Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Формирование здорового образа жизни у ученика начальной школы»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Понятие здорового образа жизни человека
1.2. Методы формирования основ ЗОЖ в начальной школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАОУ СОШ № 2
2.1. Определение сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о ЗОЖ
2.2. Программа для 3 года обучения «Быть здоровыми хотим»
2.3. Результаты проверки эффективности разработанной программы экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современном, динамично развивающемся мире, одной из актуальных проблем является проблема сохранения здоровья.  Во всех цивилизованных странах данной проблеме уделяется внимание на самом высоком уровне. Россия не является исключением, государство разрабатывает различные программы, направленные на поддержание и сохранения здоровья. При этом, сегодня уже очевидно, что в первую очередь здоровье зависит от самого человека, от его образа жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены — словом, добиваться истинной гармонии здоровья разумными способами.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Эта проблема особенно актуальна в начальной школе, которая связана с резкими изменениями привычного образа жизни ребенка, освоением новой социальной роли «ученика». Именно в начальной школе и в возрасте закладываются основы здоровья и привычки вести здоровый образ жизни взрослого человека. Стандарт нового поколения предусматривает формирование знаний, установок, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, заинтересованное отношение к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровью и др.

Гипотеза: сохранение здоровья учащихся является приоритетом для развития системы образования современной школы, воспитания и развития свободной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к творческой деятельности и нравственному поведению.

Цель работы: исследовать формирование здорового образа жизни у учеников начальной школы.

Объектом исследования является формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе.

Предметом – педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у учеников начальной школы.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

— раскрыть основы содержания понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

— изучить возможности формирования у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни;

— выбрать методы определения уровня формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;

— разработать программу формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.

— экспериментально проверить эффективность разработанной системы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении;

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями, классными руководителями и родителями детей младшего школьного возраста для формирования и улучшения здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

В заключение сделаны выводы по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

1.1. Понятие здорового образа жизни человека

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или немощности» (WHO, 1948). Это согласуется с биопсихосоциальной моделью здоровья, которая учитывает физиологические, психологические и социальные факторы здоровья и болезни, а также взаимодействие между этими факторами. Она отличается от традиционной медицинской модели, которая определяет здоровье как отсутствие болезни или заболевания и подчеркивает роль клинического диагноза и вмешательства.  Определение ВОЗ прямо увязывает здоровье с благосостоянием и концептуализирует здоровье как право человека, требующее физических и социальных ресурсов для его достижения и поддержания. Благополучие» относится к позитивному, а не нейтральному состоянию, образуя здоровье как позитивное устремление. Это определение было адаптировано Оттавской хартией 1986 г., в которой здоровье описывается как «ресурс для повседневной жизни, а не как объект жизни». С этой точки зрения здоровье является средством, позволяющим жить хорошо, что подчеркивает связь между здоровьем и участием в жизни общества.

Проблема здоровья и здорового образа жизни широко исследуется научным сообществом.

Как утверждает в своем исследовании Казначеев, здоровым человеком можно считать того, кто сохранил психические, физические и биологические способности. Здоровый человек обладает высокой работоспособностью и позитивно относится к жизни.

В свою очередь Амосов акцентировал внимание на максимальной работоспособности органов при сохранении качественных пределов их функций.

В целом, обобщая имеющиеся подходы к определению здоровья , можно выделить следующие его признаки:

— расширить свои возможности, условия жизни, объем и разнообразие имеющейся экологической, интеллектуальной, морально-этической среды;

— способность адаптироваться к окружающей среде и собственным возможностям;

— улучшение возможностей, свойств и способностей вашего организма, качества жизни и окружающей среды;

— противостоять внешним и внутренним нарушениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

— производить, поддерживать и сохранять себе подобных;

— увеличение продолжительности полноценной жизнедеятельности;

— а также культурные и материальные ценности.

Здоровье достигается благодаря взаимодействию между людьми и окружающей их средой. Поэтому школы, пропагандирующие здоровье, имеют широкое представление о здоровье и отражают то, каким образом как индивидуальные, так и экологические факторы влияют на здоровье и благополучие.

Среди специалистов принято выделять следующие составляющих здоровья:

  1. Соматическое
  2. Физическое
  3. Психическое

Рисунок 1 – Компоненты здоровья [11, с. 97]:

Соматическое — текущее состояние органов и систем организма человека.

Физическое — уровень развития и функциональные возможности органов и систем организма. Основой физического здоровья являются морфофункциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие адаптацию организма к воздействию различных факторов.

Психическое — состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья является состояние общего психического комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения [15, с. 137].

Психическое и физическое здоровье неразрывно связаны между собой, что свидетельствует о прочной взаимосвязи между ними, которая накапливается в последние десятилетия и бросает вызов историческому понятию дуализма ума и тела. Механизмы этой ассоциации могут быть физиологическими, поведенческими и социальными, как это определено биопсихосоциальной моделью здоровья. Природа этой связи носит двусторонний характер, при этом психическое здоровье влияет на физическое здоровье и наоборот.

Для укрепления и поддержания здоровья здоровых, то есть для контроля за ними, необходима информация об условиях формирования здоровья (характере генофонда, окружающей среде, образе жизни и т. д.) и конечном результате их отражения в процессах (конкретных показателях здоровья индивида или популяции).

Еще в 80-х годах ХХ века ВОЗ выделила четыре группы факторов, влияющих на здоровье человека. Позднее, в 1994 году Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «На пути к здоровой России» определила это соотношение по отношению к нашей стране следующим образом:

— медицинское обеспечение-10-15%;

— состояние окружающей среды-20-25%;

— условия и образ жизни народа — 50-55%;

— генетические факторы-15-20%.

Величина вклада отдельных факторов различной природы в показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека [13, с. 187].

Генетические факторы. Онтогенетическое развитие дочерних организмов определяется наследственной программой, которую они наследуют вместе с родительскими хромосомами.

Однако сами хромосомы и их структурные элементы — гены-могут подвергаться вредным воздействиям, и, что самое главное, на протяжении всей жизни будущих родителей. Таким образом, становится ясной ответственность, которую будущие родители несут перед своим потомством в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию [23, с. 184].

Состояние окружающей среды. Биологические характеристики организма являются основой, на которой строится здоровье человека. Роль генетических факторов играет важную роль в формировании здоровья. Однако генетическая программа, приобретенная человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

«Организм без окружающей среды, поддерживающей его существование, невозможен» — в этой мысли И.М. Сеченова прослеживается неразрывное единство человека и окружающей его среды [17, с. 79].

Окружающая среда обычно понимается как целостная система взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой человек работает, живет и отдыхает. Под этим понятием понимаются социальные, природные и антропогенные физические, химические и биологические факторы, т.е. все то, что прямо или косвенно влияет на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Медицинская поддержка. Здоровый образ жизни на 8-10% зависит от медицинской поддержки.  При этом необходимо отметить, что с развитием цивилизации и более широким распространением болезней медицина стала все более специализироваться на лечении болезней и все меньше и меньше фокусироваться на здоровье. Само лечение часто снижает резерв здоровья из-за побочных эффектов лекарств, то есть терапевтическая медицина не всегда укрепляет здоровье.

Условия и образ жизни. Образ жизни и условия жизни являются двумя важными факторами здоровья как широкого понятия.

Стиль жизни включает в себя здоровое поведение и привычки, такие как диета, физические упражнения, употребление наркотиков и сексуальное поведение. Люди часто влияют на свой собственный выбор образа жизни.

Под условиями жизни понимаются условия, в которых люди живут и работают, а также то, как окружающая среда и общество влияют на жизнь человека. Условия жизни могут быть трудными, но не невозможными для изменения, и это важно для того, чтобы попытаться их улучшить.

Стиль жизни и условия жизни взаимосвязаны. Например, проживание в безопасном районе, где есть места, где дети могут играть на улице, увеличивает вероятность того, что дети получат достаточно физической активности[6, С. 73].

К сожалению, в России 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни[3, с. 15].Именно поэтому особую актуальность приобретает формирование здорового образа жизни, начиная с детского возраста.

Образ жизни — это социологическая категория, которая богаче экономической категории «уровень жизни», которая выражается в основном количественными показателями. К ним обычно относятся:

— уровень заработной платы и среднедушевой доход,

— уровень цен на потребительские товары,

— средние нормы потребления на душу населения и т. д [14, с. 149].

Здоровый образ жизни-это образ жизни человека с целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» до сих пор четко не определено.

Рассмотрим подходы к раскрытию сущности здорового образа жизни в различных научных направлениях. Так, П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров, являясь представителями философско-социологического направления  рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, неотъемлемую часть жизни общества в целом [19, с. 174].

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Есть и другие точки зрения (например, медицинская и биологическая), но между ними нет резкой грани, так как они направлены на решение одной задачи — улучшение здоровья личности.

Здоровый образ жизни является необходимым условием для развития различных аспектов человеческой деятельности, достижения активного долголетия и полного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, социальной, семейной, бытовой и досуговой формах жизни [12, с. 18].

Здоровый образ жизни определяется личностными и мотивационными особенностями, возможностями и наклонностями человека. Он подразумевает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные составляющие:

— активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

— сознательное, целенаправленное использование различных форм физической активности;

— использование природных факторов в укреплении здоровья (закаливании) и цивилизованном отношении к природе;

— деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества;

— целенаправленное развитие навыков гигиены и здравоохранения.

Индивидуальный стиль здорового образа жизни понимается как способ организации жизнедеятельности, присущий конкретному человеку, с учетом индивидуальных интересов, потребностей, возможностей и связи с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.

Таким образом, здоровый образ жизни-это режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физической активности.

 

1.2. Методы формирования основ ЗОЖ в начальной школе

 

Как было определено в предыдущей участи курсовой работы – формирование здорового образа жизни должно начинаться с детского возраста. В начальной школе одной из ведущих педагогических идей выступает создание необходимых условий не только для укрепления и сохранения здоровья детей, но и для того, чтобы научить их быть здоровыми.

В этих условиях возрастает социально-педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе учебной деятельности, что определяет полноценную реализацию его жизненных целей и смыслов в будущем.

У ученика начальных классов начинает формироваться собственная программа жизнедеятельности, и ребенок вовлекается в осуществление комплексной работы по саморефлексии, самостроительству, самоконтролю и саморегуляции [11, с. 19]. Это накладывает на педагога определенную ответственность. Для того, чтобы в систему жизненных ценностей ученика вошел здоровый образ жизни,  в задачи педагога входит:

1) формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни учеников;

2) формирование потребности в здоровье и осознанного отношения к нему учеников;

3) улучшение здоровья детей, профилактика заболеваний;

4) формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков физического и нравственного самосовершенствования;

5) научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

При реализации поставленных задач преподаватель руководствуется следующими функциями:

— научное-расширение знаний о человеческом организме, его возможностях и резервах, вредном и благотворном влиянии окружающей среды на организм ребенка.

— воспитательная — формирование личности ребенка как носителя здоровой культуры.

— социализация — социализация школьников в современных условиях, умение взаимодействовать в обществе.

— учебно — воспитательная-расширение кругозора, формирование санитарно-гигиенических знаний. [20, с. 78].

Основными направлениями деятельности являются:

Создание положительного эмоционального настроения.

Внутреннее напряжение любого человека, которое выходит наружу в виде отрицательных эмоций, передается людям, находящимся рядом. Такие эмоции особенно опасны в отношениях между учителем и учеником, что приводит к развитию у детей неврозов, негативного отношения к учебе, нежелания самостоятельно приобретать знания, притупляет память, внимание, нарушает общее самочувствие ребенка.

Рождение приятного настроения — это самое первое в профилактике заболеваний. А начать можно с обычной улыбки. Учитель, который входит в класс с улыбкой, привлекает детей и вызывает в ответ положительные эмоции. Это особенно важно в начальной школе, потому что маленькие дети гораздо более чувствительны, их психика неустойчива, они более уязвимы. Потратив пять минут на «хорошее настроение» в сочетании с интересными физическими упражнениями, физические упражнения смогут настроить детей на позитивный лад. Таким образом, дети готовятся эмоционально и физически [14, с. 68].

Минуты физической подготовки и подвижные упражнения во время урока.

Специалисты говорят, что объем знаний, которые ученик должен освоить не механически, а осмысленно, неуклонно растет. Это часто приводит к тому, что учитель экономит время на уроке именно за счет занятий физкультурой, не понимая, что вредит здоровью учеников.

Неотъемлемой частью занятий являются занятия физической культурой, во время которых учащиеся выполняют различные упражнения для снятия усталости и повышения умственной работоспособности.

Занятия физкультурой должны быть простыми, легко запоминающимися и интересными. Они направлены на снижение негативного влияния тренировочной нагрузки. Этот вид физических упражнений особенно важен в 1-2 классах, так как процесс привыкания к условиям обучения этих детей очень напряженный. Но они не менее важны и на последующих занятиях, когда умственная нагрузка возрастает.

Пальчиковая гимнастика.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие человеческого мозга было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. В исследованиях В. М. Бехтерева доказано, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, массируя которые можно привести тело и разум в гармоничное соотношение, воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними.

На уроках используют массаж пальцев перед письмом, упражнение «Скалка» — перекатывание ручки между ладонями, перекатывание ручки между большим и указательным пальцами, упражнение «Игра на клавишах» — постукивание определенными пальцами обеих рук по столу по очереди, упражнение «Мороз» — растирание ладоней и т. д.

Упражнения для укрепления и тренировки зрения.

Плохое зрение сегодня встречается чаще, чем раньше. Причины разные, но специалисты различают длительное сидение за компьютером, увлечение просмотром телепередач. Исследования доктора Бейтса из Нью-Йорка, длившиеся более тридцати лет, свидетельствуют о том, что дефекты зрения в основном обусловлены не необратимыми изменениями формы глаза, а только функциональными нарушениями. Учитель может определить отклонения в зрительных функциях, если заметит, что ученик при письме или чтении низко склоняет голову над книгой(тетрадью), наклоняет голову набок, периодически смотрит одним глазом, часто трет глаза, быстро устает при чтении, плохо видит то, что написано на доске.

Можно использовать гимнастику и упражнения для глаз:

  1. Плотно закройте глаза на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд (8 раз).
  2. Быстро моргайте глазами (10-15 секунд).
  3. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (8 раз).
  1. Круговые движения глазами 6-8 раз в каждую сторону.
  2. Движения глаз в восьмерке.
  3. Закройте глаза и массируйте веки в течение минуты легкими круговыми движениями [19, с. 93].

Необходимо учитывать, что формирование основ здорового образа жизни школьников должно осуществляться только в системе, то есть

на всех уроках, классных и внеклассных мероприятиях по специальной тематике, играх, дискуссиях, викторинах, специальных оздоровительных упражнениях.

Необходимо проводить практические занятия по следующим темам: «Весело играть вместе», «Учимся выполнять утреннюю зарядку». Классные часы: «Каков распорядок дня», «Где можно и нельзя играть», «Здоровый сон», «Чистые руки», «Мои помощники-глаза», «Правильное питание». Викторины: «Правила поведения на дороге жизни», «Народная мудрость», «Прогулки зимой» [17, с. 96].

Среди основных направлений работы по формированию здорового образа жизни в начальной школе необходимо выделить следующие:

  • правильное питание-это основа здоровья;
  • движение — это жизнь;
  • воспитательная работа с детьми, работа с родителями.

Программа деятельности:

Правильное питание-основа здоровья:

— травяной чай;

— кислородный коктейль;

— профилактика простудных заболеваний;

— организация горячего питания учеников два раза в день.

Движение-это жизнь:

— Дни здоровья;

— организация и проведение спортивных мероприятий;

— экскурсии, походы;

— организация спортивных изменений;

— минутки физкультуры на занятиях;

— организация и проведение динамических прогулок 3 раза в неделю и подвижных игр в любое время года ежедневно;

— занятия в кружках и секциях.

Воспитательная работа с детьми:

— классные часы о здоровом образе жизни, о распорядке дня, о правилах закаливания, о вредных привычках;

— организация и проведение мероприятий на занятиях по профилактике детского травматизма;

— проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек.

Работа с родителями:

— родительские собрания;

— тренировочные занятия;

— индивидуальные и тематические консультации;

— конференции.

Систематическая работа по формированию здорового образа жизни у учащихся должна проводиться на протяжении всего обучения в начальной школе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАОУ СОШ № 2

2.1. Определение сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о ЗОЖ

 

Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32 имени 177 истребительного авиационного московского полка», с привлечением 19 детей младшего школьного возраста 3б класс включал в себя и несколько этапов.

На первом этапе – констатирующем эксперименте были определены знания, умения и навыки ведения здорового образа жизни младшими школьниками.

С этой целью был проведен опрос на предмет выявления отношения детей к ценности здоровья и здорового образа жизни, который выявил:

Знания детей о строении человеческого организма, о здоровье и здоровом образе жизни, осознание этих знаний.

2) отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помочь себе и окружающим соблюдать его.

3) овладение навыками и приемами здорового образа жизни, формирование привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

  1. Желание детей расширять свои горизонты в области здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по данной теме, полученной из детских журналов, газет, научно-популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
  2. Проявление необходимости соблюдения санитарно — гигиенических норм.

Мониторинг знаний о здоровом образе жизни проводился в декабре 2017 года в третьем классе «Б» с использованием опросника «Отношение детей к ценности здоровья и здоровому образу жизни» (см. Приложение 1) и теста. Таблицы, позволяющие проанализировать полученные результаты, приведены в Приложении 2.

На основании полученных результатов мы определили три уровня знаний о здоровом образе жизни среди учеников третьего класса:

65-77 баллов: у ребенка высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребенок уверенно, четко и полностью отвечает на вопросы. Он называет все части тела и главные органы и пытается объединить их в системы. Понимает ценность здоровья и имеет представление о системе здорового образа жизни.

46-64 баллов: Средний уровень — ребенок отвечает на вопросы не уверенно, не полностью. Путает названия частей тела и внутренних органов. Отвечает только с помощью наводящего вопроса. Знания о здоровом образе жизни ограничены, не конкретизированы. Он понимает ценность здоровья, но затрудняется сформулировать, что делать, чтобы не заболеть.

21-45 баллов: Низкий уровень — ребенок называет отдельные части тела, знание названий внутренних органов расплывчато, фрагментарно. Здоровье определяется как противоположность болезни. Результаты опроса и тестирования обобщены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты диагностики, декабрь 2017 г.

  Уровень знаний о ЗОЖ   Уровень знаний о строении и
функциях организма человека
  кол-во

человек

%   кол-во человек %
Высокий 3 15,6 Высокий 2 10,4
Средний 12 62,5 Удовлет. 10 52
Низкий 4 21,9 Неудовлет. 7 37,6

 

Выводы: опрос показал, что у 15,6% детей сформировался высокий и 62,5% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. 21,9% школьников показали низкий уровень.

Результаты теста показали, что половина детей имела удовлетворительные знания о строении и функциях человеческого организма, 10,4% детей показали высокий уровень и 37,6% — низкий.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости просвещения учеников о потребностях здоровья, формирования у них научных представлений о сущности здорового образа жизни и строении организма человека с использованием различных форм и методов освоения этих знаний.

Анализ полученных результатов позволил нам выяснить, что большинство детей не обладают знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни.

 

2.2. Программа для 3 года обучения «Мы хотим быть здоровыми»

 

Полученные результаты позволили начать формирующий этап экспериментально-исследовательской работы, то есть сформировать основы здорового образа жизни у младших школьников путем разработки и реализации программы «Мы хотим быть здоровыми».

Второй этап-формирующий, включал в себя реализацию программы, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста.

В декабре 2017 года была разработана программа «Мы хотим быть здоровыми».

Программа курса «Мы хотим быть здоровыми» ориентирует учеников на решение важнейших проблем здоровья, рассматривает обучение и воспитание в целом.

Учебный курс «Мы хотим быть здоровыми» имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей программы было формирование ценностного отношения к своему здоровью в сознании детей. На этой основе формируется мотивационная сфера гигиенического поведения, безопасной жизнедеятельности и физического воспитания.

Целью программы является формирование здоровой грамотности, овладение навыками и умениями укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.

Цели:

  1. Развивать навыки безопасного и гигиенического поведения, умение управлять своим психическим здоровьем.
  2. Укреплять здоровье детей путем повышения их моторики и гигиенической культуры.
  3. Развивать у детей самостоятельность, когнитивные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ их собственного поведения и действий других людей.
  4. Воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, любовь к природе и социальной среде.

Программа ориентирована на изучение широкого круга вопросов-от элементарных правил личной гигиены до основ самообразования; раскрывает доступные детям взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно повышая образовательный и развивающий потенциал программы.

Занятия по программе «Мы хотим быть здоровыми» проходили в следующих формах: беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, практические занятия, игровые тренинги, путешествия, отдых, соревнования и др.

Результатом работы по программе данного курса может считаться приобретение детьми базовых знаний, умение применять их на практике, развитие способности адаптироваться к новым условиям, принимать самостоятельные решения, заботиться о своем здоровье. Оценка уровня знаний и навыков, личностных качеств, сформировавшихся в результате работы по программе, определялась путем тестирования, опроса, диагностики, наблюдений и т.д.

В ходе реализации программы ученики узнали:

— факторы, способствующие и истощающие здоровье правила закаливания организма;

— правила экологически грамотного поведения в природе;

— основные условия и правила здорового образа жизни;

— основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;

— правила поведения в опасных ситуациях;

— правила здорового питания, культура питания;

— предметы личного и общего пользования с соблюдением гигиенических норм и правил;

— важность физической активности и спорта для укрепления здоровья;

— меры по профилактике и укреплению осанки;

— основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощение.

Научился:

— заботится о природной среде;

— соблюдать правила безопасного поведения на улице, дома, в школе;

— выполнять упражнения для глаз, упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательные упражнения;

— соблюдать свой распорядок дня;

— соблюдать правила культурного поведения при общении с другими людьми;

— правильно оценивать свои действия и корректировать их;

— соблюдать правила личной гигиены.

 

2.3. Результаты проверки эффективности разработанной программы экспериментальной работы

 

Третий этап-контрольный. Его задачей было определить эффективность разработанной программы. Для решения этой задачи проводятся беседы, дискуссии, сюжетно — ролевые игры, мастер-классы, игровые тренинги, путешествия, праздники, конкурсы и т. д. были проведены.

Результаты анкетирования и тестирования после реализации программы обобщены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты диагностики, апрель 2019 г.

  Уровень знаний о ЗОЖ   Уровень знаний о строении и
функциях организма человека
  кол-во

человек

%   кол-во человек %
Высокий 5 26.0 Высокий 7 37.6
Средний 12 63.6 Удовлет. 10 52
Низкий 2 10.4 Неудовл. 2 10.4

 

Выводы: исследование показало, что 26,0% детей имеют высокий уровень, а 63,6% — средний уровень восприятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень продемонстрировали 10,4% школьников.

Результаты теста показали, что половина детей имели удовлетворительные знания о структуре и функциях человеческого тела, 37,6% детей показали высокий уровень, и 10,4% показали низкий уровень.

Результаты показали, что реализация программы способствовала развитию информационной компетентности, формированию у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыков межличностного общения. Кроме того, отмечалось улучшение состояния здоровья детей, уровень заболеваемости и прогулов снизился на 25%.

В таблице 3 приводится сводная информация о неприходах в школу за два года.

Таблица 3 Ведомость пропусков

  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год
2017-2018 2018-2019 2017-2018 2018-2019 2017-2018 2018-2019 2017-2018 2018-2019 2017-2018 2018-2019
Ученик 1         6 3     6 3
Ученик 2                    
Ученик 3         6 5     6 5
Ученик 4     8     6     8 6
Ученик 5                    
Ученик 6 12         8     12 8
Ученик 7 8   8           8 8
Ученик 8                    
Ученик 9 17     14 6     6 23 20
Ученик 10                    
Ученик 11 7         3     7 3
Ученик 12                    
Ученик 13                    
Ученик 14     8         5 8 5
Ученик 15 5 3     9 9     14 12
Ученик 16                    
Ученик 17                    
Ученик 18     7     5     7 5
Ученик 19     20 14 13 10     33 24

По результатам медицинских осмотров выявлена нестабильность нахождения учеников в одной и той же медицинской группе здоровья (в динамике за два года): процент учеников в подготовительной группе здоровья снизился, а процент основной группы здоровья увеличился.

Распределение учащихся 3-го «б» класса по медицинским группам в абсолютных цифрах представлено на рис. 2.

Рисунок 2 — Распределение учащихся 3 «б» класса по медицинским группам

В результате работы по реализации программы «Мы хотим быть здоровыми» количество  учеников в основной группе увеличилось на 3 человека.

В целях повышения качества здоровьесберегающей деятельности детям со школьными проблемами была оказана система комплексной педагогической и социальной помощи, социально-педагогическое сопровождение учащихся осуществлялось социальным педагогом, педагогом-психологом. Проводилась работа по мониторингу состояния здоровья учеников, как физического, так и психического. С помощью анкетирования было установлено, что большинство учеников успешно справляются с учебной нагрузкой, но в то же время около 35% учеников в конце четверти имеют сниженный уровень внимания и работоспособности, что свидетельствует о некоторой усталости. Были также выявлены семьи с наибольшим риском, где ребенок был предоставлен самому себе, а его досуг не был организован.

Все выявленные проблемы были обсуждены с классным руководителем, даны рекомендации на родительском собрании, приглашены медицинские работники для ознакомления родителей и детей с формированием здорового образа жизни и укрепления здоровья.

С целью формирования основ здорового образа жизни были проведены различные мероприятия. Среди которых:

В течение года были проведены следующие мероприятия:

  • классные часы: «Режим дня школьника», «Чрезвычайные ситуации», «Будь здоров! За здоровый образ жизни», «Профилактика травматизма, поведение в столовой», «Почему мы болеем», «Культура поведения учащихся в общественном месте», «О дружбе девочек и мальчиков»; «Права и обязанности членов семьи», «Азбука поведения или разговор об образовании» и др.;
  • дебаты, дискуссии: «Десять заповедей», «Культура чувств», «Опасные и безопасные ситуации», «Я имею право, я должен…» и т. д.;
  • конкурсы рисунков, эссе, буклетов;
  • выступления волонтерской группы «Добрые сердца» — «Мы за здоровый образ жизни!»;
  • беседы со старшей медсестрой: «Культура питания», «Профилактика гриппа», «Опасные и безопасные ситуации» и др.
  • просмотр видео, мультфильмов, презентаций;
  • дни здоровья;
  • тематические мероприятия.

В течение учебного года дети занимались спортом, участвовали в соревнованиях, что положительно сказалось на спортивных достижениях школы в целом, 95% учащихся от общего числа детей в классе приняли участие в общешкольных, районных, областных и всероссийских спортивных мероприятиях.

В прошедшем учебном году была проведена большая работа по организации горячего питания. Это совместная информационно — разъяснительная работа администрации школы, классного руководителя и родителей. 100% учеников ели в школьной столовой.

Выводы: наблюдается положительная тенденция в вопросе сохранения здоровья учеников. Факторы, способствующие достижению стабильного результата

— комфортные условия для организации УВР-комплексный мониторинг состояния здоровья

— применение здоровье сберегающих технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье — очень сложный, системный феномен. Оно имеет свои специфические проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях. Проблема здоровья и здорового образа жизни имеет ярко выраженный сложный характер. Усилия многих научных дисциплин направлены на ее изучение.

Проблема формирования здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и является необходимым условием для продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.

Современная тенденция улучшения здоровья детей в классе стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что является фундаментальной задачей начального школьного образования. Важное место в данном случае занимает формирование у детей навыков здорового образа жизни. Содержание которых включает: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, развитие навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе как к человеку, самоуважения.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи и общества, растущий гражданин должен укрепиться в мысли, что он несет ответственность за свое здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье-это продолжительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье

Итак, мои цели и задачи полностью реализованы. Раскрыты понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», определены сущность, структура, факторы формирования основ здорового образа жизни младших школьников: правильный распорядок дня, правила питания, привычки.

Выбраны методы определения уровня сформированности основ здорового образа жизни, экспериментально проверена эффективность разработанной системы формирования здорового образа жизни младших школьников в образовательном учреждении. Мы разработали программу «Мы хотим быть здоровыми».

Даже в одном классе у детей могут быть разные потребности, проблемы и интересы. Это следует учитывать при работе со учениками. Интересные задания, конкурсы, соревнования, физические упражнения, песни — все это благотворно влияет на детей. Различные формы работы помогают учителю добиться заинтересованности учащихся, сделать уроки более яркими, интересными, эмоциональными и запоминающимися.

Результаты педагогического эксперимента по привитию ученикам знаний о здоровье и здоровом образе жизни показали их положительное влияние на когнитивный компонент отношения к физической активности и здоровью в целом.

Использование игровых технологий на занятиях в сочетании с другими методами и приемами организации учебных занятий дает мне возможность усилить мотивацию к изучению моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызывать положительные эмоции, то есть создавать благоприятный эмоциональный настрой урока, видеть индивидуальность детей.

Конечно, задача сохранения здоровья детей не может быть решена одним педагогом. Однако если каждый из нас, как учитель, поставит перед собой эту цель и будет стремиться к ней, то наши дети — наше будущее-в конечном счете выиграют.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. докт. дис. Барнаул, 2012. — 48 с.
  2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 2018, № 4, с. 2-7.
  3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 2019, № 4. – с. 3 –5.
  4. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2020. – с. 30 – 31.
  5. Вайнер, Э.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. — М.: КноРус, 2017. — 480 c.
  6. Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 2019. – 30с.
  7. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2016, № 8. – с. 2 – 5.
  8. Дьяконов, И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех / И.Ф. Дьяконов. — СПб.: Спецлит, 2018. — 126 c.
  9. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. // Советское здравоохранение — 2017 — №11.
  10. Кудеров, М. Книга зожника / Максим Кудеров, Юлия Кудерова, Александр Максименко.- М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 180 с.
  11. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2017. – 320с.
  12. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 2015.
  13. Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории М., Просвещение 2015
  14. Мотылянская Р.Э., Каплан Э.Я. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 2019, № 1, с. 14 – 24.
  15. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. — М.: Academia, 2019. — 536 c.
  16. Перлмуттер, Д. Еда и мозг. Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью / Дэвид Перлмуттер, Кристин Лоберг, Переводчик Галина Федотова, Светлана Чигринец. – М. : Манн, Иванов и Фербер,2018.- 460 с.
  17. Полиевский А. Физкультура и закаливание в семье. М., Медицина 2020.
  18. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. — Ставрополь, СГУ, 2018. — 111с.
  19. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 2018. — 270 с.
  20. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И. Чукаева. — М.: КноРус, 2018. — 64 c.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф