Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Муниципальная служба и должностные лица местного самоуправления»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1 Теоретические и правовые основы муниципальной службы и должностных лиц местного самоуправления
1.1 Сущность, место в системе публичного управления органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1.2 Понятие и правовое регулирование муниципальной службы
1.3 Правовой статус муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления
Глава 2 Муниципальная служба и должностные лица местного самоуправления в г. ском округе «Г. Калининград»
2.1 Общая характеристика системы местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград»
2.2 Должностные лица местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград»
2.3 Особенности муниципальной службы в г. ском округе «Г. Калининград»
Заключение
Библиографический список
Приложения

Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что в современных условиях местное самоуправление в РФ, гарантируемое Конституцией РФ и нормами федерального законодательства, должно развиваться, совершенствоваться, повышать свою эффективность. Во многом этому помогает качество кадров местного самоуправления, а к таким кадрам относятся и должностные лица самоуправления (прежде всего, выборные – главы муниципальных образований, депутаты местного самоуправления), и муниципальные служащие (граждане, работающие на основе контракта на муниципальное образование как нанимателя). Именно поэтому совершенствование правового регулирования и практики организации муниципальной службы стало одним из наиболее важных вопросов на сегодняшнем этапе. В частности, эффективный конкурсный отбор на муниципальную службу, формирование кадрового резерва, аттестация – всё это может существенно улучшить кадровый потенциал муниципальной службы, способствовать тем самым улучшению результатов деятельности органов местного самоуправления в России. Очевидно, что совершенствование механизмов выбора депутатов местного самоуправления и глав муниципальных образований также будет способствовать совершенствованию местного самоуправления в стране.
Цель исследования – охарактеризовать правовой статус муниципальной службы и должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании Г. ской округ «Г. Калининград».
Задачи исследования, которые решаются для достижения поставленной цели:
 охарактеризовать сущность, место в системе публичного управления органов местного самоуправления;
 рассмотреть понятие и правовое регулирование муниципальной службы;
 представить особенности правового статуса муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления;
 привести общую характеристику системы местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград»;
 охарактеризовать особенности деятельности должностных лиц местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград»;
 охарактеризовать особенности муниципальной службы в г. ском округе «Г. Калининград»;
 на основе выявленных недостатков представить собственные предложения, направленные на совершенствование прохождения муниципальной службы и должностных лиц местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград».
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе прохождения гражданами муниципальной службы или деятельности в качестве должностных лиц местного самоуправления в г. ском округе «Г. Калининград».
Предмет исследования – нормативно-правовые акты и закономерности, связанные с процессом прохождения гражданами муниципальной службы или работы в качестве должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании Г. ской округ «Г. Калининград».
Методы исследования: правой и теоретический анализ, анализ структуры управления, синтез, сравнение, моделирование, метод индукции и дедукции. Также в работе использовался сравнительно-правовой, юридический и логический методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации данных, концепций, связанных с прохождением гражданами муниципальной службы или работы в качестве должностных лиц местного самоуправления в РФ. Практическая значимость исследования состоит в выработке рекомендаций, направленных на совершенствование прохождения муниципальной службы и деятельности должностных лиц местного самоуправления г. а Калининграда.
В работе использовано законодательство РФ: а именно, Конституция РФ, законодательство о местном самоуправлении, муниципальной и государственной службе, законодательством о местном самоуправлении, муниципальной службе в Калининградской области, устав и иные нормативные акты г. а Калининград. В качестве теоретической основе послужили работы отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, монографии, публикации в научных журналах, материалы конференций и семинаров, диссертационные исследования, а также источники сети Интернет.
Теоретическими источниками, которые были использованы для написания работы, стали статьи, монографии, иные труды таких авторов как: Ю.В. Благов, С.В. Гунич, Е.Е. Делих, И.В. Елисеева, Т.Э. Каллагов, Д.А. Карев, Н.В. Малявкина, Т.П. Реброва, С.Ю. Фабричный, В.И. Фадеев, Ю.В. Фененко и других.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы муниципальной службы и деятельности должностных лиц местного самоуправления в РФ. Во второй главе рассмотрены конкретно особенности прохождения муниципальной службы и деятельности должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании – Г. ском округе «Г. Калининград».

Глава 1 Теоретические и правовые основы муниципальной службы и должностных лиц местного самоуправления

1.1 Сущность, место в системе публичного управления органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Муниципальная служба – это работа в государственных органах, осуществляющих действие на муниципальном уровне. Местное самоуправление реализуется в форме муниципального управления, если конституцией и законодательством государства гарантируется право граждан на его осуществление. Под муниципальным управлением понимается административная и экономическая деятельность местных органов власти, связанная с поддержанием и развитием социальной и промышленной инфраструктуры поселений (г. ов, сёл), районов. Сюда же относится и управление системой муниципальных учреждений. Как отмечает Ю.В. Фененко, зарубежный «муниципализм» (система муниципального управления) имеет большое число разных по организации моделей и типов. Построение системы местного самоуправления зависит от политических режимов в стране, от организации власти и управления на местах, территориального устройства, национальных традиций и других факторов .
Так, во многих зарубежных странах, преимущественно с унитарным государственным устройством, характерна значительная роль в системе местного управления назначаемых «сверху» представителей государственной власти, то есть, «прямого государственного управления на местах» или «местного государственного управления». Следует отметить, что в бывших республиках СССР такая модель применяется также . В РФ современная модель местного самоуправления гарантируется нормами Конституции РФ (ст.130: местное самоуправление в России позволяет обеспечить решение социально-политических вопросов путем инициативы граждан. Местное самоуправление осуществляется путем проведения референдумов, а также через выборные органы местного самоуправления» .
В РФ был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ) для целей разграничения власти, полномочий и вопросов разного значения не только между федеральным центром и субъектами РФ, а также и между муниципалитетами – муниципальными образованиями (МО). В соответствии с №131-ФЗ муниципальные образования в России должны быть сформированы как г. ские округа, муниципальные районы, г. ские и сельские поселения. Как Конституция РФ, так и закон 131-ФЗ устанавливают положение, согласно которого органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эти органы являются формально независимыми от государства, хотя, применяются механизмы, ставящие их в определенную зависимость. Примером может быть выборы глав муниципальных образований или назначения по конкурсу глав администраций при согласовании с органами государственной власти субъекта РФ .
Основная деятельность органов местного самоуправления связана с решением вопросов местного значения. Глава 3 закона 131-ФЗ относит к ним те, которые указаны для г. ского и сельского поселения (ст.14), для муниципального района (ст.15), г. ского округа (ст.16), внутриг. ского района (ст.16.2). Прежде всего, это вопросы, связанные с местными финансами, инфраструктурой, ЖКХ, транспортом, культурой, дошкольным и отчасти общим средним образованием и т.п. Законом установлены и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Также установлено, что при передаче на уровень местного самоуправления отдельных государственных функций (например, ЗАГС), необходимо обеспечивать финансирование выполнения данных функций. Расходы муниципальных образований, связанные с решением вопросов местного значения и закреплённых отдельных государственных функций, осуществляются за счет доходов муниципальных образований, которые закреплены за муниципальными образованиями, а также выделяются из бюджета вышестоящего уровня в форме дотаций, субвенций, субсидий. Финансовая основа местного самоуправления заложена в Бюджетом кодексе РФ .
Местное самоуправление – важный механизм обеспечения единства страны, поэтому развитый институт местного самоуправления является одной из наиболее надежных гарантий обеспечения эффективности системы власти (публичного управления) в стране, что отмечается Т.Э.Каллаговым . Даже несмотря на то, что местное самоуправление не является государственным в соответствие с конституцией и законодательством. Именно для реализации функций местного самоуправления в рамках муниципальных образований формируются органы:
 исполнительные (администрация, возглавляемая главой муниципального образования или главой администрации, который назначается на основе контракта);
 представительные (состоящие из депутатов местного самоуправления).
При этом, служба в данных органах, не на выборных должностях, является муниципальной службой (см. Приложение 1). Муниципальная служба, при этом, – значительный по объему правовой институт. В науке конституционного права муниципальная служба рассматривается, прежде всего, как одна из форм осуществления публичной власти.
При этом, С.Ю. Фабричный, рассматривая проблемы, связанные с теорией и практикой муниципальной службы, предлагает определять муниципальную службу в качестве одного из институтов публичной власти. То есть, муниципальная служба – особый вид публичной служебной деятельности, она осуществляется гражданами РФ в органах местного самоуправления. За нее предполагается оплата из средств местного бюджета. А сама данная деятельность осуществляется на профессиональной основе (не на выборной). При этом, муниципальных служащих нанимают муниципальные образования. Муниципальные служащие должны обеспечивать решение вопросов, имеющих местное значение. Действуют муниципальные служащие в интересах муниципальных образований, с учетом общегосударственных интересов и задач, которые также должны реализоваться на местном уровне . Муниципальное право регулирует реализацию полномочий органов публичной власти, с ее помощью выполняются задачи и функции, которые возлагаются на органы местного самоуправления» . И.И. Овчинниковым муниципальная служба определяется как особый вид публичной профессиональной служебной деятельности.
Таким образом, муниципальная служба и деятельность должностных лиц местного самоуправления – необходимое условие функционирования органов местного самоуправления, т.е. органов, которые решают вопросы местного значения, управляют муниципальным имуществом. Поскольку местное самоуправления в РФ гарантируются нормами Конституции РФ и законодательством (закон №131-ФЗ), но не включено в систему государственной власти, то местное самоуправление можно отнести к сфере публичного управления, определить одной из частей этой сферы, тесно связанной с другими (в России – с органами власти субъектов РФ и федеральными органами власти РФ). Исходя из этого, должностные лица местного самоуправления и муниципальные служащие должны иметь статус, который сходен со статусом государственных должностных лиц и государственных гражданских служащих.

1.2 Понятие и правовое регулирование муниципальной службы

Основными законами, регулирующими порядок осуществления муниципальной службы является ФЗ №131-ФЗ и ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее – закон №25-ФЗ).
В ст.42 закона №131-ФЗ определен порядок правового регулирования муниципальной службы, статус муниципального служащего, а также порядок прохождения муниципальной службы.
Регулирование муниципальной службы осуществляется на трех уровнях:
 закон №131-ФЗ, который устанавливает ее необходимость при осуществлении местного самоуправления;
 закон №25-ФЗ, который подробно раскрывает правовой статус и особенности муниципальной службы;
 законы субъектов РФ, составленные в соответствие с законом №25-ФЗ, регулирующие муниципальную службу в субъектах РФ;
 уставы и иные муниципальные правовые акты, связанные с правовым регулированием муниципальной службы в конкретных муниципальных образованиях (не должные противоречить соответствующему региональному законодательству и закону №25-ФЗ).
В указанном ранее законе №25-ФЗ дано следующее определение – муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, осуществляемая в органах муниципального управления.
Муниципальная служба осуществляется на основании трудового договора, в котором в качестве нанимателя выступает муниципальное образование (ст. 2 закона №25-ФЗ). Важно отметить, что помимо норм закона №25-ФЗ на федеральном уровне муниципальная служба также регулируется Трудовым кодексом РФ . В ст. 11 ТК РФ описывается, что на муниципальных служащих (как и на государственных тоже) распространяется действие трудового законодательства (как и на государственных гражданских служащих), но с теми особенностями, которые предусмотрены законодательством о муниципальной службе РФ.
В ст.5 закона №25-ФЗ подчеркивается взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы (регулируемой нормами закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ – далее закон №79-ФЗ), которая проявляется в следующем:
 единство основных требований для поступления на муниципальную службу;
 единство требований к подготовке кадров для осуществления государственной (муниципальной) службы;
 учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы (как и наоборот);
 соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих;
 соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения служащих и членов их семей в случае потери кормильца.
В целом, это обосновано и научно, поскольку, по словам Е.Е. Делиха, оба этих деятельности являются публичными, обеспечивают властные полномочия, управленческие функции, а также осуществляются на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих (к которому, в целом, законодательством установлены единые требования) . То есть, осуществляется определенная преемственность, есть определенное сходство этих двух видов службы, в том числе, и для обеспечения кадрового потенциала муниципальной службы. В.И. Фадеев выделил определенные специфические черты, присущие муниципальной службе, делающее ее сходной с государственной службой, но выделил также и различия:
 муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти;
 муниципальная служба призвана решать определенные задачи, имеющие значение на местном уровне;
 у муниципальной службы имеется преемственность с государственной службой (и прежде всего, с государственной гражданской службой) .
Законом №25-ФЗ (ст. 5) дублируются положения, которые установлены ст. 7 закона о гражданской службе №79-ФЗ. Эти положения и могут быть названы принципами взаимосвязи муниципальной и государственной гражданских служб, из которых и вытекают сходные черты двух видов служб. Надо отметить, что на государственной гражданской службе, аналогично, как и муниципальной службе, имеются одинаковые надбавки за стаж, имеется и возможность сохранения льгот по стажу, переходя на службу из одной структуры в другую (в том числе, из государственной гражданской в муниципальную или наоборот). У чинов гражданских служащих (включая муниципальных) имеется соответствующий эквивалент в любых других гражданских, военных и специальных государственных службах.
Отдельно от муниципальной службы следует рассматривать деятельность должностных лиц местного самоуправления, что следует из норм закона №131-ФЗ. В целом же, должностное лицо местного самоуправление – это либо выборное, либо работающее по контракту, выполняющее профессиональную деятельность в органах местного самоуправления, но при этом не относится к категории муниципальных служащих (на него не распространяется действие закона №25-ФЗ и иных актов, которые регулируют в муниципальном образовании муниципальную службу). К категории выборных лиц местного самоуправления относятся избираемый (прямо или косвенно) глава муниципального образования, депутаты местного самоуправления муниципального образования. К невыборным может относиться глава администрации муниципального образования, если он назначается по контракту, в соответствие с одной из моделей муниципального управления, установленной п.2 ст.37 закона №131-ФЗ. Деятельность тех и иных должностных лиц уже не регулирует закон №25-ФЗ, их деятельность регулируется в соответствие с нормами, установленными законом №131-ФЗ, законами субъектов РФ о местном самоуправлении в субъектах РФ, а также уставы и иные правовые акты о местном самоуправлении муниципальных образований.
Таким образом, следует различать муниципальную службу и деятельность должностных лиц местного самоуправления. Муниципальная служба – работа по контракту граждан, где нанимателем является муниципальное образование, она регулируется законом №25-ФЗ, а также региональным законодательством о муниципальной службе, местными правовыми актами, регулирующими данные вопросы, она близка с государственной гражданской службой, имеет единые с нею принципы, преемственность, несмотря на особенности. Должностные лица местного самоуправления – либо избираемые должностные лица (депутаты местного самоуправления, глава муниципального образования), либо работающие по контракту, но не имеющие статуса муниципального служащего (например, глава администрации, назначаемый по контракту), и их деятельность регулируется законом №131-ФЗ, а также соответствующим региональным законодательством и местными правовыми актами.

1.3 Правовой статус муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления

Как уже было указано в предыдущем параграфе, муниципальные служащие и должностные лица местного самоуправления имеют разный правовой статус, а их деятельность регулируется разными видами законодательства.
Статус муниципального служащего определен законом №25-ФЗ и региональными законами, которые ему не противоречат. Во многом статус муниципального служащего определяется теми требованиями, которые сформулированы для возможности поступления на муниципальную службу:
 достижение 18 лет (возраста совершеннолетия) и недостижение предельного возраста в 65 лет;
 российское гражданство;
 владение государственным языком (русский язык в соответствие со ст.68 Конституции РФ с законодательством о государственном языке , критерия владения государственным языком или языком с официальным статусом субъекта РФ в законе нет);
 соответствие квалификационным требованиям, установленным в соответствие с законом №25-ФЗ;
 отсутствие обстоятельств, которые установлены как ограничения в соответствие со ст.13 закона №25-ФЗ.
Квалификационные требования для лиц, которые поступают на муниципальную службу – достаточно важный вопрос. При этом, ст.9 закона №25-ФЗ устанавливает квалификационные требования, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами (зависят от конкретной должности), и критерии определяются по образованию, направлению подготовки, опыту работы (по данному направлению, как правило), знаниям и умениям, полученным в результате практической деятельности. Имеются методические рекомендации Минтруда РФ – квалификационные требования к муниципальным служащим , которые могут использоваться для формирования местных правовых актов, должностных инструкций для каждого вида должности муниципальной службы.
Минтруд предлагает установление двух видов требований: базовых и квалификационных. Основные базовые требования:
 образование (вид образования по уровням, установленным законодательством об образовании : среднее профессиональное, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации);
 стаж работы, притом что необходимо учитывать требования к стажу гражданской службы, стажу работы по специальности или направлению подготовки, которые установленные на федеральном уровне и законами субъектов РФ по государственной гражданской службе в субъектах РФ.
При этом, устанавливая базовые требования, как правило рекомендуется для высших должностей муниципальной службы устанавливать необходимый уровень образования как высший (специалитет и магистратура), для ведущих – хотя бы бакалавриат, а для старших и младших должностей достаточно будет и среднего специального. Аналогично по стажу – для более высокой должности предполагается более длительный стаж работы. Базовые квалификационные требования предполагается формировать дифференцировано, применительно к разным замещаемым должностям. Функциональные квалификационные требования предполагаются для разных областей и видов деятельности, в зависимости от того, для замещения какой должности привлекается кандидат. К ним методические рекомендации относят общие в конкретной области деятельности и дополнительные.
Конкурс на замещение должности муниципальной службы – еще один важный аспект, связанный с приемом на муниципальную службу. Основные требования, связанные с конкурсной основой приема муниципальных служащих, установлены в ст.17 закона №25-ФЗ, где указано, что замещение должности муниципальной службы может предусматривать и то, что заключению трудового договора предшествует конкурс. В процессе конкурса оценивается профессиональный уровень претендентов на замещение должности, соответствие претендентов установленным квалификационным требованиям к должности. При этом, в п.2 ст.17 закона №25-ФЗ указано, что сам порядок проведения конкурса устанавливается местным правовым актам, но даны обязательные требования к этому порядку:
 необходимо опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса;
 публиковать следует и проект трудового договора одновременно с информацией о проведении конкурса;
 число членов конкурсной комиссии, порядок ее формирования должны быть установлены представительным органом муниципального образования;
 при проведении конкурса на замещение должности руководителя территориального органа местной администрации, в случае возложении части полномочий администрации в сельских и г. ских поселениях, г. ских округах и т.п., необходимо включить также в конкурсную комиссию членов, которые выдвинутых сходом граждан сельских населенных пунктов.
По результатам проведения конкурса заключается договор с одним из кандидатов (участников конкурса), который становится муниципальным служащим.
Вопросам увольнения с муниципальной службы посвящена ст.19 закона №25-ФЗ «Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим». В данной статье представлены следующие основания:
 достижение предельного возраста, который установлен для замещения должности муниципальной службы (65 лет, но возможно однократное продолжение не более чем на год, что должно быть определено местными правовыми актами);
 прекращение гражданства РФ, либо приобретение иностранного гражданства (исключением является гражданство государства, с которым у РФ имеется соответствующий договор);
 несоблюдение ограничений и запретов для государственного служащего, установленных ст.ст.13-15 закона № 25-ФЗ;
 применение административного наказания в виде дисквалификации.
Иные основания прекращения договора (по инициативе работника и инициативе работодателя) предусмотрены действующим трудовым законодательством, а именно гл.13 ТК РФ. Важным вопросом является расторжение трудового договора с муниципальным служащим при применении наказания в виде дисквалификации (ст.3.11 КоАП РФ ) – это запрет для физического лица занимать в течение определенного срока должности, в том числе, должности муниципальной службы. Дисквалификация назначается только судом на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Муниципальный служащий, согласно ст.10 закона, является гражданином, исполняющим в порядке, который определен муниципальными правовыми актами, а также в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ, должностные обязанности муниципальной службы, получая за это денежное содержание за счет средств местного бюджета.
При этом, в п.2 ст.10 закона №25-ФЗ указано, что не являются муниципальными служащими те лица, которыми исполняются обязанности, связанные с техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления, а также избирательных комиссий муниципальных образований. К таким лицам можно отнести, например, специалистов и рабочих, обслуживающих органы местного самоуправления (работающих в них по трудовому договору, но не имеющие статуса муниципальных служащих и всех требованиях к муниципальным служащим, которые установлены законом №25-ФЗ и соответствующими региональными и местными нормативными актами).
Не имеют статуса муниципального служащего должностные лица местного самоуправления – т.е. выборные и невыборные, не имеющие согласно нормативным актам статуса муниципального служащего.
Классификация должностей муниципальной службы проводится согласно ст.8 классифицируются следующим образом: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Соответственно к каждой группе должностей предъявляются разные квалификационные требования при их замещении, при нахождении на этой должности.
Помимо должностей ст.9.1 закона №25-ФЗ предусматривает классные чины, которые могут устанавливаться законом субъекта РФ и отражать соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для должностей муниципальной службы. Обычно повышение класса (а также присвоение чина) возможно по результатам квалификационного экзамена (что должно также регулироваться муниципальным правовым актом).
Механизм аттестации муниципальных служащих используется не только для получения соответствующих классных чинов, но и для определения соответствия муниципального служащего замещаемой им должности муниципальной службы (ст.18 закона №25-ФЗ), при том что такая аттестация проводится в обязательном порядке и не реже, чем раз в три года.
Обязанности муниципального служащего установлены в ст.12 закона №25-ФЗ, и значительная часть из них имеет формальный характер, по существу ничего не внося в правовой статус муниципального служащего, поскольку в условиях работы по трудовому договору работник, в соответствие со ст.21 ТК РФ должен «… добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором…», а также «… соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и законы федеральные, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и прочие муниципальные акты, обеспечивая их исполнение…».
Но к правовому статусу муниципального служащего можно отнести такие, которые отражают его особенности:
 предоставление сведений о себе, членах своей семьи, полученных им доходах и принадлежащем имуществе, являющимся объектом налогообложения, об обязательствах имущественного характера в том порядке, который установлен законом;
 сообщение работодателю о личной заинтересованности для исключения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей;
 сообщение работодателю о выходе из гражданства РФ или о приобретении иностранного гражданства в день данного события;
 соблюдение ограничений, выполнение обязанностей, ненарушение запретов, установленных законодательством о муниципальной службе .
Можно сказать, что такие обязанности и отражают статусный и публичный характер муниципальной службы.
Неотъемлемым элементом правового статуса муниципальной службы являются также ограничения и запреты, которые касаются деятельности муниципальных служащих. Это ограничения, связанные с поступлением на муниципальную службу, что было рассмотрено ранее и ограничения, связанные с принятием на муниципальную службу, нахождением на муниципальной службе, что указывается в ст. 13 закона №25-ФЗ. Запреты в муниципальной службе –категорическое требование не совершать каких-либо действий, не вести определенную деятельность.
Запреты установлены ст.14 закона №25-ФЗ. К ним относятся запрет на совмещения должности на государственной и муниципальной службе, либо как выборного должностного лица местного самоуправления и муниципального служащего, занятие предпринимательской деятельностью, получение доходов от иных источников, в т.ч. иностранных и т.п.
Существующие ограничения и запреты, которые связаны с муниципальной службой, можно назвать оправданными. Они необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина, для обеспечения равного доступа граждан муниципальной службе .
Для выборных лиц местного самоуправления правовой статус определяется законом №131-ФЗ, региональным законодательством о местном самоуправлении, а также муниципальными правовыми актами (прежде всего, уставами муниципальных образований). Как правило, здесь имеются достаточно существенные отличия от правового статуса муниципального служащего:
1) прием определяется не конкурсом на замещение, а выборами (прямыми, когда выборы производятся прямым голосованием избирателей, либо косвенными, когда, например, глава муниципального образования избирается представительным органом);
2) есть определённые ограничения на участие в выборах (возраст, гражданство, место жительства и т.п.), которые устанавливаются правовым актом, но они существенно отличаются от тех, которые есть у муниципальных служащих;
3) есть определенные запреты, связанные с деятельностью уже вступивших в должность лиц (притом, они зависят от должности: например, их меньше у депутатов местного самоуправления, больше – у председателя представительного органа, который имеет распорядительные функции);
4) имеется определенный порядок увольнения, который основан либо также на выборах (когда выбирается новое должностное лицо – ранее работавшее должно в соответствующие сроки сложить свои полномочия), либо досрочное сложение полномочий (в т.ч. лишение статуса депутата и т.п.) .
В отличие от муниципального служащего здесь невозможны аттестации, не применяется классных чинов, должность замещается только на основе выборов (для невыборных – иного вида назначения, например, заключения контракта с главой администрации), и такое лицо не подлежит увольнению по тем же основаниям и на основе тех же процедур, как муниципальный служащий, как и переводу на другую работу.
Таким образом, муниципальный служащий имеет статус, установленный нормами закона №25-ФЗ, а также региональным законодательством и местными правовыми актами. Законодательно определяются требования для поступления служащего на службу (возраст, владение языком, квалификационные требования, наличие ограничений и т.п.), ограничения и запреты (в т.ч. на определенные виды деятельности, доходов в процессе прохождения службы), права и обязанности служащего. Кроме того, законом устанавливаются и основания увольнения (возраст, дисквалификация, несоблюдение ограничений и т.п.). Помимо этого, важными вопросами являются сами процедуры замещения должностей местного самоуправления (проведение конкурса) и периодическая аттестация, должности, чины и классы (от которых зависит, в т.ч. место работы, занимаемое положение, доход служащего). Совсем иной правовой статус у выборных лиц местного самоуправления, определяемый законом №131-ФЗ, а также соответствующими региональными законами и местными правовыми актами. В целом, он близок к законодательству о муниципальной службе, но существенно отличается порядок приема и увольнения – а именно выборы, имеются иные ограничения по возрасту, иные ограничения и запреты по занятию таких должностей (хотя и близкие по своей сути).

 

Глава 2 Муниципальная служба и должностные лица местного самоуправления в г. ском округе «Г. Калининград»

2.1 Общая характеристика системы местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград»

Г. ской округ «Г. Калининград» – это муниципальное образование в Калининградской области, существующее и управляемое в соответствие с законом Калининградской области от 7 марта 2006 г. № 730 «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» , законом Калининградской области от 15 мая 2004 года №397 «О наделении муниципального образования «Г. Калининград» статусом г. ского округа» , законом Калининградской области от 10 июня 2010 года № 463 «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» , уставом . В соответствие с этим Калининград является органом областного значения, г. ским округом (названия «Г. ской округ «Г. Калининград» и «Г. Калининград» в уставе имеют одно значение), включающим в себя собственно г. Калининград в его границах как населённый пункт в утвержденных в 1998 году границах . При этом, согласно уставу, г. разделен на административные районы (не являющиеся муниципальными образованиями).
Органы местного самоуправления в г. ском округе «Г. Калининград»: глава муниципального образования, подчиненный ему исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – Администрация г. ского округа «Г. Калининград», а также представительный орган – Г. ской Совет депутатов, формируемый из 28 депутатов, избираемых по смешанной системе распределения мандатов сроком на 5 лет (его возглавляет глава г. ского округа, в его состав входят постоянные комиссии, формируются временные комиссии и рабочие группы), контрольно-счетный орган муниципального образования – контрольно-счетная палата г. ского округа «Г. Калининград».
На рисунке 1 представлена структура местного самоуправления г. ским округом:

Рис.1. Структура органов местного самоуправления Г. ского округа «Г. Калининград»

Таким образом, в г. ском округе реализована модель с «сильным» советом депутатов, когда глава г. а избирается не на всеобщих выборах, а депутатами местного самоуправления, возглавляя при этом исполнительный орган, но не влияя на работу представительного органа. Фактически административно-распорядительные полномочия после выборов именно у главы г. ского округа. При этом, выборы главы г. ского округа производятся из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (ст. 27 п.2 Устава г. ского округа «Г. Калининград»). При этом, согласно п.4 ст.27 Устава г. ского округа «Г. Калининград» и первый заместитель, и заместители главы администрации назначаются главой муниципального образования, но должны быть утверждены Г. ским Советом депутатов.
В состав администрации г. ского округа как административно-распорядительного органа включаются функциональные и территориальные подразделения, которые осуществляют полномочия в соответствие с утвержденным регламентом . Структура администрации представлена в Приложении 2. При этом, в подчинении главы г. ского округа (он же – глава администрации) работает 6 заместителей, включая первого заместителя, руководитель аппарата-управляющий делами. Главе также подчинены комитет территориального развития и строительства, комитет дорожно-транспортной инфраструктуры, юридический комитет, главный архитектор, контрольно-ревизионное управление, управление по связям с общественностью и СМИ, отдел оперативного обеспечения, отдел мобилизационной подготовки и спецчасть. Работники администрации являются муниципальными служащими, кроме обслуживающего персонала и самого главы администрации.
Таким образом, муниципальное образование «Г. ской округ «Г. Калининград» – муниципальное образование, сформированное на территории г. а Калининград в границах 1998 года, имеющее свой устав, управляемое на его основе, а также на основе федерального законодательства, законодательства о местном самоуправлении Калининградской области. Органы местного самоуправления Калининграда: глава г. ского округа (избираемый представительным органом из числа кандидатов, отобранных по результатам конкурса), Г. ской Совет депутатов (из 28 депутатов, избираемых на 5 лет смешанной), администрация г. ского округа (подчинена и формируется главой г. ского округа), контрольно-счетная палата г. ского округа.

 

2.2 Должностные лица местного самоуправления г. ского округа «г. Калининград»

Должностными лицами местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград», которые не имеют статус муниципальных служащих, являются:
1) выборные должностные лица – глава г. ского округа (избирается Г. ским Советом депутатов) и депутаты местного самоуправления;
2) председатель Г. ского Совета депутатов г. ского округа «Г. Калининград» (избирается из числа депутатов местного самоуправления, потому относится к выборным должностям);
3) первый заместитель главы администрации и заместители главы администрации (назначаются главой г. ского округа с последующим утверждением Г. ским Советом депутатов) – невыборные должности.
При этом, выборы депутатов Г. ского Совета осуществляются на основе норм федерального законодательства. Назначение выборов осуществляется Окружным Советом депутатов г. Калининграда. Сроки выборов определяются в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» . Муниципальные выборы в некоторых случаях могут осуществляться избирательной комиссией г. ского округа «Г. Калининград» или судом. В ст.17 Устава г. ского округа указывается, что голосование может производиться по отзыву главы г. ского округа или муниципального депутата. Для этого должны иметься следующие основания: «совершение депутатом окружного Совета депутатов г. а Калининграда, главой г. ского округа «Г. Калининград» противоправного действия (бездействия)», «принятие главой г. ского округа «Г. Калининград» противоправного решения». Так или иначе, проведение выборов предполагает получение определенного результата, после чего, в соответствующие сроки, депутат или глава г. ского округа должны вступить в должность, а лица, которые ранее занимали эти должности – сложить свои полномочия.
Проведение конкурса на назначение главы г. ского округа регулирует Решение Г. ского Совета депутатов г. ского округа «Г. Калининград» «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы г. ского округа «Г. Калининград» от 11 октября 2017 года № 237 . Схема представлена на рис.2:

Рис.2. Схема проведения конкурса на замещение должности главы Г. ского округа «Г. Калининград»
То есть, сам процесс утверждения достаточно сложен: комиссия состоит не только из представителей местного самоуправления, но и из представителей субъекта РФ, двухэтапный конкурс (анализ документов и потом собеседование) и по результатам из отобранных кандидатов (не менее 2) должен быть выбран и утвержден Окружным Советом только один (притом, устав предполагает голосование за кандидата не менее 2/3 голосов, что достаточно сложно). Несомненно, такая схема ставит орган местного самоуправления в значительную зависимость от органа власти субъекта РФ (половина голосов комиссии от него). Процедуры же самого отбора и собеседования прописаны в документе достаточно обще, что может привести к неправильному выбору кандидата.
В целом, в рамках сравнительной таблицы 1 можно представить отличия правового статуса должностных лиц местного самоуправления в г. Калининград в соответствие с действующим уставом:
Таблица 1
Должностные лица местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград»

Параметры / лицо Глава г. ского округа Председатель Г. ского Совета депутатов Депутат Окружного Совета депутатов Первый заместитель и заместители главы администрации
Назначение на должность Выбор Г. ским Советом из кандидатов, отобранного по итогам конкурса Выбирается из числа депутатов Г. ского Совета Муниципальные выборы (прямые, по одномандатным округам) Назначается главой г. ского округа, утверждается Г. ским Советом депутатов
Срок полномочий Период полномочий Г. ского Совета (до 5 лет, но не менее 2 лет) Период полномочий Г. ского Совета (до 5 лет) 5 лет На срок полномочий главы г. ского округа
Деятельность На постоянной основе, оплачиваемая На постоянной основе, оплачиваемая Только 10% депутатов могут работать на постоянной основе (3), остальные – на непостоянной и без оплаты На постоянной основе, оплачиваемая

Продолжение таблицы 1

Параметры / лицо Глава г. ского округа Председатель Г. ского Совета депутатов Депутат Окружного Совета депутатов Первый заместитель и заместители главы администрации
Ограничения по возрасту, гражданству и т.п. По возрасту не указаны в уставе и других НПА, гражданин РФ, отсутствие ограничения пассивного избирательного права Достижение 21 года, гражданин РФ, отсутствие ограничения пассивного избирательного права Достижение 21 года, гражданин РФ, отсутствие ограничения пассивного избирательного права По возрасту не указаны в уставе и других НПА, гражданин РФ, отсутствие ограничения пассивного избирательного права
Профессиональные компетенции Высшее образование, стаж работы на государственных должностях РФ, субъекта РФ и (или) выборных муниципальных должностях не менее 3 лет, либо стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 5 лет, либо руководителем предприятия или учреждения с численностью свыше 150 человек – не менее 5 лет. Не указаны в уставе и иных НПА Не указаны в уставе и иных НПА Не указаны в уставе и иных НПА
Запреты Аналогичные как при прохождении муниципальной службы Аналогичные как при прохождении муниципальной службы Не указаны в уставе и иных НПА Аналогичные как при прохождении муниципальной службы

Продолжение таблицы 1

Параметры / лицо Глава г. ского округа Председатель Г. ского Совета депутатов Депутат Окружного Совета депутатов Первый заместитель и заместители главы администрации
Права В соответствие с ФЗ №131-ФЗ, уставом, получение оплаты за работу, стаж как при прохождении муниципальной службы В соответствие с ФЗ №131-ФЗ, уставом, получение оплаты за работу, стаж как при прохождении муниципальной службы, права аналогичные правам депутатов местного самоуправление, председатель-ствование в представитель-ном органе В соответствие с ФЗ №131-ФЗ, уставом: голосование по вопросам местного самоуправления, внеочередной прием должностными лицами, депутатские запросы, оплата деятельности (если ведется на постоянной основе) или почасовая оплата (если не имеет иных доходов) В соответствие с ФЗ №131-ФЗ, уставом, включая связанные с организационно-распорядительной деятельностью, получение оплаты за работу, стаж как при муниципальной службе

 

Таким образом, правовой статус у должностных лиц местного самоуправления – главы г. ского округа, депутатов и председателя Г. ского Совета депутатов, первого заместителя и заместителей главы администрации г. ского округа – разные. Так, глава г. ского округа избирается Г. ским Советом депутатов из числа кандидатов по результатам конкурса, который проводится совместно представителями как местного самоуправления, так и органов власти субъекта федерации, имеет значительные ограничения по возрасту, компетенциям, учитываемые в конкурсном отборе. Депутат также имеет минимум ограничений при избрании, и после избрания, в отличие от главы г. ского округа, работает только на непостоянной основе без оплаты (кроме 3 депутатов). Для депутатов нет работы на постоянной основе, поскольку только 10% работает на постоянной основе, применение же запретов в данном случае смысла не имеет, в отличие от должностных лиц, которые на постоянной основе работают. Соответственно, председатель Г. ского Совета депутатов избирается из числа депутатов, председательствует в представительном органе, работая на постоянной основе. А первый заместитель и заместители главы администрации работают по контракту, назначаются главой г. ского округа, но утверждаются Г. ским Советом депутатов, и их статус аналогичен статусу муниципальных служащих, хотя таковыми они не являются в соответствие с уставом г. ского округа.

 

2.3 Особенности муниципальной службы в г. ском округе «Г. Калининград»

Муниципальная служба в г. ском округе «Г. Калининград» проходится на основе упомянутого ранее закона №25-ФЗ, а также на основе Закона Калининградской области от 17 июня 2016 г. № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области» и Устава г. а Калининград (ст.30).
Порядок осуществления муниципальной службы и вступления на муниципальные должности определяется федеральными законами, а также нормативно-правовыми актами Калининградской области и Уставом г. а. Муниципальные должности определяются в соответствии с Реестром выборных муниципальных должностей .
Муниципальные служащие работают в Администрации г. ского округа (все, кроме обслуживающего персонала и непосредственно главы администрации – должностного лица местного самоуправления), а также в аппарате Окружного Совета депутатов.
В целом, требования к муниципальным служащим в регионе и в г. ском округе не имеют каких-либо значительных отличий от тех, которые установлены федеральным законодательством, как и права и обязанности муниципальных служащих, а также запреты в их деятельности. Необходимо остановиться на вопросах замещения вакантных должностей, аттестации и формирования кадрового резерва, что очень важно для формирования кадрового потенциала местного самоуправления. Всеми этими вопросами занимается отдел муниципальной службы, работающий в составе администрации г. ского округа.
Вопрос замещения вакантной должности муниципальной службы регулирует Решение Окружного Совета депутатов г. а Калининград от 13 июля 2012 года № 234 «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград» . Схема проведения конкурса и замещения должности муниципальной службы представлена в Приложении 3. Как видно из схемы, сам конкурс проводится в три этапа, и учитываются только документы и типовые классификационные требования, которым должен соответствовать кандидат ля занятия той или иной должности муниципальной службы. При этом, не проводится этап собеседования, тестирования или иного личного отбора, что можно назвать недостатком системы отбора, поскольку критерием оценки кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы является именно «оценка профессионального уровня кандидатов на основании представленных документов об образовании, о прохождении муниципальной или государственной службы, другой трудовой деятельности», а не результаты иных, более глубоких, процедур отбора.
Система кадрового резерва муниципальной службы в г. е Калининград регулируется Постановлением Администрации Г. ского округа «Г. Калининград» «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы и порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы администрации г. ского округа «Г. Калининград» от 14 июня 2011 г. №981 . Согласно данному документу кадровый резерв создается для привлечения профессиональных кадров для замещения вакантных должностей муниципальной службы, притом, не только за счет работающих муниципальных служащих г. а Калининград, но и среди студентов вузов, работников иных организаций, государственных и муниципальных служащих, не работающих в органах местного самоуправления Калининграда. Формирование резерва также производится в три этапа (Приложение 4), и в резерв включаются на резервные должности победившие по конкурсу лица по решению комиссии. Основным критерием включения в резерв является «соответствие биографических и других объективных данных, общеобразовательного уровня, квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы». Сам резерв разделен на 1-й и 2-й уровни, а исключение из него производится при поступлении на муниципальную службу на соответствующую должность, при повторном отказе от замещения этой должности, либо по собственной инициативе. Как и в случае с конкурсом на замещение должности, здесь не предусмотрено устного собеседования или иной формы контроля (только анализ документов), а наличие в резерве хоть и учитывается при последующем участии в конкурсе на замещение, но в регламенте этого не описано.
По результатам за 2019 год на должности муниципальной службы в г. е Калининграде принято было 17 человек, в том числе:

Рис.3. Структура принятых на должности муниципальной службы Г. ского округа «Г. Калининград» в 2019 г.
Из диаграммы видно, что кадровый резерв используется недостаточно часто. Больше принимается по конкурсу либо со стороны, либо в процессе перевода с другой должности на вышестоящую. Сам же состав кадрового резерва показан на рисунке 4:

Рис.4. Структура кадрового резерва муниципальной службы Г. ского округа «Г. Калининград» на конец 2019 г.
Таким образом. Более 71% включенных в резерв – служащие органов местного самоуправления г. Калининград, и еще достаточно большая доля у работников бюджетных и коммерческих организаций. Очень низкие доли у иных категорий, включенных в резерв.
Аттестация муниципальных служащих в г. е Калининград производится на основе законодательства о муниципальной службе РФ и Калининградской области, а также положения, закрепленного в уставе г. а, а также на основе конкретного нормативного акта местного самоуправления – Распоряжение Администрации Г. ского округа «Г. Калининград» «Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих администрации г. ского округа «Г. Калининград» от 09 ноября 2016 г. №663-р . Аттестация проводится для всех служащих, кроме работающих менее 1 года, достигших возраста 60 лет, беременных женщин и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также лиц, замещающих должность на основании срочного трудового договора. Аттестация проводится 1 раз в 3 года в соответствие с графиком. Аттестация проводится комиссией, составленной в соответствие с данным распоряжением, в устной форме, в т.ч. на основе доклада непосредственного руководителя, личного собеседования с аттестуемым лицом на предмет знания особенностей работы, законодательства, а также для начальников подразделений – на предмет организаторских способностей. Решение комиссии может быть о том, соответствует, либо не соответствует служащий должности, с соответствующими предложениями (поощрение, направление на повышение квалификации, понижение – см. Приложение 5). Решение комиссии возможно обжаловать в судебном порядке.
В результате за 2019 год аттестация была пройдена 29 муниципальными служащими г. а Калининград, а распределение решений комиссии имело следующий вид (рис.5):

Рис.5. Итоги аттестации муниципальных служащих Г. ского округа «Г. Калининград» за 2019 г.
В результате, большая часть (в совокупности более 77%) соответствовала по итогам аттестации занимаемой должности, и 2 человека даже получили поощрение. Из несоответствующих 5 было направлено на повышение квалификации и только 1 понижен в должности (второй не прошедший аттестацию претендент на понижение обжаловал решение). Учитывая всё это, приходится усомниться в полной объективности проведения такой аттестации.
Общий недостаток всех этих процедур, которыми формируется отбор муниципальных служащих – отсутствие взаимной связи. Более эффективными был бы объединение их в единую систему отбора кадров, как это показано на рисунке в Приложении 6. То есть, по итогам конкурса на замещение должности можно с согласия участника включать его в кадровый резерв, если его показатели дают представление о высокой квалификации, резерв также предлагается формировать на основе аттестации. При этом сам конкурс на замещение, конкурс для включения в резерв и аттестацию следует более четко регламентировать, введя этап тестирования и решения кейсов для проверки способностей претендентов (исключить только анализ документов). Это позволит формировать кадровый потенциал муниципальной службы г. ского округа более качественно.

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов в соответствие с поставленными в работе задачами.
Муниципальная служба и деятельность должностных лиц местного самоуправления – необходимое условие функционирования органов местного самоуправления, т.е. органов, которые решают вопросы местного значения, управляют муниципальным имуществом. Поскольку местное самоуправления в РФ гарантируются нормами Конституции РФ и законодательством (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ №131-ФЗ), но не включено в систему государственной власти, то его можно отнести к сфере публичного управления, определить одной из частей этой сферы, тесно связанной с другими. Поэтому должностные лица местного самоуправления и муниципальные служащие должны иметь статус, который сходен со статусом государственных должностных лиц и государственных гражданских служащих.
Необходимо различать муниципальную службу и деятельность должностных лиц местного самоуправления. Муниципальная служба – работа по контракту граждан, где нанимателем является муниципальное образование, она регулируется законом №25-ФЗ, а также региональным законодательством о муниципальной службе, местными правовыми актами, регулирующими данные вопросы, она близка с государственной гражданской службой, имеет единые с нею принципы, преемственность, несмотря на особенности. Должностные лица местного самоуправления – либо избираемые должностные лица (депутаты местного самоуправления, глава муниципального образования), либо работающие по контракту, но не имеющие статуса муниципального служащего (например, глава администрации, назначаемый по контракту), и их деятельность регулируется законом №131-ФЗ, а также соответствующим региональным законодательством и местными правовыми актами.
Было отмечено, что муниципальный служащий имеет статус, установленный нормами закона №25-ФЗ, а также региональным законодательством и местными правовыми актами. Законодательно определяются требования для поступления служащего на службу (возраст, владение языком, квалификационные требования, наличие ограничений и т.п.), ограничения и запреты (в т.ч. на определенные виды деятельности, доходов в процессе прохождения службы), права и обязанности служащего. Кроме того, законом устанавливаются и основания увольнения (возраст, дисквалификация, несоблюдение ограничений и т.п.). Помимо этого, важными вопросами являются сами процедуры замещения должностей местного самоуправления (проведение конкурса) и периодическая аттестация, должности, чины и классы (от которых зависит, в т.ч. место работы, занимаемое положение, доход служащего). Совсем иной правовой статус у выборных лиц местного самоуправления, определяемый законом №131-ФЗ, а также соответствующими региональными законами и местными правовыми актами. В целом, он близок к законодательству о муниципальной службе, но существенно отличается порядок приема и увольнения – а именно выборы, имеются иные ограничения по возрасту, иные ограничения и запреты по занятию таких должностей (хотя и близкие по своей сути).
Исследуемое в практической части работы муниципальное образование «Г. ской округ «Г. Калининград» – муниципальное образование, сформированное на территории г. а Калининград в границах 1998 года, имеющее свой устав, управляемое на его основе, а также на основе федерального законодательства, законодательства о местном самоуправлении Калининградской области. Органы местного самоуправления Калининграда: глава г. ского округа (избираемый представительным органом из числа кандидатов, отобранных по результатам конкурса), Г. ской Совет депутатов (из 28 депутатов, избираемых на 5 лет смешанной), администрация г. ского округа (подчинена и формируется главой г. ского округа), контрольно-счетная палата г. ского округа.
Правовой статус у должностных лиц местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград» – главы г. ского округа, депутатов и председателя Г. ского Совета депутатов, первого заместителя и заместителей главы администрации г. ского округа – разные. Так, глава г. ского округа избирается Г. ским Советом депутатов из числа кандидатов по результатам конкурса, который проводится совместно представителями как местного самоуправления, так и органов власти субъекта федерации, имеет значительные ограничения по возрасту, компетенциям, учитываемые в конкурсном отборе. Депутат также имеет минимум ограничений при избрании, и после избрания, в отличие от главы г. ского округа, работает только на непостоянной основе без оплаты (кроме 3 депутатов). Для депутатов нет работы на постоянной основе, поскольку только 10% работает на постоянной основе, применение же запретов в данном случае смысла не имеет, в отличие от должностных лиц, которые на постоянной основе работают. Соответственно, председатель Г. ского Совета депутатов избирается из числа депутатов, председательствует в представительном органе, работая на постоянной основе. А первый заместитель и заместители главы администрации работают по контракту, назначаются главой г. ского округа, но утверждаются Г. ским Советом депутатов, и их статус аналогичен статусу муниципальных служащих, хотя таковыми они не являются в соответствие с уставом г. ского округа.
Анализ системы муниципальной службы в г. Калининград показал, что здесь существенных особенностей в приеме, прохождении на службу, чинах и должностях нет. Но имеются свои особенности, связанные с проведением конкурсов при приеме, включении в кадровый резерв, аттестации. Эти процессы не предполагают (кроме аттестации) объективной оценки знаний и навыков на основе кейсов, тестов и т.п., не связаны между собою. Изучив статистику можно усомниться и в эффективности формирования и использования кадрового резерва, и в эффективности аттестации. Предложено объединение этих процессов в единую систему отбора кадров, более четкая регламентация, ввод этапа тестирования и решения кейсов для проверки способностей претендентов (исключить только анализ документов). Это позволит формировать кадровый потенциал муниципальной службы г. ского округа более качественно.

Библиографический список

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 31.08.2020)
2 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 3.
4 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.
5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ (в ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 40.– Ст. 3822.
7 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
8 ФЗ «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – №23. – Ст. 2199.
9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
10 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (часть I). – Ст. 7598.
11 Указ Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 г. № 1131 // Гарант. – URL: www.garant.ru (дата обращения 30.11.2020)
12 Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям (Версия 2.0): утв. Минтрудом России 10 июля 2018 г. // Законы, кодексы, НПА РФ. – URL: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-ustanovleniiu-detalizirovannykh-kvalifikatsionnykh-trebovanii/ (дата обращения 30.11.2020)
13 Закон Калининградской области «О наделении муниципального образования «Г. Калининград» статусом г. ского округа» от 15 мая 2004 года №397 (в ред. от 04.12.2018) // Архив документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/802011272 (дата обращения 30.11.2020)
14 Закон Калининградской области «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» от 7 марта 2006 г. № 730 (в ред. от 27.04.2020) // Комсомольская правда в Калининграде. 2006. №37 (специальное приложение «Официальный вестник» №4).
15 Закон Калининградской области «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» от 10 июня 2010 года № 463 (в ред. от 27.12.2019) // Архив документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/895262189 (дата обращения 30.11.2020)
16 Закон Калининградской области «О муниципальной службе в Калининградской области» от 17 июня 2016 г. № 536 (в ред. от 10.04.2020) // Калининградская правда. – 2016. – №110.
17 Постановление Калининградской областной Думы «Об утверждении границы административно-территориального и муниципального образования «г. Калининград» от 25 июня 1998 года №44 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/9745326/ (дата обращения 30.11.2020)
18 Устав г. ского округа «Г. Калининград»: Утвержден решением г. ского Совета депутатов Калининграда № 257 от 12 июля 2007 г. (с изм. и доп.) // Калининград. URL: https://www.klgd.ru/docs/norms/ustav.php (дата обращения 30.11.2020)
19 Решение Г. ского Совета депутатов г. Калининграда «Об утверждении реестра выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в г. е Калининграде» от 30 апреля 2003 г. № 185 // Архив документов. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1017357 (дата обращения 30.11.2020)
20 Решение Окружного Совета депутатов г. а Калининград «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. ского округа «Г. Калининград» от 13 июля 2012 года № 234 (в ред. от 26.12.2016) // Архив документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/438856406 (дата обращения 30.11.2020)
21 Решение Г. ского Совета депутатов г. ского округа «Г. Калининград» «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы г. ского округа «Г. Калининград» от 11 октября 2017 года № 237 // Архив документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/446571485 (дата обращения 30.11.2020)
22 Постановление Администрации Г. ского округа «Г. Калининград» «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы и порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы администрации г. ского округа «Г. Калининград» от 14 июня 2011 г. №981 // Калининград. URL: https://www.klgd.ru/docs/norms/texts/p981_11.php (дата обращения 30.11.2020)
23 Постановление администрации г. ского округа «Г. Калининград» от 28 декабря 2018 г. № 1260 «О Регламенте администрации г. ского округа «Г. Калининград» (в ред. от 26.06.2019) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/44432314/#block_31 (дата обращения 30.11.2020)
24 Распоряжение Администрации Г. ского округа «Г. Калининград» «Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих администрации г. ского округа «Г. Калининград» от 09 ноября 2016 г. №663-р (в ред. от 26.03.2019) // Архив документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/444754505 (дата обращения 30.11.2020)
25 Благов, Ю.В. Компетенция органов местного самоуправления: дискуссионные вопросы / Ю.В. Благов // Правоприменение. – 2017. – №4. – С.117-129.
26 Гунич, С.В. К вопросу о понимании системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере конституционно-правового регулирования / С.В. Гунич // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – №1(74). – С.65.
27 Делих, Е.Е. Государственная гражданска и муниципальная служба в РФ: общее и уникальное / Е.Е. Делих // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2015. – №3(15). – С.65-71.
28 Елисеева, И.В. Понятие «муниципальная служба»: терминологический аспект / И.В. Елисеева // Концепт. – 2019. – №5. – С.5-13.
29 Каллагов, Т.Э. Правовое регулирование муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в РФ: монография / Т.Э. Кагалов. – М. : РУСАЙНС, 2015. – С.8.
30 Карев, Д.А. Принципы муниципальной службы: подходы к классификации / Д.А. Карев // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – №5 (102). – С.51-60.
31 Малявкина, Н.В. Правовое регулирование ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением / Н.В. Малявкина // Вестник ПАГС. – 2018. – №2. – С.57-65.
32 Реброва, Т.П. К вопросу о понятии местного самоуправления в науке и законодательстве / Т.П. Реброва, С.Н. Алямкин // Мир науки и образования. – 2016. – №1 (5). – С.7-14.
33 Фабричный, С.Ю. Муниципальная служба в РФ: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … д.ю.н. / С.Ю. Фабричный. – М., 2005. – 35 с.
34 Фадеев, В.И. Муниципальная служба в РФ // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие /– М., 1998. 312 с.
35 Фененко, Ю.В. Муниципальные системы зарубежных стран: правовые вопросы социальной безопасности– М.: МГИМО-Университет, 2004. – 212 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф