Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «исследование ассортиментной политики АО»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические аспекты ассортиментной политики
1.1. Сущность и структура товарного ассортимента
1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом
2. Ассортиментная политика аптечной организации «Максавит»
2.1. Организационно-экономическая характеристика «Максавит»
2.2. АВС и XYZ анализ ассортимента «Максавит»
2.3. «Максавит» в конкурентной среде
3. Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «Максавит»
3.1. Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в Аптечной сети «Максавит»
3.2. Мероприятия по введение в ассортимент аптеки нового товара и услуги
Заключение
Список использованных источников

Введение

В современной экономике изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара. [5] Ассортиментная политика — одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Цель курсовой работы — изучение научных основ анализа ассортиментной политики и оценка ассортимента продукции на внутрифирменном уровне, обобщение опыта и анализ ассортиментной политики фирмы, выработка рекомендаций.
Цель исследования — изучить и проанализировать ассортиментную политику фирмы и выработать рекомендации по созданию оптимального ассортимента аптечной сети «Максавит».
Задачи курсовой работы:
1. изучение теоретических аспектов ассортиментной политики ;
2. изучение и оценка оптимальности ассортимента фирмы;
3. изучение конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;
4. оценка конкурентоспособности товарного ассортимента фирмы.
Объектом исследование является товарная политика.
Предметом исследования — ассортиментная политика предприятия.
Метод исследования — опрос, наблюдение.
Ученые, которые занимались изучением ассортимента: Снигирев, Романов, Ф. Котлер и др.

1. Теоретические аспекты ассортиментной политики

1.1. Сущность и структура товарного ассортимента

 

В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно—сбытовой деятельности.
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из—за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара. [8] Ассортиментная политика — одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. В первую очередь, это лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения. Вообще же, перечень товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, установлен ФЗ №61 «Об обращении лекарственных средств».
Задачи ассортиментной политики могут быть различны:
— удовлетворение запросов потребителей — один из основных признаков маркетинга, которые обеспечивает тесную связь с потребителями;
— оптимизация финансовых ресурсов фирмы — формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли, что чаще встречается в практике работы фирмы;
— завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Такой подход отличается определенной консервативностью, т.к. рассчитан на краткосрочный результат и предполагает удлинение жизненного цикла устаревших товаров за счет нахождения новых рынков сбыта;
— соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия и включение нетрадиционных для него отраслей;
— соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью. [7] Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно¬—технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента.
Ассортимент характеризуется основными количественными и качественными показателями:
1. Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
2. Полнота ассортимента — характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.
3. Глубина ассортимента — характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).
4.Степень использования ассортимента — показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.
5. Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.
6.Структура ассортимента — характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.
7. Устойчивость — определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.
8. Гармоничность — степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер. [12] Для того, чтобы ассортимент аптечной организации был полным и соответствовал спросу потребителей, руководители аптек должны соблюдать все выше перечисленные характеристики.

 

1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом

 

Управление ассортиментом является одной из важнейших функций любого предприятия. Именно от ассортимента во многом зависит эффективность его работы и успех в целом.
Каждое аптечное учреждение или аптечная сеть ежедневно решает для себя множество задач, связанных с формированием и управлением ассортиментом. В ассортимент аптек входит много категорий товаров. Сложность процесса управления ассортиментом заключается в большом количестве торговых наименований препаратов, которые реализуются через аптечную сеть. К тому же существуют нормативные требования по наличию обязательного ассортимента препаратов. Значительные ограничения, на работу с ассортиментом накладывает сложность точного расчета потребности в ЛС. И при всем этом обеспечение ЛС населения и лечебных учреждений должно быть высококачественным.
В целом можно сказать, что в современных условиях конкуренции на рынке формируется структура необходимого ассортимента, поэтому задача аптечных учреждений — удовлетворить спрос в максимально полном объеме и быстрее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента снижается уровень прибыли, утрачиваются конкурентные позиции на фармрынке и, как следствие, снижается экономическая устойчивость предприятия. [11] Существует несколько этапов работы с ассортиментом: планирование, формирование и управление. Их сущность заключается в своевременном предложении определенной совокупности товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли спрос определенных категорий покупателей.

2. Ассортиментная политика аптечной организации «Максавит»

2.1. Организационно-экономическая характеристика «Максавит»

 

Компания «Максавит» существует уже более 15 лет. В настоящее время открыто 37 аптек в г. Воронеже и Воронежской области.
Сеть Аптек «Максавит» — это динамично развивающаяся аптечная сеть, удовлетворяющая все потребности современного покупателя и внедряющая самые совершенные технологии в свою работу для улучшения обслуживания клиентов.
Целью создания «Максавит» является осуществление торговой деятельности, направленной на получение прибыли.
Главной целью «Максавит» является обеспечение эффективности использования имущества, достижения наилучших результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Предприятие осуществляет следующие виды фармацевтической деятельности:
1) закупка, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции, готовых гомеопатических средств, лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники и расходных материалов к ней, медицинской техники профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики (готовых очков, средств по уходу за очками и других), минеральных вод (натуральных и искусственных), лечебного, детского, диетического питания, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др., косметическую и парфюмерную продукцию, средств измерения;
2) реализацию населению лекарственных средств (в том числе гомеопатических) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям и заявкам;
3) предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;
4) предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;
5) оказание первой медицинской помощи;
6) оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения и др.
Основным видом деятельности сети аптек «Максавит» является аптечная розница, а именно: продажа медикаментов и парафармации. Аптечная сеть «Максавит» предлагает большой выбор лекарственных средств, Бадов, косметических средств, товаров по уходу за мамой и малышом, средств для ухода за собой и гигиеной и многие другие товары. Стратегия сети аптек «Максавит» заключается в следующем:
— анализировать ситуацию на рынке лекарственных средств (далее по тексту ЛС) и товаров сопутствующей группы, развивать практику продаж, инициировать коммерциализацию новых товаров и услуг;
— развивать компетенцию персонала сети аптек «Максавит» и производить обмен знаниями, навыками и опытом в режиме реального времени;
— проводить эффективную политику в области управления ресурсами; оптимально использовать собственные финансовые ресурсы.
Сеть аптек «Максавит» осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской федерации.
Организационно-правовая форма сети аптек «Максавит» — индивидуальный предприниматель. Аптека «Максавит» является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, следовательно, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак.
Кроме того, сеть аптек «Максавит» являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Для дифференциации и координации деятельности всех подразделений и задач организации необходима система управления, одним из элементов которой является структура управления организацией. Структура управления — это совокупность взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают функционирование и развитие организации как единого целого.
Управленческая структура сети аптек «Максавит» является линейно функциональной. В линейно-функциональной структуре сети аптек «Максавит» принято разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования.
Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей сети аптек «Максавит».
Рассмотрим технико-экономические показатели сети аптек «Максавит» (табл. 1).
Таблица 1. Технико-экономические показатели сети аптек «Максавит» за 2015-2017гг., тыс. руб.

Показатели 2015 2016 2017 Абсолютное

изменение

Относительное

изменение, %

        2016 к 2015 2017 к 2016 2016 к 2015 2017 к 2015
Выручка 74 565 57 952 43 998 -16 613 -13 954 -22,28 -24,08
Себестоимость (издержки обращения) 72 856 53 570 45 533 -19 286 -8 037 -26,47 -15
Прибыль от продаж 1 709 4 382 -1 535 2 673 -5 917 156,41 -135,03
Прибыль до налогообложения 1602 4314 -1 736 2 712 -6 050 169,29 -140,24
Налог на прибыль 320 863 0 543 -863 169,69 -100
Чистая прибыль 1282 3 451 -1 736 2 169 -5 187 169,19 -150,3
Запасы 42 417 7 619 375 7 202 892,86 1 727,10
Среднесписочная численность, чел. 60 59 52 -1 -7 -1,67 -11,86
Рентабельность продукции, % 2,2 8,05 -3,81 6 -12 265,91 -147,33
Рентабельность продаж, % 2,15 7,44 -3,95 5 -11 246,05 -153,09
Среднегодовая выработка 1 243 982 846 -261 -136 -20,96 -13,86
Затраты на 1 руб. реализации 0,98 0,92 1,03 -0,05 0,11 -5,39 11,95

 

На основе данных построим диаграмму (рисунок 1).

Рис.1. Технико-экономические показатели сети аптек «Максавит» за 2015-2017гг., тыс. руб.

Анализ таблицы 1 и рисунка 1 позволяет сделать следующие выводы:

Выручка от реализации неуклонно падает, так в 2015 году она снизилась на 22,28%, а в 2017 году еще на 24,08%. При этом издержки обращения сокращались в 2016 году более высокими темпами, поэтому доход от продаж в 2016 году вырос в 2,5 раза. В 2017 году издержки обращения снижались более низкими темпами, чем выручка от реализации — на 15%, вследствие этого снижение дохода от продаж составило 135,03%. Доход до налогообложения вырос в 2016 году в 2,7 раз по сравнению с 2015 годом. Однако в 2017 году произошло снижение данного вида дохода, которое составило 140,24%. Чистый доход сети аптек «Максавит» также сначала вырос в 2016 году на 169,29%, а в 2017 году его сокращение составило 2,4 раза. Наблюдается увеличение запасов, так если в 2016 году увеличились на 375 тыс. руб., то в 2017 году на 7 202 тыс. руб.

Все вышеизложенное говорит о достаточно низких показателях доходности, а в 2017 году об убыточности деятельности предприятия за последние три года работы.

На протяжении анализируемого периода наблюдается снижение численности сотрудников. Особенно данная тенденция выражена в 2017 году, где сокращение численности составило 11,86% от численности 2016 года. Среднегодовая выработка снизилась в 2017 году на 13,86%

Анализ рентабельности показывает эффективность деятельности предприятия за анализируемый период. Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в каждом заработанном рубле (в выручке). В 2015 году у сети аптек «Максавит» за 2015-2017 гг. на один рубль реализованной продукции приходится 2,15 копеек чистой прибыли, в 2016 году — 7,44 копеек, а в 2017 году — 3,95 копеек убытка.

Рентабельность активов показывает способность активов сети аптек «Максавит» за 2015-2017 гг. порождать прибыль. Анализ показал, что в 2015 году на 1 рубль активов приходится 3,75 копеек выручки от продаж, в 2016 году — 9,72 копеек, а в 2017 году — 4,15 копеек убытка. Анализ показал, что практически показатели рентабельности сети аптек «Максавит» за 2015-2017 гг. находятся на чрезвычайно низком уровне, что говорит о совершенно не устойчивом финансовом положении сети аптек «Максавит».

Далее проводиться анализ затрат сети аптек «Максавит» за 2015-2017 гг. Анализ затрат, учитываемых при установлении цен на товары, у сети аптек «Максавит» за 2015-2017 гг. показал, что затраты на закупку товаров сократились в 2016 году на 72 013 тыс. руб. (или на 22%), а в 2017 году еще на 60 454 тыс. руб. (на 24%), что связано со снижением объема закупки товаров и последующей их реализации.

Издержки обращения предприятия в 2016 году сократились на 19 286 тыс. руб. (26%), а в 2017 году еще на 8 037 тыс. руб. (15%).

В целом снижение произошло практически по всем статьям затрат.

Далее проведем оценку эффективности формирования ассортимента аптеки на основе ABC-анализа.

 

АВС и XYZ анализ ассортимента «Максавит»

 

Задачей аптеки на современном этапе развития экономики является не только получение прибыли, но, прежде всего — выполнение ее социальной функции по обеспечению населения качественными и доступными по цене лекарственными средствами.

В настоящее время на аптечном рынке наблюдается значительная конкуренция, которая несмотря на некоторые негативные стороны, повлекла за собой положительные изменения в деятельности аптек: внедрение маркетинговой информации, включающей изучение спроса и управление рынком лекарственных средств, внедрение новых рекламных проектов, расширение сервисных услуг и др.

Важно отметить, что рост конкуренции вызвал изменения и в ассортиментной политике: привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельной ценовой политики. Эти изменения коснулись и лекарственных средств, и парафармацевтических товаров (пищевые добавки, БАД, диетическое питание, травяные чаи, санитарно-гигиенические средства, лечебная косметика), и медицинской техники.

В конкурентной борьбе за потребителя большое значение имеет качество продаваемой продукции, широкий спектр услуг, высокий уровень обслуживания. Но наиболее важным и актуальным при сложившейся жесткой конкуренции является правильно спланированный ассортимент. Поэтому большую популярность сейчас приобретают методы анализа ассортимента — как для обеспечения роста продаж и рентабельности, так и для формирования наиболее оптимального по номенклатуре товарного запаса.

Для анализа ассортимента можно определять рентабельность по каждому наименованию и применять ABC-анализ. В основе ABC-анализа лежит принцип Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), согласно которому 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли.

На практике при АВС-анализе все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп:

— группа А характеризует высокооборачиваемые ЛС (пользующиеся наибольшим спросом), они составляют 10% ассортимента и дают 80% товарооборота;

— группа В -среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15% товарных позиций -обеспечивают 15% товарооборота;

— в группу С включаются низкоборачиваемые товары аптечного ассортимента (около 75% товарных позиций) — составляют 5% от товарооборота.

Дополнительно в настоящее время при анализе аптечного ассортимента во многих аптечных организациях выделяют группу D -высокодоходные группы товаров.

ABC-анализ позволяет:

— определять оптимальные запасы лекарственных средств и парафармацевтической продукции по наименованиям аптечного

ассортимента, в наибольшей степени влияющим на товарооборот, с целью исключения дефектуры и отказов;

—    дифференцированно решать вопросы ценообразования;

—    более эффективно использовать собственные и заемные оборотные средства;

—    выделять приоритетных поставщиков, разрабатывать новые условия работы с поставщиками.

Далее представлен АВС анализ ассортимента Аптечной сети «Максавит» за 2017 год.

Таблица 2. «Товарный ассортимент Аптечной сети «Максавит»

Наименование

ассортиментной

группы

Цена

реализации, в тыс. руб.

Объем реализации, в шт. Переменные издержки, в тыс. руб. Постоянные издержки, в тыс. руб.
1 Лекарственные

препараты

57812 120 19812 14453
2 Средства

санитарной гигиены

22394 45 7464 5598
3 БАД 17163 85 8634 1894
4 Гомеопатические

препараты

31752 105 14925 9358
5 Лечебная косметика 25647 512 10523 8362
6 Лекарственные травы, чай, бальзамы, фитопрепараты 9834 196 3856 745

 

 

Таблица 3. Список ассортиментных групп по мере убывания товара

Наименование ассортиментной группы Доля позиции, в % Доля прибыли с накопительным итогом, в % Группа
5 Лечебная косметика 46,6 46,6 А
1 Лечебные препараты 27,4 74 А
4 Гомеопатические

препараты

10,6 84,7 В
6 Лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты 7 91,6 С
3 БАД 4,4 96 С
2 Средства санитарной гигиены 4 100 С
  Итого 100    

 

Структуру аптечного ассортимента составляют товары обязательного ассортимента, на формирование которого влияют перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Общая сумма реализации исследуемой аптеки за декабрь 2017 года составила 27 926 713, объем реализации товара 1063 штук. Общее количество номенклатурных позиций аптеки составляет 6. 80% товарооборота( 10 271 400 руб.) обеспечивает 2 товарные группы: лечебная косметика и лечебные препараты. Они и составили группу А. Лидером продаж в аптечной сети «36,6» являются лечебная косметика, которая включает в себя декоративная косметика, нутрикосметика, средства ухода за волосами, косметика по уходу за детьми и т.д.

Группу В составила одна товарная группа, но которая характеризуется большой глубиной наименований товаров — это гомеопатические средства, они обеспечивают около 15% выручки от реализации (3 333 960 руб.).

Остальные препараты исследованных групп аптечного ассортимента составили менее 5% от общего объема реализации (67 233 руб.). Их перечень насчитывает 3 товарные группы: лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты, БАДы и средства санитарной гигиены ( бинты и повязки, бандажи, грелки, спринцовки, костыли, трости, салфетки и т.д.).

Многие из перечисленных препаратов группы С не были проданы за исследуемый период, хотя имелись в наличии.

Далее проведем XYZ-анализ, это метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).

Таблица 4. Коэффициент вариации

Наименование ассортиментной группы Реализация за квартал, руб Реализация в среднем за квартал, руб Коэффициент вариации, % Группа
I II III IV
5 Лечебная косметика 2145999 1826985 1721563 2040579 1933781 8 X
1 Лечебные препараты 1167527 1112579 1105245 1160193 1136386 2 X
4 Гомеопатические

препараты

720613 315287 158125 563451 439369 46 Z
6 Лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты 371988 433257 152213 213482 292735 38 Z
3 БАД 235750 153121 125784 208413 180767 22 Y
2 Средства санитарной гигиены 135471 197655 189594 143532 166563 16 Y

 

В сочетании с АВС — анализом XYZ — это выявление безусловных лидеров (группы АХ ) и аутсайдеров (С Z ). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:

Таблица 5. «Совместный анализ АВС и XYZ»

  А В С
X 5,1
Y   3,2
Z 4 6

 

Из таблицы 2 видно что в ассортименте Аптечной сети «Максавит» отсутствуют товары группы АY, AZ, BX, BY, CX.

Товары группы AX (лечебная косметика и лечебные препараты) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.

Товары группы BZ (гомеопатические препараты) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Чтобы обеспечить постоянное их наличие , нужно увеличить страховой запас.

По товарам группы CY (БАД, средства санитарной гигиены) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас , исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.

В группу товаров CZ попали лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.

Необходимо отметить, что почти 80% прибыли от продаж обеспечивает лечебная косметика, так как аптечная сеть «Максавит» позиционирует себя как — национальный лидер в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья, стремясь помогать людям вести здоровый образ жизни, способствовать их долголетию и благополучию.

Любая закупка препаратов связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д), а так же с прямыми рисками, как например списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия, особенно в сфере фармации, где многие препараты являются сезонными, а значит, подвержены значительным колебаниям продаж

«Максавит» в конкурентной среде

 

Можно рассмотреть сильны и слабые стороны компании с помощью SWOT – анализа (таблица 6).

Из выше приведенного SWOT – анализа очевидно: у компании Первая помощь достаточно как сильных, так и слабых сторон. Но компания сейчас находиться в переходном периоде – смена руководства, смена ценовой и ассортиментной политики, что естественно порождает определенные трудности.

На основе SWOT – анализа могу предложить следующие мероприятия:

  1. изменение стиля руководства путем замены директора по рознице. Проявление либеральности взамен авторитарности могло бы снизить текучесть среди первостольников и заведующих аптек. На данный момент процент увольнения критический.
  2. сократить многочисленные штрафы для работников, которые провоцируют психический дискомфорт на рабочем месте.
  3. отказ от ветеринаров, медсестер и фельдшеров и микробиологов как работников первого стола. Принимая на работу таких специалистов, подрывается авторитет аптечного работника.
  4. отрегулировать торговую наценку на препараты таким образом, чтобы реализация медикаментов не происходила по цене оптового звена, но и сохранялась на уровне среднегородских.

 


Таблица 6.  SWOT-анализ
возможности угрозы
Сильные стороны

1.жестий контроль управления, исключающий невыполнение распоряжений начальства

2.развитая система лояльности для клиентов (накопительные дисконтные карты)

3.система оплаты труда (чем лучше выплоняешь целевые показатели, тем больше зарабатываешь)

4.продвижение в регионы России

5.большинство аптек представлено фармамаркетами, что повышает прибыльность компании

6.ребрендинг компании повысит узнаваемость (яркое оформление, единое для всех аптек)

7. Активная, постоянная реклама (задействованы все маркетинговые коммуникации)

1.привлечение и удержание новых клиентов

2.вхождение в состав региональных аптечных сетей за счет увеличения числа аптек

1.высокие издержки при открытии новых фармамаркетов  

 

Слабые стороны.

1.система штрафов и жесткие требования – большая текучесть кадров

2.нехватка фармперсонала компенсируется медработниками низшего звена, что приводит к снижению качества консультативных услуг

3.наличие многочисленных долгов перед поставщиками

4.деловая репутация фирмы (пользуясь тем, что компания занимает около 20% рынка СПб, руководство ПП требует денежное вознаграждение с компаний-партнеров за право быть представленным в аптеках и проч.)

5.ассоциация у потребителей – ПП аптеки с высокими ценами (с 01.06.07. было произведено поэтапное снижение цен), но покупатель еще не привык, что сопровождается резким снижением выручки аптек

6. неотрегулированная работа склада вызывает постоянную дефектуру по определенным ходовым позициям, что также ведет к снижению выручки аптек

7. изменение ассортиментной политики привело к сокращению парафармацевтической продукции, диетического питания и др.групп товаров, пользующихся раннее повышенным спросом

3.переориетация клиента, на аптеки ПП, как аптеки с низкими ценами и широким ассортиментом лекарств (но не косметики)

4.привлечение нового сегмента потребителей – с низким доходом

5.регулирование работы отдела снабжения и работа с дефектурой аптек, что бы привело к более стабильному ассортименту аптек

2.непривлекательность сети для работников –специалистов с высшим фармобразованием

3.потеря партнеров

4.потеря клиентов, которые из раза в раз не находят нужного препарата.

5. за счет уменьшения ассортимента косметической продукции (на которые отсутствует верхний лимит торговой наценки) – уменьшение прибыли компании ПП.

6. В сети работают в качестве медконсультантов специалисты не имеющие фарм- (и даже медобразования), что провоцирует недоверие посетителей к качеству консультации.

 

 

  1. выплата долгов компаниям — партнерам – как приоритетная задача, что повело бы за собой усиление партнерских отношений и восстановление деловой репутации.
  2. детально проработать ассортимент, провести анализ востребованных позиций (дефектура аптек), и вернуть определенные позиции парафармацевтической продукции в аптеки.
  3. наладить каналы товародвижения таким образом, чтобы товар поступал в аптеки со склада без опоздания. Сократить товарные запасы в аптеках, что позволило бы сократить издержки.

Из основных конкурентов компании я хотела бы выделить две аптечные сети – это сеть аптек «36,6» и сеть с наибольшим количеством аптек «Фармакор». Эти сети входят в число лидеров по количеству аптек в России и обе являются федеральными.

Широкий ассортимент лекарств и товаров сопутствующей группы – одно из основных конкурентных преимуществ аптечной сети «Фармакор» и важнейший показатель работы фармацевтической компании. Общий ассортимент аптечной сети «Фармакор» превышает 16 000 наименований товаров, что намного превышает ассортимент «Первой помощи».  Ассортимент одной аптеки «Фармакор» зависит от формата работы конкретной розничной точки. Тогда как в ПП придерживаются единообразия ассортиментного портфеля, независимо от расположения аптеки.

Большинство аптек компании «Фармакор» работают в традиционном формате закрытой выкладки товаров. При такой форме торговли ассортимент одной аптеки, как правило, составляет 6000-7000 наименований позиций. В аптечной сети «Фармакор» представлены также и аптеки открытого доступа товаров – фарммаркеты. Открытая форма торговли позволяет иметь более 12000 наименований лекарственных средств и разнообразной сопутствующей продукции. «Максавит», как уже говорилось раннее, представлена в основном фармамаркетами, но это не приводит к резкому увеличению позиций, реализуемых в аптеке.

Компания «Фармакор» постоянно расширяет ассортимент своих аптек. Только с начала этого года было введено более двух тысяч новых позиций. ПП также начала деятельность в сторону расширения ассортимента: за полгода введено около 200 позиций, что сравнительно ниже, чем у «Фармакора»

Все товары, представленные в аптеках «Фармакор», можно приобрести по доступным ценам. Кроме того, в аптечной сети с 2001 года работают социальные программы, ориентированные на малообеспеченные слои населения – пенсионеров, инвалидов. В Петербурге действует социальная программа в более 70 аптеках города – пенсионеры могут купить лекарства со скидкой 5%, предъявив пенсионное удостоверение. Скидки действуют на весь представленный ассортимент. В 2007 году программа социальной поддержки получила свое продолжение в российских регионах, где открываются новые аптеки компании. Первая региональная социальная аптека открыта в июне в городе Киров.

В аптеках «Максавит» действуют только лишь дисконтные карты, которые выдаются при покупке на 2000 тысячи рублей. Но в октябре 2007 года была запущена акция, направленная на привлечение этой группы населения – дисконтные карты выдавались всем желающим.

Важно, что у покупателей аптек «Фармакор» есть возможность заказать редкий препарат, если он отсутствует. Его обязательно доставят в кратчайшие сроки. Главное условие – наличие регистрации данного препарата на территории России.

Аптеки «Максавит» не работают с индивидуальными заказами.

Такое количество явных преимуществ аптек «Фармакор» для посетителей и позволяют сохранять этой сети лидирующее положение на рынке Санкт – Петербурга.[19].

Сеть аптечных магазинов — брендовых аптек «36,6» с открытой формой торговли, так называемых фармамаркетов — была создана в 1998 году.

Сеть изначально развивалась по необычному для России сценарию: был создан бренд. Единое внешнее и внутреннее оформление (логотип, корпоративные цвета и пр.) разрабатывали западные консультанты (компания SCG), они же посоветовали вести общую ценовую и ассортиментную политику, а также единую маркетинговую стратегию. Прототипом для создания ‘36,6’ послужила английская сеть Boots.

Свою роль в успешном старте «36,6» сыграла и непривычная тогда для российских аптек открытая форма торговли: безрецептурные препараты просто лежат на полках, как в супермаркете.

Как показывает практика, это очень удачный ход — пока бродишь по торговому залу, обязательно надумаешь что-нибудь купить: не из лекарств, так из средств «для здоровья и красоты». Кстати, большой процент нелечебных средств в ассортименте аптек «36,6» также работает на увеличение интереса покупателей. Здесь еще раз можно вспомнить, что аптеки «Максавит» значительно сократили эту группу товаров.

Сходство с супермаркетом усиливается еще и маркетинговыми ходами: бонусами, рекламными акциями компаний-производителей, акциями «два товара по цене одного». Теперь в аптеках сети при покупке на сумму более 900 рублей или при предъявлении 12 чеков можно получить «карточку постоянного покупателя», дающую скидки от 5% до 25% на различные товары. В «карточной игре» поочередно участвуют 300-400 наименований из 16 тыс позиций, входящих в ассортимент.

В аптеках «Максавит» для проведения каких-либо акций фирме, заинтересованной в продвижении своего товара, нужно заплатить руководству организации. Поэтому многие компании отказались от данного вида деятельности в аптеках «Максавит».

В аптеках ‘36,6’ держат цены на 3% ниже средних по Москве и заведомо ниже, чем в близлежащих аптеках-конкурентах. Это удается благодаря большим объемам закупок у дистрибьюторов (в том числе у ЗАО «Время»), наличию прямых договоров с крупными западными компаниями и отечественными производителями. [14].

Ситуация с ценами в «Максавит» в данный момент не ясна. До 1 июня 2016 года аптека применяла максимальные торговые наложения. В настоящее время – минимальные, и даже – реализует некоторые товары по ценам оптовой закупки.

Издержки роста – это пожалуй то, что объединяет две аптечные сети. Как «36, 6», так и «Максавит» при активной экспансии на регионы России терпят неизбежные убытки.

Очевидно, что столь бурные темпы развития требуют серьезных инвестиций. Оборудование одной аптеки в среднем обходится в 150 тысяч долларов.

Затраты себя, безусловно, оправдывают: продажи в 1,5 раза выше, чем в обычным аптеках. За месяц фармамаркет посещают в среднем около 30 тыс человек (обычную муниципальную аптеку — 15 тыс.), а средняя стоимость покупки при открытой форме продажи увеличивается почти втрое (с 35 до 100 руб).

Таким образом, мы можем видеть отсутствие явных конкурентных преимуществ компании «Максавит». Что связано скорее всего со стилем руководства и изменением в текущем периоде политики организации и переориентацией на новую целевую аудиторию с невысоким доходом. Уменьшение востребованной группы косметических средств, диетического питания, лечебного трикотажа и другой парафармацевтической продукции в ассортименте аптеки привело к резкому уменьшению прибыли аптеки.

Очевидно, что группа «товаров качества жизни» востребована. И аптека, желающая максимизировать свою прибыль, должна учитывать спрос на эти товары. Таким образом, аптекам «Максавит» необходимо пересмотреть свой ассортиментный портфель, так как у конкурирующих аптек в этом аспекте явное преимущество.

 

3. Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «Максавит»

 

3.1. Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в Аптечной сети «Максавит»

 

Аптечный бизнес — один из самых сложных с точки зрения формирования оптимального товарного запаса и заказа медикаментов. Ассортимент средней аптеки значительно шире, чем у других предприятий торговли, работающих на сопоставимой площади. Ассортимент аптечная сеть «Максавит» насчитывает около 7 тыс. товарных позиций. Во многом столь широкий ассортимент определен разнообразием товарных групп.

Контроль товарного запаса и оптимизация системы заказов каждой из позиций ассортимента аптечного предприятия — трудоемкий и довольно сложный процесс, но он приносит высокие дивиденды.

ABC-анализ позволяет оптимизировать закупочную деятельность розничной аптечной организации. Группе А отдаются приоритетные закупки, затем закупаются препараты группы В и затем — С.

Практика показала, что для формирования оптимального ассортимента и обеспечения рентабельной деятельности аптеки необходимо отсутствие дефектуры по наиболее ходовым товарам (по препаратам группы А и В).

Для многих товарных позиций характерно перераспределение по группам А, В, С. Для препаратов, пользующихся сезонным спросом (противопростудные, противокашлевые лекарственные препараты), характерен переход из группы А (в зимнее время года) в группу В (летний период). Повышение аллергических заболеваний к весенне-летнему периоду приводит к повышенному спросу на антигистаминные средства и, следовательно, переходу этих товарных позиций из группы В в группу А.

На примере рассмотрим перераспределение по группам А, В, С противопростудного лекарственного препарата «Фервекс» по сезону.

Рисунок 2. «Сезонное перераспределение товар «Фервекс» по группам»

 

Из рисунка 2 видно, что противопростудное средство «Фервекс» зимой пользующийся спросом (80% продаж) находится в группе А, летом когда спрос на этот товар снижается (5% продаж) переходит в группу С.

Плановое ожидание перехода товарных позиций группы В в группу А обуславливается не только сезонными колебаниями спроса на некоторые группы ассортимента, но и запланированными промоционными программами (рекламные акции отдельных препаратов, реклама в СМИ, мерчандайзинговые акции, ценовое продвижение, конкурсные программы среди покупателей, другие акции по стимулированию сбыта).

При определении оптимального ассортиментного плана для аптеки необходимо, чтобы весь имеющийся ассортимент соответствовал рыночному спросу.

Распределение ассортимента по группам А, В, С в зависимости от скорости оборачиваемости показывает, что препараты, имеющие одно и тоже действующее вещество и выпускаемые одним и тем же производителем, могут находиться в разных группах, т.к. реализуются с разной скоростью. На основе проведенного социологического опроса руководителей аптек можно сделать вывод, что оборачиваемость отдельных позиций ассортиментного перечня влияют следующие факторы:

—    предпочтительная для потребителя лекарственная форма препарата. Так, согласно АБС-анализу, наибольшее количество лекарственных средств группы А составляет таблетированные формы (например, препарат «Амбробене»);

—    важную роль на скорость реализации оказывает количество фасованных единиц в упаковке (например, препарат «Афлубин» (капли), во флаконе 20 мл относится к группе А, аналогичный препарат «Афлубин» (капли) фл. в 50 мл (фасовка в 2 раза больше) — реализуется с меньшей скоростью, относится к группе В;

—    независимо от потребительских предпочтений, наиболее быстро будут оборачивают товарные позиции тех препаратов, на которые организуется рекламная компания (реклама в СМИ, проведение конкурсов в аптеке, наличие бонусов со стороны компании-производителя).

Для оптимизации ассортимента товаров и сокращения потерь, экономика торговли предлагает два метода работы с ассортиментом:

1)    Расширение ассортимента. Стратегия расширения ассортимента предполагает ввод новых товарных групп в погоне за увеличением общего товарооборота аптеки. Если руководство аптеки готово направить полученную прибыль на развитие, то расширение ассортимента -беспроигрышный шаг. Новые товары почти всегда найдут своих покупателей.

2)    Сужение ассортимента. Актуальна стратегия сужения ассортимента в том случае, если денег катастрофически не хватает. Иногда ликвидировать те или иные виды товара в ассортименте приходится под воздействием внешних экономических факторов — таких, как глобальный кризис.

Я выбрала первый метод оптимизации товарных запасов для исследуемой аптеки. Второй метод не подходит, т.к. аптечная сеть «36,6» имеет эффективное развитие и на данный момент в экономике нашей страны находится в стабильном состоянии. Часто сужение ассортимента постепенно приводит к гибели (закрытию) аптек.

Для того чтобы правильно определить направление расширения ассортимента, был проведен опрос посетителей аптечной сети «36,6». По результатам опроса выявлено, что в полном объеме пользуются услугами данной аптеки 30% опрошенных, остальные 70% также пользуются услугами других аптек, так как в данной аптеке их не устраивает в полной мере ассортимент лекарственных средств и их цена. Таким образом, 70% покупателей можно сделать более активными клиентами аптеки путем оптимизации ассортиментной политики аптечной организации.

Для этого необходимо углубить товарную группу лекарственные средства. Есть товарные группы, которые нуждаются в углублении всегда. В первую очередь это безрецептурные препараты для снятия боли, где каждый год появляются новые, более эффективные и безопасные лекарственные средства.

Пожалуй, самая частая причина посещения аптеки — стремление избавиться от боли. Это может быть назойливая мигрень, тяжелая зубная боль, боли в мышцах и суставах, женские боли — что угодно. И задача хорошей аптеки — максимально удовлетворить покупательский спрос, предлагая не только привычные средства, но и новинки рынка, отличающиеся повышенным профилем безопасности, высокой эффективностью и скоростью наступления терапевтического эффекта.

Так же в ходе опроса было выявлено, что 70 % покупателей аптеки в полной мере не устраивает цена. Обращаясь опять же к результатом АВС анализа, мало продаваемыми товарами с высокой ценой являются средства санитарной гигиены, куда входят и такие товары как костыли, трости, бандажи, клюшки, распорки, медицинская техника (тонометры, весы для младенцев), так как данные товары стоят дорого, а необходимость их применения ограничивается временем (от месяца до полугода), поэтому можно сдавать некоторые товары в прокат.

И так, для того, что бы оптимизировать ассортимент аптечной сети «Максавит» На основе проведенного АВС и XYZ анализа получили, что

приоритетные закупки отдаются таким товарам как лечебные препараты и лечебная косметика. Затем закупаются товары относящиеся к группе В гомеопатические средства, потом товары относящиеся к группе С лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты, БАД и средства санитарной гигиены. Необходимо расширять ассортимент за счет ходовых товаров и удовлетворять запросам потребителей. Так же необходимо уделять особое внимание товарам сезонного спроса, в зимние месяца необходимо закупать в большом объеме противопростудные, противокашлевые лекарственные препараты, в летнии месяца минеральную воду (как сопутствующий товар), солнцезащитные крема, к весенне-летнему периоду -антигистаминные (противоаллергические) средства. Регулярно контролировать товарную группу средства санитарной гигиены. Знание стабильно продающихся позиций , можно формировать складские запасы без риска затоваривания аптеки и в то же время исключить дефектуры по ним.

 

3.2. Мероприятия по введение в ассортимент аптеки нового товара и услуги

 

Новинки — это основа существования и выживания аптеки на рынке. Поиск новых товаров, а также идей для новой продукции специалисты отдела ассортимента осуществляют совместно с маркетологами.

В первую очередь менеджеры по ассортименту, опираясь на аналитические данные, должны понять, чем обусловлен успех бестселлеров, а отдел маркетинга — составить портрет потребителя. Затем специалистам по ассортименту нужно спроецировать на полученный портрет перечень наиболее частых жалоб, претензий, предложений клиентов.

Сотрудникам отдела ассортимента обязательно нужно посещать международные аптечные выставки и изучать представленные там новинки. Важно, чтобы специалисты по ассортименту выяснили историю появления нового продукта. Чем больше они соберут таких историй, тем эффективнее сложится разработка концепции нового товара.

В ходе исследования было уже выяснено, что необходимо углубить товарную группу лекарственные средства, за счет введения нового эффективного препарата, который несомненно будет пользоваться спросом у покупателей.

Частая причина посещения аптеки — стремление избавиться от боли. Это может быть назойливая мигрень, тяжелая зубная боль, боли в мышцах и суставах и др. И задача хорошей аптеки — максимально удовлетворить покупательский спрос, предлагая не только привычные средства, но и новинки рынка, отличающиеся повышенным профилем безопасности, высокой эффективностью и скоростью наступления терапевтического эффекта.

Так, можно ввести в ассортимент аптечной сети «Максавит» новейшее на фармацевтическом рынке России лекарственное средство «Фаспик».

«Фаспик» — это более эффективный и безопасный препараты на основе ибупрофена, проверенного и надежного ненаркотического обезболивающего средства, известного с 1969 года. «Фаспик», сегодня серьезно потеснил таких фаворитов рынка НПВС, как Нурофен и Миг 400.

Препарат Фаспик итальянской компании «Замбон С.П.А.» благодаря комбинированному составу (ибупрофен (НПВП) и L-аргинин) позволяющий лекарству действовать быстрее и безопаснее уже через 15 минут после приема существенно облегчает состояние больного.

В России препарат продается с 2009 года и весьма успешно, поскольку обладает рядом преимуществ по сравнению с более старыми аналогами:

  •    эффективность — клинические исследования подтверждают, что эффективность пероральной формы Фаспика равнозначна инъекции сильного анальгетика (к примеру, кеторолака);
  •    быстродейтсвие — при приеме Фаспика максимальная концентрация в плазме крови достигается уже через 15 минут, что в 3-4 раза быстрее аналогичных ЛС;
  •    безопасность — ее подтверждает не только длительный опыт применения ибупрофена (с 1969 года), но и наличие в составе препарата природной аминокислоты L-аргинина. L-аргинин обладает гастропротективным свойствами и обеспечивает бережное отношение к желудку пациента.

Следующий шаг в работе с ассортиментной группой — предложение покупателям большего числа дозировок популярных препаратов. Компания Zambon предлагает Фаспик в двух дозировках — содержащий 200 или 400 мг ибупрофена. Далеко не всегда следует принимать лекарство в максимальной дозировке, и, видя на витрине несколько вариантов популярного анальгетика, покупатель получает выбор: какой именно Фаспик ему купить.

Третье направление работы по углублению ассортимента -предложение покупателям большего числа форм выпуска популярных препаратов. У Фаспика есть выгодное отличие — наличие такой лекарственной формы, как гранулы для приготовления раствора 200 мг и 400 мг № 12. При этом нужный эффект наступает быстрее, а прием лекарства становится еще более безопасным: действующее вещество меньше контактирует со слизистой оболочкой желудка, быстрее всасывается и снимает боль.

Проглотить таблетку не всегда легко. Гранулы для приготовления раствора — отличный выход для тех ваших пациентов, которые не любят (или не могут) принимать таблетки. Но таблетки также обладают рядом преимуществ — небольшую упаковку можно положить в сумочку и принять лекарство вне дома, когда растворять гранулы неудобно или банально не в чем.

Четвертый путь к углублению ассортиментной группы — расширение спектра предлагаемых вкусов популярных препаратов. Так, принимать «Фаспик» не только эффективно, но и приятно: компания-производитель предлагает различные вкусы (мята (гранулы 200 мг №12), мята-анис (гранулы 400 мг №12)).

Важно выбирать для углубления те товарные группы, с препаратами которых покупатель может легко ознакомиться. «Фаспик» — препарат безрецептурного отпуска, и его можно размещать на любой удобном вам и посетителям витринной полке. Для увеличения продажи и «приучения» пациентов к хорошему препарату, необходимо просто разместить всю линейку продукции «Фаспик» в прикассовой зоне.

Выясним, какая реальная прибыль ожидается в аптечной сети «Максавит» при введение в ассортимент новейшего, эффективного, обезболивающего лекарственного препарат «Фаспик».

Сначала, необходимо закупить препарат. Эксклюзивным поставщиком «Фаспик» в РФ является компания «S.C. ROMPHARM Company», находящаяся в Москве.

Допустим, аптека на 1 месяц закупила обезболивающий препарат «Фаспик» в объеме 200 упаковок по 200 мг.

Закупочная цена 1 упаковки составляет 80 руб. Следовательно, общие расходы аптеки на закупку 200 упаковок препарата составят:

1)    80 руб. х 200 упаковок = 16000 руб.

Розничная цена 1 упаковки товара с учетом максимального размера торговой надбавки на лекарственные средства установленной Постановлением Правительства от 5.04.2007 г. N 367 «Об установлении торговых надбавки в размере 30%»

2)80    руб. + (80 руб. х 30%) = 104 руб.

Прибыль аптеки от продажи 200 упаковок «Фаспик» составит:

2)    200руб. х 104руб. = 20800 руб.

3)    20800руб. — 16000руб. = 4800 руб.

Следовательно, при включении в ассортимент аптечной сети «Максавит» лекарственного препарата «Фаспик» в размере 200 упаковок по 200мг. прибыль аптеки за 1 месяц увеличится на 4800 руб.

Так же в ходе исследования было выяснено, что для привлечения и удовлетворения запросов покупателей, необходимо ввести дополнительные услуги.

Введение дополнительных услуг сможет привлечь дополнительных посетителей в аптеку. Как показал опрос, многие посетители аптек хотели бы получать дополнительные услуги в наших аптеках. Одной из таких услуг является измерение давления. Данная услуга востребована посетителями в аптеках, в связи с тем, что получить подобные услуги в поликлинике практически не возможно по ряду причин.

Введение дополнительной услуги по измерению давления предусматривает покупку тонометра и введения дополнительных обязанностей заместителю заведующей.

Средняя стоимость тонометра «Little Doctor» 5 000 руб. Стоимость 1 процедуры измерения давления будет стоить 150 руб. Следовательно, стоимость тонометра будет перекрыта уже за 33 процедур, после чего будет идти как прибыль для аптеки. (5000руб. / 150 руб. = 33 процедуры)

Большая доля посетителей хотели бы воспользоваться прокатам изделий медицинского назначения и медицинской техники, так как данные товары стоят дорого, а необходимость их применения ограничивается временем.

Так, например, такая дополнительная услуга, как прокат тонометра, требует покупку 5 тонометров «Little Doctor» стоимостью 5 000руб.

1)    5шт. х 5000 руб. = 25000руб

Стоимость проката 1 тонометра на 1 месяц будет составлять 500руб.

2)    5 тонометров х 500 руб. = 2500 руб./месяц,

Планируется сдать в прокат 5 тонометров за месяц,

3)    2500руб. х 5 = 12500 тыс. (прибыль за 1 месяц)

25000руб. / 12500 руб. = 2

Следовательно сумма затрат аптеки на покупку 5 тонометров возместится через 2 месяцев, далее будет приносить дополнительную прибыль аптеки в размере 12 500 руб.

При введении, нового товара или дополнительной услуги нужно уделить должное внимание появляющейся дефектуре. Все внедряемые новые препараты (наименования, дозировки, вкусы, формы выпуска) и услуги должны быть не только на виду, но и постоянно в наличии. Допустив дефектуру по этим препаратам, мы рискуете потерять весь полученный положительный эффект — люди, к сожалению, отвыкают гораздо быстрее, чем привыкают.

Заключение

 

Ассортиментная политика — одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. [24]

Сегодня у аптеки совершенно иное лицо. Она сама формирует свой ассортимент. И на сей раз, представленные на прилавках лекарства не расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов, считаемых самыми ходовыми, можно купить в аптеке.

Аптеки вынуждены временем и новой, рыночной, ситуацией учиться ассортиментной политике.

Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно к оптимизации финансовых результатов предприятия.

Кроме того, необходимо представлять себе какие потребности населения и лечебно- профилактических учреждений аптека, как фармацевтическая структура, собирается удовлетворять и в чем ее уникальность.

В данной курсовой работе были изучены теоретические основы ассортиментной политики. Рассмотрены такие вопросы как формирование, управление, планирование ассортиментной политики, методы ее анализа и повышения эффективности.

В практической части был проведен анализ ассортиментной политики Аптечной сети «Максавит». После проведения данных исследований можно сказать, что ассортимент товаров реализуемых аптекой «Максавит» отвечает запросам потребителей. Цены на препараты ниже, чем у конкурентов. Ассортиментная политика фирмы оптимальна.

То есть у фирмы много преимуществ перед конкурентами. Она пользуется большим уважением у потребителей.

Так же для более эффективной деятельности Аптечной сети «Максавит» были даны рекомендации. Данные рекомендации могут помочь аптеке усовершенствовать ассортиментную политику, занять еще большую долю рынка, вытиснив при этом конкурентов, и полностью удовлетворять запросы потребителей.

Список использованных источников

 

  1. Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич, 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Высшая школа, 2014.- 447 с.
  2. Березин, И.С. Маркетинговое исследование рынка.- П.: Русская деловая литература, 2016.-416с.
  3. Васькова Л.Б., Мусина Н.З. Методы и методики фармакоэкономических исследований. М.; ГЭОТАР  Медиа.2015. 111с.
  4. Васнецова О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение учебник для вузов / О. А. Васнецова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.-608с.
  5. Гордин, А.М. Маркетинг: Учеб.-метод. пособие.- М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2014.-212с.
  6. Данченок, Л.А. Маркетинг: Учеб.-практич. Пособие / Л.А. Данченок.- М.: МЭСИ, 2015.- 304с.
  7. Дремова Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебное пособие (курс). – Курск: КГМУ, 2015. – 520 с.
  8. Жиряева Е. В. Товароведение / Е. В. Жиряева. – СПб.: Питер, 2014. – 492 с.
  9. Зотов, В.В. Ассортиментная политика фирмы. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине, тесты, учеб, программа / Московский Госуд. Университет экономики, статистики и информатики.- М.: МЭСИ, 2014.-60 с.
  10. Качество и экономичность продукции (учебное пособие) / Колесов И. Н., Сычева Н. К. – СПб.: ВмедА, 2013. – 184 с.
  11. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Филипп Котлер, Гари Арметранч, Джон Сандера, Вераника Ванч.- 2-е европ.изд.- М.: вильемс, 2015.-943 с.
  12. Лисин Р. М. Медицинское товароведение / Р. М. Лисин. – СПб.: ВмедА, 2013. – 354 с.
  13. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлючов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова.:- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016.- 560 с.: ил.
  14. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник / С. З. Умаров, И. А. Наркевич, Н. Л. Костенко, Т. Н. Пучинина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. – 368 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
  15. Организационно-экономические проблемы реализации фармацевтических товаров в России и за рубежом // Немченко А. С., Немченко О. А. – Провизор.— 2013.— № 13.— С. 14-17.
  16. Организация экономики фармации / Под ред. А. В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 210 с.
  17. Рациональный ассортимент – основа эффективной деятельности аптечной организации. Лоскутова Е. Е., Пак Т. В., Тарасенко М. А. // Новая аптека. – 2014. – № 1.
  18. Симонова А. П. Ассортиментная политика фирмы учебник для вузов / А. П. Симонова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 245 с.
  19. Соколова, А. Управление ассортиментной политикой на основе жизненного цикла изделий // Современная торговля.-2014.- №10.- с. 73-75.
  20. Систематизация номенклатуры лекарственных средств. Дремова Н. Б., Коржавных Э. Л., Березникова Р. Е. // Новая аптека. – 2015. — № 2.
  21. Управление и экономика фармации // Вялков А. И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю. В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 460 с.
  22. Хвещук П. Ф. Маркетинг фармацевтических организаций / П. Ф. Хвещук. – СПб.: Питер, 2014. – 322 с.
  23. АВС-анализ в правлении товарными запасами // http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm
  24. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли // http://marketing.spb.ru
  25. Журнал «Финансовый директор». — http://www.kareta.com.ua

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф