Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Институт президентства в РФ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические основы института президентства
1.1. Понятие и сущность президентства как института публичной власти
1.2. История возникновения института президентства
2. Президент России как субъект государственного управления
2.1. Роль президента России в системе государственного управления
2.2. Проблемы и перспективы развития института президентства в России
Заключение
Список использованной литературы

Введение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Различные модификации, затрагивающие институт президентства как в России, так и в других странах, оказывают существенное влияние на текущие процессы в государстве. В то же время необходимо отметить необходимость совершенствования и адаптации этого института к изменяющимся политическим условиям, как и других институтов государственной власти.
Относительно небольшой опыт существования института президентства в России, президентская власть уже имеет огромное значение. Президент России играет решающую роль в развитии государства, задает направление происходящим преобразованиям и перестройкам, и от его действий зависит благополучие всего народа страны.
Изучение истории возникновения и становления института президентства, опираясь на опыт других стран, позволяет выявить актуальные проблемы и определить направления оптимизации всей системы государственной власти в России. Учитывая роль этого института в жизни страны, можно сказать, что успех всего российского государства зависит от его развития, что оправдывает актуальность выбранной темы работы.
Целью данной статьи является рассмотрение становления и особенностей института президентства в России.
Исходя из этой цели, были сформулированы задачи, структурно повторяющие содержание работы:
— рассмотреть понятие и сущность президентства как Института публичной власти;
— изучить историю института президентства;
— определить роль президента России в системе государственного управления;
— осветить проблемы и перспективы развития института президентства в России.
Объектом исследования является институт президентства в России.
Предметом исследования является правовое регулирование и особенности становления института президентства.
Основой исследования является законодательство Российской Федерации, а научной основой-учебники, монографии и научные труды различных российских авторов, таких как Богданов С. В., Елисеев Б. П., Орлов А. Г., Осипян И. В., Степанов И. М., Трофимова Г. А., Фомиченко М. П., Шулькина А. Л.
При написании использовались следующие методы: исторический, анализ, синтез и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы института президентства

1.1. Понятие и сущность президентства как института публичной власти

Говоря об институте президентства, необходимо прежде всего уточнить само понятие «институт».
Институт (от лат. institutum-учреждение) — это устойчивая совокупность формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих политическую систему [12, С. 32].
В научной юридической и общественно-политической литературе понятие «институт» рассматривается в ином смысле этого слова. Наиболее распространенными названиями являются» Институт государственности»,» институт главы государства»,» институт чрезвычайного положения»,» Институт марксизма-ленинизма»,» социальный институт»,» политический институт»,» Институт президентства » и многие другие.
Каждый из этих институтов имеет свою сущность, концепцию, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Но прежде чем дать конкретный анализ социальной сущности, места и роли института президентства, необходимо проанализировать понятие политического института. В этой связи следует отметить, что одним из сложных и трудных вопросов является взаимосвязь и взаимосвязь между политическим институтом и институтом президентства. Поэтому было бы уместно говорить, прежде всего, о политическом институте.
В зависимости от сферы охвата и функции политических институтов она подразделяется на реляционную, определяющую ролевую структуру политической системы; регулятивную, указывающую допустимые пределы самостоятельных политических действий по отношению к общепринятым политическим нормам во имя личных целей и карательных санкций за выход за эти пределы; культурную, связанную с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов конкретного общественно-политического сообщества в целом.
Наиболее устойчивым консервативным элементом является оценка политической реальности, которая оказывает решающее влияние на характер политических институтов.
Российский юрист И. Д. Хутинет с целью определения понятия «институт президента» анализирует более широкое понятие «социальный институт», в рамках которого выделяются институты различного рода, в том числе и правовые. Одним из них является президентский институт. Она является предметом исследования в различных отраслях общественных наук, которые выработали различные подходы к понятию «президент», а следовательно, и различные акценты в его содержательных характеристиках [25, С. 269].
Другой российский юрист, Б. П. Елисеев, определяет институт президента как интегративный правовой институт, целью которого является координация деятельности институтов государственной власти [9, с. 59]. В юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие» институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти.
В науке институт президентства следует рассматривать прежде всего как правовой (властный) институт, то есть как совокупность президентских полномочий в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента, являясь своеобразным «чтением» Конституции Президентом.
Особый интерес представляет анализ понятий «институт президента «и» правовой статус президента», проведенный И. Д. Хутинаевым. Ученый отмечает примат института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего, институт президента определяет не только его функционирование, но и выборы президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус является частью правового института, определяющего президентскую деятельность
Очень важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих этот институт. Б. П. Елисеев выделяет следующее: Президент-это избранный глава государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей по ветвям; в организационном аспекте президент никому не подчинен и, в целом, обладает высокой степенью независимости от любых других государственных органов, что не освобождает его от ответственности действовать на основании и в соответствии с законами государства.; пост президента имеет ярко выраженный политический характер. Она играет важную роль в формировании государственной политики и высшего политического руководства государственными делами.

1.2. История возникновения института президентства

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства является неотъемлемым элементом политической системы в 150 странах мира [15, С. 21].
Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей своеобразной республиканской формой правления, и в зависимости от этого статус и полномочия президента в этом государстве будут качественно иными.
Термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает» сидящий впереди», то есть председательствующий на заседании. Президентство — это должность, титул или Президентство. Само понятие «президент» в литературе трактуется как избранный глава государства, а институт президента-это институт власти, то есть совокупность полномочий президента в сфере государственного управления [19, С. 35].
Исторически родиной президентства были Соединенные Штаты, где президент в одном лице был одновременно и главой государства, и главой правительства. Здесь, в 1788 году, должность президента была закреплена на конституционном уровне. Из Соединенных Штатов институт президентства распространился на Латинскую Америку, и среди европейских стран Франция и Швейцария были первыми, кто одновременно ввел должность президента в 1848 году. Самое широкое распространение институт президента получил в XX веке. После Первой мировой войны этот пост был учрежден в таких европейских странах, как Австрия, Польша и Чехословакия.
Но наиболее широкое применение этот институт получил в ХХ веке, во время распада колониальных империй и образования многих независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.
Зарубежная практика свидетельствует об особом значении института президентства в политической жизни государства. Прерогативы президента позволяют ему оказывать огромное влияние на социально-политические процессы в стране. В демократических странах на него возложена функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями президента он также несет особую ответственность за сохранение верховенства права и общественного благосостояния.
Несмотря на значительный опыт, накопленный различными странами мира в организации и функционировании института президента, он является новым для России и, следовательно, требует специальных административно-правовых исследований. В то же время не следует забывать, что, несмотря на свою относительную новизну (этот государственный институт существует в Российской Федерации с мая 1991 года), его особенность заключается в том, что его развитие происходило в специфических условиях становления государства, находящегося на этапе перехода от тоталитарной государственно-политической системы к демократии. Это обстоятельство обусловило необходимость исторического анализа института президентства в современной России.

2. Президент России как субъект государственного управления

2.1. Роль президента России в системе государственного управления

Конституция на момент ее принятия была опережающей по времени и ситуации. Движение к реализации конституционных норм «в условиях правового нигилизма и апатии» было возможно только централизованно, через сильный и автономный институт государственной власти – власть главы государства [14, С. 42]. Этот факт привел к закреплению уникального статуса президента России, не имеющего прямых конституционных аналогов в мире: во-первых, власть главы государства организационно обособлена в отдельный вид государственной власти, а во-вторых, сфера президентских полномочий чрезвычайно широка. Статус и полномочия Президента Российской Федерации регламентируются конституцией, порядок выборов-Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» [2]. Конституционный статус президента состоит из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.
В настоящее время в России развивается суперпрезидентский тип Республики, о чем свидетельствует, в частности, наличие органов при Президенте Российской Федерации, краткая характеристика которых представлена ниже.
Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации о стратегии развития Российской Федерации и реализации единой государственной политики в области национальной безопасности, является Совет Безопасности Российской Федерации. Правовой основой его деятельности является федеральное законодательство, Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года. Нет. 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Совете Безопасности Российской Федерации, а также о внесении изменений и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» [4], иных правовых актов Президента Российской Федерации.
Широкий круг функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях-формирование стратегии внутренней и внешней политики государства и стратегии политики национальной безопасности. Совет Безопасности Российской Федерации состоит из: председателя (ex-officio он является президентом), который руководит работой; секретаря (входит в число постоянных членов), постоянных членов и членов, включение и исключение которых из состава осуществляется Президентом. Основная форма деятельности-встречи; решения принимаются постоянными членами простым большинством голосов от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения председателем Совета Безопасности Российской Федерации. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности — важнейший элемент эффективного государства. Еще одна форма деятельности заседания Совета. Оперативные совещания проводятся председателем совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию с постоянными членами и членами Совета является прерогативой секретаря Совета. Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые на функциональной или региональной основе, и временные, создаваемые с целью подготовки предложений по предупреждению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам обеспечения правопорядка в обществе и государстве и так далее. Персональный состав комиссий утверждается секретарем Совета по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти. Персональный состав Совета Безопасности Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.
Новый порядок формирования верхней палаты российского парламента положил начало поиску путей вовлечения глав российских регионов в разработку государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте Российской Федерации – Государственного Совета Российской Федерации. Это совещательный орган, который способствует реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основания для его формирования: статьи 80 и 85 Конституции РФ, предложения обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Правовой основой деятельности является федеральное законодательство, указы и распоряжения Президента Российской Федерации. В состав Государственного Совета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и Президент Российской Федерации, являющийся его председателем. За решение оперативных вопросов отвечает Президиум Государственного Совета (семь членов). Форма деятельности Государственного Совета Российской Федерации-заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и санкционируются при наличии большинства от общего числа членов. Государственный Совет имеет право создавать временные и постоянные рабочие группы, а также право привлекать ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Решения Государственного Совета носят рекомендательный характер, протокольные, при необходимости указы, распоряжения или поручения Президента Российской Федерации либо вносятся в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Президента Российской Федерации. Обязанности секретаря Государственного совета, не входящего в его состав, возлагаются руководителем Администрации президента на одного из помощников Президента Российской Федерации. В целом задачи, выполняемые Государственным Советом Российской Федерации, позволяют выделить этот орган как субъект государственной политики и один из путей его формирования.
В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента Российской Федерации на различных уровнях государственной власти и управления. Сегодня полномочные представители Президента Российской Федерации действуют в верховных судах Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, представляя интересы президента и содействуя его деятельности в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации действует в федеральных округах, образованных указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этот институт заменил представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полпред президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению главы Администрации Президента и подчиняется непосредственно главе государства. Кабинеты уполномоченных представителей являются самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, их структура и штатная численность определяются руководителем администрации.
В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, а также повышения эффективности института представительства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 337 «о советах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» функционируют консультативные органы – советы (за исключением Южного федерального округа). Членами коллегии являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития Российской Федерации (по решению Министерства регионального развития Российской Федерации); заместитель генерального прокурора Российской Федерации по федеральному округу (внешний советник); могут входить и другие лица. Персональный состав совета утверждается руководителем Администрации Президента по представлению полномочного представителя.
Аппаратом президента Российской Федерации является Администрация Президента Российской Федерации, государственный орган, созданный в соответствии с пунктом » а «статьи 83 Конституции Российской Федерации для обеспечения деятельности главы государства и осуществления надзора за исполнением его решений на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2004 года № 490″ Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации » и иных указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Состав администрации представлен широким кругом должностных лиц и структурных подразделений. В состав Администрации Президента Российской Федерации входят: должностные лица — Руководитель аппарата, первый заместитель и два заместителя главы администрации, помощники Президента Российской Федерации, начальник протокольной службы Президента Российской Федерации, пресс-секретарь полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, палатах парламента и Конституционного Суда Российской Федерации, советник Президента Российской Федерации, старшие помощники, помощники Президента Российской Федерации, иные должностные лица администрации. Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 136-ФЗ 986 в администрацию добавлена новая должность: Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации [5]. Российским регионам рекомендуется ввести аналогичное положение в структуре региональной системы государственной власти: 2. Управление Делами Президента Российской Федерации: государственно-правовое; канцелярия; контроль; внешняя политика; внутренняя политика; государственные награды; Государственная служба и кадры; обеспечение конституционных прав граждан; информационно-документационное обеспечение; работа с обращениями граждан и организаций; протокольное; экспертное; по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами; справочное бюро Президента Российской Федерации; секретариат руководителя Администрации Президента Российской Федерации; Департамент пресс-службы и информации. 3. Другие самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации-аппарат Совета Безопасности, аппарат советников президента и аппарат полномочных представителей в федеральных округах.
Администрация обеспечивает реализацию полномочий Президента Российской Федерации как субъекта законодательного процесса (готовит законопроекты для внесения в Государственную Думу предложения о подписании или отклонении Президентом Российской Федерации федеральных законов, обеспечивает промульгацию федеральных законов, издает правовые акты Президента Российской Федерации).); подготавливает проекты приказов, кейсов, аналитических отчетов, справок и материалов для ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, для его программных заявлений; обеспечивает деятельность Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного Совета Российской Федерации и других консультативно-совещательных органов при Президенте Российской Федерации; обеспечивает диалог с гражданским обществом, способствуя их развитию и укреплению.; обеспечивает взаимодействие президента с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профсоюзами, организациями работодателей и торгово-промышленными палатами, государственными органами иностранных государств, их должностными лицами и др.
Президентская функция консультативных органов комиссии (по вопросам гражданства; по отбору кандидатов в федеральные судьи; по вопросам реформирования и развития государственной службы и др.) и советы (по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; по противодействию коррупции; по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Геральдический совет и другие).

2.2. Проблемы и перспективы развития института президентства в России

Россия, будучи республикой с ярко выраженной смешанной формой правления, имеет свою особенность. Суть ее заключается в «вопиющем дисбалансе системы сдержек и противовесов, что делает невозможным самостоятельное существование других институтов власти, кроме Президента Российской Федерации».
Президент России, как того требует логика смешанной (или полупрезидентской) республики, является институтом, предназначенным, во — первых, для традиционного олицетворения полноты государственного устройства — «высшего представителя государства и символа нации»; во-вторых, для защиты конституционного строя, государственного суверенитета и целостности страны; в-третьих, для независимого политического арбитража.
Третья функция-это преимущество модели смешанного типа. В государствах с развитыми традициями компромисса, стабильной политической системой, устоявшимися и доминирующими демократическими ценностями политические кризисы и конституционные тупики не представляют особой опасности. В странах, где такие традиции и системы еще не существуют, такие кризисы могут привести к очень опасным последствиям. Поэтому миротворческая и стабилизирующая роль Президента здесь неоценима.
Вопрос только в том, как трактуется такая роль, не является ли это скрытым приданием главе государства доминирующего положения над всеми ветвями власти? Этот страх заложен в самой Конституции Российской Федерации, Статья 10 которой провозглашает: «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.»А поскольку президент Российской Федерации не входит ни в одну из этих ветвей власти, то он официально не входит в систему разделения властей и как бы стоит над всеми ветвями власти. Кроме того, несмотря на то, что президент России не входит в классическую «триаду ветвей власти», он назван первым среди институтов, осуществляющих ее в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации [1], государственную власть в стране. Но это не означает надконституционности позиции президента, теоретической основы его права контролировать деятельность всех других институтов. [23].
Во-первых, потому, что само провозглашение принципа разделения властей и независимости законодательной, исполнительной и судебной властей свидетельствует о том, что никто, в том числе и Президент Российской Федерации, не вправе брать в свои руки вопросы, входящие в компетенцию соответствующих органов власти.
Во-вторых, Конституция Российской Федерации наделяет президента его собственными властными прерогативами — функциями и полномочиями, перечисленными в главе 4.
В-третьих, фактическое присутствие президента в системе разделения властей подтверждается его обязанностью издавать указы и распоряжения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также правом других субъектов власти и граждан обжаловать в суде акты главы государства.
И все же институт президента Российской Федерации в смешанной модели, закрепленный в Конституции, действительно особенный. Здесь российский президент является не только главой государства, что подразумевает, что он играет фундаментальную роль хранителя государства, но и активным политическим фактором. Благодаря существующей структуре президент возвышается над всеми институтами власти не как глава государства, а как активный политический игрок. Все остальные его полномочия начинают «работать» на моносубъект президента [13, С. 469].
2. президент страны имеет право отправить правительство в отставку не только без каких-либо внешних причин, но и без каких-либо консультаций с представителями других властных институтов.
Конституция Российской Федерации предусматривает рычаги, обеспечивающие монопольное положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти:
1. Порядок формирования правительства. Прежде всего, это утверждение кандидатуры премьер-министра (премьер-министра). Статья 111 Конституции гласит: «1) Премьер-Министр Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. 2) предложение о выдвижении кандидатуры председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее чем через две недели после вступления в должность вновь избранного президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. 3) Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, представленную президентом Российской Федерации, в недельный срок со дня внесения предложения о кандидатуре. 4) после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.»
Однако, когда эта процедура выполняется, есть три » но»:
Первый. Это, по сути, неприемлемая статья для депутатов, поскольку после их третьего отказа Президент Российской Федерации обязан распустить Государственную Думу.
Второй. Это возможность вынести вотум недоверия или не поддержать вотум недоверия. По сути, это положение не является альтернативой для народных депутатов, поскольку право выбора между отставкой правительства и роспуском Государственной Думы предоставлено президенту Российской Федерации. И нет никаких сомнений, что Дума будет распущена, потому что глава государства не столкнется ни с какими политическими последствиями.
Третий. Это означает, что возможный роспуск Государственной Думы не решает проблему для самих народных депутатов. Новая Дума, избранная на досрочных выборах, вновь столкнется с тем же правительством, которое напомнит новым членам нижней палаты российского парламента (еще более оппозиционным президенту РФ) об институциональном бессилии нижней палаты.
Таким образом, в России правительство не может не быть исключительно президентским, поскольку все его члены обязаны своим высоким статусом только президенту. Аппаратные соглашения не меняют институционального дисбаланса.
2. президент страны имеет право отправить правительство в отставку не только без каких-либо внешних причин, но и без каких-либо консультаций с представителями других властных институтов.
3. Обязанность правительства передать свои полномочия вновь избранному президенту.
При рассмотрении перспектив развития института президентства в России возникают как минимум две проблемы. Давайте определим их и возможные решения для каждого из них.
Первая проблема-это проблема дисбаланса в существующем в Конституции силовом «треугольнике»: Президент — правительство — Парламент. Смысл проблемы заключается именно в системе взаимного влияния и соотношении политического веса этих институтов.
Рассматриваемый институциональный «треугольник» в России никогда не был» равнобедренным», поскольку парламент и правительство всегда будут находиться на разных уровнях и не будут равноудалены от президента. Даже «теоретическая подгонка» парламентской и президентской моделей показывает, что в современной России негативные последствия их внедрения перевесят возможные преимущества. И вероятность такого рода конституционной реформы очень мала.»
Следует согласиться с мнением известного французского юриста М. Лесажа о том, что «сильный» президент-это только тот, кто опирается на правительство, имеющее достаточную поддержку в парламенте, поскольку оно формируется парламентским большинством. Конфликт между президентом и правительством неизбежно подрывает всю систему государственной власти, но абсолютно «бесконфликтное единство грозит перерасти в элементарную политическую атрофию», что также может привести к непредсказуемым последствиям [8, с. 203]. В этом контексте Российская Конституция является «не столько суперпрезидентской», сколько «субпарламентской» [7]. Например, И. М. Степанов отмечает, что» президентский объем полномочий в 4 раза больше парламентского, и у президента в 4 раза больше возможностей распустить Государственную Думу, чем у парламента отстранить президента от должности » [20, С. 13].
Решение этой проблемы видится в соответствующем изменении баланса отдельных элементов президентской и парламентской моделей — в создании ответственного правительства (или правительства парламентского большинства), занимающего промежуточное положение между главой государства и народным представительством.
В то же время следует иметь в виду, что само законодательное закрепление процедуры формирования правительства на основе парламентского большинства не означает автоматического перехода к парламентской республике. Международный опыт показывает, что «классическая» парламентская республика (Австрия, Венгрия, Италия, Чехия) предполагает наличие «слабого» президента, избираемого либо парламентом, либо специально созданным органом. Кроме того, в классической парламентской республике президент, как глава государства, обладает гораздо меньшей властью, чем премьер-министр [11, c. 174].
Для реализации этой идеи в жизнь уже были предприняты определенные шаги — внесены изменения в статью 103 Конституции Российской Федерации, касающиеся субъектов осуществления контрольной функции Государственной Думы в отношении исполнительной власти, и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», обязывающий правительство [3]. Но этого недостаточно, мы должны перейти непосредственно к системе, при которой партия, получившая большинство мест на выборах в Государственную Думу (или коалиция), получает право предложить президенту кандидатуру на пост премьер-министра и сформировать правительство.
Принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации стало серьезной попыткой ограничить исполнительную власть на основе четких правовых норм. Однако и здесь мы видим, что практика не оставляет попыток устранить барьеры, установленные текстом Конституции, и расширить полномочия исполнительной власти.
Примером может служить Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П (по Чеченской Республике), установившее, что статья 80 Конституции Российской Федерации, характеризующая президента как «гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», должна толковаться как общее положение, позволяющее президенту совершать любые действия, прямо не запрещенные Конституцией. Таким образом, Конституционный подход, ограничивающий полномочия президента определенными перечисленными полномочиями, был радикально изменен.
Эта тенденция наиболее ярко проявилась в изменениях, внесенных в Основной закон страны. В трех из четырех законов О внесении изменений в Конституцию Российской Федерации Президенту представляются совершенно новые полномочия, которые не предусмотрены Конституцией и подрывают баланс распределения полномочий внутри федеративной системы. В результате этих изменений президент получил не только увеличение срока полномочий с 4 до 6 лет, но и значительно большие возможности влиять на судебную систему, прокуратуру, Совет Федерации.
Изменения, внесенные в конституционную систему, превратили первоначально задуманную модель в ее противоположность. По мнению многих экспертов, полупрезидентская система трансформировалась в «суперпрезидентскую».
В отечественной юридической литературе предлагается выделить такой тип формы правления, как» суперпрезидентская»республика. Но если президентская республика характеризуется наиболее последовательным осуществлением принципа разделения властей, то» суперпрезидентскую » республику следует отличать от других форм правления сверхсогласованным осуществлением принципа разделения властей. А какой смысл вкладывают авторы концепции в этот термин (они сами употребляют его в кавычках)? Один из его разработчиков, известный юрист А. Г. Орлов пишет: «суперпрезидентская» форма правления-это фактически система государственного управления, Главной особенностью которой является гипертрофированная, неконтролируемая президентская власть» [17, с. 112]. Но бесконтрольная президентская власть характерна для монократической Республики, и такая форма правления объединяет все республики, где власть сосредоточена в руках одного лидера, независимо от названия занимаемого им поста.
Единственным возможным решением в этой ситуации является совершенствование правовой базы института президентства. Речь идет о срочной необходимости разработки и принятия Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» — своеобразного кодекса президентской власти, который расшифровывает ее конституционные и иные положения во всех их нюансах. Для этого в Конституцию должны быть внесены поправки, предусматривающие обязательное принятие такого акта.
Таким образом, повышение эффективности института президентства в Российской Федерации видится в изменении отношений между правительством и парламентом и корректировке сроков полномочий законодательного органа основных конституционных институтов государственной власти [24, c. 75].

Заключение

Таким образом, роль президента как субъекта государственного управления высока. В то же время возрастает и необходимость еще более тщательного контроля за деятельностью президента со стороны всех ветвей власти.
Среди проблем и перспектив развития института президентства в России стоит отметить:
При рассмотрении перспектив развития института президентства в России возникают как минимум три проблемы. Давайте определим их и возможные решения для каждого из них.
Проблема дисбаланса в треугольнике власти, существующем в Конституции: Президент-правительство-Парламент. Смысл проблемы заключается именно в системе взаимного влияния и соотношении политического веса этих институтов. Рассматриваемый институциональный «треугольник» в России никогда не был» равнобедренным», поскольку парламент и правительство всегда будут находиться на разных уровнях и не будут равноудалены от президента. Даже «теоретическая подгонка» парламентской и президентской моделей показывает, что в современной России негативные последствия их внедрения перевесят возможные преимущества. И вероятность такого рода конституционной реформы очень мала.»
Конфликт между президентом и правительством неизбежно подрывает всю систему государственной власти, но абсолютно «бесконфликтное единство грозит перерасти в элементарную политическую атрофию», что также может привести к непредсказуемым последствиям.
Решение этой проблемы видится в соответствующем изменении баланса отдельных элементов президентской и парламентской моделей — в создании ответственного правительства (или правительства парламентского большинства), занимающего промежуточное положение между главой государства и народным представительством. В то же время следует иметь в виду, что само законодательное закрепление процедуры формирования правительства на основе парламентского большинства не означает автоматического перехода к парламентской республике.
Единственным возможным решением в этой ситуации является совершенствование правовой базы института президентства. Речь идет о срочной необходимости разработки и принятия Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» — своеобразного кодекса президентской власти, который расшифровывает ее конституционные и иные положения во всех их нюансах. Для этого в Конституцию должны быть внесены поправки, предусматривающие обязательное принятие такого акта.
Вторая глобальная проблема связана с разрывом между президентом (и всем властным механизмом) и обществом, который может быть решен путем определения гибкой системы усиления ответственности главы государства перед народом. С этой целью необходимо предусмотреть механизм изменения правового статуса института президента, обязательный элемент которого фиксирует взгляды народа и должен быть ясен порядок перераспределения политических функций между президентом и премьер-министром, администрацией президента и Аппаратом Правительства. Все должно быть сделано не за счет сужения сферы президентских полномочий, а за счет более полного раскрытия Конституционного потенциала правительства и исполнительной власти в целом.
Применение этих мер по повышению эффективности института президентства в России должно положительно сказаться на качестве работы государственных органов, что является одним из приоритетных направлений деятельности российского государства.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» // «Российская газета», N 6, 16.01.2003.
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 1. Ст. 2.
4. Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 06.05.2011) «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 14.06.2004, N 24, ст. 2392.
5. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // «Собрание законодательства РФ», 07.09.2009, N 36, ст. 4312
6. Богданов, С.В. Формирование и развитие института президентской власти в СССР (1990-1991) / С. В. Богданов // Вестн. Моск. университета. Сер. 21, Упр. — 2019. — № 3. — С. 106-125.
7. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в РФ. М., 2015. — 232 с.
8. Елисеев, Б.П. дисциплине «Система органов государственной власти в Российской Федерации.- М.: Юрист, 2019. — 357 с.
9. Елисеев, Б.П. Интститут президенства и традиции власти // Общественно-политический журнал Федерального собрания — парламента РФ, №4, 2014.
10. Зуйков, А.В. Институт президентства в России // Конституционный вестник. Специальный выпуск. № 1 (19), 2018. — 232 с.
11. Ищанова, Г.Т. Институт президентства. Журнал Аестник КазНПУ, Алматы, 2020.
12. Конституционное право России: учебник для студентов вузов // Б.С. Эбзеев и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДДНА, 2019. — 687 с.
13. Конституционное право Российской Федерации. Практикум: Учебное пособие // Н.Е. Таева. — М.: ИЦ РИОР: 2017. — 106 с.
14. Кутафин, О.Е. Глава государства. Монография. — М.: Проспект, 2018. — 560 с.
15. Максимов, А.А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. Иваново, 2019. — 121 с.
16. Орлов, А.Г. «Суперпрезидентская» республика латиноамериканского типа // Современное буржуазное право. Т. 2. М., 2017. С. 112

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф