Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Формирование нравственно идеологических ценностей у молодых сотрудников предприятия»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретический анализ проблемы формирования нравственно-идеологических ценностей личности
1.1 Понятие и сущность нравственно-идеологических ценностей
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования нравственно-идеологических ценностей личности
1.3. Теоретический анализ результатов исследований особенностей нравственно-идеологических ценностей молодых специалистов сферы общественного питания
2. Изучение нравственно-идеологических ценностей сотрудников сети общественного питания ООО «Акцент», г. Москва
2.1. Краткая характеристика предприятия, организация исследования
2.2.Эмпирическое исследование особенностей нравственно-идеологических ценностей молодых специалистов
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложения


 

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема нравственности и нравственного становления личности на разных этапах исторического развития общества представляла собой большой интерес и предмет исследования многих областей знания. Особую актуальность эта проблема приобретает на переходных и критических этапах социальной жизни, к которым, несомненно, можно отнести современный этап развития общества.

Мы полагаем, что жизненные принципы человека непосредственно связаны и не могут быть изолированы от его нравственных принципов (В. Франкл, Л.И. Божович, В.Э. Чудновский и др.). Этим определяется актуальность исследования особенностей формирования нравственно идеологических ценностей у молодых сотрудников предприятия.

Важно заново актуализировать и осмыслить значение воспитательного потенциала и развивающих возможностей, заложенных в производственном и образовательном процессе, в котором активно взаимодействуют психологические и педагогические закономерности.

Практическая и педагогическая психология, основные направления которой ориентированы на решение актуальных проблем формирования личности в условиях современного развития общества, в полной мере должна быть готова к решению поставленных обществом задач. Сотрудники должны полностью разделять все ценности организации, в противном случае невозможно добиться развития компании, увеличения числа клиентов или уровня продаж. Это особенно важно в небольших фирмах, которые еще только начали свое существование. К созданию системы нужно подходить максимально ответственно, так как она является фундаментальной.

Таким образом, в настоящее время особенно остро встает вопрос актуализации исследований нравственного развития личности, результаты которых должны быть не только направлены на решение научных проблем и разработку научно-обоснованного возрастного подхода к нравственному развитию личности, но и ориентированы на использование полученных результатов в производственно-педагогической практике, в воспитании подрастающего поколения.

Цель исследования: изучить особенности  формирования нравственно идеологических ценностей у молодых сотрудников предприятия.

Объект: молодые сотрудники предприятия «Акцент», г. Москва.

Предмет: нравственно-идеологические ценности.

Задачи исследования:

  1. Провести системный анализ проблемы нравственной активности личности и ее роли в психической организации человека
  2. Провести теоретический анализ проблемы особенностей нравственной активности личности студентов 2 курса и магистрантов
  3. Провести собственное эмпирическое исследование направленное на изучение особенности нравственной активности личности студентов 2 курса и магистрантов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие научные труды: положения Л.С. Выготского о сложных психологических системах; положения Л.И. Божович о составляющих нравственности как психологического феномена; положения, разрабатываемые Л.И. Божович и В.Э. Чудновским, о нравственной устойчивости личности; результаты исследования В.Э, Чудновским феномена смысла жизни как психологической реальности; основные положения теорий развития морального сознания личности в онтогенезе (Ж. Пиаже, JI. Колберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг и др.); основные положения о нравственном развитии личности в гуманистически-ориентированной школе психологии (В. Франки, А. Маслоу, К. Роджерс, Г.В. Олпорт и др.); теоретические положения о возможностях и ограничениях изучения нравственности как психологического феномена, разработанные в рамках православно ориентированной психологии (В.В. Зеньковский, C.JI. Франк, Ю.М. Зенько, Б.С. Братусь и др.); результаты исследований роли эмпатии в нравственном развитии личности (A.B. Запорожец, В.П. Крутоус, O.A. Кривцун и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотез обеспечивалась следующим комплексом методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; методы математической обработки данных и др.

В работе использовался комплекс методик: модифицированная методика ценностных предпочтений М. Рокича; методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова» и методика «Справедливость – забота» С.В. Молчанова.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Теоретический анализ проблемы формирования нравственно-идеологических ценностей личности

1.1 Понятие и сущность нравственно-идеологических ценностей

 

Предметное сравнение, определение взаимодействий названных явлений предполагает строгое понимание их содержательно-сущностных признаков.

Мораль и нравственность в современном обществе часто употребляют как слова-синонимы. Рассмотрим, вслед за А.А. Кокориным [14], так ли это на самом деле.

Во-первых, мораль, как известно, это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми должно выстраиваться поведение людей.

Во-вторых, эти нормы поведения людей формируются не в одночасье, а в течение длительного периода существования, конкретного общества. Другими словами, случайная, сиюминутная установка регулирования поведения людей не может считаться моральной нормой.

В-третьих, все нормы морали обязательно имеют историческую основу. Это означает, что они должны в той или иной мере коррелироваться с представлениями о поведении людей, которые исповедовали их предки.

В-четвертых, мораль – это не отдельные нравственные положения, а обязательно их система. Причем система, лишенная антагонистических противоречий. Нормы морали должны жить в согласии друг с другом. При этом особенно важно – не допускать проникновения в мораль конкретного общества идей, норм, которые бы ее дисгармонизировали.

В-пятых, мораль, по сути, является одним из наиболее органично слитых с бытием людей явлением. Отсюда следует – чем более глубоко, объективно и конкретно люди отражают в сознании свое бытие, тем более глубока, конкретна и продуктивна их мораль [15].

В-шестых, моральные нормы обладают высокой степенью устойчивости. Однако это не означает, что они не изменяются, не редактируются, не уточняются в соответствии с законами бытия. Диалектическая изменчивость норм морали не является свидетельством их неустойчивости. О нормах морали конкретного общества правомерно говорить как об одном из наиболее устойчивых феноменов. Мораль – явление изменчивое, но, как правило, медленно, трудно адаптируемое к новым вызовам социальных ситуаций [14].

Итак, мораль– это система норм, сложившихся в ходе развития конкретного общества, регулирующая поведение людей в соответствии с его самобытностью.

Очевидно, что моральные нормы могут декларироваться, но не всегда реализовываться в реальной жизни. Другими словами, мораль не всегда становится нравственностью. Так что же такое нравственность?

Нравственность– это реализованная в ходе жизнедеятельности людей мораль.

Словом, как мораль, так и нравственность – это продукты работы общественного сознания людей конкретной страны, конкретного общества.

Как можно представить взаимодействия морали и нравственности с идеологией (идеологиями)?

Все без исключения идеологии, существующие в конкретном обществе, формируются под воздействием морально–нравственных норм, сложившихся в конкретном обществе. Ни одна идеология не может формироваться, развиваться, функционировать, не считаясь с морально–нравственной средой конкретного общества.

В содержаниях всех без исключения идеологий в большей или меньшей степени обязательно отражаются содержания морально–нравственных норм общественной жизни, жизни конкретного общества.

Идеологии, в свою очередь, влияют на развитие, изменения морали и нравственности конкретных стран.

Наиболее сильное воздействие на развитие и функционирование морали и нравственности в обществе, как правило, оказывает господствующая в нем идеология [15].

Вместе с тем следует учитывать факты разной степени близости содержания идеологий к содержанию норм морали и нравственности в обществе. Это является основанием того, что в тот или иной период общественного развития приоритетное, наиболее сильное воздействие на морально–нравственный климат в обществе может оказывать идеология, наиболее близкая по своему содержанию к морали и нравственности конкретного общества.

Мораль и нравственность являются либо средствами реализации содержаний конкретных идеологий, либо средствами противодействия им.

Жизнь убеждает, что мораль конкретного общества – явление неоднозначное, напоминающее «многослойный пирог». К сожалению, процесс расслоения морально–нравственных устоев многих социальных феноменов в последние десятилетия усилился. Это имеет свои следствия. Ослабли исторические основы многих морально–нравственных конструкций. Во многих странах появилась морально–нравственная «всеядность», что, в конце концов, ведет к размыванию идеологических основ морали и нравственности во многих странах мира.

Нетрудно убедиться в том, что разные идеологии пытаются по–своему опираться на одни и те же моральные нормы, давая им свою интерпретацию. Не остается в долгу и мораль. Она также нередко пытается опираться на разные идеологические системы.

Мораль можно квалифицировать как своеобразную идеологию всего общества. В то же время каждая идеология в определенной мере выполняет функцию морали определенных социальных групп.

И идеология, и мораль – это феномены общественного сознания. Они взаимодополняют друг друга.

Нравственность является одним из важных средств подтверждения или отрицания продуктивности той или иной идеологии [14].

Таким образом, идеология, мораль, нравственность связаны между собой достаточно прочно, но это не отрицает их специфику и специфическое социальное предназначение.

Национальная энциклопедическая служба приводит следующее определение нравственно-идеологических ценностей: «явления идеологической сферы общества (идеалы, цели, программы, лозунги, формы и способы их достижения и т. д.), принимающие положительную или отрицательную значимость, вытекающую из позиций класса, слоя, группы, общества, социальной системы. Определяются в процессе использования их в классовых, групповых, межличностных, межгосударственных, межблоковых, общецивилизационных отношениях».

Критерий и способы оценки нравственно-идеологических ценностей складываются в зависимости от особенностей развития общественной науки и социальной практики конкретной эпохи, конкретных общественных сил и господствующего в обществе мировоззрения, от удельного веса и гуманистичности различных форм духовного производства.

Проблема нравственно-идеологических ценностей особенно актуализируется в переломные моменты истории социальные революции, межгосударственные конфликты и т. д., когда обесценивается или дискредитируются идеологические устои обществ, классов, партий. Каждое исторически конкретное общество характеризуется специфическим набором и иерархией нравственно-идеологических ценностей, система которых выступает способом социальной регуляции. Эта система оказывает сильнейшее воздействие на функционирование всех отношений внутри общества [22].

Интеграция или противоречивость интересов социальных структур общества, застой или динамичность экономического, политического, социального и духовного развития находят свое выражение в структуре нравственно-идеологических ценностей систем и способах их воздействия на ценностно-ориентационную сплоченность социальных групп и процесс социализации личности.

Идеологически выраженный и реализованный в общественной практике ценностный подход может претендовать на положительную значимость, если не противоречит научной объективности, становится важнейшим ее условием, выступает средством прогресса общества и личности. Разработка фундаментальных проблем экономики, политики, идеологии, как условие перестройки общества, должна воплощаться в целостном анализе нашего исторического прошлого, настоящего и будущего, в применении теории к требованиям повседневной практики.

Нравственно-идеологические ценности, функционирующие в обществе, заложенные в науке о социальных процессах, должны постоянно проходить проверку на реальность, значимость и практичность на основе регулярных социологических исследований, проводимых по теоретически и методически обоснованным программам.

В настоящее время чрезвычайно актуальна задача обновления идеологических ценностей системы идей, гипотез, теорий, идеалов, лозунгов, программ. Формы идеологической работы должны быть в полной мере приведены в соответствие с целями гуманизма и реально повышать культуру, активность людей.

Механизмами идеологического обновления выступают новые концепции сочетания личных свобод со свободами социальных групп в демократическом обществе, новая структура отношений, новые принципы и формы деятельности средств массовой информации и пропаганды и т. д. Новое мышление отрицает прежнее тотальное взаимное неприятие нравственно-идеологических ценностей. На базе растущего осознания общих для человечества глобальных угроз зарождается и развивается идеология взаимозависимости стран и цивилизаций, которая может стать катализатором взаимопонимания и сотрудничества народов [7].

1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования нравственно-идеологических ценностей личности

 

В зарубежной психологии выделены следующие подходы к изучению проблемы нравственного развития личности:

  • эволюционный (P.JI. Триверс, Д. Капбелл, Р. Доукинс и др.),
  • психоаналитический (З.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон и др.),
  • гуманистический (В. Франки, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.),
  • когнитивистский (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг и др.).

Подходы к изучению проблемы нравственности в рамках отечественной психологии представлены теоретическими положениями, рассматривающими нравственное развитие личности как процесс становления субъективной морали саморегуляции (П.М.Якобсон); теории, в которых исследуется роль эмоций и чувств в становлении взаимоотношений и нравственной ориентации (С.Л. Рубинштейн, A.B. Запорожец и Я.З. Неверович).

Представлены теоретические положения о возможностях и ограничениях изучения нравственности как психологического феномена, разработанные в рамках православно ориентированной психологии (В.В. Зеньковский, С.Л. Франк, Ю.М. Зенько, B.C. Братусь и др.).

Особое внимание в рамках нашего исследования проблемы нравственного развития личности в области психологии акцентировано на теоретических положениях Л.С. Выготского о сложных психологических системах; на положениях Л.И. Божович о составляющих нравственности как психологического феномена; положениях, активно разрабатываемых Л.И. Божович и В.Э. Чудновским, о нравственной устойчивости личности; результатах исследования В.Э. Чудновским феномена смысла жизни как психологической реальности.

В современной психологии все больше ученых обращаются к рассмотрению понятия нравственность [1, 2, 3, 4]. Такой интерес, в первую очередь, вызван состоянием современного российского общества, которое на данном этапе развития далеко от нравственного идеала, что подтверждается исследованиями отечественных ученых [5].  Именно поэтому  современная психология особо  уделяет внимание проблеме нравственности: механизмам её формирования, функциям и её проявлению в повседневной активности человека.

Разумеется, исследования нравственности имеют большую важность для современной науки и общества. Но нравственность есть, ни что иное как свод правил и предписаний, напрямую не влияющий на деятельность человека. А. Л. Журавлев видит в нравственности целостную систему воззрений на должную социальную жизнь, выражающую то или иное понимание сущности человека и его бытия. Также, автор говорит о нравственности, как о ценностной основе общества [6 с. 193]. М. И. Воловикова выделяет нравственные заповеди – законы, по которым надо строить свою жизнь, в свою очередь являющиеся основой цельности, нравственной крепости человека и общества [7 с. 22]. С.Е. Матушкин подразумевает под нравственностью совокупность норм и правил, устанавливаемых обществом [8 с. 17]. Н.Г. Петрова говорит о нравственности, как о характеристике личности, представляющей совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [9 c 68-69]. Е.Н. Юрасова рассматривает нравственность как личностную характеристику, формирующуюся на основе морали. Мораль же, в свою очередь, это система требований, предъявляемых обществом к поведению индивида [10 с.182]. Ю.М. Антонян под нравственностью понимает совокупность норм, представлений, предписаний о добре и зле, должном и недолжном, свободе и ответственности, долге, совести, вине, о чести и достоинстве человека. Это социальный способ его существования среди людей [11 с. 5].

Можно утверждать, что в представленных определениях нравственности подразумевается регуляция поведения, на основе правил, но на практике человек обладающий знаниями об этих правилах не всегда соблюдает их.  Именно поэтому мы вводим в понятие нравственности субъектную характеристику и изучаем нравственную активность, где рассматриваем не только нравственность, как свод законов и правил, но и активность субъекта, направленную на добровольное выполнение данных правил. На формирование внутренней готовности личности использовать свою систему ценностей в реальных экзистенциональных ситуациях влияет ряд факторов [12 с. 40]. И в первую очередь это аттитьюды, в которых выражается отношение человека к различным социально значимым объектам и феномена – к окружающим людям, группам, социальным институтам [12 с.40].

Но, сама по себе готовность, это состояние психонервной готовности действовать определенным образом [13], которая не гарантирует активность человека в соответствии с заданными принципами и ценностями. М.К. Мамардашвили писал, что когда какие-то нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то это не убеждения, а кисель, потому что в реальной экзистенциальной ситуации они не воплощаются в реальном выборе. Для нравственного поступка не достаточно одних убеждений, а требуются специальные нравственные мускулы [14].

Н.В. Долматова применяет субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалистов. Содержательной подструктурой такого подхода автор выделяет: познавательно-гностическую, операционально-коммуникативную и мотивационно-смысловую характеристики [19 с. 138-146].

Чесноков В.А. в своей работе также изучает субъектно-личностные проявления у студентов в процессе их профессиональной подготовки, где рассматривает динамику развития субъектных свойств и характеристик личности [20 с. 70-73].

Ю.Д. Федосова рассматривает субъектно-личностные детерминанты в общении. Субъектность здесь проявляется в саморегуляции общения как деятельности [21 с. 13-14].

Захарова Н.С. рассматривает субъектно-личностный потенциал адаптации. В него входят: саморегуляция, имплицитная теория личности и интеллекта, локус контроля и самоактуализация [22]. И.А. Левицкая и Т.Н. Гвоздкова изучают субъектно-личностную позицию.

Субъектно-личностная позиция предполагает наличие социальной активности, способности к целеполаганию, свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого, уникальности, способности к саморазвитию [23 с. 293-295].

Проблема нравственной активности в отечественной психологии исследовалась рядом ученых, таких как: Л.Н. Антилогова [15], Н.Д. Зотов [16], М.И. Боровский [17], М.И. Бодлевский [18] и др.

Особенность нашего исследования заключается в применении нового подхода: рассмотрении нравственно-идеологических ценностей во взаимосвязанной системе производство-личность, с целью определить, какое место занимают нравственные нормы, ценности и корпоративная культура в структуре личности и как они влияют на профессиональную активность субъекта.

 

1.3. Теоретический анализ результатов исследований особенностей нравственно-идеологических ценностей молодых специалистов сферы общественного питания

 

Анализ научной литературы свидетельствует о том, проблемы молодежи, с которыми российское общество сталкивается в последние десятилетия своего существования, являются проблемами не только социально-экономическими, но и социально-педагогическими. Они во много порождены традиционной установкой воспитания в средних профессиональных учебных заведениях на трансляцию определенной системы ценностей и норм. Собственное ценностное самоопределение молодого специалиста в современных условиях зависит от его отношения к происходящему, способности осуществлять выбор в профессиональной и других сферах жизнедеятельности в конкретных ситуациях жизни.

Ценностные ориентации рассматриваются как содержательная сторона направленности личности, ее мотивов и потребностей (в психологии) и как один из основных показателей ее воспитанности и культуры (в педагогике).

Л.В. Мардахаев определяет ценности ориентации личности как «разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов» [Мардахаев, с.332].

Существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью (в том числе профессиональной) личности.

Социальная активность как качество личности молодого специалиста представляет собой совокупность социально и профессионально обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое, ориентированное на нравственные идеалы и нормы поведение в социальной среде. Отсюда следует предположить, что социальная активность – интегративное качество, включающее социальные, профессиональные и нравственные качества личности.

С учетом реалий современной жизни содержательной основой профессионального становления молодого специалиста должна стать система индивидуально, социально и профессионально значимых ценностей, формирование которой является также условием становления личности молодого человека в целом.

Наличие у личности социально и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает его к поиску, творческому совершенствованию; отсутствие положительной ориентации может стать причиной профессионального краха.

По данным Федерации Рестораторов и отельеров в России официально зарегистрировано 150 тыс. предприятий общественного питания, 11 тыс. из которых находится в Москве. Но спрос по прежнему превышает предложение. Конкуренция на ресторанном рынке растет, происходит выдавливание мелких игроков, появляются новые для России международные и локальные концепции и бренды, существующие ресторанные сети распространяются в регионы. Россияне путешествуют по миру и имеют возможность сравнивать российский общепит с иностранным. В итоге посетители ресторанов становятся все более требовательными к уровню сервиса и качеству блюд.

На фоне активного развития ресторанного бизнеса обостряется одна из серьезных проблем — нехватка квалифицированного персонала. Об этом много говорят и пишут, но ситуация, скорее всего, будет с каждым годом только осложняться.

Официально, в России зарегистрировано 140 вузов, готовящих специалистов для индустрии гостеприимства, а колледжи Москвы выпускают примерно 4,5 тыс. поваров в год. Однако, качество подготовки выпускников по-прежнему не вполне соответствует потребностям бизнеса. К тому же престиж профессий в сфере индустрии гостеприимства традиционно невысок. Также постепенно дает о себе знать так называемая демографическая яма.

Компании прибегают к использованию услуг аутсорсинга, то есть предоставления рабочей силы сторонними провайдерами. Чаще всего, привлеченные таким образом сотрудники являются гражданами иностранных государств. Работа такого персонала не всегда бывает достаточно качественной, поскольку уровень образования минимальный и не все сотрудники хорошо говорят по-русски. В итоге наставникам приходится тратить много времени и сил, чтобы добиться от персонала желаемого результата.

Еще одним риском работы с иностранными сотрудниками является фактор клановости. Поэтому никто не застрахован от того, что в один прекрасный день целая группа сотрудников коллективно «снимется» с рабочего места, и ресторан окажется без персонала причем в самое «пиковое» время работы.

Поскольку успех ресторана во многом зависит от качественной кухни, уровня обслуживания и особой атмосферы, то здесь особенно важна роль линейного персонала. Рост конкуренции и ожидания гостей к уровню сервиса, требуют от персонала высокого профессионализма.

Так как уровень подготовки специалистов для индустрии гостеприимства в целом пока невысок, компании вынуждены организовывать дополнительное обучение для своих сотрудников, формировать так называемые корпоративные университеты или тренинг центры. Многие из ресторанных компаний, с которыми приходится работать и общаться, либо довольно давно уже сформировали направление, которое занимается обучением сотрудников всех уровней, либо активно работают над созданием такой структуры. Проводятся тренинги с точки зрения общения с гостями, изучения меню, подачи блюд и напитков. Опытные повара, работающие в компании, обучают молодых сотрудников технологии приготовления блюд, представленных в меню заведения.

Как сделать так, чтобы уже обученные сотрудники оставались в ресторане и не перебегали в предприятие с подобной концепцией в погоне за более высокой заработной плате? Пытаясь ответить на этот вопрос нельзя не коснуться момента мотивации, то есть тех факторов, которые важны для сотрудника при выборе работодателя.

Рассмотрим, что представляет собой линейный персонал ресторана. В Европе можно встретить даже пожилых официантов, всю жизнь проработавших на одном месте и очень любимых завсегдатаями. Часто гости приходят не только, чтобы вкусно поесть или выпить пива, но и пообщаться с работниками зала, как со старыми знакомыми.

В России официантами являются молодые люди от 18-ти до 30-ти лет, как правило, еще не определившиеся в выборе профессии и будущей карьеры. Конечно, вопрос заработной платы и влияния результатов работы на совокупный доход сотрудника имеет значение. Но это — поколение, которое принято называть поколением «Y», имеет свои особенности, ценности, и взгляды на мир, которые формируют мышление и лежат в основе их выбора работодателя. Эти взгляды заметно отличаются от взглядов более зрелых сотрудников старшего поколения.

Представители поколения «Y», ввиду определенных социальных, экономических и политических факторов, повлиявших на формированиях их личности, нацелены не столько на получение денежного вознаграждения (хотя это также важно), сколько на профессиональное развитие, на возможность работать с опытным харизматичным наставником. Они креативны, не сильно скованны рамками стереотипов, привыкли жить сегодняшним днем, легко меняют работу. Данному поколению важна свобода выбора, здоровый баланс между работой и личной жизнью, гибкий график или даже удаленная работа.

В ресторанном бизнесе вопрос с «удаленкой» вряд ли актуален, но возможность гибких графиков часто помогает мотивировать сотрудников на работу именно в данной компании до окончания учебы, например, и затем остаться в ней для дальнейшего карьерного и профессионального развития.

Для сотрудников этой возрастной группы важно работать ради глобальной идеи, важно понимать, что от них что-то зависит, они верят, что способны изменить мир к лучшему. Вовлеченность в процессы, даже напрямую не относящиеся к их непосредственным обязанностям, но подчеркивающая значимость их мнения, (например, участие в разработке и реализации рекламных акций компании, тестирование и оценка новых блюд, планируемых к представлению гостям, и т. д.), так же способствует удержанию лучших кадров.

Миссия и идеология компании — работодателя должна быть понятна и принята молодыми сотрудниками, жизненные ценности коллег близки их собственным. Если этого не происходит, нарушается психологический комфорт на рабочем месте, и самые амбициозные и интересные профессиональные задачи быстро перестают радовать, а это значит, что сотрудник готов сменить работу.

Идеология компании — система взглядов и идей, определяющая ее ценности и концепцию развития. Именно идеология компании выделяет ее из ряда конкурентов и мотивирует гостей на посещение именно этого бренда, а кандидатов — на работу именно в ней. Кроме того, отбор и продвижение сотрудников, учитывающий идеологию компании и корпоративные ценности, способствует формированию команды единомышленников с разными компетенциями.

Молодежь готова упорно трудиться и работать сверхурочно, если это необходимо. Но если предыдущее поколение делает это в большей степени для карьерного роста, повышения собственной стоимости и дополнительных доходов, то максимальная вовлеченность поколения «Y» в рабочий процесс происходит в тех компаниях, где корпоративная культура строится как раз по принципу единства сторонников некой глобальной идеи. Идеи могут быть разными: здоровое сбалансированное питание для активной жизни; качественная кухня и быстрое и обслуживание с целью подарить гостю время для жизни «здесь и сейчас»; вывод уровня сервиса в России на европейский уровень, создание для гостя атмосферы позитива и домашнего уюта, и т. д. Важно создать комфортную позитивную атмосферу не только для гостей, но и для сотрудников, чтобы работа приносила удовольствие. Это не отменяет дисциплину и серьезное отношение к делу. Но если сотрудник работает с хорошим настроением и может зарядить им и гостей, они, наверняка, захотят в этот ресторан вернуться.

В исследовании, которое проводилось на базе Социально-педагогического колледжа Московского городского психолого-педагогического университета, приняли участие студенты 2-4 курсов специальностей социальная и специальная педагогика, всего 103 человека.

Цель исследования заключалась в изучении нравственных, социальных и профессиональных качеств студентов, а также определение оптимальных путей формирования их социальной активности.

Конкретные задачи определяются целью исследования и сводятся к тому, чтобы выявить:

  • индивидуально значимые ценности;
  • личностно-значимые, деловые и гражданские качества;
  • социальный портрет современного молодого человека;
  • отношение к формам проведения досуга;
  • отношение к проблеме воспитания и сферам воспитательной работы;
  • жизненные планы и перспективы.

Решение данного круга задач позволит, на наш взгляд, иметь целостное представление о качествах личности современного молодого специалиста, а также детализированное представление о различных сторонах их жизнедеятельности в учебном, внеучебном и рабочем процессе.

Распределение ответов респондентов по ценностным установкам показывает весьма высокий уровень ориентации на ценности личностного плана (счастливая семейная жизнь – 86,4%; любовь – 78,6%; интересная работа и здоровье – 69,9%;). Меньше всего молодые специалисты придают значение социально-значимым ценностям, особенно такому качеству как служение людям (6,76%). Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости уделять внимание формированию социально-значимых ценностей молодых специалистов.

Современная молодежь, имеет свои представления об идеальных качествах современного человека. Анализ результатов позволил составить обобщенную характеристику идеальной модели современного молодого человека, каким его видят молодые люди. Он должен обладать оптимизмом (89,3%), «деловой хваткой» (87,3%), быть социально активным (86,4%), порядочным (84,4%), готовым к переменам в жизни (82,5%), проявлять гуманность и терпимость (по 83,5%), но не должен быть равнодушен к людям (62,1%) и агрессивным по отношению к ним (66%), не должен проявлять циничность (44,6%).

С целью выявления отношения молодых специалистов к проблемам воспитания был задан вопрос: «Какие сферы воспитания молодежи Вы считаете наиболее важными в настоящее время?». 73,8% респондентов отметили необходимость нравственного воспитания, 50,4% — семейного воспитания, 47,5% — эстетического воспитания, 46,6% — правового воспитания, 40,7% — в равной степени физического и экологического воспитания; менее всего уделяется внимание религиозному воспитанию (13,5%).

Анализ активности молодых специалистов в свободное время свидетельствует о преобладании пассивных видов отдыха, поскольку основная масса молодёжи практически не занимается видами досуга, связанными с активной деятельностью. Так, большинство опрошенных студентов — 61,1% в свободное время общаются с друзьями, 39,8% посещают театры, концерты, выставки, музеи, 36,8% предпочитают читать художественную литературу либо посещать кинотеатры, 28,1% респондентов проводят досуг в клубах, зрелищных мероприятиях. При этом наблюдается достаточно низкий процент посещаемости библиотек (3,8%), всего 4,8% молодых специалистов участвуют в художественной самодеятельности и 8,7% занимаются научно-исследовательской и общественной работой.

Таким образом, создавая модель формирования нравственно-идеологических ценностей молодых специалистов необходимо в полной мере учитывать их индивидуально значимые ценности, а также сформированные личностные качества, т.е. существует объективная необходимость знания внутреннего мира молодежи, ее стремлений, интересов и личностных возможностей.

Сравнение и сопоставление ответов молодежи на одни и те же вопросы в разные годы позволяет создать достаточно ясную картину динамических процессов, происходящих в моральном сознании молодёжи. Для выполнения этой задачи Виндижевой А.О. были взяты результаты социологических исследований студенчества, проведенные по грантам Российского Гуманитарного научного фонда в 1997 и в 2001 гг. и, для сравнения, проведен такой же опрос в 2006 году.

Результаты РГНФ показали, что за этот период количество студентов, высоко оценивающих такие ценности, как воспитанность, уменьшилось почти вдвое: с 52% в 1997 году до 37% в 2001 году; непримиримость к своим и чужим недостаткам с 22% до 6%; количество студентов, высоко ставящих чувство долга снизилось с 44% до 30%; честность, искренность с 57% до 29, коллективизм с 55% до 18%.

Из этих примеров видно, как стремительно менялась в отрицательную сторону шкала жизненных ценностей студенческой молодежи.

Результаты исследования Виндижевой А.О. в 2006 году отражают довольно существенные изменения данной картины. По ним 49% опрошенных снова высоко ставят такое качество, как воспитанность, не собираются мириться с недостатками уже 25%, чувство долга признают 58%, за честность и искренность выступают 50% и за коллективизм – 31%.

Среди студенческой молодежи, как и в целом в обществе, идет дифференциация по уровню жизни. Изменения в психологии студентов в этом отношении состоят в том, что постепенно растет численность юношей и девушек, признающих такое положение нормальным.

В связи с переходом к рыночной экономике безработица становится (в большей или меньшей степени) постоянным явлением. У студенческой молодежи начинает формироваться свое отношение к этой социальной проблеме. Об т ношении к этой важной проблеме свидетельствовали результаты опросов 2001 года. На вопрос «В какой мере Вы обеспокоены стать безработным?» получены такие ответы: обеспокоен отчасти — 42%, не испытывает беспокойства – 33,64%, затруднились ответить 16,62% респондентов.

Во время работы своей темой, Виндижева А.О.  повторила те же вопросы в 2006 году.

В условиях кризиса духовных идеалов все большее распространение получает допустимость признания возможности достижения материального благосостояния любой ценой. Подобного мнения придерживаются до 24% молодых людей.

На формирование нравственной культуры студентов большое влияние оказывают культурные традиции региона, профиль вуза и факультета, социально-психологические черты каждого набора студентов, культурная среда вуза.

Процесс формирования нравственного сознания невозможно понять, не обратившись к анализу проблемы формирования нравственного сознания личности молодого специалиста на индивидуальном уровне. Так, известно, что личность формируется под воздействием внешних воздействующих факторов объективной действительности, коллектива, ближайшего окружения и целенаправленного воспитания, а также в зависимости от внутренних свойств или качеств личности, на которую направлены внешние воздействия.

Процессу формирования нового нравственного сознания должна способствовать актуальная нравственная практика.

Важной проблемой современной эпохи для многих молодых людей является утрата исповедуемых в прошлом нравственных идеалов и отсутствие новых, поскольку новые идеалы требуют времени для формирования.


 

Изучение нравственно-идеологических ценностей сотрудников сети общественного питания ООО «Акцент», г. Москва

2.1. Краткая характеристика предприятия, организация исследования

 

Компания ООО «Акцент», зарегистрирована 26 июня 2007 года, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве, категория «Деятельность гостиниц и ресторанов / Деятельность ресторанов и кафе». Располагается в регионе: Москва. Юридический адрес: 107370, г. Москва, шоссе Открытое, д. 48А.

Основной вид деятельности  Деятельность ресторанов и кафе

Вспомогательные виды деятельности

– Пищевые продукты, напитки, табачные изделия (оптовая торговля)

– Мясо, мясо птицы, продукты и консервы из мяса и мяса птицы (оптовая торговля)

– Фрукты, овощи и картофель (розничная торговля)

– Сахар, сахаристые кондитерские изделия и шоколад (оптовая торговля)

– Овощи, фрукты и картофель (оптовая торговля)

– Магазины неспециализированные (универсальные) (розничная торговля)

– Рыба, морепродукты, рыбные консервы и специализированные продукты (оптовая торговля)

– Пищевые продукты, напитки и табачные изделия в неспециализированных магазинах (розничная торговля)

– Молочные продукты, яйца, пищевые масла и жиры (оптовая торговля)

– Пищевые продукты, напитки, табачные изделия (неспециализированная оптовая торговля)

– Мясо, мясо птицы, продукты и консервы из них (розничная торговля)

– Хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия (розничная торговля)

– Молочные продукты и яйца (розничная торговля)

– Бакалейные товары (розничная торговля)

– Общественное питание (поставка продукции).

Генеральный директор ООО «АКЦЕНТ» Лобанова Анастасия Александровна (ИНН 771544866520) генеральный директор, с 16 ноября 2017 г.

С целью изучения особенностей нравственно-идеологических ценностей сотрудников было проведено экспериментальное исследование.

В исследовании участвовали молодые  сотрудники (18-24 лет) и опытные сотрудники (возраст от 25 лет), количеством 102 человека.

Для диагностики применялись следующие методики:

  • модифицированная методика ценностных предпочтений М. Рокича. Данная методика позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
  • методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова». Методика предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
  • методика «Справедливость – забота» С.В. Молчанова. Методика предназначена для выявления уровня развития моральных суждений в соответствии с двумя основными периодизациями развития морального сознания (Л.Колберг и К.Гиллиган).

Для удобства анализа мы выделили ценности, которые при ранжировании занимают у исследуемых 1–3 ранговые номера как самые значимые и 18–16 ранговые номера как самые незначимые.

Далее нами были выделены ценностные ориентации, наиболее часто встречающиеся у молодых специалистов на уровне 1–3 ранговых номеров и 16–18 ранговых номеров.

Анализ наиболее часто встречающихся ценностных ориентаций производился отдельно по каждому ранговому номеру (соответственно 1, 2, 3, 16, 17, 18), а далее показатели обобщались в пределах двух групп ценностей: наиболее значимых (ранговые номера 1, 2 и 3) и наиболее  незначимых (ранговые номера 16, 17 и 18) ценностных ориентаций.

Процедура проводилась идентично в отношении как терминальных, так и инструментальных ценностей.

 

2.2.Эмпирическое исследование особенностей нравственно-идеологических  ценностей молодых специалистов

 

Результаты полученных данных по терминальным ценностям представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Наиболее значимые терминальные ценности молодых специалистов

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
1

ранг

2

ранг

3

ранг

Совместно по 1, 2

и 3 рангам

Здоровье (физическое и психическое) 36,2 7,8 7,8 51,8
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 12,7 23,5 10,8 47
Счастливая семейная жизнь 12,7 12,7 15,7 41,1
Уверенность в себе 6,8 6,8 7,8 21,4
Свобода  6,8 3,9  9,8  20,5

 

 

Рисунок 1 – Наиболее значимые терминальные ценности молодых специалистов

Таблица 1.1

Наиболее значимые терминальные ценности опытных сотрудников

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
1

ранг

2

ранг

3

ранг

Совместно по 1, 2

и 3 рангам

Здоровье (физическое и психическое) 36,9 7,3 7,9 52,1
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 12,5 23,1 10,1 45,7
Счастливая семейная жизнь 13,7 12,9 15,1 41,7
Свобода 7,8 6,9 7,8 22,5
Уверенность в себе  6,8 3,9  9,8  20,5

Рисунок 2 – Наиболее значимые терминальные ценности опытных сотрудников

Таблица 2

         Наиболее незначительные терминальные ценности молодых специалистов

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
18

ранг

17

ранг

16

ранг

Совместно по  3 рангам
Счастье других 22,5 5,9 17,6 46
Развлечения  13,7  18,6  7,8   40,1
Красота природы и искусства 18,6 10,8 9,8 39,2
Творчество 9,8 14,7 3,9 28,4

 

Рисунок 3 – Наиболее незначительные терминальные ценности молодых специалистов

Таблица 2.1

Наиболее незначительные терминальные ценности опытных сотрудников

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
18

ранг

17

ранг

16

ранг

Совместно по  3 рангам
Счастье других 22,1 5,7 17,9 45,7
Развлечения  13,9  17,6  7,7 39,2
Красота природы и искусства 18,1 10,5 9,3 37,9
Творчество 9,5 14,9 3,5 27,9

 

Рисунок 3 – Наиболее незначительные терминальные ценности опытных специалистов

Результаты, полученные по инструментальным ценностям, представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Наиболее значимые инструментальные ценности молодых специалистов

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
1

ранг

2

ранг

3

ранг

Совместно по 1, 2

и 3 рангам

Воспитанность 9,8  25,5 0 35,3
Аккуратность  19,6  7,8  7,8 35,2
Жизнерадостность 7,8 14,7 7,8 30,3
Твердая воля  7,8 9,8  7,8  25,4
Честность  22,5  0  0  22,5
Образованность 9,8 0 9,8 19,6
Смелость в отстаивании своего мнения 0  7,8 9,8  17,6

 

Рисунок 4 – Наиболее значимые инструментальные ценности молодых специалистов

Таблица 3.1

Наиболее значимые инструментальные ценности опытых специалистов

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
1

ранг

2

ранг

3

ранг

Совместно по 1, 2

и 3 рангам

Воспитанность 9,7  25,4 0 35,1
Аккуратность  19,9  7,2  7,2 34,3
Жизнерадостность 7,7 14,5 7,7 29,9
Твердая воля  7,3 9,9  7,3 24,5
Честность  22,1  0  0 22,1
Образованность 9,6 0 9,6 19,2
Смелость в отстаивании своего мнения 0  7,7 9,7 17,4

 

Рисунок 5 — Наиболее значимые инструментальные ценности опытных специалистов

Таблица 4

Наиболее незначительные инструментальные ценности молодых специалистов

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
18

ранг

17

ранг

16

ранг

Совместно по  3 рангам
Непримиримость к недостаткам в себе и других 29,4 22,5 0 51,9
Высокие запросы  22,5 12,7  9,8  45
Альтруизм  9,8 7,8  9,8  27,4
Чуткость (заботливость)  7,8 9,8  0  17,6

Рисунок 6 – Наиболее незначительные инструментальные ценности молодых специалистов

Таблица 4.1

Наиболее незначительные инструментальные ценности опытных специалистов

Ценности Количество выборов по ранговым номерам (в процентах)
18

ранг

17

ранг

16

ранг

Совместно по  3 рангам
Непримиримость к недостаткам в себе и других 29,2 22,7 0 51,9
Высокие запросы  22,2 12,3  9,6 44,1
Альтруизм  9,6 7,9  9,6 27,1
Чуткость (заботливость)  7,9 9,6  0 17,5

Рисунок 7 – Наиболее незначительные инструментальные ценности опытных специалистов

 

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов

 

Сравним наиболее значимые терминальные ценности опытных специалистов и молодых специалистов в графическом виде на рисунке 8.

Рисунок 8 – Наиболее значимые терминальные ценности опытных специалистов и молодых специалистов

Таким образом, можно сделать вывод, что существенных различий между значимыми терминальными ценностями молодых специалистов и опытных на данном предприятии не выявлено, они находятся на приблизительно равном уровне.

Сравним наиболее незначительные терминальные ценности в графическом виде на рисунке 9.

Рисунок 9 – Наиболее незначительные терминальные ценности молодых специалистов и опытных специалистов

Анализируя полученные данные по терминальным ценностям, можно сделать вывод, что наиболее значимыми терминальными ценностями для молодых специалистов являются: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь, уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). Полученные данные свидетельствуют о преимущественно эгоцентрической направленности ценностной системы молодых специалистов.

Подтверждает данные выводы и анализ наиболее незначимых терминальных ценностей, среди которых выделены: счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей), красота природы и искусства, творчество (возможность творческой деятельности). Особенно прискорбным является тот факт, что именно альтруистическая ценность «счастье других» получила наибольшее количество выборов как незначимая ценность (46 %). Возможно, данная тенденция является защитной реакцией на жесткость и агрессию современного общества.

Далее сравним наиболее значимые инструментальные ценности в графическом виде на рисунке 10.

Рисунок 10 – Наиболее значимые инструментальные ценности молодых и опытных специалистов

Рисунок 11 – Наиболее незначительные инструментальные ценности молодых и опытных специалистов

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для молодых специалистов являются: воспитанность (хорошие манеры), аккуратность, жизнерадостность, твердая воля, честность, образованность, смелость в отстаивании своего мнения. Данные инструментальные ценности также мало соответствуют положению о необходимости доминирования альтруистической направленности личности. Подтверждением этого факта является анализ наиболее незначимых инструментальных ценностей, среди которых молодые специалисты выделили: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, альтруизм и чуткость (заботливость). И если незначимость ценности «непримиримость к недостаткам в себе и других» могла бы стать положительным элементом ценностных ориентаций, давая место принятию другого и терпимости, то в сочетании с отсутствием альтруизма и чуткости, она может превратиться в безразличие и равнодушие к людям.

Рисунок 12 – Отношение к труду

где на оси отражены следующие позиции:

1- Большинство считает, что если человек имеет возможность безнаказанно присвоить себе результаты чужого труда, он может это сделать;

6 — Большинство полагает, что человек не обязан зарабатывать себе на жизнь трудом и может жить за счет ренты (доходы от сдачи внаем недвижимости, % с капитала и пр.);

11 — Большинство считает, что каждый человек должен зарабатывать себе на жизнь только собственным трудом.

Рисунок 13 –  Коллективные и индивидуальные цели и ценности

где на оси отражены следующие позиции:

1 — Для людей имеет значение только личный успех;

6 — Большинство считает, что успех коллектива важен, но только в том случае, если он не противоречит собственным интересам;

11 — Большинство считает, что успех социума, коллектива гораздо важнее, чем индивидуальный успех.

Рисунок 14 – Отношение к ценностям

где на оси отражены следующие позиции:

1 — Большинство считает, что каждый человек должен стремиться к накоплению как можно большего количества материальных ценностей. Не существует понятия достаточности денег, чем их больше — тем лучше;

6 — Большинство считает, что каждый человек должен, прежде всего, стремиться обеспечить себе материальный достаток. Деньги и богатство не менее важны, чем нематериальные ценности;

11 — Большинство считает, что главное в жизни человека — нематериальные ценности. Богатство вторично.

Рисунок 15 —  Отношение к новшествам (где на оси отражены следующие позиции:

1 — Большинство считает, что все самое лучшее уже давно придумано и от всех этих инноваций один вред;

6 — Большинство ко всем изменениям общественной жизни относится с осторожностью. Сохранность порядка для них часто лучше, чем изменчивость;

11 — Большинству необходимо постоянно привносить в жизнь общества что-то новое. Обновление — это благо.

Рисунок 16 — Степень терпимости

где на оси отражены следующие позиции:

1 — Большинство терпеть не может людей в принципе, как похожих на них, так и не похожих, считая, что в них нет и не может быть ничего хорошего;

6 — Большинству не нравятся люди, которые не похожи на них. Их раздражает нахождение в их окружении человека другого образа мыслей (веры, расы, национальности и др.);

11 — Большинство людей считают, что каждый человек должен принимать окружающих такими, какие они есть, и относиться без враждебности, даже если они не похожи на него (за исключением случаев, когда непохожесть человека вызвана моральными уродствами).

Рисунок 17 — Отношение к окружающим

где на оси отражены следующие позиции:

1 — Большинство людей считают, что в этом мире каждый сам за себя и выживает сильнейший. Те, кто не способен обеспечить себя, достойны презрения;

6 — Большинство считают, что человек не должен сопереживать или беспокоиться о других. Никого не должны волновать чужие проблемы;

11 — Большинство считает, что каждый человек должен сопереживать горю или жалеть других людей, даже посторонних.

Рисунок 18 – Отношение к удовлетворению потребностей

где на оси отражены следующие позиции:

1 — Большинство считает, что жить нужно для того, чтобы получать максимальное наслаждение от удовлетворения физических потребностей (например, стремиться к роскоши);

6 — Большинство считает, что для человека стремиться удовлетворить физические потребности (в еде, безопасности, комфорте и т. д.) важнее, чем духовные;

11 — Большинство считает, что для человека важно стремиться удовлетворить духовные потребности (в семье, дружбе, любви, созерцании прекрасного, эстетические потребности и др.), чем физические потребности)

Таким образом, проведенное исследование нравственной активности и ценностных ориентаций молодых специалистов предприятия позволяет говорить о том, что существенных различий в нравственной активности молодых и опытных сотрудников предприятия не выявлено, что свидетельствует о влиянии выбранной профессии на формирование нравственных критериев специалистов, а не возраста исследуемых.

 


 

Заключение

 

На основании изложенного можно заключить, что в современной науке все больше ученых обращаются к рассмотрению понятия нравственность. Такой интерес, в первую очередь, вызван состоянием современного российского общества, которое на данном этапе развития далеко от нравственного идеала, что подтверждается исследованиями отечественных ученых.  Именно поэтому  современная психология особо  уделяет внимание проблеме нравственности: механизмам её формирования, функциям и её проявлению в повседневной активности человека.

Можно утверждать, что в представленных определениях нравственности подразумевается регуляция поведения, на основе правил, но на практике человек обладающий знаниями об этих правилах не всегда соблюдает их.  Именно поэтому вводим в понятие нравственности субъектную характеристику и изучаем нравственную активность, где рассматриваем не только нравственность, как свод законов и правил, но и активность субъекта, направленную на добровольное выполнение данных правил. На формирование внутренней готовности личности использовать свою систему ценностей в реальных экзистенциональных ситуациях влияет ряд факторов.

С целью изучения особенностей нравственной активности личности молодых специалистов ООО «Акцент» было проведено экспериментальное исследование.

Для диагностики применялись следующие методики:

1)      модифицированная методика ценностных предпочтений М. Рокича. Данная методика позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

2)      методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова». Методика предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

3)      методика «Справедливость – забота» С.В. Молчанова. Методика предназначена для выявления уровня развития моральных суждений в соответствии с двумя основными периодизациями развития морального сознания (Л.Колберг и К.Гиллиган).

Проведенное нами исследование нравственной активности и ценностных ориентаций молодых специалистов предприятия позволяет говорить о том, что существенных различий в нравственной активности молодых и опытных сотрудников предприятия не выявлено, что свидетельствует о влиянии выбранной профессии на формирование нравственных критериев специалистов, а не возраста исследуемых.

Список литературы

 

  1. Антилогова, Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности [Текст] / Л.Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – 2013. — №2. — с. 13-17.
  2. Бодлевский, М. И. Нравственная свобода и ответственность личности [Текст] / М. И. Бодлевский. — Минск: Знание, 1976. — 18 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. – М: «Просвещение», 1968. – 464 с.
  4. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) [Текст] / Б.С. Братусь. — М.: Знание, 1985. – 64 с.
  5. Виндижева А.О. Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества (на материалах вузов Северного Кавказа) 22. 00. 06 социология духовной жизни, духовной культуры) / Автореферат // http://www.adygnet.ru/nauchrab/uchrab_new/nauchres/docs/avtoreferat_vindijeva.doc
  6. Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / под ред. М.И. Воловикова. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – с. 21-40
  7. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов) // https://world-psychology.ru/diagnostika-cennostnyx-orientacij-bubnov/
  8. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А.Л. Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 560 с.
  9. Зайцева, И.А. Нравственная активность личности, сущность ее и компоненты [Электронный ресурс] / И.А. Зайцева. – Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/203-lichnost-otnosheniya/5633-nravstvennaya-aktivnost-l.html
  10. Зеер, Э.Ф. Теоретические основы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2007. – с. 553-559.
  11. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности [Текст] / Н.Д. Зотов. — Томск, 1984.
  12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]: второе издание / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд. Дом «Питер», 2013. — 784 с.
  13. Ковалев, О. Г., Емельянов, С. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной культуры юриста в системе высшего профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для образоват. учреждений уголов-исполн. системы Минюста России [Текст] / О. Г. Ковалев, С. Н. Емельянов. – Владимир: ВЮИ Минюста России, 2004. – 70 с.
  14. Кокорин А.А. Идеология, мораль, нравственность // http://lawinrussia.ru/content/ideologiya-moral-nravstvennost
  15. Красник В. С. Проблема нравственной активности с позиции субъектно-личностного подхода [Текст] / В.С. Красник //
  16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464с.
  17. Купрейченко, А.Б., Воробьева, А.Е. Нравственное самоопределение молодежи [Текст] / А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 480 с.
  18. Молчанов, С.В. Мораль Справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию [Текст] / С.В. Молчанов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2011. — № 2. — с. 59-72.
  19. Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии[Текст] / Н.В. Мельникова, О.В. Ковалева. – Шадринск: Издательство П О «Исеть», 2004. – 158 с.
  20. Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) // http://psychok.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu
  21. Методика «Справедливость – забота» (С.В.Молчанов) // http://www.studfiles.ru/preview/2780552/page:9/
  22. Национальная энциклопедическая служба. Идеологические ценности //http://voluntary.ru/termin/ideologicheskie-cennosti.html
  23. Нравственные ценности как одна из основ становления социальной активности студентов педагогического колледжа // http://www.elsawork.ru/publ/nravstvennye_cennosti_kak_odna_iz_osnov_stanovlenija_socialnoj_aktivnosti_studentov_pedagogicheskogo_kolledzha/1-1-0-11
  24. Нравственность современного российского общества: Психологический анализ [Текст] / под ред. А.В. Юревич, А.Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — 416 с.
  25. Петрова Н.Г. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций личности как педагогическая проблема // Духовно нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Забродиной, В.Г. Швеммер, Н.П. Шитяков. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – с. 68-72
  26. Психологические исследования нравственности [Текст] / Институт психологии, Российская академия наук ; отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 416 с.
  27. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России [Текст] / под ред. М.И. Воловикова. — М.: Институт психологии РАН, 2011. — 320 с.
  28. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) [Текст] / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 412 с.
  29. Юрасова Е.Н. Динамика и механизмы формирования нравственности с позиций психоанализа // Нравственность для XXI века: сборник статей / под ред. Ю.М. Антонян. – М.: Аспект Пресс, 2009. – с. 182-191.
  30. Чесноков В.А. Опытно-экспериментальное развитие субъектно-личностных проявлений у студентов юридического ВУЗа в процессе их профессиональной подготовки// Вестник Забайкальского государственного университета. -2011. -№4. – С.70-73
  31. Федосова Ю.Д. Субъектно-личностные детерминанты самоограничений в общении // Северо-кавказский психологический вестник. -2012. — №2. –С.13-14.
  32. Чесноков В.А. Опытно-экспериментальное развитие субъектно-личностных проявлений у студентов юридического ВУЗа в процессе их профессиональной подготовки // Вестник Забайкальского государственного университета. -2011. -№4. – С.70-73.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф