Введение
Глава 1. Теоретические основы, определение местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления
1.2. Основные модели местного самоуправления
Глава II. МСУ в России: становление, современные тенденции развития
2.1. История развития местного самоуправления в России
2.2 Современные проблемы и тенденции развития местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Местное самоуправление в России — это метод организации и воплощения власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение жителями вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение городской собственностью. Одним из важных народнохозяйственных вопросов является становление местного самоуправления в Российской Федерации. Решение этого вопроса подразумевает улучшение работы системы местного самоуправления.
На данный момент становится все больше естественным, что с существующими многочисленными проблемами наше общество не управится, если не будет местного самоуправления, развитие которого имеет огромное практическое значение для решения задач, которые связаны с организацией регионального управления. Местное самоуправление является важным элементом конституционного строя демократических государств.
Оно представляет из себя ту специфическую «ветвь власти», которая, с одной стороны, принимает участие в выполнении воли страны, а с иной — учитывает интересы жителей. Местные административные органы крепят муниципальную власть, делая ее больше гибкой и продуктивной. Они более доступны для населения, очень адаптированы к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей жителей.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, укрепление института местного самоуправления, для каждого гражданина обеспечивает возможности вести активный образ жизни и быть участником обеспечения собственных интересов.
Объект исследования — местное самоуправление как важный институт демократического государства.
Предмет исследования — особенности становления и развития местного самоуправления в России.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие местного самоуправления.
2. изучить основные модели местного самоуправления.
3. рассмотреть историю и особенности развития местного самоуправления.
4. проанализировать современные проблемы и тенденции развития местного самоуправления в России.
Степень научной разработанности темы. Проблемы местного самоуправления рассматривались разными авторами и исследователями, однако не смотря на столь большую разработанность, в данной сфере до сих пор остается ряд нерешенных проблем.
Курсовая работа состоит из введения, 2-ух глав, заключения, библиографического перечня.
Глава 1. Теоретические основы, определение местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления
Понятие «самоуправление» для российской науки является сравнительно новой, поэтому оно до сих пор еще не нашло полного осмысления.
В прямом значении слово «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами». Таким образом, данный термин предполагает самостоятельность в выполнение действий по управлению.
Самоуправление — это утверждение, понимаемое как организация жителей, является вынужденной корпорацией публичного права жителей района, имеющей общие интересы и общественные потребности.
Органы местного самоуправления — это организация местного или регионального управления и в то же время форма государственной власти, при которой жители по закону формируют сообщество, относительно независимо принимают решения на своей территории и допускаются к работе в соответствии с законами, под контролем государства.
В зависимости от типа организации, единицы самоуправления делятся на два вида.
Если система самоуправления сложилась в результате объединения одной политической программы, одного направления производственно-профессиональной работы, общими заботами и целями, то это корпоративное управление (например, профсоюз).
Если система самоуправления сформировалась по территориальной устойчивой общности людей, в результате их проживания на одной территории, то такая единица самоуправления называется территориальная (например, город, село).
Данные формы самоуправления имеют тесную взаимосвязь, хотя и значительно различаются между собой.
Принципиальной особенностью местного самоуправления является общность потребностей, интересов, целей людей, живущих на определенной территории.
Во главе каждой территориальной общности стоят ее обитатели и органы управления.
То есть, хозяйственными и иными делами определенной общественно-территориальной единицы управляют не центральные и местные муниципальные структуры, а люди, которые на ней живут. При этом вести местное самоуправление могут только те территориальные общества, которые имеют конституционно-законодательной статус.
Орган муниципального образования возникает только в соответствии с национальным законодательством и действует в пределах закона. Все члены местного правительства являются резидентами местного органа власти. Он имеет свою демократическую организацию, определенную уставом. Администрация назначается для выполнения задач в области государственного управления в формах, соответствующих ей. Она ежегодно принимает собственный бюджет, который не является частью госбюджета и является субъектом как публичного права.
Именно законодатели СССР впервые за всю историю существования России дали наиболее полное и объективное толкование понятия «Местное (территориальное) самоуправление».
В законодательстве Советского Союза указано, что местное (территориальное) самоуправление – это, когда люди самостоятельно организовываются для того, чтобы решать самим или через свои органы, которые выбираются этими людьми, вопросы и проблемы местного значения в интересах обитателей и учитывая при этом особенности своих административно-территориальных единиц, нормы законов и имеющиеся вещественную и валютную базы.
Как видно из этого определения законодатели СССР конкретно определило, что является основными признаками местного (территориального) самоуправления, и то, как необходимо понимать суть этого понятия. И уже в соответствии с этим основным законом СССР все остальные республики, входящие в состав Советского Союза, законодательно закрепляли свои определения этого понятия.
После перестройки, когда произошел распад СССР, и образовались новые государства, в РСФСР в 1991 году был принят закон о «О местном самоуправлении в РСФСР», в котором в ст. 1 было законодательно закреплено, что местное (территориальное) самоуправление… — это система организации деятельности людей для того, чтобы они самостоятельно решали вопросы, связанные с жизнедеятельностью своей территориальной единицы и проживающих на ней граждан в их интересах, учитывая при этом исторические, национально-этнические и остальные особенности, и основываясь на Конституции РСФСР и законах РСФСР, а также правовых актов республик, входящих в состав РСФСР.
Но произошедшие дальнейшие политические перемены в стране, которые повлекли за собой устранение системы Советов, разработку и принятие новой Конституции, внедрение муниципального устройства также породили потребность в том, чтобы понятие самоуправление было рассмотрено с новых политических демократических позиций.
И результатом этого процесса явилось принятие Общегосударственного закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором и давалось полное определения понятия «местное самоуправление».
В этом законе в ст. 2 указано, что местное самоуправление в РФ – это самостоятельная деятельность жителей, которая признается и гарантируется Конституцией РФ и которая позволяет самостоятельно решать непосредственно самим или используя местные административные органы вопросы, связанные с жизнедеятельностью своей территориальной единицы и проживающих на ней граждан в их интересах, учитывая при этом их интересы, исторические и другие местные традиции. [3].
Такое же толкование этого определения содержится и в Конституции России, так как именно ее положения и лежат в основе норм законодательства. Так в Конституции России написано, что в Российском государстве местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией, и что оно самостоятельно действует в пределах собственных возможностей (ст. 12); а местное самоуправление – это, когда жители самостоятельно решают вопросы местного значения, владения, использования и указания городской собственностью (п. 1. ст. 130), местное самоуправление должно учитывать «исторические и другие местные традиции» (п. 1 ст. 131) [1].
6 октября 2003 г. №131-ФЗ была принята новая редакция Общегосударственного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», но в силу он только вступил с 1 января 2006 г., и в этом законе местное самоуправление в России — это форма воплощения власти народа, которая обеспечивает в границах, которые были установлены Конституцией России, общегосударственными законами, а в вариантах, которые были установлены общегосударственными законами, — законами субъектов России, самостоятельное и под свою ответственность решение жителями конкретно и (либо) через местные административные органы вопросов местного значения, отталкиваясь от интересов жителей, с учетом исторических и других местных традиций» [4] .
Сравнивая все вышеперечисленные толкования определения «местное самоуправление», можно сказать, что если взять законодательство 1995 года, то в нем местное самоуправление являются деятельностью обитателей административно-территориальной единицы, а если общегосударственный закон 2003 г., то в нем местное самоуправление уже являются инструментом воплощения власти народа.
Но эти две характеристики понятия местного самоуправления с нашей точки зрения являются наиболее важными. Но почему то в новой редакции этого закона акцент в основном делается на то, как должна реализовываться власть народа, а другая не менее важная составлявшая часть этого определения, то есть самостоятельность органов местной власти почему- то меньше всего нашло свое отражение в этом новом законе.
Если рассматривать определения понятия местного самоуправления на уровне международной демократии, то оно нашло свое отражение в Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., которую приняли многие страны Европы. В этой Хартии местное самоуправления — это право и реальная способность местных административных органов решать под свою ответственность почти все муниципальные дела и осуществлять управление на основе норм закона, учитывая интереса местных жителей [2] .
Если сравнивать определения местного самоуправления с точки зрения законодательства Российской Федерации и Европейской Хартии, то можно сказать следующее: в нашем российском варианте этого определения на первом месте стоит власть народа, а только потом органы администрации, а в Хартии на пером месте стоят местные административные органы, к которым могут обращаться жители этих территории.
Страны Европы определяют местное самоуправление почти одинаково.
Так в ФРГ местное самоуправление — это деятельность под свою ответственность территориальных органов, на которые возложены муниципальные возможности [25,7]. В Финляндии – это «право коммун на то, чтобы управляет своими делами, используя помощь городских органов» [14, 53].
Во Франции – это то, что местные территориальные общества решают посредством выборных органов дела и вопросы местного характера, основываясь на своих средствах.
Сравнивая все эти определения этого понятия можно сделать следующие выводы о том, что все эти формулировки обладают общими признаками, такими как то, что:
а) местное самоуправление — это муниципальное устройство, которое является признаком наличия современного демократического общества;
б) местное самоуправление — это публичные отношения, которые формируются на конкретной территории и связанны с самоорганизацией жителей для того, чтобы самостоятельно решать вопросы местного значения;
в) субъект местного (территориального) самоуправления – это всегда жители территории, которая образует единую общественно-финансовую общность, то есть село, город и так далее; реализация местного самоуправления происходит через органы, которые выбирают местные жители.
1.2. Основные модели местного самоуправления
Местное самоуправление может осуществляться путем принятия различных организационных и финансовых решений. На практике представлено большое количество разнообразных моделей осуществления местного самоуправления [15, 54].
В мире существуют следующие системы местного самоуправления:
— англосаксонская,
— континентальная,
— советская [21, 68].
Советская модель действовала не только в СССР, но и некоторых странах Восточной Европы, Китае, Северной Кореи, во Вьетнаме.
Данная модель имеет следующие отличительные черты:
— управление осуществляется на основе Конституции и актов, издаваемых центральными органами законодательной власти;
— система управления централизована;
— местные органы являются частью системы государственного управления;
— принцип патернализма и т.д.
Англосаксонская модель действует в настоящее время в Англии, США, Канаде, Индии и других странах.
Данная модель отличается следующими чертами [14, 79]:
— автономность местного самоуправления,
— выборность,
— контроль сначала со стороны жителей;
— отсутствие местных администраций.
Таким образом, в рамках англосаксонской модели, местное управление на своих территориальных границах действует обособленно от органов государственной власти.
Органы местного самоуправления решают вопросы, не отнесенные к полномочиям страны и в рамках установленного закона. Муниципальный контроль за работой местных административных органов ведется в форме судебного контроля.
Континентальная модель местного самоуправления действует в европейских государствах и в странах Латинской Америки, Близкого Востока, франкоязычной Африки.
Основные особенности данной модели:
— прямое муниципальное управление сочетается с местным самоуправлением;
— система управления построена по принципу иерархии;
— ограниченная автономность местного самоуправления и т.д.
Пример подобной модели самоуправления можно встретить во Франции. Здесь местное самоуправление действует на уровне коммун, окрестность и кантоны являются местными уровнями государственной власти [30, 106]. У каждой коммуны имеется свой собственный презентабельный орган. Депутаты городского совета и глава города образуют муниципалитет.
Глава города при этом является городским служащим.
Также существуют и смешанные модели местного самоуправления. Например, смешанные системы действуют в таких странах как ФРГ, Япония, Австрия и др.
В большинстве современных демократических стран система местного управления основана на принципе смешанной двойственности, но с подробным определением полномочий этих органов. Однако институт правительства всегда получает свою легитимность от конституции или государственного статута, который в значительной степени соответствует принципу самоуправления с той поправкой, что он не сопровождается двойственностью. Территориальная префектура является наиболее важной формой исключительного управления, которая понимается как полномочия органов местного самоуправления в рамках правительства по регулированию определённой группы, то есть лишение их централизованного государственного управления и поручение им самостоятельно решать социальные проблемы.
Сравнив англосаксонскую и континентальную модель, мы отметили, что в развитых демократических странах особых различий между ними нет [33].
Таким образом, мы можем отметить, что местное самоуправление представляет собой форму управления, которая осуществляется в рамках определенной территории. Оно призвано решать вопросы местного значения в рамках действующего закона. Местное самоуправление может осуществляться по различным моделям путем принятия организационных и финансовых решений. Конституционный и обычный законодательный орган уполномочивает местные органы власти издавать законы и выполнять подавляющее большинство задач в области местного (и, возможно, также регионального) управления.
Контроль и защита этого управления независимыми судами и разрешение административных споров между самоуправлением и контролирующей государственной администрацией относиться к неотъемлемым элементам правовой ситуации в современной демократическом правовом государстве. Органами самоуправления являются созданные ими власти путём осуществления функций муниципального управления на собственной земле в целях обеспечения общественных интересов, формирования экономики и социально-культурной сферы и решения местных задач населения. Органы самоуправления починяются центру, но осуществляют свою деятельность самостоятельно. Если правительство держит общественность под контролем сверху, то в муниципалитетах общественность управляет делами, решает для себя районные вопросы. Региональная автономия гарантирует самостоятельное решение вопросов в деятельности областного значения, права собственности, пользования и распоряжения городской собственностью.
Глава II. МСУ в России: становление, современные тенденции развития
2.1. История развития местного самоуправления в России
В постсоветской России происходят значительные изменения в государственной политики, в том числе реформированию подвергались и системы местного самоуправления. Исследование исторических этапов развития местного самоуправления России представлено в трудах И.В. Бабичева и Б.В. Смирнова [1].
6.10. 2003 г. вступил в действие ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». С этого времени он претерпел значительные изменения.
Но в целом до 2014 году все основные положения и базовые концепции данного закона оставались стабильными.
Так, неизменными остаются двухуровневая система и типология муниципальных образований, выбор населением структуры органов местного самоуправления и т.д.
В период с 2014 до 2017 года в данной системе произошли значительные преобразования, в результате которых прежняя система фактически была разрушена и заменена на новую.
Данные преобразования в прессе стали именоваться как «новый этап муниципального строительства».
В СССР местного самоуправления как такового не существовало. На территориях действовали местные управляющие органы, но они имели статус низового органа вертикали власти. Местное самоуправление было возрождено только после распада Советского Союза в 1990-е гг. В результате демократических преобразований в Конституции РФ получило закрепление местное самоуправление в рамках своих полномочий (ст. 12).
В данный период развития системы самоуправления в России на государственном уровне были реализованы две федеральные программы поддержки местного самоуправления.
При Президенте России был образован Совет по местному самоуправлению. Также была создана единая общероссийская организация — Конгресс муниципальных образований Российской Федерации (КМО).
В 90-е годы был издан Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370, в которым были утверждены «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в России». Данное положение способствовало значительному развитию местного самоуправления в стране.
В развитие данного Указа был подготовлен методический материал, в котором анализировались существующие на тот период проблемы местного самоуправления. В том числе было отмечено, что введение местных органов власти в единую вертикаль государственного управления привело к утрате столь важных традиций самоорганизации в решение многих местных вопросов.
Решение проблем местного самоуправления предлагалось решать на основе следующих принципов:
1. Разделение власти на три уровня, каждая из которых является самостоятельной.
2. Каждый уровень имеет свои интересы, которые признаются равноценными. Отстаивание данных интересов должно быть прежде всего направлено на защиту прав и свобод человека.
3. Каждый уровень отстаивая свои интересы не может вторгаться в компетенцию иного уровня власти. Конфликтные ситуации должны решаться через согласительные процедуры или через суд.
Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2000 г. № 162-р «Об обеспечении взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с Конгрессом муниципальных образований РФ» было предложено федеральным исполнительным органам информировать КМО по вопросам местного самоуправления, учитывать его позицию при рассмотрении предложений по планам законопроектной деятельности Правительства, включать представителей КМО в состав соответствующих комиссий и т.д.
Однако, осуществлять крупную финансовую поддержку в данный период было невозможно, так как экономическая ситуация в стране находилась в кризисном положение, а федеральный центр был слабым.
Также напряженной оставалась ситуация и в социальной сфере. Некоторые партии стремились к обособлению, проявляя сепаратистский настрой.
В данный период органы местного самоуправления многие проблемы взяли под свое управление, не рассчитывая при этом на финансовую поддержку государства.
В конце 1990-х годов местное самоуправление во многих регионах завоевало доверие.
Государство в данный период было крайне заинтересовано в развитие местного самоуправления. К тому же местная власть была направлена на противодействие сепаратизму.
В 2000-е годы ситуация в стране значительно изменилась, возросла экономическая мощь, усилилась централизация в системе государственного управления. В том числе был преодолён региональный сепаратизм.
За последние годы наметилась тенденция усиления федеральной власти на всех уровнях государственности, в том числе и на уровне муниципалитетов, так например порядок избрания глав регионов стали распространять и в отношении глав муниципалитетов. Да и партия, которая занимает ведущее положение в управлении государством, также активно влияет на уровень муниципалитетов.
Все это привело к тому, что существующая власть в стране не стала относиться к местному самоуправлению, как к самостоятельному уровню власти, хотя для того, чтобы придать видимость, что как будто имеется местное самоуправление, изредка в высших кругах власти поднимается вопрос о важности и необходимости местного самоуправления.
Такое фактическое положение дел с местным самоуправлением является следствием невыполнения положений 131-го закона, так как их выполнение было затруднено некоторыми проблемами. И в результате этого цели, которые преследовались принятием этого закона, были не достигнуты. Рассмотрим эти цели более подробно.
Первая цель заключалась в том, чтобы усовершенствовать законодательную базу, на которую должно опираться местное самоуправление, а также разграничить полномочия и обязанности каждого уровня публичной власти.
После того, как был принят 131-ый закон, были проведена работа по изменениям и дополнениям в различные правовые документы. Решались многие вопросы в отношении местного самоуправления, но в основном эти вопросы были связанны с изменениями в Земельном, Градостроительном, Бюджетном, Жилищном, Налоговом и других кодексах РФ. Но все эти изменения не коснулись создания стабильной законодательной базы местного самоуправления, так как этого не произошло.
Вторая цель заключалась в том, чтобы объёмы полномочий муниципалитетов соответствовали их экономической базе. Но до сих пор этот вопрос так и не остался решенным, в настоящий момент муниципалитеты не могут формировать и осуществлять свою муниципальную бюджетную и финансовую политики.
Третья цель заключается в том, чтобы муниципалитеты имели свою автономность, то есть имели бы возможность самим формировать свои структуры. Но этого так и не произошло, так как выборность глав муниципалитетов не стала соблюдаться, так как по причине усиления федеральной власти в практику стало входить назначение этих глав.
Анализ процесса реализации Федерального закона № 131-ФЗ в отношении местного самоуправления показал, что местное самоуправление в результате действия этого закона стало характеризоваться следующими негативными проявлениями:
— все больше стало вопросов местного значения, под которые нет финансового обеспечения;
— доходы местных бюджетов все больше финансируются за счет государственных трансфертов;
— все меньше роль населения в формировании органов местного самоуправления;
— деятельность органов местного самоуправления все больше контролируется государством.
К тому же субъекты Федерации все больше стараются регулировать деятельность местного самоуправления, что является нарушением конституционных прав местного самоуправления, и все это вызывает определённые противоречия. Поэтому Президент России в своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г., а также на заседании Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления говорил о недопустимости активного вмешательства в деятельность местного самоуправления.
Но, даже то, что говорил Президент России, не было реализовано, и причина, наверное, кроется в том, что многие руководители субъектов РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, да и другие представители различных уровней власти не желают изменять существующий порядок административно-командного управления.
Но были разработаны новые этапы муниципальной реформы, которые нашли отражения в новых правовых документах, с которыми согласился и сам Президент России. И как понимать противоречивость действий публичной власти непонятно.
2.2 Современные проблемы и тенденции развития местного самоуправления в России
Новый этап муниципальной реформы нашел свое отражение в следующих законах:
— № 136-ФЗ от 27.05.2014 г. «О внесении изменений в статью 263 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
— № 8-ФЗ от 03.02.2015 г. «О внесении изменений в статьи 32 и 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ;
— № 62-ФЗ от 03.04.2017 г. «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В ФЗ № 136-ФЗ установлены следующие положения:
1. Субъекты РФ могут осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.
2. Крупные города, имеющие разделение по районам, могут образовывать внутригородские муниципальные образования. В этой связи в закон были введены новые понятия: «городской округ с внутригородским делением» и «внутригородской район» со статусом муниципального образования».
3. Введены новые формы «преобразования» муниципальных образований.
4. Для сельских поселений значительно сокращен перечень вопрос местного значения. В том числе сокращены и объемы финансирования местных бюджетов.
Особое место в данном законе было отведено вопросу перераспределения полномочий в системе органов публичной власти.
Вопросы местного значения, которые раньше составляли единую систему, в соответствии с новым законом были разделены на «обязательную» и вариативную части. За счет объема вариативной части субъекты РФ получили возможность гибко учитывать индивидуальные особенности региона.
Однако, самостоятельность субъектов в результате данного закона была снижена, а процесс децентрализации замедлен.
Усиление региональной власти предусматривалось как за счет федерального, так и за счет муниципального уровня.
При этом отметим, что передача некоторых полномочий органам местного самоуправления уже давно была отрегулирована в федеральном законе № 131.
Следует отметить, что сам термин «перераспределение» в данном контексте не является корректным, так как данный процесс предполагает двухсторонний обмен. Предусмотренное в законе № 136-ФЗ «перераспределение» направлено только в одну сторону. В указанном законе также предусматриваются определенные финансовые гарантии, однако, при «перераспределении» никаких защитных мер не устанавливается.
Данным правом сразу воспользовались многие субъекты РФ. Охотнее всего изымались полномочия в сферах градостроительства и землепользования.
В данный спектр полномочий входила подготовка генеральных планов, выдача разрешения на строительство, разрешений на право организации розничных рынков, и т.д. (Московская обл.).
По перечисленному кругу полномочий за органами местного самоуправления остается только лишь проведение публичных слушаний. Подобная ситуация отмечается и в сфере землепользования, где к органам государственной власти Московской области нужно обращаться за получением согласия на изменение разрешенного вида использования и на условно разрешенный вид использования каждого земельного участка.
Данное правило было введено не только к слабым субъектам, нуждающимся в поддержке, но и к крупным городам, в которых органы местные органы в состоянии самостоятельно решить данный вопрос.
Федеральным законом № 8-ФЗ. были введены дополняющие прежний закон положения.
Модель 4. Глава муниципального образования избирается из числа депутатов, возглавляя при этом местную администрацию. После этого с него снимаются депутатские полномочия, а представительный орган избирает нового председателя.
Модель 5. Глава муниципального образования со статусом главы местной администрации избирается представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Представительный орган МО назначает только половину членов конкурсной комиссии, вторую половину назначает губернатор.
В данной системе практически гарантируется, что выбор будет сделан в сторону кандидатуры, предложенной губернатором.
Прямой учет мнения населения в данной модели не предусматривается, а глава муниципального образования никак не зависит от воли населения.
В ФЗ № 8-ФЗ также введено право выбора законами субъектов РФ единственного варианта структуры органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и некоторых крупных городских поселений.
В ч.1 ст. 131 Конституции РФ при этом указывается, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
По данной ситуации дал пояснения Конституционный Суд РФ, рассмотрев ее на конкретном примере г. Иркутска.
В постановлении от 01.12.2015 г. № 30-П он отметил, что самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, и не отрицается возможность организационных и иных форм взаимодействия муниципальной и региональной власти.
Также Конституционный Суд признал, что некоторых случаях в целях обеспечения сбалансированной реализации государственных и местных интересов установление законами субъектов РФ единственно возможного варианта порядка избрания глав муниципальных районов не противоречит Конституции Российской Федерации».
При этом следует отметить, что Конституционный суд не указывает к каким именно случаям это относится.
В результате изменений, введенных федеральным законом № 8-ФЗ, степень организационной автономии местного самоуправления существенно сократилась.
ФЗ № 62-ФЗ полностью изменил концепцию территориальной организации местного самоуправления. В данном законе было закреплено новое понятие «городского округа», определен его новый состав и новый порядок формирования.
По ФЗ № 131 закону в городской округ мог входить только один город и прилегающие к нему сельские территории. В соответствии с новым законом ФЗ № 62-ФЗ в состав одного городского округа могут входить не ограниченные по размерам территории, с неограниченным количеством городских и сельских поселений.
При этом объединение поселения с городским округом осуществляется с учетом мнения населения всех участвующих муниципальных образований. Муниципальный район, в котором поселения объединились с городским округом, также утрачивает статус муниципального образования.
В данных случаях участие населения не предусматривается.
Преобразования, введенные в действия вместе с федеральным законом № 62-ФЗ должны были привести к созданию более крупных и экономически состоятельных муниципальных образований, сократить количество муниципальных служащих и муниципальных депутатов.
Данные выводы были сделаны авторами данного закона. Однако, данный закон столкнулся с критикой.
Так, со стороны оппонентов были отмечены следующие негативные стороны нового закона:
1. Поселенческая основа организации местного самоуправления, представленная в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ по факту, была устранена. Также значительно был сокращен перечень вопросов, имеющих местного значения.
2. Выборные органы и администрации упраздненных поселений и муниципальных районов заменяются на неподотчетного населению территориального управляющего, назначаемого главой укрупненного городского округа, в интересах которого он и будет мотивирован действовать.
Органы местного самоуправления городских округов становятся органами исполнительной власти, в результате чего местная власть утрачивает ответственность перед населением.
3. Также неясным остается вопрос о том, каким образом жители упраздненных поселений могут решать местные вопросы.
4. Возникает угроза изъятия у бывших сельских поселений земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также лесных и водных угодий. В свою очередь это может привести к обезлюдиванию и деградации периферийных территорий городских округов.
5. В результате передачи сельских территорий в состав городских округов возникает проблема сохранения прав бывшего сельского населения на социальные и имущественные льготы по социальным государственным программам.
Таким образом, в заключении отметим, что для эффективной реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления необходим наличие законов, способных обеспечить организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований. Также важное значение имеет понимание населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, умение грамотно воспользоваться ими.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы:
Органы местного самоуправления — это организация местного или регионального управления и в то же время форма государственной власти, при которой жители по закону формируют сообщество, относительно независимо принимают решения на своей территории и допускаются к работе в соответствии с законами, под контролем государства. Оно призвано решать вопросы местного значения в рамках действующего законодательства. Местное самоуправление может осуществляться по различным моделям путем принятия организационных и финансовых решений. Конституционный и обычный законодательный орган уполномочивает местные органы власти издавать законы и выполнять подавляющее большинство задач в области местного (и, возможно, также регионального) управления. Контроль и защита этого управления независимыми судами и разрешение административных споров между самоуправлением и контролирующей государственной администрацией относиться к неотъемлемым элементам правовой ситуации в современной демократическом правовом государстве.
Государство в современной системе направлено на поддержание деятельности местных органов власти. Особенно данный интерес повышается в кризисные периоды.
Система местного самоуправления в России за весь период своего существования претерпела значительные изменения.
В СССР местного самоуправления как такового не существовало. На территориях действовали местные управляющие органы, но они имели статус низового органа вертикали власти. Местное самоуправление было возрождено только после распада СССР.
После мероприятий «нового этапа» исчезла автономная система публичной власти. После упразднения Министерства регионального развития в системе федеральных органов исполнительной власти не осталось структуры, комплексно и системно отвечающей за состояние и развитие местного самоуправления в России.
Поэтому мы можем сделать вывод, что в современной России реального местного самоуправления не существует, есть только нижний уровень государственной власти.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. (изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в РФ» // Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
5. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (с изменениями и дополнениями)
6. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 22-23.
7. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 573-575.
8. Афанасьева, Ю. А. Конституционное право РФ: учебник для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 380 с.
9. Баранова И.А. Экономическая основа местного самоуправления / И.А. Баранова // Интеграция наук. 2017. Т. 2. № 2 (6). С. 18-20.
10. Бейдина Т.Е. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и практическая политическая проблема / Т.Е. Бейдина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 2. С. 39-46.
11. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 45-46.
12. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ // Вопросы современной юриспруденции. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.
13. Гадельшина Л.И. Местное самоуправление в РФ / Гадельшина Л.И. // Марийский юридический вестник. 2017. Т. 1. № 1 (20). С. 23-26.
14. Захаров И.И. Местное самоуправление как вид публичной власти / И.И. Захаров // Потенциал современной науки. 2017. № 4 (30). С. 55-57.
15. Комаров С.А. Комментарий к Конституции РФ — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 367 с.
16. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ / А.Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 47-50.
17. Макогон Т.И. Местное народовластие: Констелляция формы и содержания / Т.И. Макогон //Вестник Томского государственного университета. История. -2013. -№5 (25) С. 87
18. Набиуллин И.И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И.И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667-671.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф