ВВЕДЕНИЕ.
1 Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности.
1.2. Принципы и виды государственного регулирования инновационной деятельности
2 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора в РФ.
2.1. Анализ инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора РФ
2.2. Проблемы и приоритетные направления государственной инновационной политики РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение инновационного потенциала российской экономики выступает первоочередной задачей, определенной в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. На сегодняшний день не в полной мере реализуется весь масштабный потенциал России, который необходимо направить на повышение качества и эффективности инновационных разработок, которые во многом зависят от грамотной инвестиционной политики и государственной поддержки данного сектора.
В современных условиях усиливается роль инновационной деятельности во всех отраслях национального хозяйства, в том числе в нефтехимической, являющейся одним из важнейших секторов экономики России. Развитие инноваций является естественным стремлением нефтехимических компаний успешно развивать свой бизнес в складывающихся рыночных условиях.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования – особенности инновационной деятельности в РФ.
Предмет исследования – инновационная деятельность предприятий нефтехимического комплекса РФ.
Целью исследования является изучение особенностей инновационной деятельности предприятий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инновационной деятельности;
- изучить особенности государственного регулирования инновационной деятельности;
- проанализировать инновационную деятельность предприятий нефтехимического сектора РФ;
- выявить проблемы и приоритетные направления государственного регулирования инновационной деятельности.
Методы исследования – теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, объединивших четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, а именно, представили это понятие и охарактеризовали его сущность; привели принципы и виды регулирования.
Во второй главе раскрыты особенности государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора, выделены проблемы и приоритетные направления инновационной политики на предприятиях.
Список использованных источников содержит 23 источника, среди которых нормативные документы, авторитетные учебники и современные публикации, затрагивающие проблемы инновационного развития предприятий.
1 Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности
Анализ профильных научно-методических публикаций выявил дискуссионность такого основного понятия инновационной сферы как инновационная деятельность. Кроме многозначности подходов к определению терминов, некоторыми учёными ставится также вопрос и о том, какой из этих терминов является базовым: «инновация» или «инновационная деятельность», результат или процесс.
В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике» под инновацией понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [22, c.372].
Актуализация практического использования понятия «инновационная деятельность» обусловлена переходом российской экономики на инновационный путь развития, что вполне объяснимо учитывая общемировые тенденции. Исследователи понимают под инновационной деятельностью: «…создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов».
Наиболее частые варианты интерпретации термина инновационная деятельность в профильной литературе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Варианты интерпретации термина «инновационная деятельность»[17, c.46]
Сущностная сторона понятия | Конкретизирующая сторона понятия |
Процесс | связанный с созданием, освоением и распространением инновации. |
направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-исследовательских достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. | |
преобразования результатов научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. | |
создания нового продукта, новой технологии или услуги на основе результатов научных исследований с целью получения конкурентных преимуществ при реализации производимой продукции, работ и услуг на рынках. | |
направленный на реализацию результатов исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованной технологии, используемой в практической деятельности | |
Деятельность | направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. |
связанная с капитальными вложениями в инновации. | |
Труд (определенное занятие) | направленный на создание инноваций, который является составной частью инновационного процесса. |
Система действий и мероприятий | направленных на осуществление новой идеи не только в производственной, но и управленческой, социальной и других сферах с одновременной ее коммерциализации. |
Одной из проблем правового определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность» можно назвать несовершенство российского законодательства в области инноваций, касающееся легального определения рассматриваемых понятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Толкование понятия «инновационная деятельность» в официальной терминологии представлено в таблице 2.
Таблица 2
Определение понятия «инновационная деятельность» из официальной
терминологии
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике» [1, c.3009]. | «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) [2, c.162]. |
деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности
| выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии |
В словаре терминов по социальной статистике «…вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, научно-технических достижений и пр.), в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам».
Введение инновационной деятельности организацией призвано обеспечить достижения стратегических целей:
- интенсивное развитие;
- повышение эффективности;
- удержание лидирующей позиции на рынке;
- получение конкурентных преимуществ;
- выживание в долгосрочной перспективе.
В работах российских ученых обозначены факторы, которые оказывают влияние на инновационную деятельность, одновременно на активность и эффективность управления инновационной деятельностью российских предприятий в нашей стране.
Среди факторов, стимулирующих инновационную деятельность предприятий, выделяют:
- наличие резерва, включающего финансовые, материальные и технические средства, прогрессивные технологии, необходимые в хозяйственной и научно-технической инфраструктуре;
- законодательные меры (в частности, льготы), государственная поддержка инноваций;
- нематериальное поощрение участников инновационного процесса, предоставление возможностей самореализации, позитивный психологический климат в трудовом коллективе и т.д.;
- гибкость организационной структуры, демократичный стиль руководства, преобладание горизонтальных потоков информации, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп [6, с. 22].
К отрицательным факторам, препятствующим развитию инновационной деятельности российских предприятий относятся:
- дефицит средств, за счёт которых должно осуществляться финансирование инновационных проектов, низкий уровень материальной и научно-технической базы, отсутствие резервов, доминирование требований текущего производства;
- законодательные ограничения (налоговые, амортизационные, патентно-лицензионные и т.д.);
- сопротивления переменам;
- излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочные финансовые результаты [22, c.274].
Инновационная деятельность по праву рассматривается учеными и специалистами в качестве локомотива экономического роста национальных хозяйств с одной стороны, и способа повышения их конкурентоспособности на мировой арене, с другой. Альтернативы инновационному пути экономического развития на данный момент трудно себе представить, а его значимость сложно недооценить.
1.2. Принципы и виды государственного регулирования инновационной деятельности
Систему государственного управления инновационной деятельностью следует определять с точки зрения трех основных составляющих подсистем:
- субъект управления, представляющий собой иерархию органов государственной власти, реализующих состав функций по государственному регулированию инновационной деятельности;
- объект управления, в качестве которого выступает научная, инновационная и промышленная деятельность предприятий и объединений;
- нормативно-правовое (в т.ч. законодательное), методическое и ресурсное обеспечение инновационной деятельности [16, c.23].
Субъектами государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации являются:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- Департамент научно-технической и инновационной политики при Министерстве образования и науки РФ;
- Департамент по инвестиционной политике при Министерстве экономического развития и торговли РФ;
- Федеральное агентство по науке и инновациям – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки [9, c.23].
Для реализации функций государственного управления инновационной деятельностью в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях созданы специальные подразделения, например, в Воронежской области функционирует Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям.
В качестве объекта рассматриваемой системы выступает научная, инновационная и промышленная деятельность следующих инфраструктурных элементов национального продуцирования инноваций: крупные, средние, малые и микропредприятия, в т.ч. промышленные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (ВУЗы), специфические инновационные фирмы, бизнес-инкубаторы; экономические объединения предприятий на базе горизонтальной и вертикальной интеграции; территориальные научно-технологические зоны.
Ключевую роль в законодательном регулировании инновационной деятельности в РФ в настоящий момент имеют следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (редакция от 22.12.2014) «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Постановление Правительства РФ от 16.11.2012 № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 279 «Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»;
- Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (редакция от 23.06.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ (редакция от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2013 года № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» и др. [19, c.287].
Важнейшим инструментом государственного управления инновационной деятельностью является государственная инновационная политика как часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика РФ основывается и реализуется исходя из следующих основных принципов:
- присвоение высокого уровня приоритетности инновационной деятельности для того, чтобы повысить эффективность и уровень технического и технологического развития производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
- обеспечение функционирования институтов государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- сосредоточение государственных возможностей на создании и широком распространении инноваций и инновационных процессов;
- создание всех необходимых условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и препятствие возникновению недобросовестной конкуренции;
- формирование подходящего инвестиционного климата для осуществления инновационной деятельности;
- государственная защита прав участников инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, как результатов инновационной деятельности;
- поощрение международного взаимодействия Российской Федерации с другими странами в инновационной сфере;
- усиление обороноспособности и гарантия национальной безопасности российского государства вследствие осуществления инновационной деятельности [7, c.194].
Разумеется, реализация инновационной политики страны не может быть осуществлена без регулирования и регламентирования со стороны государства, как института власти.
Основными правовыми инструментами регулирования со стороны государства являются правовые акты, которые регулируют порядок формирования и внедрения инноваций, а также прочие акты, направленные на образование инновационной инфраструктуры.
К направлениям деятельности, которые направлены на государственное регулирование, можно отнести следующие мероприятия:
- поддержка деятельности специализированных институтов, которые занимаются реализацией политики в инновационной сфере;
- обеспечение функционирования специализированных фондов, формируемых за счет налоговых отчислений предприятий и граждан, а также бюджетных ассигнований;
- разработка, осуществление и финансирование целевых инновационных проектов по направлениям, включенным в государственную программу инновационного развития;
- финансирование на возвратной основе, вложение средств федерального и регионального бюджетов в инновационные проекты, которые прошли конкурсный отбор;
- разработка и утверждение методических указаний об учете и проведении оценки инноваций и инновационных проектов;
- формулирование последовательности действий для ускоренной амортизации некоторых видов имущества, участвующих в инновационной деятельности;
- реализация налоговой политики, обращенной на создание подходящих условий для осуществления инновационной деятельности;
- обеспечение страхования финансовых рисков, связанных с инновационной деятельностью;
- информационное обеспечение инновационной деятельности;
- господдержка малого и среднего бизнеса, участвующего в развитии инновационной сферы деятельности;
- основная форма деятельности, направленной на регулирование инновационного процесса – это формирование и реализация политики в инновациях и управление инновационной деятельностью.
Государство формирует организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
Таким образом, следует отметить, что государственное регулирование инновационной деятельности является важным моментом в современных экономических условиях. В период экономического кризиса государственная поддержка и защита результатов инновационной деятельности, или ее отсутствие, может стать решающим факторов успеха или фиаско. Если учитывать высокую отдачу при успешной реализации инвестиционного проекта, который тем или иным образом связан с инновационной деятельностью, то можно сделать вывод, что данный вид деятельности должен иметь первостепенную важность для устойчивого развития предприятий, а вслед за этим и экономики государства в целом.
В таблице 3 рассмотрим виды и соответствующие им способы регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Таблица 3
Государственное регулирование инновационной деятельности [21, c.66]
Виды регулирования | Способы регулирования |
Организационное регулирование инновационной деятельности | 1) формирование инновационной инфраструктуры; 2) инновационную деятельность признать основным приоритетом государственной экономической политики; 3) поощрение участников инновационной деятельности; 4) помощь в инновационном развитии; 5) формирование интеграционных процессов; 6) поощрение возникновения и укрепления международных связей в инновационной деятельности. |
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности | 1) развитие предложения инноваций; 2) расширение спроса на инновации; 3) создание конкурентной среды в инновационной сфере; 4) развитие малого и среднего бизнеса; 5) обеспечение занятости в инновационной сфере; 6) развитие лизинга наукоемкой продукции; 7) разработка методов повышения эффективности инвестиций в инновационную сферу экономики; 8) формирование благоприятного инвестиционного климата. |
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности | 1) защита прав и интересов активных участников инновационной деятельности; 2) обеспечение государственной защиты прав владения, пользования и распоряжения инновациями; 3) гарантия неприкасаемости промышленной интеллектуальной собственности; 4) поддержка развития контрактных взаимоотношений. |
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности, определили ее понятие и сущность. Во втором параграфе мы привели принципы и виды государственного регулирования инновационной деятельности.
2 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора в РФ
2.1. Анализ инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора РФ
Нефтехимическая промышленность России является стратегически важной отраслью, за счет которой формируется значительная часть бюджетных доходов, которая сократилась за прошедший 2015 год до 43% на фоне снижения цен на нефть. Однако уровень развития отрасли сильно отличается от соответствующих показателей, достигнутых в большинстве постиндустриальных стран. В целях сокращения отставания от конкурентов Правительством РФ были поставлены задачи, сформулированные в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
Финансовый потенциал компаний определяется объемами инвестирования в инновационную деятельность. Для нефтехимической промышленности первостепенное значение имеют технологические инновации в силу характерных особенностей отрасли (таблица 4).
Таблица 4
Инновационная активность нефтехимических компаний РФ в сфере добычи и переработки [23]
Инновационная активность | Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций | Удельный вес организаций, осуществлявших процессные инновации, в общем числе организаций | Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые инновации, в общем числе организаций | ||||||
2015г. | 2016г. | 2017г. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | |
Добыча | 8,3 | 7,2 | 7,4 | 6,7 | 6,3 | 5,9 | 2,7 | 1,7 | 1,8 |
Переработка | 31,7 | 27,1 | 23,0 | 21,2 | 17,8 | 15,0 | 18,3 | 15,0 | 15,0 |
Наиболее финансируемым сектором до 2016 года включительно была переработка нефти, а в 2017 г. ситуация кардинально изменилась: затраты на технологические инновации в добывающий сектор составили 113,0 млрд. руб., что более чем в 3,5 раза больше нефтеперерабатывающей промышленности. Однако, общая сумма затрат в 2017 г. сократилась на сумму, превышающую 130 млрд. руб. Важным направлением деятельности нефтехимических компаний в целях обеспечения устойчивого развития и реализации принципов корпоративной социальной ответственности является инвестирование социальных проектов и благотворительных программ, в т.ч. на промышленную безопасность и восстановление природы, на которые в 2017 г. ОАО НК «Роснефть» всего было направлено более 100 млрд. руб. [11, c.55].
Приобретение оборудования и НИОКР являются лидирующими видами инновационной деятельности в сфере финансирования (таблица 5).
Таблица 5
Затраты нефтехимических компаний РФ на технологические инновации по видам инновационной и производственной деятельности [14, c.126]
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |||
Добыча | Переработка | Добыча | Переработка | Добыча | Переработка | |
Затраты на технологические инновации, млрд. руб., в т.ч.: | 79,5 | 103,1 | 84,3 | 193,7 | 113,1 | 29,9 |
R&D, млрд. руб. | 33,4 | 3,5 | 18,9 | 11,3 | 18,1 | 44,7 |
Приобретение машин и оборудования, млрд. руб. | 33,9 | 62,5 | 53,3 | 150 | 74,2 | 93,2 |
Приобретение новых технологий, млн. руб. | 313,8 | 8306,6 | 767,1 | 1207,8 | 1239,4 | 78,2 |
Из них приобретение прав на патенты, лицензии, млн. руб. | 265,1 | 456,5 | 275,6 | 854,3 | 441,7 | 4,2 |
Приобретение программных средств, млн. руб. | 179,6 | 836,8 | 3651,2 | 1158,2 | 402,2 | 1907,7 |
Производственное проектирование, млн. руб. | 2276,6 | 7370 | 384,4 | 8269,4 | 494,5 | 21912 |
Другие виды подготовки производства, млн. руб. | 1104,8 | 9537,3 | 4631,7 | 4341,9 | 12116,5 | 21728,1 |
Обучение и подготовка персонала, млн. руб. | 120,8 | 51,7 | 77,3 | 86,5 | 62,5 | 157 |
Маркетинговые исследования, млн. руб. | — | 4,9 | — | — | — | — |
Прочее, млн. руб. | 8284 | 10969,4 | 2333,7 | 17349,7 | 6501,8 | 26186,4 |
Внедряемые новшества нельзя охарактеризовать как прорывные; по большей части можно классифицировать их как улучшающие инновации.
Стоит отметить, что инновационный процесс реализуется, как правило, в крупных нефтяных корпорациях. Компании-лидеры мирового рынка создают проектные офисы, выступающие в роли аналитических и координационных центров инновационной деятельности. Корпоративные инновационные центры (ИЦ) – это вид проектного офиса, деятельность которого направлена на обеспечение высокого качества реализации инвестиционных проектов; мониторинг, внедрение и использование передовых технологий; консультационная поддержка проектных команд; управление подготовкой и работой персонала проекта; проведение исследований; контроль над процессом трансферта технологий в проект и др. Независимые компании ограничены в финансовых ресурсах и не могут позволить себе содержать отделы НИОКР и ИЦ, обеспечивать дорогостоящие исследования и разработки. Отсутствие эффекта экономии на масштабах не дает внедрять собственные инновации [12, c.71].
Приобретение машин и оборудования говорит об обновлении основных фондов, о стремлении предприятий к повышению производительности и технологичности продукции. Несмотря на хорошие показатели обновления степень изношенности материально-технических ресурсов в последние не- сколько лет не опускается ниже 50% (таблица 6).
Таблица 6
Показатели материально-технического потенциала нефтехимических
компаний [18, c.162]
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Средний возраст имеющихся на конец года машин и оборудования, лет | 8,1 | 7,6 | 8,3 | 8,2 | 8 |
Степень износа основных фондов, % | 51,1 | 52,2 | 51,2 | 53,2 | 55,8 |
Большой объем финансовых средств был вложен в покупку технологий. В целом, торговля технологиями нефтяной промышленности лишена баланса в своей структуре и демонстрирует преимущественно операции импорта. За 2017 г. число соглашений о покупке технологий за рубежом превосходит кол-во продаж более чем в 17 раз (таблица 7). Это подтверждает факт увеличения технологического потенциала не путем развития собственной науки, а вложением средств в иностранный научно-промышленный комплекс.
Таблица 7
Торговля технологиями в нефтехимическом комплексе в 2017 г. [20, c.305]
Экспорт | Импорт | ||||
Число соглашений | Стоимость предмета соглашения, млн.долл.США | Поступление средств за год, млн.долл.США | Число соглашений | Стоимость предмета соглашения, млн.долл.США | Выплаты средств за год, млн.долл.США |
6 | 10,0 | 2,1 | 103 | 1054,5 | 208,4 |
И, тем не менее, из-за политико-экономических ограничений компании вынуждены в скором времени заполнить опустевшую нишу зарубежных технологий собственными технологиями, поэтому финансовый потенциал наращивает объемы в импортозамещении технологий. По сравнению с 2017 годом 50% опрошенных руководителей нефтяного сектора в 2018 г. планируют увеличить ассигнования в отечественные разработки, и 13% ранее не участвовавших собираются начать эту деятельность.
Таким образом, существенное превышение импорта технологий над экспортом свидетельствует о том, что финансовый потенциал реализуется за счет приобретения технологий за рубежом, а обновление основных производственных фондов происходит путем закупок у зарубежных машиностроительных компаний, а не поддержки отечественных. Это свидетельствует о наличии институциональной ловушки в отрасли. Ее влияние выражается в разрыве инновационного процесса, затруднении обновления базисных потенциалов, а так же отвлечении необходимых для инновационного процесса ресурсов (в данном случае финансов) за рубеж.
Вследствие сложности перенаправления средств в отечественный машиностроительный и научный сектор, затрудняется обновление соответствующих базисных потенциалов и постепенное их истощение. Происходит заимствование потенциалов из экономик других стран – материально-технических, кадровых, научных, но не финансовых. В данном случае финансовый потенциал направляется за рубеж, то есть, по-прежнему реализуется практика обмена прибыли от реализации сырьевых ресурсов на ресурсы с большей добавленной стоимостью – технологии и оборудование.
2.2. Проблемы и приоритетные направления государственной инновационной политики РФ
Нефтяная и химическая промышленность России на современном этапе их развития сталкиваются с рядом сложных проблем. Необходимо в ближайшее время решать острый вопрос о применении новых технологий, внедрении результатов научных исследований и научно-технических разработок на всех этапах производства: от геологоразведки до получения готовых нефтепродуктов. Для российских нефтехимических компаний в области инноваций отмечается следующий ряд проблем:
- используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую не обновляется;
- низкий объем финансирования НИОКР. Абсолютными лидерами в отрасли в мире являются ExxonMobil и Total. Эти компании вкладывают в НИ-ОКР по 700–800 млн. долл. в год. В расчете на 1 т нефтяного эквивалента затраты «нефтяных гигантов» на НИОКР составляют в среднем 1 долл. на 1 т нефтяного эквивалента и 50 % в структуре общих затрат.
Российские компании значительно уступают зарубежным в финансировании НИОКР:
- доля соответствующих затрат не превышает 0,02 % от их выручки, а удельные затраты в расчете на 1 т нефтяного эквивалента составляют менее 0,2 долл., притом что в сегмент разведки и добычи направляется до 90 % всех инвестиций на НИОКР;
- недостаточное финансирование нефтепереработки и нефтехимии, т.к. основной объем инвестиций (до 90 %) направляется на сегмент разведки и добычи;
- низкий уровень производительности нефтехимического сектора РФ, вследствие более низкого технологического уровня, составляет около 35 % от уровня производительности [3, c.175].
При этом основными факторами роста производительности в нефтехимической отрасли являются: использование новых технологий, оборудования, ноу-хау; производство новых продуктов, в том числе повышение выхода более светлых нефтепродуктов, увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью; организационная эффективность, в том числе квалификация персонала, системы управления персоналом и производством; увеличение масштабов производства. Тем не менее, в последние годы ситуация меняется. Крупнейшие российские компании увеличивают инвестиции в науку. Это обусловлено, прежде всего, жесткой конкуренцией не только между российскими компаниями, но и с мировыми нефтехимическими лидерами.
Лидер российской нефтехимической отрасли компания «Роснефть» использует следующие приемы НИОКР:
В области разведки:
- технологии бассейнового моделирования;
- технологии спектрально-скоростного анализа сейсмических данных.
В разработке месторождений:
- комплексный инжиниринг;
- интегрированный подход к проектированию разработки – построение единой модели месторождения, включающей комплексное рассмотрение пласта, скважин, поверхностного обустройства и экономики.
В добыче нефти:
- разработка комплексной системы управления добычей, позволяющей отследить работу любой скважины и получить по ней всю информацию: от конструкции и данных геофизики до текущих параметров работы и используемого оборудования [4, c.19].
Компания «Роснефть» оптимизирует систему нефтесбора и поддержания пластового давления, развивает систему предварительной подготовки нефти, повышает надежность трубопроводного транспорта и улучшает экологической ситуации на всех разрабатываемых месторождениях.
Однако, несмотря на развитие инновационной деятельности в российских компаниях, ряд вопросов по формированию гармоничной системы государственного управления инновационной деятельностью остается проблемным. К наиболее актуальным следует отнести:
- «проектное» состояние ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике»;
- отсутствие необходимых элементов инновационного процесса.
Речь идет в первую очередь об отсутствии элемента «формирование спроса на инновации», как следствие, создаются не всегда полезные разработки, в то время как инвестиционная программа опирается на старые, часто неэффективные решения.
- Дефицит высококвалифицированных, талантливых, нестандартно мыслящих кадров.
При внедрении инноваций важно помнить, что главный ресурс – это люди. Конкурентная борьба за таланты в нефтяной отрасли ужесточилась как на российском, так и на внешнем рынках. Но за рубежом существует несколько иное отношение к талантливым людям, когда со всего мира осуществляется отбор талантов, устанавливаются уникальные условия по оплате труда.
Отсутствие должной системы мотивации к внедрению инноваций [8, c. 69].
Талантливые, высококвалифицированные люди придут в нефтяную компанию тогда, когда будут созданы условия (а это, прежде всего, мотивация), а также, если они будут иметь почет, уважение руководства и коллег, статус эксперта, возможность быть выслушанными и поддержанными в своих инновационных гипотезах.
Таким образом, требуется создание особых условий для привлечения и вовлечения в инновационные процессы нефтяной компании креативного персонала.
Отсутствие организационной поддержки.
Если инновации – это лозунг, не подкрепленный соответствующими организационными решениями, то за инновации отвечают «все и никто», то это часто сводит на нет инициативы инноваторов. Внедрение инноваций иногда тормозится из-за сложной структуры управления компанией, консерватизма топ-менеджмента, наличия уже привычных технологий.
Нужно помнить, что преуспеть в современной конкурентной среде смогут те, кто вовремя поддерживает инновационные идеи и инвестирует в них.
Низкая предпринимательская культура и проблема защиты интеллектуальной собственности.
Сложно построить нормальный инновационный процесс, когда нет механизмов оценки стоимости создаваемой интеллектуальной собственности и понимания руководства, почему за нее необходимо платить.
Процесс внедрения инноваций сопровождается рисками.
Об этом следует помнить, определяя объемы финансирования, оценивая результативность предполагаемых к внедрению инновационных решений. В частности, основные виды рисков, возникающих на различных стадиях научно-проектного цикла, который сопровождает внедрение инноваций, показаны на рисунке 1 [3, c.173].
Рис.1. Риски на стадиях создания новой технологии
Для того чтобы снизить негативное влияние перечисленных выше факторов на инновационный процесс в нефтяных компаниях, по нашему мнению, необходимо работать одновременно в следующих направлениях:
- стратегия: определение четких и понятных для всех приоритетов развития, которые, в свою очередь, обусловливают приоритеты инновационного развития; эти приоритеты должны открыто поддерживаться собственниками и руководством нефтяной компании;
- организация и процессы: назначение в компании ответственных за внедрение инноваций, выстраивание известных и понятных работникам процессов поиска, генерации, отбора и внедрения инноваций;
- ресурсы: четкое планирование и выделение ресурсов (финансовых, материальных и трудовых), необходимых для обеспечения всех элементов инновационного процесса с оценкой рисков;
- мотивация: создание системы материального и нематериального стимулирования, направленного на активное вовлечение сотрудников компании в инновационный процесс [13, c.11].
Теперь выделим важнейшие направления государственной поддержки инновационной деятельности:
- увеличение государственного финансирования образования и науки;
- разработка целевых программ для стимулирования инновационной деятельности;
- принятие Федерального закона, который направлен на развитие инновационной деятельности России;
- курс на расширение сотрудничества с другими странами, обладающими новейшими технологиями и образовывающие текущий технологический уклад;
- защита интеллектуальной собственности;
- охрана интересов национального инновационного процесса в Российской Федерации [4, c.22].
Таким образом, российским нефтяным компаниям необходимо уделить внимание централизации управления научно-техническим развитием, обеспечивая комплексное управление отраслевыми научно-исследовательскими институтами, успешного внедрения новых технологий, технологического обучения кадров. Для более эффективного внедрения и реализации потенциала новых технологий необходимо создать систему технологического обучения, направленного на развитие ключевых специалистов компании, в том числе обучение по программе «Инновационный менеджмент» (такие программы уже внедрены в НК «Роснефть»).
Наращивание инновационного потенциала одним из важных факторов повышения эффективности деятельности компании, а оживление инновационной деятельности является основой для создания условий оздоровления и дальнейшего развития не только отдельных отраслей, но и экономики в целом.
Во второй главе остановились на рассмотрении особенностей государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора в РФ, провели анализ инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора РФ. В итоге были выделены проблемы и приоритетные направления государственной инновационной политики РФ .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, инновационная деятельность по праву рассматривается учеными и специалистами в качестве локомотива экономического роста национальных хозяйств с одной стороны, и способа повышения их конкурентоспособности на мировой арене, с другой.
Под «инновационной» понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности является важным моментом в современных экономических условиях. Систему государственного управления инновационной деятельностью следует определять с точки зрения трех основных составляющих подсистем: субъект управления (органы государственной власти); объект управления (научная, инновационная и промышленная деятельность предприятий и объединений); нормативно-правовое и ресурсное обеспечение инновационной деятельности.
В настоящее время государственная инновационная политика РФ реализуется посредством следующих видов регулирования:
- организационное;
- экономическое и финансовое;
- нормативно-правовое.
Нефтехимическая промышленность России является стратегически важной отраслью, за счет которой формируется значительная часть бюджетных доходов, которая сократилась за прошедший 2015 год до 43% на фоне снижения цен на нефть.
Отметим, что нефтехимический сектор на протяжении более чем 20-ти лет является локомотивом экономики России. Многочисленные язвительные насмешники над его не прогрессивностью и сравнение с «локомотивом на паровой тяге», не мешали правительственным чиновникам страны наполнять бюджет страны, бизнесменам – выполнять многочисленные заказы на поставку оборудования и услуг для нефтегазового комплекса, а широким слоям населения – получать достаточно высокие социальные льготы и тд.
Отказ от своевременного использования нефтехимических сверхдоходов бюджета и самих компаний для инновационной модернизации не позволил России своевременно диверсифицировать национальную экономику, испытывающую серьезные трудности в связи с введенными санкциями и падением мировых цен на нефть.
В ходе анализа были выявлены следующие проблемы российских нефтехимических компаний в области инноваций:
- используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую не обновляется;
- низкий объем финансирования НИОКР;
- недостаточное финансирование нефтепереработки и нефтехимии;
- низкий уровень производительности нефтехимического сектора РФ;
- дефицит высококвалифицированных, талантливых, нестандартно мыслящих кадров.
Российские компании значительно уступают зарубежным в финансировании НИОКР. Доля соответствующих затрат не превышает 0,02 % от их выручки, а удельные затраты в расчете на 1 т нефтяного эквивалента составляют менее 0,2 долл., притом что в сегмент разведки и добычи направляется до 90 % всех инвестиций на НИОКР;
Все задачи, поставленные для достижения цели работы, выполнены:
- мы рассмотрели понятие и сущность инновационной деятельности;
- были представлены особенности государственного регулирования инновационной деятельности;
- проанализирована инновационная деятельность предприятий нефтехимического сектора РФ;
- были сформулированы проблемы и приоритетные направления государственного регулирования инновационной деятельности.
Выявленные проблемы позволили автору предложить направления совершенствования инновационной деятельности нефтехимических предприятий РФ при помощи мер организационно-правового, экономического и технологического характера.
Проанализированные перспективы нефтехимического комплекса в виде стратегии ресурсно-инновационного развития подтверждают возможность сохранения высокого потенциала и качественного повышения прогрессивности «нефтехимического локомотива» до современного высокотехнологичного уровня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. №35. Ст. 4137.
- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 №2473п-П7) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
- Абдукаримов В. И. Проблемы управления инновационной деятельностью и пути их решения на современном этапе развития России // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 1.№ 1. С. 169-175.
- Андронова И. В., Слепухина Т. А., Суворова М. С. Внедрение инноваций в нефтяной компании: барьеры и возможности преодоления // В сборнике:Современные проблемы и перспективы регионально-отраслевого развития. Тюмень. 2014. С. 18-22.
- Башкирцев А. В. Инструментарий управления инновационной модернизацией высокотехнологичных и наукоемких компаний нефтехимического комплекса // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18.№ 5. С. 87-90.
- Василенко О. В. Проблемы правового определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2015.№ 1. С. 22-30.
- Врублевский И. С. Управление инновационной деятельностью в России: государственная инновационная политика // В сборнике:Актуальные проблемы управления: теория и практика. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016. С. 194-199.
- Дмитриевский А. Н., Комков Н. И., Кротова М. В. Перспективы инновационного развития отечественного нефтехимического комплекса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3-1 (23). С. 62-77.
- Качина Ю. В. Вопросы государственного управления инновационной деятельностью // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5.№ 1. С. 23-25.
- Киселева И. А., Трамова А. М. Общая характеристика системы понятий, определяющих инновационную деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013.№ 93. С. 1123-1133.
- Климова Е. К. Некоторые аспекты инновационного развития нефтехимического сектора // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2015. Т. 1. С. 55-62.
- Любарская М. А., Старков В. Г. Планирование и оценка показателей инновационной деятельности предприятий нефтехимического комплекса в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2013.№ 1 (7). С. 70-75.
- Марюхина С. В. Перспективные направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий нефтехимической сферы в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014.№ 4 (64). С. 11.
- Могхарбел Н. О. Инновационная деятельность предприятия // Волгоград. 2015.
- Платонова В. В. Анализ инновационной деятельности компаний российского нефтехимического комплекса // В сборнике:Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. 2016. С. 223-226.
- Тихомирова И. И., Горенко Л. Г., Андреева А. А. Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью в Российской Федерации // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014.№ 2 (2). С. 23-28.
- Трошин А. С., Неджад Ахсан Н. М. Инновационная деятельность: понятие, содержание // Белгородский экономический вестник. 2015.№ 4 (80). С. 46-49.
- Фролов Т. Ю. Показатели и критерии оценки инновационных процессов промышленного предприятия нефтехимического комплекса РФ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016.№ 3 (99). С. 159-164.
- Чернышев А. И. Актуальные вопросы государственного управления инновационной деятельностью // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014.№ 2 (5). С. 285-287.
- Шинкевич А. А., Медведева В. Р., Халитов Р. Р. Управление качеством инноваций в нефтехимической промышленности // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17.№ 21. С. 305-311.
- Шматко А. Д., Джанелидзе М. Г. Методы государственного регулирования инновационной деятельности // В сборнике:Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации. Санкт-Петербург, 2016. С. 66-70.
- Шмырева М. Б., Деревянко В. В. Основные подходы к содержанию категории «инновационная деятельность» // В сборнике:Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. 2014. С. 371-374.
- http://www.gks.ru // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф