Введение
Раздел I. Индивидуальный имидж в спорте. Теоретические основы
1.1 Понятие «индивидуальный имидж»
1.2 Составляющие индивидуального имиджа в спорте.
1.3 Функции имиджа спортсмена
1.4 Формирование и продвижение имиджа спортсмена: этапы и факторы
Раздел II. Формирование и продвижение имиджа теннисистки в WTA: особенности и проблематика
2.1 Особенности формирования и продвижения индивидуального имиджа в теннисной индустрии, в частности в WTA.
2.2 Основные инструменты формирования и продвижения имиджа теннисистки в WTA.
2.3 Проблематика продвижения имиджа теннисистки в WTA и подходы к её разрешению.
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности темы исследования. В современном мире абсолютное большинство общества подвержено модной тенденцией – увлечениям спортом. Пассивную или активную роль проявлять в качестве интереса к спорту – личный выбор каждого. На данном этапе развития общества и экономики спорт выступает отменной основой для разворачивания старта собственного бизнеса, двигателем прогресса в рекламной деятельности множества компаний, а так же источником вдохновения, здоровья и дохода. Теннис является одним из элитнейших видов спорта, который, к сожалению, доступен не каждому. Профессиональный спорт всегда и в любом виде – труд непосредственно спортсмена, а так же его команды.
Множество турниров ежегодно привлекают внимания миллионов болельщиков по всему миру, превращая в фанатов этого вида спорта даже тех, кто и ранее о нём не слышал. Большой спорт без PR индустрии представить невозможно. Эта отрасль постоянно развивается, появляются новые технические приёмы и технологии, сущность которых направленна на повышение эффективности работы PR кампаний и привлечения в профессиональный спорт дополнительных инвестиций. Спортивные достижения всегда были и будут трендом, потому это рентабельно и привлекательно.
Теоретическая актуальность:
О формировании и продвижении имиджа теннисистки в WTA, практически отсутствует теоретико-методологическая база, а потому изучение этого вопроса требует комплексного анализа и научного осмысления, а так же развёрнутого изложения нового и столь необходимого видения по данному вопросу.
Практическая актуальность:
Данная тема на сегодняшний день детально никем не изучалась. Потому материалы и выводы, используемые в данной курсовой работе, могут быть применены практике и обязательно принесут положительный результат.
Исходя из актуальности темы исследования, целью курсовой работы является:
– охарактеризовать функции имиджа теннисистки, формирующие и продвигающие её как представителя конкретного вида спорта;
– определить основные проблемы, связанные с продвижением и формированием имиджа теннисистки;
– на основе полученных выводов выработать решения выявленных проблем.
Для достижения данной цели были сформулированы для решения следующие задачи:
– определить понятие «имидж», описать его сущность и актуальность инструментов относительно теннисной индустрии;
– выявить проблемы продвижения имиджа теннисистки;
– охарактеризовать проблематику с предоставлением решений;
– установить основные способы продвижения имиджа теннисистки, которые применяемы и актуальны;
– предложить успешное PR-решение на основе собственного видения;
Методы исследования:
– анализ различных литературных источников и периодических изданий по проблематике исследования;
– анализ материалов СМИ по данному вопросу;
– вторичная обработка данных, их анализ и интерпретация;
– метод синтеза и анализа информации;
Объект исследования: продвижение имиджа теннисистки в WTA.
Предметом исследования: процесс формирования и продвижения имиджа теннисистки в WTA посредством PR-технологий.
Научная новизна работы заключаются в том, что ранее представленную в работе проблему PR-технологий и продвижения имиджа теннисистки в WTA никто не изучал. Данная работа является уникальной, комплексной и является результатом труда и большого исследования с точки зрения науки.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для совершенствования PR-технологий по формированию и продвижению имиджа профессиональных теннисистов в целом, а особенно в WTA.
Структура работы:
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы; сформулированы теоретическая и практическая актуальность исследования, а также цели и задачи; определены методы, объект и предмет исследования; указаны научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе определяется «индивидуальный имидж», анализируются составляющие индивидуального имиджа в спорте. Детально рассматриваются функции имиджа спортсмена на примере спортсменов-теннисистов, а так нативно описывается формирование и продвижение имиджа спортсмена, а именно чётко описаны этапы и факторы .
Во второй главе описаны особенности формирования и продвижения индивидуального имиджа в теннисной индустрии, в частности в WTA.
Представлен анализ основных инструментов формирования и продвижения имиджа теннисистки в WTA, а так же рассмотрена проблематика продвижения имиджа теннисистки в WTA и предложены подходы к её разрешению.
Заключение содержит основные выводы, соотносимые с целью и задачами курсовой работы.
Раздел I. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ В СПОРТЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Понятие «индивидуальный имидж»
При анализе различной специализированной литературы, в соответствии со сложившимися традициями в сфере психологии, социологии и связей с общественностью, под имиджем принято понимать следующие:
имидж – символический образ, оформляемый с помощью вербальных или невербальных знаков. Имидж представляет собой не отдельный единичный знак, а знаковую структуру — организованную совокупность знаков, которая сама является знаком и представляет некоторый объект;
имидж — образ Я, создаваемый для других в процессе субъект-субъектного взаимодействия.
имидж — социально-психологический феномен и продукт социального познания.
В переводе с английского «имидж» – это образ и вид. Нередко в литературе встречается утверждение, что имидж – это стиль и форма поведения человека, причём преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Исследователь в сфере имиджелогии и социологии управления Шепель В.М. не сводит имидж ко внешности, хотя и выводит данное понятие через призму визуального образа, трактуя его как индивидуальный вид или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности для привлечения к себе внимания, акцентируя его на визуальной привлекательности личности. ( 28; с. 43).
О.А. Феофанов при исследовании данной темы в своих работах толкует имидж как образ-преподнесение, который методом ассоциаций наделяет объект дополнительными ценностями (например, социальными, психологическими, эстетическими), которые не имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но имеют социальную значимость для реципиентов такого образа. (27; с. 124-127).
По нашему мнению, явление «имиджа» создает впечатление его радикального отличия от иных объектов, наделяет особыми характеристиками, которые находятся за пределами его реальных свойств. Посредством различных психологических и социально-психологических механизмов имидж осуществляет внедрение в сознание общественности, а ассоциативный ряд привязывает и закрепляет присвоенные характеристики.
Создание имиджа увеличивает эффективность пропагандистского влияния на социальное сознание и является одним из способов социального влияния и популярности объекта.Говоря об индивидуальном имидже, утверждаем, что его составляющими частями являются чувственно познанные проявления человека, которые создают в совокупности представление о его внешности, поведении, включая черты характера, жесты, одежду, голос, а также любые события, которые характеризуют этого человека с различных сторон или информируют о его прошлом, системе ценностей, взглядах на жизнь. (29; с.12)
Практическое значение имиджа в жизни личности заключаются, с нашей точки зрения, в следующем.
В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств способствует имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей. Это же представление формирует его авторитет и репутацию, что, бесспорно, влияет на социально-экономические связи отдельных индивидов. Создание намеренно «правильного» имиджа личности может стать ключевым на пути к успешной самореализации личности. Связь между имиджем как феноменом социального познания и профессионализмом становится очевидна практикам, оценивающим эффективность профессиональной деятельности.
Обобщая вышеизложенное и подводя итоги обработанного материала на данную под тему, приходим к следующему выводу: имидж – это визуальная привлекательность личности, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентования. Без него не достичь крупных успехов в любой сфере деятельности, и сфера спорта не является исключением.
1.2. Составляющие индивидуального имиджа спортсмена
Обращение к имиджелогии полезно каждому из нас, и спортсмены не являются исключением. Индивидуальный имидж формируется в нашем сознании в первую очередь под воздействием средств массовой информации и в спорте касается конкретного спортсмена, тренера, спортивного менеджера и руководителя. Несмотря на важность и актуальность этой проблемы, до настоящего времени ей не было уделено должного внимания со стороны имиджмейкеров, специалистов в области PR, спортивных психологов и других специалистов.
Имидж спортсмена выводится за рамки его спортивной деятельности, т.е. общественность и, в частности, болельщики начинают увязывать личность спортсмена с определенной фирмой и ее коммерческой деятельностью. При создании имиджа в спорте есть одна очень важная особенность, не учитывать которую нельзя. Методы работы с клубами, представляющими командные виды спорта, существенно отличаются от формирования имиджа отдельных спортсменов. (4; с.94-95)
Относительно формирования индивидуального имиджа спортсмена, чаще всего, инициативу в формировании имиджа берет на себя фирма, обслуживающая конкретного спортсмена. В большинстве случаев из поля зрения общественности исчезает сама личность спортсмена, а остаются лишь те детали, которые способны привлечь наибольшее количество людей: экипировка спортсмена, его участие в рекламе фирмы, в престижных соревнованиях, наличие долгосрочного контракта с этой фирмой и т.д.
Таким образом, имидж спортсмена выводится за рамки его спортивной деятельности, т.е. общественность и, в частности, болельщики начинают увязывать личность спортсмена с определенной фирмой и ее коммерческой деятельностью. (21; с. 212)
Проводя анализ данных научных статей, можно выделить 4 группы факторов, которые непосредственно влияют на формирование имиджа спортсмена, а именно:
– результаты деятельности;
– взаимоотношения;
– интеллект;
– внешность.
Имидж в спорте представляет сложный феномен, который складывается из комплекса факторов, одними из основных являются социально-психологические. Исследование вопросов с позиций гендерных особенностей имиджа спортсменов в настоящее время все еще остаются открытыми и ждут последующих психологических исследований.
Смысл понятия «имидж» складывается из разных составляющих. Рассмотрим их применительно к деятельности спортсмена, опираясь на разработки в этом вопросе Л. К. Аверченко, и выделим наиболее общие слагаемые имиджа спортсмена.
Профессионализм и компетентность.
Нравственная надежность спортсмена.
Гуманитарная образованность спортсмена.
Спортсмен должен иметь прочные знания, навыки, умения в области психологии.(25; с. 93)
Начало формирования имиджа спортсмена происходит непроизвольно при выступлении его на различного рода турнирах. Далее же, с учётом вышеизложенных критериев которые изначально и базисно присущи субъекту, добавляются технологии формирования имиджа.
Ярким примером может выступить система PR сестер Уильямс, которая начальную позицию базирует на том, что афроамериканцу сложно добиться успехом в таком спорте, как большой теннис. Технология «доказать обратное» в данной ситуации работает, бесспорно. Отдельный интерес уделяется нестандартной внешности спортсменок, что так же позволяет привлечь большее количество зрителя и вызывать более глубокую заинтересованность.
Сестры Уильямс всегда сильно отличались от других спортсменок смелостью своих нарядов, особенно их цветовой гаммы. Для них нет предела, их форма может быть, как заурядно белого цвета, так и золотого.(5; с.185)
С другой стороны, всему миру спорта известен феномен Анны Курниковой. Почему посмотреть на нее приходили стадионы, хотя ее игра оставляла желать лучшего? И дело здесь не в ее красоте. Все дело было в ее грамотно построенном имидже. Во-первых, она совершила переворот в женском большом теннисе, выйдя на корт в такой короткой юбке, которую не осмеливались носить другие спортсменки. Во-вторых, она стала завсегдатай светской хроники. Она знала, как себя показать, во что именно одеться, где вовремя надо появиться, например. То есть ее стиль в одежде на корте плюс остальные составляющие имиджа стали в совокупности таким сильным аргументом, перед которым не могут устоять ни поклонники, ни журналисты.
Таким образом, первое, что надо сделать – это выделиться из массы за счет своего неповторимого стиля. Он может быть как в одежде, так и в прическе, татуировках, оригинальных аксессуарах и т.п., то есть во всем, на что можно посмотреть. Так же важнейшим базисом считаем умение позиционировать себя и выстроить механизм коммуникации с журналистами.(13; с. 288)
Можно говорить о двух элементах, которые являются основополагающими в спортивной индустрии: спонсоры и болельщики. Каждый из этих элементов выполняет свою функцию. Ориентируясь на болельщиков, важно сформировать и правильно выстроить спортивный брэнд. Ориентируясь на спонсоров – создать нужную репутацию. Имидж и репутация – совершенно необходимые элементы для достижения успеха в любом бизнесе, и спорт не является исключением.
1.3. Функции имиджа спортсмена
Имидж представляет собой многоуровневую категорию, которую мысленно можно подразделить по четырем направлениям: персональный, профессиональный, социальный и символический. Сразу же обобщая тему имиджа теннисистки, утверждаем, что он полностью пронизан сочетанием этих направлений и без их гармоничного единения построение успешного и положительного имиджа является невозможным.
Основная функция имиджа состоит в том, чтобы вызывать у аудитории заданные ассоциации при любом упоминании объекта.
Абельмас Н.В. выделяет три функции имиджа:
1. Формальная функция – состоит в назывании, определении объекта имиджа (политик, марка или идея).
2. Эстетическая функция – обеспечивает заданные объекту характеристики.
3. Адресная функция. Суть ее – в направленности воздействия PR на определенную целевую аудиторию.(3; с.29)
Функции имиджа, исходя из другого подхода, разделяются на две категории: ценностные и технологические.
Ценностные функции имиджа:
1. Личностно-возвышающая
Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуализирует ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.
2. Психотерапевтическая
Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание в самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми.
Субъективное предназначение ценностных функций имиджа заключается в создании такого выразительного личного облика, который располагал бы к себе людей, а значит, облегчал им общение с таким человеком, стимулировал быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии). Объективное предназначение ценностных функций имиджа объясняется, прежде всего, неповторимостью и личностной яркостью субъекта. В формировании личностного имиджа спортсмена это так же играет немало важную роль.(7; с.124)
Ориентируясь теоретически в этих функциях и методично упражняясь в их реализации как самостоятельно, так и с помощью имиджмейкера, можно выстроить совершенный индивидуальный имидж. Чем заметнее проявление в типовом имидже исключительных характеристик, способствующих достижению устойчивого привлечения внимания и успеха, тем ярче можно предстать перед людьми как объекту, заслуживающему особого внимания. Это же помогает привлечь к личности внимание необходимых ему партнёров, что зависит от сферы деятельности личности, выстраивающей свой имидж.
Бесспорно, особое внимание социальных масс привлекали и будут привлекать те, кто являются победителями.
Однако стоит отметить, что не всегда спортсмен, добившийся более высоких результатов, становится любимцем СМИ и зрителей.
К примеру, экс-первая ракетка мира П. Сампрас, в своё время, намного отставал по популярности от спортсмена, стоящего ниже его рангом, А. Агасси. Почему так происходило? Обратимся к мнению спортсменов-профессионалов. Андрей Медведев считал Андре Агасси самым выдающимся теннисистом планеты. «Дело в том, – утверждает он, – что для меня теннисист должен выделяться не только своим мастерством на корте, но и представлять теннис вне его. Сампрас, конечно, может быть, величайший теннисист столетия, но так, как представляет теннис Агасси, – Сампрасу даже не снилось. С его шармом, обаянием сравниться никто не сможет. Он прививает людям любовь к теннису. Да, Сампрас выигрывает турниры, пополняет свой банковский счет, но не благодаря ему люди играют в теннис. То есть, увидев Сампраса, вам, может, и не захочется играть в теннис». (11; с. 23)
Данная цитата эксперта в сфере большого тенниса активно на практике подтверждает реализацию функций имиджа, а так же закрепляет осознание важности такого явления для профессионального теннисиста.
1.4. Формирование и продвижение имиджа спортсмена: этапы и факторы
Невозможно занизить важность и значимость такого явления, как индивидуальный имидж спортсмена, особенно в существующих современных условиях, когда спорт является вполне успешным бизнес-проектом.
Персональный имидж позволяет спортсмену превратить свое имя в бренд. Персональный имидж спортсменов – это область, когда спорт превращается в шоу-бизнес. Но все же создать имидж спортсмена намного сложнее, т. к. все спортсмены, независимо от вида спорта, должны носить форму. Именно внешний вид спортсмена, его форма – первый компонент при создании имиджа спортсмена. Данная работа посвящена не просто созданию индивидуального имиджа, а имиджу теннисистки, что позволяет рассматривать этот пункт именно на этой основе. (12; с.19)
Выдающиеся спортивные достижения в теннисе не всегда создают незабываемый имидж. Очень важным фактором, создающим имидж теннисисткам, являются внешние данные, которые, как нельзя удачно, можно подчеркнуть при помощи разнообразия теннисной женской формы. Умелое подчёркивание женщинами своих прелестных форм не раз делало мужчин поклонниками этого вида спорта.
Таким образом, утверждаем, что первый пункт построения персонального имиджа спортсмена – выделение его из массы за счет неповторимого стиля. WTA (далее – Женская теннисная ассоциация) пестрит яркими представительницами, однако не каждая может отличится ярким и умелым преподнесением внешних данных.
Второй пункт построения успешного имиджа, бесспорно, умение держаться на публике вне соревнований и тренировок. Публичность спортсмена всегда будет обязывать его к особому режиму, контролю способов релаксации, выбору места различных мероприятий. Не думаю, что для кого-то останется привлекательным даже весьма преуспевающая теннисистка, опозорившаяся опьянением на одной из вечеринок по случаю закрытия сезона в Женской теннисной ассоциации.
Третьим пунктом полноправно считаем построение модели коммуникации и взаимодействия с СМИ. Публичность и взаимодействие с журналистами всегда неразрывно идут нога об ногу, более того, умение держать себя на публике и правильно выстроить взаимодействие с представителем СМИ позволяют спортсмену заполучить одобрение и уважение со стороны зрителя. Иногда именно выход за рамки выбранной изначально модели поведения позволяет привлечь к личности максимальную концентрацию внимания зрителя и общества в целом. Однако важно отметить, что выход за рамки не должен быть вызывающим и аморальным, или противозаконным.
Относительно самостоятельным фактором считаем фактор взаимодействия имиджей. Под взаимодействием имиджей в данной ситуации понимаем взаимодействие индивидуального имиджа спортсмена, в частности теннисистки, с имиджами компаний, сотрудничеством с которыми она связана. Компании и организации так же используют для себя окрасы имиджа спортсмена, потому считаем это отдельным важным фактором. (8; с. 57–58)
Имидж спортсмена помогает ему сделать карьеру, достичь высоких результатов, а в дальнейшем – найти свое место и снискать уважение в обществе. Важно отметить, что имидж – многофакторный феномен. При построении имиджа необходимо учитывать не только параметры основной деятельности человека, но и многочисленные составляющие его образа. Очень важно не просто умело создать имидж спортсмена, а грамотно и профессионально преподнести его общественности для его правильной работы на пользу спортсмена.
Считаем важным назвать факторы, которые позволяют не только сформировать имидж спортсмена, но и продвигать его для достижения определённых целей, заявленных командой спортсмена.
Для создания, успешного существования и продвижения положительного имиджа спортсмена очень важны следующие факторы: спортивные достижения, участие в международных соревнованиях, годовой доход, участие в благотворительной деятельности, участие в коммерческой деятельности, наличие спонсорской поддержки, спортивный характер, культура поведения, умение общаться с представителями СМИ, умение общаться с болельщиками, коммуникабельность, этическая и адекватная реакция на провокационные вопросы, положительные отношения с тренером, позитивные отношения с партнерами по команде, позитивные отношения с судьями, позитивные отношения со спортивными менеджерами, позитивные отношения со вспомогательными работниками, общая культура, интеллект, образование, научная деятельность, владение иностранными языками, профессиональные знания (спортивная физиология, спортивная психология), внешние данные (лицо, рост, фигура), умение одеваться.
Убеждены что профессиональный подход к построению PR-компании теннисистки, с учётом изначально верно избранной стратегии, при использовании гармоничного объединения всех вышеизложенных факторов обязательно приведёт к успеху. (2)
Обобщая вышеизложенное, подводим итог об исключительной важности построения имиджа теннисистки для достижения успехов и продвижения в Женской теннисной ассоциации.
Раздел II. Формирование и продвижение имиджа теннисистки в WTA: особенности и проблематика
2.1. Особенности формирования и продвижения индивидуального имиджа в теннисной индустрии, в частности в WTA
В последние десятилетия спорт превратился не только в социально значимое явление и зрелище, но и в специфическую сферу бизнеса. Мировой спорт высших достижений, в том числе и олимпийский, развивается сегодня во многом по законам предпринимательской деятельности: спорт, спортивные зрелища и атрибутика стали «товаром», который хорошо продается и покупается практически во всех странах мира.
Для любого бизнеса важно создание изначального стартового образа «товара», чем в данном контексте и объясним важность формирования, и тем более, продвижение имиджа в теннисной индустрии. (6; с.14)
Важнейшей особенностью формирования имиджа в теннисной индустрии в WTA является построение внешнего образа и стиля одежды. Среди всего разнообразия, предлагаемого теннисистке в качестве формы, на наш взгляд, необходимо выбрать то, будет подчёркивать достоинства внешних данных, будет особенным и отличающимся от других.
Сегодня профессиональный теннис является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой, основным системообразующим компонентом которой является спортивное соревнование, а в нашем случае спортивное зрелище. Именно визуальный эффект первично производит впечатление на болельщиков и зрителей и в дальнейшем именно спортивные результаты фиксируют внимание на определенном спортсмене. (20; с.13)
Формирование и продвижение имиджа спортсмена в индустрии WTA является необходимым для того, чтобы спортсмен получал доход. Таким образом, можем утверждать, что имидж теннисиста определяет успешность его продаваемости, т.к. для получения прибыли от деятельности он превращается в товар. Любой товар требует соответствующей упаковки, маркетинговой компании, брендирования. (21; с. 456)
Основными субъектами, формирующими бренд тенниса как товара, являются спортивные организации (АТР, WTA, ITF, организационные комитеты спортивных турниров и других мероприятий и т.д.), спонсоры, болельщики и средства массовой информации. (1)
Отдельной ветвью особенностей формирования имиджа и его продвижения признаем взаимодействие со СМИ. Необходимым и крайне важным признаём выстраивание коммуникационной линии общения с журналистами. Открытость личности, умение её преподать себя с нужной, выгодной, и, конечно же, актуальной и уместной в конкретной ситуации позиции, позволяют вызывать достаточный и выше уровень заинтересованности социума личностью теннисиста.
Для демонстрации выберем в пример Марию Шарапову, которая всегда умело выходит из ситуаций, когда журналисты задают ей провокационные вопросы, с честью и достоинством завершает любое взаимодействие, открыто делится подробностями своей прошлой жизни и биографией, что подогревает интерес аудитории к её личности.
Сюда так же можем привести умелое поведение Серены Уильямс на пресс-конференциях, которая своим шармом и обаянием умело, воздействует не только на аудиторию, но и на самих представителей средств массовой информации. Серена Уильямс, так же как и её сестра неоднократно подвергались насмешкам со стороны так называемых «хейтеров» из-за своего атлетического телосложения, но их терпению и правильности поведения в провокационных ситуациях можно только позавидовать.
Отдельным видом взаимодействия на данный момент считаем ведение страниц спортсмена в социальных сетях. Речь не идет о построении целого SMM-агентства по ведению страницы в социальной сети, но контент отправляемый публичной личностью должен быть фильтрованным и всегда помогать завершать имидж и образ, сформированный им и его командой. (23)
Влияние освещаемой в социальной сети части жизни спортсмена оказывает многозначительное влияние на его имидж. Для подтверждения этого умозаключения приводим следующие доводы.
Во-первых, в связи со сложившимися прообразами о несусветных гонорарах теннисистов, что, бесспорно, имеет место быть в ATP и WTA, имидж теннисиста красит благотворительная деятельность. Кичиться таковым в СМИ, на наш взгляд, является неприемлемым для воспитанного человека. Однако мельком обсуждение этого в социальных сетях визуализирует имидж в разрезе правильной системы ценностей личности. Примером является Новак Джокович, который многое делает для блага своей страны, особенно путём благотворительности. Такими подробностями он редко делится с представителями СМИ, однако эту информацию без труда можно получить при анализе его страниц в социальных сетях, а так же фан-групп.
Во-вторых, интерес болельщика всегда подпитывали дополнительные подробности из личной жизни спортсмена.
В-третьих, говоря о блогерстве или инфлюенрстве, спортсмен с именем может частично реализовывать себя в этом, таким образом, превращая имя в бренд и реализовывать различные проекты с глубоким финансовым интересом. (26; с.179; с.286)
Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, обозначаем, что неоспоримы особенности присущие способам достижения цели – продвижения имиджа, однако азы его формирования являются общими для формирования любого индивидуального имиджа. Аналогичная ситуация и со способами продвижения имиджа, более того, с учётом развития современных компьютерных и мобильных технологий необходимо ответственно подходить к всякого рода публичности. Один неверный шаг в повседневной жизни, выставленной на публичное обозрение, может разрушить выстроенный имидж, хотя при условии верно выстроенной PR-cтратегии каждый вымеренный и последовательный шаг может оказаться взлётным.
2.2 Основные инструменты формирования и продвижения имиджа теннисистки в WTA.
В предыдущих подразделах мы достаточно глубоко проанализировали основные инструменты формирования имиджа, в частности формирования личного имиджа теннисистки. Исходя из этого, в данном подразделе большее внимание будет уделено именно инструментам продвижения этого имиджа в WTA.
При анализе различной специализированной литературы, а также различных публикаций в сети интернет, приходим к следующему выводу.
Основными и крайне необходимыми инструментами в продвижении персонального имиджа являются:
– построение правильной коммуникационной линии при взаимодействии с СМИ.
– формирование имиджа (например, внешний вид, личный сайт).
– интернет (ведение станиц в социальных сетях: общение в профильных группах и сообществах, общение с лидерами мнений, публикация личных фотографий, активность, публикация отзывов и полезных материалов, блог).
– проведение семинаров, тренингов.
– участие в мероприятиях (выступления, знакомства, отчеты о мероприятиях в социальных сетях и личном сайте).
О коммуникационной линии при взаимодействии с СМИ в данной работе мы говорили достаточно. СМИ с достойным именем весьма успешно продвигают имидж не только персональный, но и имидж компаний. Потому предоставление СМИ эксклюзивных интервью, как о спортивной деятельности, так и об аспектах личной жизни всегда работают в нужном направлении. (19; с.43)
Формирование имиджа теннисистки посредством неординарного внешнего вида уже так же в данной работе преподносилось не единожды. Однако, для привлечения внимания, на наш взгляд, этого недостаточно. Весьма успешным проектом, как для бизнеса, так и для создания ажиотажа вокруг собственного имени является собственная линия одежды, например теннисной формы. Ярким примером такого являются сестры Уильямс. К тому же, на данном этапе развития индустрии производства одежды это уже не есть столь сложным моментом, при наличии «раскрученного» имени, которое само по себе может быть брендом. Так же, кому как не профессиональным теннисисткам известно, что могло бы облегчить постоянные переезды, тяжёлые матчи, регулярные тренировки. С этим воззрением, при наличии финансовой возможности, идея для бизнеса может стать отдельным двигателем имиджа теннисистки. Примером выступает линия сладостей, выпущенная Марией Шараповой, – Sugarpova. Бизнес, который приносит прибыль и в то же время успешно функционирует как продвигатель её имиджа. (10; с.128)
О ведении страниц в сети Интернет, а в частности социальных сетей уже так же было изложено, однако эта сфера на сегодняшний день так же окружена своими особенностями. Ведением среднестатистического блога уже мало кого можно удивить, необходимо создавать действительно яркий и качественный контент, который привлекает и увлекает аудиторию. Считаем, что очень интересным и привлекательным для болельщиков будет ведение блога в стиле теннисных рекомендаций. Например: подготовка к матчу, некоторые тактические моменты, которые присущи модели игры данной теннисистки, способы перезагрузиться во время теннисного матча, после поражений. Прекрасно осознаём, что при постоянной загруженности самостоятельное ведение такого для теннисистки практически невозможно. Однако аккаунт-менеджер вполне справится с таким заданием, да и минимальность затрат на подобное не может не привлекать. Читателей и аудиторию всегда привлекало, и будет привлекать что-то особенное, что может научить, дать прогресс. Начинающие теннисисты к профессиональным спортсменам относятся как к гуру: им всегда интересно видение профессионала, ведь теннис всегда для юных начинателей является и хобби. Особое значение это приобретает сейчас, когда общество находится в интересном периоде, который мы бы назвали «популяризация самосовершенствования».
Проведение семинаров, открытых пресс-конференций для спортсменов не столь частый способ обрести популярность среди болельщиков, однако это так же способ пиара собственного имиджа. Среди именитых теннисистов частое явление проведение мастер-классов, открытых тренировок для профессиональных игроков. Неоспоримым плюсом этого способа являются два явных преимущества: освещение мероприятия СМИ и в социальных сетях, а так же популяризация в конкретном кругу специально заинтересованных лиц. Так же от масштаба такого мероприятия зависит спонсорская поддержка, что так же оказывает влияние на продвижение имиджа.
Взаимодействия спортсмена с фирмами на контрактной основе помогают при успешной самореализации на турнирах стать лицом конкретного бренда, что так же дополнительно стимулирует продвижение имиджа спортсмена.
Обобщая вышеизложенный материал и подводя итоги подраздела, отмечаем, что индивидуальный имидж теннисистки формируется с отдельными особенностями, присущими сфере деятельности спорта. Продвижение имиджа теннисистки в WTA напрямую зависит от успехов в профессиональном спорте, а так же от работы PR-команды или PR-менеджера.
2.3. Проблематика продвижения имиджа теннисистки в WTA и подходы к её разрешению
Для анализа проблематики продвижения имиджа хотим сослаться на следующий материал и на основе его анализа продемонстрировать видение насущных проблем популяризации имиджа теннисистки в WTA.
История Китайской теннисистки Ли На яркий пример успешного имиджа теннисистки. За 15 лет карьеры она выиграла девять топовых турниров, в том числе два из серии Большого шлема (2011, 2014), добралась до второй строчки мирового рейтинга (февраль 2014-го) и в общей сложности заработала $16,7 млн призовых. И всего этого она добилась первой из Китая в сфере тенниса. Статус одной из самых популярных спортсменок, а среди теннисисток – самой популярной, в стране с населением больше миллиарда человек не мог остаться незамеченным брендами.
Для многих компаний Ли На стала золотым ключиком к успеху на китайском рынке. В женском теннисе только фееричная Серена Уильямс и красотка Мария Шарапова заключали более крупные рекламные контракты. В 2011 году китаянка впервые выиграла турнира Большого шлема, став чемпионкой «Ролан Гаррос», и получила сразу семь предложений на общую сумму около $50 млн.
Ее спонсорское портфолио стало похоже на элитный супермаркет. Часы — Rolex, минеральная вода — Kunlun Mountain, молочная продукция — Yili Group, тейпы — Spider Tech, электроника — Samsung, автомобили — Mercedes-Benz, страховые услуги — Taikang Life. В 2014 году, после победы на Australian Open, Ли На впервые попала в список Forbes 100 самых высокооплачиваемых знаменитостей с годовым доходом $24 млн (85-е место). И лишь 23% этой суммы ($5,6 млн) китаянка заработала на корте, остальное добавили партнерские бренды. Столь эффективная конвертация спортивных результатов в рекламные контракты — во многом заслуга Макса Айзенбада из маркетинговой компании IMG, который стал агентом теннисистки в 2009 году (он же работает и с Шараповой). Еще в середине нулевых Ли На рискнула отказаться от поддержки китайской Федерации тенниса и уехала тренироваться в Штаты. И не ошиблась. (16)
Таким образом, на основе вышеизложенной информации, озвучиваем следующую проблематику продвижения имиджа теннисистки.
Во-первых, большую роль в брендировании имени спортсмена играет уровень его успешности на фоне спортсменов других видов спорта в стране. Именно это и помогло китаянке Ли На завоевать рекламный мир внутри своей страны – исключительность в своём роде. Акцентирование внимания здесь производиться не только на том, что она является теннисисткой, добившейся одного из лучших результатов, но и на том, что она на момент высшего пика популярности в своей стране была лучшей из лучших. Ее популярность в родной стране была так велика, что сделала популярным вид спорта — за время карьеры Ли На число играющих в теннис китайцев выросло в 15 раз, с 1 млн до 15 млн человек (для сравнения: в США постоянных игроков в теннис — 10 млн).
Так же обращаем внимание на то, что решающим фактором в продвижении имиджа этой теннисистки стали даже не столь спортивные показатели, хотя и их, бесспорно, приуменьшать не стоит, а удачное стечение различных факторов. Её внешность благодаря национальной принадлежности выделяется среди остальных без всяких прочих работ с имиджем. Китай, т.е. страна её происхождения, сама по себе является качественным и обширным рынком сбыта товаров, что делает её национальным «брендом».
В статье, на которую в исследовании данной темы мы ссылаемся, так же присутствует ещё одна интересная позиция. Касается она одной из самых ярких теннисисток в истории российского тенниса – Марии Шараповой. Многолетний лидер рейтинга 10 самых высокооплачиваемых спортсменок мира Мария Шарапова из-за допинговой дисквалификации понесла серьёзные финансовые потери. В 2017-м она не попала в топ-10, в этом году вернулась на 5-е место, однако ее рекламный доход не дотягивает и до половины того, что она зарабатывала на спонсорах до истории с мельдонием. Эта ситуация ярко отображает позиции, изложенные нами в предыдущих подразделах о том, что даже самый яркий имидж теннисистки и успешные выступления могут затмиться при одном-единственном шаге не в ту сторону. (15)
Дисквалификация не только лишила Марию Шарапову возможности выступать в WTA туре, но и сбила её популярность среди спонсорских компаний.
Ни для кого не являются секретом обязательства звезды перед компаниями, которые заключили контракт со звездой, регулярно и постоянно открыто демонстрировать потребление их продукта. Реклама в своём развитии уже давно вышла за рамки пятнадцатисекундных роликов на телевидении или примитивных билбордов. (31)
До допинг-скандала Маша пила воду Evian (бренд Danon) и единолично представляла Cole Haan — дочку Nike, производящую одежду, обувь и аксессуары. В Cole Haan у неё была именная линия сумок и обуви. Мария посол часовой марки Tag Heuer, входящей в главный лакшери-холдинг LVMH, лицо заветных ювелирных изделий Tiffany&Co и бренд-амбассадор марки Porsche. Мария играет ракеткой Head, которую и продвигает, как модель, а самый главный её спонсор — это, конечно же, Nike ($70 млн. за 8 лет). А ещё контракт с Samsung, условия которого не разглашаются и собственная линия производства конфет под маркой Sugarpova. Разразившийся допинговый скандал подкосил благосостояние российской теннисистки (от неё мгновенно отказался Nike и его примеру последовали миноритарные спонсоры), но сейчас всё постепенно налаживается.
Очень важно отметить, что основными условиями эффективного сотрудничества теннисиста и рекламируемого бренда являются:
– Соответствие сфер деятельности личности и рынка коммуникаций.
– Равнозначность имиджа звезды и имиджа бренда.
– Степень доверия к звезде, как со стороны компаний, так и со стороны рынка потребителей.
Именно это и послужило проблемой падения имиджа Марии Шараповой – сбой в системе доверия.
Опасным явлением, которое хоть и приносит весьма ощутимый доход, но оставляет неизгладимый след на имидже теннисиста являются договорные матчи. Речь идет о практике договорных матчей, которую совместно расследуют журналисты британской BBC и американского новостного портала BuzzFeed. Все началось с турнира в Сопоте в августе 2007 года, на котором Николай Давыденко в матче второго круга с аргентинцем Мартином Вассальо-Аргуэльо, выиграв первый сет и проиграв второй, в третьем отказался продолжать игру из-за травмы ноги. Давыденко был тогда четвертой ракеткой мира, Вассальо-Аргуэльо – 74-й. (9)
Крупнейшая в мире букмекерская контора Betfair заподозрила неладное: матч привлек необычный ажиотаж гемблеров, причем ставки делались на поражение Давыденко. По оценке самой Betfair, шансы аргентинца составляли один к пяти, но уже через 15 минут после начала матча соотношение превратилось в семь к одному. В общей сложности букмекеры должны были выплатить поставившим на победу Вассальо-Аргуэльо около семи миллионов долларов. Однако Betfair – впервые в своей истории – аннулировала все ставки и провела расследование, в результате которого выяснилось, что ставки на поражение Давыденко на сумму полтора миллиона долларов сделаны с девяти компьютеров, расположенных в России. Сумма выигрыша по этим ставкам составляла шесть миллионов.
Этот случай положил начало яркому доказательству существования договорных матчей в теннисе и на сегодняшний день это не теряет актуальности, потому для сохранения имиджа теннисистки в WTA считаем недопустимым участие в таковых.
Украинский теннисист Дмитрий Баданов был пожизненно отлучен от спорта за участие в договорных матчах. Решение о вечной дисквалификации атлета приняла антикоррупционная организация Tennis Integrity Unit («Объединение за честность в теннисе»), созданная в 2008 году по совместной инициативе Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP), Женской теннисной ассоциации (WTA), Международной федерации тенниса (ITF) и руководства турниров «Большого шлема». Данная информация представляется вниманию для освещения насущности этой проблемы и подтверждения факта проведения расследований и существования санкций.
На сегодняшний день в сфере тенниса очень много внимание в рекламной сфере принадлежит именно экипировке или же продуктам роскошной жизни. Считаем, что современный профессиональный теннисист не обходится в своём режиме дня без спортивного питания и продуктов фармации. Считаем эту сферу очень популярной в новой эре самосовершенствования человечества. Спорт набирает ежегодно всё большей и большей «моды», именно потому считаем, что этот рынок продукции со стороны компаний не будет так высоко оплачиваем, но добавит популярности теннисистам, а так же поможет в снабжении необходимыми средствами.
Отдельной проблемой продвижения имиджа теннисистки является выбор ею модели обыденного поведения и образа жизни. Мы неоднократно в работе утверждали о том, что популярность спортсмена обязывает его к ограничениям в обыденной жизни. Необходимость постоянного контроля поведения при любом выходе в свет является персональной ответственностью спортсменки. Популяризация и продвижение своего личного блога в социальных сетях, при успешных выступлениях на турнирах, происходят непроизвольно. Однако уровень ответственности за повседневную демонстрацию своей жизни широкой аудитории растёт, но в то же время открывается новые возможности рекламной деятельности. По меркам теннисных гонораров эта прибыль является мене значимой, однако для начинающей теннисистки это огромный прорыв, который будет работать и на имя спортсменки, и на прирост финансового состояния. (18)
Завершая раскрытие темы проблематики продвижения имиджа теннисистки в WTA, хотелось бы уделить внимание центральной проблеме, пронизывающей развитие спортсмена, сделавшего выбор в пользу тенниса. Это, конечно же, сторона финансирования. Спортсмены, развивающиеся в сфере тенниса, постоянно сталкиваются с необходимостью больших капиталовложений в собственные передвижения по турнирам. Более того, содержание высококвалифицированной команды тренеров и специалистов, оказывающих сопровождение и поддержку, всегда являются затратными. При отсутствии контрактов с фирмами, занимающимися экипированием спортсмена, расходы на первично необходимые элементы могут превышать 15 000 $ в год.
Затраты на проживание, питание, перелёты и пребывание на турнирах полностью лежат на спортсмене и тех, кто оказывает ему всестороннюю поддержку. При наличии спонсоров ситуация существенно упрощается. Для примерного понимания суммы затрат обращаемся к интервью Дмитрия Турсунова.
«Условно говоря, за 10 лет карьеры ты зарабатываешь 1 миллион 900 тысяч долларов. Платишь 20% налога ‒ и получается, что за год у тебя набегало примерно по 150 тысяч дохода при расходах как минимум в 100 тысяч. То есть, по сути, ты колесишь по миру 10 лет, а до этого было ещё лет 15 тренировок, ‒ и зарабатываешь около 5 тысяч долларов в месяц. Вот на эту сумму ты и живёшь ‒ и считаешься удачливым игроком из первой сотни». (24)
Таким образом, важнейшей проблематикой продвижения имиджа теннисистки является достаточный уровень финансовых средств, позволяющий регулярно передвигаться от турнира к турниру, для популяризации собственного имени и спортивных успехов.
Обобщая вышеизложенную информацию в данном подразделе, делаем следующие выводы. Во-первых, для успешного продвижения теннисистки в WTA необходимо полное решение финансового вопроса. Во-вторых, без участия в профессиональном теннисе в команде игрока менеджера, который будет нести ответственность за контракты и медиа-популяризацию спортсмена успеха достичь трудно. В-третьих, особенно важным элементом в продвижении имиджа теннисистки является её правильная позиция при общении с СМИ, создание позитивного целостного образа спортсменки и её правильной публичной позиции. Чтобы теннисистке избежать падения популярности, как среди болельщиков, так и среди бизнес-партнёров, необходимо быть честной и не участвовать в грязных махинациях, таких как допинг, договорные матчи.
Так же пришли к выводу, что центральным элементом в продвижении имиджа теннисистки является её правильная позиция при общении с СМИ, создание позитивного целостного образа спортсменки и её правильной публичной позиции.
Проблемы существенно проще предотвратить, чем привести её решение к нужному развитию событий, потому отдельно говорим о сохранении имиджа, чести и достоинства спортсменки, имидж которой достиг определённого уровня признания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания представленной работы были поставлены задачи и цель, которые по результатам комплексного исследования всевозможных источников информации, целиком и полностью достигнуты.
Особое внимание хотим обратить на то, что проблематика как формирования, так и продвижения имиджа теннисистки, в первую очередь, зависит от её личностных качеств, стремлений, результативности и показателей работы команды. Огромное значение имеют типовые способы и особенности формирования личностного имиджа. Именно потому при постановке задач в работе было чётко регламентировано представление вариаций решения таких проблем.
Важным выводом является факт, что индивидуальный имидж теннисистки формируется с отдельными особенностями, присущими сфере деятельности спорта. Продвижение имиджа теннисистки в WTA напрямую зависит от успехов в профессиональном спорте и её популярности при участии в турнирах.
Центральным и важнейшим фактором продвижения имиджа теннисистки является наличие достаточного уровень финансовых средств, позволяющий регулярно передвигаться от турнира к турниру, для популяризации собственного имени и спортивных успехов, что в дальнейшем открывает перед спортсменкой новые грани бизнес-индустрии в сфере PR и рекламы.
В эру того, когда блогер практически «де юре» признаётся работой и каждый находит свою аудиторию, убеждены, что правильный теннис блог – бомба замедленного действия в сфере PR для теннисистки.
Утверждаем, что профессиональный подход к построению PR-компании теннисистки, с учётом изначально верно избранной стратегии, при использовании гармоничного объединения всех вышеизложенных в работе факторов, обязательно приведёт к успеху.
Обращаем особое внимание и считаем аксиомой то, что без участия в профессиональном теннисе в команде игрока менеджера, который будет нести ответственность за контракты и медиа-популяризацию спортсмена успеха достичь трудно. Менеджер и/или PR-агент на этапе подъёма спортивных показателей игрока нужен и важен, а так же является неотъемлемым источником успеха. По результатам выступлений спортсмена на турнире и для работы его команды в дальнейшем, необходимы различные манипуляции с имиджем, работа над PR-ом имени, брендированием. Работа с договорными обязательствами, контрактными условиями в условиях теннисного режима для игрока – непозволительная роскошь. Именно потому, считаем, что успешный менеджер и PR-агент способны привести талантливого теннисиста к Олимпу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Bolletieri Sports Academy : Electronic resourse. – Access mode: http://www.sportline.bolletieri.сom
2.Mullin B. Sport marketing / Bernard J. Mullin, Stephen Hardy, William A. Sutton. – 3 ed.– Champaign: Human Kinetics, 2007. – 540 p.
3.Абельмас Н.В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз. Феникс, 2008 – 95 с.
4.Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013.
5.Алексеев С.В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
6.Антонова Н.В. Имидж как инструмент бизнеса // Психологические проблемы современного бизнеса. М.: Изд. Дом. гос. унта – Высшей школы экономики, 2011.
7.Беляева, М. А, Самкова, В. А. АЗЫ ИМИДЖЕЛОГИИ: имидж личности, организации, территории [Текст] : учебное пособие для вузов / М. А. Беляева, В. А. Самкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. – 184 с.
8.Гадючкин О.В. Имидж как неотъемлемая часть спортивного маркетинга// Индустрия спорта. –2014. –No5. –С. 57–58.
9.Гейм, сет, [договорной] матч. Рассказ о нечестном теннисе Илья Минский https://www.eurosport.ru/tennis/story_sto4621629.shtml
10.Данчева О.В., Швалб Ю.М. Практическая психология в экономике и бизнесе. – К., 199 с.
11.Е. Постышев Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть 1. К.: “ЧПП” 2003. — 106 с.
12.Е.В. Позднышев. Имидж спортсмена / Е.В. Позднышев.– К., 2002.
13.Елена Садовник. Персональный имидж спортсменов. // МОЛОДАЯ СПОРТИВНАЯ НАУКА УКРАИНЫ // –2011. – Т.1. С. 286-289;
14.Иванова Н.Л. О модели самоопределения личности в социальной и профессиональной среде // Ярославский психологический вестник. 2009. № 25.– C. 95–101.
15.Коллинз Д. 2 Э: этика и этикет в бизнесе. Что такое имидж и каковы реальные способы его создания http://www.webkniga.ru/books/11295_1_1.html
16.Ли На Лэнд: как бывшая китайская теннисистка зарабатывает больше Шараповой. http://www.forbes.ru/biznes/366055-li-na-lend-kak-byvshaya-kitayskaya-tennisistka-zarabatyvaet-bolshe-sharapovoy
17.Ложкин Г., Позднышев Е. Психология имиджа в спорте // Наука в олимпийском спорте. – 2001. — №2.
18.Маленькие проблемы большого тенниса. https://www.vnovomsvete.com/articles/2016/03/24/malenkie-problemy-bolshogo-tennisa.html
19.Наумова А.В. Планирование рекламной компании : монография / А.В. Наумова; Центросоюз РФ, Сибирский ун-т потребительской кооперации. – Новосибирск, 2005.
20.Ольга Борисова Профессиональный теннис как сфера предпринимательской деятельности. // PHYSICAL ACTIVITY,HEALTH AND SPORT.– 2011. – №4(6).– с.10-15
21.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз: уч. пособ. – К : Т-во «Знания», КОО, 200. – 506 с.
22.Правовые и законодательные проблемы интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт и право. 2010. N 6; 2011.
23.Примак Т.О. Рекламный креатив: Уч.пособ. – К.:КНЕУ, 2006.
24.Примерные затраты теннисиста-профессионала первой сотни рейтинга. https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/dlyalyuboznatelnykh/primernye-zatraty-tennisista-professionala-pervoj-sotnirejtinga.html
25.Психология управления [Текст] : курс лекций /Л.К.Аверченко,Г.М.Залесов,Р.И.Мокшанцев,В.М.Николаенко; –Новосибирская гос. академия экономики и упр. — М.;Новосибирск : [б. и.], 1997. – 149 с.
26.Ромат Е., Сендеров Д. Реклама: Учебник для вузов. 9-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.:Питер, 2016. – 544 с.
27.Феофанов О. А. Агрессия лжи. – М. : Политиздт, 1987. – 398 с.
28.Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. – 407 с.
29.Яковлева Е.Л. Имидж и социальные роли // Политический маркетинг. 2004.– Т. 76. № 7. С. 9–14.
30. «Я не только теннисистка».Блог Украинский теннис.
https://ua.tribuna.com/tribuna/blogs/ukrainiantennis/2234996.html
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф