Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Государственная собственность: сущность и значение в национальной экономике, индикаторы эффективности»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие, сущность и виды государственной собственности
1.2. Роль государственной собственности в развитии национальной экономики
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
2.1. Основные индикаторы эффективности использования государственной собственности
2.2. Проблемы и перспективы Российской Федерации в сфере управления государственным имуществом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях смешанной экономики государственная собственность является необходимым элементом функционирования рынка, обеспечивающим не только интересы государства, но и общества в части потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частный сектор. К сферам экономики, в которых превалирует государственная собственность, относятся отрасли, имеющие высокую общественную значимость, но зачастую не приносящие высокой прибыли, что объясняет низкую концентрацию частного сектора в них.
Так, государственная собственность представляет собой не менее важную часть рыночной экономики, чем частная. Умеренное вмешательство государственного сектора в экономику необходимо, так как без него невозможно функционирование самого государства, невозможно развитие рынка. Несмотря на это, нельзя допускать чрезмерной доли участия государства в экономике, участие государственного и частного сектора должно быть сбалансировано, в противном случае произойдет подавление рынка государственным сектором, что неизменно приведет к развалу рыночных отношений.
В курсовой работе затронута проблема государственного участия в современной рыночной экономике, проведен анализ эффективности использования государственной собственности в Российской Федерации на основании данных крупнейших российских компаний с государственным участием, выявлены основные проблемы и перспективы госсектора отечественной экономики. Выводы, сделанные в результате проведенного анализа, могут найти практическое применение при оценке доли государственного участия в экономике России.
Цель исследования заключается в анализе эффективности использования государственной собственности в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие, сущность и виды государственной собственности;
2) определить роль государственной собственности в развитии национальной экономики;
3) изучить основные индикаторы эффективности использования государственной собственности;
4) проанализировать главные проблемы и дальнейшие перспективы государственного сектора российской экономики.
Объектом исследования является государственная собственность Российской Федерации.
Предметом исследования является эффективность использования государственной собственности Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды ведущих отечественных исследователей, посвященные вопросам управления государственной собственностью. В качестве информационной базы использованы материалы рейтингового агентства «Эксперт РА», справочно-информационной системы «СПАРК-Интерфакс», а также данные Росимущества.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Теоретические основы государственной собственности в условиях смешанной экономической системы» рассмотрены теоретические основы государственной собственности, изучены различные точки зрения на предмет государственного участия в экономике, а также раскрыта роль госсобственности в экономическом развитии государства.
Во второй главе «Оценка эффективности использования государственной собственности в Российской Федерации» проанализированы основные показатели эффективности использования государственной собственности на примере Российской Федерации, а также на основе проведенного анализа выявлены основные проблемы и перспективы государственного сектора российской экономики.
В заключении сформулированы основные выводы работы.
Работа включает в себя 33 страницы, 2 рисунка и 4 таблицы.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие, сущность и виды государственной собственности

Собственность – имущество, принадлежащее какому-либо субъекту экономических отношений. В зависимости от субъекта, обладающего имуществом, различают собственность частную и общественную.
Частная собственность закрепляется за отдельным человеком или же группой лиц в форме индивидуальной или корпоративной, соответственно. Довольно популярно мнение о том, что лишь частная собственность может служить основой рыночной экономики, так как конкуренция является двигателем рыночных отношений, однако мировая практика показывает, что современный рынок опирается на различные формы собственности.
Общественная собственность в основном выступает в форме государственной собственности. В свою очередь, государственная собственность, в соответствии с государственным устройством общества, подразделяется на собственность, принадлежащую государству в целом, либо на собственность, находящуюся в распоряжении национального или административно-территориального образования. [6] В Российской Федерации, соответственно, государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, или региональную собственность. Кроме того, на местном уровне существует муниципальная собственность, то есть имущество, находящееся в распоряжении органов местного самоуправления.
Государственному имуществу характерны общие принципы собственности такие, как принцип не отчуждаемости, принцип неприменимости срока давности к оспариванию приобретения государственного имущества и другие.
Главное отличие организаций, базирующихся на государственной собственности, заключается в том, что главной целью таких организаций является не максимальное извлечение прибыли, а достижение социально-экономических целей, удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.
Таким образом, организации, фундаментом деятельности которых является государственная собственность, главным образом, сконцентрированы в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, то есть в отраслях, имеющих большое значение для общества, но зачастую неприбыльных и, соответственно, невыгодных для частного бизнеса.
Преимущественно государственная сфера представлена в следующих отраслях экономики:
— в производственной сфере: автомобильные и железные дороги, водоснабжение, услуги связи;
— в непроизводственной сфере: образовательные учреждения, медицинские учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство;
— наукоемкие отрасли, требующие больших затрат и не обеспечивающие гарантированную прибыль такие, как атомная и космическая промышленность.
В соответствии с долей участия государства в той или иной организации, объекты государственной собственности подразделяются на две основные группы:
1) предприятия, находящиеся исключительно в государственной собственности, или некоммерческие объекты;
2) предприятия с частичным государственным участием, то есть объекты, конкурирующие на рынке. [12] В состав государственного имущества входят:
— находящиеся в государственной собственности автодороги и железные дороги, аэропорты;
— здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;
— музеи, архивы, библиотеки;
— объекты, составляющие национальное богатство: объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;
— золотые запасы, валютный и алмазный фонды, средства страховых фондов, а также средства бюджета;
— иное имущество, отнесенное законодательством к разряду государственной собственности.
Также к государственной собственности относится бесхозное имущество, то есть имущество, не находящееся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.
Имущественные отношения регулируются нормативно-правовыми актами различных уровней. Для Российской Федерации это, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации.
Так, статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет равенство субъектов гражданских правоотношений, включая государство, что выражается в юридическом равенстве форм собственности и прав собственников по защите своего имущества. Также статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливаются формы государственной собственности, особенности приобретения, прекращения и осуществления прав собственности на государственное имущество. Отличие государственной формы имущества от частной заключается в особом порядке реализации прав собственности. [1] Управление государственным имуществом осуществляется органами государственной власти. Защита права собственности на государственное имущество осуществляется в порядке, установленном гражданским, а также административным законодательством.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями.
Однако, госучреждения и предприятия не являются собственниками имущества. Имущество, закрепленное за ними, находится в их хозяйственном ведении или же в оперативном управлении. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации, единственным носителем и источником прав государственной собственности является многонациональный народ Российской Федерации.
Таким образом, государственная собственность – особая форма общественной собственности, неразрывно связанная с государственным сектором экономики. Мировой опыт свидетельствует о том, что государственная собственность может быть весьма эффективной в условиях современного рынка, так как имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности: регулирование макроэкономики, формирование стратегии развития национальной экономики, ориентация на удовлетворение интересов общества в целом. Так, государственная сфера обеспечивает функционирование таких отраслей экономики, в которых велика потребность в централизованном управлении, в осуществлении огромных затрат и в которых максимизация прибыли не является главной целью деятельности. [7] Несмотря на это, излишнее присутствие государственного сектора в экономике ведет к возникновению государственной монополии, пагубно воздействующей на общее экономическое состояние государства и на население.
Таким образом, для обеспечения эффективной рыночной системы необходимо не полное устранение государства как субъекта рынка, а устранение его монопольного положения.

1.2. Роль государственной собственности в развитии национальной экономики

В современном мире нет ни одного государства, в котором бы государственный сектор не участвовал в рыночных отношениях. Но все же степень национализации производства и объем госсектора значительно различаются в отдельных странах. Например, в КНР доля государственного сектора составляет более половины ВВП. В Италии доля государственной собственности варьирует в пределах 39-42%, в том числе 30% государственной собственности преобладает в промышленности. Во Франции же предприятия государственного сектора производят около трети ВНП.
Стоимость государственных активов США в настоящее время составляет более 30% национального богатства страны, при этом правительство является крупнейшим страховым агентом. Особенно велика роль государства как земельного собственника. На его долю приходится 39,5% земельной площади США, причем около 50% земельной площади, принадлежащей правительству находится на Аляске. В Японии на государственные предприятия приходится более 10% основных средств и около 9% занятого населения в народном хозяйстве. [9] Важно отметить, что в течение развития всей мировой истории при любом политическом режиме и общественном укладе государственная собственность служила опорой власти и являлась фундаментальным инструментом государственного управления. Она позволяет государству выступать в роли субъекта экономических отношений как вне, так и внутри страны. К значимым факторам развития государственной собственности можно отнести необходимость обеспечение макроэкономических процессов, национальную оборону, урбанизацию и проблемы экологии.
Значение государственного имущества в рыночной экономике обусловлено высокой изменчивостью самого рынка, то есть государство в данном случае представляет собой некую подушку безопасности.
Роль государственной собственности и ее место в экономических отношениях определяются ее функциями. К основополагающим функциям государственной собственности относятся такие функции, как интеграционная и охранительная.
Так, к функциям, производным от основополагающих, можно отнести следующие:
— создание материальных предпосылок, обеспечивающих производство общественного капитала. Это возможно, так как государству принадлежит подавляющая доля в отраслях экономики, имеющих высокое общественное значение. Так, например, в Японии полностью в государственной собственности находится электроэнергетическая отрасль, в Канаде и Франции — это железнодорожная отрасль, авиатранспорт в Швеции и Австрии, почтовая связь в США;
— является гарантом международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
— обеспечивает деятельность капиталоемких отраслей экономики, то есть сфер, требующих высоких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (экономическая безопасность, космическая промышленность, информационная связь и т.д.);
— создаёт условия, благоприятствующие развитию частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в сферах, невыгодных частному сектору;
— обеспечивает функционирование социальной (некоммерческой) сферы и производство общественных благ;
— сглаживает последствия кризиса, координируя ресурсы на скорейший выход из них посредством оптимизации налоговой нагрузки и использования резервов государства, помогая внедрять и ускорять освоение инновационных технологий, регламентируя процесс объявления банкротства и последующего национализации предприятий и т.д. [11] Отсюда следует, что государственный сектор в экономике имеет ряд преимуществ перед корпоративным сектором. Однако, государственная собственность вне зависимости от социального и экономического положения страны функционирует с куда более меньшей эффективностью, чем другие формы собственности.
Во-первых, это связано с тем, что государственные предприятия нацелены не на достижение в конечном итоге максимальной прибыли, а на удовлетворение общественных потребностей. Во-вторых, причиной низкой экономической эффективности государственных предприятий является их деятельность преимущественно в сферах, где возможности рынка ограничены.
Мнения на предмет участия государственного сектора в рыночных отношениях довольно различны. Государственная собственность фигурирует в трудах многих зарубежных и отечественных авторов, так как государственная собственность включает в себя множество аспектов и ее изучение должно нести разносторонний характер.
Так, по мнению Н. Кононковой, государственное имущество — важнейшая составляющая смешанной экономической системы. Без него не может функционировать ни одно государство, без него не может развиваться даже рынок. Умеренное участие государственного сектора на рынке необходимо по целому ряду объективных причин, отличающих его от предприятий частного бизнеса. [5] Подобного мнения придерживается и Мартышов Е.П. Он утверждает, что наличие государственной собственности помогает обеспечивать условия, благоприятствующие развитию частного сектора экономики. Также государственное имущество обеспечивает деятельность организаций некоммерческой социальной среды. Кроме того, эта собственность поддерживает национальную безопасность страны. [8] Существуют и противоположные точки зрения. Так, Рахманов И. А. считает, что участие государственного сектора в экономике должно свестись к минимуму. Это суждение можно оспорить по ряду объективных причин. Так как государственная собственность в значительной степени отвечает за развитие рыночных отношений и формирование экономического потенциала государства в целом. [10] Таким образом, анализ различных точек зрения на предмет государственной собственности показал, что нет единого подхода к определению роли государства в рыночной экономике. Значение государственного сектора в развитии национальной экономики зависит от общего состояния и формы экономической системы.
Главным образом, экономическая стабильность национальной экономики обеспечивается сбалансированным присутствием государственного и частного секторов в экономике, то есть государственная собственность должна представлять собой дополнение к частной собственности, обеспечивающее общенародные интересы.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

2.1. Основные индикаторы эффективности использования государственной собственности

 

Критерий эффективности управления государственной собственностью является обязательным при оценке деятельности госпредприятий, так как именно он определяет, насколько полезна организация для общества и во сколько обходятся госаппарату обеспечение ее деятельности.
Существует два основных подхода к оценке эффективности использования государственной собственности: с учетом критерия экономической эффективности и с учетом критерия социальной эффективности организации.
Для оценки экономической эффективности управления государственной собственностью, как и для любого предприятия, используются рыночные индикаторы эффективности такие, как прибыль, рентабельность, срок окупаемости затрат. Во втором же случае оценивается общественная полезность предприятия, то есть определяются потребности, удовлетворяемые организацией, а также необходимость создаваемых благ. Социальная эффективность не зависит от объема полученной прибыли и, главным образом, связана со способностью удовлетворять потребности общества в товарах и услугах. Также критерием социальной эффективности государственного сектора экономики может служить его вклад в снижение затрат производства частного сектора и повышение его финансовой устойчивости. [4] Проблема эффективности управления государственной собственностью остается актуальной для любого государства вне зависимости от типа экономической системы. Обычным в странах рыночной экономической системы является более низкая рентабельность предприятий государственного сектора по сравнению с предприятиями частного сектора.
Сравнительный анализ экономической эффективности государственных и частных предприятий, проведённый немецким экономистом Э. Хамером на примере трехсот компаний, показал, что частное производство в среднем на 30-50% экономичнее государственного. Так, для Великобритании стоимость государственных услуг оказалась дороже частных на 40%, в США аналогичный показатель составил 30%.
Особенностью оценки эффективности управления в сфере государственной собственности является то, что как в теории, так и на практике, не существует единой системы оценки, а выделяются лишь отдельные показатели, не обеспечивающие комплексной, универсальной оценки.
Разумеется, для оценки эффективности использования государственного имущества необходимо наличие системы как абсолютных, так и относительных количественных показателей, которые позволили бы оценить результаты управления имуществом, а после сравнить их с аналогичными показателями прошлого периода. Например, результативность управления имуществом в этом году была выше, чем в прошлом, организация движется в правильном направлении и т.д. [3] Однако, для определения системы индикаторов эффективности необходимо обозначить само понятие эффективности в сфере управления собственностью государства, эффективность на уровне отдельного предприятия, суммарную эффективность деятельности государственных предприятий.
В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024 (ред. от 29.11.2000) по отношению к каждому объекту управления государство обязано определить и зафиксировать цель, преследуемую объектом управления. Отсюда следует, что эффективность управления собственностью напрямую связана с достижением цели управления, которая может выражаться в достижении определенного качественного результата или преимущества объекта управления в условии минимальных издержек. Таким образом, эффективность управления госсобственностью заключается в достижении поставленной цели при максимальной экономии ресурсов.
В рамках данного определения эффективности управления государственной собственностью отечественными экономистами предлагается система критериев, применимая к государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и к хозяйствующим субъектам, принадлежащим государству на полной или долевой основе. Важным является то, что в процессе анализа эффективности государственных предприятий, необходимо разделять коммерческую и некоммерческую («социальную») государственную собственность. К некоммерческой государственной собственности относится большая часть бюджетных учреждений: больницы, школы и другие государственные учреждения, эффективность которых по определению не может определяться одними лишь экономическими индикаторами.
В целях повышения эффективности управления собственностью Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» от 15 марта 2013 года № 327. В рамках постановления Минэкономразвития совместно с Росимуществом определил следующие приоритетные задачи управления: [5] 1) достижение оптимальной структуры федерального имущества и сокращение долевого участия государства в экономике;
2) оптимизация структуры федеральных организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики;
3) развитие механизма эффективного управления организациями с участием государства в их уставных капиталах;
4) результативное управление объектами федерального имущества, закрепленными за федеральными организациями, земельными участками, находящимися в федеральном управлении, а также объектами федерального имущества, ходящими в состав государственной казны Российской Федерации.
В соответствии с указанными задачами предполагается поэтапное выполнение следующих показателей (индикаторов) за период 2017–2022 гг., представленных на рис. 1.

Так, на перспективу до 2022 года предполагается увеличение совокупной эффективности управления федеральным имуществом до 67% (на 2017 год показатель составляет лишь 4%), рост средних темпов сокращения государственного имущества Российской Федерации до 21% за указанный период (на начало периода темп сокращения равен 3%), а также увеличение темпов сокращения количества организаций, в уставном капитале которых велика доля государства, до 15%, причем на 2017 год индикатор равен 8%. [15] Требования о необходимости повышения эффективности управления государственным имуществом изложены в указе Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07 мая 2012 г. № 596 и в указе «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 21 августа 2012 года № 1199.
Одним их ключевых моментов реализации данной политики является разработка функциональной системы индикаторов оценки результативности и эффективности государственного управления. На федеральном уровне в рамках реализации направлений повышения эффективности государственного управления в сфере имущественно-земельных отношений была утверждена подпрограмма «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» государственной программы «Управление федеральным имуществом».
В рамках подпрограммы определены следующие целевые индикаторы:
 доля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, для которых определена целевая функция;
 доля объектов казны Российской Федерации, для которых определена целевая функция;
 доля федеральных государственных учреждений, для которых определена целевая функция;
 процент ежегодного сокращения количества акционерных обществ с государственным участием по отношению к предыдущему году;
 процент ежегодного сокращения количества федеральных государственных унитарных предприятий по отношению к предыдущему году;
 доля государственных служащих в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием;
 процент сокращения площади земельных участков казны Российской Федерации, не вовлеченных в хозяйственный оборот (за исключением земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте;
 процент сокращения количества объектов имущества казны Российской Федерации (без учета земельных участков) (кроме объектов, составляющих исключительную собственность Российской Федерации);
 доля объектов федерального имущества, учтенных в реестре федерального имущества, в общем числе выявленных и подлежащих к учету объектов (в рамках текущего года);
 доля государственных услуг, переведенных на оказание в электронном виде, в общем числе услуг, оказываемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
 доля денежных средств, поступивших в федеральный бюджет в отчет-ном году от продажи акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, от планируемого объема поступлений в федеральный бюджет соответствующих денежных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации на соответствующий год (за исключением поступлений от продажи акций крупнейших акционерных обществ);
 процент обеспечения поступлений в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от запланированного уровня на отчетный год (с учетом решений Правительства Российской Федерации о невыплате дивидендов);
 доля акционерных обществ (включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р, а также иных акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Российской Федерации), в долгосрочные программы которых включены показатели, характеризующие повышение производительности труда, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест;
 соотношение стоимости реализованного имущества, обращенного в собственность государства, и оценочной стоимости указанного имущества, определенной для целей реализации. [16] Показатели, определяющие эффективность деятельности органов исполнительной власти федерального уровня по управлению государственным имуществом, утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2015 г. № 481-p:
 результативность и эффективность исполнения федерального бюджета в сфере управления федеральным имуществом;
 эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами с государственным участием;
 результативности приватизации федерального имущества;
 эффективности использования и сохранности федерального имущества.
Разработанные Росимуществом основные показателей эффективности управления государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов дополняют систему показателей оценки эффективности управления государственной собственностью с позиции ее использования хозяйствующими субъектами с государственным участием. [19] Сложность состоит в том, что эффективность невозможно определить однозначно, она многогранна по своей сути, и связано это с тем, что не существует единого измерителя. Теория и практика оценки эффективности предусматривает определение разных ее видов, которые используют в зависимости от особенностей и объектов оценки, целей и результатов деятельности, интересов собственников, менеджеров и работников организаций, государственных и муниципальных органов, общества.
Данные сложности в еще большей степени относятся к индикаторам эффективности использования государственного имущества, поскольку они связаны с созданием общественных благ, в большинстве случаев, не имеющих адекватной денежной оценки, так как затраты и результаты выражены в разных показателях. Непременным условием корректности расчета является сопоставимость результата деятельности по управлению имуществом и затрат на ее осуществление.
2.2. Проблемы и перспективы Российской Федерации в сфере управления государственным имуществом
В процессе обеспечения положительных темпов развития российской экономики умение эффективного управления государственной собственностью имеет ключевую роль. Практический результат эффективного управления собственностью включает в себя решение трех задач: обеспечение сохранности объектов государственной собственности; рациональное ее использование; приращение государственного имущества. В целях оценки эффективности управления государственной собственностью Российской Федерации были проанализированы результаты ее использования в динамике за 2018–2019 года.
В последнее время в Российской Федерации наблюдается усиление роли государственного сектора в российской экономике. При этом различные методики оценки доли государственного сектора в экономике и различные экспертные мнения нередко являются противоречивыми. Согласно одной из оценок, представленной председателем совета директоров ПАО «Аэрофлот» К. Андросовым на Гайдаровском форуме-2018, по итогам 2017 года вклад государства и государственных компаний в ВВП Российской Федерации составил около 70%, тогда как в 2008 году эта доля составляла около 35%. В противоречие данному утверждению следует отметить, что данная оценка не учитывает всех нюансов участия государства в экономике. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2008 году доля одних только расходов бюджета Российской Федерации в ВВП составила 34,2%.
В то же время в докладе Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара приводится оценка доли частного сектора в ВВП в странах с переходной экономикой — для России в 2008 году эта доля составляла 65%, то есть 35% приходилось на государственный сектор, что совпадает с оценками, приведенными К. Андросовым. [7] По данным доклада BNP Paribas, доля государства в корпоративном секторе в 2017 году составила 50%.
По статистическим данным на 01.01.2020 в реестре федерального имущества Российской Федерации находится 1 613 970 объектов, 560 956 808 гектаров земли и 3 289 акционерных общества.
Основные задачи, которые ставило перед собой государство в 2017–2019 году были: обеспечить эффективное управление имуществом, которое находится в собственности государства; сформировать бюджет неналоговых доходов; организовать и провести разграничения государственной собственности на землю; разработать основные направления реализации государственной политики в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами на период до 2022 года.
В 2018 году доходы бюджета от управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами составил 95 485,1 млн рублей. В 2019 доход увеличился и составил уже 432 389,3 млн рублей. Источники получения доходов отражены в таблице 1.
Таблица 1
Статьи получения бюджета от управления и распоряжения государственным имуществом за 2018–2019 гг., млн руб.

№ п/п Статья дохода Сумма, млн. руб.
2018 год 2019 год
1 Сдача в аренду госимущества 10 360,4 33 438,4
2 Дивиденда от акций хозяйственных обществ 2 996,1 7 547,1
3 Часть прибыли предприятий 2 000, 4 4 480,1
4 Доход от приватизации госимущества 51 320,3 304 199,1
5 Сдача в аренду земельных участков 17 800,6 67 027,2
6 Продажа земельных участков 11 009,2 15 697,4
Итого 93 485,1 432 389,3

 

 

 

Таким образом, прослеживается тенденция к ежегодному увеличению доходов от использования государственного имущества.

Рассмотрим более подробно структуру федерального имущества в разбивке по отраслям на примере государственных унитарных предприятий в таблице 2.

Таблица 2

Структура государственных унитарных предприятий в отраслевом разрезе по состоянию на 01.01.2020 г.

Отрасль Количество предприятий Процент к итогу, %
Сельское хозяйство 13 18,0
Полиграфия 12 16,6
Ремонт и содержание дорог  8 11,0
Пищевая промышленность 3 4,2
Транспорт и связь  5 6,8
Лесной комплекс 3 4,2
Издательское дело 4 5,6
Торговля 3 4,2
Строительство 2 2,8
Снабжение 3 4,2
Проектные организации 3 4,2
Геологическая разведка недр 2 2,8
Аптечные предприятия 1 1,4
Спорт и туризм 1 1,4
ЖКХ 3 4,2
Прочие отрасли промышленности 3 4,2
Прочие отрасли 3 4,2
Итого                                    72 100,0

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю по количеству предприятий государство занимает в отрасли сельского хозяйства (18%) и полиграфия (16,6%). Наименьшее присутствие наблюдается в отрасли спорта и туризма (1%) и в аптечных предприятиях (1%). [11]

Согласно статистическим данным на 01.01.2020, наиболее значимыми направлениями в сфере управления государственными унитарными предприятиями являются:

— разработка плана деятельности и систематический мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

— понуждение отраслевых министерств и комитетов к обеспечению прибыльной работы предприятий;

— подготовка предложений Правительства и реализация решений по оптимизации количества предприятий путем ликвидации, реорганизации, приватизации убыточных государственных предприятий;

— аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности крупных предприятий с привлечением аудиторских организаций, которые отобраны на конкурсной основе;

— контроль за соответствием текущей деятельности законодательству, в частности, по имущественным отношениям. [18]

Определение приоритетных направлений в сфере управления государственными унитарными предприятиями позволяет проанализировать показатели, характеризующие их финансово-хозяйственную деятельность.

Рис. 2. Распределение доходов, 2019 г.

В первую очередь необходимо рассмотреть общий объем товаров, реализованных государственными предприятиями. В соответствии с данными Росимущества, госпредприятиями в 2019 году было реализовано товаров на сумму 1 313,5 млн. рублей, что на 8,2% больше, чем в 2017 году. Распределение доходов отражено на рисунке 2.2.

Как видно, большая часть доходов за исследуемый период поступило от проектных организаций (69,7%), на втором месте предприятия промышленности (30,6%) и лишь после отрасль снабжения (25,6%). Так, в отрасли проектных организаций наибольший рост объемов реализации наблюдается на ФГУП «Госгропромпроект» – 61,2%, ФГУП «ГостройАПЗпроект» – 45,6%, ФГУП «Питкярантский завод» – 34,8%, ФГУП «Суоярвский завод» – 33,7%, ФГУП «Стимэкслес» – 35,1%. [12]

Несмотря на рост доходов и доли государственных предприятий в экономике, прибыль от продаж, полученная госпредприятиями, имеет тенденцию к сокращению. За 2019 год прибыль государственных предприятий составила 41 362 млн. рублей, что на 24,7 % меньше, чем за 2018 год. Причем прибыльными по основной деятельности стали лишь 43 предприятия Прибыльными по основной деятельности в отчетном периоде стали 44 предприятия. На 22 предприятиях получен чистый убыток на общую сумму 36 160,5 млн. рублей. В настоящий момент, государство анализирует работу в отношении 12 423 убыточных предприятий. Большая часть таких предприятий задействована в сфере сельского хозяйства и в дорожной отрасли.

В 2019 году в активе государства 7 952 акции хозяйственных обществ общей стоимостью 785,8 млн. рублей. Распределение хозяйственных обществ по доле акций, принадлежащих Российской Федерации, представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение хозяйственных обществ по доле акций, принадлежащих государству на 31.12.2019 г.

Доля акций, принадлежащих Российской Федерации Количество хозяйственных обществ, ед. Процент к итогу, %.
до 5 %  4787 13,5
от 5 % до 25 % 7819 36,5
от 25 % до 51 % 77 32,7
51 % и более 79 17,3
Итого 12 762 100,0

 

Далее представлена отраслевая структура хозяйственных обществ с государственным участием в уставном капитале.

Таблица 4

Отраслевая структура хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале на 31.12.2019 гг.

Отрасль обществ Количество обществ, ед. Отношение к итогу, %
Сельское хозяйство 6 11,2
Лесной комплекс 8 15,1
Пищевая промышленность 4 7,6
Целлюлозно-бумажная промышленность 4 7,6
Промышленность строительных материалов 2 3,8
Машиностроительный комплекс 3 5,7
Санаторное лечение 3 5,7
Строительство 1 1,9
Торговля 1 1,9
Топливно-энергетический комплекс 2 3,8
Добывающая промышленность 2 3,8
Прочие отрасли 17 32,1
Итого 53 100,0

 

Проанализируем финансовые данные предприятий вышеуказанных отраслей. Согласно статистическим данным, совокупная выручка от продаж товаров и услуг хозяйственных обществ имеет положительную динамику и составила 85 423 млн. рублей в 2019 году, что больше, чем показатель 2018 года на 23%.

Необходимо также отметить, что при общем росте в отрасли производства в 2019 году наблюдался спад. В 2019 году чистая прибыль 45 717 предприятий составила 20 244 млн. рублей. Убыток получили 4 513 хозяйственных обществ на общую сумму 12 528 млн. рублей. В 2019 году кредиторская задолженность хозяйственных обществ составила 2 032 млн. рублей, что на 41% больше, чем в 2018 году. Задолженность во внебюджетные фонды возросла на 34%, в бюджет — 29%. [20]

Анализ ключевых индикаторов эффективности использования государственного имущества показал, что управление федеральным имуществом не имеет системного характера, положительным темпам развития и росту прибыли одних отраслей экономики соответствует упадок других, что вызвано в значительней мере излишней долей государственных предприятий и учреждений. Поэтому ключевым моментом повышения эффективности управления федеральным имуществом является оптимизация его состава, сокращение количества объектов управления.

Поэтому государство ставит перед собой задачу к 2022 году приватизировать государственное имущество. Осуществление данной стратегии будет проводиться по следующим принципам:

— обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации государственного имущества;

— предложение в ближайшие четыре года к приватизации государственного имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства;

— ориентация на инвестиционный спрос на объекты приватизации.

В перспективе до 2022 года планируется приватизация 4 401 государственных унитарных предприятий и пакетов акций 447 открытых акционерных обществ.

Таким образом, созданию результативного управления собственностью будет способствовать разработка эффективной системы, позволяющей отражать изменения в содержании отношений собственности. [7]

Для повышения эффективности управления государственной собственностью в России необходимо принятие следующих мер:

— завершить сплошную инвентаризацию государственной собственности в стране и за рубежом;

— усилить контроль за деятельностью государственных организаций путем привлечения руководителей к повышенной ответственности за вверенные им объекты, а также мониторинга финансовых обязательств госсектора;

— определить конкретные цели, достижению которых служит каждый объект государственной собственности;

— обеспечить реструктуризацию государственного сектора, предусматривающую сокращение количества государственных предприятий вплоть до полутора тысяч через их приватизацию и акционирование, сокращение количества находящихся в федеральной собственности акций через их приватизацию, консолидацию государственных пакетов акций, сохранение и, при необходимости, увеличение размера пакетов акций стратегически важных компаний в государственной собственности, в частности естественных монополий;

– утвердить основные показатели деятельности крупнейших государственных компаний в рамках бюджетного процесса. При этом необходимости детального анализа должны подвергаться не только инвестиционные программы, но и оперативные расходы, их объемы и обоснованность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно подвести итоги.

Государственная собственность – особая форма общественной собственности, неразрывно связанная с государственным сектором экономики. Государственная сфера обеспечивает функционирование таких отраслей экономики, в которых велика потребность в централизованном управлении, в осуществлении огромных затрат и в которых максимизация прибыли не является главной целью деятельности. [7]

Несмотря на это, излишнее присутствие государственного сектора в экономике ведет к возникновению государственной монополии, пагубно воздействующей на общее экономическое состояние государства и на население.

Для обеспечения эффективной рыночной системы необходимо не полное устранение государства как субъекта рынка, а устранение его монопольного положения.

Анализ различных точек зрения на предмет государственной собственности показал, что нет единого подхода к определению роли государства в рыночной экономике. Значение государственного сектора в развитии национальной экономики зависит от общего состояния и формы экономической системы.

Главным образом, экономическая стабильность национальной экономики обеспечивается сбалансированным присутствием государственного и частного секторов в экономике, то есть государственная собственность должна представлять собой дополнение к частной собственности, обеспечивающее общенародные интересы.

3 Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года практически утроилось, согласно данным ЕГРЮЛ. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий – они главные враги конкуренции на локальных рынках.

Такой большой объем имущества, находящегося в публичной собственности, приводит к ряду негативных последствий для развития экономики страны:

− налоговые и межбюджетные отношения оказываются существенно деформированными, так как поступления от аренды государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляют во многих регионах, особенно в крупных городах, до 35−40% налоговых поступлений;

− искажаются экономические отношения, так как государство стало доминирующим арендодателем, устанавливающим фактически монопольные цены на рынке аренды;

− органы государственной власти осуществляют много избыточных функций − управление таким имуществом, его оценка, страхование, расчет арендной платы, надзор за надлежащим использованием такого имущества.

Величина государственного сектора экономики значительно превышает объем имущества, реально необходимого для эффективного выполнения государством своих публичных функций.

4 В числе важнейших задач, решение которых способно повысить эффективность управления государственной собственностью, следует назвать: структурную и количественную оптимизацию государственных предприятий и иных организаций, созданных на базе государственной собственности; обеспечение полного и своевременного учета государственной собственности и всех проводимых с ней операций; создание действенной системы контроля за законностью управления государственной собственностью и использованием ее по назначению; выработку критериев принятия оптимальных решений по управлению государственной собственностью.

Неудовлетворительное управление государственными активами и чрезмерные масштабы госсектора представляют серьезную угрозу для экономического роста в России. В настоящее время деятельность большинства государственных предприятий не увязана с решением задач социально-экономической политики, не обеспечен необходимый контроль за сохранностью и использованием государственного имущества.

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». – «Собрание законодательства Российской Федерации», 1995, № 34, ст. 3426.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах». Источник публикации: СПС КонсультантПлюс: Версия Проф. 4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС КонсультантПлюс.

Монографии:

  1. Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов. —  М.: ВШЭ, 2018. – 415 с.
  2. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2т. Том 1 [Электронный ресурс] : учебник / М.П. Афанасьев, И.В.Кривогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2018. — 363 с.
  3. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2т. Том 2 [Электронный ресурс] : учебник / М.П. Афанасьев, И.В. Кривогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2019. — 363 с.
  4. Гуринович А. Г. Правовое регулирование бюджетного процесса [Электронный ресурс] : учебник / А.Г. Гуринович. — 1-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2017. — 269 с.
  5. Государственная собственность в Российской Федерации. Правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика / И.С. Викторов и др. — М.: Олма-пресс, 2019. — 574 c.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф