Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Теоретические и методологические подходы к феномену проявление проблемных переживаний и стратегий совладания в подростковом возрасте
1.2. Анализ современных исследований направленных на изучение особенностей совладеющего поведения у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта
Глава 2. Цели, задачи, методы и методики, организация исследования
2.1 Цель, задачи
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
3.1. Изучение проблемных переживаний подростков
3.2. Изучение стратегий совладеющего поведения подростков
3.3. Изучение эмоционального интеллекта у подростков
3.4. Результаты сравнительного анализа проблемных переживаний и стратегий совладания у подростков с разных уровнем эмоционального интеллекта
3.5 Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта, проблемных переживаний и стратегий совладеющего поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность исследования.
Интерес к проблеме социальной адаптации подростков обусловлен высоким негативным влиянием на личность природных, социально–экономических и других факторов, которое многократно возрастает под воздействием стресса. В связи с этим возрастает значимость исследований психологических способов совладания с проблемными ситуациями как фактора успешной адаптации индивида.
Наряду с копинг–стратегиями личности одним из факторов успешной адаптации в социуме является развитый у нее эмоциональный интеллект. В настоящее время такой феномен, как EQ имеет популярность как в научной сфере, так и в социальной жизни каждого. Важность темы подчеркивает спрос, который подтверждает возрастающее число научных работ и исследований, востребованный запрос на полученные знания с целью духовного просвещения и практического применения в повседневности.
Существует такое понятие как copingbehavior (преодоление, совладание), которое отражает эффективность адаптации человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации. Следовательно, копинг–стратегия представляет собой активные, чаще сознательные усилия личности, которые предпринимаются в случае угрозы и направляются на овладение сложной ситуацией. Благодаря копинг–стратегии человек поддерживает и укрепляет здоровье, благополучие, но и может привести к их разрушению.
Поэтому особую важность проблема совладающего поведения приобретает в контексте подросткового возраста, который традиционно привлекает внимание психологов, педагогов, социологов как один из наиболее стрессогенных периодов в онтогенетическом развитии, связанный с необходимостью профессионального выбора, открытием своего внутреннего «Я», становлением мировоззрения.
Актуальность исследования подтверждается тем, что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных является проблема социально–психологической адаптации детей. Уровень развития личности характеризуется умением справляться с проблемными переживаниями, при этом вырабатывая конструктивные способы преодоления стресса.
В соответствии с вышеизложенным проблемой настоящего исследования данной является изучение стратегий совладеющего поведения у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта и проблемных переживаний.
Целью данной работы является изучение проблемных переживаний и стратегий совладеющего поведения у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить проблемные переживания у подростков.
3. Изучить стратегии совладеющего поведения в подростковом возрасте.
4. Исследовать эмоциональный интеллект подростков.
5. Провести сравнительный анализ проблемных переживаний и стратегий совладания у подростков с разных уровнем эмоционального интеллекта.
6. Исследовать взаимосвязь эмоционального интеллекта, проблемных переживаний и совладеющего поведения у подростков.
База исследования: МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова и ГБОУ СОШ № 41 им. Г.А. Тарана.
Объект исследования: подростки в возрасте 13–16 лет, ученики общеобразовательных школ, в количестве 60 человек.
Предмет исследования: проблемные переживания и стратегии совладания у подростков, имеющих разный уровень эмоционального интеллекта.
Гипотеза: у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта прослеживаются разные копинг–стратегии и проблемные переживания.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория психологии отношений В.М. Мясищева; исследование понятия «переживание» происходит в рамках философии и психологии.
Изучением проблем данной категории посвящены труды С. Кьеркегора, В. Дильтея, А. Бергсона, Э. Гуссерль, С.Л. Франка. Другими не менее важными проблемами, исследованием которых занимаются ученые являются: связь переживания и смысла жизни (Г. Риккерт), переживания и эмоций (А. Ребер, Ю.М. Орлов), переживания и процессов психологической защиты (3.Фрейд, Ж.П. Сартр), переживание в деятельности (А.Н. Леонтьев), переживания как деятельности (Ф.Е. Василюк).
Проблемам совпадающего поведения посвящено много зарубежных исследований (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и другие) и отечественных (Анцыферова Л.И., Балабанова Е.С., Белорукова Н.О., Горьковая И.А., Данилова Т.А., Замышляева М.С. Крюкова Т.Д. Сапоровская М.В. и другие).
Актуальность исследования подчеркивается и наличием малого количества исследований в области изучения проблемных переживаний и стратегий совладающего поведения подростков с учетом уровня их эмоционального интеллекта.
Методы исследования.
1) теоретические методы (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление);
2)эмпирические методы (методы тестов и анкеты), анкета: методика «Психологические проблемы подростков» ( Л.А. Регуш , Е.В. Алексеева , А. В. Орлова, С.Ю. Пежемская ) и методика «Способы разрешения проблем» Seiffge-Krenke (адаптация Л.А. Регуш); Метод тестов: методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ (М.А. Манойлова, 2004) и методика Н.Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросникЕQ).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

1.1 Теоретические и методологические подходы к феномену проявление проблемных переживаний и стратегий совладания в подростковом возрасте

 

Совладающее поведение можно понимать как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий.
Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями. Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и юношеский возраст. Все это дает нам основание для более детальной проработки вопроса о развитии стратегий совладания в подростничестве, как значимом этапе в формировании личности.
Прежде всего, отметим, что стратегии совладания подростков, как и взрослых, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной сферах функционирования личности Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей [8]. Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для ребенка и подростка 13 лет является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Дети и подростки чаще используют эмоциональные способы борьбы со стрессом, так как заострение эмоциональных свойств личности — их характерная особенность. «Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») — для детей самое обычное дело» [8, с. 136].
В книге Никольской И.М., Грановской Р.М. «Психологическая защита у детей» описывается, что «…стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции) [8, с. 135]. Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм.
Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки). Также наиболее распространенным для подростка способом ухода от трудностей является общение с друзьями, сверстниками. Подростки активно осуществляют переключение на поиск поддержки (быть выслушанным, получить понимание). Младшим подросткам эффективно помогают инфантильные стратегии «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «схожу с ума».
А старшим — «обнимаю, прижимаю, глажу» и «молюсь». Скорее всего это связано с ростом полового влечения, характерного для подросткового и юношеского возраста, в основе которого лежит потребность в физическом контакте, нежности, ласке. «Молитвы» как обращение к Богу связаны с более глубоким осознанием всемогущества Творца и его добродетельских и защитнических функций [9].
Используя биографически-описательный подход Томе Х. разработал систему категорий с помощью которых описал формы реакции молодых людей (возраст 12-22 года) на конфликты и трудности. Среди них ведущими факторами, наиболее часто проявляющимися оказались «достижение», «противодействие, оппозиция», «приспособление к требованиям ситуации и потребность окружения», а также поиск и поддержка социальных контактов. В качестве редких реакций в подростковом возрасте определены «обвинения», направленные на себя или окружающих, «податливость», «психосоматические реакции» и «внутреннее дистанциирование».
Автор правомерно подчеркнул зависимость «иерархии реакций» от таких факторов, как смена поколений, здоровье, политико-экономическая и историческая ситуации. Согласно исследованиям Тышковой М. у подростков 12-13 лет преобладающей реакцией на негативные ситуации является реакция протеста, символический уход из экстремальных ситуаций или попытки сделать конструктивный вывод из прошлых неудач [23].
Еще одной специфической формой поведения подростков в ситуациях психологической угрозы является детский ритуализм. Он может выступать симптомом нарушения психического благополучия или в форме сознательно конструируемых поведенческих стратегий. В исследованиях базисных копинг-стратегий у подростков 12-13 лет, проведенных Сирота Н.А., Ялтонским В.М., Лыковой Н.М. обнаружены следующие факты. У подростка 12-13 лет еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом. В его наборе стресспреодолевающих стратегий присутствуют все предлагаемые окружающей действительностью пути преодоления стресса. При этом подросток пока еще не отдает явного предпочтения ни одному из них. Вместе с тем, отмечается, что приоритетную тенденцию развития в младшем подростничестве получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Это создает ситуацию риска для всей популяции подростков исследуемого возраста.
В силу своего возраста 13-летние подростки находятся на некоторой условной грани развития, когда вектор их копинг-поведения может быть легко изменен в сторону активного адаптивного поведения или неадаптивного поведения ведущего к формированию зависимости. Следовательно, очевидна необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному развитию подростка. При изучении подростковых стратегий преодоления авторы чаще фиксируют преобладание эмоционально ориентированных форм преодоления. Дефицит конструктивных стратегий объясняется психологическими особенностями возраста. Что касается интеллектуальных стратегий, то они возрастают постепенно с переходом подростка на уровень теоретичного, абстрактно-логического мышления (13-16 лет).
К старшему подростковому возрасту человек научается использовать такие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением, которые используют взрослые люди. Например, взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в кино) или творчески самовыражаются (пишут стихи, поют, рисуют). Постепенно подростки все больше прибегают к обдумыванию и осмысливанию затруднительных ситуаций.
Межличностное общение со сверстниками, которое порой находится на уровне глубоко интимных отношений, стимулирует обсуждение и всестороннюю рефлексию самых разнообразных трудностей подростка.
Необходимо отметить, что в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса подростки часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения. Для подростков с аддиктивным поведением свойственна такая характерная особенность, как сниженная переносимость трудностей. Это обусловлено наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворения своих потребностей).
Также у этих подростков зачастую наблюдается скрытый комплекс неполноценности, имеющий свое отражение в частой смене настроения, неуверенности, избегания ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. У таких подростков имеет место обостренное стремление произвести на окружающих положительно впечатление. Следует отметить, что возрастные различия в своей основе являются естественными и природообусловленными, они четко сочетаются с половыми ролями и заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жестко заданной природой генетической программе.
В исследовании Никольской И.М., Граносвкой Р.М. представлено сравнение, каким стратегиям совладания отдают предпочтение мальчики и каким — девочки. Так, выявлено, что мальчики чаще других используют стратегии: «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор» (по 93%), «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (по 91%). У девочек наиболее частыми были четыре стратегии: «обнимаю, прижимаю, глажу» (92%), «плачу, грущу» (82%), «смотрю телевизор, слушаю музыку» (80%) и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной» (80%).
При этом статистический анализ показал, что мальчики в два раза чаще, чем девочки, используют такую стратегию, как «борюсь, дерусь», и в полтора раза чаще — стратегию «дразню кого-нибудь». Замечена большая потребность мальчиков в физической или вербальной агрессии по отношению к другому лицу с целью аффективной разрядки [8, с. 160].
В неприятной для себя ситуации мальчики достоверно чаще девочек прибегают к стратегии совладания «сплю» как к необходимому и эффективному способу восстановления физических сил. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сама с собой». Эти различия указывают на большую потребность девочек в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.
Для девочки очень важным является наличие мамы как своеобразной психологической защиты. Отрыв от матери изменяет все поведение ребенка, формируя реакцию пассивного протеста (отказ от еды, сна, пищи, игр) [8, c.161]. Мальчикам лучше всего помогают две стратегии: «прошу прощения, говорю правду» и «смотрю телевизор, слушаю музыку» (по 70% положительных ответов); девочкам — «обнимаю, прижимаю, глажу» (78%).
Чаще, чем девочкам, мальчикам на уровне тенденции помогает стратегия: «ем или пью». Достоверно чаще, чем мальчикам, девочкам помогают стратегии «молюсь», «обнимаю, прижимаю, глажу». И, на уровне тенденции, «говорю с кем-нибудь». Это убедительно показывает, что в трудную для себя минуту женщины больше нуждаются в ком-то, «реальном или воображаемом», с кем они могут вступить в разные формы вербального и невербального взаимодействия. В одиночестве им находиться значительно труднее, чем мужчинам. По данным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыки общения, чем мальчики. Это социальная чувствительность, умение использовать речь как средство коммуникации, легкость невербального общения, способность сопереживать, выражать свои эмоции [10]. Существенное влияние на выбор субъектом способов совладания оказывают социокультурные переменные.
К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения — детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания [15, c. 90]. Важнейшим аспектом, который помогает понять формирование основных стратегий совладающего поведения подростков, является изучение влияния семьи и системы детско-родительских отношений. Экман П. отмечает, что индивидуальный набор защитных и совладающих механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.
Негативное воздействие со стороны родителей заключается в недостаточном удовлетворении базовых потребностей ребенка, вызывающее болезненное состояние напряжения или психическую депривацию. На структуру психологических защит и совладаний ребенка влияют такие факторы как властность матери, подавляющая ребенка; сверхзабота, пресекающая потребность ребенка в свободе и автономии; жестокость и авторитарность родителей; эмоциональное отвержение; барьеры общения. Специалистами в сфере совладающего поведения подробно рассматривается такое явление как социальное «наследование» совладания, в основе которого лежит межпоколенное взаимодействие.
Т.Л. Крюкова пишет: «В одних случаях передача и усвоение социального опыта осуществляется в ходе обучения и воспитания, т.е. является специально организованным процессом. В других случаях — таковым не является и происходит путем подражания и идентификации при непосредственном общении ребенка со взрослым. Последнее позволяет говорить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семье и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека» [15, с. 91]. В зависимости от того, что лежит в основе этого процесса — обучение и воспитание или подражание и идентификация, социальное «наследование» копинга изучается в контексте экологического (социокультурного) или регулятивного факторов совладающего поведения субъекта.
Так, в исследованиях Гущиной Т.В. выявлены особенности проблемно-ориентированного копинга девиантных матерей и их детей-подростков. Оказалось, что женщины достаточно много думают о случившемся, анализируют ситуацию, пытаются понять причины ее возникновения, но никогда не предпринимают реальных попыток изменить ситуацию, т.е. «застревают» на этапе размышления, что нередко приводит к кризису и распаду семьи. Подростки также используют стратегии проблемно-ориентированного копинга, размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, но никогда не приступают к реальным действиям, т.е. знают, что нужно что-то делать, но не знают, как. Т.е. характеристиками копинга девиантных матерей и их детей-подростков является его неэффективность и деструктивность [10].
Еще более убедительные факты сходства совладающего поведения родителей и детей-подростков из благополучных семей были получены в исследовании Белоруковой Н.О. [4]. Она доказала, что совладающее поведение подростков в пубертатный период и их родителей имеет ярко выраженные общие характеристики.
Оказалось, что матери и отцы используют активные, проблемно-ориентированные, конструктивные стили и стратегии совладающего поведения (проблемно-ориентированный копинг, планирование решения проблемы, самоконтроль, принятие ответственности). Подростки также предпочитают проблемно-ориентированный копинг в сочетании с социально-ориентированным: решение проблемы; работа, достижения; друзья; принадлежность группе. Данное сходство может быть следствием либо ранее усвоенных образцов совладания, либо присутствия в трудных ситуациях идентификационных отношений подростков с родителями, несмотря на первые признаки их отчуждения от семьи.
Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев в выработке адекватных совладающих стратегий, подросткам требуется профессиональная помощь. По большому счету именно в этом состоит одна из важных задач специалистов «помогающих профессий» — педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов, сопровождающих адаптационные процессы личности. Крюкова Т.Л. пишет: «Жизненно необходимые навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разнообразных сферах (здоровье, обучение, экстремальные ситуации и др.), что является залогом психологического благополучия и здоровья человека.
Обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга включает следующие компоненты: нахождение способа снижения негативных эмоций, чтобы появилась возможность мыслить рационально; развитие навыка классификации различных стрессоров; обдумывание альтернативных действий при воздействии разных стрессоров и оценка кратко- и долговременных последствий этих действий; прояснение и рефлексия целей и намерений совладания; планирование и рефлексия выбранного курса действий, инициирование, контроль, завершение и их оценка [14].
Резюмируя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.

 

1.2. Анализ современных исследований направленных на изучение особенностей совладеющего поведения у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта

Психологической стороне становления личности подростка посвящено много работ. В подростковом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, это делает возможным осмысленное конструирование своего личного мировоззрения, персональной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время еще нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет. Именно в этот период возникает интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я. В концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему жизненных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека [25].
Известно, что с возрастом дети начинают лучше определять эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий делаются более четкими. У подростков зафиксировано большое расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции [17].
Исследования обосновали предположение, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных, так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но сели его что- то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния необузданной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра» [17].
По результатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали себя очень счастливыми в шесть раз чаще родителей, а очень несчастными – в три раза чаще. Кроме этого, подростки, по их словам, гораздо чаще, чем взрослые ощущали себя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию.
Такой всплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов – возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения – слабеют. Таким образом получается, что одни и те же жизненные события требуют у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее [5].
Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки часто говорят не обо всех своих переживаниях [20, с.22].
Еще одна важная особенность эмоциональной сферы подростков – возможность сосуществования эмоций и чувств противолежащей направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого-то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно открытыми.
Эмоции обычно делят на позитивные (радость, интерес и т.п.) и негативные (страх, гнев, отвращение и т.д.). Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные и происходит это тогда, когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными [19].
По мнению Е.П. Ильина, подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно чувствуются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.
Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого «эмоционального нуля» – скука. Его опасность состоит в том, что у подростков оно положительными эмоциями меняется с трудом, а отрицательными – очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни к чему хорошему это не приведет. Очень многие агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки [2].
В своих исследованиях Л.А. Регуш, А.А. Реан подтверждают, что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, многообразной и интересной.
Эмоциональное развитие мальчиков-подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики испытывают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков – нет.
Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере – резко изменяется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют модификацией поведения, например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же как таковые они показывать чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями. Подобные бурные реакции – попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях [53].
По данным Л.А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что 13 лет – возраст наивысшей эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя подмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые наблюдают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.
Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» И без особого энтузиазма реагируют на старание окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом.
В число наиболее важных для подростков областей проблемных переживаний входят отношения с родителями и со сверстниками. Такие жизненные области, как досуг и школа, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. А волнения, связанные с собственной персоной и противоположным полом обычно уступают по значимости отмеченным выше жизненным сферам. Кроме этого, как обнаружили исследования (А.И. Подольский, О.А. Идобаева) на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли реализовать свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит [5].
Таким образом, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут начаться повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.
Итак, подростковый возраст, характеризующийся качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития личности, связан с открытием подростком своего «Я», становлением мировоззрения, началом профессионального выбора. Он сопровождается повышенной сензитивностью к стрессогенным факторам, действующим в разных жизненных областях (школьная среда, родительский дом, среда сверстников). Для совладания с возникающими переживаниями проблем подростки актуализируют сознательные копинг-стратегии, с разной степенью эффективности позволяющие справиться с проблемами и адаптироваться к условиям среды.
Вместе с тем одним из внутренних резервов личности, обеспечивающих выбор этих копинг-стратегий и характер совладания с проблемными переживаниями, выступает эмоциональный интеллект. От уровня его выраженности зависит и качество выполняемой подростком деятельности, и успешность установления и поддержания отношений со взрослыми и сверстниками, и понимание своего «Я», своего жизненного пути.

Глава 2. Цели, задачи, методы и методики, организация исследования

2.1 Цель, задачи

Объектом исследования выступили подростки 13–16 лет, ученики МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова и ГБОУ СОШ № 41 им. Г.А. Тарана. Общая численность выборки составила 60 человек.
Целью данного исследования стало изучение проблемных переживаний и копинг-стратегий подростков, у которых отмечается разный уровень выраженности эмоционального интеллекта (ЭИ).
Задачи:
— Изучение проблемных переживаний подростков;
— Изучение стратегий совладеющего поведения подростков;
— Изучение эмоционального интеллекта у подростков;
— Результаты сравнительного анализа проблемных переживаний и стратегий совладания у подростков с разных уровнем эмоционального интеллекта;
— Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта, проблемных переживаний и стратегий совладеющего поведения.

2.2. Методы и методики исследования

Для выявления проблемной нагруженности подростков использовалась анкета «Психологические проблемы подростков», разработанная Л. А. Регуш, Е. В. Алексеевой, А. В. Орловой, Ю. С. Пежемской и включающая в себя 93 вопроса, отражающих степень проблемной нагруженности рспондентов в разных жизненных областях. Для установления ведущих копинг-стратегий личности, используемых в проблемных ситуациях, применялась методика «Способы разрешения проблем» Seiffge–Krenke (адаптация Л. А. Регуш). С целью изучения эмоционального интеллекта применялись «Методика диагностики эмоционального интеллекта» (МЭИ) М. А. Манойловой и «Методика оценки «эмоционального интеллекта»» (опросник ЕQ) Н. Холла. Исследование проводилась в онлайн-формате.

2.3. Организация исследования

Основным положением исследования является то, что у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта прослеживаются разные копинг–стратегии и проблемные переживания. Детализируя общее положение, было высказано два частных:
1. У подростков с высоким уровнем эмоционального интеллекта отмечается меньшая проблемная нагруженность, чем у подростков с низким уровнем эмоционального интеллекта.
2. У подростков с низким уровнем эмоционального интеллекта преобладают неадаптивные копинг–стратегии.
В исследовании были задействованы 60 подростков: 30 обучающихся МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова и 30 человек обучающихся ГБОУ СОШ № 41 им. Г.А. Тарана. В ходе исследования учитывались такие переменные, как «пол» и «возраст» школьников.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

3.1. Изучение проблемных переживаний подростков

На первом этапе исследования изучались проблемные переживания подростков с учетом критериев «возраста» (табл.1) и «пола» (табл.2). В таблицах 1 и 2 представлены ранговые положения рассматриваемых проблем подростков.
Таблица 1. Возрастная динамика проблемной озабоченности подростков, в баллах (средние значения)

Проблемные переживания М

(общая)

SD σ (общая) Ранг М1 (13–14) SD σ1 (13–14) Ранг М2 (15–16) SD σ2 (15–16) Ранг
«Будущее» 2,72 0,70 4 2,76 0,61 4 2,69 0,79 4-5
«Родители» 2,71 0,83 5 2,74 0,94 5 2,69 0,71 4-5
«Школа» 2,91 0,90 3 3,00 0,92 2-3 2,82 0,88 3
«Сверстники» 2,15 0,66 8 2,27 0,68 8 2,03 0,63 8
«Я» 2,95 0,89 2 3,00 0,96 2-3 2,90 0,84 2
«Досуг» 2,56 0,68 6 2,65 0,73 6 2,48 0,64 6
«Здоровье» 2,44 0,66 7 2,40 0,64 7 2,47 0,69 7
«Развитие общества» 3,48 0,89 1 3,46 0,97 1 3,51 0,83 1

Из таблицы следует, что в общей выборке подростков (n=60) доминирующими проблемами, которые вызывают переживания, являются проблемы, связанные с развитием общества (это отражается в высказываниях, например, «меня беспокоит, что в современном обществе часто встречается равнодушие и безразличие людей друг к другу», «меня беспокоит широкое распространение в обществе болезней, многие из которых неизлечимы» и др.), с собственным «Я» (например, «я часто бываю недоволен собой», «я плохо понимаю себя», «я часто ощущаю себя одиноким, никому не нужным» и др.), школой (например, «я не справляюсь с таким большим объемом домашних заданий», «зачастую я не очень хорошо понимаю учебный материал» и др.) и своим будущим (например, «мое будущее кажется мне слишком неопределенным», «я боюсь оказаться в числе тех, кто не смог создать собственную семью, найти любимого человека» и др.). Напротив, проблемы в областях «здоровье» (например, «меня беспокоит, что я слишком часто болею», «я переживаю, что не могу избавиться от имеющихся у меня хронических заболеваний» и др.) и взаимоотношений со сверстниками (например, «мне сложно найти взаимопонимание со сверстниками», «я стесняюсь сделать первый шаг в отношениях, завязать знакомство» и др.) отмечаются подростками как наименее значимые. Подученные данные отражены через ранговое положение проблем, которое фактически оказалось равным в подвыборках 13–14-летних (М1, n1=30) и 15–16-летних (М2, n2=30) подростков.
При сравнении данных с результатами ранее проведенных исследований (например, Андреева 2003) отмечается разница в интенсивности переживания некоторых жизненных областей. Так, если в начале нашего века актуальными были проблемы взаимоотношений с родителями и сверстниками и менее актуальные в областях «собственное Я» и «школа», то сейчас картина кардинально меняется в противоположную сторону. Можно полагать, что од- ной из причин этого выступает изменение эпидемиологической ситуации в мире и связанных с ней изменений в устройстве общества, отражающихся на переходе непосредственного общения в общение виртуального формата, усложнении условий приобретения и обработки информации в рамках дистанционной и смешанной форм обучения и т. д.
Итак, в ходе проведения сравнительного анализа по критерию Манна – Уитни проблемных переживаний подростков с учетом их возрастного критерия значимых различий получено не было (p≥0,1).

3.2. Изучение стратегий совладеющего поведения подростков

При изучении проблемных переживаний подростков по критерию «пола» (табл.2) было отмечено, что наиболее интенсивно, как мальчиками-подростками (М3, n3=28), так и девочками-подростками (М4, n4=32) переживаются проблемы в областях «развитие общества» (М3=3,12, М4= 3,80), собственное «Я» (М3=2,74, М4=3,14), «школа» (М3=2,90, М4=2,92), «будущее» (М3=2,52, М4=2,89) и «взаимоотношения с родителями» (М3=2,49, М4=2,91).
Таблица 2. Озабоченность жизненными проблемами мальчиков и девочек, в баллах (средние значения)

Проблемные переживания М3

(м)

SD σ3 (м) Ранг М4

(д)

SD σ4 (д) Ранг
«Будущее» 2,52 0,59 4 2,89 0,75 5
«Родители» 2,49 0,74 5 2,91 0,86 4
«Школа» 2,90 0,82 2 2,92 0,98 3
«Сверстники» 2,09 0,55 8 2,20 0,75 8
«Я» 2,74 0,77 3 3,14 0,96 2
«Досуг» 2,47 0,65 6 2,64 0,71 6
«Здоровье» 2,39 0,64 7 2,47 0,68 7
«Развитие общества» 3,12 0,98 1 3,80 0,68 1

В целом, на основании результатов, отраженных в таблице 2, можно констатировать, что у девочек уровень проблемных переживаний выше, чем у мальчиков. Такая же тенденция проблемной озабоченности описывается в работе Л. А. Регуш и А. Л. Лихтарникова (Регуш, Лихтарников 2005).

3.3. Изучение эмоционального интеллекта у подростков

В ходе сравнительного анализа по критерию Манна – Уитни были обнаружены значимые различия только по проблемной области «развитие общества» (М3=667,00, М4=1163,00 при p=0,006).
Следующим этапом работы было изучение проявления копинг-стратегий подростков, в ходе которого исследовались три стратегии: «активное разрешение проблем» (по Э. Хейму относится к адаптивному варианту стратегий), «избегание проблем» (по Э. Хейму относится к неадаптивному варианту стратегий) и «интернальное» преодоление проблем (по Э. Хейму относится к адаптивному варианту).
В ходе исследования копинг-стратегий подростков с учетом критерия «возраст» было отмечено, что у подростков 13– 14 лет (М1) и 15–16 лет (М2) преобладает активная стратегия разрешения проблем.
Таблица 3. Возрастная динамика копинг-стратегий подростков, в баллах
Копинг-стратегии М
(общая) SD σ (общая) М1 (13–14) SD σ1 (13-14) М2 (15–16) SD σ2 (15–16)
«Активное разрешение проблем» 11,43 6,14 10,06 4,79 12,80 7,06
«Избегание проблем» 7,33 6,55 6,23 5,35 8,43 7,49
«Интернальное преодоление проблем» 6,98 4,57 6,40 4,45 7,56 4,69

Итак, прослеживается тенденция: чем старше подросток, тем выше уровень выраженности не только данной стратегии поведения, но и стратегий избегания и интернального поведения.
В подвыборке девочек (М4) фиксируются более высокие значения показателей всех стратегий совладания, то есть стратегии активного поведения (М3=8,64, М4=13,87), стратегии избегания (М3=3,71, М4=10,50) и интернального поведения (М3=4,64, М4=9,03), чем у мальчиков (М3).

3.4. Результаты сравнительного анализа проблемных переживаний и стратегий совладания у подростков с разных уровнем эмоционального интеллекта

Расчет данных по критерию Манна – Уитни показал, что различия значимы по всем трем показателям: все три стратегии значимо чаще отмечаются у девочек, чем у мальчиков (табл.4).
Таблица 4. Сравнительный анализ копинг-стратегий подростков по критерию «пол»

Копинг-стратегии М

(общая)

SD σ (общая) М1 (13–14) SD σ1 (13-14) М2  (15–16) SD σ2 (15–16)
«Активное разрешение проблем» 11,43 6,14 10,06 4,79 12,80 7,06
«Избегание проблем» 7,33 6,55 6,23 5,35 8,43 7,49
«Интернальное преодоление проблем» 6,98 4,57 6,40 4,45 7,56 4,69

При изучении эмоционального интеллекта на основании данных методики Н. Холла в общей выборке подростков отмечаются высокие значения по шкалам «эмоциональная осведомленность», «эмпатия» и «управления эмоциями других» и низкие значения по шкале «управление своими эмоциями». Вместе с тем, если у 13–14-летних подростков (М1) доминирует показатель «эмпатия», то у 15–16летних подростков (М2) фиксируется «эмоциональная осведомленность».
В ходе сравнительного анализа были выявлены значимые различия только по показателю «эмоциональной осведомленности» (М1=708,5, М2=1121,5 при U=243,5, p=0,002).
Согласно методике М. А. Манойловой, высокими значениями в обеих подвыборках (М1) и (М2) обладает показатель «управление своими чувствами», а низкими – показатель «осознавание своих чувств». При этом у старших подростков способность управления своими чувствами отмечается чаще, чем у младших (М1=791,5, М2=1038,5 при U=326,5, p=0,05).
Девочки-подростки (М4), в отличие от мальчиков-подростков (М3), демонстрируют лучшее развитие таких компонентов эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность», «эмпатия» и «распознавание эмоций других людей», «самомотивация» (по методике Н. Холла).
Однако значимые различия по компонентам ЭИ прослеживаются только в отношении «эмпатии» (М3=627, М4=1203 при U=221, p=0,005) и «управления эмоциями других» (М3=685, М4=1145 при U=279, p=0,02)
Вместе с тем результаты, полученные по методике М. А. Манойловой, указывают на то, что у мальчиков значимо чаще отмечается способность управления своими чувствами (М3=1006,5, М4=823,5 при U=295,5 p=0,02).
Следующим этапом исследования стало установление значимых различий по показателям проблемных переживаний и стратегий совладания у подростков, отличающихся по критерию «уровень ЭИ». При этом вся выборка подростков (N=60) была разделена на две подгруппы: со значением «выше среднего» (М5, n5=29) и «ниже среднего» (М6, n6=31).
Было установлено, что подростки с уровнем ЭИ «ниже среднего» (интегральная шкала, по методике М. А. Манойловой) сильнее переживают проблемы в областях «будущее», «родители», собственное «Я». Подросткам с уровнем «выше среднего» свойственно переживание таких проблемных областей, как «сверстники», «здоровье», «развитие общества». Однако значимых различий по показателям проблемных переживаний по критерию «уровень ЭИ» получено не было.
Итак, доминирующей копинг-стратегией подростков двух групп является активная копинг-стратегия. Кроме того, для подростков со значениями ЭИ «выше среднего» более характерно интернальное поведение, чем для подростков с уровнем ЭИ «ниже среднего», которые предпочитают стратегию «избегания» (р≥0,1).

3.5 Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта, проблемных переживаний и стратегий совладеющего поведения

Завершающим этапом исследования стало изучение взаимосвязи проблемных переживаний, стратегий совладания и эмоционального интеллекта с учетом уровня выраженности последнего в подростковом возрасте. Результаты корреляционного анализа отражены в таблицах 5 и 6.
Раскроем подробно результаты, представленные в таблице 5:
1. На фоне высоких значений показателей ЭИ, таких как «управление своими чувствами» и «осознание своих чувств», отмечается низкая проблемная нагруженность в областях «родители», «школа», собственное «я»» и «досуг». Подростки с высоким уровнем эмоционального интеллекта справляются с проблемными переживаниями в области взаимоотношений с родителями, школьной среды и досуга благодаря управлению своими чувствами, а в области собственного «Я» – через осознание своих эмоциональных состояний. Можно полагать, что данные показатели ЭИ могут выступать как внутренние ресурсы, помогающие справиться с данными областями проблем.
2. В пределах данной подвыборки отмечена значимая отрицательная связь между стратегией «избегания» и показателем «осознание своих чувств» (r=-0,50 при р≤0,05): в ситуациях, требующих осознания своих эмоций и чувств, подросток не прибегает к стратегии «избегания», как механизму, при котором происходит отказ от активных действий и уход от решения проблем.
Таблица 5. Корреляционные связи между показателями ЭИ и проблемными переживаниями, стратегиями совладания в выборке подростков с уровнем ЭИ «выше среднего»

Показатели

 

ИП ОЧС УСЧ ОЧД УЧ ЭО УСЭ С Э УЭД
«Будущее» 0,45 -0,28 -0,08 0,21 -0,16 0,14 -0,31 -0,11 0,04 -0,23
«Родители» 0,47 -0,12 -0,41 0,07 -0,31 0,01 -0,15 -0,07 0,30 0,05
«Школа» 0,31 0,29 -0,16 0,16 0,00 -0,30 -0,37 -0,04 -0,08 -0,19
«Сверстники» 0,10 0,04 -0,12 -0,18 0,16 -0,25 0,00 -0,04 -0.28 -0.29
«Я» 0,17 -0,47 -0,22 0,31 0,03 0,06 -0,15 -0,18 0,02 0,15
«Досуг» 0,34 -0,04 -0,39 0,07 -0,03 0,02 -0,13 -0.01 0,00 -0,22
«Здоровье» -0,07 -0,27 0,18 0,16 -0,05 0,15 0,12 -0,12 -0,06 -0,09
«Развитие общества» 0,42 0,08 -0,06 0,32 0,01 -0,01 -0,14 -0,05 0,10 -0,10
«Активное» поведение -0,11 0,03 0,17 0,02 -0,10 0,00 -0,18 0,00 0,14 -0,07
«Избегание» -0,14 -0,50 -0,10 -0,07 -0,13 -0,26 0,22 0,15 0,10 0,01
«Интернальное» поведение 0,20 -0,14 -0,07 0,32 0,13 0,01 -0,19 0,06 0,29 0,04

Таблица 6. Корреляционные связи между показателями ЭИ и проблемными переживаниями, стратегиями совладания в выборке подростков с показателями ЭИ «ниже среднего»

 

Показатели

 

ИП ОЧС УСЧ ОЧД УЧ ЭО УСЭ С Э УЭД
«Будущее» -0,01 -0,04 -0,45 0,34 0,15 0,04 -0,41 -0,20 0,14 0,11
«Родители» 0,20 0,21 -0,35 0,34 0,01 0,37 0,00 0,14 0,36 0,38
«Школа» 0,20 0,19 -0,54 -0,06 0,01 -0,02 -0,05 -0,03 0,03 0,06
«Сверстники» -0,33 -0,09 -0,23 -0,06 -0,36 0,06 -0,37 -0,16 -0,03 0,06
«Я» -0,30 -0,09 -0,61 0,09 0,21 0,07 -0,37 0,02 0,15 0,26
«Досуг» -0,20 -0,18 -0,45 0,21 0,11 -0,04 -0,33 0,02 -0,04 0,06
«Здоровье» -0,16 -0,01 -0,35 0,23 -0,02 -0,07 -0,44 -0,39 -0,01 -0,23
«Развитие общества» 0,01 -0,27 -0,26 0,46 0,40 0,36 -0,22 0,27 0,63 0,40
«Активное» поведение -0,02 -0,21 -0,10 -0,06 -0,07 0,38 0,01 0,10 0,39 0,43
«Избегание» -0,36 -0,26 -0,39 0,11 0,07 0,22 -0,22 0,19 0,26 0,35
«Интернальное» поведение 0,07 -0,12 -0,34 0,18 0,11 0,30 0,02 0,21 0,48 0,39

Раскроем подробно результаты, представленные в таблице 6:
1. Активизация таких показателей ЭИ, как «управление своими чувствами и эмоциями» и «самомотивация», является важной для решения проблем областях «будущее», «школа», «отношение со сверстниками», собственное «я», «досуг», «здоровье». Отрицательные связи позволяют констатировать, что при «включении» этих характеристик ЭИ успешнее разрешаются проблемы в перечисленных жизненных областях. При их «запуске» эти област не рассматриваются в качестве проблемных. Вместе с тем актуализация таких элементов ЭИ, как «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «управление эмоциями других», «осознавание чувств других», не является актуальной при разрешении проблем в сферах «взаимоотношения с родителями» и «развития общества», о чем свидетельствуют положительные значимые связи между данными показателями ЭИ и проблемными областями.
2. В подвыборке подростков с низким уровнем ЭИ фиксируется больше переживаемых проблем, чем в подвыборке подростков со значениями показателей ЭИ «выше среднего».
3. При «запуске» «активной» стратегии наиболее значимыми являются такие составляющие эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность», «эмпатия» и «управление эмоциями других» (положительная связь «активного поведения» с показателем «эмоциональной осведомленности» (r=0,38 при р≤0,05), «эмпатией» (r=0,39 при р≤0,05), «управлениями эмоциями других» (r=0,43 при р≤0,05)).
4. При столкновении с рядом жизненных проблем подростки, имеющие трудности в регуляции своих эмоциональных состояний, не склонны прибегать к активным целенаправленным действиям и не вести контроль над ситуацией (отрицательная связь стратегии «избегания» и «управления своими чувствами» (r=-0,39 при р≤0,05)).
5. Подростки, отмечающие у себя способность входить в эмоциональное пространство других людей, а также направлять их эмоциональное состояние в нужное русло, чаще выбирают интернальную стратегию совладающего поведения (стратегия «интернального поведения» образует положительные значимые связи с «эмпатией» (r=0,48 при р≤0,05) и «управлением эмоциями других» (r=0,39 при р≤0,05)).
Итак, в результате исследования обнаружены актуальные для подростков области проблем, подвергающиеся острым переживаниям, как в общей выборке, так и в подвыборках, дифференцируемых по критериям «пол» и «возраст». Отмечены преобладающие копинг-стратегии подростков. Раскрыты особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта у исследуемых групп подростков.
Установлено, что подростки с низким уровнем интегрального показателя эмоционального интеллекта сильнее переживают проблемы, связанные со своим будущим, родительским домом и собственным «Я», а в качестве преобладающих стратегий совладания отмечаются «активное поведение» и «избегание». Подростки с высоким уровнем эмоционального интеллекта интенсивнее переживают проблемы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками, развитием общества и своим здоровьем, и чаще отмечают у себя интернальное совладающее поведение.
Показано, что на фоне высоких значений структурных компонентов эмоционального интеллекта отмечается низкая проблемная нагруженность в ряде областей («родители», собственное «Я», «досуг») и преобладает выбор стратегий активного и интернального поведения в противовес стратегии «избегания».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, эмоциональный интеллект (ЭИ) является одним из важных внутренних ресурсов для эффективного разрешения жизненных проблем личностью и реализации ею поставленных перед собой целей. Отрочество выступает тем периодом становления личности, когда этот внутренний ресурс полным ходом формируется под воздействием ряда средовых факторов и сказывается на характере переживания проблем и на выборе стратегий совладания с ними.
Как показывают результаты исследования, подростки с высоким уровнем ЭИ справляются с рядом жизненных проблем благодаря управлению своими чувствами и осознанию своих эмоциональных состояний. Они исключают возможность ухода от решения проблем и от активных действий. Подростки же, чей уровень ЭИ «низкий» или «ниже среднего», справляются с трудностями благодаря механизмам управления своим эмоциональным состоянием, самомотивации. При актуализации способности управлять эмоциями других, эмоциональной осведомленности и эмпатии такие подростки выбирают стратегии активного и интернального поведения при совладании с жизненными проблемами. Вместе с те на фоне низкой способности управления своими чувствами подростки, напротив, выбирают стратегию «избегания».
Следует заметить, что расширение выборки подростков и молодежи с целью эффективного совладания подростков позволит детализиротивать их с актуальными изучениями данной проблемы и разработать на этой основе программу повышения уровня эмоционального интеллекта жизненными проблемами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Е. Н. (2018) Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте. Диссертация … кандидата психол. наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 200 с.
2. Андреева, И. Н. (2016) Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? Психологический журнал, №1, с. 28–32.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академ. проект, 2021. – 699 с.
4. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30-31 января 2014 г., г. Брест. Брест, 2014. – с. 12-13.
5. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков// Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2017 г., г. Минск. Минск, 2017. – с.194-196.
6. Вайнер М.Э Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер// Коррекционно – развивающее образование. – 2018. — №4. – С. 64.
7. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 2018. – 254 с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 2019. – 314 с.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2016 – 115 с.
10. Громова Т.В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально – волевой сферой ребёнка / Т.С. Громова. – М.: УЦ Перспектива, 2017. – 247 с.
11. Гоулман, Д. (2019) Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 478 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 126 с.
13. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464 с.
14. Занюк С. С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. – К.: Эльга-Н ; Ника-Центр, 2016. – 351с.
15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения/ М.Ю.Кондратьев. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2019. – 336 с.
16. Кулибаба, Е. С. (2021) Проблемные переживания и стратегии совладающего поведения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта. Выпускная квалификационная работа. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 72 с.
17. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками : учебн. пособие для вузов/ А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
18. Люсин Д.В.. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2017. – 265 с.
19. Матвиенко С.В., Дворецкий С.А. Статистические методы в психологии и социальных науках. учеб-метод. пособие. – МО, Щелково: Издатель Мархотин М.Ю.,2019. – 194 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018 – Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
21. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М.:Издательский центр «Академия», 2019. – 352 с.
22. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2021. – 612 с.
23. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. – М.: Высшее образование, 2019. – 660 с.
24. Регуш, Л. А., Лихтарников, А. Л. (2015) Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга). В кн.: Л. А. Регуш (ред.), Психология современного подростка. СПб.: Речь, с. 7–26
25. Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С. (2012) «Психологические проблемы подростков»: стандартизованная методика: Научно-методические материалы. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 34 с.
26. Структура и развитие личности / Платонов К.К.; Отв. ред.: Глоточкин А.Д. – М.: Наука, 2018. – 256 c.
27. Хилько М.Е. Возрастная психология: конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. — М.: Высш. Образование, 2016. – 194 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф