Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Кинотерапия как метод развития эмпатии в подростковом возрасте»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

1 Теоретические аспекты изучения кинотерапии как метода развития эмпатии в подростковом возрасте

1.1 Эмпатия как психологически феномен

1.2 Развитие эмпатии в подростковом возрасте

1.3 Кинотерапия как метод развития эмпатии

2 Экспериментальное изучение кинотерапии как метода развития эмпатии в подростковом возрасте

2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики

2.2 Система занятий, направленная на развитие эмпатии в

подростковом возрасте посредством кинотерапии

2.3 Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

 

В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.

Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса.

Кинотерапия как терапевтическое направление воздействия на личность человека начало теоретически оформляться относительно недавно, около двух десятилетий назад, официальным родоначальником считается лондонский психотерапевт Берни Вудер, но некоторые называют 30 лет и итальянца Антонио Менегетти, предложившего термин «синемалогия — это логика следствий, вызванных кинематографической действительностью», или Тева Спаркса, вещающего о кинойоге, или Гэри Соломона.

Хорошее кино, как художественная литература, вне времени, политики и конкуренции. Оно, по сути, часть воспитания – чувств и вкуса, например. А еще искусство манипуляции: талантливый режиссер способен вывести зрителя на любые эмоции.

Кинотерапия это одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудио-визуальную систему. Все функциональные компоненты фильма — сценарий, прописанные диалоги, музыка, визуальный ряд (мимика и жесты актеров, декорации, места съемки и пр.) – несут колоссальную информационную и психологическую нагрузку.

Фильм становится становится причиной возникновения самых разных эмоций человека, вызываемых отношением к героям фильма, к их особенностям, к чертам их характера, манере поведения, общения и пр. В процессе просмотра происходит идентификация с одним или несколькими героями фильма. То есть отождествление с персонажем, когда устанавливается эмоциональная связь между вами и героем фильма и происходит внутреннее бессознательное, либо осознаваемое принятие, интеграция, его нравственных, моральных, общечеловеческих ценностей в вашу психическую реальность. В результате происходит бессознательное уподобление, либо открытое подражание экранному образцу. Этот процесс свойственен не только при просмотре фильмов, он лежит в основе формирования психики человека и, в основном, оказывает влияние в самый сенситивный период жизни человека – в его детстве. Именно идентификация – принятие ценностей другого – лежит в основе процесса воспитания и формирования личности.

Цель курсовой работы: изучение кинотерапии как метода развития эмпатии в подростковом возрасте.

Объект исследования: эмпатия в подростковом возрасте.

Предмет исследования: кинотерапия как метод развития эмпатии в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей подросткового возраста возможно повысить уровень эмпатии посредством кинотерапии.

В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

  • проанализировать развитие представлений об эмпатии в психологии и определить особенности эмпатии в подростковомвозрасте;
  • определить значение и сущность кинотерапии как метода развития эмпатии;
  • разработать и апробировать систему занятий, направленную на развитие эмпатии подростков посредством кинотерапии; описать полученные результаты.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические (опросник М.И.Рожкова, М.А.Ковальчук и опросник суицидального риска Т.Н.Разуваева);
  • методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Теоретико-методологическая база исследования представлена работами таких ученых как  Кораблина Е.П., Майстренко В.И., Малыгина-Пых И.Г. и др.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Лесосибирска Красноярского края.

Выборка исследования представлена подростками в количестве 300 чел. человек в возрасте 11-15 лет (учащиеся 5-9 классов).

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что получены диагностические данные об особенностях проявления эмпатии у подростков. Материалы курсовой работы могут быть использованы педагогами и психологами в их профессиональной деятельности; студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (29 наименований), приложений в количестве 2 шт.  Результаты исследования представлены в 8 таблицах. Объем работы составляет 42 страницы.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КИНОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 1.1. Эмпатия как психологическифеномен

 

Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде. Развитие эмпатии в подростковом возрасте имеет важное значение, поскольку нравственные ценности, новые взгляды на жизнь и отношения с другими людьми, жизненные перспективы интенсивно развиваются.

В психологическом словаре эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) определяется как способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения — с ним. [19]

Вопрос об эмпатии как способности человека к сопереживанию, сочувствию, умении поставить себя на место другого широко исследовался зарубежными психологами: Т. Липпс, В. Дильтей, и др.

Теодоро Липпс (1885) рассматривал эмпатию в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания

Вильгельм Дильтей (1894) способность к эмпатии рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности и отмечал, что различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души».

В зарубежной психологии большой вклад в изучении эмпатии внесли такие психологи как А. Мид, К. Рождерс, Д. Гринсон, К. Кохут и другие. Они понимали эмпатию как сложное явление, которое с трудом поддается определению. Психологи-практики, обращаясь к понятию эмпатия, часто описывают его образно: «смотреть на ситуацию глазами другого», «влезть в шкуру другого» и многое другое, что довольно точно и метафорично описывает прикосновение к внутреннему опыту другого человека. В клиентцентрированной парадигме определение эмпатии описывается как способность настроиться на внутреннюю систему координат другого, как если бы психолог или психотерапевт был другим, в тоже время, оставаясь собой, то есть без условия «как если бы» [10].

В России изучением эмпатии занимались Н. И. Волчкова, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов и ряд других авторов. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте [4].

И.М. Кондаков (2000) рассматривал эмпатию как способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает, вопреки сознательному контролю, разделять настроения другого человека.

В.Г. Мещеряков (2004) определил эмпатию как способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает в себя способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Также под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.

Юсупов И.М. рассматривал эмпатию как целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта.

Российские и зарубежные ученые высказывают сходные мнения относительно составляющих эмпатии, и выделяют три её компонента:

Первый компонент – сопереживание — представляет собой переживание подростком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Способность воспринимать и переживать эмоциональные состояния зависит от уровня эмоциональной восприимчивости, т. е. умения осознавать и выражать свои чувства, сопереживать другим людям. Подростки должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт.

Второй компонент – сочувствие – представляет собой переживание поодростком собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Третий компонент эмпатийного процесса – содействие – представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

И. М. Юсупов [11] рассматривает механизм «эмпатийного понимания», выделяя его как процессуальную характеристику эмпатии. Он считает, что в отношениях между субъектом и объектом может возникнуть эмпатогенная ситуация, при которой объект обладает свойством эмоциональной привлекательности для субъекта. Условиями для этого он видит развитую сензитивность и полноту информации, а его следствием – возникновение сопереживания. Данный этап в эмпатийном процессе проходит под знаком механизма заражения. Заражение – «процесс передачи эмоционального состояния от другого индивида на психофизиологическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему» [7, с. 121].

Затем на базе этого у субъекта формируется модель состояния объекта эмпатии, и происходит перенесение состояния объекта на себя с целью познания ситуации, коррегирующееся когнитивными процессами на основе открытых для наблюденияпеременных объекта эмпатии. Здесь включаются механизмы децентрации, позволяющей сохранить собственные психологические особенности, и отражения. А проявления в эмпатийном процессе интуиции и инсайта могут быть объяснены, по мнению автора, через «принцип дополнительности осознанного и подсознательного, через активно-реактивное отражение действительности и регуляцию действительности» [11, с. 103].

Можно констатировать, что на данный момент нет единой точки зрения на природу, структуру, формы выражения и механизм действия эмпатии.

Мы видим в эмпатии способность личности воспринимать и понимать другого, эмоционально откликаться на переживания другого и реально содействовать ему. Исходя из этого нами была предпринята попытка выделить в структуре данных способностей отдельные компоненты.

Этот вопрос пока еще не стал предметом специального изучения, и его рассмотрение мы начали с уточнения механизма протекания эмпатического процесса. Анализ структуры эмпатических способностей в связи с отдельными фазами протекания процесса эмпатии позволит оценить не только возможность формирования данной способности, но и влияние отдельных ее компонентов на успешность той или иной стадии процесса.

За основу в уточнении механизма эмпатии была взята точка зрения А. П. Сопикова, согласно которой субъект сначала воспринимает «открытые переменные» объекта эмпатии, затем считывает с них информацию о состоянии объекта и, наконец, присоединяется к нему, тем самым стимулируя показать скрытые стороны.

На наш взгляд, эти три стадии в эмпатическом процессе вызывают к жизни лишь одну из форм эмпатии – сопереживание. Поэтому в качестве четвертого этапа мы добавили механизм «децентрации», позволяющий преодолеть эгоцентризм личности при сопоставлении своей позиции и позиции субъекта. На этой стадии, по нашему мнению, возможно возникновение такой формы эмпатии, как сочувствие. А наиболее зрелая форма эмпатии – содействие – появляется после прохождения еще двух стадий: моделирования содействия и его выражения.

В законченном виде механизм протекания эмпатического процесса нам видится таким:

  • на первом этапе – восприятие «открытых переменных» объекта эмпатии;
  • на втором – расшифровка внешних сигналов;
  • на третьем – присоединение к объекту эмпатии и чтение «скрытых переменных»;
  • на четвертом – децентрация субъекта эмпатии;
  • на пятом – моделирование содействия объекту эмпатии;
  • на шестом – выражение содействия.

При этом надо помнить, что выделение стадий в механизме протекания эмпатии достаточно условно, и в реальной жизни отдельные стадии находятся в постоянном взаимопроникновении.

Таким образом, можно заключить, что эмпатия – целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Эмпатийный процесс включает три компонента: сопереживание, сочувствие и содействие.

 

1.2. Развитие эмпатии в подростковом возрасте

 

По мнению большинства авторов, именно в подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.

Изучением эмпатии подростков занимались такие отечественные психологи как А.А. Бодалев, Т.Р. Каштанова, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова. Их исследования показали, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию [3, 10, 12]. Было показано существование двух форм эмпатийного поведения – сопереживание и сочувствие. Они по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Сопереживание более характерно для младших школьников, а сочувствие – для подростков [13].

Говоря об эмпатии подростков, имеют в виду общую тенденцию к эмпатийности подростков не зависимо от присутствия тех или иных форм девиантного поведения [8].

Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в подростковом возрасте не теряет своей актуальности. Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса [2].

Следует отметить и тот факт, что подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – общение. Именно оно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия и установления контактов с окружающими людьми. Поэтому существует необходимость изучения эмпатии в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у подростка эмоциональный отклик. Среди подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь.

Межличностные отношения подростков возникают и складываются на эмоциональной основе, на чувствах, которые возникают у них по отношению друг к другу, к родным, знакомым. Впечатления о человеке играют важную роль при построении общения с ним, достижения взаимопонимания. Особое место в данном возрасте отводится эмпатии как способности эмоционального отклика на проблемы другого человека. Она способствует установлению баланса в межличностных отношениях, выступает как способ понимания другого человека [5].

Для подростков с разным уровнем развития эмпатиии характерны свои особенности. Если подросток умеет прощать окружающих, мало конфликтен, старается искать компромиссные решения, адекватно реагирует и способен переносить критику в свой адрес, то мы можем говорить о высоком уровне эмпатии. Кроме перечисленных характеристик высокий уровень эмпатии предполагает чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, чувства и интуиция стоят на первом месте. Такие подростки большую часть времени проводят в компании людей, много общаются. Среди минусов можно отметить, что подростки с высоким уровнем эмпатии постоянно нуждаются в одобрении своих действий не только со стороны родителей, друзей, близких, но и со стороны незнакомых людей, и расстраиваются, если его не получают. При выполнении точной и кропотливой работы подростки не всегда аккуратны и внимательны.

Если подросток судит о других людях по их поступкам, не обращая внимания на личное впечатление, сложившееся о человеке, высказывает свое мнение в компании только тогда, когда уверен в его принятии остальными, то уровень эмпатии средний. Такому подростку не чужды проявления эмоций, но они стараются держать их под контролем и редко проявляют. В общении такие подростки внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, однако, если собеседник проявляет излишние чувства и эмоции они теряют терпение. При просмотре фильмов и чтении художественных произведений переживания героев, их чувства не играют для них важной роли, а следят за их поведением. Подросткам со средним уровнем эмпатии не характерна спонтанность, они не могут прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что они не понимают поступков других. Они испытывают трудности при восприятии людей, поскольку у них  отсутствует раскованность чувств.

Для подростков с низким уровнем развития эмпатии свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием [2].

Исследованием психологических особенностей эмпатии у подростков так же занималась С. М. Ситяева. В своем исследовании она выявила ряд взаимосвязей между особенностями эмпатии подростков и их отношением к членам семьи и животным.

С. М. Ситяева установила, что особенности отношений подростков с матерью в большей степени влияют на уровень эмпатии: чем ближе эмоциональная связь с матерью, тем более эмпатийным является подросток в целом, а также его эмпатия проявляется к окружающим.

С возрастом у подростков общий уровень эмпатии повышается, за счет общения со сверстниками, новых знакомств [12]. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях: в управлении, в торговле, в сфере обслуживания, в психологии, педагогике, медицине и т. д.

Таким образом, можно заключить, что по мнению большинства авторов для подростков характерна общая тенденция к эмпатийности. В связи с этим можно считать, что есть необходимость и перспективность изучения эмпатии у подростков, разработки развивающих программ, способствующих её развитию. Это связано в первую очередь с тем, что подростковый период является весьма чувствительным, восприимчивым для этого, а также в связи с тем, что развитие эмпатии способствует формированию коммуникативных навыков, преодолению девиантности в поведении, снижению остроты личностных кризисов, связанных с возрастом.

Следовательно, эмпатия играет важную роль в становлении личности подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения подростка. С ее помощью подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей.

1.3  Кинотерапия как метод развития эмпатии

 

Кинотерапия как терапевтическое направление воздействия на личность человека начало теоретически оформляться относительно недавно, около двух десятилетий назад, официальным родоначальником считается лондонский психотерапевт Берни Вудер

Кинотерапия — современное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики. В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни [2].

Кинотерапию можно рассматривать как инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями. [3].

Человечество давно придумывает способы взглянуть на свой внутренний мир со стороны, определить причины и мотивацию своих собственных поступков. Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию людей. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности. Быть может, скоро и у нас появятся психологи, излечивающие своих пациентов мировым кинематографом [5].

Кинотерапия – средство развития личности, доступное всем. Известно, что с помощью просмотра фильмов можно стать спокойнее, умнее и даже опытнее.

В настоящее время в образовательном процессе большое распространение получили технологии, основанные на использовании образов. Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию   и   саморазвитию.   Кинотерапия   поܙзволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.

Кинотерапия – это одно из направлений арт-терапии, это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью ведущего сеанс кинотерапии. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности [7].

Кинотерапия –  это просмотр популярных художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма [18].

Кинотерапия – средство развития личности, доступное всем. Кинотерапия – тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержание фильмов позволяет человеку переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания [21].

Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по- разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые «фильтры» нашего сознания. Материал фильма используется как средство выявления в человека «скрытых» мотивов и подсознательных установок, искажающие реальность.

Цели кинотерапии:

  • Эмоциональное переживание (отреагирование) и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций ипроблем.
  • Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологическихпроблем.
  • Развитие способности самонаблюдений и умения быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.
  • Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности ксопереживанию.
  • Духовныйрост.
  • Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей[6].

Кино, как и литература, представляет собой практически неограниченное, в отличие от одной жизни отдельной личности, пространство для изучения человека и действительности в целом. Оно не только источник информации об исторических фактических событиях, но прежде всего наглядное изображение психического мира человека (множества разных людей), характеров, эмоций, мыслей, поступков и других психических проявлений. Как и любая концентрированная информация, фильм дает повод к глубоким размышлениям на интересующие нас темы, выявлению до сего момента скрытых факторов (не люблю слова «подсознание»), определяющих и объясняющих происходящее, открытию нового и видению возможных перспектив развития событий, а также способов решения возникающих проблем.

Психоанализ фильма строится по традиционным принципам анализа художественного произведения (сюжет, идея, композиция, выразительные средства, история создания, позиция автора, в видеопродукции – воплощение каждой составляющей: сценарий, режиссура, актерская игра, музыка, костюмы, декорации, монтаж, спецэффекты и т.д.) с включением элементов традиционного психоанализа, т.е. более подробного разбора именно психологической составляющей: анализа личности и поведения героев, их отношений, причин и следствий их поступков, а также установления параллелей со своим личным опытом.

Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по–своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.

Если десять человек, посмотревших один и тот же фильм, соберутся вместе обсудить его, то в процессе обсуждения непременно обнаружится, что они как будто посмотрели десять разных фильмов, причем каждый увидел фильм о своей собственной жизни.

Человек во время сеанса кинотерапии получает возможность посмотреть интересный фильм и стать участником обсуждения, где при желании имеет возможность поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями, возникшими во время просмотра фильма.

Обсуждая «свой» фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым свое понимание и видение мира, а может быть, и изменить взгляд на те или иные проблемы.

Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы. Однако при определенных проблемах бывает полезен просмотр конкретных фильмов.

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Зарубежный и отечественный кинематограф широко представлен  во всех масс медиа. Порой они активно навязывает обществу безнравственные, ассоциальные и нереальные эталоны поведения вследствие чего оказывают негативное влияние на становление интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта, основанного на свободе выбора, критическом мышлении и осознанных морально-нравственных предпочтениях [6].

Многие подростки выбирают кинофильмы преимущественно с развлекательными требованиями. Это обусловливает слишком прямолинейное восприятие художественных произведений как аналогии жизни, при доминирующем критерии «похожести», позволяющем оценить только внешние чисто сюжетные характеристики.

В настоящее время особо остро стоит вопрос психологического сопровождения учеников группы риска. Как правило, такие школьники испытывают трудности в обучении, общении и социализации. С ними требуется как индивидуальная, так и групповая коррекционно- развивающая работа. Метод кинотренинга представляется наиболее экологичным со стороны влияния на сознание учеников в то же время доступным и интересным для них.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

Существует несколько различных уровней анализа фильма. Самый простой и привычный — погружение в метафору, совместное эстетическое переживание с последующей интерпретацией сюжета.

Более сложный включает в себя работу со значимыми для участников символами и их возможными смыслами. Здесь основной механизм восприятия киноматериала  –  проекция  —  станоܙвится  главной  областью  сосредоточения внимания при аналитическом разборе. Для выявления значимых проекций используется спонтанное обсуждение, в котором от содержания фильма участники переходят к обсуждению личного отношения к его сюжету, отдельным сценам, актерской игре, значимым символам. Ведущий группы помогает участникам сконцентрировать внимание на образах и символах фильма, подводя к самостоятельной интерпретации сюжета и ответам на актуальные вопросы, родившимся в процессе просмотра и обсуждения.

Полезные эффекты достигаются за счет улучшения способности участника к рефлексии, внимательности к своим чувствам, формирования привычки мыслить позитивно. Внутренние конфликты и глубинные переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Отождествляясь с тем или иным персонажем фильма, участник кинотерапии способен отреагировать личный бессознательный материал, образно говоря, «взяв в займы» те чувства, которые герой переживает на экране в его присутствии.

Кроме того, активный, вовлеченный зритель принимает участие в творческом акте сотворения фильма, совместного с режиссером и актерами, и эта творческая активность позволяет ему не только прояснить зрительные и кинестетические ощущения,  фантазирование и воображение, но и экспериментировать с ними, усиливая ощущение собственной личностной ценности и целостности и повышая художественную компетентность.

Кинофильм — это метафора, в которой отражается определенная жизненная ситуация, поэтому, для того, чтобы оказывать терапевтическое или обучающее действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которой находится клиент, и предлагать продуктивный выход из нее. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу, и иногда бывает достаточно посмотреть одну кинокартину, чтобы найти решение повседневной проблемы.

С точки зрения социального научения, сюжет кинофильма может выступать для участников группы моделью сложных жизненных ситуаций и иногда даже алгоритмом их разрешения. Например, на бизнес-тренингах, посвященных темам «Ведение переговоров», «Стили управления» или «Разрешение конфликтов», зачастую используются фрагменты известных кинофильмов, иллюстрирующие те или иные способы поведения и их последствия, и служат, тем самым, прекрасным дидактическим средством обучения. После совместного просмотра фрагмента кинофильма в группе участники имеют возможность смоделировать соответствующую ситуацию в упражнении и отработать те или иные навыки. Бизнес-тренеры и руководители применяют метод кинотерапии в качестве тренажера для решения проблем бизнеса, а некоторые компании используют совместный просмотр кино как средство внутрифирменного PR и инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

В зависимости от поставленных задач и вопросов для работы кинотерапевтической группы выбирается фильм, отражающий ситуацию участников и побуждающий их к развитию и переосмыслению жизни.

Таким образом, можно заключить, что кинотерапия – это не проܙсто эмпирическое наблюдение за происходящим, это прежде всего искусство задавать вопросы и размышлять над ответами, опираясь на увиденное на экране и пережитое в жизни. Спонтанные впечатления и мысли, особенно родственные катарсису, важны, но они не всегда способны проявить всю глубину как просмотренного фильма, так и решаемой проблемы. Если научиться задавать грамотные вопросы, то практически любой, даже самый слабый и художественно невыразительный, фильм сможет стать источником полезной информации.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что областями применения кинотерапии являются: выявление психологических особенностей, поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности, решение проблем семьи, воспитания детей и молодежи, налаживание межличностных взаимоотношений, формирование навыка анализа символического материала


Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики

 

 

Исследование эмпатии в подростковом возрасте проводилось на базе средней школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Лесосибирска Красноярского края.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • эмпирические (опросник М.И.Рожкова, М.А.Ковальчук и опросник суицидального риска Т.Н.Разуваева);
  • методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Выборка исследования представлена подростками в количестве 300 чел. человек в возрасте 11-15 лет (среди учащихся 5-9 классов).

В начале учебного года формируем базу данных учащихся по результатам первичной диагностики по карте Стотта, где совместно с классными руководителями выявляются учащиеся, вызывающие тревогу у педагогов.

Карта наблюдения Д. Стотта используется для изучения эмоциональной и поведенческой сфер. Важно выявить такие симптомы, которые свидетельствуют о наличии эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростка и которые в ходе непосредственного обследования подростка должны найти подтверждение. Карта наблюдения Д. Стотта включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у подростка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.

Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий.

II.Депрессия. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам данного синдрома обычно сопутствуют выраженные синдромы «тревожность и враждебность по отношению ко взрослым» (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

III.Уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV.Тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

V.Враждебность по отношению к взрослым. Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 — относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 — полная, неуправляемая враждебность.

Тревога по отношению к детям. Тревога подростка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

VII.Недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 – отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

VIII. Враждебность к детям. От ревнивого соперничества до открытой враждебности.

Неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

X.Эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6-7 — о серьезных страхах, 8-10 — о прогулах и непунктуальности.

Невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста подростка; они также могут быть последствиями существовавшего ранее нарушения.

XII. Неблагоприятные условия среды.

XIII. Сексуальное развитие.

XIV. Умственная отсталость.

Болезни и органические нарушения.

XVI. Физические дефекты.

XVII.Различные симптомы зависимого поведения.

Всего продиагностировано 300 учащихся 5-9 классов и выявлено 23 учащихся «группы риска». Получив первичные данные об учащихся, проводим выборку учащихся 5-9 классов и осуществляем углубленную диагностику с подростками: Шкала одиночества Д. Расселла; Шкала тревоги Спилбергера;  диагностика самооценки и уровня притязаний по Дембо-Рубинштейну.

Методика «Самочувствие, активность, настроение». Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин. Предназначение — быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами (прил.1). Эта методика — надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.

Шкала одиночества Д. Расселла, Л.Пепло, М.Фергюсона (шкала предназначена для исследования субъективного ощущения человека своего одиночества). Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой «болезни», ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, «кто я такой в этой жизни». Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.

Шкала тревоги Спилбергера. Шкала тревоги Спилбергера является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

За учебный год классными руководителями выявлено 5 наиболее трудных подростков, склонных к агрессивному поведению и все 5 чел. были участниками программы кинотерапии. Анализ данных контрольной диагностики и опроса классных руководителей показал положительную динамику в поведении всех 5 наиболее учащихся.

В первичном обследовании принимали участие 20 подростков 5-9 классов.

Контрольная диагностика – 6 подростков.

Первичная диагностика по методике САН направлена на оценку самочувствия, активности и настроения учащегося.

Полученные данные были использованы с одной стороны для привлечения к тренингу кинотерапии подростков, с другой стороны, в качестве первичной диагностики, результаты которой сравнивались позднее с результатами заключительной диагностики и использовались для оценки эффективности программы кинотерапии.

Первый этап обследования состоял в определении самочувствия, активности и настроения подростков.

Таблица 1 – Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение индивида) (экспериментальная группа учащихся) в %

Шкалы Результаты первичной диагностики
Благоприятный эмоциональный фон 11 (55%)
Средний уровень 3 (15%)
Низкий уровень 6 (30%)

Анализируя результаты входящей диагностики по опроснику САН, можно сделать выводы: что в большей степени подростки способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивый эмоциональные отношения. В тоже время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенность, накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не менее подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими. Наряду с этим у подростков отмечаются такие эмоциональные неблагополучия как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения.

Шкала одиночества Д. Расселла, Л.Пепло, М.Фергюсона (шкала предназначена для исследования субъективного ощущения человека своего одиночества). В первичном исследовании особенностей подросткового одиночества приняли участие подростки 11 — 15 лет, в количестве 50 человек, из них на кинотерапию были приглашены 15 учащихся.

Таблица 2 – Результаты первичной диагностики по Шкале одиночества Д. Расселла, Л.Пепло, М.Фергюсона

Шкалы Результаты первичной диагностики
Низкий уровень одиночества 15 (30%)
Средний уровень одиночества 20 (40%)
Высокий уровень одиночества 15 (30%)

Низкий уровень состояния одиночества был выявлен у 15 (30%) испытуемых. Средний уровень состояния одиночества был выявлен у 20 (40%) испытуемых.

Положительный результат по тесту (то есть наличие высокого уровня состояния одиночества) был выявлен у 15 подростков, что составило (30%) испытуемых. Эта группа подростков выступали в качестве контрольной диагностики и были участниками кинотренинга.

Таблица 3 – Результаты первичной диагностики по Шкале тревоги Спилбергера

Шкалы Результаты первичной диагностики
Реактивная тревожность Личностная тревожность
Низкий показатель 17(34%) 20(40%)
Умеренный показатель 13 (26%) 13(26%)
Высокий показатель 20(40%) 17(34%)

Всего в первичной диагностике приняли участие 50 подростков.

Результаты первичной диагностики показали следующее: у мальчиков оказалась высокая личностная и ситуативная тревожность в отличие от девочек. Такая ситуация складывается с респондентами, у которых была выявлена низкая тревожность. Большинство ответов показали, что у девочек уровень тревожности намного ниже.

Таким образом, подросткам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, ответственности в решении тех или иных задач.

Диагностика самооценки и уровня притязаний по Дембо-Рубинштейну. Цель данной диагностики – выявление уровня самооценки и уровня притязаний школьника по заранее заданным качествам личности.

Таблица 4 – Результаты первичной диагностики самооценки по Дембо-Рубинштейну

Уровень самооценки Уровень притязаний
заниженный адекватная завышенный низкий оптимальный очень высокий
19

21%

29

32%

42

47%

11

12%

35

39%

44

49%

Сравнивая результаты уровня самооценки и уровня притязаний, можно отметить следующее: что количественное и процентное соотношение уровня самооценки и уровня притязаний практически одинаково. Один испытуемый имеет низкий уровень притязаний.

Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что подростки в целом достаточно адекватно и высоко оценивают себя. Испытуемые с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний способны реально осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки. За адекватной самооценкой стоит позитивное отношение к себе, ощущение собственной полноценности. Также можно сказать, что человек с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний ставит перед собой реально достижимые цели. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного поведения. Таким образом 30 учащихся вошли в контрольную группу и стали участниками кинотренинга.

 

2.2 Система занятий, направленная на развитие эмпатии в подростковом возрасте посредством кинотерапии

 

Опираясь на полученные результаты, мы разработали систему занятий, направленную на развитие эмпатии в подростковом возрасте посредством кинотерапии, и разработали рабочую программу. Примерная тематика фильмов представлена в приложении 2.

Рабочая программа состоит из разделов:

  • для обучающихся «Мой мир и мир кино»;
  • для педагогов «Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов».

Цель программы: Создание психолого-педагогических условий для личностного роста, развития самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения) учащихся.

Задачи:

— отреагирование актуальных на данный момент чувств участниками группы;

— осознание участниками своих мыслей, действий, чувств;

— осознание связи между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;

— развитие эмпатических способностей участников группы;

— развитие способности анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;

— расширение чувствительности восприятия себя, других людей и окружающего мира;

— расширение собственной картины мира и возможностей реагирования на вызовы действительности;

— углубление понимания замысла и аудио-визуальных средств его выражения режиссером.

Характеристика разделов: представлены достижения мировой кинотерапии, в основу положен метод практического тренинга. Разделы содержат цели, указанны предполагаемые результаты. Выделены особенности организации процесса кинотренинга: различные уровни анализа фильма с учетом возрастных особенностей в разделах, технология тренинга кинотерапии раскрыта: включает преимущества и особенности кинотренинга, количество участников, используемые методы работы, последовательность организации поэтапного просмотра и обсуждения фильма.

Программа содержит: список рекомендуемых фильмов для проведения кинотренинга с педагогами и обучающимися с их названием и содержанием, тезаурус, предполагаемые риски (и способы снижения рисков), схему анализа фильмов, перечень используемых диагностик и методик, отзывы учащихся о тренинге кинотерапии, тематический план, анализ качественных и количественных критериев оценки достижения результатов, список используемой литературы. Программа составлена для работы в ОУ для педагогов – психологов.

Прослеживается новизна программы через использование интерактивных форм, просмотр и коллективное обсуждение фильмов. Использование ИКТ: социальные сети, видеоресурсы, форумы.

Программа направлена на социализацию и адаптацию в обществе как взрослых так и детей, используется технология интерактивного обучения, может быть использована в работе в ОУ педагогами — психологами, социальными педагогами и классными руководителями.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Для реализации программы используются различные формы:

— групповые – тренинги,

— индивидуальные и групповые беседы,

— дискуссии,

— консультации для родителей и педагогов.

Тренинг: данный вид работы используется при работе с родителями, педагогами, обучающимися.

Форма социально-психологического тренинга — это специально организованные занятия, в которых участники при содействии ведущего – психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, в ходе которого происходит решение задач психологического сопровождения.

Используемые методы работы кинотерапии:

— видеопросмотр;

— групповая дискуссия;

— разбор конкретных ситуаций;

— групповое обсуждение;

— информирование.

Преимущества и особенности:

В ходе тренинга идет просмотр фильма, который пользуется популярностью у зрителей и в котором поднимаются вопросы, проблемы, затрагивающие за живое каждого человека.

Сопереживая героям фильма, участники вновь погружаются в события собственной жизни, чувствуют свою сопричастность другим людям и миру.

В доброжелательной обстановке, в кругу заинтересованных собеседников, высказывая свои варианты ответов на личные вопросы.

Различные уровни анализа фильма:

— интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;

— работа с символами и их возможными смыслами;

— проекция, как основной механизм восприятия киноматериала;

— спонтанное обсуждение;

— кинофильм, как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;

— кинофильм, как средство эффективной саморегуляции;

— кинофильм, как вспомогательный метод в психологическом консультировании;

— кинофильм, как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;

— кинофильм, как тренажер для решения проблем бизнеса;

— кинофильм, как средство внутрифирменного PR;

— кинофиль, как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Основные этапы:

  • Начальный этап: создание доверительной атмосферы в группе.
  • Задание, концентрирующее внимание на теме.
  • Просмотр фильма.
  • Спонтанное обсуждение.
  • Обобщение результатов обсуждения.
  • Анализ несоответствий и индивидуальных проекций.
  • Работа с образами.
  • Анализ актуальной ситуации.
  • Заключительный этап: подведение итогов

Рассмотрим их подробнее.

Создание доверительной атмосферы. Эта процедура может включать в себя:

— представление не знакомых между собой участников;

— совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма;

— формулирование «запроса», планирование целей присутствия и личного результата кинотерапии, постановка ключевых вопросов сеанса;

— обсуждение одной из тем, которую затрагивает фильм

Задание, концентрирующее внимание на теме. Перед сеансом можно попросить участников обращать внимание на

— эмоциональные и физиологические переживания

— позитивные и негативные образы и характер музыки

— разыгрываемые героями фильма стереотипы поведения

— приемлемые и неприемлемые с точки зрения участников стили поведения героев фильма,

Просмотр фильма. Стоит позаботиться об удобстве участников в процессе просмотра – свободное расположение стульев в помещении, возможность угоститься чаем или кофе, записать свои впечатления (наличие письменных принадлежностей)

Спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма.

Обобщение результатов обсуждения. Резюмируя, ведущий может выписать на флипчарте общий список тем, затрагиваемых фильмом, и символов, значимых для участников.

Анализ несоответствий. Внимание зрителя обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями.

Работа с образами. Здесь могут быть использованы упражнения, направленные на:

— детальное исследование значимых символов фильма;

— работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;

— дискуссии на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию;

— работа с выявленными установками;

— экспериментирование с индивидуальными сценариями и ролевыми выборами.

Анализ актуальной ситуации. Ведущий помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои актуальные потребности, скрытые за значимыми символами.

Заключительный этап. Перед расставанием участникам можно предложить:

— подвести итоги сеанса и сделать полезные для себя выводы;

— принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению выявленных и осознанных потребностей;

— выполнить домашнее задание (сделать дневниковую запись, провести наблюдения или изменения в рабочей ситуации, нарисовать по следам кинотерапии рисунок или сделать коллаж, укрепляющий принятую новую позитивную установку).

Алгоритм проведения тренинга кинотерапии

Первый этап кинотерапии — организационный.

В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.

Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут и 30 минут на обсуждение фильма.

Второй этап – практический — просмотр фильма.

Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:

— образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;

— позитивность или негативность динамики фильма и музыки;

— эмоциональные и физиологические переживания;

— стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.;

-после просмотра фильма допускается перерыв (отдых) на 5-7 минут.

Заключительный этап – аналитический — обсуждение фильма.

Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.

Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.

Участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей.

Количество участников: 10-15 человек .

Продолжительность: 2-2,5 часа.

Ожидаемые результаты, что получат участники:

— расширение знаний о психологических концепциях личности, мотивации поведения;

— развитие самопознания через соотнесение особенностей своей личности с образами, поступками и чувствами героев фильма;

— развитие понимания других людей с помощью соотнесения своего видения мира с позициями других участников группы;

— улучшение отношения к себе, другим людям, окружающей действительности в результате понимания и принятия сложности и многообразия мира;

— развитие способности регулировать свои эмоциональные реакции и поведение.

Важно помнить, что каждый фильм содержит в себе, раскрывает, иллюстрирует множество психологических аспектов и жизненных ситуаций. Важно, чтобы подростки увидели необходимое для них.

2.3 Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики

 

Второй этап исследования включал в себя вторичное проведение диагностики с теми же учащимися старших классов.

Таблица 5 – Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение индивида) (экспериментальная группа учащихся) в %

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Благоприятный

эмоциональный фон

11 (55%) 4
Средний уровень 3 (15%) 0
Низкий уровень 6 (30%) 2

По результатам контрольной диагностики, из 6 учащихся, имеющих низкий эмоциональный фон показали положительную динамику все 6 учащихся. Реализация программы кинотерапии способствовала повышению благоприятного эмоционального фона у подростков.

Таблица 6 – Результаты заключительной диагностики по Шкале одиночества Д. Расселла, Л.Пепло, М.Фергюсона

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Низкий уровень одиночества 15 (30%) 7 (46%)
Средний уровень одиночества 20 (40%) 5 (34%)
Высокий уровень одиночества 15 (30%) 3 (20%)

Результаты контрольной диагностики показали: 5 подростков – низкий уровень состояния одиночества, и у 10 подростков положительной динамики не произошло. С данной категорией учащихся проводится коррекционная работа, индивидуальные беседы, наблюдения.

Таблица 7 – Результаты заключительной диагностики по Шкале тревоги Спилбергера

Шкалы Результаты первичной диагностики Результаты заключительной диагностики
Реактивная

тревожность

Личностная тревожность Реактивная

тревожность

Личностная тревожность
Низкий показатель 17(34%) 20(40%) 13 (35%) 17 (46%)
Умеренный показатель 13 (26%) 13(26%) 18(49%) 17 (46%)
Высокий показатель 20(40%) 17(34%) 6 (17%) 3(8%)

 

Результаты контрольной диагностики показали: из 37 подростков показатель высокой реактивной тревожности наблюдается у 6 подростков, что составило (17%) из числа принявших участие в контрольной диагностике. Личностная тревожность наблюдается у 3 учащихся (8%). Такая ситуация складывается с респондентами, у которых была выявлена низкая тревожность. Большинство ответов показали, что у девочек уровень тревожности намного ниже. Так, подросткам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по задачам. Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, ответственности в решении тех или иных задач.

Таблица 8 – Результаты контрольной диагностики самооценки по Дембо-Рубинштейну

Уровень самооценки Уровень притязаний
заниженный адекватная завышенный низкий оптимальный очень высокий
7

%

13

%

10

%

4

%

16

%

10

%

 

Анализируя результаты первичной и контрольной диагностики по самооценке и уровню притязаний, можно сделать следующий вывод:

Наблюдается положительная динамика у учащихся, имеющих заниженную самооценку и низкий уровень притязаний. Можно сказать, что реализация программы кинотерапии способствовала повышению уровня самооценки и уровня притязаний у подростков.

Таким образом, анализируя результаты первичной и заключительной диагностик, можно сделать вывод о том, что у учащихся произошли значительные изменения в эмоционально-волевой сфере. У подростков склонных к аутоагрессивному поведению за последние 3 года наблюдается устойчивое эмоциональное поведение, снизился уровень депрессии. У учащихся повысился благоприятный эмоциональный фон, снизился показатель чувства одиночества. Значительно снизился показатель уровня тревожности, повысилась самооценка и уровень притязаний.Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности программных мероприятий.

Анализ результатов нашего исследования позволяет сделать заключение, что выдвинутая нами гипотеза, предполагающая, что у детей подросткового возраста возможно повысить уровень эмпатии посредством кинотерапии, подтвердилась.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретическая часть данной работы посвящена обзору отечественных и зарубежный концепций, касающихся вопросов изучения феномена эмпатии, его проявления в общении и развития в онтогенезе личности, попыток его определения, выделения его структурных компонентов, также проведен анализ механизмов и функций кинотерапии.

Полученные результаты теоретического анализа позволяют заключить, что эмпатия – целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта.

Для подростков характерна общая тенденция к эмпатийности. В связи с этим можно считать, что есть необходимость и перспективность изучения эмпатии у подростков, разработки развивающих программ, способствующих её развитию. Это связано в первую очередь с тем, что подростковый период является весьма чувствительным, восприимчивым для этого, а также в связи с тем, что развитие эмпатии способствует формированию коммуникативных навыков, преодолению девиантности в поведении, снижению остроты личностных кризисов, связанных с возрастом.

Кинотерапия – это не просто эмпирическое наблюдение за происходящим, это прежде всего искусство задавать вопросы и размышлять над ответами, опираясь на увиденное на экране и пережитое в жизни. Спонтанные впечатления и мысли, особенно родственные катарсису, важны, но они не всегда способны проявить всю глубину как просмотренного фильма, так и решаемой проблемы.

Если научиться задавать грамотные вопросы, то практически любой, даже самый слабый и художественно невыразительный, фильм сможет стать источником полезной информации.

Практическая часть данной работы представляет собой выделение методологических принципов нашего исследования, а также описание используемых методов и методик для подтверждения основной гипотезы исследования. Также данная глава включает описание хода проведения нашего эмпирического исследования.

Безусловно, кинотерапия — не массовое развлечение, а изысканный способ познания себя, социума и мира в целом для избранной группы людей, способных к анализу, умеющих задаваться вопросами и искать на них ответы, склонных к концептуализации, обладающих чувством художественного вкуса. Массовый зритель идет в кинотеатр или сидит перед ТВ. Уникальный зритель не останавливается на просмотре, а двигается дальше, взаимодействуя с фильмом, соучаствуя в трансформации прекрасной иллюзии в прекрасную реальность. В этом очень много волшебства, творчества, преображения. С этой точки зрения для изменения сознания людей метод кинотерапии подходит всецело, но при этом меняется не сознание масс, а происходит укрепление самосознания индивидуальностей. Кинотерапию можно рассматривать как инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями.

Таким образом, анализ результатов нашего исследования позволяет сделать заключение, что выдвинутая нами гипотеза, предполагающая, что у детей подросткового возраста возможно повысить уровень эмпатии посредством кинотерапии, подтвердилась.

Список использованных источников

 

 

  1. Ансимова, Н. П. Особенности эмпатии у старшеклассников[Электронный ресурс] / Н. П. Ансимова. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/14_4/
  2. Бгажноков, Б.Х. Культура эмпатии [Текст] / Б. Х. Бгажноков // Этнографическое обозрение. – 2013. – №1 – С. 55 – 68.
  3. Битянова, М.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников [Текст] / М. Р. Битянова. – Москва: Международная педагогическая академия, 2015. – 95с.
  4. Василюк,Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 3 –14.
  5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – Москва: Просвещение, 1976. – 276 с.
  6. Волчкова, Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков [Электронный ресурс] / Н. И. Волчкова. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705
  7. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2015. – №2. –С.147-158.
  8. Гаврилова, Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Т. П. Гаврилова // Психологическая наука и образование, 2014. – №3. – С.104 –
  9. Драгунова, Г.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Г. В. Драгунова // Психология подростка: хрестоматия /сост. Фролов Ю.И. – Москва: Российское педагогическое агентство, 2017. – 527с.
  10. Кинойога для подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://astreyafamily.ru/kinoyoga-dlya-podrostkov

 

  1. Кораблина, Е.П. — Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи [Электронный ресурс] / Е. П. Кораблина. – Режим доступа: http://eom.pp.ua
  2. Кырова, М. А. Особенности эмпатии у современных подростков / М.А. Кырова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32.
  3. Майстренко, В.И. Проблема исследования эмпатии и ее развития у подростков / В.И. Майстренко // Информатика и системы управления. – 2015. – № 4 (22). – С. 63 – 65.
  4. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Эксмо, 2014. – 896 с.
  5. О кинотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinoterapia.info/theoretics-cinematherapy/about-kinoterapia/
  6. Паньковская, Л.Н. Кинотерапия как средство работы педагога- психолога с учащимися [Электронный ресурс] / Л.Н. Паньковская. – Режим доступа: http://ped-site.ru/?p=4
  7. Прокофьева, Н. Кинотерапия как инструмент личностного развития Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 20–21 апр. 2015 г. [Электронный ресурс] / Н.. Прокофьева. – Режим доступа: http://rsvpu.ru
  8. Психологический словарь. Эмпатия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/2160
  9. Пряденин,В.П. Психологическая структура отчужденности личности // Педагогическое образование в России / В.П. Пряденин. – Екатеринбург: Научный журнал УрГПУ, 2016. – № 2. – С. 21 – 24.
  10. Роджерс, К. Эмпатия] / К. Роджерс // Хрестоматия по общей психологии / под ред. Петухова В.В. – Москва: Юрайт, 2010. – 518с.
  11. Сиврикова, Н.В. Типология переживания кризиса перехода к взрослости / Н.В. Сиврикова // Современные исследования социальных проблем.– 2013.– № 8 (28).– С.
  12. Ситяева, С.М. Психологические особенности эмпатии подростков / С.М. Ситяева // Амурский научный вестник. – 2013. – №3. – С. 151-158.
  13. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков посредством фото- и кино-терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru
  14. Эмпатия как психологический феномен [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://lektsia.com/2×7885.html
  15. Феномен эмпатии в современной психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.bobrodobro.ru/22496
  16. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. — Москва: МПСИ; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2006. – 512с.
  17. Хоффман, М. Эмпатия и ее формирование в онтогенезе / М. Хофман // Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С.17-25.
  18. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин  // Психоܙлогия  подростка:  хрестоматия  /  сост. Ю.И. Фролов. – Москва: Российское пед. агентство. – 2007. – 525 с.
  19. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Москва: Гардарики, – 314 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф