Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Опыт православного миссионерского служения в пенитенциарных учреждениях»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Православное понимание служения ближним, находящимся в заключении
1.2. Современное миссионерское служение среди заключенных

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Личность тюремного миссионера. Богослужение
2.2. Беседы и переписка с заключенными

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС.
Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса – заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей, и реализуется в следующих направлениях: привлечение внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных; содействие выдвижению кандидатур священнослужителей в региональные наблюдательные комиссии и общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительных систем государств; участие в деятельности общественных организаций пенитенциарной направленности; участие в работе комиссий по «социальным лифтам» и иным методикам режимного стимулирования поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний; участие в рассмотрении вопросов помилования и условно-досрочного освобождения.
Помочь неверующему в Бога заключенному стать православным христианином — дело непростое, требующее от тюремного миссионера постоянной и терпеливой работы с людьми, находящимися в неволе.
Священнослужителю или мирянину, получившему благословение Церкви на служение в тюрьмах, необходимо иметь четкое представление о том, как осуществляется эта миссия и кто те люди, с которыми он столкнется там. Зная особенности служения ближним в местах заключения, тюремный миссионер избежит ошибок в своей деятельности и с успехом будет достигать поставленной им цели.
Предметом исследования является миссионерское служение Христовой Церкви среди заключенных.
Целью исследования – изучение характерных особенностей миссионерского служения в местах лишения свободы и предложение их тюремному миссионеру.
В соответствии с предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
— рассмотреть православное понимание служения ближним, находящимся в заключении;
— исследовать современное миссионерское служение среди заключенных;
— изучить личность тюремного миссионера, Богослужение;
— рассмотреть беседы и переписку с заключенными.
В процессе написания работы использовались следующие методы: Богословский, исторический, изучение и анализ юридической, педагогической, психологической пенитенциарной литературы, изучение епархиальных отчетов о служении в местах лишения свободы
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Православное понимание служения ближним, находящимся в заключении

По мысли святых отцов, Господь Иисус Христос пришел осуществить Миссию избавления узников из темницы греха. Святитель Филарет, митрополит Московский, так рассуждает об этом: «Не в темницу ли, не к изгнанникам ли, ни к узникам ли пришел и Сам Ты, на землю, чтобы основать Твой живой Храм, Твою Святую Церковь? Ибо что такое вся земля, после рая, как не пространная темница? Что человек вообще, как не осужденный преступник райского закона, изгнанник рая, пленник греха, узник бренной плоти, отягчающей душу? Ты пришел, и в сей темнице, для сего преступника, поставил Твой Голгофский Крестный жертвенник; Твоим страданием и смертию совершил на нем Твою вселенскую божественную Литургию; принес Твою вечную жертву, которая одна и та же, и здесь ныне совершается» .
Призвание отверженных и спасение погибающих составляет для Господа существенную часть воспринятого Им на себя служения. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18,11). И люди падшие, близкие к погибели, по Его словам, составляют предмет особой Его заботливости: Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9,13). Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18,14).
Чтобы яснее представить, как дорого для Господа спасение каждого погибающего, в Евангелии приводится притча о пастыре, имеющем стадо овец, и если заблудится у него одна овца, пастырь оставляет девяносто девять и идет искать одну заблудшую, и до тех пор не успокаивается, пока не найдет ее. Также притча о жене, имеющей десять драхм, которая, если потеряет одну из них, зажигает светильник, выметает все в доме и не оставляет своих хлопот до тех пор, пока не найдет ее. И когда пастырь найдет заблудшую овцу, а жена — потерянную драхму, они предаются большой радости и делятся этой радостью со своими друзьями и соседями: возвращение потерянного для них дороже и приятнее владений, находящихся в руках их, хотя бы потерянное и возвращенное составляло только небольшую часть их состояния. После этих притчей, Господь сказал: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 1-10). Не имеет ли все это прямого, непосредственного, преимущественного применения к тем преступникам, которых общество лишает свободы?
Бог промыслительно попускает быть внешним узам, темницам, болезням и бедствиям . Через внешние стеснения Господь врачует души узников. Телесные узы и скорби способствуют пробуждению бесценных человеческих душ от греховного сна. «Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным». Как врач малыми дозами яда лечит тело человека, так и Господь, Премудрый Врач душ и телес наших, спасает естество человеческое путем заключения грешника в темницу. Даже цари попадали в тюрьму. Так, некогда Бог попустил царю иудейскому Манассии за его величайшие грехи быть в плену и темнице (2 Пар. 33, 11). «Иегова наказал Манассию за грехи его нашествием военоначальников царя Ассирийского, которые пленили Манассию, и в цепях отвели его в Вавилон. В плену Манассия раскаялся и испросил прощение у Бога и был возвращен в Иудею…»
Иосиф в Египте заключает своих братьев в темницу, чтобы они покаялись в своем грехе. Тогда-то виновные невольно пришли к сознанию греха и сказали: «Не проступок ли наш с братом Иосифом показывает нам Бог? Не умолял ли нас невинный брат, чтоб мы пощадили его?» (Быт. 42, 21).
Христианин понимает, что он находится в тюрьме не случайно, а по Промыслу Божию. Человек анализирует свою прежнюю жизнь, кается перед Богом в содеянных грехах, стремится очистить свою душу покаянием, стать лучше и чище самому, помочь тем, кто рядом, кто испытывает еще более невыносимые скорби. Безвинным заключенным узы служат к еще большей славе. Так, целомудренный Иосиф, оклеветанный, был посажен в Египте безвинно в темницу. За доброе и безропотное поведение Господь выводит его из темничного заключения и с неслыханною прежде и после того славою возводит его на место вельможи, первым после фараона лицом в государстве (Быт. 41, 40). По ложному обвинению находился в темнице преподобный Ефрем Сирин. Следствием этого его временного заключения в темницу было то, что, выпущенный на свободу, он стал более внимателен к себе, удалился к отшельникам и стал одним из величайших христианских подвижников.
Посещение заключенных в тюрьмах душеспасительно не только для них, но и для самого миссионера. Премудрый Соломон пишет: Лучше ходить в дом плача… нежели ходить в дом пира (Екк. 7,2). Сравнивая зрителей зрелищ и посещающих темницы, святитель Иоанн Златоуст назидает: «И там и тут они видят страсти в явной форме, но после зрелищ наблюдатель выходит подобно волнующемуся морю, а после посещения темницы посетители «приобретут глубокое спокойствие». Скорбь, произведенная зрелищем узников, потушает всякий такой (плотской) огонь. Кто вышел от узников, с тем, если бы и встретилась какая-либо блудная и бесстыдная женщина, она не причинит ему никакого вреда. Сделавшись уже как бы невинным, он не будет уловлен сетями ее взоров, потому что вместо бесстыдных ее взоров будет тогда перед очами его страх суда». Таким образом, посещение узников помогает посетителю бороться с собственными его страстями. Далее святитель делает вывод: «Итак, представь… сколько мы сделаем добра и содержащимся в темницах, и себе самому, если будем постоянно обращаться с ними и станем употреблять на это все время, которое проводим в безвременных и пустых занятиях».2
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темнице для Христа: не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного».
Казалось бы, люди потерянные – насельники тюрем. Но в них есть душа человеческая, которая так дорога для Господа, что Он для искупления ее благоволил пролить бесценную Свою Кровь. Пусть порча глубоко проникла в преступную душу, но она не в конец растлила ее; и в душе преступника, даже у закоренелого рецидивиста, найдется всегда нечто, могущее вызвать сочувствие к себе: зло не может истребить в душе человеческой все задатки добра, вложенные в нее Творцом. Нередко случается, что подвергаются узам и попадают в тюрьмы люди, совершенно невинные, по какому-либо ложному обвинению или недоразумению, даже такие, которых, по слову апостола Павла, не был достоин весь мир (Евр. 11, 36, 38). В темнице был праведный Иосиф, по ложному обвинению, возведенному на него женою египетского царедворца Пентефрия (Быт. 39,20). В темнице был пророк Иеремия за смелое возвещение судов и угрожающих казней Божиих развращенному народу иудейскому (Иер. 30, 2). В темнице был святой Иоанн Креститель за обличение Ирода в незаконном сожитии с Иродиадою, женою брата своего (Мф. 24,3). В темнице были апостол Петр (Деян. 16, 23, 24) и другие святые апостолы (Деян. 5, 18).
Господь Иисус Христос всю Свою земную жизнь был как бы в темнице, так как земля наша после грехопадения стала подобна темнице, а мы изгнанниками на ней после потерянного нами блаженного рая. Несколько времени Спаситель действительно был в темничном заключении и телесно ощутил тюремные узы заключения, все жестокие издевательства, незаконное осуждение, пытки, был под стражей, и наконец казнен, приняв на Себя самую позорную и жестокую смерть. Таким образом, Господь Иисус Христос сделался узником за нас, нашего ради спасения.
Если Господь безвинно был заключен в темницу, не сотворив ни одного греха, то могут ли роптать на свою участь заключенные, когда их совесть нечиста от грехов. Всякий человек грешен перед Богом, всякого человека можно назвать преступником; и ближнего своего мы часто называли глупцом, и на противоположный пол смотрели невоздержанными глазами. Явных грехов может и не быть, но за тайные можем подвергнуться геене огненной. Святитель Иоанн Златоуст одинаково называет вором как того, кто украдет чужие деньги, так и того, кто покупая, продавая удерживает часть цены . Богом судится не только факт преступления, а и намерения человека, например, что либо украсть, присвоить чужое.
Спасение человека не мыслится в Православной Церкви индивидуально. Все члены Церкви составляют единый духовный организм – Тело Христово. Духовные связи этого организма действуют в меру своей силы на других, и сами получают благодатную силу от Главы Церкви и других членов для созидания самих себя в любви.
В литургической жизни Православной Церкви видна забота о заключенных. Каждый раз в храме на вечернем, утреннем богослужении и Литургии молитвенно возносятся прошения: «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся» , – произносит священнослужитель. В некоторые дни года во всех православных храмах бывает особенное воспоминание об узниках: «Помяни, Боже, на судищи, и в рудах, и в заточениих…» (Чин Литургии Василия Великого) .
Исполняя утреннее и вечернее ежедневное молитвенное правило, мы также вспоминаем об узниках: «Спаси, Господи, и помилуй сущия в болезни и в печалях, бедах же и скорбех, обстояниях и плененных, темницах же и заточениих изрядно же в гонениих», «Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякого обстояния» .
В Требнике Православной Церкви есть специальная служба «О в темницах и в заточении сущих многих, или о единем» . Здесь для Литургии указаны: особая молитва на проскомидии, дополнительное прошение на великой ектении, особые тропарь и кондак после малого входа, чтение из Деяний (Зач. 29 (гл. 12, ст. 1-11)) и Евангелия от Иоанна (Зач. 31 (гл. 8, ст. 31-36)), дополнительные прошения на сугубой ектении и соответствующий причастен.
Церковные песнопения свидетельствуют о том, что заключенные имеют заступников в лице многих угодников Божиих и саму Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Так, в Акафисте Покрову Божией Матери мы слышим: «Радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице седящих» (икос 10) . В тропаре и Акафисте к великомученику Георгию мы обращаемся такими словами: «Яко пленных свободитель и нищих защититель…» , «Яко и в темничном заточении не преставал еси молитвенно бодрствовати» (кондак 9).1 В Православной гимнографии отражены и конкретные случаи помощи святых угодников страждущим узникам. Так, в Акафисте святому и праведному Симеону Богоприимцу поется: «Спасти хотяй от заключения и уз праведного Петра Афонского, яве предста Богоприимец в темнице, со святителем Христовым Николаем… Темже удивися преподобный чудному видению сему, изведен же быв из темницы, радуяся возопи Богу: Аллилуиа» (кондак 10). Так, тому кто сам был отпущен и кто говорил: Ныне отпускаешь раба Твоего (Лк. 2,29) дарована Божия благодать отпускать на свободу и других. Подобный пример помощи святых заключенным видим в Акафисте святителю Николаю чудотворцу, который «избавление нося воеводам, неправедную смерть прияти имущим… явлься во сне цареве, устрашил еси его, сих же неврежденных отпустити повелел еси» (икос 6), поэтому мы и обращаемся к Мирликийскому Чудотворцу со словами: «Радуйся, от уз и пленения свобождаяй» (икос 10).
Еще одна мысль, имеющая отношение к тюремной миссии, выражена в литургической жизни Церкви. Она состоит в том, что каждый член Церкви должен осознавать себя узником греха. На вечерне мы слышим слова псалмопевца Давида: «Изведи из темницы душу мою» (Пс. 141, 8). Эти слова каждый член Церкви произносит от своего лица. После грехопадения в лице Адама и Евы, мы все попали во власть греха и заключены в узы страстей, а после смерти телесной – в адскую темницу. Только после искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа, желающие спасения, через приобщение к плодам этого подвига, удостаиваются сводобы от уз и темницы смерти духовной. В упомянутом молитвословии, мы вместе с псалмопевцем просим избавить нас от этого заключения.
В местах заключения рождались высокие образцы молитвы. Так, читаемая во время великого повечерия, молитва царя Манассии, была произнесена им, когда он находился в узах в Вавилоне (2 Пар. 33,11). Преподобный Максим Грек, пребывая в заточении в Иосифо-Волоколамском монастыре, написал углем на стенах келии канон Святому Духу Утешителю. Служба всем святым, в земле русской просиявшим, совершаемая в первое воскресенье Петрова поста, была восполнена многими умилительными песнопениями, написанными святителем Афанасием (Сахаровым) и его соузниками во Владимирской тюрьме.
Таким образом, литургическое богословие, охватывающее все стороны жизни православных христиан, не оставляет без молитвенного внимания и заключенных в темницах, которым в духовном смысле оно учит уподобляться и всех нас.
Итак, в Евангелии нам заповедано посещать заключенных. Отношением к этой заповеди определяется участь человека в будущей вечной жизни. Через сердца заключенных Господь смотрит на сердце каждого из нас, как мы относимся к этим обиженным, сломанным и искалеченным духовно людям.
Служение узникам поднято христианством на небывалую доселе высоту. Господь Иисус Христос сравнивает благотворение заключенным со служением Себе. Эта миссия является душеспасительной как для сидельцев тюрем, так и для тех, кто их посещает. Служение Церкви в тюрьмах носит преимущественно духовный характер, а не социально-бытовой, ее цель – спасение и освобождение узника через покаяние. Образ благоразумного разбойника являет пример этого покаяния. Его крестные узы и скорби послужили к переосмыслению прошлой разбойнической жизни и ввели первым в райские обители.
Тюремное заключение Православие понимает не как месть, но как средство внутреннего очищения оступившегося.
В литургической жизни Церкви, в ее богослужении, отражена молитвенная забота о духовном спасении находящихся в темницах, лишенных свободы людей. Литургическое поминовение узников означает, что они члены Тела Христова. Церковная история сохранила множество примеров помощи святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении.

1.2. Современное миссионерское служение среди заключенных

Духовно-нравственное воспитание заключенных немыслимо без участия в нем служителей Православной Церкви. Возрождение душепопечения в местах лишения свободы в масштабе всей России по праву связывается с именем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в 1990 году, будучи еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского посетил колонию строгого режима в п. Металлострой. В 1992 году Святейший Патриарх освящал построенный на личные средства заключенных, православный храм в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, созданный руками самих узников.
Одним из выдающихся первопроходцев в области тюремного служения был протоиерей Глеб Каледа. Он был первым из священников, который стал окормлять заключенных Бутырской тюрьмы и восстанавливать там храм, где и стал его первым настоятелем весной 1993 года. В Бутырке отца Глеба полюбили все: и охрана и заключенные. Свое пастырское служение он осуществлял в отношении самого сложного контингента – осужденных к смертной казни, которых он сопровождал вплоть до последней минуты их жизни. Отец Глеб закончил свой жизненный путь в 1994 году, но оставил нам свой опыт в «Записках тюремного священника», в которых делится своими наблюдениями и мыслями.
Деятельность Отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Открытие и строительство храмов во всех пенитенциарных учреждениях России привело к тому, что в 1995 году по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви был создан Отдел Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Основными направлениями работы Отдела с заключенными являются:
— представление Русской Православной Церкви в ее сношениях с руководством и различными структурами министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание лиц в местах лишения свободы.
— православная миссия среди заключенных, в первую очередь среди лиц крещенных в Православной Церкви.
— информирование Священного Синода Русской Православной Церкви о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности правоохранительных учреждений, представляющих интерес для Русской Православной Церкви.
Для пополнения опыта социального служения в тюрьмах, а также для организации гуманитарной помощи заключенным, Отдел по взаимодействию сотрудничает со Всемирной организацией тюремного служения. Сотрудники Отдела принимали участие также в ряде зарубежных конференций, посвященных тюремному служению. Отдел также принимает ответные делегации из-зарубежа. Так, в октябре 1999 года была принята делегация из Болгарии во главе с Главным Тюремным священником Болгарской Православной Церкви.
Миссия среди заключенных в Московской епархии
По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия все исправительные учреждения, которые территориально близки к храмам епархии, духовно окормляются священнослужителями этих общин. В Московской епархии работает комиссия по социальному служению, благотворительности и пастырской работе в исправительных учреждениях. Вот что говорит о тюремном служении в епархии секретарь комиссии, благочинный церквей Мытищинского округа, игумен Александр (Агриков): «Исправительные учреждение – эти дома скорби, находящиеся в Московской области, являются главной заботой Московского Епархиального Управления… Это служение многогранно: совершение святых Таинств Крещения, Покаяния, Причащения, катехизаторские, духовно-апологетические беседы, раздача духовной литературы, икон, крестиков…». Приведем несколько примеров тюремного служения в благочиниях Епархии.
Московская Духовная Академия в служении заключенным
Возрождая исконную традицию Русской Православной Церкви окормления заключенных, Московская Духовная Академия и Семинария ведут активное сотрудничество со следственным изолятором г. Сергиева Посада. Эта работа началась в мае 1989 года с обращения администрации изолятора к священноначалию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и руководству Московских Духовных Школ, вызванного большим числом заявлений, поступивших от подследственных, с просьбой пригласить священника. Стабильное посещение СИЗО лаврскими духовниками установилось в ноябре того же года.
Силами Московской Духовной Академии и Семинарии в миссионерских целях с 1998 года издается специальная брошюра-журнал «На перепутье» для заключенных, где публикуются статьи, касающиеся духовно-нравственных вопросов.
Миссия среди заключенных в других епархиях
В настоящее время священнослужителями г. Санкт-Петербурга окормляется 16 исправительных учреждений. С 1996 года функционирует епархиальный отдел по работе в тюрьмах, возглавляемый протоиереем Владимиром Сорокиным, настоятелем собора св. князя Владимира г. Санкт-Петербурга. В каждую колонию и следственный изолятор назначен священник, обустроены домовые храмы, часовни и молитвенные комнаты, собраны библиотеки духовной литературы, совершаются богослужения. В нескольких колониях ведется строительство деревянных храмов. Проводятся регулярные встречи тюремных священников с руководством УИН и начальниками пенитенциарных учреждений. Между ними установился конструктивный диалог.
На территории Свердловской области располагаются три управления пенитенциарной системы. В учреждениях исполнения наказаний за это время построено и действует храмов — 7, строится — 4, молитвенных комнат — 20. Четыре из ныне действующих тюремных храма находятся в городе Нижнем Тагиле. Сегодня духовное окормление учреждений исполнения наказаний несут 24 клирика.
В Иркутской епархии проводится активная деятельность в области тюремного служения. Во всех исправительных учреждениях оборудованы молитвенные комнаты, в четырех подразделениях силами самих заключенных построены православные храмы, где они теперь имеют возможность присутствовать за богослужением, встречаться со священнослужителями, пользоваться духовной литературой. В Исправительные учреждения жертвуются аудио и видеозаписи с религиозно-нравственной тематикой, духовные книги.
В Нижегородской епархии создан координационный совет по работе священнослужителей в исправительных учреждениях, за каждым священником закреплена конкретная колония. В ИК-8 действует храм, а в ИК-3 завершается строительство домовой церкви. Почти 7 лет в ардатовской ВК работает воскресная школа, которую посещают около ста заключенных. Воскресные школы имеются также в ИК-1, ИК-2, арзамасской и ардатовской колониях. Священники наряду с регулярным совершением богослужений посещают и больничные корпуса в колониях, где излечиваются страдающие туберкулезом.
В трех колониях (ИК-3,8,17) обвенчаны 20 молодых пар. Православные общины созданы в половине исправительных учреждений области.
На территории Тульской епархии активное участие в помощи заключенным принимают миряне. Они с 1995 года сотрудничают с Православным центром духовного возрождения России по Тульской области. Председатель его управления, Л. Романовская, немало сделала для того, чтобы приобщить к Православию заключенных, помогает верующим найти свое место в жизни после освобождения из исправительных колоний. Радует то, что благотворное влияние Православного центра распространяется также на сотрудников УИС. Л. Романовская знакомит их с традициями церкви, канонами веры, организует паломнические поездки на Куликово поле, рождественские и пасхальные праздники для детей сотрудников. Для них же при Православной центре работает воскресная школа.
Тюремное служение в Белорусском экзархате началось также в 90-е годы. На территории экзархата, в городе Жодино находится самый большой изолятор в Европе. В настоящее время в этом изоляторе более 5-ти тысяч заключенных, которые опекаются православным духовенством Экзархата. В Белорусском Экзархате есть должность главного тюремного священника, который по благословению митрополита Филарета, координирует пастырское служение в местах лишения свободы Республики Белоруссия. Совместно с МВД и МЮ проводятся семинары, на которые съезжаются тюремные священники со всей Белоруссии, также приглашаются священники из России и Украины.
Деятельность фондов по работе с заключенными
19 декабря 1991 года получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на деятельность в тюрьмах Фонд «Вера, Надежда, Любовь» г. Москвы. В 1998 году Фонд был переименован в Общество. Небесным покровителем Общества милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» является святитель Николай Чудотворец.
В этом Обществе объединились православные юристы с целью посильного участия в оказании правовой, духовно-нравственной и социальной поддержки находящимся в заключении.
Одно из главных направлений Общества «В.Н.Л.» – это оказание духовной христианской поддержки тем, кто находится в местах лишения свободы. Она включает в себя: индивидуальную христианскую переписку с заключенными, посещение мест заключения, в том числе, тюремных больниц, общение с тяжкоболящими и умирающими в местах лишения свободы, рассылку православной литературы в библиотеки учреждений, раздачу заключенным и персоналу тюрем духовных книг, иконок, крестиков и других религиозных предметов (гуманитарной помощи), сотрудничество в деле тюремного служения с Русской Православной Церковью, и в том числе, с Московской Духовной Академией и Семинарией, оказание материальной помощи, в строительстве и обустройстве в колониях и следственных изоляторах храмов, а также молельных комнат.
Добровольцы Общества «В.Н.Л.» посещают тюрьмы г. Москвы и ездят в командировки по колониям России в разные регионы, в ходе которых оказывается целый комплекс благотворительной помощи.
В г. Санкт-Петербурге осуществляет свою деятельность Общественный благотворительный фонд «Возвращение». Фонд создан в апреле 1996 года. В попечительский совет фонда входят священнослужители Санкт-Петербурга. На эмблеме фонда изображена иллюстрация к притче о блудном сыне, что наглядно демонстрирует смысл и содержание работы фонда «Возвращение».
Итак, из всего этого видим, что во всех исправительных учреждениях строятся храмы, молитвенные комнаты, оказывается духовная и материальная помощь заключенным, об этом говорят и сотрудники УИС: «Привычными стали встречи служителей религиозных культов с осужденными, их нравственные беседы с нарушителями режима содержания, поздравления с праздниками, концерты духовной музыки, показ кино и видеофильмов религиозной тематики. Во многих колониях созданы и действуют воскресные школы, библейские курсы, религиозные общины. По местному радио звучат проповеди служителей религиозных культов, передачи об истории религии. На страницах многотиражных газет для осужденных регулярно публикуются выступления священнослужителей, широко освещается религиозная жизнь мест лишения свободы».
Проведенные социологические исследования показывают, что в местах лишения свободы наметилась устойчивая тенденция развития религиозной жизни, растет число верующих. В проведенной переписи выяснилось, что из числа верующих свыше 80% считают себя православными. Процент православно верующих от общего числа заключенных выглядит следующим образом: в мужских колониях – 18,1% в женских колониях –33,7% в воспитательных колониях – 16,7% в колониях-поселениях –19% в тюрьмах – 26,3%
В настоящее время в исправительных учреждениях действуют 224 храма, часовни и домовые церкви, строятся 42 церкви, оборудованы 664 молельные комнаты для представителей различных вероисповеданий.2
Так выглядит, в общих чертах, современное служение Русской Православной Церкви в местах лишения свободы в наши дни.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

2.1 Личность тюремного миссионера. Богослужение

Служение тюремного миссионера среди лишенных свободы удалено от взоров и наблюдений людей свободных, оно мало известно и обычным церковным миссионерам.
Прежде всего, нужно сказать, что тюремный миссионер, а таковым в абсолютном большинстве является священник, имеет гораздо большую, чем приходские батюшки, возможность утвердить свой пастырский авторитет перед пасомыми и оказать на них существенное религиозно-нравственное влияние.
От пастыря, призываемого Богом к миссионерскому служению в местах лишения свободы, требуются некоторые особые личные качества, располагающие его к заботливому отношению к несчастным узникам. В тюремном миссионере должна проявляться сострадательная любовь, готовая разделить несчастье ближнего, по какой-либо вине несущего свой жребий. Предполагается своего рода вдохновение, побуждающее неослабно действовать во благо брата своего, находящегося на пути погибельном и не отставать от него, пока он не возвратится на добрый и спасительный путь. От миссионера требуется далее благодушие и вера в исправление оступившегося человека.
В своей миссионерской деятельности тюремный священник не может быть совершенно независимым от администрации. Кроме установления надлежащих отношений с тюремной администрацией и их сотрудниками, тюремный миссионер должен наладить соответствующие отношения и с заключенными. Первое, что здесь требуется, и о чем должен позаботиться пастырь, – приобретение доверия у заключенных. «Я, как благочинный, – говорит архимандрит Роман (Гаврилов), – направляю в колонию тех священников, которые по своей душе любвеобильны, умеющие расположить к себе, чтобы несовершеннолетний заключенный им поверил» . Сердечность и доброжелательность должны слышаться в голосе миссионера, обращенном к узникам. «Когда они видят не осуждение с нашей стороны, а снисхождение, милосердие, любовь, тогда они понемногу раскрываются», – замечает тюремный миссионер, архимандрит Трифон (Новиков) .
Искренность тюремного пастыря, как необходимое условие доверительного отношения к нему заключенных, не исключает и осторожности. Не нужно говорить неправду, но также и не нужно быть наивным; ничего не нужно говорить такого, чего не чувствуешь; не считать наперед ложным все, что говорит узник, но и не верить ему безоговорочно. Доверие к заключенным в тюрьме небезопасно. Важно также заметить, что заключенные иногда предъявляют жесткие условия не только друг другу, но и священнику. Любая слабость пастыря тут же употребляется в их пользу, а это недопустимо. Поэтому священник в тюрьме должен быть не только сострадателен, но и требователен. Иногда трудности выражаются в практической беспомощности пастыря: его просят что-то принести, а у него нет, или нет возможности раздать буквально всем. Пастырь не должен и здесь быть у них на поводу, ведь он идет, в первую очередь, с духовным словом, и идет совершенно бескорыстно. Он не обязан становиться воплощением постоянного обеспечения их материальных нужд. Дух христианской любви и пастырского милосердия к заключенным выражается и во внешнем обращении с ними, которое должно быть отеческим и братским. Участие к узнику можно проявлять обыкновенными расспросами о малозначительных житейских предметах, например: о его семье, жене, родителях и детях, если они есть, о его прежних занятиях и образе жизни и т.д. Эти, казалось бы, незначительные нюансы в общении, не имеющие прямого отношения к цели служения, на самом деле, завязывают нити взаимопонимания между пастырем и узником и пролагают путь спасительному влиянию пастыря на сердца заключенных. Он обязан осторожно относиться к больным сторонам их совести: не иметь привычки спрашивать, кто за что осужден, и если узнает о совершенном преступлении из собственного их рассказа, или от других, то ни в коем случае не укорять за преступное деяние.
Богослужение
Первым и самым удобным средством к нравственному исправлению заключенных является православный тюремный храм. Один лишь только внешний вид храма с венчающим его крестом оказывает благотворное влияние на тех, кто находится за колючей проволокой.
Здесь они слышат утешительные слова Спасителя, призывающие к покаянию. Здесь совершается над ними Таинство Покаяния, здесь они получают прощение от Бога, как только исповедуют свои беззакония. Приобщаясь к богослужению, заключенный выходит из состояния одиночества и замкнутости, в которых пребывает его душа, и входит в общение с другими людьми, с невидимым миром – со всей Церковью. Участие в богослужении открывает ему новую неведомую ранее для его души жизнь, средоточием которой является Божественная литургия, так как в таинстве Евхаристии мы входим в непосредственное общение со Христом, становимся причастниками Его пречистых Тела и Крови и жизни вечной. Цель православного богослужения – восхождение человека к Богу, оно осуществляется всегда через посредство внешнего образа. Ибо человек, по учению Святой Церкви, по своей природе, состоит из двух естеств – тела и души, видимого естества и невидимого. Поэтому и богослужение церковное совершается и духовно, и одновременно в видимых чувственных образах. Находясь в тюремном храме, заключенный видит образы Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, лики святых угодников, священнослужителя в священных одеждах, слышит чтение и пение. Все это заставит его задуматься о своей душе, расположит к покаянию и очищению совести от грехов.
Архиерейское служение в тюремном храме оказывает огромное духовно-нравственное воздействие на оступившихся людей. Оно несет в себе свидетельство апостольской любви к страждущим. «Кто знает, – писал священник Павел Фаворский, – сколько, может быть, благолепное архиерейское служение заронило в душу заключенных добрых мыслей и чувств. Сколько, может быть, дано обещаний об исправлении жизни, и улеглось страстей в наболевших душах их. Сколько, может быть, принесло это служение душевного спокойствия» .
Одна из проблем, с которой может столкнуться пастырь во время богослужения в местах лишения свободы, – это внутритюремные отношения заключенных. Известно, что в тюремном мире существуют всевозможные касты. Одна из них, самая неуважаемая – это так называемые «неприкасаемые» («опущенные»). Любой контакт с ними остальных заключенных недопустим, так как по тюремным законам общающиеся с ними автоматически попадают в разряд «отверженных и обиженных». При Причащении, целовании Креста, иконы «опущенными» могут возникнуть коллизии в среде заключенных. Поэтому тюремный пастырь должен знать эту проблему. В связи с ней, он может обратиться к заключенным, например, со следующими словами: «Братья, я сюда пришел как священник совершать Святое Таинство, в котором все верующие православные люди объединяются. Если вы с этим согласны, то вы должны знать, что во Христе нет никаких опущенных и неприкасаемых людей. Христос всех освящает, в Церкви нет никакой скверны. Я буду причащать всех, кто ко мне подойдет, и никаких двух чаш и двух лжиц я иметь не собираюсь. Да, у вас так, а у Христа, в церкви по-другому. Здесь ваши законы не действуют. Я их («опущенных») причащаю последними и после этого потребляю Дары. Если вы считаете, что и со мной не надо общаться, то это ваша проблема». После этих слов тюремным «авторитетам» ничего не приходится делать, как согласиться с тем, что сказал православный батюшка.
Тюремная субкультура формировалась десятилетиями, даже государство бессильно с ней справиться. Это очень серьезная проблема в исправительных учреждениях. И ее без Церкви не решить. Кроме Литургии, в тюремных храмах служатся водосвятные молебны, даже если присутствует один заключенный. Затем освященная вода разбирается молящимися.
Важным средством в деле духовно-нравственного исправления заключенных является Таинство Исповеди. На исповеди заключенные в основном искренни и открыты, их душа чувствует грех – это значит, она живая. Священник не только «свидетель» на исповеди, он еще должен понять человека, почувствовать его душу. Кому-то из них необходимо задать наводящий вопрос, а где-то промолчать. Некоторые из исповедующихся боятся произносить грехи, связанные с изнасилованием. Пастырь в таком случае его увещевает, что нет такого греха, который бы превосходил милосердие Божие. Бывает и с лукавством приходят на исповедь: «О да, я буду молиться, исправляться», — говорит он, а сам грехи скрывает. Таких легкомысленных заключенных пастырь предупреждает, что неискреннее отношение к Таинству Исповеди заведет их в погибель. Вот, что говорит один тюремный священник по этому вопросу: «Порой нужно было просто беседовать. Мы садились напротив друг друга, рядом с аналоем и беседовали. Я им говорил, что я не следователь, не прокурор, а священник. Что тебя мучает? Какой грех? Давай его вытащим, так как он рождает смерть. С какого времени у тебя это началось? А что у тебя за семья была? Таким образом получалась исповедь» . Арестанты, казалось бы, приходят с желанием покаяться, а не каются. Так как привыкли скрывать свои грехи, и признание их считают слабостью. Вообще заключенные жаждут наставлений во время исповеди и после нее. Большинство заключенных исповедуются впервые в жизни. Многие признаются, что блуд и прелюбодеяние они не считали раньше грехом. Несовершеннолетние заключенные считают блуд просто приятным времяпрепровождением. В Бутырской тюрьме установилась такая практика: в начале проводятся исповеди «за всю жизнь», а затем, перед Литургией, совершается «малая исповедь», к ней допускаются те, кто был ранее на «большой», и на ней перечисляются грехи, совершаемые обычно в камерах тюрьмы. Исповедуя несовершеннолетних, надо начинать с самого их детства, с того, что они помнят. С открытия первой странички их жизни священнику будет понятно, как нужно дальше вести их по духовному пути. У них появляются слезы, когда они говорят о своих родителях, и очень надеются на скорую с ними встречу.
Если в приходском храме прихожанин, исповедавшись, получает благословение идти домой в семью, то в тюремном храме священнику трудно, после искренней исповеди заключенного, благословлять его и отправлять на нары и в камеру. Во время исповеди тюремному пастырю нужно умело пользоваться принципом икономии и акривии. Что касается Таинства Крещения в местах лишения свободы, то Крещение заключенных обязательно предваряется катехизическими беседами. Обычно их проводят миряне, по благословению священника. Перед Крещением пастырь обращается со словом к крещаемому. Символ веры читается по молитвослову либо с листка бумаги. По желанию над заключенными могут совершаться также Таинства Елеосвящения и Брака.
Как видим, Богослужение в местах лишения свободы имеет свои особенности, без учета которых не может быть успеха в тюремной миссии.

 

2.2. Беседы и переписка с заключенными

Беседы с заключенными
Одним из главных средств духовно-нравственного воздействия на заключенных являются миссионерские беседы. Когда человек страдает, он в большинстве случаев легко готов внять предлагаемому духовному совету, и как правило, с вниманием воспринимает Слово Божие.
Безусловно, что самым подходящим местом для проповеди является тюремный храм. Если беседу в камере заключенные могут воспринимать как отнятие свободного времени, то приходя на богослужение в храм, они уже прислушиваются как к самой службе, так и к тому, что говорит священник с амвона.
Первые беседы с заключенными должны быть о том, как человек живет с Богом и без Бога. Миссионер должен помочь им пожелать другой жизни, нужно пробудить в них решимость исправиться. Главное в беседах миссионера с заключенными – говорить правду, священник должен сказать, что он переживает и чувствует, открыть состояние своей души. Если человек живет тем, о чем он говорит, то люди, как правило, к этому прислушиваются. «Личность говорящего, — пишет профессор Н. Барсов, — не меньше значит для убеждения слушающих, чем самое содержание слова и его форма» .
Священник в первую очередь беседует с теми арестантами, которые чаще других подвергаются дисциплинарным взысканиям и отличаются строптивым характером и нравственной испорченностью. Самая лучшая беседа получается тогда, когда она происходит наедине.
Тематика миссионерской проповеди в местах лишения свободы разнообразна настолько, насколько разнообразна и сама тюремная аудитория. Трудно перечислить весь гомилетический материал, который способствовал бы духовно-нравственному исправлению этих людей. С подследственными нужно говорить об одном, а с осужденными уже о другом, с женщинами заключенными о третьем; даже с одними и теми же заключенными, нужно беседовать в разном духе, например, в тюрьме (следственном изоляторе), в исправительной колонии. Мы не сможем охватить все категории заключенных по полу, возрасту, сроку наказания, а коснемся лишь некоторых из них. Милосердие Божие, желающее спасения человека-грешника, и дающее ему неизреченные блага в случае его обращения, и тяжелые несчастья человека падшего, не думающего о покаянии и самоисправлении, – вот темы проповеди, которые особенно часто должен использовать тюремный миссионер.
Удобным временем для посещения заключенных являются праздничные дни.
В задачи тюремной миссии не входит разбирательство виновности или невиновности того или другого узника. Миссионер в тюрьме призван возвещать им Евангелие и учение о Спасении души. Но это не значит, что тюремный пастырь должен закрыть глаза и как бы не знать преступления, омрачающего совесть того или иного заключенного, и ни словом, ни намеком не напоминать ему о нем. Если он считает нужным говорить арестанту о его злодеянии, то должен делать это не как строгий обличитель, а как духовный отец, болезнующий о несчастии своего чада. Говорить с заключенным о его преступлении лучше, когда к этому у него есть собственное желание, боль сердца, которую он хочет высказать священнику, ожидая от него духовного совета.
Исправление преступника, обращение его на путь покаяния и принятие им православного образа жизни – дело не легкое. Излишняя и поспешная ревность может мешать этому делу. Тюремный пастырь может начинать миссионерскую беседу с заключенным, например, с разговора о предметах житейского плана, может спросить о его семейном положении, пробуждая в нем чувства родственной любви, и через такие беседы незаметно и постепенно обращать внимание заключенного на вещи, имеющие непосредственное отношение к его духовному состоянию. Таким образом, появится интерес и желание побеседовать с батюшкой-миссионером на религиозно-нравственные темы. Простые непринужденные беседы раскрывают сердце заключенного и делают его восприимчивым ко всему тому, что пастырь считает нужным сообщить ему.
Личных собеседований миссионера с заключенными, как бы он не был усерден, недостаточно для наставления их в истинах веры и нравственности. Эти собеседования ограничены временем и не могут изо дня в день вестись с каждым заключенным. Делом продолжения проповеди здесь может служить душеполезная книга. У заключенного, по возможности, должно быть Священное Писание, в частности Евангелие и Новый Завет, краткий молитвослов. Желательно, чтобы се эти книги были изложены на русском языке. С интересом арестанты читают назидательные рассказы о лицах, загладивших покаянием свои преступления, о чудесах Божиих, совершившихся с разными людьми. Преуспевшие в познании Православной веры любят читать аскетическую литературу: «Лествицу», «Поучения Аввы Дорофея» и т.д. Очень нравятся арестантам православные видеофильмы о монастырях, старцах, святых местах.
Разумеется, мы остановились лишь на некоторых моментах, касающихся бесед с заключенными. Формы и методы беседы будут зависеть во многом от конкретных ситуаций, педагогических способностей самого миссионера и его духовной жизни.
Письма
Миссионерское служение в местах лишения свободы осуществляется посредством Богослужения, исповеди, миссионерской беседы, а также через переписку с заключенными.
Тюремному пастырю-миссионеру приходится чаще других пастырей сталкиваться с письмами, присланными от заключенных. К нему из самых разных мест заключения приходит множество писем, исполненных скорби сердец, в которых видна откровенность души. Бывают и письма, писанные по шаблону, с претензией на глубокую религиозность, с просьбой помощи продуктами и одеждой, по которым трудно почувствовать дух, настроение сердца автора. Таких писем приходит много. Но все же не мало приходит писем простых, безыскусственных, написанных собственной, может быть, неграмотной рукой, но написанных от сердца.
Священнослужители, совмещающие свое пастырское служение на приходе и в тюрьме, получают огромное количество писем из мест лишения свободы. Ведь заключенные пишут свои послания во всевозможные инстанции от Камчатки до Калининграда: «Помогите – голодный, холодный, больной».
Приходской священник, который окормляет заключенных, не в силах оказывать материальную помощь тысячам узникам тюрем, он не всегда даже может ответить вовремя на письмо заключенного, так как обременен различными заботами.
В первую очередь, пастырь старается ответить на письма духовного содержания. Он делает это либо сам, либо поручает кому-нибудь из мирян. Ответ на письмо должен быть ясным и не сильно объемным по содержанию. Преподобный Амвросий Оптинский касательно писем так советует: «А когда будете писать пореже, покороче, да поосновательнее, тогда, повторяю, и для меня будет легче и для вас лучше… пощадите меня от описывания различных ощущений душевных и различных размышлений, которые ежедневно изменяются, как на дворе погода».
Некоторые верующие заключенные спрашивают, нужно ли жаловаться в различные государственные инстанции, если безвинно осужден. На данный вопрос однозначно ответить нельзя. Каждый сам должен решить этот вопрос для себя после молитвенного обращения к Богу. Можно пойти по пути, который советует выбрать старец Сампсон (Сиверс), сам неоднократно находившийся за тюремной решеткой по несправедливому обвинению. Если не хватает сил духовных терпеть безвинное наказание, тогда напиши жалобы в соответствующие судебно-прокурорские инстанции. Но верующему человеку писать эти жалобы и заявления нужно с такой молитвой к Богу: «Во всем да будет воля Твоя, как Ты хочешь, таким пусть и будет ответ на мою просьбу, я все приму как Твое промышление обо мне, ибо Тебе виднее, что лучше для меня, а что хуже, что необходимо для спасения моей грешной, мятущейся души. Только даруй мне терпение, мужество и смирение перенести достойно все предназначенные мне скорби и испытания. Я знаю, что достоин еще худших мук и лишений по гнусным делам и помышлениям своим, но не отчаиваюсь и уповаю на Твое безграничное милосердие к искренне кающемуся грешнику». Если Богу будет угодно, то даже на самое непрофессиональное и безграмотно написанное обжалование придет положительный ответ. Если же после всех обращений в надзорные инстанции, заключенный получает только отписки и отрицательные ответы, тогда ему надо успокоиться и не суетиться и сказать себе: «Значит такова воля Божия». Ему теперь нужно подумать, как в этих условиях провести достойную христианскую жизнь, как, не теряя времени зря, возрастать самому духовно и помогать другим находить дорогу к храму.
В письма заключенным можно вкладывать иконки. Бывает, приходят из мест заключения покаянные письма, которые являют духовно-нравственный образец исправления. Такие назидательные письма можно размножить, конечно же, не указывая автора, и отсылать другим узникам, как пример духовного перерождения их собрата. Попадаются даже письма, где священника просят заключенные мужчины и женщины познакомить их заочно с верующими людьми с целью создания семьи.
Тюремный священник получает письма от заключенных, которые, в основном, приходят из отдаленных регионов. Поэтому им предлагается обратиться к местному священнику, или даже к архиерею. Если становится известно, что колонию или Изолятор не посещает священник, а желающие там креститься есть, высылается адрес епархиального епископа и образец, как обратиться с просьбой прислать батюшку для совершения Таинства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги.
1. Миссия в местах лишения свободы носит Богоустановленный характер. Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим Самому Христу. Отношение к этому служению определяет нашу участь в Вечности. Данное служение нельзя осмысливать только в социальном аспекте, потому что оно имеет преимущественно духовный характер. Цель тюремной миссии – спасти душу заблудшего человека. Материальная же забота об арестантах не рассматривается как самоцель, а имеет смысл лишь тогда, когда она служит цели главной.
2. Тюремная миссия имела место в истории Церкви с момента ее основания. Она освящена примером святых апостолов, мучеников и первых христиан. Святые подвижники, аскеты, христиане различных сословий, благочестивые цари и миряне не гнушались посещением темниц и служением страждущим в узах. Сострадательным отношением к заключенным и делами любви к ним Христовы служители побуждали их оставить свои беззакония. Из разбойников они становились святыми. Агиографические свидетельства убеждают нас в этом.
3. Существование Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями свидетельствует о том, что душепопечительская деятельность в пенитенциарных учреждениях носит масштабный характер и нуждается в координации пастырских усилий в этом служении. Повсеместно священнослужители и миряне несут Слово Божие людям, находящимся в неволе. На местах эту работу курируют епархиальные отделы, отвечающие за связи с правоохранительными органами. С каждым годом растет количество храмов, часовен и молитвенных комнат. Наблюдается возрастающий интерес к Православию как заключенных, так и работников пенитенциарных учреждений.
4. Душепопечение в тюрьмах нужно начинать с работников администрации, они так же, как заключенные, нуждаются в Слове Божием. Самой трудной категорией в деле воцерковления заключенных являются несовершеннолетние и женщины. Это обусловлено их душевными качествами, прежде всего, быстрой изменчивостью взглядов и впечатлений на происходящие события, поверхностным мышлением и бездумным следованием лжеидеалам. Более доступны к Евангельской проповеди – это впервые попавшие в места заключения, особенно в период нахождения их под следствием в изоляторе или в тюрьме. Реабилитационными задачами должно заниматься, в первую очередь, государство, так как Церковь не имеет для этого материальных ресурсов. Целесообразным было бы отбывать наказание заключенным поблизости к месту проживания родственников, это давало бы возможность чаще им общаться друг с другом, что приносило бы положительные результаты.
5. Не всякий священник способен окормлять заключенных. Для этого нужно: призвание, сострадательная любовь, вера в исправление преступника, уступчивость и снисходительность, искренность, сердечность, доброжелательность, житейский опыт.
Главным духовно-нравственным средством к исправлению заключенных служит тюремный православный храм. Богослужение в местах заключения имеет определенную специфику. Посещение тюрьмы архиереем оказывает существенное благотворное влияние не только на заключенных, но и на весь персонал учреждения.
Беседы с арестантской аудиторией по своему характеру должны быть просты, ненавязчивы, с подкреплением жизненными примерами. Проповедь можно осуществлять и через ответы на письма, поступающие им от арестантов.
Данная работа является скромной попыткой осмысления миссионерского делания в местах лишения свободы. Не рассмотрена жизнь конкретной православной общины в местах заключения. Не произведен сравнительный анализ православного и инославного служения в пенитенциарных учреждениях.
Задача была сложной как по охвату темы, так и по новизне ее. Будем надеяться, что намеченные нами ориентиры послужат некоторым стимулом для дальнейших исследований в области тюремного служения, необходимого как для узника, так и для нашего спасения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Ю.К. Справочник практического работника пенитенциарных учреждений. М., 1999.
2. Антоний (Блум), митроп. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. Клин, 2000.
3. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1991.
4. Богуславский И., свящ. Задача пастыря церкви среди преступных и заключенных//Вестник военного духовенства. № 4. 1889.
5. Дамаскин (Орловский), иеромон. Мученики и исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века. В 3-х кн. Кн.1. Тверь, 1999.
6. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях /Сост. Г.П.Байдаков, В.В.Артамонов и др. М., 1995.
7. Ефрем Сирин, святой. Творения. Т. 1, М., 1993.
8. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям свят. Тихона Задонского. М., 1996.
9. Краткий комментарий к Новому Завету /Библия. Брюссель, 1983.
10. Макарий (Невский), митроп. Беседы к язычникам. //Миссионерское обозрение. Январь. №1 (63) 2001.
11. Махиборода Н.И. Формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола. Дисс. канд. пед. н. М., 1992.
12. Михлин А.С. Осужденные. Кто они? Общая характеристика осужденных М., 1996.
13. Неткачев В. История пастырского служения РПЦ среди заключенных в XIX-XX вв. МДА, 1993 (канд. дисс.).
14. О религии и Церкви. М., 1976.
15. Отчет Отдела по взаимодейтсвию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, представленный Священному Синоду 20 апреля 2000.
16. Попов Е., прот. Беседы с заключенными в тюрьме. В 2-х частях. Ч.1. СПб., 1870.
17. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Официальный текст. М., 2000.
18. Православный молитвослов и псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря. 1995.
19. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы. М., 1905.
20. Российская Федерация. Федеральный Закон «О Свободе совести и о религиозных объединениях». М., 1997.
21. Руководственное наставление священникам, служащим при тюремных замках и больницах. Вологда, 1851.
22. Скоморох О., свящ. Пастырское служение в тюрьме в настоящее время. Курс. раб. СПбДА, 1998.
23. Степанов В.В. Взаимодействие администраций исправительных учреждений Чувашской республики с представителями различных религиозных конфессий при духовно-нравственном воспитании осужденных//Ученые записки./Ун-т Поволжья. М., Т.1.
24. Троицкий Д., свящ. Священник тюремной церкви//Тюремный вестник. №3. 1865; № 1. 1893; №5-9. 1894; №4-12. 1895; №1. 1896; №1-11. 1897; №12. 1898; №11. 1899.
25. Фотий (Евтихиев), иеромон. Пастырство в Русской Православной Церкви в XX веке (1900 — 1925 гг.) Приложение к дисс. Ч. 1. Сергиев Посад, 1992.
26. Фудель Иосиф, прот. Дневник священника пересыльной тюрьмы. (Интернет)
27. Харинов Вячеслав, свящ. Библейские основы церковной благотворительности/Благотворительность в социальной политике России. СПб., 2000.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф