Введение
1. Теоретические основы исследования казначейского обслуживания в Российской Федерации
1.1 Понятие бюджета и бюджетного процесса
1.2 Стандарты государственного финансового контроля
1.3 Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как стадия бюджетного процесса
1.4 Порядок казначейского обслуживания исполнения бюджета бюджетов
2. Основы кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам
2.2 Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам
2.3 Стандарты государственного финансового контроля и организация контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
В рыночных условиях государственные финансы (система бюджетов государства) являются одним из самых действенных инструментов влияния на темпы и пропорции развития экономики и социальной сферы. Важнейший этап бюджетного процесса, на котором осуществляется реализация запланированных задач и мероприятий любого государства – выполнение бюджета. Один из его участников – Федеральная казначейская служба. От того, как будет организована работа Федеральной казначейской службы, будет зависеть состояние выполнения бюджета и как следствие – макроэкономические процессы в государстве, социально-экономическое развитие регионов. Таким образом, необходимость усовершенствования отечественной системы кассового исполнения бюджетов с целью улучшения управления финансовыми ресурсами государства и более рационального использования бюджетных средств обусловила актуальность этой темы.
От применения современных методик и прогрессивных подходов к совершенствованию бюджетного планирования и прогнозирования, подтвержденные мировым опытом, зависят качество и реальность бюджетных показателей в контексте обеспечения устойчивого развития государства. Исследование современного состояния, проблем и перспективных направлений развития бюджетного планирования и прогнозирования имеет большое значение для решения вопросов совершенствования бюджетного процесса в условиях демократических и рыночных трансформаций.
Поэтому актуальность данной работы является бесспорной. Ее можно рассматривать как с научной точки зрения, потому что она обусловлена объективной потребностью совершенствования и изменений процесса казначейского обслуживания государственного бюджета Российской Федерации, так и с гражданских позиций через интерес к результатам выполнения государственного бюджета Российской Федерации, поскольку за счет их финансирования обеспечиваются жизнедеятельность страны и ее развитие.
Вопросам бюджетного процесса посвящены труды многих ученых. Среди отечественных ученых значительный задел в этом направлении имеют такие ученые, как: А.Ю. Федорова А. Ю., Н.И, Дорожкина, П.Ю. Черкашнев, А.В. Цыдыпова, Л.Р. Ковтун, Л.Н. Милова, Е.А. Серпер и др. Однако, начало проведения реформ в сфере государственных финансов и децентрализации финансовой системы Российской Федерации, требует рассмотрения их влияния на эффективность бюджетного процесса в стране.
В данном отчете проведено исследование особенностей организации казначейского обслуживания исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Были поставлены следующие задачи::
– определить понятие бюджета и бюджетного процесса;
– рассмотреть общепринятые стандарты государственного финансового контроля;
– рассмотреть исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как стадия бюджетного процесса;
– дать характеристику порядка казначейского обслуживания исполнения бюджетов;
– провести анализ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам;
– провести анализ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам;
– рассмотреть организацию контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Объект исследования – бюджетная система Российской Федерации.
Предмет исследования – процесс кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Методологическая основа (база) исследования включает системный и сравнительный анализ, структурно-динамический анализ, анализ причинно-следственных связей. Информационной базой исследования послужили данные, Министерства финансов Российской Федерации, Банка России и Федеральной службы государственной статистики о динамике макроэкономических показателей, основных показателях государственного бюджета.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы казначейского обслуживания в Российской Федерации. В первом параграфе определено понятие бюджета и бюджетного процесса. Во втором параграфе рассмотрены стандарты государственного финансового контроля. В третьем параграфе дана характеристика исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как стадии бюджетного процесса. В четвертом параграф показан порядок казначейского обслуживания исполнения бюджета бюджетов. Во второй главе проведен анализ основ кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В первом параграфе проведен анализ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам. Во втором параграфе проведен анализ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам. В третьем параграфе предложены рекомендации по стандартизации государственного финансового контроля и организация контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1. Теоретические основы исследования казначейского обслуживания в Российской Федерации
1.1 Понятие бюджета и бюджетного процесса
Бюджет – достаточно сложное и многогранное явление, занимающее центральное место в финансовой системе. Формирование и выполнение бюджетов, отчетность об их выполнении регулируется государством с помощью правовых норм. Деятельность органов государства и местного самоуправления в области бюджета в широком плане получила название бюджетного процесса[1].
Стадии бюджетного процесса включают:
- Составление и рассмотрение прогноза бюджета, и принятие решение относительно его – включает формирование показателей бюджета на среднесрочный период, которые являются основой для составления проекта бюджета.
- Составление проекта бюджета – включает осуществление расчетов доходов, затрат и кредитования бюджета на плановый год, подготовка проекта решения органа власти о бюджете.
- Рассмотрение бюджета и принятие решения о бюджете – включает рассмотрение проекта бюджета постоянными комиссиями Государственной Думы с целью принятия решения о бюджете на пленарном заседании.
- Исполнение бюджета, включая внесение изменений в решение о бюджете – включает процедуры исполнения бюджета по доходам, расходам, внесению изменений в бюджет.
- Подготовка и рассмотрена отчета об исполнении бюджета и принятие решения относительно него – включает подготовку и подачу отчетов в Государственную Думу, их рассмотрение и принятия соответствующего решения относительного годового отчета.
Связь стадий бюджетного процесса с бюджетным циклом, бюджетным периодом, бюджетированием и бюджетным контролем в контексте временного измерения показана на рис. 1.
Рисунок 1. Связь во временном измерении бюджетного процесса с бюджетированием, бюджетным контролем, бюджетным циклом и бюджетным периодом[2]
Так, стадии бюджетного процесса вписаны в бюджетный цикл, а выполнение бюджета осуществляется в течение бюджетного периода. Бюджетирование и бюджетный контроль выступают инструментами, которые обеспечивают бюджетный процесс на всех его стадиях. Обычно в начале каждого бюджетного цикла происходит корректировка бюджетных прогнозов по результатам анализа исполнения бюджетов прошлых и хода выполнения текущего бюджета. Результаты рассмотрения отчета об исполнении бюджета служат индикатором эффективности проведения бюджетной политики, а также базой для следующего бюджетного планирования.
Исполнение бюджета обеспечивает поступление запланированных доходов в бюджеты и финансирование программ и мероприятий, предусмотренных соответствующими бюджетами.
Эффективность бюджетного процесса – это его способность обеспечивать непрерывное и бесперебойное финансирование выполнения государством собственных функций и задач в соответствии с обоснованными показателями.
К общим характеристикам эффективности бюджетного процесса можно отнести: соблюдение временных ограничений; регламентации бюджетных процедур; и участие общественности; контрольные мероприятия; информационное взаимодействие участников бюджетного процесса.
К специфическим характеристикам эффективности бюджетного процесса можно отнести: обоснованность и точность прогнозов; обоснованность плановых показателей; определение показателей результативности и эффективности использования бюджетных средств; уровень лоббирования интересов; уровень согласованности политических интересов; точность выполнения росписи бюджета; оперативность управления временными кассовыми разрывами; наличие расширенного объяснение значительных отклонений фактических показателей от запланированных; анализ реализации бюджетных рисков в соответствующем бюджетном периоде.
Риск-ориентированный подход выступает базисом государственного финансового контроля, проводимого казначейскими органами. Его идея состоит в том, что низкорисковые рутинные операции (по оценке казначейского ведомства на их долю приходится около 80 % всех операций) выполняются с использованием информационных технологий и подвергаются децентрализованным процедурам автоконтроля, а высокорисковые – требуют проведения физических процедур визуального контроля и централизации[3].
Стадии бюджетного процесса позволяет разделить все составляющие эффективности бюджетного процесса на общие (те, что присущи всем стадиям бюджетного процесса) и специальные (характеризующие только отдельную стадию бюджетного процесса)[4].
К общим характеристикам эффективности бюджетного процесса можно отнести следующие[5]:
1) соблюдение временных ограничений;
2) регламентация бюджетных процедур;
3) транспарентность бюджетного процесса и участие общественности;
4) контрольные мероприятия;
5) информационное взаимодействие участников бюджетного процесса.
Соблюдение временных ограничений базируется на реализации всех стадий бюджетного процесса в установленные нормами сроки.
В широком понимании бюджетный контроль направлен не только на требовании соблюдения бюджетного законодательства, а и на процедуру формирования этого законодательства, внедрение новых технологий в бюджетный процесс, обоснованность бюджетной политики. Значение бюджетного контроля трудно переоценить, поскольку его результаты, в том числе показывают соответствие бюджетирования заявленной государством стратегии. То есть, кроме проверки формального соблюдения бюджетного законодательства, результатом бюджетного контроля должны быть выводы, основанные и на научных принципах[6].
Конкретизация и упорядочение, систематизация и закрепление четких значений понятий позволяют избежать ненужных разногласий во время характеристик, тех или иных элементов современного бюджета, бюджетного процесса, бюджетного менеджмента.
Учитывая то, насколько быстро развивается и меняется современный бюджет, внедряются новые технологии в производство бюджетного процесса, четкая характеристика того или иного объекту исследования закладывает основы для успешного дальнейшего изучения такого сложного и динамичного объекта, как бюджет государства.
1.2 Стандарты государственного финансового контроля
Применение единых подходов в контрольной деятельности является базисным шагом для достижения взаимного признания ее результатов органами государственного финансового контроля. Их документальная фиксация обеспечивает не только снижение административной нагрузки на органы и объекты контроля, но и повышают эффективность взаимодействия всех участвующих субъектов в связи с наличием четких принципов и элементов в алгоритмах проведения контрольного мероприятия с достижением максимальной результативности. Начиная с 1 июля 2020 года на основании пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ деятельность по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством РФ[7].
Формирование единых правил и механизмов для всех органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля страны основывалось на лучших практиках контрольной деятельности. По результатам анализа этих практик Минфин России с участием Федерального казначейства предложил Правительству РФ унифицированные подходы осуществления контрольной деятельности – проекты стандартов.
Органы Федерального казначейства ранее при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля вместо федеральных стандартов руководствовались Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092[8].
На сегодняшний день утверждены и вступили в силу все семь федеральных стандартов (табл. 1), предусмотренных Бюджетным кодексом, и в связи с их вступлением в силу значительным образом изменился порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таблица 1 – Федеральные стандарты ВГ(М)ФК
Название стандарта | Утвержден | Вступил в силу |
Стандарт по принципам контрольной деятельности | Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 года № 95 | 1 июля 2020 года
|
Стандарт по правам и обязанностям при осуществлении контроля | Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 года № 100 | 1 июля 2020 года |
Стандарт по планированию проверок, ревизий и обследований | Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2020 года № 208 | 1 июля 2020 года
|
Стандарт по реализации результатов контрольного мероприятия | Постановление Правительства РФ от 23 июля 2020 года № 1095 | 28 июля 2020 года |
Стандарт по проведению проверок, ревизий и обследований и оформлению их результатов | Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 года № 1235 | 24 августа 2020 года
|
Стандарт по досудебному обжалованию | Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 года № 1237 | 24 августа 2020 года |
Стандарт по составлению отчетности | Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1478
| 30 сентября 2020 года
|
Федеральное казначейство продолжает обсуждать практику применения федеральных стандартов на различных уровнях, как в системе Федерального казначейства, так и на площадке Минфина России, а также с органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ. Такая работа позволяет выявлять пробелы в понимании стандартов и разъяснять тонкости их практического применения в контрольной деятельности. Стандартизация внутреннего государственного финансового контроля способствует:
– унификации правил планирования, проведения контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов, составления отчетности о результатах контрольной деятельности;
– рациональности распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов для повышения эффективности и получения максимального результата при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере;
– росту доверия общества за счет прозрачности, открытости и доступности информации о контрольной деятельности органов контроля;
– снижению административной нагрузки на подконтрольную среду с одновременным повышением уровня организации проведения контрольных мероприятий.
Все это, по сути, задает новый вектор развития государственного финансового контроля, направленный на обеспечение финансово-экономической стабильности государства при одновременном росте доверия общества.
1.3 Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как стадия бюджетного процесса
В реализации положений бюджетной политики, касающихся повышения операционной эффективности расходов, в том числе посредством «предоставления под потребность» казначейского сопровождения средств федерального бюджета, исключительную роль играет Федеральное казначейство, которым соответствующие механизмы отрабатываются с 2016 года[9]. Бюджет считается исполненным, когда он обеспечивает полное и своевременное поступление запланированных доходов ко всем звеньям бюджетной системы и непрерывное финансирование мероприятий, утвержденных в бюджете[10].
Задачи по исполнению бюджета возлагаются на министерства, ведомства, местные органы власти и предприятия, организации и учреждения, финансируемые из местного бюджета.
Государственная политика в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств представляет собой совокупность мероприятий, направленных на эффективное управление финансовыми ресурсами на едином казначейском счете, осуществление контроля за надлежащим выполнением бюджетного законодательства и целевым направлением бюджетных средств на условиях прозрачности и открытости, а также обеспечение составления достоверной отчетности с целью принятия эффективных управленческих решений. Приведенное определение характеризует это понятие как интегрированную государственную управленческую категорию, которая сочетает в себе многоаспектность и многоуровневость термина «управление публичными финансами».
Целью государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств являются: обеспечение надлежащего, эффективного, экономного, целевого и законного использования бюджетных средств распорядителями (получателями) бюджетных средств, которых обслуживает Федеральное Казначейство Российской Федерации[11].
Т.С. Коробова отмечает, что субъектами системы Федеральное Казначейство являются[12]:
– государство в лице соответствующих органов;
– субъекты хозяйствования, уплачивающие налоги и другие обязательные платежи, поступающие в бюджет и соответствующие государственные фонды;
– физические лица, уплачивающие налоги и платежи, поступающие в бюджет и соответствующие государственные фонды;
– распорядители государственных средств, которые получают денежные средства из соответствующего бюджета для выполнения надлежащих функций, определенных государственным устройством;
– другие субъекты, которые вносят или получают государственные средства.
К объектам системы Федерального Казначейства относятся:
– денежные ресурсы, поступающие в централизованные фонды;
– денежные ресурсы, переводимые (расходуемые) распорядителям бюджетных ресурсов;
– лимиты, то есть остатки на бюджетных счетах.
Определим субъектов и объектов государственного управления, учитывая проблемы реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.
Субъектом государственного управления в системе Федерального Казначейства являются органы Казначейства, которые непосредственно осуществляют реализацию государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств. Объектами государственного управления в системе Федерального Казначейства являются распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, другие клиенты органов Казначейства.
Между этими субъектами возникают экономические отношения по поводу концентрации и распределения бюджетных средств.
В мире известны три системы исполнения бюджета: банковская, казначейская и смешанная.
В банковской системе счета по исполнению бюджета открываются в учреждениях банков, вся информация о движении бюджетных средств централизуется непосредственно банковской системой.
В случае применении казначейской системы счета по исполнению бюджета открываются в органах казначейства.
При смешанной системе счета по исполнению бюджета открываются как в учреждениях банков, так и в органах казначейства.
Банковская система исполнения бюджета по результатам своей деятельности оказалась неэффективной, ведь была неспособна достичь оптимального развития для финансовой сферы государства. Катализируя невозможность обеспечения системного контроля за прохождением средств бюджета и эффективным их применением, не предоставлением необходимой информации для оперативного вмешательства в процесс выполнения бюджета, а также сохранения значительных остатков свободных средств на текущих счетах бюджетных учреждений в условиях острого дефицита государственного бюджета, такая структура нуждалась в замене (рис. 2)[13].
Недостатки банковской системы исполнения бюджета обусловили переход к казначейскому исполнению бюджета, который предполагает, в свою очередь, выполнение таких действий: контроль бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей; расчетно-кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств; операции с денежными средствами государственного и местных бюджетов; бухгалтерский учет и составление отчетности при исполнении государственного бюджета.
Рисунок 2 – Процесс перехода к казначейскому исполнению бюджета[14]
В ходе казначейского обслуживания в органах Казначейства бюджетным учреждениям открываются счета в установленном законодательством порядке.
1.4 Порядок казначейского обслуживания исполнения бюджета бюджетов
Казначейская система играет в процессе исполнения бюджета и социально-экономическом положении населения страны, способствующая бесперебойному в полном соответствии с законом исполнению бюджетного процесса в условиях многоуровневой бюджетной системы РФ.
С 2005 года Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, имеющим правовой статус – федеральная служба. Институт казначейства прошел длинный и тернистый путь образования системы управления государственными денежными активами, отвечающей требованиям эпохи. В настоящее время функционирует важный государственный орган, задачами которого являются эффективное и рациональное исполнение бюджетных функций, обеспечивающий надлежащее взаимодействие центральной власти и регионов, вырабатывающий баланс между единой системой управления бюджетными средствами и специфическими методами управления, характерными каждому региону Российской Федерации[15].
Бюджетным кодексом Российской Федерации[16] предусмотрено казначейское исполнение бюджета, причем не только на общегосударственном уровне, но и на местном также. Федеральное казначейство обслуживает кассовое исполнение бюджетов на основе единых законодательно закрепленных норм и правил[17].
Принципы организации исполнения бюджета, которые позволят эффективно оптимизировать механизм работы государственного казначейства[18]:
– применение режима экономии;
– пропорциональность при финансировании из бюджета;
– финансирование юридических лиц только из одного бюджета;
– финансовая дисциплина на предприятиях и организациях бюджетной сферы;
– финансирование расходов к различным уровням бюджета в пределах, утвержденных в бюджете сумм в течение бюджетного года;
– эффективный контроль за использованием бюджетных активов;
– обеспечение полного и своевременного поступления доходов.
Казначейское обслуживание осуществляется территориальными органами Федерального казначейства[19]:
Функциями казначейства во многих странах является выполнение бюджета по поступлениям и расходам. В мире существуют казначейства с широкими функциями, которые непосредственно задействованы в формировании и реализации экономической политики, а также в проведении платежей. В странах есть определенные особенности функционирования указанной институции, вызванные наличием поставленных задач, условий и традиций конкретно-исторического периода. Каждая из казначейских систем имеет слабые и сильные стороны.
Выводы по главе
Таким образом, бюджетный процесс представляет собой организацию и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
«Исполнение бюджета» следует рассматривать как стадию бюджетного процесса по оперативной мобилизации доходов и своевременного, полного и непрерывного финансирования утвержденных расходов по программам, с соблюдением требований эффективного и результативного управления средствами бюджетов на условиях публичности и прозрачности. Выяснено, что существуют такие системы исполнения бюджетов: банковская, казначейская и смешанная. Выявлены положительные и отрицательные факторы обслуживание в банках государственного сектора по оперативности принятия управленческих решений по выполнению бюджетов по специальным фондам, целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также прозрачного и открытого исполнения бюджетов.
Главным органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства, казначейского обслуживания бюджетных средств, средств клиентов в соответствии с законодательством есть Минфина Российской Федераци. Задачи Казначейства определяют основные направления деятельности службы.
Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе при выполнении государственного и местного бюджетов на сегодня гораздо выше по сравнению с теми годами, когда деятельность Казначейства Российской Федерации только начиналась. Федеральное Казначейство выступает полноправным участником бюджетного процесса, обеспечивающего оперативное управление государственными финансами.
2. Основы кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по дохода
Анализ отчетов об исполнении государственных бюджетов за предыдущие годы свидетельствует о многих проблемах, что эксперты Счетной палаты неоднократно отмечали в своих выводах. В частности, выводах о несоответствии практики государственного прогнозирования, которая делает невозможным предоставление экономическим агентам четких макроэкономических ориентиров, что не способствует эффективной экономической деятельности.
Изменение структуры фактических доходов федерального бюджета представлено на рис. 3.
Рисунок 3 – Изменение структуры фактических доходов федерального бюджета[20] в процентах
Из рис. 2 видно, что исполненная структура доходов федерального бюджета в 2015-2020 гг. была сформирована преимущественно за счет налоговых доходов, на их долю в 2015 г. приходилось 67,54% доходов бюджета, а в 2020 г. – 60,61% доходов бюджета.
В табл. 1 представлены основные параметры федерального бюджета в 2019-2020 гг.
Таблица 1 – Основные параметры федерального бюджета в 2019-2020 гг.[21]
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | Отклонение 2020 г 2019 г. | |||
Факт | Закон о федеральном бюджете на 2020 г. | Закон о федеральном бюджете с изменениями | Факт | Млрд руб. (в ценах 2019 г.) | В постоянных ценах, % | |
Доходы, в том числе | 20188,8 | 20379,3 | 20593,6 | 18699,3 | -2363,0 | -11,7 |
Нефтегазовые доходы | 8247,7 | 7472,2 | 7253,8 | 4950,2 | -3528,7 | -42,8 |
Ненефтегазовые доходы | 11941,1 | 12907,1 | 13069,8 | 13749,1 | 1165,9 | 9,8 |
Как видно из табл. 1, в реальном выражении доходы федерального бюджета в 2020 г. сократились на 11,7% в постоянных ценах относительно соответствующего периода 2019 г. (табл. 1), а кассовое исполнение составило 90,8% от утвержденных прогнозных объемов 2020 г. Наибольшее сокращение (2020 г. к 2019 г.) в реальном выражении отмечается по нефтегазовым доходам федерального бюджета – на 3,5 трлн руб., или на 42,8%. По итогам 2020 г. базовый объем нефтегазовых доходов составил 4,9 трлн руб.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2020 г. выросли на 1,2 трлн руб., или на 9,8% в реальном выражении относительно 2019 года, в основном благодаря указанному ранее перечислению прибыли ЦБ от продажи пакета ПАО Сбербанк[22] Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году выросли по сравнению с 2019 годом на 9,8 % и составили 14 901,2 млрд руб. или 102 % прогнозируемых объемов (рис. 4).
Рисунок 4 – Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации[23]
Рост доходов наблюдался в 80 субъектах Российской Федерации, из них наибольший в г. Севастополе на 54,5 %, Республике Тыва – на 43,2 %, Еврейской автономной области – на 40,2 %, Кабардино-Балкарской Республике – на 35,2 %.
Основные показатели исполнения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Основные показатели исполнения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году[24]
Показатели | Исполнено, млрд руб. | Прирост в % к 2019 году | % от плана бюджета на 2020 год |
Доходы, всего | 14901,2 | 9,8 | 102,0 |
Налоговые и неналоговые доходы | 10798,4 | -1,8 | 98,7 |
Налог на прибыль | 2927,0 | -12,0 | — |
НДФЛ | 4253,1 | 7,5 | — |
Иные налоговые и неналоговые доходы | 3618,3 | -1,8 | — |
Межбюджетные трансферты | 3776,0 | 53,9 | 107,1 |
Дотации | 1303,7 | 41,1 | 109,5 |
Субсидии | 1012,3 | 81,6 | 100,2 |
Субвенции | 606,3 | 52,9 | 111,2 |
Продолжение табл. 2
Иные межбюджетные трансферты | 853,8 | 48,5 | 118,3 |
Расходы — всего | 15577,7 | 14,8 | 94,1 |
Дефицит (-)/профицит (+) | -676,6 | — | 42,9 |
Доходы региональных бюджетов увеличились на 10%. При этом собственные налоговые и неналоговые доходы снизились на 2%, что было компенсировано ростом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (+54 %). Основным фактором падения ННД стал налог на прибыль (–13 %). Поступление остальных ННД в целом удержалось на уровне 2019 года, что позволило регионам гибко принимать решения о балансировке бюджетов. Существенное увеличение межбюджетных трансфертов произошло в основном за счет распределения дополнительных дотаций на обеспечение сбалансированности (300 млрд руб.) и целевых трансфертов на поддержку здравоохранения и оказание мер по поддержке экономики и населения.
2.2 Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам
Расходы федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2020 гг. выросли на 46,10%, что является тревожной тенденцией, так как наблюдается превышение темпов роста расходов федерального бюджета над его доходами. При этом за 2020 г. рост расходов федерального бюджета составил 4,6 трлн руб. по сравнению с 2019 годом, или 25,3% в реальном выражении. В расходах федерального бюджета наибольшие темпы отмечались по следующим статьям: охрана окружающей среды (в 4,24 раза), здравоохранение и спорт (в 2,58 раз), жилищно-коммунальное хозяйство (в 2,57 раза), межбюджетные трансферты (в 2 раза), культура, кинематография и СМИ на 60,73%, социальная политика (на 63,89%), образование (на 56,71%), обслуживание государственного и муниципального долга (на 51,19%), национальная экономика (на 49,90%), СМИ (на 47,50%), общегосударственные вопросы (на 34,91%), национальная безопасность и правоохранительную деятельность (на 13,28%). Таким образом, можно отметить существенный рост социально направленных расходов.
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2015-2020 гг. был дефицитным в 2015, 2016, 2017, 2020 гг., наибольший дефицит бюджета наблюдался в 2020 г., что вызвано объективными причинами развитием пандемии COVID-19.
Рассматривая структуру расходов федерального бюджета в 2015-2020 гг. (табл. 3), можно отметить, что наибольшие статьи расходов в 2020 г. занимали: социальная политика (30,63%), национальная экономика (15,27%), национальная оборона (13,89%), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (9,76%), межбюджетные трансферты (6,12%), здравоохранение и спорт (5,85%). Доля остальных статьей расходов не превышает 5%.
Таблица 3 – Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2015-2020 гг.[25] в процентах
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Расходы, всего, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Общегосударственные вопросы | 7,15 | 6,67 | 7,08 | 7,52 | 7,49 | 6,61 |
Национальная оборона | 20,37 | 23,00 | 17,37 | 16,91 | 16,46 | 13,89 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 12,58 | 11,57 | 11,68 | 11,80 | 11,44 | 9,76 |
Национальная экономика | 14,88 | 14,02 | 14,98 | 14,37 | 15,52 | 15,27 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,92 | 0,44 | 0,73 | 0,89 | 1,55 | 1,63 |
Охрана окружающей среды | 0,32 | 0,38 | 0,56 | 0,69 | 1,08 | 1,14 |
Образование | 3,91 | 3,64 | 3,75 | 4,32 | 4,54 | 4,19 |
Продолжение табл. 3
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0,58 | 0,53 | 0,55 | 0,57 | 0,67 | 0,63 |
Здравоохранение и спорт | 3,30 | 3,08 | 2,68 | 3,21 | 3,91 | 5,85 |
Социальная политика | 27,31 | 27,95 | 30,40 | 27,41 | 26,81 | 30,63 |
Физическая культура и спорт | 0,47 | 0,36 | 0,59 | 0,38 | 0,45 | 0,33 |
Средства массовой информации | 0,53 | 0,47 | 0,51 | 0,53 | 0,57 | 0,53 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 3,32 | 3,78 | 4,32 | 4,82 | 4,01 | 3,44 |
Межбюджетные трансферты | 4,37 | 4,09 | 4,82 | 6,55 | 5,51 | 6,12 |
При этом за 2015-2020 гг. наибольший прирост доли расходов федерального бюджета отмечался по статьям: федеральная культура и спорт (3,32%), социальная политика (2,54%), а сокращение доли расходов бюджета по статьям (национальная безопасность и правоохранительная деятельность (на 6,48%), национальная экономика (2,83%). Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации за 2015-2020 гг. стал более социально ориентированным.
Основные показатели исполнения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году представлены в табл. 4.
Таблица 4 – Основные показатели исполнения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году
Показатели | Исполнено, млрд руб. | Прирост в % к 2019 году | % от плана бюджета на 2020 год |
Расходы — всего | 15577,7 | 14,8 | 94,1 |
Расходы региональных бюджетов превысили объем 2019 года на 15 %. Увеличение расходов сконцентрировалось в трех отраслях – здравоохранение (+72 %), социальная политика (+23 %) и национальная экономика (+6 %). Во многих регионах было проведено изменение отраслевых приоритетов в пользу указанных отраслей, в основном за счет расходов на ЖКХ и расходов дорожных фондов. Дефицит составил 4% расходов или 6% ННД. Дефицитными оказались в основном бюджеты регионов с высокой бюджетной обеспеченностью, которым в соответствии с методологией не предоставлялись дополнительные дотации.
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов в реальном выражении в 2020 г. выросли на 446,7 млрд руб., или на 27,9% относительно предыдущего года (табл. 5).
Таблица 5 – Основные параметры исполнения федерального бюджета по национальным проектам[26]
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | Отклонение 2020 г. к 2019 г. | |||
Млрд руб. | Кассовое исполнение, % | Млрд руб. | Кассовое исполнение, % | Млрд руб. (в ценах в 2019 г.) | В постоянных ценах, % | |
Расходы, всего, в том числе | 18214,2 | 94,2 | 22812,7 | 95,8 | 3532,9 | 19,4 |
По национальным проектам, всего, из них | 1601,8 | 91,4 | 2149,1 | 97,4 | 446,7 | 27,9 |
Демография | 498,4 | 95,5 | 689,6 | 98,0 | 158,9 | 31,9 |
Здравоохранение | 157,2 | 98,0 | 295,7 | 96,1 | 124,7 | 79,3 |
Образование | 98,8 | 91,0 | 114,9 | 86,4 | 10,7 | 10,9 |
Культура | 14,0 | 99,0 | 15,8 | 98,4 | 1,1 | 7,6 |
Наука | 37,6 | 99,1 | 40,3 | 99,2 | 0,8 | 2,2 |
Жилье и городская среда | 98,9 | 93,8 | 168,7 | 99,7 | 61,9 | 62,6 |
Экология | 36,9 | 66,3 | 63,1 | 97,6 | 23,2 | 63,0 |
Малое и среднее предпринимательство | 56,4 | 93,1 | 61,7 | 96,9 | 2,4 | 4,3 |
Международная кооперация и экспорт | 78,2 | 89,1 | 70,4 | 97,3 | -11,1 | -14,2 |
Цифровая экономика Российской Федерации | 73,8 | 73,3 | 86,3 | 97,0 | 8,5 | 11,5 |
Продолжение табл. 5
Производительность труда и поддержка занятости | 6,2 | 87,1 | 4,0 | 98,7 | -2,4 | -38,5 |
Безопасность и качественные автомобильные дороги | 138,4 | 97,1 | 155,7 | 98,7 | 10,0 | 7,2 |
Комплексный план модернизации инфраструктуры | 306,4 | 88,0 | 382,6 | 99,4 | 58,3 | 19,0 |
Доля расходов по НП в общем объеме расходов федерального бюджета, % | 8,8 | — | 9,4 | — | — | — |
При этом кассовое исполнение составило 97,4% от утвержденных годовых назначений, что на 6,0 п.п. выше кассового исполнения за аналогичный период 2019 г., причем улучшение кассового исполнения нацпроектов наблюдается по большинству из них.
В то же время следует заметить, что расходы по национальным проектам в 2020 г. осваивались довольно неритмично: так, по состоянию на 1 декабря 2020 г. уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета на нацпроекты был равен только 78%. Однако по итогам года уровень освоения средств на национальные проекты превысил кассовое исполнение по расходной части федерального бюджета в целом. Доля расходов на национальные проекты в общем объеме расходов федерального бюджета в 2020 г. увеличилась до 9,4% против 8,8% в 2019 г., что свидетельствует о некотором росте доли производительных расходов в федеральном бюджете. В реальном выражении выросли объемы финансирования в 2020 г. по проектам: «Здравоохранение» (на 79,3%), «Экология» (на 63,0%), «Жилье и городская среда» (на 62,6%). Сокращение объемов финансирования в 2020 г. в реальном выражении по сравнению с 2019 г. отмечается только по проектам «Производительность труда и поддержка занятости».
Расходы выросли на 14,8 % и составили 15 577,7 млрд руб. (без учета объема расходов г. Москвы – 12 561,1 млрд руб.), или 94,3 % предусмотренных объемов, что отражено на рис. 5.
Рисунок 5 – Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации[27]
Низкое качество государственного бюджета во многом объясняется недостатками в его планировании[28].
В следующем параграфе рассмотрены стандарты государственного финансового контроля организация контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2.3 Стандарты государственного финансового контроля и организация контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Внутренний государственный финансовый контроль всегда эффективен и развивается тогда, когда он основан на удобстве получения информации об использовании бюджетных средств. Переход к системе казначейских платежей (к казначейскому обслуживанию) в России с 2021 года позволит государству ежедневно контролировать на едином казначейском счете наличие остатков денежных средств бюджета РФ, их движение и возможность направления их на конкретные цели. Прозрачность и открытость приведут к возможности автоматизации контроля в финансово-бюджетной сфере, в соответствии, с чем возникает необходимость разработки концепции дальнейшего развития внутреннего государственного финансового контроля[29].
Эффективность функционирования системы государственного финансового контроля напрямую зависит от наличия, уровня утверждения и качества основных правил (стандартов, регламентов), которыми руководствуются и которые точно выполняют ревизоры. Федеральные стандарты определили единые базовые требования, обеспечивающие при соблюдении установленных контрольных процедур определенный уровень качества и надежности бюджетного контроля, гарантии достоверности его результатов при рассмотрении их в судах и иных государственных органах. Установлены единые требования к планированию, проведению контрольных мероприятий, рассмотрению возражений объектов контроля и реализации результатов контрольных мероприятий[30].
Развитие структуры органов казначейства зависит от степени эффективности управления общественными финансами, которая подразумевает:
– уровень финансовой исполнительской дисциплины и число нарушений в сфере налогового администрирования и целевого использования бюджетных средств;
– эффективность бюджетного планирования и прогнозирования (точность и актуальность прогнозных оценок поступлений и плановых показателей выплат, предоставляемых главными администраторами и главными распорядителями);
– кадровую исполнительскую дисциплину, уровень квалификации в области управления общественными финансами, включая интерес и внимание к изменениям в законодательстве, навыки точного и корректного ввода данных в операционном управлении, документообороте и при формировании баз данных, скорость выявления и устранения ошибочных записей, а также способность к быстрому обучению и повышению квалификации[31].
На этапе исполнения бюджета к основным проблемам следует отнести следующие проблемы: значительная дефицитность бюджетов и их финансирования, существенный уровень Государственного долга и сложность его обслуживания, неопределенность программно-целевого метода формирования бюджета. Одна из существенных причин дефицитности бюджета – это необеспечение выполнения плановых показателей, которые не всегда соответствуют экономическим тенденциям, а расходы значительно превышают возможности аккумулирования средств. Существует ряд проблем с контролем за движением денежных средств, а именно: неэффективное использование средств бюджета; отсутствие эффективного контроля за реализацией бюджетных программ, что требует решения вопросов с усилением контроля за целевым использованием бюджетных средств. Начиная с 2021 года на основании изменений, внесенных в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ введена глава 24.3 «Казначейское обслуживание». Статьей 242.15. в Российской Федерации устанавливается – казначейское обслуживание бюджетов[32].
Варианты кассового обслуживания бюджетов Российской Федерации в Российской Федерации 2008-2020 гг. представлены в табл. 6.
Таблица 6 – Варианты кассового обслуживания бюджетов Российской Федерации в Российской Федерации 2008-2020 гг.[33]
Вариант | Характеристика |
Первый вариант | предполагает открытие лицевого счета бюджета финансовому органу |
Второй вариант | предполагает открытие в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования, лицевых счетов главным администраторам, администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. |
Третий вариант | предполагает применение смешанного варианта кассового обслуживания |
Приказом от 14.05.2020 № 21н утвержден Порядок казначейского обслуживания, который предполагает проведение всех операций участников системы казначейский платежей (в том числе финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) на соответствующих казначейских счетах. Данный порядок законодательно определяет п. 25 два варианта казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, см. рис. 6.
Рисунок 6 – Варианты казначейского обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов с 2021 года.[34]
Модель казначейского обслуживания по второму варианту является наиболее прогрессивной и менее затратной, а также позволяет использовать единую методологию казначейского обслуживания бюджетов Российской Федерации.
Рассмотрим главные направления изменений, которые касаются повышения эффективности бюджетного процесса.
Бюджетная и финансовая самостоятельность местных бюджетов:
– самостоятельное формирование местных бюджетов на основе закрепленных стабильных доходных источников и расходных полномочий и основных параметров, определенных в проекте государственного бюджета, поданном правительством в парламент до 15 сентября года, предшествующего плановому.
– независимое от сроков принятия государственного бюджета формирование и утверждение местных бюджетов – до 25 декабря года, предшествующего плановому – формирование единого корзины доходов общего фонда и расширения его источников.
- Закрепление за местными бюджетами стабильных источников доходов и расширения доходной базы местных бюджетов. Здесь следует учитывать опыт реформирования бюджетной сферы стран ЕС: увеличение налоговой нагрузки (повышение ставки НДС в Финляндии с 23 до 24%, в Испании с 18 до 21% на Кипре с 17 до 19%; введены новые налоги в Португалии, Франции, Испании[35].
- Новый механизм бюджетного регулирования и выравнивания. Существенная новация выравнивания бюджета не по расходам , а по доходам (как во многих странах), что значительно стимулирует регионы к наращиванию доходов.
- Чтобы местные общины имели возможность более плавно планировать некоторые расходы своих бюджетов, то неиспользованные субсидии и субвенции целесообразно оставлять в распоряжении местного бюджета.
- Средства «фонда регионального развития» должны быть распределены не позднее, чем через 3 месяца после принятия Государственного бюджета (таким образом, у местных органов власти будет достаточно времени на их использование).
Выводы по главе
Проведенное исследование позволило бы определить круг до сих пор еще не решенных проблем в организации и реализации бюджетного процесса в России. Несмотря на начало реформирования, проблемы присутствуют на каждой стадии бюджетного процесса.
Анализ казначейского исполнения федерального бюджета по доходам показал, что доходы бюджета в 2020 г. были не исполнены на 11,7%, в том числе, наибольшее неисполнение доходов наблюдалось по нефтегазовым доходам (на 42,8%). Это обусловлено резким снижением нефтяных цен на мировом рынке в 2020 г.
Доходы консолидированных бюджетов в 2020 г. были исполнены на 102,0%, при этом налоговые и неналоговые доходы были исполнены лишь на 98,7%.
Анализ казначейского исполнения федерального бюджета по расходам показал, что кассовое исполнение бюджетных расходов в 2019 г. составило 94,2%, в 2020 г. – 95,8%. Наибольший процент кассового исполнения по расходам в 2019 г. наблюдался по расходам на национальный проект «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Культура», «Наука». В 2020 г. наибольший процент исполнения расходов наблюдался по таким национальным проектам, как «Демография», «Здравоохранение», «Культура», Наука», Экология». Расходы региональных бюджетов превысили объем 2019 года на 15 %. Расходы консолидированных бюджетов в 2020 г. были исполнены лишь на 94,1%.
На этапе исполнения бюджета к основным проблемам следует отнести следующие проблемы: значительная дефицитность бюджетов и их финансирования, существенный уровень Государственного долга и сложность его обслуживания, неопределенность программно-целевого метода формирования бюджета.
Конечным критерием успеха продвижения путем реформ должны быть те возможности, которые экономика предоставляет для роста производства. Что касается децентрализации, то она будет успешной только в случае вывода из тени основных поступлений бюджетов, стимулирования экономической активность. Финансовая децентрализация должна предусматривать одновременно, как реальное право каждой территории проводить собственную социально-экономическую политику, которая бы учитывала интересы жителей определенной административно-территориальной единицы и имела целью эффективное использование местных ресурсов, так и обеспечивать выполнение общегосударственных функций и задач органами местного самоуправления без противопоставления общегосударственных и региональных интересов.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.
Бюджетный процесс представляет собой организацию и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
«Исполнение бюджета» следует рассматривать как стадию бюджетного процесса по оперативной мобилизации доходов и своевременного, полного и непрерывного финансирования утвержденных расходов по программам, с соблюдением требований эффективного и результативного управления средствами бюджетов на условиях публичности и прозрачности. Выяснено, что существуют такие системы исполнения бюджетов: банковская, казначейская и смешанная. Выявлены положительные и отрицательные факторы обслуживание в банках государственного сектора по оперативности принятия управленческих решений по выполнению бюджетов по специальным фондам, целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также прозрачного и открытого исполнения бюджетов.
Главным органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства, казначейского обслуживания бюджетных средств, средств клиентов в соответствии с законодательством есть Федеральное казначейство Минфина Российской Федерации. Задачи Казначейства определяют основные направления деятельности службы.
Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе при выполнении государственного и местного бюджетов на сегодня гораздо выше по сравнению с теми годами, когда деятельность Казначейства Российской Федерации только начиналась. Федеральное Казначейство выступает полноправным участником бюджетного процесса, обеспечивающего оперативное управление государственными финансами.
Проведенное исследование позволило бы определить круг до сих пор еще не решенных проблем в организации и реализации бюджетного процесса в России. Несмотря на начало реформирования, проблемы присутствуют на каждой стадии бюджетного процесса.
Анализ казначейского исполнения федерального бюджета по доходам показал, что доходы бюджета в 2020 г. были неисполнены на 11,7%, в том числе, наибольшее неисполнение доходов наблюдалось по нефтегазовым доходам (на 42,8%). Это обусловлено резким снижением нефтяных цен на мировом рынке в 2020 г.
Доходы консолидированных бюджетов в 2020 г. были исполнены на 102,0%, при этом налоговые и неналоговые доходы были исполнены лишь на 98,7%.
Анализ казначейского исполнения федерального бюджета по расходам показал, что кассовое исполнение бюджетных расходов в 2019 г. составило 94,2%, в 2020 г. – 95,8%. Наибольший процент кассового исполнения по расходам в 2019 г. наблюдался по расходам на национальный проект «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Культура», «Наука». В 2020 г. наибольший процент исполнения расходов наблюдался по таким национальным проектам, как «Демография», «Здравоохранение», «Культура», Наука», Экология». Расходы региональных бюджетов превысили объем 2019 года на 15 %. Расходы консолидированных бюджетов в 2020 г. были исполнены лишь на 94,1%.
На этапе исполнения бюджета к основным проблемам следует отнести следующие проблемы: значительная дефицитность бюджетов и их финансирования, существенный уровень Государственного долга и сложность его обслуживания, неопределенность программно-целевого метода формирования бюджета.
Конечным критерием успеха продвижения путем реформ должны быть те возможности, которые экономика предоставляет для роста производства. Что касается децентрализации, то она будет успешной только в случае вывода из тени основных поступлений бюджетов, стимулирования экономической активность. Финансовая децентрализация должна предусматривать одновременно, как реальное право каждой территории проводить собственную социально-экономическую политику, которая бы учитывала интересы жителей определенной административно-территориальной единицы и имела целью эффективное использование местных ресурсов, так и обеспечивать выполнение общегосударственных функций и задач органами местного самоуправления без противопоставления общегосударственных и региональных интересов.
Список литературы
Нормативные правовые акты Российской Федерации
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021)
- Приказ Казначейства России от 14.05.2020 № 21н (ред. от 28.06.2021) «О Порядке казначейского обслуживания»
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 17.08.2020) «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций»
Монографии, научные сборники, учебники, учебные пособия
- Ковтун Л.Р. Исполнение бюджета. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2019. – 126 с.
- Милова Л.Н., Серпер Е.А. Организация казначейской деятельности. Учебное пособие. — Самара: СГЭУ, 2019. — 80 с.
- Самаруха В.И., Деревцова И.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. – 160 с.
Периодические издания
- Ахуньянова А.И. Актуальные проблемы кассового обслуживания исполнения федерального бюджета//Вестник науки. – 2021. – Т. 4. – № 4 (37). – С. 51-55.
- Богославцева Л.В. Риск-ориентированное санкционирование денежных обязательств как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов // Финансовые исследования. – 2020. – № 3. – С 82–91.
- Глухова В.И. Управление ликвидностью в системе казначейского обслуживания исполнения бюджетов//Актуальные проблемы современности. – 2021. – № 1 (31). – С. 99-104.
- Данилина И.Н. Эволюция вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации//Сборники конференций НИЦ Соосфера. – 2021. — №1. – С.41-45.
- Данчиков Е. А. Стандартизация — путь к повышению эффективности госфинконтроля//Финконтроль. – 2021. – № 1 (23). – С. 7-10.
- Исаев Э.А. Отдельные аспекты применения федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля//Управленческий учет. – 2021. – № 9-2. – С. 382-387.
- Канкулова М.И., Османова С.З. Казначейский контроль расходов бюджета субъекта Российской Федерации: практика и возможности оптимизации//Финансы и кредит. – 2021. – Т. 27. – № 8 (812). – С. 1894-1910.
- Коробова Т.С. О казначейском устройстве государства в условиях современного развития сектора государственного управления//Экономика. Налоги. Право. – 2021. – Т. 14. – № 3. – С. 67-78.
- Палеева М.В. История развития и особенности функционирования казначейства в Российской Федерации//Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 11. – № 4-1. – С. 98-104.
- Святов Д.А. Основные аспекты казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации//В сборнике: Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики: проблемы и решения. сборник статей участников I Межвузовской научной студенческой конференции. Москва, 2020. – С. 217-224.
- Симко Н.Н. Концепция развития внутреннего государственного финансового контроля в России в связи с переходом организаций на казначейское обслуживание//Научный альманах.– – № 2-2 (76). – С. 27-30.
- Федорова А. Ю., Дорожкина Н. И., Черкашнев Р. Ю. Организация процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейскими органами // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2018. – № 3(061). – С. 137-142.
- Хахулина А. Переход на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gendalf.ru/pb/budget/1376/239972/ (дата обращения 31.10.2021)
- Цыдыпова А.В. Организация кассового обслуживания исполнения бюджетов в Российской Федерации//Студенческий. – 2020. – № 35-2 (121). – С. 89-91.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф