Введение
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Понятие о дизартрии
1.2. Классификации дизартрии
1.3. Клинические формы дизартрии. Основные проявления речевых расстройств
1.4 Факторы влияющие на нарушение речи у детей с дизартрией
Глава II. Экспериментальное изучение грамматической стороны речи старших дошкольников с дизартрией
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время проблема детей с дизартрией остается актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Поэтому дизартрия является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего изучения, так как недостатки речи затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
Для того чтобы понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевых и сопутствующих им неречевых нарушений.
Нами было проведено комплексное всестороннее обследование детей с дизартрией. Были обследованы нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования: теоретическое изучение особенностей нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования: нарушение речи при дизартрии.
Предмет исследования: особенности нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования:
Особенностью нарушения являются дефекты звукопроизношения и голоса, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Задачи исследования:
1. Описать развитие речи в онтогенезе.
2. Описать развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить клинические формы дизартрии у детей.
4. Описать основные проявления речевых расстройств у детей с дизартрией.
5. Изучить предпосылки развития речи у детей с дизартрией.
Методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Понятие о дизартрии
Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а рассматривают его более широко, поэтому дизартрия — это различные расстройства в двигательном звене речевых актов, обусловленные очаговыми поражениями центральной и периферической нервной системы [8. с.91].
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным [7. с-46].
При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речи двигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией [9. с-95].
«Л. О. Бадалян отмечает, что при дизартрии наряду с нарушениями грамматической стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвитие других компонентов речевой системы (лексико-грамматическая сторона речи, фонематический слух и др.), а также общей моторики. Общими клиническими признаками дизартрии являются:
1) нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга;
2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения. Нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, это прежде всего поднимание языка вверх. В результате этого расстраивается в первую очередь произношение переднеязычных звуков (р, л, т).
При дизартрии нарушаются согласованные движения мышц речевого аппарата, поэтому нарушается произношение многих звуков, требующих этих согласованных движений. При парезе круговой мышцы рта ограничена подвижность губ. Ребенок не может вытянуть их вперед трубочкой или растянуть в улыбке. В связи с этим нарушается произношение губных звуков (б, п, м, в, ф). За счет уменьшения резонаторной полости грубо искажается звукопроизношение. Парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функции других мимических мышц нижней части лица, так как мускулатура губ иннервируется лицевым нервом. Мягкое небо обычно малоподвижно в результате нарушения иннервации небных мышц. Голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость)» [2. с.325].
Итак, дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
1.2. Классификации дизартрии
Наиболее распространённая классификация в отечественной логопедии связана с неврологическим подходом на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи [5. с.164].
Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидальную (или подкорковую), мозжечковую, корковую [11].
Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Спорный вопрос о корковой дизартрии связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии [5. с.165].
Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.
Дети с дизартрией по клинико-психологической классификации Е.М. Мастюковой могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
-дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
-дизартрия у детей с церебральным параличом (ДЦП),
-дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями,
-дизартрия у детей с гидроцефалией,
-дизартрия у детей с задержкой психического развития (ЗПР),
-дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
-дизартрия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
-дизартрия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
-дизартрия у детей с последствиями перинатального поражения мозга (ПЭП).
Согласно точке зрения Винарской Е.Н, понятия корковой дизартрии является собирательным. Автор допускает существование различных ее форм, обусловленных как спастическим парезом артикуляции мышц, так и апраксией.[1.с.102] Синдромологическая оценка характера нарушений артикуляционной моторики представляет значительную сложность для неврологической диагностики, особенно когда эти нарушения проявляются без четких двигательных расстройств. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов, она не может быть проведена логопедом. Кроме того, для ребенка, в частности для ребенка с церебральным параличом, характерна смена неврологических синдромов под влиянием терапии и эволютивной динамики развития, в связи с чем классификация дизартрии по синдромологическому принципу также представляет определенные трудности.
Однако в ряде случаев при тесной взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога может быть целесообразным сочетание обоих подходов к выделению различных форм дизартрии.
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей [5. с.165].
Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка. Характеризуется минимальными дизартрическими расстройствами.
Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
Четвертая, самая тяжелая — отсутствие членораздельной речи ребенка (анартрия).
Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: тяжелая — полное отсутствие речи и голоса; среднетяжелая — наличие только голосовых реакций; легкая — наличие звукослоговой активности (И. И. Панченко, 1979). [3] Основными признаками (симптоматика) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по рядам и подъемам, нарушения согласных — по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу [10. с.356].
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на: а) антропофонические (искажение звука) и б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение). При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечаются нарушения письменной речи [5, с-166].
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.
Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба.
Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре при дизартрии могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков [5, с- 168].
Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, например, хоботок — оскал и др., а также с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений — тремора (мелкого дрожания кончика языка).
При дискоординационных расстройствах звукопроизношение расстраивается больше не на уровне произношения изолированных звуков, а при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях. Это связано с запаздыванием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слогов. Речь становится замедленной и сканированной.
Существенным звеном в структуре нарушений артикуляционной моторики при дизартрии является патология реципрокной иннервации.
Роль ее в осуществлении произвольных движений впервые экспериментально была показана Шерингтоном (1923, 1935) на животных. Было установлено, что в произвольном движении наряду с возбуждением нервных центров, приводящих к сокращению мышц, большую роль играет торможение, возникающее в результате индукции и уменьшающее возбудимость центров, контролирующих группу мышц-антагонистов — мышц, выполняющих противоположную функцию.
Характерным признаком дизартрии является нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.[1.с.115] Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия), которая может быть, как вторичной за счет нарушений проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга. На основе работ А. Р. Лурия выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. Нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны.
Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.
При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.
Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.
Итак, существует несколько классификаций дизартрии.
Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений. Выделяют 4 степени дизартрии: легкая (стёртая дизартрия)– минимальные дизартрические расстройства (МДР); средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики; выраженная – когда речь понятна только матери; тяжёлая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.
1.3. Клинические формы дизартрии. Основные проявления речевых расстройств
Наиболее тяжелой по проявлениям является бульбарная дизартрия. При этой форме имеется нарушения или воспалительный процесс в области продолговатого мозга. Нарушаются ядра черепно-мозговых нервов.
Механизм нарушения: периферические парезы или параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, возможно и мышц, поднимающих нижнюю челюсть.[1.с.117] Периферический парез этих мышц проявляется не только снижением силы этих мышц, но и их гипотонией (вялостью) и гипотрофией (дряблостью и истончением мышцы). Проявляется нарушением как произвольных, так и непроизвольных движений этих мышц, в результате значительно страдает артикуляция, фонация, возможно нарушение глотания и жевания (при двусторонних очагах).
Для нормальной работы артикуляционного аппарата, выразительной мимики, актов жевания и глотания необходима дифференцированная работа 12 пар черепно-мозговых нервов.
Двигательные расстройства в виде вялого паралича обусловлены очаговым поражением ядер, корешков или периферических стволов Y11 (лицевой), IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани, надгортанника, язычка мягкого неба. Эти мышцы обеспечивают речевую артикуляцию, звучание голоса, а также акт глотания. При бульбарной форме дизартрии, отсутствуют как произвольные, так и непроизвольные движения в том отделе речевого периферического аппарата, в котором имеются вялые параличи мышц.
В результате наблюдается паралич (полное отсутствие двигательных возможностей) или парез (неполный паралич) мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба.
При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры, который характеризуется триадой симптомов: атрофия, атония, арефлексия,
Симптоматика: Гипотония и гипотрофия мышц проявляется в половинке языка. Язык вялый, тонкий, распластанный. Девиация языка (отклонение от средней линии) в сторону паретичной мышцы. При выдвижении языка из полости рта кончик – раздвоен. Параличи чаще односторонние. При двусторонних поражениях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий, распластанный, затруднено или невозможно выдвижение вперёд.[1.с.120] Мягкое небо свисает чаще, с одной стороны. При произнесении звука «а» отмечается ограничение движения мягкого нёба с девиацией маленького язычка. Нарушение фонации: голос слабый, осиплый, с открытой назализацией.
Снижены или отсутствуют нёбные рефлексы.
Постоянным симптомом является амимия или гипомимия – нарушение мимических мышц. Отсутствие мимики делает лицо маскообразным. Характерным признаком является нарушение глотания мягкой и твердой пищи, нарушение жевания. Ранним признаком недоразвития общей моторики является нарушения процесса сосания у детей младенческого возраста.
Произносительная сторона речи: Согласные звуки утрачивают свои дифференциальные признаки по способу и месту образования, лакализации, участию голоса. Преимущественно нарушаются самые дифференцированные переднеязычные согласные. Гласные звуки приближаются к нечеткому усредненному звуку [а-ы] и приобретают гортанный призвук. Это приводит к снижению разборчивости речи и затрудняет понимание речи окружающими.
При бульбарной форме наблюдаются выраженные, тяжелые нарушения речи: невнятная крайне нечеткая, замедленная речь, а также специфические нарушения голоса – слабый, назальный или назализованный. У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи. Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, и является трудной для восприятия слушателями.
Нарушается произношение звонких звуков, ребенок не овладевает сложными звуками – аффрикатами. Может вообще отсутствовать речь, что характерно для анартрии.
Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола [12].
Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие. При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку. [5. с.174-175] Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остается пассивным и обычно напряженным.
Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения. Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны. Так, например, при ограниченности произвольных движений языка ребенок во время еды облизывает губы; затрудняясь в произнесении звонких звуков, ребенок их производит в плаче, он громко кашляет, чихает, смеется.
Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения — избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Звук р утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука л характерно отсутствие определенного фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краев языка и отсутствие или слабость смычки кончика с твердым нёбом. Все это определяет звучание л как плоскощелевого звука. Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же, как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто — слюноотделением.
Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в отличие от корковой в значительной степени также определяются смешением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).[1.с.121-122] При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое нёбо, способствует появлению носового оттенка при произношении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц. [5. с.176] При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена.
Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга [14].
Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков [4. с.120-121].
Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.
При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушается произношение так называемых какуминальных согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка (ш, ж, р). При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют, при более легких — заменяются другими переднеязычными согласными, наиболее часто дорсальными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу (с, з, с, з, т, д, к).
Трудными для произношения при корковой дизартрии являются и апикальные согласные, образующиеся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами (л).
При корковой дизартрии может нарушаться также произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих. Наиболее часто — щелевых (л, л). [5. с.173] Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка, что еще более ограничивает его тонкие дифференцированные движения. В более легких случаях нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков и слогов с этими звуками.
Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры.
В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность.
Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.
Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные (з — д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряженная, замедленная.
Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию (по показу или по словесной инструкции).
При втором и третьем вариантах корковой дизартрии особенно затруднена автоматизация звуков.
Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:
• характер пареза или паралича речевой мускулатуры (при бульбарной — периферической, при псевдобульбарной — центральный);
• характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной — преимущественно произвольные);
• характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии — диффузный, при псевдобульбарной — избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений);
• специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной — отодвинута назад; при бульбарной — гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной — наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение);
• при псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности. [5. с.177] Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон приду готовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательности мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:
• изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
• наличием насильственных движений (гиперкинезов);
• нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;
• нарушениями эмоционально-двигательной иннервации. Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии, в отличие от псевдобульбарной, может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая диспраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука. [5. с.178] При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.
Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.
Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. [5. с.179] Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии (избыточности или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.
Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.
Отграничение от дислалии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств), наличия не только нарушения звукопроизношения, но и расстройств просодической стороны речи, специфических нарушений звукопроизношения с трудностью автоматизации большинства звуков, а также с учетом данных неврологического обследования (наличие признаков органического поражения ЦНС) и особенностей анамнеза (указания на наличие перинатальной патологии, особенности доречевого развития, крика, голосовых реакций, сосания, глотания, жевания и т. д.).
Отграничение от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций, что проявляется в особенностях развития лексико-грамматической стороны речи. [5. с.179-180] Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе Рече двигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной. [5. с.158] Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или не выраженностью голосовых модуляций).
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
Итак, различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидальную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Наиболее тяжелой по проявлениям является бульбарная дизартрия, при этой форме имеется нарушения или воспалительный процесс в области продолговатого мозга.
1.4 Факторы влияющие на нарушение речи у детей с дизартрией
Причиной развития дизартрии может быть любое заболевание или процесс, нарушающий строение или раздражающий задние отделы лобной доли, подкорковые ганглии и мозжечок (опухоли, кровоизлияния, травмы мозжечка), а также проводящие пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга. Такие, как:
-Опухоли головного мозга, в том числе мозжечка.
-Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
-Кровоизлияние в головной мозг.
-Хроническое нарушение мозгового кровообращения.
-Травмы головного мозга.
-Абсцесс (гнойник) головного мозга или мозжечка [14].
-Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз (заболевание, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество мелких очагов демиелинизации), рассеянный энцефаломиелит (заболевание предположительно инфекционной природы, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество очагов демиелинизации).
-Отравления: солями тяжелых металлов, промышленными ядами (например, при бытовых отравлениях).
-Ботулизм — заболевание, связанное с отравлением ботулотоксином, вырабатываемым бактерией Clostridium botulinum. Также проявляется нарушением дыхания, нечленораздельной речью, птозом (опущением) верхнего века, диареей (поносом) и болями в животе.
-Боковой амиотрофический склероз — заболевание, характеризующееся постепенной гибелью тел мотонейронов спинного мозга (клеток, обеспечивающих движение мышц) и проводящих двигательных путей, а также постепенно развивающимися дизартрией и слабостью дыхательной мускулатуры [14].
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.) При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы) [11].
Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении — трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении — лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.
Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении — ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении — возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.
В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:
Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание — к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков. [6. с.179] При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре. Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:
искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
нарушение звукопроизношения не постоянно, т.е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно.
Итак, причинами дизартрии у детей могут быть внутриутробные нарушения, отразившиеся на развитии ребенка, асфиксии и родовые травмы, гемолитические болезни новорожденных, нейроинфекции. У взрослых дизартрию могут вызвать черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, менинго-энцефалиты и другие факторы.
На основе изучения данной работы пришли к выводу:
Дизартрия представляет собой нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной системы. Различают несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга.
Дизартрия имеет различные проявления, помимо нарушения звукопроизношения, — в развитии общей и мелкой моторики, артикуляции, пространственной ориентации и др. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80%. При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается практически у всех детей. Эмоционально- волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи
При обследовании, прежде всего, необходимо обратить внимание на анамнез, каков он, отягощен значительно или нет. Как проходило психомоторное развитие и раннее речевое развитие. Необходимо обследовать общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат и т.д.
Глава II. Экспериментальное изучение грамматической стороны речи старших дошкольников с дизартрией
2.1. Цель, задачи и методика экспериментального изучения
Цель изучения – выявить уровень сформированности дыхания, голоса, артикуляционного аппарата и состояния звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. Подобрать методику изучения у дыхания, голоса, артикуляционного аппарата и состояние звукопроизношения у дошкольников.
2. Проанализировать состояние дыхательной, голосовой функции, артикуляционного аппарата и звукопроизношения у дошкольников.
Изучение проводилось в период с 16 сентября 2021 г по 27 сентября 2021 г, на базе МБОУ Детский сад №123 «Семицветик» г. Москва. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Было изучено состояние звукопроизношения по альбому для логопеда О.Б. Иншаковой [17].
Звук [С] – усы, нос, сумка, собака, автобус, снеговик.
Звук [С’] – синий, гусь, семь, сети, письма, апельсин.
Звук [З] – коза, зонт, замок, зубы, ваза, звезда.
Звук [З’] – узел, газета, обезьяна, зелёный, зебра, земляника.
Звук [Ц] – цепь, яйцо, огурец, цветы, пуговица, индеец.
Звук [Ш] – шапка, машина, душ, шахматы, мешок, шина.
Звук [Ж] – жук, жёлудь, ножи, ежи, ножницы, жираф.
Звук [Ч] – чайник, мяч, очки, чемодан, ключ, бабочка.
Звук [Щ] – щётка, ящик, плащ, щука, овощи, щепки.
Звук [Р] – рыба, корова, топор, ведро, помидор, трактор.
Звук [Р’] – репа, фонари, дверь, ремень, верёвка, брюки.
Звук [Л] – лук, пила, дятел, лампа, молоток, белка.
Звук [Л’] – лейка, лимон, лев, телефон, пальто.
Звук [j] – яблоко, майка, юбка, платье, трамвай, листья.
Звук [М] – мыло, малина, костюм, морковь, сом, комар.
Звук [Н] – носки, окно, диван, ноты, слон, танк.
Звук [Б] – бант, бочка, клубок, банан, бутылка, барабан.
Звук [Д] – дом, дым, удочка, дерево, дыня, радуга.
Звук [В] – вата, волк, совок, ванна, сова, гвозди.
Звук [К] – кошка, паук, банка, конфета, индюк, кубик.
Звук [К’] – кеды, кит, пакет, валенки, утки, ботинки.
Звук [Г] – губы, рога, вагон, голубь, игла, попугай.
Звук [Г’] – гиря, гитара, бегемот, флаги, сапоги, гирлянда.
Звук [Х] – халат, ухо, петух, хлеб, хобот, холодильник.
Звук [Х’] – мухи, орехи, духи.
Результаты обследования состояния звукопроизношения нами учитывались при разграничении степени выраженности дизартрии: легкой, умеренной и выраженной.
Задание 1. Оцениваем объем движений нижней челюсти, для этого необходимо попросить ребенка подвигать нижней челюстью сначала вниз, затем обратно и вправо, влево.
Критерия оценивания:
Задание выражено без затруднений (вниз и обратно, вправо, влево) – 0; снижено (вниз и обратно, вправо, влево) – 1; выраженные затруднения (вниз и обратно, вправо, влево) – 2; легкое непродуктивное шевеление – 3; невозможно (не опускается / провисает) – 4.
Задание 2. Определяем положения языка. Для этого попросим ребенка высунуть язык и зафиксировать имеющиеся отклонения вправо, а затем влево.
Критерия оценивания: по средней линии – 0;
легкая девиация – 1; умеренная девиация – 2; значимая девиация, легкое шевеление языка – 3; язык в полости рта – 4.
Задание 3. Определяем тонус языка. Для этого попросим ребенка высунуть язык и смотрим, удерживает ли ребенок это положение языка, имеется ли паретичность, если есть, то с какой стороны.
Критерия оценивания:
тонус языка в пределах нормы – 0;
легкая спастичность / паретичность – 1; умеренная спастичность / паретичность – 2; выраженная спастичность / паретичность – 3; ригидность / атония – 4.
Задание 4 – 6. Ребенка просим высунуть язык, при этом обращаем внимание на расположение языка и его внешний вид. Так же рроверяем активные движения языка в разных направлениях.
Критерия оценивания:
1)Мышечная сила языка мышечная сила в норме – 0; легкое снижение – 1; умеренное снижение – 2; выраженное снижение – 3; отсутствует – 4.
2) Точность движений языка движение языка в активом состоянии – 0; легкие затруднения – 1; выраженные затруднения – 2; грубо нарушена – 3;
полная дискоординация языка – 4.
3)Переключаемость
переключаемость без затруднений (вперед, в стороны, вверх, вниз) – 0; легкие затруднения (замедленность) – 1; умеренные затруднения (синкинезии, застревания) –2; выраженные затруднения (синкинезии, застревания) – 3; отсутствует (тоническая неподвижность) –4.
Задание 7. Просим ребенка повторить речевой материал различной степени сложности.
Задание 1. Произнеси фразы с разной интонацией.
Официальность, радость, доброжела1. Здравствуйте!
тельность, восторг
2. До встречи! Нежность, злость
3. Как дела? Радость, угроза, задумчивость
Задание 2. Повтори за мной скороговорки.
1.Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
2. У ежа и елки иголки колки.
Критерия оценивания:
1) Голос
звучность голоса в пределах нормы – 0; легкая дисфония – 1; умеренная дисфония – 2; выраженная дисфония – 3; отсутствует (афония) – 4.
Задание 8. Дыхание.
1. Определение типа дыхания
Ребенку предлагается спокойно посидеть, при этом одна рука логопеда располагается на плечо ребенка, а другая на животе. При поднятии плеч дыхание относится к поверхностному ключичному типу. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальный тип дыхания. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
«Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
Вдохни носом (понюхай цветок) – выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.
Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки).
Вдохни ртом, выдохни ртом.
Вдохни ртом, а выдохни носом.
3. Исследование целенаправленности воздушной струи Материал для исследования: ватный шарик.
— Вот мяч и ворота. Давай поиграем в футбол. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.
4. Исследование силы воздушной струи.
-Подуй на карандаш так, чтобы он прокатился по столу. Для этого сначала вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. При этом губы вытяни трубочкой.
Критерии оценивания: диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой
вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная – 0; диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой
вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха – 1; диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый
объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха – 2;
верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый
объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох–3; задания не выполняет – 4.
Задание 9. Исследование особенностей фонационного дыхания.
Ребенку следует произнести на одном выдохе предложение.
Следует вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.
– Вася идет в школу. Критерии оценивания:
речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший– 0; речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен – 1; речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох – 2; речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации – 3; не справляется с заданиями – 4.
Интерпретация результатов экспериментального изучения:
0÷7 баллов – речь приближена к границы нормы;
8÷15 баллов – легкая степень симптоматики дизартрии; 16÷22баллов – умеренная степень симптоматики дизартрии;
23÷29 баллов – тяжелая степень симптоматики дизартрии;
30÷36 баллов – анартрия.
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения
Для выявления особенностей проявления дизартрии у дошкольников использовалась методика, которая включает 9 заданий, направленных на изучение состояния:
-артикуляции (1-6 задание);
— дыхания (7 задание);
— голоса (8-9 задание);
— состояние звукопроизношения.
С первым заданием, которое предполагало уточнить объем движений нижней челюсти у 30% детей отмечается легкое непродуктивное шевеление, а у 50% челюсть недостаточное опущение, движения невозможны вниз, обратно, вправо и влево. Затруднения при выполнении задания выражались непониманием, дети были неуверенными.
При проведении второго задания было определено положение языка. У 10% положение языка по средней линии, так же у 10% легкая девиация. 20% имеет умеренную девиацию, 30% детей со значимой девиацией. И у 10% детей язык в полости рта. Затруднений при выполнении задания не было.
В третьем задании был определен тонус языка. Легкую спастичность имеет 10% детей. У 50% умеренная спастичность, а у 30% выраженная. У 10% детей определена ригидность. Затруднений при выполнении задания не было.
При выполнении четвертого, пятого и шестого задания были определены мышечная сила языка и переключаемость. Мышечную силу языка в норме имеет 10% детей, у 30% детей легкое снижение, у 20% умеренное, а выраженное так же у 20% детей. У 20% детей мышечная сила языка отсутствует. Точность движения языка в активном состоянии у 10% детей в норме, 30% имеют легкие затруднения, а выраженные 30%. У 20% точность движения языка грубо нарушено, а полная дискоординация языка лишь у 10% детей. Переключаемость без затруднений 20% детей, замедленность языка имеют 20% детей. Умеренные и выраженные затруднения имеют 60% детей (30% ребенка умеренны и 30% выраженные).
Большинство детей задание понимали не сразу, делали неуверенно.
В седьмом задании оценивается звучность голоса ребенка, ритм и интонация. Звучность голоса у 40% детей в пределах нормы. Умеренную дисфонию имеют 20% детей, в некоторых фразах интонацию не меняют, голос тихий. А при выраженной дисфонии голос монотонный, тихий, слабый, говорят шепотом, изменения интонации во фразах нет, таких детей 40% . Это задание дети выполнили без стеснения, повторяя все за мной, но с разными результатами.
Целью восьмого задания было изучение типа дыхание. 60% детей имеют диафрагмальный тип дыхания, они дифференцируют ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная. 10% детей имеют так же диафрагмальный тип дыхания, в норме дифференцируют носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. У 30% детей наблюдается верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, имеют малый объем и сила выдоха, не дифференцируют ротовой и носовой вдох и выдох.
В задании девять было обследовано состояние речевого вдоха и выдоха дыхания детей. Норму имеют 20% детей, у 30% речевое дыхание ограничено, у 40% речевой выдох ослаблен, но у всех речь на выдохе. У 10% детей возможна речь на вдохе, имеется дискоординация дыхания и фонация. 10% детей не справляются с заданием, не делают вдох через нос и на выдохе не произносят предложение (Таблица 1).
Таблица 1
Исходя из данных таблицы 1, сделаны следующие выводы:
-легкая степень симптоматики дизартрии у 3 детей,
-умеренная степень симптоматики дизартрии у 7 детей,
-тяжелая степень симптоматики дизартрии у детей не имеются.
Рис 1. Результаты экспериментального изучения
Легкая степень дизартрии выявлена у 30% детей в дошкольном возрасте. Для них характерно легкие затруднения с артикуляционным аппаратом – наблюдается легкая девиация, спастичность, так же легкое снижение мышечной силы языка. При голосообразовании имеется легкая дисфония. Дети не всегда произносят фразу с правильной интонацией. Объем речевого дыхания ограничен, говорят на выдохе. Также при легкой степени дизартрии нарушено звукопроизношение ([Р], [Р’], [С], [С’], [Ш]).
У 70% процентов детей наблюдается умеренная степень дизартрии. Более выражены нарушения артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосообразования и звукопроизношения. При этой степени характерна умеренная девиация, так же умеренная спастичность. Имеются затруднения точности движения языка и переключаемости. Голос тихий, но интонационно окрашен. Наблюдается диафрагмальный тип дыхания, малый объем и сила выдоха. Так же нарушены звуки [Р], [Р’], [С], [С’], [Ш], [Ц], [Ч].
Таким образом, экспериментальное изучение доказывает необходимость проведения целенаправленной логопедической работы, направленной на преодоление нарушений грамматической стороны речи: фонация, артикуляция и дыхание.
Итак, нами было проведено экспериментальное изучение, направленное на выявление состояния:
-артикуляции;
-дыхания;
-голоса;
-состояния звукопроизношения.
Просодическая сторона речи, обследуемых детей, характеризуется рядом специфических проявлений таких как: хриплый, сиплый, ослабленный голос; темп речи может быть ускорен или замедленным. Отмечаются нарушения модуляции голоса.
Дошкольники с экспериментальной группы имеют нарушения в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Корень языка при высоком мышечном тонусе напряжен, так же недостаточная выраженность кончика языка. Часто при открытии рта язык неспокойный, оттягивается внутрь, вялый, движения ограничены.
Проведённое экспериментальное изучение показало, что речь детей нарушена фонетически: имеются нарушения звукопроизношения по типу искажения. Все это доказывает необходимость своевременной коррекционной работы, направленной преодоление выявленных нарушений.
Заключение
Работа была посвящена изучению нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Мы изучили и проанализировали что такое дизартрия. (Дизартрия это – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Выявили причины возникновения дизартрии, (важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушением речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.
Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.
Гипотеза о нарушение произносительной стороны речи характеризующейся недостаточностью иннервации речевого аппарата, подтвердилась. Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Общими клиническими признаками дизартрии являются:
1) нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; 2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения.
Для коррекции дизартрии необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проявления. Большое влияние также оказывает, в какой форме был представлен материал. Поставленная нами цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей /Учебное пособие — М.: АСТ: Астрель, 2018. — 254, [2] с.: ил. — (Высшая школа).
2. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., исп. – М.: Академия, 2021.
3. Башмакова С. Б., Кошкина О. Н. Теоретический анализ исследований психоречевых особенностей дошкольников с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 132–137. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56134.htm.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. –М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2019. -287с.
5. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 680 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. -М.: ACT: Астрель, 2017. — 351 с. — (Высшая школа).
7. Журнал.невропатологии и психиатрии им. Корсакова. — М.: Медицина, 2012, вып. 8. — 160с.
8. Ларина, Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е.А Ларина. – 2017. – №4. – С.169-172.
9. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/2/0049
10. Правдина О.В. Логопедия учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Просвещение, 2018. -301с.
11. Поваляева М.А. справочник логопеда. -Ростов- на- Дону.: Феникс, 2016. -445 с.
12. Спринца А.М. Нервные болезни: учебное пособие для средних медицинских заведений. — Спб.: СпецЛит, 2019. -697с.
13. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева. – М., 2015. – 320с.
14. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 2018.–Ч. I. –С. 163-293.
15. Шереметьева, Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учебно-практическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск, 2017. – 104 с.
16. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович,
17. О.В. Преснова. – Москва, 2016. – 287 с.
18. www.logoped.info. Дизартрия.
19. www.logoped.info. Дизартрия псевдобульбарная.
20. psihomed.com. Дизартрия.
21. lookmedbook.ru. Дизартрия.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф