Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Массовые опросы в социологии»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ОПРОСЫ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
1.1 История становления массовых опросов в социологии
1.2 Виды массовых опросов
1.3 Познавательные возможности массовых ᅟопросов
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ВИД МАССОВЫХ ОПРОСОВ
2.1 Анкетирование в современной социологии
2.2 Основные правила дизайна анкеты
2.3 Достоинства и недостатки анкетирования как метода социологического исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Социологи изучают мир, видят проблему или какую-либо интересную закономерность и отправляются ее изучать. Для проведения исследования используются различные методы. Они могут быть как теоретические (сравнительный метод, системный, абстрагирование и др.), так и эмпирические (опрос, наблюдение, контент-анализ и др.). Метод опроса, а в частности метод анкетирования – один из самых распространенных методов получения информации для проведения исследования. Так же опрос является эффективным видом контента, который позволяет установить прочную связь бренда с аудиторией и узнать ее мнение о деятельности компании, что в дальнейшем поможет улучшить продукцию или услугу. То есть опрос предоставляет реальные данные, которые могут быть использованы для принятия оптимальных бизнес-решений. Без глубокого изучения данного метода невозможно получить качественный контент. Этим обуславливается актуальность темы курсовой работы.
Степень научной разработанности. Такой метод социологического исследования как анкетный опрос имеет достаточно высокую степень разработанности в различных работах социологов. К примеру, Девятко И.Ф ., Добреньков В.И., Кравченко А.И ., Ядов В.А ., Андреенков В.Г., Кабыща и многие другие рассматривают теоретико-методологические основания программ исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических (полученных опытным путем) данных.
Объект исследования – массовые опросы.
Предмет исследования – специфика массовых опросов в социологии
Цель данной курсовой работы – изучить основные аспекты массовых опросов анкетного опроса.
Для достижения данной цели предполагается решение таких задач, как:
— изучить историю становления массовых опросов в социологии;
— описать виды массовых опросов;
— выделить познавательные возможности массовых опросов;
— рассмотреть анкетирование как вид массовых опросов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ОПРОСЫ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

1.1 История становления массовых опросов в социологии

Социологический или массовый опрос – это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. То есть под массовым опросом мы подразумеваем некое исследование, которое направлено на выявление общей картины мнений, которая складывается в результате определенной совокупности респондентов. Если говорить об истории появления массовых опросов, можно понять, что они проводились с незапамятных времен. Даже типичный процесс голосования с подъемом руки считается опросом, так как при этом организатор получает информацию о мнении людей.
Как пример первых массовых опросов из древней истории можно рассмотреть пересчет голов. В современном английском языке слово «опрос» (poll) про¬изошло от древнеанглийского слова «голова» (pol) — в средние века в Англии выборы проводились подсчетом голов. Очень часто такие опросы проводились с целью получения сведений о количестве населения, а также о том, кто где живет. Сейчас это называется переписью населения.
Однако научным методом изучения общественные опросы были признаны лишь около 300 лет назад. Этому очень поспособствовали французский математик Бруно Паскаль и швейцарский ученый Иоганн Бернулли. Они смогли сформулировать законы больших чисел и вероятных расчетов, на которые сейчас опирается теория выборки в массовых опросах
В 1787 году Д. Дэвис начинает широко применять статистический аппарат и один из первых систематически практикует анкету. Анкетные опросы были очень популярными в Германии в 19 веке, в одном только исследовании Теодора ван дер Гольтда было опрошено около 15 тысяч помещиков об условиях жизни сельскохозяйственных рабочих. В России же первый анкетный опрос был проведен в 1760 году.
В наше время массовые опросы стали крупной индустрией, каждый год в мире проводится около 500 тысяч исследований разного направления. Одни из них проводятся на заказ, например, маркетинговые; другие организуются, чтобы воздействовать на общественное мнение. Опросы проводят различные фирмы и организации (всемирно известные службы Гэллапа, Роупера, Харриса и другие).
Помимо этого, опросы проводят различные средства массовой информации, будь то известные печатные издания или электронные СМИ. Также, опросы могут проводиться различными уважаемыми научными организациями, например Национальный центр по изучению обществен-ного мнения при Чикагском университете или Институт социальных исследований при Мичиганском университете.

1.2 Виды массовых опросов

Опрос является ведущим методом изучения сферы сознания людей. Этот метод особенно важен и удобен при изучении таких социальных процессов и явлений, которые малодоступны непосредственному наблюдению. С помощью массового опроса через систему формализованных вопросов, возможно, уловить не только акцентированные мнения респондентов, но и такие нюансы, как оттенки их настроения или структуры мышления и так далее.
Для получения качественных данных при проведении опроса нужно соблюдать некоторые условия:
1. Наличие надежного инструментария, выбранного на основе программы исследования;
2. Создание благоприятной и комфортной обстановки опроса, что не всегда зависит от подготовки или от опыта лиц, проводящих его;
3. Тщательная подготовка социолога-исследователя, который должен обладать тактом; знать типологию ситуаций, которые могут тормозить проведение опроса, либо, например, провоцировать респондентов на неточные или ложные ответы.
Соблюдение данных требований во многом предопределяется видами массового опроса. Основные классификации видов социального опроса:
 По степени охвата генеральной совокупности: индивидуальные (опрашивается конкретный выбранный респондент), выборочные (опрашивается выборка респондентов, подходящая для исследования по определенным параметрам) и сплошные (любые респонденты без определенной выборки);
 По способу коммуникации между респондентом и социологом: анкетные (сбор данных с помощью анкеты, опросного листа), интервью (проведение беседы социолога с респондентом по определенному плану), почтовые (рассылка анкет по почте), телефонные, прессовые (опрос, размещенный в периодической печати);
 По степени формализации: свободные (перечень вопросов и возможных ответов заранее не ограничен рамками) и формализованные (сбор информации по заранее детально разработанному плану);
 По содержанию социологической информации: о фактах или событиях, о поведении людей, о внутреннем мире людей, опросы индивидуумов;
По типу респондентов: групповые или социометрические (исследование межличностных и межгрупповых отношений), экспертные (респондентами являются эксперты).
Каждый вид опросов позволяет решать следующие задачи:
1. Реальные и бесплатные отзывы о продукте
Многие компании сталкиваются с трудностями при попытке узнать мнение потребителей о продукте. Клиенты упорно молчат, а в ответ на прямую просьбу пишут стандартную отписку вида «все классно спасибо, ребята вы лучшие». Из этой ситуации есть два выхода: проводить дорогостоящие объемные маркетинговые исследования или публиковать простые бесплатные опросы, получая реальный отклик аудитории на сайте или в социальных сетях.
2. Понимание потребностей и мотивов поведения аудитории
Опросы позволяют выявить ожидания и потребности аудитории. Это может помочь при планировании и разработке новых продуктов, совершенствовании бизнес-процессов. Зная о нуждах клиентов, вы защищаетесь от серьезных проколов.
3. Создание и развитие сообщества
Опросы увеличивают вовлеченность и стимулируют дискуссии. Участвуя в них, каждый потребитель понимает, что общение с компанией носит двусторонний характер. Таким образом, группа подписчиков превращается в живое сообщество, члены которого взаимодействуют с брендом и друг с другом.
Чтобы развивать сообщество с помощью опросов, необходимо показать, свою заинтересованность в мнении пользователей. По возможности поделиться с участниками результатами голосований и принятыми решениями.
4. Создание контента
С помощью опросов возможно создать три типа контента:
— рассказать о предпосылках для проведения голосования и описать его условия;
— поделиться с пользователями результатами;
— добиться участия потребителей в обсуждениях, создавая пользовательский контент.

 

1.3 Познавательные возможности массовых ᅟопросов

Методика опроса не считается универсальным, его использование более результативно в комбинировании с иными способами, позволяющими дополнять и контролировать полученные с его помощью сведения. К методу опроса социолог обращается в том случае, если для решения экспериментальной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их позиции, о мотивах поведения, об оценках окружающей их реальности, о жизненных планах, целях, ориентациях, о видах работы в разных областях социальной практики, об информированности людей и т.п.
Во всех аналогичных случаях именно общество, непосредственные участники исследуемых общественных действий, выступают в роли уникального источника данных, который не может быть заменен никаким иным. Но методом опроса социологи получают данные и о действии людей, о разных событиях, явлениях, фактах, т.е. о таких фрагментах общественной реальности, которые могут изучаться способами наблюдения либо анализа документов.
Отечественный и иностранный опыт социологических исследований говорит о доминирующем применении социологами способа массового опроса, при этом довольно нередко он выступает в качестве главного и единственного метода сбора экспериментальных данных. В ряде случаев популярность метода опроса определена природой исследуемых явлений и действий. К примеру, такие направления социологических изучений как социология средств коммуникации, социального мнения, профессиональной ориентации молодого поколения, общественно-эмоционального климата трудовых коллективов и прочие связаны с активным развитием и применением в первую очередь метода опроса. Одновременно с этим, из числа разных направлений социологических изучений можно подчеркнуть такие, где методика опроса играет в сегодняшнее время только дополнительную роль, а перспективы его развития связываются с углублением исследовательского поиска.
Именно таким образом обстоит дело, к примеру, в социологическом исследовании демографических процессов в мире, где основным источником данных остается статистика. Обращение демографов к методике опроса в последнее десятилетие обусловлено недостающими познавательными возможностями классических статистических исследований при исследовании тем демографического поведения и иных его факторов, связанных с состоянием сферы сознания.
Таким образом, познавательные возможности методики социологического опроса связаны в первую очередь с исследованием области социального сознания. Даже в тех эпизодах, если социолог применяет метод опроса с целью получения информации о действиях, фактах, явлениях, событиях, он получает данные о состоянии этой реальности в том виде, как она отображается в сознании людей. Толковать данную информацию нельзя без знания законов, по которым социальное сознание отображает объективную реальность. Именно по этой причине главной проблемой при употреблении методики опроса считается трудность качества данных, их надежности. Все имеющиеся методические рекомендации по поводу использования методики опроса подчинены решению этой основной проблемы.
Существует большое число организационных и технических видов методики опроса, однако его сущность неизбежно сводится к разговору социолога-исследователя с совокупностью людей (опрашиваемых, респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Отличительная черта этого общения заключается в том, что оно, с одной стороны, имеет экспериментальный характер и, значит, обязано отвечать жестким условиям научной процедуры. А с иной стороны, источником необходимой социологу информации выступают вовсе не ученые, а рядовые участники исследуемых процессов, которые осознают и понимают данные процессы в узких рамках ежедневного житейского навыка. Опрос как способ исследования реализует личные познавательные задачи тем эффективнее, чем он будет ближе к типичной житейской беседе, в которой респонденту все доступно и очевидно: и проблемы опроса, и речь общения, и задачи, затрагиваемые в разговоре и прогнозируемая полезность от итогов опроса.
Таким образом, в социологическом опросе реализуется познавательное связь 2-ух разных степеней социального сознания: научного, теоретического, носителем какого выступает социолог, и обыденного, практического, носителем какого выступает опрашиваемый, респондент.

 

Выводы по 1 главе

• Социологический или массовый опрос – это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.
• В наше время массовые опросы стали крупной индустрией, каждый год в мире проводится около 500 тысяч исследований разного направления.
• Опрос является ведущим методом изучения сферы сознания людей. Этот метод особенно важен и удобен при изучении таких социальных процессов и явлений, которые малодоступны непосредственному наблюдению.
• Выделяют следующие виды социального опроса:
— по степени охвата генеральной совокупности;
— по способу коммуникации между респондентом и социологом;
— по степени формализации;
— по содержанию социологической информации;
— по типу респондентов.
• Метод ᅟопроса ᅟне ᅟявляется ᅟуниверсальным, ᅟего ᅟприменение ᅟнаиболее ᅟплодотворно ᅟв ᅟсочетании ᅟс ᅟдругими ᅟметодами, ᅟпозволяющими ᅟдополнять ᅟи ᅟконтролировать ᅟполученные ᅟс ᅟего ᅟпомощью ᅟданные.
• Существует ᅟмножество ᅟорганизационных ᅟи ᅟтехнических ᅟразновидностей ᅟметода ᅟопроса, ᅟно ᅟего ᅟсуть ᅟнеизбежно ᅟсводит¬ся ᅟк ᅟобщению ᅟсоциолога-исследователя ᅟс ᅟсовокупностью ᅟлю¬дей ᅟв ᅟформе ᅟвопросно-ответного ᅟдиалога.

ГЛАВА 2. АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ВИД МАССОВЫХ ОПРОСОВ

2.1 Анкетирование в современной социологии

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные. Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость. Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике. Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету. Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием: Узнать новую теоретическую информацию. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.
В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает: индивидуальное — проводится с одним участником; групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.
Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
Таблица 1. Структура типовой анкеты

1.Начало анкеты Вопросы общего характера «Разбить лед» и установить контакт с респондентом Есть ли у вас телевизионная плазменная панель?
2. Следующие несколько вопросов Простые и прямые вопросы Дать респонденту уверенность в том, что исследование является простым и он сможет ответить на все вопросы Какие марки панелей Вы рассматривали, когда покупали свою?
3. Следующие вопросы вплоть до окончания основной части анкеты Сфокусированные вопросы, некоторые могут быть сложными В большей степени относятся к задачам исследования и дают респонденту представление об области исследования. Получение основной информации, необходимой для исследования. Какие характеристики плазменной панели Вы рассматривали, когда покупали ТВ?

Проранжируйте характеристики панелей в порядке их важности для Вас.

4. Заключительная часть анкеты Личные вопросы, которые могут восприниматься как деликатные Получить информацию для классификации респондента (составления профиля сегмента) Каков уровень Вашего образования?

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.
Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения. В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Рисунок 1. Шаблон вводной части
Паспортичка. Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Рисунок 2. Пример паспортички

Основная часть. Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности.
Анкеты могут включать в себя следующие типы вопросов:
1. Открытые вопросы. Отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
— полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
— завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
— завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
— тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
2. Вопросы с множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной. Например:

Рисунок 3. Пример вопроса с множественным выбором ответов.
3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет. Пример:

Рисунок 4. Пример дихотомического вопроса
4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.

Рисунок 5. Пример матричного вопроса
5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10). Например:

Рисунок 6. Пример масштабного вопроса

6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Рисунок 7. Пример вопроса на случай непредвиденных обстоятельств

 

2.2 Основные правила дизайна анкеты

Составление анкет — процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов — сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты — как правило, коллективная работа.
При составлении анкеты желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
— неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
— правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?».
Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
— неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
— правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?».
Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
— неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
— правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».
Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
• Содержание анкеты должно быть подчинено цели и задачам исследования.
• Язык анкеты следует освободить от штампов, сделать близким к разговорной речи респондентов.
• Последовательность вопросов надо ставить так, чтобы у респондента сохранился интерес и желание отвечать на вопросы, осталось впечатление логики и целостности.
Следующие правила помогут упростить этот процесс:
1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
3. Задавать только один вопрос за один раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получиться разные ответы.
4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет. Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.
Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.
В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику. Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.
Рисунок 8. Пример оформления инфографики

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Рисунок 9. Пример оформления гистограммы

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы. Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных. В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

 

2.3 Достоинства и недостатки анкетирования как метода социологического исследования

Преимущества:
1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

 

Выводы по 2 главе

• Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей, основная цель которого – собрать данные.
• В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает: индивидуальное и групповое.
• В зависимости от способа распространения вопросники делятся на: компьютерная анкета и телефонный опросник, внутренний опрос, почтовая анкета.
• Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
• Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру: вводная часть, паспортичка, основная часть.
• Анкеты могут включать в себя следующие типы вопросов:
-открытые;
— матричные;
— масштабные;
— вопросы со множественным выбором;
— дихотомические;
— вопросы на случай непредвиденных обстоятельств.
• Составление анкет — процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов — сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме.
• Анкетирование как метод социологического исследования имеет свои преимущества и недостатки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исследования в социологии — это продуктивный метод познания действительности, предоставляющий возможность профессионалу в каждой области работы предусматривать социальные последствия его поступков, снизить риск ошибки и в целом осознать целый механизм общественной жизни. С помощью социологических исследований возможно выявить причины, лежащие в основе явлений и процессов и урегулировать определенные трудности в разных сферах человеческой деятельности.
Любое социологическое исследование основывается на сборе сведений. Для этого экспериментатор способен применять наиболее разные техники: наблюдение, контент-анализ, анкетный опрос, интервьюирование и т. п. Наиболее популярной техникой все же считается массовый опрос. Применяемые в процессе опроса анкеты могут заполняться самими респондентами либо специально обученными интервьюерами. В каждом случае любой из респондентов отвечает на поставленные вопросы.
Массовый опрос — один из способов количественных исследований, характерной чертой которых считается получение четкой, статистически сверенной численной информации.
Массовый опрос относят к количественным способам социологического исследования. Имеющий наиболее богатую и древнюю историю, данный способ считается одним из наиболее популярных социологических методов.
Представления о том, каким обязан являться хороший опрос, неоднократно менялись, вследствие чего каждая попытка объединить формулирование опроса к определенной технике сбора данных, проекту исследования, типу анализа сведений либо характеру применения приобретенных сведений обычно не заканчивается успехом. В желании дать исчерпывающее определение социологическому опросу, необходимо не забывать, что для социологии как науки основной функцией опроса считается проверка гипотез о характере связей между разными переменными.
Социологические исследования и в частности многочисленные опросы нужны окружению. Посредством рассмотрения и осмысления приобретенной информации наболевшие социальные проблемы уходят на поверхность, и обществу становится проще находить пути для их решения. Без проведения социологических исследований изучение общественного мнения было б фактически неосуществимым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы / Л.Я. Аверьянов. — М.: Просвещение, 2017. – с. 426
2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учеб.пособие для студентов и аспирантов вузов. — М.: Высш. шк. — 2015. – с. 175
3. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2016. – с. 464
4. Воронов, Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании / Науч. ред. В.Э. Шляпентох. — М.: Статистика, 2015. – с. 157
5. Горелов А.А. Социология. – М.: Московский Лицей, 2017. – с. 400
6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2016.- с. 52
7. Добреньков, В.И. Опрос как метод конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016.- с. 292
8. Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – с. 416
9. Курбатов В.И. Социология. – М.: Март, 2015. – с. 34
10. Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Проспект, 2017. – 328 с.
11. Молевич Е.Ф. Общая социология. Курс лекций. – М.: Едиториал УРСС, 2016. – с. 328
12. Новикова, С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии. — М.: Междунар. пед. акад., 2016. – с. 58
13. Паниотто В. И. Качество социологической информации. – М.,2016.- с. 85-86
14. Радугин А.А., К.А.Радугин. Социология. — М.: Центр, 2015.- с.56-57
15. Растов Ю.Е., С. И. Григорьев. Начала современной социологии: Учебное пособие. – М., 2014. – с. 13
16. Табарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. — М., 2015.- с. 22
17. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 2015. – с. 304
18. Ядов, В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — Самара: Самарский ун-т, 2017. — с. 328

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф