Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Изучение особенностей темперамента и стиля поведения студентов»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Глава I. Роль и влияние темперамента на деятельность человека

1.1. Понятие о темпераменте

1.2. Краткий обзор учений о темпераменте

1.3. Физиологические основы темперамента

1.4. Типы темперамента и их психологическая характеристика

1.5. Индивидуальный стиль деятельности, роль и влияние

темперамента на деятельность

1.6. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией

Глава II. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального

стиля деятельности

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2.3.Выводы по эмпирическому исследованию

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

 

Интерес к проблеме изучения темперамента возник более двух с половиной тысяч лет назад. Предпринимаются постоянные попытки исследовать проблему темперамента, но, несмотря на множество исследований в этой области он так и остаётся во многом спорной и нерешённой проблемой. Существует много подходов к исследованию темперамента. Но при всем существующем разнообразии подходов исследователи признают, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными по сравнению с другими психологическими особенностями человека.

Знания о темпераменте необходимы и используются во многих сферах человеческой жизни. Например, при приеме на работу работодатели стали использовать тесты на определение темперамента для определения профессиональной пригодности, знания о темпераменте также используются при оказании помощи психически неуравновешенным и больным людям, а так же преступникам. Знание о темпераменте человека позволяет оценить его характер, умственные способности и спрогнозировать его дальнейшие действия, его поведение и реакции в различных ситуациях.

Цель курсовой работы – исследование типов темперамента и стиля поведения людей юношеского возраста.

Задачи курсовой работы:

— изучить теоретическую литературу по данной теме;

— раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;

— провести исследовательскую часть работы;

— провести анализ полученных результатов исследования;

— сформулировать результаты исследования.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение, что индивидуальный стиль поведения (направленность личности) совпадают с определенным типом темперамента человека.

Объект исследования  – темперамент и его типы

Предмет исследования – особенности проявления стиля поведения и темперамента людей юношеского возраста.

Методы, которые использовались при написании курсовой работы:

— метод теоретического анализа литературы;

— метод тестирования.

Курсовая работа опирается на базу исследования – молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет в количестве – 30 человек (мои одноклассники — бывшие ученики ГОУ СОШ 499, студенты 4 курса МАДИ города Москва). Из них 21 юноша и 9 девушек.

 

Глава I. Роль и влияние темперамента на деятельность человека

1.1 Понятие о темпераменте

Понятие «темперамент» используется для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает одного человека от других, что делает его уникальным. С детства мы замечаем, что окружающие нас люди – разные. Они отличаются друг от друга определенными особенностями: одни – более весёлые, активные, другие – медлительные, застенчивые. В этих особенностях и проявляется темперамент. Так, уже новорождённые и младенцы отличаются уровнем активности, динамизмом внимания, скоростью реакции, преобладающим настроением, эмоцией радости или страха при предъявлении новых объектов. Следовательно, эти особенности их темперамента являются врождёнными и сохраняются всю жизнь.

Темперамент проявляется в любом виде деятельности: трудовой, игровой, творческой, учебной. Он легко определяется по темпу речи человека, по скорости его движений, по устойчивости настроений и быстроте их смены, по выражению лица.

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко используется и понятие «характер». Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако в психологии различают эти понятия. Если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, то характер формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. К свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие?

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несёт свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несётся, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей». Различия в темпераменте проявляются в том, что одни люди реагируют на внешние раздражения бурно, с большой энергией, другие – вяло, слабо. У одних людей психологическая деятельность протекает скачкообразно, реакции у них возникают очень быстро. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. У других людей психическая деятельность протекает равномерно, реакции возникают медленно, человек не успевает отреагировать на смену обстановки. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны, медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. То есть, у одних преобладает скорость, быстрота реакций, а у других – инертность психических процессов. Также темперамент обусловливает глубину эмоциональных реакций, то есть одни и те же раздражители у одних людей вызывают аффект, а другие на них просто не реагируют, и стойкость эмоциональных состояний: у одних эмоции устойчивы, размеренны, у других – легко возникают и гаснут. [ В.С. Мерлин «Очерк теории темперамента», 1973.]

Б. М. Теплов [ Характер. Психология. — м.: Учпедгиз, 1953] даёт следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их —  с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев).

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии,2000 подчёркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

Следует подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Изменить темперамент невозможно вследствие его врожденности, но воспитать, улучшить, приспособить – можно. Поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование его достоинств в конкретной деятельности.

Темперамент – это система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида.

Динамика – это темп, ритм, подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

Итак, «под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента». [380 РОГОВ Е.И.-М. Гуманит,2000]

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

 

1.2 Краткий обзор учений о темпераменте

Термин «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», что означает смесь. Он родился еще в Античной Греции и Риме. Создателем учения о темпераментах считается Гиппократ. Он предложил гуморальную теорию темперамента: темперамент зависит от преобладающей жидкости в организме человека. Описал основные типы темпераментов, дал им характеристики и утверждал, что люди различаются  соотношением различных жидкостей – четырёх основных «соков организма» — крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. Исходя из учения Гиппократа, Клавдий Гален во втором тысячелетии новой эры разработал первую классификацию темпераментов, изложенную в известном трактате «De temperamentum». Эта классификация в малоизменённом виде дошла до наших дней и остаётся достоянием обыденного сознания. Он выделил тринадцать типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре темперамента всем хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от греч. phlegma – слизь, мокрота), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении многих веков.

Имманул Кант в своей работе «О темпераменте» описывает 4 типа, различая темпераменты чувства и темпераменты деятельности (действия). К темпераментам действия Кант относит холерический и флегматический темперамент, а к темпераментам чувства – сангвинический и меланхолический. Темпераменты, по Канту, не могут быть совмещены, так как в парах они противоположны (то есть не может быть холеро-флегматика или сангвино-меланхолика). Давая характеристику четырем типам темперамента, Кант смешивает понятия темперамента и характера. Например, меланхолик «озабоченный и недоверчивый», сангвиник «беззаботный и полный надежд», флегматик «волевой и терпеливый», холерик «честолюбивый и гордый».

Вторая, конституционная теория темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон), возникшая в начале двадцатого века, связывала темперамент с врождённой конституцией телосложения человека. Главная идея этой теории заключается в том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Конституционные теории темперамента опирались на наглядно-различимые признаки в строении человеческого тела. Наиболее известные из этих теорий принадлежат немецкому психиатру и психологу Э. Кречмеру и американскому врачу и психологу У. Шелдону.

Э. Кречмер выделил и описал четыре конституционных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик (греч. leptos – хрупкий, soma — тело), или астеник (astenos — слабый) – человек высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, вытянутым лицом яйцеобразной формы, узкими плечами, худыми и длинными ногами и руками, узкими кистями рук, тонкими костями и мышцами, дряблой кожей. Астеники склонны к преждевременному старению.

Атлетик (athlos – борьба, схватка) – человек высокого или среднего роста, пропорционального крепкого телосложения, с широкими плечами, узкими бёдрами, развитой мускулатурой. Голова держится прямо, лицевые кости выпуклые. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита. Жировая прослойка не выражена.

Пикник (pyknos – толстый, плотный) – человек среднего или малого роста, чрезмерно тучный, с выраженной жировой тканью, расплывшимся туловищем с большим животом, выпуклой грудной клеткой, круглой головой на короткой шее, широким лицом с мелкими чертами. Для таких людей характерна сутулость, а тело имеет бочкообразную форму.

Диспластик (dys – плохо, plastos – сложенный) – человек с бесформенным, неправильным телосложением, плохо сформировавшийся. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения, например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение.

Выделенные Кречмером типы не зависят от худобы или роста. Речь идет о пропорциях, а не об абсолютных размерах тела. Например, могут быть толстые астеники и худые пикники.         С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнёс три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие названия: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке. В отличие от него, иксотимик,  обладающий атлетическим телосложением, спокоен, маловпечатлителен, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. У циклотимика, обладающего пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Конституционную теорию темперамента уточнил американский учёный У. Шелдон. Она приобрела большую популярность. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины эмбриологии. Свои исследования он проводил на здоровых людях. Он предполагает наличие трех основных типов, связанных с тремя слоями клеток эмбриона:

  1. эндодерма (из которой образуются внутренние органы);
  2. мезодерма (кости, мышцы и легкие);
  3. эктодерма (волосы, ногти, кожа, нервная система, мозг)

Таким образом, можно выделить три типа телосложения:

1) эндоморфный – отличается слабым телосложением, круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров. Имеет большой живот, тонкие, слабые и короткие конечности;

2) мезоморфный – характеризуется могучим телосложением. Грудь колесом, развитые члены, широкие ладони и ступни, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова;          3) эктоморфный – худой и высокий, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой, очень развитой нервной системой;

Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил свою трактовку свойств темперамента. Он выделил четыре свойства темперамента, отвечающие за степень напряженности взаимодействия организма со средой, легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность  несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров – активности и чувствительности – были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции «темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств». [РУСАЛОВ В.М., 1989]

В соответствии с этими двумя основными видами человеческой деятельности – предметной деятельностью и общением – каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному. Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, порождающие данные свойства. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объекте или его аспекте. А темп проявляется в том, насколько быстро протекают соответствующие психические процессы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его переключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь также следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей.

 

1.3. Физиологические основы темперамента

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, то есть нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов,  Э.Кречмер) склонны были поставить и темперамент, и даже характер, в зависимость, прежде всего, от этих последних. Несомненно, система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Важную роль в определении типа темперамента играют свойства центральной нервной системы, открытые И. Павловым. Эти свойства, характеризующиеся силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов, получили совокупное название: тип высшей нервной деятельности.

«Сила нервных процессов – это показатель работоспособности нервных клеток, их способность выдерживать большую и длительную нагрузку, то есть свойство, не утомляясь, долго находится в состоянии активации, возбуждения. Противоположное свойство так и называется: слабость нервной системы». [БОНДАРЕНКО А.Ф., 2009]

Уравновешенность – это баланс возбуждения и торможения, то есть соответствие активации одних участков коры головного мозга, торможению других, что делает возможной целенаправленную деятельность. Противоположное свойство называется неуравновешенность, когда возбуждение и торможение происходит бессистемно, что затрудняет, например, концентрацию внимания и приводит к повышенной отвлекаемости.

Подвижность – это быстрота смены одного психического процесса другим, то есть способность к быстрому переключению анализаторов. Противоположное свойство называется инертностью.

Устойчивая комбинация этих свойств нервной системы и называется типом нервной деятельности.

И. П. Павлов выделил следующие типы нервной деятельности:

  1. сильный неуравновешенный, подвижный (в котором нервные процессы отличаются интенсивным возбуждением, преобладанием возбуждения над торможением и быстрой сменой психических процессов);
  2. сильный уравновешенный, подвижный (при котором процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения, и психические процессы также легко переключаются благодаря быстрой активации различных анализаторов);
  3. сильный уравновешенный, инертный (при котором нервные процессы отличаются интенсивным возбуждением, таким же торможением и трудностью переключения);
  4. слабый, который характеризуется низкой работоспособностью нервных клеток, то есть невысокой и кратковременной силой торможения и возбуждения, частой сшибкой (беспорядочной активацией) этих двух процессов, что ведёт к неустойчивости психической активности и застреванием (инертностью) того или иного анализатора, что делает невозможным быстрое переключение в деятельности.

В реальной жизни имеются и переходные формы, но типология потому так и называется, что в ней отражены наиболее яркие черты, позволяющие ориентироваться в свойствах темперамента.

На основании типа высшей нервной деятельности выделяют четыре основных типа темперамента:

1.холероидный  (холерический) – сильный, но неуравновешенный, со слаб ыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами;

2.сангвиноидный (сангвинический) – сильный, уравновешенный, подвижный тип;

3.флегматоидный (флегматический) – сильный, уравновешенный малоподвижный (инертный) тип;

4.меланхолоидный (меланхолический) – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно велика. Однако сделанное им открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверждения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встречается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, то есть особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности.

 1.4. Типы темперамента и их психологическая характеристика

 

Каждый темперамент может проявляться по-разному. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении, определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д.

В настоящее время мы можем дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. В ходе исследований Теплова и его учеников названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, и были открыты новые свойства. К свойствам темперамента стали относить также экстраверсию — интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым —меланхоликом.

Тип темперамента обычно определяется по преобладающим характеристикам.

Холерический  темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания. Эта особенность проявляется в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости. «Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Сильные переживания, как радости, так и печали, находят выражение (иногда бурное) в его мимике и действиях. Он обладает хорошей адаптационной способностью, но слабым терпением, имеет высокую общительность, агрессивен в поведении, крайне возбуждённо относится к критике, хорошо воспринимает всё новое, положительное. Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью. Движения холерика часто бывают резкими, стремительными». [БОНДАРЕНКО А.Ф., 2009] Холерики очень активны и энергичны. В условиях, требующих быстрых и решительных действий, они проявляют себя с положительной стороны: быстро понимают суть вопроса и находят необходимые решения, не боятся опасности, проявляют инициативность, принципиальность, действуют с большим эмоциональным подъёмом. Когда холерический темперамент присущ человеку, не имеющему содержательных интересов, он, в связи с аффективным характером эмоциональных переживаний, усугубляет отрицательные черты личности: раздражительность, злобу. Когда у холериков нет настоящего дела, они скучливы и вялы. Под влиянием аффекта могут совершить необдуманный поступок, о чём завтра будут раскаиваться. Холерики отличаются субъективным ускорением объективного течения времени. Им кажется, что время летит, что они не успевают. Поэтому они всегда спешат, не любят ждать и многого не успевают.

Сангвиники отличаются высокой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов и состояний другими. Обычно сангвиник обладает богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. Он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения, не очень сосредоточен и углублён в свои личные переживания. Сангвиник быстро справляется с задачами, требующими сообразительности, если только эти задачи не особо трудные и серьёзные. Он легко берётся за разные дела, но легко забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало о них задумывается. Сангвиник легко входит в общение с другими людьми, но его отношение к людям часто поверхностно: он легко расстаётся со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения. Сангвиники, так же как и холерики, «спешат жить», но у них стремление вперёд сопровождается страхом «не успеть». Поэтому они обычно точны, не опаздывают, укладываются в требуемый график выполняемой работы.

Флегматик отличается, прежде всего, малой подвижностью; движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны. Его характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Его редко можно видеть взволнованным, ему чужды аффективные проявления. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишённая живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда. С флегматическим темпераментом связывают бедность психических переживаний – отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченных действий только удовлетворением несложных потребностей, вошедших в привычку. Он спокоен, уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые нередко отличаются большой силой и сложностью. Многие люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами, серьёзно и ответственно относятся к своим обязанностям и в результате добиваются большой продуктивности работы. Флегматики отличаются отставанием субъективного ощущения времени от объективного, то есть их внутреннее время течёт медленно. Поэтому они всегда опаздывают, любят копаться в мелочах, у них никогда не бывает дефицита времени.

Меланхолики отличаются слабостью нервных процессов. Для меланхоликов характерно прерывание течения эмоциональных переживаний. Эти переживания у них отличаются большой глубиной, накладывая отпечаток на весь склад личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим меланхоликом часто называют человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Меланхолики часто очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Как правило, они отличаются замкнутостью и необщительностью, тревожностью и чувством собственной малоценности. Движения меланхолика медлительны, однообразны, сдержаны; глубокие чувства внешне выражаются слабо. Человек с меланхолическим темпераментом характеризуется упадническим настроением, нерешительностью в действиях, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным делом. Отношения ко времени у меланхоликов отличаются тем, что у них нет ни опережения, ни отставания. Они как бы «привязаны» к нему, как бы «стоят» в нём, не ощущая его движения. Будущее их не интересует или страшит. Прошлое интересно настолько, насколько содержит приятные воспоминания.

Выделяют даже особые качества именно психологического времени для описания мироощущения людей, принадлежащих этим разным видам темперамента. Холерик живёт будущим, он живёт в психологическом времени «потом». Сангвиник живёт «здесь и сейчас», так как прошлое уже прошло, а будущее ещё не наступило. Флегматик живёт в прошлом, его психологическое время – «тогда». А меланхолик живёт в психологическом времени «всегда». Ему также легко представить себя в первом веке н.э. в роли какого-нибудь римского патриция или раба, как и в тридцать первом веке в роли астронавта-исследователя далёкой галактики, так как в глубине души он «знает», что люди всегда равны себе и, несмотря на внешние технические изменения и усовершенствования, живут теми же переживаниями и чувствами, что и всегда.

Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не часто, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Основная масса людей – флегматического и сангвинического типа.

В подтверждении вывода о том, что любой темперамент хорош и главное это ваши волевые качества, вспомним некоторых великих людей и попробуем определить их темперамент.

— Пушкин А. С. — Взрывной, то веселый, то резко без перехода раздражительный или грустный. Какой это тип темперамента? Холерик.

— Гоголь Н. В. — Мнительный, сомневающийся, постоянно переписывал свои произведения. Какой это тип темперамента? Меланхолик.

— Суворов В. А. — Очень подвижный, стремительный, целеустремленный, в то же время уравновешенный, всегда очень точно просчитывал этапы своих военных операций. Какой это тип темперамента? Сангвиник вместе с холериком.

— Кутузов М. И.   — Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый. Темперамент – флегматик.

Нет плохих и хороших темпераментов, которые мешают или помогают человеку. Никому из этих людей их тип темперамента не помешал очень многого добиться в жизни.

         

1.5. Индивидуальный стиль деятельности, роль и влияние темперамента на деятельность

Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.

С.Л.Рубинштейн (Основы общей психологии 2000) отмечает, что психологическое изучение деятельности включает в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы человеческой деятельности многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни.

Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это – игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один прием деятельности – привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосознанной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д.

В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. (РусаловВ.М., История учения о типах темперамента)
Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»).
Сангвиники – для организаторской деятельности («политики»).
Меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»).
Флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).
Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

В общении с меланхоликом следует проявлять безусловную тактичность, лёгкость, деликатность. Помнить, что такие люди ранимы, глубоко переживают даже незначительные замечания и, тем более, критику, склонны искать причины неудач в себе. Они очень жалостливы, нерешительны. Ясно, что при общении с такими коллегами, детьми, друзьями и родственниками следует проявить бережность и чуткость. Избегать грубости и всячески поддерживать их.

При общении с холериками, наоборот, следует предъявлять конкретные требования, учитывать их склонность к вспыльчивости и непоследовательности.

Флегматики чрезвычайно трудны в общении именно в силу своей ригидности. Они могут вызывать раздражение, ложное впечатление «тупости». Однако на самом деле флегматики могут быть очень умны, а их ум отличается глубиной и широтой. Во взаимоотношении с ними всегда требуется иметь время «про запас», набраться терпения. Особенно трудно иметь дело с флегматоидными женщинами, но учёт сильных сторон этого темперамента – залог приобретения верных и надёжных друзей.

Легче всего в общении сангвиники. Но следует опасаться их «шапкозакидательства», поверхностности, облегчённого отношения к проблемам. Их нужно контролировать, требовать точного соблюдения обязательств и пошаговой сверки хода совместной деятельности.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

 

1.6. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией — интроверсией

Понятия «экстраверсия – интроверсия» еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения резко отличающихся типов личности. Эти термины образованы от латинских корней «экстра» — «вне», «интро» – «внутрь» и «верто» — «обращаю».(Г. Айзенка, Опросник)

— экстраверсия — психологическое свойство темперамента, которое обусловливает преобладание взаимодействия с внешним миром, тягу к новым впечатлениям, общительность, повышенную двигательную активность.

— интроверсия – обусловливает преобладание интересов на внутреннем мире (собственные ощущения, образы, мысли), склонность к самоанализу, предпочтение уединённости, внешнюю сдержанность.
Экстраверсия – интроверсия – свойства темперамента, определяющие, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Экстраверты имеют сильный тип ВНД. Они общительны, активны, оптимистичны, подвижны, хорошо приспособляемы к среде, открыты в чувствах, отзывчивы, жизнерадостны, уверены в себе, остроумны, не всегда обязательны. Они стремятся к лидерству, имеют много друзей, любят развлечения. По темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, испытывают трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. Круг друзей у них невелик. Интроверты высоко ценят этические нормы, любят планировать будущее, задумываются над тем, что и как будут делать, не поддаются моментальным побуждениям, пессимистичны. Интроверты не любят волнений, придерживаются заведенного жизненного порядка. Они строго контролируют свои чувства и редко ведут себя агрессивно, обязательны. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. В жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты, как одних, так и других. Это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.

Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обуславливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность невротизма – эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический характер, в сочетании с интроверсией как флегматический.

Благополучные семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник – они как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. В дружеских отношениях часто бывают люди одного темперамента (кроме холериков – два холерика часто ссорятся из-за взаимной несдержанности). Также наиболее универсальными партнерами являются флегматики, т.к. их устраивает любой темперамент, кроме собственного. Пары флегматиков считаются весьма неблагополучными.

Айзенк (Опросник) попытался определить физиологическую основу параметров «экстраверсии – интроверсии», так, основываясь на гипотезе Павлова, он считал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных тормозных потенциалов возбуждения, в то время как поведение интровертов есть результат слабости тормозных потенциалов и силы потенциалов возбуждения. Айзенк (таблица №1) выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:

ТАБЛИЦА № 1 Экстраверт-интроверт

Интроверт Экстраверт
Ригидность восприятия Сильная слабая
Настойчивость Большая малая
Уровень притязаний Высокий низкий
Общительность Пониженная повышенная
Образование условных связей Быстрое медленное
Константность восприятия Низкая высокая

 

Существует большее количество факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей. Фактор A описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и ярость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки. Фактор E: доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Фактор I характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело. Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности.

Глава II. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности

2.1. Организация и проведение исследования

 

Цель — исследовать темперамент студентов и индивидуальный стиль деятельности.

Достижению данной цели отвечают следующие задачи:

— подобрать методики, сформировать выборку.

— изучить тип и свойства темперамента

— провести анализ полученных результатов исследования;

— сформулировать результаты исследования.

Гипотеза: что индивидуальный стиль поведения (направленность личности) совпадают с определенным типом темперамента человека.

Испытуемые: в исследовании принимали участие 30 испытуемых в возрасте 18-23 лет, в том числе 21 юноша и 9 девушек, а именно — мои одноклассники — бывшие ученики МАОУ лицея № 3 города Кропоткин, студенты 4 курса КАТ города Москва.

Методы исследования:

1) сбора данных:

— тестирование;

2) обработки данных.

Методики исследования:

Диагностика проводилась с использованием следующих тестов:

— опросник Айзенка по определению темперамента;

— направленность личности как выявление индивидуального стиля деятельности Б.Басса.

Данные тесты были выбраны для выявления взаимосвязи между типом темперамента и индивидуальным стилем деятельности.

 

2.2. Анализ результатов исследования темперамента по Айзенку и Бассу

При помощи методики Айзенка нами были получены результаты по типам темперамента (описание результатов – табл.2).

Результаты проведенного тестирования представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 Тестирование

 

ФИО испытуемого Темперамент Направленность
Аргунова Л.Д. Холерик НС
Авакян В.Р. Меланхолик НВД
Бабаев Г.А. Флегматик НЗ
Бабанин А.П. Флегматик НВД
Барабошкин В.А. Сангвиник НЗ
Батов А.А. Меланхолик НС
ВоробьевЛ.А. Холерик НВД
Гречнев Н.А. Сангвиник НЗ
Демиденко Ю.В. Сангвиник НС
Домнин О.С. Сангвиник НВД
Зарницкий А.Н. Флегматик НС
Имамутдинова Э.М. Сангвиник НВД
Искакова Е.Г. Сангвиник НВД
Козлова Г.И. Меланхолик НС
Коршунов Д.А. Сангвиник НВД
Кустарёв Д.А. Флегматик НС
Лазорев С.В. Сангвиник НВД
Нестеров Д.О. Меланхолик НС
Никитенко В.Д. Сангвиник НВД
Никрасов Н.С. Холерик НС
Петров А.С. Сангвиник НС
Пикалов В.А. Сангвиник НС
Поляков Г.А. Сангвиник НВД
Пономарёва Т.А. Сангвиник НВД
Руденко А.В. Флегматик НС
Самохин А.А. Сангвиник НС
Саркисьян Д.В. Сангвиник НС
Снагустенко И.А. Флегматик НС
Тимофеевв Д.Н. Сангвиник НВД
Шмегелевский И.А. Сангвиник НВД

 

Таким образом, после проведения тестирования, нами были получены следующие результаты. Обследование на тип темперамента:

57% – сангвиники;  20% – флегматики; 13% – меланхолики; 10% – холерики.

 

 

РИС.1 Типы темперамента

 

 

Анализ полученных данных показал, что преобладающее большинство испытуемых являются сангвиниками и флегматиками.

Из тридцати испытуемых семнадцать человек (57%) обладают сангвиническим типом темперамента, то есть они быстро сходятся с людьми, жизнерадостны, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Они легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке, активно вступают в контакты с людьми.

Шесть человек из тридцати испытуемых (20%) можно охарактеризовать как стабильные личности, то есть флегматиков – интровертов. Они медлительны, спокойны, пассивны, невозмутимы, осторожны, задумчивы. В отношениях с окружающими люди данного типа сдержаны, надежны, спокойны. Они способны выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Четверых испытуемых (13%) можно назвать меланхоликами – интровертами, которые характеризуются тревожностью, пессимистичностью. Они очень сдержаны внешне, но чувствительны и эмоциональны внутри. Также люди этого типа склонны к размышлениям. В ситуациях стресса они склонны к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности.
Только три человека из тридцати испытуемых (10%) обладает холерическим типом темперамента, что говорит о том, что это — нестабильная личность. Он обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение у него нестабильны, цикличны. В ситуациях стресса он склонен к истерическим, психопатическим реакциям.
Выявление направленности личности дало следующие результаты:

— направленность на себя (НС) – 47%

— направленность на взаимодействие (НВД) – 43%

— направленность на задачу (НЗ) – 10%

 

РИС.2Стили поведения

 

Можно сказать, что четырнадцать человек из тридцати испытуемых (47%) являются людьми с направленностью на себя, то есть  они больше заняты собой и своими чувствами, проблемами,  делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях, пытаются навязать свою волю группе, окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Тринадцать человек из тридцати (43%) – люди с направленностью на взаимные действия. Они избегают прямого решения проблемы, уступают давлению группы, не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить, не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Троих человек из тридцати испытуемых (10%) можно назвать людьми с деловой направленностью. Это говорит о том, что они помогают отдельным членам группы выражать свои мысли, поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели, легко и доступно излагают свои мысли и соображения, берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи, не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

2.3 Выводы по эмпирическому исследованию

В эмпирическом исследовании была поставлена задача проведения диагностического исследования типов темперамента по методике Г.Ю. Айзенка и направленности личности Б. Басса.  Были решены следующие задачи: был выявлен преобладающий тип темперамента, поведенческие особенности, стиль поведения каждого испытуемого.

В ходе проведенного исследования было выявлено следующее: проведено соответствие каждого испытуемого с типами темперамента: 57% опрошенных оказались сангвиниками, 20% — флегматиками, 13% — меланхоликами и 10% — холериками; направленность личности, которая дала следующие результаты: 47% — направленность на себя (НС), 43% — направленность на взаимодействие (НВД), 10% — направленность на задачу (НЗ).

Выяснилось, что большинство опрошенных является сангвиниками, меньше всего – холериков. А значит, большинство из них активны и энергичны, добры и готовы прийти на помощь, с ними легко общаться.

Меньшая часть опрошенных слишком самоуверенна, достаточно активна, стремящаяся к лидерству и доминированию, очень раздражительна и несдержанна, часто у людей этого темперамента взрывной характер, а это не очень хорошо для высоких амбиций.

Таким образом, большинство опрошенных обладают необходимыми чертами личности, такими как: коммуникабельность, отзывчивость, эмоциональная устойчивость, высокая работоспособность и активность, которые позволят им в дальнейшем рационально использовать данные.

             

Заключение

В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные гипотезы с целью объяснить природу темперамента. Это удалось сделать И. П. Павлову, который определил, что физиологической основой темперамента – являются типы нервной системы (типы высшей нервной деятельности). Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Фундаментальными процессами нервной системы являются возбуждение и торможение. Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга. Соотношения возбуждения и торможения образуют свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы человека. Признаком силы возбудительного процесса может служить устойчивая активность, возможность длительных и напряженных усилий в умственной и физической работе, умение спокойно находить выход из трудных ситуаций. Сила по торможению характеризуется, например, устойчивой сосредоточенностью на выполняемой деятельности, способностью долго удерживать произвольное внимание, а также легко осуществлять нужные задержки движений и поступков. Слабости нервных процессов проявляется, к примеру, в постоянной вялости и расслабленность в одних случаях, легкой возбудимости при быстрой истощаемости в других.

Индивидуальные особенности нервной системы характеризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупностью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет типы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.

Итак, сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента, а сильный уравновешенный инертный – флегматического. Сильный неуравновешенный тип нервной системы соответствует холерическому, а слабый тип – меланхолическому темпераменту.

Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и пронизывают все стороны психики человека, существенно определяют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, отражаются в побуждениях и действиях человека.

Проведенное исследование и последующая обработка результатов подтвердили гипотезу, что индивидуальный стиль поведения (направленность личности) совпадают с определенным типом темперамента человека.

В результате исследования 57% исследуемых из 30 (17 человек) оказались сангвиниками, 20% (6 человек) — флегматиками, 13% (4 человека) — меланхоликами и 10% (3 человека) — холериками; направленность личности дала следующие результаты: 47% (14 человек) оказались людьми с направленностью на себя (НС), 43% (13 человек) – с направленностью на взаимодействие (НВД), 10% (3 человека) – с направленностью на задачу (НЗ).

По ходу своей работы я узнала очень многое. Я узнала, что такое темперамент, его виды, узнала, что он не один, выявила плюсы и минусы каждого типа темперамента. Теперь я знаю, как сформировалось учение о типах темперамента, как ученые по-разному его изучают и воспринимают. Я узнала, как надо работать с людьми разных типов темперамента, учитывать эти типы в деятельности. Мне пригодятся эти знания в моей будущей профессии, чтобы правильно построить деятельность детей на уроке.

Процесс изучения этой темы был очень интересен для меня. Было увлекательно тестировать людей. Изучив материал, я уже могу по внешнему виду человека определить его темперамент, конечно же, не всегда точно. А знание темперамента человека дает мне возможность правильно общаться с ним. Например, если это холерик, то он — суетливый человек, не любит медлительность, его привлекает все новое, он не может усидеть на одном месте. А если мой собеседник или партнер флегматик, то я уже знаю, что его не следует торопить, перебивать, это обстоятельный человек, он не любит спешки и суеты. И не действуя ему на нервы, я смогу установить с ним контакт. Меланхолики же очень нежные и ранимые натуры, любое грубое или сказанное не к месту слово может их легко обидеть и задеть. С такими людьми надо обходиться очень бережно и осторожно. Я тоже меланхолик, и уже буду знать, что мне с таким человеком будет легко общаться, мы поймем друг друга с полуслова.

Значит, если, изучив тему, я ее освоила и поняла, я могу передать свой опыт другим и научить их тем самым проще общаться с людьми, найти новых друзей и не потерять старых. То же самое применимо и ко мне. Также я могу постараться уладить конфликт между людьми, определив их темперамент и объяснив, почему они себя так ведут. Я могу посоветовать им обратить внимание на особенности друг друга и считаться с ними, а не отбрасывать их в сторону. Мы живем в обществе и зависим от него, поэтому нам следует учиться понимать друг друга, прислушиваться не только к себе, но и к окружающим, тогда будет меньше ссор и конфликтов и мы будем меньше тратить свое здоровье и свои нервы.

 

 Список использованной литературы

  1. Бондаренко А.Ф. Основы психологии. Учебник для студентов гуманитарных вузов – К.: Освита Украины. – 2009.
  2.  Кордуэлл М.  Психология. А – Я: Словарь-справочник / Майк Кордуэлл. – Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  3.  Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.
  4.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  5.  Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  6.  Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
  7.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  8.  Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011.
  9.  Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997.
  10. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10, — № 1.
  11. В.С. Мерлин «Очерк теории темперамента», 1973.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф