Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Исследование возможностей в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы возможностей в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения
1.1 Особенности эмпатии у взрослых
1.2 Тренинг развития эмпатии и его возможности
Вывод по 1 главе
Глава 2. Исследование возможностей в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения
2.1 Диагностика эмпатии у воспитателей ДОУ
2.2 Тренинг эмпатии
Вывод по 2 главе
Заключение…
Список литературы оформить в соответствии с требованиями
Приложения

 

Введение

 

Актуальность. Смена образовательной парадигмы ставит ряд нерешённых задач, среди которых особую значимость и актуальность приобретает проблема изучения эмпатии в отношениях педагога и воспитанников.
Современные процессы демократизации общества, социально-экономические изменения, возрастающий интерес к проблемам человека в последние десятилетия повлекли за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в дошкольном образовании.
Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти отношения особенно необходимы в профессиональной деятельности педагога детского сада, в которой эмпатическое общение является одной из главных составляющих.
Таким образом, проблема развития эмпатии является одной из традиционных проблем психологии. Её исследованию были посвящены работы таких известных философов и психологов, как Т. Липпс, Т. Рибо, Г. Спенсер, Э. Титченер, З. Фрейд, Т.П. Гавриловой, И.М. Юсупова и многих других учёных. Исследования эмпатии в психологии проходили по разным направлениям, выдвигались разные гипотезы, трактовка экспериментальных данных была неоднозначна, т.к. представители разных психологических школ не могли прийти к единой точке зрения по поводу структурных составляющих и функциональных механизмов эмпатии. Однако в психологической литературе очень мало исследований, посвящённых исследованию развития эмпатии у педагогов, в том числе дошкольных образовательных учреждений. Поэтому особую остроту в свете сказанного приобретает психологическое сопровождение воспитателей ДОУ. Одной из важнейших задач психолого-педагогического воздействия является разработка и внедрение эффективных методов, оказывающих значимое конструктивное влияние на формирование и развитие эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Таким образом, тема нашей работы является чрезвычайно своевременной и актуальной.
Объект исследования: эмпатия.
Предмет исследования: динамика эмпатии у воспитателей ДОУ.
Цель исследования: теоретическое исследование и эмпирическое изучение эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения.
Гипотеза: уровень эмпатии педагогов зависит от их профессиональной направленности, типа личности, психологических установок на эмпатийное понимание.
В соответствии с целью и для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности эмпатии по данным литературы.
Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, научной, научно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;
психодиагностическая методика: Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.
Практическая значимость полученных результатов: состоит в том, что данная работа обобщает полученный материал.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы возможностей в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения

1.1 Особенности эмпатии у взрослых

 

Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия».
Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где ему был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».
В этических системах А. Смита, Г. Спенсера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, симпатия понимается как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости [18, с.45].
Наиболее полно и последовательно теория симпатии была разработана немецким философом и социологом, одним из основоположников философской антропологии, М. Шелером. Он определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим [цит. по: 8, с.229]. Среди высших форм представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных психологических исследованиях. Это такие как «сопереживание» — состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» — участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности, это — более высокое, рациональное состояние, истинная симпатия, в результате которой происходит истинная реализация человечности [6, с.147]. Немецкий психолог Т. Липпс разграничил понятия симпатия и эмпатия. В концепции эстетического воспитания, он трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта — это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия, с точки зрения Т. Липпса, есть способ познания объекта — эстетического наслаждения, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним [11, с.45].
Э. Титченер эмпатию относил к категории сложных чувств, в которых значимую роль играют состояния удовольствия и неудовольствия [7, с.148].
В русле гуманистической психологии К.Р. Роджерс определил эмпатию как способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание [15, с.79].
В сфере образования К. Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании. Так, у учеников учителей-фасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у «традиционных» учителей, наблюдалось:
1) меньше пропусков занятий в учебном году;
2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии;
3) более развитая «Я-концепция» и более позитивное самоуважение;
4) более высокие академические успехи;
5) меньше актов вандализма;
6) меньше дисциплинарных проблем;
7) более высокий IQ;
8) рост творчества в течение года;
9) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления [15, с. 202-203].
Дж. Иган выделил три уровня эмпатии. Первый, самый глубокий уровень — это «способ бытия», способ «быть вместе» с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Второй, эмпатия — как чрезвычайно полезный способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. И, наконец, третий, эмпатия — это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться, но технология сообщения эмпатии будет бесполезна до тех пор, пока она не будет выражением способа бытия консультанта [9, с.31].
Иными словами, в зависимости от целей исследования западные психологи различных направлений выделяют когнитивный или аффективный аспект процесса эмпатического взаимодействия.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, О.В. Дашкевич, С.А. Ершов, Г.Ф. Михальченко, В.А. Микаелян, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, О.П. Санникова, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалёв, М.И. Пашукова, Л.П. Стрелкова и др.).
Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии.
Термином эмпатия в отечественной психологии определяется личностная черта — специфическая способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Одни исследователи толкуют эмпатию как процесс (Т.И. Пашукова) [14, с.184]; другие — как устойчивое свойство личности (Т.П. Гаврилова) [7, с. 19], как состояние (В. Винаске) [6, с.148].
С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставлял феномен «расширенного эгоизма» [16, с.142].
Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня: первый уровень проявляется в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит своё выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Этот уровень эмпатии в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнёру по общению (иногда этот стиль поведения называется помогающим). Действенная эмпатия характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [24].
Ю.А. Менджерицкая [12, с.24] определяет эмпатию как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия субъекта с другими людьми. И поэтому эмпатия рассматривается этим автором как социально-психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей:
1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;
2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия;
3) способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого.
Таким образом, отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи многогранностью его использования.
Проанализировав определения западных и отечественных учёных-психологов, приходим к выводу о том, что эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Такие направления исследования эмпатии в отношении участников педагогического общения, как деятельностный, ценностно-смысловой, субъективно-деятельностный, гуманистический и активного отражения, позволили Е.В. Алтуховой выявить такие функции эмпатии, как сигнализирующую, осмысляющую, активизирующую, актуализирующую и преобразующую [1, с.271].
Функции эмпатии преобразуются в зависимости от возникающих педагогических ситуаций, где выявляются её свойства в отношениях воспитанник — педагог.
В этих ситуациях проявляются такие свойства эмпатии, как синтонность, когда педагог и воспитанник находятся на одной «эмоциональной волне».
Компенсируемость, когда эмоции педагога компенсируют дефицит эмоциональных переживаний и ребёнка.
Адекватность эмоционального реагирования — проявляется в ситуациях временного затруднения или успешного разрешения проблем в отношениях между педагогом и воспитанником.
Инструментальность — эмоциональное состояние педагога, возникающее в сопереживании проблем воспитанников, которое становится инструментом психологической коррекции и несёт в себе успокаивающую, поддерживающую и обнадеживающую силу.
Гибкость эмоционального переживания проявляется в особом педагогическом подходе к каждому ребёнку.
Проведённый анализ литературы позволяет предположить, что дифференциация эмпатии как процесса отражения также должна производиться с учётом преобладания в ней одного из трёх компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Между этими тремя компонентами обнаруживается сложная взаимозависимость.
Взаимосвязь аффективной, когнитивной и действенной составляющих представляет динамическую структуру эмпатии, в которой взаимодополнения компонентов определяют тип эмпатийного взаимодействия с доминированием одного из них.
Соответственно, эмпатия может иметь три формы: когнитивная — первый элемент процесса эмпатии в виде понимания состояний другого без изменения своего эмоционального состояния; эмоциональная эмпатия — в виде не только понимания состояний другого, но и сопереживания и сочувствия, эмпатического реагирования; действенная эмпатия — высшая форма эмпатии, выражающая в полной мере межличностную идентификацию, когда люди не только понимают состояние друг друга, сопереживают и сочувствуют, но и оказывают помощь [6, с.152].
Анализ исследований позволяет гипотетически предположить, что на протяжении человеческой жизни эмпатия как феномен проходит путь развития от низшей формы до высшей. И, конечно, у каждого человека этот процесс развития индивидуален.
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.
В своём исследовании В.П. Кузьмина делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребёнком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребёнка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность» [цит. по: 17, с.21].
Т.А. Ахрямкина в своём исследовании выявила, что эмпатия не всегда представлена в структуре личности педагога, причём наиболее слабо развита эмпатия, направленная сверху вниз. Педагоги с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, прибегают к неоправданным наказаниям или морализированию. Такие педагоги не способны встать на место ребёнка, ориентироваться в мире значимых для него переживаний. Это в свою очередь наносит непоправимый ущерб психическому здоровью детей, нарушает состояние душевного благополучия и повышает тревожность [3, с.21-23].
Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать своё сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. А.П. Василькова, Т.П. Гаврилова и другие исследователи отмечают, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих — у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнёра по общению, и он умеет стать на его точку зрения [7, с. 19].
Эмпатийный человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно и что есть необходимо во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Как отмечает А.П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость и недоброжелательность [5, с.13].
По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т.е. проявляют снисходительность [6, с.153].
Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты: способность к децентрации; позитивное видение других; быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия; преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.
Ему присущи: открытость; сенситивность к невербальному поведению другого; чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам; чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.
Для него характерны: эмоциональная стабильность; терпимость в адрес недостатков других.
Система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчуждённости и безразличия в адрес переживаний другого.
Широко известны разработанные К. Роджерсом и др. методы эмпатического (активного) слушания [17, с.113-116]. На их основе создаются специальные программы обучения навыкам эмпатии психотерапевтов, учителей, родителей, супругов.
Опыт проведения психологических тренингов для учителей, школьных психологов, родителей, студентов, полученный многими практическими психологами, и, в том числе, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова [22] обнаружил важнейший психологический феномен. Он состоит в том, что освоение, казалось бы, внешних способов выражения эмпатии оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих участников тренинга. Освоение эмпатической способности в конечном счёте приводит к её личностному присвоению. Не всегда, однако, сама идея эмпатии и попытки освоения этой способности связываются со специальными дополнительными личностными свойствами. Поверхностно понятая эмпатия только как манера поведения, как способ общения с партнёром превращается в псевдоэмпатию.

 

1.2 Тренинг развития эмпатии и его возможности

 

Социально-психологический тренинг позволяет повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения, тем самым способствуя формированию эмпатической культуры педагогов.
Используя социально-психологический тренинг как метод формирования эмпатической культуры, автономно в ходе тренинга возможно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п.
Рассмотрим некоторые из них.
В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнёра по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения — необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:
моделирование процесса деятельности педагога и воспитанников в аспекте разрешаемой проблемы;
распределение ролей между участниками игры.
Диалоговое общение как метод располагает богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приёмов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Кратко раскроем суть данных приёмов.
Идентификация (от лат. identificare — отождествление) — это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. В рамках данного исследования представляет интерес рассмотрение идентификации как механизма переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. В процессе этого проникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.
Когнитивная интерпретация — это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он ещё полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приёма наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт. Основная цель — помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.
Резюмирование — приём, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают участнику тренинга понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.
«Зеркало» — приём повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот приём предполагает только отражение высказывания воспитателя. «Зеркало» помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный приём направлен на установление взаимопонимания.
Разновидность приёма «Зеркало» — «Эхо». Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли педагога и приписывания ему того, что не было сказано.
Эмоциональный отклик — это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Он выступает в роли регулятора общения и определяет его способы и средства. Данный приём может оказать влияние не только на отдельные действия педагога дошкольного учреждения — участника тренинга, но и на его эмоциональное состояние в целом.
Предлагаемые эмоционально-интеллектуальные приёмы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры педагогов в границах диалогового общения способствуют использованию другого приёма — установление личного контакта. Этот приём содействует обнаружению связи между двумя лицами, вступающими во взаимодействие и общение.
Личный контакт может быть разных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливается посредством прикосновения; визуальный — посредством взгляда; вербальный — с помощью слов; пластический — выраженный жестом; предметно-действенный — когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры воспитателей дошкольного учреждения представляет визуальный контакт — взгляд глаза в глаза.Р. Кэмпбелл пишет: «Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку существенно важен не только для установления хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей» [23]. То есть, с точки зрения формирования эмпатической культуры педагога, важно вырабатывать данное умение.
Шутка и юмор — очень эффектный и эффективный приём формирования эмпатической культуры педагогов. Шутка снимает психологическое напряжение, подчёркивает доброжелательные отношения, снимает унылое или агрессивное состояние духа, а, следовательно, высвобождает активный разум и помогает решать ясно какой-либо вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию. Проблема данного приёма не в его признании, а в его организации. Как научить воспитателей шутить? Мысленно подняться над ситуацией и посмотреть на неё со стороны, попытаться обнаружить смешную сторону в противостоянии двух партнёров, при этом обозначить словесно, что видится со стороны.
Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их.
Социально-психологический тренинг, направленный на развитие эмпатии, позволяет:
приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;
сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под «другим углом»;
развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
скорректировать систему отношений к окружающему миру.
В рамках тренинга развивается диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагогов дошкольного учреждения.

Вывод по 1 главе

Таким образом, основываясь на анализе научной литературы по проблеме развития эмпатии у педагогов, можно обобщить основные выводы, сделанные авторами исследований, о возможностях развития эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений:
высокий уровень эмпатии является необходимым критерием успешной учебной и профессиональной деятельности педагогов;
развитие эмпатии в процессе профессионального становления специалиста происходит в деятельности, саморазвитии с усилением рефлексивных тенденций, с осознанием профессиональной принадлежности;
эмпатия является действенным механизмом профессионального саморазвития педагогов дошкольных учреждений, а её высокий уровень обеспечивает личности стремление к самосовершенствованию;
развитие эмпатии — это целенаправленный и длительный процесс, самостоятельное развитие эмпатии в течение обучения в образовательном учреждении, а позже — во время профессиональной деятельности, крайне незначительно и непременно требует специального психолого-педагогического воздействия;
в программу подготовки педагогов дошкольного образования необходимо ввести специальные курсы, включающие комплекс обучения, воспитания, тренинговые процедуры, направленные на формирование эмпатии как специфического компонента профессионального развития личности специалиста — воспитателя дошкольного учреждения;
развитие эмпатии — это достижимая цель. Но только при специальном воздействии (это может быть комплекс психотехнологического анализа, обучения, воспитания, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, дискуссии по проблемам эмпатии, педагогические игры на спецсеминарах, использование средств художественной литературы, музыкальные методики) этот процесс может быть интенсифицирован;
при всём многообразии разработанных средств необходимо их широкое практическое применение, следует инициировать и активизировать дальнейшее целенаправленное и планомерное внедрение программ, направленных на развитие эмпатии в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;
в систему профориентации и профотбора на этапе довузовской подготовки и отбора абитуриентов целесообразно введение диагностики эмпатии, поскольку она является профессионально важным качеством педагога дошкольного учреждения, определяющим успешность его деятельности.

Глава 2. Исследование возможностей в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения

2.1 Диагностика эмпатии у воспитателей ДОУ

 

Исследование возможностей социального психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения проводилось на базе ДОУ № 24 .
В исследовании приняли участие 30 воспитателей. Возраст испытуемых — от 25 до 35 лет. Слишком большой диапозон Стаж работы в должности педагога — от 3-х месяцев до 10-ти лет. Уровень квалификации принимавших участие в нашем исследовании испытуемых — 8-14 разряды. Социально-демографическое описание выборки испытуемых дано в таблице 1.
Таблицы необходимо оформить в соответствии с требованиями
Таблица 1 перенести в приложение
Описание выборки испытуемых

испытуемый возраст место

работы

стаж

работы

разряд
1. Марина П. 25 ДОУ 3 месяца 8
2. Олеся Т. 26 ДОУ 2 года 9
3. Татьяна Р. 29 ДОУ 5 лет 12
4. Римма И. 27 ДОУ 3 года 10
5. Марина И. 30 ДОУ 4,5 года 11
6. Анна Ч. 33 ДОУ 2 года 10
7. Зинаида Б. 25 ДОУ 1,5 года 9
8. Ирина Я. 31 ДОУ 8 лет 14
9. Мария Г. 40 ДОУ 2 года 10
10. Нина М. 25 ДОУ 6 месяцев 8
11. Наталья Э. 32 ДОУ 5 лет 13
12. Лилия Н. 37 ДОУ 4 года 12
13. Любовь М. 29 ДОУ 6 лет 12
14. Регина Б. 35 ДОУ 10 лет 14
15. Виктория С. 30 ДОУ 5 лет 10
16. Анжела С. 35 ДОУ 6,5 лет 13
17. Марина П. 25 ДОУ 3 месяца 8
18. Олеся Т. 26 ДОУ 2 года 9
19. Татьяна Р. 29 ДОУ 5 лет 12
20. Римма И. 27 ДОУ 3 года 10
21. Марина И. 30 ДОУ 4,5 года 11
22. Анна Ч. 33 ДОУ 2 года 10
23. Зинаида Б. 25 ДОУ 1,5 года 9
24. Ирина Я. 31 ДОУ 8 лет 14
25. Мария Г. 40 ДОУ 2 года 10
26. Нина М. 25 ДОУ 6 месяцев 8
27. Наталья Э. 32 ДОУ 5 лет 13
28. Лилия Н. 37 ДОУ 4 года 12
29. Любовь М. 29 ДОУ 6 лет 12
30. Регина Б. 35 ДОУ 10 лет 14

 

Диагностика уровня эмпатии у воспитателей на этапе констатирующего исследования проводилась при помощи методики диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну (представлена в Приложении 1). Опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна состоит из 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия с ним.

Результаты, полученные при помощи методики диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну на этапе констатирующего исследования на выборке воспитателей, представлены в сводной таблице 2.

 

Таблица 2

Сводная таблица результатов, полученных на выборке воспитателей ДОУ при помощи методики «Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну» (констатирующее исследование)

Испытуемый № Кол-во баллов Стены Вывод об

уровне разв-ия

1. Марина П. 68 4 высокий
2. Олеся Т. 65 3 высокий
3. Татьяна Р. 83 7 оч. высокий
4. Римма И. 87 9 оч. высокий
5. Марина И. 66 3 высокий
6. Анна Ч. 62 2 нормальный
7. Зинаида Б. 65 3 высокий
8. Ирина Я. 85 8 оч. высокий
9. Мария Г. 66 3 высокий
10. Нина М. 69 4 высокий
11. Наталья Э. 88 9 оч. высокий
12. Лилия Н. 62 2 нормальный
13. Любовь М. 61 2 нормальный
14. Регина Б. 91 10 оч. высокий
15. Виктория С. 80 7 высокий
16. Анжела С. 85 8 оч. высокий
17. Марина П. 68 4 высокий
18. Татьяна Р. 83 7 оч. высокий
19. Римма И. 87 9 оч. высокий
20. Марина И. 66 3 высокий
21. Анна Ч. 62 2 нормальный
22. Зинаида Б. 65 3 высокий
23. Ирина Я. 85 8 средний
24. Мария Г. 66 3 высокий
25. Нина М. 69 4 высокий
26. Наталья Э. 88 9 средний
27. Лилия Н. 62 2 нормальный
28. Любовь М. 61 2 нормальный
29. Регина Б. 91 10 средний
30. Виктория С. 80 7 средний

Анализ результатов исследования, полученных на констатирующем этапе исследования при помощи методики диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну на выборке воспитателей, позволяет сделать вывод о том, что при первичной диагностике у 43,75% педагогов ДОУ был диагностирован высокий уровень развития эмпатии, у 37,5% — очень высокий и у 18,75% — нормальный. Графически полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение испытуемых исследуемой выборки по уровню развития эмпатии на этапе констатирующего исследования

2.2 Тренинг эмпатии

 

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б.М. Теплов)

После проведения диагностики уровня развития эмпатии у воспитателей ДОУ мы разработали и провели социально-психологический тренинг, ориентированный на педагогов, работающих в дошкольных учреждениях.

Цель: развитие эмпатических свойств личности.

Организация тренинга: тренинг включает 4 занятия по 3-3,5 часа. Занятия проводились 1 раз в неделю в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели принимали участие в программе по принципу добровольности.

В начале и в конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь», во время которой высказываются желания и чувства участников тренинга; обсуждается вопрос эффективности выполнения домашнего задания, трудностей, с которыми столкнулись воспитатели; оценивается свой вклад в работу.

При разработке программы тренинга мы рассматривали эмпатию как системное образование, которое включает когнитивный, аффективный и конативный уровни.

Разрабатывая тренинговую программу мы предполагали, что в данном участники — воспитатели ДОУ:

увидят наглядную демонстрацию возможностей эмпатического слушания;

оценят у себя уровень развития эмпатии;

прочувствуют на себе влияние эмпатии;

изучат возможности эмпатии в урегулировании конфликтов;

опробуют и разовьют способность к эмпатии и навыки эмпатического слушания в специально разработанных упражнениях.

Программа тренинга представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

Программа тренинга

№ занятия цель и задачи занятия упражнения необходимое время
1 развитие умения слушать партнёра и совершенствовать коммуникативные навыки; развитие осознания «языка» собственного тела и телодвижений; развитие эмпатии и рефлексии; развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание; формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; формирование эмоционально-волевого единства группы и др. 1. Интервью;

2. Зеркало;

3. Найди пару;

4. Комиссионный магазин;

5. Автопортрет;

6. Без маски;

7. Образ «Я»;

8. Единство;

9. Фоторобот;

10. Позиция.

 

3,5 часа
2 развитие позитивного самовосприятия и эмпатии; расширение репертуара способов взаимопонимания и др. 1. Кто я?

2. Красный карандаш;

3. Поддержка;

4. Рефлексия;

5. Прикосновение;

6. «В школе животных»;

7. Поделись со мной;

8. Обратная связь.

3 часа
3 познание своего внутреннего «Я», развитие эмпатии, совершенствовать коммуникативные навыки путём активного игрового взаимодействия, развивать отношения партнёрства, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения Большая психологическая игра «Образование галактики» 3 часа
4 развивать у участников тренинга рациональный канал эмпатии для глубокого понимания другого человека 1. Передай маску!

2. Превращение в другого;

3. Экспресс-диагностика эмпатии (методика И.М. Юсупова);

4. Дождик;

5. Отгадай;

6. Доброе животное;

7. Анабиоз;

8. Обратная связь по занятию.

3 часа

 

Подробнее конспекты каждого занятия представлены в Приложении 2.

  1. Исследование возможностей социального психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения проводилось на базе ДОУ № 24. В исследовании приняли участие 16 воспитателей.
  2. Исследование проходило на протяжении ряда этапов: констатирующего, во время которого проводилась психодиагностика уровня эмпатии у воспитателей ДОУ при помощи методики диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну; формирующего — на этом этапе была разработана и реализована тренинговая программа социального психологического тренинга, направленного на развитие эмпатии у воспитателей, принимавших участие в нашем исследовании; контрольного — на этом этапе мы провели повторную диагностику эмпатии у воспитателей ДОУ с целью выявления динамики в уровне эмпатии педагогов и выявлении эффективности проведённого тренинга.

 

 

Вывод по 2 главе

В ходе исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что социально-психологический тренинг является эффективным методом развития эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения при соблюдении следующих условий:

работа с группой должна начинаться с глубокого психологического исследования, направленного на диагностику эмпатии;

программа развития должна учитывать и затрагивать все компоненты эмпатии — когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

у участников тренинга необходимо сформировать высокий уровень мотивации к активному всестороннему участию в программе, подтвердилась на статистически достоверном уровне.

 

Заключение

 

Данная работа посвящена изучению возможностей социального психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения. В ходе исследования мы выявили, что социально-психологический тренинг является эффективным методом развития эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения при соблюдении следующих условий:

работа с группой должна начинаться с глубокого психологического исследования, направленного на диагностику эмпатии;

программа развития должна учитывать и затрагивать все компоненты эмпатии — когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

у участников тренинга необходимо сформировать высокий уровень мотивации к активному всестороннему участию в программе. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась на статистически достоверном уровне.

Говоря о функциях эмпатии, некоторые исследователи (А.А. Бодалев, С.В. Гмарин, Р. Мэй, Дж. Ниренберг и Г. Калеро, Е.И. Рогов, К. Рудестам, П.Г. Щедровицкий, И. Юсупов) отмечают, что она является ключом к подлинному пониманию человека, иначе говоря, компонентом психологической наблюдательности, условием установления тесного контакта между людьми и подлинного диалогического общения, фактором, который всё более способствует эмоциональной интеграции человека с миром, восстановлению нарушенных связей с окружающими, необходимым условием любого творчества. Эмпатия, как пишет Е.И. Рогов, способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению.

Рамки курсовой работы не позволяют охватить весь спектр особенностей развития эмпатии у воспитателей ДОУ в социально-психологическом тренинге в условиях ДОУ. Разговор о развитии эмпатии обещает быть долгим, следовательно, тема исследования имеет дальнейшие перспективы для изучения.

 

Список литературы

Алтухова, Е.В. Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношении преподаватель-студент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. — № 1. — С.270-274.

Анн, Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2013. — 324 с.

Ахрямкина, Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе : автореф. дис. … канд. психол.. — Самара, 2013. — 32 с.

Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2012. — 304 с.

Василькова, А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: автореф. дис. … канд. психол. наук. — СПб., 2013. — 31 с.

Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 2015. — №2. — С.147-157.

Гаврилова, Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.,2014. — 29 с.

Григорьян, Б.Т. Макс Шелер / Б.Т. Григорян // Философы двадцатого века. — М.: Искусство, 1999. — С.229-246.

Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. 2010. — №1. — С.31-34.

Климов, Е.А. Памятка профконсультанту. — М.: Просвещение, 2014. — 156 с.

Липпс, Т. Философия природы  . — М.: ЛКИ, 2010. — 240 с.

Менджерицкая, Ю.А. Точность эмпатии в ситуациях взаимодействия с представителем другой культуры // Российский психологический журнал. — 2018. — Т.5, №4. — С.22-34.

Нурмухаметова, И.Ф. Развитие эмпатии как условие снижения уровня агрессии учащихся младших классов // Вестник Башкирского университета. — 2017. — Т.12. № 3. — С. 204-207.

Пашукова, Т.И. Третья конференция по психологии общения  // Вопросы психологии. — 2017. — № 1. — С.184.

Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. — М.: Прогресс, 2014. — 424 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб.: Питер, 2010. — 526 с.

Рудестам, К. Групповая психотерапия  . — С-Пб.: Питер, 2010. — 384 с.

Философия  / Под ред. С.А. Лебедева. — М.: Эксмо, 2011. — 528 с.

Хусаинова, Ф.Б. Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении  // Вестник Казанского технологического университета. — 2016. — № 6. — С.271-274.

Шкитина, Н.С. Культурно-исторические предпосылки становления и развития педагогической эмпатии как базовой характеристики эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя  // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6. — С. 193-201.

Этчегоен, Г. Эмпатия  // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2013. — 1 марта. — С.33-39.

Интернет-источники:

Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://svet-angela. ucoz.ru/news/fenomen_kongruehntnoj_ehmpatii/2019-09-16-21

Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей [Электронный ресурс] // Адрес ресурса: http://www.psyinst.ru/library. php? part=article&id=456

Обозов, Н.Н. Симпатии и притяжение [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1096.html

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф