Введение
1. Теоретические основы изучения интернет-коммуникаций
1.1 Понятие, сущность и значение интернет-коммуникации в современном обществе
1.2 Блог как форма интернет- коммуникации
1.3 Инстаграм как место современного блоггинга
2. Влияние гендера на языковые особенности и стилистику блогов в интернет-коммуникации
2.1 Понятие гендера и его влияние на человека
2.2 Особенности интернет-коммуникации в зависимости от гендера
3. Анализ блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте
3.1 Исследование женских блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте
3.2 Исследование мужских блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие коммуникативных технологий в сети Интернет открывает новые возможности для виртуальной коммуникации. Сегодня социальные сети становятся все более популярны у пользователей, в них пользователи могут общаться, самовыражаться, вести блоги, опубликовывать фотографии и видео из личной жизни, либо вести фото- и видео- репортажи по интересующей тематике, продвигать свой бизнес, и пр.
С учетом вышесказанного, в научной среде возник интерес к особенностям гендерных проявлений личности в сети Интернет, а в частности, к особенностям коммуникации и дискурса в зависимости от гендерной принадлежности пользователя.
В частности, исследования особенностей влияния гендера на особенности интернет-коммуникации представлены в трудах Максимовой О. Б., Сидорской, И. В., Путровой, М. Д., и др. Существует ряд исследований, фокусирующихся на различных аспектах Интернет-дискурса, тем не менее, достаточного количества исследований по гендерным различиям в социальных сетях пока не наблюдается.
С одной стороны, социальные сети предоставляют возможности для равноправного межгендерного общения без указания на статус индивида, так как в виртуальной комуникации мужчины и женщины освобождаются от ограничений, накладываемых на их идентичности. С другой стороны, принятие индивидом «сетевой», «виртуальной» идентичности не отменяет традиционных гендерных стереотипов и зачастую может их усиливать.
В особенности подобные различия можно наблюдать на примере ведения блогов, посвященных гендерной тематике, феминизму, сексизму, чайлдфри, трансгендерной тематике, освещения таких становящихся все более популярными направлений, как бодипозитив, плюс-сайз или наоборот, фитнесу.
По нашему мнению, наиболее ярко проявления личности пользователя в целом, и его гендерных особенностей в коммуникации представлены именно в блогах в социальных сетях, и особенности мини-блогах, таких как Инстаграмм, который все больше набирает популярность в последнее время.
Предметом данной курсовой работы является процесс интернет-коммуникаций.
Объектом – гендерные особенности блогов в Инстаграм.
Целью данной курсовой работы является анализ гендерных особенностей в интернет-коммуникации на примере блогов в Инстаграм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и значение интернет-коммуникации в современном обществе;
– охарактеризовать блог как форму интернет- коммуникации;
– рассмотреть Инстаграм как место современного блоггинга;
– определить понятие гендера и его влияние на человека;
– выявить особенности интернет-коммуникации в зависимости от гендера;
– провести исследование женских блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте;
– провести исследование мужских блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте.
Гипотеза исследования – гендерные различия оказывают влияние на особенности интернет-коммуникации в сети Интернет, а также на специфику дискурса блогов пользователей.
Методы исследования:
– анализ научной литературы, посвященной теме исследования;
– обще научные методы: сравнение, контент-анализ, дискурсивный анализ, и др.
Данное исследование направлено на выявление гендерных различий в коммуникативных практиках и стратегиях самопрезентации в социальных сетях. Руководством для нашего исследования послужил мультидисциплинарный подход, включающий контент-анализ в сочетании с когнитивным дискурсивным анализом.
Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили труды ученых по теме исследования, а также материалы ряда пользовательских страниц в социальной сети Инстаграм.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы изучения интернет-коммуникаций
1.1 Понятие, сущность и значение интернет-коммуникации в современном обществе
Прежде чем перейти к определению понятия и сущности интернет-коммуникации, по- нашему мнению, необходимо определить значение самого термина «коммуникация».
По мнению Т. Шибутани, коммуникация «это способ деятельности, облегчающий взаимное приспособление поведения людей… Коммуникация это обмен, обеспечивающий кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большей сложности» [44, с. 129].
Для лучшего понимания процесса коммуникации можно воспользоваться схемой, предложенной кибернетиком К. Шенноном и модифицированной лингвистом Якобсоном (см. рис. 1.1):
Рисунок 1.1 – Схема процесса коммуникации
Стоит отметить такую особенность виртуальной коммуникации, как анонимность участников: «в настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [45].
Кроме того, пользователи Интернета «высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованной Интернетом коммуникации те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (напр., заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (скажем, аутизм).
Большим достоинством интернет-коммуникации является то, она позволяет пользователям общаться не смотря на расстояния, разницу в часовых поясах, государственные границы, и пр. Фактически, человек может находиться одновременно «в разных местах», к примеру, одновременно общаясь с друзьями из США, Великобритании, Беларуси, Армении, Греции, и пр. при этом находясь дома, за своим компьютером (ноутбуком, смартфоном, и пр.).
Среди причин обращения к Интернету Максимова О. Б. выделяет в том числе и «…возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни.
Подобная возможность обусловлена особенностями общения посредством сети — анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста» [8].
По мнению Ефимова, Е. Г.: «… общение в киберпространстве — это в основном общение при помощи текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Многие киберпространства рождаются, когда какие-то люди или человек желает обсудить какую-то идею. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает холодную и чисто «интеллектуальную» сущность медиума — компьютера — и люди устанавливают эмоциональные отношения. Люди в киберпространстве влюбляются и ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями» [12].
По мнению Е. В. Грязновой, Интернет-коммуникация «…представляет собой единство четырех процессов: в нем создается новая реальность, которая отражает объективную действительность, выражает субъективно-личностный мир… (собеседников) и передает свое духовное содержание всем участникам».
Авторы коллективной монографии «Интернет-коммуникация как новая речевая формация» приходят к общему выводу о том, что «интернет создает очевидные предпосылки для постепенного стирания всех и всяческих границ в коммуникации: между странами, между кодами и языками, между дискурсами разных видов, между общением официальным и неофициальным (институциональным и персональным), письменным и устным, монологическим и диалогическим и т. д.» [11, с. 8].
1.2 Блог как форма интернет- коммуникации
Филатова О. Г. дает следующее понятие блога: «Формально блог – это форма организации данных. Технически он представляет собой совокупность веб-документов, содержащих различный контент: тексты, изображения, гиперссылки, файлы мультимедиа. Другой технической особенностью сетевых дневников является обязательное наличие «системы публикации записей» — программного обеспечения, делающего работу с блогом легкой, быстрой и не требующей от пользователя специальных навыков и знаний» [41, с. 282].
По мнению И. Засурского, «Все свойства виртуальной среды сводятся к отсутствию тех барьеров общения, которые существуют в реальной физической среде. Блог пользуется гораздо большей степенью свободы, чем обитатели физического мира. Так, блогер может общаться с людьми, находящимися за тысячи километров, и в любой момент по своему желанию сменить собеседника или выйти из контакта» [14, с. 79].
О. Г. Филатова классифицирует блоги по таким трем критериям, как способ размещения в сети, авторство и характер контента (содержания) [41, с. 282]:
1. По критерию «авторство» блоги можно подразделить на:
– индивидуальный (личный) блог, который создал, ведет, и поддерживает один человек. В нем отражается личная точка зрения автора, его взгляды, мысли, в нем могут быть представлены личные фото и видео автора блога, его фоторепортажи, видеообращения, фото- видео- заметки, и пр. Здесь в качестве примера можно привести блоги, посвященные путешествиям, где на страницах блога представлены фото- видео- отчеты о путешествиях автора, его комментарии, описание, и пр. Или же блог молодой мамы, посвященный воспитанию ребенка, где описывается как он растет, его достижения, трудности мамы, которые связаны с воспитанием, и пр. Блоги, посвященные кулинарии, рыбалке, спорту, лайв-хакам, и др.;
– групповой блог, идеей о создании которого, его созданием, продвижением, наполнением контентом занимаются несколько человек. В данном случае контент, видео-, фото-, записи, ответы на комментарии могут оставлять все те пользователи блога, у которых есть к нему доступ.
Такие блоги в основном бывают тематическими, посвященными спорту, рыбалке, кулинарии, экстрасенсорике, политике, юмору, и пр. В качестве примера можно привести блоги известных рестораторов, которые наполняются контентом сотрудниками предприятия, которые имеют допуск, или же участниками фитнес-клуба, и пр.;
– коллективные блоги, которые предусматривают то, что публиковать в них может любой участник определенного сообщества. Также групповые блоги могут модерироваться участниками какого-либо общественного движения, к примеру, движения волонтеров, движения стоп-хам, движения бодипозитива, и пр.
2. По критерию «контента» блоги можно подразделить на:
– текстовые (классические). В данном случае основным контентом блога будут текстовые сообщения, статьи, новости, отражение личного мнения автора о каком-либо событии в текстовом виде. В связи с развитием интернет-технологий подобных блогов в чистом виде становится все меньше. Зачастую текст сопровождается фото- видео- иллюстрациями к написанному;
– видеоблоги, которые подразумевают, что основным контентом являются видеоролики, к примеру, посвященные спортивным тренировкам, видеоуроки, комичные видео, видеодневник, в котором могут быть представлены эпизоды из жизни пользователя, которые (по мнению автора блога), могут представлять интерес для общественности, его друзей, а может быть, и просто для него самого;
– блоги, основным контентом в которых – фотографии. Подобный формат ведения блогов очень популярен у молодежи, которые могут в течение дня выложить несколько десятков фотографий (себя, своих друзей, фото какого-то примечательного с их точки зрения объекта).
Однако в чистом виде блогов согласно данной классификации на сегодняшний день уже практически не найти, так как если текстовые блоги дополняются фото- и видео- иллюстрациями, также и видео- фото-, аудио блоги (подкасты) дополняются текстовыми комментариями.
3. По способу размещения блоги можно классифицировать как:
– публикации на общедоступных сервисах (LiveJournal, Инстаграм, социальные сети ВКонтакте, Фейсбук, и пр.);
– автономные блоги, которые располагаются на отдельном сайте с собственным доменом и индивидуальной системой публикаций.
Шапошниковым В. А. предложена следующая классификация блогов по характеру контента:
– личные записи, которые созданы и опубликованы одним автором, отражают его точку зрения, мнение, могут содержать личные фото-, видео- репортажи автора;
– предоставление автором блога тематически отобранной и классифицированной информации из сторонних источников. Здесь в качестве примера можно привести блоги, посвященные новинкам киноиндустрии, где автор блога описывает содержание фильмов, свое отношение к ним, публикует рейтинг киноновинок, то же самое можно сказать о новинках книжных изданий. Кроме того, блогер может использовать информацию рейтинговых агентств относительно различных коммерческих компаний (строительных, в сфере гостеприимства и туризма, и пр.).
Однако стоит отметить, что при этом автору блога необходимо обязательно указывать ссылку на первоисточник полученной информации во избежание проблем с законом;
– блог может содержать интерпретацию политических и иных сообщений в официальных СМИ. Ярким примером подобного блога является страница в Инстаграм «Усы Пескова», где политические новости представляются в комичном свете;
– учебные, разъяснительные блоги, которые посвящены какой-либо научной дисциплине, где выложены видео- уроки, научные статьи автора, и пр.;
– блоги знаменитостей. К примеру, в июне 2020г., согласно данным рейтингового агентства Медиалогия, в социальной сети Инстаграм 1-е место занимала страница Насти Ивлеевой, 2-е – Оксаны Самойловой, 3-е – Хабиба Нурмагомедова.
По мнению Волхонского В. Л., блоги могут выступать в роли мемуаров, когда блогер ведет записи как бы «для себя», чтобы позже перечитать свои записи, переосмыслить: «Авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой. Не до конца ясно, почему эти люди ведут публичные дневники, а не записывают все в свой личный компьютер, вдали от чужих глаз. Однако они, видимо, полагают, что такого рода записи – тоже способ самопрезентации» [8, с. 127].
5 мая 2014 годы вышел федеральный закон N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Благодаря такому законодательному нововведению была введена ответственность блогеров за размещение информации в Интернете[1].
1.3 Инстаграм как место современного блоггинга
По статистике Инстаграм находится на втором месте по времени пролистывания ленты новостей в день. Instagram – соцсеть, рассчитанная на общение людей между собой, обмен мнениями, распространение фотографий, видеоматериалов, продвижение товаров со всей планеты. Пользователи делятся публикациями, подписываются на популярные теги, смотрят чужие фотографии и видео, листая ленту новостей.
Социальная сеть Инстаграм своему появлению обязана двум программистам – Кевину Систру, являющимся гендиректором проекта, и предпринимателю Майку Кригеру. Ранее они придумали проект, который в последствии переделали в Instagram, переориентировав на фотографии. В итоге дебют проекта состоялся осенью 2010 г. для операционных систем iOS. С 2011 г. проект подвергался модернизации, улучшались его характеристики:
– добавились малоизвестные на тот момент теги;
– в 2011 г. появился встроенный редактор фотографий, а спустя год владельцы Андроид тоже смогли загружать социальную сеть на свои устройства. В первый день премьеры приложение загрузили более миллиона человек;
– в 2012 г. Инстаграм стал собственностью корпорации Фейсбук. В конце года изменились правила социальной сети, из-за которых произошел отток людей в размере 25%. Это произошло еще и из-за того, что поменялся дизайн и пользователям не понравилось, как выглядит Инстаграм;
– в 2013 году было разрешено делать отметки себя и друзей, а спустя некоторое время фотохостинг приобрел новые возможности – запись пятнадцатисекундных видеороликов, интеграция с соцсетью ВКонтакте и сотрудничество с WP;
–в 2015 г. улучшилось качество публикаций, видеоролики стали на 15 секунд дольше. Спустя год было разрешено заводить две страницы и переключаться между ними нажатием по никнейму. Произошли крупные изменения дизайна, которые понравились пользователям;
– в 2017 в соцсеть стало разрешено постить несколько снимков в карусели;
– спустя три года несколько раз менялся дизайн, добавлялись новые функции, сторис. В настоящий момент Инстаграм продолжает развиваться в положительном ключе.
Доступ к социальной сети есть через любые устройства, как стационарные, так и мобильные. В веб-версии Инстаграм обладает меньшим функционалом из-за того, что изначально был создан как социальная сеть для мобильных устройств, поэтому без эмулятора пользователь социальной сети, зашедший со стационарного устройства или ноутбука, то не сможет:
– постить фотографии, видеоролики, снимать прямые трансляции, сторис;
– проверять архивы публикаций;
– переписываться в личных сообщениях со знакомыми и подписчиками;
– отправлять публикации в архив или удалять их навсегда, и др.
Большая часть функций при этом остается, ничем не отличаясь от полного функционала на смартфонах.
Также а, каждый человек имеет право закрывать учетные записи от других, сохраняя конфиденциальность. Сторонние пользователи не смогут получать доступ к закрытой учетной записи, следить за жизнью ее владельца.
Существует три основные цели, из-за которых пользователи регистрируют учетные записи и регулярно в них авторизуются:
– потребность в общении с друзьями, знакомыми, поиск клиентов, пользователи подписываются на страницы знаменитостей, медийных личностей, обсуждают последние новости в сообществах, пабликах;
– потребность зарабатывать деньги. Для этого владельцы организаций создают бизнес-профили магазинов, салонов красоты, косметологии и проч. В результате хозяева организаций делятся с клиентами результатом работы, продвигают бренд рекламными кампаниями и так далее;
– получение актуального контента из медийной сферы. В соцсети много профилей медийных личностей, журналистов, актеров. Крупные общества и средства массовой информации регулярно постят познавательный контент.
На портале можно переписываться между собой, подписываться на полезные страницы, делясь с друзьями контентом. При этом здесь есть посты под любое желание – медицина, кулинария, юмор и проч. Пользователи ежедневно получают контент об образовании детей, психологии, могут приобретать товары, услуги у частных продавцов.
Выводы по 1-й главе:
Большим достоинством интернет-коммуникации является то, она позволяет пользователям общаться не смотря на расстояния, разницу в часовых поясах, государственные границы, и пр. Фактически, человек может находиться одновременно «в разных местах», к примеру, одновременно общаясь с друзьями из США, Великобритании, Беларуси, Армении, Греции, и пр. при этом находясь дома, за своим компьютером (ноутбуком, смартфоном, и пр.).
На сегодняшний день в сети интернет крайне популярными являются блоги, благодаря которым пользователь может поделиться со своими подписчиками своими мыслями, выразить свою точку зрения, вести онлайн-дневник о своей жизни, и жизни своей семьи, вести фото- и видео- репортажи, и пр.
Одной из популярных социальных сетей на сегодняшний день является Инстаграм, где в основном ведутся видеоблоги, однако в свящи с развитием данной интернет-площадки стало возможным сопровождсть фото- и видел комментариями и даже объемными текстами.
2. Влияние гендера на языковые особенности и стилистику блогов в интернет-коммуникации
2.1 Понятие гендера и его влияние на человека
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)»[21].
Словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало то, что видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а определяются спецификой социального взаимодействия.
Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.
Гендер – это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые идентифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов[28].
Гендер – это совокупность социальных ожиданий относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин. Это социально формируемые особенности мужественности и женственности.
Гендер – это роли и стереотипы, которые общество приписывает половым различиям, то, во что общество превращают анатомические и физиологические различия людей.
Понятие гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.
По мнению А. В. Кирилиной, «…гендерный подход предполагает концентрацию внимания исследователя именно на способах социального конструирования пола и на культурных факторах, воздействующих на этот процесс».
Сакулина Е. Л., утверждает, что «типические различия в содержательной специфике Образа Я и эмоционально-ценностного самоопределения мужчин и женщин во многом производны от специфики половых ролей, а также устоявшихся в общественном сознании стереотипных эталонов маскулинности-феминности, определяющих особенности семейного воспитания и первичной социализации, а позже — нормы поведения, стиль общения, сферы самореализации» [25].
О.В. Рябов объясняет отношение понятий пол и гендер как целое и часть: «Пол состоит из биологического пола и социокультурного пола, в котором, в свою очередь, должны быть различаемы социальная и культурно–символическая составляющая. При этом «пол» и «гендер» соотносятся между собой не как род и вид, а как целое и часть».
Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
2.2 Особенности интернет-коммуникации в зависимости от гендера
Основываясь на своем исследовании гендерных аспектов речевого поведения, А. Першай делает следующие выводы: «гендер как часть социальной структуры общества — неотъемлемый компонент речевого поведения. Гендерные отношения не только отражаются и используются в языке в виде кодов, но и обусловливают тематику и характер речевых актов. Более того, гендерное самоопределение индивида должно подтверждаться языковыми средствами и в какой-то степени речь идет о представлении себя окружающим как мужчины или как женщины» [18].
Образ и поведение женщин в интернет-коммуникации в последнее время претерпел значительные измененя: здесь стоит отметить значительное изменение поведения женщин (именно женщин) в связи с распространением интернет-коммуникации, которое произошло по причине влияния популярных в последнее время таких явлений, как феминизм, бодипозитив, чайлдфри, и пр., которые провозглашают утрированную женскую свободу, порою граничащую с абсурдом.
Бодипозитив, diversity, трансгендеры, олдушки, люди с ограниченными возможностями на подиуме — теперь «красиво», главное слово в мире моды, стало намного более сложным и комплексным понятием. Главное, что произошло с модой, — это смещение фокуса с объекта на субъект, то есть с вещей на самого человека. Принимаю ли я себя таким, какой я есть, насколько я ценен сам для себя, как я могу выразить свою индивидуальность с помощью одежды? Пружина, которая делала из женщины то цветок, то нимфу, то единорога, со свистом разжалась. Женщина захотела стать сама собой и, наконец, обрела силу и голос.
Также на поведение женщин в интернет-сети повлияла деятельность ряда известных женщин, провозглашавших идеи феминизма. К примеру, американская художница, автор термина «феминистское искусство», Джуди Чикаго, которая основала первую феминистскую художественную программу в США в 1960-х, после того как ее университетский профессор на курсе по искусству не смог внятно ответить, когда же он расскажет про выдающихся художниц.
В 1974 году Д. Чикаго создала самую известную феминистскую работу «Званый ужин», посвященную незаслуженно забытым великим женщинам в истории. В феврале 2020г. Джуди снялась для обложки The New York Times Style Magazine. Фотограф Кольер Шорр сделала отсылку к ее работе 1970 г., ведь женщина на ринге — это снова очень символично (см. Приложение 1).
Анонимное объединение художниц-партизанок Guerrilla Girls образованное в 1985 г. в Нью-Йорке. Скрываясь под масками горилл и псевдонимами — именами известных художниц прошлого, они поднимали вопросы гендерной и расовой дискриминации в мире искусства.
Они устроили настоящую войну с патриархальной системой, взяв за основу приемы из активизма: диверсионные плакаты, листовки и стикеры, заполонившие улицы Нью-Йорка и наглядно демонстрировавшие статистику полового неравенства на американской арт-сцене. Именно Guerrilla Girls начали бороться за права женщин в Голливуде, призывая освободить режиссерок от мужского гнета и сделать анатомически правильную статуэтку «Оскара», под стать комплекции и цвету кожи большинства лауреатов премии.
Сепаратистское движение и арт-содружество «Феминистский карандаш» Надежды Плунгян и Виктории Ломаско объединило следующее за всемирно известными Pussy Riot поколение российских художниц-феминисток. Они выставляют работы на стыке искусства и активизма, где поднимаются остросоциальные темы: гендерное насилие и неравенство, расизм и политическая цензура. Участницы используют различные способы распространения своих идей: зарисовки, социальную графику, стрит-арт, стикеры, самиздат, интернет- и гражданский активизм.
Наталья Водянова опубликовала резонансный пост в инстаграме: под селфи с прокладкой в руках она предложила поговорить о менструации во флешмобе #PadManChallenge, чтобы эта естественная тема могла свободно обсуждаться в любой стране мира (см. Приложение 2).
В 1996 году, Конни Собчак и Элизабет Скотт придумали кампанию Body Positive Movement. Они задумали побудить людей принимать тело таким, какое оно есть, независимо от существующих социальных стереотипов и принятых в обществе оценок. В начале нулевых феминистская кампания оформилась в большое общественное движение Body Positive под лозунгом «Мое тело — мое дело».
Это ответ массовой культуре: в рекламе рассказывают о том, как стать красивым, а по телевидению показывают женщин и мужчин, отвечающих традиционным стандартам приятной внешности. «Болезнь красоты» фрустрирует и заставляет изображать из себя кого-то другого. Бодипозитив призван вытеснить коммерциализованную красоту: журналы отказываются от фотошопа, агентства не работают с чересчур худыми моделями.
В Петербурге Юлия Лаврова (@uliyalavrova) открыла магазин одежды больших размеров и школу манекенщиц «плюс size», где учат любить свое тело. Идеи бодипозитива в городе продвигает и Ольга Абрамова (@olya.cass), владелица онлайн-секонд-хенда «На балконе» и автор влога Olya Cass на ютьюбе, где помимо роликов вроде «23 факта о моем теле» она делится честными мейкап-уроками. «В Интернете я практически каждый день сталкиваюсь с фэтшеймингом, сексизмом, с попытками ущемить мои права и мою личностную свободу».
Шведская феминистская художница, модель и инстаграм-блогер Арвида Бистрем «выстрелила» после публикации в журнале Vice ее серии женских портретов There Will Be Blood про обыденность и банальность менструации. В прошлом году Бистрем появилась в рекламной кампании Adidas, позируя в платье-корсете и с небритыми ногами.
Это вызвало шквал жесткой критики в Интернете, вплоть до угроз изнасилования модели, но заставило снова заговорить о проблеме восприятия обществом женского тела и стереотипности вопроса о волосах на теле. Со своего аккаунта в инстаграме художница, обнажая свои изъяны перед камерой телефона, призывает полюбить себя и свое тело.
Певица Манижа запустила в своем инстаграме @manizha тег #травмакрасоты, под которым делится своим опытом по принятию себя: «Я хочу быть собой. Я не боюсь говорить о страхах, о своей неровной коже, о своих полных руках и плечах, о своем мягком животике и круглых бедрах, к которым так сложно найти удобные джинсы».
Белла Рапопорт – петербургская феминистка, журналистка и «антропологиня» стояла у истоков фем-активизма в Рунете. Со страниц своих соцсетей и федеральных СМИ она одной из первых обратила внимание на сексизм в российском обществе в целом и в медиа в частности. Самым резонансным стал «Телочкогейт»: Рапопорт обвинила издание «Медуза» в использовании слова «телочка» по отношению к женщинам, причем в материале «Как не быть сексистом в России».
Эта колонка на сайте colta.ru собрала более трехсот тысяч просмотров, и данный случай стал одним из первых прецедентов, когда крупное издательство публично извинилось за сексистскую публикацию и начало пересматривать свои этические позиции. Для совместного с брендом Narvskayadostava проекта, где девушки рассказывают о себе и о своем пути к феминизму, она снялась в белье марки и поведала о том, как открыла для себя бодипозитив.
Также стоит отметить появление такого феномена, как Квир-культура, которая нацелена покончить с бинарным миром, где есть деление только на мужское и женское, и заявляет о разнообразии гендерных идентичностей. Феминистский дискурс затрагивает даже тему личной гигиены и физиологии: например, тема менструации становится все менее табуированной, рекламщики решают положить конец «голубой жидкости» в роликах о прокладках и заменить ее соответствующей реальности красной.
Флешмобы с хештегами — относительно новый, но крайне эффективный способ заставить общество перестать замалчивать проблемы женщин, в частности проблему насилия. Используя их, тысячи женщин поделились личными историями насилия в соцсетях, спровоцировавшими появление целого движения.
Кейс Харви Вайнштейна заставил многих выучить слово «харрасмент», означающее домогательства, причиняющие неудобство или вред, а также поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни и личного пространства человека, а также задуматься о необходимости появления новой этики отношений.
Итак, появление феминитивов связано с антидискриминационным движением. Суть гендерного равенства в том, что женский пол не слабый и не равный мужскому. Он просто другой. Этот факт стал отражаться в языке. Чтобы подчеркнуть ценность принадлежности к своему полу, некоторые профессии, ранее употреблявшиеся только в мужском роде, приобрели окончания -ка: режиссерка, искусствоведка, директорка. Проблема связана с тем, что суффикс считывается как пренебрежительный, хотя не является диминутивом. И резать слух он перестанет, только войдя в широкое употребление.
Выводы по 2-й главе:
Социальные сети предоставляют возможности для равноправного межгендерного общения без указания на статус индивида, так как в виртуальной комуникации мужчины и женщины освобождаются от ограничений, накладываемых на их идентичности. С другой стороны, принятие индивидом «сетевой», «виртуальной» идентичности не отменяет традиционных гендерных стереотипов и зачастую может их усиливать.
Согласно ряду исследований, в онлайн-коммуникации наблюдается сочетание иерархического и сетевого принципов коммуникации с возрастающей ролью последнего, что дает возможность ожидать изменения/усиления роли гендерных различий, традиционно относимых к сфере межличностной коммуникации.
Результаты исследования гендерных различий в виртуальной коммуникативной коммуникации неоднозначны. Существуют исследования, которые подтверждают, что гендерные стереотипы и стереотипные представления о мужчинах и женщинах часто встречаются в процессе коммуникации в социальных сетях. Однако есть также свидетельства того, что гендерные стереотипы могут ослабевать в виртуальной коммуникации, а также, что гендерный стиль коммуникации в языковом плане может зависеть от состава группы участников коммуникации.
Значительное изменение поведения женщин (именно женщин) в связи с распространением интернет-коммуникации, которое произошло по причине влияния популярных в последнее время таких явлений, как феминизм, бодипозитив, чайлдфри, и пр., которые провозглашают утрированную женскую свободу, порою граничащую с абсурдом.
В дискурсе женской аудитории интернета стало отмечаться большое количество феминитивов, которые претендуют на то, чтобы занять определенную нишу в основном языковом словаре.
3. Анализ блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте
3.1 Исследование женских блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте
В рамках данного исследования нами был проведен анализ 100 страничек пользователей сети Инстаграм, которые содержали не только фото- и видео информацию, но имели и текстовый контент. Выбор материала для исследования осуществлялся методом случайной выборки.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что наибольшую долю «женских» страничек Инстаграм были посвящены материнству и детству (33%). Основным контентом на данных страничках было описание будней молодой матери в виде фоторепортажей.
Здесь стоит отметить, что наиболее популярные страницы «мамских» Инстаграм показывают жизнь матери как позитивную, успешную, зачастую с юмором. Здесь в качестве примера можно привести страниц блогера-милионника Наташи Мишиной @beautiful.mom.
На странице Наташи можно увидеть множество ярких и интересных вото из личной жизни Наташи, и жизни ее семьи, причем фотографии сопровождаются юмористическими комментариями и эрративами.
Эрративы в последнее время набирают большую популярность в сети Инстаграм. Эрратив — это слово или выражение, которое специально исказили, написали так, как слышится. Например, «стопитсот», «ПростиХоспаде», «ЛаднА» и т.д. Этим же приемом часто Наташа Мишина (@beautiful.mom). Она даже свое имя пишет вот так — «Ноташа». Так же называют ее подписчики.
Примеры названий постов Наташи:
– Яжемать: как я избавилась от непрошенных советов;
– Ыдея на миллион;
– МужЫк сказал, мужЫк сделал.
Пример эрратива от Наташи Мишиной представлен в Приложении 3.
Женщины начинают вести «мамские» блоги по разным причинам. Некоторые с появлением детей решают писать о повседневной жизни. Для них блог начинается как хобби, место, где можно выпустить пар, или способ пообщаться с другими родителями.
У кого-то блог появляется раньше ребенка, и автор просто превращается в маму-блогера, когда заводит детей. Или бывают промежуточные варианты, когда автор заводит инстаграм-аккаунт, но не воспринимает его именно как блог вплоть до рождения ребенка:
Политические, лайфстал-, бьюти-, фитнес-блогеры и фотографы тоже заводят детей и в какой-то момент начинают писать посты через призму материнства. Как пример — аккаунт фитнес-блогера @love__my__body (см. Приложение 4).
Комментарии к странице Наташи встречаются с различной эмоциональной окраской – часть подписчиков поддерживает Наталью за ее сетевую открытость, часть осуждает активную интернет-деятельность молодой матери.
«Я закрыла страницу свою, допускаю туда только своих друзей, родственников, коллег. Те, кто держат страницу открытой, наверное, хотят популярности, больше подписчиков, “лайков” и все такое» (Агата, 26 лет).
Не менее популярна среди женщин тема фитнеса, похудения, косметики, т. н. странички «фитоняшек». Здесь в качестве примера можно привести страничку блогера Анна (@calipsodellmar) (см. Приложение 5).
Анна — профессиональный тренер с 10-летним стажем за плечами. На своем аккаунте девушка делится тренировками для разных уровней подготовки, дает советы о том, как рассчитать необходимую норму калорий и сочетать белки с углеводами. Также, Анна помогает девушкам работать над фигурой мечты и периодически снимает забавные ролики.
На странице Анны выложено множество фотографий, посвященных тренировкам в спортивном зале, видеоуроков, рецептов низкокалорийных блюд, схем специальных диет для различных типов фигуры, и пр. В блоге Анны наиболее употребляются хэштеги «фитоняшка», «ПП», «безглютена»
Утром проснулась от будильника Саши примерно в 10.00 и казалось, что я полна сил на кардио и на то, чтобы повторить тренировку на спину. Но стоило мне позавтракать, как снова начало клонить в сон. Сил хватило лишь на 2 лекции (смайлик) Ну, а дальше, понятно, да? (3 смайлика)
Ягодицы болят даже при ходьбе (смайлик).
Как можно увидеть из представленного выше комментария к фотографии, в речи Анны можно увидеть профессиональные жаргонизмы, такие как: «кардио», «тренировка на спину». Язык написания комментария – разговорный.
В комментариях к постам Анны в основном можно увидеть восторженные и позитивные отзывы, однако встречаются и негативные, например:
«Разумеется, я никогда не выложу в Instagram себя ненакрашенную, страшную, в растянутой грязной футболке с кичкой на голове. Зачем? Я хочу, чтобы моя страница была красивой и популярной. Кому интересно смотреть на непрезентабельные, скучные фотографии!» (Марина, 29 лет).
«Прикольно, как все девушки выкладывают фото в спортзале, при этом поговаривают, что они только для этого туда и ходят, никто реально спортом не занимается, лишь бы напялить красивый костюмчик и быть в тренде, так сказать. Ну смех же, абсурд все это» (Николь, 30 лет).
На страницах сети Инстаграм, которые ведут женщины часто можно увидеть коммерческие предложения о продаже различных товаров (косметики, биодобавок, одежды, и др.). Зачастую женщины являются дистрибьютерами каких-либо компаний.
В основном комментариями к фотографиям в таких блогов выступает описание рекламируемого продукта, реже – какая-либо история, связанная с приобретением продвигаемого товара (услуги). Хорошо характеризует подобные блоги комментарий Анастасии: «У меня подружка даже дорогие подарки, которые родители ее мужа покупают своим друзьям, фоткает и постит у себя на странице. А-ля это ей подарили. Забавно» (Анастасия, 22 года).
Также на страницах в сети Инстаграм можно увидеть продвижение различных услуг, в частности, преподавательских, тьюторских. В текстах таких блогов преимущественно презентационный дискурс. Одним из жанров презентационного дискурса является продвигающий текст.
Еще одной тенденцией в сети Инстаграм является так называемое движение «бодипозитива». Значительное изменение поведения женщин (именно женщин) в связи с распространением интернет-коммуникации произошло по причине влияния популярных в последнее время таких явлений, как феминизм, бодипозитив, чайлдфри, и пр., которые провозглашают утрированную женскую свободу, порою граничащую с абсурдом.
В дискурсе женской аудитории интернета стало отмечаться большое количество феминитивов, которые претендуют на то, чтобы занять определенную нишу в основном языковом словаре.
Сразу хочется отметить, что бодипозитив в российском Инстаграм представлен скудновато. Для сравнения, #bodypositive имеет больше 10,3 миллионов постов, тогда как #бодипозитив имеет больше 97,4 тысяч постов, что является меньше 1% от английских постов.
Следуя за российским хештегом нам удалось найти и отобрать девять блоггеров, которые регулярно делятся бодипозитивными сообщениями и открыто выступают за бодипозитивное отношение. При этом эти блоггеры скорее являются микро-инфлюенсерами, то есть не имеют много тысячной армии подписчиков: @katie_corpse, @darina_irkhina, @ekaterinaxiii, @sophie_soft, @youngmasha, @olya.cass, @dasha_shumina.
Ввиду неэстетичности фото, выложенных на данных страничках, мы считаем недопустимым представлять их в Приложении к данной работе.
В записях данных блоггеров можно отметить негативные коннотации, связанные со своим внешним видом, которые прикрываются нарочитой показушностью, псевдосвободой.
К примеру: ekaterinaxiii. «Я бы очень хотела, чтобы тело было просто телом. Не табуированным и сексуализированным объектом; не источником страданий и ненависти к себе из-за несоответствия бессмысленным и деструктивным стандартам; не поводом для других людей осуждать нас, травить, высмеивать и дискриминировать.
Просто телом. Которое позволяет нам жить, узнавать новое, заниматься тем, что нам нравится, взаимодействовать с людьми вокруг нас; получать удовольствие и доставлять его другим».
katie_corpse: «Знаете, я уже привыкла к тому, что люди в упор не воспринимают многие аспекты феминизма: свято верят в мифы о «негигиеничности» волос на теле, не доверяют статистике о разрыве зарплат, оправдывают бытовой сексизм заботой — можно продолжать долго.
Невероятное упорство, смелость и неоценимая работа правозащитниц и фем-активисток (@alenapopova, @ylitkarabbi, @go.sakharova, @bellooha, @friday_i_am_at_home и других) вызывают искреннее восхищение и дают хоть какую-то надежду».
Хештеги со страницы katie_corpse: #феминизм #феминистка #саманевиновата #домашнеенасилие #политика #москва #женщины #зазаконпротивдомашнегонасилия #россия #мысестрыхачатурян #сестрыхачатурян #трисестры #защитаправ #насилие #семья #дети #feminism #feminist #domesticviolence #womenrights #moscow #russia.
Несмотря на то, что постоянных российских блоггеров за бодипозитив и феминизм на состояние июль 2019 года немного, тем не менее многие пользователи помечают некоторые из своих фотографий хештегом #бодипозитив и положительно высказываются о принятии своего тела:
«Всегда я была недовольна собой, с самого детства. И даже когда была килограмм на 20 меньше, все равно терпеть не могла каждый свой изгиб. Редактировала в фотошопе бёдра, бока, руки, даже плечи!
⠀Сейчас все иначе. Лишь прошлым летом я, наконец, стала делать робкие шаги к любви, к принятию своего тела. И за этот год проделала ОГРОМНУЮ работу со своим мышлением (Аня, 22 года)»..
Также остается довольно много пользователей, которые не очень разобрались в истинных понятиях течения бодипозитива и феминизма и в традиционной манере выступают против этих течений, подменяя при этом всю суть на свои домыслы
Отдельно стоит отметить явно агрессивные высказывания на страницах феминисток, агрессия которых направлена на мужчин, традиционные отношения, на женщин, которые имеют детей, церковь, и пр., к примеру:
@dasha_shumina «Я не феминистка! ⠀Ты не феминистка, если не считаешь, что достойна иметь равные с мужчинами права, а выше был кликбейт. ⠀»Мне эти права не нужны», — сообщила вчера мне какая-то девушка, скорее всего, нашедшая мой пост по хэштегам. ⠀
И знаете, я почему-то нисколько не была удивлена её словами. ⠀ Что мы слышали о феминистках по телевидению? ⠀ То, что они сумасшедшие, озлобленные мужененавистницы, качающие какие-то там мифические права, и это при всём при том, что в правах-то их, оказывается, никто не ограничивает! ⠀
Мы слышали, что «злые фемки» только и делают, что строчат доносы на ни в чём не повинных лиц мужского пола, обвиняя их в домогательствах, которых, конечно же, точно не было!!! Однако, знаете ли вы, как ничтожно мал процент ложных обвинений по сравнению с реальными случаями домогательств и изнасилований? ⠀ Причем далеко не каждая осмелится написать заявление на насильника, потому что вся ответственность за совершенное преступление (по мнению окружающих) ляжет как раз на неё. Спровоцировала же… ⠀
А вы знаете, что дискриминация по половому признаку существовала и существует, например, при приёме на работу? В вузах и других учебных заведениях людям хорошо промывают мозги. ⠀ Да даже в школе нам говорил один товарищ-учитель, что лично он согласен с нацистской теорией, по которой «для баб — кухня, дети, церковь, на этом хватит», а одна из моих любимых учительниц как-то раз с нотками сожаления в голосе сказала: «увы, но…Даша, этот мир для мужчин».
Так вот: этот мир для людей. И для мужчин, и для женщин. Я не хочу, чтобы мы жили в обществе со стереотипными установками. ⠀ Не хочу, чтобы смыслом жизни девушек считалось замужество и воспроизведение на свет потомства, не хочу, чтобы об умственных способностях человека судили по его полу… ⠀ Я хочу равноправия, также как и многие другие люди. ⠀ Вот суть феминизма. В нём нет ничего плохого. Он не может быть сейчас лишним. ⠀ #феминизм #феминизмнужен #праваженщин #начинающийблогер #дш_феминизм
Итак, как можно увидеть из проведенного выше исследования, гендерной особенностью блогов в сети Инстаграм, представленных женщинами является то, что в целом они соответствуют классическому представлению о женской гендерной роли в обществе (материнство, детство, красота, мода, фигура, кулинария, и др.)
Однако несомненно, на часть женской половины человечества произвели впечатления современные тенденции феминизма, бодипозитива, и др., что нашло отражения на страницах в социальных сетях.
Итак, в рассмотренных аккаунтах наиболее часто встречаются такие языковые средства, как:
– разговорная лексика: лайк, дичь, плюсуйте, маякните, лайфхаки, плюшки, выложиться;
– устойчивые выражения и крылатые фразы: идут полным ходом, выложиться на все сто;
– императив и инфинитивные формы глагола в роли императива: плюсуйте, маякните, лови, пишите, наслаждайся, бегом звонить, бегом отрабатывать;
– морфологические средства – обращения: братцы-кролики, друзья; частицы: да-да, именно, уже;
– с точки зрения особенностей синтаксиса аккаунты изобилуют определённо-личными предложениями: «Хвалю за ошибки и учу отдыхать; Чувствую на себе ответственность помочь всем и каждому!».
3.2 Исследование мужских блогов в Инстаграм на наличие гендерных проявлений в тексте
В рамках данного исследования нами был проведен анализ 100 страничек пользователей сети Инстаграм, которые содержали не только фото- и видео информацию, но имели и текстовый контент.
Анализируя «мужские» страницы в сети Инстаграм, нами было отмечено, что наибольшую долю имеют тематические авторские блоги, посвященные какой-либо деятельности: рыбалка, ремонт автомобиля, ремонт в квартире, ремонт автомобиля, различным лайвхакам, например «как без мангала пожарить шашлык», как из канистр собрать поливалку для огорода, и пр.). Подобные аккаунты занимают долю 38% от всех рассмотренных, к примеру: ya.avtomehanik, dimagordey, academeg.
Тексты к таким блогам почти отсутствуют, блогеры предпочитают представлять информацию в формате видео, либо же дают небольшой комментарий к фотографии, к примеру: «Как тебе такое Илон Маск?, Слабо?», и пр.
Среди комментариев к страничкам пользователей были отмечены как положительные комментарии, в которых автор блога оценивается как «Молодчина!», но также можно увидеть и негативные:
«По-моему, все с ума посходили с этим Instagram. Люди из кожи вон лезут, лишь бы набрать побольше подписчиков, скупают фейки, чтобы потом всем демонстрировать, какие они популярные. Кто-то из моих знакомых так вообще шутит, что он не дружит с теми неудачниками, у кого меньше тысячи подписчиков. Надеюсь, это шутка. Но как-то уже даже не смешно» (Дмитрий, 19 лет).
В Инстаграмме на «мужских» страницах представлены также скейтеры, медиа-менеджеры, дизайнеры, фотографы, стилисты, рэперы, галеристы, танцовщики, шоумены и др., которые научат вас понимать моду и искусство (и заодно развеселят).
Здесь в качестве примера можно привести страницы таких известных блогеров, как: Всеволод «Север» Черепанов (amoureuxpeintre).
Всеволод стал известен благодаря модельному агенству Lumpen, которое основала его девушка Дуня Александрова. Сейчас его букируют для показов и съемок такие бренды как Alyx и Moncler, а толстовки Sever (год назад Черепанов запустил собственную марку уличной одежды) носят модники по всему миру (в Москве их можно купить в КМ20).
Всеволод предпочитает комфортную одежду — на расстается со спортивными вещами, редко вылезает из треников, от джинсов отказался совсем. Он — представитель нового поколения «русской мафии»: раньше так называли толпы it-girls, которые ездят на все недели моды, теперь — ребят в растянутых футболках и кроссовках (хроника их похождений — у него в инстаграме).
Коля Зверков (zverkov_ko). Коля катается по миру, снимает моды, знаменитостей, вечеринки — и себя иногда. Он — один из самых любимых светских фотографов столицы. Во‑первых, потому что умудряется сделать уйму отличных кадров и всем угодить. Во‑вторых, потому что с ним любая тусовка веселее.
Стиль у Коли особый — хулиганский и очень разный. То он наденет рабочий комбинезон, то треники, то выкрасит волосы в синий цвет, то побреется почти под ноль. Зверков сам не против экспериментов и учит авантюризму сыновей, которых у него двое: Коля-младший (он же Колянчик) и Максим. За сыном, кстати, наблюдать едва ли не интереснее, чем за самим Зверковым, так что подписывайтесь, если до сих пор этого не сделали.
Комментарии к фото- видеоматериалам банных блоггеров также практически отсутствуют.
Отдельно стоит отметить странички, посвященные спортивным достижениям, как например, у Николая Суслова (suslov_powerlifting) (см. Приложение 5).
Николай – чемпион Европы, мира, всемирных игр, заслуженный мастер спорта по пауэрлифтингу. 99% публикаций в его блоге – фото и видео из зала. Спортсмен также пишет о своих тренировках и об успехах воспитанников:
«Веду «Инстаграм» с 26 мая 2017 года. Выбрал именно эту соцсеть, потому что нравится большой охват аудитории и доступность информации. Блог дает мне возможность рассказать о своей работе многим людям, привлечь их внимание. Но есть и минус – некоторое количество неадекватов, но их везде хватает».
Стоит отметить, что в Инстаграм среди мужских страничек можно увидеть большое количество так называемых «продающих блогов», на которых представлены различные товары или услуги. Наиболее представляемыми услугами являются: средства для фитнеса, гормональные и био-добавки, реклама своего бизнеса (автосервис, кафетерий, музыка, продвижение в сети, сео, и пр.).
Однако ввиду того, что в настоящее время интернет тпресыщен торговыми предложениями, комментарии к таким постам в основном, негативные.
«Это, конечно, страшный развод на деньги. Я подписалась на несколько магазинов, и они меня без конца соблазняют своими предложениями. Я уже забыла, когда в последний раз вообще что-то покупала в реальном магазине. Совершаю покупки во время обеда на работе или пока домой еду» (Алина, 25 лет).
«Знаете эту тему: купил машину – сразу же запости ее в соцсети? Только номер не забудь замазать. Показуха» (Антон, 24 года).
Итак, проанализировав ряд страниц в Инстаграм, принадлежащих мужчинам, можно отметить следующие тенденции: в целом представленный контент соответствует классическому представлению о гендерной роли мужчины, однако отмечается тенденция увлечения мужчинами фешн-индустрией, модой, внешностью, стилем.
В основном на страницах мужских инстаграм-блогов представлены фотографии и видеоматериалы, которые сопровождаются скудными текстовыми комментариями. В текстах инстаграм-блогов мужчин можно отметить просторечный стиль, наличие жаргонизмов, профессионализмов, диапазон которых, однако невелик.
Выводы по 3-й главе:
Итак, как можно увидеть из проведенного выше исследования, гендерной особенностью блогов в сети Инстаграм, представленных женщинами является то, что в целом они соответствуют классическому представлению о женской гендерной роли в обществе (материнство, детство, красота, мода, фигура, кулинария, и др.)
Однако несомненно, на часть женской половины человечества произвели впечатления современные тенденции феминизма, бодипозитива, и др., что нашло отражения на страницах в социальных сетях.
Идея бодипозитива, пройдя метаморфозы в умах человеческих, превратилась в нечто несуразное и крайне непонятное любому неангажированному мужчине со либерально-консервативными взглядами. Из мысли о том, что люди с какими-то визуальными отклонениями, травмами, шрамами и прочими прелестями должны принять себя такими, как есть (окружающие желательно повторяют вслед), превратилась в оправдание своей лени, прокрастинации, обжорства и недальновидности.
У спортсменов и у адептов активного образа жизни мгновенно это вызвало сильную негативную реакцию, и они зачастую публикуют негативные, злобные, либо комичные комментарии в сторону приверженцев бодипозитива.
Проанализировав ряд страниц в Инстаграм, принадлежащих мужчинам, можно отметить следующие тенденции: в целом представленный контент соответствует классическому представлению о гендерной роли мужчины, однако отмечается тенденция увлечения мужчинами фешн-индустрией, модой, внешностью, стилем.
В основном на страницах мужских инстаграм-блогов представлены фотографии и видеоматериалы, которые сопровождаются скудными текстовыми комментариями. В текстах инстаграм-блогов мужчин можно отметить просторечный стиль, наличие жаргонизмов, профессионализмов, диапазон которых, однако невелик.
Заключение
Большим достоинством интернет-коммуникации является то, она позволяет пользователям общаться не смотря на расстояния, разницу в часовых поясах, государственные границы, и пр. Фактически, человек может находиться одновременно «в разных местах», к примеру, одновременно общаясь с друзьями из США, Великобритании, Беларуси, Армении, Греции, и пр. при этом находясь дома, за своим компьютером (ноутбуком, смартфоном, и пр.).
На сегодняшний день в сети интернет крайне популярными являются блоги, благодаря которым пользователь может поделиться со своими подписчиками своими мыслями, выразить свою точку зрения, вести онлайн-дневник о своей жизни, и жизни своей семьи, вести фото- и видео- репортажи, и пр.
Одной из популярных социальных сетей на сегодняшний день является Инстаграм, где в основном ведутся видеоблоги, однако в свящи с развитием данной интернет-площадки стало возможным сопровождсть фото- и видел комментариями и даже объемными текстами.
Социальные сети предоставляют возможности для равноправного межгендерного общения без указания на статус индивида, так как в виртуальной комуникации мужчины и женщины освобождаются от ограничений, накладываемых на их идентичности. С другой стороны, принятие индивидом «сетевой», «виртуальной» идентичности не отменяет традиционных гендерных стереотипов и зачастую может их усиливать.
Согласно ряду исследований, в онлайн-коммуникации наблюдается сочетание иерархического и сетевого принципов коммуникации с возрастающей ролью последнего, что дает возможность ожидать изменения/усиления роли гендерных различий, традиционно относимых к сфере межличностной коммуникации.
Результаты исследования гендерных различий в виртуальной коммуникативной коммуникации неоднозначны. Существуют исследования, которые подтверждают, что гендерные стереотипы и стереотипные представления о мужчинах и женщинах часто встречаются в процессе коммуникации в социальных сетях. Однако есть также свидетельства того, что гендерные стереотипы могут ослабевать в виртуальной коммуникации, а также, что гендерный стиль коммуникации в языковом плане может зависеть от состава группы участников коммуникации.
Значительное изменение поведения женщин (именно женщин) в связи с распространением интернет-коммуникации, которое произошло по причине влияния популярных в последнее время таких явлений, как феминизм, бодипозитив, чайлдфри, и пр., которые провозглашают утрированную женскую свободу, порою граничащую с абсурдом.
В дискурсе женской аудитории интернета стало отмечаться большое количество феминитивов, которые претендуют на то, чтобы занять определенную нишу в основном языковом словаре.
Как можно увидеть из проведенного выше исследования, гендерной особенностью блогов в сети Инстаграм, представленных женщинами является то, что в целом они соответствуют классическому представлению о женской гендерной роли в обществе (материнство, детство, красота, мода, фигура, кулинария, и др.)
Однако несомненно, на часть женской половины человечества произвели впечатления современные тенденции феминизма, бодипозитива, и др., что нашло отражения на страницах в социальных сетях.
Идея бодипозитива, пройдя метаморфозы в умах человеческих, превратилась в нечто несуразное и крайне непонятное любому неангажированному мужчине со либерально-консервативными взглядами. Из мысли о том, что люди с какими-то визуальными отклонениями, травмами, шрамами и прочими прелестями должны принять себя такими, как есть (окружающие желательно повторяют вслед), превратилась в оправдание своей лени, прокрастинации, обжорства и недальновидности.
У спортсменов и у адептов активного образа жизни мгновенно это вызвало сильную негативную реакцию, и они зачастую публикуют негативные, злобные, либо комичные комментарии в сторону приверженцев бодипозитива.
Проанализировав ряд страниц в Инстаграм, принадлежащих мужчинам, можно отметить следующие тенденции: в целом представленный контент соответствует классическому представлению о гендерной роли мужчины, однако отмечается тенденция увлечения мужчинами фешн-индустрией, модой, внешностью, стилем.
В основном на страницах мужских инстаграм-блогов представлены фотографии и видеоматериалы, которые сопровождаются скудными текстовыми комментариями. В текстах инстаграм-блогов мужчин можно отметить просторечный стиль, наличие жаргонизмов, профессионализмов, диапазон которых, однако невелик.
Список литературы
1. ФЗ N 97-ФЗ от 5 мая 2014 «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (в действующей редакции)
2. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев // Энциклопедический словарь. – 2011, 2280 с.
3. Волохонский, В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов / В.Л. Волохонский, Ю.Е. Зайцева, М.М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей – СПб., 2006. – С. 118-131.
4. Герасевич, В. Блог и RSS: Интернет технологии нового поколения. – СПб.: БХВ-Петербург. – 2008. – 247 с.
5. Грязнова Е. Компьютерное общение как социальный феномен: автореф. дис. … канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2001. С. 12.
6. Ефимов, Е. Г. Социальные интернет-сети / Е. Г. Ефимов; Волгоградский государственный технический университет // Методология и практика исследования Волгоград: ООО Волгоградское научное издательство, 2015. – 169 с.
7. Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / А. Жичкина. — м.:юнити-дана, 2004. — 165 с
8. Засурский, И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II Блоги в системе массовых коммуникаций / И. Засурский // Сборник Лаборатории медикультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. – М.: Издательство МГУ. – 2007. – 242 с.
9. Кожемякин, Е.А., Попов, А.А. Блоги, как средство журналистской коммуникации. / Е.А. Кожемякин, А.А. Попов // Научные ведомости. Белгородский государственный национальный исследовательский университет: Серия Гуманитарные науки. – 2012. – Выпуск №12, №6 (125). – C. 148-155.
10. Максимова, Т.О. Блог в Интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал / Т.О. Максимова // Вестник Череповецкого государственного университета. – Вып. №1. – 2017. – С. 124-130.
11. Пак, М. В. Блог-журналистика как альтернатива традиционным СМИ / М. В. Пак, С. Л. Лонина // PR и реклама: традиции и инновации. – 2012. – № 7-2. – С. 176–178.
12. Пак, Е.М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста / Е. М. Пак // Вестник СПбГУ. – Сер. 9. Вып. 2. – 2011. – С. 283-292.
13. Попов, А.А. Блоги. Новая сфера влияния. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 336 с.
14. Попов, Н. А. О соотношении понятий блогосферы и средств массовой информации / Н. А. Попов // Роль и функции права в условиях информационного общества: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2015. – С. 18–20.
15. Сидорская, И.В. Репрезентация гендера в текстах СМИ //Идеология белорусского государства в процессе формирования личности специалиста: сб. статей под ред. О. Г. Слуки (гл. ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2012. – С. 74–84. – С. 396–404.
16. Филатова, О. Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий / О. Г. Филатова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2010. – № 4. – С. 281–287.
17. Чивилёв, А. А. Блог как форма межличностной коммуникации / А. А. Чивилёв // Культурология и искусствоведение: материалы I Междунар. науч. конф. Пермь: Зебра, 2015. — С. 6-11.
18. Шапошников В.А. Преодоление коммуникативного вакуума в блогосфере / В.А. Шапошников // Вестник Ярославского педагогического университета. – 2014. – №1. Т.1 Гуманитарные науки. – с.141-144.
19. Шибутани Т. Социальная психология Ростов н/Д: Феникс, 1999 – 539 с.
20. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против. М.: Прогресс. 1975 – 245с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф