Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические основы опеки и попечительства
1.1. Понятие и сущность института опеки и попечительства
1.2. История развития законодательства об опеке и попечительстве
2. Особенности применения патронажа к дееспособным гражданам
2.1. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами
2.2. Проблемные вопросы патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами
Заключение
Список использованных источников

Введение

Динамика роста и распространения социальных проблем являются характерной реальностью современного общества, осознающего необходимость изучения форм социальной защиты незащищенных категорий населения. Особое значение имеет исследование и разработка форм семейной и государственной опеки.
В последние десятилетия появились новые социальные группы и новые общественные отношения, изменился общественно-экономический строй, произошли изменения ценностно-смысловых ориентиров в институтах социализации. Отчуждение родителей по отношению к детям, нарастающие процессы деформации семьи и общества, разрушение традиционных морально-этических устоев, социальных связей, ухудшение здоровья, недофинансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей. каждому человеку, особенно инвалидам, старикам и детям.
На фоне развития социально-экономических отношений и одновременного совершенствования правового регулирования рассматриваемого вопроса (как совокупности гражданско-правовых норм, направленных на удовлетворение потребностей и защиту интересов физического лица, которое по состоянию здоровья, не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности), эта последняя научная, теоретическая и практическая проблема чрезвычайно важна, особенно в условиях договорных отношений с самим помощником. В то же время и правовая основа, которая ранее продуктивно регулировала аналогичные отношения, в наше время уже не отвечает современным реалиям и потребностям социума. Сегодня необходима разработка кардинально нового подхода к развитию договорных отношений между помощником и дееспособным лицом, которое нуждается в его помощи, учитывает потребность в реформировании старых форм и внедрению новых моделей взаимосвязи.
Цель: на основании исследования научной литературы, законодательства и судебной практики исследовать особенности опеки, попечительства и патронажа дееспособных лиц.
Задачи:
— охарактеризовать понятие и сущность института опеки и попечительства;
— изучить историю развития законодательства об опеке и попечительстве;
— исследовать патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами;
— выявить проблемные вопросы патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами.
Объект: общественные отношения, которые возникают при установлении опеки, попечительства или патронажа.
Предмет: правовые нормы, которые регулируют опеку, попечительство и патронаж над дееспособными гражданами.
Методы исследования: формально-логические (индукция, дедукция, анализ, синтез); историко-правовой, сравнительно-правовой методы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 разделов, 4 подразделов, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы опеки и попечительства

1.1. Понятие и сущность института опеки и попечительства

 

Такие понятия как «опека» и «попечительство» на сегодняшний день в праве рассматриваются с разных точек зрения, имеющих достаточно ощутимые отличия. При этом, опека рассматривается и как осуществление ухода, со стороны физического лица, и в случае, когда лицо не достигшее возраста 18 лет или признанное по решению суда недееспособным содержится в специализированном медицинском или социальном учреждениях. При этом, в данном случае, можно наблюдать некоторое смешение такого рода понятий, которое исходит из содержания п. 4 ст. 35 ГК РФ [2], при этом, в рассматриваемой статье указано, что опекунами и попечителями таких физических лиц выступают именно те учреждения, в которые они помещены. Кроме ГК РФ, нормы, регулирующие вопросы связанные с опекой и попечительствам так же содержатся и в СК РФ, где рассматривается осуществление ухода за несовершеннолетними в разного рода учреждениях, основной задачей которых является обеспечение тех прав таких лиц, которые ранее были проигнорированы и не соблюдались.
Если обратить внимание на существующую практику наличествующую в правоохранительных органах, то в данном случае, опека и попечительство рассматриваются в качестве деятельности управомоченных органов государственной власти, о которых говорится в ст. 34 ГК РФ. Кроме этого, опека рассматривается в качестве обобщения конкретной работы, которая в общем и целом основывается на оказании социальной помощи, и, в дополнение, как правоотношение, в котором одной из стороны выступает опекун или попечитель лица, нуждающегося в том, чтобы его опекали.
Представляется естественным тот факт, что опека и попечительство сами по себе являются правовым институтом, в котором наличествуют самостоятельные правила, которые направлены на осуществление регулирующей функции относительно оказываемой социальной помощи получателем которой выступают лица, которые являются в полной мере недееспособными, а так же лица, которые ограниченно дееспособны. В данном случае, следует добавить, что большое количество научных деятелей, которые так или иначе рассматривали данный вопрос, высказывают мнение о том, что такого рода институт является комплексным, в котором соединены положения таких отраслей права, как шражданского, административного и семейного.
Такой научный деятель как М.В. Антокольская высказала предложение по определению опеки и попечительства, что называется, в широком смысле. При этом, с ее точки зрения, такое понятие должно выглядеть следующим образом: опека и попечительство представляют собой один из возможностей по восстановлению дееспособности с целью защиты собственных прав со стороны лиц, лишенных дееспособности и со стороны лиц, которые не достигли возраста 18 лет. Более узкий смысл предполагает рассмотрение указанного понятия как способа проявления дееспособности при которой осуществляется защита прав, интересов, а так же воспитания несовершеннолетних, которые не имеют попечения со стороны своих родителей. [11].
Так же следует упомянуть определение, данное А. М. Нечаевой, которая рассматривает опеку и попечительство со стороны таких правовых отраслей, как гражданское или семейное право [22, c. 63]. Однако, в данном случае, необходимо отметить тот факт, что оба указанных правовых института не содержат определений рассматриваемых понятий. При этом, юридические определения таковых наличествуют в ст. 2 ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4] и ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], где в первом варианте оно представлено в широком смысле, а во втором в более узком.
Рассмотрим данные понятия. В широком смысле, опека представляет собой форма устройства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а так же физических лиц, по решению суда признанных недееспособными, которая предполагает назначение со стороны органов опеки им попечительства опекуны, которые после такого назначения становятся законными представителями своих подопечных, что дает им право на совершение от имени подопечных с целью соблюсти интересы последних правовые действия различного характера. Опека в данном случае, рассматривается в качестве определенной формы при которой осуществляется устройство несовершеннолетних лиц, которые находятся в возрасте от 14 лет и до достижения ими совершеннолетия, а так же ограниченно дееспособных лиц, когда при такого рода форме попечители указанных выше лиц имеют обязанность оказывать им определенное содействие в случаях, когда речь идет об осуществлении ими собственных прав, а так же о том, чтобы уберечь подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, и для того, чтобы с их согласия подопечные могли производить определенные действия , предусмотренные ст.30 ГК РФ.
Правовая теория не предусматривает единого подхода к трактовке рассматриваемого понятия. В данном случае, следует обратиться к историческим данным, в которых можно проследить тот факт, что в период до революции 1917 года, опека имела достаточно тесную связь с семьей. Такой научный деятель как М. Ф. Владимирский-Буданов высказывал мнение о том, что попечительство, как таковое, представляет собой так называемую «искусственную власть над семьей» [14], а другой научный деятель, такой как Г. Ф. Шершеневич, вообще говорил, что рассматриваемое понятие, это сама по себе «искусственная семья» [27]. Нельзя в данном случае, обойти стороной высказывания по этому поводу данные В. И. Синайским, который рассматривал опеку в качестве «заместителя родительской опеки над самими детьми, и имуществом, которое им принадлежит». Сам институт опеки предполагал тот факт, что в качестве опекаемых могли выступать дети сироты, или те, которые остались без попечения своих матери и отца. Так же опека имела место в случаях, когда дети оставались без родителей, и тогда, когда они оставались только без отца в случае, если их мать снова выходила замуж [24].
Такой научный деятель как А. И. Пергамент рассматривала опеку (попечительство) в широком смысле, при этом, с ее точки зрения, данное понятие представляет собой «обеспечение осуществления государственной функции относительно производства воспитания несовершеннолетних»э. При этом, она не отрицала и тот факт, что опека может устанавливаться над совершеннолетним лицом [23, c. 74]. При этом, спустя некоторое время после того, как вышеуказанным автором было дано такое определение, еще одно определение было сформулировано Н. М. Ершовой, которая рассматривала данное понятие в качестве института, содержащего в себе разнообразные виды попечения над теми лицами, которые испытывают в нем нужду и которые в качестве основной цели предусматривают осуществление защиты разного рода прав таких лиц [16, c. 42]. По мнению С. А. Муратовой, осуществление опеки и попечительства, при ситуации, когда в качестве опекаемых выступают дети, которые остались без попечения со стороны родителей, вполне может рассматриваться как один из нескольких видов законных способов, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних, и обеспечивающих их образование, воспитание и др. [21].
Согласно современной научной литературы, так же имеется немалое количество научных трудов различных авторов, которые рассматривали данный вопрос. Так, Л. Ю. Михеевой, предусматривалось отражение исследуемого вопроса с точки зрения сразу нескольких аспектов: в качестве формы, при которой осуществляется социальный уход за опекаемым, в качестве целостной системы правоотношений, и в качестве законодательного института [20, c. 52].

1.2. История развития законодательства об опеке и попечительстве

В дореволюционной России опека и доверительное управление регулировались гражданско-правовыми нормами. Обязанности опекуна сводились к:
а) к попечению опекаемого, если он нуждается в этом, как малолетний, сумасшедший, глухонемой;
б) к управлению имуществом опекаемого.
Главная задача, которая стоит перед опекунами и попечителями представляет собой необходимость представления интересов опекаемых лиц, при заключении разного рода сделок в гражданском праве.
В данном случае, необходимо отметить тот факт, что в 1926 году в РСФСР был сформулирован и введен Кодекс законов о браке, семье и опеке. При этом в нем достаточно подробным образом рассматривалась проблематика института опеки и попечительства, особенно, по вопросам касающимся установления опеки над несовершеннолетними, проявления заботы при осуществлении воспитательного процесса, при осуществлении защиты прав несовершеннолетних и их законных интересов. Достаточно ощутимые изменения, которые предусматривали несколько иное регулирование опеки и попечительства, можно увидеть в 1969 году, и связаны они с принятием следующего Кодекса о браке и семье РСФСР. В данном случае, кроме имущественных интересов подопечных, на опекунов и попечителей возлагалась обязанность, по их воспитанию и по осуществлению защиты прав и законных интересов [25].
Таким образом, институт опеки и попечительства в РСФСР относился к отрасли семейного права. Тесная связь пробации и попечительства с гражданско-правовым институтом о дееспособности граждан способствовала возникновению споров между юристами по поводу поручения этому институту проведения исследований по гражданско-правовым нормам.
Правовой институт опеки и попечительства представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при установлении, осуществлении и прекращении опеки и попечительства над недееспособными или недееспособными гражданами. Правила, объединяющие институт опеки и попечительства, носят различный отраслевой характер. Многие из них носят гражданско-правовой характер (о деятельности в пользу людей с инвалидностью, о возмещении вреда, причиненного этими людьми, и др.).
Многие нормы института опеки и попечительства над несовершеннолетними касаются семейного права. Этот институт включает в себя множество административно-правовых норм (об организации системы опеки и попечительства, о назначении опекунов и попечителей и др.).
Следует особо отметить, что отношения, возникающие из опеки и попечительства, регулируются не только законодательством Российской Федерации, но и законодательством субъектов Российской Федерации. В то же время отношения, относящиеся к сфере гражданского права (например, указанные выше отношения по сделкам), могут регулироваться только федеральным законом, указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации, а иногда и актами министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, поскольку в силу статьи 71 Конституции РФ [1] гражданское законодательство находится в ведении РФ.
Согласно статье 72 Конституции РФ административное и семейное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Таким образом, отношения, включенные в административное право, могут регулироваться не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ. Семейные отношения могут регулироваться также федеральным законодательством и законами субъектов РФ.
Положения законодательства субъектов РФ, которые осуществляют регулирование отношений относящихся к сфере опеки и попечительства, должны формулироваться таким образом, чтобы не противоречить федеральному законодательству. При этом, гражданско-правовые нормы в относящиеся к рассматриваемому институту представлены в своем большинстве в ГК РФ. В СК РФ так же наличествует определенное количество таких норм, которые определены в главе 20..
Достаточно специфичным является закон об опеке и попечительстве, в котором все положения посвящены именно правоотношениям относящимся к опеке и попечительству.
В рассматриваемом законе закреплено понятие опеки и попечительства, определены нормативные документы, регулирующие правоотношения в данной сфере, распределены основные задачи правового регулирования таких отношений и т.д.
Проблеме отнесения института опеки и попечительства к гражданскому или семейному праву способствует также сближение предметов регулирования — имущественных и неимущественных отношений. Однако каждая отрасль права имеет свои особенности. Субъекты правоотношений юридически равны, но в действительности они не всегда равны, так как одной из сторон является лицо с ограниченной дееспособностью или ограниченной дееспособностью, требующее повышенной защиты со стороны государства.
В то же время для семейного права в большей степени, чем для гражданского права, характерен элемент императивного регулирования отношений посредством предписаний и запретов [1, с. 52]. Таким образом, опека и попечительство можно считать смешанным институтом гражданского и семейного права, поскольку задачи опеки взаимосвязаны, ведь благоприятные условия воспитания в семье включают в себя не только сохранение опеки, но и уважение личности и имущества ребенка. С принятием части первой ГК РФ начались кардинальные изменения в правовом регулировании опекунских отношений. ГК РФ содержит правила об установлении, осуществлении и прекращении опеки как над взрослыми, так и над детьми.

Если обратиться к СК РФ, то можно увидеть, что содержащиеся в нем положения относительно опеки и попечительства предусматривающие необходимость воспитания детей до сих пор наличествуют в действующем законодательстве. Вместе с тем, после того, как был принят ГК РФ, а затем и Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» все правовые отношения, касающиеся института опеки и попечительства были отнесены к гражданско-правовому регулированию. На сегодняшний день, в нашем государстве опека и попечительство регламентируются с помощью норм ГК РФ [2] и СК РФ [3].
Кроме защиты прав опекаемых предусматривается еще и обязанность по их воспитанию [18]. И вот такого рода права и обязанности устанавливаются уже в соответствии с СК РФ.
Вместе с тем, определения таким понятиям как опека и попечительство в СК РФ отсутствует. Его нормы устанавливают задачи для всего института опеки и попечительства. Отсутствие законодательно закрепленной правовой природы регламентирования рассматриваемого института, порождает значительное число дискуссий по данному поводу и, соответственно, разобщение мнений по данному поводу.
Если обратить внимание на семейное законодательство нашего государства, то в данном случае, опека над ребенком рассматривается в качестве формы организации семьи для несовершеннолетнего, который свою семью потерял, а если смотреть на данный вопрос через призму гражданского права, то в данном случае, опека является способом восстановления дееспособности. Таким образом, сам институт надлежит рассматривать с двух сторон [15, с. 19], то есть в качестве института, который выступает в роли регулятора правоотношений в данной сфере, и в качестве функционирования органов опеки и попечительства, и установленных законом опекунов и попечителей, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов опекаемых лиц.
ГК РФ регулирует общие положения: цели, комплекс прав и обязанностей, правовой статус и полномочия, порядок доверительного управления имуществом подопечных, освобождения и отстранения опекунов и попечителей, прекращения опеки и попечительства. Особенности правоотношений регулируются ФЗ «Об опеке и попечительстве». В соответствии со ст.31 ГК РФ основной целью опеки и попечительства является защита прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан [12, с. 136].
Это граждане, которые по состоянию здоровья либо возрасту не могут самостоятельно принимать участие в гражданских правоотношениях. Согласно законодательству РФ опека устанавливается в отношении малолетних граждан, утративших родительское попечение недееспособными, а попечительство и граждан, признанных устанавливается в судом отношении несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, утративших родительское попечение и граждан, ограниченных судом в дееспособности [17]. В истории развития российского права эти нормы различались.
В соответствии с Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. устанавливалась опека над душевнобольными (ст. 190). Несовершеннолетними считаются мужчины до 18 лет и женщины до 16 лет (статья 191). Опека устанавливается над совершеннолетним по его желанию, если выяснится, что лицо в силу старческой инвалидности или иного недуга или неопытности вообще не в состоянии надлежащим образом вести свои дела или защищать свои интересы в каком-либо конкретном случае [12, с. 21].

 

2. Особенности применения патронажа к дееспособным гражданам

2.1. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности, устанавливается на основании статьи 41 ГК РФ. Основанием для установления патронажа является состояние здоровья гражданина, которое препятствует ему лично осуществлять свои права и исполнять обязанности из за болезни, физических недостатков, возрастной немощи и др., подтвержденное заключением клинико экспертной комиссии лечебно профилактического учреждения.
Гражданин, находящийся под патронажем, является полностью дееспособен и имеет право самостоятельно осуществлять все сделки. Помощник, назначаемый совершеннолетнему дееспособному гражданину, совершает действия в интересах подшефного гражданина на основании заключаемого с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.
Перед оказанием государственной услуги заявители должны обратиться в следующие органы (организации):
— терапевту — медицинское заключение из медицинского учреждения о результатах обследования гражданина, изъявившего желание стать помощником;
— работодатель, президент ТСЖ, руководитель образовательного учреждения — справка с места работы (учебы, места жительства).
Работа помощником дееспособного лица не подлежит оплате. Однако в некоторых случаях это требуется по закону. Первоочередной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А поскольку у этих лиц серьезные проблемы со здоровьем, лица, оказывающие помощь, обязаны обеспечить им необходимое лечение.
Патрон обязан оказывать помощь подопечному в проведении различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом, информируя о важных изменениях в своей жизни и подопечного [26].
Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.
Установление патронажа – не простой процесс. На основании заявления заявителя о патронаже муниципалитет анализирует условия его проживания. Кроме того, с ним проводится разъяснительная работа, в ходе которой он информируется о своих правах и обязанностях. Результатом обследования жилищных условий является акт, который подписывается комиссией и субъектом.
Также можно изучить условия проживания будущего помощника. Кроме того, уполномоченные лица принимают решение на основании всех представленных документов. Патронаж для неинвалидов устанавливается не позднее одного месяца со дня подачи заявления. Если решение принято в пользу лица, то начинается оформление постановления об установлении над ним патронажа. Копии этого документа направляются обеим сторонам для ознакомления. Это процесс установления социального патронажа.
После этого органы формируют так называемое визовое дело, к которому тут же прилагаются все документы, в том числе заявления участников и т.д. В праве на патронаж может быть отказано, если на то есть причины. Ими являются условия, противоречащие действующим законам.
Патронаж взрослых должно контролироваться компетентными органами. Они делают это в меру своих возможностей. Два раза в год проводится контрольный осмотр. При необходимости это число может быть увеличено для каждого конкретного случая.
Как установлено судом, К. является инвалидом с детства 1-ой группы, за ней осуществляется посторонний уход со стороны гражданки Т.
К. обратилась в пенсионный орган с просьбой о назначении положенной по закону ежемесячной выплаты в размере 5500 рублей трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за инвалидом с детства 1-ой группы, на что был получен отказ, мотивированный тем, что в распоряжении органа отсутствуют документы, что лицо осуществляющее уход, является опекуном (попечителем) инвалида с детства 1-ой группы.
Как усматривается судом из ответа на судебный запрос Органа по опеки и попечительству, в отношении гражданки К. решение о назначении опекуна не принималось. Поскольку в отношении К. решение о назначении опекуна не принималось, следовательно уход за ней осуществляется иным лицом (Т.), на основании соглашения с ней.
Доводы истицы о том, что патронаж является одной из форм и разновидностей попечительства и устанавливается на основании договорных обязательств между дееспособным инвалидом и помощником, а потому К. положена выплата, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. У суда не имеется оснований для расширительного толкования нормы Указа Президента РФ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», устанавливающей повышенную компенсационную выплату в случае осуществления ухода за ребенком-инвалидом группы со стороны родителя, усыновителя, опекуна или попечителя, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска [10].
Кроме того, некоторые договоры могут быть заключены между гражданином и его помощником. Чаще всего это договор о передаче или управлении. В этом случае муниципалитет обязан проверить осуществление патроната по этим соглашениям.
Если во время любой из проверок уполномоченные органы обнаружили, что патронат допускает ошибки (умышленно или нет), то они обязаны сообщить об этом гражданину. Кроме этого, от помощника могут потребовать устранения всех нарушений в установленные сроки. Если он откажется или проигнорирует указания муниципалитета, то будет принято решение о прекращении им выполнения своих обязанностей. Каждое обследование заканчивается составлением акта.

2.2. Проблемные вопросы патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами

Для установления патронажа необходимы два юридических факта (правовой состав): акт органа опеки и попечительства о назначении помощника и прямой договор между помощником и гражданином. В соответствии с пунктом 2 ст. 41 ГК РФ орган опеки и защиты назначает своего помощника в месячный срок со дня выявления гражданина, нуждающегося в юридической помощи. ГК РФ не регламентирует, как именно орган опеки и попечительства должен идентифицировать таких граждан, однако в данном случае существует общее правило, в то время как субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормы, регламентирующие сферу действия помощника. процедура назначения в большей степени.
ГК РФ также устанавливает только одно требование к кандидату в помощники: он не может быть работником организации, оказывающей социальные услуги совершеннолетнему гражданину, который должен установить ему юридическую помощь.
Подзаконные нормативные акты устанавливают только перечень документов, которые необходимо предоставить помощнику для назначения его над патронируемым лицом. Многие авторы указывают, что требования к попечителю должны распространяться и на помощника, но в связи с тем, что патронаж признан в нашей стране отдельным институтом гражданского права, требования к помощнику должны быть изменены в соответствии со ст. 41 ГК РФ, ссылка на ст. 35 ГК РФ, в которой отражены требования к доверительному управляющему. В п. 3 ст. 41 ГК РФ указано, что помощник осуществляет деятельность в интересах гражданина на основании агентского договора, договора доверительного управления имуществом или иного договора, заключенного с этим лицом [2].
В результате некоторые суды слишком узко и буквально толкуют данное положение, говоря лишь о имущественной направленности патронажа. Так, Иркутский областной суд в апелляционном определении № 33-9407/2014 от 18 ноября 2014 г. отразил следующую позицию: патронируемому лицу не требуются со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, а также осуществление воспитания [7].
Суд также отмечает, что, поскольку помощник не вправе представлять интересы гражданина и, будучи дееспособным, единолично участвует во всех правоотношениях, это свидетельствует об исключительно родовой направленности патроната, о чем свидетельствует указание законодателем виды договоров, используемых при осуществлении патронажа.
Однако с этим трудно согласиться, так как в целом, как неоднократно отмечалось, гражданин может и может участвовать в гражданско-правовых сделках от своего имени, а основная цель установления клиентелизма заключается, прежде всего, в содействии Человек реализует свои основные права и обязанности, он недостаточно зависит от дееспособности. Граждане часто обращаются с просьбой об установлении патронажа исключительно в целях ухода, так как сами они не могут, например, передвигаться вне дома, а помощь не всегда носит исключительно родовой характер, как отмечают суды.
Конструкция единого договора не всегда способна предусмотреть все действия, для совершения которых гражданин направляет помощника, поэтому на практике часто встречаются смешанные договоры, так как предметом договора комиссии, исходя из его законодательного регулирования, являются судебные иски (ст. 971 ГК РФ), тогда как патронируемому лицу могут быть предъявлены и реальные иски, не входящие в предмет договора поручения. При заключении договора необходимо согласовать ряд действий, которые помощник обязан совершить в пользу патронируемого гражданина, так как в будущем споре договор может быть признан незаключенным, что будет иметь негативные последствия для обоих сторон и прежде всего для дееспособного гражданина, над которым установлен патронаж. Проблема даже в большей степени правовой культуры граждан, а не законодателя, в том, что многие считают достаточным установить патронат только путем заключения договора, когда в договоре предусмотрен патронаж над несовершеннолетними гражданами, чего закон в целом не предусматривает.
И. обратилась в Управление Министерства труда и социального развития с заявлением об установлении над ней патронажа и назначении помощника в лице Б. По результатам рассмотрения заявления Управлением Министерства труда и социального развития в установлении патронажа отказано, о чем в адрес И. направлен мотивированный ответ.
Распоряжением Управления Министерства труда и социального развития И. отказано в установлении над ней патронажа в связи с отсутствием медицинского заключения лечебного учреждения о наличии заболеваний, препятствующих самостоятельному осуществлению и реализации своих прав и исполнению своих обязанностей, нуждаемости в постороннем уходе.
Судом установлено, что в Департамент образования Администрации с заявлением об установлении патронажа над И. истец не обращался, решение об отказе в установлении патронажа Департаментом не выдавалось.
Как следует, из вышеуказанных положений законодательства, установление патронажа над совершеннолетними гражданами не относится к компетенции Департамента образования Администрации.
Вследствие изложенного, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон.
Между тем, судом не установлено нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца со стороны ответчика — управления опеки и попечительства Администрации. Доказательства, подтверждающие обстоятельства на которых истец основывает свои требования к управлению опеки и попечительства Администрации в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены [8].
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам. Основания для прекращения социального патронажа содержит ГК РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному управлению Министерства социального развития о признании незаконным приказа «О замене помощника» и возложении обязанности отменить данный приказ.
Приказом ТУ Минсоцразвития Ф. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна. Этим же приказом опекуном был назначен К. (административный истец по настоящему делу).
В данном приказе действительно имеется ссылка на ст.41 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что над совершеннолетним дееспособным гражданином , который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж .(п.1).
Вместе с тем, с учетом того, что Ф. относится к категории граждан , которым может быть назначен помощник, административный истец сам просил назначить его помощником Ф. доказательств того, что К. относится к категории граждан , которые не могут быть назначены помощниками суду не представлено, суд считает, что административным истцом не представлено суду доказательств того, что оспариваемый административным истцом приказ не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца [9].
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.

Заключение

 

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Термин опеки и попечительства можно рассматривать с разных сторон, в том числе и в качестве вида социальной помощи, в качестве системы правоотношений, в качестве института законодательства и т.д.
2. Институт опеки и попечительства включает в себя совокупность разобщенных элементов, что делает его, по сути, комплексным. При этом, его координирование осуществляется со стороны сразу нескольких правовых отраслей, а именно гражданского, семейного, административного и права социального обеспечения.
3. Опека и попечительство рассматриваемые в качестве формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, представляют собой семейные, индивидуальные и продолжающиеся в течение определенного времени формы устройства, реализующиеся со стороны опекуна на безвозмездной основе или за определенное вознаграждение в случае, когда имеет место административный акт об опеке и попечительстве, на основании которого осуществляется защита прав, выполняется воспитательная функция, когда не выплачиваются алименты и не имеют место права наследования.
4. Опека и попечительство достаточно распространены в отношении несовершеннолетних, который испытывают нужду в социальной поддержке.

5. Патронаж представляет собой осуществление заботы над дееспособным лицом, который при этом находится в беспомощном состоянии. При этом, такая забота может осуществляться как на безвозмездной основе, так и за определенную плату, которую осуществляет непосредственно сам патронируемый.
При этом, при патронаже, лицо, которое осуществляет уход именуется помощником. Следует указать на тот факт, что статус данного лица полностью отличается от статуса, которым обладает опекун или попечитель. В случае, когда мы говорим именно о помощнике, то его действия не закреплены в праве, а зависят исключительно от воли патронируемого. Вместе с тем, чтобы оформить патронаж, нужно совершить определенный порядок действий, который разработан для того, чтобы уберечь патронируемое лицо от нечестных помощников, что предусматривает тот факт, что помощник назначается по решению органов опеки и попечительства, после того, как составляется договор о патронаже.

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант».
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 15.02.2022).
4. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 15.02.2022).
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880.
6. О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы: Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 (ред. от 07.03.2019) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142671/ (дата обращения: 15.02.2022).
7. Апелляционное определение Иркутского областного суда № 33-9407/2014 от 18 ноября 2014 г. — URL: https://clck.ru/Yy3sF / (дата обращения: 15.02.2022).
8. Решение Центрального районного суда г. Омска от 25 сентября 2019 г. по делу № 2-3580/2019 — URL: https://sudact.ru/regular/doc/pLZp7IOEaDJV/? (дата обращения: 15.02.2022).
9. Решение Краснокамского городского суда от 29 июля 2019 г. по делу № 2А-1295/2019 (Пермский край) — URL: https://sudact.ru/regular/doc/bovRzpeN391j/? (дата обращения: 15.02.2022).
10. Решение Московского районного суда г. Казани от 9 августа 2019 г. по делу № 2-1396/2019 — URL: https://sudact.ru/regular/doc/nDa3y8E6B1Lh/? (дата обращения: 15.02.2022).
11. Антокольская М. В. Семейное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2000. С. 306.
12. Беспалов Ю. А. Семейно — правовое положение ребенка в Российской Федерации: Учебное пособие / Ю. А. Беспалов, П. В. Рондо. — 2-е изд.- М.: Издательство Владимир, 2017.
13. Болотина Н. Б. Право социальной защиты: становление и развитие в РФ / Н. Б. Болотина. — М.: Знание, 2015. — 381 с.
14. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 457.
15. Гошовская В. А., Ильчук Л. И. Государственное управление социальной сферой в РФ: учеб. пособие. / Под. ред. В. Гошовской. — М.: НАГУ, 2018. — 52 с.
16. Ершова Н. М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву : дис. … канд. юрид. наук. М., 1957. – 115c.
17. Загоровский А. И. Об опеке над несовершеннолетними // Русская мысль. 1902. Кн. 4. С. 52-53.
18. Кобелев Д.А. Особенности правового статуса субъектов усыновления по законодательству Российской Федерации // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. — C. 134-138.
19. Макарова С. В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 1.
20. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Под ред. д. ю. н., проф. Р.П. Мананковой — М.: Волтерс Клувер, 2018. – 217c.
21. Муратова С. А. Семейное право : учебник. 4-е изд., перераб и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. — С. 269.
22. Нечаева А. М. Семейное право: учебник для академического бакалавриата //7-е изд., нерераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. —303с.
23. Пергамент А. И. Опека и попечительство / А. И. Пергамент. — М. : Юрид. лит., 1966. — 161 с.
24. Синайский В. И. Русское гражданское право. — М. : Статут, 2002. — С. 529.
25. Советское семейное право : учебник / под ред. В. А. Рясенцева. — М. : Юрид. лит., 1982. — С. 239.
26. Цветков В. А. Совершенствование законодательства в области организации и осуществления опеки и попечительства // Вестник Омского ун-та. — 2008. — № 2. Серия «Право». — С. 73-77.
27. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. — Тула : Автограф, 2001. — С. 601.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф