Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему « «ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ»»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

  • Понятие о дыхательной системы человека
  • Анатомо-физиологические особенности детей 12-14 лет
  • Проба Штанге и Генчи

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель, задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Физиологические методы

2.2.2. Методы математической статистики

2.3. Методика исследования

2.4. Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ДЫХАНИЯ

3.1 Определение максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет на глубоком вдохе и выдохе до применения комплекса упражнений (проба Генчи-Штанге)

3.2 Определение максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет после применения комплекса упражнений (проба Генчи-Штанге)

3.3 Сравнение показателей физического состояния дыхания

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающий нормальное течение метаболизма живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза, поступления в организм кислорода и удаление из организма углекислого газа.

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. В течение одного вдоха в покое в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Такой объём воздуха называется дыхательным объёмом. Также количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. МГВ (максимальный глубокий вдох) составляет около 2000 мл воздуха. МВ также составляет около 2000 мл.

После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Из-за функционального остаточного объема в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа. Только некоторая часть ДО достигает альвеол, который называется ФАВ.

В итоге, взрослый человек пропускает через лёгкие примерно 6 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать до 130 л/мин. В покое соотношение вдоха и выдоха по времени составляет 1,2 мин.

Вдох и выдох регулируют на работу дыхательных мышц. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

Существуют различные показатели, с помощью которых можно оценить состояние дыхательной системы и ее функциональные резервы.

Актуальность исследования физическое развитие детей 12-14 лет является одним из важных показателей здорового образа жизни. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не придерживаются режима.

Цель исследования определить физическое состояние по способности максимальной задерживать дыхание на вдохе, выдохе у детей 12-14 лет.

Задачи исследования:

  1. изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у детей 12-14 лет.
  2. Определить максимальное время задержки дыхания до нагрузки и после у учащихся 12-14 лет.
  3. провести комплексную оценку состояния дыхательной системы двух групп учащихся 12-14 лет: до дозированной нагрузки и после нее.
  4. Сравнить результаты исследования функционального состояния дыхания у детей 12-14 лет

Объект исследования: учащиеся школы 12-14 лет

Предмет исследования: исследование состояния дыхательной системы у детей 12-14лет.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, анализ деятельности.

Гипотеза исследования:

Считается, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их как одно из средств здорового образа жизни.

ГЛАВА1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие о дыхательной системы человека

 

Органами дыхания являются верхние и нижние дыхательные пути. Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы. (Брин, В.Б., 2012)

Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, в которых он нагревается, увлажняется и фильтруется. В полости носа заключены также обонятельные рецепторы. Наружная часть носа образована треугольным костно-хрящевым остовом, который покрыт кожей; два овальных отверстия на нижней поверхности – ноздри, которые открываются каждое в клиновидную полость носа. Эти полости разделены перегородкой. Три легких губчатых завитка (раковины) выдаются из боковых стенок ноздрей, частично разделяя полости на четыре незамкнутых прохода (носовые ходы). Полость носа богато выстлана слизистой оболочкой. Многочисленные жесткие волоски, а также снабженные ресничками эпителиальные и бокаловидные клетки служат для очистки вдыхаемого воздуха от твердых частиц. В верхней части полости лежат обонятельные клетки.

Гортань лежит между трахеей и корнем языка. Полость гортани разделена двумя складками слизистой оболочки, не полностью сходящимися по средней линии. Пространство между этими складками – голосовая щель защищено пластинкой волокнистого хряща – надгортанником. По краям голосовой щели в слизистой оболочке лежат фиброзные эластичные связки, которые называются нижними, или истинными, голосовыми складками (связками). Над ними находятся ложные голосовые складки, которые защищают истинные голосовые складки и сохраняют их влажными; они помогают также задерживать дыхание, а при глотании препятствуют попаданию пищи в гортань. Специализированные мышцы натягивают и расслабляют истинные и ложные голосовые складки. Эти мышцы играют важную роль при фонации, а также препятствуют попаданию каких-либо частиц в дыхательные пути. Трахея начинается у нижнего конца гортани и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи; стенка ее образована соединительной тканью и хрящом. У большинства млекопитающих, в том числе и у человека хрящи образуют неполные кольца. Части, примыкающие к пищеводу, замещены фиброзной связкой. Правый бронх обычно короче и шире левого. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкие трубки (бронхиолы), самые мелкие из которых – конечные бронхиолы являются последним элементом воздухоносных путей. От гортани до конечных бронхиол трубки выстланы мерцательным эпителием. Главным органом дыхательной системы являются лёгкие.(БалбатунО.А.,2012)
В целом легкие имеют вид губчатых, пористых конусовидных образований, лежащих в обеих половинах грудной полости. Наименьший структурный элемент легкого – долька состоит из конечной бронхиолы, ведущей в легочную бронхиолу и альвеолярный мешок. Стенки легочной бронхиолы и альвеолярного мешка образуют углубления – альвеолы. Такая структура легких увеличивает их дыхательную поверхность, которая в 50-100 раз превышает поверхность тела. Относительная величина поверхности, через которую в легких происходит газообмен, больше у животных с высокой активностью и подвижностью. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток и окружены легочными капиллярами. Внутренняя поверхность альвеолы покрыта поверхностно-активным веществом.

У человека легкие занимают около 6% объема тела независимо от его веса. Объем легкого меняется при вдохе за счет работы дыхательных мышц, но не всюду одинаково. Для этого имеются три главные причины, во-первых, грудная полость увеличивается неравномерно во всех направлениях, во-вторых, не асе части легкого одинаково растяжимы. В-третьих, предполагается существование гравитационного эффекта, который способствует смещению легкого книзу. (Апчел В.Я., 2013)

Дыхательные мышцы – это те мышцы, сокращения которых изменяют объем грудной клетки. Мышцы, направляющиеся от головы, шеи, рук и некоторых верхних грудных и нижних шейных позвонков, а также наружные межреберные мышцы, соединяющие ребро с ребром, приподнимают ребра и увеличивают объем грудной клетки. Диафрагма – мышечно-сухожильная пластина, прикрепленная к позвонкам, ребрам и грудине, отделяет грудную полость от брюшной. Это главная мышца, участвующая в нормальном вдохе. При усиленном вдохе сокращаются дополнительные группы мышц. При усиленном выдохе действуют мышцы, прикрепленные между ребрами (внутренние межреберные мышцы), к ребрам и нижним грудным и верхним поясничным позвонкам, а также мышцы брюшной полости; они опускают ребра и прижимают брюшные органы к расслабившейся диафрагме, уменьшая, таким образом, емкость грудной клетки. (Венгер Л.А.,2005)

Количество воздуха, поступающего в легкие при каждом спокойном вдохе и выходящего при спокойном выдохе, называется дыхательным объемом. У взрослого человека он равен 500 см3. Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью. В среднем у взрослого человека она равна 3500 см3. Но она не равна всему объему воздуха в легком (общему объему легкого), поскольку легкие полностью не спадаются. Объем воздуха, который остается в не спавшихся легких, называется остаточным воздухом (1500 см3). Имеется дополнительный объем (1500 см3), который можно вдохнуть при максимальном усилии после нормального вдоха. А тот воздух, который выдыхается максимальным усилием после нормального выдоха, это резервный объем выдоха (1500 см3). Функциональная остаточная емкость состоит из резервного объема выдоха и остаточного объема. Это тот находящийся в легких воздух, в котором разбавляется нормальный дыхательный воздух. Вследствие этого состав газа в легких после одного дыхательного движения обычно резко не меняется. (Даринский Ю.А.,2008)

Газ является таким состоянием вещества, при котором оно равномерно распределяется по ограниченному объему. В газовой фазе взаимодействие молекул между собой незначительно. Когда они сталкиваются со стенками замкнутого пространства, их движение создает определенную силу; эта сила, приложенная к единице площади, называется давлением газа и выражается в миллиметрах ртутного столба, или торрах; давление газа пропорционально числу молекул и их средней скорости. Газообмен в легких между альвеолами и кровью происходит путем диффузии. Диффузия возникает в силу постоянного движения молекул газа и обеспечивает перенос молекул из области более высокой их концентрации в область, где их концентрация ниже. Пока внутри плевральное давление остается ниже атмосферного, размеры легких точно следуют за размерами грудной полости. Движения легких совершаются в результате сокращения дыхательных мышц в сочетании с движением частей грудной стенки и диафрагмы. Расслабление всех связанных с дыханием мышц придает грудной клетке положение пассивного выдоха. Соответствующая мышечная активность может перевести это положение во вдох или же усилить выдох. Вдох создается расширением грудной полости и всегда является активным процессом. Благодаря своему сочленению с позвонками ребра движутся вверх и наружу, увеличивая расстояние от позвоночника до грудины, а также боковые размеры грудной полости (реберный или грудной тип дыхания). Сокращение диафрагмы меняет ее форму из куполообразной в более плоскую, это увеличивает размеры грудной полости в продольном направлении (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Обычно главную роль во вдохе играет диафрагмальное дыхание. Поскольку люди – существа двуногие, при каждом движении ребер и грудины меняется центр тяжести тела и возникает необходимость приспособить к этому разные мышцы.
При спокойном дыхании у человека обычно достаточно эластических свойств и веса переместившихся тканей, чтобы вернуть их в положение, предшествующее вдоху.

Таким образом, выдох в покое происходит пассивно вследствие постепенного снижения активности мышц, создающих условие для вдоха. Активный выдох может возникнуть вследствие сокращения внутренних межреберных мышц в дополнение к другим мышечным группам, которые опускают ребра, уменьшают поперечные размеры грудной полости и расстояние между грудиной и позвоночником. Активный выдох может также произойти вследствие сокращения брюшных мышц, которое прижимает внутренности к расслабленной диафрагме и уменьшает продольный размер грудной полости. Расширение легкого снижает (на время) общее внутри легочное (альвеолярное) давление. Оно равно атмосферному, когда воздух не движется, а голосовая щель открыта. Оно ниже атмосферного, пока легкие не наполнятся при вдохе, и выше атмосферного при выдохе. Внутри плевральное давление тоже меняется на протяжении дыхательного движения; но оно всегда ниже атмосферного (т. е. всегда отрицательное). (Занько Н.Г., 2018)

Кислород находится в окружающем нас воздухе. Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь в небольших количествах, совершенно недостаточных для поддержания жизни. Существует легенда об итальянских детях, которых для участия в религиозной процессии покрасили золотой краской; история дальше повествует, что все они умерли от удушья, потому что «кожа не могла дышать». На основании научных данных смерть от удушья здесь совершенно исключена, так как поглощение кислорода через кожу едва измеримо, а выделение двуокиси углерода составляет менее 1% от ее выделения через легкие. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа обеспечивает дыхательная система. Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. Химическое восстановление молекулярного кислорода с образованием воды служит для млекопитающих основным источником энергии. Без нее жизнь не может продолжаться дольше нескольких секунд. Восстановлению кислорода сопутствует образование CO2. Кислород, входящий в CO2 не происходит непосредственно из молекулярного кислорода. Использование O2 и образование CO2связаны между собой промежуточными метаболическими реакциями; теоретически каждая из них длятся некоторое время.
Обмен O2 и CO2 между организмом и средой называется дыханием. У высших животных процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

— Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как «легочную вентиляцию»;

— Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание);

— Обмен газов между кровью и тканями;

— И наконец, газы переходят внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание).

Выпадение любого из этих четырех процессов приводят к нарушениям дыхания, и создает опасность для жизни человека. (Любимова З.В.,2016)

Анатомо-физиологические особенности детей 12-14 лет

 

В работе с детьми 12-14 лет необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, которые являются важными показателями.

В процессе роста и развития организм ребенка во всех функциональных системах претерпевает постоянные изменения. Так, например, максимальные темпы роста у девочек в 11-12 лет, у мальчиков — в 13-14 лет, по 6-7см. в год. Максимальный прирост мышечной массы отмечается у девочек в возрасте 13, у мальчиков 14 лет, по 4-5кг. в год. К 14-15 годам развитие мышечно-связочного аппарата достигает высокого уровня, а тканевая дифференциация в скелетных мышцах уже мало отличается от мышц взрослых людей.

Одновременно с увеличением мышечной массы происходит интенсивное нарастание силы мышц, которое, правда, несколько отстает от роста массы тела. Активизируется деятельность половых и эндокринных желез, начинается половое созревание, которое вносит свои коррективы в процессы роста и развития. (Мартинчик А.Н., 2013)

Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорение темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация». Термин «акселерация» означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения. ( Гудкова, Л.К., 2008)

Начальная спортивная специализация и углубленная тренировка в большинстве видов спорта у современных юных спортсменов, как правило, приходится на возраст 13-15 лет, в котором у большинства мальчиков и девочек происходит половое созревание.

Юные спортсмены 12-16 лет одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем морфофункциональных показателей, причем характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила), особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем с паспортным возрастом. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовки юных спортсменов (предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование) основаны пока на учете только паспортного возраста и не учитывают индивидуальных особенностей роста и развития. (Ермакова, Н.В., 2012)

Индивидуальные особенности роста и развития юных спортсменов, учитывая влияние акселерации на современный спорт, необходимо принимать во внимание и при отборе. Отбор детей, способных без вреда для здоровья в течение 6-10 лет переносить значительные психоэмоциональные и физические нагрузки и в 15-19 лет показывать спортивные результаты международного класса, является важным элементом современной системы воспитания резерва спорта высших достижений. Известно, что эта система предусматривает выделение основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологической подготовки в зависимости от возраста, пола и индивидуальных морфофункциональных особенностей детей и подростков. Поэтому врачебные рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должны иметь описание задач и содержания каждого этапа многолетнего тренировочного процесса.

 

1.3 Проба Штанге и Генчи

Процесс дыхания состоит из трёх неразрывных звеньев:

  1. внешнего дыханияили газообмена между внешней средой и кровью лёгочных капилляров, происходящего в лёгких;
  2. переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови (этот пункт тоже относят к внешнему дыханию);
  3. внутреннего (тканевого) дыхания, т. е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Этот процесс ещё называют клеточным дыханием.

Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.

Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов — переносчиков кислорода, при заболеваниях лёгких наступает тахикардия. (Венгер Л.А.,2005)

При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объёмов — частоты, глубины ритма дыхания, жизненной ёмкости лёгких, выносливости дыхательных мышц и др.

Некоторые изменения функции внешнего дыхания, механизмы адаптации к воздействию каких-либо факторов могут выявляться лишь при использовании специальных проб или нагрузок, которые получили название «функциональные лёгочные пробы». С их помощью можно выявить скрытые формы сердечно-лёгочной недостаточности, не выявляемые при обычных исследованиях. (Косицкий, Г.И., 2015)

Пробы Штанге, Генчи (задержки дыхания на вдохе и выдохе, соответственно) и Серкина (трёхфазная задержка дыхания) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.

Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

Пробы с задержкой дыхания выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.

В некоторых источника результат менее 39 секунд считается плохим (неудовлетворительным). Нам кажется, что удовлетворительным (нормальным) показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает. При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд и меньше.

Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) и вычислить значение ПР (показатель реакции частоты сердечных сокращений). Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого. (Волкова Л.С., 2006)

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2. В противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)

До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Сядьте. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами. Как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания. (Астафьева В.М.,2000)

Свой результат оцените по таблице:

Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более, чем на 60 секунд.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель, задачи исследования

 

Цель исследования определить физическое состояние по способности задерживать дыхание на вдохе, выдохе и выявить показатель реакции сердечно — сосудистой системы на гипоксию по данным частоты пульса у детей 10-11 лет.

Задачи исследования:

  1. изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у детей 12-14 лет.
  2. Определить максимальное время задержки дыхания до нагрузки и после у учащихся 12-14 лет.
  3. провести комплексную оценку состояния дыхательной системы двух групп учащихся 12-14 лет: до дозированной нагрузки и после нее.
  4. Сравнить результаты исследования функционального состояния дыхания у двух групп учащихся 12-14 лет

2.2. Методы исследования

2.2.1 Физиологические методы

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)

До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Сядьте. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами. Как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.

2.2.2. Методы математической статистики

Обработка результатов исследования проводилась вручную. Рассчитывались числовые характеристики выборки: среднее арифметическое, стандартное отклонение, ошибка среднего арифметического. Для проверки статистических гипотез использовали параметрический Т-критерий Стьюдента. (Мельников Д.С,2018)

2.3. Методика исследования

Методика исследования включает в себя комплекс упражнений, направленный на развитие дыхания у детей 12-14 лет

Комплекс включает в себя:

  1. И.п. лежа на животе. Голова отведена в сторону и прижимается щекой к коврику на полу. Все тело выровнено. Правую руку тыльной стороной кисти положить на поясницу. Лежать и наблюдать за дыханием и за ощущениями под ладонью. Специально не всасывать и не выпускать воздух, не напрягаться. Лежать свободно. Вы наверняка почувствуете волнообразные движения под рукой.
  2. То же. Но сдвиньте руку чуть ниже, положите ее на крестец. Те же движения вы ощутите? Сильнее или слабее? Или они исчезли?
  3. На счет раз – закрыть пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох носом. На счет два – задержать дыхание, в это время поменять руку. На счет три – выдохнуть через правую ноздрю. Повторить в обратном порядке. Упражнение делать 4 раза.
  4. На счет раз – пальцем правой руки зажать правую ноздрю. Повернуть голову налево и одновременно сделать вдох. На счет два – выдохнуть через рот (выходит теплый воздух, согревающий голосовые связки) и вернуть голову в исходное положение. Руки при этом опущены. Далее все повторить в противоположную сторону. Упражнение делать 4 раза.
  5. Сделать вдох носом и одновременно ввинчивающими движениями пальцев рук провести линию от крыльев носа до переносицы. Выдохнуть на звук «ф». Упражнение делать 4 раза.

 

2.4. Организация исследования

Исследование было проведено на базе учащихся 6А класса МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО№1». В эксперименте приняли участие дети в возрасте 12-14 лет. Общее количество составило человек, из которых 3 человека — это девочки, 3 человек — мальчики.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ДЫХАНИЯ

3.1 Определение максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет на глубоком вдохе и выдохе до применения комплекса упражнений (проба Генчи-Штанге)

Данные, полученные в результате исследования уровня задержки дыхания у детей 12-14 при помощи пробы Генчи-Штанге, позволят определить максимальной задержки дыхания у детей 12-14 лет . В таблице №1 в первом столбце указаны порядковые номера испытуемых, а в соседнем столбце указаны результаты проведённой пробы. Результаты представлены в процентах. Следовательно, глядя на данные результатов, можно сделать следующие выводы:

1.Высокий уровень задержки дыхания в данной группе имеет примерено 45% детей;

2.Средний уровень задержки дыхания в данной группе имеет около 45% детей;

3.Низкий уровень задержки дыхания в данной группе всего 10%.

Таблица 1. Показатели пробы Штанге-Генчи до применения комплекса упражнений

№ п/п Проба Штанге Проба Генчи
1 32 33
2 56 58
3 50 53
4 40 45
5 36 40
6 47 50
Хср 43,5 46,5
Ско 15,15 17, 15
Мх 4, 03 5, 13

 

3.2 Определение максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет после применения комплекса упражнений (проба Генчи-Штанге)

 

Данные, полученные в результате исследования уровня задержки дыхания у детей 12-14 лет при помощи пробы Генчи-Штанге, позволят определить уровень максимального времени задержки дыхания у детей1 12-14 лет после применения комплекса упражнений, который направлен на развитие дыхания. В таблице №2 в первом столбце указаны порядковые номера испытуемых, а в соседнем столбце указаны результаты проведённой пробы. Результаты представлены в процентах. Следовательно, глядя на данные результатов, можно сделать следующие выводы:

1.Высокий уровень внимания в данной группе имеет примерено 55% детей;

2.Средний уровень внимания в данной группе имеет около 45% детей.

Таблица 2. – Показатели пробы Штанге-Генчи после применения комплекса занятий– К

№ п/п Проба Штанге Проба Генчи
1 28 30
2 53 55
3 49 51
4 38 43
5 33 36
6 44 46
Хср, 40,8 43,5
Ско 12,14 15,5
Мх 2, 05 3,06

 

3.3 Сравнение показателей физического состояния дыхания

На таблице 3 можно увидеть сравнение максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет до и после проведения комплекса упражнений.  В таблице №3 показатель пробы Штанге до применения комплекса упражнений имеет следующие данные 43,5±4,05, где Хср = 43,5, а Мх = 4,05

Все результаты обозначаются в процентах. Показатель пробы Штанге после применения комплекса упражнений имеет следующие данные 48,8±2,05, где Хср = 48,8, а Мх =2,05.

Все результаты обозначаются в процентах. На рисунке 1 изображено сравнение средних значений пробы Штанге до и после применения комплекса упражнений.

В таблице №4 показатели пробы Генчи до применения комплекса упражнений имеет следующие данные 46,5±5,13, где Хср = 46,5, а Мх = 5,13.

Все результаты обозначаются в процетах. Показатель пробы Генчи после применения комплекса упражнений имеет следующие данные 43,8±3, 06, где Хср = 43,8, а Мх = 3,06.

Все результаты обозначаются в процентах. На рисунке 2 изображено сравнение средних значений пробы Генчи до и опсле применения комплекса упражнений.

Теперь необходимо рассчитать достоверность средних значений по формуле Т-критерий Стьюдента. Результат достоверности=0,19. Следовательно, Т расчётное меньше Т табличного на уровне значимости

р <0,05 – это значит, что различия не достоверны.

Таблица 3. Среднее значение показателей пробы Штанге до и после применения комплекса упражнений

Показатели Хср±Мх,% Достоверность(Р)
Показатель пробы Штанге до применения комплекса упражнений  

43,5±4,04

 

 

 

 

 

Р<0,05

Показатель пробы Штанге после применения комплекса упражнений  

48,8±2,05

 

 

Таблица 4. Среднее значение показателей пробы Генчи до и после применения комплекса упражнений

Показатели Хср±Мх,% Достоверность(Р)
Показатель пробы Генчи до применения комплекса упражнений  

46,5±5,13

 

 

 

 

 

Р<0,05

Показатель пробы Генчи после применения комплекса упражнений  

43,8±3,06

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

До применения комплекса упражнений данные исследования уровня максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет при помощи теста Штанге-Генчи были следующие:

Высокий показатель задержки дыхания в данной группе имеет примерено 45% детей;

Средний показатель задержки дыхания в данной группе имеет около 45% детей;

Низкий показатель задержки дыхания в данной группе всего 10%.

После применения комплекса упражнений данные исследования уровня максимальной задержки дыхания у детей 12-14 лет при помощи пробы Штанге-Генчи были следующие:

Высокий показатель задержки дыхания в данной группе имеет примерено 55% детей;

Средний показатель задержки дыхания в данной группе имеет около 45% детей.

Сравнение уровня максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет до и после проведения комплекса упражнений у детей 12-14 лет с помощью пробы Штанге-Генчи. Показатель пробы Штанге-Генчи до применения комплекса занятий имеет следующие данные 43,5±4,04; 46,5±5,13. Все результаты обозначаются в процентах. Показатель пробы Штанге-Генчи после применения комплекса занятий имеет следующие данные48,8±2,05; 43,8±3,06.

Достоверность средних значений по формуле Т-критерий Стьюдента. Результат достоверности =0,19. Следовательно, Т расчётное меньше Т табличного на уровне значимости р<0,05 – это значит, что различия не достоверны, но, после проведённого комплекса упражнений, прослеживается тенденция к улучшения уровня максимального времени задержки дыхания у детей 12-14 лет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А. Даринский, В.Н. Голубев.. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 448 c.
  2. Астафьева, В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. // М. АПК и ПРО. – 2000.
  3. Агаджанян, Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник — М., 2009
  4. Антонова, В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. – 192 с. 2008.
  5. Балбатун, О.А. Нормальная физиология. Краткий курс: Учебное пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; Под ред. В.В. Зинчук. — Мн.: Вышэйшая шк., 2012. — 431 c.
  6. Брин, В.Б. Нормальная физиология: Учебник / В.Б. Брин, Ю.М. Захаров, Ю.А. Мазинг; Под ред. Б.И. Ткаченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 688 c.
  7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М. Просвещение. – 2004.
  8. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология. — М.: Медицина, 2007.
  9. Венгер, Л.А., Хохловская В.М. Диагностика умственного развития дошкольников. // М. Педагогика. – 2005.
  10. Волкова, Л.С. Логопедия. // М. – 2006.
  11. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 431 c.
  12. Глухов, М., М Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / М. М Глухов, О. А. Козлитин, В. А. Шапошников и др. — СПб.: Лань, 2016. — 608 c
  13. Гудкова, Л.К. Популяционная физиология человека: Антропологические аспекты / Л.К. Гудкова. — М.: ЛКИ, 2008. — 316 c.
  14. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. // М. – 2004.
  15. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 527 c.
  16. Дроздова, Т.М. Физиология питания: Учебник / Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский. — М.: ДеЛи плюс, 2012. — 352 c.
  17. Даринский, Ю.А. Физиология человека и животных: Учебник / Ю.А. Даринский. — М.: Академия, 2008. — 352 c.
  18. Ермакова, Н.В. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов медицинского факультета / В.И. Торшин, Н.В. Ермакова, И.В. Радыш; Под ред. В.И. Торшин. — М.: РУДН, 2012. — 224 c.
  19. Занько, Н.Г. Физиология человека: Учебное пособие / Н.Г. Занько. — М.: Academia, 2018. — 416 c.
  20. Косицкий, Г.И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Косицкий и др. — М.: Альянс, 2015. — 544 c.
  21. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 447 c.
  22. Мартинчик, А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник для студентов сред. проф. учебных заведений / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 352 c.
  23. Теплов, В.И. Физиология питания: Учебное пособие / В.И. Теплов, В.Е. Боряев. — М.: Дашков и К, 2013. — 452 c.
  24. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 510 c.
  25. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: Учебное пособие / А.А. Швырев; Под общ. ред. Р.Ф. Морозова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 411 c.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф