Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Формирование социальной активности младших школьников в деятельности общественных объединений и организаций»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социальной активности младших школьников в образовательной организации
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Социальная активность: понятие, виды, характеристика
1.3. Формы, методы, средства и направления формирования и развития социальной активности младших школьников в образовательной организации
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социальной активности младших школьников на примере МБОУ «ЦДЮТ» с. Шогринское, Артемовского района, Свердловской области
2.1. Анализ деятельности ЦДЮТ по развитию социальной активности младших школьников
2.2. Первичная диагностика развития социальной активности младших школьников
2.3. Программа по развитию социальной активности младших школьников в школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Введение

Государство и общество предпринимает попытки к формированию и развитию у младших школьников стремления к бескорыстной помощи окружающим, регулярному участию в различных мероприятиях, акциях и общественно- полезной деятельности. Есть огромное количество проектов для формирования и развития социально активных навыков у молодого поколения. Тема формирования социальной активности является актуальной на сегодняшний день.[9]

Для педагогической науки нашего времени проблема развития социальной активности подрастающего поколения особо важна и постоянно привлекает внимание государства и общества. Одним из самых важных качеств для формирования развивающейся в деятельности личности, которая дает общественно ценный результат  и есть социальная активность. [8]

Социализация ребенка – одна из главных целей обучения младших школьников. В тоже время уровень социальной активности – один из показателей социализации ребёнка.

Организация должна оказать помощь школьникам в формировании деятельности и становлении личности, помочь ученикам стать активными гражданами общества, которые способны без чьей-либо помощи принимать решения, совершать осознанные поступки, а также отвечать за них самостоятельно. Задача образовательно-воспитательного процесса нашего времени – формирование социальной активности подрастающего поколения. С формированием личности, гражданина, который может безболезненно находиться в новом обществе и быть нужным этому обществу и связана главная задача формирования социальной активности молодого поколения. [10]

Первая ступень в формировании качеств самостоятельной, активной, ответственной, инициативной, творческой личности, которая проявляется в социально ценных видах деятельности – это обучение в начальной школе.

Объект исследования – процесс формирования социальной активности младших школьников в общественной организации.

Предмет исследования – содержание развития социальной активности младших школьников в общественной организации.

Цель исследования – на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу по формированию и развитию социальной активности младших школьников в общественной организации.

Гипотеза исследования: вероятно, формирование социальной активности младших школьников будет проходить успешно, если разработать программу с учетом выделенных форм и направлений  развития социальной активности.

Задачи исследования:

1) проанализировать деятельность школы по формированию социальной активности младших школьников;

2) проанализировать понятие «социальная активность»;

3) раскрыть  формы,  методы,  средства  и  направления     формирования и развития социальной активности младших школьников;

4) провести первичную диагностику формирования и развития социальной активности младших школьников.

5) изучить психолого-педагогическую  характеристику    детей    младшего школьного возраста;

Методы исследования:

— Эмпирические — наблюдение, тестирование, обобщение

— Теоретические — анализ, синтез.

База исследования: МБОУ «Центр детского и юношеского творчества» с. Шогринское, Артемовского района, Свердловской области.

 

Глава 1. Теоретические основы развития социальной активности младших школьников в образовательной организации

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

 

Одним из этапов развития ребенка является младший школьный возраст. Природные умения младшего школьника далеко не малы:  мозг ребенка настолько пластичен, что он без труда одолевает задачи дословного запоминания. Память ребенка наделена наглядно-образный характером. Он в точности фиксирует яркий, интересный и конкретный материал.

Индивидуальные различия проявляются в конце младшего школьного возраста:  среди  ребят психологами  выделяются  группы   «теоретиков»,  или «мыслителей» — они способны в уме решать учебные задачи; «практиков» — им необходима опора на наглядность и практические действия; «художников», которые владеют с ярким образным мышлением.

Возрастом доверчивого и открытого отношения к педагогу является младший школьный возраст. Ребенок с трепетом слушает руководителя, прислушивается к его мнению и оценкам. Учителю необходимы терпение, мудрость и высокая квалификация для поддержания детских эмоций и непосредственности, а кроме того и воспитание сопереживания к другим людям. [17].

Именно в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. Младшие школьники учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. [3, с.20]

Ответственным периодом школьного детства младший школьный возраст от 6-7 до 10-11. К окончанию младшего школьного возраста у ребенка должно возникать желание учиться, ему необходимо научиться верить в себя и свои силы, именно это является главным успехом ребенка младшего школьного возраста.  Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие младшего школьника как активного субъекта познаний и деятельности.

 

1.2 Социальная активность: понятие, виды, характеристика

 

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года главной целью развития системы образования является формирование гармонично и всесторонне развитой, самостоятельной, творческой, социально активной личности.

Понятие «социальная активность» в наше время рассматривается педагогами с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания [5].

Общественно-политическая активность проявляется в увеличении участия личности в общественно-политической жизни государства, региона. Такая участь выражается в работе общественных собраний, советов, организаций, выполнении общественных заданий и поручений.

Трудовая активность выступает определяющим типом социальной активности личности и выражает уровень привлечения человека в общественное производство и систематическом увеличении посильного труда, уровень воплощения личностью индивидуальных умственных и физических навыков. [22].

В познавательно-творческой активности имеет место рост квалификационного и общеобразовательного уровня, развитие экспериментирующего человека, который во всех направлениях общественной жизни кладет в основу творческое начало. Этот вид социальной активности без конца ищет новые задачи и их решение, овладевает более новыми свойствами в активной смене и овладевает новыми функциями, а также приобретает новаторские способы и приемы для решения различного рода задач. Благодаря такой активности повышается не только успешность деятельности отдельных людей, но и всего коллектива [15].

Умственная активность — оптимальность усвоения доступного школьникам социального, эмоционального, логического, нравственного, трудового, художественного опыта.

Двигательная активность подразумевает подвижность в процессе познания действительности.

Этическая активность выражается в проявлении бережного отношения  ко всему, что сделано  природой и человеком, доброжелательность  в общении с детьми и взрослыми, выражающаяся в сочувствии, сопереживании, сострадании, помощи [15].

Эстетическая активность характеризует самостоятельность и  творчество в процессе создания обучающимися выразительных образов в игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности.

Сочетание личностных качеств характеризуют человека как социально активную личность имеющую свою жизненную позицию.

Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность и проявляется в реальном поведении человека.

Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции.

Наиболее благоприятным для развития у школьника активной социальной позиции является период обучения ребенка в начальной школе. Объясняется это тем, что после вступления ребенка более значимую учебную среду, младшие школьники чувствуют себя на порядок взрослее и появляется непреодолимое желание угодить воле других людей, более старших по возрасту. Ребенок старается показать себя с лучшей стороны именно во взрослых видах деятельности. Школьникам любопытно что происходит  в общественной деятельности, они желают реализовывать всевозможные поручения, главное, чтобы в их глазах эти поручения были высокой важности. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют развитию у них социальной активности [8].

Активность и самостоятельность обучающихся — одни из основных принципов всей дидактической системы: задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Обучающиеся по возможности должны трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал [12].

На основании выше сказанного можно отметить, что социальная активность – это активность, которая представляет собой морально-волевое качество, в котором сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Младший школьный возраст выступает периодом формирования личности, ее интересов, склонности. Понятие о ценностных ориентациях личности – это теоретическая основа выделения состава социальной активности школьников данного возраста.

 

1.3. Формы, методы, средства и направления формирования и развития социальной активности младших школьников в образовательной организации

Главная цель формирования и развития социальной активности обучающихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Формы развития социальной активности младших школьников в образовательной организации:

  • групповые формы;
  • коллективные формы;
  • ученическое самоуправление;
  • педагогическое общение.

При организации групповой работы проявляется, в первую очередь, активность учеников начальной школы. Младшие школьники пока еще не могут по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе они могут занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания, в такой ситуации ученики чувствует себя увереннее и комфортнее [5].

Человек как личность развивается только в коллективе. В связи с этим, совместная коллективная деятельность младших школьников, объединенная общей целью, демократический стиль руководства в коллективе, развитие гуманистических коллективистских отношений между обучающимися, обучение младших школьников организаторским умениям – залог успешного развития социально активного гражданина [24].

Коллективные формы работ развивают у младших школьников сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, развивают социальную активность.

Необходимым условием работы по развитию у младших школьников социальной активности является их включенность в коллектив. В коллективе младших школьников в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. Взаимодействуя со сверстниками, обучающиеся начальной школы осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают свои организаторские способности [13].

Методы развития социальной активности младших школьников:

  • игра;
  • проблемное обучение.

Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учение, игровая деятельность по-прежнему имеет для ученика начальной школы важное значение. Поэтому социальную активность целесообразно развивать  через  игру [19].

Существует несколько видов игр, направленных на развитие социальной активности младших школьников:

  • игры, содержащие труд взрослых;
  • игры с патриотическим содержанием;
  • подвижные игры с таким содержанием и игровыми правилами, которые способствуют не только физическому развитию детей, но и воспитанию их социальных чувств;
  • сюжетно-ролевые игры.

Также важны для развития социальной активности младших школьников и коллективные спортивные игры, соревновательный характер которых может активизировать    действия    игроков,    вызвать    проявление    решительности, мужества и упорства для достижения цели.

В сюжетно-ролевых играх младшие школьники приобретают социальные роли, способы взаимодействия, нормы поведения в обществе, усваивают всевозможные социально значимые качества, учатся видеть, где добро, а где зло. Сюжетно-ролевая игра дает ученикам начальной школы возможность овладевать морально-нравственными качествами, помогает усвоению правил, что важно для приобретения общественного опыта [4].

Во время игры игроки и команды противостоят друг другу, в процессе образуются всевозможные задачи, которым необходимо скоростное решение. Для выполнения нужно в самый короткий промежуток времени оценить обстановку вокруг и выбрать самое подходящее действие. Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться и договариваться между собой [16].

Средства развития социальной активности младших школьников:

  • проектная деятельность;
  • внеурочная деятельность: конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, кружковая работа.

Особое значение в развитии социальной активности школьников имеет ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление – форма организации деятельности коллектива младших школьников, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Проектная деятельность – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающихся, развития их  интеллектуальных  возможностей,  волевых  качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость [14].

С целью повышения уровня самореализации школьников, развития их творческих, интеллектуальных, научных, художественных, технических, спортивных и коммуникативных способностей разработан проект «Пять шагов в будущее». Приоритетным направлением проекта является развитие актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию и самореализации. Проект рассчитан на 5 лет: I год (1 шаг) — создание условий для адаптации учащихся 1-го класса; II год (2 шаг) – развитие нравственно-этического направления, укрепление эмоционального и социального здоровья детей,  самоопределение личности; III год (3 шаг) – развитие самоуправления коллектива, самоопределение личности; IV год (4 шаг) – проектная деятельность коллектива; V год (5 шаг) – обновление форм и методов проектной деятельности.

В проектах и программах образовательных организаций наблюдается преобладание историко-краеведческой, этнокультурной и социально-правовой направленности; сетевой характер взаимодействия, возможность самоопределения школы в выборе форм и степени участия; направленность тематики проектов (программ) на решение проблем адекватного восприятия прошлого, реальной социальной деятельности в настоящем, оптимистичного творческого отношения к будущему своей страны; креативность и инновационность в содержании, формах, методах и средствах гражданско-патриотического воспитания в рамках заявленных проектов (программ); системное межведомственное взаимодействие и социальное партнерство: к реализации проектов (программ) привлекаются региональные представительства МЧС и правоохранительные органы, общественные организации, высшие и средне-специальные учебные заведения и др.

Образовательные конкурсы и олимпиады формируют и развивают интерес к изучаемым предметам, стимулируют активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; во внеклассной деятельности, помогают школьникам развивать свой уникальный творческий мир. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для обучения.

Участие в олимпиадах играет большую роль в формировании  личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Олимпиады помогают школьникам обогащать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить уровень знаний по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими [18].

Условиями развития    социальной активности         младших школьников являются:

  • организованная общественная деятельность, способствующая развитию социальной активности личности школьников, которая носит системный, целенаправленный характер;
  • включение в процесс воспитания других социальных институтов (семьи, общественных организаций);
  • изучение социально-психологических особенностей обучающихся;
  • совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью;
  • демократический стиль руководства в коллективе;
  • наличие активной воспитательной среды;
  • создание творческой среды для самореализации школьников;
  • ситуации эмоционального переживания, подъема;
  • развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников; если школьник участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве.
  • организация деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми [18].

Самыми насыщенным и комплексным периодом проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности являются Декады: Героев Отечества, Защитника Отечества и Декада, посвящённая Дню Победы. Только в рамках декады, посвященной годовщине Победы в Великой Отечественной войне образовательными организациями проводится более тысячи мероприятий.

В числе традиционных мероприятий городской Слет юнармейских отрядов «15 ОТВАЖНЫХ», окружной этап военно-спортивных игр «Зарница» и «Знамя Победы». Городской Слет юнармейских отрядов «15 ОТВАЖНЫХ» состоялся в марте 2017 года в воинской части № 34081 Артемовского района Свердловской области. За победу в городском Слете юнармейских отрядов «15 ОТВАЖНЫХ» команды были награждены дипломами, кубками и медалями.

Окружной этап военно-спортивных игр «Зарница» и «Знамя Победы» проводится путем проведения  игр совместно с областной общественной молодежной организацией «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение» и автономным учреждением Свердловской области «Региональный центр патриотического воспитания».

В ходе проведения подобных военно-патриотических мероприятий, учащиеся приобретают практические навыки начальной военной подготовки, медицины, спортивные умения и навыки. Это доказывает важность координации и организации военно-спортивных игр и слетов.

Направлениями развития социальной активности младших школьников являются:

  • волонтерская деятельность;
  • взаимодействие школы и семьи.

Волонтерская деятельность позволяет школьникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Участие младших школьников в волонтерской деятельности способствует развитию у них таких качеств как, милосердие, доброта, человеколюбие, эмпатия, толерантность, то есть таких качеств, которые так необходимы современному обществу [6, с.63].

Участвуя в волонтерской деятельности, младшие школьники получают возможность проявить свои способности в новом деле, получат опыт в проведении и организации мероприятий, акций, что дает возможность раскрыть и выявить ранее скрытые возможности [6, с.63].

Таким образом, развитие социальной активности у младших школьников осуществляется, если используются формы организации деятельности, применяются методы, средства и направления, что дает возможность младшим школьникам включаться в совместную деятельность, проявлять активность, инициативность, ответственность.

 

 Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социальной активности младших школьников на примере МБОУ «ЦДЮТ» с. Шогринское, Артемовского района, Свердловской области

2.1. Анализ деятельности ЦДЮТ по развитию социальной активности младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр детского и юношеского творчества» было создано в 1976 году.

Цель данной организации: создание условий для становления образованного, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией, способного к самоанализу и рефлексии, умеющего ориентироваться в окружающем социуме, принимать решения и отвечать за свои поступки.

Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:

  • создание общественной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом;
  • модернизация содержания и форм патриотического воспитания;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • совершенствование условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство;
  • развитие системы общественной деятельности;

Для решения поставленных задач определены основные направления деятельности коллектива.

  1. Методическая работа ЦДЮТ
  2. Деятельность по охране жизни и здоровья обучающихся.
  3. Деятельность педагогического коллектива по развитию воспитательной системы, обеспечению воспитанности детей и развития их социальной активности.
  4. Организация деятельности ЦДЮТ, направленной на получение возможности бесплатного участия в организации.

Организация работы с обучающимися ведется по следующим направлениям:

—        военно-патриотическое, патриотическое и гражданское воспитание;

—        краеведческая работа, туристско-краеведческое;

—        духовно-нравственное воспитание;

—        правовое воспитание;

—        спортивно-оздоровительное воспитание;

—        формирование здорового образа жизни.

В целях организации безопасного и полезного досуга младших школьников в период летних каникул, работает летний оздоровительный лагерь «Десяточка». В среднем число воспитанников составляет 90 человек детишек младшего школьного возраста.

Очень часто применяются социальные проекты. Социальным является проект, который считает своей задачей искать решения каких-либо социальных проблем, производить новоявленные социальные продукты, совершенствовать концепции, усовершенствовать проекты необходимого обществу.

Проектная деятельность позволяет младшим школьникам получить результат своей творческой работы, когда в процессе презентации конечного продукта происходит самоутверждение, повышение самооценки, развиваются навыки публичного представления, приходит понимание, что результат работы носит практический характер и оценён не только учителем, родителями, но и общественностью, т.е. является социально-значимым продуктом.

В центре детского и юношеского творчества организована работа кружков по спортивным, творческим, интеллектуальным направлениям, такие как «Самбо», «Строевая подготовка», «Радуга    творчества».

Для ребят организованы кружок «Юный библиотекарь» Издается собственная газета «В десятку». Основные рубрики в газете:

«Школьные праздники», «Поговорим…», «Вести», «Проба пера», «Мы в

спорте»,»Перемена», «Поздравляем!»

В ЦДЮТ 12 учебных кабинетов. Кабинеты оснащены комплектами мебели, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся, оборудованы шкафами для хранения личных вещей и принадлежностей.

Младшие школьники принимают участие в концертах, посвященных дню Учителя, Международному дню Матери, Международному женскому дню. Участвуют в акциях «Помощь пожилым», «10 000 добрых дел», «Бессмертный полк», фестивалях, посвященных профилактике вредных привычек, военно- патриотической песни, общешкольных конкурсах Чтецов.

Управлениям образования необходимо организовывать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов в области духовно-нравственного и гражданского воспитания. В 2016/2017 учебном году в соответствии с планом работы возобновлена работа Ассоциации заместителей по ВР и создана единая концептуальная модель проведения городских семинаров. Городской Ассоциацией заместителей по ВР организована содержательно-практическая деятельность по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Главным средством достижения целей федерального государственного образовательного стандарта общего образования по направлениям воспитательной деятельности является обновление работы образовательных организаций в программно-методической, кадровой сферах, основанных на заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, организаций и социума во взаимовыгодном сотрудничестве.

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лежит системно — деятельностный подход, который предполагает: формированиеи развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Разработаны рекомендации для образовательных организаций, такие как:

— разработка эффективных форм вовлечения младших школьников  в деятельность, требующую проявления гражданской активности;

— развитие социального партнерства образовательной организации с общественными  организациями;

— формирование и развитие теоретических и практических навыков социального проектирования младших школьников(моделирование продуктивного социального поведения);

— развитие форм молодежного самоуправления и лидерства молодежи ;

— разработка программ и организация специализированных интенсивных тренингов в летних профильных сменах детских оздоровительных лагерей;

— вовлечение семьи и общественности в образовательный процесс по формированию гражданской активности;

—  поддержка педагогами социальных инициатив: необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы работы.

Приоритетными направлениями деятельности Управления образования Администрации являются:

— поддержка и развитие детских школьных объединений, реализующих значимые для молодежи и востребованные государством программы и инициативы: организация системы обмена опытом детских и молодежных групп;

- мониторинг ситуации с гражданской активностью младших школьников: учет доли молодежи, участвующей в деятельности общественных объединений;

- поддержка молодежных представительных органов (молодежные правительства, молодежные администрации, молодежные палаты, молодежные думы, молодежные советы);  организация различных форм внутрирайонного повышения квалификации педагогов по проблеме формирования гражданской активности учащихся;

- создание реестра молодежных и детских общественных объединений и ознакомление с ними школьников, а также единого реестра общественных организаций патриотической направленности, с целью повышения эффективности проведения мероприятий патриотической направленности.

Таким образом, проанализировав деятельность ЦДЮТ по формированию и развитию социальной активности у младших школьников, можно сделать следующий вывод. В центре применяются групповые и коллективные формы работы по формированию и развитию социальной активности младших школьников, которые помогают развивать организованность и активность, ответственность, дисциплинированность и инициативность младших школьников, ответственно относиться к порученному делу. Необходимо отметить, чем чаще дети будут работать в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств, а это залог успешного развития социально активных граждан.

 

2.2.   Первичная диагностика развития социальной активности младших школьников

Исследование особенностей развития социальной активности младших школьников проводилось на базе МБОУ «ЦДЮТ» с. Шогринское, Артемовского района, Свердловской области. В тестировании принимали участие обучающиеся группы №2 группы  в количестве 11 человек, из них 6 девочек и 5 мальчиков.

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман, см. Приложение 1) [25, с.103]

Цель: выявление уровня развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием обучающихся, работающих в группе парами, и анализ результата.

Результаты методики по выявлению уровня развития сотрудничества занесены в таблицу 1 и таблицу 2.

Таблица 1 — Уровни оценивания сотрудничества

 

  Критерии оценивания  
Код

обучаю щего

Про-

дуктив- ность

Умение

догова- риваться

Взаимный контроль Взаимо- помощь Эмоцио-

нальное отношение

Уровни оценивания
1 + + + + + высокий
2 + низкий
3 + + + + + высокий
4 + + + + + высокий
5 + + + + + высокий
6 + + + + + высокий
7 + + средний
8 + + средний
9 + низкий
10 + + + + + высокий
11 + + + + + высокий

 

Таблица 2 — Уровни развития действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества

Уровни развития Количество детей
Высокий 7
Средний 2
Низкий 2

 

Таким образом, высокий уровень развития сотрудничества наблюдается у

7 обучающихся второй группы, средний уровень развития сотрудничества – у 2 обучающихся, низкий уровень развития сотрудничества – у 2 обучающихся группы №2.

Данные уровня развития сотрудничества в процентном отношении представлены в рисунке 1.

Рис. 1 Уровни развития сотрудничества

Таким образом, высокий уровень развития сотрудничества  наблюдается у 64% обучающихся второй группы, средний уровень развития сотрудничества – у 18% обучающихся, низкий уровень развития сотрудничества наблюдается у 18% обучающихся группы №2.

Как видно из таблицы 1, продуктивность совместной деятельности наблюдается у 9 обучающихся; умение договариваться, приходить к общему решению – у 8 обучающихся; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности – у 8 обучающихся; взаимопомощь по ходу рисования – у 7 обучающихся и позитивное отношение к совместной деятельности наблюдается у 9 обучающихся группы №2.

Эти данные представлены в процентном отношении в рисунке 2.

Рис. 2 Критерии оценивания

Таким образом, продуктивность совместной деятельности наблюдается у 81% обучающихся; умение договариваться, приходить к общему решению – у 72% обучающихся; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности – у 72% обучающихся; взаимопомощь по ходу рисования – у 63% обучающихся и позитивное отношение к совместной деятельности наблюдается у 81% обучающихся группы №2.

 

2.3.   Программа по развитию социальной активности младших   школьников в школе

Программа по развитию социальной активности «Юные волонтеры» составлена с учетом требований образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЦДЮТ». Данная программа предназначена для организации деятельности с обучающимися второго класса в рамках школьного кадетского объединения.

Цели программы:

  1. Инициировать и развить детскую волонтёрскую деятельность.
  2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их активной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  3. Развитие волонтерской деятельности, позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.

Задачи программы:

1)      развитие социальной активности младших школьников, самостоятельности и ответственности, навыков сотрудничества, сплоченного коллектива волонтеров;

2)      оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;

3)      предоставление возможности для развития организаторских качеств младших школьников посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

4)      воспитание доброты, чуткости, сострадания;

5)      содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

Быть социально активным, значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Нельзя научиться быть  социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Немалое количество людей требует поддержки и помощи. Именно поэтому данная тема так актуальна. Волонтеры по собственному желанию тратят свое время, энергию, навыки и знания для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой-либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень проста.

Волонтерская активность возрождает такие ценности как: милосердие, отзывчивость, гуманность, гражданственность, терпимость и др. Именно поэтому она носит социальный характер.

Волонтерами являются люди, которые выполняют что-либо собственно вольно и бескорыстно, эти люди никогда ничего не делают по принуждению. Вольные объединения людей, которых связывает общий интерес к чему-либо и желание помочь кому-либо называются волонтерскими организациями. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности. Программа по развитию социальной активности «Юные волонтеры» строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 8-9 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Актуальность программы состоит в его социальной направленности на развитие активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, групповых и коллективных форм работы.

Срок освоения программы и объем учебного времени.  Нормативный срок освоения программы «Юные волонтёры» рассчитан на один год. Занятие по программе проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия – 45 минут.

Формы реализации. Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: групповая, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, участие в акциях, тематический просмотр фильмов и мультфильмов, беседы, экскурсии, решение ситуационных задач, игры, изготовление поделок, конкурсы рисунков. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрской деятельности, а также ее практической реализации.

Методы обучения. Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы по развитию социальной активности «Юные волонтёры». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:

— проблемно-поисковый;

— исследовательский;

— творческий (художественный);

— метод учебного диалога;

— наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

— игровой.

Результаты освоения программы «Юные волонтёры» проявляются в:

— расширении круга приёмов составления разных типов плана;

— расширении круга структурирования материала;

— умении     работать    со      справочными      материалами интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

— обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных);

— умении организовывать волонтёрскую деятельность;

— способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • здоровьесберегающее;
  • воспитание толерантности.

Критерии оценки волонтёрской деятельности обучающихся:

— активность участия;

— умение планировать работу волонтёров;

— самостоятельность.

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет младшему школьнику отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерская деятельность в России.

Обучающиеся узнают о волонтерской деятельности в России, познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании

– это дети детского сада, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Таблица 8 — Тематическое планирование блоков Программы «Юные волонтеры»

№ п/п Тема Количество

часов

Форма контроля
1 Волонтерское движение в России. 8 Тренинг

Анкетирование

2 Участие в благотворительных акциях. 26 Изготовление поделок Трудовые дела

Акции

 

Таблица 9 – Календарно-тематическое планирование Программы «Юные волонтеры»

№ п/п Тема учебного занятия Кол- во часо

в

Содержание деятельности
Практическая часть

занятия/основные виды деятельности обучающихся

1 Вводный урок.

Кто такой волонтер?

1 Просмотр видеофильмов,

обсуждение

2 Волонтерская деятельность.

«Спешите делать добрые дела!»

1 Сбор мусора в селе вдоль тротуара,

около автобусной остановки

3 Изготовление праздничной открытки

с Днём пожилого человека

1 Изготовление открыток
4 Поздравление бывших педагогов- пожилых людей на дому с Днём

пожилого человека

1 Поздравление и пожелания от обучающихся 2 класса
5 Беседа «Граница между добром и

злом»

1 Решение ситуационных заданий
6 Беседа «Счастье и смысл жизни» 1 Решение ситуационных заданий
7 Изготовление закладок для книг в

подарок школьному библиотекарю

1 Изготовление закладок
8 Поздравление библиотекаря школы с

Днём школьных библиотек

1 Выступление детей, вручение закладок

библиотекарю

9 13 ноября – Всемирный день

доброты. Классный час «Наши добрые дела»

1 Просмотр мультфильма «Просто так», обсуждение
10 Ремонт книг в детском саду для детей

подготовительной группы

1 Ремонт книг
11 Акция «Вахта памяти». Уборка обелиска участникам Великой Отечественной войны и территории

около него

1 Уборка памятника и территории от снега
12 Изготовление для мам подарков к

Дню Матери

1 Изготовление подарков
13 Поздравление мам с Днем Матери 1 Вручение подарков, участие в

концерте

14 5 декабря — Международный день

волонтеров

1 Вступление в юные волонтеры
15 Хорошее настроение. Игры для

учеников начальной школы.

1 Игры «Хорошее настроение»
16 Изготовление новогодних игрушек из

бумаги для школьной новогодней ёлки

1 Изготовление новогодних игрушек
17 К Всероссийскому дню зимующих

птиц. «Покормите птиц зимой»

1 Развешивание кормушек и кормление

птиц

18 Права и обязанности

волонтера

1 Просмотр Интернет ресурсов,

обсуждение

19 Расчистка игровой площадки от

снега для детей подготовительной группы

1 Уборка снега с игровой площадки

 

Таким образом, в данной программе «Юные волонтеры» запланированы различные акции, совместные трудовые дела, изготовление поделок в совместной творческой деятельности, что будет способствовать формированию и развитию социальной активности у младших школьников.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является важным этапом в жизни каждого ребенка, так как в этот период начинается формирование социальной активности. В этом возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить верить в свои силы, он открыт ко всему новому.

Под социальной активностью понимают активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, применять такие средства и направления, которые будут способствовать развитию социальной активности у младших школьников. Развивать социальную активность младших школьников – значит развивать умение работать в группах, в коллективе, обсуждать предложенные вопросы и задания, проводить взаимный   контроль,   взаимную  помощь,         обмениваться информацией, устанавливать дружеские отношения, заботиться о делах коллектива, совместно участвовать в акциях.

Формирование и развитие социальной активности у младших школьников возможно при наличии у педагогов устойчивой направленности развитию организаторских способностей у младших школьников, самостоятельности, общительности, нравственности, ответственности, взаимодействию с другими  людьми. Развитие социальной активности младших школьников ведет их к подготовке к жизни.

Анализ деятельности «ЦДЮТ» по развитию социальной активности младших школьников позволяет сделать вывод о том, что в центре ведется работа над развитием самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, что является показателями социально активной личности. В процессе учебной деятельности применяем групповые и коллективные формы работы, работаем над созданием социальных проектов, привлекаем к совместной деятельности родителей обучающихся.

Первичная диагностика развития социальной активности у младших школьников показала, что развитие социальной активности на высоком уровне.

Применение Программы «Юные волонтеры» будет способствовать тому, что младшие школьники научатся организовывать и проводить различные мероприятия с воспитанниками детского сада и сверстниками, отстаивать свою позицию, адекватно общаться с обучающимися и взрослыми, участвовать в акциях, что будет развивать социальную активность младших школьников в образовательной организации.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список использованной литературы

 

  1. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики. Казань. 1999. 187 с.
  2. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль: Педагогика. 2009. 192 с.
  3. Бережная И.Ф., Зыкова       А.О.  Содержание        категории         «социальная активность» в психологии и педагогике. 2007.
  4. Богачев А.А. Волонтерство как форма социальной активности. Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. с. 63
  5. Верёвкина Т.А.  Педагогические  условия      развития межличностных отношений учащихся. СПб: 2007. 56 с.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред.
  7. Гузеватова Е.Н. Организация       коллективной деятельности школьников.Абакан: 2007.140 с.
  8. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. М.: 2006. 234 с.
  9. Дамаданова Х.Д.  Социальная         активность у       младших         школьников        // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2011. №3
  10. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: 2013.
  11. Караваев Г.А.  Внутренний        мир   и       социальная активность         личности    // Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69
  12. Корозникова А.А. Развитие ученического самоуправления начальной школе // Начальная школа. 2011. №5. с.15-18
  13. Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности. Психология индивидуальности. М.: Логос.
  14. Лаптева М.Д. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности // Воспитание школьников. №4.
  15. Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей. 2001. 220 с.
  16. Петров А.П. Формирование социально активной личности: Сущность, проблемы: Сб. научных трудов. М.: 1995. с.3
  17. Смирнова А.А. Педагогические условия развития социальной активности: Комсомольск-на-Амуре. 2006.
  18. Ушинский К.Д. Педагогика. М.:
  19. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. №373
  20. Федосова И.В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте // Наука и Мир. Международный научный журнал. 2014. №9 с.127-131.
  21. Фокин Д.К.        Формирование  самостоятельности  учащихся  //         Начальная школа. 2012. №4.
  22. Харитонова Н.Е., Газман О.С. В школе с игрой: книга для учителей. М.: Просвещение. 2001. 96с.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 345 с.
  24. Чиханова О.В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. 2004. №6. с. 69
  25. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Методическое пособие. Русское слово. Москва.
  26. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: 2008. 360 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф