ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Теоретические основы исследования образа семьи в информационном пространстве
1.2. Содержание и специфика образа российской семьи
1.3. Образ российской семьи в средствах массовой информации
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА СЕМЬИ В СМИ
2.1. Современная семья в зеркале российского телевидения
2.2. Экспериментальное исследование образа семьи в российском телевидении
2.3. Выводы по исследованию
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков именно семья, выполняла основные функции социализации. В информационную эпоху их трансляция и передача новым поколениям россиян осуществляется уже не только социальным институтом семьи, но и конструируются посредством воздействия информационного пространства и особенно средств массовой информации (СМИ), которые часто сравнивают с «четвертой властью».
Социальные последствия трансформации экономической, социальной, политической, социально-культурной жизнедеятельности российского общества внесли принципиально новые основания для выстраивания приоритетов по презентации места семьи в информационном пространстве России. Выявлены не только позитивные, но и негативные тенденции к ослаблению социальной интеграции нашего многонационального общества в силу минимального представления об объединяющей, традиционной роли семьи в СМИ. В связи с этим, четкое представление том, что есть современная российская семья и ее презентация в СМИ, представляются весьма актуальными.
Степень научной разработанности проблемы. К анализу средств массовой коммуникации и информации, как к многофункциональному институту и объекту социологического исследования обращались Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, К. Маннгейм, М. Маклюэн, Д. Белл, а также наши современники Ю.Хабермас, М.Кастельс. Среди современных отечественных авторов можно выделить Б.А. Грушина, А.С. Запесоцкого, Ю.А. Левада, Н.И. Лапина, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядова, которые не только изучают СМИ, но и оценивают их воздействие на аудиторию, в том числе через медиаметрические показатели.
Объект исследования – образ семьи в средствах массовой информации России.
Предмет исследования – процесс презентации образа российской семьи в средствах массовой информации.
Цель исследования – проанализировать особенности процесса и презентации образа семьи в средствах массовой информации.
Задачи:
— рассмотреть содержание и специфику образа российской семьи ;
— охарактеризовать образ российской семьи в средствах массовой информации;
— изучить современную семью в зеркале российского телевидения;
— провести экспериментальное исследование образа семьи в российском телевидении;
— провести серию интервью и подвести итоги.
Выводы исследования могут быть ориентиром при составлении федеральных и региональных социальных программ поддержки, защиты семьи и семейных ценностей.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и приложений.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Теоретические основы исследования образа семьи в информационном пространстве
Под информационным пространством понимается совокупность определенных структур, нацеленных на созидание и распространение знаний, связей, оценок и установок. В сфере коммуникационных технологий информационного пространства особое место занимают возможности влияния СМИ на общественное мнение и поведение. СМИ позволяют обеспечивать оперативное производство и распространение смысловых конструктов, ядром которым является социально значимая информация.
Выделяются три компонента СМИ:
— субъекты информации;
— информационное воздействие;
— основные каналы и средства трансляции информации.
СМИ имеет свои рычаги управления и влияния на общественное мнение. Они рассматриваются как многофункциональный институт, обладающий развлекательной, просветительской, воспитательной, социализирующей, психотерапевтической функциями.
В рамках исследования можно определить, что информационное пространство – это не только совокупность носителей информации, но и содержание самой этой информации, репрезентируемой в сознание целевых аудиторий в виде знаковых моделей, образов, набора стереотипных представлений, оценок, слияний, представленных СМИ.
В настоящее время можно сказать, что наиболее массовым средством информации является телевидение, на втором месте находится Интернет, а доля граждан, интенсивно потребляющих информацию из печатных СМИ, газет и журналов, неуклонно снижается. Не только в общественном мнении, но в журналистской среде преобладают критические оценки существующего медийного контента.
Содержание части информационных материалов признается гражданами и журналистами неудовлетворительным и даже наносящим вред семейному образу жизни. К тому же абсолютизация рыночных механизмов вывела СМИ из под контроля общества. Отсюда, обеспокоенность по поводу контента, неудовлетворяющего общественные потребности, как в поддержании целостной картины мира и гражданской идентичности, так и в представлении образа семьи в публичном информационном пространстве.
Темы современной журналистики, а также принципы выбора новостей, позволяют сделать вывод о том, что они не способствуют формированию у граждан объективного представления о социальной действительности, в данном случае, в анализе и освещении проблем семьи в этой связи. В тоже время существует острая потребность в научном обосновании роли и места СМИ в формировании образа современной российской семьи.
Образ — это идеальная форма отражения объекта в сознании человека, результат воспроизведения предмета на носитель информации. Имидж – это цель и инструмент управления общественными настроениями, результат применения ресурсов и технологий, рукотворный продукт и часть образа.
Имидж подразумевает под собой некую желаемую, конструируемую и планируемую сторону образа, тогда как образ несет в себе объективные представления общества о государстве, сложившиеся в результате социальной практики.
Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед) процесс создания проекта, прообраза, предполагает собой достижение конкретных результатов, определенную последовательность действий.
Общемировая тенденция расширения социального проектирования затронула и государственную семейную политику. Проектирование превратилось в особый вид деятельности, способ решения конкретных задач, методология обоснования возможности реализации замысла и применения ряда процедур, позволяющих рационализировать процесс достижения поставленных целей.
Термин «проектирование имиджа российской семьи» в данном случае позволяет выявить содержательные компоненты «образа семьи». Любое проектирование представляет собой особый вид деятельности людей, результатом которой является некий конечный продукт, называемый проектом. В отличие от прогнозирования проектирование предполагает не только «суждение о возможных изменениях», но и достижение конкретных результатов, выстраивающие определенную последовательность действий.
Иначе говоря, проектирование основывается на прогнозировании, но ни коем образом не сводиться к нему [6].
Ключевыми характеристиками проектируемого образа семьи являются группа восприятия, набор воспринимаемых и измеримых характеристик, оценочные суждения, исторические сюжеты существования образа, его устойчивость и направленность на целевую аудиторию.
Таким образом, проективные технологии поддержания образа семьи включают в себя как приемы достижения немедленного локального краткосрочного результата, так и получение глубинных, глобальных, длительных эффектов. Эти технологии служат основой в поддержании механизма социального регулирования деятельности людей, организаций, систем. Главными субъектами этих технологий являются институты власти, общественные организации. Объект воздействия – общественное сознание, поведение людей. Основными инструментами реализации социальных технологий выступают медиа-рилейшнз, СМИ, социальная реклама [9].
Образ семьи в информационном пространстве можно интерпретировать как совокупность устойчивых оценочно- смысловых характеристик субъекта, складывающихся поэтапно в результате целенаправленной информационной деятельности СМИ (по освещению данного субъекта). Следует отметить, что в качестве параметров, лежащих в основе формирования образа в СМИ, выделяются: уровень новостной видимости субъекта, количество смысловых характеристик, интенсивность оценочных характеристик [7].
Необходимым условием формирования образа в СМИ определенного субъекта является достижение определенного уровня новостной видимости, то есть большого числа упоминаний в материалах прессы в рамках конкретных новостных тем. На следующем этапе происходит закрепление за субъектом определенных смысловых характеристик, которые в дальнейшем воспроизводятся при информационном освещении субъекта в новых контекстах. И далее, к уже зафиксированным смысловым характеристикам добавляются оценочные суждения.
Основными информационно-коммуникативными элементами образа семьи являются код, символ, стереотип. Определяющее воздействие на образ семьи России оказывают мифы и стереотипы, живущие в массовом сознании жителей разных стран и распространяемые зарубежными средствами массовой информации. На современном этапе данные информационно-коммуникативные элементы образа семьи по-прежнему играют ключевую роль в процессе формирования государственной семейной политики.
СМИ выполняют функцию символической репрезентации, источника информации выступают в качестве знака идентификации, принадлежности к той или иной группе.
Формирование образа семьи происходит при широком использовании всевозможных коммуникаций – обмене различных видов информации, сообщений, сведений, что является компетенцией средств массовой информации. СМИ не только реагируют, но и воздействуют на образ семьи.
СМИ создают повестку дня, выступают посредниками и инструментом формирования государственной политики в рассматриваемой сфере.
Таким образом, СМИ не только реагируют, но и воздействуют на образ семьи, создают медиа-контент, выступают инструментом влияния на государственную семейную политику. Позитивный образ семьи является новой заявленной позицией, повышающей роль семьи в социуме и является свернутым посланием государства, его приоритетов в области семейной политики. Образ российской семьи влияет на восприятие России в целом и предполагает выявление социальных, политических, исторических факторов создающих общее впечатление об этой репрезентативно-образной конструкции.
1.2. Содержание и специфика образа российской семьи
В российской истории семья всегда занимала особое место. В ней формируется база гражданской и национальной культуры, посредством нее передаются модели социального поведения, осуществляется воспроизводство общества.
Cложно переоценить значение семьи как базового элемента в иерархии демографических образований. Вполне справедливым является мнение о том, что население страны, региона, населенного пункта представляет собой не столько совокупность отдельных людей, сколько совокупность семей [5].
В конце XIX – начале ХХ вв. доминировал традиционный тип брачности, характеризующийся такими признаками как ранняя брачность и всеобщность брака. Важнейшим условием заключения брака была процедура его общественного одобрения, включающая главным образом, церковную регистрацию. Относительно раннему вступлению в брак и всеобщей брачности во многом способствовала расширенная многопоколенная разветвленная семья и существовавшая в ней форма хозяйственно- экономических связей. Христианский фамилистический императив надежно оберегал целостность семьи, что выражалось в незначительном количестве случаев расторжения брака.
Исходя из документов и статистических данных о социально-демографических процессах можно отметить, что современный семейно-демографический дисбаланс произрастает, в том числе и из советского прошлого [10]. Именно тогда полноценная семья, осуществляющая воспроизводство населения и воспитание подрастающих поколений, лишилась прежней позиции – быть институциональной основой общества.
Это во многом было обусловлено тем, что российская семья испытала на себе силу массированной идеологической пропаганды социалистического «освобождения от семейных пут». Сегодня российская семья вновь и все сильнее испытывает на себе разрушительное информационное воздействие чужеродных жизненных ценностей, ложных внесемейных идентификаций.
В последнее десятилетие XX века, российское общество пережило период радикальной ломки политики институтов, ценностей, смысла развития. В период «перестройки» серия зарисовок о трудовых семьях сменяется материалами о семейных проблемах, распаде социума, разломе ценностей.
Пропаганда материальных ценностей, потребительских практик привела к изменению моральных, этических эталонов и образов, культурных смыслов.
Вновь введенные рубрики, в которых рассматривались семейные проблемы, были недолговечны, однако внимание читателей привлекали новые образцы общественной жизни, которые демонстрируют бегство от противоположности – от альтруизма и коллективизма к обогащению, материальным ценностям, эгоцентризму, карьерному росту.
Поэтому изучение процесса раскола ценностей, отраженного в общественном сознании и в СМИ, позволило выделить три группы ценностей [14].
1. Ценности, связанные с супружеством (ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимной поддержки и взаимопонимания супругов и т.п.);
2. Ценности, связанные с родительством (ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, ценность воспитания и социализации детей в семье и т.п.);
3. Ценности, связанные с родством (ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи и т.п.).
Подобная логика демонстрирует по мнению ведущих исследователей, ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Увеличивается тенденция к сокращению брачности, растёт количество разводов, неполных семей, что приводит к негативным демографическим и социальным последствиям. Всё это свидетельствует о том, что идет трансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную на других основаниях и порождающих новые мировоззренческие установки [15].
Пропаганда традиционных семейных ценностей не является безусловным приоритетом в СМИ.
Причем, данные ценности должны трактоваться на основе, прежде всего, российских традиций (в т.ч. традиций многодетной семьи, ответственного родительства, уважительного отношения детей к родителям) [10]. Рождение и воспитание детей должны быть признаны как виды деятельности, имеющие не только частное, но и общественное значение. Целесообразно существенно скорректировать подходы к осуществлению функций по социализации молодежи, используя современные возможности информационного общества, в котором существует некая диктатура моды, модных стандартов. Погрузив образ семьи в тренд «объектов моды» можно задавать нормы, санкционировать вкусы, модели поведения, предпочтения. Создавая условия для принятия новых правил и норм возрастает интерес к образу женщины, мужчины, семьи в условиях радикальных социально-экономически и политических перемен [1]. Анализируя печатные СМИ, можно заметить циклические изменения в образах, связанные с циклическими изменениями институтов.
Рассматривая социальный контекст образов семьи, матери, отца следует отметить зависимость их содержательной основы от циклических изменений, а также «модного тренда».
Позитивный образ семьи стоит в ряду значимых факторов формирования и обозначения статуса новой заявленной позиции семьи в социуме и выражает свернутое желание ее содержательных моделей8 Особенностью динамики образов XXI века является изменения в статусе и роли культуры потребления в социальных отношениях. Именно в таких условиях происходит жизнедеятельность российских семей.
Французский социолог и теоретик постмодернизма Ж. Бодрийяр описывал современный мир таким образом: «воображаемый мир экрана, интерфейса, удвоения, смежности, сети», «благодеяния потребления не переживаются в повседневной практике как результат труда или процесса производства, они переживаются как чудо» [4].
Имидж способен отображать стремление человека к проявлению внутреннего индивидуального стержня и его самоидентификации в группе, в которой он состоит и в обществе в целом. Человек всегда находится на грани между желанием быть похожим на всех остальных и выделяться из толпы. В таком случае имидж является тем определяющим механизмом, который идентифицирует человека в процессе статификации общества.
Образ культурного развитого человека постепенно разрушается и деформируется, происходит деморализация и дегуманизация в искусстве.
Это проявляется в увеличении количества появлений сцен насилия, жестокости и секса в кинематографе, литературе, изобразительном искусстве, что, в конечном счете, оказывает разрушительное влияние на молодежную нравственность и культуру [8].
По мнению Ж. Бодрийяра, имидж как и мода выступает универсальной формой, в которой постоянно происходит взаимообмен знаков. Знаки в имидже не имеют никакой внутренней системы и потому они могут подвергаться перестановке и меняться местами, при этом постоянно повторяясь. Это один из основных принципов моды, который формулирует Бодрийяр. Знаки имиджа и моды могут присутствовать во всех сферах жизнедеятельности: в науке, культуре, морали, экономике, политике и прочих [4].
Итак, позитивный имидж семьи выступает также процессом, который несет в себе формирование определенной границы, разделяющей модное и немодное социальное пространство, людей, которые с ним связаны.
Основными характеристиками имиджевого пространства являются современность и престижность. В целом, эти характеристики утверждают особенность процесса формирования и поддержания образа, которая состоит в производстве символов престижности в современном мире.
Еще одной особенностью выступает тот факт, что в течение имиджевого процесса происходит динамичная смена культурных образцов массового поведения, которые отображают роль символов престижности. Имиджевый процесс всегда нацелен на постоянное движение и инновации.
Важно обратить внимание на то, что имиджевый процесс проявляется наиболее активно в противостоянии другому процессу – сопротивлению внедрения нового образа. Сопротивление может проявляться в различных формах. Например, в агрессивном внедрении в общественное сознание образа однополых семей, либо иную образную выразительность.
1.3. Образ российской семьи в средствах массовой информации
Средства массовой информации все больше и чаще внедряются в современные социальные институты. Исключением не стал институт семьи и брака. Улучшение и распространение новых информационных технологий ведет к вытеснению многих обычных для нас способов продвижения информации, уничтожению информационных границ и освоению, и применению новейших способов коммуникативного влияния. Также СМИ чаще всего далеки от объективности и в основном прибегают к техникам манипулирования общественным сознанием. Они имеют большие запасы средств, с помощью которых можно представить одну и ту же информацию обществу с разных ракурсов, тем самым нарушив нормальное психологическое состояние людей, подвергая их информационному влиянию.
Испокон веков именно семья выполняла основные требования и функции социализации, а именно социальное отождествление, формирование взглядов и ценностных ориентиров. С развитием информационной эпохи их трансляция и распространение среди нового поколения молодых людей уже осуществляются не только благодаря институту семьи, но и видоизменяются через воздействие информационного поля и очень часто посредством средств массовой информации (СМИ), которые нередко сравниваются с «четвертой властью». [12] В связи с социальными последствиями, изменения в экономической, политической и социально-культурной сфере жизнедеятельности российского общества внесли новые основания для определения места семьи в информационном поле России. Были обнаружены не только положительные, но и отрицательные предпосылки к ослаблению социальной интеграции российского общества. Это главным образом связано с тем, что у населения минимальное представление о главной традиционной роли семьи в СМИ.
Сейчас, как никогда раньше, формирование и становление идеального «образа семьи» напрямую зависит от масс-медиа, которая хаотично определяет основные гражданские ориентиры, правила и нормы восприятия семейных взаимоотношений. Современные российская читательская и зрительская аудитория пытается присоединиться к потоку информационного обмена, стремиться взаимодействовать с информацией, чтобы ее содержание соответствовало требованиям и пожеланиям россиян. [13] Однако то, что предлагает нам СМИ не всегда соответствует интересам и потребностям людей, не подходит для современного общества и современного мышления.
Но несмотря на изменения в культуре, на наличие увеличения отрицательных явлений в области семьи и брака, по сравнению с прошлыми десятилетиями, к счастью, россиянами не было утрачено социального доверия к обычным семейным ценностям, которые в свою очередь и составляют ту самую базу представления традиционной российской семьи. Образ семьи, в том числе и традиционный, не носит постоянный характер, он всегда видоизменяется, в него вкладывают новые смыслы и понятия. Особенно, в информационное время образ семьи преобразовывается, находясь под напряженным влиянием всевозрастающей власти, традиционных средств массовой информации и электронного информационного потока. [14] В наши дни можно заметить увеличение различных отрицательных проявлений в институте семьи и брака — таких как рост разводов, уменьшение количества брачных союзов, падение рождаемости, распространение идеи однодетной семьи, неполное, а иногда и абсолютное невыполнение семьей своих основных функций, ослабление родственных связей, распространение разных форм девиантного поведения в кругу семьи. Основной причиной депопуляции можно назвать кризис семьи, который проявился прежде всего, как кризис системы ценностей.
В современном мире семья как ячейка общества перестает являться нечто ценным для людей, перестают существовать мотивы, которые побуждают вступить в брак, рожать и воспитывать детей. За несколько десятилетий материальные условия в России улучшились, но это вовсе не повлияло на существенное увеличение числа детей в семье, поэтому можно сделать вывод, что экономический фактор не играет основной роли.
Если сравнивать с Западом, где материальные условия в основном выше, чем в России, там также распространен идеал однодетной семьи. Поэтому решение проблемы современной российской семьи стоит искать именно в сфере социально-нравственных установок. Каждый индивид ориентируется на определенную группу (или даже несколько групп), членом которой он может и не являться, но их нормы, ценности он воспринимает как образец, как правильную модель поведения. Людям свойственно присоединение именно к тем моделям поведения, которые позиционируют себя как благополучные.
Для большинства людей «образцы подражания» — это их кумиры: актеры, певцы, спортсмены, т. е. люди, которые популярны и находятся в центре внимания СМИ. Соответственно модели поведения, которые они демонстрируют в средствах массовой информации, для общества становятся образцами их собственных действий.
Но в современном мире существует еще одна проблема, с которой сталкивается общество — это кризис социальной идентичности. Люди не прикрепляются крепко к определенным культурным образцам и традициям, они достаточно свободно их меняют в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Тем самым весь процесс может привести к непредвиденным обстоятельствам и приобрести непредсказуемый характер. [8] Семейные устои, которые пропагандирует СМИ, получают признание и становятся нормами поведения.
Полное сознание общества на данный момент является объектом пристального внимания ученых в разных областях, фокусирует в себе многочисленные острые проблемы современного мира. Одна из основных таких проблем — это неправильное формирование социальных ценностей молодежи и стиля их поведения. Модель семьи под влиянием СМИ сильно изменилась, и это, в первую очередь, отразилось на формирование семейных норм, установок и выборе семейного поведения молодых людей.
Подводя итог, можно сказать, что с одной стороны, средства массовой информации отражают действительно сформировавшийся в современном обществе отрицательный образ семьи, а с другой — делают акцент на семейных ценностях и нормах, которые показываются в неправдоподобных сюжетах рекламы и сериалов.
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА СЕМЬИ В СМИ
2.1. Современная семья в зеркале российского телевидения
Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения, в России продолжается демографический кризис, наблюдаются отрицательные темпы прироста населения. Так называемый «русский крест» это образная характеристика демографической ситуации в стране. Даже относительно стабильное последнее десятилетие не создало почвы для демографического взрыва, хотя позитивная динамика все же появилась.
Известно, что государственная семейная политика России сопряжена с увеличением расходов на поддержку материнства и детства, однако количество разводов в стране достигает рекордного уровня: по данным Росстата, 53% браков распадаются. Возникает резонный вопрос: как укрепить институт семьи, предотвратить разводы и стимулировать многодетность? Опыт западноевропейских стран с высоким уровнем жизни свидетельствует о том, что выбор в пользу создания большой семьи зависит не только от материального благополучия, но и от внутренних убеждений супругов.
Как неоднократно подчеркивали многие ученые, именно институт семьи во многом обеспечивает социально-экономическую и культурную стабильность страны. «Семья способствует выживанию и существованию общества в целом». «Семья выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности». Именно в семье формируются ценностные установки человека. «Содержание семейного воспитания должно охватывать все направления развития личности: физическое, умственное (интеллектуальное), эстетическое, трудовое, нравственное и другие». Как отмечает академик Н.М. Римашевская, семья является транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм. И потому трансформация института семьи способна вызвать самые негативные последствия в социуме.
К сожалению, стоит признать, что молодые многодетные семьи не часто встречаются в российском обществе, особенно в мегаполисах. Поколение, которое начинает создавать семьи сейчас, в период слома социально-политических формаций, было фактически предоставлено само себе. В связи с этим в ценностной матрице современного молодого человека такие понятия, как долг, ответственность, семейные ценности, были вытеснены идеологией потребления, гедонизма и вседозволенности. Искушения современной жизни стали слишком велики.
Тем не менее ситуация не безнадежна. Сегодняшний мир информационных технологий способен предоставить широкий арсенал средств для продвижения семейных ценностей, для формирования в обществе моды на многодетность, на нетерпимость к изменам, разводам, семейному насилию. СМИ тиражируют образцы и модели поведения людей, которые в обыденно-практическом сознании человека выступают ориентиром повседневной деятельности. Создание позитивного или негативного образа семьи в СМИ формирует моду на многодетность или бездетность. Демонстрируемые в СМИ модели семьи могут стать примером для подражания при создании молодежью собственных семей. Огромным ресурсом, отвечающим за формирование имиджа семьи, является телевидение, которое обладает комплексом факторов воздействия, а также благодаря своей популярности является наиболее интересным и актуальным для изучения ценностных ориентаций молодежи. Оно имеет мощный механизм продвижения семейных ценностей.
К семейным ценностям следует отнести следующие категории: супружескую верность, родственные отношения, ценность домашнего уюта и очага, ответственность перед родными, близкими людьми и обществом, привязанность, уважение и любовь к детям, супругу, родителям (уважение к старшим), комфортный морально-психологический климат в семье, общение, чувство духовной близости, материальное благополучие, творческую и познавательную деятельность, спорт, семейный отдых, безопасность, чувство защищённости и т.д.
Многие ценности, которые стали уже общесоциальными, имеют «прописку» в семье. Такими ценностями может считаться труд, основанный на домашних обязанностях, дружеское общение, уважение к авторитету и т.п. Как уже неоднократно отмечалось, семья является ячейкой общества, его микромоделью, и поэтому институт семьи в условиях кризиса нуждается в активной поддержке не только государства, но и гражданского общества, включая СМИ.
Для выработки образа семьи исключительно значимы информационные технологии по продвижению ценностей традиционной российской семьи. Понятие «проектирование образа российской семьи» в данном случае позволяет выявить содержательные компоненты «образа семьи» и рассмотреть методики, позволяющие осуществить последовательные действия от упрощения, деиндивидуализации сложного дифференцированного объекта к заранее подготовленным признакам-характеристикам, которым сознательно придается особая значимость в глазах как внутренней, так и внешней общественности, создается климат доверия, предоставляющий дополнительные возможности для развития двусторонних отношений.
В тоже время, значительная часть россиян не удовлетворена тем, каким образом осуществляется формирование и трансляция образа семьи в СМИ. Согласно результатам указанного опроса, проведенного группой ЦИРКОН, большинство респондентов (58%) считают, что темам семьи, брака и семейных ценностей в СМИ сегодня уделяется мало внимания. Противоположная точка зрения представлена вдвое меньшей долей голосов респондентов.
Объективные законы появления, развития, распространения информации и ее воздействия на общество и индивидов определяют необходимость развития информационных обменов и формирования объединяющих ценностей81. Несмотря на встраивание в эту систему новых механизмов по выработке социальных способов и моделей поведения, процесс формирования общего поля, объединяющего идентификационные ценности, идет трудно. Причинами тому является глубокие социокультурные разломы.
Таким образом, исключительно актуальным становится процесс выявления единых идентификационных ценностей для конструирования гражданской идентичности, а также для предотвращения ценностного раскола, который коснулся культурных и семейных традиций. Проявлениями такого расколами являются девальвации семейных ценности, а также ценностей патриотизма, бескорыстия, служения Отечеству. Слом прежней системы ценностей приводит, в свою очередь, к радикализации общественных настроений82.
2.2. Экспериментальное исследование образа семьи в российском телевидении
Целью исследования стал анализ портрета современной семьи, который создает современное российское телевидение. Для этого автором была предпринята попытка провести количественный и качественный анализ содержания информационных, общественно-политических программ федеральных каналов. Исследование заключалось в проведении контент-анализа за четыре года: 2018-2021.Для решения поставленной задачи была использована система «Медиалогия», состоящая из базы данных СМИ и автоматизированного аналитического модуля. «Медиалогия» содержит расшифровки всех телевизионных сюжетов федеральных каналов общественно-политического вещания. Благодаря наличию в системе объектного поиска достигается высокая точность результатов мониторинга СМИ. Кроме того, система минимизирует информационный шум. Поскольку объем информационного вещания федеральных каналов достаточно велик, для проведения контент-анализа автор отбирал тексты, где слово «семья» упоминалось не меньше 5 раз. Таким образом, анализу подверглись 1435 информационных материалов.
В целях максимально точного измерения базовых характеристик отражения образа современной семьи в СМИ и ценностей, транслируемых в медиасреде, автор разработал методику оценки информационных сюжетов. Для количественного и качественного анализа медиатекстов была разработана специальная программа, позволяющая осуществлять содержательный разбор каждого отдельного текста по следующим параметрам:
• статусные параметры семьи (полная, неполная (мать), неполная (отец), второй брак, третий брак, неблагополучная, приемная, гражданский брак, венчание, межнациональные браки, межконфессиональные браки, многоженство, молодые браки, поздние браки);
• отношение семьи к детородной функции (ранние роды, поздние роды, многодетная семья, два ребенка, один ребенок, приемные дети, дети-сироты, добровольная бездетность, внебрачные дети, аборты, конфликты на почве раздела имущества и детей);
• семейные и антисемейные ценности (брак, развод, секс без обязательств, крепкая дружная семья, детское насилие, педофилия, семейное насилие, доверие, ответственность, безответственность, эгоизм, верность супругов, неверность, измена, бескорыстие, вульгарный материализм, традиции, семейный отдых, карьеризм, брак по любви, брак по расчету, страсть, любящие родственники, безответственные родственники, гетеросексуальность, гомосексуальность, равенство полов, феминизм, мужской шовинизм);
• государственная семейная политика (государственные программы поддержки семьи, жилье, ипотека, образование, здравоохранение, материнство и детство, материальное положение семьи, безопасность).
Каждая содержательная характеристика текста оценивалась по ключевым параметрам тональности: позитивная, нейтральная, отрицательная. Для дальнейших математических расчетов каждому высказыванию был присвоен соответствующий коэффициент. Поскольку отрицательные высказывания вносят в оценку максимально возможный негативный вклад, им был присвоен коэффициент равный 2, нейтральным ? 1, а положительным ? 2.
Все 1435 источников оценивались по вышеуказанным параметрам, обрабатывались соответствующей программой и сохранялись. Затем были составлены диаграммы, отражающие результаты исследования. Каждая категория анализа представлена в двух диаграммах, отражающих количественную и качественную оценку института семьи.
В результате исследования были получены следующие результаты.
Статусные характеристики российской семьи
Как известно, в реальной жизни неполная семья стала довольно распространённым явлением. Увеличивается количество детей, родившихся вне брака. Согласно данным Росстата, в общем количестве детей доля родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке, в 2019 г. составила 26,1%.
Результаты исследования позволили определить, какие семьи, полные или неполные, преобладают на российском телевидении.
Рисунок 1. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках типа семьи (полная – неполная)
Таким образом, телевидение акцентирует свое внимание в большей степени на полных семьях, модель именно такой семьи является приоритетной в материалах, посвященных семейной тематике. Следовательно, именно полная семья является одобряемой моделью.
Далее был проведен количественный анализ других статусных характеристик института семьи.
В частности, исследование показало, что достаточно большое внимание уделяется приемным семьям, неблагополучным семьям и молодой семье. Довольно редко в материалах затрагивается проблема гражданских, межнациональных и межконфессиональных браков, а также церковных браков.
Поскольку каждое высказывание о семье в тексте оценивалось с точки зрения тональности, была определена средневзвешенная оценка института семьи для каждой единицы анализа :
Рисунок 3. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных характеристик и типов семьи
Из данной диаграммы можно сделать следующие выводы. Российское телевидение дает максимально положительные оценки полной семье. Стоит особенно отметить, что в СМИ отсутствует какая-либо негативная оценка неполных семей.
Далее СМИ положительно комментируют информацию о приемных детях, молодых браках, венчании и, как ни странно, о многоженстве. Поздние браки не осуждаются, но и однозначно положительной оценки не имеют.
Информация о неблагополучных семьях встречается также очень часто, однако она сопровождается негативной оценкой. Негативную оценку также получили межнациональные, межконфессиональные, вторые и гражданские браки. Это полностью опровергло мнение многих аналитиков СМИ о том, что телевидение пропагандирует распущенность и поощряет свободные добрачные отношения.
Семьи и дети
С 1994 г. в России фиксируется депопуляция и феномен «единственного ребенка», способствующий, как считают многие исследователи, невротическому развитию личности. Кроме того, наблюдается падение рождаемости и повышение репродуктивного возраста, преобладание малодетных семей и распространение добровольной бездетности. При этом парадокс заключается в том, что демографический рост обеспечивается в большей мере за счет малообеспеченных и в меньшей мере за счет среднеобеспеченных слоев населения.
Согласно данным Росстата, среднее число рожденных детей у одной женщины, по результатам исследования, составило 1,28. У опрошенных состоящих в браке женщин оно равняется 1,29, а у незамужних матерей 1,25. Свыше половины опрошенных женщин имеют одного родного ребенка. Среди незамужних матерей таковых почти 80%. Трое и более рожденных детей — менее чем у 5% замужних респонденток.
Эта статистически определенная реальная ситуация не соответствует той виртуальной картине, которую создает и транслирует телевидение. Анализ телевизионных репортажей обозначил следующую тенденцию.
Рисунок 4. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках количества детей в российских семьях
В общем объеме инфромационного потока превалирует информация о многодетных семьях и приемных детях-сиротах. Относительно небольшой удельный вес занимает информация о единственном в семье ребенке. Редкое явление материалы о добровольной бездетности, внебрачных детях и абортах.
Таким образом, современное российское телевидение скорее пропагандирует многодетность, нежели отражает объективную реальность.
Качественный анализ тех же параметров позволяет определить тональность высказываний:
Рисунок № 5. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках количества детей в российских семьях
Из диаграммы видно, что материалы о многодетных семьях не только преобладают на российском телевидении, но и сопровождаются положительными оценками. В общем объеме инфромационного потока превалирует положительная информация о приемных детях-сиротах. Сравнительно небольшой удельный вес в общем потоке событий принадлежит сюжетам, в которых проходит информация о семье с одним ребенком. Более того, оценки данного явления нейтральны.
С негативной коннотацией сообщается информация об абортах, добровольная бездетность осуждается так же, как и внебрачные дети. При этом телевидение, по мнению автора, умаляет значение проблемы повышения репродуктивного возраста. Информация по этой проблематике представлена весьма скромно.
Семейные и антисемейные ценности
Известно, что в информационном поле одновременно функционируют не только сообщения, которые адекватно отражают существующий мир, но также искаженная информация, вводящая человека в заблуждение, не позволяющая адекватно оценить себя и окружающий мир. Так формируется иллюзорная реальность, которая может представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности. По такому же принципу в системе ценностей существуют как реальные ценности, так и «синтетические», которые позволяют подменять традиционные устои идеологемами13.
На сегодняшний день, по мнению многих исследователей, в эфире преобладают, прежде всего, развлекательные передачи, обращённые к тёмной стороне человеческой личности, эксплуатирующие темы насилия, секса, социального неравенства, проповедующие эскапизм и идеологию потребления. На основании изученных источников были составлены пары, состоящие из ценностей и семейных антиценностей. В поле зрения автора попали наиболее актуальные, с точки зрения сохранения семьи, ценностные категории.
В связи с этим была проведена оценка количества упоминаний тех или иных семейных и антисемейных ценностей, отраженных в следующей диаграмме:
Рисунок № 6. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках семейных и антисемейных ценностей
Несмотря на мнение экспертов, из диаграммы следует, что информационные и общественно-политические программы российского телевидения чаще всего актуализируют информацию о традиционных браках, крепких дружных семьях, доверии, бескорыстии и т.д. Следовательно, наибольшее количество материалов посвящено продвижению семейных ценностей. Антисемейные ценности встречаются в эфире гораздо реже. Обращает на себя внимание также непропорционально большое количество материалов о детском насилии и педофилии. Интересен виртуальный портрет современной семьи, которая представлена главным образом в нуклеарном варианте: отец, мать и ребенок. Ценность родственных связей, в том числе со старшими родственниками, – большая редкость. Стоит отметить, что в СМИ гораздо больше материалов о безответственных родителях, нежели о любящих матерях и отцах, однако, как следует из следующей диаграммы, подобное поведение в СМИ осуждается.
Рисунок № 7. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках семейных и антисемейных ценностей
Как следует из приведенной диаграммы, российское телевидение дает положительную оценку следующим ценностям: браку, крепкой дружной семье, доверию, верности, бескорыстию, традициям, семейному отдыху, гетеросексуальности, равенству полов, любви. Негативная оценка сопровождает материалы о разводе, детском насилии, семейном насилии, безответственности, неверности, материализме, карьеризме, страсти, гомосексуальности.
Остановимся подробно на некоторых ценностных парах. Равенство полов – феминизм, мужской шовинизм имеют одинаковую оценку, то есть представители общественности или журналисты равным образом отвергают любые проявлени половой дискриминации и приветствуют равенство. Обращает на себя внимание тот факт, что в СМИ приветствуется как брак по любви, так и брак по расчету. Однако нельзя сказать, что оценки последнего высоки. Они больше тяготеют к нейтральным. Достаточно активно критикуется вульгарный материализм, при этом такая ценность, как бескорыстие, имеет ярко выраженную положительную оценку. Кроме того, материнская любовь получила большую положительную оценку, чем отцовская. Наименьшее количество материалов в СМИ наблюдается у телевизионных сюжетов о старших родственниках. Это свидетельствует о том, что межпоколенческие связи все меньше актуализируются в СМИ.
Государственная семейная политика в СМИ
Автор также проанализировал блок информации относительно освещения в телевизионных СМИ государственной семейной политики.
Государственная семейная политика – это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленной на социальный институт семьи с целью ее укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия на основе правового регулирования отношений семьи с государством. Семейная политика направлена на семью как социальный институт и целостный объект14. Поскольку меры государственной семейной политики отличаются большим разнообразием, автор исследования обобщил имеющийся материал, разделив меры государственной политики на следующие категории:
• государственные программы поддержки семьи (если не указана конкретная область применения);
• государственные программы поддержки семьи (жилье, ипотека);
• государственные программы поддержки семьи (образование);
• государственные программы поддержки семьи (здравоохранение);
• государственные программы поддержки семьи (материнство и детство, демографические меры).
Кроме того, было проанализировано количество упоминаний в СМИ информации о вопросах безопасности и материального положения семьи.
Рисунок 8. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных мер государственной семейной политики
Согласно представленной диаграмме, наибольшее количество сюжетов посвящено государственной поддержке программ по улучшению жилья, а также поддержке материнства и детства. Кроме того, в общем объеме информационного потока превалируют сюжеты, посвященные проблемам материального положения семьи и безопасности.
Следующая диаграмма позволит определить тональность представленных в СМИ материалов на эту тему.
Рисунок 9. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных мер государственной семейной политики
Как видно из диаграммы, максимально положительное отражение в СМИ находит программа поддержки материнства и детства. Довольно невысокая, но тем не менее положительная оценка, наблюдается у государственной программы улучшения жилья и ипотеки. Эти данные свидетельствуют о том, что в общем контенте информации достаточно высока доля негативных комментариев в адрес этой программы. Однако доля этих комментариев не превышает доли сообщений, имеющих положительную оценку. Стоит отметить следующую тенденцию: ни одна государственная программа на российском телевидении так или иначе не комментируется в негативном ключе.
Кроме того, СМИ негативно высказываются относительно проблем безопасности и материального положения семьи. Высокий объем в общем контексте сообщений и отрицательная оценка способны вызвать страх и ощущение безвыходности положения. Постоянное акцентирование внимание на проблемах способно создать впечатление, что данное явление является социальной нормой.
Обращает на себя внимание следующая закономерность. Героями репортажей о проблемах в жилищной сфере и материальном неблагополучии становятся преимущественно многодетные семьи. Для подтверждения данной мысли автор исследования определил удельный вес контента, в котором поднималась проблема материального неблагополучия многодетных семей. Как показали расчеты, 18% всех телевизионных сюжетов рассказывают о проблемах многодетных семей, которые связаны с низким материальным положением и отсутствием необходимых жилищных условий. Таким образом, СМИ формируют стереотип, согласно которому многодетные семьи преимущественно бедные и нуждающиеся в жилье. Очевидно, что подобные сюжеты не могут стать мотивирующими для создания многодетной семьи.
2.3. Выводы по исследованию
Средства массовой информации имеют огромный ресурс воздействия на формирование мотивации человека. СМИ не только обеспечивают коммуникацию, но и являются важным фактором социализации человека. СМИ включают личность в систему социальных связей на основе усвоения ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом. Они создают модели поведения. Кроме того, действует сила примера, показанного в СМИ. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желаемыми для общества в данный исторический период.
Однако многие исследователи современной медиатематики склонны скептически смотреть на контент, формируемый СМИ. «С каждым годом все больше упоминаний о гражданских браках, когда партнеры живут вместе и воспитывают детей, официально не вступая в брак. Чаще всего это семьи без детей, а если есть ребенок, то, как правило, один. Другая распространенная ситуация: мать-одиночка, которая самостоятельно воспитывает ребенка. Роль матери, только что родившей или собирающейся рожать, сегодня особой популярностью не пользуется. Скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует времени, ухода, заботы. Супруги интерпретируются скорее как сексуальные партнеры: сильно возросла значимость интимной сферы, сексуальности вообще и социальных форм ее проявления. Благополучные семьи упоминаются редко. Семья воспринимается как обуза, мешающая человеку быть независимым от других, жить, как ему хочется. Современная семья представляет собой явление, отнюдь не украшающее общество. Супруги, и без того имеющие не вполне положительные характеристики, во взаимоотношениях между собой представлены не как близкие люди, любящие друг друга, а скорее как враги, желающие друг другу навредить, уязвить, обидеть».
По итогам проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы.
Во-первых, информационные, общественно-политические программы российского телевидения продвигают семейные ценности и критически показывают любое проявление деградации семьи. Контент информационных программ и программ общественно-политических, в которых идет речь о семье, отличается некоторой патриархальностью и нетерпимостью к любым альтернативам браку. Современное телевидение продвигает традиционные взгляды на семью.
Во-вторых, исследование опровергло мнение, что российское телевидение чаще всего показывает неполные семьи, таким образом формируя установку у молодежи на допустимость внебрачных детей или матерей-одиночек. В телевизионных сюжетах информация о семейных праздниках, традициях, совместном семейном отдыхе, золотых и серебряных свадьбах сопровождается положительной оценкой. Пропагандируется верность супругов, взаимное уважение и любовь. Стоит особенно отметить, что при этом телевидение толерантно к неполным семьям, материалы о них не сопровождаются негативными отзывами, но в общем информационном потоке они встречаются гораздо реже, чем материалы о полных семьях.
В-третьих, телевидение активно включено в процесс формирования позитивного отношения к приемным детям. СМИ отдают сравнительно большой объем эфирного времени сюжетам о приемных семьях, об опекунстве, бескорыстии, заботе людей, которые усыновляют детей из детских домов.
В-четвертых, информационные, общественно-политические программы российского телевидения активно пропагандируют молодую семью и ранний брак.
В-пятых, в пользу правильной телевизионной политики в области продвижения семейных ценностей говорит и тот факт, что российское телевидение освещает жизнь преимущественно многодетных семей. Материалы о семье с одним ребенком встречаются крайне редко и не содержат таких высоких положительных оценок, как это встречается в материалах о многодетных семьях.
В-шестых, количественное и качественное исследование контента телевизионных каналов определило, что роль матери нисколько не умаляется на российском телеэкране. Напротив, она всячески поддерживается, а неблагополучные семьи осуждаются, так же, как и недостойное поведение безответственных родителей.
При формировании информационной политики по продвижению семейных ценностей необходимо обратить внимание на следующие недостатки, которые были выявлены в процессе исследования.
Во-первых, российское телевидение практически полностью игнорирует проблему повышения репродуктивного возраста женщин. Первоочередное желание женщины профессионально реализоваться способствует тому, что момент рождения ребенка отодвигается, а это, в свою очередь, сокращает возможность завести многодетную семью.
Во-вторых, информационные, общественно-политические программы российского телевидения обращаются к проблемам бедности и жилищному вопросу, иллюстрируя свои сюжеты историями многодетных семей. Очевидно, что данное явление укрепляет существующий стереотип, что многодетные семьи плодят нищету. В связи с этим необходимо увеличить в контенте СМИ количество материалов, которые могли бы сломать данный стереотип. Повествование в СМИ о многодетных семьях успешных бизнесменов, предпринимателей, политиков, деятелей культуры станет лучшим средством для продвижения идей многодетности. Подобные сюжеты смогли бы внедрить в общество идею: «У успешного человека большая дружная семья».
В-третьих, СМИ обходят стороной материалы о роли отца в воспитании детей. Многие исследователи уже давно отметили, что из общего образования вытесняется мужское содержание. Преимущественно женщина готовит смену поколений, занимаясь воспитанием детей дошкольного возраста, а также школьного и студенческого возраста во всех образовательных учреждениях. Проявление этих издержек не заставит себя долго ждать: у многих молодых людей формируется социально-психологический инфантилизм.
В-четвертых, на российском телевидении недостаточно информации о межпоколенческих связях. Актуализация нуклеарной семьи сокращает возможности эффективно передавать нравственную культуру, ценности долженствования, авторитета, уважения к старшим. В подобных условиях растет поколение, оторванное от своих корней и традиций.
В-пятых, российские телеканалы изобилуют информацией о преступлениях сексуального характера над детьми. Слово «педофил» стало привычным, хотя десятилетие назад оно было неизвестно широким массам. Намеренная актуализация данной проблемы способна негативно повлиять на общественный климат и на людей со слабой психикой.
Заключение
В заключение можно сделать вывод, что в целом содержание информационных и общественно-политических программ российского телевидения полностью соответствует требованиям продвижения семейных ценностей. Таким образом, в конкретных исторических условиях цели государственной семейной политики должны концентрироваться на поддержке телевидения, которое способно сформировать идеологию активной семейной политики, направленной на укрепление семейного образа жизни и ценностей семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдурахманова, Е. А. Образ российской семьи в средствах массовой информации / Е. А. Абдурахманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16157/ (дата обращения: 10.02.2022).
2. Адилова Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИТЭКС. 2017. № 3. С. 6–7
3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. – М.: Грааль, 2020. –416 с.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2016. – 269 с.
5. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. – 2016. – № 3-4. – С. 99-108.
6. Голод С.И. Семья и брак: историкосоциальный анализ. – СПб.: Петрополис, 2018. – 272 с.
7. Голофаст В.Б. Социология семьи. Статьи разных лет. – СПб.: Алетейя, 2016. – 432 с.
8. Ишмуратова И. Р. Влияние средств массовой информации на формирование культурной идентичности // Путь Востока. Материалы VII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “SYMPOSIUM”. Вып. 33. СПб., 2014. С. 12
9. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях // Сост. Мизулина Е. Б. Часть 1. М., 2019. С. 2–5
10. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологиче ское исследование). – СПб.: Наука,2019. – 368 с.
11. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 2019. – 312 с.
12. Морозова О.П. Семья и брак в иерархии жизненных ценностей студенческой молодежи // Социология образования. – 2021. – № 6. – С. 67-73.
13. Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения ( 2011 г.). World Population Prospects: The 2020 Revision. New York // www.un.org/ru/development/surveys/docs/population2021.pdf
14. Пантин В. И., Лапкин В. В. Проблемы и перспективы трансформации национально-цивилизационной идентичности современного российского общества // Общественные науки и современность. 2018. № 1. С. 16
15. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. – 2017. – № 6. –С. 130-138.
16. Хубиев Б.Б. Современная семья: к вопросу об институциональном кризисе // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. – 2018. – № 2. – С. 80-90.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф