ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие, сущность и виды PR-деятельности органов государственной власти
1.2 Правовые основы регулирования интернет-коммуникации в системе взаимодействия органов исполнительной власти с населением в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ В PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ условий и факторов эффективности интернет-взаимодействия Правительства Свердловской области с населением Свердловской области
2.2 Роль интернет-коммуникации в повышении эффективности PR-деятельности органов исполнительной власти во взаимодействии с населением Свердловской области
2.3 Комплекс рекомендаций по совершенствованию системы интернет-коммуникации органов исполнительной власти с населением Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что современный мир обладает развитой сетью коммуникаций, где основополагающую роль занимает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Степень развитости связей, скорость передачи информации, а также при наличии условий расширения прикладного использования IT-технологий и ежегодно роста запросов населения Российская Федерация вынуждена переходить на электронную систему оказания государственных услуг, последствием чего стало принятие ряда нормативно-правовых актов, формализующих ход освоения новой сферы административной деятельности с целью создания информационного общества.
Учитывая международный опыт, Российская Федерация также производит попытки внедрения дистанционных интернет-систем, позволяющих оптимизировать процессы взаимодействия в обществе.
Однако актуальной проблемой сегодня будет являться отсутствие комплексного подхода к реализации концепции «Информационного общества», при котором представляется возможным учесть социальные, политические и экономические особенности субъектов федерации.
Таким образом, объектом рассмотрения нашего исследования было выбрано взаимодействие между исполнительными органами власти и населением на примере Свердловской области.
Цель данной работы – провести анализ эффективности интернет в PR-деятельности органов государственной властями разработать рекомендации для повышения результативности взаимодействия с населением.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и виды PR-деятельности органов государственной власти;
– охарактеризовать правовые основы регулирования интернет-коммуникации в системе взаимодействия органов исполнительной власти с населением в Российской Федерации;
– провести анализ условий и факторов эффективности интернет-взаимодействия Правительства Свердловской области с населением Свердловской области;
– выявить роль интернет-коммуникации в повышении эффективности PR-деятельности органов исполнительной власти во взаимодействии с населением Свердловской области;
– предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию системы интернет-коммуникации органов исполнительной власти с населением Свердловской области.
Предметом исследования являются интернет-технологии, используемые в PR-деятельности органов государственной власти.
Объектом исследования является интернет-коммуникация с населением в рамках информационной политики Правительства Свердловской области.
Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы, как описательный и аналитический методы, методы синтеза, метод вторичного анализа статистических данных, метод сравнения двух переменных, метод интервью, а также метод прогнозирования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие, сущность и виды PR-деятельности органов государственной власти
В настоящее время в органах государственной власти и государственного управления в Российской Федерации PR-деятельность имеет четко выраженные отличительные характеристики взаимодействия органов власти и общества, подразумевая собственные направления, задачи, функции и широкий масштаб согласования интересов. Этот факт обусловлен тем, что новые принципы взаимоотношений между органами власти федерального и регионального уровня и гражданами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями лежат в основе реформирования государственного управления в РФ.
В центре внимания PR-деятельности органов государственной власти три группы интересов – общесоциальные, корпоративные и частные, а также отношения структур государственного аппарата с институтами гражданского общества, различными социальными группами. В данном контексте стоит упомянуть о налаживании механизма обратной связи между властью и обществом, а также контроле органов государственной власти институтами гражданского общества.
PR-деятельность – одна из составляющих проектов и программ по связям с общественностью, и в данном контексте уточним, что она является, прежде всего, областью контактов граждан и СМИ с официальными лицами, представителями всех ветвей власти (как законодательной и исполнительной, так судебной).
Для корректного понимания сущности и особенностей PR-деятельности органов государственной власти в Российской Федерации дадим следующее определение органов госвласти в РФ:
Государственный орган – учрежденное в структуре государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.
Госорганы разрабатывают, принимают и реализуют решения относительно управления и применения власти, в свою очередь, госучреждения предоставляют населению социальные услуги. Роль государственных организаций также заключается в организации жизни и деятельности общества в экономической, так и в социальной сферах.
Прежде чем перейти к анализу PR-деятельности в органах государственной власти в Российской Федерации, следует привести ряд трактовок данного термина.
В деятельности государственных органов связи с общественностью имеют определенную специфику: наличие необходимых средств для успешной PR-деятельности (материально-техническая база, административный и организационный опыт проведения PR-мероприятий, опыт работы с обществом и общественными организациями).
Проекты и программы, как правило, разработаны на высоком профессиональном уровне, что позитивно влияет на формирование положительного имиджа органа государственной власти. В данном контексте логично следующее определение, находящееся в рамках прагматического подхода: «система действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации проекта» [4, с. 25].
В связи с развитием интернет-технологий стало возможным населению «наблюдать» за деятельностью государственных органов, так как в онлайн-режиме выкладываются отчеты о их деятельности, на сайтах государственных органов и структур выкладываются обращения чиновников к населению, разъяснения о необходимости внедрения каких-либо управленческих решений, законов, новшеств. В свою очередь граждане теперь могут напрямую обращаться к чиновникам, используя электронные кабинеты, электронные приемные, и пр.
Поэтому органы государственной власти и граждане в последнее время стали взаимозависимы, мнение граждан может существенно повлиять на возможность дальнейшего функционирования какого-л. чиновника, может вызвать проверки вышестоящих органов, и пр. Поэтому в последнее время особенно наблюдается потребность в PR-деятельности органов государственной власти.
В соответствии с подобным пониманием значения PR-деятельности укажем, что ее цели как действующей коммуникативной практики в той или иной форме сводятся к влиянию, управлению мнением других организаций/учреждений, индивидов или групп.
Примером подобной трактовки может служить следующее определение: «Связи с общественностью в системе государственного управления – это целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций, учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки, принятия и выполнения соответствующих мер»[2, с. 174].
Учитывая специфику реализации государственной информационной политики в Российской Федерации, приведем также соответствующее проблематике определение: «Связи с общественностью (PR) (public relations) – разработанный комплекс коммуникационных программ, включая:
– публикации важных новостей в популярных газетах;
– выступления по TV;
– лоббизм;
– рекомендации и консультации;
– другие действия, направленные в том числе на создание благоприятной репутации и имиджа» [5, с. 317].
Основными средствами PR-деятельности государственных органов является:
– открытое общение путем личных контактов (встречи с населением, прием граждан, получение заявлений от населения и открытая работа над проблемами, озвученными в заявлениях);
– коммуникация с населением посредством привлечения СМИ;
– формирование имиджа руководителя;
– проработка текстов чиновника, которые будут опубликованы в СМИ, или зачитываться чиновником лично, и пр.
Фактически, в данном случае специалисты по связям с общественностью начинают выступать в роли консультантов для чиновников, которые помогают им сформировать положительный имидж и добиться поддержки населения.
Специалисты по связям с общественностью также выступают в качестве посредников, которые помогают чиновнику показать себя с наилучшей стороны в СМИ, проводят мониторинг средств массовой информации с целью определения общественного мнения, выявления народного мнения о деятельности чиновника, с целью корректировки транслируемой информации о деятельности конкретного руководителя, или государственного органа.
Анализируемая деятельность на уровне государства и нации заключается в нескольких видах общения: информационная деятельность и контакты госструктур как с группами, так и с отдельными гражданами. Информационное сопровождение государственной политики опирается на систему политических коммуникаций, в центре которой находятся современные институты связей с общественностью.
Государственная политика реализуется в современных условиях определенным образом, и здесь следует назвать ее стилистическую особенность – формирование и укрепление конструктивных и продуктивных связей с общественностью.
Во-первых, перечислим основные направления PR-деятельности органов государственной власти в Российской Федерации:
1. Установить и поддерживать тесные контакты с населением, СМИ, бизнесом, иными органами государственной власти (другого уровня);
2. Информировать население о проектах, законах, решениях, которые принимают чиновники;
3. Мониторинг общественного мнения с целью выявления настроений в обществе;
4. Мониторинг и анализ общественной реакции на деятельность госорганов (отдельных чиновников), органов власти;
5. Прогнозирование общественно-политического процесса.
Для успешной реализации указанных направлений необходимо наладить эффективные коммуникационные контакты с различными группами населения, организациями и СМИ.
Во-вторых, в соответствии с указанными направлениями, сформулируем глобальные цели PR-деятельности органов государственной власти в современных условиях:
– своевременно обеспечивать органы государственной власти актуальной информацией о состоянии народного мнения;
– принимать меры к формированию позитивного имиджа государственного органа, а также отдельных должностных лиц;
– освещать деятельность органов госвласти и органов местного самоуправления с целью предоставления населению информации о их деятельности, о реагировании чиновников на жалобы, заявления граждан;
– проводить научные исследования, собирать статистические данные по актуальным политическим проблемам.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование PR-технологий является индикатором рациональной и оптимизированной деятельности органа государственной власти при реализации конкретных целей.
Процесс управления представляет собой совокупность таких действий, как: поиск и анализ информации, отражающей преобразования и изменения в различных сферах жизни общества; ее фиксация, распространение и дальнейшее использование.
1.2 Правовые основы регулирования интернет-коммуникации в системе взаимодействия органов исполнительной власти с населением в Российской Федерации
Период XX-XXI вв. ознаменовал актуализацию теории сетевого общества – нового типа общества, пришедшего на смену индустриальному типу общества, предрекшего трансформации в области экономики, политики, культуры, а также всех социальных институтов. Подобного рода трансформации ныне являются абсолютной реальностью и уже оказали собственное влияние на сферу управления, увеличив скорость принятия решений и спектр используемых источников информации.
В рамках российской действительности катализатором развития процессов информатизации в структуре государственного управления выступает инициированная административная реформа, которая провозгласила надобность организации условий открытости и подконтрольности работы структур государственных служащих гражданскому обществу.
Для создания дифференцированной сети коммуникации между органами власти и населением в Российской Федерации было предложено образовать уникальные веб-сайты для каждого из субъектов федерации, на площадке которых могла бы размещаться различная информация о ходе деятельности региональных органов власти, сведения о доходах госслужащих, а также актуальная информация по вопросам широкого спектра.
В этой связи, был принят Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обязывающий производить публикации актуальной информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет.
В качестве систематизирующего нормативно-правового акта был выпущен Приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», устанавливающий технические требования к официальным сайтам федеральных органов исполнительной власти, позволяющих стабилизировать и оптимизировать работу систем веб-платформ органов исполнительной власти.
Данные требования к визуализации веб-сайтов и проработке логики их работы формируют общий шаблон разработки подобных ресурсов, что в перспективе формирует изначально одностороннюю площадку для взаимодействия власти и населения.
Данный Приказ завершал логику ранее упомянутого Федерального закона РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», поскольку если первый нормативно-правовой акт от 9 февраля 2009 года обязывает органы власти публиковать информацию для открытого доступа к ней, то второй документ от 16 ноября 2009 года систематизирует подобного рода обязательства, создавая своеобразный шаблон требований к площадкам в сети Интернет, где должна публиковаться и храниться информация открытого доступа.
Следующим шагом развития концепции сетевого общества в России стала серия Указов Президента РФ от 10 августа 2011 года устанавливающих перечни размещаемой в сети Интернет информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
Целью принятия данных актов стало формирование условий и регламентация размещения открытой информации федеральными органами исполнительной власти в сети Интернет о деятельности данных органов. Другими словами, в рамках обозначенного периода продолжалась конкретизация аспектов, которые задавали рамки для публикации той или иной информации о деятельности органов власти, продолжающаяся с 2009 года. Впрочем, временной период 2008 – 2011 гг. представляется возможным обозначить как период становления, прежде всего, односторонней коммуникации между населением и органами власти государства.
Значительным шагом к развитию двусторонней коммуникации между органами власти и населением стало Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
Данным постановлением Правительство утвердило Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (Функций)», на основании которого ныне действует Портал государственных услуг Российской Федерации.
Подобный ресурс позволяет физическим и юридическим лицам в течение короткого периода времени получать актуальную информацию о государственный и муниципальных услугах, а также о государственных функциях по контролю и надзору. Создание и функционирование вышеобозначенной веб-платформы заложило фактическую основу «общения» между структурами государственной власти и населением, что, без какого-либо преувеличения, является важной вехой прогрессивного развития интернет-коммуникации на территории России.
Несколько позднее было принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных». Данный нормативно-правовой акт регламентирует процесс отнесения информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет», к общедоступной информации, устанавливая для этого отчетливые правила. Таким образом, государством был обозначен важный фильтр, который позволяет производить анализ вырабатываемой информации и отнесение ее к «общедоступной» с последующей публикацией.
Впрочем, качественное обновление Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 2008 года было ознаменовано принятием Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)»» через повышение качества жизни населения и развитие потенциала экономики на базе информационных и телекоммуникационных технологий.
Однако цель программы косвенно повторяет ранее обозначенную цель развития информационного общества в России, изложенную в тексте Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. Ключевым отличием данной программы от Стратегии 2008 года является уточнение векторов развития в виде подпрограмм:
-подпрограмма №1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
-подпрограмма №2 «Информационная среда»;
-подпрограмма №3 «Безопасность в информационном обществе»;
-подпрограмма №4 «Информационное государство»;
-федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2018 годы».
Кроме этого, государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)» производит обновление показателей развития:
-доля граждан, использующих Портал государственных услуг Российской Федерации;
-доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не сталкивавшихся с проблемами информационной безопасности в течение 12 месяцев;
-степень дифференциации субъектов России по интегральным показателям информационного развития;
-доля домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
-число высокопроизводительных рабочих мест в организациях сферы телекоммуникаций;
-динамика производительности в сфере телекоммуникаций.
Тем не менее, оценивая динамику исполнения заложенных показателей государственной программы от 2013 года, обновление фактических значений прервано после 2016 года, что характерно отражается в Приложении №1 к государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
Однако обозначенная государственная программа ориентирована, прежде всего, на федеральный уровень, без акцента на специфику регионального развития. Углубление разработки проблематики регионов производится через Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации», где также приоритет установлен на повышение качества жизни населения посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий, использование данных технологий в государственном и муниципальном управлении, но параллельно уточняется важность выравнивания уровня развитости информационного общества в субъектах Российской Федерации. Впрочем, на сегодняшний момент выше обозначенный нормативно-правовой акт является единственным документом федерального уровня, в рамках которого акцент определяется на развитии инфраструктуры именно субъектов федерации, но не всего государства в целом.
Следующая актуализация концепции информационного общества в России была произведена после обнародования Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы». Данный указ продолжает логику Стратегии 2008 года и государственной программы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», где глобальным посылом становится углубление ранее обозначенных приоритетов с параллельным повышением эффективности работы созданной базовой структуры системы сетевого общества.
Обособление развития экономики российского государства в цифровой форме заложено Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”», в рамках которого принятая программа акцентируется исключительно на развитие взаимосвязи ИТ-технологий и экономики.
Выводы по 1-й главе:
Таким образом, государство смещает акцент на узкопрофильные направления для повышения продуктивности работы, целью чего может являться попытка ускорения темпов внедрения эффективной интернет-коммуникации, где ключевым аспектом является именно «эффективность» системы, так как нормативно-правовые акты за период 2011-2019 гг., систематизирующие внедрение механизмов информационного общества, производили попытку всеобъемлющего охвата существующих сфер деятельности, что не оказало должного влияния на развитие как общества, так и экономики в течение длительного времени.
Имеющаяся теоретическая и нормативно-правовая база предоставляет возможность развития исследования в направлении анализа эмпирических данных, в перспективе позволяющий понять степень востребованности интернет-коммуникации в целом, а также определит развитость инфраструктуры нынешних элементов информационного общества в Российской Федерации.
Использование PR-технологий является индикатором рациональной и оптимизированной деятельности органа государственной власти при реализации конкретных целей. Процесс управления представляет собой совокупность таких действий, как: поиск и анализ информации, отражающей преобразования и изменения в различных сферах жизни общества; ее фиксация, распространение и дальнейшее использование.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ В PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ условий и факторов эффективности интернет-взаимодействия Правительства Свердловской области с населением Свердловской области
Основываясь на ранее проведенном анализе нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование информационного общества в современной России, было обозначено наличие интернет-ресурсов органов исполнительной власти, систематизирующих и хранящих открытую информацию, которая отражает ход работы данных органов.
Свердловская область, как субъект Российской Федерации, обладает в рамках системы органов исполнительной власти 17 министерствами, курирующих различные направления жизнедеятельности общества. Каждое министерство имеет собственный веб-сайт, где отражена официальная информация о ходе реализации различного рода программ и инициатив [23].
Отдельно стоит отметить официальный сайт Правительства Свердловской области (http://midural.ru/), на котором представлены:
– страницы Министерств и государственных ведомств Свердловской области и ссылки на их официальные сайты;
– выложены отчеты о деятельности государственных органов;
– своевременно выкладываются обращения Губернатора Свердловской области, министров и иных чиновников;
– опубликованы статистические данные по региону;
– приведен перечень мероприятий, проводимых на территории Свердловской области;
– представлен резерв управленческих кадров Свердловской области;
– функционирует канал обратной связи с населением в виде электронной приемной Правительства Свердловской области, и др.
Стоит отметить, что возможность обратиться напрямую к чиновникам министерств Свердловской области также обеспечена и на официальных сайтах каждого министерства.
Поддержка интернет-взаимодействия государственных органов Свердловской области (и в частности Правительства СО) осуществляется при поддержке:
– Департамента информации и связи Свердловской области;
– ГБУ СО «Оператор электронного правительства».
На электронных страницах Оператора электронного правительства также представлены отчеты о деятельности учреждения, а также отчеты:
– о противодействии коррупции;
– о мониторинге электронных обращений граждан;
– о реагировании госслужащими на обращения граждан;
– принятые нормативные правовые акты;
– сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и др.
Наглядно схему электронного взаимодействия Правительства Свердловской области, населения Свердловской области и Федеральных органов власти можно представить на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема электронного взаимодействия Правительства Свердловской области, населения Свердловской области и Федеральных органов власти
Как можно увидеть из представленной выше схемы, Правительство Свердловской области, иные органы местного самоуправления СО осуществляют взаимодействие с населением области по защищенным электронным каналам региональной инфраструктуры электронного Правительства.
Общую схему взаимодействия при размещении сведений о муниципальных услугах Свердловской области можно увидеть на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Общая схема взаимодействия при размещении сведений о муниципальных услугах Свердловской области
Как можно увидеть из представленной выше схемы, взаимодействие при размещении сведений о муниципальных услугах Свердловской области происходит путем передачи от муниципалитета поселениям, а прием обращений от поселений происходит путем первичного приема заявлений от населения на местном уровне (уровне поселений), и дальнейшей передачи их в муниципальные органы, с сохранением заявок в реестре, как поселкового, так и муниципального уровня.
Далее анализ результатов мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг Свердловской области по итогам 2019 г. был проведен на основе данных, внесенных исполнительными органами Правительства Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории СО, в автоматизированную систему управления деятельностью исполнительных органов государственной власти (далее – АСУ ИОГВ), по состоянию на 21 февраля 2020 г.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.12.2018г. № 744 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации Министерством экономического развития РФ федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг» и согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 29.01.2013 № 100-ПП «Об организации проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции от 07.03.2019г.) (далее – постановление Правительства Свердловской области № 100-ПП), исполнительные органы государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, обеспечивают информационное наполнение АСУ ИОГВ по формам мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, сформированным на основе форм федерального статистического наблюдения № 1-ГМУ для квартальной отчетности и № 2-ГМУ для годовой отчетности по утвержденным перечням показателей.
Срок внесения информации в АСУ ИОГВ для исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления установлен единый – не позднее 35 календарного дня после отчетного периода.
Таким образом, срок внесения квартальных отчетных данных за IV квартал 2019 г. и годовых отчетных данных за 2019 г. для исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления – 4 февраля 2020 г.
По итогам 2019 г. в целом по Свердловской области достигнуты следующие результаты. Всего в отчетном периоде в Свердловской области зарегистрировано 58120719 обращений за получением государственных и муниципальных услуг, что на 23,6% выше уровня 2018 г. (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Количество обращений заявителей за получением государственных и муниципальных услуг в исполнительные органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления по итогам 2019 г.
Наименование показателя | Количество зарегистрированных обращений, единиц | |
2019 г. | 2018 г. | |
Государственные услуги | 12605232 | 12788528 |
Муниципальные услуги | 45515487 | 34249117 |
Всего | 58120719 | 47037645 |
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственной управления» доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 г. должна была составить не менее 70 %.
По данным АСУ ИОГВ в 2019 г. зарегистрировано 37258336 заявлений, поданных в электронной форме, что составило 64,11% от общего числа зарегистрированных обращений на получение государственных и муниципальных услуг всеми способами и выше уровня 2018 г. (62,47%).
Через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по данным АСУ ИОГВ подано 895247 заявлений на получение государственных и муниципальных услуг, что составило 5,6% от числа зарегистрированных обращений на получение государственных и муниципальных услуг, предоставление которых возможно через МФЦ в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии, и ниже уровня 2018 г. (6,1%).
Указом Президента РФ от 7 мая 2012г. №601 установлены показатели, характеризующие качество предоставляемых услуг и их нормативные значения:
– время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 г. – до 15 минут;
– среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 г. – не более 2 раз.
Анализ информации, внесенной исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в АСУ ИОГВ, за 2019 г. свидетельствует об отсутствии отклонений фактически достигнутых значений показателей качества, предоставляемых государственных и муниципальных услуг, от установленных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 нормативных значений (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Показатели, характеризующие качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601, в 2019 г.
Наименование показателя | Значение показателя, установленное Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 | Достигнутое значение показателя | |
2019 год | 2018 год | ||
Время ожидания в очереди заявителя в орган госвласти для получения государственных (муниципальных) услуг | До 15 минут | 8,45 минуты | 8,66 минуты |
Среднее число обращений юрлиц в орган государственной власти для получения гос- (муниципальной) услуги, связанной с спредпринимательской деятельностью | Не более 2 раз | 1,21 раза | 1,01 раза |
С 2019 г. в мониторинг качества государственных и муниципальных услуг включены новые показатели в разрезе физических лиц и юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей:
1. Общее количество положительных решений (выданных документов, совершенных действий), принятых по результатам предоставления государственной услуги, в отношении заявителей:
2. Общее количество принятых в результате рассмотрения заявлений о предоставлении услуги решений о приостановлении предоставления услуги, в отношении заявителей: общее количество отказов (отрицательных решений), принятых по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении услуги, в отношении заявителей.
Кроме того, по итогам отчетного года введена отчетность:
– в части обжалования действий (бездействия) и решений, принятых при предоставлении государственных (муниципальных услуг);
– описания выявленных проблем предоставления государственных (муниципальных) услуг в соответствующей сфере регулирования и предложений по их решению (предусмотрено для предложений органов власти).
По данным АСУ ИОГВ в 2019 г. в отношении заявителей (физических лиц (ФЛ), юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП)) всего принято 267125 решений о приостановлении предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – решение о приостановлении), что составило 0,46% к общему количеству зарегистрированных обращений на получение государственных и муниципальных услуг в отчетном периоде:
– по государственным услугам – 36218 решений о приостановлении (36 153 решения – ФЛ, 65 решений – ЮЛ и ИП);
– по муниципальным услугам – 230907 решений о приостановлении (77430 решений – ФЛ, 153477 решений – ЮЛ и ИП).
Доля принятых решений о приостановлении (к общему количеству зарегистрированных обращений на получение соответственно государственных и муниципальных услуг) составила по государственным услугам – 0,29%, по муниципальным услугам – 0,51%.
В отношении заявителей (ФЛ, ЮЛ и ИП) по результатам предоставления государственных и муниципальных в 2019 г. принято 85553 решения об отказе (отрицательных решений) в предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – решение об отказе), что составило 0,15% к общему количеству зарегистрированных обращений на получение государственных и муниципальных услуг в отчетном периоде:
– по государственным услугам – 40447 решений об отказе (37326 решений – ФЛ, 3121 решение – ЮЛ и ИП);
– по муниципальным услугам – 45106 решений об отказе (33470 решений – ФЛ, 11636 решений – ЮЛ и ИП).
Доля принятых решений об отказе по государственным услугам составила 0,32%, по муниципальным услугам – 0,10% (к общему количеству зарегистрированных обращений на получение соответственно государственных и муниципальных услуг).
Согласно данным АСУ ИОГВ в течение 2019 г. от граждан поступило 409 обращений об обжаловании действий (бездействия) и решений, принятых при предоставлении государственных (муниципальных) услуг:
– в рамках досудебного обжалования (внесудебного) обжалования – 325 обращений (79,5% от общего количества обращений об обжаловании действий (бездействия));
– в суд об обжаловании нарушений при предоставлении государственной (муниципальной) услуги – 84 обращения (20,5% от общего количества обращений об обжаловании действий (бездействия)).
В адрес исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в рамках досудебного (внесудебного) обжалования от заявителей поступило:
– по государственным услугам – 42 обращения;
– по муниципальным услугам – 283 обращения.
В суд направлено обращений об обжаловании нарушений при предоставлении услуг:
– государственных услуг – 4 обращения;
– муниципальных услуг – 80 обращений.
Далее, учитывая специфику проводимого анализа, для комплексного исследования восстребованности развития двусторонней комуникации между властью и обществом имеет смысл изучить частотность обращений жителей Свердловской области в профильные региональные министерства, в связи с чем был проведен вторичный анализ статистических данных о поступлениях обращений граждан в региональные министерства Свердловской области за 2019 год. Ниже в табличном виде представлены результаты сбора и систематизации данных по количеству обращений в профильные ведомства, которые дают представление о динамике и частотности запросов населения в адрес исполнительной власти.
Важно подчеркнуть, что обозначенный временной период выбран потому, что органы исполнительной власти обновляют информацию вышеобозначенной тематики с различной друг от друга периодичностью, поэтому не представлялось возможным проводить анализ более актуальных данных за 2018 г., так как ряд министерств до сих пор не предоставил конечную информацию за прошедшие двеннадцать месяцев предыдущего года, а также за тот же отчетный период 2019 г. [23] (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Информация о поступлении обращений граждан в региональные министерства Свердловской области за 2019 г.[23]
Название министерства | Количество обращений, всего зарегистрировано | Количество обращений в электронной форме (электронная почта, сайт) |
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области | 1400 | 575 |
Министерство промышленности и науки Свердловской области | 171 | 25 |
Министерство финансов Свердловской области | 150 | 64 |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области | 2383 | Данные отсутствуют |
Министерство социальной политики Свердловской области | 4721 | 2388 |
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области | 624 | 180 |
Министерство экономики и территориального развития Свердловской области | 209 | 19 |
Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области | 65 | 33 |
Министерство здравоохранения Свердловской области | 11908 | Данные отсутствуют |
Министерство культуры Свердловской области | 405 | 174 |
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области | 1060 | 221 |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области | 1061 | 445 |
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области | 2304 | Данные отсутствуют |
Министерство физической культуры и спорта Свердловской области | Данные отсутствуют | Данные отсутствуют |
Министерство инвестиций и развития Свердловской области | 181 | 60 |
Министерство общественной безопасности Свердловской области | 173 | 96 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области | 1710 | Данные отсутствуют |
Таблица 2.3 демонстрирует, что в течение 2019 г. в электронной форме (электронная почта, сайт), почтой, нарочным, личным приемом, а также по факту передачи на рассмотрение по компетенции из Правительства Свердловской области или Администрации Губернатора в общей сложности поступило 28525 обращений, из которых 4280 были направлены посредством использования интернет-коммуникации, то есть через функцию «Обращения граждан» на веб-сайте профильного министерства либо используя электронную почту [23].
Кроме этого, отмечается важная составляющая развитости практики «открытых данных» в органах исполнительной власти, при которой следующие из перечисленных министерств Свердловской области допускают факт отсутствия публикаций информации о количестве обращений жителей региона в профильные исполнительные органы власти:
– Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;
– Министерство здравоохранения Свердловской области;
– Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области;
– Министерство физической культуры и спорта Свердловской области;
– Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области [23].
Сложившаяся ситуация создает ограничения для развития, прежде всего, информационного общества, поскольку возникновение любых препятствий в доступе к информации ведет процесс «открытия» системы власти в сторону ее «закрытия» от реализации инструментов участия граждан в принятии управленческих решений.
Впрочем, следующая таблица 2.4 показывает министерства, на базе которых за период 2019 г. было зафиксировано боле 1 тыс. обращений, что можно считать наиболее востребованными по количеству обращений граждан органами исполнительной власти Свердловской области, что является показателем наиболее проблемных и комплексных направлений развития.
Таблица 2.4 – Наиболее востребованные по количеству обращений граждан региональные министерства Свердловской области за 2019 г. [23]
Название министерства | Количество обращений, всего зарегистрировано | Количество обращений в электронной форме (электронная почта, сайт) |
Министерство здравоохранения Свердловской области | 11908 | Данные отсутствуют |
Министерство социальной политики Свердловской области | 4721 | 2388 |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области | 2383 | Данные отсутствуют |
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области | 2304 | Данные отсутствуют |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области | 1710 | Данные отсутствуют |
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области | 1400 | 575 |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области | 1061 | 445 |
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области | 1060 | 221 |
Таким образом, практически половина областных исполнительных органов востребованы жителями регионами по следующим сферам жизнедеятельности общества:
– здравоохранение;
– социальная политика;
– образование;
– инфраструктура строительства;
– жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика;
– управление государственным имуществом;
– транспортная инфораструктура;
– природоохрана и экология.
Однако одни из первостепенных направлений, которые расположены в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры строительства, не наличествуют какой-либо информацией о динамике развития электронной коммуникации между населением и органами власти, поскольку информация подобного рода на веб-ресурсах отсетсвенных подразделений в принципе не обозначена, что негативно сказывается на развитии какой-либо аналитической деятельности с целью выявления возможности популяризации данного способа взаимодействия.
Впрочем, учитывая ограничения в анализе официальной статистической информации, в рамках проводимого диссертационного исследования непосредственную важность имеет обозначение возможности и восстребованности интернет-коммуникации с органами власти среди населения Свердловской области. В этих целях был проведен анкетный опрос населения региона с использованием квотной выборки с градацией по основным социально-демографическим показателям (пол, возраст). В рамках данного социологического исследования охвачено 300 человек выборочной совокупности, однако с целью повышения качества и репрезентативности данных количество обрабатываемых анкет респондентов сокращено до 269, из них 54,3% женщин и
В социологическом опросе принимали участие респонденты данных возрастных категорий, где представители молодого поколения от 18 до 24 лет (32,3%), среднего возраста от 35 до 54 лет (35,7%) и старшего возраста от 55 лет и старше (32%) распределились практически на одном уровне.
Среди всех респондентов 27,9% имеют высшее образование специалитет. Среднее специальное образование имеют 28,3% респондентов. Только 3% респондентов имеют научный уровень образования и 2,2% имеют неоконченное общее образование, согласно результатам исследования.
По результатам социологического опроса, был сделан вывод о том, что среди респондентов преобладает мнение рабочих – 25,3%, а также мнение пенсионеров – 18,6%.
По результатам социологического опроса, был сделан вывод о том, что среди респондентов имеют перевес по уровню дохода те, кто может позволить купить себе крупные вещи – 41,3%. Самый нераспространенный ответ принадлежит тем, кому денежных средств хватает только на питание – 7,8%.
Возвращаясь к проблематике исследования, участникам анкетного опроса было предложено определить, каким устройством они чаще всего пользуются для выхода в сеть Интернет.
Далее было важно обозначить, насколько часто респонденты производят поиск информации в сети Интернет, поскольку, так или иначе, в условиях тематики анализа любой поиск информации с целью уточнения данных или обращения в органы исполнительной власти уже представляется возможным отнести к организационным аспектам интернет-коммуникации между обществом и властью.
Таким образом, следующим шагом к интерпретации данных стало соотнесение двух последних вышеобозначенных результатов посредством применения таблиц сопряженности. Однако для реализации данного метода анализа требуется обозначить уровень значимости критерия Хи-квадрат Пирсона и силу связей между переменными.
Полученная информация позволяет выявить рекомендацию для развития уже имеющегося одностороннего канала коммуникации между органами исполнительной власти и населением региона, представленного на сегодняшний день в виде активной функции обратной связи «Обращение граждан» на веб-сайтах министерств:
– с целью повышения эффективности данного вида взаимодействия требуется на базе уже созданных веб-ресурсов исполнительных органов реализовать функцию мобильной версии веб-сайтов для повышения степени удобности поиска информации на обозначенных ресурсах, поскольку на данный момент данная функция отсутствует.
Учитывая вышесказанное, на данном этапе анализа важно произвести рассмотрение результатов применения качественных методов исследования, задача которых показать критерии, способные продемонстрировать характер эффективности коммуникации между органами исполнительной власти и населением на примере интернет-коммуникации в рамках информационной политики Правительства Свердловской области.
2.2 Роль интернет-коммуникации в повышении эффективности PR-деятельности органов исполнительной власти во взаимодействии с населением Свердловской области
При реализации диссертационного исследования было проведено глубинное интервью с государственным служащим регионального органа власти. Выявленный результат отчетливо говорит о наличии противоречий в рамках сложившихся представлений о взаимодействии органов власти с населением, при котором представители органов власти в крайней степени не заинтересованы в развитии двустороннего «общения» между обществом и властью.
Предполагается, что анализ полученной информации и проверка результатов помогут лучше понять реальные и действительно возможные механизмы эволюционного развития интернет-коммуникации между населением и органами исполнительной власти Свердловской области [23].
Однако в процессе подачи запросов в исполнительные органы власти региона научно-исследовательский коллектив столкнулся с серией неофициальных отказов в предоставлении экспертной точки зрения по изучаемой проблематике интернет-коммуникации.
Скорее всего, сложившаяся ситуация может говорить об ограниченной открытости органов государственной власти, при которой уместно обозначить работу американских политологов Г.А. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура и стабильность демократии», где был описан некий баланс между правительством и «потенциально активными гражданами».
Последние, при возникновении интереса к принимаемым решениям органами власти, могут выступить в качестве стимула дестабилизации социально-политической системы всего государства, поэтому весьма важно поддерживать вышеобозначенный баланс интересов в момент проектирования каких-либо инициатив для реализации эффективной государственной политики.
Другими словами, чрезмерная «открытость» системы принятия решений, так называемого «черного ящика» Д. Истона, в перспективе приведет к негативному общественному резонансу, поскольку по Алмонду и Вербе оптимальными условиями для работы системы государства являются те условия, которые сочетают активность органов власти с относительным безразличием граждан к данным процессам.
Впрочем, рассмотрение вопросов, относящихся непосредственно к реализации концепции «открытости» органов власти, напрямую не относится к излагаемой работе, поэтому на данном этапе важно вернуться к анализу результатов экспертного интервью.
Прежде всего, в процессе интервьюирования экспертом было обозначено, что при анализе возможности улучшения исследуемого взаимодействия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет имеет смысл установить сущностную составляющую между «обращениями граждан» и коммуникацией в социальных сетях: «Обращения граждан – это очень формализованная работа, регулируемая нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня, контролируется прокуратурой со всеми вытекающими санкциями».
Более того, аспекты нормативно-правового регулирования не затрагивают работу в социальных сетях: «Вот вы привели в пример обращения граждан, но это как раньше говорили – жалоба, заявление, просьба разъяснить, повлиять. Есть еще социальные сети, где люди что-то пишут, обмениваются мнениями – это сюда (к обращениям граждан) не входит».
Выявленный аспект позволяет говорить об имеющемся пространстве для нормативно-правового творчества, задача которого учесть имеющиеся потребности со стороны органов власти и общества, чтобы в перспективе лишь оптимизировать механизм коммуникации.
На сегодняшний день, основываясь на результатах интервьюирования, исполнительные органы власти чаще получают в качестве обращений – жалобы и пожелания: «Особенно если у нас идет отклик на какую-то острую ситуацию, на какуюто публикацию – это же формирование некоего общественного мнения, когда у нас пресс-секретарь в Facebook и ВКонтакте начинает общаться с той или иной группой «неравнодушных» – назовем их так» [20, с.57].
Здесь важно отметить, что роль работы пресс-службы исполнительного органа, а, в частности, пресс-секретаря превалирует в условиях организации деятельности региональных органов власти Свердловской области в сфере социальных сетей.
К тому же, судя по имеющейся информации, взаимодействие с населением производится в качестве дополнительной нагрузки в связи с большим объемом работы с целью ведения «конструктивного диалога»: «Это делается для конструктивного диалога, пытаемся узнать другую точку зрения, обозначаем свои аргументы, возможно, где-то пытаемся понять градус настроений».
Сюда же относится тот факт, что более «мягкая» деятельность пресс-секретаря с населением связана с имеющимся недоверием к власти со стороны общества, в связи с чем, постепенно начинает работать система, когда с человеком взаимодействует не обезличенный документ в виде ответа на обращение от большой системы, а непосредственно такой же человек.
Впрочем, в процессе интервьюирования также выделяется отсутствие возможности компенсировать полноценное присутствие в социальных сетях исполнительных органов власти посредством деятельности пресс-секретаря: «Слишком большой объем полномочий человек не может реализовывать эффективно, а это, в свою очередь, вызывает недовольство в обществе, что госслужащие это нахлебники, но тот объем работы, который сейчас пытается охватить пресс-секретарь для одного человека нереален».
Более того, возвращаясь к аспекту «дополнительной нагрузки» в рамках работы вышеобозначенного специалиста, была выявлена потребность в специальной подготовке будущих работников подобного рода структур, специфика квалификации которых будет связана с коммуникативными навыками в пространстве сети Интернет, чтобы во время «общения» между властью и обществом не возникала двусмысленность предоставляемой информации: «У такого специалиста должна быть специальная подготовка, поскольку общаться с интернет-сообществом в социальных сетях на доступном и понятном языке, а также выступать где-то на телевидении – это разные вещи, разные аудитории. Один человек вынужден охватывать необъятное».
Вполне возможно, что на сегодняшний день в процессе подготовки государственных служащих значительный аспект производится на изучение нормативно-правовых актов, когда как аспекты внешней коммуникации затрагиваются в меньшей степени.
Такие процессы формируют двусмысленность в высказываниях представителей органов власти вне структур подобных органов при взаимодействии с общественностью, что снижает уровень доверия к власти в целом: «Здесь же нужно принимать во внимание общий фон – уровень доверия к ОГВ (органам государственной власти).
Человек, обращаясь в ОГВ для консультации, какую ожидает реакцию – настроен на конструктивный диалог или изначально ориентирован на конфликт? Если у человека изначально доброжелательное отношение и позитивный, конструктивный опыт, то он хочет поговорить, обсудить проблему для обозначения вариантов».
Сегодня представителей исполнительных органов власти достаточно сильно интересует вопрос того, как именно предоставляемую информацию воспринимает население региона и насколько она становится понятна для разъяснения той или иной ситуации: «… учитывая личное восприятие информации, важно, чтобы информация не имела второй или даже третий подтекст, чем и занимается пресс-секретарь, который проводит большую работу в территориальных управлениях – 54 штуки.
Но опять же, что говорят они и что слышат люди – это разные вещи». Таким образом, значительный акцент при реализации информационной политики требуется сделать на целевые группы при работе с аудиторией с целью повышения качества предоставляемой информации: «Нужно сделать доступную информацию в Интернете, что мы можем помочь людям, и именно для этого нам нужны обученные специалисты для онлайн-консультаций, которых не хватает» [21, с.46].
Дополнительно к вышесказанному имеет смысл добавить, что информирование населения и взаимодействие с ним, возможно, будет более эффективно при условии учета специфики возрастных групп, что также было отмечено в рамках экспертного интервью: «в сложившейся демографической ситуации в обществе превалирует пожилая группа населения, для которой мы проводим сейчас программы повышения компьютерной грамотности и по работе в социальных сетях для общения. За прошлый год – 1200 человек обученных, но не каждый человек готов учиться».
Впрочем, возвращаясь к результатам анкетного опроса и вторичного анализа статистических данных, имеет смысл подчеркнуть надобность популяризации функции «Обращение граждан» на веб-сайтах исполнительных органов власти, однако стоит учесть иерархическую составляющую подобного вида коммуникации, поскольку «…люди считают, что чем выше они обратятся, тем быстрее решат их проблему…», когда как при обращении сразу в наивысшую инстанцию запрос, так или иначе, переадресовывают компетентным органам с целью урегулирования возникшего вопроса от населения.
Потому при развитии какой-либо PR-кампании по уведомлению жителей региона о возможности подачи дистанционных обращений, важно также заложить в стратегию популяризации этап по демонстрации целесообразности обращения в соответствующие уровню запроса органы власти.
Параллельно этому эксперт подчеркивает целесообразность расширения аудитории, которая будет уведомлена о возможности развития взаимодействия с представителями органов власти Свердловской области посредством социальных сетей: «Это направление очень нужно усиливать – нравится это нам или нет, так как люди большую часть жизни проводят в сети Интернет, где пытаются решать свои проблемы».
Другими словами, реализация упомянутого канала коммуникации для органов власти региона на сегодняшний день – это отдельная, комплексная и неоплачиваемая часть работы с населением, но даже при учете выявленных условий важна популяризация этой концепции и разработка нового нормативно-правового акта, который смог бы регулировать данное «общение»: «…здесь нужна регулировка через НПА, поскольку пока нет приказа, то нет еще одной штатной единицы, которую есть шансы получить под новые полномочия». Впрочем, здесь опять же важно учесть, что иерархия обращений даже посредством социальных сетей не решит вопрос компетенций органов, где пресс-служба будет взаимодействовать с населением.
Более того, если рассматривать уровень местного самоуправления, то на местах территориальные управления в принципе не располагают специалистами по внешней коммуникации с населением: «У территориальных управлений вообще нет пресс-секретарей, там данное направление работы распределяется в качестве дополнительной нагрузки, не ведя общение в социальных сетях, что также неправильно, поскольку они ближе к населению территориально».
Подводя итог вышесказанному, нельзя не сказать о том, что основной акцент развития интернет-коммуникации между населением и органами исполнительной власти со стороны самих органов производится в связи с имеющимся уровнем недоверия общества к власти.
В рамках интервьюирования эксперт неоднократно акцентировал внимание на важности «правильного» восприятия информации населением, когда в имеющемся сообщении от органов власти отсутствует какая-либо двусмысленность, но при этом в наличии проблема кадрового обеспечения обозначенного вида деятельности в рамках структур пресс-служб, которые, как было выявлено, занимаются развитием коммуникации непосредственно в социальных сетях, когда человек общается именно с человеком.
Однако расширение штата сотрудников по данному направлению представляется возможным только после принятия отдельного нормативно-правового акта, который систематизировал бы интернет-коммуникацию между властью и обществом в социальных сетях на уровне региона.
В связи с выявленными аспектами, важно перейти к разработке спектра рекомендаций, которые предоставят потенциальную возможность эволюционного развития интернет-коммуникации между населением и органами исполнительной власти на примере информационной политики Правительства Свердловской области.
2.3 Комплекс рекомендаций по совершенствованию системы интернет-коммуникации органов исполнительной власти с населением Свердловской области
Основываясь на результатах теоретического и эмпирического анализа, нами были разработаны рекомендации с целью совершенствования системы интернет-коммуникации органов исполнительной власти с населением в Свердловской области. В частности, важно учесть сложившуюся социально-политическую обстановку в государстве, при которой представляется возможным выделить имеющуюся социальную напряженность, что также отметил эксперт в рамках глубинного интервью.
В качестве примера развития социальной напряженности представляется возможным выделить рост поддержки со стороны молодежи в адрес оппозиционного политика Алексея Навального за счет расширения охвата аудитории в блогосфере сети Интернет на платформе видео-хостинга «YouTube».
Данная платформа позволяет в доступной форме регулярно предоставлять широкой аудитории любую информацию, тем самым оказывая на нее конструктивное либо деструктивное влияние. Учитывая тот факт, что оппозиционер ведет призывы к организации политических провокаций в виде массовых митингов, что подтверждают прошедшие за 2019 год три волны протестов, и не стремится организовать конструктивный диалог с органами власти, то его влияние на общество можно считать негативным.
Непосредственную важность представляет опыт Алексея Навального по расширению охвата аудитории в интернет-пространстве за счет качественной обработки предоставляемой информации и реализации механизма обратной связи на базе видео-хостинга «YouTube».
Формат непосредственного «общения» с аудиторией позволяет оппозиционному политику оказывать влияние на мнение молодого населения – это именно тот механизм, который также затрагивался в процессе интервьюирования, позволяющий повысить лояльность населения к органам государственной власти региона.
Параллельно этому, возвращаясь к анализу коммуникации органов власти и населения, именно односторонний характер передачи информации, ее двусмысленность и наличие ограниченности функционирования механизма обратной связи на базе существующих веб-порталов органов государственной власти влияет на рост протестного потенциала в обществе, а в частности среди молодежи.
Исходя из этого, в качестве приоритета развития информационного общества в России и Свердловской области стоит установить организацию эффективной интернет-коммуникации между населением и органами власти посредством ранее созданных веб-порталов, а также использования потенциала социальных сетей для нивелирования деструктивного влияния на массовое сознание населения Российской Федерации.
В качестве целевой группы предлагаемого проекта было выбрано молодое население Свердловской области в возрасте от 18 до 35 лет, поскольку именно данная категория граждан обозначила явный запрос на развитие как сугубо интернет-коммуникации с органами власти, так и в связке с традиционными форматами «общения».
Дополнительно к целевым группам будут относиться и специалисты органов государственной исполнительной власти Свердловской области в сфере внешних коммуникаций, так как эта целевая группа ведет работу с вышеобозначенной категорией населения и контролирует процесс информирования, а также развитие обратной связи с населением посредством веб-сайтов и социальных сетей.
На сегодняшний день наличие односторонней интернет-коммуникации между населением и исполнительными органами власти Свердловской области демонстрирует отсутствие эффективности взаимодействия, что характеризуют следующие показатели:
– рост оппозиционных настроений в регионе;
– низкая популярность функции обратной связи «Обращение граждан» на веб-сайтах министерств региона.
Реализация концепции двусторонней интернет-коммуникации на основе создания и ведения сообществ исполнительных органов в социальных сетях позволит реализовать:
– снижение уровня социальной напряженности в обществе посредством создания для граждан механизма влияния на действия представителей власти;
– повысить показатели по количеству обращений граждан через использование интернет-коммуникации в сообществах социальных сетей.
При соотнесении предлагаемой концепции будущего проекта со Свердловской областью, разрабатываемый проект предполагает собственную реализацию на базе организационной структуры Департамента информационной политики Свердловской области, поскольку Положение о Департаменте описывает следующие функции обозначенного исполнительного органа:
– обеспечивает информирование населения о деятельности органов государственной власти по социально значимым вопросам;
– организует и обеспечивает изготовление теле-, аудио- и видеоматериалов, издание печатных средств массовой информации, выпуск полиграфической и рекламной продукции по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, необходимой для обеспечения деятельности Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области в информационной сфере, учреждает средства массовой информации;
– создает информационные материалы, в том числе просветительского и социально значимого содержания, о деятельности Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области;
– обеспечивает, координирует и контролирует информационное наполнение, сопровождение и развитие официальных интернет-ресурсов Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области, разрабатывает рекомендации к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
– осуществляет мониторинг информационной открытости исполнительных органов государственной власти Свердловской области;
– обеспечивает доступ к информации о деятельности Департамента в соответствии с требованиями Федерального закона от 09 февраля 2009 года M-8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Таким образом, функциональная составляющая данного органа власти полностью подходит для реализации разрабатываемого проекта с целью повышения эффективности интернет-коммуникации власти и общества, параллельным проведением исследований на базе имеющихся интернетресурсов органов власти Свердловской области с последующим принятием нормативно-правовых актов для регулирования эффективности реализации уже нового канала коммуникации на базе пресс-служб отдельных исполнительных органов власти региона и их непосредственного присутствия в социальных сетях.
Дополнительно стоит обозначить, что реализация проекта предусматривается в рамках одной организационной структуры – Департамента информационной политики Свердловской области, то есть, команда формируется из штатных сотрудников Департамента.
Функциональная организационная структура будущего проекта подразумевает его реализацию в рамках действующих обязанностей и функций Департамента и входящих в него действующих штатных сотрудников. Более того, предполагаемые предложения лишь развивают уже действующие механизмы, каких-либо дополнительных затрат, которые уже производятся в рамках действующего бюджета, не предусмотрено.
В процессе реализации проекта существует вероятность возникновения рисковых событий, способных повлиять на ход проекта и его стоимость. Риски определяются исходя из задач целевой структуры проекта.
Наиболее вероятными рисками данного проекта являются:
-организационно-управленческие – недостаточное количество выделенных ресурсов, отсутствие достижения запланированного результата по времени реализации, недостаточная проработка функциональных особенностей сообществ социальных сетей, а также сложности в оформлении и реализации контент-плана. Для компенсации подобного рода рисков требуется произвести поиск баланса интересов, а также проработку договоренностей в рамках организационной структуры Департамента информационной политики Свердловской области.
В качестве важного элемента реализации предлагаемой инициативы является мониторинг проекта – обратная связь о проводимой работе. Мониторинг может быть трех видов: предварительная экспертиза, серединная оценка и итоговая оценка.
Срединная оценка проводится в процессе реализации проекта с целью отслеживания промежуточных результатов. Субъектом экспертной оценки являются менеджер проекта – Директор департамента информационной политики Свердловской области [23]. Менеджер проекта проводит контроль выполнения всех задач на каждом этапе реализации проекта с помощью:
– анализа по динамике кол-ва подписчиков сообществ;
– анализа по динамике кол-ва обращений граждан;
– анализа по динамике кол-ва опубликованных постов;
– анализа по динамике кол-ва просмотров;
– анализа по динамике общего охвата аудитории;
– анализа по динамике охвата подписчиков;
– анализа по динамике вирального охвата аудитории.
Основным показателем эффективности реализации проекта является своевременное исполнение членами команды обязанностей, возложенных на них с учетом их должностных полномочий.
Важно также подчеркнуть, что вышеобозначенные количественные показатели представляется возможным отслеживать посредством уже реализованных функциональных возможностей по управлению сообществами в социальных сетях, что позволит упростить задачу и снизить количество времени на реализацию аналитической работы в данном направлении.
Выводы по 2-й главе:
Учитывая вышесказанное и подводя некий итог, социальные сети обладают колоссальным потенциалом для развития интернет-коммуникации между органами исполнительной власти и населением. Здесь же имеет смысл особенно выделить, что предложенная концепция проекта на базе Департамента информационной политики Свердловской области и организации ряда сообществ в социальных сетях позволяет проследить перспективы эволюционного развития функции «Обращения граждан» на веб-сайтах исполнительных органов власти региона и оптимизировать процесс подачи официальных обращений [23].
Кроме этого, принципиальным моментом является также то, что предполагаемый проект не затрагивает параллельный вид коммуникации, который был выявлен в процессе анализа результатов экспертного интервью, когда пресс-секретарь какого-либо органа власти проводит самостоятельную работу с населением посредством общения на базе социальных сетей для сбора информации и урегулирования тех или иных социально значимых вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование PR-технологий является индикатором рациональной и оптимизированной деятельности органа государственной власти при реализации конкретных целей. Процесс управления представляет собой совокупность таких действий, как: поиск и анализ информации, отражающей преобразования и изменения в различных сферах жизни общества; ее фиксация, распространение и дальнейшее использование. В данном контексте PR-деятельность выступает индикатором социально-значимой информации и анализатором коммуникационных связей субъекта власти в процессе взаимодействия с обществом с целью анализа и коррекции управленческих решений.
Анализ нормативно-правовой базы реализации концепции «Информационного общества» и «Электронного правительства» в Российской Федерации показал, что за период с 2011 по 2019 года утвержденные нормативно-правовые акты, систематизирующие внедрение механизмов информационного общества, производили попытку всеобъемлющего охвата существующих сфер деятельности и образовывали инфраструктуру информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории государства.
Кроме этого, отмечается важная составляющая развитости практики «открытых данных» в органах исполнительной власти, при которой следующие из перечисленных министерств Свердловской области допускают факт отсутствия публикаций информации о количестве обращений жителей региона в профильные исполнительные органы власти:
– Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;
– Министерство здравоохранения Свердловской области;
– Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области;
– Министерство физической культуры и спорта Свердловской области;
– Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Сложившаяся ситуация создает ограничения для развития, прежде всего, информационного общества, поскольку возникновение любых препятствий в доступе к информации ведет процесс «открытия» системы власти в сторону ее «закрытия» от реализации инструментов участия граждан в принятии управленческих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебное пособие. М.: Юрид. лит., 2015. — 400 с.
2. Аксенов С., Крылов А. (ред.) Паблик рилейшнз: учебник. — К.: Региональный финансово-экономический институт, 2017. — 162 с.
3. Алехин Э. В. Управление общественными отношениями: учебное пособие. — Пенза: Пензенский государственный университет, 2016. — 198 с
4. Алпатова Г. Е. (ред) Связи с общественностью: учебное пособие. — 9-е изд. Пер. с франц. — СПб.: Нева, 2016. — 128 с.
5. Бирюков А.П. Организация управления по связям с общественностью по исполнению муниципального проекта: автор. дис. канд. эконом. наук / А.П. Бирюков. — М., 2016. — 240 с.
6. Богданов В.В., Комарова И.М. Теория и практика связей с общественностью: медиарилейшнз. — Новосибирск: НГТУ, 2015. — 72 с.
7. Борнин А.И. Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74151 (дата обращения: 29.05.2018).
8. Варакута С.А. Связи с общественностью: учебное пособие / С.А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 207 с.
9. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 464 с.
10. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: ТК Велби, 2016. – 560 с.
11. Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. — 336 с.
12. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник.- Новосибирск: Наука, 2015. – 407 с.
13. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития: учебное пособие. — М.: Тула, 2014. — 340 с.
14. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. – М.: ГроссМедиа, 2014. – 255 с.
15. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2014. — 611 с.
16. Иванов В.В. Муниципальное управление: справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. — 717 с.
17. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России: теория и организация: учебное пособие. – Ростов н/Д.: МарТ, 2014. – 382 с.
18. Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. – 2015. – №6. – С. 47-50.
19. Иксанов Р.А., Селезнева А.Х. Защита прав и законных интересов граждан и организаций как правовая категория /Р.А. Иксанов//Аграрное и земельное право.- 2016.- №1(133).-С.54-57.
20. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., доп. и перер. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 302 с.
21. Наумов С.Ю. Теория государственного и муниципального управления. – М.: ФОРУМ, 2017. — 319 с.
22. Федотова М.Г. Связи с общественностью как антикризисный менеджмент: учебное пособие – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. — 64 с.
23. Официальный сайт Правительства Свердловской области – midural.ru/
24. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственной управления»
25. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 17.12.2018г. № 744 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации Министерством экономического развития РФ федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг»
26. Постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 № 100-ПП «Об организации проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции от 07.03.2019г.)
27. Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс] http://midural.ru/
28. Электронная приемная Правительства Свердловской области [Электронный ресурс] http://letters.midural.ru/webrec/
29. Официальный сайт Департамента информации и связи Свердловской области [Электронный ресурс] https://dis.midural.ru/news/show/id/257
30. Официальный сайт ГБУ СО «Оператор электронного правительства» [Электронный ресурс] https://egov66.ru/
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф