Введение
Глава 1. Мюзикл: теоретический аспект
1.1. Понятие мюзикла как музыкального жанра
1.2. История зарождения жанра «мюзикл», и место жанра в современной культуре
Глава 2. Мюзикл как часть современной популярной культуры
2.1. Отличительные черты мюзикла как современного жанра
2.2. Развитие и место мюзикла в современной культуре России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодёжных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений. Каждый, выходя на сцену, выражает свои мысли и чувства по-разному: кто-то садится за рояль и исполняет классику, со сцены льётся музыка чистая, светлая, наполненная глубоким чувством. Такую музыку до конца понять может не каждый, но трогает она многих. Современная эстрада предлагает очень много музыкальной продукции для широкого круга потребителей. Эта музыка доступна для понимания каждому, зачастую не несёт в себе глубокого смысла, но не может отвечать запросам каждого человека.
Каждое искусство театрального направления обладает своими особенностями. Наиболее яркий жанр на театральной сцене на сегодняшний день – это мюзикл, где раскрытие сюжетной линии происходит в необычном комплексе танцев, песен и музыкального сопровождения.
Музыкальный театр близко связан с другим театральным искусством постановки, оперой. Эти формы обычно отличаются множеством факторов. Мюзиклы обычно имеют больший акцент на разговорном диалоге, хотя некоторые мюзиклы полностью сопровождаются вокально.
Для воплощения художественного замысла в мюзикле используется множество выразительных средств, современная аппаратура и спецэффекты. А именно звук, движение, речь, световое и лазерное шоу. В совокупности они способны наиболее сильно воздействовать на эмоциональную сторону человека и с помощью них можно намного ярче выразить художественный замысел.
Каждое искусство театрального направления обладает своими особенностями. Наиболее яркий жанр на театральной сцене на сегодняшний день – это мюзикл, где раскрытие сюжетной линии происходит в необычном комплексе танцев, песен и музыкального сопровождения.
Мюзикл является весьма юным жанром в этой сфере в нашей стране. Несмотря на это, мюзикл, приобрел значительную популярность среди взрослого и детского населения. Поскольку мюзиклы бывают жизнеутверждающими и трагическими, забавными и реалистичными, то они сумели покорить огромную аудиторию.
Жанровая палитра отечественной музыки второй половины XX века — поразительное по своей пестроте и яркости и, но, в то лее время, полное внутренней противоречивости явление.
Подобное рассмотрение его составляющих представляет огромный интерес для музыковедов-исследователей и большие трудности: жанровая систематика, содержательные и стилевые аспекты сложны.
Цель данной работы – рассмотреть культуру современного мюзикла.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие мюзикла, его историю и современность.
2. Изучить историю зарождения жанра «мюзикл» и место жанра в современной культуре.
3. Выявить отличительные черты мюзикла как современного жанра.
4. Рассмотреть развитие и место мюзикла в современной культуре России.
Предметом работы является мюзикл как современный музыкальный жанр.
Объектом — культура современного мюзикла.
Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей музыкального искусства и в частности мюзикла, статьи в специальной и периодической печати, интернет-ресурсы.
Методологической основой работы являются принципы историзма, системный и комплексный подходы, методы научного описания, аналогии и сравнения, принципы историко-типологического подхода, теоретико-аналитические методы музыковедения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
.
Глава 1. Мюзикл: теоретический аспект
1.1. Понятие мюзикла как музыкального жанра
Мюзикл – это отдельный сценический жанр искусства. Это один из наиболее сложных театральных жанров, который совместил в себе несколько сценических направлений.
Мюзикл — это музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства. Такой обширный набор функций позволяет ему быть более зрелищным, красочным, динамичным и благодаря этому более доступным для восприятия .
По сути, мюзикл — история, рассказанная с помощью песен, в основе которой лежит незамысловатый сюжет, активное сценическое действие и музыка. Ему предшествовали легкие музыкальные жанры такие как оперетта, бурлеск, водевиль. Многие даже считают его одним из видов американской оперетты, но все же они существенно различаются между собой: оперетта основана на музыкальном симфонизме, который сохраняет выдержанность формы и либретто, в мюзикле же акцент делается на театральное действие с музыкальным сопровождением.
В конце шестидесятых под влиянием новых музыкальных течений, приходит новое понимание жанра мюзикл.
Американо-английская монополия мюзиклов была прекращена в 1985 году, после того как на лондонской сцене отыграла постановка «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам романа В.Гюго. Высочайший уровень мюзикла в качестве жанра доказывает мюзикл «Мисс Сайгон», т.е. «Мадам Баттерфляй» на современный лад.
В мюзикле играют актёры-универсалы, каждый из них умеет петь, танцевать и играть драматические роли. Мюзиклы ставят каждый вечер, а вокал (пусть требования к нему и не высокие) обязан быть живым, фонограмма в мюзикле не допустима.
Расцвет мюзикла как жанра театрального искусства пришелся на середину прошлого столетия. На сценах американских и французских театров были поставлены классические музыкальные спектакли, популярность которых разошлась по всему миру. В самом начале своего пути мюзикл пришелся по вкусу далеко не всем.
Многие критики говорили о том, что жанр во многом был скопирован с оперы. На самом деле, если говорить о характерных особенностях мюзикла, то здесь можно выделить несколько аспектов. Мюзикл — новый тип театрального спектакля. Для постановки нужен особый коллектив, где важен «средний состав» — постановщики, ассистенты по звуку и свету, сценические менеджеры, монтировщики и т.д . Насколько известно, их у нас нигде не учат. А без них ничего не выйдет.
Многие считают, что в мюзикле обязательно должны быть песни-шлягеры. Это не так. Величайший создатель американских мюзиклов Стивен Сондхайм написал за всю свою жизнь одну известную песню («Send in The Clowns»). Однако именно он определил направление американского музыкального театра за последние 50 лет. Бывают мюзиклы со шлягерами, а бывают и без них. Музыкальный язык в мюзиклах сегодня намного сложнее, чем 30 лет назад.
Но в России театр задал довольно высокую эстетическую планку, по причине которой жанр мюзикла приживается не быстро.
Тем более что и драмтеатр, и опера, и балет быстро заимствуют его высокие технологии. Многие исследователи отмечают, что мюзикл, как ранее комическая опера и варьете, является одним из любимых развлечений среднего класса. Сложнее дело обстоит с жанром рок-оперы, хотя существует ряд работ, анализирующих се генезис.
В соответствии с действующей классификацией, мюзиклы подразделяются на следующие разновидности: европейская оперетта, оперетты Гилберта и Салливана, музыкальная комедия, музыкальная драма Золотого века, поп-опера, рок-опера и современный мюзикл. У каждого из вышеперечисленных жанров музыкального театра сложился свой путь развития, который продолжается в той или иной мере и пой сей день. Новое время требует как своих героев, так и диктует иные требования к художественной ценности самого произведения, уровню исполнительского мастерства . Примечательно, что в основе приведенной классификации в числе главных отличительных критериев — изменяющаяся роль музыки и модернизирующиеся вокальные стили, которые мы рассматривали в других своих работах.
Современный мюзикл — жанр, который стали выделять в последнее время, является практически ровесником этого века. Современный мюзикл, формирующийся сегодня, естественно менее всего изучен и описан.
1.2. История зарождения жанра «мюзикл», и место жанра в современной культуре
Мюзикл зародился как жанр в 20-30-х годах двадцатого века в США. Но признан жанром он был только в марте 1943 года. Авторы спектакля — Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн. Хотя первоначально авторы традиционно называли свою постановку «музыкальной комедией», критикой и публикой он был воспринят как инновация. Спектакль казался единым целым, все компоненты были неразрывно связаны.
Под кажущейся простотой были скрыты извечные ценности. Успех спектакля был невероятным, создатели спектакля предложили отделить спектакль «Оклахома» в отдельный жанр, и назвали его мюзиклом. Он был столь популярен, что продержался на улицах Бродвея 5 лет, а после объездил всю Америку. Это было началом новой эры театра.
История мюзикла началась в начале 1920-х годов XX века в Соединенных Штатах Америки. Интересно, что как жанр он был признан только в 1940-х. На жанр повлияли несколько направлений – опера, водевиль (музыкальные, танцевальные и цирковые номера с единой тематической линией) и бурлеск (театральные номера с элементами эротического танца) .
Первая постановка мюзикла была в 1943 году, билеты на постановки пользовались невероятным спросом. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения.
За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.
Мюзикл не сходил с бродвейских сцен около пяти лет и в 1944 году получил Пулитцеровскую премию. После чего впервые вышла пластинка с записью целого спектакля. На основе мюзикла «Оклахома» в 1955 году был снят художественный фильм, который получил два Оскара. Кстати, в 2002 году этот мюзикл снова вернулся на бродвейскую сцену, и Лига Драмы Нью-Йорка назвала его лучшим мюзиклом века.
Мюзикл не сразу признали на международных театральных подмостках. Прошло более 2000 успешных постановок на сценах театров США, прежде чем он пришел на европейские театральные подмостки. Мюзиклы полюбились зрителю за зрелищность и легкость восприятия, и билеты на постановки разлетались огромными тиражами. Первой настоящей пьесой-прорывом в жанре стала постановка «Иисус Христос – суперзвезда», музыку к которой написал талантливый композитор Ллойд Уэббер. Постановка с регулярной периодичность ставится различными режиссерами на разных сценах во многих уголках мира и до настоящего времени пользуется огромной популярностью у зрителя. Билеты на такой мюзикл нужно покупать заранее, конечно .
Еще одной громкой постановкой в жанре мюзикла стали «Отверженные» по мотивам романа Виктора Гюго. Именно этот спектакль раскрыл этот жанр в полной мере – здесь сочетались танцы, музыка, диалоги. Премьера «Отверженных» состоялась в Париже в 1985 годе и произвела фурор – зал был полон и билеты на мюзикл были раскуплены.
Идеальным воплощением этого жанра стало произведение композитора Дж. Керна и либретиста О. Хаммерстайна «Плавучий корабль» (1927 год). В то время это творение называли еще не мюзиклом, а музыкальной комедией. Однако стереотип о том, что мюзикл исключительно разновидность комедийного жанра, стал быстро исчезать с возникновением джаза, который придал поверхностным музыкально-зрелищным постановкам неожиданную глубину.
Официальной датой рождения мюзикла принято считать март 1943 года, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома!» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна. Эта постановка отличилась своей сквозной драматургией, которую в симбиозе развивали все виды творчества: актерская игра, музыка, вокал, пластика и т.д. Ее уже нельзя было назвать «легкой комедией», ведь она несла в себе такие ценности как любовь и патриотизм. Именно поэтому, со временем, музыка из этого мюзикла стала официальным гимном штата Оклахома .
После этого взрывного спектакля, который взял два Оскара и много лет не сходил с бродвейской сцены, началась новая эпоха сначала американского, а потом и мирового музыкального театра, которую возглавляли такие композиторы как Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Э. Ллойд Уэббер, Р. Роджерс и т.д .
Бродвейские «тусовки» стали известны на весь мир. Мюзикл процветал.
Репертуары театров ежегодно пополнялись новыми произведениями: «Розмари», «Я пою о тебе», «Трехгрошовая опера», «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Скрипач на крыше», «Хелло, Долли!» и т.д.
Развитие творческой индустрии не остановить, и в конце 60-х новые музыкальные жанры, такие как рок и диско, перевели все стрелки на себя и популярность мюзиклов угасала. К счастью, мюзикл — многофункциональный жанр и вполне готов был поддержать и соединить в себе новые музыкальные тенденции. Первопроходцем в этом симбиозе оказался Гэлт Макдермот со своим рок-мюзиклом «Волосы». Затем появились «Чикаго», «Кордебалет», и суперзнаменитая рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда».
В Европе тоже полюбили мюзикл, но он у них получался более консервативным. Это больше напоминало камерные концерты. Причина, конечно же, в методах и формах. На Бродвее предпочитали антрепризу: одна труппа — один проект (мюзикл), для европейских театров был свойственен стационарный состав актеров и отсутствие ярких декораций.
Глава 2. Мюзикл как часть современной популярной культуры
2.1. Отличительные черты мюзикла как современного жанра
Мюзикл – это отдельный сценический жанр искусства, который сочетает в себе музыкальную, вокальную, хореографическую и пластическую составляющие. Это один из наиболее сложных театральных жанров, который совместил в себе несколько сценических направлений.
Расцвет мюзикла как жанра театрального искусства пришелся на середину прошлого столетия. На сценах американских и французских театров были поставлены классические музыкальные спектакли, популярность которых разошлась по всему миру. В самом начале своего пути мюзикл пришелся по вкусу далеко не всем. Многие критики говорили о том, что жанр во многом был скопирован с оперы. На самом деле, если говорить о характерных особенностях мюзикла, то здесь можно выделить несколько аспектов .
В первую очередь, манера исполнения песен в мюзиклах существенно отличается от той, которую мы привыкли слышать в операх. Для начала, следует обратить на манеру исполнения музыкальных произведений в мюзикле, оперный вариант значительно от них отличается. Для мюзикла характерен напев или шептание. Также имеется сопровождение музыкального оркестра для танцев, при этом ритмы музыки более сравнимы с рок-оперным или джазовым направлением. Даже если обратить внимание на превалирующую аудиторию, то можно заметить разницу, поскольку мюзиклы любят смотреть буквально все: и дети, и взрослые.
Отличие мюзикла заключается и в выразительности образов художественного типа. Использование ярких костюмов и сложных хореографических трюков добавляет привлекательности спектаклю. Несомненно, первоначально, на что обращается внимание, это вокальные и танцевальные данные артистов.
Сюжетная линия мюзикла обычно содержит историю любви, а также часто поднимает какие-то социально значимые проблемы. Благодаря этой черте мюзикл отличается от оперетты, является более глубоким по затрагиваемой проблематике.
Юмор, подаваемый в мюзиклах, является доступным и любимым многими людьми, независимо от их социального сословия, возраста и прочих отличий.
Еще одним отличием, характерным для мюзикла, является выразительность художественных образов. Используются яркие костюмы и сложные хореографические трюки, а артистичностью героев стоит только восхищаться. Безусловно, на первом месте в таком спектакле находятся вокальные и танцевальные данные героев.
Сегодня мюзиклы ставят в основном в крупных театрах.
В соответствии с действующей классификацией, мюзиклы подразделяются на следующие разновидности: европейская оперетта, оперетты Гилберта и Салливана, музыкальная комедия, музыкальная драма Золотого века, поп-опера, рок-опера и современный мюзикл. У каждого из вышеперечисленных жанров музыкального театра сложился свой путь развития, который продолжается в той или иной мере и пой сей день.
Новое время требует как своих героев, так и диктует иные требования к художественной ценности самого произведения, уровню исполнительского мастерства. Примечательно, что в основе приведенной классификации в числе главных отличительных критериев — изменяющаяся роль музыки и модернизирующиеся вокальные стили, которые мы рассматривали в других своих работах .
К числу главных характеристик современного мюзикла, можно отнести, во-первых, единое музыкальное построение, опирающееся на лейтмотивы героев, во-вторых, особенности музыкального раскрытия их эмоциональности. При этом он тяготеет к симфонизму, точнее к расширению и усложнению оркестровки при достаточно непростом музыкальном материале. Что, безусловно, требует от исполнителей профессиональной музыкальной и вокальной подготовки на ряду с высоким уровнем владения актерским мастерством
Более того, если говорить о превалирующей аудитории на музыкальных премьерах, то здесь нет четкой тенденции: мюзиклы смотрят все, от мала до велика.
Характерные особенности мюзикла:
-обширность жанрового диапазона от драмы до комедии;
-музыка, танцы и разговорный жанр – равноправны;
-в основе знаменитые литературные произведения;
— стремление затронуть самые насущные проблемы;
— обилие симфоджаза и эстрадной музыки;
-затрагивание более глубоких и глобальных проблем;
-отличие манеры пения. В отличие, например, от оперы, мюзикл отличается разговорной манерой пения со всеми присущими ей восклицаниями, вскриками и вздохами.
-мюзикл сочетает в себе музыкальное, оперное, хореографическое, актерское и изобразительное искусства
-разнообразие жанров. Мюзикл может быть как фарсом, так и трагедией эпического содержания .
Три главных компонента мюзикла — музыка, лирика и либретто. Либретто мюзикла относится к «пьесе» или истории показа – фактически его разговорная (не вокальная) линия. Однако, «либретто» может также относиться к диалогам и лирике вместе, как либретто в опере. Музыка и лирика вместе формируют музыкальную партитуру.
Интерпретация мюзикла творческой группой сильно влияет на способ представления мюзикла. Творческая команда включает режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстера. Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими как декорации, костюмы, свойства сцены, освещения и т.д. Это вообще изменяется от постановки к постановке (хотя некоторые известные аспекты производства имеют тенденцию сохраняться с оригинальной постановки, например, хореография Боба Фосса в «Чикаго») .
Не существует фиксированной длины для мюзикла, и он может длиться от короткого одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или даже нескольких вечеров). Однако большинство мюзиклов длится от получаса до трех часов.
Мюзиклы сегодня обычно представляются в двух действиях, с одним перерывом от десяти до 20 минут.
Первый акт почти всегда несколько длиннее, чем второй акт, и вообще представляет большую часть музыки. Мюзикл может быть построен приблизительно на 4-6 главных тематических мелодиях, которые повторяются всюду в представлении, или может состоять из ряда песен, не непосредственно музыкально связанных. Разговорный диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование «вокального диалога» или речитатива не исключено .
Таким образом, мюзикл — это движение искусства к широкой аудитории. Тем более что и драмтеатр, и опера, и балет быстро заимствуют его высокие технологии. Многие исследователи отмечают, что мюзикл, как ранее комическая опера и варьете, является одним из любимых развлечений среднего класса.
2.2. Развитие и место мюзикла в современной культуре России
Отечественная история мюзикла и рок-оперы охватывает лишь четыре десятилетия прошедшего XX века и начало XXI столетия, но и она отмечена рядом значительных достижений. Среди композиторов, обратившихся к этому жанру, имена Л. Журбина, А. Рыбникова, Э. Артемьева, В. Дашкевича, А. Гринблата, А. Градского, А. Иващепко и ми. др. Опираясь на зарубежные модели, они создали индивидуальные, отмеченные новаторством решения, «продираясь» сквозь трудности и проблемы, возникшие исключительно в отечественной социокультурной ситуации .
Мюзикл – относительно молодой жанр театрального искусства на отечественной сцене, хотя он уже успел завоевать сердца и взрослых, и детей. Жизнеутверждающие и драматичные, ироничные и серьезные, мюзиклы полны обаяния, которое так любит широкая аудитория зрителей.
Джаз в России зародился в 60х годах ХХ века. Во многом благодаря фильмам Григория Александрова, и Леонида Утесова.
В России новый жанр был принят с радостью. Первые его признаки можно было увидеть в картинах «Веселые ребята» с участием Леонида Утесова и джазового ансамбля, «Цирк», «Волга-волга». Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке, и – несколько менее органично – в Волге-Волге, где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шла преимущественно по линии оперетты (от ранних фильмов И.Пырьева до творчества классика жанра Я.Фрида).
Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. В Ленинградском театре им. Ленинского комсомола была даже поставлена «Вестсайдская история». Однако преимущественно диапазон постановок музыкальных спектаклей колебался между социальной публицистикой типа брехтовской зонг-оперы («Добрый человек из Сезуана» на Таганке, «Трехгрошовая опера» и «Люди и страсти» в театре Ленсовета) и лирической музыкальной комедией-опереттой, сыгранной с большей или меньшей психологической убедительностью («Дульсинея Тобосская» в театрах им.Маяковского и Ленсовета, «Левша» в театре Ленсовета и даже «Ханума» в БДТ). Однако был и ряд настоящих прорывов в сторону мюзикла. Они были, как правило, связаны с рок-творчеством российских композиторов.
Так, совершенно неожиданным выглядел спектакль «Свадьба Кречинского» в Ленинградском театре оперетты (композитор А.Колкер, режиссер В.Воробьев). И, конечно, Ленкомовские спектакли М.Захарова – «Тиль» (композитор Г.Гладков), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и «Авось» (композитор А.Рыбников). Последний из них каким-то необъяснимым образом зажил по законам американского мюзикла, на протяжении десятков лет сохраняя стабильную зрительскую реакцию (несмотря на то, что исполнители ролей широко заняты и в остальном репертуаре театра) .
Современный мюзикл в России. С 1999 Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. Первым был лицензионный проект польского мюзикла «Метро». Результаты обнадежили, и лицензионные мюзиклы начали множиться: «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица», «Иствикские ведьмы».
Гораздо более серьезным поводом для разговора мог бы стать оригинальный российский мюзикл. Конечно, не «Губы» в Театре Луны, который, несмотря на добротную литературную и музыкальную основу (В.Набоков, А.Журбин) остался обычным репертуарным спектаклем. Но – первый, сделанный с должным размахом и сопровождаемый грамотной продюсерской работой «Норд-Ост».
Однако трагедия с заложниками на Дубровке, кроме остальных ужасных последствий, разом обрубив успешный проект, похоже, отбросила российский мюзикл далеко назад. Возрождения Норд-Оста не получилось, психологический груз происшедшего оказался непосильным.
Рок музыка использовалась в постановке спектаклей «Свадьба Кречинского», «Тиль», известный всем «Юнона и Авось». С середины 60-х проводились усиленные попытки постановок мюзиклов. В Ленинградском театре имени Ленинского комсомола была поставлена знаменитая «Вестсайдская история».
Западные тенденции мюзикла стали укрепляться в России с 1999 года. Например: «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и т.д. Со временем мюзикл из музыкально-сценического представления превратился в масштабное музыкальное шоу и велика вероятность того, что этот жанр не утратит свою популярность и будет стремительно развиваться, учитывая потребности времени.
С 1999 Россия стала ставить мюзиклы по уже по американским принципам. Самым первым был польский мюзикл «Метро». Первым российским мюзиклом, который делался по бродвейской модели (включая ежедневное исполнение) был «Норд-Ост».
Есть еще несколько российских названий, которые можно считать легендарными или очень успешными (от «Юноны и Авось» до «Монте-Кристо»), но ни одному из них нельзя присвоить титул первого ни в какой номинации. В наше время наиболее значимые мюзиклы «Нотр-Дам», звездный «Чикаго», трагический «Норд-ост» и т.д .
Музыкальные спектакли в Москве играются актерами, у которых отлично развиты таланты певцов и актеров, декламаторов.
Мюзикл — новый тип театрального спектакля. Для постановки нужен особый коллектив, где важен «средний состав» — постановщики, ассистенты по звуку и свету, сценические менеджеры, монтировщики и т.д. Насколько известно, их у нас нигде не учат. А без них ничего не выйдет.
Многие считают, что в мюзикле обязательно должны быть песни-шлягеры. Это не так. Величайший создатель американских мюзиклов Стивен Сондхайм написал за всю свою жизнь одну известную песню («Send in The Clowns»). Однако именно он определил направление американского музыкального театра за последние 50 лет. Бывают мюзиклы со шлягерами, а бывают и без них… Музыкальный язык в мюзиклах сегодня намного сложнее, чем 30 лет назад .
Провинциальные театры недовольны «засильем» столицы. Однако так было и так будет, так происходит во всех цивилизованных странах. В Великобритании есть только Лондон, во Франции — только Париж, в Америке — только Нью-Йорк. Все, что происходит в провинциальных городах, — лишь первая фаза развития спектакля, особенно в жанре мюзикла. В Америке если спектакль не дошел до Бродвея — он просто не рассматривается, он не существует ни для критики, ни для зрителей .
По мнению известных искусствоведов, настоящий успех российского мюзикла наступит тогда, когда он будет поставлен на Западе, ну хотя бы в Европе (это второй класс) или в Англии-Америке (это первый класс). Пока ничего такого не произошло. Да, наверное, в ближайшее время и не произойдет. Российский мюзикл рождается в тяжелых муках.
Для российского мюзикла существует и другая проблема. В нашей стране не воспитываются практически инвесторы. Мюзиклы пишутся, есть авторы, подрастают уже некоторые молодые. Но вот вопрос в том, что инвесторы ждут отдачи завтра, даже сегодня, но искусство не может даже на послезавтра рассчитывать, потому что мюзикл не пользуется таким огромным спросом у населения. Вот это главная проблема — как поддержать сегодня мюзикл, каким образом не дать ему умереть?
Конечно, в государственном театре можно сегодня поставить мюзикл, и они идут сегодня в государственных театрах, и достаточно успешно, но если говорить об отдельно стоящих продюсерских проектах мюзиклов дорогостоящих, то, конечно, сегодня это очень и очень проблематично.
В настоящее время мюзикл и рок-опера активно востребованы, появляются всё новые и новые сочинения, возобновляются и ставятся в различных городах ставшие классическими «Юнона и авось» Рыбникова, «Орфей и Эвридика» Журбина, не говоря об отечественных режиссёрских и звуковых транскрипциях зарубежных «хитов» в этом жанре.
Так, в октябре 2008 года в Москве состоялись две грандиозные премьеры, которые позволили любителям этого жанра сравнить отечественный и зарубежный мюзиклы. Это — российский «Монте-Кристо» по сценарию Юлия Кима па музыку дебютанта в этом жанре Романа Игнатьева и бродвейский хит Алана Менкена «Красавица и чудовище», обладателя восьми «Оскаров», который уже посмотрели 30 миллионов зрителей. Оба проекта — чемпионы по бюджету.
Главное техническое чудо в постановке «Монте-Кристо» — гигантский экран площадью 90 квадратных метров. Цветосветовые эффекты впечатляют и в проекте «Красавицы», где более сорока эпизодов, придуманных иллюзионистами, включая Дэвида Копперфильда. Мюзикл предстаёт как сложный синтез киноискусства, циркового искусства и техники иллюзионистов, театрального и музыкального искусства со светоцветовыми эффектами .
Алексей Рыбников в интервью для газеты «Известия» в связи с организацией Фестиваля мюзикла сказал: «Я думаю, мюзиклы — это совершенно особый вид театрального искусства, требующий к себе пристального внимания. И в рамках общетеатрального фестиваля он может затеряться. А здесь есть возможность разобраться, получается в России что-то с мюзиклом или не получается. Я думаю, одна из задач фестиваля — помочь развитию этого жанра и найти крышу над головой. У нас нет ни одного современного музыкального театра. Есть Большой театр. Театр Станиславского, Театр оперетты, а мюзиклы и современные музыкальные спектакли везде являются гостями, но нигде не являются хозяевами. Это очень тяжелая ситуация, и во многом именно с ней связано разочарование продюсеров в коммерческих результатах. Мюзикл — это что-то вроде оперы, только серьезнее, потому что играть приходится каждый день» .
Жанровая палитра отечественной музыки второй половины XX века — поразительное по своей пестроте и яркости и, но, в то лее время, полное внутренней противоречивости явление. Подобное рассмотрение его составляющих представляет огромный интерес для музыковедов-исследователей и большие трудности: жанровая систематика, содержательные и стилевые аспекты сложны.
Во второй половине XX и в начале XXI века мюзикл и рок-опера переживают период расцвета в мировой и отечественной культуре.
В западноевропейском и американском музыкознании мюзикл считается одним из ведущих жанров, имеет мощные традиции и коммерческие возможности для развития, в отечественной культуре этот жанр является сравнительно новым, постоянно контактируя с явлениями массовой культуры. Отечественная история мюзикла и рок-оперы охватывает лишь четыре десятилетия прошедшего XX века и начало XXI столетия, но и она отмечена рядом значительных достижений.
Мюзикл как один из самых интересных и сложных сценических жанров искусства — (сокр. музыкальная комедия) существует в неразрывном единстве с хореографическим, музыкальным, вокальным, драматическим и пластическим искусствами. Зародившись как легкое развлекательное представление в Америке, не будучи признанным вначале, со временем превратилось в театральное действо высокого масштаба. Начиная с 1970-х гг. свежие сюжеты, талантливые композиторы-новаторы и оригинальные постановки сделали жанр мюзикл достойным соперником оперы и балета.
Очень популярен сейчас среди молодёжи музыкальный телефильм «Классный мюзикл». Он представляет собой трилогию, первая часть которой вышла в 2006 году в Америке. В Россию «Классный мюзикл» пришёл в 2008 году. В основе сюжета история о молодых людях, которые грезят о сцене. Начинается «Классный мюзикл» с того, что главные герои знакомятся друг с другом на вечеринке. Потом оказывается, что они учатся в одной школе и мечтают принять участие в школьном музыкальном спектакле. В 2007 году вышел «Классный мюзикл–2» – продолжение первой части. Здесь в основе сюжета лежат интересные каникулы всё тех же друзей. А ещё через год вышел «Классный мюзикл-3». В третьей части сюжет разворачивается вокруг школьного выпускного. В телефильм «Классный мюзикл» входит 9 музыкальных номеров. В нашей стране в этой картине дублированными были не только диалоги, как это делается обычно, но и песни были спеты нашими артистами на русском языке.
«Классный мюзикл» является рекордсменом Книги Гиннесса. Он стал самым первым телефильмом, все музыкальные композиции которого одновременно попали в сотню самых популярных. В нашей стране популярны мюзиклы новогодние.
Телевидение каждый год создаёт своим зрителям в подарок такие телеспектакли. Мюзиклы новогодние делятся на 2 вида. Для одних были специально созданы песни современными композиторами и поэтами. Мюзиклы новогодние второго типа – это такие, где используются старые, но до сих пор не теряющие популярности музыкальные композиции. В них изменяется текст под выбранный сюжет. Мюзиклы новогодние, созданные современными авторами: «Золушка»; «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Сорочинская ярмарка»; «За двумя зайцами». Все роли исполняют российские и украинские знаменитые певцы и актёры. Мюзиклы новогодние, в которых использованы старые песни: «Морозко»; «Старые песни о главном»; «Золотой ключик». Телемюзикл «Старые песни о главном» включает в себя цикл из 4 фильмов. Главные каналы, которые создают мюзиклы новогодние, – это «Первый» и «Россия».
Заключение
Таким образом, мюзикл — это музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства.
Расцвет мюзикла как жанра театрального искусства пришелся на середину прошлого столетия. На сценах американских и французских театров были поставлены классические музыкальные спектакли, популярность которых разошлась по всему миру.
Современный мюзикл — жанр, который стали выделять в последнее время, является практически ровесником этого века. Современный мюзикл, формирующийся сегодня, естественно менее всего изучен и описан.
Мюзикл зародился как жанр в 20-30-х годах двадцатого века в США. Но признан жанром он был только в марте 1943 года, в день премьеры спектакля «Оклахома».
Три главных компонента мюзикла — музыка, лирика и либретто. Творческая команда включает режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстера.
Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими как декорации, костюмы, свойства сцены, освещения и т.д.
Отечественная история мюзикла и рок-оперы охватывает лишь четыре десятилетия прошедшего XX века и начало XXI столетия, но и она отмечена рядом значительных достижений. Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене.
Мюзикл — новый тип театрального спектакля. Для постановки нужен особый коллектив, где важен «средний состав» — постановщики, ассистенты по звуку и свету, сценические менеджеры, монтировщики и т.д. Мюзикл — это движение искусства к широкой аудитории. Многие исследователи отмечают, что мюзикл, как ранее комическая опера и варьете, является одним из любимых развлечений среднего класса. Сложнее дело обстоит с жанром рок-оперы, хотя существует ряд работ, анализирующих се генезис.
Список используемой литературы
1. Адабашьян В. Мюзикл./ В. Адабашьян; под ред. Д. Володихина // Музыка наших дней: Современная энциклопедия. — М.: Аванта+, 2014. — С. 80-81.
2. Алексеев, Э. Молодежь и музыка сегодня / Э. Алексеев, П. Андрукович, Г. Головинский // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 2014. — С. 210 — 247.
3. Андрущенко, Е. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960 — 1980-х годов Текст.: монография / Е. Андрущенко. — Ростов н/Д.: РГК, 2017. — 242 с.
4. Арановский, М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке Текст.: сборник статей / М. Арановский // Музыкальный современник. Вып. 6. — М.: Музыка, 2015.- С. 5-44.
5. Дугин А. Поп-культура и знаки времени/А.Дугин. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2015. – 452 с.
6. Дёмина И. Селицкий А. Музыкальная драматургия.Учебное пособие для студентов-вузов / И. Демина, А. Селицкий.- Ростов н/Д.: Феникс.- 2015. — 67 с.
7. Емельянова И. Мюзиклу можно все/ И. Емельянова // Великие мюзиклы мира: Популярные энциклопедии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015.- С. 5 — 26.
8. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры: Из истории джаза и мюзикла: / Н.И. Енукидзе. — М.: Росмэн, 2014. — 124с.
9. История зарубежного театра: учебник по культуре и искусству. / Под ред. Л. Гительмана. – СПб.: Питер, 2015.- 298с.
10. Кармин А. С. Культурология/А.С.Кармин. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
11. Культурология / Под ред. А. И. Шаповалова. – М.: Владос, 2013. – 320 с.
12. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла/Т.Н.Кудинова.- М.: Приор, 2015.- 147с.
13. Сысоева А. Бродвейский мюзикл: процесс формирования жанра в 10 — 20-е годы XX века/А.Сысоева.- СПб: Питер, 2016.- 198с.
14. Уварова Е. Мюзикл в России Текст.: энциклопедия / Е. Уварова // Эстрада в России. XX век. М.: Олма-пресс, 2014. — 861 с.
15. Шапинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий/Е.Н.Шапинская.- М.: Владос, 2015.- 189с.
16. Щербакова М.Н. Музыка к драме в русском театре 1830-1840-х годов: (вопр. стиля и жанра) / Щербакова М.Н. — СПб: Лань, 2015. — 16 с.
17. Шабалина Т. Мюзикл./Т.Шабалина.- М.: Искусство, 2014.- 98с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф