Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Храмовое искусство как памятник культуры»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Зарождение храмового искусства
1.2 Классификация храмового искусства
ГЛАВА 2 ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО ПСКОВА
2.1 Этапы становления храмового искусства в Пскове
2.2 Известные и значимые памятники храмового искусства Пскова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что с конца 80-х годов XX столетия начался процесс возрождения Русской Православной Церкви. Одним из его проявлений является постепенное возвращение зданий, принадлежавших Церкви в прошлом. Как следствие этого — широкие реставрационные и восстановительные работы. Рост числа приходов на рубеже 1980 — 1990-х годов вызвал необходимость строительства новых храмов. К настоящему времени возведено большое количество церковных построек, во внешнем облике которых зодчие стремились выразить архитектурную идею православного храма современным языком, не выходя при этом из рамок канонических требований.
Искусство и произведения искусства играют огромную роль в жизни Православной Церкви. Используя стремление к красоте и способность к творчеству, человек стремиться передать свои религиозные чувства и переживания при помощи художественного образа. Именно это и можно считать отправной точкой возникновения церковного искусства.
Возникает искусство на заре человеческой истории как «особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека»[1].
Целью настоящей работы является выявление особенностей храмового искусства Пскова как культурного наследия и использование данной работы для духовного воспитания.
Цель работы достигнута благодаря решению следующих задач:
1) рассмотрен процесс зарождения храмового искусства
2) охарактеризованы этапы становления храмового искусства в Пскове
3) рассмотрены самые известные и значимые памятники храмового искусства Пскова.
4) изучены мастера храмового искусства
5) проведена классификация храмового искусства
Предметом исследования является храмовое искусство.
Объектом исследования выступают храмы Пскова
В настоящей работе были использованы методы анализа, синтеза, обобщения.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Зарождение храмового искусства

Само искусство (греч. Τέχνη; лат. Ars — «искусство, мастерство, умение, ремесло»; ст.-слав. творити искусы — создавать опыт, истязание) можно определить как образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе; сочетание элементов творчества так, что они отражают то, что интересует автора.[6] Выражая мир посредством искусства, человек-творец, несомненно стремился свои духовные переживая и религиозную настроенность выразить при помощи творчества. Так возникает религиозное искусство, которое представляет собой стремление при помощи художественных средств отобразить неземную реальность. Искусство, принесенное мастером-творцом в дар Богу-Творцу как плод взаимного сотворчества Господа и человека, стремление внести в ограду Святой Матери-Церкви глубину своего сердца и является предпосылкой для появления церковного искусства.
Храмовым искусством называется искусство, находящее свое воплощение в границах Церкви, очерченных рамками св.канонов и уставов, имеющее богослужебное употребление и поставляющее своей целью прославление Бога и раскрытие церковного учения.
Церковное искусство свой вектор направляет к исканию иной Красоты, несотворенной, а потому вечной, идеальной и неразрушимой. Причастие нетварной красоте в той или иной степени придает церковному искусству сопричастие вечному ангельскому служению, делая его отблеском райской красоты. Очень замечательно охарактеризовал церковное искусство прот.Алексей Остапов: «Красота храма, богослужения – это красота церковная, особенная, говорящая о спасительном и благодатном, красота преображающая. Это отблеск высочайшей и совершеннейшей Красоты Бога».[6] По словам священноисповедника Афанасия (Сахарова), еп.Ковровского: «В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл… Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию… так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении».[6] И несомненно, любая безвкусица и аляповатость врываются диссонансом в стройную гармонию церковно-богослужебной жизни. «Священнослужителю очень важно глубоко чувствовать церковный характер храма и совершаемого в нем богослужения. Он твердо должен усвоить, что как недопустима нецерковность в храмовой утвари, живописи, иконах, так недопустима она и в богослужении, проповеди, облике и поведении самого священнослужителя. К примеру, любой нецерковный предмет, внесенный в храм для употребления, сразу должен «резать» глаз священника… Добиться церковной строгости и единого стиля в храме трудно… Раскрыть настоящую церковность, приблизить ее, сделать доступной и насущной для своих прихожан может и должен священнослужитель, но прежде всего он сам должен открыть ее для себя, должен жить ею, постоянно духовно обновляясь и углубляя свое знание Церкви».[6] Храмовое искусство уходит своими корнями в IXвек, когда произошло Крещение Руси. С крещения Руси начинается новый период в русской истории и строительстве. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии.
Первым каменным строение стала Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). Киев. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест.
Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.
Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.
Таким образом, основным типом строительства православного храма на Руси был крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

1.2 Классификация храмового искусства

Православный храм — это такое место, куда приходят верующие, чтобы молиться, исповедаться в своих грехах, слушать проповеди священника, ставить свечи, писать записки, прикладываться к иконам, заказывать молебны.
Но храм это не только мольба и записки. Ведь именно в этом месте можно насладиться настоящим искусством.
Православный храм объединяет в себя пять видов искусств:
Архитектура храма — внешнее и внутреннее убранство.
Фрески — настенная роспись.
Изобразительное искусство — иконопись.
Музыкальное искусство — пение молитв.
Ювелирное искусство — это драгоценные оклады на иконах, выполненные из различных материалов, подсвечники, церковная утварь, церковные облачения.
Рассмотрим данные виды отдельно. Православные храмы — это бесценные памятники мирового архитектурного искусства. Только на территории России на сегодняшний день насчитывается около 25 тысяч различных храмов и каждый из них по-своему неповторим. Важная роль в православии отводится архитектуре. Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор. В центре алтаря находится престол.
В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». На вершине купола крест
Искусством создания фресок владеют немногие художники, это мастерство было популярно в эпоху раннего Возрождения
Фрески на стенах в храме тоже расположены определенно. Не каждому художнику дано рисовать настенные иконы. За это берутся лишь настоящие мастера своего дела. В наше время их осталось не так много.
В православии икона занимает важное место, это не только украшение храма и предмет почитания.
Иконопись — это создание изображений, цель которых быть связующим звеном между земным миром и миром Божественным.
Около входа в алтарь обязательно иконы Божией Матери с младенцем и Иисус Христос
Около входа в алтарь обязательно иконы Божией Матери с младенцем и Иисус Христос
Самые ранние из известных нам икон – это «Успение Богоматери» из ц. На Пароменье и Богоматерь Одигитрия из ц. Николы. Они датируются 13 веком. Это большие иконы, написанные в традициях 12 века. Тяжелые, грузные формы отличаются примитивностью, однотипные лица с большими головами и маленькими телами, широким разрезом глаз и изогнутыми носами говорят о сильной архаизирующей традиции. Живопись практически лишенная цвета, где для достижения большего эмоционального эффекта применяются искажения форм и стилизация.
Самой значительной из ранних псковских икон является житийная икона Илии Пророка, в которой местные черты настойчиво пробиваются наружу. Здесь мы встречаем сочетание различных тем, лишенных внутренней связи. Наверху изображен полуфигурный Деисус с ангелами и апостолами. Посередине и внизу изображен пророк Илия в пустыне и 12 сцен из его жизни. Монументальная и спокойная фигура пророка показана в трехчетвертном повороте в окружении гор, поражающих своей окраской. Колорит клейм плотный, густой, насыщенный. Композиции разрежены с простыми архитектурными кулисами и строгими пейзажными фонами.
Икона Николая Чудотворца датируется ранним 14 веком. Фигура святого фланкируется крохотными фигурками Христа и Богоматери, на золотом фоне. Одежды густого вишневого тона, тщательно разделенное золотыми ассистами. В личном письме и изображении рук чувствуется новгородское влияние (тонкие черты, изящные линии). Глухой сдержанный цвет, обильное использование золотых ассистов, гротесковость в чертах лица – типично псковские черты.
Существует три иконы столь похожие друг на друга стилистически, что есть мнение, что их писал один мастер. Это Деисус, Параскева Пятница, Варвара и Ульяна, Собор Богоматери. Вместо золотого фона используется желтый, вместо прописанных ликов – энергичная лепка, построенная на контрасте темно-коричневых теней и резко высветленных участков на лбу, носу и подбородке. Сочетание темных санкирей и телесного цвета дает ощущение объема. Обостренное понимание динамики – каждая святая в своем ракурсе. Произведения полны драматизма и духовной сосредоточенности. В Соборе Богоматери – серьезность и сосредоточенность ликов, обобщенность образов и духовное напряжение.
Последней четвертью 14 – началом 15 вв. датируется Сошествие во ад. Особая стремительность движения, динамика резких высветлений и ярких бликов. Наверху Деисус, где вместо Христа Никола. Это несколько нарушает гармонию, но для псковского мастера главное непосредственность выражения, духовное содержание.

ГЛАВА 2 ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО ПСКОВА

2.1 Этапы становления храмового искусства в Пскове

От XVI века в современном Пскове сохраняется 22 церкви. Это 48% от числа всех церквей, которые сегодня существуют в городе.
В конце XV века в Пскове складывается «канонический» тип храма. Этакий КАНОН псковской архитектуры. Этот тип храма становится самым распространенным в зодчестве Пскова XVI века.
Основные черты канонического храма псковской архитектуры:
 одноглавый четырехстолпный четверик
 восьмискатное покрытие
 двухъярусная структура угловых компартиментов
 повышенные подпружные арки под барабаном
 трёхабсидность
В Пскове к указанному типу относится церковь конца XV века — Богоявление с Запсковья. Вероятно, этот храм становится своеобразным эталоном для зодчих XVI века.
Для Пскова, располагающегося в непосредственной близости от западных рубежей, вопрос защиты своих границ стоял особенно остро. Поэтому вполне естественно, что именно на этой территории стали создаваться мощные оборонительные крепости, а архитектура в целом приобрела характерные для оборонительного зодчества черты.
Церкви «канонического» типа строятся на протяжении практически всей первой половины XVI века — как больших, так и малых размеров. Последним образцом подобного большого храма является церковь Петра и Павла с Буя, построенная в 1540 году.
Одновременно в первой трети XVI века строятся единичные храмы, не подпадающие под канон. В 1518/19 году заканчивается строительство Никольской бесстолпнойной одноабсидной церкви на подклете с трапезной в Снетогорском монастыре. Это первая известная нам трапезная на псковской земле. Хотя церковь Николы близка к псковским бестолпным храмам, но очень небычны для Пскова перекрытия подцерковья. К тому же Никольская церковь — это первый датированный пример бесстолпного храма с подклетом. Строительство, велось вероятно иногородним мастерами, быть может присланными из Москвы итальянцами.
Вероятно, в 1533/34 году заканчивается строительство монастырской церкви Воскресения со Стадища на Запсковье. При её строительстве (а заложена до 1532 года) воспроизведены конструктивные особенности другого храма конца XV века — Георгия со Взвоза.
Эти единичные постройки не оказали влияние на современную им псковскую архитектуру, но они отчасти повлияли на архитектуру псковских храмов второй половины 40-х годов XVI века.
В 30-е годы XVI века (после 1533 года) начинают происходить изменения в интерьере канонического храма.
В двух монастырских одноглавых четырехстолпных трехабсидных храмах с первоначальным восьмискатным покрытием Дмитрия в Поле и Климента на Завеличье появляются тенденции к «зальности»: отсутствуют хоры и угловые палатки, все 4 столба свободны на всю высоту. Еще одной новой чертой в этот период является появление подклета у четырехстолпного храма (у церкви Климента).
В 1535 году возводится церковь Николы со Усохи — храм «зального» типа: высокие круглые столбы, отсутствие хор угловых палаток, багодаря чему внутри храма создано свободное пространство.
Вероятно, в это период отпадает необходимость обустройства в угловых палатках приделов. Кроме того в уже построенных ранее храмах (например в церкви Богоявления с Запсковья) приделы из угловых палаток переносятся в рядом пристроенные помещения.
К этому же типу — типу «зальных» храмов относится церковь Анастастии (построенная предположительно в 1539 году).Интересно, что в этом храме и четверик, и придел, и притвор, и окружающая галерея — стоят на подклете. Подобное характерно для более поздних храмов.
Со строительстовом монастырской церкви Жен Мироносиц на Завеличье в 1546 году начинается новая страница псковской архитектуры XVI века. «Зальный» храм, четверик и галерея которого, как у церкви Анастасии поставлены на подклет, несет в себе черты влияния как предшествующей псковской архитектуры восходящей к типу храма Георгия на Взвозе так и влияние зодчества северо-восточной Руси.
К северо-восточным чертам относятся форма галереи, крестовый свод перекрывающий свод придела, позакомарное покрытие. До 1546 года псковские храмы имели восьмискатное покрытие. Новое — позакомарное покрытие меняет внешний облик храма.

Рисунок 1 — Церковь Жен Мироносиц. 1546 год. Современный облик храма далек от первоначального.
В 1547 году возводится монастырский храм Иоанна Богослова на Мишариной горе. Это храм повторяет в уменьшенном размере все основные черты Мироносицкой церкви.
Строительство этих храмов совпадает по времени с началом царствования Ивана Грозного (1547г.). Храмы этого периода несут в себе следы этого периода: мастера стремятся создать монументальный и значительный образ, в котором отражаются величие и массивность «государственной» архитектуры Москвы. Вл.В. Седов относит псковские храмы этого времени к «грозненскому» типу.
Самым ярким образцом храма этого типа является храм Василия на Горке. Он мог быть построен между 1547 и 1555 годами. Васильевская церковь поставлена на подклет, имеет двухярусную галерею и позакомарное покрытие.

Рисунок 2 — Церковь Василия на горке (Время возведения между 1547 и 1555 годами)

С 1555 по 1562 года в Пскове , вероятно, не ведется никакого церковного строительства. Оно возобновляется в конце XVI века. Количество построенных в это время храмов невелико. А их архитектура свидетельствует о закате архитектурной псковской традиции.

2.2 Известные и значимые памятники храмового искусства Пскова

Первым памятником, относящимся к 30-м – 40-м гг. 12 века является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Он был построен по инициативе архиепископа Нифонта, переехавшего во Псков из Новгорода на некоторое время. В это же время строится и другой монастырский собор Рождества Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря. Программа Нифонта по созданию монастырских обителей воплощалась для проповедования христианских идеалов. Собор Иоанновского монастыря во многом повторяется сложную типологию новгородских церквей 12 века, представляя собой шестистолпный трехглавый храм с нартексом и хорами, впрочем, уступающий по размерам новгородским. Эта особенность предопределила своеобразия интерьера собора, который несмотря на открытость подкупольного пространства, воспринимается темным из-за нависающих хор, мощных подкупольных опор и обилия лопаток на стенах и столбах, расчленяющих и без того стиснутый внутренний объем собора.
В Мирожском же монастыре доминантой является обозримость и открытость интерьера. Строительство шло в несколько этапов. Изначально собор мыслился как крестовокупольный храм без хор с четко выделенными ветвями подкупольного креста, за счет понижения угловых объемов. Таким собор сохранился изнутри – с ясно выявленной крестовокупольной конструкцией, с широкими нерасчлененными плоскостями стен, плавно перетекающих в своды. Здесь полностью отсутствует членение стен лопатками, лишь некоторые окна и арки нарушают монотонность стен. Увенчивает все просторный купол, объем которого увеличен из-за утоньшения стен барабана изнутри. Здесь чувствуется зальная ориентация, вмещающая одну из самых насыщенных догматико-повествовательных росписей своего времени. Однако через некоторое время над пониженными объемами по неизвестным причинам были надстроены две палатки, в которых расположили ризницу и придел, между которыми сделали деревянный настил хор. Так явный крестовокупольный характер снаружи был изменен. Позже в 16 в. была пристроена паперть со звонницей, имеющей характерные псковские очертания, а 17-18 вв. собор получил четырехскатное покрытие, закрывшее нижнюю часть купола, что повлекло за собой изменение контуров купола со шлемовидной на луковичную.
К 1310 году относится собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Во внешнем облике он имеет сходные черты с собором Мирожского монастыря. В 16 веке к нему был надстроен барабан и купол. Сохранилась фресковая живопись псковских мастеров. В завершении барана сделан искусный фриз, построена внутристенная лестница.
Для псковской архитектуры 14 столетия характерны такие типы сооружений: бесстолпные постройки, разнообразные четырехстолпные: центральная апсида и выступы, одна апсида, Т-образные опоры, трехчастный алтарь. Также комплексы из нескольких храмов, общими пространствами.
Никольский собор Изборска (1330-е гг.) имеет одну апсиду, фасад делится лопатками на прясла. Барабан имеет в основании двойной фриз. Во внутренней конструкции хоры, на которые ведет внутренняя лестница, также ступенчато-повышенные своды.
На территории Крома в центре Детинца располагается Троицкий собор (60-е гг. 14 в.).. Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV века был не дошедший до нас Троицкий собор, созданный в 1365—1367 годах на старой основе здания XII века. Известный нам по весьма точному рисунку конца XVII века собор сохранял существенные особенности композиции храма конца XII века: ярусность объема, пониженная западная часть (нартекс), притворы с трехлопастными фасадами и подчеркивавшие динамику здания пучковые пилястры. Здесь сложная форма завершения выявляет псковские черты, а имитация пучков колонок – смоленское. Здесь также присутствует многоскатное покрытие и пьедестал с многократными фронтонными завершениями
Ц. Василия на Горке (1377г.).
Образцом псковской архитектуры 15 столетия является ц. Успения Богородицы в Мелетове (60-е гг. 15 в.). Она представляет собой четырехстолпный одноглавый храм с двухскатными завершениями. На фасаде присутствуют широкие лопатки, ступенчато-повышенные подпружные арки. На барабане 4 световых окна, образующих световой крест. Внутри присутствует фресковая роспись.
Ц. Козьмы и Дамиана с Примостья. Имеется аркада в центральной части, одночастный алтарь. Венчает церковь высокий барабан с бегунцом в орнаменте.
К концу 15 века относится ц. Богоявления в Запсковье. Здесь появляется звонница – стенка в псковской архитектуре. Мощные столбы восходят из «сарая». Важная часть – колокольный звон для литургии 16 века.
Год назад, 7 июля 2019 года, в ходе 43 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО десять псковских храмов были внесены в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Все эти памятники транслируют классику псковского средневекового зодчества и вместе с тем каждый из них неповторимо оригинален. Обратимся к этим великолепным творениям древнерусского искусства, славе Пскова, славе России.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря – седые великаны домонгольских времён
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.) и собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря (пер. пол. XII в.) – храмы, от которых брала отсчёт вся псковская школа архитектуры. И хотя первый храм отсылает нас к византийским, второй – к новгородским прототипам, оба они, благодаря своим масштабу и пропорциям, художественной и эмоциональной атмосфере, стали родными Пскову, органически вписались в архитектурное пространство средневекового города.
Своды и стены Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря сплошным ковром покрывают фрески, созданные в XII в. приглашёнными в Псков столичными константинопольскими мастерами. Великое чудо, что с тех далёких времён византийская живопись сохранилась во всей своей полноте – на 80 процентов.
Уникальность этого фрескового цикла – и в высочайшем художественном качестве, и в продуманной цельной иконографической программе, и в глубочайшей богословской концепции, и в блистательном мастерстве художников – создателей гармоничного ансамбля. Приводит в восхищение богатство красочной палитры, безупречность рисунка, напоминающего о великолепном античном прошлом христианской Византии, отточенность живописных приёмов, гармония и уравновешенность композиций, многообразие сюжетов, кристальная ясность изложения церковных догматов.
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и его фрески – становление местной традиции
«Искусство XIV в. переносит нас в мир искренней веры людей, чья жизнь полна тревоги и держится надеждой на мир вышний…» (4, С. 247).
Снетогорский монастырь, ставший на излучине реки Великой, украсился собором Рождества Богородицы (1309–1313 гг.) в сложнейший переломный момент жизни Псковской вечевой республики. С одной стороны, в нём любой пскович узнает черты Мирожского собора, переданные с подчёркнутым уважением к традиции. С другой – собор производит совсем иное впечатление. Он высоко поднят – вознесён на скале и отмечает парадный въезд в «Вольный Стольный град Псков». При этом все его архитектурные формы обладают мягкостью и пластичностью, что не похоже на строгую ясность очертаний домонгольского Мирожского храма-прототипа.
Здесь впервые активно используется местный строительный материал – известняк! Именно с особенностями известняковой плиты связаны знаменитые для всей последующей псковской традиции зодчества смягчённые очертания всех архитектурных форм, скульптурная рукотворность псковского храмоздания, его неповторимая пластика, эскизность и живописность.
Ещё более замечательное открытие нас ждёт в интерьере храма. Здесь создан и сохранился первый ансамбль псковской школы фресковой живописи, абсолютно новаторский по сути, созданный местными мастерами-самородками в 1313 году.
Главный художник Снетогорского собора – своего рода самородок-виртуоз, который работает решительно и легко, смело, не боясь ошибок, осваивает различные художественные приёмы, когда-то увиденные и воспринятые им. Простота и лапидарность художественных форм, вкупе с умышленной строгостью выразительных средств, создают прямые и открытые образы, в которых строгость и аскетичность соседствуют с непосредственностью и живостью восприятия мира…»
Главный мастер, а вслед за ним все остальные, впервые использует в Снетогорской росписи ставшую впоследствии знаменитой местную краску – «черлень псковскую». Её оттенки от оранжевого до интенсивно-вишнёвого в сочетании с белилами создают удивительно эффектный контраст. Черлень дешева, добывается прямо под монастырской скалой на берегу реки Великой, в отличие от целиком «привозной» мирожской живописи. Это свидетельствует о становлении именно местной псковской школы в Снетогорской росписи[11].
Необычайная экспрессия, перенапряжённость колорита создают аскетический и драматический характер живописи. Источником этой особенной интонации храма является Вера, вопрос её защиты, который был для псковичей вопросом жизни и смерти. В XII–XIV вв. Псков был «сжат» двумя страшными силами: c одной стороны монголо-татарское нашествие с юга, с другой – наступление рыцарско-католических орденов с северо-запада.
В искусстве всего византийского круга такой ансамбль только один, и он – в Пскове.
Церкви Михаила Архангела с Городца и Косьмы и Дамиана с Примостья – вечевые кончанские храмы XIV–XV вв.
Церковь Михаила Архангела с Городца была заложена в 1339 году после долгого перерыва в каменном строительстве, обусловленного трагичным для пограничного Пскова XIII веком. Она дошла до нас с перестройками в своей верхней части (к. XVII в.). Тогда же возведена красивая шатровая колокольня с затейливыми окнами и проездом в нижней части – вся родом из XVII века, века «узорочья». Оттуда же родом и полихромные печные изразцы на барабане.
Церковь стоит в древнем районе города – Городце. Она была кончанским (главным) храмом городского района и занимала важное место в градостроении – все старинные дороги, улицы Пскова стекались к ней (как к знаменитой позднее парижской площади Звезды). Рядом шумел знаменитый псковский Торг. Церковь демонстрирует обращение псковичей к традициям, идущим от Византии к Новгороду, к опыту, преподанному зарождающейся школе грандиозными учителями: Мирожским и Иоанно-Предтеченским храмами.
Итак, в первой половине XIV века, выделив новгородскую традицию как ближайшую, псковичи начинают её трансформацию и «…быстро формируют свой композиционный вариант здания, в котором, несмотря на известную ремесленность и примитивность форм, уже чувствуется особая художественная и духовная атмосфера жизни Пскова (4, С. 99).
Можно считать, что в этом храме определился особенный художественный вкус, ещё раз интерпретирована новгородская традиция. Храм при всей своей высоте (парадоксально!) не выглядит новгородским, здесь происходит пропорциональное приближение к будущему идеалу негорделивого, сомасштабного городу храма, транслируется попытка создать свою школу с опорой на учителей – Византию и Новгород.
К тому же обрастание со временем главного храма приделами, галереями, папертями постепенно привело к формированию чисто псковской пирамидальной композиции церкви.
В результате многовековых изменений ансамбль храма удивительным образом включил в себя целую историю зодчества! Так, надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами тяготела к московским вкусам, а древнейшие формы храма – к новгородско-псковским, за которыми угадывается и византийский образец.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья с палаткой под звонницу, оградой и воротами
Примостье – ключевой градостроительный узел у моста через реку Пскову напротив Кремля. Храм, его ограда и мощная звонница составляют один из живописнейших ансамблей города времён Псковской республики. Псковская Вечевая республика – «Вольный Стольный Господин Псков» – существовала в официальных документах с 1348 по 1510 гг. Это лучший период псковской истории и культуры, когда отчеканилась, сформировалась и вышла на мировой уровень знаменитая школа псковского зодчества, когда по миру (далеко за пределами Псковской земли) широко распространилась слава псковских «каменосечной хитрости мастеров».
Некогда храм (1463 г. – XIX в.) был главным храмом Космодемьянского конца (района) на Запсковье и был центром его религиозной, общественной и политической жизни: вокруг шумело кончанское вече, на котором принимались важные решения.
Образ храма вполне соответствует его назначению: он значительный и монолитный, строго собирающий вокруг себя пристройки. Но с его простотой и даже суровостью уживается праздничность и широта. Рядом взметнулась палатка, которая раньше венчалась звонницей, создавая необыкновенный художественный эффект.
Архитектурных чудес в Космодемьянском ансамбле немало, но самое уникальное – в этой палатке под звонницу: во втором этаже здесь помещалась в старину дивная церковь «под колоколы». Во всей Псковской земле более ни в одной звоннице с палаткой признаков церковных помещений не обнаружено!
Церкви Георгия со Взвоза и Богоявления с Запсковья – «золотой век» псковского зодчества
Возведению этих двух храмов предшествовало интереснейшее событие: в 1474 году «навыкшие каменосечной хитрости» псковские мастера были вызваны в Москву Великим князем Иваном III для того, чтобы определить причины обрушения Успенского собора, который успели построить до уровня сводов местные зодчие. Высказав своё весомое экспертное мнение, псковичи получили приглашение Великого князя возвести несколько важнейших государственного значения храмов, два из которых по сей день украшают Московский кремль (это церковь Ризоположения и Благовещенский собор), а ещё один, Свято-Духов храм – Троице Сергиеву Лавру. Возвратившись в родной город, обогащённые различными впечатлениями и новым опытом, псковичи создали несколько гениальных храмов один за другим.
Сначала, в 1494 году, ими был построен в Пскове храм Георгия со Взвоза (1494 г. – XVI вв.)
Храм можно назвать высшим артистическим проявлением псковской школы. «Как внутреннее пространство, так и фасады храма демонстрируют отточенность построения, прекрасное владение формой. По ясности и качеству композиции ц. Георгия со Взвоза следует отнести к лучшим памятникам псковской школы» (6, С.124).
Утратив в XIX веке придельные боковые храмы, он стал изумительно стройным. Это гармоническая, прекрасных пропорций аристократичная церковь. Чрезвычайно «идёт» изысканному Георгиевскому храму его трёхлопастное покрытие – завершение в виде красивых плавных изгибов (реставрация 2016 года). Учёные спорят об источнике его появления в Пскове, но очевидно, что, применив его, зодчие вобрали и по-своему интерпретировали и древний опыт домонгольской Руси, и опыт молодой московской школы, и блистательный опыт итальянцев эпохи Раннего Возрождения Кватроченто, с которыми они конгениально «соработничали» в столице.
Вскоре, в 1496 году, возводится храм Богоявления с Запсковья – едва ли не лучшее произведение псковского гения, центральный памятник эпохи.
Этот крупный масштабный храм замечателен разнообразием составляющих его объёмов (ими являются главный храм, два придела, притвор, галереи, крыльцо, пристройки хозяйственного назначения), непредсказуемостью отдельных ракурсов и вместе с тем поражает гармоничной уравновешенностью частей и целого.
Мощная, асимметрично поставленная 4-пролётная звонница придаёт необыкновенную живость и выразительность всей композиции.
Псковичи здесь мастерски применили свой излюбленный приём: контраст и ритмическое повторение форм: большая луковичная глава «перекликается» с малой, таких же очертаний, на придельном боковом храме; большой размах восьмискатного покрытия основного объёма четверика «перепевается» малыми ритмами покрытий приделов и колокольни, ещё раз повторяясь в миниатюрном ритме лентами «бегунца» на барабанах глав и алтарных апсид.
Интерьер церкви строг, серьёзен и исполнен развитого структурного ритма» (4, С.185). Отныне псковскому искусству будет свойственна большая чёткость, будет происходить дальнейшее развитие форм, найденных в Богоявленской церкви.
Известно, что знаменитый французский архитектор XX века Ле Корбюзье в поисках новой эстетики приезжал за вдохновением из Парижа именно к этому храму, после чего создал знаменитую капеллу Нотр-Дам-дю-О в Роншане, которая своими остро-авангардными формами говорит о XX веке, но невыразимая гибкость и плавность её бетонных форм явно отсылается к поразившей Ле Корбюзье Богоявленской церкви, созданию средневекового псковского гения.
Церковь Николы с Усохи, церковь Василия на Горке, церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома – шедевры псковских «каменосечной хитрости мастеров» XVI столетия
XVI век был полон кардинальных перемен в строе жизни средневекового Пскова: ключевым событием псковской истории стало присоединение к Московскому княжеству в 1510 году. В отличие почти от всех русских земель, псковичи старались сохранить свою самостоятельность в культуре и не торопились перенимать московские обычаи. Вся в XVI и во многом в XVII столетии архитектура Псковской Земли сохраняет, повторяет, интерпретирует и подчёркивает »псковскость» вновь возводимых храмов, осознавая свою традицию как величайшую ценность.
Храм Николы со Усохи (1536 г.) своим необычным названием обязан, как и многие псковские храмы, местоположению – рядом с руслом усохшей речки. Храм этот, во внешней архитектуре освобождённый реставраторами от поздних напластований, являет собой пример подчёркнуто-псковского стиля. Он был кончанским, то есть главным храмом района, парадно украшая древнейшую и главнейшую улицу города – улицу Великую, по которой въезжали в Псков прибывавшие из Москвы именитые гости.
Радует глаз слаженная пирамидальная композиция храма. Замечателен архитектурный ритм, объединяющий своеобразным псковским водопадом – «ворохом кровель» все разновеликие объёмы церковного здания: от четверика – к притвору, выше – к ломаному ритму покрытий звонницы и ниже – к паперти.
В интерьере Никольской церкви поражают монументальность пропорций, грандиозность архитектурного образа – это столичный язык XVI века. Креативно-удачно адаптируя московское понимание архитектурных форм, псковичи создают единое, открытое, высокое пространство. Самое удивительное, что этот творческий подход позволил храму при всех нововведениях сохранить подчёркнуто традиционный псковский характер в целом. Произошёл синтез двух архитектурных школ при главенстве псковского понимания формы.
Церковь Николы стала этапным храмом, в котором псковичи сумели заговорить на языке нового XVI столетия, усвоив, переварив и адаптировав московские вызовы и утверждая при этом истинно псковские образцы зодчества. Мощный храм-богатырь живописно перекликается с другим шедевром архитектуры XVI века – храмом Василия на горке. В древности эти два храма объединяла пролегавшая здесь, перпендикулярно улице Великой, богатая поворотами и ракурсами улица Враговка.
Церковь Василия на горке (XVI в.) убедительно датирована исследователями (Ю. П. Спегальский, Вл. В. Седов) XVI веком. Архитектура церкви св. Василия является ещё одним прорывом в зодчестве. Этот храм говорит на новым языке и – парадоксальным образом – великолепно транслирует псковскую корневую традицию.
Невозможно не любоваться совершенными пропорциями, красивейшей композицией, изумительным силуэтом, «вписанностью» в пейзаж этой церкви, точно она выросла как творение самой природы на этом живописном холме в центре парка.
Храм построен на подклете, где ныне сохраняется эксклюзивный подземный храм, окружённый множеством полезных помещений. Позакомарное завершение храма, тремя «волнами» повторяющее очертание сводов, скорее всего, имеет образцом современный московский вкус XVI века и дальнюю отсылку к домонгольским храмам.
Тем не менее абсолютная вписанность храма в псковский пейзаж и все его формы, которые легко принимают «модную» цитату, читаются как абсолютно псковские, подчёркнуто камерные, музыкальные, с гибким пластичным ритмом не только апсид, луковичных глав изящной формы на стройном барабане, но и в унисон с ними поющих позакомарных покрытий.
С середины XVI века культурно-историческое взаимодействие Пскова с Москвой и всем Русским государством становилось всё теснее. Слава псковских строителей, широко распространившаяся ещё столетием ранее, обратила на них внимание самого Ивана IV, повелевшего псковичам построить укрепления и храмы в Казани и Свияжске. Летописи указывают на псковских зодчих (Постник Яковлев, Барма – полулегендарный зодчий, строитель выдающегося сооружения – собора «Покрова, что на Рву» или храма Василия Блаженного на Красной Площади в Москве (1555–1561). В одних источниках автором этого сооружения называется Барма, в других – Барма и Постник. (1, с. 303) как создателей истинно «народного дива» – собора Покрова на Рву, известного как Василия Блаженного, – символа русской государственности, который большинство иностранных исследователей считают «суперрусским», «ультранациональным» памятником. «Самое необычное, сложное и глубоко впечатляющее произведение русского зодчества XVI века» (2, С.173) возводилось псковскими мастерами, Бармой и Постником, что «… быша премудриии удобнии таковому чюдному делу… яко по Боже разум даровася им в размерении основания». (Цит. по: 2, С. 173-175).
»Мастера, создавшие это шедевр русской национальной архитектуры, обратились решительно к формам, идущим от русского деревянного зодчества. Предстоит он перед нами как завершающий памятник Великой эпохи построения могучего Московского государства XV–XVI вв., объединившего разнообразные края и княжества русской земли в целостном единстве». «Диво это дивное» столь непохоже на псковские храмы и свидетельствует об удивительной мудрости псковичей, ибо они твёрдо помнили, твёрдо знали, что возводят русский храм, сооружают его по московскому заказу. Следовательно, так или иначе им необходимо было думать о местных, московских, художественных вкусах. Вместе с тем они не забывали как о своей зарубежной выучке, так и о своём родном псковском зодчестве. Они были заинтересованы высоко пронести знамя своего псковского искусства. Их работы в Москве нельзя рассматривать лишь как простую сумму московских, псковских и готизирующих прибалтийских приёмов и форм. Наоборот, произведения псковичей свидетельствуют об органичном сплаве всех составляющих их элементов, в результате чего на московской почве появились новые оригинальные памятники, свидетельствующие о мастерстве их создателей» (3, С. 192-193).
Новый храм должен был стать и символом единства огромной новой России, посему и ставился не в Кремле, – цитадели царской власти, а на Красной площади, открытой и имевшей всенародное значение, и таким образом он становился носителем духовных ценностей русского народа перед лицом иных народов и государств.
Список псковских храмов, внесённых в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, завершает маленькая загадочная «двойная» церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (к. XVI в.). Но с ней связана трагическая и героическая история Пскова, вступившего в неравный поединок с огромной армией Стефана Батория в 1581–1582 гг. и выдержавшего осаду с честью и победой.
Псково-Покровская икона Божией Матери к. XVI века (с изображением явления Богородицы и уникальным планом города Пскова и Псково-Печерского монастыря. Икона написана по следам памятных событий 1581–1582 гг.)
Изначально здесь стоял один монастырский храм в честь Покрова Богородицы. Второй храм (своеобразная церковь-близнец), посвящённый Рождеству Богородицы, был возведён в конце XVI века, сразу после победы, и в память о явлении Богородицы защитникам города прямо над стенами Покровского монастыря 8 (21) сентября 1581 г.
Так, ещё в древности псковичи придали храму статус мемориала, посвящённого покровительству Богородицы и памяти великих исторических событий на псковской земле.
Храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, почти одинаковые, крохотные, одноглавые, одноапсидные, не имеющие столбов, стоят «плечом к плечу», имея общую стену. И только эта стена да остроумно поставленная над притворами красивая двухпролётная звонница соединяют их в единый ансамбль. Осознавая в условиях присоединения к Москве ценность родной старины, псковичи обнаружили максимальную гибкость архитектурного языка внутри одной традиции и приверженность к родному Образу Храмоздания. Храм прекрасен своим силуэтом, пластичностью форм, живописностью и благородной простотой.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:
Итак, в рамках настоящей курсовой работы были выявлены особенности храмового искусства, рассмотрены 10 псковских шедевров, вошедших в престижный список лучших творений человечества. Попытаемся создать собирательный образ псковского храма. Псков немыслим без своих прекрасных белоснежных храмов, они – настоящая память города и выражение лучших ментальных качеств его создателей, народа псковского, народа русского.
Псков – город пограничный, власть которого имеет вечевой народный характер, строителем здесь был каждый, материал для строительства лежит буквально под ногами. Мы может с уверенностью сказать, что каждый псковский храм отражает идеалы народа. В основе созидания этих храмов будет чистая простосердечная Вера, детская в своей искренности и глубинная в своём знании основ.
Архитектура будет предельно лаконичной, абсолютно функциональной. Это тот лаконизм и минимализм, которому бы позавидовал авангардный стиль Малевича. При этом Псковский храм не выглядит застывшей чеканной формулой, раз и навсегда найденной истины, а остаётся абсолютно живым и разнообразным каждую секунду своего восприятия. Псковская архитектура исповедует высший принцип Простоты как результат преодолённой сложности. Она сочетает все свойства великого языка изобразительного искусства:
 архитектурную ясность композиции и конструкции;
 животворящую пластику, жизнеподобную, свойственную только настоящему искусству скульптуры;
 от великого искусства живописи храм берёт способность белёных стен воспринимать все краски природы и времени года, меняющиеся каждый миг и непредсказуемые.
 Живописная организация композиции псковского храма стала одним из его замечательных достоинств: она достигается непредсказуемостью впечатления от любой стороны храма, асимметрией объёмов, любимым сочетанием малых и больших форм на контрасте. (Так, в монументальном храме Николы со Усохи с юго-востока сохранилась удивительная пристройка, известная в Пскове как часовня «Неугасимой свечи». Это небольшая, с крохотной изящной главкой часовня-усыпальница прорезана крупными арками и по контрасту форм (приёму, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, отсюда и название самой часовни.
Наконец, в завершение образа псковского храмоздания обратимся к такой его исключительно изысканной черте, как графичное сочетание белоснежной основы с тенями разного рода. Элегантнейшим украшением псковских храмов является знаменитая тройная лента ожерелья – по орнаментальной схеме «поребрик – бегунец – поребрик», нанизанная на шею (барабан) храма, и полукружия алтарных апсид. Простое и строгое решение декора несёт в себе высокий смысл и по-своему интерпретирует название города: оно и ассоциируется с древним названием Пскова – городом Святой Троицы.
Все эти изумительные храмы есть истинное выражение русского духа и понимания мастерами русского великого правила строить, «как мера и красота скажут».
Все они вписываются и в знаменитую триаду ценностей мировой архитектуры, сформулированную ещё великим архитектором древнего Рима Витрувием, согласно которой искусство архитектуры есть гармоническое единство Пользы, Прочности, Красоты.

Список использованной литературы

1. Псковская епархия- 2019: Справочник./ Составители П. Воробьев, А. Зилотов — СПб.: Ладан, 2019. — 280с.: ил.- (Епархии России)
2. Псковский паломник. Храмы и монастыри города. Пскова. Вып 1. — Псков: Издательство АНО «ЛОГОС»,2017. — 224 с.
3. Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 14. Псков, 2019. — 224 стр.
4. Православные храмы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99 Том1. Идея и образ. Том 2. Православные храмы и комплексы.
5. Спегальский Ю.П. Псков, Архитектурно-художественные памятники XII-XVII веков. Издание 2-е, дополненное. – Л.:»Искусство», Ленинградское отделение, 1978 – 153 с.
6. Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова. [Электронный ресурс] http://www.rusarch.ru/spegalsky2. htm (дата обращения 14.03.2021)
7. Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры. Памятники эпохи зрелости искусства Пскова [Электронный ресурс] http://spegalsky. narod.ru/biblioteka/sokr_arch/xvi_v.html(дата обращения 14.03.2021)
8. Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры. Памятники XIV и первой половины XV века… [Электронный ресурс] http://spegalsky. narod.ru/biblioteka/sokr_arch/xiv_v.htm(дата обращения 14.03.2021)
9. Храм и церковь [Электронный ресурс] http://thedb.ru/items/Chem_otlichaetsya_KHRAM_ot_TSERKVI(дата обращения 14.03.2021)
10. Ушаков, Ю. С. История русской архитектуры / Ю. С. Ушаков, Т. А. Славина. — СПб.: Стройиздат, 1994. – 248 с.
11. Храм святителя Василия на горке [Электронный ресурс] http://www.spravka053.ru/firms/32769 (дата обращения 14.03.2021)

12. Шулакова Т. В.Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества / Шулакова Тамара Васильевна / Т. В. Шулакова. — 2-е изд., испр. и доп. . — Псков : ООО Печатный двор «Стерх», 2017. — 260 с.,
13. Шулакова Т. В. Фрески — чудо и слава Псковской земли / Шулакова Тамара Васильевна , Мартынов Юрий / авт. текста Т. В. Шулакова ; сост. альбома Ю. Мартынов ; фот. Ю. Мартынов . — [Б. м., : б. и.], 2017. — [140] с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф