Введение
1 Теоретические основы и опыт осуществления инвентаризации
1.1 Сущность, понятие и нормативное регулирование проведения инвентаризации
1.2 Виды, методы, сроки и планирование инвентаризации
1.3 Современные проблемы и практический опыт проведения инвентаризации резервов
2 Бухгалтерская технология проведения инвентаризации резервов
2.1 Организация и проведение инвентаризации резервов
2.2 Документирование инвентаризации резервов
2.3 Результаты инвентаризации резервов и их отражение в бухгалтерском учете
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальной проблемой развития любого предприятия на современ-ном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непро-изводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранно-стью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация имущества и обязательств компании представляет собой не только одну из необходимых процедур системы внутреннего кон-троля, но является и обязательным элементом учетной политики организа-ции.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета бух-галтерской отчетности организации обязаны не реже одного раза в три го-да проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства и реальности данных учета, содержания и эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств организации, а также в большой степени предотвращает такое негативное явление, как хищение имущества работниками организации.
Цель курсовой работы — изучение инвентаризации и бухгалтерский учет результатов ее оформления.
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть следу-ющие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы инвентаризации резервов;
2.Провести анализ проведения и оформления инвентаризации в бух-галтерском учете
Предметом исследования в работе является инвентаризация.
Объектом исследования являются особенности инвентаризации ре-зервов.
При выполнении курсовой работы были использованы различные источники информации: нормативно-законодательные документы, научная и учебная литература, статьи периодических изданий.
1 Теоретические основы и опыт осуществления инвентаризации
1.1 Сущность, понятие и нормативное регулирование проведе-ния инвентаризации
Инвентаризация — это обязательная ежегодная процедура для всех без исключения предприятий. Главной ее целью является проверка соот-ветствия данных бухгалтерского учета фактическому положению. Но не все организации понимают важность проведения инвентаризации. Только в ходе данной процедуры можно выявить излишки или недостачи имуще-ства, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имуще-ственные отношения, оценить действительность отраженной в учете задол-женности, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет и, что самое главное, минимизировать налоговые риски [21, с.35].
Инвентаризация — это определенная последовательность практиче-ских действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения досто-верности данных учета и отчетности [15, с.55].
Бухгалтерское законодательство предусматривает обязательное про-ведение инвентаризации в ряде случаев, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Некоторые организации игнорируют инвентаризацию по ряду причин: трудоемкость, отсутствие времени или острой необходимости и т.д. Тем более что ответственность за ее непрове-дение не предусмотрена.
Инвентаризация имущества — это сверка того, что есть у бухгалтера на бумаге, с тем, что находится в офисе, на складе, в обособленном под-разделении фирмы.
Инвентаризация состояния финансовых обязательств — это сверка за-долженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными дого-воров, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и т.д. [23, с.185].
Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств как по головному предприятию, так и по его подразделени-ям.
Под имуществом организации понимаются основные средства, нема-териальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, го-товая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие фи-нансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская за-долженность, кредиты банков, займы и резервы [12, с.66]. Кроме того, ин-вентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имуще-ства, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, получен-ные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо при-чинам.
Основными целями инвентаризации являются:
1. выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском уче-те) в целях обеспечения его сохранности; а также неучтенных объектов;
2. определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
3. сопоставление фактически полученных данных о наличии имуще-ства в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявле-ние излишков и недостач);
4. проверка полноты и правильности отражения в учете оценки иму-щества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;
5. проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основ-ных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, де-нежных средств [16, с.97].
Фактическое наличие находящегося в организации имущества при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого членов комиссии необходимо обеспечить помощниками для взвеши-вания и перемещения грузов и необходимыми механизмами (весами, кон-трольно-измерительными приборами и т.п.).
Если инвентаризацию проводят в течение нескольких дней, то склад-ские помещения после ухода комиссии каждый раз опечатывают.
Основная задача инвентаризации — выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных ценностей (суммой задолженностей), чтобы обеспечить достоверность данных отчет-ности.
Проверять нужно не только имущество, которое принадлежит фир-ме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет (например, арендо-ванные основные средства; товары, полученные на ответственное хране-ние; материалы, принятые в переработку, и т.д.) [22, с.27].
Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласова-нию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года. К этому сроку бухгалтер должен успеть подгото-вить документы для инвентаризационной комиссии, и у него будет время, чтобы внести исправления в учет до сдачи годового баланса.
Инвентаризация – это один из приёмов контроля, обеспечивающего сохранность собственности, качественное состояние материальных ценно-стей, ведение их складского и бухгалтерского учёта.
Задачами процесса инвентаризации являются:
— определение сохранности товарно-материальных ценностей;
— правильность их хранения;
— правильность их отпуска;
— состояние весового и измерительного оборудования;
— порядок ведения учёта движения материалов.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия инвентаризации, являются Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Рос-сийской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017), Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 № 5252), Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689).
Порядок проведения инвентаризации также регулируется ст.561 ГК РФ [1], согласно которой обязательная инвентаризация проводится в сле-дующих случаях:
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— при смене материально ответственного лица;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи;
— при возникновении форс-мажорных обстоятельств;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— в других случаях, предусмотренных законодательством (например, при продаже предприятия как имущественного комплекса).
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бух-галтерской отчетности организации всех форм собственности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Такое требование установлено п.1 ст.12 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В п.2 ст.12 указанного Закона перечисляются случаи, когда проведе-ние инвентаризации является обязательной процедурой, это:
— передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразо-вание государственного или муниципального унитарного предприятия;
— смена материально ответственных лиц;
— выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имуще-ства;
— стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вы-званные экстремальными условиями;
— реорганизация или ликвидация организации;
— период перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также другие случаи, предусмотренные законодательством РФ [2].
1.2 Виды, методы, сроки и планирование инвентаризации
Виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы Приложе-ние 1 [28, с.16].
Порядок проведения инвентаризации определяется организацией са-мостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, согласно п.2 ст.12 Закона № 402 [2].
Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сро-ки. К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.
Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Внеплановые инвентаризации могут проводить-ся как по решению руководителя организации, так и по требованию след-ственных и контрольных органов.
Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) — один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денеж-ные средства, сырье и материалы, товары и т.п. [26, с.65] Выборочная ин-вентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводить-ся в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвен-таризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.
В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств специально созданной в организации комиссией. При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную. Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Нату-ральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки доку-ментов строгой отчетности [33, с.13].
При документальной проверке наличие в организации имуществен-ных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, деби-торской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непо-средственно документами [30, с.65]. В составе документальной проверки проводится бухгалтерская или книжная проверка, заключающаяся в сопо-ставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценоч-ных резервов).
1.3 Современные проблемы и практический опыт проведения инвентаризации резервов
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в унифицированные формы пер-вичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, ко-торые оформляются не менее чем в двух экземплярах [25, с.61].
Инвентаризационные ведомости могут быть заполнены как с помо-щью компьютера, так и ручным способом. Во втором случае ведомости должны быть заполнены чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в ведомостях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на дан-ной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (шту-ках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны [11, с.61].
Исправление ошибок производится во всех экземплярах ведомостей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркну-тыми правильных данных. Исправления должны быть оговорены фразой «исправленному верить» и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В ведомостях не допус-кается оставлять незаполненные строки, а если таковые имеются, их необ-ходимо прочеркнуть.
Кроме того, на последней странице должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, произво-дивших эту проверку (п.2.9 Методических указаний) [10]. Ведомость под-писывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Последние в конце описи дают расписку, под-тверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсут-ствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленно-го в описи имущества на ответственное хранение.
Если в ходе инвентаризации выявлены отклонения от учетных дан-ных, то есть обнаружены расхождения между показателями бухгалтерско-го учета и данными инвентаризационных описей, их следует отразить в сличительных ведомостях [31, с.111]. Такая задача обычно возлагается на работников бухгалтерии. Бухгалтер на основании инвентаризационных описей составляет сличительную ведомость в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответ-ственному лицу.
Для отражения результатов инвентаризации ОС, НМА, ТМЦ, гото-вой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета, используются следующие документы:
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов — форма N ИНВ-18, Сличительная ведо-мость результатов инвентаризации товарно-материальных ведомостей — форма N ИНВ-19.
Для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремон-тов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности приме-няются соответственно формы N ИНВ-10, N ИНВ-11, N ИНВ-15 и N ИНВ-16, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей [32, с.46].
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в обя-зательном порядке на счетах бухгалтерского учета:
— излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на фи-нансовые результаты у торговой организации;
— недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки списываются на финансовые результаты организации. Такой порядок установлен п.28 Положения по ведению бух-галтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [5].
2 Бухгалтерская технология проведения инвентаризации резервов
2.1 Организация и проведение инвентаризации резервов
Для проведения инвентаризации в организации создается по¬стоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновре-менного проведения инвента¬ризации имущества и финансовых обяза-тельств создаются рабо¬чие инвентаризационные комиссии. Персональный состав посто¬янно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий ут¬верждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются пред¬ставители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, не-зависимых аудиторских орга¬низаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведе¬нии инвента-ризации служит основанием для признания резуль¬татов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества ин-вентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент ин-вентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентариза-ционной комиссии визирует все при¬ходные и расходные документы, при-ложенные к реестрам (отче¬там), с указанием «до инвентаризации на «__» (дата) », что долж¬но служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сда-ны в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходова¬ны, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на при-обретение или до¬веренности на получение имущества.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точ¬ность проверки данных о фактических остатках основных средств, запасов, то-варов, денежных средств, другого имущества и финан¬совых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взве¬шивания, обмера. Руководитель организации должен создать ус¬ловия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить ра-бочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически ис-правными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может опре¬деляться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение массы (или объема) навалочных материалов до-пускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентариза¬ции большого количества таких товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и мате-риально ответственное лицо. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материаль¬но ответственных лиц.
Если инвентаризация имущества проводится в течение не¬скольких дней, то помещения, где хранятся материальные цен¬ности, при уходе ин-вентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим при¬чинам) документы должны храниться в ящике (шка-фу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица об¬наружат по-сле инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризацион-ной комиссии. Инвентаризаци¬онная комиссия проверяет указанные факты и в случае их под¬тверждений исправляет выявленные ошибки в установ-ленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться конт¬рольные про-верки правильности ее проведения, с участием чле¬нов инвентаризацион-ных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
В межинвентаризационный период в организациях с боль¬шой но-менклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контроль-ные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осу-ществляются инвентариза¬ционными комиссиями по распоряжению руко-водителя органи¬зации.
2.2 Документирование инвентаризации резервов
Инвентаризация Госкомстатом России от 18.08.98 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учет¬ной документации по учету кассовых операций, по учету резуль¬татов инвентаризации» утверждены для документального офор¬мления проведе-ния инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовые унифици-рованные формы первичной учетной документации (Приложение 9):
Для проведения инвентаризации руководителем организации издает-ся приказ. Приказ регистрируют в книге контроля за выполнением при-казов о проведении инвентаризации.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентари¬зационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с ис-пользованием средств вычислительной и другой организацион¬ной техни-ки, так и ручным способом — чернилами или шарико¬вой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количе-ство указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, приня-тых в учете.
На каждой странице описи прописью указывают число по¬рядковых номеров материальных ценностей и общий итог коли¬чества в натуральных показателях, записанных на данной стра¬нице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (шту¬ках, килограммах, метрах и т. д.) эти цен-ности показаны.
Ошибки исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркива-ются неправильные записи и над ними проставляются пра¬вильные. Ис-правления должны быть оговорены и подписаны все¬ми членами инвента-ризационной комиссии и материально ответ¬ственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на послед-них страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней стра-нице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комис¬сии и ма-териально ответственные лица. В конце описи матери¬ально ответственные лица дают расписку, подтверждающую про¬верку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечислен¬ного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены ма-териально ответственных лиц принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендован-ное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если по окончании инвентаризации проводятся контрольные, про-верки, то результаты оформляются актом и регистрируются и книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации
2.3 Результаты инвентаризации резервов и их отражение в бухгалтер-ском учете
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчет-ности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете[3] . Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
· основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с по-следующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
· убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодатель-ном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недо-стач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется по-сле зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны приме-няться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и дру-гого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице мо-жет быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяе-мый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождествен-ных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стои-мость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окон-чательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентариза-ции.
1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:
Дебет 01 « Основные средства»
Дебет 10 «Материалы»
Дебет 41 «Товары»
Дебет 43 « Готовая продукция»
Дебет 50 « Касса»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»
2. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
· Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 01 «Основные средства»
Кредит 10 «Материалы»
Кредит 41 «Товары»
Кредит 43 « Готовая продукция»
Кредит 50 « Касса»
· в розничных торговых организациях:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 41 «Товары»
Кредит 42 «Торговая наценка»
3. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:
Дебет 20 «Основное производство»
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет 29 «Обслуживающие производства»
Дебет 44 «Расходы на продажу»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
4. Списание недостачи за счет виновного лица:
· Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
· разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с ви-новных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
· погашение задолженности:
Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с ви-новных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».
· отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
· возмещение виновным лицом суммы недостачи:
Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
5. Списание недостачи на финансовые результаты:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
6. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники кото-рых по решению суда не установлены:
· на сумму недостачи:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 10 «Материалы»
Кредит 41 «Товары» и др.
· на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим цен-ностям:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».
· списание недостачи:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
Имущественное и/или финансовое положение организации можно представить в виде человеческого тела, однако в жизни человеческое тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке [4] . Эта упаковка и пред-ставляет собой первичную документацию. И подобно тому, как хорошее платье только подчеркивает красоту фигуры или, наоборот, хорошо скрывает ее недостатки, первичная документация и данные всех регистров бухгалтерского учета существуют только для того, чтобы представить хо-зяйственный потенциал организации в достойном виде.
Заключение
Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и от-ветственный участок работы. Под действием различных факторов в бух-галтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Тако-выми могут являться различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.
Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском уче-те», была действительно исполнена, требует знания и применения всех по-ложений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания нормативно-законодательного регулирования.
Основная цель инвентаризации — выявление фактического наличия имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете. Правила прове-дения инвентаризации регулируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения бухгалтерского учета, материалы и оборудование пришедшее в негодность, своевременное их списание, ведет к правильно-сти расчета налога на имущество, выявляет излишки материалов.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определе-ния затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, преду-преждения хищений имущества и т.п.
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность мате-риальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Инвентаризация является индикатором качественной работы всех звеньев организации. Плохие результаты показывают все недостатки рабо-ты отделов, управления организации или неспособности отдельных со-трудников. Это говорит о том, что такая деятельность может привести к плачевным результатам. И наоборот, инвентаризация, показавшая точ-ность результатов с данными бухгалтерии, говорит о слаженной работе коллектива, что должно привести организацию к успеху.
В ходе данной курсовой работы была изучена нормативно-законодательная и литературная база по правилам проведения инвентари-зации. Полученные теоретические основы бухгалтерского учета в этой об-ласти были закреплены на практике. Во второй части курсовой работы был проведен анализ проведения инвентаризации и формирования ее ре-зультатов в бухгалтерском учете.
В процессе работы было выявлено, что в организации в конце каж-дого отчетного периода проводится инвентаризация имущества и обяза-тельств: основных средств, денежных средств, товарно-материальных цен-ностей, расчетов с дебиторами и кредиторами. Инвентаризация денежных средств в кассе проводится ежемесячно.
По итогам проведенной инвентаризации составляются ведомости по результатам инвентаризации, а в случае расхождений по результатам про-верки составляются сличительные ведомости.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) (с изм. и доп. с 02.08.2011).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция)
4. Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работника-ми, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной от-ветственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от-четности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н
6. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчет-ность организации», утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи-зации» (ПБУ 1/2008)», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010).
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н.
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финан-совых обязательств, утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
11. Авдеев А.А. Порядок проведения инвентаризации // Все для бух-галтера, 2009, N 12. С.59-63.
12. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и отчетность. — М.: Налого-вый вестник, 2011.
13. Андросов А.М., Вжулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учебное по-собие. — М.: Андросов, 2008.
14. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др. Бухгалтер-ский учет, — М., «Бухгалтерский учет», 2008.
15. Белецкая Ю.А. Инвентаризация: налоговые последствия // Налог на прибыль: учет доходов и расходов, 2010, N 12. С.53 — 64.
16. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Изд-е 3-е, доп. и переработ. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
17. Боровская И.В. Годовая инвентаризация расчетов и резервов // Российский налоговый курьер, 2011, N 3. С.25 — 33.
18. Бородина В.В. Инвентаризация денежных средств: отражение ре-зультатов в бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости, 2011, N 8. С.25 — 32.
19. Бухгалтерский учет: учебник / Е.П. Иванов, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко др. — Москва: Финансы и статистика, 2007.
20. Быковская А.В. Как учесть излишки МПЗ // Российский налого-вый курьер. 2010. N 24. С.74 — 79.
21. Галичевская Е. Инвентаризация: проведение, оформление, по-следствия // Налоговый учет для бухгалтера, 2010, N 3. С.34 — 41.
22. Герасимова А. Годовая инвентаризация // Клуб главных бухгал-теров, 2010, N 12. С.25 — 32.
23. Годовой отчет — 2010/под общ. ред.В.И. Мещерякова. — М.: Бера-тор, Эксмо, 2010.
24. Головизина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. — М.: ООО «ТК Велби», 2008.
25. Козлова Н.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011.
26. Комментарий к законодательству по бухгалтерскому учету. Под редакцией С.А. Николаевой. Кн.3. — М: «Аналитика пресс». 2009.
27. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. Учебник. — М.: Финан-сы и статистика, 2007.
28. Луганская О.В. Инвентаризация: бухгалтерский учет и налогооб-ложение. — М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2009.
29. Манохова С.В. Порядок проведения инвентаризации // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010, N 11. С.63 — 78.
30. Нестеркина О.Н. Годовая инвентаризация имущества: порядок проведения и отражения результатов // Российский налоговый курьер, 2011, N 1-2. С.64 — 72.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф