Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Муниципальные выборы»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения муниципальных выборов в Российской Федерации
1.1 Понятие, и виды муниципальных выборов в РФ
1.2 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов в РФ 9
1.3 Правовое регулирование муниципальных выборов в РФ
Глава 2. Оценка организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа
2.1 Специфика проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления Можайского городского округа
2.2 Анализ организации выборов в Совет Депутатов Можайского городского округа с 2008 по 2018 гг.
Глава 3. Проблемы и пути решения организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО
3.1 Проблемы организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО
Заключение
Список литературы

Введение

 

Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний момент Российская Федерация является довольно молодым государством с еще недостаточно урегулированной системой государственного и муниципального управления. Современный этап развития нашего общества, как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет человека, его прав и свободы, и международного права, характеризуется огромными преобразованиями в законодательной базе.
Провозглашение России демократическим государством предусматривает участие народа в управлении этим государством двумя путями:
– непосредственно – через референдумы и свободные выборы;
– через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
От того, как функционирует и будет действовать избирательный механизм, зависит реализация народом своего суверенитета, прав населения на государственное управление и местное самоуправление, избирать и быть избранным в органы государственной и муниципальной власти.
Предметом данной курсовой работы является организация выборов в органы местного самоуправления.
Объектом – организация муниципальных выборов в Можайском городском округе.
Целью данной курсовой работы является анализ организации муниципальных выборов на примере Можайского городского округа.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить яд задач:
– раскрыть понятие и виды муниципальных выборов в РФ;
– определить основные принципы организации и проведения муниципальных выборов в РФ;
– рассмотреть правовое регулирование муниципальных выборов в РФ;
– раскрыть специфику проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления Можайского городского округа;
– проанализировать организацию выборов в Совет Депутатов Можайского городского округа с 2008 по 2018 гг.;
– выявить проблемы организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО;
– разработать мероприятия по совершенствованию организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные идеи развития избирательного процесса в России. В качестве методов исследования были использованы:
– общенаучные методы (сравнительный и логический методы, анализ, синтез и т.д.);
– сложность и многоплановость объекта исследования позволили обратиться к частнонаучным и специальным методам: социологическому, структурно-функциональному, анализу понятийного аппарата и другим.

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения муниципальных выборов в Российской Федерации

1.1 Понятие, и виды муниципальных выборов в РФ

Существует множество определений муниципальных выборов, так, Фадеев В. И., Рауткина Н. И., Миронов Н. М. определяют местные выборы как «общемуниципальное мероприятие, в ходе которого жители конкретных муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно избирать представительные органы местного самоуправления, непосредственно и самостоятельно или через депутатов избирать глав муниципальных образований, иных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставами собственных муниципальных образований, осуществляют иные свои права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей»[24].
В современной науке чаще всего под муниципальными выборами понимают избрание населением органов и должностных лиц местного самоуправления либо волеизъявление населения муниципального образования по определённому вопросу. Однако среди теоретиков права существуют и другие подходы к трактовке понятия «муниципальные выборы», уточняющие их сущность и особенности.
Веденеев Ю. А., Миронов Н. М. акцентируют внимание на форме непосредственного (прямого) волеизъявления граждан, ставя под сомнение возможность представительной демократии и иных способов формирования органов власти[19].
Батычко В.Т. указываtт, что муниципальные выборы представляют собой «движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии», и обращают внимание на нетождественность понятий «выборы» и «избрание» в отношении кампаний местного уровня[17].
В данном разрезе справедливым является положение, сформулированное Любаревым А.Е., о многообразии форм избрания на местных выборах, в том числе охватывающих не только электоральные процедуры [23].
На местном уровне формирование органов публичной власти и замещение должностей может происходить несколькими способами. В обобщённом виде процедуры, применяемые на местном уровне, и их соотнесение с представлениями электората о демократии выглядят следующим образом. К наименее демократичным процедурам население относит[19]:
– назначение (юридическое оформление должностного статуса лица, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа);
– кооптацию (введение в состав коллегиального органа власти нового его члена собственным решением данного органа без проведения выборов).
Процедуры, в большей степени позволяющие реализовать принципы демократии при формировании органов местного самоуправления:
– отбор (специализированная процедура изучения и оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешного выполнения должностных обязанностей в публичной непрофессиональной деятельности);
– избрание жребием (совокупность правовых норм, регулирующих принятие определенных публично-властных решений посредством случайного выбора условного знака) [19].
Однако, по мнению Кичик, К. В., единственной процедурой, которая «не ведёт к разложению демократического правопорядка» и «к вытеснению граждан и их территориальных, политических и иных объединений на периферию политической системы» всё-таки остаются выборы. Институт выборов имеет ряд преимуществ перед институтами отбора и избрания жребием, так как в той или иной мере отражает сложившуюся на момент их проведения расстановку сил[20].
Указанные институты иногда могут сочетаться друг с другом: при замещении должностей жребий может применяться в отношении лиц, предварительно избранных на выборах путем голосования; жребий может выполнять вспомогательную функцию в случае равенства голосов, поданных за кандидатов на выборах и т.п.
Существуют следующие виды муниципальных выборов: очередные, дополнительные, досрочные, повторные.
Очередные выборы проводят тогда, когда истекают установленные законом сроки полномочий представительного органа (ПО) местного самоуправления, или главы муниципального образования. Сроки проведения таких выборов назначаются с учетом того, чтобы вновь выбранные органы местного самоуправления смогли бы приступать к исполнению полномочий сразу после окончания срока полномочий ранее избранных органов. Целью ОВ является обеспечение преемственности муниципальной власти.
Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Данная вакансия обычно образуется после отзыва депутата, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, который был избран по многомандатному округу, их назначают, если в округе замещены только 2/3 мандатов. Цель — обеспечить максимальный уровень представительности муниципальной власти[24].
Досрочные выборы проводят тогда, когда полномочия ПО местного самоуправления, или главы муниципального образования прекращены досрочно. Причем данная процедура это не заполнение отдельных депутатских вакансий, а полноценные новые общие выборы. От очередных выборов досрочные выборы отличаются необходимостью оперативно восстановить представительную муниципальную власть.
Повторные выборы назначают, когда:
– итоги выборов признают несостоявшимися или недействительными;
–кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица;
– если ПО местного самоуправления оказался в неправомочном составе.
Такие выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В других случаях повторные выборы проводят не позднее чем через год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными[23].
Муниципальное образование – это установленная в соответствии с законодательством населенная территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление. В субъектах РФ формируются такие виды муниципальных образований, как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления (см. рис. 1.1) муниципального образования обязательного входит[3]:


Рисунок 1.1 Схема системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании

1. Представительный орган местного самоуправления, который представляет интересы населения и принимает решения от его имени;
2. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо, которое избирается либо представительным органом из числа депутатов, либо непосредственно населением;
3. Местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, во главе которого находится глава муниципального образования или лицо, назначенное представительным органом по контракту;
4. Контрольно-счетный орган, для осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Хоть избирательная комиссия и является муниципальным органом, однако, она не входит в общую структуру органов местного самоуправления, так как не обладает полномочиями решать вопросы местного значения. Она организует и проводит государственные и муниципальные выборы, голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, и местные референдумы.

1.2 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов в РФ

С целью выделения специфических признаков муниципальных выборов, определяющих их положение в системе публичной власти, необходимо рассмотреть принципы, на которых основываются муниципальные выборы.
Во-первых, обязательность проведения муниципальных выборов. Обязательность проведения муниципальных выборов, как и выборов вообще, закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая гласит, что выборы являются обязательными и периодическими[2].
Обязательность проведения выборов вытекает также и из ст. 10, где говорится, что выборы назначаются уполномоченным органом или должностным лицом, в случае с муниципальными выборами это представительный орган. Положения ст. 10 ФЗ дают понять, что обязательность назначения и проведения муниципальных выборов является обязанностью представительного органа местного самоуправления.
Исключительно выборы являются единственным легитимным способом наделения властными полномочиями представителей местного сообщества. Иные завладения властными полномочиями противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.
Во-вторых, принцип периодичности муниципальных выборов. Принцип периодичности муниципальных выборов вытекает также из ст. 9 ФЗ. Периодичность муниципальных выборов объясняется ограниченностью сроков властных полномочий выборных институтов местного самоуправления, окончание которых предполагает назначение новых выборов с целью определения состава таких выборных институтов. Срок полномочий выборных институтов определяется в соответствии с законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Сама демократичность муниципальных выборов вытекает из их периодичности, то есть сменяемости состава выборных институтов[2].
Также принцип периодичности свидетельствует об основополагающем характере муниципальных выборов, так как иные формы непосредственной демократии имеют факультативный характер и могут не проводиться вовсе, если на то нет необходимости.
В-третьих, принцип альтернативности муниципальных выборов. При проведении муниципальных выборов предусматривается альтернативность выбора избирателями с целью наделения властными полномочиями наиболее компетентного и достойного кандидата или списка кандидатов. Сама сущность выборов предполагает возможность выбора из нескольких вариантов.
Однако данный принцип может и не применяться, о чем говорится в п. 35 ст. 38 ФЗ. Нормы данного пункта гласят, что возможно проведение безальтернативных выборов, если в одномандатном или едином избирательном округе зарегистрирован один кандидат, но только в случае повторного голосования. Также, если это предусмотрено в законе субъекта РФ, такая безальтернативность возможна при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования[2].
В-четвертых, принцип добровольности участия в муниципальных выборах. В данном случае принцип добровольности рассматривается как непосредственное право избирателя самостоятельно и под свою ответственность решать вопрос о необходимости и целесообразности участия в выборах. Данный принцип нашел также отражение и в ФЗ (п. 3 ст. 3)[2].
Принцип добровольности вызывает неоднозначное отношение со стороны ученых-юристов. Батычко В.Т. отмечал, что провозглашение принципа добровольности в Российском государстве приводит к негативным последствиям, как то сомнительность легитимности многих выборных органов, которые избраны меньшим количеством избирателей. Так, Батычко В.Т. отмечает, что итог добровольности участия в выборах можно спроецировать на добровольность уплаты налогов или введение добровольности при призыве в Вооруженные Силы РФ.
Помимо вышеперечисленных принципов, также к принципам муниципальных выборов относятся следующие общие принципы выборов непосредственно: всеобщность, равность, принцип прямых выборов, тайность голосования, свобода выбора при голосовании, а также независимость органов, уполномоченных организовывать и проводить выборы.
Проведенный выше анализ принципов, относящихся к муниципальным выборам, позволяет вывести специфические признаки муниципальных выборов, отличающие данный институт непосредственной демократии от институтов выборов иных уровней власти, а также характеризующие данную форму осуществления местного самоуправления как основную.
К таким признакам относятся[23]:
1. Максимальная приближенность института муниципальных выборов к источнику публичной власти в государстве. Ввиду небольшой территории организации и проведения выборов в большинстве случаев избирательные округа на муниципальных выборах немногочисленны. В такой ситуации не играют большой роли приверженность кандидата какой-либо из политических партий, его политические взгляды, а важно личное знакомство с избирателями. Зачастую личность кандидата уже известна населению.
Таким образом, представляется верным замечание, что политическая активность избирателей в сельской местности намного выше, чем в городской среде, что объясняется непосредственно мотивационными составляющими избирателей, а также приближенностью кандидатов к самим избирателям, возможностью наделения полномочиями наиболее компетентного кандидата.
2. Особый субъект избирателей. Местное самоуправление представляет собой особый уровень публичной власти, не входящий в систему государственных органов. Местное самоуправление — это решение вопросов местного значения населением самостоятельно и под свою ответственность. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и на определенной территории, что характеризует состав избирателей территориальной общностью.
Таким образом, особый субъект избирателей при проведении муниципальных выборов определяется как местное сообщество.
3. Форма самоуправления населения. В соответствии с тем, что местное самоуправление не входит в систему государственных органов, оно направлено на решение вопросов местного значения с целью решения хозяйственных вопросов определенной территории, одной из форм которого выступают и муниципальные выборы; данный вывод подтверждается положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[17].
4. Политическая школа населения. Как уже отмечалось выше, местное самоуправление — наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, а муниципальные выборы можно представить в виде начальной школы политической активности населения. В ходе предвыборной кампании местное сообщество имеет реальную возможность в непосредственном общении с кандидатами, представителями политических партий высказать свои предложения и замечания по поводу выдвинутых избирательных программ, а также, что имеет наибольшую ценность, обратить внимание этих кандидатов и представителей политических партий на существующие в муниципальном образовании проблемы с целью их решения.
Также это способ активного включения в политическую жизнь не только местного сообщества, но и в целом государства. Местному сообществу не может сопутствовать успех, если его граждане пребывают в состоянии апатии, дезорганизации и не располагают в нем сетью общественных структур, способной мобилизовать и четко выразить волю большинства, превратив ее в эффективный инструмент местного самоуправления <8>.
5. Хозяйственная направленность выборов. В отличие от выборов на иных уровнях публичной власти, которые имеют политическую окраску, выборы на муниципальном уровне направлены на решение хозяйственных вопросов на определенной территории, на защиту социальных интересов, то есть интересов, которые выражаются в понятии «комфорт проживания».
Данная точка зрения поддерживается и иными учеными-юристами. Так, Авакьян С. А. говорит о необходимости отказа в определении субъектов муниципального избирательного процесса исключительно по политическому признаку. Ввиду того что местное самоуправление направлено на решение вопросов местного значения (хозяйственных вопросов), публичная власть на местном уровне носит исключительно социальный характер[16].
Возможность участия в избирательном процессе на муниципальном уровне различного рода общественных объединений и общественных движений, по мнению автора, свидетельствует о значимости муниципальных выборов не только для местного населения, но и самого государства. Активное участие общественных движений и объединений позволит увидеть в составе выборного органа местного самоуправления представителей разного рода социальных групп, а значит, возможность реального учета мнения населения в решении вопросов местного значения, повышении уровня качества решения хозяйственных дел и успешного социально-экономического развития муниципального образования.
6. Историческая и региональная специфика муниципальных выборов. Так, в соответствии с нормами законов субъектов РФ в области организации и проведения выборов на муниципальном уровне могут устанавливаться возрастные ограничения пассивного избирательного права. Предусматривается особый порядок избрания руководителей казачьего самоуправления, таким руководителем может стать человек, достигший 40 лет, пользующийся доверием казаков, обладающий высокой нравственностью и качествами руководителя.

1.3 Правовое регулирование муниципальных выборов в РФ

Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов[3]:
– избрание депутата;
– выбор органа местного самоуправления;
– избрание должностных лиц в местное самоуправление.
Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.
Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:
– гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
– результаты проведения голосования;
– порядок назначения кандидатов;
– проведение голосования;
– виды избирательных систем;
– определение необходимой избирательной системы;
– порядок распределения мандатов для депутатов;
–условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.
Итоги проведения голосования должны быть публично озвучены и опубликованы.
При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст. 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст. 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.
На современном этапе правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на трёх уровнях публичной власти – федеральном, региональном, муниципальном.
Федеральный уровень правового регулирования муниципальных выборов представлен следующими нормативными правовыми актами:
1. Конституция РФ, которая гарантирует право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в референдуме [1];
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, который закрепляет право[2]:
-на назначение муниципальных выборов;
-формирование списков избирателей избирательных округов, участков, избирательных комиссий;
-выдвижение и регистрацию кандидатов;
-финансовое и информационное сопровождение выборов;
-организацию, осуществление голосования, подсчёт голосов, установление результатов выборов и обжалование их результатов;
-регулирует ситуации недостаточности законодательной базы субъекта РФ по организации и проведению муниципальных выборов.
Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.
Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:
– обладающие гражданством другого государства;
– были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
– обладают непогашенной судимостью;
– совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.
Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам госвласти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.
3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ, который регламентирует порядок реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в нестандартных ситуациях при недостаточности законодательной основы местного самоуправления, таких как[4]:
-когда муниципальные образования преобразованы в противоречащем закону порядке;
-когда полномочия органов местного самоуправления осуществляются назначенными органами государственной власти должностными лицами;
-истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и т.д.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, который конкретизирует вопросы местного значения, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, порядка назначения выборов представительным органом муниципального образования, процедуры выборов во вновь образованных муниципальных образованиях и т.д.[3] 5. Федеральные законы, регулирующие иной тип общественных отношений, но содержащие нормы избирательного права и касающиеся организации и проведения муниципальных выборов:
-Федеральный закон «О Государственной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. №20-ФЗ[5];
-Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями)[6];
-Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-1[7];
-Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ[8];
-Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ[9];
-Федеральный закон «Об электронной подписи», от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ[10];
-«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[16];
-«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ[16];
-«Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и др[16].
6. Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии:
-Постановление ЦИК РФ «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» от 26 сентября 2012 г. № 142/1076-6)[12];
-Постановление ЦИК РФ «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» от 20 мая 2015 г. №283/1668-6 и др[13].
7. Судебная практика Конституционного и Верховного судов Российской Федерации:
-Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Правовое регулирование муниципальных выборов на федеральном уровне характеризует детальной проработанностью и значительным объёмом. Однако процесс детализации федерального законодательства вызвал общественную дискуссию по вопросу о «навязывании субъектам Российской Федерации правовых норм, не столько гарантирующих избирательные права граждан, сколько отражающих представление федерального законодательства о должном» [16].
В развитии данного тезиса в теории права сложилось направление, сторонники которого видят перспективу развития избирательного законодательства в придании федеральному регулированию региональных и местных выборов рамочного характера. Не смотря на спорность этого тезиса, приходиться констатировать тот факт, что всё чаще законы субъектов РФ о муниципальных выборах дублируют положения, урегулированные на федеральном уровне.
В структурном плане законодательство субъектов РФ о муниципальных выборах представлено двумя видами региональных нормативных систем:
-к первой относятся регионы с одним законом о муниципальных выборах;
-ко второй – территории с отдельными законами о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, о выборах глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления.

Глава 2. Оценка организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа

2.1 Специфика проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления Можайского городского округа

 

Можайский городской округ граничит с городским округом Шаховская, Рузским городским округом, Волоколамским и Наро-Фоминским районами Московской области, а также с Гагаринским и Тёмкинским районами Смоленской области, Износковским и Медынским районами Калужской области.
Статус муниципального образования установлен Законом Московской области от 27.01.2018г. No1/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Можайского муниципального района» –городской округ[14].
Основным нормативным правовым актом Можайского городского округа, который устанавливает систему местного самоуправления, правовые, экономические, а также финансовые основы местного самоуправления и гарантии его осуществления, является Устав Муниципального образования «Можайского городского округа МО», который был принят решением Можайского городского Совета депутатов МО от 14 марта 2018г[15].
Структуру органов местного самоуправления Можайского городского округа можно увидеть на рисунке 2.1.
Как можно увидеть на рисунке 2.1, в структуру органов местного самоуправления Можайского городского округа:
– представительный орган города — Совет депутатов городского округа (Дума);
– Глава городского округа;
– Администрация городского округа;
– Контрольный орган городского округа.
Они обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и не входят в систему органов государственной власти.

Рисунок 2.1. Структура органов местного самоуправления Можайского городского округа[25]

Главой Можайского городского округа является Абарёнов Дмитрий Александрович.
Избирательная кампания в Можайском городском округе осуществляется избирательной комиссией на основании Решения Можайского городского Совета депутатов от 16 февраля 2018 г.№ 48/9.[25] Избирательная комиссия Можайского городского округа является муниципальным органом, организующим в соответствии с действующим законодательством подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Можайского городского Совета депутатов, Главы города, голосования по вопросам изменения границ и преобразования Муниципального образования «Можайский городской округ МО».
Избирательная комиссия является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления города Можайск. Срок полномочий избирательной комиссии составляет 4 года. Адрес комиссии: 143200, Московская область, Можайский район, г. Можайск, Московская, 15, каб. 112[25] Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением Можайского городского Совета депутатов о местном бюджете на очередной финансовый год.
Избирательная комиссия формируется в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», Уставом Муниципального образования «Можайский городской округ МО», и иными правовыми актами. Избирательная комиссия состоит из 10 членов с правом решающего голоса. В избирательную комиссию могут входить члены с правом совещательного голоса[15].
Избирательная комиссия формируется Можайским городским Советом депутатов на основе:
– предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Московской областной Думе;
– предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Можайском городском Совете депутатов;
– предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии предыдущего состава, Избирательной комиссии Московской области.
Формирование избирательной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты. Можайский городской Совет депутатов обязан назначить половину членов комиссии с правом решающего голоса на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Московской области (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 Члены избирательной комиссии Можайского городского округа МО с правом решающего голоса[25] № ФИО Должность Кем рекомендован в состав комиссии
1 Москаленко И. Н. Председатель Избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава
2 Клецко Т. Д. Зам. председателя Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
3 Мигалина А. А. Секретарь Собрание избирателей по месту жительства
4 Вишняков П. С. Член Избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава
5 Ершова Н. М. Член Собрание избирателей по месту работы
6 Миндияров Р. А. Член Собрание избирателей по месту работы
7 Михайлова Т. В. Член Можайское городское местное отделение Регионального отд. Политической партии «Альянс Зеленых-Народная партия» в МО
8 Трошкина Г. В. Член Собрание избирателей по месту работы
9 Шилов Ю. Е. Член Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в МО
10 Щукин В. В, Член Московское областное отделение Политической партии ЛДПР

Деятельность избирательной комиссии осуществляется коллегиально. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
Избирательная комиссия имеет аппарат, структура и штат которого устанавливаются избирательной комиссией самостоятельно. Избирательная комиссия может привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий избирательной комиссии, по гражданско-правовым договорам.

 

2.2 Анализ организации выборов в Совет Депутатов Можайского городского округа с 2008 по 2018 гг.

В Можайском городском округе МО в практику проведения муниципальных выборов помимо мажоритарной, были введены пропорциональная и смешанная (пропорционально-мажоритарная) избирательные системы. Нормативно-правовые акты допускали применение смешанной и пропорциональной избирательных систем в случае, если это прямо предусматривается правовым (законодательным) актом субъекта РФ.
Однако на сегодняшний день выборы в представительный орган местного самоуправления (с 2015г.) проводятся на основе смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы. До этого выборы проводились на основании мажоритарной системы голосования (см. табл. 2.2)[25]

Таблица 2.2 Муниципальные выборы в Можайском городском округе в период с 2008 по 2018 гг.

7 декабря

2008 г.

Дополнительные выборы депутата городского Совета депутатов второго созыва Мажоритарная Первичные выборы 6805 3523

51,77%

14 марта

2009 г.

Выборы депутатов городского Совета депутатов третьего созыва Мажоритарная Первичные выборы 63275 42603

67,33%

4 сентября

2010 г.

Выборы депутатов городского Совета депутатов третьего созыва Мажоритарная Первичные выборы 158169 30784

19,46%

12 марта

2011 г.

Повторные выборы депутатов городского Совета депутатов третьего созыва Мажоритарная Повторные выборы (первые) 50041 14850

29,68%

11 марта

2012 года

Дополнительные выборы депутатов городского Совета депутатов третьего созыва Мажоритарная Первичные выборы 12270 2846

23,19%

2 марта

2013 г.

Выборы депутатов Совета депутатов муниципального района четвертого созыва Мажоритарная Первичные выборы 141422 47164

33,35%

3 января

2014 г.

Дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального района по избирательному округу №14 Мажоритарная Первичные выборы 1363 643

47,18%

11 октября

2015 г.

Дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального района по избирательному округу №12 Смешанная система Первичные выборы 2227 1298

58,28%

10 октября

2016 г.

Выборы депутатов Совета депутатов муниципального района четвертого созыва Смешанная система Первичные выборы 187523 44012

23,47%

8  сентября

2017 г.

Выборы депутатов Совета депутатов муниципального района пятого созыва Смешанная система Первичные выборы 27273 10211

37,44%

13 сентября

2018г.

Выборы депутатов Совета депутатов Городского округа первого созыва Смешанная система Первичные выборы 260093 60509

23,26%

Устав Муниципального образования «Можайского городского округа МО» (ст. 12 п.3.1) закрепил норму о применении смешанной системы и установил соотношение мажоритарного и пропорционального представительства депутатов в городском Совете. В частности, в документе сказано, что выборы депутатов городского Совета проводятся на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы, при этом 17 депутатов избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а 18 депутатов — на основе пропорциональной системы по единому общегородскому избирательному округу по спискам избирательных объединений.
Распределение голосов избирателей на выборах 13 сентября 2018г. в Можайском городском округе представлено в таблице 2.3.[26]

Таблица 2.3 Распределение голосов избирателей на выборах 13 сентября 2018г. в Можайском городском округе

1 Число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования 260093
2 Число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией 186200
3 Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении избирательной комиссии 1023
4 Число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования 56186
5 Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосов 6994
6 Число погашенных бюллетеней 123019
7 Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования 6730
8 Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования 55634
9 Число недействительных бюллетеней 1855
10 Число действительных бюллетеней 60509
11 Число утраченных бюллетеней 1
12 Число бюллетеней, не учтенных при получении 0

Распределение голосов избирателей, полученных политическими партиями на выборах 13 сентября 2018г. в Можайском городском округе, представлено в таблице 2.4, и на рисунке 2.2.[26]

Таблица 2.4. Распределение голосов избирателей, полученных политическими партиями на выборах 13 сентября 2018г. в Можайском городском округе

1 1.Московское областное региональное отделение Партии «ЯБЛОКО» 1446
2.32%
2 2.ПАРТИЯ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ» 1389
2.23%
3 3.»Региональное отделение ПАРТИИ «РОДИНА» в Московской области» 1307
2.10%
4 4.»Московское областное отделение Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» 3038
4.87%
5 5.Местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 41906
67.20%
6 6.МОО ЛДПР 2322
3.72%
7 7.»Можайское городское отделение КПРФ» 9101
14.59%

Рисунок 2.2 Распределение голосов избирателей, полученных политическими партиями на выборах 13 сентября 2018г. в Можайском городском округе[26]

Можайский городской округ в 2018 г. вошел в новый избирательный цикл при выборе депутатов городского Совета депутатов первого созыва. Выборы проводили 17 окружных избирательных комиссий и 131 избирательный участок. В списке избирателей было около 260 тысяч человек. Было избрано 35 депутатов.
На всей территории Можайского городского округа выборы проводились по смешанной системе. Из 35 депутатов 18 человек были избраны по пропорциональной системе — по партийным спискам, а 17 человек — по одномандатным или мажоритарным избирательным округам. До 2015 г. все выборы проходили по мажоритарной системе, по одномандатным округам. Избиратели голосовали за конкретных кандидатов, а не за списки, предлагаемые допущенными до выборов партиями. Поэтому в Совете депутатов появилась возможность образования фракций.
Стоит отметить и негативный момент в проведении выборов 2018 г. Процент явки избирателей тогда составил всего 23,26% (см. рис. 2.3).[26]

Рисунок 2.3 Процент явки избирателей на выборы в Можайском городском округе в период с 2008 по 2018 гг., %

При голосовании по партийным спискам партии имеют право выдвинуть кандидатов общим списком, в котором должно быть не более 25 человек. Любой избиратель, даже не являющийся членом той или иной партии, имеет право прийти в представительство выбранной партии и написать заявление о своем желании быть включенным в избирательный список.
Партийная конференция или иной уполномоченный орган на своем заседании утверждает итоговый список и назначает уполномоченного представителя. И уже этот представитель передает все необходимые документы в избирательную комиссию. После чего комиссия заверяет эти списки и проверяет данные, представленные кандидатами.
В России есть пять партий, которые получили поддержку избирателей по итогам выборов в российский парламент и освобождены от сбора подписей — это «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко». После создания специального избирательного фонда партия имеет возможность представить документы для окончательной регистрации списка кандидатов. Все остальные партии или избирательные объединения обязаны собрать подписи избирателей в свою поддержку — не менее чем 0,5% от общего количества избирателей городского округа[26].
В мажоритарных округах выдвижение кандидатов идет по другой схеме. Если политическая партия выдвигает только одного кандидата по конкретному одномандатному округу, сам этот кандидат решает вопрос с оформлением документов, представлением их в избирательную комиссию. Если же кандидатов от этой партии больше, чем по одному округу, то тогда вступает в силу процедура выдвижения кандидатов списком. То есть партия своим решением выдвигает кандидатов по всем округам, а полномочный представитель партии представляет список в избирательную комиссию.
Выдвинувшая кандидата партия, которая принадлежит к пяти вышеназванным партиям, также освобождается от сбора подписей. Кандидаты других партий должны собирать подписи избирателей в свою поддержку — не менее чем 0,5% от числа всех избирателей. Комиссия проверяет подписи.
Обязательное условие для регистрации этого кандидата: сначала он создает свой избирательный фонд и оплачивает изготовление подписных листов из него. В противном случае подписи будут признаны недействительными. И также они будут признаны недействительными, если будут забракованы комиссией более чем 10% от собранных кандидатом подписей. Например, собрал кандидат в депутаты 77 подписей при 70 необходимых, восемь признаны недействительными, — получает отказ в регистрации.
По мажоритарным округам предусмотрено и самовыдвижение кандидата. Любой гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, не проживающий постоянно за границей, не находящийся по решению суда в местах лишения свободы и не признанный судом недееспособным, имеет право прийти в избирательную комиссию и уведомить о своем выдвижении, представить заявление с приложением к нему предусмотренных законом документов.
С этого момента он получает решение комиссии об открытии специального избирательного счета. Открывает счет в банке и с него оплачивает изготовление подписных листов. Собирает подписи и приходит в комиссию с уведомлением об открытии счета, первым финансовым отчетом и подписными листами. Сдает документы на регистрацию. У комиссии 10 дней на проверку всех представленных им документов. Если комиссия не выявит нарушения, такой кандидат будет зарегистрирован. О том, что он самовыдвиженец, будет указано в избирательных бюллетенях и на информационных стендах избирательных участков.
Выводы по 2 главе
Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что выборы в Можайском городском округе МО с 2015 г. проходят по смешанной системе, т. к. смешанная система выборов признана в мире самой демократичной, поскольку дает возможность избирателям выразить поддержку как лично кандидату, избираемому в округе, так и списку кандидатов, выдвинутых политическими партиями.
Поэтому в закон Московской области «О выборах» были внесены изменения, которые предусматривали проведение выборов в городских округах по смешанной системе. Сейчас закон дает городским округам право решать, какую систему предпочесть: мажоритарную, пропорциональную или смешанную.

Глава 3. Проблемы и пути решения организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО

3.1 Проблемы организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО

У избирательной системы Можайского городского округа имеются свои проблемы. Прежде всего, недостаточное информирование избирателей. В городе из муниципальных СМИ имеется газета «Можайский вестник» и несколько газет рекламного содержания. Практически отсутствуют информационные сообщения о выборах в самом популярном СМИ среди избирателей – телевидении. Существует местный телеканал, но он не транслируется у всех жителей города. Естественно, это вызывает определенные трудности в информационном обеспечении выборов.
Также существует проблема низкой явки избирателей на избирательные участки. В 2018 г. в Можайском городском округе на выборы явилось всего 23,26% избирателей. В последние годы отмечается стабильное снижение процента голосующих граждан. В их числе: молодежь, а также работающее население средних лет. Молодые люди считают процедуру выборов «скучной». Активно работающее население средних лет, объясняют неучастие в избирательных процедурах нехваткой времени, а также отсутствием доверия выборным процедурам. Более половины граждан не испытывают уверенности в том, что их мнение учитывается и не искажается в процессе подсчета голосов при голосовании[26].
Данный показатель свидетельствует о низком уровне правовой культуры населения, снижении общей гражданской активности, неверии граждан Российской Федерации в способность политики решать собственные проблемы населения. Многие из голосующих не находят подтверждения собственной гражданской позиции в результатах выборов.
В период выборов население Можайского городского округа делится на две большие группы:
1) граждан, не голосующих;
2) граждан, участвующих в выборах.
Это особенно опасно на местном (муниципальном) уровне, ввиду его приближенности к решению «наиболее острых» социальных вопросов на конкретной территории.
Опасность заключается, прежде всего, в отсутствии равновесия между электоральными группами. Первая группа имеет весьма значительный общий признак – политика в числе повседневных интересов граждан, не принимающих участие в выборах, играет несущественную роль. Целостная масса граждан оказывается исключенной из процессов гражданского соучастия в управлении делами государства.
Теперь рассмотрим вторую группу электорально-активных лиц. Очевидно, что интересы граждан, принимающих участие в выборах — строго дифференцированы, относительно отдельных политических идей, партий или лидеров. В данном случае реализация принципа политического и идеологического многообразия подрывает основы общественного согласия по важнейшим социально-политическим вопросам. В этих условиях властные органы формируются посредством волеизъявления незначительной части населения, что противоречит сущности демократического управления.
Как показывает опыт ряда государств, такая электоральная дифференциация способна привести к глубокому социальному кризису и, как следствие — прямому отрицанию власти обществом. При этом, степень отрицания важности выборных процедур может выражаться в массовом невыполнении правовых предписаний властных органов, открытых формах проявления протеста против властных решений государственных органов, требованиях переизбрания конкретных руководителей, в условиях отсутствия выбора и т.д.
Очевидно, что данные действия способны привести к нарушениям в деятельности органов государственной власти, отчуждению общества от власти, снижению эффективности реализации государственной политики.
Опасность кризиса легитимности выборных процедур актуальна для Российской Федерации. Прежде всего, она связана с недостатком дополнительных гарантий правильности итогов выборов. Именно в поиске таких гарантий, мы видим главное средство привлечения граждан к участию в избирательных процедурах. Одной из таких гарантий выступает организация точного подсчета голосов при проведении выборов и обеспечение государством удобного и законного не искажаемого способа реализации воли. Каждый изъявляет свою волю доступным и удобным для каждого способом.
На наш взгляд, проблема гражданской легитимации (гражданского доверия) избирательных процедур может быть решена посредством использования электронного голосования, которое обеспечивает:
1) анонимность (использование средств криптографической защиты);
2) честность (затрудняет доступ голосующих к определению частичных результатов голосования до его окончания и подсчета голосов);
3) верифицируемость (любой участник может проверить, что его голос был подсчитан корректно);
4) невозможность контроля со стороны третьих лиц (пресекается возможность торговли голосами);
5) неизменность данных (выбор гражданина не меняется на протяжении всех процедур учета голосов и их подсчета). Мы полагаем, что применение электронных средств голосования, откроет новые демократические каналы общения органов государственной власти и их представителей с гражданами, что способствует укреплению их демократической легитимности и гражданского согласия в обществе.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию организации выборов в органы местного самоуправления Можайского городского округа МО

На основании выявленных проблем организации муниципальных выборов в Можайском городском округе необходимо разработать следующие мероприятия:
– Мероприятия по совершенствованию информированности населения;
– Мероприятия по совершенствованию системы проведения выборов (электронное голосование).
Мероприятие №1.
Информирование населения, согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», осуществляется посредством предвыборной агитации кандидатов, выраженной в призыве голосовать за какого-либо кандидата, либо не голосовать за него, и деятельности избирательных комиссий по ознакомлению граждан с процедурой голосования и данных об избирательных участках.
Оба перечисленных способа информирования происходят с участием различного рода источников информации, которых законодатель предусмотрел не все. Население муниципального образование способно ознакомиться со всеми необходимыми данными с помощью муниципальных и государственных периодических печатных изданий, муниципальных и государственных организаций теле- и радиовещания.
В структуре института информационного обеспечения выборов выделяются не только две основные составляющих – институт предвыборной агитации и институт информирования избирателей – но и принципы информационного обеспечения выборов, включающие в себя как принципы информирования избирателей, так и принципы предвыборной агитации.
Правовой режим осуществления предвыборной агитации существенно отличается от правового режима информирования избирателей по срокам, источникам и порядку оплаты, целям и задачам, срокам, формам и методам проведения. А значит, в целом принципы информационного обеспечения выборов также различны для предвыборной агитации и информирования избирателей.
Между тем, во внимание почти не принимается информационно- коммуникационная сеть общего пользования Интернет, которая хотя и упоминается в некоторых статьях нормативно-правовых актов, но все же заслуживает более детального правового закрепления. В частности, не предусмотрены правила проведения предвыборной агитации через Интернет. Согласно закону, предвыборная агитация должна быть прекращена за день до голосования. Однако неразрешенным в данном случае остается вопрос о том, как контролировать функционирование отдельных интернет-порталов и сайтов, содержащих агитационные материалы. Дело в том, что однажды созданная Интернет-страница продолжает быть доступной в течение неопределенного периода времени в случае, если не предпринять меры по противодействию дальнейшего доступа к ресурсу.
Подобные меры должны быть закреплены введением новой нормы в федеральные и региональные законы о местных выборах, согласно которой, доступ ко всем ресурсам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет, содержащим агитационные материалы по истечении агитационного периода должен быть перекрыт.
Также законодательством не определен круг субъектов и организаций, имеющих право распространять через Интернет все сведения, касательно выборов и кандидатов на руководящие должности. Здесь трудность заключается в том, что распространить ту или иную информацию в Интернет-пространстве способен любой пользователь, а информация не всегда бывает достоверной и законной. А потому, на протяжении всей избирательной кампании, должны быть предприняты меры по контролю за информацией, поступающей из рассматриваемого источника.
По указанной проблеме необходимо развивать способы предупреждения возможных административных правонарушений, посягающих на порядок проведения выборов в органы местного самоуправления. Речь идет о таких правонарушениях, как нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организации, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.
Необходимо помнить, что агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования; проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Итак, в Можайском городском округе необходимо усилить информационное обеспечение местных выборов следующим образом:
– подготовить множество печатных материалов накануне выборов и бесплатно распространять их по почтовым ящикам жителей;
– на городском Интернет-портале разместить баннеры с призывом выразить свою гражданскую позицию и прийти на голосование;
– во всех газетах города (в коммерческих тоже) многократно размещать материалы о начале проведения выборов;
– использовать соцсети для привлечения молодежи на выборы.
Одной из актуальнейших проблем современного российского общества на сегодняшний день является низкая электоральная культура молодежи. Молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Условия, влияющие на электоральную активность молодежи можно разделить на:
– внешние (зависящие от внешних факторов развития и существования общества и государства, к ним относятся экономическая и социальная обстановка в стране);
– внутренние (не зависящие, к ним относится возрастной критерий).
К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. Так люди с наиболее низкими доходами обладают наиболее низкой электоральной культурой, т. к. их условия жизни не позволяют задумываться над проблемой политического выбора. Уровень социального положения молодых людей оказывает огромное влияние на отношение к избирательному процессу.
К внутренним условиям, влияющим на электоральную активность молодого поколения относится возраст человека. В возрасте от восемнадцати до тридцати лет люди наиболее оптимистично настроены, легко поддаются каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов. К тридцати годам молодые люди набираются жизненного опыта, у них формируется своя жизненная позиция, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор.
Низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый — отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй — использование молодежи в электоральном процессе более сильными социальными группами как средства достижения своих групповых целей (политические партии, общественные движения и т. п.).
Мероприятие №2.
Под электронным голосованием понимается как процесс подсчета голосов электронными средствами (автоматические ящики для голосования, которые сканируют бюллетени и т.п.), так и сам процесс подачи голоса посредством различных новых телекоммуникационных средств.
Электронное голосование – это, фактически, дистанционное голосование, позволяющее не привязывать волеизъявление гражданина к месту его нахождения. Но это далеко не единственное преимущество.
Считается, что поддержка электронного голосования должна повысить явку избирателей за счет заинтересованной молодежи и людей с ограниченными возможностями, которые испытывают сложности с перемещением на избирательный участок. Лишь с первого взгляда, кажется, что при наличии такого количества персональных устройств на руках у россиян система электронного голосования будет элементарной. В реальности избирательный процесс, регламентируемый законодательством, накладывает массу условий. Согласно законодательству РФ голосовать имеют право не все граждане, а только те, кто достиг совершеннолетия и считается дееспособным. Никто не может голосовать дважды. Все это требует включения в разработку системы электронного голосования таких параметров, как идентификация пользователя (гражданина), деперсонификация собранных голосов, защита информации и т.п.
Следует отметить, что в настоящее время перечень средств, с помощью которых стало возможным участие в голосовании значительно возрос: к компьютерам добавились специально голосующие машины, электронные урны, собственно Интернет, стационарные и мобильные телефоны, цифровое телевидение.
На первом месте в разработке системы электронного голосования стоит информационная безопасность. Эту проблему можно решить при помощи системы электронной цифровой подписи, функционирующей по принципу «открытого» и «закрытого» ключей. Электронные ключи (цифровые подписи), как серверу избирательного участка, так и голосующему гражданину, могут выдаваться уполномоченным агентством (система центров, созданных Федеральным агентством по информационным технологиям).
Система Интернет-выборов должна включать в себя:
а) веб-сайт, с помощью которого будет осуществляться голосование за конкретного кандидата или списки кандидатов;
б) карта с личным кодом, принадлежащая конкретному лицу.
Нам представляется, что избиратель получает карту с личным кодом в отделении УФМС России при получении паспорта, которую он обязан хранить, а при смене либо утрате паспорта, обменивать на новую карту с кодом.
В день голосования избиратель заходит через сеть Интернет на веб-сайт и регистрирует свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, данные паспорта, а также код, указанный на карте, после чего система некоторое время обрабатывает полученные данные и только после этого позволяет войти на сайт.
Затем, избиратель выбирает кандидата, за которого он хочет проголосовать и подтверждает свой выбор, при этом система повторно удостоверяется в том, что избиратель голосует именно за данного кандидата, список кандидатов, т.к. никто не застрахован от сбоя системы или проявления человеческого фактора.
Так же, необходимо предусмотреть, чтобы проголосовать возможно было только один раз. При этом ход голосования сразу прослеживается и избирательной комиссии остается только обновлять данные голосования, а по окончании его – занести в протокол все полученные сведения.
Было бы целесообразно разработать и опробовать данную систему на уровне местных выборов Можайского городского округа.
Выводы по 3 главе
Таким образом, в ходе исследования были выявлены проблемы избирательной системы Можайского городского округа: недостаточное информирование избирателей; проблема низкой явки избирателей на избирательные участки, особенно молодежи. В рамках магистерской диссертации разработаны мероприятия по совершенствованию организации муниципальных выборов.
Первое мероприятие посвящено совершенствованию информированности населения о муниципальных выборах. В рамках мероприятия предлагается усилить информационное обеспечение местных выборов.
Второе мероприятие посвящено развитию электронного голосования на местном уровне. Предлагается система Интернет-выборов, при помощи которой избиратель сможет проголосовать в любом удобном для него месте.

Заключение

 

Выборы занимают центральное положение в жизни современного демократического общества. Гарантия возможности населения участвовать в процессе формирования органов публичной власти, в том числе и органов местного самоуправления, а также в избрании отдельных должностных лиц является неотъемлемым элементом современного демократического общества.
Муниципальные выборы как форма непосредственной демократии являются неотъемлемым элементом местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов формируются подконтрольные местному населению органы местного самоуправления. Выборы являются методом отбора наиболее подготовленных и компетентных лиц в качестве представителей населения.
Муниципальные выборы выступают средством активизации местного населения, возможностью влияния населения на дела местного сообщества. Муниципальные выборы — наиболее распространенная и основная форма непосредственной демократии, служащая также средством повышения правовой культуры населения, это важнейшая характеристика политической жизни местного сообщества, форма политического поведения местного населения.
Проведение муниципальных выборов в Можайском городском округе регулируется Законом Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 4 июня 2013 года №46/2013-ОЗ. Выборы в представительный орган местного самоуправления Можайского городского округа на данный момент (с 2015г.) проводятся на основе смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы. До 2015 г. выборы депутатов проводились на основании мажоритарной системы голосования.
В ходе исследования были выявлены проблемы избирательной системы Можайского городского округа:
– недостаточное информирование избирателей.
– проблема низкой явки избирателей на избирательные участки.
Для решения выявленных проблем в организации выборов в Можайском городском округе нами были предложены следующие мероприятия:
Первое мероприятие посвящено совершенствованию информированности населения о муниципальных выборах. В рамках мероприятия предлагается усилить информационное обеспечение местных выборов следующим образом:
– подготовить множество печатных материалов накануне выборов и бесплатно распространять их по почтовым ящикам жителей;
– на городском Интернет-портале разместить баннеры с призывом выразить свою гражданскую позицию и прийти на голосование;
– во всех газетах города (в коммерческих тоже) многократно размещать материалы о начале проведения выборов;
– использовать соцсети для привлечения молодежи на выборы.
Второе мероприятие посвящено развитию электронного голосования на местном уровне. Предлагается следующая система Интернет-выборов, которая включает в себя:
а) веб-сайт, с помощью которого будет осуществляться голосование за конкретного кандидата или списки кандидатов;
б) карту с личным кодом, принадлежащая конкретному лицу.
В день голосования избиратель заходит через сеть Интернет на веб-сайт и регистрирует свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, данные паспорта, а также код, указанный на карте. Войдя на сайт, избиратель выбирает кандидата, за которого он хочет проголосовать и подтверждает свой выбор. При этом ход голосования сразу прослеживается и избирательной комиссии остается только обновлять данные голосования, а по окончании его – занести в протокол все полученные сведения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);
2. ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 1767.;
3. ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.;
4. ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ
5. ФЗ «О Государственной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. №20-ФЗ;
6. ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
7. ФЗ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-1;
8. ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ;
9. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ;
10. ФЗ «Об электронной подписи», от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ;
11. Закон МО «О муниципальных выборах в Московской области» (с изменениями на 2 апреля 2019 года) от 4 июня 2013 года N 46/2013-ОЗ;
12. Постановление ЦИК РФ «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» от 26 сентября 2012 г. № 142/1076-6);
13. Постановление ЦИК РФ «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» от 20 мая 2015 г. №283/1668-6;
14. Закон Московской области от 27.01.2018г. No1/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Можайского муниципального района»;
15. Устав Муниципального образования «Можайского городского округа МО», принят решением Можайского городского Совета депутатов МО от 14 марта 2018г.;
16. Авакьян С.А. Муниципальное право России. / С. А. Авакьян М.: ПРОСПЕКТ, 2016. 463 с.;
17. Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ 2017. 25 с.;
18. Бахтиярова И.И. Принципы проведения муниципальных выборов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 64-67.;
19. Веденеев Ю. А., Миронов Н. М. Современное избирательное право: понятие и система / Ю. А. Веденеев // Вестник ЦИК России. 2016. № 8.;
20. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. — М.: Юстицинформ, 2017. — 260 c.;
21. Кокотов, А. Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. — М.: Юрист, 2017. — 384 c.;
22. Конституционализм и правовая система России. Итоги и перспективы. Материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». — М.: Проспект, 2017. — 400 c.;
23. Любарев А.Е. Регулирование избирательной системы, применяемой на муниципальных выборах, в законах субъектов РФ / А. Е. Любарев // Муниципальная Россия. 2014. № 8.С. 57-70.;
24. Фадеев В. И., Рауткина Н. И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации. / В. И. Фадеев, Н. И. Рауткина, Н. М. Миронов М.: Норма, 2014. – 380 с.
25. www.admmozhaysk.ru – Администрация Можайского городского округа;
26. http://www.cikrf.ru/ – Центральная избирательная комиссия РФ.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф