Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Конституционное право на информацию»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение.

Глава I. Право на информацию в системе конституционных прав и свобод граждан

1.1 Правовое положение информации.

1.2 Понятие и содержание конституционного права на информацию.

1.3. Конституционно-правовые основы права на информацию.

Глава II. Реализация конституционного права на информацию.

1.1. Средства массовой информации как ведущий канал реализации конституционного права на информацию.

2.2. Запрет цензуры как конституционная гарантия права на информацию.

Заключение.

Библиография.

Введение

Актуальность темы исследования. С давних пор информация играла огромную роль в жизни каждого человека. Систематизация знаний об окружающем мире помогала людям выживать в самых нелегких условиях. Опыт предков передавался из поколения в поколение, информации становилось все больше. Со временем, именно благодаря сведениям и данным, которыми обладало человечество, наука продвинулась далеко вперед, а современное общество стали называть информационным.

В настоящее время информация является объектом правоотношений, в которые люди вступают ежедневно. В связи с особой ценностью информации, государство вынуждено вырабатывать определенные меры для регулирования правовых отношений по поводу информации. Однако, не смотря на закрепленные в основном законе государства правомочия, их реализация в ряде определенных случаев оказывается неэффективной, в том числе в связи с неполнотой их нормативно-правового регулирования, что требует его дальнейшего развития и совершенствования.

Реализовать свое право на получение информации граждане могут с помощью средств массовой информации. Учитывая это актуальным становятся вопросы обеспечения свободы и независимости современных медиа ресурсов.

Теоретическую основу составляют труды ученых в области конституционного права, посвященные конституционному праву на информацию и его реализации в РФ. Изучением данной проблематики занимались С.А. Авакьян, Н.А. Богданова, Т.Ш. Изатов, С.А. Куликова, Л.Г. Лапо, В.Н. Лопатина, С.Н. Шевердяев, А.А. Щербович и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации конституционного права человека и гражданина на информацию и его отраслевой конкретизации в законодательстве РФ.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию права граждан на информацию

Целью        дипломного исследования является комплексный анализ конституционно-правовых основ содержания и реализации конституционного права на информацию.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и содержания конституционного права граждан на информацию;
  2. Проанализировать конституционно-правовые основы права на информацию;
  3. Рассмотреть систему нормативного закрепления права на информацию;
  4. Охарактеризовать правовой статус СМИ, как ведущего канала реализации конституционного права на информацию;
  5. Рассмотреть запрет цензуры как конституционную гарантию права на информацию.

Методологический аппарат исследования составляют теоретический анализ, сравнение, ранжирование, обобщение, синтез, а также формально-юридический и системно-структурный методы познания.

Теоретическая значимость исследования. Полученные теоретические знания представляется возможным применять при осуществлении практической профессиональной деятельности.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии.

 

Глава I. Право на информацию в системе конституционных прав и свобод граждан

1.1 Правовое положение информации

В настоящее время информация является неотъемлемой частью нашей жизни, так как сегодня без нее невозможно представить существование общества и государства. Переход к информационной эре во многом обусловил пристальное внимание ученых со всего мира к исследованию процессов производства, переработки, передачи, защиты и хранения информации, а также к информационным технологиям[1].

Потребность в нормативно-правовом закреплении права на информацию возникла под воздействием нескольких тенденций. Во-первых, переход к информационному обществу сделал информацию основополагающим фактором производства, а информатизация общества позволила гражданам осуществлять свою власть как непосредственно,  так и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Во-вторых, благодаря развитию информационных технологий, появлению и широкому распространению информационных каналов и сетей (например, сеть Интернет), складывающиеся при этом общественные отношения требовали правового регулирования. Таким образом, думается, чтобы определить содержание конституционного права на информацию, изначально необходимо раскрыть сущность понятия «информация»[2].

Термин «информация» от латинского «informatio», означает  разъяснение, ознакомление или изложение. Но в юридической доктрине различными авторами предлагались и иные трактовки термина «информация».

М. М. Рассолов[3] считает, что «информация, циркулирующая в управляемой правовой системе общества, в ее подсистемах является социальной информацией» и может быть использована в правовых образованиях и соответствующих сферах юридической деятельности.

Н. И. Соловяненко[4] придерживается того, что информация не относится к числу правовых категорий и не может быть в чистом виде объектом права.

Несколько иначе раскрывает понятие «информация» Ю.А.Новиков. Автор утверждает в данное понятие входят все сообщения, которые люди передают друг другу и с помощью которых происходит уменьшение неопределенности у получателя информации[5].

Информацию как объект, который имеет конкретные физические параметры рассматривает Т. Ш. Изатов[6]. Данный автор утверждает, что в современном мире информация имеет свою стоимость и обладает всеми юридическими правами собственности – ее можно владеть, пользоваться и распоряжаться.

Несмотря на определённую противоречивость в позициях авторов по поводу рассматриваемого вопроса, примечателен тот факт, что в большинстве своем они подчеркивают, что информация является объектом тех или иных общественных отношений, которые должны быть урегулированы на законодательном уровне.

По мнению А. В. Паламарчук[7], все информационные ресурсы, которые находятся в пользовании, должны регулироваться правовыми нормами. Таким образом, разделяя позицию вышеуказанного автора, очевидно, что информация выступает в качестве объекта правоотношения. Для того, чтобы выделить информацию в качестве такового, В. Н. Лопатин[8] выявил ее характерные признаки: идеальность, неисчерпаемость, количественная определенность и системная обособленность.

Важно отметить, что в законодательстве зарубежных стран, также как и в российском государстве, закреплено легальное определение дефиниции «информация». Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Так, в законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.1) указано, что под информацией принято понимать «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»[9].

Практически аналогичное определение содержится в Законе Кыргызской Республики от 19 июля 2017 года №127 «Об электронном управлении» (ст.2): под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления[10].

Законом Республики Армения от 23 сентября 2003 года №ЗР-11 «О свободе информации» (ст.3) определено, что под информацией принято понимать «полученные и оформленные в установленном законодательством порядке данные о личности, предмете, факте, обстоятельстве, событии, происшествии, явлении независимо от формы их владения или материального носителя (текстовые, электронные документы, звукозаписи, видеозаписи, фотопленки, чертежи, схемы, ноты, карты)»[11].

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» 2015 года закрепляет, что «информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать»[12].

По мнению автора настоящего исследования, содержащиеся в казахском законодательстве легальное определение понятия «информация» является наиболее удачным, поскольку является конкретизированным, что повышает уровень открытости и доступности информации о деятельности органов власти, а также способствует противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что многие существующие законы о праве на информацию не соответствуют международным стандартам, не выполняются должным образом и не пропагандируются. Даже сильные законы могут быть неэффективными, если чиновники, предоставляющие информацию, недостаточно обучены, слишком малочисленны или поддерживают культуру секретности.

Правительства и парламенты должны разработать и принять законы о праве на информацию, соответствующие международным стандартам. Правительства, гражданское общество и журналисты должны активно информировать людей о законах о доступе к информации и поощрять их использование.

В целях совершенствования действующего российского законодательства в сфере информации имеется целесообразность в осуществлении рецепции из Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» 2015 года легального определения понятия «информация»,

Являясь объектом правоотношений, информация обуславливает необходимость разработки такой правовой категории, как право на информацию. Этот термин используется не только в нормативно-правовых и правоприменительных актах, действующих в пределах национальных границ РФ, но и в международных документах. Конституция РФ провозглашает приоритет норм международного права над национальными нормами (ч.4 ст.15), в связи с чем, первоначально, стоит обратиться к регламентации понятия «право на информацию» в международных актах.

1.2 Понятие и содержание конституционного права на информацию

 

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Однако к настоящему времени не сформировалось однозначного подхода к определению понятия «право на информацию»: в одних государствах оно рассматривается как составная часть права на свободу выражения мыслей и мнений, а в других – как самостоятельное право.

Наряду с этим, в науке также отсутствует однозначная позиция по поводу понимания конституционного права на информацию, более того, одни ученые относят данное право к политическим правам, а другие – к личным.

Талапина Э.В., анализируя право на информацию, обращает внимание на то, что при таком подходе информация лежит не только в основе любого конституционного права, но и любого обязательства гражданско-правового характера, любых прав в процессуальной сфере, что отвечает природе информации[13].

По мнению Монахова В. Н., право на доступ к информации является отдельным правомочием права на информацию[14].

По мнению Шевердяева С. право на доступ к информации выступает в качестве самостоятельного права наряду с традиционными правами личности (свобода печати, слова, мысли)[15].

Юридической доктрине известна не только проблема разграничения права на информацию с правом на свободу мыслей и мнений, но и проблема отмежевания первого от иных конституционных прав.

А. А. Щербович[16], рассматривая право на свободу слова и право на доступ к информации в их соотношении, считает, что вышеперечисленные права являются дополняющими и поддерживающими друг друга; что они соотносятся, как активное и пассивное право, т. е. право на свободу слова есть активная форма реализации информационных правомочий, а право на доступ к информации – ее пассивная форма.

Л. Г. Лапо[17] указывает на более широкие взаимосвязи со  многими конституционными правами и свободами, полагая, что право на информацию является фундаментом для обеспечения гарантий реализации множества других конституционных прав и свобод: свободы слова, массовой информации, права на участие в управлении делами государства, избирательных прав и др.

В России, современное техническое развитие в области государственного и частного сбора информации регулирует право на информационное самоопределение как отдельное конституционное право[18].

С учетом вышеизложенного можно сформулировать определение понятия «право на информацию». Так, право на информацию – это основное, неотъемлемое право личности, которое состоит из совокупности информационных правомочий (распространение, передача, получение, поиск, создание информации), а также защиты информации и информационной безопасности общества и личности, выступающее гарантом реализации всей системы прав и свобод человека и гражданина.

В целях исключения необоснованного и неоправданного расширения либо сужения понятия «право на информацию» имеется целесообразность в законодательном закреплении этой дефиниции.

Подводя итог изучению настоящего вопроса, можно сделать следующие выводы:

Право на информацию – это основное, неотъемлемое право личности, которое состоит из совокупности информационных правомочий (распространение, передача, получение, поиск, создание информации), а также защиты информации и информационной безопасности общества и личности, выступающее гарантом реализации всей системы прав и свобод человека и гражданина.

1.3. Конституционно-правовые основы права на информацию

Термин «конституционно-правовые основы» получил достаточно широкое распространение в современной научной литературе.

Наиболее удачным, по мнению автора настоящего исследования, является определение понятия «конституционные основы», сформулированное Е. А. Ровинский[19], в соответствии с которым они представляют собой принципы и нормы, закрепленные в Конституции. Под конституционными основами он понимает основополагающие принципы государства, характеризует их как конституционные нормы права, являющиеся базой для текущего законодательства.

И. А. Умнова[20] обоснованно проводит разграничение между конституционно-правовыми и конституционными основами, отмечая, что конституционно-правовые основы помимо конституционных норм включают еще и нормы отраслевого законодательства, т. е. по своему содержанию они шире, чем конституционные. Именно благодаря им россиянам гарантируется право на получение информации в различных сферах жизнедеятельности.

Право на информацию есть и у граждан, которые находятся под следствием. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает, что обвиняемый при необходимости должен иметь возможность изучить все материалы его уголовного дела. Тем самым можно утверждать о его праве на получение необходимой ему информации.

Приведем пример из судебной практики.

Так, в своей жалобе в Конституционный Суд РФ[21], гражданин С.В. Коваль, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного подпунктами «а» и «в ч. 2 ст. 163 УК РФ, оспаривал конституционность п. 12 ч. 4 ст. 47 и п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, закрепляющих право обвиняемого и его защитника знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования по данному делу.

Как следует из представленных материалов, со ссылкой на эти нормы судебная коллегия по уголовным делам Тверского областного суда, рассматривавшая в кассационном порядке жалобу адвоката на постановление Пролетарского районного суда г. Твери от 12. 11. 2002 года о продлении срока содержания С.В. Коваля под стражей, отказала ей в ознакомлении с представленными в суд первой инстанции материалами, обосновывающими ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей. По мнению заявителя данный отказ нарушает основные принципы судопроизводства – равноправие сторон и состязательностти.

По результатам рассмотрения жалобы, Конституционным Судом РФ было вынесено определение от 12. 05. 2003 г. № 173-О, в соответствии с которым жалоба была признана не подлежащей дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленного в ней вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»[22] не требуется вынесения предусмотренного его ст. 71 итогового решения в виде постановления. При этом Суд не отрицал ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, которая обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Право на получение информации в условиях развития рыночной экономики и предпринимательства имеет очень важное значение. При невозможности реализовать свое право как граждане, так и юридические лица вправе в судебном порядке добиваться восстановления своих прав. На современном этапе развития российской государственности, нередки случаи, когда суды  встают на сторону граждан при доказывании нарушения их прав.

Так, например, ООО «Подшипник-Сервис» обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действия Владивостокской таможни, которая отказала в ознакомлении с материалами камеральной проверки. Истец, ссылаясь на положения Конституции РФ, указывает, что непредставление материалов камеральной таможенной проверки по ходатайству для ознакомления, в том числе путем фотографирования, повлекло нарушение прав и законных интересов общества, так как камеральная проверка, являясь одной из форм таможенного контроля, непосредственно затрагивает права и законные интересы ООО «Подшипник-Сервис». Арбитражный суд Приморского края принял решение апелляционную жалобу удовлетворить.

Права граждан на информацию, провозглашенные конституционно-правовыми основами права находят продолжение в нормативно-правовых актах как федерального уровня, так и регионального. Среди федеральных законов можно назвать в первую очередь кодексы РФ — Гражданский Трудовой, а также Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[23], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ»[24]. Кроме этого право на информацию прописано в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства РФ «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных»[25], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»[26] и др.

В каждом субъекте РФ также приняты необходимые НПА, в которых содержатся нормы, регулирующие получение информации, необходимой для граждан.

Право граждан на информацию занимает значимое место в системе конституционных прав и свобод граждан. Именно благодаря реализации данного права человек может своевременно получить информацию, которая сделает возможным принять меры по обеспечению безопасности и сохранению жизни. В качестве примера можно привести информацию о состоянии окружающей среды при экологических катастрофах и природных катаклизмах способно сохранить человеку жизнь, имущество.

Например, в мае 2017 г. жертвами урагана, обрушившегося на г. Москву и города Московской области, стали 15 человек. Десять из них погибли в столице, пять лишились жизни в Московской области. В больницах столичного региона оставалось около 200 пострадавших разных возрастов, включая детей. Проведенное расследование установило, что пострадавшие и погибшие не было проинформированы о изменениях погодных условиях, т.е. до граждан Москвы не была доведена информация о необходимости предпринять меры предосторожности.

Подводя итог изучению настоящего вопроса, можно сделать следующие выводы:

Право на информацию — это не только право человека, но и важнейший инструмент, который дает вам возможность требовать подотчетности от правительств, участвовать в общественной жизни и бороться с коррупцией с помощью знаний. Право на информацию предоставляет важные факты, которые приносят пользу жизни общества по целому ряду направлений — от прав человека до экологической безопасности.

Основным институтом, транслирующим информацию в общество выступают средства массовой информации.

Далее рассмотрим роль СМИ в реализации прав граждан на получение информации.

 

Глава II. Реализация конституционного права на информацию

1.1. Средства массовой информации как ведущий канал реализации конституционного права на информацию

В современном мире с развитием информационных технологий и наступлением новой эпохи – информационного общества, необычайно возрастает роль СМИ. СМИ становятся настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей, порой, в единое общественное мнение; становятся первоначальным источником информации.

Так, например, согласно данным аналитического агентства We Are Social на 2018 г., во всем мире сетевыми изданиями (сайтами в сети Интернет) пользуются более 4 миллиардов человек.

Проведенные исследования свидетельствуют о том что современные граждане проводят большое количество времени в сети Интернет.

Данная статистика подчеркивает тот факт, что масс-медиа, действительно, играют огромную роль в жизни современного общества, поэтому неудивительно, что статус СМИ приобрел нормативно-правовую регламентацию.

Принятый в 1966 году Международный пакт о гражданских и политических правах, в своей статье 19 провозгласил право каждого человека  на получение и распространение информации. Делать это люди могут любым законным способом.

Признавая международные акты частью правовой системы, в РФ в соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода слова, свобода поиска и распространения информации не только гражданами, но и СМИ, являющимися основным каналом передачи информации, который доступен широкому кругу лиц.

В ст. 2 Закона РФ «О Средствах массовой информации»[27] (далее Закон РФ «О СМИ») содержится понятие СМИ. В качестве таковых выделяются: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В настоящее время активно развиваются интернет-издания, которые по праву причисляют к средствам массовой информации. В настоящее время идет активная нормативно-правовая работа по включению интернет-СМИ в правовое поле государства. Это крайне важно, так как размещение каких-либо сведений на таких ресурсах может привести к серьезным последствиям для психологического состояния человека и многим другим проблемам. По данным НИИ Психиатрии Министерства здравоохранения РФ психическое здоровье россиян заметно ухудшается. Исходя из статистических данных, медицинская помощь психотерапевта и психолога необходима каждому третьему жителю в стане. Подтверждено, что различного рода психические расстройства, депрессии, наркомания и алкоголизм должны быть рассмотрены как следствие социально-стрессовых воздействий, которые доставляются в сознание аудитории важным источником – СМИ[28].

В соответствии со ст. 38 Закона граждане имеют право через СМИ оперативно получить достоверные сведения о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Необходимо отметить, что реализация законного права на запрос информации  приведет к более открытому, подотчетному и партисипативному правительству. Устранение дополнительных барьеров для получения информации создаст платформу для сообщения о мошенничестве или коррупции.

Таким образом, исходя из буквы Закона, получение гражданами полной и достоверной информации о работе и принимаемых решениях вышеперечисленными органами и организациями прямо связано  с получением этих сведений СМИ.

Закон РФ «О СМИ» предоставляет возможность учреждать СМИ не только гражданам, но и объединениям граждан, различным предприятиям и организациям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Также, в ст.ст. 39,40 Закона регламентируется процесс запроса информации, а также отказа и отсрочки в предоставлении таковой. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

При этом отказ в предоставлении информации возможен только в тех случаях, если она включает в себя сведения, представляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

При обработке запроса на предоставление информации со стороны СМИ, соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или организация, может отсрочить исполнение своих обязательств. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации, в котором должны быть указаны все те же сведения, что и в уведомлении об отказе. Помимо этого, в уведомлении об отсрочке должен  содержаться дополнительный пункт о дате, к которой будет представлена запрашиваемая информация.

Таким образом, Закона РФ «О СМИ» в первую очередь координирует отношения между участниками процесса сбора и предоставления информации, при этом упоминая о режиме самой массовой информации, но, не устанавливая его должным образом.

Перечень субъектов, которые обязаны предоставлять информацию о своей деятельности по запросам СМИ, достаточно широк.

Рассматривая вопрос о взаимодействии СМИ с государственными органами, следует отметить тот факт, что лица, осуществляющие публичную власть также должны принимать меры по обеспечению СМИ информацией о своей деятельности. Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ»[29] Правительство РФ информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и принятых по этим вопросам решениях.

В соответствии со ст. 13 Кодекса судебной этики[30], для достижения целей более объективного и достоверного информирования общества о деятельности судебной системы, судья должен взаимодействовать с представителями СМИ.

Более того, судья обязан способствовать освещению в масс-медиа информации о решениях и работе суда, так как это повышает его авторитет перед гражданами, формирует общественное правосознание, а также содействует выполнению СМИ их важной общественной функции по информированию граждан обо всех социально значимых процессах, явлениях и событиях.

Любые попытки СМИ получить информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций будут считаться тщетными, если для этого не будут созданы все условия, включая не только правовые, но и организационные, финансовые. При этом и сами СМИ должны быть независимыми и самостоятельными от каких-либо коммерческих структур и государства.

Подводя итог изучению настоящего вопроса, можно сделать следующие выводы:

  1. Исходя из статистических данных, СМИ, действительно, являются ведущим каналом реализации конституционного права на информацию.
  2. Под «сетевым изданием» понимается только официально зарегистрированные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при этом не определен правовой статус ресурсов, которые не имеют подобной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Соответственно на них не распространяются правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ «О СМИ», включая недопустимость злоупотребления свободой массовой информации и др.
  3. Действующее законодательство подробным образом регулирует отношения между участниками процесса сбора и предоставления информации, но упускает из вида государственное регулирование оборота информации, которая может оказывать негативное воздействие на психическое здоровье и нравственность населения.

2.2. Запрет цензуры как конституционная гарантия права на информацию

Согласно ч. 5 ст. 29 Конституции РФ «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О СМИ», под цензурой массовой информации понимается требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Запрещается создание организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Говоря о запрете цензуре, как об одной из конституционных гарантий реализации права человека и гражданина на информацию, следует определить понятие гарантий. Классическое их толкование было разработано С.А. Авакьяном[31], как материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств.

Различаются три основных типа правомочий права на информацию:

  1. Право искать и получать информацию;
  2. Право передавать информацию;
  3. Право производить информацию.

Для реализации первой группы правомочий, особо необходим доступ к ресурсам и средствам, предоставляющих информацию. При наложении цензуры на информацию, осуществление права на поиск и получение информации будет невозможным, в связи с чем, запрет цензуры, действительно, выступает условием, которое делает реальным воплощение прав и свобод человека и гражданина.

Законодательное определение цензуры имеет некоторые существенные недостатки. Во-первых, исходя из буквы закона, цензурные требования могут быть обращены только к редакции СМИ, тем самым забывая о фигуре журналиста. Во-вторых, в статье Закона РФ «О СМИ» говорится о запрете цензуры массовой информации. При этом под запретом цензуры массовой информации понимается требование, обращенное к редакции СМИ, тем самым сужая запрет цензуры до запрета цензуры в СМИ, вычеркивая иные средства, которые не относятся к СМИ, но информируют граждан.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» во время введения чрезвычайного положения на территории РФ разрешается введение цензуры.

Поскольку мир движется к обществу без границ, противники цензуры в СМИ считают, что цензура в целом сильно мешает этому прогрессу. Но опять же, поскольку различные средства массовой коммуникации затрагивают темы, которые не должны пропагандироваться или обсуждаться вообще, возникает вопрос о цензуре.

Сегодня большинство стран мира, в том числе и Россия предоставили своим гражданам свободу слова и выражения мыслей.

Ограничения, которые были установлены в этом мире, как и границы, которые всегда существовали в мире, что касается средств массовой информации, общения и развлечений, постепенно снимаются. При этом цензура в СМИ должна присутствовать, поскольку информация каким-то образом ограничивается цензурой в СМИ, угрозы могут быть уменьшены, а люди получают информацию в нужный момент. Это означает, что хаос и паника не возникнут.

Контролируя СМИ, правительство также может контролировать предрассудки, расизм и неправдивую клевету на определенных людей, что может касаться рас, религий, компаний и других стран.

Многие сторонники интернет-цензуры считают, что она позволяет регулировать СМИ, что важно для власти. Некоторые даже считают, что отказ от регулирования может иметь очень пагубные последствия для общества на определенных уровнях.

Цензура в Интернете рассматривается как форма контроля, и все другие формы средств массовой информации, включая телевидение и радио, имеют конкретные административные меры контроля и правила, что означает, что Интернет не должен отличаться от них. Важно отметить, что регулирование может привести к большему порядку, что является конечной целью интернет-цензуры.

Заключение

Подводя итог настоящему исследованию, можно сделать следующие выводы:

Информация – неотъемлемая часть современного общества. Переход к информационной эре во многом обусловил пристальное внимание ученых со всего мира к исследованию процессов производства, переработки, передачи, защиты и хранения информации, а также к информационным технологиям. Переход к информационному обществу сделал информацию основополагающим фактором производства, а информатизация общества позволила гражданам осуществлять свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Благодаря развитию информационных технологий, появлению и широкому распространению информационных каналов и сети Интернет складывающиеся при этом общественные отношения потребовали правового регулирования. Сегодня уже не вызывает сомнения, что все информационные ресурсы, которые находятся в пользовании, должны регулироваться правовыми нормами.

Право на доступ к информации выступает в качестве самостоятельного права наряду с традиционными правами личности (свобода печати, слова, мысли).

СМИ являются ведущим каналом реализации конституционного права на информацию. При этом не определен правовой статус ресурсов, которые не имеют подобной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Соответственно на них не распространяются правовые нормы, регламентируемые в Законе РФ «О СМИ», включая недопустимость злоупотребления свободой массовой информации и др.

Законодательное определение цензуры имеет некоторые существенные недостатки. Исходя из буквы закона, цензурные требования могут быть обращены только к редакции СМИ, тем самым забывая о фигуре журналиста. Под запретом цензуры массовой информации понимается требование, обращенное к редакции СМИ, тем самым сужая запрет цензуры до запрета цензуры в СМИ, исключая иные средства, которые не относятся к СМИ, но информируют граждан.

Библиография

  1. I. Нормативные правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 3 7-ФКЗ, от 05.02.2014 3 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в Нью-Йорке 16.11.1966) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  6. Резолюция № 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека» (Принята 23.01.1970 на 21-ой сессии Консультативной ассамблеи Совета Европы) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 15. Ст. 1338.
  7. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
  8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ.1994. № 13. Ст. 1447.
  9. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 31.01.2016) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  10. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  11. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  12. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 18.04.2018) // Российская газета. 1992. № 32.
  13. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
  14. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  15. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
  16. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  17. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  18. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.
  19. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2008. №52. Ст. 6217.
  20. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 30.10.2018) // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
  21. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 776.
  22. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.04.2017) // СЗ РФ. 2009. № Ст. 5832.
  23. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» // СЗ РФ. 2013. № 30. Ст. 4107.
  24. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016) // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.
  25. II. Судебная практика
  26. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1066.
  27. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 г. № 173-О «По жалобе гражданина Коваля Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статей 47 и 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1253009/.

 

III. Научная литература

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 т. М.: Норма, 2019.
  2. Алхутова Г. А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.02. М.: 2008.
  3. Изатов Т. Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. M.: 2002.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. В 2-х томах. Том I / Под. Ред. д.ю.н., проф. Бернда Визера – М .: Инфотропик Медиа, 2018.
  5. Куликова С. А. Конституционный запрет цензуры в России. М.: Проспект, 2017.
  6. Лапо Л. Г. Конституционно-правовое регулировании ограничения права на информацию в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 : 2015.
  7. Лопатин В.Н. Информационная безопасность в электронном государстве // Информационное право. 2018. № 2.
  8. Мархгейм М. В., Гавришов Д. В. Проблемы развития юридического содержания права граждан на информацию // История государства и права. 2011. № 10.
  9. Новиков Ю.А. Право личности на информацию и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению и охране: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. М.: 2001.
  10. Паламарчук А. В. Свобода информации и законность: теория и практика. M.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013.
  11. Рассолов М. М. Проблемы управления и информатизации в области права. M.: Юрид. лит., 2010.
  12. Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. M.: Госюриздат, 2010.
  13. Рыбаков О.Ю. Стратегии правового развития России. М.: Юстиция, 2015.
  14. Соловяненко И. И. Теоретическое осмысление правового режима информации // Право. 2015. № 1.
  15. Травников Н.О. Соотношение права на информацию со смежными конституционными правами // Современное право. 2015. № 3.
  16. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма: дис. … д-ра юрид. наук. 12.00.02 M.: 2013.
  17. Федотов М. А. Гласность и цензура: возможность сосуществования // Советское государство и право. 1989. № 7.
  18. Царик А. А. Проблемы реализации права на свободу массовой информации в субъектах центрального федерального округа // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9.
  19. Щербович А. А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. M.: 2013.
  20. Щербович А.А. Попытка инкорпоративного осмысления личных и политических прав пользователей в свете базовых принципов управления Интернетом. М.: Теис, 2016.
  21. Щербович А.А. Хартия прав человека и принципов для Интернета с точки зрения реализации социальных, экономических и культурных прав. М.: Теис, 2016.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф