Введение
1. Градостроительный комплекс в структуре национальной экономики
1.1 Градостроительный комплекс: состав и функции
1.2 Цели и инструменты градостроительной политики
2. Анализ современного состояния градостроительного комплекса в Муниципальном образовании
2.1 Динамика и эффективность функционирования градостроительного комплекса в муниципальном образовании
2.2 Анализ практики реализации организационно-экономических мер государственной поддержки градостроительного комплекса муниципального образования
2.3 Основные направления по совершенствованию градостроительной политики
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования данного направления заключается в том, что существующая система управления не оказывает эффективного влияния на происходящие негативные тенденции в градостроительной сфере. Помимо этого можно отметить факт отсутствия ориентированности градостроительной политики на рациональность сочетания задач как стратегических, так и текущих, в данном контексте можно говорить о фактическом отсутствии органов управления градостроительством, учитывая все уровня власти именно как сформировавшейся и эффективной системы. Что отслеживается в слабой согласованности при решении градостроительных проблем этими органами власти (каждый из которых является ответственным за земельные и имущественные отношения и за развитие архитектурно-градостроительной сферы на своем уровне). Так же можно отметить информационное отставание.
Все это делает необходимым определенной переоценки целей, состава объектов и содержательной основы градостроительства, соответственно необходимы изменения в рамках управляющего воздействия на процессы градостроительства и проводимой градостроительной политике.
В данной ситуации есть необходимость более глубокого исследования вопроса связанного с совершенствование градостроительной политики.
Объект исследования — градостроительный комплекс Копейского городского округа.
Предмет исследования — градостроительная политика муниципального образования Копейский городской округ.
Цель исследования– разработать рекомендации по обеспечению развития градостроительного комплекса в муниципальном образовании Копейский городской округ.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие градостроительный комплекс: состав и функции;
— изучить цели и инструменты градостроительной политики;
— провести анализ динамики и эффективности функционирования градостроительного комплекса в муниципальном образовании на примере Копейского городского округа;
— проанализировать практику реализации организационно-экономических мер государственной поддержки градостроительного комплекса на примере Копейского городского округа;
— обозначить основные направления по совершенствованию
градостроительной политики на примере Копейского городского округа;
Методологическая основа исследования заключается в использовании диалектико-материалистического метода познания и основанных на нем общенаучных, специальных и частно-научных методов. В частности, в работе используются логический, сравнительный, методы анализа (включая статистический и др.), синтеза.
При исследовании сущности градостроительной деятельности использованы труды специалистов в области градостроительства: М.И. Смоляра, Л.В. Вавакина, В.В. Владимирова, А.В. Ерохова, А.М. Каримова и других. Были изучены исследования ученых-специалистов в области муниципального управления: Е.Ю. Иванова, В.В. Шепелева, И.Э. Файзкллина, и др.
Разработанные рекомендации по обеспечению развития градостроительного комплекса в муниципальном образовании в дальнейшем могут быть использованы для повышения эффективности территориального управления.
1. Градостроительный комплекс в структуре национальной экономики
1.1 Градостроительный комплекс: состав и функции
Градостроительство представляет собой сферу знаний, а так же практическую деятельность, формирующую материально-пространственную среду жилых застроек, в данном контексте можно говорить о городе, селе, а так же организующую ландшафты, включая обширные системы расселения [16, с. 28].
Объекты градостроительного исследования и проектирования представлены развивающимися градостроительными системами, имеющими разный масштаб и функциональное содержание, их пространственная организация имеет своим направлением создание среды общественного процесса.
Градостроительную систему можно представить в качестве совокупности взаимосвязанных материальных элементов, которые организованы пространственно, сюда можно включить: здания и сооружения, технически освоенные территории, дороги и инженерные коммуникации, которые формируют среду жизнедеятельности совместно с природными компонентами относительно территориальных уровней.
К элементу градостроительной системы можно отнести ее часть, рассматриваемую как единую и неделимую составляющую, в данном контексте можно выделить элементы в двух направлениях:
1) характер физических объектов, расположенных на территории:
— зона представлена территориальным элементом градостроительной системы, характеризуемым однотипностью размещаемых градостроительных или природных компонентов. Можно выделить два признака: функциональный, к которому можно отнести жилые и производственные зоны; вид хозяйственного использования – сельские, зоны массового отдыха людей, зоны лесного хозяйства. Отдельно можно выделить в данном направлении: зоны высокой плотности населения (так же низкой), зоны новой застройки, исторически сложившейся застройки и т.п.
— район можно представить как относительно целостную и автономную единицу;
— комплекс можно представить как целостность высокой степени функциональности или композиционности – территориальная целостность.
2) назначение элемента в рамках структуры градостроительной системы [21, с. 28]:
— центр (так называемый узел) — можно представить в качестве фокуса градостроительной системы функционального или композиционного;
— ось представляет линейную концентрацию, включая функциональную (дороги) и композиционную (реки);
— ядро представлено участком территории имеющим высокую концентрацию признаков системы. Противоположным значением является периферия;
— сеть представлен группой объектов носящих точечный или линейный характер, которые упорядочено размещены на рассматриваемых территориях (можно включить транспортную сеть и учреждения культурно-бытового обслуживания).
Итак, рассмотрев элементы градостроительной системы можно сказать, что градостроительный комплекс является сложным, многоэлементным архитектурно-строительным образованием, имеющим разнообразную функциональную специализацию, данное образование обладает пространственной, эстетической и социальной целостностью. Так же градостроительный комплекс можно представить в качестве единого объекта строительства, планирования и проектирования, величина и конфигурация, которого определена местными условиями как градостроительными, так и инвестиционными.
Градостроительный комплекс как объект административно-правового регулирования можно классифицировать по элементам, определяющим его управленческую составляющую.
К ним можно отнести градостроительную деятельность, которую можно представить в качестве определения видов использования земельных участков, строительства и реконструкции объектов недвижимости (учитывая интересы граждан, общественные и государственные интересы и особенности территорий и поселений как национальных, так и экономических, исторических, культурных и т.п.), градостроительное планирование развития территорий и поселений, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами [2].
Элементы градостроительной деятельности представлены на рисунке 1 [20, с. 142].
Рисунок 1 — Элементы градостроительной деятельности
В свою очередь строительство является фондообразующим фактором в градостроительном комплексе и в данном контексте обладает рядом особенностей, имеющих свою специфику и оказывающих влияние на формирование принципов управления в данной сфере, к особенностям можно отнести:
— трудоемкость и капиталоемкость строительной продукции;
— длительный цикл создания объектов, требующий специализированного управления инвестиционно-строительным процессом, включающий современные рациональные формы, способы и методы управления;
— охват практических всех отраслей национального хозяйства.
Важное значение градостроительного комплекса, заключается в успешном развитии федеральных программ развития как жилищного, так и транспортного, коммунального, производственного. В данной ситуации есть переплетение интересов на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления. Зависимость разграничения компетенций между органами власти, с одной стороны связана с закреплением за местными органами власти объектов строительного комплекса (муниципальная собственность), с другой стороны – разграничение государственной собственности (находит конституционное закрепление [1]).
Система градостроительного комплекса, как крупная комплексная отрасль экономики, включает проектно строительные и проектно-технологические организации, которые специализируются на создании проектов объектов, включающих следующие виды: сельские, транспортные, водохозяйственные, жилищные, промышленные и другие виды строительства, данные организации действуют на основании норм градостроительного кодекса РФ.
Основные функции градостроительного комплекса представлены на рисунке 2. [30, с. 142]
Рисунок 2 — Основные функции градостроительного комплекса
Таким образом, по структуре градостроительный комплекс можно представить в качестве сочетания необходимых объектов инфраструктуры (школ, предприятий торговли и бытового обслуживания, детских дошкольных учреждений, трансформаторных подстанций, хозяйственных блоков, поликлиник, тепловых пунктов и многое другое) и жилых домов.
1.2 Цели и инструменты градостроительной политики
Градостроительная политика представляет собой составляющую политики органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам пространственной организации обустройства территории как материальной среды обитания граждан.
В законе Российской Федерации градостроительная политика определяется как «целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения» [2].
В рамках градостроительной политики, определяется концепция организации территории, осуществляется установление основных стратегических целей и приоритетов развития застройки, в том числе:
— на основе социально-экономических прогнозов определение градостроительной доктрины;
— проведение оценки предпосылок развития территорий в данном случае учитывается: градостроительный потенциал, инвестиционные ресурсы, технические, а так же экологические ограничения;
— формирование организационно-правовых процедур управления градостроительной деятельностью, так же основных принципов территориального развития;
— определение первоочередных мероприятий связанных с реализацией градостроительной политики, так же приоритетных программ.
Градостроительная политика выступает в качестве воздействующего фактора на градостроительный комплекс, заключая в себе инструменты воздействия.
Градостроительное регулирование развития муниципальных образований осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований. Устойчивое развитие территорий муниципальных образований обеспечивает при осуществлении градостроительной деятельности безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений [22, с. 33].
Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит: органы местного самоуправления должны обеспечить реализацию полномочий и выполнение функций в области планирования и развития своих территорий [4]. В соответствии со статьей 16 главы 3 вышеуказанного федерального закона № 131 к вопросам местного значения в области градостроительства на территории городского округа отнесены следующие: планирование застройки; территориальное зонирование земель городского округа; установление правил землепользования и застройки территории городского округа; изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации; организация строительства муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства.
Градостроительным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесены: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение в пределах своих полномочий местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов и другое [18, с. 59].
Инструменты градостроительной политики можно рассмотреть по нескольким направлениям, рис. 3.
Рисунок 3 — Инструменты градостроительной политики
Рассмотрим более предметно инструменты градостроительной политики:
1) территориальное зонирование, карты территориального зонирования. Выбор земельного участка для решения конкретной задачи (строительство дома или магазина, многоэтажное строительство, организация фермерского хозяйства, для автостоянки или иных планов) не должен быть случайным и происходить по принципу «вроде подходит», место как бы неплохое, поскольку чреват возможностью или полной неразрешимостью вопроса о застройке, или вызовет серьёзные дальнейшие «доработки ситуации» под поставленную изначально задачу [15].
2) Градостроительные регламенты использования территорий. Градостроительные регламенты — нормативно-правовые акты, принимаемые и вводимые в действие представительными органами власти, устанавливающие правила застройки и режимы использования территории, обязательные для всех субъектов градостроительной деятельности при изменении объектов недвижимости [16].
3) Лицензирование в градостроительной политике. С 1 июля 2018 года Градостроительный Кодекс предусматривает изменения в СРО, согласно которым строители обязаны числиться в саморегулируемых партнерствах только по месту регистрации ИП или юридического лица. Новая норма закреплена в ч. 3 ст. 55.6 ГрК от 3 июля 2017 г. Экспансия принципа регионального разделения действует исключительно на сферу строительства и не распространяется на членство в СРО изыскателей и проектировщиков.
4) Сертификация. Основные задачи Системы добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации «ФЦС-стройсертификация» — содействие потребителям в компетентном выборе строительных материалов, изделий, конструкций, работ и услуг, информирование потребителей о системе оценки качества строительной продукции, повышение прозрачности источника происхождения продукции промышленности строительных материалов.
5) Уполномоченные государственные органы разрабатывают нормативы, соответствие которым позволяет осуществлять продажу и дальнейшее применение в строительстве крепежа, конструкций, отделочных материалов и других изделий.
6) Нормативы и правила в градостроительстве. К ним относятся нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов РФ и подлежащие исполнению при градостроительной деятельности всех видов.
7) Система налогообложения, в рамках экономических методов, должна служить достижению четко обозначенных целей; поощрять эффективное использование ресурсов; содействовать получению значительных доходов; быть справедливой и доступной для общественного понимания; быть простой в эксплуатации, а уклонение от уплаты налогов должно быть невыгодным.
8) Инвестирование. Государство финансирует объекты, для этого осуществляет обоснование инвестиций в строительство, вклады направляются в отрасли производства, являющиеся дотационными.
9) Программы. Согласно статье 13 Федерального закона № 39-ФЗ разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, производится в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ.
Так, градостроительный комплекс это сочетание жилых домов и необходимых объектов инфраструктуры (школ, предприятий торговли и бытового обслуживания и многое другое).
К основным функциям градостроительного комплекса можно отнести: развитие, реконструкция, ремонт систем ЖКХ и территориальной инфраструктуры; инженерную защиту территорий; развитие национальной системы расселения, развитие агломераций, территорий; долгосрочные стратегии пространственной организации регионов и страны; градостроительное регулирование развития городов и поселений; зонирование территорий, обеспечение рационального землепользования.
Основные инструменты градостроительной политики можно подразделить на три направления: правовые, экономические, административные.
2. Анализ современного состояния градостроительного комплекса в Муниципальном образовании
2.1 Динамика и эффективность функционирования градостроительного комплекса в муниципальном образовании
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры является структурным подразделением Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации. В рамках исследования представим структуру управления градостроительным комплексом, (рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура управления градостроительным комплексом
Исполнительным органом в ведении которого находится градостроительная деятельность в Копейском городском округе является Управление архитектуры и градостроительства. Структура управления представлена на рисунке 5.
Основными целями деятельности управления являются: достижение устойчивого развития территории городского округа в сфере архитектуры и градостроительства; формирование гармоничной среды жизнедеятельности жителей городского округа и другое.
Рисунок 5 — Структура Управления архитектуры и градостроительства
Рассмотрим показатели эффективности функционирования градостроительного комплекса в муниципальном образовании.
Рассмотрим состав и динамику городских объектов (Приложение 1). Городские объекты муниципального образования подставлены предприятиями расположенными на территории городского округа, это и промышленные предприятия, а так же предприятия сельского хозяйства, включая крупные и средние, малые предприятия и индивидуальные предпринимателей.
Основная доля приходится на торговлю и сферу услуг, в 2018 году происходит незначительное снижение, за счет роста доли объектов общественного питания, и учреждений культурного и культурно-массового досуга.
Рассмотрим показатели жилого и нежилого фонда Копейского городского округа (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика показателей жилого и нежилого фонда Копейского городского округа за период 2016 – 2018 гг.
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Общая площадь жилого фонда, тыс.кв. м. | 3479,7 | 3559,7 | 3590,4 | 2,30 | 0,86 |
Общая площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя кв.м. | 23,7 | 24,1 | 24,3 | 1,69 | 0,83 |
Общая площадь нежилого фонда, тыс.кв.м. | 2640 | 2794 | 2814 | 5,83 | 0,72 |
Стоимость городского фонда жилых объектов, тыс.руб. | 89428,29 | 99671,6 | 118483,2 | 11,45 | 18,87 |
Стоимость городского фонда не жилых объектов, тыс.руб. | 71280 | 82702,4 | 98490 | 16,02 | 19,09 |
Исходя из данных представленных в таблице, в отчетном периоде происходит рост общей площади жилого фонда муниципального образования. Для большей наглядности представим динамику темпов прироста показателей на рисунке 6.
Рисунок 6 — Динамика темпов прироста площади жилого и нежилого фонда Копейского городского округа, %
Динамику можно охарактеризовать тенденцией замедления, что возможно обусловлено снижением темпов строительства в муниципальном образовании, однако относительное абсолютных показателей наблюдается рост. И тем не менее в Копейске на сегодняшний день самый большой – по сравнению с другими муниципальными образованиями области – объем ветхого и аварийного жилищного фонда, который составляет 205,921 тыс. кв.м. (относительное предыдущего периода наблюдается снижение данного показателя).
Рассмотрим некоторые показатели по жилищному фонду муниципального образования (таблица 2).
Таблица 2 — Динамика показателей жилищного фонда Копейского городского округа за период 2016 – 2018 гг.
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв.м. | 139,3 | 138,4 | 136,9 | -0,65 | -1,08 |
Общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах, тыс.кв.м. | 205,92 | 204,2 | 203,6 | -0,84 | -0,29 |
Многоквартирное жилье (структура по этажности), в том числе | |||||
двух этажные дома, тыс.кв.м. | 168 | 169,2 | 169,2 | 0,71 | 0,00 |
пяти этажные дома, тыс.кв.м. | 2030 | 2044 | 2044 | 0,69 | 0,00 |
многоэтажные дома (более 9 этажей), тыс.кв.м. | 1221,7 | 1282,5 | 1307 | 4,98 | 1,91 |
Индивидуальное жилье, тыс.кв.м. | 60 | 64 | 70,2 | 6,67 | 9,69 |
Средняя цена 1 кв.м. | |||||
первичное жилье, тыс.руб. | 28,9 | 29,6 | 32,9 | 2,42 | 11,15 |
вторичное жилье, тыс.руб. | 27,1 | 28,4 | 30,5 | 4,80 | 7,39 |
Источник: по данным сайта Администрации КГО
Динамику темпов ввода жилья покажем на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика темпов ввода жилья в Копейском городском округе, %
В отчетном периоде наблюдается снижение темпов ввода жилья. Такая динамика обусловлена кризисными явлениями в экономике, что значительно сказалось на уровне доходов населения и на его платежеспособности, так же это обусловлено, становящимися частыми явлениями обманутых дольщиков.
Тем не менее, в отчетном периоде, исходя из данных представленных в таблице 2, происходит снижение общей площади жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах, однако динамика темпов роста показывает замедление.
Жилищно-коммунальное хозяйство Копейского городского округа представляет собой комплекс систем жизнеобеспечения округа. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии и требует привлечения значительных инвестиций для модернизации и развития. Качество жилищного фонда можно отразить показателями благоустройства жилищного фонда, таблица 3.
Таблица 3 – Благоустройство жилищного фонда Копейского городского округа, в процентах
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Изменение | |
2017 год | 2018 год | ||||
Общая площадь, оборудованная водопроводом | 82,4 | 83,1 | 83,7 | 0,7 | 0,6 |
Общая площадь, оборудованная канализацией | 74,9 | 75,5 | 75,9 | 0,6 | 0,4 |
Общая площадь, оборудованная отоплением | 85,1 | 85,4 | 85,6 | 0,3 | 0,2 |
Общая площадь, оборудованная горячим водоснабжением | 55,9 | 56,02 | 56,2 | 0,12 | 0,18 |
Общая площадь, оборудованная газом | 59,1 | 59,8 | 61,7 | 0,7 | 1,9 |
Общая площадь, оборудованная напольными электроплитами | 21,8 | 21,9 | 22 | 0,1 | 0,1 |
Источник: по данным сайта Администрации КГО
Качество содержания жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг не соответствует потребностям и ожиданиям населения.
В данной ситуации целесообразно представить показатели уровня износа коммунальной и транспортной инфраструктуры (рисунок 8).
Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства — высокий уровень износа инженерных сетей. Удельный вес водоводов, нуждающихся в замене, в общем протяжении водоводов сети составляет 57,4 %. Следовательно, при высокой аварийности имеют место непроизводительные потери воды (35,7 %) и перерывы в водоснабжении потребителей.
Износ коммунальной инфраструктуры Копейского городского округа составляет более 70%. В настоящее время на территории городского округа участки инженерных сетей и оборудование морально и физически устарели, выработали свой ресурс и подлежат замене. В результате отсутствует возможность для рационального ведения хозяйства.
В Копейском городском округе существует централизованная система водоснабжения, которая представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений и процессов. Хозяйственная деятельность водосбытовых организаций города распространена на территории центра города и его поселки. Анализ существующего состояния котельного хозяйства показывает, что к настоящему времени в силу объективных причин накопился ряд проблем, требующих безотлагательного решения по износу оборудования, вспомогательных инженерных сооружений, внутренних электрических сетей и устаревших технологий на теплоисточниках.
Помимо всего вышесказанного качество жилья так же можно проанализировать по наличию коммуникаций в домах (таблица 4).
Таблица 4 – Качество жилья по наличию коммуникаций в домах, учитывая водоснабжение и отопление, в ед.
Показатели
| 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Дома с печным отоплением | 20 | 20 | 19 | 0,00 | -5,00 |
Без горячего водоснабжения | 360 | 359 | 358 | -0,28 | -0,28 |
С водоснабжением вне жилища | 45 | 44 | 43 | -2,22 | -2,27 |
Без канализации | 20 | 20 | 19 | 0,00 | -5,00 |
Источник: по данным сайта Администрации КГО
Исходя из данных, представленных в таблице, наблюдается улучшение качество условий проживания, однако происходит это более медленными темпами.
Потребность в жилье можно охарактеризовать данными по движению населения в муниципальном образовании (таблица 5).
Таблица 5 – Движение населения по Копейскому городскому округу, чел.
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Естественный прирост, чел. | -100 | 25 | -145 | -125,00 | -680,00 |
Миграционный прирост, чел. | 1704 | 1402 | 356 | -17,72 | -74,61 |
Численность населения, чел. | 148320 | 149747 | 149958 | 0,96 | 0,14 |
Источник: по данным сайта Администрации КГО
В отчетном периоде наблюдается рост населения, основным притоком является миграционный прирост. Такая ситуация говорит о росте потребности в жилье. Говоря о доступности жилья, то в данной ситуации наиболее широко применяется базовый показатель доступности, который позволяет определить, сколько лет необходимо среднестатистической семье для покупки жилья минимально допустимой по нормам площади без учета денежной суммы, необходимой для удовлетворения текущих потребностей (в еде, одежде, образовании, лечении, отдыхе и т.п.) (таблица 6).
Таблица 6 – Доступность жилья в Копейском городском округе
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Средняя заработная плата, тыс.руб. | 27,34 | 29,25 | 30,26 | 6,99 | 3,45 |
Стоимость 54 кв. м., тыс.руб. | 1560,6 | 1598,4 | 1776,6 | 2,42 | 11,15 |
Коэффициент доступности жилья (стр.2/(стр.1*2члена семьи с доходом))/12мес. | 2,38 | 2,28 | 2,45 | -4,27 | 7,44 |
Источник: по данным сайта Администрации КГО
Исходя из данных представленных в таблице, семья из двух взрослых и одного ребенка для выплаты всей суммы понадобится в среднем 2,5 года. Это если рассматривать тот вариант, когда все деньги (две средних заработных платы) будут уходить только на оплату квартиры. Без учета различных платежей и содержания ребенка, а так же процентов на кредит. Если включить все это то в среднем будет уходить лишь одна заработная плата и срок выплаты увеличится до 5 лет.
Следует отметить, что в отчетном периоде наблюдается рост стоимости городского фонда, как жилых, так и нежилых объектов относительное предыдущего периода на 18,87% и 19,09% соответственно. Анализ различных источников по стоимости нежилых объектов показал, даже некоторое превышение стоимости одного квадратного метра такого объекта, относительно жилых объектов в муниципальном образовании.
1.1 Анализ практики реализации организационно-экономических мер государственной поддержки градостроительного комплекса муниципального образования
Одним из организационно-административных инструментов градостроительного комплекса выступает генеральный план. Генеральный план Копейского городского округа представлен следующими элементами: опорный план; карта зон, в данном контексте комплексная оценка территорий (территориальное зонирование); проектный план, который включает карту границ населенных пунктов; схему транспортной и инженерной инфраструктуры; схему функционального зонирования территорий.
Вторым организационным инструментов в рамках градостроительного комплекса исследуемого муниципального образования являются Правила землепользования и застройки Копейского городского округа — разделение территории городского округа на зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Еще один организационный инструмент градостроительного комплекса – регламенты, в данной ситуации данные документы действуют как своего рода ограничители. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований технических регламентов, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Регламенты, используемые в Копейском городском округе представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Административные регламенты КГО в рамках градостроительства
Направление регламента | Наименование |
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей» | №2622-п от 17.10.2017 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более лет |
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка» | №2391-п от 05.10.2018 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка |
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-строительного облика объекта» | №1740-п от 14.07.2017 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-строительного облика объекта» |
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации» | №2757-п от 09.11.2018 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги» |
Источник: по данным Управления архитектуры и градостроительства Администрации КГО
Помимо этого размещение объектов в рамках градостроительного комплекса осуществляется на основании санитарных норм и правил. Кроме того, планировка территории городского округа осуществляется посредством разработки документации по планировке территории городского округа, в данной ситуации можно отметить следующие (рисунок 9).
Рисунок 9 — Документации по планировке территории муниципального образования
Проект планировки территории (ППТ) — документ для определённой территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено. Структура проекта планировки территории содержит: чертеж, положения о размещении объекта, характеристика развития территории, плотность объектов застройки и т.п., а так же материалы по обоснованию.
Проекты межевания территорий как отдельные документы содержат лишь схему границ существующих земельных участков и границ будущих земельных участков.
Примером проекта планировки территорий как отдельных документов может служить проект планировки территории микрорайона № 4 в г. Копейске, утвержден постановлением администрации КГО от 23.11.2018 № 2921-п.
Примером проекта планировки территорий с проектами межевания территорий в их составе может служить — проект планировки и межевания территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в «Парке Победы» в г. Копейске, утвержден постановлением администрации КГО от 22.08.2018 № 2016-п.
Рассмотрим динамику выданных разрешений по строительству объектов в рамках муниципального образования (таблица 8).
Таблица 8 – Свидетельства о выданных разрешениях по строительству объектов в Копейском городском округе, в ед.
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Количество выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию | 63 | 55 | 27 | -12,70 | -50,91 |
Количество выданных разрешений на строительство | 76 | 46 | 184 | -39,47 | 300,00 |
Разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства | 15 | 12 | 11 | -20,00 | -8,33 |
Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства | 3 | 2 | 2 | -33,33 | 0,00 |
Источник: по данным Администрации КГО
В отчетном периоде происходит снижение количества выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, а так же разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Наблюдается снижение количества выданных разрешений на строительство.
Рассмотрим экономические инструменты градостроительного комплекса. Количество выданных кредитов на строительство по Копейскому городскому округу (на основании данных ПАО «Сбербанк») представлено в таблице 9.
Таблица 9 — Количество выданных кредитов на строительство по Копейскому городскому округу, в млн.руб.
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Выдано кредитов на строительство жилья | 1707 | 1944 | 1979 | 13,88 | 1,80 |
физические лица | 604 | 620 | 723 | 2,65 | 16,61 |
юридические лица | 1103 | 1324 | 1256 | 20,04 | -5,14 |
Источник: по данным Администрации КГО
В данной ситуации наблюдается снижение кредитования юридических лиц и рост кредитования физических лиц. В целом по темпам роста наблюдается рост, но более замедленными темпами относительно 2017 года.
Налоговый инструмент градостроительного комплекса, в данной ситуации можно отметить, что определенных налоговых режимов и льгот в рамках градостроительства в городе нет. Осуществляются общие требования, нормы и льготы, так в частности можно отметить, возможность возврата части суммы на строительство и приобретаемый кредит на строительство (так называемые имущественные вычеты) для физических лиц, то есть индивидуальных застройщиков, динамику показателей рассмотрим в таблице 8.
Таблица 8 – Возмещено расходов на строительство по Копейскому городскому округу, в млн.руб.
Показатели | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп прироста, % | |
2017 год | 2018 год | ||||
Возмещено расходов на строительство | 21,8 | 22,7 | 24,5 | 4,13 | 7,93 |
Возмещено расходов по уплате процента по кредитам на строительство | 20,9 | 21,9 | 23,1 | 4,78 | 5,48 |
Источник: по данным Администрации КГО
В отчетном периоде происходит рост суммы, что обусловлено ростом численности населения, которые стали использовать данную возможность по возврату денежных средств затраченных на строительство.
Что касается налоговых поступлений от использования государственного и муниципального имущества, а так же за пользование землями городского округа (Приложение 2). В отчетном периоде наблюдается рост налоговых поступлений по земельному налогу, а так же доходов от аренды за земли после разграничения собственности, что может быть обусловлено ростом использования земельных участков на территории городского округа.
Рассмотрим динамику субсидий, субвенций и других межбюджетных трансфертов (Приложение 3). Основу субсидии составляют выплаты социальной направленности, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг для социально незащищенных слоев населения (отдельные категории граждан), помимо этого есть субсидирование на приобретение жилья, что так же осуществляется для отдельных категорий граждан. Что касается сумм субсидирования, то в основном они находятся на одном уровне на протяжении периода исследования.
Рассмотрим основные программы муниципального образования связанные с развитием градостроительного комплекса (Приложение 4).
В отчетном периоде происходит снижение финансирования сферы жилищнокоммунального хозяйства, основной рост финансирования по таким направлениям как: обеспечение жильем и благоустройством территории муниципального образования.
Рассчитаем финансирование в расчете на одного жителя по программе развития жилищно-коммунального хозяйства (рисунок 11).
В данной ситуации, можно наблюдать небольшие значения показателя на одного жителя, к тому же происходит снижение данного показателя.
0,400 |
0,436 |
0,343 |
0,300 |
0,320 |
0,340 |
0,360 |
0,380 |
0,400 |
0,420 |
0,440 |
0,460 |
2016 |
год |
2017 |
год |
2018 |
год |
Рисунок 11 — Финансирование в расчете на одного жителя по программе развития жилищно-коммунального хозяйства
В целом можно отметить, что в отчетном периоде наблюдается снижение финансирования муниципальных программ в общем объеме. Достаточно эффективно развивался градостроительный комплекс в 2016 году, когда в новом микрорайоне были построены объекты важного социального назначения и проведено благоустройство территорий. Муниципальные программы, действующие на 2018 год основное направление жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, но по данным направлениям есть небольшое снижение в финансовой обеспеченности, рост финансовой обеспеченности наблюдается по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России в Копейском городском округе «.
Так, говоря о практике реализации инструментов градостроительной политики предприятия, то можно сказать, что реализация правовых инструментов и административных осуществляется в полной мере. Что касается применения экономических инструментов, то на территории муниципального образования нет каких – либо льготных условий в направлении градостроительства (это в основном строительное направление для граждан), то же можно сказать и о кредитовании и о налогообложении. Основные условия установлены законодательно на федеральном уровне и уровне субъекта. Субсидирование осуществляется в основном по муниципальным программам в сфере градостроительства. Можно отметить и то, что на уровне управления отсутствует единая информационная система в области градостроительства города, что затрудняет оценку осуществляемого управления.
1.2 Основные направления по совершенствованию градостроительной политики
Исходя из проведенного анализа, можно обозначить основные проблемные зоны градостроительного комплекса муниципального образования, а так же направления по совершенствованию градостроительной политики (рисунок 12):
Рисунок 12 – Проблемы и основные направления по совершенствованию градостроительной политики
В данной ситуации, можно отметить основные проблемы: качество и комфортность жилищного фонда, а именно значительный износ коммуникаций, до сих пор небольшая часть жилищного фонда (исключая индивидуальные постройки) находится на печном отоплении, без горячего водоснабжения, с водоснабжением вне жилища, последние два пункта присутствуют в черте города (исключая поселки). Охарактеризуем основные направления по совершенствованию градостроительной политики.
Общественное обсуждение проектов. Привлечение жителей муниципального образования к обсуждению проектов благоустройства, а так же развития градостроительного комплекса, по данному предложению есть два направления:
- Разработка активного мобильного приложения. Будущее городов во многом зависит от электронных сервисов, и именно по данному вопросу можно предложить на уровне муниципального образования такое приложение как «Активный гражданин» (активно используемое в Москве) (рисунок 13).
Рисунок 13 — Приложение «Активный гражданин»
Чтобы заработать ещё больше бонусных баллов, необходимо чаще заходить в приложение, приглашать друзей и делиться информацией о пройденных голосованиях в социальных сетях. Проект позволяет проводить общегородские и локальные голосования по широкому спектру тем. По количеству активных пользователей и объему вопросов, которые выносятся на решение горожан, проект является уникальным в мире и отмечен несколькими престижными наградами, в том числе Smart Cities Awards-2016. В настоящий момент в проекте (Москва) зарегистрировано более 1 980 000 пользователей, проведено более 2710 голосований и принято более 86 миллионов мнений.
Для решения задачи по обеспечению прозрачности работы проекта есть необходимость реализации ряда инструментов, позволяющих пользователям следить за ходом голосований и контролировать достоверность получаемых результатов. В частности, каждый пользователь, принявший участие в голосовании, может: проверить правильность фиксации и учета, отданного им голоса; в онлайн-режиме отслеживать общую динамику результатов голосования.
- широкое общественное участие так же дает возможность осуществления общественного контроля. В данной ситуации можно говорить о создании общественных комиссий, которые имели бы возможность контроля программ формирования городской среды, согласования отчетов и прием работ (в рамках развития градостроительного комплекса). Работа этих комиссий должна быть открытой: с опубликованием видеозаписи всех дискуссий по поводу конкретных проектов, равно как и повседневной работы комиссии. Такая общественная комиссия должна быть образована при главе муниципального образования, таким образом, складывается необходимость построения соответствующей работы с активистами, общественными организациями и собственниками жилья.
Сайт Управления архитектуры и градостроительства и использование системы ИСОГД, для более качественной работы в рамках управления градостроительным комплексом муниципального образования.
В рамках сайта для жителей будет возможность узнать об организации, ее структуре (что дает возможность обратиться в тот отдел какой нужен не отвлекая специалистов других отделов), реквизиты организации (при письменном обращении, или осуществлении оплаты за услуги), а так же телефоны отделов. Так же с помощью сайта есть возможность увидеть осуществляемые услуги управлением архитектуры и градостроительства, возможность распечатать образцы документов для заполнения и распечатки чистых бланков, возможность заказать платные услуги по предоставлению каких-либо сведений.
Преобразование застроенных территорий. Комплексное развитие территорий, которое предполагает реконструкцию застроенных территорий, то есть внесение новых планировочных решений в сложившуюся застройку. Нужно понимать, что новые планировочные решения включают в себя снос капитальных сооружений, хотя такие изменения могут болезненно восприниматься горожанами, они необходимы, так как способны ограничить неэффективное использование земель и разрастание. В данной ситуации, можно говорить о снижении ветхо-аварийного жилищного фонда, так же увеличении комфортности жилищных условий. Ведь при сносе старых строений (которые в основном без горячего водоснабжения и т.п. коммуникаций), строительство многоэтажного здания дает возможность частичного обновления и систем водоснабжения и теплоснабжения, так же благоустройство примыкающих к строениям территорий.
Использование налоговых льгот (налог на имущество, земельный налог) при строительстве инвесторами объектов социального назначения, в рамках развития и повышения качества и комфорта градостроительного комплекса муниципального образования. В данной ситуации достаточно интересен опыт опять же Московской области. Налоговые льготы повышают инвестиционную привлекательность муниципального образования. Они становятся дополнительным стимулом для частных инвесторов вкладывать собственные средства в развитие и строительство социально значимых объектов.
Так применение налоговых льгот (Московская область) предусматривает уменьшение в 10 раз исчисленной суммы налога на имущество организаций в отношении зданий, предназначенных для медицинской деятельности и введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Эта льгота направлена в первую очередь на поддержку инвестиций в строительство современных медицинских центров.
Кроме того, устанавливается льготное налогообложение в отношении земельных участков, на которых строятся или реконструируются стадионы с футбольным полем и трибунами. Такие же льготы устанавливаются для стадионов, если их строительство завершено после 1 января 2014 года. В отношении этих объектов сумма земельного налога будет уменьшена на 50–80%.
Использования ГЧП (государственно-частного партнерства) при строительстве объектов социального назначения, для увеличения комфортности и качества градостроительного комплекса. Примером может служить Новосибирск. Инвесторам предлагается на выбор несколько схем. Первый вариант – строительство вскладчину несколькими участниками. По такой схеме построен детсад на ул. Котовского в Ленинском районе. Инвесторы – три новосибирских предприятия и мэрия. Другая схема предполагает строительство коммерческого детского сада: инвестор строит объект самостоятельно, устанавливает там повышенный уровень оплаты, часть которой мэрия готова дотировать. На таких условиях построен объект на ул. Гоголя в Центральном районе. Третья схема уже реализована в Первомайском районе, она предусматривает строительство инвестором детсада за свой счет и передачу его на баланс муниципалитету, который в течение трех лет выкупает здание.
Еще один пример – реконструкция здания по ул. Коммунистической. Медицинский центр «Авиценна» получил по концессии здание бывшего роддома на улице Коммунистической и в счет концессионной платы проводит бесплатные процедуры ЭКО. Соглашение заключено на 20 лет, корпус остается в муниципальной собственности, объем инвестиций – 46 млн. руб. Ранее в этом здании располагался роддом № 1. Здание также является памятником архитектуры, поэтому здесь проводились не только ремонт, но и реставрация.
Благоустройства территории в рамках региональных программ с участием жителей города. В данной ситуации алгоритм действий муниципальных органов власти такой:
- проверка местными органами власти достоверной возможности получения субсидий (финансирования). Оповещение жителей о программе, сбор заявок (от жителей) на благоустройство территорий. Выбор общественной зоны для благоустройства. Составление муниципальной программы и заявки на включение в региональную программу;
- подача заявки, утверждение муниципальной общественной комиссии;
- получение одобрения из региона, проведение общественных обсуждений и уточнение в их ходе муниципальной программы;
- публикация данной программы, утверждение дизайн-проекта;
- публикация видеозаписи слушаний, выбор подрядчиков;
- контроль реализации, отчет;
- подготовка отчета и отправка в регион.
Редивелопмент. Это процесс перепрофилирования объекта недвижимости под новое направление. На сегодняшний день осталось множество промышленных предприятий и промзон, которые не могут функционировать как раньше, но при этом занимают очень хорошие с точки зрения местоположения участки, где возможно строительство как коммерческих, так и жилых объектов. В такой ситуации, бесспорно, лучше инвестировать в редевелопмент промышленных территорий, чем в приобретение плохих, но еще не застроенных участков.
Положительные и отрицательные стороны предложенных направлений совершенствования градостроительной политики, относительно применения в
Копейском городском округе представлены в Приложении 5.
На основании исследования, наиболее оптимальным для решения проблем в рамках градостроительной политики можно назвать использование модели ГЧП.
Таким образом, основными направлениями по совершенствованию градостроительной политики можно обозначить:
— привлечение жителей муниципального образования к обсуждению проектов благоустройства и осуществления застроек в черте города;
— создание общественных комиссий по контролю над развитием градостроительства в мунициплаьном образовании;
— разработка сайта управления архитектуры и градостроительства и использование системы ИСОГД;
— преобразование застроенных территорий;
— применения налоговых льгот (налог на имущество, земельный налог) при строительстве инвесторами объектов социального назначения;
— использования ГЧП при строительстве объектов социального назначения;
— осуществление редивелопмента.
Заключение
В ходе исследования был проведен анализ современного состояния градостроительного комплекса на примере муниципального образования Копейский городской округ (КГО). Основным органом является Управление архитектуры и градостроительства КГО, находящегося в подчинении заместителя главы КГО по имуществу, градостроительству и жилищной политике, а так же непосредственно главы Администрации КГО.
Анализ динамики и эффективности функционирования градостроительного комплекса в муниципальном образовании показал, что происходит развития градостроительного комплекса муниципального образования, об этом свидетельствует наличие различных городских объектов (здравоохранения, образования, культурных, досуговых, промышленных и т.п.). Однако говорить о качестве и комфортности данных объектов не приходится, в данной ситуации можно отметить значительный износ инфраструктурных сооружений – это водоснабжение тепловые сети, канализационные отведения и сети и т.п., так же есть значительный износ в рамках транспортной инфраструктуры.
Говоря о практике реализации инструментов градостроительной политики предприятия, то можно сказать, что реализация правовых инструментов и административных осуществляется в полной мере. На территории муниципального образования нет каких – либо льготных условий налогообложения в направлении градостроительства (это в основном строительное направление для граждан), то же можно сказать и о кредитовании и о налогообложении. Основные условия установлены законодательно на федеральном уровне и уровне субъекта. Субсидирование осуществляется в основном по муниципальным программам в сфере градостроительства.
Отсутствие единой информационной системы в области градостроительства города, делает труднодоступными данные в этой сфере, а так же затрудняет оценку осуществляемого управления.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Режим доступа. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 19.09.2019)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2018) [Электронный ресурс]: Режим доступа. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения 19.09.2019)
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018) [Электронный ресурс]: Режим доступа. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения 19.09.2019)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // Internet resource: http\\www.kmo.ru\mar\zak.HTM. (дата обращения 19.09.2019)
- О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2017 N 372-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: Режим доступа. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200753/
- О жилищных накопительных кооперативах: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа. — https://giod.consultant.ru/documents/810629?items=1&page=9 (дата обращения 19.09.2019)
- Об ипотечных ценных бумагах: Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа. — http://base.garant.ru/12133150/ (дата обращения 19.09.2019)
- Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа. — http://base.garant.ru/12138267/ (дата обращения 19.09.2019)
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф