач междисциплинарного характера;
3) организацию экскурсий и проектов и т.д.[10, c. 46].
Важно, чтобы теоретические знания детей могли быть применены на практике.
По мнению Т.В. Вальковой, особым направлением является формирование экологической культуры у младших школьников через игру. Данный вид работы, как отмечает автор, наилучшим образом соответствует возрасту учащихся и дает возможность получить знания в доступной форме с положительной эмоциональной окраской [11, c.5].
Безусловным лидером школьной программы, позволяющим знакомить ребят с основами экологических знаний, остается предмет «Окружающий мир». Большинство педагогов отдают предпочтение тематическим программам: «Зеленый дом» (А. А. Плешаков); «Природа и люди» (З. А. Клепинина); «Мир и человек» (А. А. Вахрушева). В перечисленных разработках большое место отводится проблемам охраны и бережного отношения к природе. При отборе материала и разработке заданий соблюдаются краеведческий, деятельностный, экологические подходы.
Л.Д. Бобылева отмечает, что в формировании основ экологической культуры младших школьников важную роль играет ценностный компонент. Поэтому на занятиях по «Окружающему миру» часто используется прием отождествления, позволяющий ребенку расширить собственные представления о природном окружении, эмпатически включиться в процесс. Для этого ребятам при выполнении заданий предлагается представить себя на месте природного объекта в конкретных условиях. На занятиях также приветствуется смена видов деятельности, включающая: элементы игры, логические упражнения, продуктивные задания, творческие работы [7, c. 79].
По мнению С.Н. Арсентиевой, формирование экологической культуры младших школьников – комплексная проблема. Поэтому, как отмечает автор, в воспитании бережного отношения к природе задействованы возможности и содержание всех предметов курса начальных классов. Начинаясь на уроках окружающего мира, процесс формирования основ экологической культуры младших школьников продолжается на занятиях по математике, русскому языку, литературному чтению и находит отражение во внеурочной деятельности [2, c. 43].
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) способствуют развитию нравственных представлений и ориентаций, убеждений, связанных с отношением к природе. На уроках математики ребята учатся количественно оценивать состояния природных объектов, чему немало способствуют задачи экологической направленности. Технология в начальной школе дает возможность на практике познакомиться со свойствами природных материалов и возможностями их экономичного использования [22, c. 40].
Эффективны также интегрированные уроки, Например, литературное чтение + окружающий мир. Они формируют у детей целостное представление об окружающей действительности, учат видеть взаимосвязь явлений.
Таким образом, подводя итог данному параграфу, можно сделать вывод о том, что формирование экологической культуры младших школьников заключается в целостном подходе к построению образовательного процесса, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей, углубленного изучения предмета, а также практической деятельности учащихся.
Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов и форм деятельности, которые применяются на всех учебных предметах начальной школы.
Наиболее важными для формирования экологической культуры являются уроки окружающего мира, на которых применяются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.

 

1.3 Содержание и организация внеурочной деятельности с младшими школьниками

 

Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с проектом нового базисного учебного плана он становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для учащихся.
Новая ФГОС определяет взаимосвязь между образованием и воспитанием: образование рассматривается как образовательная миссия, как ценностно-ориентированный процесс[46]. Оно должно охватывать и пронизывать все виды образовательной деятельности: образовательную и внешкольную.
Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как учебной, так и внеучебной деятельности. Под внеклассной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от класс-уроков, и направленную на достижение запланированных результатов основной образовательной программы начального общего образования [46].
Внеурочная деятельность школьников, по мнению Л.Д. Бобылевой и О.В. Бобылевой, — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с базовой образовательной программой учебного заведения решаются проблемы образования и социализации, развития интересов, формирования общеобразовательной деятельности [6, c. 65].
И.Б. Дуденко отмечает, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, что позволяет в полной мере реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Особенностями этой составляющей образовательного процесса являются предоставление учащимся широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения конкретным содержанием внешкольной деятельности [17, c. 29].
Внеурочная деятельность в начальной школе, по мнению И.А. Кузнецовой, позволяет решать ряд очень важных задач:
 обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
 оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
 улучшить условия для развития ребенка;
 учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся [27].
Внеурочная деятельность организуется в направлениях развития личности (спортивно-оздоровительная, духовно-нравственная, общекультурная, общеинтеллектуальная, социальная), в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, поисковые и научно-исследовательские работы, общественно-полезные практики и другие [20].
Внеуроная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и одной из форм организации досуга учащихся. Под внеклассной деятельностью сегодня понимается в основном деятельность, организованная во внеклассное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Интерес школы к решению проблемы внеклассной деятельности объясняется не только ее включением в учебный план 1-4-х классов, но и новым взглядом на результаты обучения. Школа и дополнительное образование обеспечивают реальную вариативность образования, возможность выбора [39].
Внеурочная деятельность является частью основного образования, которая направлена на то, чтобы помочь учителю и ребенку освоить новый вид образовательной деятельности, сформировать образовательную мотивацию, внешкольная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся, выстраивает сеть, которая обеспечивает детям поддержку, поддержку на этапах адаптации, умение сознательно применять базовые знания в ситуациях, отличных от школьной.
Такие учёные, как: В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина отмечают, что целью внеурочной деятельности является создание условий для выражения и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, осмысления духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей [37, c. 82].
Таким образом, подводя итог данному параграфу, отметим, что внеурочная деятельность должна обеспечить всестороннее и гармоничное развитие школьника, что должно повысить интерес к изучению того или иного элемента.
Роль внеурочной деятельности велика. За пределами круга знаний, определяемого школьными программами, есть много увлекательных, ярких страниц.
Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует глубоким знаниям учеников по предмету, развивая их познавательные интересы и способности.
Во взаимосвязи академической и внеклассной деятельности классу отводится ведущее место. Когда эта связь нарушается и внеклассная деятельность основывается только на интересах учащегося, успеваемость учащегося по предмету является низкой.

 

1.4 Организация и методика проведения экологических внеурочных мероприятий в начальной школе

 

Внеклассные занятия – обязательный элемент системы экологического образования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников во внеурочное время обусловлена возможностью сочетания различных видов работы и творческого применения полученных знаний об окружающем мире. Во внеурочной практике сочетаются познавательная, игровая, трудовая, исследовательская, проектная деятельность [13]. Используются индивидуальные, групповые, массовые формы работы. Индивидуальные занятия часто включают наблюдения детей за природными явлениями, видами растений и животных, проведение различных опытов. Групповая работа может быть организована в рамках кружков экологической направленности, позволяющих собрать заинтересованных ребят, стремящихся глубже погрузиться в вопросы охраны окружающей среды.
Массовые внеурочные занятия (тематические акции, праздники, деловые игры) способствуют не только развитию экологической культуры, но и успешной социализации школьников.
Л.М. Хафизова отмечает, что внеклассная работа позволяет использовать такие формы работы, положительное значение которых сложно переоценить, но применять их в рамках урока сложно. Это игры-путешествия, экскурсии, длительные эксперименты, экологические театральные постановки [48, c. 43].
Дополнить содержание курса окружающего мира, расширить знания и навыки в сфере экологии позволяет кружковая работа. Программы составляются учителями, в расчете 1-2 занятий в неделю на протяжении учебного года.
Как отмечают: И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер, основные направления методики формирования экологической культуры у младших школьников на кружковых занятиях:
1) познавательное;
2) исследовательское;
3) практическое;
4) познавательно-развлекательное [44, c. 13].
Задача познавательного и развлекательного направлений работы, по мнению А.В. Миронова, – знакомство детей с окружающими объектами живой и неживой природы, влиянием человека на природу в занимательной, игровой форме. Это могут быть экологические игры, праздники, смотры, презентации [30, c.149].
В исследованиях Л.П. Симоновой показаны формы и методы экологического обучения младших школьников во внеурочное время [43, c. 37].
Хочется остановиться подробнее на наиболее эффективных формах внеклассных занятий. Познавательные разговоры, информационные часы способствуют развитию общих горизонтов ребенка, формируют его интерес. Например, «Азбука окружающей среды», информативный разговор.
Одной из интересных форм внеклассной деятельности является информационная викторина. В этой форме работы вместе с вопросами по экологии предоставляется краткая информация по конкретному вопросу.
Примером может служить мероприятие «Знакомые незнакомцы». Разговор оживляет обучение, активизирует мышление детей и развивает их речь. В ходе беседы учитель последовательно поднимает вопросы для обсуждения, уточняет высказывания учащихся и дополняет их своими объяснениями. Разговор основан либо на тексте статьи, либо на наблюдении детей за природой и во время экспериментов, либо на рассказе учителя. В формировании экологической культуры разговор также играет важную роль.
Педагог учит отношениям с окружающей средой, культуре поведения в ней. В ходе беседы происходит комплексное формирование среды, нравственности и знаний младших школьников. Компоненты базовой культуры личности, такие как вера, мораль, окружающая среда [7, с. 173]. И значительную роль в этом процессе могут сыграть этические разговоры, которые научат школьников экологически обоснованному поведению в природе.
Л.П. Салеева отмечает, что ролевые игры и игры, основанные на известных телевизионных программах, вызывают неподдельный интерес у младших школьников и дают возможность проявить себя. Углубимся в методологию создания этих игр [40, c. 16].
В возрасте 7-11 лет у детей формируются целенаправленные знания, эмоциональные состояния. Они по-новому испытывают различные чувства (позитивные и негативные). Идет активный процесс развития способностей, приходит понимание своих интересов. Эмоции и чувственное восприятие являются необходимым условием полноценного развития и воспитания ребенка.
Взаимодействие с окружающей природой является катализатором развития эмоционального состояния детей. Природа в большой степени влияет на чувственность ребенка за счет того, что она яркая и разнообразная, при этом природа всегда меняется. Смена поры года приводит в восторг детей. Летом – зелень, пение птиц, ароматы, вокруг разнообразные цветы. Осенью – все покрывается желтизной и опадают листья. Зимой – выпадает снег (для детей снег – игрушка). Весна – пора пробуждения всего живого. Природа является способом развития любопытства, интереса и приятных эмоций.
Однако, природа может побудить и негативные действия у детей. Кто-то ловит и убивает насекомых, кто-то рвет и топчет траву и цветы, кто-то потрошит птичьи гнезда и скворечники. Дети в этом возрасте не до конца понимают, что своими поступками убиваю природу.
Невежественное отношение детей к природе говорит о неумении ее правильно воспринимать. Для этого детей стоит учить общаться с природой: любоваться, ухаживать и оберегать природу. Природу можно изучать, мир природы очень интересный и огромный. Каждый ребенок может найти свой способ: выращивать цветы, наблюдать за насекомыми и т.д. Разумное использование и взаимодействие с природой приведет к увеличению природного богатства и улучшению экологической обстановки.
В процессе воспитания и обучения детей можно использовать различные внеклассные мероприятия, использовать в качестве материалов не только книги и рассказы, а также использовать наглядный материал. Выходы/выезды с детьми на природу благоприятно сказываются на процессе. Дети, которые чаще бывают на природе, учатся ее слышать. Они расширяют свой кругозор, приходит понимание природы, постепенно приходит понимание, как устроена природа. Каждый ребенок может для себя решить, как он будет обращаться с ней. Возможно, появится желание сохранить природу и приумножить ее богатства. Кто-то может поставить цели, связанные с природой [8, c. 54].
Формирование социокультурной образовательной среды, а также создание условий, необходимых для социализации и всестороннего развития личности, являются актуальными задачами современного учебного заведения. Внеклассная работа, как комплексная деятельность, направленная на подготовку специалиста, развитие его творческих и исследовательских способностей и социальных качеств, оказывает незаменимую помощь. Организация внеклассной работы рассматривается как процесс формирования личности школьника.
Почти каждая средняя школа в Соединенных Штатах предлагает студентам возможность участвовать в какой-то внеклассной деятельности, будь то спорт, музыка, театр, академические клубы, студенческое самоуправление или специальная группа по интересам. В отличие от традиционных школьных программ, которые почти полностью ориентированы на академиков, внеклассные занятия помогают учащимся усвоить такие ценности, как конкуренция, командная работа, индивидуальная инициатива, групповая ответственность, чувство общности, выносливость, разнообразие и даже навыки межличностного общения. Внеклассные занятия также помогают закрепить навыки и уроки, преподанные в классе. Например, школьники, которые присоединяются к бизнес-клубу, узнают, как применять различные математические концепции в реальном контексте. Научные клубы предоставляют детям канал для расширения их знаний и понимания концепций, которые они изучают на уроках биологии, химии и естествознания. Большинство школ считают внеклассную деятельность частью полноценного образования.
О проблемах экологии и экологии сейчас говорят много и часто. Изменение климата, загрязнение воды и воздуха — эти вопросы регулярно поднимаются в средствах массовой информации. Однако подавляющее большинство населения предпочитает дистанцироваться от проблем такого рода. И причиной этого является отсутствие не столько знаний в области экологии, сколько осознания причастности к окружающему миру, основы которого закладываются в раннем возрасте. Поэтому такое внимание сегодня уделяется формированию экологической культуры младших школьников. Эта задача выходит за рамки классической педагогики и становится публичной.
Начальные классы — это знаковый период в развитии мировоззрения ребенка, время интенсивного накопления представлений об окружающем мире. В этом сегменте экологическое образование становится приоритетной педагогической задачей. И ее решение невозможно без перестройки учебного процесса. В рамках федеральных государственных образовательных стандартов большое внимание уделяется формированию экологической культуры младших школьников. Экологический компонент планируется включить не только во все предметы школьной программы, но и в практику внеурочной деятельности.
Основные задачи формирования экологической культуры младших школьников [14, c. 90]:
 развитие познавательного интереса, готовности к изучению и пониманию окружающего мира, практических навыков сознательного взаимодействия с ним;
 создание целостного представления о природной и социальной среде обитания;
 способствовать готовности соблюдать экологические стандарты.
Таким образом, основу экологического образования составляют несколько основных компонентов: ценностный, познавательный, деятельностный.
Экологическое образование — это процесс непрерывного развития и воспитания, направленный на формирование знаний, представлений и умений, позволяющих ответственно относиться к окружающей среде. Эти компоненты экологической культуры учитываются при выборе методов и приемов, используемых в экологическом воспитании младших школьников. Образовательный процесс строится на следующих принципах [22, c. 85]:
 комплексный подход (экологические представления закладываются на разных уроках, а также во внеурочной практике);
 в экологическом воспитании детей принимают участие педагоги, родители, представители общественности;
 разнообразие используемых технологий;
 эмоциональная вовлеченность детей.
К числу эффективных методов экологического воспитания относятся: проблемные беседы и вопросы, выполнение междисциплинарных творческих заданий, организация экскурсий, проектов и так далее. Важно, чтобы теоретические знания детей можно было применять на практике. Особое направление — формирование экологической культуры младших школьников через игру. Данный вид работы наилучшим образом соответствует возрасту учащихся, дает возможность приобрести знания в доступной форме с позитивной эмоциональной окраской.
Формирование экологической культуры младших школьников — сложная задача. Поэтому в воспитании бережного отношения к природе задействованы возможности и содержание всех предметов начальной школы. Начиная с уроков окружающего мира, процесс формирования основ экологической культуры младших школьников продолжается на занятиях по математике, русскому языку, литературному чтению и находит отражение во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является обязательным элементом системы экологического образования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников во внеурочное время обусловлена возможностью сочетания различных видов труда и творческого применения полученных знаний об окружающем мире. Во внеурочной практике сочетаются учебная, игровая, трудовая, исследовательская и проектная деятельность. Используются индивидуальные, групповые, массовые формы работы.
Индивидуальные занятия часто включают наблюдение детей за природными явлениями, видами растений и животных, а также проведение различных экспериментов [2].
Групповая работа может быть организована в рамках экологических групп, которые объединяют заинтересованных людей, желающих глубже погрузиться в экологические проблемы.
Массовые внеклассные мероприятия (тематические акции, праздники, деловые игры) способствуют не только развитию экологической культуры, но и успешной социализации школьников.
Внеклассная работа позволяет использовать такие формы работы, положительное значение которых трудно переоценить, но трудно применить их в рамках урока. Это игры-путешествия, экскурсии, длительные эксперименты, экологические театральные постановки.
Проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Реализация проектов в немалой степени способствует формированию экологической культуры личности младшего школьника. В процессе обучения детей:
 получат эмоциональный опыт непосредственного взаимодействия с природой;
 твердо усвоят правила зеленого поведения;
 будут учавствовать в природоохранной деятельности.
Работа над экологическими проектами ведется индивидуально или в небольших группах.
Учитель в этом случае занимает позицию модератора, тактично направляя, подсказывая, советуя. Тематика экопроектов может быть предложена детям на выбор в зависимости от их интересов и предпочтений. Для того чтобы мотивировать, желательно, чтобы они были связаны с зоной ближайшего развития учащихся. Учитывая возраст участников, очень важна родительская поддержка [54].
Примерные направления проектирования:
 «Экология в доме» (изучение параметров оптимальной температуры, влажности, состава воздуха, энергосбережение);
 «Книга жалоб» (встреча с представителями окружающей флоры и фауны, выявление угрожающих им опасностей);
 «Мусорное Царство» (поиск наиболее экологически чистых способов сбора, переработки и утилизации бытовых отходов).
Стремясь вызвать эмоциональную реакцию у школьников и показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и ободрение. При использовании этих методов обучения на правильном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, учитель может сформировать экологически грамотную и образованную личность. Для того чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.
Большое воспитательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа — это своего рода «тропы изучения природы», которые активно создаются в последние годы. Целью создания такой тропы является обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Во время прогулок по экологической тропе детей учат закреплять красивый пейзаж, одинокое дерево, а затем на основе рисунка делать эскиз и рассказ.
Большое значение в экологическом воспитании детей уделяется наблюдению за прогулкой. Эта работа не только развивает у детей навыки наблюдения, но и побуждает их делать выводы об определенных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Экскурсии по экологической тропе доставляют детям огромную радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе. Взаимодействуя с окружающей средой, дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания, воспитывают духовные, нравственные и волевые качества, такие как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выносливость, коллективизм.
Развиваются двигательные навыки, улучшается здоровье, изучаются правила поведения в окружающем мире природы.
Для формирования у детей сознательного отношения к природе необходимо вдумчиво использовать природную и предметную среду, показать связь растений и животных с внешними условиями, их приспособляемость к окружающей среде, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Выводы по первой главе

На основе изучения и анализа литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников были сделаны выводы о том, что экологическое образование школьников является приоритетным направлением в работе школы, которая осуществляется с учетом возраста учащихся, с конечной целью формирования экологической культуры. Под экологическим воспитанием понимается непрерывный процесс воспитания, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентиров поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных потребностей и потребностей человека с нормальным существованием и развитием окружающей среды.
Экологическое воспитание учащихся должно осуществляться в системе с использованием краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Учащиеся должны быть вовлечены в практическую деятельность по защите местных природных ресурсов в пределах своих возможностей.
Таким образом, в процессе анализа материалов по теме исследования, было выявлено следующее:
1. Экологическое воспитание – одно из основных направления в процессе обучения школьников;
2. Экологическое образование лучше всего проводить во внеурочное время;
3. Существует множество способов обучения детей;
4. Приучение детей к любви к природе – залог здоровой экологии в мире;
5. Экологическое воспитание помогает эффективному развитию эмоциональной сферы детей;
6. Природа и человек – это одно целое.
Дети должны уметь обращаться с окружающим миром, уметь сохранить природу. Экологическое воспитание возможно на уроках окружающего мира и на внеклассных практических занятиях. Правильное экологическое воспитание – залог сохранения природы и здоровья всего человечества.

Глава II. Опытно-эксперементальная работа по формированию экологической культуры у младших школьников через внеурочную деятельность
2.1 Выявление уровней экологической культуры и экологических знаний учащихся 2 «А» класса

2.2 Организация и методика проведения внеурочных занятий с экологической направленностью с учащимися 2 «А» класса

2.3 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения / В.И. Артамонова. – М.: Педагогика, 2008.
2. Арсентиева С.Н. Системный подход в экологическом воспитании и развитии младших школьников // Воспитание школьников. – 2018. – № 6. – С. 40-44.
3. Афанасьева, Е. А. Экология не знает границ / Е. Афанасьева // Юный натуралист. — 2004.- №1. с.30-32.
4. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова// Начальная школа. 2007.№ 9.с.16-17.
5. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологической культуры / О.М. Барковская // Начальная школа. — №2. — 2006. -с.32-33.
6. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическая культура младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. -с.64-75.
7. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологической культуры младших школьников / Л.Д. Бобылева. // Начальная школа. — 2006.- № 4. -с.77-83.
8. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 172.
9. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. — М.: АСТ, 2015.-c. 345
10. Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2019. № 5. С. 45- 47
11. Валькова Т. В. Формирование экологических представлений школьников. Страницам произведений Сухомлинского //Начальное образование. — 2006. — № 14. — С.4-5.
12. Виноградова, Н.Ф. Экологическая культура младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. -№4.- 2009.-с.20-24.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский.- М.: Просвещение, 2006. — с.284
14. Данилова М. Занимательная экология // Культура и воспитание школьников. – 2005. — №5 с.25-33.
15. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2015. -с.64
16. Дмитриева А.С. Методика воспитательной работы в начальных классах// Завуч начальной школы – 2009. — № 6. –с.16-17.
17. Дуденко, И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников /И.Б.Дуденко // Педагогика. -№9. -2009.-с.28-32.
18. Запартович, Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе / Б.Б.Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.М.Соловьева. -М.: Педагогика. -2013. -с.232
19. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. — М.: Педагогика,2001.
20. Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении / А.Н. Захлебный — М.: Эксмо, 2009. -с.20-28.
21. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.: Просвещение, 2015. -с.132
22. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. — 2011. — №5. — с.25-27.
23. Клепинина З.А. Шаги к экологической культуре.// Начальная школа. – 2007. — № 9. –с.3
24. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа, 2005, №6. — c. 12.
25. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика,1989
26. Король, А. Д. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся / А.Д. Король. — М.: Дрофа. 2009- с.228
27. Кузнецова, И.А. Обобщение педагогического опыта. Экологическая культура и воспитание младших школьников/ И.А. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL:http://pedsovet.su/load/145-1-0-35066/
28. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 2014. -с.121
29. Лихачев, Б.Т. Экология личности /Б.Т. Лихачев // Педагогика. — №2. -2004. -с.19-21.
30. Миронов А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «окружающий мир»: учебник и практикум для вузов – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 447 с.
31. Мухина В.С. Младший школьник. — М.: Новая школа, 2009 -c.410
32. Николаева С.П. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2002 — с.120.
33. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. — 2013. — № 5. -с.2-8.
34. Плешаков А.А. Экология для младших школьников — М. Просвещение, 2005.
35. Плешаков А. А. кн. Для учащихся нач. кл. – 13[Электронный ресурс]. — Код доступа http://www.zakonprost.ru /content/base/ part/358498-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
36. Плешаков А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. организации – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2013 — 160 с.
37. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2010. -с.175
38. Рыжова, Н.А. Экологический проект: Мое дерево /Н.А. Рыжова // Начальная школа. — №4. — 2007.-с.48-52.
39. Сайдакова Л. А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему // Начальная – 2013. — № 9. – с.40-42.
40. Салеева, Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе/ Л.П. Салеева. Ролевые игры по охране природы в средней школе — М.: Просвещение, 2014-с.14-39.
41. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе/ Л.П. Салеева. М.: Просвещение, 2009.-с.49.
42. Сидельникова Н.В. Воспитание эмоционального отношения учащихся к природе //Начальная школа, -2013, №6 — с. 26-27.
43. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического воспитания в начальной школе// Начальная школа — 2006, №2, с. 36-38.
44. Суравегина, И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе / И.Т. Сурвегина, В. М. Сенкевич, Т.В. Кучер // Советская педагогика. — №12.- 2010.-с.12-14.
45. Тютерева Г.Н. Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы / Г.Н. Тютерева [Электронный ресурс].URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya- rabota/2014/03/27/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-mladshikh.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]- Гарант-Плюс, 2017. — Код доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/
47. Филатов, Л.М. По страницам Красной книги /Л.М. Филатова // Начальная школа. — №11.- 2011 -с.49-52
48. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. — 2008- № 8. -с.40-46.
49. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк // Начальная школа. — 2014.- № 9. -с.63-65.
50. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Академия развития, 2015.-с.192
51. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула /И. Д. Чечель // Директор школы. — № 3 – 2001. – с. 21-27.
52. Шипицына Г.М. Экологическая культура и воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур //Начальная школа, -2012, №6.
53. Шкарбан, И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования / И.В. Шкарбан // Педагогика. — №7. — 2011.- с.83-85.
54. Экологическая доктрина Российской Федерации (полный текст) одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Обновлено 08 Март 2012. Актуально в 2018 году [Электронный ресурсы]. — Код доступа http://www.zakonprost.ru /content/base/ part/358498

 

Приложение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф