Введение
Глава 1. Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России
1.1. Рынок и государственное регулирование
1.2. Необходимость государственного регулирования экономики
1.3. Условия и предпосылки государственного вмешательства
Глава 2. Механизм государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Заключение
Список литературы
Введение
Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. [3] Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.
Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Цель работы — изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Объект исследования — механизмы государственного воздействия.
Предмет исследования – экономика страны и предпринимательская деятельность.
Для наиболее полного исследования курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России
2. Рассмотреть рынок и государственное регулирование
3.Рассмотреть необходимость государственного регулирования экономики
4. Изучить условия и предпосылки государственного вмешательства
5. Рассмотреть механизм государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России
1.1 Рынок и государственное регулирование
Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью адаптации социально-экономической системы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим условиям.
Основные функции регулирования рыночной экономики:
• Стабилизационная, призванная обеспечивать необходимый уровень занятости населения и относительную стабильность цен, а также стимулировать экономический рост цен;
• Распределительная, направленная на достижение более справедливого распределения доходов в обществ;
• Оптимизация размещения ресурсов (с учетом издержек отраслевого перелива капиталов, асимметрии рыночной информации и других факторов). [5] На основе длительного опыта функционирования рыночной экономики установлено, что, несмотря на способность рыночного механизма обеспечить в целом эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою недостаточность с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на:
1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают национальную оборону, обеспечение общественного порядка, контроль за состоянием окружающей среды, образование, здравоохранение и др. Особенностью является всеобщность их потребления. Например, национальная оборона обеспечивает одинаковую безопасность всем гражданам данной страны, и исключить кого-либо из сферы ее действия практически невозможно.
2. Устранение отрицательных побочных результатов экономической деятельности – распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Например, на благосостояние потребителя может оказывать негативное влияние фирма, загрязняющая окружающую среду, что является побочным результатом деятельности фирмы, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию.
Возникающий побочный результат может носить и положительную направленность. Осуществляя нововведения, предприятия ориентируются на будущий спрос, на те цены, которые потребители согласны заплатить за новую продукцию. Однако устанавливаемые цены не отражают всех выгод общества от данного нововведения. Определение степени влияния нововведения на следующие за ним инновации, а следовательно и размер платы, которую предприятие может потребовать с последующих инноваторов, связано с большими издержками и невыгодно для предприятий.
3. Решение проблем, связанные с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективному распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоотношения между участниками. Такого рода явления принято обозначать как интернальные явления. Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключении последней. Примером интерналии может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося некачественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его обучения без дополнительной оплаты и т.п.. [10] Затраты на получение информации, способной устранить неопределенность относительно всех возможных последствий потенциальной сделки, могут оказаться значительно выше выгод, полученных в ее результате. Издержки, связанные с заключением условных контрактов в условиях риска; издержки по наблюдению и контролю за поведением участников сделки; затраты на добывание информации об истинном качестве продукции, недоступной для широкого потребителя, — все это примеры затрат на минимизацию интералий.
Активную роль в устранении интерналий призвано сыграть государство. Одним из путей решения данной проблемы является правовое обеспечение бизнеса. Так, заключение контрактов значительно упрощается, если правовая система предусматривает стандартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, а так же санкции за нарушение контрактов. К методам устранения асимметрии информации можно отнести создание законодательных норм, вынуждающих субъектов рынка бесплатно предоставлять информацию своим контрагентам, а также осуществление контроля за качеством продукции. Государство устанавливает стандарты качества, выдает лицензии на производство определенных видов товаров и услуг, сертифицирует продукцию, законодательно защищает права потребителей.
4.Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для свободного перелива капитала. Барьерами для доступа нового предприятия на рынок могут оказаться абсолютные преимущества в издержках производства у фирм, уже действующих на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к дешевым источникам сырья и т.п.).
Издержки, которые придется нести вступающим на рынке предприятиям — это затраты, которыми обусловлена возможность вхождения в рынок и которые должны быть покрыты из будущей выручки. [13] Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости государственного вмешательства. Государство, стремясь оживить конкуренцию, может действовать в двух направлениях:
1. понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот;
2. увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключения этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенциальными потребителями этой продукции, в результате чего обеспечивается защита инвестиций от невосполнимых издержек.
Вмешательство государства, особенно при отсутствии развитого контроля за его деятельностью, может привести не к выигрышу, а к потере эффективности. Такое явление получило название «государственной недостаточности» (по аналогии с рыночной недостаточностью).
1.2. Необходимость государственного регулирования
экономики страны
Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. [18] Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.
Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Экономический кризис в нашей стране характеризуется спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.
На государство возлагаются следующие основные функции: [17] 1.Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика не может нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные правила игры, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
2.Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечивать права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполнит эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.
3.Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.
Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще ожжет парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие негативные последствия:
• снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;
• отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;
• девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;
• обесценивание сбережений граждан;
• снижение инвестиционной активности и др.
4.Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
5.Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяева; рынок – их агент, а предприятие – их услуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу. [9] 6.Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
1.3. Условия и предпосылки государственного вмешательства
Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.
Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и являются очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.
Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению. [5] Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т.д.); ухудшение окружающей среды и др.
Предпосылками являются еще не явные проявления негативных условий и тенденций в экономике и других сферах деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок.
Под позитивными понимается появление положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.
Знание условий и предпосылок не достаточно для государственного вмешательства. Государство должно знать их критерии, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.
Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Определенный ее уровень – 4 – 6 % численности рабочей силы считается нормальным и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается безработица, связанная с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а так же с изменением спроса на те ил иные профессии. [11] Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный уровнем естественной безработицы.
Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуга. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами. До определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из под контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Различают умеренную (когда цены растут менее 10% в года), галопирующую (рост цен находится в интервале от 20 до 200% в год) и гиперинфляцию (рост цен более 200% в год). [10] Различают два типа инфляции:
• инфляция спроса;
• инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения.
Дефицит бюджета – это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться не к его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте ил ив валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины этого критерия.
Глава 2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
Различают следующие формы государственного регулирования экономики:
• полный государственный монополизм в управлении экономикой (СССР);
• крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США);
• различают сочетание рыночных и государственных регуляторов (японская и западно-европейская модели социально ориентированного рыночного хозяйства). [6] Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, применяющихся в зависимости от содержания решаемых задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. На рис. 1 представлена классификация методов государственного регулирования, принятых в мировой практике. [8]
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует экономические, административные и правовые методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. В условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления – снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушать рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Рассмотрим каждый метод государственного регулирования деятельности предприятий отдельно.
Правовое регулирование заключается в установлении государством правил экономической игры для всех субъектов рынка. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, организационно-правовые формы предприятия, условия заключения контрактов и функционирования форм, взаимные обязательства в области отношений профсоюзов и работодателей и др. [14] Административное регулирование включает: лицензирование (выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на осуществление тех или иных видов деятельности); квотирование (количественное ограничение экспорта/импорта определенных видов товаров, проводимое государством в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности); контингентирование (регулирование внешней торговли в форме установления экспортных и импортных квот, законодательное ограничение эмиссии банкнот и др.). с помощью системы административных мер осуществляется контроль над ценами, учетной ставкой, валютным курсом и т.п. В настоящее время в большинстве стран сфера действия административных мер ограничивается охраной окружающей среды и социальной защитой населения.
С точки зрения воздействия на экономику в целом и на субъекты рынка может осуществляться прямое и косвенное экономическое государственное регулирование. Прямое государственное регулирование включает, как правило, три основных элемента:
• государственные субсидии;
• государственное предпринимательство;
• государственное программирование (планирование).[12] Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установления государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборонной техники, электроэнергии и др.). государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе субсидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений систем образования, подготовки кадров и т.п. Однако этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.
Государственное предпринимательство включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприятия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, так и вследствие недостаточной рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предпринимательских кадров, проблемой безработицы и т.д.). государственная собственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями (водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта). [6] В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:
• государственные предприятия, основанные в соответствии с нормами публичного права;
• государственные предприятия, основанные в соответствии с нормами частного права, капитал которых либо полностью принадлежит государству, либо является смешанным.
Государственные публичные предприятия – это юридически самостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли и целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узкокоммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны. [8] Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (государственные корпорации). Государству могут принадлежать все акции такой корпорации (в этом случае общество фактически является закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудшения их финансового положения государство, как правило, не покрывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.
К числу важнейших элементов прямого государственного регулирования в странах с рыночной экономикой относится государственное программирование, представляющее собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:
• конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;
• структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики. [10] Планирование и реализация конкретных мероприятий по государственным программам осуществляется при помощи государственного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:
• заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;
• состав заказов связан с системой общегосударственных потребностей и функциями государства в различных отраслях общественно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;
• объем государственных заказов ограничивается размерами государственного бюджета;
• заказы размещаются и выполняются на договорной основе.
Порядок разработки государственного заказа обычно включает в себя следующие этапы:
• формируется состав госзаказа;
• проводится конкурсный отбор (торги);
• с исполнителем заключается контракт.
Непосредственно к программированию как методу государственного регулирования примыкает планирование. В отличие от директивного планирования, при котором план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства, общегосударственного планирование в ряде стран с развитой рыночной экономикой носит индивидуальных характер. Разрабатываемые планы формально законами не являются, представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в интересах всего общества. [4] Косвенное регулирование включает такие виды, как налоговое, таможенное, амортизационное, кредитно-денежное и валютное регулирование. Следует отметить, что таможенное и амортизационное регулирование являются составляющими более общей системы налогового регулирования, однако ввиду их значительного влияния на результаты деятельности предприятий они рассматриваются независимо.
Наиболее действенным методом косвенного регулирования деятельности предприятий государством является налоговое регулирование. Налоговая система выполняет, по крайней мере, три основные задачи:
• аккумулирует финансовые средства, необходимые государству для реализации его функций;
• перераспределяет национальный доход в зависимости от социальных и политических приоритетов с целью обеспечения социальной справедливости, защиты интересов малоимущих граждан и стабильности в обществе;
• способствует решению наиболее актуальных проблем общества, поощряя те виды деятельности, которые являются приоритетными в данный период.
В мировой практике к главным методам налогового регулирования деятельности предприятия относятся:
• повышение или понижение общего уровня налогообложения (ставок прямого индивидуального подхода налога, налога на доходы предприятий, косвенных налогов);
• налоговые скидки на инвестиции;
• разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных отраслях деятельности или регионах или усиливающие заинтересованность предприятий в тех или иных мероприятиях. [7] Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное регулирование, как правило, используемое для ускорения научно-технического прогресса в тех ил иных отраслях, регионах и др.
В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый износ производственного оборудования, закономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков. В таких условиях важное место в активе баланса принадлежит амортизационным отчислениям, а для обновления производственного аппарата особое значение имеет политика ускоренной амортизации, позволяющая списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким нормам амортизации и увеличивающая инвестиционные возможности предприятий.
Сущность политики ускоренной амортизации заключается в разрешении списывать амортизационные отчисления в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала, что выступает как своего рода налоговая субсидия предприятиям, предназначенная для последующих капиталовложений. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и после ее реализации возвращаются владельцу. За счет увеличения себестоимости снижается (при неизменности цен на продукцию) размер налогооблагаемой прибыли и соответственно налоги, выплачиваемые предприятием.
Повышение норма амортизации и соответствующее снижение амортизационных сроков ускоряют темпы накопления капитала, что предоставляет предприятиям широкие возможности для обновления основного капитала одновременно с уменьшением массы налога на прибыль.
Действующие в настоящее время в Российской Федерации налоговые льготы можно разделить на несколько групп. Льготы первой группы распространяются на прибыль, расходуемую на инвестиции; льготы второй группы касаются прибыли, используемой на поддерживание социально-культурной сферы; льготы третьей группы могут быть получены определенными видами плательщиков.[13] В системе мер государственного регулирования значительное место занимает таможенное регулирование. Увеличением и уменьшением, например, импортных и экспортных таможенных сборов государство усиливает или снижает деловую активность в тех или иных отраслях промышленности за счет повышения или понижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Рассмотрим влияние таможенной политики на примере отечественного автомобилестроения. Либерализация внешнеэкономических связей привела к проникновению на внутренний рынок России западных автомобилей, сравнимых с отечественными по уровню цен, но более высокого качества. Наиболее просты способом повышения конкурентоспособности отечественной техники оказалось повышение таможенных пошлин на ввозимые автомобили.
Так, Правительство России для поддержания конкурентоспособности российских автомобилей установило высокие импортные пошлины и тарифы на ввозимые в Россию автомобили.
Особое место в регулировании деятельности предприятий занимает кредитно-денежное регулирование. Кредит – ссуда в денежной или товарной форме, предоставленная кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой. Сама природа рыночной экономики не допускает бездействия денежных средств, образующихся на определенных этапах деятельности субъектов рынка, в том числе и государства. Традиционно в условиях рыночной экономики основными источниками кредитных средств являются:
• амортизационный фонд предприятия;
• часть оборотного капитала предприятия, временно свободная в связи с несовпадением момента реализации готовой продукции и покупки элементов оборотных фондов, необходимых для продолжения процесса воспроизводства, а также с моментом выплаты заработной платы;
• денежные доходы и сбережения физических и юридических лиц, аккумулируемые на счетах в банках, страховых компаниях и других финансовых институтах;
• денежные накопления государства (средства государственного бюджета и внебюджетных фондов).
Кредит выполняет важнейшие функции в обеспечении макро- и микроэкономического равновесия. С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации структуры производства. Кредит осуществляет свое движение в различных формах, классическими из которых являются коммерческий и банковский кредиты. [16] Коммерческий кредит используется при продаже товара с отсрочкой платежа. Его объектом выступают средства в товарной форме, а целью является ускорение движения товаров, услуг и денежных средств.
Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банкам, специальными кредитными учреждениями в виде денежных ссуд. Таким образом, объектом банковского кредита является денежный капитал, заемщиком – предприниматель, государство, сектор домашних хозяйств, а кредитором – владелец денежных средств.
Кредитно-денежная политика государства является одним из важнейших средств централизованного регулирования и управления рыночной экономики развитых стран. Государство через систему специфических мер и инструментов кредитно-денежной политики создает максимально возможные условия стабилизации не только кредитно-финансовой и денежной систем, но и экономики в целом. Государственная кредитно-денежная политика в Российской Федерации осуществляется в двух основных направлениях: деятельностью Центрального Банка России и через эмиссию государственных ценных бумаг (проведение займов). [1] Основными инструментами регулирования Центральным банком экономики государства, отдельных отраслей и предприятий являются:
• изменение учетной ставки Центрального банка;
• изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков;
• операции на открытом финансовом рынке.
Ставка рефинансирования или учетная ставка представляет собой процентную ставку, используемую Центральным банком в качестве норматива регулирования отдельных банковских операций. Размер учетной ставки в значительной мере влияет на уровень ставок ссудного банковского процента и депозитных ставок. Если наблюдается рост ставки рефинансирования, то для коммерческих банков более выгодной среди всего перечня операций является выдача краткосрочных кредитов.
Рост ставки рефинансирования влечет за собой и рост процентных ставок по депозитам, что делает из более привлекательными, чем инвестиции в реальный сектор. Подобная политика проводит к сокращению отечественного промышленного производства. Предприятия начинают переориентироваться на производство продукции с малым производственным циклом, технология упрощается.
При устойчивом снижении ставки рефинансирования наблюдается обратная картина.
Важным инструментом государственного регулирования деятельности предприятия является система нормативов деятельности кредитных организаций. В соответствии с нормативными документами активы банка в зависимости от степени риска вложений и их возможного обесценивания подразделяются на несколько групп:
• 0 – средства на корреспондентском и депозитных счетах в ЦБ; обязательные резервы, перечисленные в ЦБ; вложения в государственные долговые обязательства и облигации внешнего и внутреннего валютного займов;
• 2 – касса и приравненные к ней средства; драгоценные металлы в хранилищах и в пути;
• 10 – ссуды, гарантированные Правительством РФ; ссуды под залог государственных ценных бумаг; ссуды под залог драгоценных металлов;
• 20 – вложения в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти; ссуды под залог ценных бумаг субъектов РФ и местных органов власти; ссуды, выданные органам государственной власти субъектов РФ;
• 70 – средства на счетах в банках – резидентах РФ; ценные бумаги для перепродажи;
• 100 – все прочие активы банков.
Таки образом, наименее рискованными считаются вложения в государственные ценные бумаги, наиболее рискованными – прочие активы банка, в том числе и кредиты предприятиям.
Изменение норм обязательного резервирования так же является одним из важнейших инструментов кредитно-денежной политики. Коммерческие банки обязаны держать свои резервы на специальных счетах в ЦБ. Макроэкономический смысл изменения норм обязательного резервирования состоит в регулировании объема банковских кредитов. Увеличивая норму обязательного резервирования ЦБ ограничивает использование в качестве кредитного ресурса средств, находящихся на счетах банков в виде вкладов. Уменьшая норму резервов – ЦБ стимулирует высвобождение средств для расширения кредитной активности коммерческих банков.
Одним из наиболее рыночных инструментов кредитно-денежной политики являются операции на открытом финансовом рынке. Эта операция заключается в купле-продаже ценных бумаг и соответственно уменьшении или увеличении банковских резервов. В условиях преимущественного развития кредитно-бумажных денег операции на открытом рынке представляют собой не только форму регулирования кредитных операций, но и важнейший способ контроля за обращающейся денежной массой. [8] Классическая форма контроля и управления экономикой посредством государственного кредита – выпуск государственных займов, которые только в США изымают одну треть ресурсов рынка государственного капитала. Традиционная роль государственных займов – обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств – дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. В условиях развитой рыночной экономики выпуск займов, сроки и время их размещения определяются не столько дефицитом государственного бюджета, сколько потребностями регулирования денежного обращения.
Государство осуществляет также кредитную деятельность посредством выпуска займов для финансирования капиталовложений в государственные и смешанные предприятия, принадлежащие местным органам власти, предоставляет государственные кредиты из средств бюджета или государственных кредитных фондов. Государственные кредиты, направляются в отрасли, которые с точки зрения предпринимателя малоприбыльны или нерентабельны, но необходимы для функционирования экономики.
Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулирование. Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции. Девальвация национальной валюты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможности предприятий, стимулирую тем самым деловую активность отечественных производителей.
Заключение
Необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения сил государства и бизнеса.
Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
В экономике разных стран вмешательство государства в управление ею подвижно, процессы усиления государственного регулирования сменяются дерегулированием в зависимости от степени вмешательства государства.
Формы и методы государственного регулирования различаются в разных странах и в пределах одной страны в зависимости от состояния экономики: стабильно развивающаяся рыночная; переходная от одной системы хозяйствования к другой, развивающаяся в чрезвычайных ситуациях и др.
В переходные периоды, как показывает практика, государственное регулирование усиливается, для этого есть объективные причины. Однако к настоящему времени государственное регулирование в России в полной мере еще не сложилось. Есть отдельные законы и постановления Правительства РФ по регулированию некоторых сфер экономики (например: Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»), но утвержденная научно обоснованная стратегическая программа государственного регулирования отсутствует, нет кодекса по государственному регулированию. [2] Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.
С переходом нашей страны на рыночные отношения стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления, и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран, мира.
Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
3. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 480 с: ил.
4. Беа Ф,К., Дихтла Э., Швайтцера М.. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 928 с.
5. Вазим А.А. Налоги и налогообложение: учебник / — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. -378 с.
6. Волкова О.И.. Экономика предприятия: Учебник. /под ред.– 2-е изд. – М.: ИНФРО-М, 2012. – 520 с.
7. Велиева, И.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста/ Велиева И.С.// Аудитор. — 2013. — № 1. — С. 33-36
8. Лексип В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: УРСС, 2012.
9. Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.НВертакова., Ю.В.. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. /– 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2014. – 272 с.
10. Система ГАРАНТ. Энциклопедия российского законодательства.
11. Сергеева И. В. Экономика организаций (предприятий): учеб. / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-560 с.
12. Сергеев. И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. /– М.: Финансы и статистика, 2012. — 304 с.
13. Смагин В.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. /. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2013. – 160 с.
14. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. /– М.: Марекнинг, 2012. – 693 с.
15. Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник. /– М.: Эксмо, 2013. – 416 с.
16. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. / 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2016. – 416 с.
17. Шульгк В.А. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. — М.: Изд-во Российской экономической академии, 2002.
18. Шухгальтер М.Л. А.Е. Карлика, Экономика предприятия: Учебник. /– М.: ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф