Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Источниковедческая база исследования общего культурного развития детей дошкольного возраста»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Сущность и понятие культуры поведения личности
1.2 Детство как феномен культурного развития ребенка-дошкольника
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Выявление уровней сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.2.Мероприятия по формированию общей культуры дошкольников
2.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы настоящего исследования. Детство не просто этап возрастного развития человека, а явление, оказывающее влияние на освоение культуры человечества на всех этапах жизни и самосознания дошкольника, в течение формирования которого в психике и поведении человека доминируют детские черты, отличающие ребенка от взрослого.
Уникальность дошкольного возраста состоит в том, что в этот время идет закладка и формирование личности человека: культурно-познавательного, морально-нравственного, художественно-эстетического, коммуникативного, формируется характер, определяется будущая творческая направленность личности.
Главная задача дошкольного образования — развитие и воспитание целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах.По словам академика Д.С. Лихачева, «культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации». В настоящее время вызывают тревогу явления массовой коммерческой культуры, которые ставят самобытность национальных культур в положение если ненужных, то относящихся к второстепенным явлениям жизни народа. А это угрожает и культурному развитию человечества в целом.
Поэтому сегодня особую значимость приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в социально-культурной и эмоциональной сферах детской жизни, в повышении значимости дошкольного образования
Вопросам общего культурного развития детей дошкольного возраста в педагогике уделяется, на наш взгляд, достаточно внимания. Так, проблемы общего культурного развития детей рассматривали в своих работах Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Атарова, М.С. Новиков, В.А. Новицкая, Р.И. Яфизова и другие, становились предметом обсуждения на различных форумах, конференциях, методических и научных собраниях разного ранга.
Цель настоящей работы – провести анализ источниковедческой базы исследования общего культурного развития детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические и методологические предпосылки формирования основ культуры дошкольника.
2. Рассмотреть детство как феномен культурного развития ребенка-дошкольника.
3. Выявить особенности формирования основ культуры у детей дошкольного возраста.
4. Выявить уровень культурного развития детей-дощкольников.
Предметом данной работы является источники исследования общего культурного развития детей дошкольного возраста.
Объектом – дети дошкольного возраста.
Теоретической основой работы стали произведения Д.С. Лихачева, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, В.Н. Дружинина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Атаровой, М.С. Новикова, В.А. Новицкой, Р.И. Яфизовой, Т.П. Гавриловой, Б.С. Братуся, других педагогов, ученых.
Методологической основой исследования являлись: идеология гуманитарного и субъектного подходов; концепция развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения; концепция культурно-исторического развития личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым; исследовательские данные об особенностях поведения и деятельности дошкольников, полученные в процессе исследования в МБДОУ № 1008 г. Москва. (Саянская, 13б)
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Сущность и понятие культуры поведения личности

 

Основы культуры личности дошкольника — это единство трех самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой понятий: «основа», «личность» и «культура». Самые разные словари, в том числе и толковый словарь С.И. Ожегова, дают трактовку понятия «основа» как исходные главные положения чего-либо. Философский словарь Дидье Жюлиа излагает понятие «личность», как структурированный комплекс врожденных (наследственность, конституция) и приобретенных (среда, образование и реакция на их влияние) положений, определяющих своеобразную адаптацию индивида к его окружению и состоящую из трех составляющих: индивидуальности, внутреннего мира (сознание) и автономности (свободы) . Мы в нашем исследовании будем использовать понятия «основы культуры личности дошкольника» и «основы культуры ребенка» как равнозначные понятия.
В философской энциклопедии понятие личности дается как единство тела и души. И почти все они, к религиозному (христианскому) его источнику — будь это дуализм между «Я» и «не Я» (И.Г. Фихте), дуализм природы и духа (Г.В.Ф. Гегель), воли и представления (А. Шопенгауэр), сознательного и бессознательного (романтизм, психоанализ Н. Гартман) или наличного бытия и существования (С. Кьеркегор, современный экзистенциализм).
Личность, по их мнению, — этический феномен. Подобно тому, как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты». Например, Н. Гартман понимает личность как человеческий индивидуум, так как он является соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям».
И.Ф. Петров подчеркивает, что личность-это общежитейский и научный термин, который обозначает в одном случае человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова), а в другом — устойчивую систему социально-значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества или общности. Реальность личности многослойна, проявление ее свойств мыслится как социально детерминированные феномены .
Личность — двойственный процесс: она духовна, а потому свободна сравнивать, выбирать, оценивать, осознавать ранее не познанное ею социально-культурное влияние и опять выбирать и оценивать. Она творит свою предметно-пространственную и социальную среды и саму себя. Только в обществе, в процессе общественного материального и духовного производства и обмена сущностными силами между людьми осуществляется становление и развитие личности, ее «возвышение» до принятых обществом образцов той или иной социальной действительности. Более того, сущностные силы человека должны опредметиться не только и не столько в природном субстрате, но и в другом человеке, который является конечным, истинным объектом деятельности.
В трактовке психолога А.В. Петровского определение личности звучит следующим образом: «Личность — это система взаимодействия индивида с окружающей средой, т.е. целостная и сложная структура межличностных связей и действий с различными сторонами объективной действительности, в которой отражается история ее жизненного опыта и развития, так как категорию деятельности представляли не просто как отношение личности к миру вещей, отделяемого от общения, а как ее противоречивое единство с «самоизменением» и «изменением других» . В определении подчеркивается идея развития, а не заданности личности. Наверно, не случайно мы говорим о родившимся ребенке как о новой личности только начиная с некоторого момента, когда он активно проявляет свои начальные и при этом социально важные свойства характера.
Основываясь на положениях Л.С. Выготского, А.В. Петровского и А.Н. Леонтьева, можно отметить, что личность имеет еще ряд понятий: она может обозначать конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное и его социальных ролей -общее). И с другой стороны — личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающим его субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия, по мнению Б.И. Кононенко, наиболее важен с точки зрения социологии и культурологии. Достижения культуры, как настоящего, так и прошлого могут стать достоянием индивидуальной культуры лишь вследствие активности со стороны самого человека. В итоге именно человек созидает и потребляет культурные ценности, с личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.
По мнению Б.С. Ерасова, свойства индивида не исчерпываются его социальной и культурной принадлежностью. Ученый утверждает, что есть еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление.
Взаимосвязь личности и культуры обоюдная — с одной стороны, культура оказывает влияние на формирование того или иного типа личности, а с другой – личность свои требования и интересы вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы и ценности. Без обращения к личностным факторам нельзя объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей, а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества, в основном под влиянием неинституциональных организаций и объединений .
Говоря об общей культуре дошкольников, необходимо раскрыть понятие «культура поведения». В психолого-педагогической литературе существует большое количество определений этого понятия. Так, например, культура поведения — это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
По мнению В.А. Сластенина культуру поведения следует рассматривать через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.
Как утверждает Т.И. Бабаева культура поведения — это широкое, многогранное понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.
С. В. Петерина в своих исследованиях, раскрывает понятие «культура поведения» как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» .
На основе анализа психолого-педагогической литературы, можно резюмировать, что культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Таким образом, можно определить, что культура поведения – это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника – не из условных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных требований общественного знания или сословия, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом» .
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения складывается из соблюдения ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, которые основываются на уважении и доброжелательности, ивежливого поведения в общественных местах, быту.
Культура общения предусматривает умение не только действовать нужным образом, но и воздержание от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Дошкольника необходимо учить замечать состояние окружающих людей. С первых лет жизни ребенок способен понимать, когда можно, например, побегать, а когда нужно подавить это желание, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим .
Важной составляющей культуры общения выступает культура речи. По мнению, отечественного писателя А.М. Горького — забота о чистоте речи важное орудие борьбы за общую культуру человека.
Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
При организуемых воспитателем дошкольного учреждения воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Следующая важнейшая составная часть культуры поведения — культурно-гигиенические навыки. Норы человеческих взаимоотношений предусматривают необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви. Начиная с раннего дошкольного возраста, дети должны знать, что соблюдая эти правила, они проявляют уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:
 нельзя класть локти на стол во время еды;
 есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу;
 бережно относиться к хлебу и другим продуктам;
 правильно пользоваться столовыми приборами.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость — она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность — эта нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду .Современное образование рассматривается как процесс погружения ребенка в культуру, открытия ее ценностей в условиях взаимодействия со взрослым как участником, партнером и помощником в познании, освоении и реализации ребенком себя в культуре.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из целей является формирование общей культуры личности детей, развития его нравственных, эстетических качеств. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм иценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе .На этапе завершения дошкольного детства ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении; обладать установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.

 

1.2 Детство как феномен культурного развития ребенка-дошкольника

 

Формирование культурного человека, красивого внешне и внутренне, способного легко входить в общество, начинается с раннего детства, так как именно в детстве закладываются основы культуры личности ребенка. Чтобы составить целостное представление о развитии и культурном становлении современного ребенка необходимо проанализировать детство, особенности его функционирования как социокультурного явления, имеющего историческое происхождение и природу, с учетом окружающей пространственно-предметной социокультурной среды.
Детство — это тот период времени, который подвластен только ребенку, где он бесконечно расширяет горизонты окружающего мира, распахнутого ему; совершенствует собственную культуру бытия, ощущает волшебство реального мира; приобретает опыт быть свободным умственно, морально, духовно. Именно в этот жизненный отрезок гармонизируются отношения дошкольника с миром взрослых или наоборот происходит их деформация. Это тот период времени, когда адаптация ребенка к социальной реальности, человеческому общежитию требует научения жить в искусственном мире, создаваемом взрослыми; освоения его ценностей, принятия их в свой духовный мир, а это явно социальные и психолого-педагогические проблемы.
Человек не может существовать только во времени и пространстве. В системе производства люди создают материальный мир, иными словами, вещи, предметы, которые для ребенка предстают как часть взрослого мира, служащая для выполнения культурных потребностей, а также его желаний и устремлений. В этот период жизнь детей складывается как сумма или умножение разных влияний, среди которых воспитание не доминирует постоянно, так как ребенок живет своей внутренней жизнью, которая может им в полном объеме не осознаваться и оставаться также непонятной ни родителями, ни воспитателями. Поэтому и актуально изучение его личности как особого микро-культурного пространства в динамике, все более настоятельной становится проблема приобщения дошкольника к общечеловеческим и российским ценностям, формирование его гражданской позиции, усвоение им понятий и основ социокультурных и экологических норм и правил до поступления в школу.
Детство выступает особой субкультурой жизни человека, концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность, так как сегодняшнее детство — это завтрашнее общество взрослых. Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на адаптацию, врастание в мир человеческой культуры и в то же время индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого. Она на протяжении определенного возрастного периода рождает собственную культуру бытия (жизни) ребенка: оригинальность детского видения, детского сознания, ощущения волшебства реального мира. Ее можно также рассматривать и как пространство, которое взаимосвязано с пространством культуры, поэтому каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности: «природа», «рукотворный мир», «общество» и «Я-сам», что имеет самое прямое отношение к воспитанию ребенка творческой личностью и формированию основ культуры дошкольника.
По мнению А.В. Петровского существует три этапа культурного развития ребенка до 7 лет: первый год, периоды до 3-х лет и до 7-ми, когда закладываются основы познавательных, волевых и эмоциональных способностей ребенка. Вместе с тем, по нашему мнению, это можно рассматривать и в качестве по этапной включенности в культуру, как форму самоопределения в ней, как ступени вхождения в культуру на новый уровень ее освоения. Вступая в общество взрослых, он усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена семьи, группы детского сада, сообщества сверстников, общности и, наконец, общества. В настоящее время необходима ориентация на воспитание стрессоустойчивости индивидуума к условиям изменяющейся социокультурной среды, способности к установлению социально значимых связей, сохранению нравственных качеств человека: гуманизма, позитивизма мышления и добропорядочности .
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность .
Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
В процессе воспитания у детей дошкольного возраста формируются моральные чувства и нравственные представления. Большое внимание при этом необходимо уделять развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, которые определяют отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
Культура поведения дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением.
Формирование чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности) .
Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения .
В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведения.
Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Формирование механизмов культурного поведения происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Большое значение в воспитании культуры поведения старших дошкольников придается формированию нравственных представлений, которое помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе воспитания культуры поведения дети 6-7 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (честности, скромности, смелости). Расширяются представления о явлениях общественной жизни, о труде людей.
Важным условием решения задач воспитания культуры поведения является совместный, коллективный образ жизни детей .
Особенностью образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами других детей, помогать им, ответственно относиться ксвоим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость). Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям.
Необходимо постепенно формировать у детей умения сотрудничества сначала в небольшой группе (2-3 ребенка), а затем в группе с большим количеством участников, специально учить детей способам самостоятельной организации совместной деятельности, умению определить общую цель, спланировать работу (или игру), договориться о ее распределении между участниками; получить результат.
Участие в общественно полезной деятельности (вместе со школьниками дети расчищают участок от снега, лепят снежные фигуры, помогают строить горку и т. п.) обогащает опыт коллективного сотрудничества старших дошкольников. При организации общественно полезной деятельности детей необходимо соблюдать следующие условия:
Отличительной чертой совместного образа жизни старших дошкольников является неуклонное повышение требований к организованности и самостоятельности поведения и деятельности. Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность .
Обязательные условия воспитания организованности — четкий режим, продуманная организация детской деятельности и взаимоотношений, наличие конкретных требований и правил поведения детей в быту, на занятиях, в труде, в играх, контроль за их постоянным выполнением. Для развития организованности у детей старшего дошкольного возраста перед ними ставятся задачи: выполнить работу к установленному сроку, действовать согласованно, в едином темпе. Организованность поведения сплачивает коллектив, обеспечивает достижение более высоких результатов.
Итак, старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Жизнь и наше исследование подтверждают, что Л.С. Выготский был прав, когда говорил, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры и соответствующих социальных связей. Процесс формирования личностных качеств дошкольника, его ценностных ориентации в значительной мере зависит от доминирующих в обществе социокультурных норм и ценностей. Говоря иными словами, детство признается ценностью культуры, ее достоянием и ценностно-аксиологическая сторона детства не вызывает сомнений. Культура, являясь человекотворным образованием, не передается по наследству, т.е. биологически, она проходит через каналы разнообразных социальных связей . Адаптация ребенка с окружающим миром взрослых есть залог его физического, психического и социального здоровья, которое является жизненно важным для бытия дошкольника, фундаментальным состоянием, позволяющим выполнять социокультурные функции соответствующие его возрасту. В нашем понимании, детство представляет собой процесс воспитания без принуждения, как процесс приобщения развивающейся личности к культуре жизни, а главной целью развития личности является наиболее полная реализация ребенком своих задатков и способностей.
В период детства начинает складываться тонкий и чувственный внутренний мир ребенка. Он представляет собой целостную и ценностную модель пространства культуры, отраженную в представлениях ребенка «Я-сам» и индивидуальных, самостоятельных, свободных культуросообразных способах жизнедеятельности и самовыражения, т.е. становление личности ребенка зависит не только от его внутреннего «я», оно во многом обусловлено особенностями культуры, в которой он общается. В ходе очеловечивания вступающего в жизнь ребенка осуществляется переход от осязательных ощущений младенца к самым возвышенным понятиям философа. Усваивая человеческое содержание, заключенное в предметности культуры, ребенок вбирает его в себя, усваивает его и присваивает, становясь тем самым культурным существом.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Выявление уровней сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

 

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 1008 г. Москва. (Саянская, 13б)
В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп: «Солнышко» — контрольная группа (22 ребёнка) и «Непоседы» -экспериментальная группа (22 ребёнка).
В ходе экспериментальной работы использовались методы:
 наблюдение,
 беседа,
 методика «Закончи предложение» (И.Б. Дерманова),
 методика «Сюжетные картинки» (С.Д. Забрамная).
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах выявлялась методом наблюдения по следующим критериям:
1.Навыки мытья рук и личной гигиены:
-как дети моют лицо, руки;
-закатывают рукава, берут мыло, намыливают руки до появления пены и смывают мыло;
-вытирают руки, вешают полотенце в свою ячейку;
-пользуются расчёской;
-пользуются носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают:
— правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошат хлеб;
-пережёвывают пищу с закрытым ртом; не разговаривают с полным ртом;
-тихо выходят по окончании еды из-за стола; говорят «спасибо».
3.Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку, шорты);
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
-правильно выполненное действие ребенок получал — «3»;
-действие, выполненное с небольшими неточностями -«2»;
-неумение выполнять действие — «1».
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей:
-высокий уровень — 41-51 балл;
-средний уровень — 28-40 баллов;
-низкий уровень — 0-27 баллов.
Таким образом, в контрольной группе 2 ребёнка (9 %) находятся на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков, 4 ребёнка (18 %) на среднем уровне сформированности культурно-гигиеническихнавыков и 16 детей (73 %) на низком уровне (навыки практически не сформированы).
В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков находятся 3 ребёнка (13 %), на среднем уровне 5 детей (23 %) и 14 детей (64 %) находятся на низком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков.
Количественные данные результатов наблюдения представлены в таблице 1.

Таблица 1.
Результаты диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной и контрольной группах.

Уровень Экспериментальная Кол-во Контрольная Кол-во
  группа детей (%) группа детей (%)
Низкий 14 64% 16 73%
Средний 5 23% 4 18%
Высокий 3 13% 2 9%

 

С целью выявления осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость нами была использована методика И.Б. Дермановой «Закончи историю».
Для изучения нравственного осознания нами были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку
Результаты данных методик позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены ребенком, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.
Показатели, полученные нами в результате проведения диагностической методики «Закончи предложение», представлены в таблице 2.

Таблица 2
Результаты диагностики по методике«Закончи историю»(контрольная группа и экспериментальная группа).

Уровень Экспериментальная Кол-во Контрольная Кол-во
  группа детей (%) группа детей (%)
Очень 0 0
низкий        
Низкий 8 36 6 27
Средний 12 55 11 50
Высокий 2 9 5 23

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по выявлению осознания детьми нравственных норм свидетельствует, что у большинства детей (50% в контрольной группе и 55 % в экспериментальной группе) сформированность осознания нравственных норм находится на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Далее с целью изучения эмоционального отношения к нравственным нормам нами была использована методика «Сюжетные картинки». Картинки были подобраны нами таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам.
Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) — на безнравственный.
Исследование проводилось индивидуально. Ребенку мы говорили: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе мы фиксировали эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Критерии оценивания эмоционального отношения к нравственным нормам:
Очень низкий уровень — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
Низкий уровень — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний уровень — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий уровень — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Показатели, полученные в результате проведения методики «Сюжетные картинки» представлены нами в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики по методике«Сюжетные картинки»(контрольная группа и экспериментальная группа).

Уровень Экспериментальная Кол-во Контрольная Кол-во
  группа детей (%) группа детей (%)
Очень 0 0 0 0
низкий        
Низкий 9 41 3 14
Средний 12 51 15 68
Высокий 1 4 4 18

Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 18 % детей контрольной группы и 4 % детей экспериментальной группы. Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Миша берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Миша: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает (При этом лицо у него серьезное, строгое.Всем своим видом он показывает, что не доволен поступкоммальчика). После этого Миша переводит взгляд на другую картинку, (улыбается). А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.
Уровень: высокий, так как Миша проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 68% детей контрольной группы и 55 % детей экспериментальной группы. Дети правильно раскладывали картинки — с правой стороны — хорошие поступки, с левой — плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Матвей положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 14% детей контрольной группы и 41 % детей экспериментальной группы. Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, так как «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, — направо («что учительница скажет, то и надо делать»).
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся в основном на низком и среднем уровнях.
Таблица 4.
Результаты выявления уровней сформированности культурныхнавыков общения (контрольная и экспериментальная группы).

Уровень Экспериментальная Кол-во Контрольная Кол-во
  группа детей (%) группа детей (%)
         
Низкий 7 32 8 36
Средний 12 55 12 55
Высокий 3 13 2 9

В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности культурных навыков общения находятся 3 ребёнка (13 %), на среднем уровне12 детей (55 %) и на низком уровне 7 детей (32 %).
В контрольной группе на высоком уровне сформированности культурных навыков общения находятся 2 ребёнка (9 %), на среднем уровне 12 детей (55 %)и на низком уровне 8 детей (36 %).
Далее, используя методические рекомендации И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и др., были определены уровни сформированности навыков культуры деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень — ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует привычка доводить начатоедело до конца; он не всегда бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка отсутствует интерес к содержательным занятиям. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.
Средний уровень — дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.
Высокий уровень — ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Малыш в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении идоброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.
В результате наблюдения за детьми во время режимных моментов, проведения бесед, экскурсий были получены следующие результаты:
— в экспериментальной группе 7 детей (32 %) находятся на низком уровне сформированности навыков культуры деятельности, 12 детей (55 %) на среднем уровне и 3 ребёнка (13 %) на высоком уровне.
— в контрольной группе на высоком уровне сформированности навыков культуры деятельности находятся 2 ребёнка (9 %), на среднем уровне 12 детей(55 %) и на низком уровне 8 детей (36 %).
Показатели сформированности навыков культуры деятельности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе представлены нами в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты выявления уровней сформированности навыковкультуры деятельности (контрольная и экспериментальная группы).

уровень Экспериментальная Кол-во Контрольная Кол-во
  группа детей (%) группа детей (%)
Низкий 7 32 8 36
средний 12 55 12 55
высокий 3 13 2 9

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в сводной таблице 6.

Таблица 6.

Результаты констатирующего этапа эксперимента.

 

Уровни Культурно- Осознание Эмоциональное
сформированности гигиенические нравственных отношение к
культурного навыки норм нравственным
поведения     нормам
  ЭГ КГ ЭГ
Низкий 16 (64%) 16(73%) 8(32%)
Средний 6 (24%) 4(18%) 12(48%)
Высокий 3 (12%) 2(9%) 5(20%)

Таким образом, полученные результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
С целью выявления уровней сформированности культурных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста была организованапоездка в театр и проведена беседа на нравственную тему, решив понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми инезнакомыми людьми.
Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста использовались критерии оценки, рекомендованные Программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы А.Н.
Низкий уровень (1 балл): поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.
Средний уровень (2 балла): ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.
Высокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.
Исходя из этого, выделяются критерии оценки:
 11 баллов — низкий уровень;
 19 баллов — средний уровень;
 27 баллов — высокий уровень.
Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. В ходе диагностирования дети проявляли большой интерес к проводимой работе.
На основании проведенного практического исследования, была поставлена задача проведения цикла занятий с дошкольниками по формированию культуры поведения.

 

2.2. Мероприятия по формированию общей культуры дошкольников

В целях формирования общей культуры дошкольников был разработан тематический план проведения серии сюжетно-ролевых игр в старшей группе «Солнышко» (таблица 7).

Таблица 7.

  Сюжетно-ролевая игра Материал,

предварительная

работа

2 «Семья»

Цель: воспитание культуры поведения,

семейных взаимоотношений.

Задачи:воспитывать любовь,

доброжелательное, заботливое отношение к

членам семьи, интерес к их деятельности.

Все игрушки,

необходимые для

игры в семью: куклы,

мебель, посуда, вещи

и т. д.

3 «Детский сад»

Цель: воспитание культуры поведения,

взаимоотношений.

Задачи:расширять знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей,которые здесь работают, – воспитателя, няни,повара, музыкального работника,

воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Все игрушки,

необходимые для

игры в детский сад.

4 «В библиотеке»

Цель: воспитание культуры поведения,

уважения к старшим.

Задачи: расширять кругозор детей, научить

детей правильно пользоваться услугами

библиотеки, применять знания литературных

произведений, ранее полученных на

занятиях, закреплять знания о профессии

библиотекаря, воспитывать уважение к труду

библиотекаря и бережное отношение к книге,

расширять словарный запас детей:

«библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Книги, знакомые детям, ящик с картинками,

картотека, карандаши,

наборы открыток.

 

5 «Магазин»

Цель :воспитание культуры

поведения, формирование культуры

поведения в общественных местах;

Задачи: учить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширять словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Все игрушки,

изображающие

товары, которые

можно купить в

магазине,

расположенные на

витрине, деньги.

6 «Парикмахерская»

Цель: воспитание культуры поведения,

общения.

Задачи:познакомить детей с профессией парикмахера, расширить словарный запас детей.

Халат для

парикмахера, накидка

для клиента,

инструменты

парикмахера —

расческа, ножницы,

флакончики для

одеколона, лака, фен.

Реализуя систему работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возрастам средством сюжетно-ролевой игры, осуществлялась предварительная работа с детьми по формированию знаний о культуре поведения: проводились беседы на тему нравственности, читались книги, детям рассказывалось о правилах поведения в общественных местах.
В содержание мы включили разные формы работы:
1. Знакомство с правилами поведения («Пользуйся словами вежливого обращения: «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спасибо», «До свидания»; «На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания»; «Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам».
2. Проведение дидактических игр («Что такое хорошо, что такое плохо»),цель которой объяснить, что дети совершают отрицательные и положительные поступки; соединить два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку.
3. Знакомство с пословицами и поговорками («Каков разум, таковы и речи», «Чужим умом умней, не станешь», «Не бросай слова на ветер», «Нет друга, так ищи, а нашел – береги»).
4. Чтение художественных произведений («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского, «Огурцы» Н.Носова).
5. Проведение этических бесед
Этическая беседа «Урок вежливости», в ходе беседы воспитатель дает детям представление о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учит справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывает культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
Этическая беседа «О дружбе», цель этой беседы помочь детям понять нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Этическая беседа «С чего начинается дружба», цель объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться.
6. Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов «Я и мое поведение».
7. Проведение праздников и развлечений («Здравствуй весна», «Культура поведения в общественных местах»).
В утренние часы основное внимание уделяли знакомству детей с правилами культуры поведения (культурно-гигиенические правила, правила культуры общения, правила культуры деятельности и общие правила нравственности) и раскрытию их нравственного смысла.
В ходе выполнения режимных процессов использовали предвосхищающую и положительную оценку с установкой на хорошие поступки детей: «Я уверена…», «Мне будет радостно…» и т.д.
Создавали условия для оказания взаимопомощи детей друг другу «Давайте поможем друг другу убрать игрушки».
Во второй половине дня читали книги Агнии Барто «Медвежонок-невежа», Людмилы Васильевой-Гангус «Азбука вежливости» и др. с последующим анализом.
Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, так как многое зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Во время режимных моментов каждому ребёнку показывали, как нужно пользоваться полотенцем, мылом, как следует вести себя в туалетной комнате. Проводя сюжетно-ролевые игры, мы включались в игру детей, демонстрировали образцы культурного поведения, показывали собственные примеры, организовывали ситуации, требующие от детей проявления культурного поведения. Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведение, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха — всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности. В ходе формирующего эксперимента мы вовлекали в игру малоактивных детей, которые предпочитали отмалчиваться, путем организации совместной с педагогом игровой деятельности.

 

2.3 Контрольный эксперимент

В ходе проведения контрольного эксперимента были использованы те же методики исследования, что и в констатирующем.
Таблица 8.
Сравнительные результаты выявления уровней сформированностикультурно-гигиенических навыков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Уровень Констатирующий этап

эксперимента

Контрольный этап

эксперимента

  Экспери

ментальн

ая

группа

Кол-во

детей

в %

Контрольная

группа

Кол-во

детей в

%

Экспериментальная

групп

а

Кол-во

детей в

%

Контрольная

группа

Кол-во

детей

в %

Низкий 14 64 16 73       68
средний 5 23 4 18 10 45 5 23
высокий 3 13 2 9 12 55 2 9

Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что в контрольной группе данные не изменились.
В экспериментальной группе видна динамика развития: на 42 % увеличилось количество детей, которые находятся на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков, на 22 % увеличилось количество детей, которые находятся на среднем уровне сформированности культурно-гигиенических навыков и нет ни одного ребёнка на низком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков.
Результаты, полученные в ходе проведения диагностической методики «Закончи предложение» представлены нами в таблице 9.
Таблица 9.
Сравнительные результаты выявления уровней осознаниянравственных норм детьми старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования

Уровень Констатирующий этап

эксперимента

Контрольный этап эксперимента
  Экспериментальная

группа

% Контрольная

группа

% Экспериментальная

группа

% Контрольная

группа

Низкий 8 6 6 7 3 4 5 3
Средний 12 5 11 0 6 7 12 4
Высокий 2 9 5 3 13 5 9 2

Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по выявлению осознания детьми нравственных норм, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 3 детей (14 %), на среднем уровне 6 детей (27 %) и на высоком уровне находятся 13 детей (59 %).
В контрольной группе 5 детей (23 %) находятся на низком уровне, 12 детей (54 %) на среднем уровне и 5 детей (23 %) на высоком уровне осознания нравственных норм.
8% детей экспериментальной группы поднялись на высокий уровень осознания нравственных норм. Дети контрольной группы за время опытно-экспериментальной работы показали незначительную динамику развития: всего 1 ребёнок поднялся с низкого уровня на уровень выше.
Результаты проведения методики «Сюжетные картинки» мы представили в таблице 10.
Таблица 10.
Сравнительные результаты выявления эмоционального отношениядетей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольных этапах исследования.

Уровень Констатирующий этап

эксперимента

Контрольный этап эксперимента
  Экспериментальная группа % Контрольная

группа

% Экспериментальная группа % Контрол

ьная

группа

%
Низкий 9 1 3 4 0 3 1 4
Средний 12 1 15 8 8 6 15 8
Высокий 1 4 4 8 14 4 4 8

Итоги выполнения детьми на контрольном этапе задания «Сюжетные картинки» показали, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 14 детей (56 %), на среднем уровне 8 детей (32 %) и на низком уровне нет ни одного ребёнка.
В контрольной группе показатели не изменились.
На контрольном этапе эксперимента, анализируя результаты выявления уровней сформированности культурных навыков общения в контрольной и экспериментальной группе, мы получили показатели, представленные нами в сводной таблице 11
Таблица 11.
Сравнительные результаты выявления уровней сформированностикультурных навыков общения на констатирующем и контрольном этапе исследования (контрольная и экспериментальная группы.

Уровень Констатирующий этап

эксперимента

Контрольный этап

эксперимента

Низкий Экспериментальная группа % Контрольная

группа

% Экспериментальная группа % Контрольная

группа

%
7 32 8 36 14 8 36  
               
Средний 12 55 12 55 7 3 12 5
          2   5
Высокий 3 13 2 9 14 6 42 9
               

Таким образом, в результате контрольного этапа эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе на 51 % увеличилось количество детей, находящихся на высоком уровне сформированности культурных навыков общения. В контрольной группе показатели не изменились.
Анализируя результаты выявления уровней сформированности навыков культуры деятельности в контрольной и экспериментальной группах, мы получили показатели, которые представлены в таблице 12

Таблица 12.
Сравнительные результаты выявления уровней сформированностинавыков культуры деятельности на констатирующем и контрольном этапе исследования (контрольная и экспериментальная группы)

Уровень Констатирующий этап

эксперимента

  Контрольный этап    
  эксперимента      
  Экспериментальная

группа

% Контрольная группа % Экспериментальная группа % Контрольна

я

группа

%
     
     
     
     
низкий 7 32 8 36 0 0 8 36
               
средний 12 55 12 55 7 32 12 55
             
высокий 3 13 2 9 15 6 8 29
               

В результате наблюдения за детьми во время режимных моментов, проведения беседы, экскурсии мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе нет ни одного ребёнка на низком уровне сформированности навыков культуры деятельности, 7 детей (32 %) на среднем уровне и 15 детей (68 %) на высоком уровне. В контрольной группе показатели не изменились. Итак, результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования показали, что разработанная нами система работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказала положительное влияние на формирование уровня осознания детьми нравственных норм и уровня эмоционального отношения детей к нравственным нормам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен анализ источниковедческой базы исследования общего культурного развития детей дошкольного возраста. Были проанализированы труды ведущих специалистов в области изучения формирования культурного развития дошкольников. Изучить теоретические и методологические предпосылки формирования основ культуры дошкольника.
В процессе рассмотрения детства как феномена культурного развития ребенка-дошкольника выявлены особенности формирования основ культуры у детей дошкольного возраста.
В ходе опытно-экспериментальной работы был выявлен уровень развития культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов показал, что 17% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 46 %-средний, 17 %-низкий уровень. Выяснилось, что лучше всего у детей развита культура взаимоотношений со сверстниками, а меньше всего — культура деятельности.
Для формирования культуры поведения были отобраны и реализованы разные игры, направленные на формирование взаимоотношений детей в группе, развития навыков сотрудничества, доброжелательности к сверстникам, соблюдения этикета и т. д. Результаты контрольного исследования показали, что дети экспериментальной группы характеризуются более высоким уровнем сформированности культуры поведения по сравнению с данными контрольной группы. Также в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, лишь небольшая часть дошкольников имеет низкий уровень сформированности культуры поведения.
В результате экспериментальной работы по апробации и внедрению комплекса сюжетно — ролевых игр по формированию культуры поведения, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было доказано, что они эффективны.
Установлено, что в ходе проведения констатирующего эксперимента произошли изменения в уровнях сформированности культуры поведения. На начальном этапе 60 % детей старшего дошкольного возраста имели представление о культуре поведения в форме внешнего впечатления, в основе которого лежали смутные знания о нормах культуры поведения. По завершении эксперимента 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм культуры поведения осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах культуры поведения чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.
В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!/Ш.А. Амонвшвили — М.: Просвещение, 2015. – 180 с.
2. Андрианова Т.М. Игра — один из важнейших приёмов работы с шестилетними детьми/Т.М.Андрианова. — М.: Просвещение, 2014.- 82 с.
3. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогические проблемы дидактической игры/Ю.А.Афонькина. — Мурманск, 2015.- 126 с.
4. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. – Вопросы психологии — 2016. -№4. – С. 18-21.
5. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. -2013.- № 5. –С. 39-43.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. – 400 с.
7. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности /Б.С. Братусь. – М., 2016. – 112 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 2014. -С. 189-196.
9. Волкова С.И. Дидактические игры и игровые упражнения.//Начальная школа. — 2017. — № 6.
10. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.//Вопросы психологии. — 2016. — № 6.- С. 31-35.
11. Выготский Л.С. Проблема развития психики.//Собр. соч.: т. 3. — М.: Просвещение, 2013.- 405с..
12. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств/Т.П.Гаврилова. — М.: Знание; 2015.- 79 с.
13. Газман О.С. Каникулы, игра, воспитание/О.С.Газман. — М.: Приор, 2017.- 202 с.
14. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой/ О.С.Газман. — М.: Просвещение, 2015.- 140 с.
15. Ганощенко Н.И., Галигузова Л.Н., Мещерякова, С.Ю., Рузская, А.Г., Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. – М.: МОДЭК, 2015. – 240 с.
16. Голецыова О. и др. Игры в детском саду/О. Голецыова. – М.: Просвещение, 2014.-94с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/В.Н.Дружинин. — СПб.:Питер, 2015. — 368 с.
18. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности.// Начальная школа/З.А.Еланская. — 2016. — № 6.- С. 22- 26.
19. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — 2015. — № 3. — С. 16-21.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/. –СПб.: Речь, №, 2014. – 310 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2013. – 208 с.
22. Зубарь С.В. Моя помощница — игра.//Начальная школа: плюс до и после. — 2014. — № 2.
23. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Т.И.Бабевой, З.А.Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2014 – 192 с.
24. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.
25. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – 385 с.
26. Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии. // Вопросы психологии. – 2015. — № 1. – С.17-26.
28. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 94 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов. — М.: Академия, 2015. — 456 с.
30. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе/В.С.Мухина. — М.: Просвещение, 2014.- 141с..
31. Настольная книга методиста детского сада/Автор-составитель Честнова Н.Ю. –Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 672 с.
32. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе// Журнал практического психолога – 2016. — № 10-11. – С. 207 – 225.
33. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. -72 с.
34. Пропп В. Я. Морфология сказки/В.Я.Пропп. — М.: Академия, 2014. – 160 с.
35. Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. –М.: Академия, 2017. – 384 с.
36. Рогов Е.И. Психология общения/Е.И.Рогов . –М.:ВЛАДОС, 2015 – 335 с.
38. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками.//Начальная школа — 2016. — № 4 — С. 14-17.
39. Степанова О.А. Развитие школьно-значимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.//Начальная школа. — 2013. — № 5.
40. Столяр А.А., Скобенев Г.Н., Когабуцкий Н.И. Давайте поиграем/А.А.Столяр. — М.: Гардарики, 2015.- 201с.
41.Чутко К.Я. Игра и учебная деятельность детей.//Начальная школа: I. — 2016. — № 4.- С. 33-37.
42. Шмаков С.А. Игра и дети/С.А.. Шмаков. – М: Просвещение, 2015.- 74с.
43. Широких О., Космачева Н. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций.// Дошкольное воспитание. – 2017. — №4 — С. 42-46
44. Эльконин Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. — М.: Просвещение, 2014. – 380 С.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф