Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Понятие и признаки юридических лиц
1.2 Унитарные предприятия, формы и цели создания
1.3. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий
Глава 2. ГОСУДАРСВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
2.1 Порядок образования государственных и муниципальных унитарных предприятий
2.2 Учредительные документы государственных и муниципальных унитарных предприятий
2.3 Прекращение деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия – это важная составляющая часть современной экономики, так как именно они создают товары, необходимые для общества. С юридической точки зрения предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица. По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия разделяют на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Особое место принадлежит унитарным государственным и муниципальным предприятиям.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики страны, частные предприятия хоть и являются основополагающими элементами, которые обеспечивают развитие всех её отраслей. И их существует огромное множество и разнообразие крупных, средних и малых предприятий, которые производят большинство товаров, необходимых для людей. Но существуют сферы, где рынок изначально не может справиться с удовлетворением потребностей общества и более того, нуждается в тотальном контроле со стороны государства. К данным сферам относят производство общественных благ, главная особенность которых состоит в совместном потреблении: оборона, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, и другие. В данном случае именно государственные и муниципальные унитарные предприятия являются неотъемлемым звеном экономики.
Государственные и муниципальные предприятия в России начали появляться около четырехсот лет назад. Основой для их создания послужили различные производственные мануфактуры, которые принадлежавшие государству, и организовывались для обслуживания казенных нужд, прежде всего в производства оружия для армии. Колебания политической обстановки в стране приводило к различным последствиям для таких предприятий. Так, например, в конце 1920-х – начале 1930-х годов все производственные фонды страны были сосредоточены на государственных предприятиях. В 1990-х годах Правительство начало масштабный процесс приватизации государственных предприятий. На сегодняшний день, правительство Российской Федерации продолжает поддерживать идею сокращения государственных предприятий.
К числу государственных и муниципальных предприятий, относятся и предприятия, входящие в систему МВД РФ. Оно осуществляет свою деятельность в сфере государственного управления, путём выполнения поставленных задач, так как является субъектом, учрежденным государством. Исполнительно-распорядительная деятельность унитарных предприятий носит юридически властный характер. Министерство внутренних дел действует по поручению и от имени государства, наделяющее его властными полномочиями, которые необходимы для выполнения задач, стоящих перед ними. Важно отметить, что в своей деятельности унитарные предприятия руководствуются нормами и нормативно-правовыми актами, которые содержат именно императивные нормы, наделяющие вышеупомянутые юридические лица правами и обязанностями.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных аспектов правого статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Задачами для достижения цели являются:
1. Анализ правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2. Изучение форм и целей создания унитарных предприятий.
3. Выявление особенностей учреждения, существования и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования является правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Предметом выступает законодательство РФ, определяющее правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Методологическую базу курсовой работы составляют различные методы исследования. Также изучение и детальный разбор вопросов правового статуса государственных и муниципальных предприятий, как субъектов гражданского права, представленных в научной литературе по данной теме и юридической практике.
Нормативно-правовую основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации , законодательство РФ в сфере правового регулирования статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, которые разделены на пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Понятие и признаки юридических лиц

 

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, юридическим лицом признаётся «организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Гражданский кодекс имеет подробно разработанную систему норм, касающуюся юридический лиц, а также устанавливает основные правовые предписания, которые служат основой для законодательного массива об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц.
При этом ГК РФ вводит замкнутый перечень юридических лиц, то есть указанные субъекты гражданского права могут создаваться и функционировать только в прямо предусмотренной законом организационно-правовой форме.
Юридическое лицо является субъектом права, который в свою очередь выступает в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо, как субъект гражданского права имеет обособленное имущество и может отвечать по своим обязательствам.
В обязательном порядке юридические лица должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц, при этом должна быть выбрана одна из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основные признаки юридического лица:
1) Организационное единство. Данный признак заключается в наличие учредительных документов у юридического лица. В них отражается система органов управления а также соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть представлены единоличным управлением (директор) и коллегиальным управлением (общее собрание). Они формируют волю юридического лица и её выражение вовне.
2) Обособленное имущество. То есть наличие у фирмы уставного фонда юридического лица, самостоятельного баланса. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;
3) Имущественная ответственность. Все юридические лица, несут ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом. Что в свою очередь исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или учредителей. При этом за долги юридического лица ни его участники, ни учредители своим имуществом не отвечают. Но в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;
4) Возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. В гражданском обороте, а также в суде юридическое лицо выступает под своим именем, которое его индивидуализирует. В наименовании юридического лица указывается его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.
Важно отметить, что в зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческая организация своей целью имеет получение прибыли, в результате деятельности, в свою очередь полученная прибыль распределяется между её участниками.
Некоммерческая организация не может иметь в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Таким образом, в ходе исследования мы выявили сущность понятия юридического лица, а также выделили основополагающие признаки, характеризующие принадлежность организации к юридическому лицу.

1.2 Унитарные предприятия, формы и цели создания

В соответствие с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В форме унитарного предприятия могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Законодатель выделяет две формы унитарного предприятия, это:
1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
Такими предприятиями выступают федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъекта Российской Федерации. Согласно статье 295 ГК РФ «собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.»
Также собственник имеет право на получение части прибыли, полученной от использования имущества, которое находится в хозяйственном ведении предприятия.
Достаточно широкие полномочия предоставляет унитарному предприятию право хозяйственного ведения. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальное имущество, принадлежащее предприятию, находится в его самостоятельном распоряжении, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, которое находится в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение данного предприятия, в порядке, установленном ГК РФ и иными нормативно-правовыми актами для приобретения права собственности.
Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, которое установлены федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Полное фирменное наименование государственного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.

2. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Данными предприятиями являются федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации. В свою очередь казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
За собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, закреплено право изъятия излишнего того имущества, которое не используется либо используется не по назначению и распорядиться им по своему усмотрению.
У казенного предприятия присутствует право отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника данного имущества. Казенное предприятие самостоятельно занимается реализацией, производимой продукции, если иное не устанавливается законом или иными правовыми актами. В свою очередь порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Уставной фонд в казенном предприятии не формируется.
Исходя из того, что в соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, мы можем сделать вывод, что целью их создания будет деятельность направленная на извлечение прибыли в пользу собственника, которым в данном случае выступает государство или муниципальное образование, а также для покрытия собственных расходов. Также важно отметить, что дополнительной целью создания государственных и муниципальных унитарных предприятий является удовлетворение публичных интересов государства и обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.
Таким образом, в данном подпункте, на основании Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ нам удалось обозначить основные формы государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также выделить основные цели создания данного вида юридических лиц.
1.3. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий
Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Такая организационно-правовая форма юридических лиц, как государственные и муниципальные предприятия, имеет достаточно глубокие исторические корни. Данная форма юридических лиц возникла во времена правления Петра I, в результате проводимой им экономической реформы, направленной как раз на создание государственной системы снабжения. Такие предприятия сохранились до сегодняшних дней. Но в результате изменений в государственном устройстве и преобразования экономики в целом, сегодня существуют пробелы в организации деятельности унитарных предприятий, которые в свою очередь указывают на то, что данная организационно правовая форма не отвечает потребностям современного гражданского оборота
Необходимость реформирования государственных и муниципальных предприятий, которые используются для осуществления своей деятельности государственное или муниципальное имущество, объясняется их отрицательным влиянием на развитие конкуренции в Российской Федерации. При этом существует необходимость сохранения данного вида предприятий, обусловленная тем, что они имеют в собственность огромный пласт имущества, и должны обеспечивать его целесообразное и эффективное использование, так как доход от данного имущества является одним из источников дохода бюджета. К тому же в структуре государственных и муниципальных унитарных предприятий находится имущество, которое может находится только в собственности государства или муниципалитета, а соответственно управление таким имуществом возможно именно через такие конструкции, как государственные и муниципальные предприятия.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют специальную правоспособность, которая обусловлена целями создания данных юридических лиц. В свою очередь данные цели исчерпывающе определены законодателем. Их можно разделить на три группы, а именно:
1) обеспечение убыточных производств (услуг), субсидируемых государством, а также производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
2) решение социальных задач государства, обеспечение его безопасности;
3) необходимость управления имуществом, не подлежащим приватизации.
Также несмотря на то, что унитарные предприятия относятся к коммерческим юридическим лицам, главное целью их создания извлечение прибыли фактически не является. Сферами, в которых осуществляют свою деятельность унитарные предприятия, как правило, являются либо заведомо убыточные и дотационные производства, либо же сферы, в которых исключена возможность деятельности иных хозяйствующих субъектов.
Как было сказано ранее, данные предприятия обладают специальной правоспособностью, а именно статьей 3 «Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом. Важно отметить, что отдельные виды деятельности унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии, перечень данных видов определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также данное положение нашло отражение и в судебно-арбитражной прак¬тике. В п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 отмечается, что «унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмот¬рена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенны законом или иными пра¬вовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК РФ».
Уделяя внимание имущественным правоотношениям, следует отметить, что государственные и муниципальные предприятия могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, возникающие в результате реализации данных правоотношений, быть ответчиком и истцом в суде.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Важно отметить, что унитарное предприятие не несёт ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), так как оно не является собственником имущества. При этом, по согласованию с собственником имущества, унитарные предприятия могут создавать филиалы и открывать представительства. Филиал унитарного предприятия определяется, как обособленное подразделение данного предприятия, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Согласно статье 5 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» «Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием». Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Таким образом, из перечня прав и обязанностей, приведённых выше, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные предприятия обладают достаточно широкими правами и обязанностями, при этом следует учитывать ограничения в деятельность данного вида коммерческих лиц. Также можно выделить достаточно значимые различия между государственными и муниципальными предприятиями и юридическими организациями, принадлежащими частным лицам.

 

Глава 2. ГОСУДАРСВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1 Порядок образования государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

«Учредителем унитарного предприятия может выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.»
Непосредственно решение об учреждении федерального государственного предприятия принимает Правительство Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с актами, которые определяют компетенцию данных органов.
В свою очередь государственные предприятия субъекта Российской Федерации или муниципальные предприятия создаются по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в соответствии с актами, которые также определяют компетенцию данных органов.
Унитарные предприятия создаются, в следующих, предусмотренных законодателем, случаях:
1) Предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.»
Важно отметить, что решение об утверждении унитарного предприятия должно содержать цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Также унитарное предприятие не может быть создано вследствие преобразования организаций иных организационно-правовых форм.

2.2 Учредительные документы государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

Основным учредительным документов государственного и муниципального унитарного предприятия является его устав. Утверждают уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий уполномоченные государственные органы, либо же органы местного самоуправления.
В уставе должны содержаться следующие сведения:
• полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
• указание на место нахождения унитарного предприятия;
• цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
• сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
• наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
• порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
• перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
• иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Важно отметить, что устав государственного или муниципального предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда, о том, каким образом он формируется и из каких источников, и о направлениях использования прибыли.
Какие-либо изменения устава, а также учреждение нового, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации, «Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия».
В свою очередь изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, а также устав в новой редакции подлежат государственной регистрации.

Таким образом, в ходе исследования, выявлен основополагающий документ унитарного предприятия, его содержание и специфика.

2.3 Прекращение деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

Деятельность муниципального или государственного унитарного предприятия может быть прекращена двумя способами, а именно в ходе реорганизации и ликвидации предприятия.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
1) 1слияния двух или нескольких унитарных предприятий;присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
2) разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
3) выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
4) преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
Важно отметить, что реорганизованы унитарные предприятия в форме слияния или присоединения только, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Реорганизация не будет признано изменение вида унитарного предприятия и изменение его правового положения, вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества.
По общему правилу имущество унитарных предприятий, возникших в ходе реорганизации в форме разделения или выделения, будет принадлежать тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.
Считается реорганизованным унитарное предприятие с момента государственной регистрации новых муниципальных предприятия, исключением являются случаи реорганизации в форме присоединения. Если же реорганизация унитарного предприятия происходит в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия, тогда первое считается реорганизованным с момента внесения записи о прекращении деятельности присоединенного унитарного предприятия, в единый государственный реестр юридических лиц.
Порядок реорганизации унитарных предприятий включает следующее: не позднее тридцати дней с даты приятия решения о реорганизации унитарное предприятия должно уведомить о данном факте в письменной форме всех известных ему кредиторов, также необходимо поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, данные о таком решении.
В свою очередь государственная регистрации вновь возникших реорганизованных унитарных предприятий, а также внесение записи о прекращении деятельности унитарных предприятий, осуществляется только при предоставлении доказательств уведомления кредиторов.
Также стоит отметить, что образованные унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия его кредиторами пропорционально доле, перешедшего к ним имущества.
Ликвидация унитарного предприятия происходит по решению его собственника, также оно может быть ликвидировано по решению суда, в соответствии с основаниями, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности, в данном случае перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам не будет. Если собственник принимает решение о ликвидации унитарного предприятия, им должна быть назначена ликвидационная комиссия. В момент назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Также данная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого унитарного предприятия.
В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия будет установлена его неспособность удовлетворять в полном объеме требования кредиторов, руководитель данного предприятия или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
Таким образом, в подпункте были обозначены основные аспекты, касающиеся прекращения деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, порядок ликвидации и её виды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании данной курсовой работы, анализа нормативных правовых актов, учебных и научных работ, необходимо отметить, пробелы, существующие в законодательном регулировании деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Но, несмотря на несовершенство законодательства многие аспекты, которые касаются учреждения и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также их правового статуса достаточно подробно прописаны законодателем.
Правовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике. В данном случае государство выступает, как субъект правоотношений. Оно координирует и контролирует деятельность, принадлежащих ему предприятий. Государственные унитарные предприятия выступают, как средства, которые обеспечивают данный процесс.
Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Нужно определить положение предприятий как унитарных юридических лиц — не собственников. Важно сопоставлять нормы разных отраслей права, которые регулируют не только их организационно-правовую форму, но и хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.
Исходя из вышеизложенного, я считаю, что система правового регулирования государственных и муниципальных предприятий только формируется на двух уровнях: федеральном и субъекта РФ. Основу данной системы составляют Конституция, федеральные законы, которые устанавливают принципиальные положения функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий и конкретизируют их, применительно к новым социально-экономическим условиям.
Также данные нормативные акты являются базой для принятия актов уже на отраслевом уровне, которые закрепят организационную структуру и другие вопросы деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий с учётом их специфики.
При этом на данный момент ведутся дискуссии о обоснованности и целесообразности существования унитарных предприятий. Например, в Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации от 07.10.2009 года говорится о необходимости упразднения такой правовой формы юридического лица, как унитарные предприятия. Но при этом законодатель приходит достаточно похожей форме управления государственной собственностью, как государственные корпорации, которые свою очередь очень схожи с предыдущей формой. На мой взгляд данные преобразования не являются оправданными, так как уже на данном этапе государственные корпорации показывают свою неэффективность.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что существуют виды деятельности, которые нельзя передавать в частное управление, и существует реальная необходимость сохранения их в ведении государства, а также развития и совершенствования законодательства об унитарных предприятиях. Важно отметить, что переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление имущество остаётся в государственной или муниципальной собственности, что в свою очередь имеет достаточно весомое значение для решения государственных или муниципальных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875 (дата обращения: 05.05.2022).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ / . — : Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2017. — 602 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/64329.html (дата обращения: 05.05.2022).
3. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/? (дата обращения: 05.05.2022).
4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33881/? (дата обращения: 05.05.2022).
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/? (дата обращения: 05.05.2022).
6. Постановление Правительства РФ от 31.07.2020 N 1148 (ред. от 08.09.2021) «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359009/? (дата обращения: 05.05.2022).
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Учебная и научная литература
1. Быстренко, В. И. История государственных учреждений России : учебное пособие / В. И. Быстренко. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 183 c. — ISBN 978-5-4497-1167-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108230.html (дата обращения: 05.06.2022). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
2. Воропаева Ольга Евгеньевна О некоторых вопросах гражданско-правовой ответственности унитарных предприятий // Вопросы науки и образования. 2020. №1 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-voprosah-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-unitarnyh-predpriyatiy (дата обращения: 05.06.2022).
3. Гражданское право (Общая часть) : учебное пособие. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2019. – 265 с.
4. Георг Г.М. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Инновационная наука. 2022. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-munitsipalnoy-sobstvennostyu-v-rf-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.06.2022).
5. Макарова, О. А. Государственные юридические лица : монография / О. А. Макарова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 200 c. — ISBN 978-5-4486-0800-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/82664.html (дата обращения: 05.06.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — DOI: https://doi.org/10.23682/82664
6. Старченко А.С., Протасова Д.С. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ОРГАНОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-priznaki-i-vidy-organov-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 05.06.2022).
7. Шаймарданов Т.Р. УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ // Скиф. 2020. №8 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/unitarnye-predpriyatie-v-sovremennom-grazhdanskom-oborote (дата обращения: 05.06.2022).
8. Чернявская Полина Евгеньевна, Горюнов Виталий Сергеевич ПРАВОВОЙ СТАТУС УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Вопросы российской юстиции. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-unitarnogo-predpriyatiya-proshloe-i-sovremennost (дата обращения: 05.06.2022).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф