Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ.

1 Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности.

1.2. Принципы и виды государственного регулирования инновационной деятельности

2 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора в РФ.

2.1. Анализ инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора РФ

2.2. Проблемы и приоритетные направления государственной инновационной политики РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение инновационного потенциала российской экономики выступает первоочередной задачей, определенной в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. На сегодняшний день не в полной мере реализуется весь масштабный потенциал России, который необходимо направить на повышение качества и эффективности инновационных разработок, которые во многом зависят от грамотной инвестиционной политики и государственной поддержки данного сектора.

В современных условиях усиливается роль инновационной деятельности во всех отраслях национального хозяйства, в том числе в нефтехимической, являющейся одним из важнейших секторов экономики России. Развитие инноваций является естественным стремлением нефтехимических компаний успешно развивать свой бизнес в складывающихся рыночных условиях.

Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – особенности инновационной деятельности в РФ.

Предмет исследования – инновационная деятельность предприятий нефтехимического комплекса РФ.

Целью исследования является изучение особенностей инновационной деятельности предприятий.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность инновационной деятельности;
  • изучить особенности государственного регулирования инновационной деятельности;
  • проанализировать инновационную деятельность предприятий нефтехимического сектора РФ;
  • выявить проблемы и приоритетные направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Методы исследования – теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение).

Структура исследования состоит из введения, двух глав, объединивших четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, а именно, представили это понятие и охарактеризовали его сущность; привели принципы и виды регулирования.

Во второй главе раскрыты особенности государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора, выделены проблемы и приоритетные направления инновационной политики на предприятиях.

Список использованных источников содержит 23 источника, среди которых нормативные документы, авторитетные учебники и современные публикации, затрагивающие проблемы инновационного развития предприятий.

 

1 Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности

 

Анализ профильных научно-методических публикаций выявил дискуссионность такого основного понятия инновационной сферы как инновационная деятельность. Кроме многозначности подходов к определе­нию терминов, некоторыми учёными ставится также вопрос и о том, какой из этих терминов является базовым: «инновация» или «инновационная де­ятельность», результат или процесс.

В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике» под инновацией понимается введенный в употре­бление новый или значительно улуч­шенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в де­ловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [22, c.372].

Актуализация практического использования понятия «инно­вационная деятельность» обусловлена переходом российской экономики на инновационный путь развития, что вполне объяс­нимо учитывая общемировые тенденции. Исследователи пони­мают под инновационной деятельностью: «…создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенство­ванного технологического процесса, реализуемых в производ­ственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов».

Наиболее частые варианты интерпретации термина инновационная деятельность в профильной литературе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Варианты интерпретации термина «инновационная деятельность»[17, c.46]

Сущностная сторона понятия Конкретизирующая сторона понятия
Процесс связанный с созданием, освоением и распространением инновации.
направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-исследовательских достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
преобразования результатов научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
создания нового продукта, новой технологии или услуги на основе результатов научных исследований с целью получения конкурентных преимуществ при реализации производимой продукции, работ и услуг на рынках.
направленный на реализацию результатов исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованной технологии, используемой в практической деятельности
Деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.
связанная с капитальными вложениями в инновации.
Труд (определенное занятие) направленный на создание инноваций, который является составной частью инновационного процесса.
Система действий и мероприятий направленных на осуществление новой идеи не только в производственной, но и управленческой, социальной и других сферах с одновременной ее коммерциализации.

 

Одной из проблем правового опре­деления понятий «инновация» и «ин­новационная деятельность» можно назвать несовершенство российского законодательства в области иннова­ций, касающееся легального опреде­ления рассматриваемых понятий, как на федеральном, так и на региональ­ном уровнях. Толкование понятия «инновационная деятельность» в офи­циальной терминологии представлено в таблице 2.

Таблица 2

Определение понятия «инновационная деятельность» из официальной

терминологии

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике» [1, c.3009]. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновацион­ной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) [2, c.162].
деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финан­совую и коммерческую де­ятельность), направленная на реализацию инноваци­онных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспе­чение ее деятельности

 

выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию про­изводства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (това­ров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, фи­нансово-экономических, кадровых, информаци­онных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии

 

В словаре терминов по социальной статистике «…вид дея­тельности, связанный с трансформацией идей (результатов науч­ных исследований и разработок, научно-технических достиже­ний и пр.), в новый или усовершенствованный продукт, внед­ренный на рынке; в новый или усовершенствованный техноло­гический процесс, использованный в практической деятельно­сти; в новый подход к социальным услугам».

Введение инновационной деятельности организацией призвано обеспечить достижения стратегических целей:

  • интенсивное развитие;
  • повышение эффективности;
  • удержание лидирующей позиции на рынке;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • выживание в долгосрочной перспективе.

В работах российских ученых обозначены факторы, которые оказывают влияние на инновационную деятельность, одновременно на активность и эффективность управления инновационной деятельностью российских предприятий в нашей стране.

Среди факторов, стимулирующих инновационную деятельность предприятий, выделяют:

  • наличие резерва, включающего финансовые, материальные и технические средства, прогрессивные технологии, необходимые в хозяйственной и научно-технической инфраструктуре;
  • законодательные меры (в частности, льготы), государственная поддержка инноваций;
  • нематериальное поощрение участников инновационного процесса, предоставление возможностей самореализации, позитивный психологический климат в трудовом коллективе и т.д.;
  • гибкость организационной структуры, демократичный стиль руководства, преобладание горизонтальных потоков информации, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп [6, с. 22].

К отрицательным факторам, препятствующим развитию инновационной деятельности российских предприятий относятся:

  • дефицит средств, за счёт которых должно осуществляться финансирование инновационных проектов, низкий уровень материальной и научно-технической базы, отсутствие резервов, доминирование требований текущего производства;
  • законодательные ограничения (налоговые, амортизационные, патентно-лицензионные и т.д.);
  • сопротивления переменам;
  • излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочные финансовые результаты [22, c.274].

Инновационная дея­тельность по праву рассматривается учеными и специалистами в качестве локомотива экономического роста национальных хо­зяйств с одной стороны, и способа повышения их конкуренто­способности на мировой арене, с другой. Альтернативы иннова­ционному пути экономического развития на данный момент трудно себе представить, а его значимость сложно недооценить.

 

1.2. Принципы и виды государственного регулирования инновационной деятельности

 

Систему государственного управления инновационной деятельностью следует определять с точки зрения трех основных составляющих подсистем:

  • субъект управления, представляющий собой иерархию органов государственной власти, реализующих состав функций по государственному регулированию инновационной деятельности;
  • объект управления, в качестве которого выступает научная, инновационная и промышленная деятельность предприятий и объединений;
  • нормативно-правовое (в т.ч. законодательное), методическое и ресурсное обеспечение инновационной деятельности [16, c.23].

Субъектами государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации являются:

  • Президент РФ;
  • Правительство РФ;
  • Департамент научно-технической и инновационной политики при Министерстве образования и науки РФ;
  • Департамент по инвестиционной политике при Министерстве экономического развития и торговли РФ;
  • Федеральное агентство по науке и инновациям – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки [9, c.23].

Для реализации функций государственного управления инновационной деятельностью в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях созданы специальные подразделения, например, в Воронежской области функционирует Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям.

В качестве объекта рассматриваемой системы выступает научная, инновационная и промышленная деятельность следующих инфраструктурных элементов национального продуцирования инноваций: крупные, средние, малые и микропредприятия, в т.ч. промышленные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (ВУЗы), специфические инновационные фирмы, бизнес-инкубаторы; экономические объединения предприятий на базе горизонтальной и вертикальной интеграции; территориальные научно-технологические зоны.

Ключевую роль в законодательном регулировании инновационной деятельности в РФ в настоящий момент имеют следующие нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (редакция от 22.12.2014) «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.11.2012 № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 279 «Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»;
  • Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (редакция от 23.06.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ (редакция от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2013 года № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» и др. [19, c.287].

Важнейшим инструментом государственного управления инновационной деятельностью является государственная инновационная политика как часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика РФ основывается и реализуется исходя из следующих основных прин­ципов:

  • присвоение высокого уровня приоритетности инновационной деятельности для того, чтобы по­высить эффективность и уровень технического и технологического развития производства, конкурен­тоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
  • обеспечение функционирования институтов государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в иннова­ционной сфере;
  • сосредоточение государственных возможностей на создании и широком распространении ин­новаций и инновационных процессов;
  • создание всех необходимых условий для развития рыночных отношений в инновационной сфе­ре и препятствие возникновению недобросовестной конкуренции;
  • формирование подходящего инвестиционного климата для осуществления инновационной дея­тельности;
  • государственная защита прав участников инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, как результатов инновационной деятельности;
  • поощрение международного взаимодействия Российской Федерации с другими странами в инновационной сфере;
  • усиление обороноспособности и гарантия национальной безопасности российского государства вследствие осуществления инновационной деятельности [7, c.194].

Разумеется, реализация инновационной политики страны не может быть осуществлена без регули­рования и регламентирования со стороны государства, как института власти.

Основными правовыми инструментами регулирования со стороны государства являются правовые акты, которые регулируют порядок формирования и внедрения инноваций, а также прочие акты, направленные на образование инновационной инфраструктуры.

К направлениям деятельности, которые направлены на государственное регулирование, можно от­нести следующие мероприятия:

  • поддержка деятельности специализированных институтов, которые занимаются реализацией политики в инновационной сфере;
  • обеспечение функционирования специализированных фондов, формируемых за счет налого­вых отчислений предприятий и граждан, а также бюджетных ассигнований;
  • разработка, осуществление и финансирование целевых инновационных проектов по направле­ниям, включенным в государственную программу инновационного развития;
  • финансирование на возвратной основе, вложение средств федерального и регионального бюд­жетов в инновационные проекты, которые прошли конкурсный отбор;
  • разработка и утверждение методических указаний об учете и проведении оценки инноваций и инновационных проектов;
  • формулирование последовательности действий для ускоренной амортизации некоторых видов имущества, участвующих в инновационной деятельности;
  • реализация налоговой политики, обращенной на создание подходящих условий для осуществ­ления инновационной деятельности;
  • обеспечение страхования финансовых рисков, связанных с инновационной деятельностью;
  • информационное обеспечение инновационной деятельности;
  • господдержка малого и среднего бизнеса, участвующего в развитии инновационной сферы деятельности;
  • основная форма деятельности, направленной на регулирование инновационного процесса – это формирование и реализация политики в инновациях и управление инновационной деятельностью.

Государство формирует организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что государственное регулирование инновационной деятельности является важным моментом в современных экономических условиях. В период экономического кризиса государственная поддержка и защита результатов инновационной деятельности, или ее отсутствие, может стать решающим факторов успеха или фиаско. Если учитывать высокую отдачу при успешной реализации инвестиционного проекта, который тем или иным образом связан с инновационной деятельностью, то можно сделать вывод, что данный вид деятельности должен иметь первостепенную важность для устойчивого развития предприятий, а вслед за этим и экономики государства в целом.

В таблице 3 рассмотрим виды и соответствующие им способы регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

Таблица 3

Государственное регулирование инновационной деятельности [21, c.66]

 

Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности 1)               формирование инновационной инфраструктуры;

2)               инновационную деятельность признать основным приорите­том государственной экономической политики;

3)               поощрение участников инновационной деятельности;

4)               помощь в инновационном развитии;

5)               формирование интеграционных процессов;

6)               поощрение возникновения и укрепления международных связей в инновационной деятельности.

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности 1)               развитие предложения инноваций;

2)               расширение спроса на инновации;

3)               создание конкурентной среды в инновационной сфере;

4)               развитие малого и среднего бизнеса;

5)               обеспечение занятости в инновационной сфере;

6)               развитие лизинга наукоемкой продукции;

7)               разработка методов повышения эффективности инвестиций в инновационную сферу экономики;

8)               формирование благоприятного инвестиционного климата.

Нормативно-правовое регулирова­ние инновационной деятельности 1)               защита прав и интересов активных участников инновацион­ной деятельности;

2)               обеспечение государственной защиты прав владения, поль­зования и распоряжения инновациями;

3)               гарантия неприкасаемости промышленной интеллектуальной собственности;

4)               поддержка развития контрактных взаимоотношений.

 

В первой главе работы мы рассмотрели теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности, определили ее понятие и сущность. Во втором параграфе мы привели принципы и виды государственного регулирования инновационной деятельности.


2 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора в РФ

2.1. Анализ инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора РФ

 

Нефтехимическая промышленность России является стратегически важной отраслью, за счет которой формируется значительная часть бюджетных доходов, которая сократилась за прошедший 2015 год до 43% на фоне снижения цен на нефть. Однако уровень развития отрасли сильно отличается от соответствующих показателей, достигнутых в большинстве постиндустриальных стран. В целях сокращения отставания от конкурентов Правительством РФ были поставлены задачи, сформулированные в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

Финансовый потенциал компаний определяется объемами инвестирования в инновационную деятельность. Для нефтехимической промышленности первостепенное значение имеют технологические инновации в силу характерных особенностей отрасли (таблица 4).

Таблица 4

Инновационная активность нефтехимических компаний РФ в сфере добычи и переработки [23]

Инновационная

активность

Удельный вес ор­ганизаций, осуще­ствлявших техно­логические инно­вации, в общем числе организаций Удельный вес ор­ганизаций, осуще­ствлявших про­цессные иннова­ции, в общем числе организаций Удельный вес ор­ганизаций, осуще­ствлявших продук­товые инновации, в общем числе орга­низаций
2015г. 2016г. 2017г. 2015г. 2016г. 2017г. 2015г. 2016г. 2017г.
Добыча 8,3 7,2 7,4 6,7 6,3 5,9 2,7 1,7 1,8
Переработка 31,7 27,1 23,0 21,2 17,8 15,0 18,3 15,0 15,0

Наиболее финансируемым сектором до 2016 года включительно была переработка нефти, а в 2017 г. ситуация кардинально изменилась: затраты на технологические инновации в добывающий сектор составили 113,0 млрд. руб., что более чем в 3,5 раза больше нефтеперерабатывающей промышленности. Однако, общая сумма затрат в 2017 г. сократилась на сумму, превышающую 130 млрд. руб. Важным направлением деятельности нефтехимических компаний в целях обеспечения устойчивого развития и реализации принципов корпоративной социальной ответственности является инвестирование социальных проектов и благотворительных программ, в т.ч. на промышленную безопасность и восстановление природы, на которые в 2017 г. ОАО НК «Роснефть» всего было направлено более 100 млрд. руб. [11, c.55].

Приобретение оборудования и НИОКР являются лидирующими видами инновационной деятельности в сфере финансирования (таблица 5).

Таблица 5

Затраты нефтехимических компаний РФ на технологические инновации по видам инновационной и производственной деятельности [14, c.126]

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Добы­ча Перера­ботка До­быча Перера­ботка До­быча Перера­ботка
Затраты на технологические инновации, млрд. руб., в т.ч.: 79,5 103,1 84,3 193,7 113,1 29,9
R&D, млрд. руб. 33,4 3,5 18,9 11,3 18,1 44,7
Приобретение машин и обо­рудования, млрд. руб. 33,9 62,5 53,3 150 74,2 93,2
Приобретение новых технологий, млн. руб. 313,8 8306,6 767,1 1207,8 1239,4 78,2
Из них приобретение прав на патенты, лицензии, млн. руб. 265,1 456,5 275,6 854,3 441,7 4,2
Приобретение программных средств, млн. руб. 179,6 836,8 3651,2 1158,2 402,2 1907,7
Производственное проектиро­вание, млн. руб. 2276,6 7370 384,4 8269,4 494,5 21912
Другие виды подготовки про­изводства, млн. руб. 1104,8 9537,3 4631,7 4341,9 12116,5 21728,1
Обучение и подготовка пер­сонала, млн. руб. 120,8 51,7 77,3 86,5 62,5 157
Маркетинговые исследования, млн. руб. 4,9
Прочее, млн. руб. 8284 10969,4 2333,7 17349,7 6501,8 26186,4

Внедряемые новшества нельзя охарактеризовать как прорывные; по большей части можно классифицировать их как улучшающие инновации.

Стоит отметить, что инновационный процесс реализуется, как правило, в крупных нефтяных корпорациях. Компании-лидеры мирового рынка создают проектные офисы, выступающие в роли аналитических и координационных центров инновационной деятельности. Корпоративные инновационные центры (ИЦ) – это вид проектного офиса, деятельность которого направлена на обеспечение высокого качества реализации инвестиционных проектов; мониторинг, внедрение и использование передовых технологий; консультационная поддержка проектных команд; управление подготовкой и работой персонала проекта; проведение исследований; контроль над процессом трансферта технологий в проект и др. Независимые компании ограничены в финансовых ресурсах и не могут позволить себе содержать отделы НИОКР и ИЦ, обеспечивать дорогостоящие исследования и разработки. Отсутствие эффекта экономии на масштабах не дает внедрять собственные инновации [12, c.71].

Приобретение машин и оборудования говорит об обновлении основных фондов, о стремлении предприятий к повышению производительности и технологичности продукции. Несмотря на хорошие показатели обновления степень изношенности материально-технических ресурсов в последние не- сколько лет не опускается ниже 50% (таблица 6).

Таблица 6

Показатели материально-технического потенциала нефтехимических

компаний [18, c.162]

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Средний возраст имеющихся на конец года машин и оборудования, лет 8,1 7,6 8,3 8,2 8
Степень износа основных фондов, % 51,1 52,2 51,2 53,2 55,8

Большой объем финансовых средств был вложен в покупку технологий. В целом, торговля технологиями нефтяной промышленности лишена баланса в своей структуре и демонстрирует преимущественно операции импорта. За 2017 г. число соглашений о покупке технологий за рубежом превосходит кол-во продаж более чем в 17 раз (таблица 7). Это подтверждает факт увеличения технологического потенциала не путем развития собственной науки, а вложением средств в иностранный научно-промышленный комплекс.

Таблица 7

Торговля технологиями в нефтехимическом комплексе в 2017 г. [20, c.305]

Экспорт Импорт
Число

со­глашений

Стоимость предмета соглашения,

млн.долл.США

Поступление средств за год, млн.долл.США Число

со­глашений

Стоимость предмета соглашения,

млн.долл.США

Выплаты средств за год, млн.долл.США
6 10,0 2,1 103 1054,5 208,4

И, тем не менее, из-за политико-экономических ограничений компании вынуждены в скором времени заполнить опустевшую нишу зарубежных технологий собственными технологиями, поэтому финансовый потенциал наращивает объемы в импортозамещении технологий. По сравнению с 2017 годом 50% опрошенных руководителей нефтяного сектора в 2018 г. планируют увеличить ассигнования в отечественные разработки, и 13% ранее не участвовавших собираются начать эту деятельность.

Таким образом, существенное превышение импорта технологий над экспортом свидетельствует о том, что финансовый потенциал реализуется за счет приобретения технологий за рубежом, а обновление основных производственных фондов происходит путем закупок у зарубежных машиностроительных компаний, а не поддержки отечественных. Это свидетельствует о наличии институциональной ловушки в отрасли. Ее влияние выражается в разрыве инновационного процесса, затруднении обновления базисных потенциалов, а так же отвлечении необходимых для инновационного процесса ресурсов (в данном случае финансов) за рубеж.

Вследствие сложности перенаправления средств в отечественный машиностроительный и научный сектор, затрудняется обновление соответствующих базисных потенциалов и постепенное их истощение. Происходит заимствование потенциалов из экономик других стран – материально-технических, кадровых, научных, но не финансовых. В данном случае финансовый потенциал направляется за рубеж, то есть, по-прежнему реализуется практика обмена прибыли от реализации сырьевых ресурсов на ресурсы с большей добавленной стоимостью – технологии и оборудование.

 

2.2. Проблемы и приоритетные направления государственной инновационной политики РФ

 

Нефтяная и химическая промышленность России на современном этапе их развития сталкиваются с рядом сложных проблем. Необходимо в ближайшее время решать острый вопрос о применении новых технологий, внедрении результатов научных исследований и научно-технических разработок на всех этапах производства: от геологоразведки до получения готовых нефтепродуктов. Для российских нефтехимических компаний в области инноваций отмечается следующий ряд проблем:

  • используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую не обновляется;
  • низкий объем финансирования НИОКР. Абсолютными лидерами в отрасли в мире являются ExxonMobil и Total. Эти компании вкладывают в НИ-ОКР по 700–800 млн. долл. в год. В расчете на 1 т нефтяного эквивалента затраты «нефтяных гигантов» на НИОКР составляют в среднем 1 долл. на 1 т нефтяного эквивалента и 50 % в структуре общих затрат.

Российские компании значительно уступают зарубежным в финансировании НИОКР:

  • доля соответствующих затрат не превышает 0,02 % от их выручки, а удельные затраты в расчете на 1 т нефтяного эквивалента составляют менее 0,2 долл., притом что в сегмент разведки и добычи направляется до 90 % всех инвестиций на НИОКР;
  • недостаточное финансирование нефтепереработки и нефтехимии, т.к. основной объем инвестиций (до 90 %) направляется на сегмент разведки и добычи;
  • низкий уровень производительности нефтехимического сектора РФ, вследствие более низкого технологического уровня, составляет около 35 % от уровня производительности [3, c.175].

При этом основными факторами роста производительности в нефтехимической отрасли являются: использование новых технологий, оборудования, ноу-хау; производство новых продуктов, в том числе повышение выхода более светлых нефтепродуктов, увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью; организационная эффективность, в том числе квалификация персонала, системы управления персоналом и производством; увеличение масштабов производства. Тем не менее, в последние годы ситуация меняется. Крупнейшие российские компании увеличивают инвестиции в науку. Это обусловлено, прежде всего, жесткой конкуренцией не только между российскими компаниями, но и с мировыми нефтехимическими лидерами.

Лидер российской нефтехимической отрасли компания «Роснефть» использует следующие приемы НИОКР:

В области разведки:

  • технологии бассейнового моделирования;
  • технологии спектрально-скоростного анализа сейсмических данных.

В разработке месторождений:

  • комплексный инжиниринг;
  • интегрированный подход к проектированию разработки – построение единой модели месторождения, включающей комплексное рассмотрение пласта, скважин, поверхностного обустройства и экономики.

В добыче нефти:

  • разработка комплексной системы управления добычей, позволяющей отследить работу любой скважины и получить по ней всю информацию: от конструкции и данных геофизики до текущих параметров работы и используемого оборудования [4, c.19].

Компания «Роснефть» оптимизирует систему нефтесбора и поддержания пластового давления, развивает систему предварительной подготовки нефти, повышает надежность трубопроводного транспорта и улучшает экологической ситуации на всех разрабатываемых месторождениях.

Однако, несмотря на развитие инновационной деятельности в российских компаниях, ряд вопросов по формированию гармоничной системы государственного управления инновационной деятельностью остается проблемным. К наиболее актуальным следует отнести:

  • «проектное» состояние ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике»;
  • отсутствие необходимых элементов инновационного процесса.

Речь идет в первую очередь об отсутствии элемента «формирование спроса на инновации», как следствие, создаются не всегда полезные разработки, в то время как инвестиционная программа опирается на старые, часто неэффективные решения.

  • Дефицит высококвалифицированных, талантливых, нестандартно мыслящих кадров.

При внедрении инноваций важно помнить, что главный ресурс – это люди. Конкурентная борьба за таланты в нефтяной отрасли ужесточилась как на российском, так и на внешнем рынках. Но за рубежом существует несколько иное отношение к талантливым людям, когда со всего мира осуществляется отбор талантов, устанавливаются уникальные условия по оплате труда.

Отсутствие должной системы мотивации к внедрению инноваций [8, c. 69].

Талантливые, высококвалифицированные люди придут в нефтяную компанию тогда, когда будут созданы условия (а это, прежде всего, мотивация), а также, если они будут иметь почет, уважение руководства и  коллег, статус эксперта, возможность быть выслушанными и поддержанными в своих инновационных гипотезах.

Таким образом, требуется создание особых условий для привлечения и вовлечения в инновационные процессы нефтяной компании креативного персонала.

Отсутствие организационной поддержки.

Если инновации – это лозунг, не подкрепленный соответствующими организационными решениями, то за инновации отвечают «все и никто», то это часто сводит на нет инициативы инноваторов. Внедрение инноваций иногда тормозится из-за сложной структуры управления компанией, консерватизма топ-менеджмента, наличия уже привычных технологий.

Нужно помнить, что преуспеть в современной конкурентной среде смогут те, кто вовремя поддерживает инновационные идеи и инвестирует в них.

Низкая предпринимательская культура и проблема защиты интеллектуальной собственности.

Сложно построить нормальный инновационный процесс, когда нет механизмов оценки стоимости создаваемой интеллектуальной собственности и понимания руководства, почему за нее необходимо платить.

Процесс внедрения инноваций сопровождается рисками.

Об этом следует помнить, определяя объемы финансирования, оценивая результативность предполагаемых к внедрению инновационных решений. В частности, основные виды рисков, возникающих на различных стадиях научно-проектного цикла, который сопровождает внедрение инноваций, показаны на рисунке 1 [3, c.173].

Рис.1. Риски на стадиях создания новой технологии

Для того чтобы снизить негативное влияние перечисленных выше факторов на инновационный процесс в нефтяных компаниях, по нашему мнению, необходимо работать одновременно в следующих направлениях:

  • стратегия: определение четких и понятных для всех приоритетов развития, которые, в свою очередь, обусловливают приоритеты инновационного развития; эти приоритеты должны открыто поддерживаться собственниками и руководством нефтяной компании;
  • организация и процессы: назначение в компании ответственных за внедрение инноваций, выстраивание известных и понятных работникам процессов поиска, генерации, отбора и внедрения инноваций;
  • ресурсы: четкое планирование и выделение ресурсов (финансовых, материальных и трудовых), необходимых для обеспечения всех элементов инновационного процесса с оценкой рисков;
  • мотивация: создание системы материального и нематериального стимулирования, направленного на активное вовлечение сотрудников компании в инновационный процесс [13, c.11].

Теперь выделим важнейшие направления государственной поддержки инновационной деятельности:

  • увеличение государственного финансирования образования и науки;
  • разработка целевых программ для стимулирования инновационной деятельности;
  • принятие Федерального закона, который направлен на развитие инновационной деятельности России;
  • курс на расширение сотрудничества с другими странами, обладающими новейшими технологиями и образовывающие текущий технологический уклад;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • охрана интересов национального инновационного процесса в Российской Федерации [4, c.22].

Таким образом, российским нефтяным компаниям необходимо уделить внимание централизации управления научно-техническим развитием, обеспечивая комплексное управление отраслевыми научно-исследовательскими институтами, успешного внедрения новых технологий, технологического обучения кадров. Для более эффективного внедрения и реализации потенциала новых технологий необходимо создать систему технологического обучения, направленного на развитие ключевых специалистов компании, в том числе обучение по программе «Инновационный менеджмент» (такие программы уже внедрены в НК «Роснефть»).

Наращивание инновационного потенциала одним из важных факторов повышения эффективности деятельности компании, а оживление инновационной деятельности является основой для создания условий оздоровления и дальнейшего развития не только отдельных отраслей, но и экономики в целом.

Во второй главе остановились на рассмотрении особенностей государственного регулирования инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора в РФ, провели анализ инновационной деятельности предприятий нефтехимического сектора РФ. В итоге были выделены проблемы и приоритетные направления государственной инновационной политики РФ .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, инновационная дея­тельность по праву рассматривается учеными и специалистами в качестве локомотива экономического роста национальных хо­зяйств с одной стороны, и способа повышения их конкуренто­способности на мировой арене, с другой.

Под «инновационной» понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финан­совую и коммерческую де­ятельность), направленная на реализацию инноваци­онных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспе­чение ее деятельности.

Государственное регулирование инновационной деятельности является важным моментом в современных экономических условиях. Систему государственного управления инновационной деятельностью следует определять с точки зрения трех основных составляющих подсистем: субъект управления (органы государственной власти);  объект управления (научная, инновационная и промышленная деятельность предприятий и объединений);  нормативно-правовое и ресурсное обеспечение инновационной деятельности.

В настоящее время государственная инновационная политика РФ реализуется посредством следующих видов регулирования:

  • организационное;
  • экономическое и финансовое;
  • нормативно-правовое.

Нефтехимическая промышленность России является стратегически важной отраслью, за счет которой формируется значительная часть бюджетных доходов, которая сократилась за прошедший 2015 год до 43% на фоне снижения цен на нефть.

Отметим, что нефтехимический сектор на протяжении более чем 20-ти лет является локомотивом экономики России. Многочисленные язвительные насмешники над его не прогрессивностью и сравнение с «локомотивом на паровой тяге», не мешали правительственным чиновникам страны наполнять бюджет страны, бизнесменам – выполнять многочисленные заказы на поставку оборудования и услуг для нефтегазового комплекса, а широким слоям населения – получать достаточно высокие социальные льготы и тд.

Отказ от своевременного использования нефтехимических сверхдоходов бюджета и самих компаний для инновационной модернизации не позволил России своевременно диверсифицировать национальную экономику, испытывающую серьезные трудности в связи с введенными санкциями и падением мировых цен на нефть.

В ходе анализа были выявлены следующие проблемы российских нефтехимических компаний в области инноваций:

  • используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую не обновляется;
  • низкий объем финансирования НИОКР;
  • недостаточное финансирование нефтепереработки и нефтехимии;
  • низкий уровень производительности нефтехимического сектора РФ;
  • дефицит высококвалифицированных, талантливых, нестандартно мыслящих кадров.

Российские компании значительно уступают зарубежным в финансировании НИОКР. Доля соответствующих затрат не превышает 0,02 % от их выручки, а удельные затраты в расчете на 1 т нефтяного эквивалента составляют менее 0,2 долл., притом что в сегмент разведки и добычи направляется до 90 % всех инвестиций на НИОКР;

Все задачи, поставленные для достижения цели работы, выполнены:

  • мы рассмотрели понятие и сущность инновационной деятельности;
  • были представлены особенности государственного регулирования инновационной деятельности;
  • проанализирована инновационная деятельность предприятий нефтехимического сектора РФ;
  • были сформулированы проблемы и приоритетные направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Выявленные проблемы позволили автору предложить направления совершенствования инновационной деятельности нефтехимических предприятий РФ при помощи мер организационно-правового, экономического и технологического характера.

Проанализированные перспективы нефтехимического комплекса в виде стратегии ресурсно-инновационного развития подтверждают возможность сохранения высокого потенциала и качественного повышения прогрессивности «нефтехимического локомотива» до современного высокотехнологичного уровня.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. №35. Ст. 4137.
  2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 №2473п-П7) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
  3. Абдукаримов В. И. Проблемы управления инновационной деятельностью и пути их решения на современном этапе развития России // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 1.№ 1. С. 169-175.
  4. Андронова И. В., Слепухина Т. А., Суворова М. С. Внедрение инноваций в нефтяной компании: барьеры и возможности преодоления // В сборнике:Современные проблемы и перспективы регионально-отраслевого развития. Тюмень. 2014. С. 18-22.
  5. Башкирцев А. В. Инструментарий управления инновационной модернизацией высокотехнологичных и наукоемких компаний нефтехимического комплекса // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18.№ 5. С. 87-90.
  6. Василенко О. В. Проблемы правового определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2015.№ 1. С. 22-30.
  7. Врублевский И. С. Управление инновационной деятельностью в России: государственная инновационная политика // В сборнике:Актуальные проблемы управления: теория и практика. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016. С. 194-199.
  8. Дмитриевский А. Н., Комков Н. И., Кротова М. В. Перспективы инновационного развития отечественного нефтехимического комплекса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3-1 (23). С. 62-77.
  9. Качина Ю. В. Вопросы государственного управления инновационной деятельностью // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5.№ 1. С. 23-25.
  10. Киселева И. А., Трамова А. М. Общая характеристика системы понятий, определяющих инновационную деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013.№ 93. С. 1123-1133.
  11. Климова Е. К. Некоторые аспекты инновационного развития нефтехимического сектора // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2015. Т. 1. С. 55-62.
  12. Любарская М. А., Старков В. Г. Планирование и оценка показателей инновационной деятельности предприятий нефтехимического комплекса в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2013.№ 1 (7). С. 70-75.
  13. Марюхина С. В. Перспективные направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий нефтехимической сферы в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014.№ 4 (64). С. 11.
  14. Могхарбел Н. О. Инновационная деятельность предприятия // Волгоград. 2015.
  15. Платонова В. В. Анализ инновационной деятельности компаний российского нефтехимического комплекса // В сборнике:Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. 2016. С. 223-226.
  16. Тихомирова И. И., Горенко Л. Г., Андреева А. А. Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью в Российской Федерации // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014.№ 2 (2). С. 23-28.
  17. Трошин А. С., Неджад Ахсан Н. М. Инновационная деятельность: понятие, содержание // Белгородский экономический вестник. 2015.№ 4 (80). С. 46-49.
  18. Фролов Т. Ю. Показатели и критерии оценки инновационных процессов промышленного предприятия нефтехимического комплекса РФ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016.№ 3 (99). С. 159-164.
  19. Чернышев А. И. Актуальные вопросы государственного управления инновационной деятельностью // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014.№ 2 (5). С. 285-287.
  20. Шинкевич А. А., Медведева В. Р., Халитов Р. Р. Управление качеством инноваций в нефтехимической промышленности // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17.№ 21. С. 305-311.
  21. Шматко А. Д., Джанелидзе М. Г. Методы государственного регулирования инновационной деятельности // В сборнике:Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации. Санкт-Петербург, 2016. С. 66-70.
  22. Шмырева М. Б., Деревянко В. В. Основные подходы к содержанию категории «инновационная деятельность» // В сборнике:Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. 2014. С. 371-374.
  23. http://www.gks.ru // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф