Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Методика работы социального педагога с подростками, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с подростками, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков, находящихся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
1.2. Направления социально-педагогической деятельности с подростками, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
Глава 2. Исследование особенностей работы социального педагога с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
2.1. Анализ работы социального педагога с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
2.2. Программа социально-педагогической деятельности социального педагога детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение

В современном мире все чаще и все раньше в онтогенезе личности возникают патологические формы поведения. Причины девиаций (отклонений в поведении) различны, хотя многие исследователи сходятся в том, что они связаны с культурно-историческим процессом в целом, техническими, экономическими и политическими инновациями, вступающими в противоречие с традиционными культурными образцами, системами ценностей, стереотипами сознания и поведения, что затрудняет ориентацию людей в социокультурной ситуации и их адаптацию.
Как указывает С.А. Инкина [12], «девиация постепенно превращается в сущность человеческого поведения… Вследствие разнообразных изменений, пронизывающих духовную, культурную, экономическую и другие сферы человеческой жизни почти во всех странах мира происходит ломка барьеров «старой морали», смещение акцентов в сторону индивидуализма и агрессии, наряду с установлением терпеливого отношения к разнообразным проявлениям девиации».
Проблема отклонений в поведении от общепринятых просоциальных норм и образцов (девиаций) существует на всех возрастных этапах развития. Однако наиболее часто эта проблема обсуждается в контексте подросткового возраста, так как именно в этот период формируются Я-концепция, самосознание личности – основа для дальнейшего жизненного самоопределения и построения собственного поведения в различных ситуациях. Подростки представляют собой группу повышенного социального риска.
Кризисный характер периода, связанный с психогормональными процессами, внутренними конфликтами, дезориентировкой во внутренних и внешних отношениях, переосмыслением связей с окружающими, своего места среди других и пр., недостаточная социально-психологическая зрелость для решения возникающих проблем делают эту группу наиболее уязвимой к неблагоприятным социальным воздействиям.
Для профилактике и исправлению различных отклонений в поведениях подростков созданы комиссии по делам несовершеннолетних.
Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность с трудными подростками.
Объектом – дети, находящиеся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Целью настоящей работы является выявление особенностей работы социального педагога с подростками, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику трудным подросткам
2. Рассмотреть особенности з работы социального педагога с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
3. Провести исследование работы социального педагога с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних на примере…
4. Разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования должна осуществляться в соответствии с комплексом мероприятий, который включает в себя следующие направления:
1) гражданско-патриотическое воспитание, результатом которого является гражданско-патриотическое сознание;
развитие социальной компетентности у трудных подростков, которое включает в себя уверенность в себе и формирование интереса у них к социальной жизни.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного
образования «Спектр» Туринского городского округа.
В настоящей исследовании использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с подростками, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков, находящихся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

Подростковый возраст является переломным этапом развития человека, потребности и возможности подростка часто не совпадают, что приводит к различным формам дезадаптации. Важно помочь ребенку в этот сложный жизненный период справиться с возникающими объективно и субъективно трудными ситуациями. Особое внимание данному возрасту уделяется в связи с тем, что именно в подростковый период формируются конструктивные и деструктивные способы межличностного взаимодействия, отрабатываются защитные механизмы и происходит переосмысление имеющихся в арсенале подростка моделей адаптивного поведения.
Среди подростков — дезадаптантов преобладают учащиеся с отклонениями в поведении, трудностями в обучении, общении, таких подростков называют «трудными».
В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к «трудным» относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям [4].
Подростковому возрасту свойственны такие психологические особенности, как повышенная агрессия, быстрая утомляемость, рассеянность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, трудности в восприятии информации и противоречивость желаний и потребностей. Существующие на данном этапе социальные и культурные особенности развития общества могут, как смягчить данные трудности, так и усугубить.
Негативное восприятие самого себя подростком происходит, потому
что у ребенка складываются негативные виды опыта. Во-первых, подростки обычно считают, что не имеют личностно-ценных качеств, а поэтому не могут быть полезны обществу, а наоборот, обладают отрицательными чертами характера или приносят вред окружающим и значимым для них людям.
Во-вторых, дети подросткового возраста обычно предполагают, что наиболее значимые для них люди не относятся к ним положительно, а относятся скорее негативно.
В-третьих, подростки пока еще не обладают способностью эффективно использовать механизмы психической самозащиты, которые позволяют меньше переживать негативные эмоции. Так как потребность в самоуважении у трудных подростков крайне сильна, и не удовлетворяется способами, приемлемыми в обществе, то им приходится прибегать к девиантным формам поведения, которые проявляются в агрессии, сквернословии, конфликтности. Также подростки испытывают трудности в учебе, в процессе общения и взаимодействия с родителями, друзьями, учителями, им свойственна неорганизованность. В-пятых, у трудных подростков отсутствуют позитивные взгляды и цели, то есть недостаточно сформированы ценностные ориентации, подростки не ставят перед собой задачи для совершенствования своей жизни, а лишь уклоняются от существующих норм и правил [13].
Постепенно желание соответствовать существующим нормам в обществе у подростка уменьшается, что приводит к повышению стремления подростков к девиации.
Все это в результате приводит к изменению самосознания подростка, у него происходит смена установок и ценностей [1].
«Трудные подростки» начинают вести себя с напускной
независимостью, часто открыто высказываются о своем нежелании учиться, проявляют неуважение к педагогам, стремятся занять лидерское положение и авторитет среди сверстников. В этом случае, как правило, трудные подростки начинают совершать правонарушения, так как в коллективе класса зачастую становятся отвергаемыми. Именно в этих случаях подростки начинают стремиться сблизиться с другими группами сверстников, как правило «трудными» и перестают посещать школу [23].
Грубость, цинизм, бесшабашность трудных подростков зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности,
неуверенности в себе, ущемлённости, детскости.
Одной из самых характерных особенностей трудных подростков является психическая незрелость, которая проявляется в отставании от возрастных норм. Для таких подростков характерна повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления. Перед такими подростками, как правило, не стоит задача выбора, они не принимают собственные решения, а поступают так, как им говорят, либо если это самостоятельное решение, то оно импульсивное. Социальная ситуация развития в этот непростой период представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью [21].
Именно этим пограничным положением обусловлены трудности во взаимоотношениях с подростками взрослых. Подростки стараются доказать взрослым свою значимость, требуют, чтобы к ним прислушивались, однако у них недостаточно сформированы ценностные ориентации, недостаточно жизненного опыта, в связи с чем возникают барьеры взаимопонимания подростков со взрослыми. До реальной взрослости подросткам еще далеко, но они так не считают, поэтому начинают претендовать на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне начинают подражать взрослым. Именно в этом возрасте у подростков появляются атрибуты «псевдовзрослости», такие как курение сигарет, тусовки у подъезда с пивом, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Таким образом, они копируют поведение взрослых, как правило это поведение – отрицательное [23].
Подростковый возраст является уникальным этапом в развитии человека. Это период психологической и социальной примерки различных моделей взаимоотношений с самим собой, другими и миром, осмысления многообразия возможностей построения жизненного пути, апробации собственных ресурсов и определения границ личных и социальных ограничений. Подростковый возраст по своей психологической сущности – период поисков, инноваций и экспериментов, расширения активности и ярко выраженной мотивации самопрезентации. Вместе с тем это
противоречивый и внутренне конфликтный период в развитии субъекта [17].
Этот возраст представляет собой период, называемый периодом взросления, который характеризуется интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными проявлениями для данного возраста являются также значительные колебания артериального давления, очень часто в сторону повышения давления, которые вызывают частые головные боли [25].
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков – тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения характеризуются тем, что вызывают резкие перепады настроения у подростков, также они вызывают повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность.
У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми.
Как отмечают исследователи, подростковый возраст является периодом полового самоопределения, когда изменения на физическом, гормональном и психосоциальном уровнях способствуют актуализации вопросов, связанных с гендерной идентичностью. Именно в подростковом возрасте закрепляются и конкретизируются представления о содержании и исполнении гендерных ролей, формирование которых связано с закрепленными в обществе и культуре представлениями о содержании и специфике гендерных стереотипов поведения [23].
Согласно В.В. Абраменковой «процесс половой социализации в современных условиях представляет собой явление, не имеющее аналогов во всей предшествующей истории России. Традиционная форма половой социализации исходила из типа соответствия полоролевых образцов половой принадлежности ребенка: для мальчиков это маскулинная модель, а для девочек — феминная. К концу XIX — началу XX вв. наметился, а в советское время развился маскулинный тип половой социализации, столь характерный для суровых времен, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек. Это не могло не сказаться на изменении половой социализации в процессе формирования психологического пола в последние десятилетия, который можно было бы определить как инверсионный, т.е. маскулинный для девочек и феминный для мальчиков. Инверсионный тип половой социализации приводит к формированию унисексуальной (или бисексуальной) модели психологического пола» [7].
Таким образом, социум и детерминируемые им процессы социализации подростка, в том числе гендерной социализации, оказывают основополагающее влияние на формирование личности подростка. Содержание же гендерных моделей поведения, задаваемых обществом, вероятнее всего, отражается в особенностях личностных проявлений подростка, в том числе на разных уровнях ценностных предпочтений.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований [12].
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям [17].
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
У подростка возникают многие психологические проблемы, к которым можно отнести неуверенность в себе, нестабильность эмоционального настроения, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения подростка. Оно может проходить через отвержение ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подростки считают, что их проблемы и переживания являются уникальными, эта особенность возраста зачастую порождает чувство одиночества и подавленности [15].
В трудах известного психолога Грэнвилла Стэнли Холла трудный подростковый период определен, как период «Бури и натиска». Так как в этот период в личности трудного подростка могут сосуществовать прямо противоположные потребности и черты. Например, сегодня девочкаподросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». По мнению подростка в этом нет ничего особенного, просто изменилось мнение и взгляд на данную ситуацию.
Как правило, трудные подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы в этом возрасте недостаточно устойчивы. Подростки могут пробовать себя в разной деятельности, меняя свои предпочтения, объяснить это можно тем, что они находятся на этапе самоопределения и ищут свою «роль в жизни», некоторые подростки, пытаясь доказать свою взрослость стремятся достигнуть высоких результатов в определенной деятельности, но не добившись, меняют эту деятельность на другую.
В среде трудных подростков существуют также и референтные группы. Референтная группа — это значимая для трудного подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание подростка слиться с группой, ничем не выделяться от других, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Референтной группой для трудного подростка может выступать дворовая компания, группировка в классном коллективе, друзья по спортивной секции, то есть любая группа, чьи взгляды или интересы он разделяет. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. В такой группе подросток пытается самореализоваться, самоутвердится, получить одобрение со стороны членов группы, занять лидерское положение. Стремясь к этому, подростки часто идут даже на правонарушения, лишь бы заслужить авторитет у членов группы. Часто подростки примыкают к молодежной группе с определенной субкультурой и тогда следуют модели поведения определенной субкультуры [12].
Социологические критерии «трудности» подростков, характеризуются особенностями их поведения, которое не находит поддержки и одобрения в обществе, а именно:
— склонность к правонарушениям и преступлениям;
— конфликтность;
— ярко выраженная агрессия по отношению к окружающим;
— демонстрация приверженности к ценностям противоправных преступных неформальных групп — одежда, сленг, поступки, суждения;
— отказ от исполнения социальных норм;
— показное неисполнение/нарушение социальных норм;
— «уличность» подростков, трансляция норм подростковой уличной субкультуры. [19].
Итак, противоречие подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Таким образом, анализ психолого — педагогической литературы позволил определить психолого — педагогические характеристики «трудных» подростков, выявить психологические причины отклонения в поведении «трудных» подростков, которые заключаются в благополучии семьи, в социальной обстановке, в его индивидуальных особенностях сделать вывод о том, что возрастные особенности трудных подростков, противоречивость и неадекватность их действий и поступков, желаний и возможностей, при отсутствии теплых, доверительных отношений со значимыми взрослыми и коллективом сверстников могут спровоцировать трудности поведения и общения, сложности в школе и дома.

 

1.2. Направления социально-педагогической деятельности с подростками, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

Учреждение дополнительного образования для детей и подростков — это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основной целью которого является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [50].
В настоящее время с повышением криминальной активности, которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальным становится обеспечение занятости детей и подростков в рамках деятельности учреждений дополнительного образования.
Формы дополнительного образования разнообразны. В настоящее время дополнительное образование развивается и реализует дополнительные образовательные программы по восьми основным направлениям: художественное; естественно — научное; культурологическое; социальнопедагогическое; техническое; военно — патриотическое; туристско краеведческое и физкультурно — спортивное.
Деятельность учреждения дополнительного образования, как одна из форм воспитательных организаций с одной стороны предназначена для обеспечения равных возможностей для воспитания всех членов общества, а с другой стороны — для реализации каждым своих потенциальных возможностей. Будучи институтом социального воспитания, учреждение дополнительного образования не может находиться в стороне от социально педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного ребенка или подростка [11].
Необходимо отметить, что сфера образования в целом, и сфера дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Дополнительное образование это одно из средств социализации несовершеннолетних.
Само их существование и организация жизнедеятельности в них детей и подростков уже социально — педагогично, так как позволяет организовать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в формализованных группах, что является альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления социально-педагогических проблем.
В настоящее время наблюдается проблема, такая, при которой досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных трудных подростковых групп, увеличению числа трудных подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних.
По данным Минздрава России, в последние годы отмечается неуклонный рост числа трудных подростков, как младшего, так и старшего подросткового возраста, которые употребляют наркотики. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и «неблагополучных» семьях, занятость родителей, прекращение посещения школы подростками ведут к тому, что в современных условиях дети и трудные подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно [12].
Социальное одиночество у трудных подростков, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало в настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье подростка, на его социализацию.
Важно отметить, что организация работы учреждения дополнительного образования — это задача межведомственная, включающая в себя и вопросы воспитания, и социально-педагогической деятельности с определенными категориями трудных подростков [59].
Такая система взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными партнерами других ведомств способствует объединению усилий, обеспечивающих успешность развития личности ребенка, раскрытие его потенциала, защиту от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды и т.д. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений.
Важнейшей функцией в работе с трудными подростками в учреждении дополнительного образования выступает организация социальнопедагогической деятельности, целями организации которой могут быть [23]:
— социально-педагогическая защита трудных подростков;
— предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав;
— формирование и развитие личностных качеств трудного подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
— увеличение степени самостоятельности трудных подростков, их способности контролировать свою жизнь и умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы;
— создание условий, в которых трудные подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
— адаптация или реадаптация трудных подростков в обществе; — компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников; дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Необходимо отметить исследования А.Б. Фоминой, которая рассматривает дополнительное образование через призму социальнопедагогической деятельности и считает, что учреждения дополнительного образования осуществляют полифункциональную социальную деятельность, ориентированную на социальную защиту детей и их подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях, на решение их личных и социальных проблем [63].
Автором также отмечено, что целевые программы в сфере свободного времени в учреждении дополнительного образования должны строится в соответствии со следующими принципами: — мотивация деятельности подростков;
— личностно-ориентированный подход; — системность и приемственность [63].
Базовыми учреждениями системы образования для организации воспитательной и социально-педагогической работы традиционно являются учреждения дополнительного образования, которые также включают подростковые клубы по месту жительства. Дополнительное образование является не просто придатком к системе общего и профессионального образования, а выступает, как уникальная образовательная сфера, имеющая самостоятельное социальное назначение.
Отличительными чертами социально-педагогической деятельности системы учреждений дополнительного образования детей являются [48]:
— создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
— многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
— личностно — деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
Основными направлениями социально — педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования являются [29]:

1. Социально-педагогическая защита прав ребенка:
— выявление и поддержка подростков, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
— защита прав и интересов подростков (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
— защита и индивидуальная работа с подростками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п. [28].
2. Обеспечение социально — педагогической поддержки семье в развитии формировании личности подростка:
— создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
— пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации подростков;
— психолого-педагогическое просвещение родителей подростка с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
духовно-ценностное просвещение;
— содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; — организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
3. Социально-педагогическое консультирование:
— разработка, организация и проведение индивидуальных консультаций для семей взрослых и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; — консультирование подростков и специализированная помощь детям и подросткам в профессиональном определении;
— консультирование родителей, педагогов по организации взаимодействия с трудными подростками, а также по разрешению социально-педагогических проблем и др.
4. Социально-педагогическая профилактика, исправление и
реабилитация:
— раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения подростков;
— организация превентивно-профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска»;
— способствование пропаганде здорового образа жизни;
— повышение уровня правовой грамотности подростков и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
— организация помощи в реабилитации подростков, испытывающих различные затруднения [24].
5. Поддержка социальной деятельности подростков (развитие гражданско-патриотической позиции):
— забота о больных, инвалидах и бедных;
— благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
— работа в службах социальной защиты;
— благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий.
6. Организационно-методическая деятельность:
— анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; — участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,
— накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально- педагогических исследований.
7. Профилактика дезадаптивного поведения и правонарушений среди учащихся — осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в ПДН, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с руководителями объединений может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам [53].
8. Формирование у подростка социально значимых качеств.
Но несмотря на это, по нашему мнению, в учреждении
дополнительного образования необходимы такие направления социальнопедагогической деятельности с трудными подростками как: 1) гражданскопатриотическое воспитание; 2) развитие социальной компетентности у трудных подростков, который включает уверенность в себе и формирование интереса к социальной жизни.
Коллектив учреждения дополнительного образования строит связи с партнерами на основе следующих принципов:
— добровольность;
— равноправие сторон;
— уважение интересов друг друга;
— соблюдение законов и иных нормативных актов;
— обязательность исполнения договоренности; ответственность за нарушение соглашений; учета запросов общественности;
— сохранения имиджа учреждения в обществе.
Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования предоставляет широкие возможности для развития их творческих способностей в различных видах деятельности и областях знаний, а также при организации культурнодосуговой деятельности. Анализ опыта работы позволяет определить приоритетные направления деятельности УДО [37]:
— привлечение трудных подростков, родителей, общественности к организации и проведению социально — педагогических мероприятий, социально — значимых акций (в объединениях, по месту жительства, в рамках деятельности дополнительного образования);
— изучение, проведение диагностики, развитие умений разрешения конфликтных ситуаций, самостоятельного решения проблем, поисков путей из трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростка, на ранних стадиях развития с целью предупреждения правонарушений; — индивидуальное и групповое консультирование трудных подростков, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтных ситуаций, выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным обучающимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
— пропаганда и разъяснение прав и обязанностей для трудных подростков и членов их семьи;
— решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса в рамках системы дополнительного образования;
— организация коллективной деятельности для трудных подростков; — проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных);
организация культурно-досуговой деятельности трудных подростков.
Социально-педагогическая деятельность в рамках дополнительного образования является адресной, направленной на решение проблем конкретного подростка. Все направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования способствуют решению индивидуальных проблем личности, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности подростка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема.
Таким образом, учреждение дополнительного образования объективно более приспособлено для реализации задач социально-педагогической деятельности, чем школа. Это связано с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия подростка и взрослых, а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическому коллективу учреждения и педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития обучающихся.
Мы считаем, что в учреждении дополнительного образования необходимы такие направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками как: 1) гражданско-патриотическое воспитание; 2) развитие социальной компетентности.

 

Глава 2. Исследование особенностей работы социального педагога с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

2.1. Анализ работы социального педагога с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа.
Участниками образовательных отношений в учреждении являются дети, в возрасте от 3 до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). Деятельность обучающихся в Центре осуществляется как в одновозрастных, так и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, секции, кружки, творческие коллективы, группы, театры, мастерские, пресс-центры и др.), а также индивидуально и на основании реализации воспитательных программ: «Лестница успеха, «Экология + Я», «Мы вместе», «Безопасность – залог здоровья», «Профи», «Патриот».
Одна из задач Центра – создать условия для социальной реабилитации трудных подростков путем включения их в социально значимую деятельность на основе их свободного выбора; формирование у подростков основ здорового образа жизни и антинаркотических установок; организация педагогической поддержки и создание ситуаций социальной успешности подростков.
Анализ базы исследования МАОУ ДО ЦДО «Спектр» показал, что в учреждении созданы условия для проведения опытно-поисковой работы по изучению организации социально-педагогической деятельности с трудными подростками.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа, в период с 01 ноября 2017 по 31 марта 2018 г.
Для проведения опытно-поисковой работы были выбраны следующие методы:
— изучение педагогической документации;
— изучение выборки;
— анкетирование трудных подростков;
— тестирование трудных подростков,
— прямое и опосредованное наблюдение,
— методы статистической обработки полученных данных;
— качественный и количественный анализ результатов исследования.
Цель первого этапа: изучить состояние работы в Центре дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа по формированию социальной компетентности трудных подростков.
В соответствии с целью были определены задачи данного этапа:
1. Изучить документацию Центра дополнительного образования «Спектр».
2. Выявить уровень социальной компетентности трудных подростков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
— анализ контингента воспитанников объединений в возрасте от 13 до 16 лет (социальные паспорта групп, данные ТКДН);
— изучение уровня социальной компетентности подростков.
Анализ контингента воспитанников Центра выявил группу «трудных» подростков в количестве 45 человек в возрасте от 13 до 16 лет. Из них, в том числе:
— 8 человек – состоят на учете в наркологическом диспансере;
— 37 человек – из неблагополучных семей, состоящих на учете в ТКДН.
Тестирование, анкетирование и диагностика уровня социальной компетентности участников исследования проводилось индивидуально или по подгруппам, в соответствии с инструкциями используемых методик, в зависимости от условий (образовательная среда, социальная ситуация и т.д.) и индивидуальных особенностей воспитанников (эмоциональное состояние, состояние здоровья, диагноз) Процедура исследования проходила в спокойной, комфортной для воспитанников обстановке, в условиях доброжелательных и доверительных отношений.
Для диагностики уровня социальной компетентности трудных подростков в условиях учреждения дополнительного образования использовалась методика «Шкала социальной компетентности».
Шкала разработана А.М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков. Шкала предназначена для подростков 11- 16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетентности подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях [19].
Специальный интерес представляет анализ того, насколько адекватно трудные подростки, участвующие в исследовании, переживают и осознают в критические моменты особенности своей личности и своих состояний.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и методики социальной компетентности А.М. Прихожан нами было определены критерии исследования:
1. Самостоятельность, организованность.
2. Уверенность в себе.
3. Отношение к своим обязанностям.
4. Интерес к социальной жизни, гражданско-патриотическое сознание.
По данным критериям строилась диагностическая работа с трудными подростками на базе Центра «Спектр».
Первичная обработка результатов заключалась в обработке бланков ответов участников исследования и составлении сводной таблицы данных, представленной в таблице 1 (Приложение 2).
На основании сводной таблицы данных были выявлены показатели процентного распределения по каждому критерию.
Из обеспечения было выявлено, что подростки при поступлении в Центр, по всем субшкалам получили коэффициенты социальной компетентности, которые не соответствуют их возрасту.
Согласно результатам индивидуального опроса, было выявлено, что трудные подростки Центра «Спектр» не вполне осознанно, осмысленно выстраивают стратегию собственных действий, деятельности, взаимодействия с окружающими их людьми, организациями и т.п. Большинство из них не понимают важность конструктивного взаимодействия с окружающими и руководствуются только сиюминутной выгодой. Дети затрудняются понять существующие правила, не могут в достаточной степени оценить их целесообразность, не осознают, что это крайне необходимо.
Результаты уровня сформированности самостоятельности и организованности трудных подростков в процентном распределении представлены в таблице 2.
Таблица 2 Уровни сформированности самостоятельности и организованности трудных подростков

Исследование уровня сформированности самостоятельности и организованности показало, что большинство подростков имеют средний уровень самостоятельности и организованности (51%), это воспитанники, которые могут самостоятельно и организовано выполнять работу, но только под контролем взрослого.
Высокий уровень сформированности социальной компетентности имеют 16% воспитанников. Они самостоятельны и организованы в работе, контролируют свои поступки, проявляют интерес к социальной жизни,
Низкий уровень (33%) имеют воспитанники, которые не умеют самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки, не умеют принимать решения и выполнять их, не могут самостоятельно выбрать занятие во время досуга и др.
Для наглядного изображения уровня сформированности самостоятельности и организованности трудных подростков в процентном распределении представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Процентное распределение уровня самостоятельности
Уровни сформированности уверенности в себе в процентном распределении представлены в таблице 3.

Уровни Количество подростков, в чел. Количество подростков, в %
Высокий 9 15,7
Средний 16 35,5
Низкий 22 48,8

Диагностика уровня сформированности уверенности в себе показала, что большинство трудных подростков, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, с низким (48,8%) и средним (35,5%) уровнем уверенности в себе, меньше всего из них – с высоким (15,7%). Выявленные результаты уровня уверенности в себе говорят о том, что с трудными подростками необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уверенности в себе, также немаловажным будет повышение самооценки для данных подростков.

Для наглядного изображения уверенности в себе трудных подростков в процентном распределении представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Процентное распределение уровня самостоятельности
Уровни сформированности отношений к своим обязанностям в процентном распределении представлены в таблице 4.
Таблица 4 Уровни сформированности у трудных подростков отношений к своим обязанностям

  Уровни Количество подростков, в чел. Количество подростков, в

%

 
Высокий 5 11,2
Средний 22 48,8
Низкий 18 40
   

Из таблицы 4 видно, что большинство трудных подростков со средним уровнем сформированности отношений к своим обязанностям (48,8%), меньше всего из них – с высоким (11,2%).
Для наглядного изображения сформированности отношений к своим обязанностям у страших подростков в процентном распределении представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Процентное распределение сформированности отношений к своим обязанностям

В таблице 5 представлены уровни сформированности интереса к социальной жизни, наличия увлечений, владения современными технологиями трудных подростков.
Таблица 5 Уровни сформированности у трудных подростков интереса к социальной жизни, наличия увлечений, владения современными технологиями

Уровни Количество подростков, в чел. Количество подростков, в

%

Высокий 8 17,8
Средний 26 57,8
Низкий 11 24,4

Результаты диагностики выявили, что большинство трудных подростков со средним уровнем сформированности интереса к социальной жизни, наличия увлечений, владения современными технологиями (57,8%), меньше всего из них — с высоким (17,8%). Подростки, показавшие низкий уровень (24,4%) — пассивны, с трудом включаются в различные виды деятельности, посещают объединения Центра с неохотой, по настроению, чаще всего, когда прогуливают уроки с целью переждать время.
Для наглядного изображения сформированности у трудных подростков интереса к социальной жизни в процентном распределении представлены на рисунке 5.

Рис. 4. Процентное распределение сформированности у трудных подростков интереса к социальной жизни
Анализ результатов диагностики по 4-м представленным выше методикам, позволяет сделать вывод о том, что трудные подростки при поступлении в Центр «Спектр» характеризуются низким интересом к социальной жизни, отсутствием увлечений, навыков владения современными технологиями. Они менее организованны и неуверенные в себе, они стараются уйти от проблем или склонны к подчинению, а значит им сложно сделать самостоятельный выбор. Как правило, такие подростки не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя
ответственность за свое поведение, поэтому большинство из них совершает различного вида правонарушения или провоцируют разного рода конфликты.
Трудные подростки проявляют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, продуктивной) у них ниже возрастной нормы. В итоге подростки оказываются вытесненными из социального окружения, так как, общество стремится к сегрегации тех, кто представляет отклонение от социальной нормы. Это указывает на необходимость поиска путей решения поставленной проблемы. Стоит отметить, что не все подростки сразу согласились принимать участие в исследовании, но после индивидуальных бесед согласились, но только на индивидуальную диагностику, поэтому диагностика проводилась в групповой и индивидуальной формах. Также стоит отметить, что 5 подростков не серьезно отнеслись к исследованию и сдали наполовину пустые бланки, данные этих участников исследования не учитывались при обработке результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в данном учреждении проводится.

 

2.2. Программа социально-педагогической деятельности социального педагога детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних

Цель комплекса мероприятий: организация социально-педагогической деятельности с трудными подростками в условиях учреждения
дополнительного образования.
Задачи комплекса мероприятий:
— развитие социальной компетенции подростков, в которое входит повышении уверенности в себе и формирование интереса к социальной жизни;
— развитие гражданско-патриотического сознания в рамках гражданскопатриотического воспитания..
Для решения поставленных задач нами был разработан комплекс мероприятий, включающий:
— информационное просвещение;
— программу гражданско — патриотического воспитания;
— программу развития уверенности в себе и формирования ценностных ориентаций подростков;
— программу повышения социальной компетенции подростков.
Комплекс мероприятий разработан на 1 год. Участники реализации комплекса мероприятий: воспитанники Центра «Спектр» в возрасте от 13 до 16 лет, в том числе «трудные» подростки.
Ожидаемые результаты реализации комплекса мероприятий:
— повышение интереса к социальной жизни, сформированность чувства сопричастности к жизни общества, сформированность гражданскопатриотической позиции;
— повышение уверенности в себе, повышение самооценки, сформированность ценностных ориентаций;
— сформированность социальной компетенции подростков.
Таким образом, комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности с трудными подростками в условиях учреждения дополнительного образования включает в себя 4 модуля.
1. Информационное просвещение.
Цель: формирование ответственности у подростков за свои поступки.
Задачи:
— дать информацию о правонарушениях и ответственности, последующей за ними;
— дать информацию о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя; — сформировать установку на здоровый образ жизни.
Мероприятия модуля «Информационное просвещение» представлен в таблице 6.
Таблица 6 — Модуль «Информационное просвещение»

Название мероприятия Форма Средства
1 «Подросток. Правонарушения и ответственность»

 

Экскурсия в

ОМВД, ОГИБДД по Туринскому району

Беседы со

специалистами в рамках единого дня профилактики

 

2 «Умей сказать — «Нет!» Помощь в преодолении склонности к употреблению ПАВ и табакокурения Круглый стол Изготовление плакатов,  Просмотр и обсуждение

видеороликов Беседы со специалистами.

Тренинг «Умей сказать

«Нет!»

3 «Здоровым быть — здорово!» Пропаганда здорового образа жизни Агитбригада Листовки. Буклеты. Оформление

информационного стенда

4 «Поколение ХХI века» Информационнопросветительский кластер Беседа. Встреча с представителем РПЦ

Содержание модуля «Информационное просвещение» представлено в приложении 6.
2. Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание».
Цель: формирование правильного представления о Родине и чувства сопричастности к судьбе своей страны; формирование активной гражданской позиции; приобщение к ценностям демократического гражданского общества; социализация подростков; развитие гражданскопатриотического сознания.
План проведения модуля «Программа гражданско-патриотического воспитания» представлен в таблице 7 (Приложение 3).
С подростками была проведена частичная апробация программы. Был проведен конкурс «Я — Гражданин России». Подросткам было предложено написать сочинение на заданную тему. К сожалению не все подростки справились с задачей, большинство подростков не могут четко и аргументировано объяснить, в чем заключается гражданский долг.
Была проведена творческая работа «Государственная символика». Стоит отметить, что все без исключения заинтересовались изготовлением герба России. В сети интернет была найдена пошаговая инструкция изготовления герба из картона, поэтому трудностей у подростков не возникло.
Был организован просмотр фильма «Чёрное лето 1941 года». Все отметили, что смотрят фильм впервые. Обсуждения фильма происходило бурно, две девочки даже заплакали, чувствовалось, что фильм никого не оставил равнодушным.
При организации военно-спортивной игры «Зарница» были приглашены к участию не только подростки, посещающие Центр, но и подростки из школы и даже несколько пап. Игра прошла очень весело, после игры организовали «походный обед» — пекли картошку, жарили хлеб на костре и пели военные песни «под гитару».
15 февраля был проведен «День скорби» в память о воинах, погибших в Афганистане. С подростками посетили памятник, посвященный воинаминтернационалистам, навестили семьи погибших, оказали им посильную помощь (мальчики расчистили снег, девочки занимались уборкой дома).
В преддверии праздника «День защитника Отечества» занимались изготовлением макетов на тему «Военная техника». Макеты зданий, танков и грузовиков сделали из картона, пластиковых солдатиков принесли из дома, девочки из еловых веточек и ваты сделали лес. К празднику оформили выставку военной техники и стенд «поле боя».
23 февраля был проведен конкурса «А ну — ка парни!». Все подростки приняли активное участие в конкурсе, также к участию были привлечены папы. В конкурсе были использованы задания на ловкость, силу, умение метать, умение прыгать, также были включены задания на смекалку, находчивость, логику.
Во время проведения мероприятий наблюдается повышение гражданско-патриотического сознания подростков:
— повышение интереса подростков к памятным местам родного края (самостоятельно выясняют, где находятся памятные места в Туринском районе, планируют поездки);
— повышение интереса к героям Туринска, (подростки самостоятельно навещают семьи погибших и оказывают посильную помощь).
Таким образом, программа гражданско — патриотического воспитания подростков является эффективным средством для формирования гражданскопатриотического сознания подростков.
3. Программа развития уверенности в себе и формирования ценностных
ориентаций подростков.
Цель программы: развитие уверенности в себе через формирование ценностных ориентаций.
Задачи программы:
1. Развитие навыков рефлексии, самопознания.
2. Развитие целеустремленности, самостоятельности.
3. Развитие коммуникативных навыков, способности эффективного взаимодействия с окружающими.
4. Развитие уверенности в себе, самопринятие, формирование адекватной самооценки.
Общее время проведения модуля — 36 часов. Модуль включает 9 занятий, каждое занятие длительностью 4 часа.
Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность обучающегося; творческая позиция; диалогичность; осознание поведения.
Методы работы: диалоговые методы (беседа, дискуссия); развивающие упражнения и обучающие игры; рефлексивные методы; ролевые методы.
План проведения модуля «Программа развития уверенности в себе и формирования ценностных ориентаций подростков» представлен в таблице 8 (Приложение 4).
Предполагаемым результатом освоения данной программы будет: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в своих силах, развитие навыков целеполагания, сформированность позитивного отношения к себе, развитие навыков эмпатии и рефлексии, осознание личностных ценностных ориентаций, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.
4. Модуль «Развитие социальной компетентности».
В программу включены занятия с использованием арт — техник. Арттерапевтические упражнения способствуют развитию навыков взаимодействия, снятию негативных эмоциональных состояний, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Общее время проведения модуля — 18 часов. Модуль включает 9 занятий, каждое занятие длительностью 2 часа.
План проведения модуля «Развитие социальной компетентности» представлен в таблице 9 (Приложение 5).
Программа развития социальной компетенции подростков включает также блок работы с родителями и педагогами.
Содержание работы с педагогами
Цель: Информирование об индивидуально–психологических особенностях личности трудных подростков и обучение эффективным способам взаимодействия с ними.
Задачи:
— распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с трудными подростками;
— обучение «ненаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия;
— снятие личных и профессиональных зажимов и ограничений;
— освоение методики контакта с трудными подростками и выработка стратегий поведения.
План работы с педагогами представлен в таблице 10.
Таблица 10 План работы с педагогами
№ п/п Тема Форма работы
1 Трудные подростки, кто они? Тематическая консультация.
2 Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков. Тематическая консультация.
3 Мир моих эмоций. Семинар-практикум.
4 Жизнь без конфликтов. Семинар-практикум.

Содержание работы с родителями
Цель: Создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретение родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.
Задачи:
— переосмысление роли и позиции родителя;
— взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга
(родителей и детей);
— снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
— формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
— выработка эффективного поведения.
План работы с родителями представлен в таблице 11.
Таблиц 11 План работы с родителями подростков
№ п/п Тема Форма работы
1 Возрастные особенности подростков.
Новообразования подросткового возраста. Тематическая консультация.
2 Нарушение внутрисемейных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков. Тематическая консультация.
3 Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия с подростками. Тренинг.
4 Развитие толерантности, эмпатии. Тренинг.

Содержание совместной работы педагогов, подростков и родителей.
Цель: создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
План совместной работы с педагогами, подростками и родителями представлен в таблице 12.
Таблица 12 План совместной работы
№ Название мероприятия Форма Средства
1 «Твоя безопасность» Акция Разработка и распространение информационные листовок.
2 «Подросток и закон!» Акция Разработка и распространение информационные листовок.
3 «Ветеран живет рядом» Акция Помощь ветеранам ВОВ по хозяйству.
4 «Дорогой Добрых Дел» Антитабачная эстафета Подготовка и раздача календарей с информацией о вреде курения.

Ожидаемые результаты реализации программы: У подростков:
— формирование умения контролировать свои эмоции;
— формирование навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; — формирование уверенности в себе.
У родителей: переосмысление роли и позиции родителя, приобретение родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.
У педагогов: расширение знаний об индивидуально–психологических особенностях личности трудных подростков, развитие навыков эффективного взаимодействия с подростками.
Проведение полного комплекса мероприятий с подростками будет способствовать:
— повышению интереса к социальной жизни, формированию чувства сопричастности к жизни общества;
— формированию ценностных ориентаций;
— повышению уверенности в себе, повышению самооценки;
— формированию гражданско-патриотической позиции; — развитию социальной компетенции.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить психолого-педагогические характеристики «трудных» подростков, выявить психологические причины отклонения в поведении «трудных» подростков, которые заключаются в благополучии семьи, в социальной обстановке, в его индивидуальных особенностях сделать вывод о том, что возрастные особенности трудных подростков, противоречивость и неадекватность их действий и поступков, желаний и возможностей, при отсутствии теплых, доверительных отношений со значимыми взрослыми и коллективом сверстников могут спровоцировать трудности поведения и общения, сложности в школе и дома.
Социально — педагогическая деятельность выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. Социально — педагогическая деятельность направлена на изменение обстоятельств в жизни подростка, негативно влияющих на него. Социально — педагогическая деятельность способствует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, обеспечению охраны жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Учреждение дополнительного образования объективно более приспособлено для реализации задач социально — педагогической деятельности, чем школа. Это связано с психолого — педагогическими особенностями взаимодействия подростка и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическому коллективу учреждения и педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития обучающихся. По нашему мнению, приоритетными направлениями социально-педагогической деятельности в рамках системы дополнительного образования во время работы с трудными подростками должны быть:
— работа по развитию уверенности в себе подростков;
— гражданско-патриотическое воспитание подростков; — развитие социальной компетентности подростков.
С целью определения направленности и содержания социальнопедагогической деятельности с трудными подростками в рамках системы дополнительного образования было проведено диагностическое исследование особенностей социализации трудных подростков. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа. В исследовании приняли участие 45 человек.
В результате проведенного исследования было установлено, что в группе подростков определились проблемы успешной социализации подростков, что явилось подтверждением значимости социальнопедагогического сопровождения для данных подростков посредством комплекса социально — педагогических мероприятий в учреждении дополнительного образования. Выявленные результаты исследования определили направленность социально-педагогического сопровождения и содержания комплекса мероприятий социально — педагогической деятельности. Основными направлениями социально — педагогической деятельности должны стать:
— развитие социальной компетенции подростков;
— повышение уверенности в себе;
— формирование интереса у подростков к социальной жизни.
Для решения поставленных задач нами был разработан комплекс мероприятий.
Цель комплекса мероприятий: организация социально — педагогической деятельности с трудными подростками в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи комплекса мероприятий:
— развитие социальной компетенции подростков;
— повышение уверенности в себе;
— формирование интереса у подростков к социальной жизни через становление гражданско — патриотического сознания.
Для решения поставленных задач нами был разработан комплекс мероприятий, включающий:
— информационное просвещение;
— программу гражданско — патриотического воспитания;
— программу развития уверенности в себе и формирования ценностных ориентаций подростков;
— программу повышения социальной компетенции подростков.

 

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология ней детей и подростков. СПб.: Питер, 2018.
2. Алан Д., Зеленской В.В. Ландшафт детской души.
3. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. СПб.: Питер, 2017. 256 с.
4. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. М.: Издательский центр «Сова», 2016. 211 с.
5. Белечева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М.: Смысл, 2014. 236 с.
6. Беляев В.И. История социальной педагогики (становление и развитие социальной педагогики). М.: Издательство: Гардарики, 2015. 295 с.
7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: «Академия», 2014. 160 с.
8. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка. М.: Речь, 1984. 210 с.
9. Галагузов А.Н.. Социально — педагогические задачи. М.: «Академия», 2015. 240 с.
10. Галагузов М.А. Социальная педагогика. М.: Смысл, 2015. 164 с.
11. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2013. 408 с.
12. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебновоспитательном процессе. М., 2013. 64 с.
13. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 2017. 277 с.
14. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. М.: «Академия», 2014. 200 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: «Академия», 2016. 452 с.
16. Капская А.И. Социальная педагогика. М.: Центр учебной литературы, 2013. 256 с
17. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 380 с.
18. Коваль Л.Г., Зверева И.Д. Социальная педагогика. М.: АСТ, 2014. 399 с.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика. М.: Омега -Л, 2014. 336 с.
20. Либерман А. Создание развивающего пространства для подростка // Воспитательная работа в школе. 2015. № 4. С. 75-77.
21. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник / Ф.А. Мустаева. Екатеринбург: Деловая книга, 2013. 528 с.
22. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: Учебное пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2013. 188 с.
23. Поддубная Т.Н. К проблеме формирования социальной компетентности подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. №2. С. 70-76.
24. Сластенина В.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. ВУЗов. М.: Академия, 2016. 208 с.
25. Тагирова Г.С. Психолого — педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2003. 344 с.
26. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2015. 368 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф