Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Государственное регулирование финансового рынка в условиях санкций»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретико-методические аспекты регулирования финансовых
рынков
1.1. Сущность и функции финансового рынка
1.2. Структура финансового рынка
1.3. Инструменты регулирования финансовых рынков
Глава 2. Особенности и инструменты государственно регулирования финансового рынка
2.1. Основные модели регулирования финансового рынка
2.2. Современные направления государственного регулирования финансового рынка
2.3. Национальные модели регулирования финансовых рынков и тенденций их развития
Глава 3. Направления и перспективы совершенствования регулирования финансового рынка Российской Федерации в условиях санкций
3.1. Повышение эффективности модели регулирования финансового рынка Российской Федерации
3.2. Перспективные направления регулирования финансового рынка Российской Федерации в условиях международных санкций
Заключение
Список использованных источников


Введение

 

Финансовый рынок — это совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами.

Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может сыть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов.

Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В России финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства. В России рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это вполне нормальный этап в развитии экономики. Следующие будут зависеть от готовности России к их появлению.

Целью работы — рассмотрение и изучение государственного регулирования финансового рынка в условиях санкций. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретико-методические аспекты регулирования финансовых рынков;

— изучить особенности и инструменты государственно регулирования финансового рынка;

— охарактеризовать направления и перспективы совершенствования регулирования финансового рынка Российской Федерации в условиях санкций.

Объектом исследования является финансовый рынок.

Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе функционирования финансового рынка.

Для написания курсовой работы использованы нормативно-правовые акты РФ, учебники, монографии, статьи, интернет-ресурсы.

При написании работы применялись методы системного, сравнительного, экономического, статистического анализа.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретико-методические аспекты регулирования финансовых рынков

1.1.          Сущность и функции финансового рынка

 

Финансовый рынок занимает ведущее место в обеспечивающей финансовой системе государства. Отдельные его сектора — фондовый, кредитный, страховой и др. — позволяют с помощью рыночных механизмов координировать деятельность всей финансовой системы, осуществляя движение денежных средств в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, а также формирования и использования денежных фондов основных субъектов финансовых отношений. Вместе с другими видами рынков (рынком труда, реальных товаров) финансовый рынок является важнейшим атрибутом рыночной экономики.

Субъектами финансового рынка выступают хозяйствующие субъекты, государство, домашние хозяйства, финансово-кредитные учреждения и различные финансовые посредники.

Финансовые посредники обеспечивают непосредственные связи между основными субъектами финансовых отношений, оказывая им помощь в формировании и эффективном использовании денежных фондов. К числу основных финансовых посредников относятся коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи. Находясь между кредиторами и заемщиками, финансовые посредники при необходимости объединяют средства нескольких кредиторов для удовлетворения значительных потребностей заемщиков, а также берут на себя вероятные риски (риск ликвидности, кредитный риск, процентный риск), получая за услуги комиссионное вознаграждение.

Главное назначение финансового рынка состоит в обеспечении эффективного распределения между конечными потребителями финансовых ресурсов. При этом должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.

 

Структура финансового рынка

 

Финансовый рынок — организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.

Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов. Последний иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи ценных бумаг. Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, то есть получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок, на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным — до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг. Например, в Великобритании функционируют свыше 40 внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний. В качестве примера можно привести Нью-йоркскую фондовую биржу, выдвигающую пять необходимых требований:

1) налогооблагаемая прибыль в большинстве предшествующих лет должна быть не менее 2,5 млн долларов;

2) материальные активы (в оценке нетто) должны быть не менее 18 млн долларов;

3) рыночная цена акций составляет не менее 18 млн долларов;

4) среди акционеров должно быть распространено не менее, чем 1,1 млн акций;

5) не менее 2000 акционеров должны владеть 100 и более акциями каждый.

Рынок капиталов является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности:

  • размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов;
  • инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы;
  • генерирование денежного потока как результата успешной деятельности;
  • уплата предусмотренных законом налогов;
  • выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли;
  • направление на рынок капиталов части прибыли в виде финансовых инвестиций .

 

Инструменты регулирования финансовых рынков

 

В литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовый рынок». С экономической точки зрения он представляет собой систему экономических отношений, связанных с актами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли-продажи финансовых инструментов (товаров финансового рынка). С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов.

Так, финансовый рынок представляет собой рынок, на котором осуществляется купля-продажа финансовых активов (инструментов):

  • денежных средств;
  • иностранной валюты;
  • ценных бумаг;
  • банковских ссуд;
  • золота и других драгоценных металлов;
  • страховых полисов;
  • срочных контрактов и т.д. (табл. 1.1.).

Таблица 1.1

Классификация финансового рынка

Сегменты (сектора) финансовых рынков Составляющие элементы
1. Денежный рынок (рынок денежных средств) Срок обращения финансовых инструментов составляет менее 1 года: рынок денег, депозитных вкладов, сертификатов, межбанковских кредитов (МБК)
2. Рынок капитала Срок обращения финансовых инструментов более г. (рынок ссудного капитала, банковских ссуд)
3. Рынок ценных бумаг Рынок акций, облигаций
4. Валютный рынок Рынок евро, долларов США, фунтов стерлингов и др.
5. Страховой рынок Рынок личного страхования, имущества, предпринимательских рисков, страхования ответственности
6. Рынок недвижимости Рынок земельных участков, квартир, нежилых помещений и др.
7. Рынок драгоценных металлов и камней Рынок золота, серебра, алмазов, рубинов и др.
8. Рынок аудиторских услуг Обязательный аудит кредитных организаций, банковских групп, холдингов

 

Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов. Так, фондовый рынок представляет собой один из важнейших секторов финансового рынка. Это составная часть рынка капитала (ссудного и акционерного), макроэкономическая функция которого состоит в аккумулировании временно высвобождаемых денежных средств и перераспределении их между хозяйствующими субъектами, секторами и отраслями экономики, физическими лицами, а также национальными хозяйствами. Как известно, на фондовом рынке перелив финансовых потоков происходит посредством эмиссии (первичный рынок) и купли-продажи (вторичный рынок) ценных бумаг — прежде всего в виде титулов собственности (акций) и долговых обязательств с фиксированным доходом (облигаций).

С институциональной точки зрения фондовый рынок представляет собой совокупность разного рода кредитно-финансовых институтов, прежде всего фондовых бирж, через которые перемещаются капиталы.

Распространена расширенная трактовка данного понятия, включающая, помимо фондовых бирж, также и внебиржевые, «альтернативные» торговые системы, а к числу объектов торговли добавляющая различные производные финансовые инструменты (деривативы). В этом случае понятие «фондовый рынок» совпадает с термином «рынок ценных бумаг». Зачастую в указанном выше смысле употребляется еще одно понятие — «финансовый рынок».

Однако часть экономистов трактует это понятие более широко: они относят к нему также такие рыночные сегменты, как валютный рынок, рынок межбанковских кредитов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских займов. При такой трактовке термин «финансовый рынок», если исключить из него, с одной стороны, валютный рынок, а с другой — рынок акций, совпадает с понятием «рынок ссудного капитала».

В таблице 1.2 представлен перечень основных фондовых индексов применительно к ценным бумагам, находящимся в обращении на важнейших национальных фондовых биржах, о которых, в первую очередь, сообщается в финансовой прессе.

Таблица 1.2

Основные фондовые индексы

Страна Индексы
США Dow Jones Index, Standard Poors 500
Япония Nikkei, Topix
Великобритания FT—30, FT—100
Германия DAX
Франция CAC 40
Швейцария Cpedit Suisse
Европа, Австралия, Дальний Восток MSCI, EAFE

 

Индексированием называют инвестиционную стратегию, цель которой заключается в том, чтобы привязать динамику доходности инвестированного капитала к определенному биржевому (фондовому) индексу. В основе индексирования лежит простая истина: все инвесторы, взятые вместе и вложившие свой капитал в ценные бумаги, не могут добиться для своих вложений рентабельности большей, чем доходность всего фондового рынка. Применяя стратегию индексирования, менеджер пытается воспроизвести в своем инвестиционном фонде структуру инвестиций, но в основе которой был получен индекс, выбранный в качестве ориентира.

С 1926 г. фондовый рынок США обеспечивает инвесторам среднегодовую доходность на инвестированный капитал в размере 12%. Эта цифра, однако, не учитывает издержки, которые проявляются в следующей форме:

  • затраты фонда (плата управляющему фонда, сбор на распространение информации о фонде и текущие расходы);
  • издержки по операциям с портфелем ценных бумаг (оплата услуг брокеров за совершение сделки и другие коммерческие издержки).

Для России важной целью является создание финансового рынка, выполняющего ряд важнейших функций в механизме рыночной экономики России.

  • Обеспечение платежей в экономике с минимальными транзакционными издержками для участников сделок.
  • Привлечение временно свободных средств и обеспечение достаточного уровня кредитования в экономике с минимальными издержками для кредиторов и заемщиков.
  • Диверсификацию риска между кредиторами, заемщиками и финансовыми посредниками.
  • Обеспечение перелива капитала.
  • Возможность адекватной оценки состояния отдельных компаний и экономики в целом по показателям на финансовом рынке.
  • Возможность воздействовать на уровень инфляции и экономическую активность.

 

Глава 2. Особенности и инструменты государственно регулирования финансового рынка

 

2.1. Основные модели регулирования финансового рынка

 

Государственное регулирование рынка денежного капитала(кредитов).

Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения круговорота денежного капитала.

Основными субъектами рынка кредитов являются банки.

Теперь банковская сеть развивается в основном только за счет роста сети филиалов. На 1 января 1998 года в России существовало 1675 банков.

Не смотря на значительное увеличение объема кредитования, заметно ухудшение структуры кредитов. К сожалению, наблюдается постоянное сокращение доли долгосрочных кредитов, что делает практически невозможным кредитование производственной сферы. Одной из задач государственного регулирования должно стать стимулирование банков к долгосрочному кредитованию.

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Основными рычагами воздействия Банка России на рынок денежного капитала является регулирование величины учетной ставки и размера обязательных резервов коммерческих банков, а также объема операций на рынке государственных ценных бумаг.

Кризис закончился, но тяжелая жизнь для финансовых институтов и, в особенности, для банков только началась.

В ближайшем будущем предстоят  законодательные и нормативные нововведения в банковской сфере . Прежде всего предстоит принятие закона о национальной платежной системе, который поставит под государственный надзор и регулирование все нестандартные финансовые сервисы, такие как сети платежных терминалов и мобильные платежи.

С целью улучшения борьбы с отмыванием преступно нажитых средств, банкам, должны быть предоставлены права отказывать клиентам в открытии счета и даже в одностороннем порядке разрывать договор счета в случае сомнительных сделок. Будут подготовлены законодательные поправки, облегчающие выдачу синдицированных кредитов и отдельный закон о секьюритизации. Но самое главное, – с учетом опыта, полученного в кризис, будет усилена уголовная и материальная ответственность и собственников, и менеджеров, и заемщиков банков при выдаче «проблемных» кредитов.

Банки подошли к тому пределу, когда далее невозможно экстенсивное развитие путем создания новых филиалов и массового привлечения новых клиентов. В принятой Минфином и ЦБ стратегии необходимо до 2015 года увеличить объем кредитного портфеля с 45 до 55% ВВП. Но спрос на кредиты довольно низкий, поэтому 10% ВВП придется пристраивать фактически насильно. Значит, придется снижать процентные ставки и продлевать сроки по кредитам. Причем «расти придется в жесточайшей конкуренции». В итоге, маржа будет снижаться, и «жить только на процентной марже скоро будет невозможно». Маржа сравняется с уровнем операционных издержек, доля процентных доходов в суммарных доходах банков снизится с 70% до, скажем, 35% – остальное придется добирать за счет комиссионных доходов. И банки должны будут превращаться из «кредитных организаций» в «фирмы по финансовым услугам». Выживать им придется только за счет снижения издержек.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг  на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции:

1) осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4) установка единых обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5) установка единых требований к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;

6) установка порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка;

8) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг

9) осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных бумагах;

10)      обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

11) регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Законодательство РФ позволяет создавать профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации.  Саморегулируемая организация в соответствии с лицензией, выданной

Саморегулируемые организации призваны помочь государству в решении задач развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Несмотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.

Государственное регулирование валютного рынка.

В России до 1995 года валютное регулирование практически отсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по отношению к иностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так как постоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту и банки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция), то постепенное обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базы страны.

Кроме того, практически отсутствовал эффективный контроль за вывозом валюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки экспортеров.

В результате введения в Российской Федерации в 1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем невозвращенной выручки сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и лишь 4% в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Государственное регулирование денежного обращения.

 Денежная система- устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно.

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России).

Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законами не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

— разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

 

2.2. Современные направления государственного регулирования финансового рынка

 

Система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Замыкание сбережений реального сектора экономики в экспортных сырьевых отраслях приводит к перенакоплению капитала в сочетании с его устойчивым дефицитом в обрабатывающих производствах и финансовый рынок не обеспечивает переток капиталов в эти производства.

В основе деления финансового рынка на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практике развитых стран считается, что если срок обращения инструмента составляет менее 1 года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) относятся к рынку капитала.

Строго говоря, имеется «пограничная область» от 1 года до 5 лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала.

В России разделение на краткосрочные и долгосрочные инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.

О том, что отечественный финансовый рынок еще не стал полноценным инструментом привлечения инвестиций свидетельствует и тот факт, что российские компании осуществляют крупные заимствования и долгосрочные размещений на зарубежных площадках. В целом к февралю 2022 г. капитализация российского фондового рынка увеличилась до 79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка России на среднесрочную перспективу являются стимулирование роста капитализации, выхода предприятий на отечественный фондовый рынок.

В течение последних лет на российском финансовом рынке отразились общие негативные тенденции, в том числе связанные с ипотечным кризисом на мировом рынке.

Рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, существенную долю капитализации рынка (64,3%) составляют компании нефтегазового сектора.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. В 2020—2021 гг. российские предприятия при выпуске облигаций 66% средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34% — на внутреннем облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) являются недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего, в отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

Дистанционное обучение для военнослужащих по доступным ценам

Классификации финансовых рынков:

  • по принципу возвратности (долговые обязательства и рынок собственности);
  • по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);
  • по сроку предоставления денег (рынок денег и рынок капиталов);
  • по форме организации (организованные и распределенные).

Например, классификация рынка ценных бумаг по форме организации торговли включает:

  • биржевой рынок,
  • внебиржевой (розничный) рынок
  • электронный рынок.

В России представлены все эти три типа рынка. Наиболее развитым является биржевой рынок. Он характеризуется большими оборотами, которые позволяют создать высокоэффективную инфраструктуру, способную принять на себя большую часть рисков и существенно ускорить сделки и уменьшить удельные накладные расходы. Платой за это является строгая стандартизация сделки, жесткие ограничения на деятельность участников рынка, повышенные обязательства в отношении поддержания ликвидности и надежности.

Электронные рынки ценных бумаг возникли позже бирж — с появлением современных средств связи и информатики. В настоящее время обороты на них сравнимы с биржевыми. В России существовало несколько такого рода систем, но сегодня реально работает только Российская Торговая Система (РТС).

Каждый из участников финансового рынка в зависимости от поставленной цели определяет свой эффективный вид деятельности — осуществлять ли эмиссионную, инвестиционную, брокерскую деятельность, покупать, продавать и хранить ценные бумаги (или иные активы), или проводить иные операции с ними.

 

2.3. Национальные модели регулирования финансовых рынков и тенденций их развития

 

Последние десятилетия стали периодом масштабной трансформации сферы финансовых услуг: «фокус от фирм и домашних хозяйств», вовлеченных в процессы функционирования традиционного банковского, фондового и страхового рынков, смещается в сто­рону финансовых конгломератов.

Несмотря на тенденцию к сокращению тран­закционных издержек и снижению асимметрии информации в мировой эконо­мике, роль финансовых посредников увеличивается. По общей оценке ученых, «рынок компаний и инвесторов» трансформируется в «рынок посредников», нацеленных на управление рисками третьих сторон и снижение «цены участия» в финансовом рынке[110]. Современные экономические тенденции и участившие­ся кризисные явления выявили несовершенства моделей регулирования финан­совых рынков, повлекли переоценку эффективности национальных денежных властей и, в конечном итоге, привели к пересмотру подходов относительно ан­тикризисного управления и предотвращения «коллапсов» системно-значимых финансовых институтов. Несмотря на общие задачи по устойчивости разви­тия финансового рынка и своевременного элиминирования системных рисков, модели регулирования финансовых рынков варьируются в зависимости от спе­цифики макро- и микроэкономической среды, финансовой и правовой системы государства и значительного числа неэкономических факторов.

В мире не сформировалась единообразная модель регулирования финан­совых рынков, что снижает возможности анализа разноуровневых регуляторов, однако, регуляторный инструментарий предполагает использование общих подходов при том, что методы и порядок их применения могут существенно различаться. Руководители международных финансовых организаций единодушны во мнении, что значение эффективного контроля финансово-кредитных институтов после мирового кризиса остается недооцененными и регуляторы должны в большей мере соответствовать инновациям финансового рынка.

Со­гласно данным доклада Группы-30, с конца 1990-х гг. по настоящее время в большинстве стран система регулирования финансовых рынков модифицирует­ся или реструктуризируется. В мировой практике в понятие регулирования фи­нансовых рынков принято включать использование комплекса методов пруден­циального надзора и регулирования корпоративного поведения (business con­duct supervision). В классификации МВФ модели регулирования финансовых организаций отличаются по степени интеграции регулирующих органов. Вы­деляют 6 уровней интеграции пруденциального надзора и 5 уровней интегра­ции регулирования финансовой деятельности (Табл. 2.1).

Таблица 2.1 — Классификация моделей регулирования финансовых рынков по уровню интеграции

Уровень

интеграции

Модель пруденциального надзора Уровень

интеграции

Модель контроля дисциплины рынка
i посекторальная: независимые от цен­трального банка регуляторы разных финансовых рынков i (регулирующая корпоративное поведение организация отсут­ствует)
2 посекторальная: центральный банк — орган надзора за банками, независи­мые регуляторы — за прочими секто­рами финансового рынка 2 отдельные ведомства по регу­лированию корпоративного управления (деловой этики) финансовых институтов
3 частично интегрированная: регулятор независимый от центрального банка 3 интегрированные органы регули­рования по виду деятельности
4 частично интегрированная: надзор в рамках центрального банка 4 интегрированный орган надзора и регулирования
5 полностью интегрированная: незави­симый от центрального банка надзор 5 независимый интегрированный регулятор вне органа надзора (подход твин-пикс/Twin Peaks)
6 полностью интегрированная: мегаре­гулятор на базе центрального банка

Ист.: Составлено автором на основе классификации МВФ и Всемирного банка

 

Исследование международного опыта регулирования финансовых рынков в 50 странах, проведенное Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), в пери­од 1999-2008 гг. подтверждает тенденцию к консолидации пруденциального надзора в рамках центрального банка или независимого от монетарного органа регулирующего ведомства. После кризиса 2012-2014 гг. в изучаемых странах преобладал тренд к концентрации регуляторных функций внутри центральных банков. В 2018 г. доля государств с надзорным органом на базе центрального банка составила 33,5%, а стран с независимым органом — 38,5%. В то же вре­мя, выросло число экономик с единым регулятором корпоративного поведения финансовых институтов (около А стран выборки), и, в особенности, увеличи­лось количество стран, использующих принцип модели твин-пикс (Twin Peaks). При наличии в экономике интегрированного надзорного органа на базе цен­трального банка полномочия по регулированию деловой этики чаще делегиро­ваны структурам отделенным от монетарных властей для сохранения конку­рентности среды финансового рынка. Несмотря на то, что в мире более распро­странены интегрированные модели пруденциального надзора и регулирования рыночной дисциплины, последнее исследование ВЭФ также выявило высокую эффективность неинтегрированных секторальных моделей.

При оценке эффективности функционирования и регулирования финан­сового рынка мы также предлагаем учитывать методологию Всемирного банка и ряд индикаторов, на основе анализа научно-экспертных источников сгруппи­рованных в качестве результирующих показателей (Табл. 2.2).  Представляется возможным выделить 4 основных модели регулирования национальных финансовых рынков:

  1. Институциональная (Китай, Гонгконг, Мексика и др.);
  2. Функциональная (Италия, Франция, Бразилия, США и др.);
  3. Интегрированная (Канада, Сингапур, Япония, ФРГ, Швейцария, РФ и др.);
  4. Твин-пикс (Австралия, Новая Зеландия, страны Бенилюкса и др.).
  5. Институциональная (традиционная) модель (Китай). Современная тен­денция традиционной модели регулирования финансовых рынков (где авто­номные органы надзора определяют правовой статус регулируемых институтов и границы допустимой деятельности) к одновременной подотчетности финан­сово-кредитных организаций разным ведомствам определяется расширением видов финансовых операций.

Процессы трансформации финансовых рынков синтезируют условия, при которых границы между сегментами «размываются» и возникает дилемма своевременности и действенности предпринимаемых мер.

Таблица 2.2 — Примеры индикаторов эффективности функционирования и регулирования финансовых рынков

Тип Финансовые институты Финансовые рынки
глубина Соотношение долга частного сектора к ВВП

— активы финансовых институтов к ВВП

— денежный агрегат М2 к ВВП — объем депозитов к ВВП

— валовая добавленная стоимость финан­

сового сектора к ВВП и др.

Сумма капитализации (объема акций) фондо­вого рынка и непогашенных долгов частного сектора к ВВП

— сумма облигаций частного/гос. сектора к ВВП

— объем инструментов по внешнему долгу к ВВП

— капитализация фондового рынка к ВВП

— объем акции в обращении к ВВП и др.

доступность число депозитов в коммерческих банках (на 1000 резидентов)

— доля резидентов с банковским счетом

— число банковских отделений на 100.000

резидентов

— доля фирм с кредитной линией в банке и

др.

доля 10 крупнейших эмитентов в общей капи­тализации; доля рыночной капитализации вне 10 крупнейших компаний — доходность по гособлигациям (3мес./10 лет)

— коэффициент внутреннего долга к объему дол­говых инструментов, — коэффициент долга част­ного сектора к объему долговых бумаг — коэффициент новых выпусков бондов к ВВП и др.

экономическая

__ эффективность

чистая процентная маржа (разница между ставкой % по кредитам и депо­зитам)

— непроцентные доходы к общим доходам;

накладные расходы к доходам — накладные расходы (в % от активов)

— доходность (рентабельность активов; — —

рентабельность капитала — индикатор Бун (Херфиндаля, Н-статистика

коэффциент оборачивааемости фондового рынка (общий оборот/капитализаци)

-торговля секретными сведениями;

— издержки (транзакционные/ценового влия- ния/ликвидности и др.)

— синхронность цен на рынке,

-спред цен продажи/ покупки госбондов — оборот корпоративных и гособлигаций — эффективность расчетных операций и др.

стабильность Z-оценка коммерческих банков[115]

(определяет «дистанцию до дефолта» фи­нансовой организации) *> z показатель < вероятность дефолта — коэффициенты достаточности капитала — коэффициенты качества активов — коэффициенты ликвидности — чистая валютная позиция к капиталу и др.

— волатильность индекса цен на акции, индек­са суверенных облигаций (соотношение теку­щего индекса и среднегодового),

— асимметрия индекса цен акций и цен облигаций

— отношение индекса цен и прибыли -соотношение краткосрочных бондов к общему объему облигаций (внутренних, международных)

— показатели манипулировани отчётностью корреля­ции с ценами облигаций стран (США, ФРГ) и др.

Ист.: Составлено автором с учетом методологии Всемирного Банка

 

Институциональные системы регулирования финансовых рынков при условии скоординированной работы способны преодолевать несовершенства своей структуры, однако, в ситуации эволюционирующей мировой финансовой системы такой механизм управления рисками теряет актуальность.

С учетом ведущей роли Китая в современной мировой экономике, а также принимая во внимание перспективы укрепления экономического взаимодей­ствия России и КНР и сопоставимость стран по ряду параметров (концентрация капитала в госкорпорациях, емкость бюрократических аппаратов, географиче­ская неравномерность развития финансовых рынков, их рискогенность и вола­тильность ввиду высокомаржинальной «ориентации»), исследовать специфику институциональной модели регулирования целесообразным представляется на примере КНР. Дополнительным аргументом в пользу анализа китайского опыта служит идентичная «недоинтегрированность» банковских секторов России и КНР в мировую финансовую систему не только по причине административных барьеров для доступа иностранных игроков к внутренним рынкам, но и ввиду того, что операции национальных банков ориентированы на резидентов, а их внешняя экспансия в основном ограничивается покупкой зарубежных активов.

Регулирующие органы Китая в рамках контроля фондового рынка широ­ко практикуют ограничения иностранных инвестиций (вследствие чего коти­ровки на бумаги китайских эмитентов на фондовой бирже Г онгконга отличают­ся от Шанхайской и Шэньчжэньской бирж, где акции традиционно дороже). Подобный подход используется, прежде всего, для предотвращения соверше­ния операций резидентов с ценными бумагами конкурентоспособных ино­странных компаний. В целях контроля бирж регуляторы устанавливают строгие правила размещения и обращения ценных бумаг наряду с условием положи­тельных показателей эмитентов на протяжении 1-3 лет, а к банкам применяют ужесточенные по сравнению с мировой практикой регуляторные стандарты.

Народный банк Китая (НБК) широко использует инструмент таргетиро­вания денежной массы и в значительно меньшей мере отслеживает инфляцион­ные колебания. С точки зрения руководства КНР, значение денежного агре­гата М2 должно соответствовать объему ВВП, как в развитых странах, но на практике коэффициент монетизации существенно выше. При росте абсолютных показателей денежных агрегатов объем денежной массы по отношению к ВВП сокращается.

При этом, эмиссия гособлигаций в Китае осуществляется в небольшом объеме, т.к. уровень накопленных резервов и стабильный профицит торгового баланса позволяют не допускать перегрева экономики лишними долговыми ин­струментами. В качестве стимулирующих мер в КНР используется субсидиро­вание кредитов, предоставление грантов отдельным отраслям, налоговые льготное в специально отведенных южных областях, особые стимулирующие программы. Одной из актуальных для китайской экономики проблем является переизбыток инвестиций, в особенности, в сталелитейной промышленности и индустрии инфраструктурного и жилищного строительства. Для соответствия плановым ориентирам роста ВВП государственные органы КНР поощряют де­велоперов к строительству новых объектов и искусственно завышают валовые показатели экономики. В условиях ограниченности инструментов инвестиций владельцы капитала вынуждены вкладывать средства в недвижимость, что со­здает риск возникновения «пузырей». Вместе с понижением темпов роста экономики КНР и значительным оттоком финансовых ресурсов, с нашей точки зрения, возможен позитивный эффект от «охлаждения» перегретых отраслей.

В Китае наблюдается расширение «межсекторного бизнеса» (cross-sector business) и, во избежание проблем определения прерогатив в надзоре, ведом­ства ведут работу по укреплению координации с целью достижения единства методов регулирования кросс-секторальных услуг. С точки зрения исследова­телей, в области регулирования китайских финансовых компаний рискоген­ными факторами являются чрезмерная универсальность банков (одновременно функционирующих во всех сегментах финансовых рынков) при слабой право­вой базе, непрозрачность многих финансовых организацией в части раскрытия информации, низкое качество менеджмента (в том числе по причине высокого уровня коррупции в КНР).

Итак, к числу общих недостатков институциональной модели регулиро­вания финансовых рынков мы относим отсутствие полноценных возможностей обзора бизнес-процессов в поднадзорной компании и предупреждения систем­ного риска. Данная модель менее эффективна в случае разнородности услуг, предоставляемых финансовыми посредниками, когда разные регуляторы (со­вершенство координации которых труднодостижимо) параллельно контроли­руют идентичные сделки. Другим существенным пробелом институционально­го метода является потенциальное расхождение целей регуляторов — обеспече­ние стабильности (пруденциальный надзор) и защиты инвесторов (контроль дисциплины рынка). Вместе с тем, проблему теневого банковского рынка без дополнительных мер[135] по общей либерализации предпринимательской дея­тельности, по экспертным оценкам, решить невозможно. Поскольку в Китае формирование эффективной модели регулирования финансового рынка ослож­нено размерами подпольного бизнеса и другими дисбалансами, на современном этапе финансовые власти разрабатывают новые пакет мер по оздоровлению и развитию рынков, включающий снижение регулятивной нагрузки.

Несмотря на многочисленные вызовы на пути к завершению регулятив­ной реформы, денежные власти Китая добились ряда успехов. Помимо резуль­татов пруденциальной политики (еще до 2010-х гг. значение коэффициента до­статочности капитала банков, взвешенного по кредитному рынку, составило более 12,2%, а финансового рычага — 4,5%), регулятору удалось повысить качество данных, предоставляемых поднадзорными фирмами, значительная часть которых перешла на стандарты отчетности МСФО. Повышение эффек­тивности модели финансового регулирования и достижение задач по стимули­рованию деловой активности и противодействию легализации доходов в Китае представляется возможным при условии оптимизации бизнес-модели регулиру­емых компаний, исключении дублирования регуляторных функций, улучшения риск-менеджмента, увеличения линейки заемщиков (с акцентом на некрупный бизнес без участия государства), расширения вариационной маржи между кре­дитными и депозитными операциями, завершения процесса формирования ме­ханизма страхования депозитов и введения внутреннего рейтинга рисков.

 

Глава 3. Направления и перспективы совершенствования регулирования финансового рынка Российской Федерации в условиях санкций

 

3.1. Повышение эффективности модели регулирования финансового рынка Российской Федерации

 

Российская экономика и финансовый рынок столкнулись с широким спектром вызовов в условиях беспрецедентного санкционного давления. Оперативно принятые Банком России и Правительством Российской Федерации антикризисные меры стабилизировали ситуацию. И теперь на повестке дня стоят задачи восстановления и дальнейшего развития российской экономики и финансового рынка в новых реалиях. Учитывая, что экстраординарное изменение обстоятельств, по всей видимости, надолго и будет иметь структурные последствия, требуется выработка системных решений в отношении развития российской экономики и финансового рынка.

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (ОНРФР 23-25) — основной среднесрочный документ по вопросам развития отечественного финансового рынка — подготовлены с учетом новых условий.

С изменением геополитической ситуации и введением санкций произошло отключение или существенное ограничение доступа России к рынкам товаров, услуг, капитала, транспортной, логистической, платежно-расчетной инфраструктуре недружественных государств, которые являлись основными торговыми партнерами нашей страны. Это касается как экспортно-импортных операций, так и прямых и портфельных инвестиций, платежей и расчетов. В этих условиях требуется переориентация и усиление внешнеторговых и финансовых отношений России с дружественными странами с выстраиванием необходимой инфраструктуры, взаимосвязей, каналов платежей и расчетов, настройкой правового поля. Данная работа должна проводиться таким образом, чтобы минимизировать риски вторичных санкций, которых могут опасаться другие страны.

Финансовые организации и финансовый рынок в целом столкнулись с резким и масштабным шоком, связанным с введением санкций против крупнейших финансовых организаций, заморозкой активов за рубежом. В свою очередь ухудшение экономической ситуации и падение доходов сказываются на кредитоспособности граждан и бизнеса. Все это создает риски для финансовой устойчивости финансовых организаций, притом что требуется усиление потенциала кредитования и доступности иных инструментов обеспечения финансовыми ресурсами российской экономики, которая будет проходить через структурную трансформацию.

Структурная трансформация будет связана со значительно возросшими потребностями в инвестициях, которые могут существенно различаться по отраслям и регионам, и ростом роли долевого капитала в финансировании инвестиций бизнеса. Это потребует изменения пропорции долгового и долевого финансирования и развития инструментов пополнения именно акционерного капитала.

Критически важным является обеспечение финансовой стабильности, включая устойчивость системно значимых кредитных организаций (СЗКО), а также восстановление доверия граждан к инвестициям на рынке капитала, интерес к которым формировался в предыдущие несколько лет. Это приобретает особое значение, учитывая повышение роли внутренних источников финансирования экономики в условиях, когда приток иностранного капитала прекратился. В связи с этим значимым направлением будет повышение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов для формирования благоприятных условий для роста благосостояния граждан, а также учет потребностей социально уязвимых групп населения. Не менее важным в данном контексте остается вопрос повышения финансовой грамотности, постоянного информирования населения обо всех изменениях финансовой системы с учетом текущих вызовов, что будет способствовать принятию гражданами правильных финансовых решений и снизит риски спонтанных, необдуманных действий, влияющих на их благосостояние.

При этом в условиях структурных изменений важно сохранение и расширение финансовой доступности, то есть доступности различных инструментов финансового рынка, необходимых для удовлетворения потребностей граждан и бизнеса, реализации личных и деловых планов.

Создавая возможности и условия для развития экономики и финансового рынка, необходимо обеспечивать финансовую стабильность. С учетом новых вызовов и рисков это требует дополнительной настройки подходов Банка России как в части мониторинга развития ситуации, так и в части применяемых инструментов.

Заданный ранее вектор на цифровизацию финансового рынка требует разработки, развития и адаптации технологий, включая оборудование и программное обеспечение, с учетом введенных ограничений на их ввоз и обслуживание в России.

Развитие финансового рынка, являющегося частью экономической системы, во многом будет зависеть от модели российской экономики, подходов к преодолению стоящих перед ней вызовов. Необходимо учесть следующие предпосылки:

— сохранение открытости российской экономики с перспективой расширения внешнеторговых и финансовых отношений с дружественными странами;

— приоритет интересов потребителей финансовых услуг (граждан и бизнеса), российской экономики в целом как конечных бенефициаров развития финансового рынка при определении целей и задач его развития;

— применение преимущественно рыночных методов и подходов, которым отдается предпочтение как наиболее эффективным в решении стоящих задач;

— принятие мер, направленных на поддержку и развитие экономики и финансового рынка, с учетом их влияния на конкурентную среду;

— сохранение или усиление роли государства только в тех сферах и при решении тех задач, с которыми рынок не может справиться эффективно, но которые имеют большое значение для российской экономики.

 

3.2. Перспективные направления регулирования финансового рынка Российской Федерации в условиях международных санкций

 

Развитие финансового рынка — одна из целей деятельности Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1. С 2013 года Банк России является мегарегулятором, то есть выполняет одновременно функции центрального банка и регулятора финансового рынка.

Разработку и реализацию политики по развитию финансового рынка осуществляют совместно Банк России и Правительство Российской Федерации. В современных условиях масштабных санкционных ограничений ключевым приоритетом является усиление участия финансового рынка в финансировании структурной трансформации экономики прежде всего на основе внутренних ресурсов. Банк России и Правительство Российской Федерации будут создавать необходимые макроэкономические, институциональные и правовые условия для формирования внутренних долгосрочных сбережений и перетока сбережений в инвестиции.

Важным фактором развития финансового рынка является взвешенная и последовательная макроэкономическая политика, в основе которой лежит ценовая и финансовая стабильность, а также устойчивость государственных финансов. Банк России и Правительство Российской Федерации участвуют в формировании инфраструктуры финансового рынка, особенно в тех случаях, когда рыночные силы с этим не справляются и когда это необходимо для создания здоровой конкурентной среды и развития инноваций или имеет важное значение для преодоления кризисных явлений и достижения финансового суверенитета страны. Повышенное внимание также уделяется сохранению доверия к институтам финансового рынка, защите прав потребителей финансовых услуг и формированию в обществе основ финансово грамотного поведения.

Хотя Банк России и Правительство Российской Федерации занимают активную позицию в развитии финансового рынка, результат в значительной мере зависит от стратегий, культуры, мотивации его участников, действующих в конкурентной среде по рыночным принципам. В таких условиях участники финансового рынка во взаимодействии друг с другом сами выбирают оптимальные цепочки трансформации сбережений в инвестиции, каналы и форматы обслуживания, определяют востребованность и, следовательно, перспективы развития тех или иных продуктов, инструментов, сервисов и технологий.

С учетом этого Банк России и Правительство Российской Федерации активно вовлекают участников финансового рынка, то есть представителей финансового и реального секторов и их объединения, экспертное сообщество в разработку и реализацию планов по развитию финансового рынка, а также обеспечивают информационную открытость в отношении целей, принципов, задач, достигнутых результатов, таким образом создавая ориентиры для финансовых посредников, бизнеса и граждан.

Достижение целей по развитию финансового рынка на ближайшие три года будет способствовать структурной трансформации российской экономики, экономической и технологической независимости, макроэкономической стабильности и опережающему развитию финансовой инфраструктуры и инструментов. Прозрачность и транспарентность политики по развитию финансового рынка будут содействовать свободе частных инициатив в сфере финансового рынка.

Согласно Информации Банка России от 6 декабря 2022 г. “Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов” в числе приоритетов на ближайшее время — восстановление устойчивости финансовых организаций и их участие в модернизации экономики. Банк России готов оценивать возможность введения риск-ориентированных регуляторных стимулов для участия банков в трансформационных проектах по мере восстановления их капитала. При этом должны быть выработаны критерии таких проектов. Существенно возрастет роль институтов развития и государственных гарантий. В документе также отмечена важность расширения долговых и долевых инструментов для финансирования экономического развития.

Блокировка российских активов недружественными странами, а также операционные ограничения на проведение расчетов в основных мировых резервных валютах создают риски для граждан и бизнеса при использовании доллара США и евро.

Банк России будет содействовать ускорению естественного процесса девалютизации и вводить дополнительные меры, направленные на сокращение банковских операций в таких валютах. Параллельно регулятор намерен решать проблемы с заблокированными активами.

Особый акцент сделан на раскрытии информации участниками рынка. Предлагается вернуться к публикации организациями финансовой отчетности. Банк России также будет создавать условия для развития национальных финансовых и товарных индикаторов, которые могут использоваться при заключении сделок и для анализа рынка.

Повышенное внимание регулятор уделяет защите прав потребителей финансовых услуг и ограничению рисков для розничных инвесторов. Этому будет способствовать развитие и совершенствование прозрачных инвестиционных продуктов и инструментов долгосрочных сбережений.

Необходимо сейчас выработать системные решения, чтобы помочь участникам рынка адаптироваться к новой реальности, сохранить доверие людей к финансовой системе, а также создать инвестиционные ресурсы для финансирования компаний и проектов, способствующих диверсификации российской экономики и улучшению качества жизни.

 

Заключение

 

Финансовый рынок представляет собой  очень  сложный  механизм,  который пока не  описан  ни  одной  теорией  до  конца.  И,  несмотря  на  некоторую неопределенность и множество методов  анализа  рынка,  фондовые  ценности  – наиболее  привлекательный  на  сегодня  «товар»  для  множества  инвесторов.

Посредством финансовых рынков  осуществляется  межотраслевой,  международный перелив капиталов.  Механизмы  этих  рынков  в  этом  отношении  значительно эффективнее   прямого  инвестирования  средств  и  позволяют  оптимизировать структуру  и  динамику   общественного  воспроизводства.  И   хотя    многие экономисты время от времени пытаются это опровергнуть, это  утверждение  уже прошло испытание временем.

В связи  с  финансовым   кризисом   в  России  тема  финансового  рынка особенно актуальна в нашей стране после обвала рынка государственных  ценных бумаг и  лихорадочного  колебания  корпоративного  рынка.  Также  необходима оценка перспектив, как рынков, так и макроэкономической  ситуации  в  целом, так как именно финансовый рынок является своеобразным генератором  множества показателей, по которым  можно  произвести  оценку   состояния  экономики  в целом.

Список использованных источников

 

  1. Андриевский, Н. Финансовые рынки // Экономическое развитие России. – 2021. — №2. — С.76-82.
  2. Баканаев, И. Л., Цокаева, Л. А., Мовтигова, М. А. Роль финансового рынка в развитии РФ // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 457-459.
  3. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. — М.: ЮНИТИ, 2022. — 303 c.
  4. Бахур, А. Что может дать работа с финансовыми рынками? // Ин-формация и бизнес. — 2017. — №1. — С.32-34.
  5. Галанов, В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 416 c.
  6. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие / Ж.Г. Голодова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 448 c.
  7. Горбатиков, Е. Финансовые рынки // Экономическое развитие России. — 2020. — Т.22, №5. — С.63-68.
  8. Грицаюк О.Ю. Инфраструктура финансового рынка // Деньги и кредит. — 2019. — N 12. — С.66-68.
  9. Иванов, В. Функционирование финансовых рынков: организационно-правовые аспекты // Пробл. теории и практики управл. — 2020. — № 6. — С.73-79.
  10. Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ, 2021. — 687 c.
  11. Купряжкин, Д.А. Финансовый рынок как объект регулирования // Соц.-гуман. знания. — 2022. — №1. — С.345-351.
  12. Миловидов, В.Д. Философия финансового рынка // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2021. – № 8. — С.3-13.
  13. Михайленко, М.Н. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум / М.Н. Михайленко; под ред. А.Н. Жилкиной.- М.: Юрайт, 2018.- 303 с.
  14. Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. — М.: Дашков и К, 2020. — 640 c.
  15. Скапенкер, О.М. Финансовый рынок: корректировка институцио-нальной структуры // Деньги и кредит. — 2019. — №11. — С.15-19.
  16. Современные финансовые рынки: монография для магистров, обучающихся по направлениям «Финансы и кредит» / под ред. В.В. Иванова.- М.: Проспект ,2022.- 576 с.
  17. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / М.А. Абрамова; под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко. — М.: Юрайт, 2019. — 551 с.
  18. Финансовые рынки и финансово- кредитные институты : учебное пособие / под ред.Г.Белоглазовой, Л.Кроливецкой. — СПб : Питер, 2018. — 384с.
  19. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2022.- 523 с.
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2021. — 639 c.
  21. Финансы: учебник и практикум / под ред. Л.А. Чалдаевой.- М.: Юрайт, 2019.- 429 с.
  22. Шимширт, Н. Роль финансового рынка в экономике: теоретические подходы // Пробл. теории и практики управл. – 2020. — № 4. — С.83-88.

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф