Введение
Глава 1. Теоретические основы применения инструментов инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения
1.1. Сущность и значение импортозамещения для экономики России на современном этапе
1.2. Государственные программы развития импортозамещения
1.3. Механизмы инвестиционной поддержки проектов импортозамещения
Глава 2. Анализ действующих механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов импортозамещения в Орловской области
2.1. Анализ действующей региональной программы по поддержке импортозамещения
2.2. Анализ применяемых инструментов инвестиционной поддержки приоритетных проектов в регионе
2.3. Расчет эффективности проекта с учетом государственной инвестиционной поддержки (пример)
Глава 3. Перспективы развития механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема импортозамещения в России периодически поднималась руководством страны и в прежние годы, когда она была связана, в первую очередь, с решением такой важной задачей развития экономики России как ее диверсификация, а также с развитием специализации и кооперативных связей российских предприятий. Но разрабатывать целостную политику импортозамещения на уровне Правительства начали относительно недавно: лишь ввода санкций против России со стороны значительной части развитых иностранных государств, что резко снизило доступность российским производителям финансовых ресурсов, снизило объемы инвестиций в экономике, ограничило возможности приобретения некоторых видов товаров промышленного назначения, и даже продовольствия (в том числе, по причине эмбарго – «контрсанкций», которые уже были установлены в России).
Необходимость преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции подчеркивалась еще посланием Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года, о том же было сказано и в последующих обращениях, поскольку вопрос никоим образом не утратил актуальности и поныне.
Важная задача – внедрение мероприятий и проектов, связанных с импортозамещением по всей территории Российской, в разных регионах. Чтобы наиболее эффективно реализовать данное направление, необходима разработка нормативных актов, включая программы, направленные на развитие импортозамещения по отраслям, как федеральные, так и для каждого региона — субъекта федерации. Реализация таких программ невозможна без инвестиционной поддержки проектов импортозамещения, которая также осуществляется на уровне регионов – субъектов федерации.
Цель курсовой работы — анализ современных инструментов инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения.
Задачи курсовой работы:
— выявить сущность и значение импортозамещения для экономики России на современном этапе,
— рассмотреть государственные программы развития импортозамещения;
— изучить механизмы инвестиционной поддержки проектов импортозамещения,
— провести анализ действующей региональной программы по поддержке импортозамещения, применяемых инструментов инвестиционной поддержки приоритетных проектов в регионе,
— привести расчет эффективности проекта с учетом государственной инвестиционной поддержки (пример),
— выявить перспективы развития механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом.
Объект исследования импортозамещение в Росии.
Предмет исследования – инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения.
Методы исследования: аналитический, наблюдения, обобщения, сравнительный.
Структура работы. Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе изучены теоретические основы применения инструментов инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения. Во второй главе проведен анализ действующих механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов импортозамещения в Орловской области. В третьей главе рассматриваются перспективы развития механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом.
Глава 1. Теоретические основы применения инструментов инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения
1.1. Сущность и значение импортозамещения для экономики России на современном этапе
Импортозамещение является процессом, происходящим на уровне национальной экономики, в результате которого должен обеспечиваться выпуск необходимых для внутреннего потребителя товаров силами производителей данной страны (вместо поставки таких товаров из-за рубежа, т.е. вместо импорта).
Современное состояние экономики РФ, учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию, в том числе, вокруг последних мировых событий, участником которых является Россия, противоречивое и неоднозначное. Это требует от действующей власти искать возможности, каким образом улучшать и оптимизировать реальное положения страны в мировой экономической системе. Как раз поэтому проблема импортозамещения остро стоит на повестке дня нашей стране.
Основная концептуальная идея процесса импортозамещения заключается в индустриализации экономики, основанной на ограничении, дискриминации импорта, то есть, на «защите отечественного производителя» .
Несомненно, происходящие изменения в политическом курсе страны выявили неготовность российского бизнеса, в первую очередь, производителей, к реализации импортозамещения, так как многие годы в целях всеобщей глобализации, ориентации на международные поставки, в стране ограничивалось развитие собственного производства многих товаров, от чего импортозависимость российских отраслей стала высокой.
Так, в ряде отраслей промышленности уровень потребления импорта – до 80% и выше, что создает потенциальные угрозы для национальной безопасности страны.
Импортозависимые отрасли промышленности в России представим на рисунке 1.
Рис.1. Импортозависимые отрасли промышленности в России
Следует учесть, что и в странах с самой развитой экономикой (например, в США, странах Евросоюза) значительное количество товаров производятся с применением схемы «транснациональной кооперации», когда производства выносятся в развивающиеся страны, где многие ресурсы (в первую очередь, труд) дешевле, а в развитых странах зачастую остается только ограниченный ряд компетенций (например, инжиниринг, НИОКР, разработка и производство наиболее сложных компонент изделий). Именно это говорит о том, что импортозамещение применять надо выборочно, не «сплошным» методом, переводя на него лишь некоторые отрасли.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов товаропроизводителей и государства нужно определяться с приоритетами, разрабатывая дорожные карты, решая вопросы наиболее эффективного осуществления инвестиций, в том числе, с учетом логистики, климатических условий, инфраструктуры регионов и территорий, наличия иных ресурсов в них, которые важны для данного процесса.
То есть, речь идет не о тотальном импортозамещении, а о том, чтобы обеспечить производственную и технологическую конкурентоспособность российских компаний. Министерство промышленности и торговли оценивает, что при успешной реализации политики импортозамещения можно снизить уровень импортозависимости отраслей промышленности с 70-90% до 50-60%, что существенно .
Целевые ориентиры политики импортозамещения можно выделить такие: это и ускорение инвестиционного процесса, и технологическая модернизация производства российских предприятий, и рост производительности при внедрении программ ресурсосбережения (например, энергоэффективных, ресурсосберегающих технологий), и рост инновационной активности, и освоение высокотехнологичных видов производства. Эксперты оценивают возможности реализации программ импортозамещения в формировании дополнительных объемов производства до 30 млрд. рублей в год и выше .
Таким образом, импортозамещение – процесс в национальной экономики, которым обеспечивается выпуск товаров, необходимых внутреннему потребителю, силами отечественных компаний. Проблема импортозависимости для России велика: в ряде отраслей промышленности она составляет до 80% и выше, что создает потенциальную угрозу национальной безопасности России, и снижение импортозависимости в ключевых отраслях экономики должно быть направлено как раз на рост экономической безопасности страны, на ее экономическую и политическую самостоятельность.
1.2. Государственные программы развития импортозамещения
Импортозамещение включает в себя и вопросы продовольственной безопасности страны, которые правительством начали решаться еще до современной политической ситуации, а именно с 2012 года. К целям «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020» –было отнесено, в том числе, и импортозамещение.
Но с 2014 года введенные санкции заставили правительство более тщательно подойти к проблеме импортозамещения, сформировать более масштабные программы, которыми бы охватывались гораздо большее число отраслей, где задача импортозамещения актуальна.
В результате, программа Правительства по импортозамещению была приведена в новой редакции Государственной программы №320 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Дале был принят и ряд иных нормативных актов, где более четкое позиционируется роль государства, связанная с вопросами импортозамещения .
В апреле 2015 года Министерством промышленности и торговли, Минкомсвязью, Министерством транспорта и Министерством энергетики России было разработано 19 отраслевых программ, рассчитанных на ближайшие годы, и связанных с импортозамещением в таких отраслях как фармацевтическая промышленность, тяжелое машиностроение, программное обеспечение, авиастроение, судостроение и другие отрасли.
В апреле 2014 года Правительством России была утверждена новая редакция государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая была рассчитана на реализацию до 2020 года, и главной задачей которой стало снижение доли импорта продукции в России. Данный документ был задуман в качестве основного стержня локализации и развития производства в России, с 15 апреля 2015 года именно им стали регламентироваться правила распределения финансовых ресурсов, которые необходимы для российской промышленности для ускоренного развития. Данная программа является правовым фундаментом процесса импортозамещения, в ней не подразумевается содержание перечня конкретных шагов по реализации данного процесса. Ее основа содержит цели, задачи критерии успешности их достижения, перечень ответственных исполнителей и наблюдателей.
С 11 октября 2014 года Постановлением Правительства от №1044 утверждена «Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования». Данная программа создает условия, связанные с применениям мер по стимулированию экономического роста, связанных с принятием нормативных правовых актов, направленным на расширение применения механизма проектного финансирования со стороны компаний и коммерческих банков.
Вообще, такой механизм как «проектное финансирование» (финансирование конкретных проектов, в том числе, со стороны государства, если данный проект отвечает задачам, которые поставлены государством для развития экономики) в последние 20 лет получил широкое распространение в развитых странах, а также последние 10 лет применятся активно в России в рамках поддержки конкретных проектов в разных отраслях, в том числе, важных с точки зрении импортозамещения.
Рассмотрим отдельные государственные отраслевые программы по импортозамещению. 2 октября 2017 г. утвердили «План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2017-2019 годы. Его цель: распределить обязанности между органами власти для быстрой реализации необходимых мер. Преимущественно меры носят заградительный от импорта характер.
Далее рассмотрим содержание Плана импортозамещения программного обеспечения до 2025 года. Полное название документа: “Приказ Министерства связи об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения” от 01.02.2015 №96. Он устанавливает конкретные задачи по поэтапному сокращению доли импортного программного обеспечения в российских государственных и коммерческих предприятиях. Все продукты либо их прототипы, импортозамещение которых признается необходимым, разделены в документе на три сегмента, к каждому из которых подобран индивидуальный подход со стороны государства:
1. Сегмент рынка корпоративного программного обеспечения, в котором уже имеется задел конкурентоспособности отечественных разработок. Например: антивирусное ПО, браузеры, бизнес-приложения типа CRM, сервисы обмена мгновенным сообщениями. Подход государства: предоставление преференций при осуществлении госзакупок.
2. Сегмент рынка корпоративного ПО, по которому отсутствует задел отечественных конкурентноспособных аналогов. Примеры: мобильные операционные системы, средства управления “облачной” инфраструктурой, системы управления базами данных. Подход государства: помощь в коллективной разработке данного программного обеспечения.
3. Третий сегмент: программного обеспечение, связанное с отраслевой спецификой. Подобные системы призваны обеспечить развитие: здравоохранения, ТЭК, финансового сектора, транспорта и т.д. Подход государства: совместное взаимодействие с ответственными министерствами и ведомствами.
Программа импортозамещения в машиностроении опирается на законодательную деятельность Минпромторга, которая закрепила проектный подход к выполнению задачи. На один только 2016 год запланирована реализация 423 проектов в промышленности России, куда также относится и машиностроительная отрасль. В заключении рассмотрим План мероприятий по импортозамещению в машиностроительной отрасли. Полное название документа: Приказ министра Минпромторга России: № 648 от 31.03.2015 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной промышленности Российской Федерации». Его цель — формирование Государственной стратегии и плана действий по реализации проекта импортозамещения в автомобилестроении.
Таким образом, государственные программы развития импортозамещения включают госпрограмму РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», Программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования, а также отраслевые программы на ближайшие годы по импортозамещению в фармацевтической промышленности, в тяжелом машиностроении, в программном обеспечении, в авиастроении, в судостроении и других отраслях.
1.3. Механизмы инвестиционной поддержки проектов импортозамещения
Важная роль в разработке планов, направленных на содействие импортозамещения отводится процессу формирования новых механизмов, а также мер государственной поддержки проектов, связанных с импортозамещением. В целом, такие механизмы инвестиционной поддержки проектов импортозамещения представлены на рисунке 2.
Рис.2. Механизмы инвестиционной поддержки проектов импортозамещения
Кроме приведенных на рисунке 2 мер, используются и такие косвенные меры стимулирования, как налоговые льготы, бюджетные гарантии – ими также возможно добиваться направления финансовых потоков в нужном направлении – в развитие производства и импортозамещения в частности.
Значительно на поддержку отечественных предприятий, которые участвуют в проектах по импортозамещения, влияет принятый в 2015 году и вступивший в силу с 1 января 2016 года Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ . Подобные долгосрочные соглашения становятся для российских производителей гарантией сбыта их продукции, что в результате позволяет заменять импорт, влечет рост поступления налогов в бюджетную систему страны от производственных предприятий.
Решение проблем, связанных с импортозамещением, при использовании механизма государственно-частного партнерства – также можно называть одним из приоритетных направлений.
Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая действует в настоящее время, также оказывает содействие политике импортозамещения, применяя, в том числе, и механизмы софинансирования и инвестирования в проекты, с импортозамещением связанные.
Программа предусматривает и ряд механизмов поддержки, в том числе, субсидирование отечественных товаропроизводителей, включая субсидирование на НИОКР и техническое перевооружение. Такие субсидии могут быть предоставлены как на развитие инфраструктуры, модернизацию производств, так и на субсидирование процентных ставок по кредитам в рамках реализации инвестиционных проектов.
Такая мера позволяет повысить экономическую эффективность деятельности отечественных предприятий, создавать качественно новый уровень современных импортозамещающих производств.
Также к мерам финансовой поддержки импортозамещения можно отнести целевые займы для предприятий, которыми реализуются проекты импортозамещения.
Такие займы выделяются правительством за счет средств федерального бюджета. К тому же, в 2014 году создан Фонд развития промышленности, активно содействующий процессам импортозамещения. При этом, льготными являются условия получения финансовых средств: займы российским производителям предоставляются на сроки до 7 лет при ставке 5% годовых.
К основным критериям, выполнение которых обязательно для получения займа, относятся: положительная кредитная история организации, обеспечение займов чистыми активами заявителя или банковской гарантией, наличие проекта, финансируемого Фондом, который быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых видов продуктов или организацию импортозамещающих производств.
Государство ставит планы и по расширению инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей, которые задействованы в реализации проектов импортозамещения, в частности, применяя налоговые льготы. Субъектам федерации, в частности, предлагается предоставлять право для участников региональных инвестиционных проектов уменьшать налог на прибыль (часть, поступающую в региональный бюджет) до 10% (вместо 18%), а в части, которая поступает в федеральный бюджет – до 0% (вместо 2%) .
В 2015 году Министерство экономического развития утвердило и список промышленных и сельскохозяйственных товаров, которые произведены в России, и по которым должны быть предоставлены преференции в рамках государственных и муниципальных закупок. Такие преференции предоставляют в размере 15% в отношении цены контракта, в результате чего в рамках государственных и муниципальных закупок, стоимость контракта поставки отечественных товаров может быть на 15% превышать стоимость поставки аналогичных импортных аналогов, что также является мерой государственной поддержки импортозамещения.
Приведенные меры государственной поддержки и стимулирования импортозамещения нельзя назвать исчерпывающими, поскольку в арсенале органов государственной власти можно представить и иные. Сейчас необходимо со стороны Правительства РФ особое внимание уделять разработке отдельных отраслевых планов, где необходимо отразить конкретные механизмы и мероприятия, которые были бы направлены на решение задач импортозамещения, учитывая специфику и проблемы для каждой отрасли экономики.
Таким образом, государственная поддержка импортозамещения связана, в том числе, и с выделением средств в формах субсидирования, софинансирования проектов, грантов на разработку, преференций при государственных и муниципальных закупках. Применяя косвенные меры стимулирования (налоговые льготы, бюджетные гарантии) также можно стимулировать развитие и модернизацию производства, увеличение объемов производства импортозамещающей продукции.
Изучив теоретические основы применения инструментов инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения, перейдем к анализу действующих механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов импортозамещения в Орловской области.
Глава 2. Анализ действующих механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов импортозамещения в Орловской области
2.1. Анализ действующей региональной программы по поддержке импортозамещения
Для поддержки импортозамещения в Орловской области был разработан «План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2016–2020 годы».
В рамках решения задач государственной экономической политики целью реализации плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2016–2020 является участие региона в процессах построения экономики страны, ориентированной на развитие обрабатывающих производств, уходящей от сырьевой экспортной зависимости, на увеличение производства сельскохозяйственной продукции: зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса и молока, а также продуктов их переработки.
План мероприятий в сфере промышленного производства направлен на развитие технологичных, создающих высокий уровень добавочной стоимости видов экономической деятельности: «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий»; «производство машин и оборудования»; «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»; «производство транспортных средств и оборудования»; «производство прочих неметаллических минеральных продуктов».
Приоритетными мероприятиями в сельскохозяйственном производстве являются оптимизация структуры посевных площадей, увеличение доли засеваемых площадей элитными семенами и семенами гибридов первого поколения, в том числе семенами гибридов сахарной свеклы отечественной селекции и произведенными на отечественных семенных заводах, укрепление материально-технической базы, развитие плодоводства, овощеводства открытого и защищенного грунта, увеличение продуктивности животных, развитие аквакультуры и прудового хозяйства.
Основой плана мероприятий является реализация инвестиционных проектов импортозамещающего характера, являющихся приоритетными для развития сельскохозяйственного и промышленного производства Орловской области с учетом их перспективных направлений развития.
Перспективные направления развития в сельскохозяйственном производстве – это закладка многолетних насаждений, строительство мощностей селекционно-генетических центров в животноводстве, мощностей селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, мощностей по хранению сельскохозяйственной продукции, теплиц.
Перспективные направления развития в промышленном производстве – это разработка и производство насосного оборудования, нефтеналивного и топливораздаточного оборудования, коммунальной техники, светотехнической продукции, полупроводниковых приборов, сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования, упаковочного и конвейерного оборудования, изделий на основе чугунного литья.
Одновременно реализация плана мероприятий направлена на решение задач организации производства продукции импортозамещающего характера по новым товарным группам за счет развития промышленной кооперации, привлечения инвестиций в рамках создаваемой промышленной инфраструктуры региона, за счет расширения взаимодействия сельскохозяйственных и промышленных товаропроизводителей с научными организациями и высшими учебными заведениями в сфере внедрения в производство перспективных инновационных разработок.
Контрольные показатели реализации плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2016–2020 годы представлены в приложении 1.
Таким образом, для поддержки импортозамещения в Орловской области был разработан «План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2016–2020 годы».
План мероприятий в сфере промышленного производства направлен на развитие технологичных, создающих высокий уровень добавочной стоимости видов экономической деятельности:
— «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий»;
— «производство машин и оборудования»;
— «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»;
— «производство транспортных средств и оборудования»;
— «производство прочих неметаллических минеральных продуктов».
2.2. Анализ применяемых инструментов инвестиционной поддержки приоритетных проектов в регионе
Динамику инвестиций в основной капитал представим в приложении 2. Можно отметить снижение инвестиций в основной капитал в Орловской области. На развитие экономики и социальной сферы Орловской области за январь-июнь 2017 года за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций и предприятий было использовано 18 243,1 млн. рублей инвестиций в основной капитал, или 94,7 % в действующих ценах и 89,8 % в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2016 года.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», за январь-сентябрь 2017 года составил 14 566,3 млн. рублей, или 90,8 % и в действующих ценах и в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2016 года; жилья введено 221,2 тыс. кв. метров, или 82,1 % к аналогичному периоду 2016 года.
Рассмотрим далее меры государственной поддержки бизнеса в Орловской области :
1. Гранты начинающим предпринимателям (в том числе на создание фермерского хозяйства): Субсидирование начинающих предпринимателей.
2. Возмещение расходов по кредитам (процентов):
– субсидии для организаций легкой и текстильной промышленности, направленные на возмещение части затрат по процентам по кредитам, а также на сезонные закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения (что относится к федеральным мерам);
– субсидии для организаций лесопромышленного комплекса (возмещение части затрат по процентам по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных обрабатывающих производств) (что также относится к федеральным мерам);
– субсидии для организаций лесопромышленного комплекса по возмещению части процентов по кредитам (связанных с созданием межсезонных запасов древесины, сырья и топлива) (что относится к федеральным мерам);
– субсидии для организаций легкой и текстильной промышленности – возмещение части затрат на проценты по кредитам (связанным с реализацией новых инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение) (что относится к федеральным мерам);
– для рыбоперерабатывающих предприятий — возмещение части затрат по процентам с инвестиционных кредитов, полученных в российских банках в период с 2010 по 2015 гг. на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры (на сроки до 5 лет – также относится к федеральным мерам);
– для рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий — возмещение части затрат на проценты по инвестиционным кредитам, которые были получены в российских банках в период с 2008 по 2013 гг. и направлены на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов (на срок до 5 лет, что относится к федеральным мерам).
3. Возмещение расходов на производство и продажу отдельных видов продукции: субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств — федеральная мера, возмещение расходов на создание, развитие или модернизацию предприятия (в том числе фермерского хозяйства), субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны — федеральная мера, субсидии производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники — федеральная мера.
4. Возмещение расходов по лизингу: возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок — федеральная мера, возмещение расходов на инновации, субсидии на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них — федеральная мера, возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») — федеральная мера, субсидии на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений — федеральная мера
5. Возмещение расходов на технологическое присоединение: компенсация стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании— федеральная мера.
Количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку представим на рисунке 3.
Количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку в Орловской области увеличилось почти в 3 раза.
Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) субъектами МСП, получившими государственную поддержку представим на рисунке 4.
Рис.3. Количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку в Орловской области
Рисунок демонстрирует, снижение количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) субъектами МСП, получившими государственную поддержку в Орловской области снизилось в 2016 г. на 37.
Рис.4. Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) субъектами МСП, получившими государственную поддержку в Орловской области
Перечень приоритетных проектов импортозамещения, которые реализуются в Орловской области, представлен в приложении 3. Данный портфель проектов импортозамещения был составлен по источникам открытой информации, размещенной на региональном инвестиционном портале Орловской области.
Таким образом, объем инвестиций в основной капитал в Орловской области снизился в 2016 г. Меры государственной поддержки бизнеса в Орловской области включают гранты, субсидии, возмещение расходов на реализацию проектов.
Анализ эффективности государственной поддержки бизнеса выявил проблему снижения количества вновь созданных рабочих мест субъектами МСП, получившими государственную поддержку в Орловской области.
2.3. Расчет эффективности проекта с учетом государственной инвестиционной поддержки (пример)
Рассмотрим проект «Переработке изношенных автомобильных шин в резиновую крошку и производство из неё ТНП». Потребность в инвестициях: 62 161 268 руб. – завод по переработке автопокрышек 7 735 000 руб. – линия по производству тротуарной плитки, бордюров и бесшовных покрытий. Потребности в инвестициях: 70 млн. рублей.
Источники денежных средств: заёмное финансирование. Статьи доходов и расходов по переработке изношенных автомобильных шин в резиновую крошку представим в приложении 4.
Доходная часть проекта – 5 660 500 руб. Его расходная часть – 1 453 580 руб. Прибыль по проекту из расчета в месяц – 4 206 920 руб.
Планируемая общая прибыль после продажи крошки и производства плитки составит: 4 206 920 руб. + 444 614, 00 = 4 651 534,00 ежемесячно или 55 818 408,00 в год.
Статьи доходов и расходов по производству плитки представим в таблице 1.
Таблица 1
Производство плитки
Наименование | Плитка 40 мм | Плитка 16 мм |
Себестоимость 1 кв.м, руб. | 646,85 | 377,02 |
Накладные расходы, руб. | 25,34 | 21,46 |
Рыночная цена 1 кв.м, руб. | 1200 | 800 |
Прибыль на 1 кв.м, руб. | 553,15 | 422 |
Налогообложение и непредвиденные расходы (15%) | 65 | 64 |
Прибыль с 1 кв.м. руб. после налогообложения | 488,15 | 358 |
Прибыль в месяц всего, руб. | 338 288,00 | 106 326,00 |
Ежемесячная прибыль руб. | 444 614,00 |
Таким образом, обслуживание кредита (заемных средств) 70 млн. рублей под 15% годовых на 60 месяцев (80,5 млн.руб.). Ежемесячные расходы составят 1,341 млн.руб. Субсидирование начинающих предпринимателей как мера поддержки осуществляется в форме предоставления денежных средств, на условиях долевого финансирования по итогам конкурсного отбора, притом на безвозмездной и безвозвратной основе, на финансовое обеспечения расходов, которые связаны с началом предпринимательской деятельности.
Максимальный размер субсидии 300 тыс.руб. При получении субсидии недостающая сумма кредита составит 69700 тыс.руб. (80,155 млн.руб.). Ежемесячные расходы составят 1,335 млн.руб. Благодаря субсидированию расходы на обслуживания первоначальный инвестиций ежемесячно снизятся на 6 тыс.руб.
Таким образом, был рассмотрен проект «Переработка изношенных автомобильных шин в резиновую крошку и производство из неё ТНП». Для его реализации необходимо 70 млн.руб. При с учетом государственной инвестиционной поддержки проекта (субсидирование начинающих предпринимателей на сумму 300 тыс.руб.) затраты на обслуживания кредита ежемесячно будут снижены на 6 тыс.руб. А снижение затрат предприятия повысит его прибыль.
Изучив действующие механизмы и инструменты государственной поддержки инновационных проектов импортозамещения в Орловской области и выявив проблемы, разработаем направления развития механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом.
Глава 3. Перспективы развития механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом
Основными препятствиями при решении проблем импортозамещения являются:
— отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта;
— ограниченный объем доступных кредитных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора экономики;
— наличие бюрократических проволочек при разрешительных и таможенных процедурах;
— отсутствие эффективной и полноценной инфраструктуры продвижения экспортной продукции;
— нехватка высококвалифицированных кадров;
— отсутствие опыта российских предприятий для успешной внешнеэкономической деятельности;
— низкий уровень инновационной активности отечественных компаний;
— слабый уровень осведомленности отечественных производителей о программах государственной поддержки.
В рамках программы государственной поддержки банков и инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования финансируются лишь проекты, прошедшие конкурс, реализуемые до 2020 года в определенных отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, химическое производство, энергетика, связь и телекоммуникации, жилищное строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт и машиностроение.
Необходимо максимально упростить процедуру отбора проектов, сократить время от подачи заявки до получения финансовых ресурсов компаниями и снизить требования к проектным показателям. Кроме того, есть необходимость снижения нижней планки стоимости инвестиционного проекта, что позволит воспользоваться данной программой не только крупным, но и средним компаниям.
Немаловажным представляется и предоставление научной поддержки предприятияи, которая может осуществляться рядом научных организаций — как учебных заведений, так и научных институтов.
На уровне регионов необходимо развивать инновационный бизнес и снижать административные барьеры для него, необходимо и учитывать отраслевую специфику региона при формировании индустриальных площадок, также требуется повышать доверие инвесторов к власти, требуется и развивать доступную инновационную инфраструктуру с соблюдением принципов, связанных с саморазвитием и системностью.
Данные меры должны влиять позитивно на формирование инновационной инфраструктуры, которая была бы способна самостоятельно генерировать знания, далее преобразовывать знания в технологии, привлекать ведущие зарубежные технологии, инвестиции в высокотехнологичные сектора российской экономики, способствовать модернизации отраслей промышленности и конкретных предприятий, повышать способности российских предприятий производить инновационную продукцию.
В настоящее время только шесть субъектах РФ имеют утвержденные программы или концепции развития импортозамещения. К ним отнести можно Астраханскую, Челябинскую, Владимирскую, Свердловскую, Пензенскую, Волгоградскую, Саратовскую области и Чувашскую республику. В Орловской же области, с учетом особенностей реализации проектов импортозамещения и существующих механизмов поддержки их реализации, первоочередной мерой является разработка региональной Программы импортозамещения, которой в настоящее время еще нет.
Необходимо внедрение региональных бизнес-катализаторов — инструментов генерации и отбора наиболее перспективных завершенных проектов и ускоренного выведения их на рынок. К числу их основных целей как раз и относится необходимость наращивание числа инновационных проектов, доведение данных проектов до состояния «инвестиционного качества».
Проекты импортозамещения, безусловно, должны быть инновационными, чтобы обеспечить не просто замену импортных товаров на отечественные, а стать инструментом опережающего импортозамещения. В этой связи, необходимо обеспечить в регионе условия для инновационного партнерства при реализации проектов импортозамещения на условиях перспективного и взаимовыгодного сотрудничества бизнеса, науки, образования и государства.
Представим меры по развитию механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом на рисунке
Рис.5. Меры по развитию механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны в целом
Таким образом, предлагаются меры по развитию механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны на уровне страны:
— упростить процедуру отбора проектов,
— сократить время от подачи заявки до получения финансовых ресурсов компаниями,
— снизить требования к проектным показателям,
— снизить нижнюю планку стоимости инвестиционного проекта,
— предоставлять научную поддержку учебными заведениями и научными институтами.
На уровне региона:
— снижать административные барьеры,
— учитывать отраслевую специфику региона при формировании индустриальных площадок,
— повышать доверие инвесторов к власти,
— развивать доступную инновационную инфраструктуру с соблюдением принципов саморазвития и системности,
— разрабатывать Программы импортозамещения,
— внедрять региональные бизнес-катализаторы.
Заключение
Импортозамещение является процессом на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны.
Для поддержки импортозамещения в Орловской области был разработан «План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2016–2020 годы». Меры государственной поддержки бизнеса в Орловской области включают гранты, субсидии, возмещение расходов на реализацию проектов.
В работе был рассмотрен проект «Переработка изношенных автомобильных шин в резиновую крошку и производство из неё ТНП». При с учетом государственной инвестиционной поддержки проекта (субсидирование начинающих предпринимателей на сумму 300 тыс.руб.) затраты на обслуживания кредита ежемесячно будут снижены на 6 тыс.руб. А снижение затрат предприятия повысит его прибыль.
Предлагаются меры по развитию механизмов и инструментов государственной поддержки инновационных проектов на уровне регионов и страны на уровне страны: упростить процедуру отбора проектов, сократить время от подачи заявки до получения финансовых ресурсов компаниями, снизить требования к проектным показателям, снизить нижнюю планку стоимости инвестиционного проекта, предоставлять научную поддержку учебными заведениями и научными институтами, на уровне региона: снижать административные барьеры, учитывать отраслевую специфику региона при формировании индустриальных площадок, повышать доверие инвесторов к власти, развивать доступную инновационную инфраструктуру с соблюдением принципов саморазвития и системности, разрабатывать Программы импортозамещения, внедрять региональные бизнес-катализаторы.
Список литературы
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы»
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
4. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования»
5. Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2015 — 2017 гг.»
6. Приказ Министерства связи от 01.02.2015 №96 «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения»
7. Приказ министра Минпромторга России: от 31.03.2015 № 648 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной промышленности Российской Федерации»
8. Распоряжение Правительства Орловской области от 7 июля 2016 г. № 315-р «План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2016–2020 годы»
9. Пономарева, Т. Г. Посткризисное развитие экономических объединений и организаций в условиях глобализации: Монография /Т.Г. Пономарева. — СПб.: Издательство политехнического университета, 2011. – 350 с.
10. Пономарева, Е. В. Направления повышения эффективности национальной инновационной системы России на основе технического регулирования / Е.В. Пономарева // Экономика и управление. – 2015. — № 12-2. – С. 162-166.
11. Импортозамещение в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения: 05.02.2016).
12. Инвестиционный портал Орловской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://invest-orel.ru (дата обращения: 05.02.2016).
13. Кичанов, М. Удивительное импортозамещение [Электронный ресурс] / М.Кичанов // Эксперт online (2016) — Режим дсоутпа:http://expert.ru/siberia/2015/46/udivitelnoe-importozameschenie/ (дата обращения: 05.02.2016).
14. Кулягина, Е.А. Решение проблем импортозамещения на основе реализации мер государственной поддержки / Е.А. Кулягина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2016. — №3. — С.44-49
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф