ВВЕДЕНИЕ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ.
1.1 Понятие и сущность коррупционной деятельности.
1.2 Классификация коррупционной деятельности.
2 КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
2.1 Масштабы и последствия коррупции в государственных органах.
2.2 Основные причины распространения коррупции в государственных органах
2.3 Необходимые меры по предотвращению коррупции в государственных органах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе тема коррупции на протяжении многих лет является одной из непреходящих актуальных тем. Если мы посмотрим любой доступный нам исторический период развития общества и человечества, то можем увидеть, что к сожалению деятельность государственного аппарата сопровождалась изучаемым нами явлением как коррупция. То есть, человек наделенный определенной власть, и имеющий соответственно с занимающей должностью некие должностные полномочия, в силу человеческой слабохарактерности не может устоять перед соблазном корысти, либо же он имеет заинтересованность иного личного характера, осуществить которые ему помогает его должностное положение, которое предусматривает под собой наличие властных административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, и действует вопреки интересам государевой службы на которой он состоит.
Человек ставит свои потребности выше, чем добросовестное выполнение положенных ему обязанностей. Люди занимающие определенные должности и состоящие на государственной службе заинтересованы в мгновенном обогащении с целью получения различных благ личного или же корпоративного характера ( в основном это материальное благо), их работа не направлена на то, чтобы развитие государства в данной сфере было весьма эффективным, а также социально-экономически устойчивым. Поведение коррумпированного чиновника соответствует рент ориентированному рыночному поведению, так как он затрачивает усилия на то, чтобы присвоить часть чужого капитала. При этом напрямую осознанно нарушая закон, нанося вред экономики страны, и обществу в целом.
Выбранная для изучения тема актуальна на сегодняшний день, потому что в стране на протяжении многих лет наблюдается довольно высокий уровень коррупции во всех регионах страны, а также в ее федеральных органах государственной службы России. Вопрос с тем как бороться с коррупцией во всех направлениях деятельности органов государственного управления, а также государственной власти на сегодняшний день несет системный и весьма глобальный характер. Коррупция негативно влияет на экономическое состояние страны, наносит непоправимый вред государству и обществу, в том числе всем ее гражданам.
В современном мире тематика, связанная с коррупцией, в существующих условиях рыночных отношений, а также в построении правового государства очень актуальна, что неудивительно, ведь ее масштабы с каждым годом растут.
Масштабность коррупции в России весьма велика, для того чтобы эффективно бороться с данным явлением необходимо очень ответственно и серьезно подойти к решению этой проблемы, найти новые способы борьбы с ней. Средства массовой информации говорят о коррупции как об очень серьезном препятствии, которое стоит на пути у правильного, эффективного и здорового развития современного общества, называют коррупцию социальным злом, которое обязательно требует эффективного решения и полного искоренения. Для того чтобы борьба с таким негативным явлением была продуктивной, необходимо точное и полное знание сущности проблемы, всех нюансов, конкретные условия появления, а также последствия, которые она за собой влечет.
Объект исследования данной курсовой работы это общественное отношение, которое напрямую направлено на разработку, принятие и применение мер противодействия коррупции в государстве.
Предмет исследования это коррупция как угроза экономической безопасности в различных государственных структурах Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ сущности коррупции, классификация её видов, детальное рассмотрение и изучение существующих на сегодняшний день в государственных органах механизмов противодействия коррупции.
Задачами исследования являются:
— рассмотреть теоретические аспекты коррупции как социально-экономического явления;
— изучить место коррупции в системе государственного управления.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность коррупционной деятельности
На сегодняшний день государство ставит коррупцию как одной из важных нерешенных проблем. Ежедневно СМИ рассказывают обществу о новых коррупционных правонарушениях.
Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского «corruptio», означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. «Хотя понятие коррупции, — говориться в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года, — должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». Здесь под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением [7, c. 23].
Однако существует и представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству. Краткое и ёмкое определение коррупции содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
Проблема коррупции будет актуальна всегда, пока у всего современного общества страны не поменяется к ней отношение. Сколько бы не создавалось антикоррупционных программ, новых способов и методов в борьбе с данным негативным явлением, всегда может все разрушить человеческий фактор [3]. В данном вопросе он является самым важным, человеку очень сложно устоять, перед возможностью без каких либо умственных, физических или иных затрат заработать некую сумму денег, пусть даже и не большую.
Человек идет на поводу у своих корыстных желаний, всегда с надеждой на то, что его не поймают. Проблема состоит в том, что уровень коррупции снижается не потому, что сознание граждан и государственных служащих, замеченных в коррупционных правонарушениях как то поменялось, а в основном это связано лишь со страхом быть пойманным, и потерять все то, что уже было наворовано и заработано таким не честным способом.
Эта проблема глубже, чем кажется. Менталитет человека и его привычки очень сложно просто так поменять. Всегда могут возникнуть жизненные обстоятельства, когда даже самый честный и порядочный человек, который всю жизнь прожил честно, строго и во всем соблюдая закон, поддастся этому соблазну [5]. Возможно, он не будет видеть другого выхода из той или иной ситуации, и решит нарушить закон. Такого рода нарушение общество может оправдать, обстоятельства вынудили. Ведь к такого рода нарушениям закона относятся весьма лояльно. Это может быть с обоих сторон, как и человек, оказавшийся в некой ситуации, не будет видеть другого выхода, как помочь решению своей проблемы с помощью дачи взятки, так и у другого, может возникнуть острая необходимость в определенной крупной денежной сумме, и когда ему предложат, на первый взгляд легкие деньги он не откажется. Тем более если он не будет пойман, ему уже будет сложно работать и довольствоваться тем, что он имел раньше. Ведь эти деньги достались ему без труда, и несмотря на то что он нарушил закон, он остался безнаказанным.
Также коррупция помимо того, что наносит ущерб экономики государства, влечет за собой много других проблем. К примеру, человек, водитель машины, который нарушает ПДД и остается безнаказанным, дав взятку, может попасть в аварию. В этой системе взаимодействует слишком большое количество людей, и последствия иногда могут быть необратимы и весьма печальны.
1.2 Классификация коррупционной деятельности
Изучая данный вопрос, стоит обратить внимание на то, какие существуют виды и классификации коррупционной деятельности. Стоит отметить, что под типом коррупции подразумеваются различные самодостаточные идентифицируемые коррупционные, в том числе и теневые явления [21]. Коррупция классифицируется по составу субъектов.
Таблица 1 Классификация коррупции по составу субъекта
Вид коррупции | Реализация |
Коррупция высшего уровня | Реализуется на федеральном уровне, т.е. политики, государственные чиновники и т.д. Этот вид коррупции напрямую связан с принятием законов на высшем уровне: Правительство РФ, Федеральные собрания, Высший арбитражный суд, Верховный суд и иные органы федеральной и государственной власти, в том числе субъекты РФ. Этот вид коррупции также влияет на государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т. д |
Низовая коррупция | На уровне взаимодействия человека с представителями органов местного самоуправления. К ее проявлениям относят штрафы, регистрации и т. п. |
Особая коррупция, на уровне негосударственных организаций | Сотрудники имеют возможность управлять не принадлежащими им материальными ценностями в целях изыскания личной выгоды, то есть совершают деяния, которые нарушают интересы их организаций в пользу третьих лиц. Например: получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующей пропажей как денег, так и лиц, получающих их [20, c. 168].
|
Рисунок 1 Классификация видов коррупции возможна по объекту воздействия
Также коррупция подразделяется на виды по воздействию на регулируемые отношения, показанные на рисунке 2.
Рисунок 2 Виды коррупции по воздействию на регулируемые отношения
Детально разберем и изучим типы коррупции по области применения.
Вид коррупции по области применения | Характеристика и описание вида коррупции |
Идейная коррупция | Представляет собой «возмездное действие (бездействие) должностного лица или уполномоченного на управленческое действие лица, подменяющее общественный и государственный интерес более узким частным, приводящее к монополизации и ограничению (сужению) пространства выбора властных решений». Она непосредственно связана с непрофессиональностью органов власти, с неэффективностью их труда, невысоким авторитетом. Идейная коррупция — это, по сути, монополизация и ограничение свободы выбора решений власти. Данный тип коррупции менее иных изучен отечественными специалистами. Идейная коррупция непосредственно связана с кадровой и экономической коррупцией, с отсутствием идеологии страны, с навязанной нашему государству западной моделью ценностей. |
Кадровая коррупция | Представляет собой получение, вымогательство, обещание, предложение, дачу взятки должностным лицом или должностному лицу за применение полномочий по рекомендации, представлению, назначению, перемещению и увольнению с должностей, связанных с получением преимуществ как для индивида, так и для близких родственников или близких лиц, что нарушает законные интересы общества и страны [11, c. 47].
|
Экономической коррупция | Представляет собой действия, характерные для кадровой коррупции — за исключением лишь того факта, что они осуществляются вопреки финансовым интересам общества и государства. Основная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых средств [11]. Указанный вид коррупции характеризуется «продажей» властного ресурса, а также использованием его для присвоения иных государственных ресурсов.
|
Бытовая коррупция | Ее характеризует наличие в повседневной жизни людей. Она проникла в сферу образования, здравоохранения, дорожного движения. Именно широкое распространение в быту обуславливает ее риск стать «нормальным явлением» в жизни рядового гражданина. |
Изучая основные причины возникновения коррупционных правонарушений, в них можно выделить две основные группы показанные на рисунке 3
Рисунок 3 Основные причины возникновения коррупции
Первая причиной являются социально-экономические, предопределенные в первую очередь общим уровнем коррумпированности государства, и напрямую непосредственно связан с качеством ее экономического развития.
Ко второй группе отнесем политические причины: демократический режим в стране, подразумевающий большое количество свобод, формирует предпосылки к развитию коррупции и образованию ее новых сфер, к которым мы отнесем, к примеру, материальное обеспечение функционирования политических партий, электоральные должностные преступления, рост политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах [15, c. 14].
Проанализировав все вышенаписанное, можно увидеть что существует множество типов и видов коррупции. Это все упрощает антикоррупционные действия. Для того, чтобы борьба с коррупцией стала более эффективной, необходим не общий , а индивидуальный подход к каждому виду коррупции. Ведь она весьма масштабна, и метод, который будет эффективен в одном случае, в другом может не давать положительного результата. Так же очень часто граждане оправдывают коррупцию у государственных служащих, врачей, педагогов и т.д., объясняя это тем, что у них низкий уровень заработной платы.
2 КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Масштабы и последствия коррупции в государственных органах
Коррупция существовала всегда, вплоть того момента когда формировалось общество и государство в целом.
Изучая любые события явления или происходившие в исторической ретроспективе, мы может получить верное представление, а также вместе с тем верные знания, благодаря которым нам будет легче более подробно и глубоко изучить данный феномен в настоящем современном обществе. Полученные в процессе изучения знания дают нам возможность и помогают с большей точность прогнозировать процесс на сегодняшний день, а также с наименьшими потерями в будущем для безопасности государства. [6]
По данным исследований , несмотря на то, что рейтинг коррупции в России со 136-го места в 2015 году, данные на 2017год показывают что Россия снова заняла 135 место. То есть методы борьбы с коррупцией в стране не имеют большого эффекта, а наоборот ухудшились в течении 2х лет. [18]
По данным статистики, самая коррумпированная сфера на сегодняшний день (об этом говорят 36% респондентов) является ГИБДД (32%), судебную систему (21%) [13].
К сожалению на сегодняшний день взятки берут даже те структуры, которые были созданы для борьбы с коррупцией. Например, обвинение предъявлено главе антикоррупционного отдела МВД полковнику Д. Захарченко, которого обвиняют по трем статьям УК РФ ст.ст.ст. 285, 290 и 294, одна из которых за получение взятки. [11]
Для нашей страны борьба с коррупцией на сегодняшний день так же к актуальна, как во времена правления Ивана III . [15] Карамзин Н. отвечая на вопрос: «Ну как там, в России?», говорил «Воруют». [14]
Такой высокий уровень коррупции связан в первую очередь с тем, что в обществе она достаточна повседневна, и не воспринимается чем –то незаконным. Современное общество оправдывает людей, которые получают взятки, тем что например у врачей, педагогов и государственных служащих низкий уровень заработной платы, и другого выбора у людей нет.
Государство всеми силами старается вести борьбу с коррупцией при помощи ряда мер наказаний за совершение определенных коррупционных деяний [22]. Так к ним относятся уголовная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 141, ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 160, ст. 170, ч. 3 ст. 174, ч.3 ст. 175, ч. ч. 2,3 ст. 178, ст. 184, ч.3 ст. 188, ст. 201, ст. 202, ст. 204, ч. ч. 3,4 ст. 226, ст. 285, ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 286, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 292, ст. 304, ч. 1 ст. 309 Уголовного кодекса Российской Федерации, и административная ответственность, предусмотренная ст. 5.16, ст. 5.17, ст. 5.18, ст. 5.19, ст. 5.20, ст. 15.14, ст. 15.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Таким образом, для борьбы с коррупцией как прямой угрозой экономической безопасности нашей страны необходимо разработать механизм для формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе, привлекать граждан к совместной борьбе с проявлениями антиобщественного явления, выработать меры к организациям, причастных к коррупционной деятельности и пересмотреть статью о взятке, оставить причастным к взятке исключительно только, тех, кто получает взятку. Только тогда, любой гражданин, не боясь взаимной ответственности, будет указывать о фактах проявления коррупции.[27].
Коррупция негативно влияет на все области общественной жизни, а сфера экономики — это именно та среда, ради которого чиновник и вступает в коррупционные связи. Поэтому обратное влияние коррупции на экономику особенно опасно, так как она снижает эффективность экономической политики государства, заставляет частный бизнес переходить в теневой сектор, что влечет за собой нарушение законодательства, искажает систему налогообложения и правила предпринимательской деятельности, подталкивает предпринимателей решать свои вопросы вне правового поля.
Таблица 3 — Пороговые значения показателей экономической безопасности в коррупционной системе РФ
Показатели | Пороговое значение | Фактическое состояние | Отклонения | ||
Коррупционная система России | Лучшие показатели аналогичных систем Франции | Худшие показатели системы Сомали | |||
Коррупционный охват, % | 25 % | 40 % | 16 % | 79,8 % | 160 % |
Средний размер взятки, долл. | 1000 | 5500 | 300 | 150 | 550 % |
Индекс восприятия коррупции, балл | 10 | 6,1 | 8,0 | 0,8 |
Расчет отклонений:
- Коррупционный охват = =160 %
- Ср. размер взятки = =550 %
- Индекс восприятия коррупции = =61 %
В 2016 году средняя взятка в России составляла почти 330 тыс. рублей, по сравнению с 2015 годом ее размер вырос на 75% [22].
Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015-2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру [24]. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким.
На одном из первых мест по ИВК занимает Франция. По десятибальной шкале ИВК там восемь баллов. Аусайдером рейтинга стала страна Сомали. Россия занимает промежуточное место.
Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, — утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.
2.2 Основные причины распространения коррупции в государственных органах
Основными причинами появления и развития взяточничества, коррупции и организованной преступности являются: неразвитость и несовершенство законодательства; неэффективность институтов власти; слабость гражданского общества; отсутствие демократических традиций; слабость судебной системы и отсутствие гражданского судопроизводства; неразвитость правового сознания населения; хроническая ориентированность правоохранительных органов на якобы защиту «интересов государства» и «общенародной собственности» в ущерб защите прав и интересов граждан; традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику; участие самих правоохранительных, контрольных органов и судов в процессе коррупционных услуг; волюнтаризм в кадровой политике в сочетании с протекционизмом.
Также современное общество относится к правонарушениям данного характера весьма лояльно и отстраненно. Люди четко разделяют грань, когда можно нарушить закон. Например, человек не считает что, когда он дает взятку врачу, учителю, сотруднику полиции или ГИБДД он нарушает закон и может нести ответственность за это, считается что на это можно закрыть глаза, и это никак не влияет на общий уровень коррупции в стране. Он не дает себе отчет, что такими незаконными действиями подрывает бюджет странны, снижает уровень социального развития.
Коррупция в понятии обычных граждан, это лишь те случаи, о которых говорят СМИ, хищение в крупных и особо крупных размерах. Такое отношение кажется странным, ведь в этом случае общество реагирует весьма негативно и бурно. Очень сложно бороться с данной проблемой, когда гражданин, имеет себе свое представление что есть нарушение закона, а что нет. Ведь ошибочно считать, если размер взятки составил например 10 тысяч рублей, то это вовсе не коррупционное правонарушение, а вот например взятка в 100 тысяч рублей, или миллион, то это вызывает недовольство, и осознание что человек нарушил закон [19].
Так же стоит усилить контроль над бюджетом, выделяемым государством на различные программы, создание зданий и сооружений, ремонтные или реставрационные работы, ведь тот человек, который нарушает закон, ворует у страны деньги, выделенные для улучшения жизни граждан в целом, или же для развития науки. А в это время, человек имеющий доступ к финансам, может некую часть списать, и воспользоваться ей в личных целях.
В современном обществе принято считать, что все начинается с безобидных взяток (добровольное оказание в той или иной форме внимания или вознаграждения за выполнение своих прямых обязанностей, к примеру, учителем, врачом, начальником ЖЭКа и т.д.), которые постепенно переходят в безнаказанную «обязаловку» [10]. И люди находящиеся на таких должностях считают что человек им должен сверх того, что у него имеется. Такое отношение отчасти сформировало само общество, которое приносило дополнительное вознаграждение, и в связи с чем люди просто выполняющие свои обязанности, требуют за эти вещи дополнительной оплаты, или же их работа не будет выполнена в полной мере.
Дело доходит до таких масштабов, когда выявляется необходимость регулирования коррупционного процесса путем теневого перераспределения сферы влияния и накопления в разрезе конкретных видов экономической и финансово-банковской деятельности. Таким образом, появляются неписаные преступные законы (правила поведения), теневые структуры управления всем этим процессом, подпольные монстры по дележу огромных материальных и финансовых ресурсов [20].
Другими словами, формируются организованные преступные группы лиц, которые устойчиво функционируют и обладают своей внутренней иерархической структурой и успешно планируют свою деятельность. Разумеется, всеми этими группами руководит и направляет их деятельность чаще всего легитимный босс-авторитет, а его непосредственными приближенными являются также легитимные высшие должностные лица, входящие в руководящие структуры организованной
Что касается государственных служащих ниже по чину, которым оказано доверие быть членом команды оргпреступности, то они играют ключевую роль в «грязной» работе — ведение непосредственных переговоров с взяткодателями (инвесторами, импортерами-экспортерами, контрабандистами, неплательщиками налогов, лоббистами-посредниками и др.), сбор собранных ресурсов теневой экономики и передача их в общий теневой внебюджетный преступный фонд [12, c. 15].
2.3 Необходимые меры по предотвращению коррупции в государственных органах
На протяжении всей истории существования современного общества, разрабатывались и создавались новые способы и меры борьбы с коррупцией.
Противодействие коррупции — основной метод воздействия на незаконную деятельность органов власти, чиновников, предпринимателей.
Меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, товаров, услуг, регламентированы в Федеральном законодательстве — законе «О противодействии коррупции».
Он содержит в себе основные правовые нормы, касающиеся принципов и форм противодействия коррупционным течениям в рамках своей страны и международного сообщества.
В нём освещены постулаты о том, кто должен вести антикоррупционную деятельность, о направлениях работы, включающие профилактические меры против коррупции, которые будут оказывать на неё уничтожающее действие.
В современном обществе, к сожалению, наверное, не осталось сферы, в которой бы не было коррупции или взяточничества. Все настолько привыкли решать некоторые вопросы при таком для них незначительном правонарушении [14].
На сегодняшний день коррупция проникла во все сферы жизни российского общества и является чем-то весьма обыденным, и уж точно неудивительным. Чиновники становятся все более изворотливыми, а их схемы по получению денежных средств усложняются, каждый день создаются новые способы обхода закона, и сокрытие взяток. Данная проблема заслуживает особого внимания, необходимо задействовать немало людей и сил, чтобы искоренять коррупцию из Российского общества.
Но бороться с данной проблемой должно не только государство, но и граждане, общество страны. Люди сами должны понять, что борьба с коррупцией в первую очередь должна начинаться с них. Если бы общество и население было согласно следовать закону и не пытаться решать свои вопросы и проблемы путем предложения взятки, то и коррупция бы не была так масштабна. К сожалению, у граждан нет понятия о том, что это является таким же преступлением, как и другие. Сформировано ошибочное легкомысленное мнение, что данное нарушение не является чем то противозаконным, на что казалось бы, можно закрыть глаза.
Люди, которые решают свои вопросы таким путем , несут ответственность перед обществом, подрывают экономическую безопасность государства, в котором сами же и живут, и выражают недовольства в уровне развития экономической сферы. У населения отсутствует четкое представление и связь, что такими поступками они тормозят развитие экономики страны, а так же снижают уровень социального развития общества, в котором сами живут.
Как нам известно, проблему лучше предупредить изначально, чем решать ее последствия. Общество не должно оставаться в стороне, оно должно принимать непосредственное участие в общественном контроле, постоянно повышать уровень населения в культурном, нравственном, а также материальном плане [9]. Привлекать институты гражданского общества для того, чтобы бороться с таким негативным явлением как коррупция. Особенный интерес необходимо проявить в правильном воспитании гражданского и правового сознания населения.
СМИ должны особое внимание уделить данной проблеме, проводить антикоррупционную политику. Широко освещать данную проблему, и подробно описывать, какие последствия она несет для экономики государства, как влияет на социальный уровень развития общества, в котором мы живем. Показывать, какими способами нужно бороться с коррупцией, и что ждет людей, которые будут уличены в этом. Необходимо ужесточать меры за нарушения такого типа, отвечает за нарушения, не один человек, но и вышестоящее руководство должно нести ответственность за своих сотрудников, обеспечивать должный контроль над работой без коррупционных правонарушений.
Одним из стратегических направлений противодействия коррупционным проявлениям в системе государственной гражданской службы является совершенствование института юридической ответственности служащих государственного аппарата. Ужесточение правовых санкций за коррупционные правонарушения, расширение их арсенала явится не только карательной мерой, но и дисциплинирующим фактором, когда каждый государственный служащий будет нести всю полноту персональной ответственности за результаты своей работы [3, c. 19].
Формирование условий государственной службы РФ осуществляется в весьма сложных и довольно противоречивых условиях, и, к сожалению, в общем отстает на несколько шагов от целого темпа реформ, которые касаются экономической или же социальных сфер.
Хотелось бы отметить, что правонарушения в данной области к сожалению на сегодняшний день является неизбежным процессом, характерный для всех стран мира. Однако существует реальная возможность уменьшения масштабов данного явления. Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию общего уровня культуры.
Развитие института юридической ответственности государственных служащих не следует, однако, рассматривать лишь как условие санкций за виновно совершенные деяния. К сожалению, коррупцию победить окончательно не является возможным. Для того чтобы коррупцию искоренить из общества, необходимо не только посадив и оштрафовав всю ту часть населения которая была замечена в коррупционных правонарушениях, но и провести очень масштабную работу с населением. Это — одно из обязательных, но не всегда главных направлений работы.
Очевидно, что коррупцию нельзя победить, только лишь посадив на длительные сроки как можно большее число не заслуживающих доверия государственных служащих. К тому же ни в коем случае нельзя превращать борьбу с коррупцией «в охоту на ведьм» и держать под подозрением всех служащих государственного аппарата. Не случайно в Послании Федеральному Собранию 2016 года Президент РФ заострил внимание на том, что абсолютное большинство государственных служащих являются честными и порядочными людьми, работающими на благо страны. Не следует поднимать нездоровый информационный шум вокруг особых резонансных случаев. «Борьба с коррупцией — это не шоу, она требует особого профессионализма, серьёзности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества». Ощутимого результата в борьбе с коррупцией можно ожидать от комплексного действия правовых средств и фактического обеспечения неотвратимости ответственности виновных лиц, особенно в вопросах противодействия коррупции, и ее профилактики как основного направления работы [18].
Существует множество факторов, которые мешают борьбе с коррупцией. Так же в обществе сформировалось мнение, что в случае, когда государственный служащий отказался от взятки, или же от неких благ, которые бы он мог себе предоставить его стоит обязательно вознаградить. Это показывает насколько укоренилось в мышлении людей, что за выполнение его обязанностей, ему необходима некая награда. Но ведь у всех есть свои права и обязанности, и в этом случае человек просто не несет никакого наказания, но не наоборот. Уйдет много сил и времени, чтобы поменялось отношение у населения в отношении данного вопроса. Люди сами должны принять то, что все нужно делать законно и честно, и наличие денег не должны ставить их выше других граждан, они не имеют права пренебрегать законом в своих корыстных интересах.
Достигать целей лишь потому, что имеют возможность предложить взятку человеку, который решает нарушить закон, получить легкие деньги и продолжать оставаться на государственной должности. Такой человек, должен наоборот, представлять интересы граждан, а не работать им в ущерб. Необходимо осуществлять должный контроль стоящему выше руководству за работой своих подчиненных. Проверки не должны проводиться, после того как был замечен случай коррупционного правонарушения, они должны осуществляться периодически, и быть незапланированными и внезапными. Такой подход поможет вывести борьбу на новый уровень.
За использование своего статуса и положения в целях собственного обогащения, продвижения по карьерной лестнице, и других нарушений — предусмотрено несколько видов ответственности:
- уголовная ответственность (применяется к лицу через судебное разбирательство при наличии доказательств, свидетельских показаний. К соучастникам коррупционных действий также предусмотрен данный вид ответственности. К таким преступлениям относятся: мошенничество с использованием служебного положения — ст. 159 ч.1 УК РФ, отмывание денежных средств — ст. 174 УК РФ и другие);
- административная ответственность (при совершении лицом коррупционного правонарушения, к ним можно отнести: злоупотребление полномочиями в рамках своей должности — ст. 285 ч. 1 КоАП РФ, превышение должностных полномочий — ч. 1 ст. 286 КоАП РФ) [25].
В сфере государственной службы представители науки административного права основным видом юридической ответственности признают дисциплинарную ответственность. Такую позицию в своих трудах высказал В.М. Манохин. Это мнение разделяет Ю.Н. Старилов, обосновывая его в своих работах по служебному праву. А.Ф. Ноздрачев, кроме того, акцентирует внимание на практической и юридической значимости дисциплинарной ответственности и ее преобладающем применении. Аналогичного мнения придерживаются и практические работники [25, c. 4].
В свете вышесказанного, необходимо кардинально менять свое правосознание, понимать, что только от нас самих зависит наличие или отсутствие коррумпированных элементов в нашем обществе, и только мы способны повлиять на сложившуюся ситуацию. Простой гражданин способен не давать взятку конкретному чиновнику или пожаловаться на коррумпированных чиновников [7, c. 9].
Таким образом, ограничение коррупции должно проводиться всесторонне и комплексно, поскольку антикоррупционная политика встретит сопротивление на разных уровнях властной иерархии, что потребует постоянный пересмотр мер борьбы на предмет выявления и отказа от неэффективных мер и замены их на более действенные.
Безусловно, в полной мере от коррупции избавиться невозможно, но существует настоятельная необходимость сдерживать ее в определенных рамках и примером тому служит позитивный опыт других стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Найти решение данного вопроса лишь с помощью законодательнрй базы Российской Федерации к сожалению невозможно, для этого необходимо участие граждан и заинтересованность общества в борьбе с коррупцией. По многочисленным исследованиям и предоставляемым данным, мы видим что коррупция для общества является чем то обыденным и не новым, она носит массовый характер, а что еще хуже люди относятся к ней терпимо и приемлемо.
Коррупция это довольно серьезный вызов для государства и общества. Она заметно снижает эффективность государственных институтов, подрывает авторитет власти, создает угрозу национальной безопасности любого государства.2.В России последовательно проводится курс на противодействие коррупции как социального зла. Однако принятые государством специальные антикоррупционные законы и иные акты пока не дают ощутимого результата. В этот процесс пока не в полной мере задействовано гражданское общество. Насущной задачей в противодействии коррупции является системная активизация общества. 3.Для этого государством принимаются необходимые меры, включающие в себя: преодоление коррупционных дефектов правосознания и активизацию антикоррупционной деятельности в рамках традиционных институтов и институтов, создаваемых в порядке гражданской инициативы. 4.В нашей стране контрольные механизмы институтов гражданского общества в целях противодействия коррупции в настоящее время еще не задействованы в должной мере. Необходимо преодолевать пассивность таких традиционных институтов, как партии, профсоюзы, общественные объединения. Необходимо расширять сферы действия общественного контроля над деятельностью органов государственной власти.5.Общественный контроль должен включать в себя самые разнообразные формы участия граждан и общественных объединений в противодействии коррупции: мониторинг решений органов власти, антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, оценку регулирующего воздействия, участие в контроле за расходованием средств бюджета и за достоверностью деклараций госслужащих и др.6.Для осуществления эффективного общественного контроля необходима достоверная и полная информация о деятельности органов власти и должностных лиц, полная прозрачность и открытость для граждан их решений и действий.
Для того чтобы уровень коррупции в стране снизился необходимы радикальные меры, такие как отказ от прежних привычных способов влияния на население, ужесточение наказаний за дачу взяток, увеличение штрафов, чтобы у людей было правильное отношение к соблюдению законодательства РФ, потому что как показывают социальные опросы, проводимые среди населения, люди не считают нарушение закона в области дачи взятки чем то из ряда вон выходящим. Наоборот, люди относятся чаще лояльно, или даже с пониманием к данному рода нарушению.
Соответственно, эта часть населения, так же спокойно продолжает давать взятки, с целью личной выгоды, соответственно этот круг становится замкнутым. К сожалению, у населения не возникает связи с экономикой государства, ведь выбранные курс экономики влияет как на экономику страны, так и на уровень социальной жизни граждан. Население осуждает коррупцию и нарушение закона, только относительно чиновников, которые берут большие денежные суммы, но относительно себя люди это нарушением закона не считают. Такое неверное отношение у современного общества нужно менять, иначе коррупция еще на протяжении многих лет будет являться глобальной проблемой и тормозить развитие экономики страны, а так же снижать уровень социального и культурного развития общества.
Реформирование и изменение работы налоговых органов показывает на практике довольно высокую эффективность адаптивного управления налоговыми отношениями, а так же формирует налоговый потенциал, при этом учитывая специфику определенного региона, а так же берется во внимание опыт по модернизации структуры налогового органа, и непосредственно внедрение на практике современных информационных технологий по работе с налогоплательщиками.
Весьма сложно учитывать все нюансы и определенные элементы, которые характерны для коррупционных правонарушений в каком либо едином понятии, учитывая, что на протяжении времени оно очень сильно видоизменяется в силу того, что развиваются общественные отношения. Такое понятие как коррупция, обладает лишь общими признаками, не имеет одного точного и четкого определения и является пластичным. Ведь если бы было строго регламентируемое определение, то уже через несколько лет, люди бы нашли способы обходить данное понятие и выводить свои действия в правомерные. К сожалению, борьба с коррупцией не выйдет на новый уровень, пока у людей, которые занимают определенные должности, не изменится отношение к взяточничеству. Человек должен отказываться от легких денег, от возможности скрыть от государства, часть денежных средств выделенных на государственные нужды. Борьба с коррупцией весьма трудоемкий процесс, причиной тому служит то, что это не просто действия одного или нескольких людей, это отлаженная система, в которой участвует множество представителей государственной власти, которые не указывают на случаи коррупции, а наоборот помогают их скрывать
На сегодняшний день коррупция проникла во все сферы жизни российского общества и является чем-то весьма обыденным, и уж точно неудивительным. Чиновники становятся все более изворотливыми, а их схемы по получению денежных средств усложняются, каждый день создаются новые способы обхода закона, и сокрытие взяток. Данная проблема заслуживает особого внимания, необходимо задействовать немало людей и сил, чтобы искоренять коррупцию из Российского общества. Но бороться с данной проблемой должно не только государство, но и граждане, общество страны [11]. Люди сами должны понять, что борьба с коррупцией в первую очередь должна начинаться с них. Если бы общество и население было согласно следовать закону и не пытаться решать свои вопросы и проблемы путем предложения взятки, то и коррупция бы не была так масштабна. К сожалению, у граждан нет понятия о том, что это является таким же преступлением, как и другие. Сформировано ошибочное легкомысленное мнение, что данное нарушение не является чем то противозаконным, на что казалось бы, можно закрыть глаза. Люди, которые решают свои вопросы таким путем , несут ответственность перед обществом, подрывают экономическую безопасность государства, в котором сами же и живут, и выражают недовольства в уровне развития экономической сферы. У населения отсутствует четкое представление и связь, что такими поступками они тормозят развитие экономики страны, а так же снижают уровень социального развития общества, в котором сами живут.
Список использованной литературы:
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2012, № 2
- О противодействии коррупции: Федер. закон Рос. Федерации от 25 дек. 2008 г. №273-ФЗ: в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 11 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос.Федерации. 2008. №52, ч. 1, ст. 6288.
- А.В. Малько. Антикоррупционная политика: Справочник перераб. изд. М. Дом книги, 2016, с.18
- Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально- экономические и правовые аспекты. — М., 2013. — 240 с.
- Борков В. Проблемы криминализации преступного обогащения в России / В. Борков // Уголовное право. — 2015. — № 2. — С. 27 — 31.
- Водько Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. — М.: Юриспруденция, 2014. — 80 с.
- Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. — М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2015. — 176 с.
- Гулиев В. К. Проблемы эффективности реализации законов как источников конституционного права России / В. К. Гулиев // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 9. — С. 12 — 14.
- Дамм, И. А, Противодействие коррупции в избирательном процессе: дисс. канд. юрид. наук. — Красноярск, 2016. — 246 с.
- Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы Уголовного кодекса Российской Федерации // Законность. 2015, № 11
- Кашанина Т. В. Юридическая техника: учеб. / Т. В. Кашанина — М.: Эксмо, 2017. — 512 с.
- Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодейст вия ей: Учебное пособие. / Качкина Т.Б., Качкин А.В. — Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2013. — 80 с.
- Королева М. Роль коррупции в криминализации правоохранительной деятельности // Уголовное право. 2017, № 1
- Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2015. — 912 с.
- Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика Вопросы экономики. 2012. №10. С. 4.
- Макаева К.И. Управление региональной социально-экономической системой в условиях коррупционных проявлений (на материалах Республики Адыгея):Автореф. дис. канд. эконом. наук. -Майкоп, 2012. -31 с.
- Матковский, С. В. Правовая природа антикоррупционной экспертизы / С. В. Матковский // Российский следователь. — 2012. — № 24. — С. 27 — 30.
- Меньшенина, Н. Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: монография / Т. Е. Бейдина, С. Б. Быстрянцев, Н. Л. Захаров, Л. В. Мась, Н. Н. Меньшенина, А. Г. Наронская, М. В. Пантелеева, О. В. Погулич, С. С. Соколова, Н. В. Устинова, А. В. Чечулин / под общ. ред. проф. Н. Н. Меньшениной ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. —202 с.
- Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы России: истоки и тенденция // Следователь. 2016, № 12
- Наминова К.А., Даваева Е.С. Современное состояние и проблемы региональных финансов (на примере Республики Калмыкия)// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013.№16 (103). С. 167-172.
- Пекарев В.Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на националь ном и международном уровне. М. :АИПНБ 2013, с.33-34
- Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодей ствия. М.:АИПНБ. 2017. — 150 с.
- Розенко С.В. Проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Чиновник. 2014, № 2
- Романова Н. П. Особенности формирования антикоррупционной системы в приграничном регионе / Н. П. Романова, В. С. Дробышевский // Вестник ЗабГУ. 2013. № 7 (98). С. 54-58
- Ромашина Е. В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 7.
- Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. Пер с англ. О. А. Алякринского. М: Логос, 2013. С 434-456.
- Скобликов П.А. Уголовная ответственность за коррупцию: Условное осуждение // Уголовное право. 2017, № 3
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф