Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Стратегический подход при развитии управления благоустройством общественных пространств»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретико-правовые основы управления благоустройством общественных пространств города
1.1 Современные представления об общественных пространствах города
1.2 Особенности управления развитием общественных пространств
1.3 История отечественного и зарубежного опыта в сфере управления благоустройством общественных пространств
2. Практика управления благоустройством общественных пространств города Москвы
2.1 Оценка современного состояния благоустройства общественных пространств города Москвы
2.2 Анализ управления благоустройства общественных пространств города Москвы
2.3 Основные проблемы управления благоустройства общественных пространств города Москвы
3. Разработка приоритетных направлений развития управления благоустройством общественных пространств города Москвы
3.1 Перспективы развития общественных пространств города Москвы
3.2 Предложения по совершенствованию управления благоустройством общественных пространств города Москвы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время, в связи с урбанизацией и стремительным разрастанием городов, особенное внимание стало уделяться формированию комфортной городской среды, что обусловлено рядом факторов:
– во-первых, современный горожанин стал более требователен и критичен, он хочет не просто проживать в городе, где есть сформированная инфраструктура, где возрастает шанс найти работу, а хочет жить в городе, где комфортно, где хорошая экологическая обстановка, обеспечено удобное общественное пространство, и пр.;
– во-вторых, современный горожанин достаточно грамотен, чтобы требовать от властей города эффективно управлять благоустройством городской территории;
– в-третьих, комфортная городская среда, а также организованное по современным требованиям общественное пространство в городе существенно повышает его инвестиционную привлекательность, повышает стоимость жилья в районе благоустройства, привлекает новых жителей;
– кроме того, согласно современным требованиям к благоустройству общественных территорий города необходимо особое внимание уделять экологичности пространства.
Однако современная, комфортная, экологичная городская среда не может сформироваться сама собой. Тем более – стихийное, разрозненное развитие и организация общественных территорий в городе может привести к хаосу из-за несоответствия транспортного сообщения, электроснабжения, да и из-за нелепого несоответствия визуального облика отдельных общественных территорий в городе. Для того, чтобы избежать хаоса в организации городского пространства, особенно актуальным становится эффективное управление благоустройством городских территорий, которое возложено на власти города.
Эффективное и современное управление благоустройством городских территорий обязано осуществляться в соответствии с современными нормативами и требованиями, в соответствии с законодательными нормами, с учетом заложенных бюджетных средств и с учетом пожелания жителей города.
На сегодняшний день в целом в России можно наблюдать тенденцию к развитию ландшафтного планирования общественных городских территорий, отвечающих современным требованиям. В частности, отличие в дизайне современных городских территорий в РФ от советских в основном заключаются в том, что в настоящее время применяются новые стандарты благоустройства города.
Основным главным элементом современного городского ландшафта является озеленение. В современном городе, наряду с развитой инфраструктурой (транспортом, зонами отдыха, пешеходными дорожками, освещением, и др.) должно присутствовать экологичное пространство. Именно поэтому в современных городах так много внимания уделяется открытию парков, организации прибережной зоны рек и озер с сохранением естественной природной среды, в современных городах можно наблюдать высадку деревьев, кустарников, даже целые композиции из растений.
Управление по благоустройству общественных городских территории подразумевает под собой решение достаточно трудоёмких, но необходимых задач. Благоустройство городских территорий должно соответствовать и вписываться в общие генплан города, в который будут входят разные виды объектов, включая инженерные коммуникации, транспортные развязки, парковые зоны, и пр.
Благоустройство городских общественных территорий должно быть организовано в соответствии с нормами, прописанными в правилах СНиП, во время разработки планировки общественных территорий особое внимание следует уделить озеленению, зоне отдыха и проблемам транспортной доступности в городе, поэтому необходимо применять стратегический подход при управлении благоустройством городских общественных территорий.
Проблемам стратегического управления благоустройством городских общественных территорий были посвящены труды таких исследователей, как: Нарбеков М. Ф., Петрина О. А., Стадолин М. Е., Сидоров А. А., Сапрон Д. В., Теплова И. Д., Юскевич, Н. Н., и др.
Однако несмотря на то, что теория стратегического управления благоустройством городских территорий достаточно представлена в научной литературе, до сих пор остаются актуальными проблемы, связанные с организацией общественных территорий города, так как в последнее время стремительно развиваются и изменяются технологии, методы, инструменты и подходы к благоустройству города.
Цель работы заключается в изучении использования стратегического подхода при развитии управления благоустройством общественных пространств города Москвы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-правовые основы управления благоустройством общественных пространств города;
— рассмотреть практику управления благоустройством общественных пространств города Москвы;
— выделить основные проблемы управления благоустройства общественных пространств города Москвы;
— разработать приоритетные направления развития управления благоустройством общественных пространств города Москвы.
Объектом исследования данной работы является стратегический подход при управлении благоустройством общественных пространств г. Москвы.
Предметом исследования является процесс стратегического управления благоустройством городских общественных территорий.
При написании данной курсовой работы автором были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, сравнение, и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что автором проанализированы, структурированы и классифицированы основные научные положения относительно благоустройства городских общественных территорий.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать на практике для совершенствования стратегического управления городской общественной средой.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы. Которая состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключения и списка литературы.

1. Теоретико-правовые основы управления благоустройством общественных пространств города

1.1 Современные представления об общественных пространствах города

В российской урбанистике проблематика общественных пространств стала популярной относительно недавно, что, собственно, связано с молодостью самой науки в России. Постепенно общественные пространства перестали восприниматься только лишь как пространственный контейнер, в котором, в соответствии с градостроительными нормативами, нужно установить скамейки, урны и детские площадки, проложить дорожки и посадить деревья. Сегодня урбанисты трактуют общественные пространства через призму тех социальных процессов, которые они могут запускать, к примеру, случайные знакомства и встречи друзей, торговля и туризм, городские фестивали и обсуждение городских новостей.
Общественное пространство — это городская территория, которая может использоваться всеми горожанами без исключения для рекреации, досуга и общения. Общественные пространства — это места концентрации жизненной энергии города и его лицо. Общественные пространства — это контекст социальной коммуникации и открытого публичного действия, условие формирования гражданского демократического общества.
В силу этих причин развитие общественных пространств представляется исключительно важным для здоровья человека и укрепления социальных связей, улучшения городской среды и благополучия города. Все городские пространства можно условно разделить на частные, полуобщественные и общественные. Частные пространства — территории квартир, домов и офисов, их владельцы сами определяют, кто может прийти к ним в гости или на деловую встречу. Полуобщественные пространства — такие, которые контролируются узкой группой людей, например, дворы, которые предназначены для жителей домов, окружающих двор, или территории, прилегающие к детским садам, школам и больницам. Общественные пространства доступны для всех категорий горожан.
Общественные пространства также можно разделить на 2 типа: открытые и закрытые. К открытым общественным пространствам относят улицы, бульвары, площади, набережные, парки и скверы. К закрытым — крытые рынки, театры, библиотеки, вестибюли метро, торговые галереи и другие.
Понятие «общественное пространство» (public space) ввела в оборот американский философ Ханна Арендт. Для Арендт общественное пространство имеет политический подтекст: именно здесь осуществляется публичная деятельность человека, здесь каждый имеет возможность высказаться и показать, чем он отличается от остальных, здесь происходит публичный диалог. По мнению Арендт, идеальным примером общественного пространства была древнегреческая агора, где граждане полисов выступали, спорили и принимали политические решения. Идеи Ханны Арендт подтолкнули теоретиков урбанизма второй половины ХХ века к формированию современной концепции общественного пространства.
Функции общественных пространств в городе:
1. Возможность социальной коммуникации. В общественных пространствах могут сходиться различные социальные группы, встречаться незнакомцы. Общественные пространства дают ощущение городского социального разнообразия и возможности новых социальных контактов.
2. Развитие локальной экономики. В общественных пространствах, благодаря потоку потребителей, создается благоприятная среда для развития розничной торговли различными товарами от еды до сувениров непосредственно в самом пространстве. Кроме того, места, привлекательные для людей, стимулируют развитие заведений по переднему фронту окружающих зданий, повышают стоимость земли и величину аренды.
3. Формирование локальной идентичности и образа города. Общественные пространства могут становиться точками притяжения и узнаваемыми местами как для горожан, так и для туристов. Для местных жителей парки, скверы, набережные и другие места в городе ассоциируются с историями, мифами и легендами и являются составляющими местной идентичности. Для приезжих те же самые места могут быть пригательны в силу своих уникальных эстетических и функциональных характеристик и составлять образ города.
4. Формирование городских сообществ. Общественные пространства являются местами встреч, местами общения, местами осуществления городских практик и проявления творчества. Тем самом общественные пространства влияют на становление сообществ — групп людей, объединенных схожими ценностями, опытом, практиками и целями.
5. Социальное действие в городской среде. Именно в общественных пространствах социальное действие становится заметным и явным, будь то граффити на стене или акция протеста. Таким образом, общественные пространства — это контекст для социального действия, который дает ему и сцену, и смысл, и аудиторию и, конечно, ограничения и санкции.
6. Поддержание психического здоровья. Визуально разнообразная, гармоничная и упорядоченная, экологичная среда общественных пространств оказывает благоприятное влияние на ментальное и эмоциональное здоровье горожан.
7. Формирование безопасной среды. Общественные пространства наполнены людьми, а, значит, и формой “социального контроля”, который позволяет без специализированных мер охраны достигать достаточного уровня безопасности и блокировать девиантные и маргинальные практики. 8. Повышение качества городской среды.
Суммируя все вышесказанное, а также учитывая, что общественные пространства имеют древнюю историю и воспринимаются людьми как архетипические проявления городской ткани, в качестве итога можно заключить, что полноценные и разнообразные общественные пространства составляют ключевую часть качественной городской среды.

1.2 Особенности управления развитием общественных пространств

Не секрет, что основной целью при организации общественного городского пространства является создание комфортных условий для обеспечения жизни горожан, а также гостей города. Организация комфортного, удобного и эффективно используемого городского общественного пространства входит в первостепенные задачи органов местного самоуправления города.
Благодаря формированию благоустроенного общественного городского пространства, где гармонично сочетается транспортная и общественная инфраструктура, зоны отдыха и развлечений горожан, а также зеленые насаждения, существенно повышается инвестиционная привлекательность города, привлекая в него финансирование, а также новых жителей, которые с удовольствием приобретут недвижимость в таком городе.
Стоит отметить, что эффективное управление благоустройством общественного городского пространства является непростой задачей, так как оно подразумевает то, что при проекте благоустройства городских территорий, а также управлении самим процессом благоустройства города необходимо учитывать:
– бюджетные возможности;
– нормативно-правовое регулирование в сфере градостроительства, благоустройства территорий, формирования городской транспортной и иной инфраструктуры, и пр.;
– состояние коммунальной инфраструктуры города;
– особенности ландшафта города, климатических условий;
– наличие исторических мест, достопримечательностей и памятников культуры, и др.
Обязанности по обеспечению благоустроенной комфортной городской среды, а также по управлению процессами благоустройства возложены на муниципальные органы власти, которая должна использовать современные и эффективные механизмы управления городской территорией.
На сегодняшний день в теории управления общественными городскими пространствами можно выделить три базовых модели управления, которые определены на основе идентификации субъекта воздействия: публичная (муниципальная / государственная), смешанная (публично-частная) и частная.
1. Публичная модель управления общественными городскими территориями. Публичная (а также смешанная) модель управления городским общественным пространством имеет несколько разновидностей реализации:
– управление органами местного самоуправления;
– создание единой дирекции по управлению общественными пространствами города в форме муниципального учреждения;
– создание в форме муниципальных учреждений отдельных управляющих компаний для каждого общественного пространства (района) города.
Стоит отметить, что в условиях дефицита бюджета, что характерно для ряда городов РФ, в качестве эффективного инструмента управления общественным пространством города используется так называемый «контракт жизненного цикла» .
Однако на практике использование данного инструмента сопряжено с определенными проблемами, которые не позволяют полностью полагаться и рассчитывать на данный инструмент:
Во-первых, для практического использования «контрактов жизненного цикла» в сфере закупок работ для обеспечения муниципальных нужд в рамках российского законодательства нет достаточной нормативной правовой базы;
Во-вторых, жизненный цикл продукции в данном случае (работы по управлению общественными городскими пространствами), которая закупается в рамках муниципального заказа, имеет долгосрочный характер, который в основном превышает период планирования бюджетных ассигнований, что может усложнить заключение таких контрактов на практике;
В-третьих, применение такого понятия, как «жизненный цикл» к управлению общественным городским пространством несет в себе некоторую нормативную неопределенность, из-за которой могут при реализации на практике возникнуть проблемы, связанные с содержанием деятельности, а также ценообразованием.
Именно поэтому, казалось бы привлекательный формат, на практике управления благоустройством городских общественных территорий трудновыполним.
2. Смешанная модель управления общественными городскими территориями. Даная модель подразумевает публично-частное партнерство, и представляет один из способов развития городской общественной инфраструктуры посредством долгосрочного взаимодействия публично-правовых образований и бизнеса, в рамках которого частная сторона участвует как в ее создании, так и последующей эксплуатации и / или техническом обслуживании, осуществляемом в интересах публичной стороны .
Модель публично-частного партнерства (ПЧП) можно охарактеризовать по следующим критериям:
– данная модель подразумевает долгосрочный характер партнерства, обусловленный необходимостью возврата частных инвестиций и комплексностью проектов;
– также модель ПЧП подразумевает распределение ответственности и рисков между партнерами, которое позволяет конкретно обозначить выгоды, а также их размер для всех участников;
– полное или частичное создание объектов городской общественной инфраструктуры частным партнером.
3. Частная модель управления подразумевает управление от лица частной компании, занимающейся благоустройством городской среды.

 

1.3 История отечественного и зарубежного опыта в сфере управления благоустройством общественных пространств

С ростом урбанизации в странах Европы и США произошел рост многоэтажного строительства в городах, из-за чего в городах озеленения стало намного меньше, и придомовая территория стала крайне мала, что сказалось на социально-психологическом климате населения
Во многих благоустроенных городах мира имеются свои стандарты, свод правил и принципов благоустройства и развития города, стратегия развития.
Стратегия развития городского пространства должна опираться на сформированное виденье будущего, каким город станет через 5, 10 и более лет, к чему стремится текущее его развитие. Однако стратегия развития – это документ, которым регламентируются по большей мере финансовые вопросы благоустройства территории.
Документом, который регулирует практическое исполнения планов, заложенных в Стратегии, является генплан.
При формировании Стратегии городского пространства в зарубежных странах в основном ориентируются не на плановость выполнения мероприятий, не на догматизированный подход, а на потребности жителей города, для чего определяются базовые потребности горожан, на основании которых уже формируются базовые цели стратегии благоустройства.
Рассмотрим наиболее интересные примеры на основе следующих крупных городов Мельбурн, Париж, Нью-Йорк и Торонто .
Мельбурн. Этому городу был поставлен «синдром бублика» еще в 1970-е годы. Мегаполис был подобен хлебобулочному изделию, где был монофункциональный пустой цент и множество перенаселенных пригородов. Сейчас Мельбурн – это один из самых удобных для жизни городов.
Париж. Стандартизированного подхода к благоустройству в городе не имеется, но администрацией разрабатывается Стратегический план перемещений. В нем фиксируются определенные задачи, которые призваны изменить поведение жителей города. Задачи связаны с уменьшением уровня загрязнения окружающей среды, увеличение уровня мобильности населения, появление территориального зонирования пространства, а также стимулирование развития экономики города .
Нью-Йорк. В крупнейшем деловом центре США благоустройство подчиняется руководством по проектированию уличного пространства .
В рамках необходимых изменений мэрия города выпустило «Руководство по проектированию улиц».
В городе вопросами благоустройства занимаются два независимых отдела мэрии: отдел транспорта и отдел проектирования и строительства. Финансирование проектов происходит за счет бюджета Нью-Йорка, а также привлечения средств из федерального и регионального бюджета. Небольшие реконструкционные работы часто перекладываются на малый бизнес.
Торонто. Основные положения и принципы будущего развития Торонто определяется в различных документах, в частности в официальном плане Торонто. План не является статичным документов, а претерпевает различные изменения, в соответствии с изменяющимися запросами общества, достижения уже поставленных целей и задач.
Рассмотренный зарубежный опыт управления сферой благоустройства и озеленения базируется на постепенном переходе от целевых и адресных программ к общей системе управления благоустройством, а также грамотным планированием, созданием руководств, привлечением не только местных жителей, но и бизнеса с учетом различных преференций для них.
Выводы по 1-й главе:
Общественное пространство — это городская территория, которая может использоваться всеми горожанами без исключения для рекреации, досуга и общения. Общественные пространства — это места концентрации жизненной энергии города и его лицо. Общественные пространства — это контекст социальной коммуникации и открытого публичного действия, условие формирования гражданского демократического общества.
В силу этих причин развитие общественных пространств представляется исключительно важным для здоровья человека и укрепления социальных связей, улучшения городской среды и благополучия города.
Основной целью при организации общественного городского пространства является создание комфортных условий для обеспечения жизни горожан, а также гостей города. Организация комфортного, удобного и эффективно используемого городского общественного пространства входит в первостепенные задачи органов местного самоуправления города.
На сегодняшний день в теории управления общественными городскими пространствами можно выделить три базовых модели управления, которые определены на основе идентификации субъекта воздействия: публичная (муниципальная / государственная), смешанная (публично-частная) и частная.
С ростом урбанизации в странах Европы и США произошел рост многоэтажного строительства в городах, из-за чего в городах озеленения стало намного меньше, и придомовая территория стала крайне мала, что сказалось на социально-психологическом климате населения.
Во многих благоустроенных городах мира имеются свои стандарты, свод правил и принципов благоустройства и развития города, стратегия развития.

2. Практика управления благоустройством общественных пространств города Москвы

2.1 Оценка современного состояния благоустройства общественных пространств города Москвы

Г. Москва – федерального значения, является столицей РФ, административным центром ЦФО и Московской области (рис. 1), город-герой. Москва – по численности населения является крупнейшим городом не только в России, но и в Европе, она остается не только важнейшим транспортным узлом, но и политическим, экономическим, культурным и научным центром нашей страны.

Рисунок 1. Физико-географическое положение Москвы до 2011 года

В 2011 году к Москве были присоединены новые территории (рис.2).

Рисунок 2. Территория «Новой Москвы» после 2017 года

Основная часть (877 кв. км) территории города находится внутри кольцевой автомагистрали (МКАД) .
Рельеф российской столицы не однороден и представлен невысокими холмами и низменными участками: в юго-западной части столицы наиболее высокие точки рельефа расположены (макс h – 255 м). Самые низкие участки городского рельефа находятся на востоке столицы .
Климат Москвы умеренно-континентальный и характеризуется большой изменчивостью погодных условий в отдельные сезоны. Многолетняя среднегодовая температура составляет в настоящее время +5,4°. Средняя температура самого холодного месяца (январь) составляет -9,3°, а самого теплого (июль) — +18,2°. Годовая амплитуда достигает 27,5°C .
За год в городе выпадает около 700 мм осадков, из которых большая часть приходится на теплое время года. В течение года в Москве преобладают ветры юго-западного и западного направлений .
Общая площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха составляет 3139,7 га и включает парковые территории (рис. 3) .

Рисунок 3. Общая площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха города Москвы

Особенности рельефа города во много обуславливаются активным антропогенным воздействием: на протяжении многих веков местное население вносило изменения в окружающую природную среду, об этом воздействии также свидетельствует размещение так называемого культурного слоя, который состоит из переработанного грунта и остатков старых городских фундаментов и мостовых, который в некоторых центральных районах города в глубину может достигать 10-20 метров.
Москва расположена на стыке трёх природных областей с разными видами ландшафтов (рис. 4) .

Рисунок 4. Природные области города Москвы

Современная флора города Москвы насчитывает свыше 1100 дикорастущих видов сосудистых растений, из которых примерно 800 представляют местную, или аборигенную, флору, а остальные – заносные, или адвентивные виды, а также на территории города растет около 200 видов мхов и около 90 видов лишайников.
Таким образом, изучив физико-географическое положение Москвы можно сделать вывод, что Москва как столица и «визитная карточка» Российской Федерации является крупнейшим по численности населения городом России, на 01.01.2021 года – 12 184,0 тыс. человек, она входит в десятку крупнейших городов мира .
Демографическая ситуация в январе – декабре 2020 г. характеризовалась естественным приростом населения: число родившихся превысило число умерших на 20192 человека. Число родившихся в январе – декабре 2020 года по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилось на 1,2% и составило 137,6 тысяч человек, число умерших увеличилось на 1,0% и составило 117,4 тысяч человек .

 

2.2 Анализ управления благоустройства общественных пространств города Москвы

В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы устанавливается градостроительное зонирование территории города (рис. 5).

Рисунок 5. Схема функционального зонирования территории города Москвы

Правовые акты, регламентирующие благоустройство и озеленение территории представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Правовые акты, регламентирующие благоустройство и озеленение территории

Объектами благоустройства являются различные типы (рис. 7)

Рисунок 7. Объекты благоустройства .
Органы местного самоуправления в сфере благоустройства выполняют следующие функции, указанные на рисунке 8 .

Рисунок 8. Функции органов местного самоуправления в сфере благоустройства

При этом к видам работ по благоустройству территории относятся, указанные на рисунке 9 мероприятия.

Рисунок 9. Виды работ по благоустройству территории

Процесс благоустройства территории города и населенного пункта, прежде всего, включает в себя меры, указанные на рисунке 10.

Рисунок 10. Состав процесса благоустройства территории города

С 2019 года на территории города Москвы действует Государственная программа города Москвы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» (подготовлен Ростуризмом 27.07.2018) . Цели программы представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 — Цели программы

Финансовое обеспечение госпрограммы осуществляется за счет бюджета города, средств федерального бюджета и лиц (табл. 1).

Таблица 1 – Финансовое обеспечение государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)»,

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Всего 24 110 674,3 30 013 461,5 30 536 575,2 47 979 962,1 70 170 262,0 70 720 872,0 72 648 056,8
бюджет города Москвы 22 864 955,1 26 633 586,9 26 310 994,3 45 026 851,3 56 379 362,0 53 317 387,1 49 813 747,6
средства федерального бюджета 4 618,4 4 084,5 4 887,2 4 263,8 0,0 0,0 0,0
средства юридических и физических лиц 1 241 100,8 3 375 790,1 4 220 693,7 2 948 847,0 13 790 900,0 17 403 484,9 22 834 309,2

Ведомственная принадлежность парковых территорий на начало реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» в 2018 году представлена на рисунке 11.

Рисунок 11. Ведомственная принадлежность парковых территорий на начало реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» в 2018 году

По промежуточным итогам программы выявлен рост посещаемости парков культуры и отдыха в городе Москва за период 2017-2020 года (рис. 12).

Рисунок 12. Рост посещаемости парков в городе Москва за 2017-2020 г.

Оптимизация ведомственной принадлежности парковых территорий представлена на рисунке 13.

Рисунок 13. Оптимизация ведомственной принадлежности территорий
Таким образом, на примере г. Москвы мы наблюдаем повышенный интерес со стороны администрации города к улучшению общественных пространств как показателей уровня жизни населения: реконструкция парков, озеленение площадей, ремонт пешеходных зон, создание велосипедных дорожек, строительство детских площадок, модернизация переходов (оснащение их звуковыми сигналами и временными табло) – все это входит в стратегию развития города, облагораживание территории для более комфортной жизни граждан, увеличение привлекательности города для туристов.

 

2.3 Основные проблемы управления благоустройства общественных пространств города Москвы

Однако остается очевидным то, что в г. Москва еще остаются существенные проблемы в управлении городскими общественными территориям, которые связаны с:
1. Вопросами эффективного использования бюджетных средств города на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, находящейся на территории общественного пространства города;
2. Проблемами неисполнений поручений вышестоящих органов на местах, бюрократическими проволочками и некомпетентностью исполнителей;
3. Проблемами технической оснащенности общественных городских пространств. К примеру, еще можно в г. Москва заметить:
– частичное отсутствие пандусов, перил для маломобильных категорий населения;
– остро ощущается недостаточное оснащение улиц г. Москва общественными туалетами, так как туалетами должны быть оснащены не только парки и зоны отдыха, также туалеты должны располагаться хотя-бы через 500 метров на центральных городских улицах;
– недостаточная освещенность улиц в спальных районах г. Москва (когда центр города сверкает и сияет разноцветной световой иллюминацией, в спальных районах г. Москва можно сломать шею, если идти до дома вечером без фонарика);
– устаревшая ливневая канализация, которая не справляется с большим количеством осадков, и др.
4. Также стоит отметить катастрофическое влияние на экологию города образование так называемой «Новой Москвы», когда к городским территориям было присоединено порядка 144 тыс. га. земель, расположенных на юго-западе от города. Дело в том, что большая часть этих земель представлена лесными массивами, которые фактически, были «легкими» столицы и пригорода. Однако в процессе присоединения этих территорий к г. Москва неизбежно часть этих лесных массивов будет утрачена из-за развития городской инфраструктуры.
Несомненно, часть лесных массивов будет выведена в природозащитную зону, в парки и зоны отдыха, однако влияние развития транспортной и городской инфраструктуры все равно окажет значительное негативное воздействие на экологическую обстановку в городе.
Правительство города Москвы, стремясь улучшить инфраструктуру, нарушает природный баланс и экологическое состояние города. Так, на сегодняшний день запланировано большое количество мероприятий, которые в перспективе причинят существенный вред природе и ухудшат экологическую безопасность мегаполиса (рис. 14).
Итак, экологическая обстановка в г. Москва вызывает серьёзную обеспокоенность специалистов и экологических активистов, так как каждый год за счет строительства, а также обеспечения необходимой инфраструктурой (транспортные развязки, линии электроснабжения и канализации, и пр.), значительно сокращается площадь естественных природных территорий.
Следует отметить, что за прошедшие десятилетия значительно снизилась обеспеченность населения зелёными насаждениями общего пользования в Москве, так, в 2000-е годы обеспеченность населения зелёными насаждениями общего пользования составляла около 20 кв. м/чел, а в 2018 г. – 16 кв. м/чел (при том, что норматив — 24 кв. м) .

Рисунок 14. Инициативы Правительства Москвы, влияющие на экологию города

Далее, на рисунке 15, представим наглядно те проблемы, которые существенно влияют на эффективность управления городскими общественными территориями, а также требуют формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма (рис. 15) .

Рисунок 15. Проблемы благоустройства территории города Москва

5. Однако, по мнению автора, наиболее значимой проблемой управления общественными городскими территориями, является проблема неэффективного использования самой территории, что порождает проблему монетизации общественных пространств, низкой их посещаемости, хулиганства и т.д.
Основной причиной неэффективности использования таких территорий является нехватка компетентных кадров в сфере управления городским пространством. В итоге вопросы управления городской средой, планирования городских территорий делегируются частным архитектурно-градостоительным компаниям (в обязанности которых должно входить только: разработка плана благоустройства, и выполнение работ по благоустройству, а не управление).
Выводы по 2-й главе:
Таким образом, можно сделать вывод, что на территории города Москвы за последние десятилетия возникло много актуальных проблем, требующих решения. В том числе большое количество вырубок полезных лесных массивов, как на территории города, так и за его пределами. А учитывая, что согласно результатам экологических исследований, лишь 10% необходимого жителям кислорода производятся зелеными насаждениями в городе Москве, а остальная доля кислорода вырабатывается лесозащитным поясом вокруг города Москвы, то проблема смога и недостаток чистого атмосферного воздуха могут все более негативно сказываться на здоровье жителей российской столицы.
Для снижения уровня загазованности города целесообразно производить посадку древесно-кустарниковой растительности на пустующих территориях, оставшихся от промышленных объектов, перевезенных за город, а также на различных пустошах.

3. Разработка приоритетных направлений развития управления благоустройством общественных пространств города Москвы

3.1 Перспективы развития общественных пространств города Москвы

По результатам проведенного анализа проблем стратегического управления благоустройством городских общественных территорий, нами были выявлены перспективы совершенствования управления общественными пространствами.
Итак, для проведения эффективного благоустройства общественных территорий в г. Москва, в первую очередь, администрации города необходимо выстраивать отношения добровольной кооперации и конструктивного диалога между руководством муниципального образования, архитекторами, урбанистами и местными жителями, принимать решения, учитывая социальные, технические, экологические, архитектурные, экономические и многие другие факторы.
На сегодняшний момент общегородские общественные пространства формировались, в основном, стихийно, являясь достаточно случайным элементом городской среды, так как при массовой городской застройке их создание на практике не предусматривалось.
В современных условиях приватизации и коммерциализации городских территорий, массовой трудовой миграции, изменения демографической ситуации, уплотнения жилой застройки, особенно в крупных городах и вокруг их, вопросы эффективного использования городских общественных пространств становятся крайне актуальным для всей системы территориального управления страной.
Низкое качество городской среды, в том числе общественных пространств,— общенациональная проблема, на ее решение была направлена федеральная программа «Комфортная городская среда», предполагающая обновление ключевых городских общественных пространств в России, которую в феврале 2017 года, по инициативе Президента России запустил Минстрой .
Но государственные проекты направлены, в основном, на благоустройство дворовых территорий и других общественных пространств в малых и средних городских поселениях большинства субъектов Российской Федерации, за исключением крупных городов, таких как город Москва.
В городе Москве, по инициативе С.С. Собянина, в последние годы, происходит коренная модернизация городских общественных пространств, формируется их новая инфраструктура.
В то же время, как показывает зарубежная практика, комфортное общественное пространство— это магнит, активно притягивающий в город туристов, что влечет за собой приток инвестиций, растут цены на землю и на недвижимость, развивается экономика города . Общественные пространства— это точки приложения труда для малого бизнеса и развития сферы услуг, а также центры притяжения горожан и туристов, своеобразные драйверы развития городских территорий.
Таким образом, организация общественных пространств— это не только расходы, (по оценкам специалистов качественное благоустройство общественного пространства в Москве не может стоить меньше ста миллионов рублей за один гектар), но и экономические выгоды. Вариантов их улучшения, как правило, два: реорганизация существующих объектов или создание новых.
Поэтому тренд последних лет— растущее внимание Московского правительства к созданию современных общественных пространств, что становится одной из наиболее приоритетных задач московской градостроительной политики.
Согласно нового, актуального на сегодняшний день, Генплана развития г. Москва, решения по благоустройству территории города должны быть направлены на воссоздание и сохранение исторически сложившейся среды данных мест города или на ее создание в современных формах.
Так, согласно проекта закона «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», принятого Мосгордумой в первом чтении, по статье «Благоустройство» в 2019 году предусмотрено выделение 244 млрд. руб., что на 12% больше объема бюджетного финансирования на эти цели в текущем году. Все нововведения, по замыслу властей, кардинально улучшают качество жизни людей в городе.
Особое значение придается развитию крупных общественных пространств общегородского значения, например:
– обновление и расширение парка «Зарядье»;
– реконструкция ВДНХ, благодаря которой было убрано «наследие 90-х» – ужасные, хаотично расположенные торговые ларьки с минимум коммуникаций (как сами торговцы, так и покупатели справляли нужду прямо возле метро, или в парковой зоне);
Относительно ВДНХ можно также сказать, что также был восстановлен и сам выставочный комплекс, при реконструкции которого. Однако также возникли определенные проблемы, к которым можно отнести:
– изменение статуса общественной территории. В 2015г., когда Выставка была признана достопримечательным местом одновременно со снятием имевшихся здесь более строгих ограничений— была фактически аннулирована охранная зона объектов культурного наследия и отменён режим особо охраняемой природной территории, без соответствующей экологической экспертизы , и, соответственно, изменены режимы и регламенты строительной и хозяйственной деятельности.
Например, последние разрешают встройки высотой до 20 метров на целом ряде участков, активно проводится организационная работа по сокращению ограничений на высоту и объёмы нового строительства на территориях, в основном, сданных в аренду коммерческой организации, что вызывает законное недовольство представителей общественности, настаивающих на сохранении исторического облика территории выставки и всех элементов сложившейся градостроительной среды как объекта культурного наследия, а так же жителей близлежащих жилых массивов.
– не была представлена городской общественности и концепция дальнейшего развития территории ВДНХ. Где и какая зона и постройки планируются, как будет изменена дорожная сеть, проведено соответствующее компенсационное озеленение— ответов на эти вопросы в форме единого документа о будущем Выставки в публичном доступе нет, как нет и общественного обсуждения дальнейших планов по развитию этой общественной территории.
Вместо этого о грядущих изменениях на том или ином участке территории выставки можно узнать только частично из пресс-релизов администрации выставки, когда технические задания написаны и проведены конкурсы, ставятся заборы и появляются рабочие.
Таким образом, нами были выявлены основные проблемы развития и благоустройства общедоступных городских территорий в г. Москва (рисунок 12)

Рисунок 12. Проблемы дальнейшего успешного развития общественных пространств в г. Москве

Также стоит отметить, что к вопросам развития и благоустройства городских общественных территорий города необходимо привлекать и общественных представителей горожан, так как жители города имеют право, как и каким образом будут проводиться работы по благоустройству территории, на которой они проживают.
Горожане лучше, чем любой эксперт представляют и знают те проблемы, с которыми им приходится сталкиваться каждый день, поэтому привлечение к обсуждению проекта благоустройства общественного пространства стоит привлекать общественных представителей местных жителей.

 

3.2 Предложения по совершенствованию управления благоустройством общественных пространств города Москвы

Для совершенствования управления благоустройством общественных городских пространств в г. Москва можно предложить следующие рекомендации:
1. Обеспечить городское пространство г. Москвы инфраструктурой, транспортной доступностью, а также организацией зон досуга и отдыха в зависимости от групп территорий. Условное деление на группы городские территории г. Москвы представлено в Приложении 1.
Стоит отметить, что так как городские общественные территории столицы подразумевают использование их как туристических объектов, необходимо организовать в территориальных городских зонах, представляющих туристский интерес обеспечение различными услугами для граждан (как жителей г. Москвы, так и гостей столицы).
Такие услуги могут быть представлены организацией велодорожек, зон для скейборда, паркура, зон для спокойного отдыха, отдыха с детьми, спортивных зон, а также различных предприятий общественного питания, и др. .
2. Необходимо благоустраивать не только центр столицы и зоны, интересные с туристской точки зрения. Не менее важным является организация жизненного пространства на общественных городских территориях спальных районов г. Москва.
К сожалению, на сегодняшний день в районах г. Москвы можно наблюдать лишь социально гарантированный минимум условий для повседневного отдыха жителей города Москвы в радиусе пешеходной доступности от места жительства (см. Приложение 2).
Для решения данной проблемы необходимо:
– обеспечить районные дворы спортивными, детскими площадками;
– обеспечить районы г. Москвы удобной транспортной инфраструктурой, связанной как с центральными транспортными артериями города, так и выездами в область. Кроме того, необходимо организовать удобные парковочные места в придомовых территориях, чтобы машины жителей районов не занимали городское общественное пространство;
– следует особенное внимание уделить высадке зеленых насаждений взамен засохших, погибших деревьев в старых районах г. Москвы, и высадку зеленых насаждений, а также обеспечить их ландшафтное планирование в новых районах.
3. Мероприятия комплексного благоустройства городских общественных территорий г. Москвы необходимо проводить в соответствии с центральным (общим новым Генпланом г. Москвы). Отдельные проекты по благоустройству города должны органично вписываться в общий городской пейзаж.
Основные мероприятия комплексного благоустройства городских общественных территорий г. Москвы представлены в Приложении 3.
Для реализации мероприятий по комплексному благоустройству общественных территорий г. Москвы необходимо подготовить программу, которая будет включать этапы реализации проекта:
В рамках реализации программы комплексного благоустройства городских общественных территорий г. Москвы предполагается провести не только благоустройство общественного пространства во дворах жилищного сектора, но также благоустройство учреждений образования, здравоохранения, бытового назначения и сферы обслуживания, промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры и неосвоенных территорий города.
Таким образом, мероприятиями, предложенными в рамках такой программы будет охвачена вся территория г. Москвы, независимо от ведомственной принадлежности того или иного объекта.
Также предполагается, что в рамках проекта по благоустройству городских общественных территорий г. Москвы будет значительно увеличена зеленая зона и зона отдыха при бюджетных предприятиях.
Стоит отметить, что для создания таких зон отдыха разрешается в соответствии с решениями исполкомов местных Советов народных депутатов по договорам с предприятиями и организациями закреплять за ними в этих целях определенные лесные массивы и привлекать средства и рабочую силу этих предприятий и организаций на благоустройство закрепленной за ними территории.
Кроме того, организация городских общедоступных территорий должно формироваться с учетом следующих факторов:
– необходимо обеспечить удовлетворение практических, социальных потребностей человека. На этой основе формируется социологический принцип ландшафтного дизайна, требующий изучения и учета структуры и динамики общественных потребностей.
– создаваемая дизайнером предметно-пространственная среда должна соответствовать инженерно-техническим условиям изготовления и использования предметов утилитарного назначения. Они должны быть удобны, просты в обращении, долговечны;
–инженерный принцип дизайна, который требует изучения и учета техникопроизводственных и технико-эксплуатационных факторов;
– используемые в проекте разработки концептуального дизайна приватных территорий предмет или система предметов должны соответствовать анатомическим, физиологическим и психологическим характеристикам человека, формируя при этом эргономический принцип дизайна, требующий изучения и учета психо-физиологических факторов.
Данный принцип подразумевает то, что работая над созданием предметного мира для человека, дизайнер учитывает масштаб человеческой фигуры, в соответствии с которым учитываются значения Модулора, рассчитанные еще Ле Корбюзье и основанные на золотом сечении человеческого тела;
– используемый в проекте разработки концептуального дизайна городских общедоступных территорий предмет должен гармонично сочетаться с природным ландшафтом, не наносить вреда растительному и животному миру, формируя при этом принцип экологический, требующий изучения и учета природных факторов;
– проект разработки концептуального дизайна городских территорий должен быть экономически целесообразным. На этой основе формируется экономический принцип дизайна, в соответствии с которым учитываются затраты живого и овеществленного труда на всех стадиях создания предмета.
Наконец, при разработке проекта концептуального дизайна городских территорий дизайнер должен воплощать композиционно-эстетические факторы. Красота, соответствие предмета, используемого в проекте ландшафтного дизайна эстетическим закономерностям формируют эстетический принцип дизайна, который является универсальным синтезатором всех перечисленных выше качеств.
4. Далее стоит отметить то, что в связи со значительным разрастанием г. Москвы, а также из-за массового строительства оказывается негативное воздействие на зеленые насаждения в городе. Основные факторы, которые влияют на состояние зеленых насаждений в г. Москва представлены в Приложении 4.
Для того, чтобы предотвратить сокращение зеленых насаждений в г. Москва, предполагается включать в ландшафтный дизайн города «зеленые островки», высадку трав, кустарников, деревьев.
Стоит учесть, что озеленение служит одним из самых эффектных способов сделать участок привлекательным. Главное правило благоустройства городской территории при помощи растений – использование только тех видов, которые будут хорошо себя чувствовать в местной климатической зоне, так как более нежные растения могут погибнуть, или им понадобится теплица.
При выборе подходящего сорта растений, используемых при ландшафтном дизайне необходимо обращать внимание на его потребности в тепле и свете, а также на устойчивость к засухе и заморозкам. Чтобы выбор стал удачным, важно знать тип и состав грунта на участке, количество влаги по сезонам, глубину залегания подземных вод, учитывать рельеф местности.
Выводы по 3-й главе:
Сегодня благоустройство территорий г. Москвы приближается к европейским стандартам. Но есть очень важное отличие: в силу плотности количества квадратных метров жилья на гектар, которое задается девелоперами, мы становимся ближе к высокоплотной азиатской застройке. Гуманную среду мы получаем, в основном, в кварталах элитной или бизнес-застройки и в редких исключениях — комфорт-класса. В массовой застройке благоустройство идет по остаточному принципу: сначала реализуется проект и лишь после пытаются исправить ситуацию хорошим оборудованием или покрытием
Стоит учесть, что озеленение служит одним из самых эффектных способов сделать город привлекательным. Главное правило благоустройства городской территории при помощи растений – использование только тех видов, которые будут хорошо себя чувствовать в местной климатической зоне, так как более нежные растения могут погибнуть, или им понадобится теплица.
При выборе подходящего сорта растений, используемых при ландшафтном дизайне необходимо обращать внимание на его потребности в тепле и свете, а также на устойчивость к засухе и заморозкам. Чтобы выбор стал удачным, важно знать тип и состав грунта на участке, количество влаги по сезонам, глубину залегания подземных вод, учитывать рельеф местности.

Заключение

Общественное пространство — это городская территория, которая может использоваться всеми горожанами без исключения для рекреации, досуга и общения. Общественные пространства — это места концентрации жизненной энергии города и его лицо. Общественные пространства — это контекст социальной коммуникации и открытого публичного действия, условие формирования гражданского демократического общества.
В силу этих причин развитие общественных пространств представляется исключительно важным для здоровья человека и укрепления социальных связей, улучшения городской среды и благополучия города.
Основной целью при организации общественного городского пространства является создание комфортных условий для обеспечения жизни горожан, а также гостей города. Организация комфортного, удобного и эффективно используемого городского общественного пространства входит в первостепенные задачи органов местного самоуправления города.
На сегодняшний день в теории управления общественными городскими пространствами можно выделить три базовых модели управления, которые определены на основе идентификации субъекта воздействия: публичная (муниципальная / государственная), смешанная (публично-частная) и частная.
С ростом урбанизации в странах Европы и США произошел рост многоэтажного строительства в городах, из-за чего в городах озеленения стало намного меньше, и придомовая территория стала крайне мала, что сказалось на социально-психологическом климате населения
Во многих благоустроенных городах мира имеются свои стандарты, свод правил и принципов благоустройства и развития города, стратегия развития.
Территории города Москвы за последние десятилетия возникло много актуальных проблем, требующих решения. В том числе большое количество вырубок полезных лесных массивов, как на территории города, так и за его пределами. А учитывая, что согласно результатам экологических исследований, лишь 10% необходимого жителям кислорода производятся зелеными насаждениями в городе Москве, а остальная доля кислорода вырабатывается лесозащитным поясом вокруг города Москвы, то проблема смога и недостаток чистого атмосферного воздуха могут все более негативно сказываться на здоровье жителей российской столицы.
Для снижения уровня загазованности города целесообразно производить посадку древесно-кустарниковой растительности на пустующих территориях, оставшихся от промышленных объектов, перевезенных за город, а также на различных пустошах
Сегодня благоустройство территорий г. Москвы приближается к европейским стандартам. Но есть очень важное отличие: в силу плотности количества квадратных метров жилья на гектар, которое задается девелоперами, мы становимся ближе к высокоплотной азиатской застройке. Гуманную среду мы получаем, в основном, в кварталах элитной или бизнес-застройки и в редких исключениях — комфорт-класса. В массовой застройке благоустройство идет по остаточному принципу: сначала реализуется проект и лишь после пытаются исправить ситуацию хорошим оборудованием или покрытием
Стоит учесть, что озеленение служит одним из самых эффектных способов сделать город привлекательным. Главное правило благоустройства городской территории при помощи растений – использование только тех видов, которые будут хорошо себя чувствовать в местной климатической зоне, так как более нежные растения могут погибнуть, или им понадобится теплица.
При выборе подходящего сорта растений, используемых при ландшафтном дизайне необходимо обращать внимание на его потребности в тепле и свете, а также на устойчивость к засухе и заморозкам. Чтобы выбор стал удачным, важно знать тип и состав грунта на участке, количество влаги по сезонам, глубину залегания подземных вод, учитывать рельеф местности.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ; Астрель,2009. – 64 с.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) [Электронный ресурс].— Режим доступа: Справочная правовая система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/(дата обращения 12.11.2021).
3. Устав города Москвы. – М.: Норма, 2016. – 143 с.
4. Закон города Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» от 10 сентября 2008 г. № 39 (ред. от 21.11.2018) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2008. – № 55.
5. Закон города Москвы от 25.06.2008 № 28 «Об утверждении Градостроительного кодекса города Москвы» (ред. от 02.07.2021) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mosopen.ru/documents/main/gradostroitelniy-kodeks-moskvi
6. Постановление Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2019 2021 гг.» от 29 августа 2018 г. № 647-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2018. – № 53.
7. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» (подготовлен Ростуризмом 27.07.2018) [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/ (дата обращения 12.11.2021)
8. Геологический атлас Москвы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.georesurs.su/Georesurs/AtlasMos/GeogrOcherk.html (дата обращения 12.11.2021)
9. Глущенко В. М. Безопасность мегаполиса: теория и практика: монография. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2020. – 374 с.
10. Зыкина O.В., Бурлуцкая Л.А., Гальперина Г.А., Иванова Н.В. Все столицы мира. Энциклопедический справочник. — Москва: Вече, 2018. – С. 143.
11. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. А. Козбаненко, Д. А. Медведева. – СПб.: Питер, 2018. – 576 с.
12. Корсак А. Б. Интеллектуальное «рейдерство» как масштабная угроза экономической безопасности России // Оценка и регистрация интеллектуальной собственности в России и Германии: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2018. – С. 18–25.
13. Коршунов Н. М., Хавкин В. И. О критериях деления права на частное и публичное // Труды МГУУ Правительства Москвы. – М., 2017. – Вып. 11. – С. 140–150
14. Краткий доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) «Социально-экономическое положение в г. Москве в январе-сентябре 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moscow.gks.ru/ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)»
15. Лужков Ю. М. Вода и мир. – М.: Московские учебники и картолитография, 2018. – 170 с.
16. Лужков Ю. М. Главный секрет эффективного и дальновидного управления // Год Москвы. 2019. Реформа управления современным городом: принципы и кадры. – М.: МГУУ Правительства Москвы; Знание, 2020. – С. 5–18.
17. Мареев Ю. Л., Коршунов Н. М. Гражданский процесс: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2018. – 912 с.
18. Мареев Ю. Л., Коршунов Н. М. Арбитражный процесс: учеб. пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2018. – 296 с.
19. Милькина И. В. Концессионные отношения в системе управления государственной собственностью в г. Москве / Милькина И. В.// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2020. № 6. С.141–146.
20. Мировой опыт: как создаются проекты благоустройства // Институт «Стрелка» URL: https://strelkamag.com/ru/article/standarts-benchmarking.
21. Нарбеков М.Ф. Комплексное благоустройство улиц и повышение безопасности на дорогах (опыт Канады и США) // Безопасность в техносфере. 2016. Т. 5. №. 3. С. 34.
22. Обзор зарубежного опыта инклюзивного градостроительного регулирования // Институт экономики города. URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/obzor_zarubezhnogo_opyta_inklyuzivnogo_gradostroitelnogo_regulirovaniya_institut_ekonomiki_goroda.pdf
23. Открытый бюджет Москвы [Электронный ресурс] Режим доступа — http://budget.mos.ru/gpg?id_gp=13&id_gpg=2
24. Петрина О. А., Стадолин М.Е.Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации/ Петрина О. А., Стадолин М.Е.// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 6. С.34–38.
25. Сидоров А.А., Сапрон Д.В. — Модели управления общественными пространствами // Урбанистика. – 2016. – № 3. – С. 29 — 43. DOI: 10.7256/2310-8673.2016.3.19789 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19789
26. Система государственных и муниципальных заказов: теория и практика: учебник / под общ. ред. В. М. Глущенко, К. Б. Норкина. – М.: Астра полиграфия, 2017. – 656 с.
27. Сираждинов Р.Ж. Повышение эффективности государственной экологической экспертизы. / Сираждинов Р.Ж.// В сборнике: Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры государственного и муниципального управления. Москва, 2017. С.58–63
28. Теплова И.Д. Градостроительный подход к формированию общественных пространств городских улиц (опыт Берлина и Москвы) // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. — 2021.- №1 (33).- С.101-112.
29. Управление городом в 21 веке: материалы российско-британской научно-практической конференции. Москва, 28–29 июня 2019 г. / ред. совет: Ю. М. Лужков (председатель), Н. И. Орджоникидзе и др. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2020. – 328 с.
30. Устойчивое развитие территорий [Электронный ресурс] : сборник докладов III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 26–27 мая 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, институт строительства и архитектуры, кафедра гралдостроительства. — Электрон. дан. и прогр. (31,3 Мб). — Москва : Издательство МИСИ – МГСУ, 2021 — Режим доступа: https://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/. — Загл. с титул. экрана.
31. Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. — М. 2020.
32. ХмельченкоЕ.Г., Петрина О. А. Маркетинговые технологии в развитии городских территорий./ ХмельченкоЕ.Г., Петрина О. А.//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2020. № 20. С.119–124.
33. Экологическая ретроспектива Москвы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.darwinmuseum.ru/ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)»
34. Юскевич, Н.Н. Озеленение городов России / Н.Н. Юскевич. — М. 2019.
35. Sheina, S., Yudina, K. Simulation modeling for urban ecology maintenance of environmental comfort level – evidence from the city of Rostov-on-Don. MATEC Web of Conferences 251, 06007 (2018), IPICSE-2018.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф