Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Содержание понятия «малый бизнес»
1.2 Виды и функции малого предпринимательства
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Проблемы малого предпринимательства
2.2 Пути повышения эффективности деятельности малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема настоящей работы: «Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития».
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики малый бизнес выступает в роли основного сектора определяющего темпы экономического роста Валового Национального Продукта. Именно поэтому во всех развитых западных государствах сектор малого бизнеса активно поддерживается государством.
Кроме этого, малый бизнес способствует формированию конкуренции, созданию так называемого среднего класса, способен создавать политическую и социальную стабильность, оказывать значительное влияние на предпринимательскую активность регионов.
Учитывая, что современная российская экономика вынуждена функционировать в сложных условиях, вызванных многочисленными санкциями, развитие малого предпринимательства может стать одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем.
Цель данной работы – выявить преимущества, недостатки и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «малый бизнес».
2. Изучить виды и функции малого предпринимательства.
3. Выявить проблемы малого предпринимательства.
4. Определить пути повышения эффективности деятельности малых предприятий.
Объектом исследования выступают малые предприятия.
Предметом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования малых предприятий.

Теоретической основой работы стали труды экономистов, ученых, раскрывающих развитие, значение малого бизнеса, его проблемы и перспективы, статьи в периодической и специальной литературе, Интернет-ресурсы.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Содержание понятия «малый бизнес»

 

В трудах российских экономистов сложилось несколько подходов к
определению малого предпринимательства. Рассмотрим основные из них.
Баженов Ю.К. определяет малый бизнес как самостоятельную деятельность, обладающую мобильностью и гибкостью, ставящую своей основной целью получение доходов за счет продаж, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке .
Бойко И.П. считает, что малый бизнес является экономической основой современной экономики, они способны обеспечить существенный рост ВВП и повысить возможности стимулирующего развития экономики .
Зарождение малого предпринимательства России связано с переходом страны к рыночным условиям хозяйствования. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых и средних предприятий приходится 84 % от общего числа действующих предприятий страны .
Данный вид предпринимательства берет отсчет с момента распада Советского Союза. Длился переходной период в течение пяти лет, на протяжении которых происходило активное становление малого и среднего бизнеса. Перейдя на вторую ступень своего развития, этот сектор претерпел некоторые изменения. Появилась конкуренция, рынок стал насыщаться. Два года этого этапа характеризовались структурным оформлением отрасли.
Начиная с девяносто восьмого года отличительной особенностью сферы малого бизнеса стала модернизация производственных процессов. В конце восьмидесятых годов возникла мысль организовать малый бизнес с нуля. Идеи пресекались на корню самим типом экономики. Экономика была плановой, так как привнести что-либо новое не было возможности. Все идеи официального характера носили принудительный характер. Руководители предприятий не были заинтересованы в развитии подчиненных им промышленных объектов. Они не имели свободы выбора, рычагов управления и экономических решений. Инициативность работников также отсутствовала .
Не было возможности выбора сырья, поставщиков и источников сбыта. Это очень сковывало движения, не давая интенсивного роста. Проблемы развития малого бизнеса в России были налицо. Подобная политика приводила к ухудшению качества выпускаемой продукции, низкой производительности труда. В отсутствии введения каких-либо инновационных технологий ситуация лишь усугублялась. В конечном итоге это отражалось на потребителях. Рынок готовой продукции не предоставлял широкого выбора ассортимента. Конкуренция отсутствовала, и это не стимулировало производителей к росту и совершенствованию.
По мнению властей централизованное управление должно было поспособствовать образованию единого производственного комплекса. Он, в свою очередь, должен был обеспечить равномерное и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства. Но на фоне постоянных разногласий и противоречий этой задумки достичь не удалось.
Проблемы и перспективы малого бизнеса в России стали предметом многочисленных споров в эпоху перестройки. Так как финансовый сектор страны в этот период оказался в кризисной ситуации, то требовались кардинальные решения. Ряд проведенных реформ свидетельствовал о том, что экономика государства находится в переходном состоянии между плановой и рыночной. Руководство на самом высшем уровне занималось внедрением изменений в общественных отношениях.
Одной из особенностей стало некоторое послабление действующего режима. Это выражалось в публичности и гласности. Такие перемены привели к возникновению новых форм хозяйствования, в частности малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса выражалась в принятии законов, закрепляющих положения об индивидуальной трудовой деятельности, организации малых форм предприятий. Отдельный толчок в развитии данного сектора дала организация научно-технических центров, творческих коллективов и соответствующих бригадных подрядов. Можно сказать, что была подготовлена эмоциональная и психологическая почва для становления этой сферы .
Начало 1990-х годов ознаменовалось для малого предпринимательства тем, что оно приобрело характер массового движения. Число новоявленных предпринимателей стремительно росло. Это обеспечило разнообразие на рынке потребительских товаров. Большинство людей не имели опыта в этой сфере. Все учились методом проб и ошибок, приобретая навыки для успешного ведения бизнеса. Кто-то прогорел, другие – накопили приличный капитал.
Этот период отличается толчком в развитии арендных отношений. Реформы включали в себя проведение малой приватизации, что давало благодатную почву для малого предпринимательства. За первые два года после распада СССР произошел просто бум в отрасли бизнеса. Было создано и зарегистрировано около двухсот тысяч предприятий. Этому способствовала нормативная база, которая принималась властями в это время. Многие законы были очень лояльны, что не могло не привлекать молодых бизнесменов. Окончание этого этапа ознаменовано массовой приватизацией.
Примеры малого бизнеса в России встречались в каждой отрасли народного хозяйства. Это и общепит, и торговля, и легкая промышленность. Отдельную нишу занимали компании в сфере услуг. Происходило структурирование и разделение предприятий на уровни в зависимости от определенных критериев. К ним можно отнести количество сотрудников, объемов выпускаемой продукции и стоимости оборотных фондов.
Благодаря тому, что к 1995 году больше половины частных предприятий вошли в сферу малого бизнеса, властям пришлось целенаправленно разрабатывать соответствующее законодательство. Отличительной особенностью этой стадии является то, что сектор стал обрастать компаниями, предоставляющими сервисные услуги. Это предложения в сфере консалтинга, юриспруденции, образования, информационных технологий и финансов . Произошла стабилизация в развитии отрасли. Рынок насытился, и прирост предприятий сократился. Динамика была очень медленной, но её характер – положительным .
Новое тысячелетие вывело все проблемы малого бизнеса в России на поверхность. А за недолгий срок существования сферы их накопилось достаточно много. Динамика развития из положительной перешла в отрицательную. К 2003 году насчитывалось около восьмидесяти тысяч объектов малого предпринимательства. Однако для рыночной экономики их должно быть в десятки раз больше. Люди понимали, что не самый прибыльный малый бизнес в России – это индивидуальные предприятия, которые характеризуются управлением в пределах семьи. Они не имели никакой перспективы, и в этой сфере наблюдались кризисные явления. Впоследствии ситуация незначительно стабилизировалась, и число предприятий стало расти. Увеличивается количество рабочих мест, производимых товаров и предоставляемых услуг. Однако по сей день наблюдаются колебания в данном секторе.
В мировой практике принято называть малый бизнес термином SMB (Small and Medium Business). В России используется термин МСП (Малые Средние Предприятия).
Основным законодательным актом, регулирующим малое предпринимательство в современной России, является Федеральный закон РФ № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред.от 03.08.2018 № 313-ФЗ).
В данном нормативно-правовом акте, в статье 4 первоначально были определены критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса:
 размер выручки компании — поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 800 млн. руб.;
 численность работников составляет не более 100 человек;
 состав учредителей — доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена.
Первым двум критериям должны удовлетворять и индивидуальные предприниматели, чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.
С 2018 года действует Постановление Правительства № 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В этом документе указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».
В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.
Учитывая положения данного нормативно-правового акта чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2018 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:
 попадать в рамки лимита по размеру доходов;
 попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
 попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
Приведем критерии в виде таблицы:

Таблица 1

Форма (осо­бен­но­сти) ор­га­ни­за­ции Усло­вия При­ме­ча­ние
Любые ООО Усло­вие 1:
1а) Сум­мар­ная доля уча­стия РФ, субъ­ек­тов РФ, му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, об­ще­ствен­ных и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций (объ­еди­не­ний), бла­го­тво­ри­тель­ных и иных фон­дов (за ис­клю­че­ни­ем сум­мар­ной доли уча­стия, вхо­дя­щей в со­став ак­ти­вов ин­ве­сти­ци­он­ных фон­дов) в устав­ном ка­пи­та­ле не пре­вы­ша­ет 25%;
1б) сум­мар­ная доля уча­стия ино­стран­ных ор­га­ни­за­ций или ор­га­ни­за­ций, не яв­ля­ю­щих­ся СМП, не пре­вы­ша­ет 49%
ООО, удо­вле­тво­ря­ю­щее Усло­вию 1а), но не удо­вле­тво­ря­ю­щее Усло­вию 1б), при­зна­ет­ся СМП, если такое ООО со­от­вет­ству­ет Усло­вию 4, 5 или 6
Любые АО Усло­вие 2:
Акции, об­ра­ща­ю­щи­е­ся на ор­га­ни­зо­ван­ном РЦБ, от­не­се­ны к ак­ци­ям вы­со­ко­тех­но­ло­гич­но­го (ин­но­ва­ци­он­но­го) сек­то­ра эко­но­ми­ки
Усло­вие 3:
Ак­ци­о­не­ры – РФ, субъ­ек­ты РФ, му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния, об­ще­ствен­ные и ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции (объ­еди­не­ния), бла­го­тво­ри­тель­ные и иные фонды (за ис­клю­че­ни­ем ин­ве­сти­ци­он­ных фон­дов) вла­де­ют не более чем 25% го­ло­су­ю­щих акций, а ак­ци­о­не­ры – ино­стран­ные ор­га­ни­за­ции или ор­га­ни­за­ции, не яв­ля­ю­щи­е­ся СМП, вла­де­ют не более чем 49% го­ло­су­ю­щих акций
Ор­га­ни­за­ции-«ин­тел­лек­ту­а­лы» Усло­вие 4:
Де­я­тель­ность за­клю­ча­ет­ся в прак­ти­че­ском при­ме­не­нии (внед­ре­нии) ре­зуль­та­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти (про­грамм для ЭВМ, изоб­ре­те­ний, се­лек­ци­он­ных до­сти­же­ний и т.д.), ис­клю­чи­тель­ные права на ко­то­рые при­над­ле­жат учре­ди­те­лям (участ­ни­кам)*
Учре­ди­те­ли (участ­ни­ки) – это бюд­жет­ные, ав­то­ном­ные на­уч­ные учре­жде­ния либо яв­ля­ю­щи­е­ся бюд­жет­ны­ми, ав­то­ном­ны­ми учре­жде­ни­я­ми об­ра­зо­ва­тель­ные ор­га­ни­за­ции выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния
Ор­га­ни­за­ции-«скол­ков­цы» Усло­вие 5:
Имеют ста­тус «скол­ков­ца»
Ор­га­ни­за­ции с «осо­бен­ным» учре­ди­те­лем Усло­вие 6:
Учре­ди­те­ли (участ­ни­ки) – это АО «РОС­НА­НО» или Фонд ин­фра­струк­тур­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию. Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ № 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
 акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики; участников проекта «Сколково»;
 компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
 компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
 компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
Обобщая имеющиеся точки зрения и нормы действующего законодательства, можно дать следующе определение малым предприятиям – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития.

 

1.2 Виды и функции малого предпринимательства

 

В современной научной литературе малый бизнес наделен тремя основополагающими функциями:
 экономической;
 социальной;
 политической.
Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.
В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые из-за высоких накладных расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри- и межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.
Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.
В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.
По данным Программы развития ООН, количество малых и средних предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.3
Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.
Политическая функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.
Во многих странах предпринимателями ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и лоббирующие их интересы.
Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций способствовало тому, что практически во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях.
По мнению современных специалистов, малый бизнес также выполняет такие функции как:
— Инновационность;
— противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды;
— противодействие безработице и создание новых работников мест;
— повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса;
— повышение профессиональной активности;
— взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации .
По мнению ряда авторов, в ряду функций малого предприятия, прежде всего, необходимо выделить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых производителя продукции и услуг, в-третьих катализатора научно-технического прогресса, в четвертых налогоплательщика, в пятых агента рыночных отношений.
Не менее значимы также и функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, именно на малых предприятиях решаются вопросы занятости социально уязвимых групп населения, которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях — женщины, учащиеся, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д. В третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
В современных условиях также актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
Малое предпринимательство на современном рынке представлено несколькими категориями. Среди них особого внимания заслуживают такие сферы:
-производственный бизнес;
-предоставление услуг населению;
-общественного питания;
-базы отдыха и развлекательные центры;
-Интернет-проекты;
-торговая сфера и реализация готовых товаров .
Сфера производственных предпринимательских проектов подразумевает производство товаров различного назначения. В качестве наглядных примеров можно отметить выпуск плит перекрытия, тротуарной плитки, швейный, мебельный или кондитерский цеха. Сюда же можно отнести кузнечные мастерские, обувные предприятия, колбасные цеха, пасеки, инкубаторы, пекарни, фермерские хозяйства, производство пластмассовых изделий и шлакоблоков, тепличные предприятия.
Что касается области предоставления услуг населению, то здесь все виды малого бизнеса практически невозможно перечислить. Наиболее популярными и перспективными сферами считают: фитнес-клубы; студии красоты; салоны татуажа; ателье; стоматологические кабинеты; услуги адвоката; такси. К популярной и развитой категории можно отнести компании по установке сантехники, дверных и оконных конструкций, дизайнерские бюро, грузоперевозки, сервисы обслуживания и ремонта компьютерной и бытовой техники, ремонтные мастерские обуви.
Особенно популярны такие разновидности малого бизнеса, как блинные, кафе, пабы, рестораны, пельменные, пиццерии, хот-доги, шашлычные и прочие типы заведений общественного питания. Перспективны сегодня и представители направления фаст-фуд.
Сфера торговли – вот именно то, что всегда популярно и востребовано потенциальными клиентами. Торговые точки, магазины, ларьки представляют собой наиболее простой тип предпринимательства. Чтобы начать реализацию готовой продукции, от бизнесмена потребуется только арендовать либо купить помещение, произвести закупку товара и наладить оборот продаж .
Кроме того, необходимо провести предварительные работы, подразумевающие оформление всей сопроводительной документации к содержанию Сфера развлечений Отдельного внимания заслуживают развлекательные проекты. Получить весомую прибыль, которая окажется постоянной, можно от организации караоке, бильярдной, боулинга, дискотек или развлекательных центров для детей.
Среди новых направлений необходимо выделить бизнес-проекты, развивающиеся в Интернете. Сайты, предлагающие SEO-продвижение и контекстную рекламу, компании веб-райтинга, интернет-магазины, студии веб-дизайна и инфомаркетинг выступают прекрасными примерами перспективного современного направления в малом предпринимательстве
Однако стоит учитывать, что весомую прибыль от таких проектов можно получить исключительно при наличии специфических знаний. Это означает, что бизнесмен должен пройти обучение. При таком условии ежемесячно можно зарабатывать даже несколько больше, чем в традиционных сферах.
Рассмотрим динамику малых предприятий в России за период 2015-2017 гг. и популярные направления деятельности малого предпринимательства.
Таблица 4 — Динамика малых и средних предприятий РФ за период 2015-2017 гг .

Наименование

показателя

2015 2016 2017 2017 / 2016,% 2017 / 2015,%
Малые предприятия, млрд. ед. 50 58 63 108,6 126,0

В соответствии с таблицей 2 можно отметить положительную динамику малого предпринимательства в РФ в 2015-2017 гг. Виды деятельности малого предпринимательства в 2015-2017 году представлены в таблице 3.
Таблица 5 — Виды деятельности малого предпринимательства в 2015-2017 гг., % .

Отрасль 2015 2016 2017
Торговля 59 65 70
Промышленность 15 17 19
Строительство 5 9 9
Прочие 21 9 2

Торговля Промышленность Строительство Прочие

Рисунок 1. — Виды деятельности малого предпринимательства в 2017 году, % [13, с. 12]

Рисунок 1 свидетельствует о преобладающей доле торговли в рамках функционирования малого предпринимательства. На торговую отрасль страны приходится порядка 70 % деятельности малого предпринимательства.
Таким образом, наиболее распространенными в России стали такие виды малого бизнеса как – торговля, промышленность, ремонтным работам и др. Оправдывает себя предпринимательство по поддержанию красоты (прически, макияж, маникюр, ателье, фитнесс-клубы и т.п.) и здоровья (массажные кабинеты, тренажерные залы, продажа БАДов и пр.).
Широко распространились предприятия по авторемонту, ремонту дома, услуги по клинингу. Появилась такая необычная для России специальность как «муж на час» — выполнение различных мужских работ по дому. Новое развитие получили традиционные художественные ремесла.

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.1 Проблемы малого предпринимательства

 

Как было определено в первой главе настоящей работы, малое предпринимательство – один из ведущих секторов народного хозяйства, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. В настоящее время в России функционирует 266 416 субъектов малого предпринимательства, которое играет значимую роль в обеспечении нормального функционирования государства, так как создает рабочие места 7 378 980 гражданам .
Однако, по мнению специалистов в последнее время состояние малого предпринимательства в России характеризуется негативными тенденциями. Развитие малого бизнеса сопряжено с высокими рисками как в законодательной области, так и в общей социально-экономической обстановке страны. Помимо внутренних проблем, например, замедление роста потребительского спроса, на развитие малого бизнеса негативно повлияли введённые экономические санкции, новые геополитические вызовы, а также резкое падение цен на нефть.
Рассмотрим какие трудности претерпевает сектор малого предпринимательства в России на современном этапе. 22% валового внутреннего продукта приходится на долю малого бизнеса (в 2013г. – 24%, в 2015г. – 21,5%). Если рассматривать этот показатель в странах Европейского Союза, США или Японии, то он достигает 55- 60% ВВП. Такая доля в ВВП России обусловлена наличием высоких рисков развития малых предприятий, как внешних, так и внутренних .
Проводя анализ существующих проблем малого предпринимательства следует в первую очередь рассмотреть факторы, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса в России.
В зависимости от источника влияния их можно разделить на две категории: факторы внутреннего влияния; факторы внешнего влияния. Первая группа рисков характеризуется совокупностью таких особенностей, которые определяют жизнедеятельность внутри компании.
Вторая группа рисков обусловлена перспективностью данной отрасли. Сюда входят те факторы, изменения значений которых приводит к проблемам в ведении предпринимательской деятельности.
Внешняя среда — это составляющая бизнеса, которая имеет важное значение для его развития. Она одновременно создает как все необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности, так и проблемы.
Под факторами внешней среды понимаются возможности и угрозы, которые она может нести. В первую очередь в эту категорию попадают поставщики как источники ресурсов. Не менее важными являются клиенты как источник сбыта продукции. Ведь именно конечные потребители являются главным показателем успешности предпринимательской деятельности. Оказывает свое влияние стратегия и характер методов, выбранных для достижения поставленных целей. Вся эта большая категория факторов внешней среды делится на две группы .
Первая – это возможности и перспективы для дальнейшего развития, вторая – это угрозы и риски, которые наносят тормозящее или угнетающее действия и приводят к вынужденной ликвидации. Политика предприятия должна быть направлена на максимальное извлечение выгоды из сложившейся ситуации и минимизацию влияния угроз.
Первой проблемой является то, что человек рискует, начиная малый бизнес с нуля. Идеи могут быть подавлены политической и социальной обстановкой, ситуацией в данной отрасли. Помимо общих проблем, характерных для предприятий любого уровня, как больших промышленных объектов, так и малых фирм, существуют риски, связанные непосредственно с величиной предприятия.
Главным подавляющим фактором организаций такого размера является неустойчивость к колебаниям рынка. Если гигант точно уверен, что останется на плаву, то малый бизнес окажется перед рисками. То есть любые форс-мажорные обстоятельства могут попросту не оставить никаких шансов на выживание.
Второй проблемой является неопределенность государственных финансовых структур, под контролем которых находится сектор малого бизнеса. Это связано с тем, что большая часть объектов данной сферы имеют не слишком широкий рынок. Данная среда характеризуется большой степенью гибкости и изменчивости, под которую не всегда могут подстраиваться и адаптироваться бизнесмены .
Внутренняя среда. Проблемы малого бизнеса в России во многом обусловлены не только внешними возможностями и угрозами, но и положением внутри компании. Успех бизнеса обусловлен тем, каким образом будут расставлены приоритеты в работе, назначены кадры и распределена между ними ответственность и обязательства.
Немаловажным является маркетинговая программа и грамотное ведение финансовой политики.
Центральная проблема, с которой сталкиваются большинство организаций малого бизнеса в экономической сфере – это проблема налогоообложения.
В экономической сфере значительно сокращаются инвестиции, наряду с активным оттоком капитала. С учетом экономической ситуации существуют проблемы, связанные с кредитованием малого и среднего бизнеса. Банки отказываются сотрудничать с малым бизнесом, из-за риска невозврата, взыскание долгов по заемным средствам не представляется возможным.
Конечно, в этом случае предприниматели ждут от государства помощи, которая выразилась бы в снижении налогового бремени. Поэтому все руководители малых и средних предприятий, которые высказали свою точку зрения по этому вопросу, признали все меры по снижению налоговой нагрузки очень ценными. Это в первую очередь Антикризисная программа Правительства, которая предусматривает налоговые каникулы на 2 года и возможность использовать упрощенку – упрощенную систему налогообложения в регионах, а также единый налог на вмененный доход.
Основной проблемой для малого и среднего бизнеса в настоящем налогообложении в РФ предприниматели считают высокие налоги. Существующая налоговая система предназначена исключительно для контроля и для того, чтобы сделать этот контроль существенно проще для налоговых органов, но не для предпринимателей, их бухгалтерского учета.
Кроме этого, имеющаяся на сегодня система налогообложения не принимает во внимание то, что малое предпринимательство испытывает немалые издержки при проведении учета.
Представители малого и среднего бизнеса зачастую сталкиваются с тем, что налоги устанавливаются часто без должного анализа их влияния на производство. По этой причине, например, после увеличение в 2013 году страховых взносов закрыли свои предприятия около полумиллиона мелких и средних предпринимателей.
Также еще одна проблема для малого и среднего бизнеса заключается в сложности системы налогообложения. Сейчас предприниматель должен быть специалистом по учету и налогообложению чтобы понимать и самостоятельно платить налоги. В противном случае ему придется нанимать специалистов для этого, а это стоит денег, которые необходимо отвлекать из бизнеса.
Неудобство составляет и то, что число налогов и сборов растет. Их большое количество приводит к ошибкам или несвоевременной оплате , что влечет за собой издержки в виде пени и штрафов.
Серьезные трудности вызывает и нечеткость в прописывании обязательных элементов, в связи с чем необходимо своевременно изучать разные инструкции и разъяснения того, как правильно считать налоги. Это отнимает время и усложняет ведение бизнеса.
Часто предприниматели имеют низкий уровень финансовой грамотности, не владеют информацией о программах государственной поддержки в области налогообложения. Это говорит о необходимости совершенствовать процесс доведения до предпринимателей информации о деятельности государства в их пользу.
В целом обобщая вышеизложенное можно выделить следующие проблемы малого предпринимательства:
Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками.
Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами.
Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму.
Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах».
Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии.
Коррупция со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами.
Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток.
Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего.
В отличие от других государств, поддержка малого бизнеса в России не имеет какого-либо образовательного характера. Именно некомпетентность руководителей и персонала зачастую приводят к краху. В странах, уделяющих этому сектору больше внимания, созданы специальные программы, в рамках которых проводятся бизнес-тренинги для всех желающих.

2.2 Пути повышения эффективности деятельности малых предприятий

 

Важным аспектом эффективного развития малого предпринимательства является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.
Правительство Российской Федерации за последние годы разработало ряд мер, которые способствуют активизации создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса:
 в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки в 2015 г. (в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 356-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП);
 с 2016 года реализуется «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой определены долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере развития малого предпринимательства.
 реализован антикризисный план Правительства РФ, треть мероприятий которого связана с поддержкой малого предпринимательства и исполнена в полном объеме
 начато внедрение проектного подхода к поддержке малого предпринимательства — Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р (ред. от 06.12.2017) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». При внедрении целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» станет возможным создание в субъектах РФ базовой инфраструктуры поддержки предпринимательства;
 в целях обеспечения предсказуемости налоговой политики в отношении малых предприятий приняты следующие меры: увеличен пороговый размер дохода для применения УСН (150 млн руб.); продлено действие ЕНВД до конца 2018 года;
 расширена имущественная, финансовая и информационно-консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства. В 2005-2016 гг. в субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций инфраструктурной поддержки. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», АО «РЭЦ», что позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой субъектам МСП.
В 2018 году Президент Российской Федерации определил цели и основные принципы совершенствования государственной политики по развитию конкуренции. Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции является обеспечение развития малого и среднего предпринимательства.
Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 гг. предусматривает, в частности, следующее:
 в каждой отрасли должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов, из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу (кроме сфер естественных монополий и ОПК);
 к 2020 г. должно быть снижено количество «антимонопольных» нарушений органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению к 2017 г.;
 также вдвое к этому времени должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и СОНО и на 18% — закупок госкомпаний у малых и средних предприятий.
В 2018 году Центробанк разработал «дорожную карту» по развитию финансирования субъектов малого предпринимательства. В настоящий момент времени размер процентных ставок для них существенно больше, нежели для иных сегментов, потому как этот вариант кредитования подразумевает и повышенные риски.
По мнению банкиров и предпринимателей, «дорожная карта» необходима и важна. Со слов экспертов, так получателей кредитов станет намного больше, но ставки снижены вряд ли будут, следовательно, главная проблема также не решится.
Указанные в «дорожной карте» мероприятия направлены на развитие кредитования субъектов МСП. Для этого нужно:
 снизить цену обслуживания;
 снизить процентные ставки;
 повысить объемы кредитования;
 сократить сроки рассмотрения заявок.
По состоянию на 10 сентября 2018 года число субъектов равно более 5.92 миллиона .
Центробанк согласен для банков провести оптимизацию подходов к резервированию по кредитам МСП, скорректировать список требований к ссудам, включаемых в портфель однородных, повысить для банков, имеющих базовую лицензию, пороговое значение ссуд до 1.5% капитала одному заемщику для включения в портфель однородных ссуд.
Центробанк считает, что запланированные меры помогут выровнять конкурентные условия при кредитовании МСП между крупными и мелкими банками, развить современные методы оценки рисков.
В Центробанке считают, что меры, указанные в «дорожной карте», снизят процентную ставку на 1.5% от нынешнего уровня. Рыночные участники сообщили, что в настоящий момент времени ставки для МСП начинаются с 15%. Кроме того, планируемые меры позволят сделать кредиты для МСП более доступными.
По словам гендиректора Корпорации МСП Александра Бравермана, очень важно расширение количества банков, которые участвуют в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
Для поддержания предприятий малого бизнеса государство устанавливает определенные льготы для малых предприятий.
Так, в частности, предприятия, попадающие под категорию малого предпринимательства, имеют право не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве.
В 2018-м малые предприятия ведут упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ № 402).
Для предприятий малого бизнеса действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года у малых компаний действуют надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все неналоговые проверки. Такие льготы ввел Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ. Освобождение возможно, если за предыдущие три года в компании не было грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора.
Однако это касается только плановых проверок. При поступлении жалобы от потребителей или если у государственных органов появится информация о нарушении компанией действующего законодательства, проверяющие придут с ревизией .
Еще одним преимуществом для предприятий, попадающих под критерии малого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые. При этом они должны заниматься производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывать услуги населению. Для этого власти региона должны принять соответствующий закон.
Важными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в российской экономике на прогнозном горизонте (2018 – 2020 гг.), будут оставаться меры по развитию малого и среднего предпринимательства, включающие решение 10 ключевых задач, направленных на дальнейшее развитие и повышение эффективности этой сферы бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.
Этот сегмент экономики способен быстро приспосабливаться к изменениям условий деятельности как внешним, так и внутренним и является хорошей площадкой для инноваций.
Именно малый бизнес способствует формированию конкуренции, созданию так называемого среднего класса, он способен создавать политическую и социальную стабильность, но именно малый и средний бизнес остро откликается на все изменения, которые происходят на рынке и в налоговом законодательстве.
При выполнении данной работы выяснено, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) может быть определено как организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, способных удовлетворить общественные потребности, конечной целью реализации которых являются собственные материальные интересы предпринимателя.
По состоянию на 2018 год активно развивается малое предпринимательство, которое представляет собой важный и необходимый элемент рыночной экономики. Проведен статистический анализ деятельности малых фирм в российских условиях и представлены направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ (отмечена положительная динамика малого предпринимательсва в РФ, в 2017 году по сравнению с 2016 год количество малых предприятий увеличилось на 8,6 %).
Малый бизнес в России испытывает следующие проблемы:
Затруднённый доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Государство понимает, что данный сектор является важным. Именно поэтому правительство поддерживает в определенной мере эту сферу. Ведь без малого бизнеса произойдут непоправимые изменения, которые будут выражаться в ухудшении социального положения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2014. – № 1. – С. 254-264.
2. Азалиев Т.Д. Финансы предприятий / Т.Д. Азалиев.- М.: ВиД, 2015.- 329 с.
3. Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право / А.Д. Албастов. -М.: АСТ, 2015.- 439 с.
4. Алиев С.Д. АХД / С.Д. Алиев.- М.: Альянс-М.-2015.- 438 с.
5. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России/Л.Б.Бабаева.- М.: ЮНИТИ, 2015. — 184с.
6. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: НВЦ «Маркетинг», 2015. — 316с.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2015. – 358 c.
8. Бурлаков М.С. Экономика предприятий / М.С. Бурлаков.- М.: Вилор, 2015.- 329 с.
9. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: «Дашков и Ко», 2015. — 274с.
10. Бойко И.П. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы / И.П. Бойко, М. Мессенгиссер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2014. – № 1. – С.3-12.
11. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. 8-е изд. / Г.Р. Вечканова, Г.С. Вечканов — СПб.: Питер, 2015. — 208 с.
12. Воронов А.А. Малый бизнес — стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. // Малое предприятие. – 2017.- №11. — С.45-51.
13. Гocyдapcтвeннaя пoддepжкa мaлoгo бизнeca в Poccии в 2018 гoдy – льгoты и cyбcидии — источник: https://bizneszakon.ru/s-nulya/podderzhka-malogo-biznesa
14. Дороженко С.В. Малое предпринимательство/С.В.Дороженко.- Екатеринбург: Урал, 2015.- 154с.
15. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/Л.А.Колосникова.- М.: Новый Логос, 2017. — 234с.
16. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство /М.Г.Лапуста, Ю.П.Старостин.- М.:ИНФРА-М, 2016- 342с.
17. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы/А.И.Муравьев и др..- СПб.: Бизнес- пресса, 2015. — 360с.
18. Попов, В.М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 424 c.
19. Серегина О. Н. Перспективы развития российского малого и среднего предпринимательства в условиях санкций [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 63-66.
20. Степашова А. Ю., Исакова Т. Е., Калуцкая Н. А. Влияние санкций на малый бизнес // Молодой ученый. — 2014. — № 21.
21. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал. — 2015. — №2. — С.16-27.
22. Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства / Б.М. Широков. — М.: Финансы и статистика, 2017. – 496с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф