Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Опека и попечительство как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, особенности, правовое регулирование»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глав 1. Правовая характеристика опеки и попечительства как форма устройства детей, оставшихся без подчинения родителей
1.1 Понятие опеки и попечительства над детьми, оставшихся без попечения родителей
1.2 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Особенности правоотношений по опеки и попечительству как форме устройства детей оставшихся без попечения родителей
2.1 Основания установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
2.2 Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства, как орган осуществляющего защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельщиках. Скудельщица – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
К началу ХIV в., наряду с личным участим любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был обеспечен приют и уход.
Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого реформатора Петра 1, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра 1 строительством в начале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».
Общественные филантропические деяния, распространялись и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых детей, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце ХIХ века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.
Практика социальной помощи детям-сиротам в России имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.
В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов, и др.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. На протяжении почти всего ХХ века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей.
Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.
Широко распространилось такое явление, как социальное сиротство, когда дети являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа социальных – сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В ней заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе ребенка, оставшегося без попечения родителей, способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением его прав и интересов.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Актуальность темы исследования: Конституцией РФ (ст. 7, 38) предусмотрены государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. В условиях изменяющейся общественно-политической жизни, происходящих социально-экономических преобразований необходимо уделить особое внимание подрастающему поколению – завтрашним полноправным гражданам России.
В законодательстве определены правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
С помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы несовершеннолетних. Также опека и попечительство являются и способом устройства несовершеннолетних на воспитание в семью.
Одним из важных условий формирования правового государства – укрепление его правовых основ, повышение эффективности правоприменения. В законодательство периодически вносятся изменения, дополнения, устраняющие имеющиеся недоработки, пробелы. Ведется работа по совершенствования законодательства, в том числе и в сфере опеки и попечительства.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Для достижения цели поставлены задачи:
– рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
– охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
– рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
Объектом исследования являются: общественные отношения, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Глав 1. Правовая характеристика опеки и попечительства как форма устройства детей, оставшихся без подчинения родителей

1.1 Понятие опеки и попечительства над детьми, оставшихся без попечения родителей

Институт опеки и попечительства рассматривается гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство регулирует правоспособность и дееспособность граждан различного возраста, определяет понятие опеки и попечительства, фиксирует права и обязанности сторон данного правоотношения, условия возникновения и прекращений опеки и попечительства (глава 3 ГК РФ, ст. 31–40 ГК РФ).
Семейное законодательство устанавливает обязанность и перечень действий органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по выбору формы устройства таких детей (ст. 2, ст. 121–123 СК РФ).
Опека – одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Регулируется гражданским и семейным законодательством (последним в части воспитания малолетних). Согласно ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Попечительство – одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан; регулируется гражданским и семейным законодательством. Согласно ст. 33 ГК РФ. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечными содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы по месту жительства подопечных осуществляют надзор за деятельностью их попечителей. [4] Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.
Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.
Другой вопрос – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права, как гражданина, становятся реальностью.
По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных, так или иначе, помочь подростку.
Попечитель призван, также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК РФ). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Среди ученых – юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права». Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.
В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как «комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав»[6] .
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31 – 40), которые, вместе с тем, устанавливают, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. ст. 148–1 Семейного кодекса РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ.
Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
СК РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, – в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства СК РФ устанавливает содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и интересов ребенка.
В семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержаться в ст. 121 СК РФ. Используемое в ст. 121 СК РФ понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:
а) смерть родителей, лишение и родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей недееспособными;
б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождения под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, их розыск органами внутренних дел в связи с уклонение от уплаты алиментов).
Обеспечение содержания ребенка – обязательная предпосылка для его роста и развития. Поэтому оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет, либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя СК РФне предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования – одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей.
В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Е.А. Чефрановой: «Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели – обеспечение воспитания несовершеннолетних, составили предмет Семейного кодекса».
Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы несовершеннолетних опека (попечительство) – еще и способ их устройства на воспитание в семью.

1.2 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК (ст.123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семьи закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.
Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания.
Семейным кодексом (ст.123), предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения.
Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.
Для некоторых категорий детей-сирот федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.
Перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).
До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

1.3 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей

Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст.123, 145 СК, п.1 ст.35 ГК, ст.1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК (гражданском кодексе) нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В СК соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. детьми, не достигшими четырнадцати лет (п.2 ст.145 СК и п.1 ст.32 ГК), а попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п.2 ст.145 СК и п.1 ст.33 ГК). Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан.
Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК и в соответствии с его п.1 ст.35 относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения не входящие в систему органов, государственной власти (п.1 ст.34 ГК).
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п.3 ст.35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение граждан к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.
В СК и ГК установлены определенные требования к лицам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане (п.1 ст.146 СК, п.2 ст.35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями) по причине неспособности надлежащим образом обеспечить семейное воспитание ребенка: — несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия; — недееспособным лицам; — лицам, лишенным родительских прав; — лицам, страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией; — лицам, ранее отстраненным от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; — лицам, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченным в родительских правах; — бывшим усыновителям, если усыновление было отменено по их вине; — лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка (п.3 ст.146 СК).
Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
Требования к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечителями), определен Министерством здравоохранения РФ.
При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:
1) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);
2) его личные и нравственные качества;
3) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве;
4) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);
5) если это возможно, желание самого ребенка.
Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи.
На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка.
Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст.39 и 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного, решения об этом (п.2 ст.40 ГК).
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п.3 ст.40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п.2 ст.21 ГК) или его эмансипация (ст.27 ГК), т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Опека и попечительство могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п.1 ст.39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п.2 ст.39 ГК).
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п.3 ст.39 ГК). Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст.127, 146, 153СК).

 

Глава 2. Особенности правоотношений по опеки и попечительству как форме устройства детей оставшихся без попечения родителей

2.1 Основания установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

 

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст.39 и 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного, решения об этом (п.2 ст.40 ГК).
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п.3 ст.40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п.2 ст.21 ГК) или его эмансипация (ст.27 ГК), т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Опека и попечительство могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п.1 ст.39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п.2 ст.39 ГК).
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п.3 ст.39 ГК). Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст.127, 146, 153СК).

2.2 Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства, как орган осуществляющего защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст.148 СК и включает в себя права как личного, неимущественного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст.148 СК лишь конкретизируются положения гл.11 СК о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);
е) обладание правами, предусмотренными ст.55 и 57 СК (т.е. правом на общение с родителями и другими родственниками, правом выражать свое мнение).
Предусмотренное ст.148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п.3 ст.36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения, органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п.1 ст.37 ГК). Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.
Отдельно в ст.148 СК выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Норма СК о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК, ст.3 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.
Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п.3 ст.60 ЖК).
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п.3 ст.60 ЖК; п.5 ст.8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ст.2 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).
В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, они имеют право по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей получить его в соответствии с п.2 ст.37 ЖК вне очереди.
Закон об дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1ст.8), уточняя, это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст.148 СК повторяет положения п.2 ст.56 СК, предусматривающего право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и законных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом. В суд ребенок вправе самостоятельно обратиться после достижения возраста четырнадцати лет.
В соответствии с п.2 ст.148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родителями, если они не лишены, родительских прав, и другими родственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подопечным детям возможность осуществления этого права.
Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попечитель) может разрешить ребенку с ними общаться при условии, что такое общение не противоречит интересам ребенка (ст.75 СК). На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении;
б) предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в саноторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно;
в) гарантированное право собственности на земельные участки. Ранее предоставленные их родителям на правах собственности;
г) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы;
д) выплата стипендий, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата 100% заработанной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
е) выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно ст.149 СК дети, утратившие родительское попечение и находящиеся в одном из перечисленных учреждений, имеют право на: а) содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
б) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
в) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
г) льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях;
д) общение с родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и интересов, на выражение своего мнения (ст.55-57 СК).

Заключение

Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.
Приоритеты государственной политики в области социального сиротства определены в подпрограммах » Дети — сироты » и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые входят в состав Президентской программы «Дети России». Основное внимание уделяется укреплению материально-технической базы учреждений интернатного типа, то в последующих значимыми являются программы психолого-педагогической помощи и поддержки, приорететным направлением деятельности становится передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан при невозможности возврата в биологическую семью, разрабатывается юридическая база социальной защиты этой категории детей, согласовываются межведомственные программы социальной защищенности выпускников интернатных учреждений.
В России к настоящему времени стала складываться определенная система помощи таким детям. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон » О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » и многие другие) определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей. Сформулированы требования к условиям психологической помощи, профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения, инновационные формы устройства детей в семьи. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров — организаций и частных лиц.
Усыновление как форма социального устройства детей-сирот является, безусловно, лучшим решением их судеб, так как дети обретают для себя именно семью, а не какую-либо ее замену. Основным принципом усыновления является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления в последнее время сократилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью является опека и попечительство — это способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание и при этом опекуны (попечители) получают денежные средства на эти цели, то эта форма устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время, является эффективной.
Приемная семья является новым институтом семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа, где сочетаются признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья — это форма устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.
Учреждения интернатного типа являются, в данный момент, основной формой устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последнее десятилетие система интернатных учреждений для несовершеннолетних оказалась неэффективной, поэтому в настоящее время в корне меняются подходы к их обслуживанию, идет реорганизация этой системы, для того чтобы подготовить молодых людей к самостоятельной жизни.
Таким образом, федеральная законодательная база по решению проблем детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вполне приемлема. Региональная законодательная база находится в стадии формирования, в нее вносятся соответствующие изменения и дополнения с учетом результативности решения проблемы сиротства в регионе. Для более эффективного решения проблемы требуется дополнительная финансовая поддержка по жилищным вопросам для детей — сирот, приемных родителей и т.д.; для последних (приемных родителей) необходим более существенный стимул по оплате труда и решению других проблем.
Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильно поляризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном «выигрыше», а основная — не только проиграла, но интенсивно скатывается в сторону бедности и обнищания. Страдающими группами стали наиболее слабые — дети и престарелые. Половина детей проживает в бедных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получают характеристику «лишних».
В российской действительности появилось такое явление как социальное сиротство. Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома — в детских домах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность социальных сирот» составляет сегодня более 885 тыс. человек.
Государственно-правовая охрана детства — один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7, ст.38, ст.39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.
Изучив данную тему, можно сделать вывод о том, что статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции Российской Федерации и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на эти органы. Органы местного самоуправления рассматриваются, как органы опеки и попечительства по п.2 ст.121 СК РФ. В своей деятельности по защите прав несовершеннолетних детей они руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами федерации в пределах их компетенции. Основными функциями органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних детей являются — защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей.
В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе современного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.
Всякого рода декларативность, особенно когда речь идет об охране семьи, крайне нежелательна, создает иллюзию заботы. Избежать ее можно лишь мощью четкой законодательной регламентации охраны семьи во всех сферах ее жизнедеятельности: будь то финансовые, налоговые, административно-правовые, гражданско-правовые и прочие отношения с государством. Буквально каждый законодательный акт, так или иначе оказывающий воздействие на семью как таковую, не может не содержать правил, предназначенных для охраны семьи.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.)//Сборник законодательства Российской Федерации. -1996. -№ 1. -Ст. 16.
2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Электрон. текст данные
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.) // СПС.: Консультант Плюс
4. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481//Собрание законодательства РФ. -2014. -№ 22. -Ст. 2887.
5. Письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. N 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования. 2010. N 19
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. № 10 (ред. от 06.02.2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1998. — № 7.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — № 1. — 1997.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 г. № 226-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шульгиной Ирэны Леонидовны на нарушение конституционных прав несовершеннолетнего Шульгина Святослава Сергеевича частью второй статьи 48 Кодекса о браке и семье РСФСР и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
4. Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 г. № 31-КГ13-2 «Дело о взыскании недополученных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), направлено на новое рассмотрение, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы права» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс»
Список литературы

1. Барщевский, Михаил Все о браке и разводе, разделе имущества, алиментах, правах детей, опеке и усыновлении / Михаил Барщевский. — Москва: ИЛ, 2017. — 256 c.
2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2015. — 232 c.
3. Борисова, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / А.Н. Борисова. — М.: Юстицинформ, 2016. — 232 c.
4. Боровский, А.К. Опека над личностью и имуществом малолетних сирот сельского состояния / А.К. Боровский. — М.: Книга по Требованию, 2015. — 244 c.
5. Гольденов, Д.М. Опека над расточителями: свод действующих узаконений / Д.М. Гольденов. — М.: Книга по Требованию, 2015. — 78 c.
6. Гольденов, Д.М. Опека над расточителями: свод действующих узаконений / Д.М. Гольденов. — М.: Нобель Пресс, 2015. — 485 c.
7. Горностаев, И. Ф. Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве / И.Ф. Горностаев. — М.: Книга по Требованию, 2015. — 175 c.
8. Грудцына, Л. Ю. Как оформить опеку и попечительство. Новые правила. Советы адвоката / Л.Ю. Грудцына. — М.: Юркомпани, 2016. — 160 c.
9. Доклад Комиссии о соединении дворянских опек уездов С.-Петербургской губернии: моногр. . — М.: Книга по Требованию, 2015. — 719 c.
10. Ершов, В. А. Опека и попечительство / В.А. Ершов. — М.: ГроссМедиа, Гроссбух, 2015. — 112 c.
11. Кареев, Н.И. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. Часть 2. Попечительство. Поземельное устройство / Н.И. Кареев. — М.: ЁЁ Медиа, 2015. — 888 c.
12. Кузнецова, О.В. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / О.В. Кузнецова. — М.: Дашков и К°, 2015. — 85 c.
13. Невзоров, А. Опека над несовершеннолетними / А. Невзоров. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 248 c.
14. Невзоров, А.С. Опека над несовершеннолетними: исторический очерк института / А.С. Невзоров. — М.: Нобель Пресс, 2016. — 591 c.
15. Об опеке и попечительстве. О государственном банке детей, оставшихся без попечения родителей. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: КноРус, 2016. — 251 c.
16. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. — М.: РГСУ, 2017. — 452 c.
17. Отчет Тихвино-Онуфриевскаго в г. Воронеже церковно-приходскаго попечительства за 1906 год. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 963 c.
18. Панкрат, Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы. Вторая половина XIX — начало XX столетия / Т.В. Панкрат. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2017. — 192 c.
19. Пивоварова, Т. Г. Комментарий к Федеральному Закону «Об опеке и попечительстве» / Т.Г. Пивоварова, О.В. Кузнецова. — М.: Дашков и Ко, 2015. — 256 c.
20. Пивоварова, Т. Г. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве»: моногр. / Т.Г. Пивоварова, О.В. Кузнецова. — М.: Дашков и Ко, 2015. — 256 c.
21. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» / В.А. Малышев и др. — М.: Деловой двор, 2015. — 184 c.
22. Рассел, Джесси Захват заложников в штаб-квартире ОПЕК в Вене 21 декабря 1975 года / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2015. — 292 c.
23. Триполитов, М. Н. Попечительство о школах Русского технического общества / М.Н. Триполитов. — М.: Книга по Требованию, 2016. — 827 c.
24. Эппинг, Чарльз Trust: опека / Чарльз Эппинг. — М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 2016. — 336 c.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф