Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Массовая культура как культура массового общества»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы массовой культуры и массовой коммуникации
1.1. Понятие и сущность «массовой культуры» и «массовой коммуникации»
1.2. Массовая культура как культура массового общества
1.3. Место средств массовой информации в процессе межкультурной коммуникации
Глава 2. Состояния средств массовой коммуникации в современной России
2.1. Информационно-семиотический анализ средств массовой коммуникации
2.2. Проблемы взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации
2.3. Роль средств массовой коммуникации в формировании культуры современного общества
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Современная социокультурная ситуация характеризуется существенно возросшей значимостью информации, коммуникации, интенсифицикацией межкультурных контактов. Происшедшие в последние годы социальные, политические, экономические изменения, а также бурное развитие средств информации привели к тому, что все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры и вступают в процесс взаимодействия с представителями иных культур.
В наши дни межкультурное взаимодействие осуществляется в самых различных сферах: в межгосударственных отношениях, в предпринимательской, научной и образовательной деятельности, на уровне межличностного общения. Поэтому различные аспекты межкультурного взаимодействия – межрелигиозный диалог, идентичность культур в эпоху глобализации, диалог как цель культуры, стратегии межкультурного диалога и т.д. – становятся предметом изучения представителей различных областей научного знания.
Активизация процессов глобализации, интеграции, транскультурации, специальные возможности средств массовой коммуникации, участвующих в этих процессах, а также низкий уровень информационной культуры современного общества, оказывают существенное влияние на культуру в целом и процесс межкультурных взаимодействий, и выводят на проблему исследования, которая связана:
во-первых, со значимостью процесса коммуникации как смыслообразующего и структурирующего социальное пространство;
во-вторых, с необходимостью межкультурного диалога как приоритетной стратегии взаимодействия представителей разных культур на современном этапе развития общества;
в-третьих, с ролью средств массовой коммуникации в культурной и национальной политике современного государства, ставших не просто информаторами, но − посредниками (медиаторами) межкультурного диалога;
Цель работы – изучение массовой культуры и массовой коммуникации: особенности взаимодействия их в современном мире.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность «массовой культуры» и «массовой коммуникации»;
2. Ознакомиться с местом средств массовой информации в процессе межкультурной коммуникации;
3. Узнать о массовой культуре как культуре массового общества;
4. Провести информационно-семиотический анализ средств массовой коммуникации;
5. Выявить проблемы взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации;
6. Исследовать роль средств массовой коммуникации в формировании культуры современного общества.
Объект исследования – межкультурные взаимодействия.
Предмет исследования – средства массовой коммуникации в процессе межкультурных взаимодействий.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы массовой культуры и массовой коммуникации

1.1. Понятие и сущность «массовой культуры» и «массовой коммуникации»

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века [1].
Массовая культура — понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура — специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.
Массовая культура — это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством [13].
Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики «низкой», примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие «массовая культура» все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои [2].
«Массовая культура» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «массовой культуры» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.
Массовая коммуникация (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
В условиях капитализма цели массовой коммуникации, выступающей в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских приёмов и «массовой культуры». В социалистическом обществе массовая коммуникация призвана укреплять идейное и морально-политическое единство общества, бороться с буржуазной идеологией и пропагандой, служить воспитанию гармонически развитой личности. Социология и психология массовой коммуникации, возникшие в 20-х годах 20 века, изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности её систем, функционирование отдельных её элементов [14]. Теория и методология исследования массовой коммуникации в марксистской и буржуазной социологии определяются качественным различием их целей и задач.
«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовой культуры» является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов её потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т.п. Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, её стремление к лидерству, в кино и литературе Запада появился соответствующий герой — некий супермен типа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо, Индианы Джонса, наделенных такими качествами, как смелость, решительность, ловкость. Они всегда одерживают победы.

1.2. Массовая культура как культура массового общества

Массовая культура (МК) – это особый тип культуры, которая заменила собой традиционные формы народной культуры. Теоретиками массовой культуры были: Вебер, Левон, Библен, Тарт, Фрон, Бентам, Рисмен, Бердяев. В трудах этих ученых массовая культура трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Отчуждаемое потребление – если вы потребляете что-то и от вас что-то отчуждаться, то это отчуждаемое потребление (купле-продажа). «Иметь или быть, или бегство от свободы» [3].
Массовизация производства повлекла за собой возникновение «человека-массы», культурная ориентация и менталитет которого подстраивались под социальные изменения и социальное окружение. Тем не менее, положительными факторами являлись повышение среднего уровня жизни, рост коммуникационных возможностей, качественное улучшение быта, научные достижения и открытия, доступность информации — человечество обретает новые возможности, поражающие воображение, которые создают ощущение могущества и превосходства над другим историческими эпохами.
МК всегда была объектом критики и одна из наиболее ярких критических концепций принадлежит перу испанского философа и социолога Хосе Ортега-И-Гассет (Восстание масс). Общество – это динамическое объединение меньшинства и масс, если меньшинство состоит из лиц, обладающих опр. Признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенно. Масса — это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация сформировала массового человека, ослабив культурный потенциал и духовно подорвал духовную цивилизацию.
Масскульт формирует конформизм (стремление быть как все, нонконформизм – стремление выделится), удерживает реакции потребителя в инфантильном (детском, незрелом), статичном состоянии, а также позволяет манипулировать его сознанием.
Точкой отсчета появления и развития массовой культуры следует считать конец 19, начало 20 века. Ее появление связано со следующими обстоятельствами [15]:
1) Индустриально-коммерческий тип производства;
2) Распределение стандартизированных духовных благ;
3) Относительная демократизации культуры;
4) Повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.
Именно вокруг массы разворачиваются все политические, социальные, идеологические события, изменения, сдвиги в обществе массы, по Жану Бодрийяру, как материя и природные стихии, «пронизаны токами и течениями», «намагничены», они поглощают политическое и социальное безвозвратно, они их нейтрализуют, массы — плохие проводники, все в них рассеивается: «Они не излучают, а, напротив, поглощают все излучение периферических созвездий государства, Истории, культуры, Смысла. Они суть инерция… Воображению массы представляются колеблющимися где-то между пассивностью и необузданной спонтанностью, но всякий раз как энергия потенциальная, как запас социального и социальной активности: сегодня они — безмолвный объект, завтра, когда возьмут слово, перестанут быть “молчаливым большинством”, — главное действующее лицо истории».
Жанры массовой культуры: детективы, комиксы. По А. Б. Гофману: МК – особый культурный феномен, автономное образование в котором часто происходит разрыв формы и содержания.
Масскульт можно определить, как явление, которое характеризует производство культурных ценностей в современном обществе.
Основные направления массовой культуры:
1. Индустрия «субкультуры детства» («бетмен», «бакуган») на уроне социализации маленькой личности идет индустриализация потребления (SP сайлс промоушн (стимурование сбыта, продажа), мерчиндайзинг).
2. Массовая общеобразовательная школа.
3. Система национальной идеологии
4. Массовые политические движения. Феномен болотной площади (главный проводник – масс-медиа).
5. Массовая социальная мифология (система упрощения сложных моментов для элементарных бинарных оппозиций (то каким образом строится мышление человека: бело-черное, свой — чужой, друг – враг))
6. Индустрия развлечения и досуга
7. Индустрия оздоровительного досуга (фитнес-центры)
8. Система организация стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, полит технологии, имиджмейки) (производство производства) [4] 9. Разного рода игровые комплексы
Три основных уровня современной МК:
1. Китч-культура
Самая вульгарная. К основным характеристикам китча можно отнести:
1) упрощенную подачу проблематики,
2) опору на стереотипные образы, идеи и сюжеты,
3) ориентированность на обывателя, чья жизнь проходит скучно.
Китч однозначен, он не ставит вопрос, он содержит только ответы из заранее приготовленного клише.
2. Мид-культура.
Культура средней руки. Задает тон и на нее стандарты ориентируется все общество потребления.
3. Арт-культура
Рассчитана на самую образованную часть публики, главной задачей арт-культуры является максимальное приближение масскульта к нормам и стандартам традиционной культуры.
Многообразие противоречащих друг другу картин мира, мировосприятий, мировоззрений при отсутствии каких-либо общепринятых норм, ценностей и идеалов приводит к дезинтеграции общества и его пассивности, отсутствию согласованности между ценностями, системой образования и другими институциональными формами. Опасность такой ситуации заключается в возможности появления диктатуры некой группы, которая выдвинет простые, доступные идеи, ценности, мифы, которые, в свою очередь, увлекут массы, вследствие чего общество скатится к тоталитаризму [16].

1.3. Место средств массовой информации в процессе межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне в рамках таких наук, как лингвистика, культурология, психология, социология, этнология, и так далее, каждая наука использует свой собственный подход к рассмотрению и анализу. Знание языка другой культурной среды необходимо, но недостаточно для адекватного понимания участниками коммуникативного акта. Кроме того, межкультурная коммуникация предполагает «наличие не только различий между двумя языками, но и различий в использовании одного языка».
В настоящее время, на основе исследований Э. Холла, Э. Сепира и Б. Уорфа, Ф. Боаса и его последователей (А. Кардинера, Р. Бенедикта, М. Мида) можно выявить некоторые закономерности межкультурного общения:
1) культура невозможна без процесса коммуникации;
2) культура оказывает влияние на человеческое поведение;
3) язык и культура взаимосвязаны, а именно специфика речевого общения зависит от особенностей культур, представленных коммуникантами;
4) отправитель и получатель сообщения принадлежат к разным культурам, что дает возможность понять культурные различия друг друга;
5) межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между отдельными лицами и группами, культурные различия, которые могут быть признаны.
К макрокультуре относится американская культура, латиноамериканская культура, африканская культура, европейская культура, азиатская культура. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности и получили название макрокультуры [12].
Микрокультурами называют общественные группы, которые обладают своими культурными особенностями. В качестве примера можно привести следующую цепочку:
1) латино-американская макрокультура
 бразильская микрокультура
 народ Тупи.
В межкультурной коммуникации выделяются различные уровни. Е. А. Жуковой на микроуровне выделяется несколько типов межкультурной коммуникации:
– этническая;
– контркультуры (происходят между родительской и дочерней культурой; субкультура выражается в разногласии дочерней субкультурой с ценностями и идеалами родительской);
– между социальными классами и группами;
– между разными демографическими (религиозными, возрастными, половыми) группами;
– между городскими и сельскими жителями
— в стиле и темпе жизни, общего уровня образования, типа межличностных отношений;
– региональная;
– деловая.
Межкультурная коммуникация осуществляется на макро и микроуровне, и регулярно испытывает влияние различных институтов и агентов, которые являются ответственными за подготовку культурных норм и развития социальных ролей, среди которых семья, школа, друзья, различные организации, средства массовой информации.
Формирование новой интегральной культуры, или единого культурного пространства, не означает унификации культурных норм, способов восприятия и понимания мира, культурных традиции, генотипов системы. Каждая этническая группа, нация, общество должны принять глобальную систему общих культурных связей и взаимодействий, что соответствует их традициям, менталитету и психологическому типу.
Особое значение придается культурной интеграции средств массовой информации, а суть этого процесса является крайне неоднозначной. Чтобы разрешить проблему интегрированной культуры, чтобы понять распространение одних и тех же культурных моделей по всему миру, открытость границ для культурного влияния и растущей культурной коммуникации следует говорить о процессе глобализации современной культуры [5].

Глава 2. Состояния средств массовой коммуникации в современной России

2.1. Информационно-семиотический анализ средств массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации (СМК) − доминирующий фактор современной культуры. Они формируют картину мира современного человека. Поэтому в контексте их деятельности межкультурная коммуникация предстает как процесс «взаимовоздействия» различных картин мира.
При помощи СМК открываются широкие возможности: ознакомление с достижениями культуры и искусства, с особенностями различных культур и субкультур. Это способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций и, в конечном счете, – интеграции общества как желанному результату любой межкультурной коммуникации. Однако на деле все не так однозначно.
Современный человек вырабатывает свою культуру не путем целенаправленной деятельности по дальнейшему развитию основ знаний, приобретенных им за годы образования, а под воздействием непрерывного потока отдельных элементов культуры, которые накапливаются в общем процессе культурной деятельности [17].
Сегодня благодаря СМК в универсальные процессы глобализации вовлечены все культуры. Эти универсальные условия и ситуации в процессе межкультурной коммуникации вынуждают людей проявлять себя если не одинаково, то узнаваемо. Современные СМК, демонстрирующие изменившиеся формы коммуникации, способствуют формированию общих оценок, общих норм поведения, иными словами, приводят к господству общих стереотипов, обладают возможностью вмешиваться в природу самого человека.
Средства коммуникации, являясь вещественным и организационно-техническим компонентом коммуникативного процесса, всегда выражают способ передачи, сохранения, производства и распространения социокультурного опыта. Т.е., средства коммуникации – это явление культуры и мера культурного развития. В настоящее время развитие средств массовой информации затрагивает фактически все области человеческого бытия, накладывает отпечаток на отношения между людьми, на самосознание человека, что открывает не только новые перспективные возможности, но и внушает обоснованную тревогу [11].
СМК, воздействуя на общество, не только предоставляют возможность получить информацию, но весьма часто способствуют выработке особого отношения к ней. Ценностные ориентации в обществе также часто могут зависеть от СМК. Потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам, так и циркулирующую в слабо структурированных сетях межличностной коммуникации.
Определенной тенденцией в изучении массовой коммуникации является анализ влияния СМК на восприятие людьми окружающего мира посредством, так называемых, «эффекта ореола» и «эффекта бумеранга» (Д.В. Ольшанский). В традиционной социальной психологии под «ореолом» понимается распространение авторитета, популярности от конкретного лидера или же какого-то обобщенного символа на их наиболее доверенных последователей и сторонников. Так, если раньше в рекламе, транслируемой СМК, чаще всего участвовали начинающие неизвестные актеры, то сейчас заметна иная тенденция. Известные люди выступают неким гарантом, знаковой фигурой каких-то продуктов, услуг или идей (социальная реклама на канале «Россия» с участием Ф.Бондарчука, Валерии и т.д., не говоря уже о многочисленной рекламе шампуня, майонеза, краски для волос, дезодоранта и даже банка). Известный человек представляет нам некую сигнификативную информацию, дающую представление о денотате, посредством которой в сознании потребителя формируется необходимое представление об этом предмете. Когда товар рекламирует мнимый врач (эксперт, диетолог и т.д.), и зритель это понимает, то соответствие реальности нарушается и доверие к товару (услугам, идеям) пропадает.
Участие знаковой фигуры, как правило, олицетворяющей социально-позитивную деятельность, в этом плане, является удачным решением. Ее выбор связан с таким важным для любой культуры понятием, как символ. Символ — особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства и с предельной индивидуализацией смысловых миров [10].
Анализ эффектов показывает, что они оказывают влияние на человека, правда, их результат не всегда предсказуем. Влияние на личность и культуру — сложное явление, характеризующееся переплетением не только сознательно, но и стихийно воздействующих факторов. Вместе с тем, формирование единого культурного пространства не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, систем традиций. Всякий этнос, государство, общество должны воспринимать из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует их традициям, менталитету, психологическому складу.
Однако чрезмерно активная массовая коммуникация чревата ослаблением национальных культур, потерей культурной самобытности, что в результате приведет к национальному нигилизму. Это связано с тем, что общечеловеческое в национальной культуре − следствие не столько отражения в ней интересов мирового сообщества, сколько тех ценностей, которые рождены в лоне национальных культур. Именно они и являются основным источником общечеловеческих ценностей мировой культуры в целом. Поэтому взаимодействие культур не должно вести к ослаблению национальных культур, так как единое культурное пространство можно сформировать только на базе общечеловеческих ценностей.

2.2. Проблемы взаимодействия массовой культуры и массовой коммуникации

Сегодня масса изменилась: массы стали образованными, информированными; субъектами массовой культуры являются не просто масса, а и индивиды, объединенные различными связями. Субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, т. е. одновременно и индивидуальный, и массовый [9].
Распространение одинаковых социокультурных явлений по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры. Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.
В последнее десятилетие процесс глобализации все более динамично и прочно входит в жизнь каждого человека, принося с собой все новые универсальные средства связи, как, например, факс-машины, Интернет, электронная почта, спутниковое теле видение и параболические антенны и многое-многое другое. Анализируя современные реалии информационного процесса в мире и в стране, отражающие все возрастающую степень влияния средств массовой информации на формирование стереотипов сознания и моделей поведения людей, необходимо особо выделить в этом процессе роль телевидения.
Телевидение представляет собой жизненно важную составляющую человеческого общества, члены которого имеют возможность узнавать и обсуждать проблемы, затрагивающие их повседневную жизнь. Обладая широким набором аудиовизуальных средств, телевидение способно преодолевать барьеры пространства и времени, становясь эффективным инструментом для международного и общенационального общения. При этом телевидение является не только распространителем информации, но и проводником стереотипов, выступая в роли реципиента, стилистика, коммуникативный стиль которого определяются его телевизионной аудиторией. В свою очередь, телеаудитория — это также продукт культуры, оказывающий воздействие на информационно-вещательный стиль телевидения, в котором находят свое отражение картины мира того или иного народа.
Ряд исследователей придерживаются мнения, что глобальная интернационализация и интеграция возникают благодаря тому, что масс-медиа популяризируют и внедряют единые стили жизни, модели поведения, способы организации и досуга, что ведет к стандартизации, унификации и утрате самобытности национальных культур. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения И. А. Полуэхтовой, что «телевидение — это не только (и не столько!) СМИ в традиционном советском понимании, информирующее о текущих событиях в стране и за рубежом, но и фабрика по производству смыслов, образов, эмоций, источник удовольствия и мир психологической разгрузки». И именно эта функция телевидения все больше выдвигается на первый план и делает его необходимым и неотъемлемым элементом повседневной жизни людей. Оно производит смыслы и создает язык, с помощью которого люди могут распознавать и интерпретировать смысл происходящего в мире и в индивидуальных жизненных ситуациях [8]. Оно формирует образцы социальных практик, задает стандарты, иными словами, создает запас «социальных знаний», которые помогают человеку выжить в динамичном, постоянно меняющемся обществе.
Подводя итоги сказанному, можно еще раз подчеркнуть, что современные СМИ — и в первую очередь телевидение — являются самым мощным и эффективным ресурсом, воздействующим на людей, на них возлагается особая ответственность за те ценности, которые должны стать приоритетными в глобальном информационном обществе. Поэтому процесс коммуникации с обществом необходимо строить на основе терпимости, диалога, уважении и примирении, поощряя развитие взаимоотношений разных культур, народов и стран.

2.3. Роль средств массовой коммуникации в формировании культуры современного общества

Сегодня роль средств массовой коммуникации в формировании культуры современного общества стала еще более значительной и является, как нам представляется, производной от трех взаимозависимых компонентов. Средства массовой коммуникации обладают огромными возможностями в распространении классической и современной культуры. Трансляция эстетических ценностей миллионным аудиториям — одна из форм воздействия средств массовой коммуникации на современную культуру. Другая форма воздействия — не репродуктивные, творческие, продуктивные аспекты средств массовой коммуникации.
И третьим, наиболее значимым моментом, определяющим влияние средств массовой коммуникации на формировании современной культуры, является то, что они благодаря своей технической природе не только обеспечили возможность массового охвата численно рассредоточенных аудиторий, документальную фиксацию и демонстрацию материала, но и способствовали целому ряду новых эстетических качеств, получивших осмысление в различных направлениях культурной деятельности, прочно войти в арсенал современной культуры.
Названные компоненты, на наш взгляд, и определяют в большей степени наиболее значимые тенденции развития современной массовой культуры. Кратко охарактеризуем важнейшие, на наш взгляд, из них.
Первая тенденция — создание новых видов искусств. Этот процесс обогащения современной культуры за счет освоения новых эстетических качеств, открытых и внедренных в культурную практику «техническими искусствами», существенным образом не только влияет на область творческой деятельности, но и расширяет сам процесс эстетического анализа, развивает искусствоведческую теорию. Например, возникновение фотографии — одного из средств массовой коммуникации, с помощью которого впервые возникает доступное и важное для художественной культуры эстетическое качество — документализм.
Необходимо подчеркнуть, что и для фотографии, и для других средств массовой коммуникации документальность не только художественное качество, но и важная составная часть их природы, основное онтологическое свойство.
Вторая тенденция — развитие границ типов культуры. Ежедневность соприкосновения с продукцией средств массовой коммуникации, отсутствие четких границ между условным и безусловным, сама обстановка обыденности восприятия художественных ценностей, актуальный информационный контекст, в который включены произведения искусства, размывают непроходимую ранее границу между высоким искусством и «низкими» жанрами, сокращают дистанцию между продукцией средств массовой коммуникации и потребителем. Все это не только оказывает влияние на культуру, но и ведет к расширению сферы эстетического, к постоянному соприкосновению в обыденной жизни с объектами культуры, к проникновению образов, символов и знаков художественных форм, созданных на базе средств массовой коммуникации, в рамках которых протекает жизнедеятельность современного человека [7].
Третья тенденция — усиление восприятия культуры. На базе визуальных средств массовой коммуникации возникли новые, специфические формы художественного мышления, при помощи которых повышается роль визуального начала в художественной культуре. Телевидение, рожденное на основе литературного сценария с учетом опыта живописи и кино, обратно воздействует на эти виды искусства, обогащая их эстетически, углубляя их публицистически-гражданское начало.
Средства массовой коммуникации своей реальной, обширной практикой нанесли серьезный удар по элитарной культуре, воздействовали на распространение художественной классики в массы. Выросшие из литературы, живописи и других традиционных искусств, средства массовой коммуникации оказывают обратное воздействие на них, создают предпосылки укрепления постулата народности искусства, так как выступают в качестве реального гаранта массовости искусства. Благодаря средствам массовой коммуникации возможно более глубокое теоретическое осознание связи утилитарного, эстетического и функционального в воздействии искусства.

Заключение

Многие мыслители XX в. анализировали феномен массовой культуры и в том числе пристально изучали вопросы, связанные с эффективностью воздействия коммуникативных институтов на общество. Понятие «массовая культура» появилось тогда, когда СМИ проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Нет сомнения в том, что истоки распространения массовой культуры в современном мире кроются прежде всего в коммерциализации всех общественных отношений.
Массовая культура — это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура — это образ глубоко вторичный, «вторичная моделирующая система», нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.
Массовая культура — понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура — специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.
«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Борьба с «массовой культурой», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика «массовой культуры» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов – марксистов [6].
Но, всё же массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду

Список использованной литературы

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. — М.: Аспект пресс, 2018. — 176 c.
2. Беррезин, В. М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия / В.М. Беррезин. — Москва: Гостехиздат, 2017. — 174 c.
3. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2016. –270с.
4. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л.Ю. Гермогенова. – М., 2016.
5. Головко, Бориэль Деловые издания: Информационный менеджмент массовой коммуникации / Бориэль Головко. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2016. — 128 c.
6. Головлева, Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование / Е.Л. Головлева. — М.: Академический Проект, Деловая книга, 2018. — 352 c.
7. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия / Дж. Кин. – М., 2017.
8. Коханая, Ольга Евгеньевна Массовая Коммуникация В Процессах Самоорганизации Социума: Тезисы / Коханая Ольга Евгеньевна. — Москва: Мир, 2015. — 958 c.
9. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество / М.М. Назаров. — М.: Аванти плюс, 2017. — 432 c.
10. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М., 2016.
11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.; Киев: Рефл-бук: Ваклер: 2017. – 651с.
12. Романов, А. А. Массовые коммуникации / А.А. Романов, Г.А. Васильев. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 240 c.
13. Тавокин, Е. П. Массовая коммуникация. Сущность и состояние в современной России. Учебное пособие / Е.П. Тавокин. — Москва: Мир, 2016. — 200 c.
14. Федотова, Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. — М.: Научный мир, 2018. — 214 c.
15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: 2016. – 448с.
16. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М., 2017.
17. Шарков, Ф. И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 320 c.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф